Специализированные периодические издания в сфере культуры как канал рекламной коммуникации: ценностно-смысловой аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Зинин Роман Владимирович

  • Зинин Роман Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 182
Зинин Роман Владимирович. Специализированные периодические издания в сфере культуры как канал рекламной коммуникации: ценностно-смысловой аспект: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2019. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зинин Роман Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ КАК ОСОБЫЙ СЕГМЕНТ РОССИЙСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

1.1 Особенности медиапространства современной России

1.2 Сегмент специализированных изданий в российской прессе

1.3 Специализированные периодические издания в сфере культуры: типологическое описание

1.4 Специализированные периодические издания в сфере культуры и глобальные

вызовы современности

ГЛАВА 2. РЕКЛАМА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

2.1 Медиаконтент как рыночный продукт СМИ

2.2 Специализированные периодические издания в сфере культуры и их роль в рекламной коммуникации

2.3 Специализированные периодические издания в сфере культуры: особенности медиаконтента

2.4 Ценностно-тематические особенности рекламных обращений в специализированных периодических изданиях в сфере культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

174

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специализированные периодические издания в сфере культуры как канал рекламной коммуникации: ценностно-смысловой аспект»

ВВЕДЕНИЕ

Современность - это эпоха кардинальных экономических, социальных, культурных и информационно-технологических перемен, которые не могут качественно не отразиться на культурном укладе общества и особенностях его коммуникативных процессов. Важнейшим фактором динамики общества, стимулирования всех форм его деятельности являются средства массовой информации, которые не только обеспечивают присутствие любого социального субъекта в публичной сфере, но и являются источником социальных и культурных ценностей.

Средства массовой информации, заняв сегодня доминирующие позиции в смысловом производстве общества, оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека - на его сознание, эмоции, чувства, на характер его социальных практик и отношений. «Современный мир все сильнее вращается в орбите средств массовой информации... общество... под их воздействием претерпевает существенные изменения как в своем интеллектуальном развитии, так и в средствах выражения» [Мартинес, 1986, с. 12]. О мощнейшем потенциале масс-медиа, способном оказывать решающее влияние на общество, на процессы его консолидации, развития демократии и самоуправления граждан [Короченский, 2002], на общественное сознание в целом говорит А. П. Короченский. Польский исследователь М. Геруля со ссылкой на работы своих коллег [Flew, 2010] обращает внимание на то, что СМИ влияют на «концепции национальной тождественности и понятий гражданства, демократии и, связанных с ними человеческих свобод, а также на развитие политической культуры, публичного пространства. Они составляют самую широкую платформу общественного дискурса почти в каждой области» [Геруля, 2014, с. 35].

Сегодня средства массовой информации, будучи «органически вплетены в практическую жизнь общества» [Стариков, 2013, с. 3], в различные ее контексты и социальные проекты, активно формируют новые контуры его информационного пространства. Реальность происходящих в обществе перемен под воздействием средств массовой информации чрезвычайно многообразна. Средства массовой ин-

формации стали «ключевым коммуникативным и когнитивным ресурсом современного общества, обеспечивающим разработку и трансляцию содержательных и стилистических форм, которыми руководствуется человек в своих социальных и культурных практиках, стали тем духовным пространством, в котором человек в солидарном усилии мысли разрабатывает свои социальные проекты, свои нормы и ценности» [Полонский, 2013, с. 191].

Новые реалии качественно меняют общий облик журналистики, ее содержательных форм и функций [Акопов, 2002; Тулупов, 2013; Почепцов, 2014]. Одним из следствий этого процесса становится изменение роли специализированных изданий в жизни общества и особенностей их функционирования, что требует своего скрупулезного и детализированного осмысления.

На специализированные периодические издания в сфере культуры одновременно действуют разные факторы (нравственные, идеологические, экономические, политические и т.п.), стимулирующие не всегда совпадающие в ценностно-смысловом отношении процессы [Вартанова, 2010; Доценко, 1994; Кара-Мурза, 2009; Кучма, 2004; Полонский, 2015; Смит, Бэрри, Пулфорд, 2001].

Как замечает А. П. Короченский, журналистская деятельность «так или иначе вписана в систему отношений данного общества, испытывает влияние доминирующих экономических, идеологических, правовых, культурных факторов, а также профессионально-творческих и профессионально-этических установок и нормативов, сложившихся в рамках журналистского "цеха"» [Короченский, 2015, с. 121]. Соответственно, то, насколько СМИ будут эффективны в своей деятельности, насколько успешно они смогут решать стоящие перед ними задачи, насколько смогут они соответствовать своему предназначению, зависит как от осознанной ими своей социальной роли, своей миссии, от качества публикуемых ими материалов, так и от их коммуникативного и экономического ресурсов, обеспечивающих их способность быть «видимыми» и узнаваемыми целевыми аудиториями в общем информационном пространстве.

Несмотря на высокую степень социальной значимости специализированных периодических изданий в сфере культуры комплексно к вопросу о характере этого

сегмента прессы в контексте общей системы периодических изданий, а также в контексте новых, рыночных отношений, диктующих своих условия функционирования, исследователи обращались достаточно редко. Отсутствие глубокой традиции исследований, посвященных такому сегменту периодической прессы, как специализированные периодические издания в сфере культуры, значимость которого для общества чрезвычайно велика, определяют особую актуальность исследования. Сегодня, когда общество пытается найти ответы на вопросы, касающиеся механизмов формирования ценностно-смыслового пространства человека и роли в этом аспекте средств массовой информации ощущается потребность в описании не только типологических особенностей специализированных периодических изданий в сфере культуры как самостоятельного элемента периодики, но и характера их вовлеченности в рекламную коммуникацию.

Обозначенные процессы, свойственные современному медиапространству, позволяют выдвинуть гипотезу исследования: специализированные периодические издания в сфере культуры играют исключительно важную роль в формировании ценностно-смыслового пространства современного российского общества. Они являются проводниками ценностных смыслов, вне которых не формируется мировоззренческая база общественного сознания, однако нужно иметь в виду тот факт, что они, как и другие средства массовой информации, функционируют в конкретных условиях, в конкретном социальном, политико-идеологическом и экономическом контексте. Каждое специализированное периодическое издание в сфере культуры, оказавшись перед вызовами современности, делает самостоятельный выбор относительно реализации своих целей, социальных программ и нормативов деятельности.

Степень научной разработанности темы. Характеристике специализированных периодических изданий в сфере культуры как особого сегмента российской периодической печати способствовали классические и современные работы таких исследователей журналистики, как А. Г. Беспалова, Е.Л. Вартанова, М. Геруля, А. А. Грабельников, Я. Н. Засурский, С. Г. Корконосенко, Е. В. Корнилов, А. П. Ко-

роченский, Ю. В. Лучинский, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников, К. Р. Нигматул-лина, Е. П. Прохоров, В. А. Сидоров, А. И. Станько, А. Н. Тепляшина, В. В. Тулупов, В. Л. Цвик, М.В. Шкондин и другие.

Теории массовой коммуникации и масс-медиа посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей Е. Л. Вартановой, И. Н. Блохина, И. М. Дзялошинского, Н. Б. Кирилловой, Е. А. Кожемякина, Н. Лумана, А. В. Полонского, Г. Г. Почепцова, В. И. Сапунова, А. Г. Старикова, А. В. Федорова, В. В. Хорольского, Е. Ю. Юдиной, R. Brown, J. Curran, N. Davies, T. Feldman и других. Исследования названных авторов способнствовали актуализации сегмента специализированных периодических изданий в сфере культуры и прогнозированию тенденций его дальнейшего развития в условиях медиапространства современной России.

Проблема истории, развития, типологии средств массовой информации, и прежде всего периодических изданий находит отражение в работах таких авторов, как А. И. Акопов, А. С. Акулиничев, А. Н. Алексеев, М. Е. Аникина, Е. В. Ахмаду-лин, В. В. Бакшин, Ф. Б. Бешукова, А. Г. Бочаров, О. А. Воронова, И. М. Дзялошин-ский, Ю. В. Капкова, Е. Ю. Коломийцева, Е. А. Корнилов, А. В. Лим, С. Ю. Лучин-ская, Н. Н. Мироненко, Г. Ю. Перегудов, Е. П. Прохоров, Л. Л. Реснянская, О. И. Рожнова, И. А. Руденко, Л. Г. Свитич, В. В. Смеюха, А. И. Станько, М. А. Старикова, А. С. Сундуков, И. Д. Фомичева, Т. И. Фролова, Н. В. Харин, М. И. Шостак, М. В. Шкондин, П. И. Чуков и других. Однако необходимо отметить отсутствие системных исследований, направленных на изучение сегмента специализированных периодических изданий в сфере культуры.

Внимание исследователей привлекает аспект рекламной коммуникации в процессе функционирования периодических изданий в современном медиапро-странстве, рассматривающийся в работах М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, К. Бэрри, Л. К. Лободенко, М. Ю. Мартынова, А. М. Назайкина, Л. В. Подорожной,

A. Пулфорда, Е. Ромата, Д. Сендерова, Е. Ю. Сергеева, П. Смита, Ю. А. Сорокина,

B. В. Тулупова, К. Фроста, Ф. И. Шаркова и других. Работы этих авторов способ-

ствовали объективизации специфики взаимоотношения рекламного контента и общей концепцией специализированных периодических изданий в сфере культуры, выраженного через журналистский контент.

Научный контекст работы составили исследования, посвященные различным аспектам современной культуры и тем глобальным контекстам, в условиях которых она развивается. Среди них работы таких авторов, как Л. Г. Ионин, А. С. Кармин, Г. Н. Кудий, Б. В. Марков, Н. А. Павлушкина, Д. Н. Покровская, А. И. Станько, Г. К. Триандис, С. И. Яковлева и других. Данные исследования позволили определить положение специализированных периодических изданий в сфере культуры в современном медиапространстве, в условиях взаимовлияния современных масс-медиа и культурных процессов, а также глобальных вызовов современности.

Объектом исследования являются российские специализированные периодические издания в сфере культуры, деятельность которых нацелена на информационные запросы социальных групп, объединенных формальными социальными отношениями или общими интересами.

Предметом исследования являются современные российские специализированные периодические издания в сфере культуры как канал рекламной коммуникации в аспекте транслируемых ими ценностных смыслов и идей.

Цель диссертационной работы — рассмотрение и описание типологических особенностей специализированных периодических изданий в сфере культуры, а также причин и практики их взаимодействия с рекламным контентом.

Поставленная цель потребовала решения ряда исследовательских задач:

- анализа особенностей медиапространства современной России;

- рассмотрения сегмента российских специализированных изданий как разновидности информационного продукта;

- типологического описания специализированных периодических изданий в сфере культуры как сегмента современной медиасистемы России;

- выявления специфики функционирования современной медиасистемы и прежде всего специализированных периодических изданий в сфере культуры в условиях глобальных вызовов современности;

- определения особенностей медиаконтента современных средств массовой информации;

- анализа роли специализированных периодических изданий в сфере культуры в рекламной коммуникации;

- определения характера взаимоотношения журналистского и рекламного контента в специализированных периодических изданиях в сфере культуры;

- выявления ценностно-тематических особенностей рекламных обращений в специализированных периодических изданиях в сфере культуры.

В основу методологической базы исследования положены общенаучные принципы объективности и системности. Ключевыми методами исследования, помимо общенаучных, стали типологический анализ, контент-анализ, сравнительно-содержательный анализ.

Типологический анализ позволил на основе обобщения признаков выявить своеобразие специализированных изданий в современном медиапространстве. При помощи контент-анализа удалось определить степень присутствия и значимость тех или иных смысловых блоков в массиве анализируемых текстов. Сравнительно-содержательный анализ опубликованных материалов обеспечил возможность определить и соотнести присутствующие в нем совокупности журналистских и рекламных тематических блоков (ценностных смыслов, идей, проблем, фактов).

Теоретическая база, необходимая для решения выдвинутых задач, потребовала обращения к исследованиям в области теории журналистики (А. Г. Беспалова, Е.Л. Вартанова, М. Геруля, А. А. Грабельников, Я. Н. Засурский, С. Г. Корконо-сенко, Е. В. Корнилов, А. П. Короченский, Ю. В. Лучинский, Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжников, К. Р. Нигматуллина, Е. П. Прохоров, В. А. Сидоров, А. И. Станько, А. Н. Тепляшина, В. В. Тулупов, В. Л. Цвик); теории массовой коммуникации и СМИ (Е. Л. Вартанова, И. Н. Блохин, И. М. Дзялошинский, М. Кастельс, Е. А. Кожемякин, Н. Луман, А. В. Полонский, Г. Г. Почепцов, В. И. Сапунов, А. Г. Стариков, А. В. Федоров, В. В. Хорольский, D. McQuail, V. Mosco; типологии средств массовой информации (А. И. Акопов, М. Е. Аникина, В. В. Бакшин, Ф. Б. Бешукова, А. Г. Бочаров, О. А. Воронова, Л. Л. Реснянская, И. А. Руденко,

А. И. Станько, И. Д. Фомичева, Т. И. Фролова, М. В. Шкондин, П. И. Чуков); к концепциям СМИ в контексте рыночных отношений (Е. Л. Вартанова, Н. Б. Кириллова, Е. Ю. Сергеев, П. Смит, А. Г. Стариков, G. Doyle, N. Garnham, C. Hoskins, R. Picard); к теории рекламной коммуникации (Л. К. Лободенко, А. М. Назайкин, Л. В. Подорожная, А. Пулфорд, Е. Ромат, Д. Сендеров, Е. Ю. Сергеев, В. В. Тулупов, Ф. И. Шарков);

Отдельные аспекты функционирования специализированных периодических изданий в сфере культуры находили свое отражение в работах отечественных и зарубежных авторов (Л. Г. Ионин, А. С. Кармин, Г. Н. Кудий, Б. В. Марков, Н. А. Павлушкина, Д. Н. Покровская, А. И. Станько, Г. К. Триандис, Ф. Уэбстер, С. И. Яковлева).

Эмпирическую базу исследования составили: специализированные периодические издания в сфере культуры: «Балет» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 87 номеров); «Введенская сторона» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 58 номеров); «Диалог Искусств» (период мониторинга: 2012 — 2019 гг.: 35 номеров); «Дружба народов» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 173 номера); «Живая старина» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 61 номер); «Звезды над паркетом» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 87 номеров); «Зодчий XXI век» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 1 номер); «Искусство (ИД «Первое сентября»)» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 173 номера); «Искусство кино» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 173 номера); «Кукольный мастер» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 61 номер); «Мир музея» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 173 номера); «Музыка в школе» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 87 номеров); «Музыкальный журнал» (период мониторинга: 2013 — 2019 гг.: 75 номеров); «Народное творчество» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 173 номера); «Новая юность» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 87 номеров); «Русская галерея - XXI век» (период мониторинга: 2006 — 2019 гг.: 81 номер); «Русское искусство» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 61 номер); «Собрание. Иллюстрированный журнал по искусству. Наследие и современность» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 61 номер); «Современная драматургия» (период мониторинга: 2005 —

2019 гг.: 61 номер); «Театр» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 48 номеров); «Театрал» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 173 номера); «Театральная афиша» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 173 номера); «Третьяковская галерея» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 61 номер); «Фотомастерская» (период мониторинга: 2005 — июнь 2013 гг.: 104 номеров); «Художественный совет» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 81 номер); «Юность» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 173 номера); «Foto&Video» (период мониторинга: 2005 — 2015 гг.: 132 номера); «The art magazine - Искусство» (период мониторинга: 2005 — 2019 гг.: 57 номеров).

В поле исследовательского внимания был контент изданий (газет и журналов) в сфере культуры за период 2005 - 2019 гг. Особенностью этого периода является то, что в российском обществе начинает качественно меняться культурно-идеологическая обстановка. По данным ВЦИОМ, начиная с 2005 г. в России постепенно меняются общественные и нравственные принципы жизни, отражающие усиление переживания людьми своей культурно-национальной идентичности, своей культурной традиции, сочувствия и особого отношения к своему историческому прошлому, стремления защищать интересы страны. Государство и общество в этот период начинают предпринимать активные усилия, направленные на то, чтобы не потерять ценности культурной традиции. Средства массовой информации не могли не оказаться в поле этой ценностно-смысловой социальной рефлексии и отреагировать на нее. Не случайно в 2005 г. неофициальным соглашением между средствами массовой информации и неправительственными организациями для осуществления функций третейского суда была создана Общественная коллегия по жалобам на прессу- независимая общественная структура, целью которой является саморегулирование в сфере массовой информации, реагирование на нарушение средствами массовой информации профессиональной этики журналиста и ме-диаэтики в целом (http://presscouncil.ru/kollegiya).

Процессами социальных перемен объясняется и тот факт, что в этот период начинает ощущать себя не так, как прежде и российская реклама. Реагируя на но-

вые ценностно-идеологические контексты жизни, она все меньше стала просто механически копировать европейские образцы. Российские рекламопроизводители все больше начинают учитывать особенности ментальности и культурной традиции своего, российского потребителя и стремятся создавать рекламные обращения, которые соответствуют параметрам российской аудитории и задачам актуального, маркированного в ценностном отношении социального контекста.

Научная новизна исследования заключается в системном осмыслении специализированных периодических изданий в сфере культуры, в выявлении и описании комплекса их типологических признаков как одного из ключевых сегментов СМИ, а также в рассмотрении специализированных периодических изданий в сфере культуры как востребованного сегодня канала рекламной коммуникации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специализированные периодические издания в сфере культуры - это самостоятельный сегмент периодических изданий, целью которого является культурно-просветительская деятельность, формирование культурных ценностей человека, духовное обогащение человека и общества, актуализация в текущем контексте жизни определенных, выработанных обществом ценностно-смысловых категорий.

2. Роль специализированных периодических изданий заключается, с одной стороны, в поддержании культурной традиции общества, а с другой - в формировании его культурной динамики, в наращивании совокупности его знаний, ценностей и норм, обеспечивающих приспособление человека к новым контекстам социальной действительности.

3. Средства массовой информации, являясь особенно востребованной сегодня формой духовной жизни общества и особым типом его хозяйственной деятельности, транслируют в ценностном отношении маркированный информационный продукт, производство которого мотивировано тем, что СМИ одновременно чувствительны к задачам общества и к задачам рынка. Это обусловливает взаимодействие в рамках информационного пространства одного издания контентов двух разных типов - журналистского и рекламного.

4. Способ взаимодействия в средствах массовой информации журналистского контента с рекламным зависит от типологических параметров СМИ, от формулируемой им миссии и своего позиционирования в обществе. Для рекламодателя главным фактором, обуславливающим выбор СМИ, выступает его аудитория, содержательное же наполнение СМИ отступает на второй план.

5. Российские специализированные периодические издания в сфере культуры активно участвуют в рекламной коммуникации. Их особая востребованность в этом процессе обусловлена необходимостью взаимодействия с четко определенными целевыми аудиториями, обмена специальной информацией и продвижения культурных ценностей. Специализированные периодические издания в сфере культуры - это уникальный коммуникационный канал, обладающий огромным потенциалом продвижения. Как канал рекламной коммуникации редакциями российских СМИ он используется достаточно продуманно, с учетом специфики социальной миссии.

Теоретическая значимость работы определяется вкладом в осмысление особенностей функционирования современной российской медиасистемы, в разработку типологии СМИ, в актуализации вопросов, связанных с принципами взаимодействия журналистского и рекламного контентов в рамках одного издания, в выявление специфики специализированных изданий в сфере культуры в аспекте их функционирования в медиапространстве современной России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные сведения будут полезны журналистам, а также представителям редакций, в сферу профессиональной компетенции которых входит знание принципов функционирования СМИ в обществе, в его медийном и рыночном пространствах. Результаты исследования могут востребованы в вузовских курсах, предметом изучения которых являются СМИ, их типология и практика, а также при разработке различных академических курсов по проблемам маркетинговых коммуникаций. Кроме того, материалы и выводы исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в области журналистики, медиакоммуникаций, медиакри-тики, медиаобразования и медиапросвещения, в профессиональную компетенцию которых включается понимание роли средств массовой информации в ментальной

динамике общества, в трансляции ценностно-культурных смыслов и конструировании социальной реальности.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были изложены в докладах на конференциях различного уровня, в том числе на III Международной научно-практической конференции «СМИ в онтологическом и культурном пространстве славянского мира. Дни славянской письменности и культуры» (Тверь, 2015 г.); II Международном научном коллоквиуме «Масс-медиа и массовые коммуникации: опыт, проблемы, перспективы» (Белгород, 2015); IX Международной научно-практической конференции «Медиаисследования: век XXI. Традиционные и новые парадигмы научного познания массовых коммуникаций» (Белгород, 2015 г.); Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов «Психологические знания в современном мире» (Белгород, 2016 г.; 2018 г.); Международном научном семинаре «Актуальные проблемы исследования коммуникационных аспектов PR-деятельности и журналистики» (Псков, 2016 г.); Международной научной конференции «Коммуникативное пространство культуры» (Орел, 2017 г.); «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации» (Белгород, 2017); XVI Международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург, 2017 г.).

Результаты исследования нашли отражение в 17 научных публикациях, 3 из которых опубликованы в изданиях, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Структура работы определялась логикой развертывания предмета исследования, поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ КАК ОСОБЫЙ СЕГМЕНТ РОССИЙСКОЙ

ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

1.1. Особенности медиапространства современной России

Медиапространство - особый социальный феномен, под которым понимается система средств массовой коммуникации, обслуживающая информационные потребности общества или региона в определенный период его исторического развития, а также информационное пространство, формируемое в результате деятельности средств массовой информации. Медиапространство - это социальная структура, образованная системой взаимоотношений производителей и потребителей массовой информации [Шарков, 2002; Юдина, 2005]. Р. Сталтс представляет медиапространство как территорию, в котором «люди могут создавать в реальном времени визуальные и звуковые среды, которые охватывают физически распределенные площади» [БШИз, 1986].

Становление медиапространства как самостоятельной смысловой категории приводит к выводу о трансформации информационного общества к «медиаобще-ству», что согласуется с данными социологов, отмечающих становление особого типа социального пространства «медиатизированного общества». Н. Б. Кириллова обращает внимание на высокую степень интегрированности современных медиа и культурных процессов, протекающих в обществе, поскольку «... медиа - это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды [Кириллова, 2006, с. 22]. Процесс медиатизации различных институтов отмечает И. М. Дзялошинский. Так, медиатизации подвержены экономика, политика, культура, наука, маркетинг и реклама, война и пр. [Дзялошинский, 2013б, с. 46-50].

Медиапространство современной России характеризуется, прежде всего, высокой интеграцией традиционных СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, кино и пр.) и новых медиа, то есть средств коммуникации, размещенных в Интернете [Иваницкий, 2010].

Согласно данным Роскомнадзора на 1 января 2018 года на территории Российской Федерации официально зарегистрировано более 77 тыс. СМИ (рис. 1). Отметим, что более 68 % всех СМИ составляют печатные издания: 37 % - журналы и 31 % газеты, таким образом, печатные издания занимают доминирующие позиции [Число зарегистрированных в РФ СМИ]. При этом онлайн СМИ составляют 6 %, ТВ занимает 10 %, на радио приходится 6 % от официально зарегистрированных СМИ. Особенностью медиапространства современной России, таким образом, можно констатировать значительное влияние печатных СМИ на общее информационное пространство, а также слабую роль информационных агентств, которые занимают в этом пространстве лишь 2 %.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зинин Роман Владимирович, 2019 год

Литература «Аврора»

«Арион»

«Вопросы литературы»

«День и ночь»

«Дружба народов»

«Звезда»

«Звонница»

«Знамя»

Проблемно-тематическая специализация Название издания

Литература «Иностранная литература»

«Литературная Россия»

«Молодая гвардия»

«Москва»

«Наш современник»

«Нева»

«Невский альманах»

«Новая юность»

«Новое литературное обозрение»

«Новый мир»

«Октябрь»

«Подъём»

«Роман-журнал XXI век»

«Сибирячок»

«Юность»

Музейное дело «Мир музея»

«Музей»

Музыка «Играем с начала. Da capo al fine»

«Музыка в школе»

«Музыкальная палитра»

«Музыкальный журнал»

«Муз ыкант-классик»

«Старинная музыка»

Новейшие изобразительные «Фотомастерская»

техники «Foto&Video»

Театр «Pro Scenium. Вопросы театра»

«Иные берега»

«Петербургский театральный журнал»

«Современная драматургия»

«Сцена»

«Театр»

«Театрал»

«Театральная афиша»

Традиционная народная «Анабасис»

культура «Живая старина»

«Кукольный мастер»

«Народное творчество»

«Театр Чудес!»

Хореография «Балет»

«Звезды над паркетом»

«Студия Антре»

Единовременно отпечатанный тираж специализированных периодических изданий в сфере

культуры (по состоянию на 2018 г.)

Проблемно-темати-

ческая специализа- Название издания Тираж, экз.

ция

Архитектура «Зодчий XXI век» 6000

Издания широкой «Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование.» 1000

культурной пробле- «The Art Newspaper Russia» 50000

матики «The art magazine - Искусство» 3000

«Артхроника» 40000

«Введенская сторона» 3000

«Горизонты культуры» 4000

«Декоративное искусство стран СНГ» 2000

«Диалог искусств» 2000

«Дом культуры» 1000

«Искусство в школе» 700

«Книжное обозрение» 10000

«Культура» 39200

«Мир искусств» 2000

«Наше наследие» 5000

«Свой» 34600

«Смена» 55000

«Собрание. Иллюстрированный журнал по искус- 2000

ству. Наследие и современность»

«Творчество народов мира» 3000

«Традиционная культура» 500

Изобразительное ис- «Искусство (ИД «Первое сентября»)» 32000

кусство «Русская галерея - XXI век» 5500

«Русское искусство» 3000

«Третьяковская галерея» 3000

«Художественный совет» 5000

«Художник» 1000

«Государственный Эрмитаж» 10000

«Юный художник» 5000

Кинематограф «Искусство кино» 4000

«Киномеханик сегодня» 2500

«Киноведческие записки» 1000

«Сеанс» 1000

«Техника кино и телевидения» 5500

Литература «Аврора» 1000

«Арион» 2000

«Вопросы литературы» 2400

«День и ночь» 1200

«Дружба народов» 6000

«Звезда» 2000

«Звонница» 1000

«Знамя» 4600

«Иностранная литература» 3300

Проблемно-темати-

ческая специализа- Название издания Тираж, экз.

ция

Литература «Литературная Россия» 4800

«Молодая гвардия» 2500

«Москва» 3450

«Наш современник» 9000

«Нева» 3200

«Невский альманах» 3000

«Новая юность» 1000

«Новое литературное обозрение» 2500

«Новый мир» 3000

«Октябрь» 1000

«Подъём» 1000

«Роман-журнал XXI век» 10000

«Сибирячок» 4000

«Юность» 6500

Музейное дело «Мир музея» 3500

«Музей» 3000

Музыка «Играем с начала. Da capo al fine» 20000

«Музыка в школе» 1000

«Музыкальная палитра» 3000

«Музыкальный журнал» 3000

«Муз ыкант-классик» 8000

«Старинная музыка» 1000

Новейшие изобрази- «Фотомастерская» 42383

тельные техники «Foto&Video» 83000

Театр «Pro Scenium. Вопросы театра» 1000

«Иные берега» 1000

«Петербургский театральный журнал» 1500

«Современная драматургия» 1500

«Сцена» 1500

«Театр» 1500

«Театрал» 32500

«Театральная афиша» 10000

Традиционная народ- «Анабасис» 3000

ная культура «Живая старина» 3000

«Кукольный мастер» 20000

«Народное творчество» 1600

«Театр Чудес!» 500

Хореография «Балет» 2500

«Звезды над паркетом» 5200

«Студия Антре» 3000

Статистика специализированных периодических изданий в сфере культуры в поисковом сервисе «wordstat.yandex.ru» и системе цитирования РИНЦ, по состоянию на 2018 г.

Проблемно-тематическая специализация Название издания Показов в месяц, сервис «wordstat.yand ex.ru» Показатель цитирования РИНЦ, сервис «elibrary.ru»

Архитектура «Зодчий XXI век» 15 157

Издания широкой «Academia: Танец. Музыка. Театр. 8 12

культурной про- Образование.»

блематики «The Art Newspaper Russia» 538

«The art magazine - Искусство» 6512 1607

«Артхроника» 75 109

«Введенская сторона» 165 -

«Горизонты культуры» 208 19

«Декоративное искусство стран СНГ» 300 105

«Диалог искусств» 91 994

«Дом культуры» 542 28

«Искусство в школе» 288 1604

«Книжное обозрение» 357 -

«Культура» 5556 -

«Мир искусств» 484 4

«Наше наследие» 711 1741

«Свой» 116

«Смена» 4765 1013

«Собрание. Иллюстрированный жур-

нал по искусству. Наследие и совре- 1470 5

менность»

«Творчество народов мира» 10 -

«Традиционная культура» 89 1493

Изобразительное «Искусство (ИД «Первое сентября»)» 18 -

искусство «Русская галерея - XXI век» 49 31

«Русское искусство» 342 164

«Третьяковская галерея» 137 83

«Художественный совет» 84 -

«Художник» 2266 365

«Государственный Эрмитаж» 100 -

«Юный художник» 745 237

Кинематограф «Искусство кино» 732 2915

«Киномеханик сегодня» 5 -

«Киноведческие записки» 44 704

«Сеанс» 909 157

«Техника кино и телевидения» 29 413

Литература «Аврора» 659 332

«Арион» 296 401

«Вопросы литературы» 483 13359

«День и ночь» 301 61

Литература «Дружба народов» 771 2777

«Звезда» 899 5767

«Звонница» 26 -

«Знамя» 1898 5611

«Иностранная литература» 1543 4814

«Литературная Россия» 366 917

«Молодая гвардия» 876 1369

«Москва» 19790 288

«Наш современник» 4243 3310

«Нева» 1330 2180

«Невский альманах» 158 -

«Новая юность» 167 92

«Новое литературное обозрение» 167 12585

«Новый мир» 3951 12554

«Октябрь» 3466 3218

«Подъём» 607 349

«Роман-журнал XXI век» 41 44

«Сибирячок» 536 -

«Юность» 4700 1026

Музейное дело «Мир музея» 173 758

«Музей» 1149 685

Музыка «Играем с начала. Da capo al fine» 13 12

«Музыка в школе» 185 658

«Музыкальная палитра» 696 -

«Музыкальный журнал» 430 8

«Музыкант-классик» 22 84

«Старинная музыка» 101 399

Новейшие изобразительные техники «Фотомастерская» 98 -

«Foto&Video» 206 -

Театр «Pro Scenium. Вопросы театра» 27 94

«Иные берега» 80 -

«Петербургский театральный журнал» 511 282

«Современная драматургия» 293 717

«Сцена» 315 55

«Театр» 1593 286

«Театрал» 700 -

«Театральная афиша» 95 -

Традиционная народная культура «Анабасис» 20 -

«Живая старина» 210 6338

«Кукольный мастер» 424 -

«Народное творчество» 328 743

«Театр Чудес!» 6 -

Хореография «Балет» 529 298

«Звезды над паркетом» 26 -

«Студия Антре» 16 -

Количественная представленность рекламного контента в специализированных периодических

изданиях в сфере культуры (по состоянию на 2018 г.).

Процент Среднее ко-

Проблемно-тема- реклам- личество ре-

тическая специа- Название издания ного кон- кламных мо-

лизация тента в издании дулей в издании

Архитектура «Зодчий XXI век» 0,7 1

«The art magazine - Искусство» 5,8 13,5

«Введенская сторона» 2,1 4

«Декоративное искусство стран СНГ» 3,9 3,5

«Диалог искусств» 6,8 10

«Книжное обозрение» 15,6 5,5

«Собрание. Иллюстрированный журнал по 1 2

искусству. Наследие и современность»

«Искусство (ИД «Первое сентября»)» 3,1 2

Изобразительное «Русская галерея - XXI век» 0,9 1,5

искусство «Русское искусство» 7,1 11,5

«Третьяковская галерея» 2,1 4

«Художественный совет» 15,3 8,75

Кинематограф «Искусство кино» 3,8 7

«Дружба народов» 0,2 1

«Новая юность» 5,6 4,5

«Юность» 0,5 1

Музейное дело «Мир музея» 1,8 2

Музыка «Музыка в школе» 4,9 3,75

«Музыкальный журнал» 5,6 9,25

Новейшие изобра- «Фотомастерская» 6,9 9,5

зительные техники «Foto&Video» 12,5 16

Театр «Современная драматургия» 0,6 1

«Театр» 1,6 3,5

«Театрал» 23,8 26,5

«Театральная афиша» 17 40

Традиционная «Живая старина» 0,6 1

народная куль- «Кукольный мастер» 26 25,5

тура «Народное творчество» 3,5 2,25

Хореография «Балет» 7 3,75

«Звезды над паркетом» 17,2 6,5

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.