Современное аналитическое вещание: формирование телевизионной картины мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Бердышева, Наталья Юрьевна

  • Бердышева, Наталья Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 233
Бердышева, Наталья Юрьевна. Современное аналитическое вещание: формирование телевизионной картины мира: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Санкт-Петербург. 2008. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бердышева, Наталья Юрьевна

Ведение.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к понятию «телевизионная картина мира»

1.1 Понятие «картина мира» в гуманитарных науках.

1.2 Онтология картины мира телевизионного вещания.

1.3 Телевизионная картина мира (ТКМ): социально-функциональный и идеологический аспекты.

Д.4 Коммуникативное намерение в формировании ТКМ.

ГЛАВА 2. Аналитическое телевещание: советские традиции и современные особенности.

2.1 Телевизионная аналитика как специфический способ познания действительности.

2.2 Эволюция аналитических программ на отечественном телевидении.

2.3 Современные аналитические программы: опыт типологизации.

ГЛАВА 3. «Итоговые» информационно-аналитические программы: экспликация образов мира и их осмысление.80'

3.1 «Итоги дня» и «итоги недели»: проблемно-тематические приоритеты программ.

3.2 Реализация коммуникативных установок в «итоговых» программах.

3.3 Типы информации и аналитические методы: проблемы интерпретации.

3.4 Жанровая структура «итоговых» информационно-аналитических программ.

ГЛАВА 4. Авторские аналитические программы: личностный фактор в интерпретации картины мира и творении новых знаний.

4.1 Идейно-тематическое своеобразие авторских программ.

4.2 Жанровые возможности авторских программ.

4.3 Журналистская рефлексия в построении концептуальной системы авторской передачи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современное аналитическое вещание: формирование телевизионной картины мира»

Актуальность исследования. В условиях развития информационного общества современное телевидение - это один из основных институтов социализации. Будучи наиболее доступным и массовым средством информации, оно является важным условием для нормального функционирования и развития общества. Именно телевидение» об этом свидетельствуют данные социологических исследований о структуре свободного времени, занимает наибольший объем в индивидуальном информационном пространстве у большинства населения1. Такая важная роль в жизни общества требует от телевидения повышенной ответственности за отражение общественных и государственных интересов.

При этом ситуация на современном телевидении такова, что около 60% эфирного времени занимают развлекательные программы разного плана (включая кинопрокат). Из 40%, приходящихся на долю журналистского телевизионного продукта, половину составляют информационные программы. В оставшиеся 20% входят все остальные типы программ: теледокументалистика, научно-познавательные и спортивные программы, программы для детей и юношества. На долю аналитического вещания приходится порядка л

2% от общего эфирного времени . То есть в общей сетке вещания превалируют развлекательные программы, а в ее журналистском блоке - новости.

Из-за всеобъемлющей коммерциализации и заполонившей телевизионный экран массовой культуры современное телевизионное пространство зачастую предстает как хаотичная, «осколочная» картина действительности, лишенная причинно

1 Лесная Л.В., Соловьева С.С. Информационное поле и менталитет горожанина как предметная область социологического исследования // Глобализация и социальные изменения: материалы научной конференции 2006. http://lib.socio.msu.rU/I/Iibrary.

2 Данные получены автором в результате статистического анализа. следственных связей. Мифологизация, комическое и ироническое нередко становятся основными стилистическими особенностями современного экрана. Информационные программы, ограниченные формированием «повестки дня», не способны существенно повлиять на ситуацию. Скорее они испытывают на себе ее влияние, со все большим энтузиазмом следуя принципу инфотейнмента. Подобное положение создает очевидный дисбаланс в общественных функциях телевидения.

На этом фоне серьезное противодействие такому принципу телевизионного вещания может оказать аналитическая журналистика, в функции которой входят поиск связующих элементов действительности, формирование конструктивного начала в осмыслении общественной жизни.

Именно информационно-аналитические и аналитические программы способны актуализировать общественное мнение и влиять на него, последовательно формируя телевизионную картину мира (ТКМ) с установкой на целостное воспроизведение и осмысление действительности.

Состояние научной разработанности темы.

Для нашего исследования важное методологическое значение имели труды отечественных и зарубежных теоретиков: Л.Витгенштейна, Я.Н.Засурского, Р.Й.Павилениса, Е.П.Прохорова, К.А.Роговой, А.А.Тертычного, Д.Н. Узнадзе, В.В.Ученовой и других1.

В области теории и практики журналистской деятельности мы опирались на исследования Э.Г.Багирова, Р.А.Борецкого, А.С.Вартанова,

Витгенштейн Л. Философские работы: 4.1. - М.: Гнозис, 1994; Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. - М.: Аспект-Пресс, 2008; Павиленис Р.Й. Проблема смысла: Современный логико-функциональный анализ языка. - М.: Мысль, 1983; Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. - М.: РИП-холдинг, 2005; Рогова К.А. Интерпретация современного художественного текста (лингвистический аспект) // http://vvww.seelrc.Org/glossos/issues/2/rogova.pdf.: Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М.: «Гендальф», 1998; Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001; Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

Г.Н.Вачнадзе, В.М.Вильчека, Я.Н.Засурского, М.Н.Кима, Г.В.Кузнецова, Г.С.Мельник, С.А.Муратова, В.С.Саппака, В.А.Сидорова, В.Л.Цвика, А.Я. Юровского1.

Для решения задач, связанных с вопросами социального функционирования СМИ, мы опирались на работы Л.Г.Свитич, Е.П.Прохорова, С.Г.Корконосенко, Л.Н.Федотовой, И.Д.Фомичевой, Г. Першке2.

Проанализировать историю становления и развития отечественной телевизионной аналитики нам помогли труды Н.А.Голядкина, Т.В.Васильевой, Я.Н. Засурского, Е.И.Имамовой-Стефанчук, И.В.Кузнецова, В.Г.Осинского, А.Я. Юровского, В.Л.Цвика3.

При исследовании природы понятия «телевизионная картина мира» в современной профессиональной литературе мы столкнулись с тем, что оно употребляется как общепринятое, но при этом практически не исследовано. Понятие «картина мира» относится к

1 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.: Искусство, 1978; Борецкий Р.А. Осторожно,', телевидение. - М.: ИКАР, 2002; Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. - М.: КДУ; Высшая школа, 2003; Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси: Ганатлеба, 1989; Вильчек В.М. Под знаком ТВ. - М.: Искусство, 1987; Ким М. H. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001; Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. -М.: ИПКРТ, 2001; Мельник Г.С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996; Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001; Саппак B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы. 3-е изд. - М.: Искусство, 1988; Сидоров В.А. Прогноз в журналистике,- СПб., 2001; Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. - М.: Искусство, 1983; Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2 Свитич Л.Г Феномен журнализма. - М.: МГУ, 2000; Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. - М.: РИП-холдинг, 2005; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М.: Аспект-Пресс, 2002; Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер, 2003; Фомичева И.Д. Журналистика переходного периода: развитие практики и вызов науке // Основные понятия теории журналистики. - М., 1993; Першке Г. Журналистика как отрасль духовного производства. // Основные понятия теории журналистики. - М., 1993.

3 Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. - М.: Аспект Пресс, 2004; Васильева T.B., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. Пособие. - СПб.: Специальная литература, 2004; Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. -М.: Аспект-Пресс, 2008; Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х - 90-е годы). - М., 2001; 2004; Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). - М.: Флинта, 2003; Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие, - М.: Аспект Пресс, 2004. числу фундаментальных, выражающих специфику общественного бытия, взаимоотношения человека с миром - важнейшее условие его существования в социуме.

В журналистику понятие «картина мира» проникло естественным образом и уже давно широко используется наряду с такими понятиями, как «информационное поле», «информационное пространство». По мере развития теоретической базы журналистики, понятие «журналистская картина мира» актуализировалось и адаптировало опыт различных гуманитарных наук. В связи с этим появилась необходимость придать этому понятию статус термина.

Вместе с тем единственная работа, в которой картина мира, формируемая журналистикой, выделена в самостоятельный объект исследования - это докторская диссертация В.Д.Мансуровой. Журналистская картина мира здесь трактуется автором как синкретичная форма теоретического, эмпирического, духовно-практического знания, востребованного огромными массами1.

Определения журналистской картины мира, которые основаны на понимании журналистики как социального института и как прикладной науки, представляются нам наиболее конструктивными (И.М. Дзялошинский2, С.М.Виноградова3).

В исследованиях, посвященных телевизионной журналистике, понятие «картина мира» чаще всего имеет отрицательную коннотацию и соотносится с современными представлениями о «телевизионном пространстве» (И.В. Корнева), «коммуницируемой

1 Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации.

Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 2

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. - М., 1994.

3 Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000. реальности» (Е.К. Невинская), «виртуальной реальности» (Г.В. Жирков, С.Н. Ильченко), «второй реальности» (Р.А. Борецкий)1.

Объектом исследования являются телевизионные программы крупнейших федеральных телеканалов: «Первый канал», «Россия», «НТВ», «Рен-ТВ» - и региональных - «5 канал», «ТВЦ». Их формат рассчитан на максимально широкий охват российской теле аудитории.

Программы, включенные в анализ, по мнению самих телеканалов (информация с официальных сайтов телеканалов), представляют собой главные общественно-политические программы данных каналов: «Ночное Время», «Сейчас о главном», «Страна и мир», «Вести недели», «Воскресное Время», «Неделя», «Постскриптум», «Времена», «Однако», «Основной инстинкт», «Зеркало», «Апельсиновый сок», «К барьеру!», «Главное с Игорем Фесуненко».

Предметом исследования являются способы формирования телевизионной картины мира и ее содержание в современном, аналитическом вещании. При этом цель нашего исследования -выявить закономерности формирования телевизионной картины мира (ТКМ), вычленив и изучив основные механизмы этого процесса, в основе которых лежит творческая журналистская деятельность.

В ходе достижения цели предполагается решить следующие задачи:

• Определить сущность понятия «телевизионная картина мира» в дискурсе теории журналистики. Рассмотреть значение ТКМ в

Корнева И.В. Телевизионное пространство и его виртуальные образы: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук. - СПб., 2002. Невинская Е. К проблеме восприятия ТВ в качестве «коммуницируемой реальности» //Журнал{стыка - 2002. Матэрыялы 4-й М{жнаронай навукова-практтычнай канферэнцьи Вып. 4. Мшск. 2002. Жирков Г.В. Виртуальная реальность - венец электронной мифологии // Логос. Общество. Знак (к исследованию проблем феноменологии дискурса). - СПб.: БРИГ-ЭКСПО, 1997. Ильченко С.Н. Аудиовизуальные СМИ формирование новой реальности // Журналистика: исследования - методология - практика: Сб. статей. - СПб., «Роза мира», 2004. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение. - М.: ИКАР, 2002. контексте реализации социальных функций телевизионной журналистики.

• Исследовать традиции и современные особенности аналитического телевещания, осуществить типологию аналитических программ.

• Проанализировать формы и методы журналистского творчества, лежащие в основе механизмов формирования ТКМ на различных этапах этого процесса. Для этого изучить жанровые возможности телевизионной аналитики в осмыслении и интерпретации эксплицированных образов мира. Рассмотреть тенденции авторской журналистской рефлексии в интерпретации картины мира.

• Выявить проблемно-тематические приоритеты информационно-аналитических и аналитических программ, отражающие содержание современной ТКМ. Рассмотреть значение авторской журналистской рефлексии в ее интерпретации.

• Обозначить возможные деструктивные моменты в процессе формирования концептуальной системы вещания на различных уровнях.

Методы исследования предполагают использование методологических подходов гуманитарных наук: филологии, философии, социологии, психологии. Сравнительносопоставительный и контент-анализ телевизионных программ; структурно-функциональный анализ современного информационно-аналитического вещания, типологизация аналитических программ. Основные положения диссертации.

1. В процессе реализации социальных функций телевидения формируется телевизионная картина мира - своеобразная модель действительности, производная от ее реалий, которая, в свою очередь, способна оказывать на нее эффективное воздействие, создавая целостный образ социального бытия.

2. Аналитическое вещание играет в формировании ТКМ важнейшую, может быть, даже решающую роль, так как его объектами должны выступать группы причинно связанных фактов, актуальных явлений и тенденций общественной жизни, а методами -исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих объектов.

Противоречия, возникающие в процессе функционирования ТКМ, препятствуют конструктивности данного процесса.

3. Современная телевизионная аналитическая журналистика недостаточно последовательна и эффективна в реализации своих функций и нередко обнаруживает деструктивность деятельности на различных этапах и уровнях формирования ТКМ, что приводит к искажению, виртуализации, мифологизации последней.

4. Устранение деструктивных моментов, всестороннее осмысление, интерпретация, выявление сущностных связей в событиях и фактах действительности, соблюдение - логики социальной необходимости в формировании ТКМ - в конечном счете, от этого зависит эффективность журналистской деятельности, ее конструктивная роль в жизни общества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в попытке вычленить из журналистской картины мира собственно телевизионную картину мира и, определив ее природу, описать как теоретическую модель.

Впервые предпринята и попытка изучения механизмов, методов формирования телевизионной картины мира. В научный оборот вводится большой массив фактов и сведений из практики современной аналитической телевизионной журналистики, исследуется ее роль в формировании целостного восприятия событий и явлений текущей действительности (конструктивного начала в осмыслении общественной жизни).

Практическая значимость данного диссертационного сочинения заключается в том, что оно может быть использовано для оптимизации практической деятельности телевизионных журналистов. Его результаты могут помочь при определении общих задач и концепции вещания телевизионного канала. Результаты, полученные в работе при анализе телевизионного материала, могут быть использованы в учебном процессе на факультетах и отделениях журналистики.

Структура диссертации предопределена задачами и логикой исследования. Она включает пять глав, введение, заключение, список использованной литературы, приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Бердышева, Наталья Юрьевна

Заключение.

В период трансформации социально-политических и экономических реалий и перехода России в информационное общество роль телевидения в социальной жизни неуклонно возрастает. Современное телевизионное вещание весьма многолико и выполняет разнообразные функции. Среди важнейших - те, которые направлены на формирование общественного мнения, развитие социальной активности, способствуют ориентированию в окружающем мире большинства российских граждан.

В процессе реализации социальных функций телевидения формируется телевизионная картина мира (ТКМ). ТКМ — это специфическая модель действительности, которая непрерывно формируется путем создания концептуальной системы журналистской информации, жизненно необходимой и востребованной обществом. При этом ТКМ, с одной стороны, сама является результатом социального функционирования телевидения, а с другой - процесс формирования ТКМ располагает всеми возможностями для оптимальной реализации функций телевидения.

В формировании ТКМ, безусловно, принимает участие вся сетка вещания канала, статистический анализ которой показал очевидность информационных и развлекательных приоритетов российского телевидения. «Телевидение, сейчас развлекающее и отвлекающее от проблем, через 15-20 лет сформирует бездумное и бессмысленное поколение, которое ни на что серьезное не будет способно. Во всех развитых странах на ведущих каналах — серьезное телевидение, много общественно значимого. А у нас на ведущих каналах считают, что ТВ — это прежде всего бизнес. Да, это и бизнес, но прежде всего телевидение формирует общество»1.

1 Пушков А. Столкновение экстремизмов // Литературная газета. - 2006. - 19-25 апреля. - С.8.

Доля информационно-аналитических и аналитических программ весьма незначительна, однако их роль в формировании ТКМ чрезвычайно важна, так как они составляют основу социального функционирования телевидения и оказывают влияние на процесс создания телевизионной картины мира. Аналитические способы и методы отражения действительности способствуют социальному ориентированию аудитории.

Многоплановость, неоднородность телевизионной аналитики позволили автору типологизировать аналитические программы. Так как функции (цели и задачи) программы определяют ее формальный и содержательный облик, автор считает функциональное основание типологизации преимущественным. При таком подходе обнаружилось, что в формировании ТКМ принимают участие преимущественно «итоговые» и авторские передачи. Они имеют как общий набор аналитических методов и механизмов, так и предпочтения в их использовании.

В целом процесс формирования телевизионной картины мира носит поступательный характер и происходит на различных уровнях: первый уровень - это отбор тем из текущего потока информации, второй - осмысление и интерпретация этих тем, и третий уровень -созидание, творение, разработка нового знания, осуществляемого в ходе специальной журналистской рефлексии.

На «итоговые» программы возлагается роль первичной ориентировки в темах, событиях, фактах, проблемах, которые актуальны в современной действительности. При этом работают следующие механизмы: проблемно-тематический отбор, верстка (ранжирование тем), комментирование (попытка осмысления).

Формируя ТКМ, каждый телевизионный канал имеет определенные коммуникативные намерения по отношению к своему адресату, в связи с чем формирует конкретные коммуникативные установки, воздействующие на аудиторию. Реализация таких-установок - это первичный механизм на уровне осмысления эксплицированных образов, через них происходит определение цели журналистского произведения.

Анализ показал, что как для «итоговых», так и для авторских программ преимущественным является тип коммуникативной установки на изменение / формирование отношения реципиента к тем или иным событиям и• реалиям мира. Но и те, и другие программы, помимо воздействия на мыслительную сферу реципиента, стремятся и к эмотивному воздействию с помощью установки на изменение эмоционального состояния реципиента. Причем благодаря специфическим телевизионным выразительным средствам (интерактивность, компьютерная графика, музыка) обращение к эмоциональной сфере становится все более популярным журналистским приемом.

Важная роль в формировании телевизионной картины мира на этом уровне принадлежит выбору типа информации (глубина журналистского проникновения в тему, масштабность контекста). Для «итоговых» информационно-аналитических программ на федеральных каналах естественно преобладание такого типа информации, как ситуация (точнее событие, переходящее в ситуацию). Процесс, как наиболее сложный тип информации, встречается значительно реже. К сожалению, слишком часто используется такой тип информации, как событие - органичный, прежде всего, для информационного вещания. И это снижает, на наш взгляд, аналитическую значимость «итоговых» программ.

Следующий уровень - осмысление образов мира - предполагает более сложные механизмы формирования ТКМ. Они связаны с использованием широкой палитры жанров телевизионной журналистики, присущих им аналитических методов и выразительных средств.

Современные информационно-аналитические программы используют практически все многообразие жанров: комментарий, видеозаметка, репортаж, интервью, пресс-конференция, телемост и так называемый «сюжет» - синкретичная форма организации журналистского материала. Эти жанры основаны на следующих аналитических методах: интервьюирование, описание ситуации, сравнение интересов различных сторон-участников ситуации, обозначение перспектив развития. Активно используется привлечение исторического и современного фактологического материала в выстраивании процесса, установлении причинно-следственных связей.

Среди выразительных средств,, которые не только усиливают эмоциональное воздействие, но и помогают выстраивать аргументацию, подтверждают выводы, в аналитической деятельности активно задействованы: архивные кадры, кадры из художественных фильмов, кадры с записью зарубежных телеканалов, использование рисованных графиков и элементов компьютерной графики. Реже используются средства музыкальной выразительности.

При этом анализ показал, что искажение ТКМ на этом уровне происходит из-за отсутствия четко выраженной оценочности, позиции журналиста и программы в целом, невыстроенности причинно-следственных связей как внутри одной темы, так и всего выпуска, крайне редкого обращения к прогнозам как результату осмысления и анализа фактов (а ведь благодаря им- часто устанавливается связь между выпусками программы).

Третий, наиболее сложный, требующий высокого профессионального мастерства и особой ответственности, чрезвычайно значимый в формировании ТКМ уровень журналистская рефлексия. Этот уровень реализуется преимущественно в авторских программах, где задействованы те же механизмы, что и в «итоговых» программах, но акцентируются особенности, связанные с усилением авторского начала. Кроме того, актуализируются и другие механизмы формирования ТКМ: укрупнение темы, заострение ее общественной значимости. Тематика авторских программ отличается повышенной проблемностью и конфликтно стью.

Аналитические авторские программы, в отличие от итоговых, в качестве типа информации выбирают почти исключительно процесс. Это объясняется тем, что степень анализа в них не ограничивается осмыслением отдельных событий и фактов действительности, а продвигается- дальше, с тем, чтобы с учетом уже имеющихся знаний формировать новые образы мира. И это является третьим, мало доступным для «итоговых» программ, уровнем создания ТКМ.

При формировании ТКМ в авторских программах особенно важна категория жанра. Именно она отражает коммуникативное намерение, определяет выбор методов анализа и особенно использование выразительных средств. При этом сам выбор жанра программы связан не только с коммуникативной установкой, но во многом зависит от личности ведущего, его профессиональных и личностных характеристик. В погоне за зрелищностью и коммерческой привлекательностью автор сознательно может идти на нарушение жанровых канонов - беседа или дискуссия превращаются в словесную перебранку или «дуэль», как ее называет В.Соловьев.

Высокая степень субъективности в данном типе программ делает их наиболее уязвимыми с точки зрения построения концептуальной системы, особенно в ток-шоу, где существенную роль играет фактор непредсказуемости. Однако эта же субъективность позволяет авторским программам, выходить на принципиально иной уровень формирования ТКМ - производство новых образов мира на основе осмысления уже имеющихся, осуществлять взаимосвязь идейной подоплеки программы с концепцией канала.

Рождение рефлексивной информации происходит благодаря вскрытию причинно-следственных связей между смысловыми элементами программы и выстраиванию их в концептуальную систему. На этом, третьем уровне, формирование телевизионной картины мира получает свою завершенность и отражает степень эффективности этого процесса на всех предыдущих этапах.

Анализ авторских программ показал, что к основным деструктивным моментам на этом уровне относятся: не всегда логически оправданный ввод новых концептов («К барьеру!»), авторская оценка бывает недостаточно аргументирована («Времена»,

Однако»). Негативно влияет на объективность картины мира t жесткое подчинение концептуальной системы программы субъективной позиции ведущего («Времена»), или концептуальная система программы теряет свою завершенность из-за нераскрывшейся проблемы («Главное с Игорем Фесуненко»). Отражение чьих-либо интересов (политических, коммерческих) и мифотворчество вместо строгой, продуманной системы взглядов служит одной из главных причин разрозненной, калейдоскопичной, виртуальной картины мира.

Исследование механизмов формирования ТКМ показывает, что подобные профессиональные просчеты, допущенные на различных этапах этого процесса, приводят и к идейно-содержательному искажению ТКМ.

Тематика информационно-аналитических и аналитических программ регламентируется «повесткой дня», которая, на первый взгляд, отражает все основные сферы социальной жизни, однако при анализе обнаруживается, что экономические проблемы нередко подменяются темами о деятельности судебно-правовых органов или криминальными происшествиями. Отсутствуют темы, связанные с развитием промышленности практически во всех отраслях (за редким исключением военного производства) и сельского хозяйства.

Анализ экономической ситуации вытесняется спорами о том, как, например, распорядиться стабилизационным фондом. Политические и социальные реформы начинают обсуждаться только тогда, когда они уже дали первые результаты, но и на этом этапе их анализ нередко подменяется событийными репортажами и сообщениями с мест о митингах-протестах граждан против внедрения этих реформ.

Анализу политических проблем — самых популярных во всех «итоговых» программах, не достает глубины и-аргументированности. Зачастую программы ограничиваются формулировкой вопросов «вокруг проблемы», не давая на них ответы («НТВ»), а в авторских программах обсуждение политических тем превращается в площадку для «политологической тусовки»1, где анализа политической ситуации нет, а политические суждения не выходят за рамки голосования гостей в студии «за» или «против» того или иного события.

Темы культуры, науки и образования присутствуют в «повестке дня» по «остаточному» принципу, причем стандартный информационный повод для них - юбилейная дата, а культурная тематика зачастую подменяется саморекламой в виде сюжетов-анонсов о проектах, сделанных на данном канале («Первый канал», «НТВ»).

Салуцкий А. Кризис жанра // Литературная газета. - 2004. - 22-28 сентября. - С. 11.

Таким образом, причины эклектичности, «мозаичности» ТКМ следует искать не только в особенностях современного состояния общества. По мнению автора, они во многом связаны с просчетами в профессиональной деятельности журналистов, которые реализуют механизмы формирования ТКМ на различных уровнях этого процесса.

Повышенное внимание журналистов к этому процессу способно исправить дисбаланс в социальном функционировании телевидения и внести свой конструктивный вклад в осмысление действительности.

Телевизионная картина мира - не только адекватное, всестороннее отражение действительности, это также ее осмысление, анализ и творческое познание, позволяющее широкой аудитории осуществлять полноценное ориентирование в реалиях мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бердышева, Наталья Юрьевна, 2008 год

1. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы.- М: Мысль, 1991. 253 с.

2. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Ленинграда — Санкт-Петербурга). СПб.: «Роза мира», 2003. - 172 с.

3. Адамьянц Т.З. Мотивационно-целевой анализ телепередач. Формула успеха телепередачи. М.: ВИПК, 1994. - 113 с.

4. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М.: Ин-т социол. РАН, - 1999. — 136 с.

5. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой • информации и пропаганды. М.: МГУ, 1976. — 119 с.

6. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978.— 271 с.

7. Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. Таганрог, Изд-во ТРТУ, 2003. - 231 с.

8. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. -Ростов-на-Дону, 1993.- 182 е.

9. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный выбор журналиста. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. - 237 с.

10. Бережная М.А. Социальная тележурналистика: Учеб.-метод. пособие. «Роза мира», СПб., 2005. - 217 с.

11. П.Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. — М.: Изд-во РУДН, 2002. 184 с.

12. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение. М.: ИКАР, 2002. — 260 с.

13. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.: Искусство, 1990. - 154 с.

14. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Рукавишников JI. Теле- и радиоинформация. Л., 1987. - 63 с.

15. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. Пособие. СПб.: Специальная литература, 2004. - 288 с.

16. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М.: КДУ; Высшая школа, 2003. - 320 с.

17. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации — их аудитория, техника, бизнес, политика.- Тбилиси: Ганатлеба, 1989. 672 с.

18. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1990. - 246 с.

19. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. - 240 с.

20. Витгенштейн Л. Философские работы: 4.1. М.: Гнозис, 1994.- 532 с.

21. Власть, зеркало или служанка?: Энциклоредия жизни современной российской журналистики: В 2т. М., 1998. Т.1. - 278 е.; Т.2. - 324 с.

22. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

23. Глобализм и антиглобализм: многообразие в единстве / Век информации. Международный постоянно действующий семинар. Сборник статей / Ред.-сост. М.А. Михайлов СПб.: «Роза мира», 2002.-212 с.

24. Говорит и показывает кафедра РТ: Сб. матер. / Под ред. В.Г. Осинского, Г.Н. Петрова. СПб.: СПбГУ, 1997- 196 с.

25. Голядкин Н.А. История отеческого и зарубежного телевидения.- М.: Аспект Пресс, 2004. 141 с.

26. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Изд-во РУДН. 1996. - 167 с.

27. Гумбольдт В.фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

28. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991". - 221 с.

29. Десяев С.Н. Образ времени и время образа: Монография. Саранск: «Красс. Окт.», 2003. - 180 с.

30. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М.: Издательский дом «Восток» 1996. — 107 с.

31. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. - 224 с.

32. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997.-383 с.

33. Дмитриев JI. Телевизионные жанры. М., 1993.

34. Доценко Е.А. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003. - 304 с.

35. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется "повестка дня"? — Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета,2001.- 130 с.

36. Егоров В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии / Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР. 3-е изд., доп. - М.,1997.-92 с.

37. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004. - 202 с.

38. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1999. - 416 с.

39. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия. / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 448 с.

40. Журналистика и социология'2002. Журналистика как средство общественного познания / Редкол.: С.Г. Корконосенко (ред.-сост.), И.Н. Блохин, В.А. Сидоров. СПб., 2003. 153 с.

41. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. 272 е.

42. Засуркий Я.Н. Средства массовой информации России. М.: Аспект-Пресс, 2008. - 380 с.

43. Ильин И.И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. - 255 с.

44. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб.: СПбГУ, 2003. - 93 с.

45. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. — СПб.: Роза мира, 2006. — 140 с.

46. Ильченко С.Н., Познин В.Ф., Почкай Е.П. Технология СМИ (творческие профессии на телевидении и радио). СПб.,2003. 102 с.

47. Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х 80-е годы). - М.: ИПКРТР, 2001.-108 с.

48. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М.А. Вуса. СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 1999. - 212 с.

49. Казаринов М.Ю. Информация: контуры философско-методологического исследовательского проекта. (Сб. статей). — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2004. 117 с.

50. Каменская О.JI. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. - 152 с.

51. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.-319 с.

52. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: Критерии профессионализма. -М.: РИП-холдинг, 2002. 220 с.

53. Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. -М.: ИПКРТ, 2001.-94 с.

54. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: "Едиториал УРСС" , 2005. - 124 с.

55. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект-Пресс, 2002.-287 с.

56. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб.: СПбГУ, 2004. - 48 с.

57. Культурология XX век: Антология. СПб.: Университетская книга, 1997.-630 с.

58. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект Пресс: Изд-во МГУ, 2000. 239 с.

59. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2003.-216 с.

60. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. —304 с.

61. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. фр. Н.А. Шматко. М.: Институт экспер. Социологии. СПб.: Алетейя, 1998. — 79 с.

62. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель / Пер. с англ. М.: Прогресс-Культура, 1993. 352 с.

63. Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. -Л.: Изд-во ЛГУ 1981. 103 с.

64. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / М.Маклюэн /Пер. с англ.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 496с.

65. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / М.Маклюэн / Пер. с англ.- М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464с.

66. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. — 237 с.

67. Мельник Г.С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996.- 160 с.

68. Мельник Г.С. Профессиональное общение в журналистике. -СПб.: . «Роза мира», 2004. 206 с.

69. Михальченко И.А. Информационные войны на рубеже XXI века // Безопасность информационных технологий. Монологи журналистов на пороге XXI века. СПб.: СПбГУП, 1998.

70. Муратов С.А. Сколько телевидения в телевидении?: Хроника авторских наблюдений. Ч.2.- М.: ИПКРТР, 2000.-89 с.

71. Муратов С.А. ТВ эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). - М.: Логос, 2001.-240 с.

72. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения: — М. -во Моск. Унта, 2001.- 176 с.73 .Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. — М.: Аспект Пресс, 2003. 201 с.

73. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания.- М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996, 352 с.

74. Очерки по истории Российского телевидения. -М.: Воскресенье, 1999. -416с.

75. Павиленис Р:И. Проблема смысла: Современный логико-функциональный анализ языка. М.: Мысль, 1983. 286 с.

76. Пищальникова В.А., Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику. -Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 1993. 209 с.

77. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия. Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 1999. 120 с.

78. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения. М.: Аспект-Пресс, 2004 - 222 с.

79. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации; М.: Центр, 1998 - 272 с.

80. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. — 4-е изд. М.: РИП-холдинг, 2002. - 306 с.

81. Прохоров Е. П. Журналист и массовое сознание. М.: РИП-холдинг, 2007. - 94 с.

82. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. М.: РИП-холдинг, 2005. - 202 с.

83. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Под ред. C.JI. Рубинштейна. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960.

84. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. - 480 с.

85. Радио- и телеинтервью. Проблемы жанра. (Сборник материалов научно-практического семинара). Под ред. С.Н. Ильченко и В.Г. Ковтуна. СПб.: СПбГУ, 2002.

86. Ростошинский Е.Н. Очерки философии для аспирантов нефилософских специальностей. 4.1. СПб.: СПбГУ, 2002. - 134 с.

87. Рощин С.К. Психология и журналистика. М.: Наука, 1989. — 192 с.

88. Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / Под ред. В.И.Конькова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 272 с.

89. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М.: АГРАФ, 1999. - 384 с.

90. Саппак B.C. Телевидение и мы: Четыре беседы. 3-е изд. — М.: Искусство, 1988. 167 с.

91. Саруханов В.А. Азбука телевидения. М.: Аспект Пресс, 2002. -223 с.

92. Свитич Л.Г Феномен журнализма-М.: МГУ, 2000.-252 с.

93. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист: социологические и психологические исследования. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. — 148с.

94. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. -М.: Прогресс. Универс, 1993. 655 с.

95. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.,1988. — 216 с.

96. Сидоров В.А. Прогноз в журналистике,- СПб., 2001.

97. Система средств массовой информации в России / Под ред. Я. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. - 259 с.

98. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). — СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. 383 с.

99. Смирнов В.В. Современная аналитическая журналистика. Жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. Теория и практика. Ростов-на-Дону: «МП КНИГА», 1999.-248 с.

100. Смирнов С. Времена лжи с Владимиром Познером. М.: Алгоритм, 2005. - 512 с.

101. Социально-политическое функционирование журналистики: Мат-лы секции «Журналистика в мире политики» Дней Петербургской философии, 19-20 ноября, 2004 г. / Редактор-составитель В.А. Сидоров. СПб.: СПбГУ, 2005. - 130 с.

102. Социальное функционирование журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Час Пик, 1994. - 187 с.

103. Социология журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.

104. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. - 303 с.

105. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание // Редколлегия: Г.В. Кузнецов, B.JT. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, «Высшая школа», 2003. - 304 с.

106. Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005. - 239 с.

107. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.: «Гендальф», 1998. - 312 с.

108. Ульяновский А.В. Социальный миф как брэнд: философская антропология, эстетика, на границах запрета, etc. Монография в 2-х тт., Т.1 СПб.: «Роза мира», 2004. - 234 с.

109. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. - 146 с.

110. Федотова JI.H. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

111. Федотова JI.H. Массовая информация: Стратегия производства и тактика потребления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 232 с.

112. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. -576 с.

113. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

114. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. - 382 с.

115. Цвик B.JL, Назарова Я.В. Телевизионные новости России. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 176 с.

116. Юровский А.Я. Телевидение поиски и решения. - М.: Искусство, 1983.-215 с.120. 300 лет российской журналистики: Матер, науч.-практ. конф. 11 декабря 2002 г. / Под ред. Г.В. Жиркова.-СПб.: Роза мира, 2003—284 с.

117. Язык, сознание, коммуникация. Сб. статей / Отв. ред. В.В.Красных, А.И.Изотов. М.: МАКС Пресс, 2001, Вып. 16. - 116 с.

118. Статьи, научные сообщения, авторефераты.

119. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов //Вопросы психологии, М., 1986. - № 1. - С. 95-101.

120. Бартли У. Витгенштейн // Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель. М.: Прогресс, Культура, 1993. - С. 193-231.

121. Березин В.М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура: Автореф. дис. .д-ра филол. наук. М., 2003.

122. Богуславская В.В. Журналистский текст: лингвосоциокультурное моделирование: Автореф. дис. .д-ра филол. наук. Воронеж, 2004.

123. Бойкова Н.Г., Васильева Т.В. Сколько лиц ведущего? (Из современной практики радиовещания) // Вестник СПбГУ. Сер.2 -1993.-С. 54-61.

124. Босова Л.М. Концептуальная картина мира как основа понимания речевого произведения // Ползуновский альманах. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. № 1. С. 24-29.

125. Вайсгербер Й.Л. Язык и философия.// Вопросы языкознания. -1993.- №2.-С. 23-34.

126. Гавел В. Власть безвластных // Даугава. -1990.-№ 7-С. 103-112.

127. Десяев С.Н. Категории пространства и времени в образной структуре телевизионной публицистики: Автореф. дис. .д-ра филол. наук. — М., 2005.

128. Жирков Г.В. Виртуальная реальность — венец электронной мифологии // Логос. Общество. Знак (к исследованию проблем феноменологии дискурса). СПб.: БРИГ-ЭКСПО, 1997.

129. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития. (Читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. - С.31-36.

130. Ильченко С.Н. Аудиовизуальные СМИ формирование новой реальности // Журналистика: исследования методология - практика: Сб. статей. - СПб., «Роза мира», 2004.

131. Корнева И.В. Телевизионное пространство и его виртуальные образы: Автореф. дис. .канд. филол. наук. СПб., 2002.

132. Куликина Н. (БГУ) Проблема объективности в журналистике // Журналютыка 2002. Матэрыялы 4-й М1жнаронай навукова-практтычнай канферэнцьп Вып. 4. Мшск. 2002.

133. Лабуш Н. С. Информационная безопасность и сетевая журналистика // СМИ в современном мире: Тезисы научн.-практ. конф., 24 апреля 2004 г. СПб., 2004. - С. 326.

134. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983. С. 40-68.

135. Лесная Л.В., Соловьева С.С. Информационное поле и менталитет горожанина как предметная область социологического исследования // Глобализация и социальные изменения: материалы научной конференции 2006. http://lib.socio.msu.rU/l/library.

136. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. — Барнаул, 2003:-38 с.

137. Невинская Е. К проблеме восприятия ТВ в качестве «коммуницируемой реальности» // Журналютыка 2002. Матэрыялы 4-й М1жнаронай навукова-практтычнай канферэнцьп Вып. 4. Мшск. 2002.

138. Олешко В.Ф. Моделирование массово-коммуникационной деятельности: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1998.-46 с.

139. Першке. Г. Журналистика как отрасль духовного производства. // Основные понятия теории журналистики. М., 1993. С.83-90.

140. Пищальникова В.А. Национальная специфика концептуальной системы и ее репрезентация в языке // Горный Алтай и Россия 240 лет. ГАГУ, 1996. С. 6-8.

141. Пищальникова В.А. Содержание понятия картина мира в современной лингвистике. http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/1998-01/13/рар 13.html.

142. Поелуева. JI. Массовая информация в процессе внутрикультурной коммуникации. // Журналютыка 2002. Матэрыялы 4-й М1жнаронай навукова-практтычнай канферэнцьп Вып. 4. - Мшск. 2002.

143. Пронин Е.И. Психологические проблемы современной журналистики // Проблемы медиапсихологии. М.: Рип-холдинг, 2002.-С.6-12.

144. Фомичева И.Д. Журналистика переходного периода: развитие практики и вызов науке // Основные понятия теории журналистики. — М., 1993.-С. 5-13.

145. Яценко JI.B. Картина мира как универсальное средство регуляции // Научная картина мира как компонент современного мировоззрения. -М.: Обнинск, 1983. С.38-64.

146. Периодические издания. Интернет ресурсы.

147. Весь Парфенов это «Намедни» // Известия. - 2000. - 17 февраля. - С. 10.

148. Вартанов А. «Да» и «нет» не говорите.» // Журналист. — 2008. -№2. С.38-39.

149. Волошина Н. Владимир Соловьев выжимает из гостей все соки! // Комсомольская правда. 2004. - 12 сентября. - С.6.

150. Горбунов А. Уменьшительный суффикс // Литературная газета. -2004. 22-28 сентября. С. 10.

151. Дугин А. Дебилизация против прорыва // Литературная газета. — 2006. 4-10 октября. - С.2.

152. Евгений Киселев: меня называют духовным образом России // Коммерсант. 1997. - 6 мая. - С. 8.

153. Иваницкий В. Инструмент управления // Журналист. 2002. - №2. — С.24.

154. Ковалев К. позиций Третьего Рима // Литературная газета. 2008. -6-12 февраля. - С. 10.

155. Кузнецов Г.В. Классификатор программ // ТЭФИ-обозрения. 1999. -№7.

156. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? // Журналист. 1998. -№11.-59.

157. Москвина Е. Петербург на Главном: философия в кадре // Невское время. 2004. — 26 марта. - С. 6.

158. Петровская И. «У мышки пиар лучше» // Известия. 2005. - 10 октября. - С. 6.

159. Петровская И. Повторение пройденного // Известия. 2008. - 1 февраля. - С.6.

160. Поп-звезд и юмористов сменила пропаганда монетизации // http://www.izvestia.ru/tv/1168586 print

161. Пушков А. Столкновение экстремизмов // Литературная газета. -2006. 19-25 апреля. - С. 8.

162. Рогова К.А. Интерпретация современного художественного текста (лингвистический аспект) // http://www.seelrc.Org/glossos/issues/2/rogova.pdf

163. Салуцкий А. Кризис жанра // Литературная газета. 2004. - 2228 сентября. - С. 11.

164. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века // http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pml/c-96747-0.html.

165. Снянский Д. Картина мира как моделирующая система культуры // Человек и жизнь, http://chij.km.ru/

166. Тертычный А.А. Ситуация: пути исследования // Журналист. — 2007. -№10.-С.62-63.

167. Тхагушев И. Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Вести. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 1994.-№6.-С. 30-36.

168. Шеремет П. Как сверстать выпуск новостей // Журналист. -2007. -№10.-С. 45-46.171. http://www.ntv.ru/172. http://www.ltv.ru/173. http://www.rutv.ru/174. http://www.5-tv.ru/175. http://www.iamik.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.