Природа визуальных эффектов: формирование экранного образа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат искусствоведения Кемниц, Ярослав Юрьевич

  • Кемниц, Ярослав Юрьевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 172
Кемниц, Ярослав Юрьевич. Природа визуальных эффектов: формирование экранного образа: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 2011. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кемниц, Ярослав Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.1.

Глава 1. Визуальные эффекты в игровых фильмах и сериалах.

1.1. Значение и функции визуальных эффектов.

1.2. Классификация визуальных эффектов.

1.3. Закономерности построения визуальных эффектов.

Глава 2. Роль визуальных эффектов в создании художественного пространства экрана.

2.1. Роль визуальных эффектов в создании экранного образа героя

2.1.1. Трансформация визуального образа героя от рождения кинематографа до наших дней.

2.1.2: Классификация персонажей игрового телевидения и кино

2.2: Роль визуальных эффектов в создании атмосферы аудиовизуального произведения.

2:2.1. Явные визуальные эффекты.

2.2.2. Скрытые визуальные эффекты.

ГлаваЗ. Анализ фильмов и сериалов с целью определения влияния визуальных эффектов на сюжет.

3.1. Хронология развития экранного образа персонажей фильмов и сериалов различных жанров.

312. Анализ роли локальных антагонистов в развитии сюжета фильма.

3.3. Пример использования закономерностей построения сцен с визуальными эффектами.

3.4. Творческая задача и технологическое решение. Супервайзер визуальных эффектов - одна,из ключевых фигур в процессе создания фильма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природа визуальных эффектов: формирование экранного образа»

Визуальные эффекты - мощный инструмент создания зрелищности и выразительности аудиовизуального произведения. В этом их сильное и слабое место одновременно. В одних случаях они. способствуют успеху фильма, в других - выступают как самоцель, аттракцион. Любой инструмент зависит от рук, которые его держат и от отношения к нему. Основная проблема визуальных эффектов состоит в том, что они считаются прикладной областью, поэтому в литературе по вопросам создания и применения, в основном, содержатся тексты описательного характера, в которых подробно приводятся сведения о методах реализации конкретных примеров визуальных эффектов. Однако, если учесть, что они применялись и применяются на протяжении всей истории кинематографа, о чем свидетельствует обширный накопленный фактический материал, можно предположить, что в основе визуальных эффектов, должны лежать некоторые закономерности.

Кроме того, представление о визуальных эффектах как о прикладной области, не позволяет определить их истинную роль в создании экранного-образа. Однако анализ конкретных примеров показывает, что визуальные эффекты оказали существенное влияние не только на создание атмосферы аудиовизуального произведения, но и на развитие экранного образа героя. Без их использования было бы невозможно появление целого ряда персонажей, экранный образ которых строился исключительно на основе применения визуальных эффектов. Трудно предположить, каким способом можно реализовать образ человека-невидимки, если не использовать визуальные эффекты.

В то же время без визуальных эффектов невозможно было бы появление ряда фильмов, экранное пространство которых создавалось при непосредственном их участии. Причем жанры этих фильмов не ограничивались, только фантастикой и сказкой. Так в фильмах военной тематики применение визуальных эффектов является необходимым компонентом создания атмосферы экранного произведения.

В последнее время развернулась дискуссия о роли визуальных эффектов в создании^ зрелищности аудиовизуального произведения. Но при этом опускается тема скрытых визуальных эффектов, основная задача которых - достижение требуемого изобразительного решения картины, при этом оставаясь незаметными зрительскому глазу.

Все эти темы тесно связаны между собой, так как касаются природы явления, называемого «визуальные эффекты», и его роли в формировании экранного образа.

Актуальность диссертации обусловлена тем, что обширный фактический материал по визуальным эффектам, накопленный за последние десятилетия, требует систематизации и теоретического осмысления. В настоящее время отсутствуют теоретические труды, анализирующие их природу и значимость в создании экранного образа.

Теоретической основой исследования стали фундаментальные труды по психологии творчества и восприятия; Л.С. Выготского, Р. Арнхейма, С. Эйзенштейна, М.Я. Ямпольского, Ж. Пиаже, М: Арнаудова, Я. А. Пономарева, X. Р. Шиффмана, А. Менегетти, Т. П. Зинченко, на основе которых» обосновывалась связь визуальных эффектов с теорией восприятия. Вопросы связи визуальных эффектов с драматургией и монтажом потребовали от автора обращения к трудам Дж. Кемпбелла, Р. Макки, Л. Сегер, А. Н. Митты, С. Д. Каца, А. Г. Соколова. Для полноты« картины автору было необходимо проследить связь визуальных эффектов с общими теоретическими вопросами художественно-выразительных средств экрана, в чем ему помогли труды Ю. М. Лотмана, В. Ф. Познина, Н. Л. Горюновой. Вопросы, практической реализации натурных и цифровых эффектов анализировались по работам- Б. Ф: Плужникова, Б. Уилки, А. В. Керлоу, Д. Аллена, Б. Коннора, Дж.Окуна и С. Зверман, П.

Нецзли и других специалистов по спецэффектам. Большой фактический материал был собран при работе с сайтами компаний, производящих визуальные эффекты, среди которых, в первую очередь,, стоит отметить такие компании как «ILM», «WetaDigital», «MatteWorldDigital».

Степень разработанности темы

Методы и приемы создания традиционных комбинированных съемок достаточно подробно были освещены в ряде работ советских и зарубежных специалистов. Наиболее полно они представлены, в работах известных советских специалистов по комбинированным съемкам Г. Д. Айзенберга, Л. Г. Голыптейна, Б. К. Горбачева, Б. Ф, Плужникова В своих работах они активно использовали различные приемы и приспособления, такие как натурные- макеты,- муляжи; домакетка, применяли фронт и рирпроекцию, инфраэкраны, трюкмашины, приемы двойной экспозиции, зонального маскирования и другие не менее известные технологии. К сожалению, натурные технологии тех времен не позволяли составить из них некую универсальную систему, поскольку практически для каждого нового кадра приходилось создавать .уникальные приспособления. Наиболее показательной в этом направлении работой является книга Б. Уилки «Создание спецэффектов для ТВ и видео» .

Существует обширная литература по цифровым спецэффектам, которая имеет прикладной характер. Это работы Дж. Окуна и С. Зверман , А. В. Керлоу4, Д. Аллена и Б. Коннора.5Работы по истории и теории

6 7 S визуальных эффектов С. В. Хлыстуновой , Дж. Райе , Т. Антонсена , С.

Горбачев Б.К. Техника комбинированных съемок. Искусство. - М.: 1961. Плужников Б.Ф. Искусство комбинированных киносъемок. - М.: «Искусство», 1984.

2Унлки Б., Создание спецэффектов для ТВ и видео. Пер. с англ. - М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2001

3Okun J. A., Zwerman S„ The VES Handbook of Visual Effects: Industry Standard VFX Practices and Procedures, FocalPress, 2010.

4Керлоу А. В. Искусство ЗО-анимации и спецэффектов. Пер. с англ. - М.: ООО «Вершина», 2004.

5Allen, Damian, Connor, Brian. Encyclopedia of Visual Effects. Peachpit Press, - Berkeley, 2007.

6Хлыстунова С. В. Специальные эффекты в художественном пространстве фильма: история, современное состояние, перспективы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - СПб.: [б.и.], 2005. - 171с.

МакКлина9 позволяют проследить динамику их развития. Обширный описательный материал по использованию спецэффектов в кинематографе собран в диссертациях М. Л. Теракопян10 и М. А. Степановой11. Вопросы существования визуальных эффектов в контексте теории^ кино широко разработаны С. Принцем12.

Эти исследования, представляя бесспорный интерес, тем не менее, не решают проблемы комплексного осмысления визуальных эффектов как нового вида творчества.

Гипотеза исследований

Анализируя значимость визуальных эффектов в создании аудиовизуального произведения в. историческом контексте кинематографа, автор увидел более тесную связь визуальных эффектов с нарративом, чем это принято считать. По мнению автора, визуальные эффекты стояли у истоков создания экранного образа, влияя не только на формирование экранного пространства, но и на образ героя. Автор предположил, что визуальные эффекты являются не прикладной областью, а видом искусства и, соответственно, в их основе должны лежать определенные принципы и закономерности.

Объектом исследования является технологически-творческая среда игровых фильмов и сериалов, созданных в период с 1896 года по 2010 год

7Ryu, Jae Hyung, Reality&Effect: A Cultural History of Visual Effects: A Dissertation Submitted in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy, Georgia State University, 2007. -240c.

8Antonsen, Turben Holm, Sublime Pixels: Exploring the Audience Experience in Digital Special Effects Cinema, statement of authorship by master's candidate, Victoria University of Wellington, 2008. - 141c.

9McClean, Shilo Т., Silicon Spirit: The Impact of Digital Visual Effects On Storycraft In Filmmaking A Dissertation Submitted in fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in the faculty of humanities and social sciences, University of Technology. - Sydney, 2004. - 251c.

10Теракопян M. Л. Влияние компьютерных технологий на современный кинопроцесс: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М.: [б.и.], 2006. — 175с.

Степанова М. А. Компьютерные спецэффекты на материале голливудского кино последнего десятилетия XX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М.: [б.и.], 2005.-215с.

12Prince, Stephen, "True Lies: Perceptual Realism, Digital Images and Film Theory, "Film Quarterly 49, no. 3 (Spring, 1996). C. 27-37; Prince, Stephen, "The Discourse of Pictures: Iconicity and Film Studies," Film Quarterly 47. no. 1 (Fall 1993). C. 16-28. включительно, общей численностью до 300 наиболее известных картин, в которых применялись инновационные изобразительные и нарративные решения.

Предметом исследования являются визуальные эффекты, как средство создания художественного образа в экранном произведении, а также закономерности и принципы их построения.

Цель диссертационной работы состоит в определении роли визуальных эффектов в создании экранного образа, формулировании закономерностей и принципов их построения, а также в выявлении их связи с законами зрительского восприятия.

Задачи работы определяются ее целью и формулируются следующим образом:

- создать систему классификации визуальных эффектов,

- выявить и сформулировать закономерности и принципы, которым подчиняются визуальные эффекты,

- создать классификацию персонажей в зависимости от сущности визуальных эффектов для формирования экранного образа,

- провести анализ работоспособности выявленных- принципов визуальных эффектов на практике.

Методология и методы исследования

В своей работе автор опирается на общенаучные методы анализа: аналитический, сравнительный, структурный, типологический. В процессе работы над данным исследованием автор собрал обширный материал по методам создания спецэффектов, на основе которого была создана классификация спецэффектов. Была проведена большая работа по анализу механизмов зрительного восприятия человека. Автор дал формулировки закономерностей и принципов, которым подчиняются визуальные эффекты, рассмотрел роль визуальных эффектов в формировании образа персонажа и экранного пространства. В процессе своей творческой деятельности, работая над фильмами и сериалами, автор проводил анализ работоспособности результатов данной работы на практике.

Для ясности изложения автор был вынужден ввести ряд терминов, наиболее важные из которых:

Визуальные эффекты - весь комплекс технологий, методов и приемов, применяемый в кинематографе и на телевидении для создания кадров, которые не могут быть получены обычной съемкой.

Цифровые эффекты - эффекты, создаваемые с использованием компьютерной техники.

Натурные эффекты - эффекты, создаваемые без использования компьютерной техники.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые на основе систематического анализа всех направлений натурных и цифровых эффектов создана их классификация, прослежено : влияние психологических механизмов на восприятие эпизодов, содержащих визуальные эффекты. На основе проведенного анализа автор впервые сформулировал основные закономерности и принципы, которым подчиняются визуальные эффекты. Концептуальная новизна исследования определяется тем, что впервые делается попытка подойти к созданию визуальных эффектов не с точки зрения их технологической реализации, а в неразрывной связи с основами драматургии и теорией восприятия. Была создана классификация персонажей, показывающая значимость визуальных эффектов в формировании образа.

Эмпирическая база исследования. В диссертации анализу подвергнуты кино- и телефильмы и сериалы, созданные как в России, так и за рубежом, начиная с 1896 года по конец 2010 года. Основу эмпирической базы составил анализ свыше трехсот наименований наиболее известных картин, вышедших в прокат за рассматриваемый период. Просмотр кинопроизведений автор настоящего исследования сопровождал углубленным изучением литературы, посвященной их созданию, уделяя при этом особое внимание формированию и применению визуальных эффектов.

Изучение теоретических работ, анализирующих художественную природу экрана и психологию зрительского восприятия, позволило сделать ряд выводов, заложивших основу для. понимания принципов и закономерностей, которым подчиняются визуальные эффекты.

Большой вклад в понимание автором поставленной проблемы внесли непосредственные беседы с практикующими режиссерами и операторами, чья точка зрения на роль визуальных эффектов позволила уточнить критерии зрелищности в аудиовизуальных произведениях, систематизировать и точнее сформулировать положения разработанной в исследовании классификации визуальных эффектов. Углубленному изучению проблематики также способствовал личный практический опыт автора, работавшего в качестве постановщика визуальных эффектов в достаточно большом количестве отечественных фильмов и сериалов, а также в ряде зарубежных проектов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Визуальные эффекты как один из важнейших элементов создания экранного образа выступают также в роли незаменимого инструмента в кино- и телефильме, позволяя не только технически трансформировать изображение, но и участвуя в создании образа персонажа и формируя экранную атмосферу, впрямую влиять на нарратив аудиовизуального произведения.

2. Классификация визуальных эффектов, основанная на делении по производственным признакам, устарела. Разработанная в исследовании новая^ классификация, в рамках которой визуальные эффекты рассматриваются в тесной связи с драматургией, выразительными средствами экрана и природой зрительского восприятия, позволяет достичь наибольшей органичности в аудиовизуальном произведении.

3. Выявлены и сформулированы основные принципы и закономерности, которым подчиняются визуальные эффекты.

4. Создана классификация персонажей фильмов и сериалов, основанная на анализе воздействия визуальных эффектов на экранный образ, раскрывающая, с одной стороны, причинно-следственную связь и степень их взаимодействия с образом персонажа аудиовизуального произведения, с другой - учитывающая роль актера-исполнителя.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в новом подходе к исследованию визуальных эффектов. Распространенное мнение о том, что визуальные эффекты это прикладное средство, основным назначением которого является усиление зрелищности аудиовизуального произведения, сужает рамки их исследования. Автор провел анализ развития визуальных эффектов в историческом контексте и их связи с изобразительной и нарративной природой аудиовизуального произведения. В результате проведенного исследования впервые создана классификация визуальных эффектов, рассматривающая их художественную значимость, а не методы изготовления. Работая над классификацией визуальных эффектов в контексте их связи с законами драматургии и зрительского восприятия, автор впервые выявил и сформулировал принципы и закономерности, лежащие в основе визуальных эффектов. Проведенный анализ природы визуальных эффектов показал, что они не только помогают актеру в создании, образа персонажа, но и лежат в основе отдельного типа персонажей, создаваемых без участия актера. Этот вывод позволил впервые создать классификацию персонажей игровых фильмов и сериалов, базирующуюся с одной стороны на образе персонажа, а с другой - на роли актера.

Практическая ценность исследования состоит в том, что создана классификация, охватывающая все множество визуальных эффектов, которая позволяет кинематографистам ориентироваться в их многообразии. Также сформулированы основные принципы их построения и объяснена роль в создании экранного образа. Знание принципов построения позволяет предсказывать их воздействие на зрителя. На основе анализа конкретных примеров показано, что все многообразие творческих решений визуальных эффектов базируется на ограниченном количестве технологий, что позволяет кинематографистам придумывать свои варианты, не пугаясь освоения «безбрежного моря» технологий и приемов визуальных эффектов.

Апробация диссертации

Основные положения диссертации используются автором в ходе занятий со слушателями ИНК работников ТВ и РВ, а также отражены в монографии, ряде статей, в том числе и в журнале из перечня ВАК. Автором и его студией цифровых спецэффектов за десять лет созданы спецэффекты ко множеству кинофильмов, телефильмов, сериалов и телевизионных передач. Все теоретические выводы согласуются с практической деятельностью.

Логика исследования обусловила структуру диссертации, состоящую из Введения, трех Глав, Заключения, Библиографии, Фильмографии и Иллюстраций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Кино-, теле- и другие экранные искусства», Кемниц, Ярослав Юрьевич

Выводы третьей главы

На примерах конкретных аудиовизуальных произведений автор проверил работоспособность теоретических построений первой и второй глав на практике. Идеи заложенные автором позволяют не только анализировать существующие фильмы и сериалы, но и применять их при создании новых произведений. г

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распространенное мнение о прикладной роли визуальных эффектов ставит их в разряд технологического инструмента модификации изображения. С другой стороны визуальным эффектам приписывается роль зрелищного заместителя сюжета. Отсюда возникает противоречие, которое можно выразить вопросом: как технологическая операция по редактированию кадра может вытеснять нарративную основу аудиовизуального произведения.

Оба мнения с точки зрения автора являются ошибочными. Причина ошибки кроется в самом подходе к визуальным эффектам.

Принятая классификация визуальных эффектов рассматривает их исключительно с точки зрения принципов изготовления, отметая реальную их роль в формировании экранного образа.

Зрелищная составляющая визуальных эффектов, которая сразу бросается в глаза при просмотре аудиовизуального произведения привела к созданию мифа о самодостаточности визуальных эффектов и возможности замене ими истории, заложенной в произведение.

Накопленный обширный фактический материал по визуальным эффектам в основном имеет описательный характер, не ставящий задачи поиска закономерностей, часто интерпретируя визуальные эффекты как набор магических действий, недоступных пониманию простого смертного, что дополнительно искажает картину.

В результате визуальным эффектам приписывается несвойственная им роль и отводится несоответствующее место в процессе создания аудиовизуального произведения.

Решение сложившейся проблемы автор видит в решении ряда задач. В первую очередь необходимо создание классификации визуальных эффектов, рассматривающее их с позиций связи с нарративом и оценки их влияния на экранный образ.

Необходимо выявить основные закономерности, которым подчиняются визуальные эффекты, чтобы понимать, как они функционируют в контексте аудиовизуального произведения.

Выявить, какое влияние визуальные эффекты оказывают на персонажа и окружающий его мир.

В настоящем исследовании автор попытался сделать первый шаг в решении поставленных задач.

Так им была создана классификация визуальных эффектов, построенная на основании их тесной связи с задачами сюжета и влиянием на экранный' образ. В основу классификации автор заложил несколько принципов: по типу восприятия, по методу драматургической подачи, по методу реализации, по творческому подходу, по типу применяемых технологий. Каждый из принципов позволяет взглянуть на визуальные эффекты с новой стороны. В результате классификация делит визуальные эффекты на: скрытые и явные; внезапные и подготовленные; пространственные, временные и комбинированные; творческое решение и технологическая реализация; компьютерные, натурные и комбинированные.

На основе созданной классификации, а также опираясь на основы теории восприятия, автор провел анализ и выявил основные принципы и закономерности, лежащие в основе визуальных эффектов. В результате они были сгруппированы следующим образом:

- основной закон,

- правила имитации правды,

- правила динамики,

- законы построения подготовленных эффектов.

Вопросу анализа подготовленных визуальных эффектов автор уделил особое внимание, так как они приводят к созданию скрытых персонажей - локальных антагонистов. Важная роль локальных антагонистов подробно проанализирована в третьей главе на примере фильма «Скорость».

Во второй главе автор рассматривает проблему влияния визуальных эффектов на экранный образ аудиовизуального произведения с двух точек зрения: «визуальные эффекты и персонаж» и «визуальные эффекты и атмосфера произведения».

Результатом этого анализа стало создание классификации персонажей на базе влияния на них визуальных эффектов. Свою классификацию автор строит по типу актера, по типу облика персонажа, по принадлежности к миру, в котором родился персонаж. В результате классификация определяет, какой тип актера лежит в основе персонажа, какой тип внешнего облика имеет персонаж, к какому миру он принадлежит - реальному, фантастическому, сказочному, мистическому. Из классификации видно, что визуальные эффекты не только способствовали развитию изобразительных способностей персонажа, но и стали создателем собственных типов персонажей, в реализации которых актер не принимает участия.

Рассматривая влияние визуальных эффектов на атмосферу произведения, автор поднимает ряд частных, но важных вопросов, касающихся роли визуальных эффектов.

В заключение можно сказать, что визуальные эффекты являются действенным инструментом, принимающим непосредственное участие в создании образа аудиовизуального произведения. Реальная роль визуальных эффектов сильно отличается от роли, приписываемой ей общим мнением. А понимание природы визуальных эффектов дает возможность применять их с максимальной эффективностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кемниц, Ярослав Юрьевич, 2011 год

1. Айзенк Г.Ю. Вопросы Психологии. 1995. № 1.

2. Айзенберг Г. Д. Изобразительные возможности комбинированных съемок, Альманах киностудии Мосфильм, Том 2, 1961 г.

3. Айзенберг Г. Д. Новое в технологии комбинированных съемок, Техника кино и телевидения, 1966,№1.

4. Айзенберг Г.Д. Последующая домакетка в фильме «Война и мир», Техника кино и телевидения, 1964,№3

5. Айзенберг Г.Д.Состояние и перспектива развития технических средств комбинированных съемок, Техника кино и телевидения, 1979. №9.

6. Аристотель. Поэтика. Риторика. Азбука-классика, 2007 г.

7. Арнаудов М., Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.

9. Брокгауз, Ф.А.,Ефрон И.А., Энциклопедический словарь, Статья: «Скорость психических реакций».

10. Вудвортс, Р., Экспериментальная психология. М.: Иностранная литература, 1950.

11. Выготский Л.С. Психология искусства/ Под ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987.

12. Голыптейн Л.Г. Сенотов Г.П., Лейбов Я.Л., Глебов В.А. Комбинированные киносъемки. -М.: Искусство, 1972.

13. Горбачев Б.К. Техника комбинированных съемок. М.: Искусство, 1961.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.