Специальные эффекты в художественном пространстве фильма.: История, современное состояние, перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Хлыстунова, Светлана Викторовна

  • Хлыстунова, Светлана Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 169
Хлыстунова, Светлана Викторовна. Специальные эффекты в художественном пространстве фильма.: История, современное состояние, перспективы: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2005. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хлыстунова, Светлана Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СПЕЦЭФФЕКТЫ: ЭТАП ТРЮКА

1895 - конец 1920-х годов).

1.1 Изобретение кино и зарождение кинематографического трюка. Кинематограф братьев Люмьер.

1.2 Жорж Мельес и кинематографическое преобразование реальности.

1.3 Кинематографические трюки и становление системы выразительных средств в кино.

1.3.1 Итальянские «пеплумы».

1.3.2 Немецкий киноэкспрессионизм.

ГЛАВА 2.СПЕЦЭФФЕКТЫ: ЭТАП КОМБИНИРОВАННЫХ СЪЕМОК (1930- конец 1970-х годов).

2.1 Спецэффекты как фактор становления зрелищного кино.

2.1.1 Премия «Оскар» в области специальных эффектов.

2.2 Сконструированная реальность на экране и ее влияние на тематику зрелищного кино.

2.2.1. Тема исследования космоса и ее воплощение на экране.

2.3. Новые персонажи зрелищного кинематографа.

2.3.1. Сконструированные зооморфные персонажи.

2.3.2. Антропоморфные персонажи и эффекты специального грима.

2.4 Влияние зрелищных эпизодов на развитие различных жанров.

2.4.1. Специальные эффекты в фильмах военной тематики.

2.4.2. Фильмы-катастрофы.

ГЛАВА 3. СПЕЦЭФФЕКТЫ: ЭТАП ДИГИТАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (начало 1980-х - конец 1990-х гг.).

3.1. Компьютер приходит в кинематограф. Первые сферы применения.

3.1.1. Компьютерные технологии в аниматронике.

3.2. Совершенствование компьютерных технологий и их влияние на развитие жанровой системы.

3.2.1. Сгенерированная среда и виртуальные персонажи.

3.2.2. Виртуальная реальность как сюжетообразующий фактор.

3.2.3. Компьютерные игры и кинематограф.

3.3. Влияние сгенерированной среды и персонажей на развитие жанровой палитры кино.

3.3.1. Взаимодействие жанровый структур. Сериал о «Чужих».

3.3.2. Технократические сюжеты в кинематографе.

3.3.3. Фильмы-катастрофы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специальные эффекты в художественном пространстве фильма.: История, современное состояние, перспективы»

С самого рождения искусство кинематографа тесно связано с технологией, т.к. своим появлением оно обязано техническому изобретению. Поэтому поступательное движение вперед в области кинотехники не могло не оказывать существенного влияния на развитие и функционирование этого искусства. Так на протяжении всей его истории происходили постепенные смены технологий, которые оказывали различное по степени влияние на формирование его выразительных средств и жанрообразование. Временами это влияние было не очень очевидным, заметным только профессионалам, но некоторые технологические прорывы привели к существенной смене структуры кинопроизводства, как это было с появлением в кино звука, затем - цвета.

На сегодняшний день киноискусство переживает очередное переоснащение технологической базы, в связи с широким внедрением в кинематограф компьютерных технологий. Все больше картин снимается на цифровые носители, минуя пленочную фазу. На экраны переносятся сюжеты еще недавно считавшиеся совершенно неосуществимыми.

Что бы рассмотреть, как происходили и происходят процессы взаимодействия киноискусства и технологии, стоит обратиться к сфере кинопроизводства, в которой данные процессы наиболее выражены - к специальным эффектам.

Предлагаемая работа «Специальные эффекты в художественном пространстве фильма» - это попытка рассмотреть историю развития специальных эффектов через историю киноискусства вообще, и жанрового кино в частности. Предложенное в диссертации деление истории спецэффектов на этапы: трюка, комбинированных съемок и дигитальных эффектов позволяет увидеть не только развитие специальных эффектов на различных этапах их истории, но и проанализировать то влияние, которое это развитие оказывало на искусство кинематографа.

Главный интерес автора сосредоточен на возможности выявить закономерности влияния развития технологии создания специальных эффектов на развитие жанровой палитры кинематографа, в особенности зрелищных его видов. Именно этот процесс является предметом рассмотрения данной диссертации. Автор поставил задачу проанализировать историю становления и развития спецэффектов через историю кинематографа, выявить закономерности этого процесса, от которого во многом зависит развитие современного жанрового кинематографа. Поэтому актуальность избранной темы — это актуальность вопроса о динамике взаимодействия киноискусства и технологии.

Изучение процесса влияния совершенствования технологии специальных эффектов на становление и развитие жанровой палитры кино, принадлежит к числу значимых проблем как для науки изучающей проблемы жанрообразования, так и для общей теории кинематографа.

Подтверждением актуальности настоящего исследования является ситуация, сложившаяся в изучении специальных эффектов в отечественном киноведении, а именно: недостаточным вниманием исследователей к влиянию специальных эффектов на развитие жанрового кинематографа. Из этого вытекает нехватка необходимых сведений с последующим их анализом. Это послужило причиной слабой степени научной разработанности выбранной темы, несмотря на достаточное количество работ, касающихся ее в той или иной мере.

Если рассматривать освещенность темы специальных эффектов в нашей стране, то складывается парадоксальная ситуация. Публикаций, в которых в том или ином контексте упоминаются специальные эффекты огромное множество, но, как правило, они касаются конкретных вопросов постановки эффектов в отдельных картинах. Материалов обобщающего и аналитического характера существенно меньше. По большому счету их практически нет.

В диссертации использованы наиболее значительные достижения отечественного и зарубежного киноведения в области истории ранних этапов киноискусства: Е. Теплица, Ж. Садуля, Э. Арнольди, Р. Киннарда.

Важную роль при подготовке материала сыграли работы современных исследователей, посвященные теоретическим вопросам взаимодействия техники и искусства. Это статьи и монографии Ю. Лотмана,, В. Михалковича, Я. Иоскевича, К. Разлогова, Л. Березовчук.

Много внимания уделялось книгам и статьям о практическом применении технологии специальных эффектов на различных этапах истории киноискусства. 3050-е годы - работы А. Птушко, Б. Горбачева, 60-70-е годы - книги Д. Каунтера, М. Сенского, 80-90-е годы - статьи С. Кудрявцева, А. Кокарева, А. Корнеева. Интересными диссертанту представляются работы авторов, затрагивающие вопросы специальных эффектов в контексте рассмотрения собственной темы - диссертации Е.Ермаковой, А. Артюх, Б. Смирнова.

Большая часть материалов, использованных в диссертации, существует на английском языке, так как в зарубежном киноведении вопросы специальных эффектов, их истории и функционирования освящаются гораздо шире. Это отдельные книги посвященные истории специальных эффектов (Р. Рикетт «Специальные эффекты: История и технология», Р. Мак-Карти «Секреты голливудских спецэффектов», Р. Хейс «Кинематография иллюзий: Премия «Оскар» в области специальных эффектов»), их современному состоянию («Будущее кино: Каин, Авель или кабель? Искусство кино в виртуальную эру»), истории и деятельности компаний, специализирующихся на производстве спецэффектов (Р. Бизони «Digital Domain»: На острие моды визуальных эффектов»; Т. Смит, Дж. Лукас «Industrial Light and Magic»: Искусство спецэффектов»; М. К. Ваз, П. Дуен «Industrial Light and Magic»: В цифровом царстве»).

Изучались монографии, рассказывающие о творчестве выдающихся мастеров этой области кинопроизводства, например таких как Уиллис О'Брайен (С. Эшер «Гений специальных эффектов», Р. Киннард «Затерянный мир» Уиллиса О'Брайена»), Рэй Херрихаузен (Р. Уэббер «Фильмы о динозаврах Рэя Херрихаузена», Дж. Ровин «На Земле и вне ее: Фильмы Уиллиса О'Брайена и Рэя Херрихаузена»), Пол Блейсдейл (Р. Палмер «Пол Блейсдейл: Создатель монстров»).

Отдельную группу книг составляли издания, посвященные различным видам специальных эффектов, например - дорисовке изображения и созданию задников (М. К. Ваз, К. Бэррон «Невидимое искусство»), специальному гриму (В. Кихо «Специальный грим», Д. Винтер «Специальный грим», Т. Моравец «Создавая лица, играем в Бога: Искусство трансформирующего грима», Э. Тимпон «Люди, грим и монстры: Голливудские мастера иллюзий и специальных эффектов»), компьютерной анимации (П. Вишер «Голубое небо: Искусство компьютерной анимации», «Компьютерная графика: Искусство генерирования изображения»).

Так как автора интересовали вполне конкретные картины и особенности их производства, то большое внимание уделялось книгам о съемках: О. Голднер и Дж. Тернер «Создавая «Кинг Конга»; братья Вачовски «Искусство «Матрицы»; Д. Бресман «Искусство «Звездных войн: Эпизод первый: Скрытая угроза»; С. Кент и Б. Гейме «Создавая «Последнюю фантазию»; М. К. Ваз, Дж. Лукас «Искусство «Звездных войн: Атака клонов»; П. Доктер, Д. Лесситер «Искусство «Корпорации монстров» и других.

Проработанная диссертантом литература не переводилась на русский язык и все еще не освоена в отечественном киноведении в качестве методологической базы для анализа истории развития кино и функционирования специальных эффектов, а так же их влияния на жанровый кинематограф. Комплексного исследования истории специальных эффектов и их влияния на развитие жанрового кинематографа в отечественном киноведении еще не проводилось, что позволяет говорить о научной новизне данной работы. Тема данного исследования, как историко-искусствоведческая, рассматривается практически впервые. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что на сегодняшний день в отечественном киноведении понятие специальные эффекты не имеет четко устоявшегося определения. Поэтому, определение, данное в настоящей работе, не является общепринятым и введено автором.

Если взглянуть на специальные эффекты как на некую систему, то можно сказать, что это - методы, приемы и способы обработки предкамерных материалов, съемки и трансформации отснятого материала, позволяющие получить изображение, недостижимое при обычных методах съемки и как правило отличное от существовавшего в реальности.

Довольно условно специальные эффекты можно подразделить на две основные группы. Первая группа - визуальные, основанные на манипуляциях с изображением. Сюда относятся оптические (или кинематографические) эффекты, которые так же принято называть комбинированными съемками. Оптические эффекты включают в себя как относительно простые (затемнение, шторка, наплыв, стоп-камера), так и более сложные методы (дорисовка на стекле, покадровая съемка, рирпроекция, фронтпроекция, замедленная и ускоренная съемка, двойная и многократная экспозиция, «блуждающая» маска и многие другие). Большинство из них было открыто еще на заре кинематографа, но часть этих методов продолжает использоваться в кино и по сей день. К визуальным эффектам относятся так же компьютерные (или дигитальные) эффекты.

Вторая группа включает в себя механические (или физические, рукотворные) специальные эффекты, в основе которых лежит обработка предкамерных материалов. Эта группа, в свою очередь делится на: моделирование (муляжи, макеты, модели), пиротехнику, технические приспособления (вращающиеся декорации, ветродуи, поливальные машины и т.п.) и специальный грим.

В англоязычных странах, зрелищный кинематограф которых будет рассматриваться в данном исследовании, существует деление на специальные эффекты — т.е. эффекты, получаемые непосредственно на съемочной площадке, и визуальные эффекты — эффекты создаваемые во время съемки (т. е. оптические) и после съемок материала (дигитальные). В то же время термин «специальные эффекты» употребляется и как более общее понятие, включающее в себя и понятия «визуальные эффекты». Именно в таком качестве он будет употребляться в данной работе. Термин «визуальные эффекты» будет применяться по отношению к оптическим и компьютерным эффектам.

Все вышеперечисленные методы и их разновидности, будут подробно рассмотрены в главах диссертации.

Хронологические рамки исследования охватывают обширный период — от зарождения кинематографа и до конца двадцатого века.

Выбор в качестве базы исследования кинематографа Западной Европы и Соединенных Штатов Америки объясняется несколькими факторами. На ранних этапах истории развития киноискусства, его центром были страны Европы, чей кинематограф оказывал сильнейшее влияние на кино других стран. После Первой мировой войны главенствующее положение в кинопроизводстве получили Соединенные Штаты Америки и с тех пор, и по настоящее время, кинематограф США является центром мировой киноиндустрии, страной, способной разрабатывать, приобретать и внедрять в кинопроизводство новейшие технологии. В кинематографиях этих стран большое внимание уделяется зрелищному кинематографу, а именно подобное кино не может обходиться без использования специальных эффектов.

Вопрос о применении специальных эффектов в авторском кинематографе в данной работе специально не ставился, хотя отдельные аспекты этой темы рассматривались в первой главе. В последующих главах авторский кинематограф изучался лишь в контексте его влияния на зрелищное кино. Подобное сужение рамок исследования объясняется несколькими причинами. Во-первых, как уже говорилось, специальные эффекты являются неотъемлемой частью жанрового кинематографа, особенно зрелищных его видов; во-вторых, именно в жанровом кино в силу постоянного использования сложилась определенная система применения спецэффектов для постановки эпизодов и фабул, характерных для картин того или иного жанра (своеобразный «каталог жанра»). В авторском кино специальные эффекты используются режиссером для создания своего собственного видения мира, и в каждом отдельном случае применяются для достижения одной единственной цели - воплощения авторской концепции, т.е. выступают не как жанрообразующий фактор, а как выразительное средство.

Развитие специальных эффектов в отечественном кинематографе не входит в сферу тем, рассматриваемых данной работой, поскольку требует отдельного и детального исследования. Это объясняется определенной обособленностью процессов, влиявших на их становление, начиная от некоторой изолированности советского кинематографа, вызванной известными геополитическими причинами, что мешало процессу взаимообмена технологиями в сфере кинопроизводства, в частности — специальных эффектов, и заканчивая такими факторами, как государственное финансирование кино и использование административного ресурса, что позволяло, например, существовать специальному воинскому подразделению предназначенному исключительно для съемок батальных сцен.

В диссертации рассматриваются не все жанры кинематографа, а те, в которых зрелищный фактор имеет доминирующее значение.

В центре внимания автора не столько сам поступательный процесс развития технологии, сколько исследование его наиболее напряженных моментов, которые дают новый толчок развитию специальных эффектов и влияют на возникновение жанровых модификаций зрелищного кинематографа.

Исходя из вышеизложенного, основные задачи исследования заключались в том, чтобы, разделив историю специальных эффектов на три этапа: трюка, комбинированных съемок и дигитальных эффектов, рассмотреть эволюцию структуры специальных эффектов на каждом из этапов их развития, изучить их роль в становлении жанровой системы на каждом из этапов.

В связи с этим, работа потребовала применения комплексного метода изучения, в котором сочетаются исторический и эстетико-искусствоведческий подходы.

Практическое значение работы заключается в том, что впервые была произведена периодизация истории развития специальных эффектов, было введено определение спецэффектов и рассмотрено влияние совершенствования технологии на развитие жанровых структур кинематографа от самого его зарождения и до конца двадцатого века. Обширный справочный материал диссертации, включающий в себя: краткие биографии и фильмографии свыше 160 постановщиков специальных эффектов; термины; развернутые данные о более чем 150 фильмах, рассматриваемых в работе, может быть полезен при изучении истории киноискусства.

Материалы данной работы могут быть использованы в преподавании темы «Специальные эффекты» в курсе «Анализ фильма».

Апробация работы.

Диссертация поэтапно проходила обсуждение на заседаниях сектора кино и телевидения Российского института истории искусств. Некоторые положения диссертации были освящены в докладах на аспирантских конференциях РИИИ: «К вопросу о символизации кинематографического пространства: специальный эффект в американской кинофантастике 1980-х - 1990-х гг.» и «Компьютерные спецэффекты в художественной системе фильма: изменение сюжетики фильмов в контексте средств массовой коммуникации». Отдельные вопросы, рассматриваемые в диссертации, так же стали основой докладов на секторе кино и телевидения: «Специальные эффекты в зрелищном кинематографе» и «Визуальные эффекты в телевизионных сериалах: Особенности работы над специальными эффектами при поточном методе съемок».

Отдельные аспекты темы диссертации были использованы в докладе «Конструирующие элементы зрелищного кинематографа: специальный эффект и анимация», сделанном на Круглом столе «Анимация и современный кинопроцесс», который был организован РИИИ и Союзом кинематографистов Санкт-Петербурга в рамках Международного кинофестиваля документального, игрового и анимационного кино «Послание к человеку».

По материалам диссертации опубликовано четыре статей.

Диссертация послужила основой цикла лекций «Специальные эффекты», проведенных в курсе «Анализ фильма», читаемом для студентов IV курса кинорежиссерского отделения факультета экранных искусств Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения.

Историко-искусствоведческий подход к исследованию проблемы влияния развития технологии создания специальных эффектов на развитие жанровой палитры кинематографа, повлиял на ее построение. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, алфавитного указателя фильмов, рассматриваемых в диссертации, именного указателя лиц, упоминаемых на страницах диссертации и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Хлыстунова, Светлана Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сосуществование дигитальных и «традиционных» эффектов и перспективы развития зрелищного кинематографа

Смена технологии и широкое применение компьютерных эффектов в зрелищном кинематографе, вопреки периодически раздававшимся в прессе прогнозам, не привело к отмиранию «традиционных» специальных эффектов.

Дигитальные эффекты - процесс длительный, трудоемкий, и соответственно, требующий больших денежных затрат. Поэтому, те режиссеры и продюсеры, которые не обладают такой технической базой, как собственные компании по производству спецэффектов, которыми владеют Джордж Лукас («ILM») или Питер Джексон («WETA FX»), предпочитают сводить использование дигитальных эффектов к необходимому минимуму.

Происходит замена одних технологий другими. Например, метод, получивший название «процесс с синим экраном» и широко применявшийся в предыдущие периоды развития был усовершенствован при помощи компьютерных технологий. Технология покадровой съемки в ее традиционном виде стала использоваться не так широко, но отнюдь не отмерла окончательно. Миниатюрные модели применяются для введения в компьютер контрольных точек поверхности персонажа и создания его каркасной модели для последующего генерирования изображения.

Применение компьютерных технологий для управления движением моделей позволили достичь значительных успехов в создании самых экзотических персонажей зрелищного кино.

Чаще всего компьютерные технологии применяются для комбинирования, сведения воедино различных элементов сцен с применением специальных эффектов. Например, эпизод крушения «летающей тарелки» в «Людях в черном» Барри Зонненфельда, создавался в несколько этапов. Сначала снимали актеров на синем фоне. Затем группа, отвечавшая за макетные съемки ставила сцену крушения космического корабля. И корабль, и макет скульптуры, которую он разрушает, делались в 1/6 величины. Как уже было написано, именно при таком соотношении изображение макетов на пленке выглядит наиболее реалистично. Затем, все сводилось вместе уже при помощи компьютера.

Можно сказать, что широкое использование в зрелищном кино дигитальных специальных эффектов и их высокая стоимость, привели к увеличению бюджета картин, что послужило толчком к расцвету менее затратных «традиционных» трюков и комбинированных съемок.

Как правило, компьютерные и традиционные технологии «мирно» уживаются в одном фильме, что дает двойной эффект - с одной стороны дает возможность режиссеру воплотить все свои замыслы при относительно невысоком бюджете, с другой - предельная правдоподобность происходящего на экране. Поэтому в ближайшее время не предвидится полное вытеснение компьютерными спецэффектами эффектов традиционных, так как сосуществование рукотворного и компьютерного труда постоянно обогащает друг друга и служит оптимальным условием для поступательного движения вперед.

При подобном смешении различных технологий и сложившейся еще в предыдущие периоды развития специальных эффектов узкой специализации разработчиков, над созданием зрелищных картин работают до нескольких сотен специалистов самых разных профессий: художников, химиков, инженеров, аниматоров, разработчиков моделей и макетов, гримеров и т.п. Эти люди могут заниматься своей частью проекта в разных странах, и даже на разных континентах, в зависимости от того, где ведутся натурные съемки. Для слаженности их действий необходим координатор специальных эффектов. С увеличением количества визуальных эффектов в фильмах, значение координатора в съемочной группе возрастает. Часто он выступает в качестве режиссера второй съемочной группы.

Большое внимание к зрелищной составляющей картин привели к появлению такого феномена в современном зрелищном кино, как повторный выпуск на экраны картин с обновленными специальными эффектами. Модернизируя «морально» устаревшие визуальные эффекты, внедряя в ткань картины новые элементы, у создателей картин появляется возможность вернуть коммерческий потенциал классическим лентам, дать им вторую жизнь уже для нового поколения кинозрителей. Блестящим примером может служить новое открытие трилогии о «Звездных войнах». Обновленная, оцифрованная, дополненная новыми эпизодами, со звуком в системе «Долби», новая редакция картины не только послужила основой очередного витка не утихающего интереса к ней самой (дав очередную возможность заработать своим создателям), но и дала толчок к съемкам приквела (у Джорджа Лукаса «Звездные войны» именовались четвертым эпизодом). Таким образом, специальный эффект служит инструментом возрождения и поддержания интереса к старым картинам.

Еще одна из тенденций, которая, впрочем, всегда была свойственна коммерческому кино - возрождение старых сюжетов (часто - заимствованных) в новом исполнении. Примером может служить судьба самого знаменитого монстра Японии - Годзиллы. Знаменитый японский ящер, воплощение страха перед атомной угрозой и ее последствиями (а последствия японцам известны не понаслышке), и не стремился к излишней правдоподобности (слишком живо в памяти и ужасно для жителей страны восходящего солнца было то, что он олицетворял), а был довольно абстрактен и изображался актером в резиновом костюме. Американский же вариант Годзиллы (не наполненный какими то было аллюзиями) стремится к наибольшей визуальной правдоподобности, почти натурализму (если так можно сказать о несуществующем в реальности организме), гигантизму (рекламный слоган фильма -«размер имеет значение»).

Как видим, специальные эффекты возрождают интерес не только к старым картинам, но и старым темам, позволяя появляться на экранах Америки героям комиксов других стран, создавая прообраз мультикультурного кинематографа.

С другой стороны, постепенное удешевление компьютерных спецэффектов, позволяет широко использовать их не только в крупнобюджетных блокбастерах, но и в арт-хаусном кино и на телевидении. И одних только спецэффектов уже начинает не хватать для того, что бы заинтересовать любящего зрелище зрителя. Фильмы, построенные в первую очередь на калейдоскопе визуальных аттракционов, уже не могут успешно скрывать недостаточно прописанных персонажей и откровенно слабую драматургию («Денежный поезд», 1995; «Призрак дома на холме», 1999).

Применение цифровых технологий в кинематографе оказало влияние и на качество изображения. С появлением фильмов, переведенных в цифровой формат и съемка картин сразу на цифровые носители начинает менять требования зрителей к качеству картинки. Хранение картин на цифровых носителях решает такую проблему, как ухудшение качества изображения при неоднократном показе фильма в кинотеатре.

Файлы фильмов могут передаваться по кабельным сетям непосредственно зрителю, что поможет решить проблему с пиратством. Первой картиной, которая демонстрировалась в кинотеатрах в цифровом формате была «Скрытая угроза» Джорджа Лукаса, для чего 4 кинотеатра в США были снабжены специальными цифровыми проекторами.

Возможно, в скором времени уже может отпасть необходимость в больших экранах и зрительных залах — фильмы будут непосредственно передаваться сразу на сетчатку глаза (подобные технологии применяются в медицине и в военных целях), что позволит убрать границы экрана.

Цифровые эффекты применяют теперь не только для того, что бы создать зрелище, которое поразит зрителя, но и для более безопасного и быстрого процесса съемок, так как необходимые изменения в отснятый материал могут быт внесены уже после окончания процесса съемок. Успешные опыты по созданию полностью цифровых образов людей дают возможность снимать фильмы со звездами прошлого (Хемфри Богарта или Мэрилин Монро) или создавать кинозвезд, у которых нет реальных прототипов (героиня компьютерной игры JIapa Крофт тому пример).

Итак, если подытожить результаты рассмотрения истории и функционирования специальных эффектов в кинематографе и их влияния на развитие зрелищного кино, то можно сделать некоторые выводы, главный из которых — что специальный эффект во все периоды своего развития оказывал самое непосредственное влияние на развитие как отдельных жанров зрелищного кино, так и всего кинематографа. Это очень четко видно, при рассмотрении отдельных этапов истории кино и специальных эффектов.

Первый этап - становление кинематографа и формирование жанровой системы кино. И в том и в другом процессе специальные эффекты играли основополагающую роль. Развитие специальных эффектов с самого зарождения кинематографа оказывало самое непосредственное влияние на его развитие. Именно в результате применения в раннем кинематографе отдельных открытых в тот период трюков привело к появлению игрового кино как такового.

Многие из выразительных средств кинематографа на первом этапе его развития были трюками — крупный план, съемка с движения. Развитие такого метода как покадровая съемка привело к появлению такого вида кино, как анимация.

Второй этап, самый длительный по времени - это процесс накопления и переосмысления уже открытых методов специальных эффектов.

Третий этап — смена технологии производства специальных эффектов, приведшая к существенной модернизации всех разделов отрасли. Но традиционные методы не отмерли, а модифицировались и стали использовать новые возможности, предоставляемые цифровыми технологиями. Цифровая косметика, цифровое создание фонов, компьютерное управление аниматронными роботами и тому подобное. Появление нового вида анимации - компьютерной. Благодаря совершенствованию технологий производства специальных эффектов расширился инструментарий визуальной передачи образов, что предоставило создателям фильма новые возможности, которые в свою очередь, будучи воплощены на экране, оказали воздействие на дальнейшее развитие жанровой палитры кино. Это выражалось, как в предоставлении новых мест действия и персонажей, так и в «расцвечивании» фабулы, модернизации эффектов.

Зрелищный кинематограф всегда стремился поразить зрителей небывалым зрелищем. Но с приходом в кино цифровых технологий правила стали меняться. Поразившие всех дигитальные динозавры «Парка юрского периода» через несколько лет стали обычным явлением в сериалах и документальных картинах. Удивить зрителя одним зрелищем становится все труднее. Поэтому цифровые технологии, доступные кинематографу на сегодняшний день, отнюдь не отменяют использования всех достижений истории киноискусства, а всего лишь дают новые возможности его создателям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хлыстунова, Светлана Викторовна, 2005 год

1. Анимация и современный кинопроцесс: Учебное пособие /Институт телевидения, бизнеса и дизайна; Невский университет.- СПб.: б. и., 2001.- 42 с.

2. Анищенко Ю. Компьютер в кино. Или наоборот? //Подводная лодка. 2002.-№8.- С.129-131.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 е.: ил.

4. Аронсон О. Плата за присутствие //Искусство кино. 1998.- №8.- С.30-32.

5. Артемьев К. Нарисуй мне далекое будущее: Спецэффекты и компьютерные технологии в фантастических фильмах // Мир фантастики.- 2003.- №4 (декабрь).-С.28-30.

6. Артемьев К. Нарисуй мне сказку: Спецэффекты и компьютерные технологии в фэнтези-фильмах // Мир фантастики.- 2003.- №3 (ноябрь).- С.38-41.

7. Артюх А. Виртуальная реальность и проблемы ее репрезентации (аниматронный эффект) //Анимация и современный кинопроцесс: Учебное пособие.-СПб., 2001.- С.24-27.

8. Артюх А. Киборги большие и малые // Искусство кино.- 2000.- №7.- С.83-88.

9. Артюх А. Метафизика красной таблетки // Искусство кино.- 1999.- №10.-С.22-24.

10. Артюх А. А. Субкультура киберпанка и американский кинематограф: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.- СПб.: б. и., 2001,- 24 с.

11. И. Байен М. Длинная дистанция Тома Тыквера //Экран и сцена.- 20000.- №4.-С.12.

12. Байен М. Питоф, он же Жан-Кристоф Комар //Экран и сцена.- 2002.- №1.-С.13.

13. Балсмейер Р., Эверет М. Наше кино это не то, что встречается в реальной жизни / Пер. с англ. Ю. Мининберга // Искусство кино. - 1997.- №3.- С.108-111.

14. Баричев С. Евангелие от Лукаса //Компьютера.- 1999.- №29 (27 сент.).- С.11.

15. Бейли К. Кино: Фильмы, ставшие событиями /Пер. с фр. Н.М. Фарфель. -СПб.: Академический проект, 1998.- 400 е.: ил.

16. Белопольская В. Катастрофу заказывали? //Кино парк. 1997.- №7.- С. 16-18.

17. Богомолов Ю. «Миллион лет до нашей эры» //На экранах мира. Вып.З.- М., 1972.- С.36-40.

18. Боевая лихорадка, или Старые, старые сказки //Экран и сцена.- 2000,- №30.-С.8-9.

19. Братья Вачовски: «Может быть, мы симулякры2 /Пер. с англ. С. Кузнецова //Искусство кино. 2000.- №3.- С.88-91.

20. Бурлаков И. Психология компьютерных игр //Наука и жизнь.- 1999.- №5.-С.88-92; №6.- С.20-24; №8.- С.64-66.

21. Век кино /Автор идеи и составитель В. Чернов.- М: ПКФ «Чернов и К»; Красный пролетарий, 1995.- 208 е.: ил.

22. Водопьянов М. Детский парк юрского периода //Кино парк.- 2000.- №10 (41).-С.48-49.

23. Войскунский А. Е. Метафоры Интернета //Вопросы философии.- 2001.- №11.-С.64-79.

24. Волобуев P. Pit Off //Premiere.- 2002.- №2 (44).- С. 56-57.

25. Вяткин А., Зенов А. Кино умерло, да здравствует кино! //Компьютерра.-2002.-№12 (2 апр.).- С.26-30.

26. Гаврилов A. FX и магия кино // The Hollywood Reporter.- 1992,- №4.- С.16-19.

27. Гаков В. Ты помнишь, как все начиналось //Кино парк.- 1999.- №8.- С.24-27.

28. Говорун М. Что такое Интернет-кино? //Мир Internet.- 2001.- №3.- С.88-91.

29. Горбачев Б. Техника комбинированных съемок. М.: Искусство, 1958. - 278 е.: ил., 24 л. Ил.

30. Грачев А. «Титаник»: суперфильм и его создатели.- М.: Панорама, 1998.- 219 е.: ил.- (Мир кино).

31. Гуриев В. Интервью в трех частях //Компьютерра.- 2004.- №25 (биюля).-С.52-58.

32. XXI век конец пленочного кинематографа? //Искусство кино.- 2000.- №10.-С.122-131.

33. Десмонд Н. История фильмов в жанре фэнтези: прошлое и настоящее. WWW document. URL http: //www.rolemancer.ru/sections.php?op:=viewarticle&artid=1198.

34. Десмонд H. Рэй Харрихаузен: Колдун XX века //Видео Асс Премьер,- 1995.-№28.- С. 142-144.

35. Добротворский С. Восприятие стандарта // Искусство кино. 1994.- №2.-С.75-83.

36. Дубинин А. Не только боги горшки обжигают, или Эволюция от революции к деградации //Подводная лодка. 2004.- №12.- С. 104-107.

37. Дунаевский А., Генералов Д. Премия «Оскар».- Винница: Континент-Прим, 1997.-406 с.

38. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия /Пер. с англ. Н. Цыркун //Искусство кино. 1998. - №1.- С. 117-128; №2.- С. 119-128.

39. Жижек С. "Матрица", или Две стороны извращения //Искусство кино. 2000. - №6.- С. 89-99.

40. Жорж Мельес. // Вадимов А., Тривас М. От магов древности до иллюзионистов наших дней.- М.: Искусство, 1979.- С.103-104.

41. Зенов А., Вяткин А., Кащавцев С. Мечты сбываются //Компьтерра.- 2002.-№12 (2 апр.).- С.31-37.

42. Евтеева И. В. Анимация в киноконтексте. Механизм взаимодействия //Анимация и современный кинопроцесс: Учебное пособие.- СПб., 2001.- С.5-10.

43. Ермакова Е. Ю. Эволюция социальной утопии как жанра кинематографа: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения /ВГИК.- М.: б. и., 1995.- 34 с.

44. Изволов Н. Рога и копыта цифровой эпохи //Искусство кино.- 2000.- №10.-С.119-122.

45. Иоскевич Я. Б. Аудиовизуальное в эпоху новых технологий //Художественная культура на рубеже веков: Материалы конференции.- СПб.: Петрополис, 1998.- С.42-44.

46. Искусство и новые технологии: Сборник научных трудов. СПб.: б. и., 2002.- 144 с.

47. Как это делается .II Видео-Асс Premiere. 1995.- №27.- С. 113-120.

48. Караваев Д. XXI век эра дистопий? // Видео-Асс. - 1998.- №40 (5).- С. 122126.

49. Карцева Е. Кинозвезда по имени ЭВМ (Виртуальный облик грядущего) //Киносенсации: фильмы, люди, события /НИИ Киноискусства.- М., 1996.- С. 12-20.

50. Карцева Е. Сделано в Голливуде. М.: Искусство, 1964.- 260 е.: ил.

51. Каунтер Д. Как снимаются кинотрюки /Пер. с англ. И коммент. И. Н. Воскресенской.- 2-е изд. -М.: Искусство, 1977.- 160 с.

52. Кино: Энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1986.- 640 е., 96 л. ил.

53. Кинословарь. В 2 т. Т.1: А-Л.- М.: Сов. Энциклопедия, 1966.- 976 столб.: ил., 9 л. ил.

54. Кинословарь. В 2т. Т.2: М-Я.- М.: Сов. Энциклопедия, 1970.- 1424 столб.: ил., 11 л. ил.

55. Козлов Л. Поздний возраст кинематографа // Киноведческие записки. Вып. 10.- М., 1991.

56. Кокарев А. Спецэффекты впереди воображения //Новости Союза кинематографистов. 2001.-№3.- С.6-7.

57. Колесов С. Недетские игры //Компания.- 2004.- №29/30 (26 июля).- С. 44-47.

58. Комаров С. В. Великий немой: Из истории зарубежного киноискусства (18951930).- М.: ВГИК, 1994.- 302 е., 12 л. Ил.- (100 лет кино).

59. Комаров С. В. История зарубежного кино. Т.1М.: Искусство, 1968.- 416 с.

60. Комм Д. Eurohorror: британский канон //Искусство кино. 2001,- №5.- С.82-90.

61. Комм Д. Мумиана Джонс //Искусство кино- 2001.-№8.- С.ЗЗ.

62. Конец пленочного кинематографа? //Экран и сцена. 2000.- №7.- С.6-7.

63. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 1. 1895-1905. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=718.

64. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 2. 1903-1910. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=720.

65. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 3. 1908-1920. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=724.

66. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 4. 1920-1925. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=728.

67. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 7 (1928-1933). WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=l 192.

68. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 8. 1935-1940. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=1553.

69. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 9. 1945-1950. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=2401.

70. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 10. Год1 1950. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=2827.

71. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 11. 1950-1953. WWW document. URL http: //wvAv.kinoizm.ru/?rubr=565&sdoc=3459&mo=2001-l 1.

72. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 12. 1956 год. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&sdoc=3822&m=rubr&fulldoc=3823&mo=2001-12.

73. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 13. 1956-1961. [WWW document] URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&sdoc=405&m=rubr&fulldoc=4059&mo=2002-01.

74. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 15. 1963-1968. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&sdoc=4454&m=rubr&fulldoc=4455&mo=2002-02.

75. Корнеев А. История спецэффектов. Часть 16: 70-е годы. WWW document. URL http: //www.kinoizm.ru/?rubr=565&sdoc=5101 &m=art&fulldoc=5102&mo=2002-05.

76. Корнеев А. Денис Мюрен. В ожидании награды за сантименты. WWW document. URLhttp://vAVW.kinoizm.ru/?rubr=565&sdoc=4650«&m=rubr&fulldoc=4651 &mo=2002-03.

77. Корнеев А. Великая цифровая контрреволюция. Стоим ли мы на ее пороге?. WWW document. URL http://www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=2543.

78. Корнеев А. Взрывы, кровь и отрубленные конечности или источники благосостояния семьи Корбулдов. WWW document. URL http://www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=2016.

79. Корнеев А. Кукольная «расчлененка». WWW document. URL http://www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=l 661.

80. Корнеев А. Шествие невидимок. WWW document. URL http://www.kinoizm.ru/?rubr=565&fulldoc=726.

81. Корнеев А. Человечество может отдыхать. WWW document. URL http://wvAv.kinoizm.ru/?rubr=565 &fulldoc=3 581.

82. Корнеев А. Три миллиона шерстинок: Новый рекорд компьютерной анимации. WWW document.URLhttp://^vww.kinoizm■ruЖ8080/?rubr=565&sdoc=&m=rubг&fulldoc=385&m=2001-12.

83. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974.-321 с.

84. Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. М.: Искусство, 1977.-321 с.

85. Кудрявцев С. Кино как искусство спецэффектов //Если. 1997.- №7,- С.278-285.

86. Кудрявцев С. К. Люди или роботы //Если. 1997.- №6.- С.296-303.

87. Кудрявцев С. Чудовища из папье-маше //Если. 1997.- №9.- С.308-317.

88. Кудрявцев С. Фильм без актеров? Это фантастика!: Использование компьютерных спецэффектов в кинофантастике //Если. 1997.- №8.- С.281-288.

89. Кудрявцев С. Эпоха за эпохой: Тема путешествий во времени в кинофантастике //Если. 1997.- №2.- С.314-320.

90. Кузнецов С. В сетях «ИНТЕРНЕТа» // Искусство кино. 1996.- №7.- С.60-64.

91. Кузнецов С. Новый Лукас (множ. ч.) //Искусство кино.- 2000.- №3.- С.92-96.

92. Кузнецов С. Они пришли из далекого космоса //Premiere. 1998.- №3.- С.30-33.

93. Кузнецов С., Нисевич Д. Возвращение со звезд //Искусство кино. 1998.-№8,- С.75-87.

94. Куликов Д. Кино под микроскопом // Видео-Асс. 1998.- №40(5).- С. 170-173.95.

95. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики //Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 2000.- С.287-372.

96. Лью Б. Цифровая кинематография / Пер. с англ. А.В. Леденева. Мн.: Попурри, 1998.- 176 е.: ил., 2 л. ил., компакт-диск.

97. Любарская И. Акция зеленых //Искусство кино. 2004.- №8.- С.50-54.

98. Любарская И Жил отважный капитан //Искусство кино. 2004.- №11.- С. 4650.

99. Маевский Е. Интерактивное кино? Опыт эстетической прогностики //Иностранная литература. -1995. -№ 4. С. 230-239.

100. Мазуров А. Протуберанцы космического стиля //Видео-Асс.- 1998.- №5 (40).-С.128-130.

101. Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации: Новые измерения человека / Предисл. и пер. Н.Пальцева//Искусство кино. 1994.-№2.- С.67-74.

102. Манович Л. Кинематограф и цифровая среда /Пер. с англ. Г. Башилова //Компьютерра.- 1999.- №29(27 сент.).- С. 10.

103. Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. Л.: Искусство, 1978.- 191 е., 16 л. ил.

104. Мартен М. Язык кино /Пер. с французского, вступ. статья С. Юткевича.- М.: Искусство, 1959.-292 с.

105. Минне А. Строители грез /Пер. с англ. С.Силаковой // Искусство кино. -1997.-№3.- С.112-116.

106. Миняев В., Зеленский О. «Оскар».- М.: Панорама, 1999.- 560 е., ил. (Мир кино).

107. Митри Ж. Визуальные структуры и семиология фильма //Строение фильма.-М., 1984.- С.33-44.109. «Мы любим наших монстров.» //Экран. 1996.- №3/4.- С.34-35.

108. Панофски Э. Стиль и средства выражения в кино //Киноведческие записки. Вып.5.- М., 1990. С.94-99.

109. Паркинсон Д. Кино: Пер. с англ. М.: Росмэн, 1996.- 680 с.

110. Первый век кино.- М.: Локид, 1996.- 720 е.: ил.

111. Петрова Н. Виртуальная сфера, или Новые лица в пространстве виртуальной реальности //Мир ПК.- 1998.- №2,- С.181-184.

112. Подорога В. Блокбастер: Материалы к поэтике разрушения //Искусство кино.-1999.- №1.- С.64-75.

113. Полякова Е. Работа не для слабонервных // Видео-Асс Premiere. 1995.- №26.-С.136-138.

114. Последняя фантазия будет виртуальной: Этапы большого цифрового пути //Экран и сцена. 2001.- №39/40.- С.12.

115. Прохоров А. Будущее компьютерной фильмы: Заявка. А может быть, констатация будущего // Искусство кино. 1994.- №8.- С.84-90.

116. Птушко А. Л. Трюковые и комбинированные съемки /Публик. и примеч. Р. Янгирова //Искусство кино. 1997.- №3,- С.123-135.

117. Разлогов К. Искусство экрана. М.: Искусство, 1982.- 158 с.

118. Разлогов К.Э. Роль техники в формировании и развитии «языка экрана» // Что такое язык кино. М., 1989.- С.77-94.

119. Разлогов К. Э. Экран как мясорубка культурного дискурса //Вопросы философии.- 2002.- №8.- С.24-41.-ч»Ч

120. Рождественская К. Посмотри в глаза чудовищ //Кино парк. 1999.- №7.- С.52-55.

121. РэйментТ. Творец Вселенной //Экран и сцена. 1999.- №30.- С. 10-11.

122. Сагалова В. Невидимое искусство Ви Нейла //Видео-Асс Экспресс. 1994.-№26.- С.24-29.

123. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.1: Изобретение кино, 1832-1897; Пионеры кино (от Мельеса до Патэ), 1897-1909 /Общая ред. и втуп. ст. С. И. Юткевича; Пер с фр. Т. В. Ивановой.- М.: Искусство, 1958.- 611 е., ил.

124. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.2: Кино становится искусством, 19091914 /Пер. с фр. Е. М. Шишмаревой.- М.: искусство, 1958.- 523 е., ил.

125. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.З: Кино становится искусством, 19141920 /Пер. с фр. А. А. Худадовой.- М.: Искусство, 1958.- 524 е., ил.

126. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.4. 4.2: Голливуд. Конец немого кино, 1919-1929 /Под общ. Ред. С. И. Юткевича; Пер с фр. А. М. Григорьева, А. И. Смелянского М.: Искусство, 1982.- 528 с, ил.

127. Садуль Ж. История киноискусства: От его зарождения до наших дней /Пер. с франц. М. К. Левиной; Ред., предисл. и прим. Г. А. Авенариуса. М.: Иностранная литература, 1957.- 464 е., ил.

128. Сальников В. Все дело в титрах //Искусство кино. 1999.- №5.- С.90-95.

129. Свистунов А. Волшебника зовут Рамбальди //Советский экран. 1989.- №3.-С.29, 32.

130. Сенский М. Комбинированные киносъемки /Пер. с польского и комментарий И. Б. Гордейчука.- М.: Искусство, 1979.- 231 е.: ил.- (Библиотека кинолюбителя).

131. Слотердайк П. Кибернетическая ирония //Искусство кино. 2000.- № 6. -С. 102-103.

132. Смирнов Б. А. Космическая тема в искусстве кинооператора: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения /ВГИК.- М.: б. и., 1981.- 24 с.

133. Снегирев А. Премия «Оскар»: Популярная энциклопедия. М.: Эксмо-Пресс, 2001.- 368 е., 8 л. ил.

134. Татарников О. «Гладиаторы» компьютерной графики: (За кулисами киношоу) //Компьютер-пресс. 2000.-№8.- С.63-64.

135. Татарников О. Голливудские спецэффекты //Компьютер-пресс. 2000.-№8.-С.21-24, 26-27.

136. Теплиц Е. История киноискусства. Т.1-2: 1895-1927: Пер с польского.- М.: Прогресс, 1968.- 336 е., ил.

137. Теплиц Е. История киноискусства. Т.З: 1928-1933: Пер с польского.- М.: Прогресс, 1971.- 279 е., ил.

138. Теплиц Е. История киноискусства. Т.4: 1934-1939: Пер с польского.- М.: Прогресс, 1973.-271 е., ил

139. Теплиц Е. История киноискусства. Т.5: 1939-1945: Пер с польского.- М.: Прогресс, 1974.- 314 е., ил.

140. Теплиц Е. Кино и телевидение в США /Пер. с польского 3. Шаталовой. М.: Искусство, 1966.- 304 е., ил.146. «Титаник» Джеймса Кэмерона /Пер. с англ. О. Рейзен.- М.: Слово/Slovo, 1998.- 178 е., ил.

141. Трауберг Л. Мир наизнанку. М.: Искусство, 1984.- С.301 е., 32 л. ил.

142. Ужас: Аннотированный каталог зарубежных фильмов ужасов и мистики /Барканов С. В. И др.- М.: Интех, 1994.- 606 е., 16 л. Ил.

143. Фиорини-Роза Дж. Движение кибер-панк и будущее виртуального кино /Пер. с ит. В.Панюшкина // Искусство кино. 1994.- №2.- С.91-95.

144. Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Траковского.- М.: Искусство; Истоки, 1992.-251 с.

145. Ханютин Реальность фантастического мира. М.: Искусство, 1977.- 304 е., ил.

146. Шатерникова М. Жив ли Кинг-Конг? //Видео-Асс Фаворит. 1995.- № 8.-С.22-28.

147. Шутов С. Реальный видеоарт// Искусство кино. 1994,- №2.- С.109-114.

148. Энциклопедия фантастики. Том 1. Кн.1: История кинофантастики: Этапы, направления, фильмы. Кострома, Командор, 1993.- 288 е.: ил.

149. Эшпай В. Старое вино в новых электронных бутылках // Искусство кино. -1998.- №8.- С.26-29.

150. Ямпольский М.Б. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии /НИИ Киноискусства и др. М.: НИИ киноискусства, 1993.- 215 с. - (Из истории киномысли).

151. Книги и статьи на иностранных языках

152. Alien Zone: Cultural Theory and Contemporary Science Fiction Cinema. L., N.Y.: Verso Books, 1990. - 231 p.

153. Archer S. Willis O'Brien: Special Effects Genius. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc. Publishers, 1993.-226 p.

154. Bresman J. The Art of Star Wars: Episode I: The Phantom Menace. N. Y.: Del Rey Books, 2000. - 224 p.

155. Bizony P. Digital Domain: The Leading Edge of Visual Effects. L.: Aurum Press, 2001.-256 p.

156. Cinema Futures: Cain, Abel or Cable? The Screen Arts in the Digital Age /Edited by Thomas Elsaesser. A.: Amsterdam University Press, 1998. - 312 p.

157. Docter P., Lasseter J. The Art of Monsters Inc. San Francisco: Chronicle Books, 2001.- 144 p., ill.

158. Goldner O., Turner G. The Making of King Kong. N.Y.: Barnes; L.: The Tantivy Press, 1975. - 271 p., ill., portr.

159. Goulekas, K.E. Visual Effects in A Digital World" A Comprehensive Glossary of over 7,000 Visual Effects Terms. San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 2001. -616 p.

160. Eames C. A Computer Perspective: Background to the Computer Age. -Cambridge: Harvard University Press, 1990. 174 p.

161. Kehoe V. J-R. Special Make-Up Effects. L.: Focal Press, 1991. - 144 p.: photo.

162. Kent S., Games B. The Making of "Final Fantasy": The Spirits Within. -Indianapolis: Brady Games, 2001. 240 p.:ill.

163. Kinnard R. Horror in Silent Films. A Filmography, 1896-1929. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc. Publishers, 1999 1995. - 284 p., photo., bibliography, index.

164. Kinnard R. "The Lost World" of Willis O'Brien. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc. Publishers, 1993. - 176 p., photo., index.

165. Lanier J., Biocca F. An Insider's View of the Future of Virtual Reality //Discourse. 1992.-№14.2.-P.222-234.

166. Magid R. Rick Baker Revisited //Cinefex.-1991.- May. Iss. 46. - P.4-29.

167. McCarthy R. Е. Secrets of Hollywood Special Effects. L.: Focal Press, 1992. -208 p.

168. Morawetz T. Making Faces, Playing God: Identity and the Art of Transformational Makeup. Dallas: University of Texas Press, 2001. - 256 p., photo.

169. Hamilton J. Special Effects in Film and Television. N.Y.: Dorling Kindersley Publishing, 1998. - 63 p.: photo.

170. Hayes R. M. Trick Cinematography: The Oscar Special Effects Movies. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc. Publishers, 1997. - 380 p., photo., index.

171. Harryhausen R. Film Fantasy Scrapbook. Cranbury, NJ: Barns & Co, 1972. - 142 p., ill.

172. Palmer R. Paul Blaisdell, Monster Maker: A Biography of the Movie Makeup and Special Effects Artist. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc. Publishers, 1997. -298 p., photo.

173. Perisic Z. Visual Effects Cinematography. L.: Focal Press, 1999. - 290 p.

174. Powers D. Origin of the Species //SFX (USA). 1998. - May. - Iss. 38. - Pg.54-57, 59.

175. Rickitt R. Special Effects: The History and Technique. N.Y.: Billboard Books, 2000. - 320 p., photo., index.

176. Rogers P. B. The Art of Visual Effects: Interviews on Press the Tools of the Trade. L.: Focal Press, 1999. - 376 p.

177. Rovin J. From the Land Beyond Beyond: The Films of Willis O'Brien and Ray Harryhausen. N.Y.: Berkley Windhover, 1977. - 277 p., photo., index.

178. Sammon P. M. Future noir. The Making of Blade Runner. N.Y.: Harper Prism, 1996.-441 p.

179. Shaw S. Stop Motion: Craft Skills for Model Animation. L.: Focal Press, 2003. -208 p.

180. Smith Т., Lucas G. Industrial Light and Magic: The Art of Special Effects. N.Y.: Del Rey Books, 1998. - Reprint edition. - 279 p.

181. Sobchack, V. Screening Space: The American SF Film. N.Y.: Ungar Pub., 1999. -2nd edition. - 345 p.

182. Stanley J. Master of & Light and Magic'V/Starlog (USA). 1991. - February. - Iss. 163.

183. Timpone A. Men, Makeup & Monsters: Hollywood's Masters of Illusion and FX. -N.Y.: St. Martin's Griffin, 1996. 228 p., photo.

184. Vaz М. С., Barron С. The Invisible Art: The Legends of Movie Matte Painting. -San Francisco: Chronicle Books, 2002. 288 p.: ill.

185. Vaz M. C., Duighan P. R. Industrial Light & Magic: Into the Digital Realm. -N.Y.: Ballantine Books; Virgin Books, 1996. 338 p., photo., index.

186. Vaz M. C., Lucas G. The Art of Star Wars: Attack of the Clones.- N.Y.: Del Rey Books, 2002.- 224 p., photo.

187. Vinther J. Special Effects Make-Up. Roultleadge, 2003. - 256 p.: photo.

188. Wachowski, L. et al The Art of "The Matrix". N. Y.: Newmarket Press, 2000. -Reissue Edition.- 488 p., photo., index.

189. Wagner, Chuck Motion Control (The Matrix visual effects) // SFX. 1999. - July. -P.70-74.

190. Walker M. Ghostmasters. N.Y.: Cool Hand Communications, 1994. - 175 p., photo., index.

191. Warren B. Building the Perfect Beast // Starlog (USA). 1995. - May. - Iss. 214.

192. Webber R. P. The Dinosaur Films of Ray Harryhausen. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc. Publishers, 2003. - 226 p., photo., index.

193. Weishar P. Blue Sky: The Art of Computer Animation. N.Y.: Harry N Abrams, 2002. - 86 p.: ill.

194. Weishar P. CGI: The Art of Computer Generated Image. N.Y.: Harry N Abrams, 2004. - 224 p.: ill.

195. Zebin F. C. Wild Wild West: Special Effects // Cinefantastigue. 1999.- August, Vol 31, Iss. 7.-P. 46-47.1. Сайты

196. Киноизм http://www.kinoizm.ru

197. Официальный сайт «Звездных войн» http: //www.starwars.com

198. Ролемансер http://www.rolemancer.ru

199. Сайт журнала «Cinefex» www.cinefex.com

200. Сайт журнала «Starlog» www.starlog.com

201. Сайт журнала «Если» http://rusf.ru

202. Сайт журнала «Искусство кино» http://kinoart.ru

203. Сайт «ILM» http: //www.ilm.com

204. Сайт «Lucasfilm» http: //www.lucasfilm.com1.ternet Movie Data Base www.imdb.com

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.