Политизация ислама как фактор современного политического процесса: на материалах Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Зинченко, Максим Сергеевич

  • Зинченко, Максим Сергеевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2010, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 198
Зинченко, Максим Сергеевич. Политизация ислама как фактор современного политического процесса: на материалах Северного Кавказа: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Пятигорск. 2010. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Зинченко, Максим Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ПОЛИТИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

1.1. «Неполитические» факторы политического процесса как объект научного анализа

1.2.Политизация религии: понятие, сущность, причины появления 42 1.3 .Проблема политизации ислама в современном мире: вопросы теории и практики

ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ИСЛАМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

2.1.Ислам как базовый фактор динамики политических отношений на Северном Кавказе

2.2.Механизм и инструменты политизации ислама на Северном Кавказе

2.3.Деполитизация ислама как основа стабилизации политического процесса на Северном Кавказе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политизация ислама как фактор современного политического процесса: на материалах Северного Кавказа»

Актуальность темы диссертационного исследования. На протяжении последних десятилетий мир был свидетелем исламского возрождения, характеризующегося реисламизационными процессами, следствием которых стало беспрецедентное усиление влияния ислама на политические процессы целого ряда стран, в том числе и России.

Обращение мусульман к своей традиционной культуре в поисках духовной опоры, стремление отстоять свою самобытность и свои политические интересы обусловлены глубокими структурными изменениями в социально-политической и культурной жизни современного мира, связанными с крушением биполярной системы и усиливающимися процессами глобализации.

Вместе с тем процесс «возрождения ислама» с самого начала отличался крайне противоречивым и сложным характером. С одной стороны, в нем отразилось элементарное стремление людей, считающих себя мусульманами, открыто исповедовать религию (или просто следовать обрядам) своих предков, не опасаясь при этом преследований, с другой - процессы «возрождения ислама» часто сопровождались применением насилия, в результате чего целые регионы превратились в зоны распространения религиозно-политического радикализма.

Политизация ислама на Северном Кавказе является одной из острейших внутриполитических проблем и для современной России. Об ее актуальности свидетельствуют достаточно частые акты терроризма, совершаемые в Москве, Дагестане, Чечне, Ингушетии и других субъектах федерации, а также связанные с ними выступления главы государства - Президента РФ Д.А.Медведева, который за последние два года неоднократно поднимал вопрос о необходимости стабилизировать политическую жизнь на Северном Кавказе, отличительной особенностью которой стал набирающий с 1990-х гг. силу религиозно-политический экстремизм и терроризм.

Тем не менее проблема политизации ислама не может и не должна сводиться исключительно к проявлению насилия. Целые государства организуют свою политическую и общественную жизнь в соответствии с исламскими юридическими и моральными нормами, исламские партии получают значительный процент голосов даже в странах с устойчивыми светскими традициями (например, Турция). Политический ислам, и это факт, стал неотъемлемой частью современного политического процесса, как мирового, так и протекающего на региональных уровнях.

Политизация ислама — процесс не просто «возрождения» религии, и уж тем более не использования религии в политических целях, иначе мы говорили бы о процессе клерикализации политики. Политизация ислама представляет собой попытку переноса части нерешенных социально-экономических и духовно-идеологических проблем в политическую сферу, означает их наивысший накал, обостренную общественную значимость и актуальность, а также неспособность субъектов принятия политико-управленческих решений справиться с ними при помощи общепринятых методов воздействия.

Все это заставляет нас более внимательно подойти к исследованию вопросов политизации ислама на Северном Кавказе, т.к. от того, насколько это явление, связанное с механизмом преобразования неполитических практик в политические, будет осмыслено, зависит возможность стабилизировать ситуацию и обеспечить возможность деполитизировать ислам, вернув его в контекст религиозной сферы.

Степень научной разработанности проблемы. Политический ислам (исламизм) представляет собой форму проявления неполитических явлений в сфере политики. Сложнейший вопрос о соотношении политической и неполитических сфер, об их взаимном влиянии как в аспекте реальной политической жизни, так и в сфере специальных научных исследований поднимается в трудах таких исследователей, как К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, К.Шмитт,

Р.Арон и др.1 В последнее время данная проблематика получила широкое обсуждение и в отечественной науке благодаря работам таких ученых, как М.В.Данилов, А.Н.Савельев, А.Макарычев, С.В.Клягин, В.М.Капицин и др.2

Теоретические выводы, касающиеся политизации религий, были сделаны на основе классических работ К.Шмитта о «понятии политического» и работ Э.Фёгелина и Х.Линца о политических религиях и тоталитарных идеологиях . Среди работ исследователей, не просто описывающих изолированные процессы политизации различных религий, но и обобщающих этот опыт, делая выводы, которые можно приложить к политизации любой религии, необходимо назвать Э.Абрахамяна, Х.Казанову, Н.Р.Кедди, М.Юргенсмейера, А.В.Митрофанову4.

Политизации исламского мира и «исламскому фактору» - как на мировом уровне, так и на уровне отдельных стран (Ирана, Алжира, Пакистана и т.д.), посвящена обширная литература, включая работы таких известных российских

1 Маркс, К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Изд. 2-е. -М., 1970; Вебер, М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М., 1990; Парсонс, Т. Система современных обществ. — М., 1998; Шмит, К. Понятие политического // Вопросы социологии. - 1992. Т. 1. № 1; Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. -М., 1993.

2 Савельев, А.Н. Непонимание политического // Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического: Материалы Междунар. науч. конф., 23-24 апреля 2009 г. М., 2009; Макарычев, А. О де-политизации и де-суверенизации // Там же; Клягин, С.В. Возможности служения: идеологический вектор неполитических факторов политического // Там же; Капицын, В.М. Человек политико-правовой как посредник между людьми и властью // Там же; Калмыков, A.A. Эпистемология политики - когнитивы всех стран, соединяйтесь! Н Там же; Pro et Contra: Политика за пределами политической сферы. - 2009. -Т. 13. -№1, январь-февраль; Данилов, М.В. Явление «политизации» в современном обществе: постановка исследовательской проблемы // Известия Саратовского университета, 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1.

3 Шмит, К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1; Linz, J.J. Der Religiose Gebrauch der Politik und/oder der Politische Gebrauch der Religion: Ersatzideologie gegen Ersatzreligion // «Totalitarismus» und «Politische Religionen». Konzepte des Diktaturvergleichs / H.Maier (Hrsg.). Paderborn etc., 1996. S. 129-154; Voegelin, E. Die Politischen Religionen (Schriftenreihe «Ausblicke»). Wien 1938 (переиздание: München, 1993).

4 Abrahamian, E. Khomeinism: Essays on the Islamic Republic. Berkeley, 1993; Casanova, J. Public Religions in the Modern World. Chicago & London, 1994; Juergensmeyer, M. Terror in the Mind of God: The Global Rise of Religious Violence. Berkeley, 1999; Keddie N.R. The New Religious Politics: Where, When and Why do «Fundamentalisms» Appear? // Comparative Studies in Sociology and History. 1998. Vol. 40, №. 4; Митрофанова, A.B. Политизация «православного мира» / A.B. Митрофанова. - М., 2004. исследователей, как В.Е.Донцов, А.А.Игнатенко, Р.Г.Ланда, А.В.Малашенко, С.А.Модестов, О.Г. Пересыпкин, Д.Сюкияйнен, С.А.Семедов и др.1

Исламизм является формой проявления как политических идеологий, так и политических организаций. Организационные аспекты политического ислама могут быть истолкованы в контексте общих теорий организации и политического институционализма Дж.Гринберга, Р.Бэйрона, Д.Норта, Дж.Марча, Й.Ольсена2.

Вклад в изучение политических аспектов ислама внесли зарубежные исламоведы и востоковеды. Среди них - А.Массэ, Г.Э.Грюнебаум, Ф.Роузентал, Д.С.Тримингэм, М.Ходжсон, С.Х.Наср, С.Хантингтон . В своих трудах они ста

1 Акаев, В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. М., 1999; Бабкин, С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. - М., 2000; Донцов, В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. М., 2001; Жданов, Н.В. Исламская концепция миропорядка. — М., 2003; Игиатенко, A.A. Политический радикализм в исламе. — М., 2004; Иран: ислам и власть. - М., 2001; Ислам и исламизм. Под общ. ред. Е.М.Кожокина. М., 1999; Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001; Семедов, С.А. Ислам в политике: идеология и практика / С.А. Семедов. -М., 2009; Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А.Малашенко и М. Брилл Олкотт. М., 2001; Комар, В.И. Исламские политические движения в Северной Африке: генезис и типология. М., 2001; Ланда, Р.Г. Исламо-экстремизм и Россия в контексте отношений Восток-Запад // Ближний Восток и современность. 2002. Вып. 14; Мала-шенко, A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001; Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция - современное состояние, история и перспективы). М., 2001; Модестов, С.А. Геополитика ислама. М., 2003; Сикоев, P.P. Талибы (религиозно-политический портрет). М., 2002; Сюкияйнен JI. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 2002. № 3; Сюкияйнен, Л. Ислам против исламского экстремизма // Азия и Африка сегодня. 2003. № 2; Ушаков, В.А. Иран и мусульманский мир (1979 -1998 гг.). М., 1999; Esposito, J.L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N.Y., Oxford, 1992; Husain, M.Z. Global Islamic Politics. N.Y.: Harper & Collins College Publishers, 1995; N.Y., 2003; Roy, O. The Failure of Political Islam. Cambridge, 2001; Tibi, В. The Challenge of Fundamentalism. Political Islam and the New World Disorder. Berkeley, 1998.

2 Гринберг, Дж., Бэйрон, P. Организационное поведение: от теории к практике. - М., 2004; Норт, Д. Институциональные изменения, капитализм и демократия. - М., 1997; Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.Клингеманна. - М., 1999.

3 Массэ, А. Ислам: Очерк истории. — М., 2007; Грюнебаум, Г.Э. фон. Классический ислам. - М., 1985; Роузентал, Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. -М., 1978; Тримингэм, Д.С. Суфийские ордены в исламе. - М., 1989; Ходжсон, М. Об общем и специфичном в устроении исламской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций. — М., 1998; Наср, С.Х. О столкновении принципов западной и исламской цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций, — М., 1998; Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003. вили цель - проследить историю развития ислама и его отдельных течений, выявить факторы религиозно-политических конфликтов, в том числе способствовавших политизации ислама.

Российское исламоведение имеет давнюю историю и накопило солидные традиции. Его научные школы основаны еще до 1917 года и продолжены В.В.Бартольдом, М.А.Батунским, А.Е.Крымским. Их традиции и достижения развивали А.Е.Беляев, Л.Р.Полонская, Л.И.Медведко, А.Ахмедов. Наиболее важные труды по социальным и политическим аспектам ислама создали Г.М.Керимов, Т.С.Саидбаев, Т.М.Степанянц1. Основные усилия исследователей были сосредоточены на роли ислама в истории, философии и политической жизни зарубежного Востока. В их трудах отчасти затрагивались проблемы современной общественной мысли, социального и политического развития исламских стран.

Теоретические аспекты изучения политического ислама являются составной частью исследований социологии религий и взаимодействий политики с конфессиональными учениями. Базовые работы по данным направлениям создали В.И.Гараджа, Т.С.Саидбаев, С.Б.Филатов, Л.Андреева2. Гносеологическим, онтологическим и психологическим, социальным основаниям ислама и его отдельных направлений и течений посвящены работы о

А.А.Игнатенко, З.И.Левина, И.П.Добаева .

1 Бартольд, В.В. Культура мусульманства. - М., 1998; Батунский, М.А. Россия и ислам: в 3 т. — М., 2003; Крымский, А.Е. Ваххабиты. - М., 1912; Беляев, А.Е. Мусульманское сектантство. - М., 1957; Гордон-Полонская, Л.Р. Современные мусульманские идейные течения // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М., 1985; Медведко, Л.И. и др. Именем Аллаха: политизация ислама и исламизация политики. — М., 1988; Ахмедов, А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М., 1985; Керимов, Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. - М., 1999; Саидбаев, Т.С. Ислам и общество. - М., 1978; Степанянц, М.Т.Мусульманские концепции в философии и политике XIX -XX вв. - М., 1982.

2 Гараджа, В.И. Социология религии. - М., 1996; Саидбаев, Т.С. Политика и религия // Социально-политические науки. - 1991. № 9; Религия и общество / Отв. ред., сост. С.Б. Филатов. - М.; СПб., 2002; Андреева, Л. Религия и власть в России. - М., 2001.

3 Игнатенко, A.A. Ислам и политика. - М., 2004; Левин, З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока - М., 1988; Добаев, И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов н/Д, 2003.

В ряду современных отечественных ученых, исследовавших различные аспекты мусульманской цивилизации, исламского права, а также политических аспектов данной религии, можно назвать: Г.М.Керимова, Г.В.Милославского, Н.И.Кирея, Ю.Г.Смертина, Г.В.Косова, А.В.Сагадеева1. Ряд исследователей движения радикального ислама - А.Ю.Умнов, И.П.Добаев, Р.Г.Ланда" - указывают на особенности возрождения фундаментальных основ религии - теологические и политические. Если в первом случае речь идет о теории идеального исламского государства, то во втором следует говорить о борьбе фундаменталистов за захват власти насильственным путем и утверждение политической модели государства, основанной на шариате.

Наибольшую актуальность приобрели вопросы, связанные с политизацией ислама на постсоветском пространстве в целом и на Северном Кавказе в частности. В отечественной и зарубежной востоковедной науке продолжается дискуссия о соотношении внутренних и внешних причин соединения ислама и политики. Российские исследователи, которые наиболее активно разрабатывают данную проблематику (А.А.Игнатенко, Р.Г.Ланда, А.В.Малашенко, Л.Р.Сюкияйнен, И.П.Добаев, Д.Г. Котеленко, И.В.Кудряшова) , высказывают противоречивые точки зрения как на сам фе

1 Керимов, Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. - М., 1999; Милославский, Г.В. Иноверцы в религиях писания // Ислам и исламизм. - М.,1999; Кирей, Н.И., Смертин, Ю.Г. Ислам в странах Азии и Африки: политика, экономика, культура. - Краснодар, 2007; Ко-сов, Г.В. Политическая концепция ислама: проблемы цивилизационного и политического анализа. - Ставрополь, 2008; Сагадеев, A.B. «Исламский фундаментализм»: жизненный факт или пропагандистская фикция? // Россия и мусульманский мир. - 1993.-№10.

2 Умнов, А.Ю, Политический ислам на бывшем советском Юге // Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке: Сборник статей. — М., 2001; Добаев, И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов н/Д, 2003; Добаев, И.П. Современный терроризм: региональное измерение. - Ростов н/Д, 2009; Ланда, Р.Г. Исламский фундаментализм // Азия и Африка сегодня. — 1993. — №1.

3 Ланда, Р.Г Россия и мир ислама: общее и особенное // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия. - 2001. -№2; Скжияйнен, Л.Р. Шариат и мусульманская правовая культура —М., 1997; он же. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. — 2002. — № 3 (21); Малашенко, A.B. Ислам и политика в государствах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. —1999. - № 5; Добаев, И.П. Политический радикализм в современном исламе (на материалах Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа). -Ростов н/Д 2000; Котеленко, Д.Г. Конфессиональные процессы на постсоветском пространстве: основные тенденции // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической номен политического ислама, так и на степень влияния внешнего фактора на политизацию ислама в странах СНГ и на Северном Кавказе.

Социально-политические аспекты ислама в Северо-Кавказском регионе изучали еще в 1970-80-х гг. А.В.Авксентьев, Х.Б.Мамлеев1. Проблема современного политического ислама на различных уровнях (общероссийском, региональном) рассматривается в трудах З.С.Арухова, Н.В.Жданова, С.В.Передерия, С.А.Мелькова, К.И.Полякова, Э.Т.Шарафутдинова, А.В.Сухова, А.В.Егупова 2. Важнейшие публикации по современным политическим аспектам ислама на Северном Кавказе, принадлежат И.П.Добаеву, А.В.Малашенко, С.Е.Бережному, Н.М.Емельяновой, В.О.Бобровникову, А.В.Кудрявцеву, А.А.Ярлыкапову, Э.Р.Кисриеву. Эти исследователи создали основы современных научных традиций познания политизированных форм ислама на Северном Кавказе3. реальности. - Ростов н/Д, 2009; Кудряшова, И.В. Исламская цивилизационная доминанта и современное развитие мусульманских политий // Политическая наука. - 2003. - №2.

1 Авксентьев, A.B. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1984; Мамлеев, Х.Б. Некоторые особенности ислама в Чечено-Ингушетии. — Грозный, 1970.

2 Арухов, З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999; Мельков, С.А. Исламский фактор и военная политика России. - М., 2001; Жданов, Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М., 2003; Передерий, C.B. Ваххабизм как угроза безопасности на Юге России // Вестник ПГЛУ. - 2004. - № 4; Поляков, К.И. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в 90-е годы XX в. (на примере арабских стран) // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. - М., 2001; Шарафутдинова, Э.Т. Этноконфессио-нальный фактор в чеченском конфликте: политологический анализ. Автореф. дис. .канд. полит, наук. - Ростов н/Д, 2007; Сухов, A.B. Радикализация исламского движения в Центральной Азии и на Северном Кавказе: сравнительно-политологический анализ (на материалах Киргизской Республики и Республики Дагестан). Автореф. Дис. канд. полит, наук. - Ростов н/Д, 2008; EiynoB, A.B. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты. Автореф. Дисканд. полит, наук. - Краснодар, 2005.

3 Добаев, И.П. Юг России в системе международных отношений: национальная и региональная безопасность. - Ростов н/Д, 2004; Добаев, И.П. Раскол уммы Северного Кавказа и его последствия // Ислам на Юге России. Вопросы возрождения и развития. Материалы междунар. науч. практ. конф. (Пятигорск, 21 - 22 ноября 2008 года). — Пятигорск, 2008; Добаев, И.П. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия / И.П. Добаев, В.И. Немчина. — Ростов н/Д. 2005; Бережной, С.Е. Исламский фундаментализм на Юге России. - Ростов н/Д., 2004; Емельянова, Н.М. Мусульмане Ка-барды. - М., 1999; Бобровников, В.О. Мусульмане Северного Кавказа. - М., 2002; Кудрявцев A.B. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. — 2000. - № 3 (9); Ярлыкапов, A.A. Ваххабизм на Кавказе // Социально-политическая ситуация на Кавказе: история, современность, перспективы. -М., 2001; Он же. Радикализм и экстремизм в мусульманской среде на Северном Кавказе (взгляд этнографа) // Терроризм и политический экстремизм:вызовы и поиски адекватных ответов. - М, 2002; Кисриев, Э.Р Религия и политика в Дагестане. - М., 2004.

Несмотря на широкую степень изученности проблемы политизации ислама на Северном Кавказе она все еще продолжает оставаться актуальной и нуждается в дополнительном изучении. Особенно это касается понимания сущности политического ислама и его северокавказской специфики, т.к. до сих пор нет единой точки зрения по этому вопросу. Не менее важным является проблема поиска путей стабилизации регионального политического процесса, направленных на устранение причин появлениях экстремальных форм религиозно-политической деятельности, а не их следствий. Так, сегодня практически отсутствуют научные работы, связывающие феномен политизации ислама на Северном Кавказе с проблемой обеспечения духовной безопасности в регионе, а также с необходимостью выработки идеологического вектора развития государства, отражающего сложную религиозную специфику региона. Автор диссертации надеется внести посильный вклад в исследование данной проблематики.

Объектом диссертационного исследования является политизация ислама.

Предметом диссертационного исследования выступают формы проявления политизации ислама как фактора политического процесса на Северном Кавказе в постсоветский период.

Цель диссертационного исследования - определить специфику и характер влияния политизации ислама на политический процесс на Северном Кавказе с конца 1980-х гг. по настоящее время.

Достижение цели требует решения следующих задач: интерпретировать «неполитические» факторы политического процесса как объект научного анализа; дать определение политизации религии, раскрыть ее сущность и причины роста влияния на современные политические процессы; выявить теоретические и практические аспекты политизации ислама как одной из современных проблем мирового масштаба; определить роль ислама в динамике современных политических отношений на Северном Кавказе; раскрыть механизм и выявить инструменты политизации ислама на Северном Кавказе; выработать предложения по деполитизации ислама как важнейшей основы стабилизации политического процесса на Северном Кавказе.

Хронологические рамки исследования включают в себя период с конца 1980-х по 2010 гг. Определение начального рубежа связано с тем, что именно в это время происходит актуализация идей политического ислама на Северном Кавказе, а также мобилизация оппозиционных движений, использующих в своей деятельности исламистскую риторику.

Территориальные рамки исследования. В связи с тем, что политический ислам усиливает свое влияние в России, рамки исследования определены регионом, где этот феномен имеет наиболее выраженный характер. Таковым является образованный 19 января 2010 г. Указом Президента РФ СевероКавказский федеральный округ, в состав которого вошли следующие субъекты РФ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования. В ходе исследования применялся комплекс общенаучных методов и логических процедур, таких, как анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, экстраполяция и т.п. Применялись подходы: системный, компаративный, цивилизационный, аксиологический, а также структурно-функциональный анализ. Применены сценарные методы прогнозирования, а также выводы таких дисциплин, как политическая социология и политическая психология. Теоретико-методологическую базу также составляют теории, концепции зарубежных и российских исследователей в области политизации «неполитических» явлений, политических процессов и политических религий.

Эмпирическая база исследования включает широкий круг источников, выделенных по общности происхождения, содержания и назначения:

1 .Основные вероучительные источники ислама - Коран, Сунна, труды мусульманских богословов (улемов) и знатоков мусульманского права (фа-кихов), приверженцев различных идейных направлений и течений. Указанные источники используются как умеренными религиозными движениями, так и исламистскими, проявление которых является одной из устойчивых тенденций, соперничающих в рамках исламской политической традиции с модернизмом и традиционализмом.

2.Труды средневековых мусульманских богословов. Мусульманская схоластическая теология (калам) Аль-Ашари и аль-Газали1. Работы Аш-Шахрастани2, который проводил исследования мусульманских и других религиозных и философских учений и сект древности и средневековья, в том числе школ греческой философии, гностицизма, языческих верований Средней Азии. Труды средневековых салафитских авторов: Ибн Ханбала, Ибн Таймийи, Аль-Кайима, позволяющие более отчетливо понять суть их расхождений с преобладающей традицией ислама.

3.Произведения политических деятелей (выступления, газетные и журнальные статьи, брошюры, интервью), характеризующих публичное обоснование идей и политических действий. Особенно важны работы С.Альл

Фаузана, А.Маудиди, С.Кутба, Р.Хомейни, М.Хатами и других авторов . В частности, Р. Хомейни в 1971 г. издал свою основную работу - «Исламская власть», в которой выдвинул идею теократического государства во главе с высшим теологом, знатоком законов.

1 Аль-Газали, А.Х. Воскрешение наук о вере / пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. -М., 1980.

2 Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. - М., 1984.

3 Аль-Фаузан, С. Дружба и непричастность в исламе. - Баку, 1997; Аль-Маудуди, A.A. Ислам сегодня. - М., 1992; Аль-Маудуди, A.A. Образ жизни в исламе. - М., 1993; Аль-Маудуди, A.A. Основы ислама. - М., 1993; Кутб, С. Будущее принадлежит исламу. Эта религия. Вехи на пути Аллаха. - Махачкала, 1997; Кутб, С. Ценности исламского представления. - Баку, 1997; Хомейни, P.M. Путь к свободе: Речи и завещание. - М., 1999; Хатами, М. Ислам, диалог и гражданское общество. - М.,2001.

4.Публицистика (агитационные материалы, газетные и журнальные публикации) играет важную роль в формировании общественного мнения. Значение публицистики растет благодаря Интернету.- Наиболее важную информацию по теме содержат сайты: Совета Муфтиев России, газеты «Дагестанская правда», газеты «Ассалам», «Чеченское общество», «Северный Кавказ», Независимого исламского информационного канала, журналов: «Звезда Востока», «Мусульманский вестник», «Ислам для всех», «Нур-ул Ислам» и сайта Кавказ-центр.1 Многие сообщения на этих сайтах ярко выражают идеи политического ислама. Они позволяют проанализировать идеологические ценности и стиль аргументации, лозунги исламистов.

5.Статистические материалы (данные социологических опросов Фонда «Общественное мнение», материалы переписей населения в России) дают представления о численности и географическом размещении мусульманских общин на Северном Кавказе, о динамике общественного мнения в отношении ислама. Результаты социологических исследований, проведенных ведущими исследовательскими информационно-аналитическими центрами (Институт социально-политических исследований РАН, Институт социологии РАН, Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов).

6. Нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти по проблемам стабилизации политического процесса и обеспечения национальной безопасности РФ (Конституция РФ, Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом», Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Концепция государственной национальной политики,

1 Совет муфтиев России // http://www.miislirn.ru: (Дагестанская правда» // http://www.dagpravda.ru/: «Ассалам» // http://assalam.dgu. ги/2002/020501/ assalam.html: Независимый исламский информационный канал // http:// www.islam.ru/: «Звезда Востока» // http://www.ferghana.ru/zvezda.html: http:// mwv.fergharia.ru/mdex.php: «Мусульманский Вестник» // http://islam.dgu.ru/ 2002/index.html: «Ислам для всех» // http://www.islamuanet/index.shtml: «Нур-ул Ислам» // http://nurul-islarn.iwt.ru/: «Северный Кавказ» // http:// www.sknews.ru/: «Чеченское общество» // http://www. chechensociety.net/: Кавказ-центр // http://kavkazcenter.com

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Концепция национальной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ и др.).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1 .Выявлен транзитивный механизм преобразования неполитических практик в политические, на основании чего доказано, что в политической жизни имеет место процесс политизации одних общественных отношений и обратный ему процесс деполитизации других. Выявлены причины, определена природа и установлены направления политизации общественных отношений.

2.Уточнено определение политизации религии, определены его сущностные характеристики, выяснены причины, по которым происходит политизация религии, а также дана классификация религий, представленных в мировом политическом пространстве.

3.В итоге анализа теоретических и практических аспектов политизации ислама в условиях современного глобализирующегося мира определены ведущие направления развития политической мысли в современном исламе; дана интерпретация политическому исламу; показан характер современной интерпретации исламистской догматики.

4.Доказано, что ислам является одним из базовых факторов динамики политических отношений на Северном Кавказе, который формирует особую среду политического взаимодействия, испытывающую на себе влияние не только межрелигиозных, но и, прежде всего, внутриисламских отношений, обусловленных распространением в регионе радикальной деятельности исламизма.

5.0пределен механизм политизации ислама на Северном Кавказе, выделены его этапы, рассмотрены основные инструменты, позволяющие политизировать ислам в регионе и делать его эффективным средством политической борьбы. б.Обоснована необходимость создания условий для реализации стратегии деполитизации ислама как важного фактора стабилизации политического процесса на Северном Кавказе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Транзитивные механизмы преобразования неполитических практик в политические находят свое отражение в структуре и динамике политического процесса. В связи с чем в общественно-политической жизни имеет место процесс политизации одних общественных отношений и обратный ему -процесс деполитизации других. Приобретение политического статуса проблемами, изначально таковым не обладавшими, означает их наивысший накал, обостренную общественную значимость и актуальность, а также неспособность субъектов принятия политико-управленческих решений справиться с ней с помощью принятых методов и практик. Специфическим критерием политического, к которому можно свести все политические действия и мотивы, является деление групп на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». При этом политизация привносит в процедурные аспекты политики некий содержательный контент и тем самым наполняет рутинные политические процедуры реальным содержанием, выполняя важнейшую общественную функцию - позволяет политике и политикам оставаться актуальными и адекватными обществу. Для практического рассмотрения вопроса о политизации конкретных сфер, например религиозной, необходимо очертить круг политизирующихся проблем, обозначить субъектов политизации, осознавших свой политический интерес и характеристики этого интереса, а также подвергнуть тщательному анализу инструментарий политизации.

2.Неоднозначность, сложность и комплексность такого феномена, как религия, должна предостерегать от какого-либо упрощенного толкования ее выражения, особенно когда речь идет о приобретении политического статуса проблемами, изначально имеющими религиозную природу. Современное понимание сущности религии позволяет говорить о ней как о специфическом видении мира, не предполагающем каких-либо конкретных убеждений. Сама по себе религия не может стать непосредственной основой политического действия, для этого необходима т.н. «политическая религия», возникающая в результате политизации обычной религии и представляющая собой ее особую форму, способную обосновывать политическое действие через апелляцию к потусторонним силам. При этом в политической религии нет ничего ущербного или неправильного. Это та же самая религия, но обернувшаяся своей политической стороной, генерацией которой является проблема неудачной модернизации западного типа. Возникающие в результате политические религии можно разделить на три типа: универсальные (всемирные); пар-тикуляристские (национально-этнические); фундаменталистские.

3.В современном мире происходит усиление политической роли ислама как во внутреннем, так и во внешнем развитии целого ряда стран. Данный процесс идет по трем генеральным направлениям, активно борющимся за усиление своего влияния на верующих: традиционализм, модернизм и исламизм. Наиболее активным вариантом выстраивания отношений ислама и политики является исламизм — политический ислам, представляющий собой антизападный и антилиберальный вариант реформизма, объясняя политические явления исключительно через события сакрального мира. Современные идеологи исламизма являются больше интерпретаторами и толкователями наследия ранних исламистов, чем оригинальными мыслителями. Концепция исламского миропорядка направлена на объединение всех мусульман в единое глобальное движение с тем, чтобы создать исламское государство (Халифат). Одним из инструментов достижения указанной цели является джихад. С начала 1990-х гг. исламизм приобрел фундаменталистский характер, для которого процесс борьбы становится важнее результата, поэтому он сегодня представлен многочисленными международными террористическими организациями, главным инструментом религиозно-политической борьбы которых стал терроризм, активно применяемый в большинстве регионах мира, в том числе и на Северном Кавказе.

4.Ислам является традиционным фактором формирования северокавказской идентичности, который в условиях религиозного возрождения стал приобретать инструменталистские черты, выступая ключевым фактором динамики политических отношений. Большинство возникающих на Северном Кавказе противоречий в большей или меньшей степени носили религиозный оттенок, который, в свою очередь, определялся внутриисламской дисфункцией, обусловленной сложной структурой, неоднородностью и противоречивостью традиционного для Северного Кавказа ислама. Традиционный ислам в условиях начавшихся возрожденческих процессов оказался не готов к осознанному сопротивлению чуждому и враждебному вторжению политического ислама, который изначально подразделялся на умеренный и радикальный, но после 1999 года полностью радикализовался. Нарастающее противостояние северокавказских мусульман проходит на фоне опасного военно-политического и идеологического возбуждения ислама во всем мире, вследствие чего в регионе активнейшим образом задействуется внешний фактор. Получивший на Северном Кавказе распространение исламизм скорее отражает модернизационную тенденцию, чем возврат к неким архаическим традициям, и имеет гибридную форму: элементы классического универсалистского исламизма сочетаются в нем с фундаментализмом.

5.Механизм политизации ислама подразумевает применение определенного рода технологии, позволяющей актуализировать политическую составляющую ислама, включая его тем самым в политический процесс. Изначально процессы политизации ислама на Северном Кавказе были спровоцированы во многом утилитарными целями, направленными на решение блока социально-экономических проблем и отражали попытку справиться с процессом постсоциалистической трансформации и модернизации, но со временем они приобрели чисто религиозную основу. Технология, с помощью которой запускается механизм политизации ислама, учитывает природу самого исламизма и опирается главным образом на два инструмента: пропаганду теологии (идеологической доктрины исламизма) и ее практическое воплощение (религиозно-политическую деятельность). Идеологический инструмент политизации ислама включает в себя методику мобилизации социально-политической активности адепта в политическом исламе, а также своеобразную методику аргументации религиозных текстов. В качестве наиболее применяемого практического инструмента политизации ислама, основанного на современном джихаде, выступает религиозно-политический терроризм. б.Современная российская стратегия по решению «северокавказского вопроса» не дает четкого понимания того, что из себя представляет политический ислам. При этом борьба с религиозно-политическим терроризмом синонимична борьбе с дальнейшей политизацией ислама. Для стабилизации политического процесса на Северном Кавказе необходимо придерживаться стратегии деполи-тизации ислама. Обеспечить условия для эффективной деполитизации ислама возможно, если проводить целенаправленную государственную политику, одним из главных объектов которой будет духовно-идеологическое направление, предполагающее в свою очередь решение проблемы обеспечения духовной безопасности и выработки идеологического вектора развития страны, учитывающего традиционную религиозную специфику региона. При этом параллельно должно происходить решение социально-экономических и политических проблем. В обозримом будущем политизация ислама на Северном Кавказе и дальше будет набирать силу, оставаясь постоянно действующим внутрироссий-ским дестабилизирующим фактором политического процесса.

Теоретическая и прикладная значимость исследования. Положения и выводы диссертации вносят вклад в совершенствование концепций политизации современных религий. Выводы исследования могут быть использованы для повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации по обеспечению межконфессионального мира и согласия, урегулированию этноконфессио-нальных конфликтов на Северном Кавказе.

Положения и выводы работы могут быть применены в преподавании дисциплин «Политические отношения и политический процесс в современной России», «Государственная политика и управление», а также спецкурсов по проблемам политизации ислама, государственной конфессиональной политики, региональных политических институтов и процессов.

Апробация диссертационной работы. Результаты исследования изложены в выступлениях соискателя на круглом столе «Межконфессиональный диалог в образовательном пространстве» (Пятигорск, 2006 г.), научно-практической конференции «Молодая наука — 2008», Y Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2007 г.), научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Межэтнические и этноконфессиональные отношения на Юге России: история, современность, перспективы» (2008 г.), молодежной научно-практической конференции «Народы Северного Кавказа в условиях многоязычной поликультурной и поликонфессиональной среды» (Пятигорск, 2008 г.), III Международном конгрессе «Стратегия и инновационные факторы устойчивого развития рекреационных территорий» (Пятигорск, 2008 г.), научно-практической конференции «Взаимодействие государства и религиозных конфессий в современном образовательном пространстве» (Пятигорск, 2009 г.).

По теме опубликовано 16 научных работ, общим объемом 6,4 п.л., в том числе две статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки РФ.

Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите по специальности 23.00.02. - Политические институты, процессы и технологии на заседании кафедры политологии, социологии и теологии Пятигорского государственного лингвистического университета.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, а также реализует проблемно-логический принцип.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Зинченко, Максим Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что одним из ключевых факторов, серьезно дестабилизирующих ход развития политического процесса на Северном Кавказе, является исламизм, или политический ислам, появившийся в регионе главным образом в последние два десятилетия в результате активизации процессов политизации религии. Для адекватной и самое главное эффективной борьбы с этим, приобретающим исключительно общественно опасный характер феноменом необходимо создать систему мер, способных запустить процессы деполитизации ислама, что является важнейшей задачей стратегического порядка.

Данное заключение сделано автором диссертации на основе ряда промежуточных выводов.

1.В структуре и динамике современного политического процесса находят свое отражение транзитивные механизмы преобразования неполитических практик в политические. В связи с этим в общественно-политической жизни постоянно происходят процессы политизации одних общественных отношений и обратные им - процессы деполитизации других. Приобретение политического статуса проблемами, изначально таковым не обладавшими, означает их наивысший накал, обостренную общественную значимость и актуальность, а также неспособность субъектов принятия политико-управленческих решений справиться с ней с помощью принятых методов и практик. Специфическим критерием политического, к которому можно свести все политические действия и мотивы, является деление групп на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». При этом политический враг вызывает подспудное стремление к уничтожению.

2.Современное понимание сущности религии позволяет говорить о ней как о специфическом видении мира, не предполагающем каких-либо конкретных убеждений. Сама по себе религия не может стать непосредственной основой политического действия, для этого необходима т.н. «политическая религия», возникающая в результате политизации обычной религии и представляющая собой ее особую форму, способную обосновывать политическое действие через апелляцию к потусторонним силам. При этом опасность ее заключается не в том, что она искажает «правильную» догматику, а в том, что переводит религиозные отношения в плоскость политической дихотомии «свой-чужой», «друзья-враги», открывая тем самым путь для ксенофобий и религиозно мотивированного насилия.

3.В современном мире происходит усиление политической роли ислама как во внутреннем, так и во внешнем развитии целого ряда стран. Наиболее активным вариантом выстраивания отношений ислама и политики является исламизм - политический ислам, представляющий собой антизападный и антилиберальный вариант реформизма. Концепция исламского миропорядка направлена на объединение всех мусульман в единое глобальное движение с тем, чтобы создать исламское государство (Халифат). Одним из инструментов достижения указанной цели является джихад, главным орудием которого с начала 1990-х гг. стал религиозно-политический терроризм, активно применяемый в большинстве регионах мира, в том числе и на Северном Кавказе.

4.Будучи традиционным элементом формирования северокавказской идентичности, ислам приобрел инструменталистские черты, выступая ключевым фактором динамики политических отношений в регионе. Это нашло отражение в том, что абсолютное большинство социальных, политических, экономических и этнических противоречий в большей или меньшей степени носят здесь религиозный оттенок, который, в свою очередь, определяется не столько межрелигиозным противостоянием православия и ислама, сколько внутриисламской дисфункцией, обусловленной его сложной структурой, неоднородностью и противоречивостью. Политизация ислама на Северном Кавказе стала возможной вследствие того, что северокавказское общество не было настолько секуляризованным, как общество центральных регионов

России. При этом северокавказский исламизм скорее отражает модернизаци-онную тенденцию, чем возврат к неким архаическим традициям, и имеет гибридную форму, выраженную в сочетании элементов классического универсалистского исламизма с исламским фундаментализмом.

5.Сего дня на Северном Кавказе активно применяются технологии, позволяющие актуализировать политическую составляющую ислама и включать его тем самым в политический процесс. При этом механизм политизации ислама хорошо отработан и учитывает природу самого исламизма, опираясь главным образом на два инструмента: теологию (идеологическую доктрину политического ислама) и ее воплощение (религиозно-политическую деятельность). Идеологический инструмент политизации ислама включает в себя методику мобилизации социально-политической активности адепта, а также своеобразную методику аргументации религиозных текстов. Практическая деятельность опирается главным образом на религиозно-политический терроризм, характерными чертами которого являются: интернационализация связей; диффузный характер нападений; транслитерация; суицидный метод; переплетение с другими дезорганизующими факторами; активное использование достижений в области науки и техники; наличие доктринальных основ; сетевой принцип организации.

6.Современная российская стратегия по решению «северокавказского вопроса» не дает четкого понимания того, что из себя представляет политический ислам, несущий для страны и общества террористическую угрозу. Вместе с тем борьба с религиозно-политическим терроризмом синонимична борьбе с дальнейшей политизацией ислама, особенно в его радикальных формах. Это в свою очередь предполагает разработку и реализацию стратегии деполитизации ислама как основы стабилизации политического процесса на Северном Кавказе. Данная стратегия должна быть нацелена на создание условий, при которых актуальность проявления политической составляющей ислама исчезнет. К таким условиям относится: нахождение эффективных средств решения проблем, вызывающих политизацию ислама в ее радикальном варианте на уровне иных социальных подсистем (социальной, экономической, правовой, религиозной и др.); снижение актуальности и высокой общественной значимости проблем, вызывающих политизацию ислама на Северном Кавказе, и возвращение их на генетически предназначенный уровень - в религиозную сферу; блокирование возможностей применения политических технологий, направленных на искусственную политизацию ислама в условиях Северного Кавказа как внутри-, так и внешнеполитическими акторами политического процесса, участвующих в перегоне проблемного поля из религиозной сферы в политическую.

Для того, чтобы обеспечить создание указанных условий необходимо проводить ответственную государственную политику, основанную на профилактике и упреждении причин религиозно-политического терроризма, а не его симптомов. Это в свою очередь требует проведения комплексных мер политико-правового, административно-силового, социально-экономического и духовно-идеологического характера. При этом наиболее важным в борьбе с экстремальными формами религиозно-политической активности является духовно-идеологическое направление, связанное с преодолением кризиса идентификации и заполнением духовно-идеологического вакуума, который, с одной стороны, образовался в результате распада СССР и отказа от коммунистической идеологии, а с другой - упадка традиционного ислама (как официального, так и народного).

Духовно-идеологическое направление в решении проблемы политизации ислама и стабилизации политического процесса на Северном Кавказе должно исходить: во-первых, из необходимости обеспечения духовной безопасности в северокавказском обществе. Для этого необходимо создать систему духовной безопасности, которая бы была направлена не только на защиту от опасностей, вызовов и угроз, но и учитывала бы при этом необходимость создания системы безопасности для социально-культурного благополучия личности, защиты ценностей своего образа жизни сферы интеллектуального общения, внутреннего мира человека. При этом духовную безопасность целесообразно рассматривать как специфическую составную часть национальной безопасности, «включенную» во все ее виды и представляющую собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающую их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное цивили-зационное развитие сложившегося религиозного образа жизни; во-вторых, из важности скорейшего выбора идеологического вектора развития государства, отражающего сложную социальную специфику региона и позволяющего безболезненно согласовывать всю совокупность государственных, общественных и личных интересов. В случае с исламизмом это обусловлено тем, что политический ислам - это, прежде всего, идейный вызов, ответ на который необходимо дать именно в идеологии, в свою очередь, способной предложить и обосновать мирную практику политических отношений. Чтобы вытеснить из сознания людей исламистский радикализм, им надо предоставить идейную альтернативу большей мощности.

Если же адекватного ответа дано не будет, политизация ислама на Северном Кавказе продолжит прогрессировать и дальше, оставаясь постоянно действующим внутрироссийским дестабилизирующим фактором политического процесса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Зинченко, Максим Сергеевич, 2010 год

1. Абдуррахман Бин Хаммад Аль-Умар. Религия истины Ислам. М., 1997.

2. Алферов, Т. Может ли Церковь быть аполитичной? / Т. Алферов // Советская Россия. — 23 сентября 1993.

3. Аль-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере / пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. М., 1980.

4. Аль-Маудуди.А.А. Ислам сегодня. М., 1992.

5. Аль-Маудуди A.A. Образ жизни в исламе. М., 1993.

6. Аль-Маудуди A.A. Основы ислама. М., 1993.

7. Аль-Фаузан С. Дружба и непричастность в исламе. Баку, 1997.

8. Аль-Фаузан Ф. Книга единобожия. Махачкала, 1997.

9. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М., 1984.

10. Ю.Башамил М.А. Как мы понимаем единобожие. Махачкала, 1997.

11. Бен-Баз, Абдуль Азиз бен Абдулла. Необходимость соблюдения сунны Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и признание безбожниками тех, кто её отвергает. Эр-Рияд, 2000.

12. Богомолов, А. Киберджихад / А. Богомолов //Новые Известия, 17 октября 2001.

13. Гайнутдин, Р. Ислам в современной России / Р. Гайнутдин. М.: 2004.

14. Гареев, Р. Идеологический джихад // Независимая газета, 5 июля 1996.

15. Глушак, О. Кровная месть прописалась на нашей земле / О. Глушак // Комсомолёц Каспия. — 2000. 26 июля.

16. Джемаль, Г. Освобождение Ислама / Г. Джемаль. — М., 2004.

17. Ибрагим, M.A.-JI. Установление законов Аллаха. Махачкала, 1997.

18. Кутб С. Будущее принадлежит исламу. Эта религия. Вехи на пути Аллаха. Махачкала, 1997.

19. Кутб С. Ценности исламского представления. Баку, 1997.

20. Мухаммад ибн Джамиль Зину. Исламская Акида (вероучение, убеждение, воззрение) по Священному Корану и достоверным изречениям пророка Мухаммеда. М., 1998.

21. Полонский, В. Джихад всему миру / В. Полонский, А. Григорьев // Общая газета. 1995. - № 17.

22. Салех бин Фаузан аль-Фаузан. Дружба и непричастность в исламе. -Баку, 1997.

23. Сила — это умение стрелять // НГ-Религии, 25 августа 1999.

24. Соловей, В. Русские и Запад / В. Соловей. Независимая газета. -1999.-30 ноября.-С. 5.

25. Тихомиров, JI.A. К реформе обновления России / JI.A. Тихомиров // Статьи 1909, 1910, 1911 гг.-М., 1912.

26. Третьяков, В. Наказы новому Патриарху / В.Третьяков // Известия. -2009. 5 февраля. № 19. - С. 6.

27. Феофан (Ашурков), архиепископ. Вера, семья, Россия / архиепископ Феофан (Ашурков). — Ставрополь: Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии, 2008. 48 с.

28. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. — М.,2001.

29. Хомейни P.M. Путь к свободе: Речи и завещание. М., 1999.

30. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Справочно-правовая система «Гарант»: Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис». Послед. Обновление 20.12.2009.

31. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ от 15.06.1996 № 909 // Справочно-правовая система «Гарант»: Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис». Послед. Обновление 20.12.2009.

32. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Утверждена Президентом РФ от 9.09.2000 № Пр-1895 // Справочно-правовая система «Гарант»: Электронный ресурс. / НПП «Гарант-Сервис». Послед. Обновление 20.12.2009.

33. Абдулатипов, Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России / Р.Г. Абдулатипов. М.: Славянский диалог, 2000.

34. Авдеев, Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление / Ю.И. Авдеев // Современный терроризм: состояние и перспективы. СПб., 2000.

35. Акпадшахов, А. Ваххабиты джихад против России / А. Акпадша-хов // Подборка аналитических статей портала «Православие.ру» Электронный ресурс. - Режим доступа: www.pravoslavie.ru.

36. Алиев, A.A. Идеология «мусульманского национализма» / A.A. Алиев. М.: ИНИОН, 2008.

37. Арас, Джангир. Четвертая мировая война / Дж. Арас. М.: Изд-во ACT, 2003.

38. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. М., 1993.

39. Аширов, Н. Ислам и нации / Н. Аширов. М.: Политиздат, 1975.

40. Барбашин, М.Ю. Современные социологические подходы в изучении этничности / М.Ю. Барбашин // Социально-гуманитарные знания. 2005. - № 4. - С. 167-180.

41. Безопасность Евразии. 2002. Энциклопедический словарь-ежегодник. М.: Книга и бизнес, 2003.

42. Белов, A.B. Соборность специфическая черта русского народа / A.B. Белов // Русская этнополитология и национальная идея. - М.: Изд. дом «Граница», 2006. - С. 162 — 166.

43. Беляева, JI.A. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России / Л.А. Беляева. СОЦИС. 2004. № 10.

44. Бережной, С.Е. Исламский фундаментализм на Юге России / С.Е. Бережной // Приложение к Южнороссийскому обозрению ЦСРИиП ИППК при РГУ и ИСПИ РАН Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ, 2004.

45. Бережной, С.Е. Ислам и исламизм на Юге России / С.Е. Бережной, И.П. Добаев, П.В. Крайнюченко. Под общ. Ред. Ю.Г. Волкова // Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК при РГУ и ИСПИ РАН Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2003. - 236 с.

46. Бжезинский, 3. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство / 3. Бжезинский. М., 2004.

47. Бобровников, В.О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии / В. Бобровников // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. — М.: Московский центр Карнеги, 2001.

48. Боташева3 А.К. Терроризм как феномен современной политической реальности: монография / А.К. Боташева. Ставрополь: Ставролит, 2009. - 272 с.

49. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса/Ю.В. Бромлей. -М.: Наука, 1983.

50. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) / С.Н. Булгаков II Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991.

51. Бьюкенен, П.Дж. Смерть Запада / П.Дж.Бьюкенен. М., 2003.

52. Василевский, В. Русско-Византийские отрывки / В. Василевский // Журнал Министерства народного просвещения. СПб. 1877. -№ 2.

53. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. М., 1990.

54. Виноградов, A.B. Проблемы национальной безопасности / A.B. Виноградов // Право и безопасность. 2003. - № 3-4.

55. Возжеников, A.B. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России / A.B. Возжеников. М., 2000.

56. Возьмитель, A.A. Духовная безопасность: социологический анализ / A.A. Возьмитель // Мир России. 2006. - T. XV. - № 2. - С. 149 - 159.

57. Волков, C.B. Исторический опыт Российской империи / C.B. Волков // Русский исторический журнал. 1999. - № 2.

58. Волков, Ю.Г. Идеология / Ю.Г. Волков. СПб., Ростов н/Д, 1996.

59. Волков, Ю.Г. Государственная и региональная идеологии в процессе модернизации общества на Юге России / Ю.Г. Волков // Современное общество на Юге России: основные тенденции развита: Сборник докладов все-рос. науч. конф. — Ростов н/Д 2001.

60. Воронцов, С.С. Концепции мироустройства, идеологии и социальные практики. Часть 1 / С.С. Воронцов. — Новосибирск, 2004.

61. Воронцов, С.С. Концепции мироустройства, идеологии и социальные практики. Часть 2. Актуальная антропология. / С.С. Воронцов // SEN-TENTIAE: научные труды по теме: «Философия и космология», сб. статей. — ДНУ, 2006. спец. выпуск № 1.

62. Воронцов, С.С. Генетические факторы социального процесса / С.С. Воронцов // Сорокинские чтения по социологии. Тезисы докладов. — М., 2005.

63. Гаврилов, Ю.А. Этнорелигиозная тема в печатных средствах массовой информации / Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. М.: Культурная революция, 2007.

64. Галицкий, В. Угроза территориальной целостности России // Обозреватель, 1 декабря 2005.

65. Галлямов, Р. Исламское возрождение в Волго-Уральском макрорегионе: сравнительный анализ моделей Башкортостана и Татарстана / Р. Гал-лямов // Ислам от Каспия до Урала: макрорегиональный подход. М.: РОС-СПЭН, 2007

66. Гараджа, В.И. Религиоведение / В.И. Гараджа // Глава 5. Секуляризация. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://nauka-i-religia.narod.ru/religilved/garadga/gl5.html

67. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России / Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон. — Москва; Пятигорск, 1992.

68. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Гелнер. М., 1991.

69. Геллнер, Э. Разум и культура: Историческая роль национальности и национализма / Э. Гелнер. — М., 2002.

70. Горовиц, Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение / Д. Горо-виц // Национальная политика в Российской Федерации. — М., 1993.

71. Государство и право. — 1995. — № 4.

72. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман.-М., 2000.

73. Градировский, С. Культурное пограничье: русский ислам / С. Гра-дировский // Государство и антропоток. Июнь 2003 г. Электронный ресурс. Режим доступа: //http://www.antropotok.archipelag.ru/textya258.htm

74. Гумилев, JI.H. Этносы и антиэтносы (популярное изложение разработки автором концепции этногенеза) / JI.H. Гумилев // Звезда. 1990. - № 2.

75. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера Земли / JI.H. Гумилев. М.: ACT, 2007. - 548 с.

76. Данилов, М.В. Явление «политизации» в современном обществе: постановка исследовательской проблемы / М.В. Данилов // Известия Саратовского университета. 2009. - Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1.

77. Джанашвили, М. Известия грузинских летописей / М. Джанашвили // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 26. Тифлис, 1899.

78. Добаев, И.П. Политические процессы в исламском движении на Северном Кавказе / И.П. Добаев // Научная мысль Кавказа. 2008. — № 1.

79. Добаев, И.П. Юг России в системе международных отношений: национальная и региональная безопасность / И.П. Добаев. Под ред. Д.Б. Малышевой. Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ, 2004. - 144 с.

80. Добаев, И.П. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия / И.П. Добаев, В.И. Немчина. Под редакцией A.B. Малашенко Ростов-на-Дону, 2005.

81. Добаев, И.П. «Новый терроризм»: глобализация и социально-экономическое расслоение / И.П. Добаев, А.И. Добаев // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 5.

82. Дугин, А. Евразийство: от философии к политике / А. Дугин // Независимая газета. — 2001, 30 мая.

83. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемиче-ская система в Австралии / Э. Дюркгейм, сост. и общ. ред. А.Н. Красникова // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. -М.: Канон+, 1998.

84. Ерыгин, А.Н. Восток Запад - Россия: формационная и цивилиза-ционная характеристика / А.Н. Ерыгин, Отв. ред. С.А. Кислицын // Российская историческая политология. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 608 с.

85. Жантиев, Д. «Ваххабизм» в России: миф или реальность? / Д. Жан-тиев // НГ-Религия, 8 августа 2001г.

86. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов. -М., 2003.

87. Зуев, Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность / Ю.П. Зуев //Полития. Зима, 1997 - 1998.

88. Иванников, И. А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации / И. А. Иванников. Ростов н/Д: Изд-во Ростов.ун-та 2006. - 237 с.

89. Иванова, С.Ю. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные, исторические и антропологические аспекты / С.Ю. Иванова. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. 198 с.

90. Игнатенко, A.A. Эндогенный радикализм в исламе / A.A. Игнатен-ко // Центральная Азия и Кавказ. 2000 № 2(8).

91. Игнатенко, A.A. Экстремизм — исламский или ваххабитский? / A.A. Игнатенко // Угроза ислама или угроза исламу? М.: Арктогея центр, 2001.

92. Игнатенко, A.A. Религиозный экстремизм как угроза международной и национальной безопасности / A.A. Игнатенко // Безопасность Евразии. 2002. — № 1.

93. Ильин, И. Родина. Русская философия. Православная культура / И. Ильин. -М., 1992.

94. Ильин, И.А. Церковь и жизнь / И.А. Ильин // Православие: pro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

95. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1988. - С. 195-206.

96. Йонсон, JI. Введение. Политический ислам и конфликты в Евразии / JI. Йонсон // Центральная Азия и Кавказ. 1999. - № 4.

97. Калинин, В.Н. Религия и безопасность / В.Н. Калинин // Право и безопасность. 2002. - № 4 (5).

98. Калмыков, A.A. Эпистемология политики — когнитивы всех стран, соединяйтесь! / A.A. Калмыков // Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического: Материалы Международной научной конференции. М.: РГГУ, 2009. - С. 17 - 18.

99. Каманин, А. Натиск на Восток / А. Каманин // Итоги, 31 октября 2005.

100. Капицын, В.М. Человек политико-правовой как посредник между людьми и властью / В.М. Капицын // Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического: Материалы Международной научной конференции. М.: РГГУ, 2009.

101. Кара-Мурза, С.Г. Демонтаж народа / С.Г. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2008. - 704 с.

102. Кепель, Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма / Ж. Кепель. -М., 2004.

103. Кирабаев, Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья) / Н.С. Кирабаев. М., 1987.

104. Кирей Н.И., Смертин Ю.Г. Ислам в странах Азии и Африки: политика, экономика, культура. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2007.

105. Кирдина, С.Г. Институциональные матрицы и развитие России / С.Г. Кирдина. Новосибирск, 2001.

106. Кисриев, Э. Ислам как политический фактор Дагестана / Э. Кисриев // Центр. Азия и Кавказ. Лулео, 2000. - № 5 (11).

107. Кисриев, Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане / Э.Ф. Кисриев. М., 2004.

108. Кисс, Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические процессы / Э. Кисс // Этничность и власть в полиэтнических государствах. — М. : Наука, 1994.

109. Клягин, C.B. Возможности служения: идеологический вектор неполитических факторов политического / C.B. Клягин // Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического: Материалы Международной научной конференции. -М.: РГТУ, 2009.

110. Клычников, Ю.Ю. Северокавказский узел: особенности конфлик-тогенного потенциала (Исторические очерки) / Ю.Ю. Клычников, С.И. Ли-нец. Пятигорск: РИА-КМВ, 2006. - 211 с.

111. Комарофф, Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века / Дж. Комарофф // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.: Наука, 1994.

112. Коротеева, В.В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? / В.В. Коротеева // Pro et Contra. — 1997. — 2 (3).

113. Косов, Г.В. Политический ислам: сущность и причины «возрождения» / Г.В. Косов // Социально-гуманитарные знания. 2007. - № 11. - С. 243 - 256.

114. Косов, Г.В. Политическая концепция ислама: проблемы цивилиза-ционного и политологического анализа / Г.В. Косов: монография. — Ставрополь: Возрождение, 2008. 220 с.

115. Котеленко, Д.Г. Конфессиональные процессы на постсоветском пространстве: основные тенденции / Д.Г. Котеленко // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической реальности. — Ростов н/Д, 2009.-С. 173-174.

116. Котеленко, Д.Г. Конфессиональные процессы на Юге России / Д.Г. Котеленко // Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического южных регионов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. -С. 151-153.

117. Кратов, Е.В. Религиозный фактор в социально-политических конфликтах (на. примере Карачаево-Черкесской Республики) / Е.В. Кратов // Социально-политическая ситуация на Кавказе: история, современность, перспективы. — М., 2001.

118. Кривицкий, К.В. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе / К.В. Кривицкий // Религия и политика в современной России. М"., 1997.

119. Кузнецов, В.Н. Социология безопасности. Программа учебного курса / В.Н. Кузнецов // Безопасность Евразии. 2002. - № 3.

120. Кузнецов, В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века / В.А. Кузнецов. Пятигорск: ООО Издательство «СНЕГ», 2007.

121. Кузнецов, Ю.П. Террор как средство политической борьбы экстремистских группировок и некоторых государств / Ю.П. Кузнецов. СПб., 1998.

122. Кулиев, Ф.М. Понятие и сущность религиозного экстремизма в Исламе / Ф.М. Кулиев // Ислам на Юге России. Вопросы возрождения и развития. Материалы научно-практической конференции (Пятигорск, 21-22 ноября 2008 года). Пятигорск: ПГЛУ, 2008.

123. Куршев, М. Суицидный терроризм / М. Куршев // Уголовное право. 2002. -,№ 3.

124. Ланда, Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги / Р.Г. Ланда. Электронный ресурс. Режим доступа: http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-2109.html.

125. Ленин, В.И. Украина / В.И. Ленин // Поли. Собр. соч., Т.32.

126. Ленин, В.И. О национальной гордости великороссов / В.И. Ленин // Полн. Собр. соч., Т. 26.

127. Лукьянов, Д.В. Современная историография «на краю политического» / Д.В. Лукьянов // Российская политика XXI века: неполитический потенциал политического: Материалы Международной научной конференции. — М.: РГГУ, 2009.

128. Магомедов, А. Ислам и политика на полумусульманском евразийском пограничье / А. Магомедов // Ислам от Каспия до Урала: макрорегио-нальный подход. Под ред. Кимитака Мацузато. М.:РОССПЭН, 2007.

129. Макарий, архиепископ Харьковский. История христианства в России до равноапостольного Князя Владимира / Архиепископ Харьковский Макарий. 2-е изд. СПб., 1868.

130. Малашенко, A.B. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ / A.B. Малашенко. -М., 1995.

131. Малашенко, A.B. Исламское возрождение в современной России / A.B. Малашенко. -М., 1998. 120 с.

132. Малашенко, А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / А. Малашенко. М.: Гендальф, 2001.

133. Мамедова, Н.М. Иран: от монархии к республике. Современное положение и перспективы / Н.М. Мамедова // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция — современное состояние, история и перспективы). М.: ИВ РАН; Крафт+, 2001.

134. Маркедонов, С. Без отрыва от России / С. Маркедонов. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.polit.ru/author/2009 /11/26/саисаз.Мш1

135. Маркс, К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. I.

136. Маркс, К. К еврейскому вопросу / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. I.

137. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 3.

138. Матвейчук, С.Е. Идентификация национального мировоззрения российской политической элиты / С.Е. Матвейчук // Право и безопасность. -2004.-№2(11).

139. Мацузато, К. Дискурсы и поведение мусульманских деятелей Вол-го-Уральского региона // Ислам от Каспия до Урала: макрорегиональный подход. М.: РОССПЭН, 2007.

140. Медушевский, А.Н. Идея разделения властей: история и современность / А.Н. Медушевский // Социс. 1994. № 1. - С. 63.

141. Мельвиль, А.Ю. Политология / А.Ю. Мельвиль. М.: Изд-во Проспект, 2004. - 624 с.

142. Мельков, С.А. Исламский фактор и военная политика России / С.А. Мельков. М., 2006.

143. Мерцбахер, Г. К этнографии обитателей Кавказских Альп / Г. Мерцбахер // Известия Кавказского отдела императорского Русского Географического общества. — Тифлис, 1905. — № 2. T. XVIII.

144. Миллер, А.И. Формирование наций у восточных славян в XIX в. / А.И. Миллер // Русский исторический журнал. — 1999. № 4.

145. Митрофанова, A.B. Политизация «православного мира» / A.B. Митрофанова. -М.: Наука, 2004.

146. Митрофанова, A.B. Религиозный фактор в мировой политике (На примере православия) / A.B. Митрофанова. М.:, 2005. - 376 с.

147. Мичурин, В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза / В .А. Мичурин. -М., 1993.

148. Можайскова, И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России / И.В. Можайскова // В 4-х частях. М., 2001 - 2002.

149. Монсон, П. Современная западная социология. СПб., 1995.

150. Морозов, И.Л. Политический экстремизм — леворадикальные течения / И.Л. Морозов. — Волжский, 2002.

151. Мухаметшин, Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм / Ф.М. Мухаметшин. М., 1998.

152. Мухарямов, Н. Ислам в Поволжье: политизация несостоявшаяся или отложенная / Н. Мухарямов // Ислам от Каспия до Урала: макрорегио-нальный подход. М.: РОССПЭН, 2007.

153. Негри, А. Империя / А. Негри, М. Хардт. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Polit/hardt/01 .php

154. Нефляшева, H. На Северном Кавказе нет непререкаемых духовных авторитетов / Н. Нефляшева Электронный ресурс. — Режим доступа: http://religion.ng.ru/politic/2008-04-16/8kavkaz.html

155. Ноябрь, 14. 2007г. Электронный ресурс. Режим доступа: www. Lenta.ru

156. Нуруллаев, A.A. О соотношении политики и религии / A.A. Ну-руллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. - 2000. - № 2. - С. 60 - 68.

157. Нуруллаев, A.A. Религиозно-политический экстремизм / A.A. Нуруллаев, Ал.А. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. - 2003. - № 4.

158. Орлова, И. Всероссийская перепись: цифры и комментарии / И. Орлова // Наш современник.- 2004. — № 8.

159. Осипов, А.И. Путь разума в поисках истины / А.И. Осипов Электронный ресурс. Режим доступа: http://osipov.vinchi.ru/books/22.html

160. Осмаев, А.Д. Религиозный фактор и борьба с терроризмом в Чеченской Республике / // Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической реальности. Ростов н/Д, 2009. - С. 241 - 243.

161. Панарин, A.C. Православная цивилизация / A.C. Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.

162. Панарин, A.C. Искушение глобализмом / A.C. Панарин. М.: Русский национальный фонд, 2000.

163. Панарин, A.C. Глобальное политическое прогнозирование / A.C. Панарин. М.: Алгоритм, 2000 - 352 с.

164. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. — М, 1998.

165. Пащенко, В.Я. Идеология евразийства / В.Я. Пащенко. М., Издательство МГУ, 2000; Гарлик, А.И. Идеи евразийства в контексте современного развития России / А.И. Гарли. - Улан-Удэ, 2000.

166. Передерий, C.B. Россия в глобализирующемся мире: «антирусский проект Запада» / C.B. Передерий // Вызовы глобализации в начале XXI века. Материалы международной научной конференции. 4.1. Санкт-Петербург, 14 15 апреля 2006. - СПб., 2006. - С. 275 - 280.

167. Передерий, C.B. О некоторых неотложных мерах по укреплению российской государственности на юге России / C.B. Передерий // Современный Кавказ: геополитический выбор. Сборник научных статей. Москва -Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - С. 74 - 77.

168. Передерий, C.B. Федерализм: пути разрешения этнополитических проблем / C.B. Передерий // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. — Москва Ставрополь, 2002. - 210 с.

169. Передерий, C.B. О необходимости преодоления тоталитарного наследия в сфере межнациональных отношений / C.B. Передерий // Этнические процессы накануне XXI века: Материалы научной конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - С. 122. - 123.ч

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.