Современная китайская опера: история и перспективы развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Чжан Личжэнь

  • Чжан Личжэнь
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 149
Чжан Личжэнь. Современная китайская опера: история и перспективы развития: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2010. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чжан Личжэнь

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I Китайский театр музыкальной драмы (Пекинская опера).

ГЛАВА II Оперное искусство Китая XX века.

2.1. «Седая девушка» — первая китайская национальная опера.

2. 2. Китайская опера 50-60-х XX века.

2. 3. Опера в период великой культурной революции

1966-1976 годов).

2. 4. Китайская опера в период реформ и открытости.

ГЛАВА III Проблемы и перспективы развития национального оперного искусства в современном Китае.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная китайская опера: история и перспективы развития»

Предметом исследования настоящей диссертации является история формирования жанра оперы и перспективы его дальнейшего развития в современном ■ Китае. Происходящая в настоящее время глобализация всех сфер жизни человеческого общества и, как следствие, неизбежный переход к многополярному миру делают чрезвычайно актуальными проблемы взаимопонимания исторически по-разному сложившихся культур. Решение внутренних социально-экономических и культурных вопросов любой страны в многополярном мире сделалось невозможным без их рассмотрения в контексте общемирового процесса развития. Проблемы толерантности разных культур, их противостояние и противопоставление особенно актуальны для такой большой многонациональной страны как современный Китай. Китайское музыкальное искусство в целом и оперное в частности являются областями активного диалога культур Востока и Запада. Оперный жанр как богатейшее поле творческой деятельности, вызывающей у слушателей непреходящий интерес, помогает народам разных стран находить взаимопонимание при сохранении их национального самосознания.

Необходимость научного осмысления изучаемой проблемы обусловлена тем, что успешность овладения китайскими композиторами основ и опыта сценического воплощения европейской оперы, ставшей в настоящее время общемировым явлением музыкальной культуры, зависит, прежде всего, от понимания исторически обусловленных различий китайской и европейской культур и (что не менее важно) особенностей национального менталитета.

В ходе рассмотрения процессов" происходящих в области становления современной китайской оперы, становится очевидным ее эффективное сближение с европейским оперным искусством, как высочайшим достижением мировой культуры. Проблема взаимосвязи китайской и европейской культур в сфере оперного искусства, а также определение перспектив развития современной национальной оперы в Китае до настоящего времени не становилась предметом специального исследования. В связи с этим представляется весьма актуальным для изучения вопрос об определении общности и исторически обусловленных различий между китайским и европейским оперным искусством. В настоящей диссертации раскрываются все стороны этой проблемы с учетом особенностей национального китайского менталитета.

Степень разработанности этой проблемы в существующей исследовательской литературе минимальна. Работы об оперном искусстве Китая имеют в основном описательный характер, направленный на выявление специфических черт традиционного для Китая музыкального театра, получившего название Пекинской оперы. В 50-х годах XX века (то есть во времена дружеских отношений Китая с Советским Союзом) театральное музыкальное искусство Китая вызывало живой интерес у советских деятелей культуры. И все же оно воспринималась ими как экзотика, далекая от привычных европейских театральных стандартов и принципов. Не случайно российская литература того времени основана на сравнении основ китайского музыкального театра с европейскими театральными традициями.

Таким образом, объектом исследования настоящей диссертации будет оперное искусство Китая XX столетия в целом. Главное внимание будет уделено особым специфическим чертам китайского национального оперного искусства в процессе его эволюции, а также пути освоения китайскими композиторами творческого опыта европейской оперы. Это является предметом исследования.

В- ходе повествования представлен анализ особенностей китайской оперы как жанра. Таким образом, целью исследования становится выявление тенденций и перспектив современного развития взаимоотношений китайской и европейской культур в области оперного искусства.

Главные задачи исследования

- определение основных принципов традиционного китайского музыкального театра (Пекинской оперы) и их отличий от принципов европейского оперного искусства;

- изучение истории взаимосвязей китайской и европейской культур в области певческого музыкально-сценического искусства;

- художественно-эстетический анализ первых китайских национальных опер;

- оценка современного состояния китайской национальной оперы;

- выявление существующих проблем ассимиляции творческого опыта европейского оперного искусства в культурном пространстве современного Китая, определение путей их практического решения.

Методы исследования:

- исторический;

- музыкально-стилистический;

- сравнительно-аналитический;

- социально-культурологический.

Источниками информации и материалами исследования стали научные труды по истории Китая, китайской музыки и музыкального театра, партитуры и клавиры опер, мемуарная литература, журнальные и газетные публикации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

- оперное искусство современного Китая рассматривается как развивающийся позитивный процесс толерантных взаимоотношений культур Востока и Запада;

- взаимосвязи китайского и европейского музыкально-сценических искусств рассматривается с точки зрения взаимоотношений культур с разной исторической судьбой;

- художественно-эстетический и музыковедческий анализ наиболее значительных национальных опер разных периодов дается в сравнительном аспекте;

- разработана периодизация истории становления национальной оперы Китая в XX веке;

- раскрыты проблемы, стоящие перед современной оперой в Китае и намечены пути их практического разрешения;

- обозначена та роль, которую играет сегодня опера в процессе интеграции китайского музыкального искусства в общемировую культуру.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы:

- в осмыслении музыкантами разных стран ситуации, сложившейся в китайском оперном искусстве;

- в курсах лекций по истории оперного искусства и музыкального искусства Китая в целом;

- в практической деятельности композиторов и исполнителей, работающих в жанре оперного искусства.

Положения, выносимые на защиту:

- полярность и параллельное существование художественно-эстетических традиций искусства музыкального театра Китая и Европы исторически обусловлены многовековой изолированностью культур Востока и Запада;

- развитие китайской национальной оперы в XX веке определялось степенью открытости и толерантности Китая к культуре внешнего мира;

- существование национальной оперы, ассимилирующей творческий опыт европейского оперного искусства, является необходимым и эффективным условием интеграции Китая в общемировое культурное пространство в качестве равноправного его участника;

- активное участие современного Китая в общемировом, культурноисторическом процессе создает качественно новые условия для развития национальной оперы.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре методики инструментального и вокального исполнительства и педагогической практики, кафедре сольного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и на научно-практической конференции в Педагогическом институте г. Тэньюэнь (КНР, 2008). По материалам диссертации опубликовано пять статей, в том числе в «Аспирантских тетрадях» РГПУ им. А. И. Герцена (см. ниже).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения (иллюстраций). Библиография на китайском и русском языках содержит 105 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Чжан Личжэнь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем сделать определенные выводы. Многотысячелетнее параллельное существование культур Востока и Запада, обособленность, закрытость Китая от внешнего мира явились основными причинами того, что национальный музыкальный театр Китая и европейская опера на протяжении веков развивались как разные виды театрального искусства. Несмотря на то, что с течением времени, по мере укрепления экономических и культурных контактов Китая с другими странами, ситуация постепенно изменялась, в области развития оперного искусства процесс этот долгие годы шел чрезвычайно медленно. Музыкальное мышление китайских музыкантов не выходило в данной области за пределы установленных веками национальных традиций. В современном Китае жанр оперы (в европейском понимании) для большинства потенциальных зрителей пока все еще остается недостаточно понятым и мало востребованным видом искусства.

Необходимость научного осмысления процессов, происходящих в области становления современной китайской оперы, определяется эффективным сближением ее с европейским оперным искусством как высочайшим достижением мировой культуры. Вопрос об определении общности и исторически обусловленных различий между китайским и европейским оперным искусством может быть основательно проанализирован лишь с учетом особенностей исторической ситуации и в свете специфики национального китайского менталитета.

Развитие музыкально-сценического искусства в Китае — огромной страны, имеющей многотысячелетнюю историю, - привело к появлению в середине XVIII века самобытного театра музыкальной драмы с жестко установленными приемами игры, сценического оформления и музыкального сопровождения. В отличие от европейской оперы, где основными средствами воздействия являлись музыка и пение, китайский музыкальный театр строился на активном действии актера. В китайском национальном актерском мастерстве совмещались пение, декламация, пантомима, танец, акробатика и владение восточными боевыми искусствами Согласно изначально существовавшим в Китае традициям, актерская профессия на общественной сословной лестнице занимали низкое место и обучение ей являлось суровым испытанием.

Китайский театр музыкальной драмы, получивший в мире известность под названием Пекинская опера, явление сугубо национальное, насыщенное определенной символикой. Символический смысл имели жесты актера, маски, костюмы, грим, декорации. По этой причине Пекинская опера не могла быть адекватно воспринята западными слушателями, не имеющими соответствующей подготовки. Не могла она стать в прежние времена и основой для создания китайской национальной оперы, ориентированной на творческий опыт западноевропейской и общемировой оперной культуры.

Возникновение в Китае активного интереса к западноевропейской музыке и, в частности, к европейской опере на рубеже XIX-XX веков явилось проявлением духовной потребности национальной творческой интеллигенции. Интерес этот был обусловлен историческими общественными переменами, которые свершались в период превращения Китая в суверенное государство.

Вместе с тем изменения, происходившие в течение прошедшего века в сфере китайского музыкального театра под влиянием европейской музыкальной культуры, определялись, прежде всего, культурной политикой государства. Трагичным для китайского искусства в целом и оперного, в особенности, стал период так называемой «культурной революции». Фактическое запрещение жанра оперы в этот период, закрытие оперных площадок, музыкальных учебных заведений готовящих оперных певцов, многочисленные репрессии - все это стало причиной творческого коллапса в области музыкального искусства в Китае и откинуло процесс развития оперного театра на десятилетия назад.

Проводящаяся, начиная с окончания «культурной революции» и по настоящее время, государственная политика «реформ и открытости» кардинально изменила ситуацию. Для развития национальной китайской оперы открылись качественно новые возможности и перспективы.

В современных условиях глобализации и формирования многополярного мира проблема толерантности разных, исторически сложившихся культур становится особенно актуальной. Расширение диалога Востока и Запада в сфере музыкального и оперного искусства является эффективным способом интеграции Китая в общемировое культурное пространство.

Развитие национальной китайской оперы заключается не только в модернизации традиционного китайского театра музыкальной драмы. В соответствии с эстетическими требованиями европейской музыкальной культуры китайские музыканты осваивают искусство оперы — относительно новый для культуры Китая жанр певческого музыкального театра.

В связи с этим остро стоит вопрос профессиональной подготовке оперных артистов. Необходимо разрабатывать специфическую методику обучения певческой технике в соответствии с особенностями европейских требований и спецификой национального менталитета. В настоящее время процесс этот идет весьма успешно. Свидетельство тому - замечательные результаты работы китайских консерваторий, выпускники которых побеждают на престижных международных конкурсах вокалистов и занимают достойное место на сцене оперных театров мира.

Необходимым условием развития оперного искусства в Китае, наряду с открытием новых театров, является расширение культурного кругозора общества. В наши дни идет активный процесс совершенствования музыкальной подготовки детей в общеобразовательных школах, повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере музыкального искусства.

Становясь участником общемирового культурного процесса в области оперного искусства, китайская национальная опера, безусловно, идет по собственному пути. Усваивая творческий опыт европейского музыкального театра, китайская опера сохраняет самобытные национальные черты, что вызывает немалый интерес. Ассимилируя творческий опыт европейской, а теперь уже и мировой оперы, китайская национальная опера постепенно становится все более востребованной в разных странах мира. Вместе с тем, современные достижения Китая в области оперного искусства открывают для соотечественников возможность приобщения к духовным богатствам мировой музыкальной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чжан Личжэнь, 2010 год

1. Литература на русском языке:

2. Асафьев Б. В. Об опере. Л., 1985.

3. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. М.;Л, 1952.

4. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1.М., 1929; 4.2-М, 1932; ч.З-М., 1937.

5. Барсова Л. Г. Из истории петербургской вокальной школы. Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая. СПб., 1999.

6. Васильев Б. И. Из методического опыта профессора Ленинградской консерватории И. И. Плешакова // Вопросы вокальной педагогики. В. 6. Л, 1982. С. 75-86.

7. ГоровичБ. Оперный театр. Л., 1984.

8. Жданов В. Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. М., 1996.

9. Киселев А. Н. О двойной функции трахеи и бронхов в певческой фонации // Canto ergo sum. Тбилиси, 1986. С. 24-26.

10. Лии Чао. Пекинская опера. (Танец, музыка, пантомима). СПб.; Тайбэй, 2003. С. 169-173.

11. Линь Жуйчэнъ. Пекинская музыкальная драма. Пекин, 1959.

12. Львов М. Л. Из истории вокального искусства. М, 1964.

13. Назаренко И. К. Искусство пения. М., 1968.

14. Новиченко Т. Д. Методические указания к работе с колоратурными сопрано. Л, 1986.

15. Образцов С. Китайский театр. М., 1957.

16. Рахманин О. Б. Из китаиских блокнотов. О культуре, традициях, обычаях Китая. М., 1984.

17. Серова С. А. Пекинская музыкальная драма. М., 1970.

18. Сухорукое С. А. Особенности Китайского театр в период Цинн // Искусство нового и новейшего времени: сб. научных статей / Ред. Т. Е. Шехтер. Вып. 1. СПб., 2006.

19. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока. СПб.,2005.

20. Христиансен Л. Работа с народными певцами // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. М., 1976.

21. Юссон Р . Певческий голос. М., 1974.

22. Литература на русском языке: (переводы с китайского языка)

23. Мэй Лань-Фан. Пекинская музыкальная драма. Пекин, 1959. С.10.

24. Мэй Лань-Фан. Сорок лет на сцене. М., 1963.

25. Юаньская драма. M.;JI., 1966.

26. Литература на китайском языке:

27. Бай Го11зе. Развитие китайской национальной оперы и некоторые мысли по этому поводу. Аньхуэй, 2006. С. 155-156. ( ФШ^ШШМШМ1. Ш: тт^Ш)

28. Ван Айлинь. Успех «Голубых просторов» и новые идеи в создании китайской оперы // Новые звуки музыки. Шэньян, 1996. № 1. С. 3-7. «

29. Ван Баохуа. Развитие национальной оперы в нашей стране и размышления на эту тему // Трибуна для всех. Вып. 3. Пекин, 2003. ( ЕЕШ^Ртшшттшшт хж.- штт)

30. Ван Сяопин. Избранные китайские современные оперы. Шанхай,2006. (гф t Фштшмтт ±тш¥-тшт±.;

31. Ван Чжэнцзе . Кратко о влиянии западной оперы на современную китайскую оперу. Ляньюгань, 2000. С. 26-27. (ШШРШШМШФШт^Шшттт. т^т-. ттхтж)

32. Ван Июхэ. История современной китайской музыки. Пекин, 1994. {ШФП Ям:

33. Ван Лющэн. Размышление о реформе современного мирового воспитания. Хэылунтян, 2002. №4. ( МШ^МЙЙ^МЙЙШРШ^ ШЛЯ: ШиШШ.)

34. Ван Тэнъланъ. Реформа высшего образования заграницей . Гуандун, 1999. {ЗЕМ* ШШШПЯШЯЁ* ГШ: ШЯ^ШШ)

35. Ван Юнхуа. Размышления относительно контрмер в развитии китайской оперы // Театр. №4. Сямэнь, 2006. {ЕЕу1Ф ФШШМШШММШ^ МП:

36. Ван Янанъ. История создания оперы «Седая девушка». Пекин, 1950. (£ЖМ1.. Го Кэцзянъ. Краткий отчет о всекитайском теоретическом семинаре «Развитие китайской оперы и музыкального театра» // Китайская музыка. №. 3. Пекин, 2003. С. 75-81. (Шй

37. Го Цзянъминъ. К вопросу о существовании и развитии китайской оперы // Новые звуки музыки. №3.Шэньян, 2002. С. 42-45. фШК ^ФФШШжю: «^j

38. Го Цзянъминъ. Исполнительское искусство китайской оперы в 2060-е годы XX века // Исследования в области музыки оперы. № 1. Пекин,2003. С.77-84. {ШК20 Ш^В20-60 ЩтФШтШЙЯЖ )

39. Го Цзянъминь, Чжао Шиланъ. Основные художественные отличия в манере пения и игры в китайской опере. Далянь, 2003. (ЖШ? > Мшм . Фшттщхяшттм-ш&ш. Ш: зхФмтх^Ш)

40. Гянъ Исинь. Краткий обзор истории развития японской оперы. Пекин, 2003. (ШМ ШВШШШМШШМ. МЖ: Л%Ш1ВШ±)

41. Дай Юэ. О профессиональной культуре преподавателей музыки // Китайское музыкальное образование. №1. Пекин, 1998. С. 14-15. (МЖ ШШтзштшшмшш: ФШШШЮ

42. Жу Линь. Китайский романс и песенное творчество: обзор за 80-е годы XX века. Ухэй, 2006. ( ФШФШЯЯШШтЖМШШЯ: ФФ0Ш^2ОО6 Щ

43. Ианъ Гэ. Искусство социалистической оперы, имеющей китайские особенности // Искусство оперы. № 4. Шанхай, 1992. (Jfjg" М^Ф±т-. тмш)

44. Иян Сияосияо. Пусть класс будет садом, где посеяны семена китайской оперы // Китайское музыкальное образование. № 5. Пекин, 1999. С.ю-11. (mm хшшмшшямт^шм. мж: фш^шй.)

45. Китайский музыкальный словарь. Пекин, 1984. {фЩ-ШЯ^ШМ ЗЬЖ:ав-ЯЯ/ШШ

46. Лань Фанъ. Сравнительный анализ театральной драматургии Востока и Запада. Шанхай, 1992. {ШЛ ФШЯШЬЬШт&Ш ±Ш

47. Ли Вэйбо. Краткая история развития вокала на Западе. Пекин,1999. {Ф'ШШ Ш-.ШШШМАШ)

48. Ли Ли. О связи между манерой пения и созданием образа в национальной опере // Шэньдонь. №2. Хэцзэ, 2001. С. 92-93. (^А/ ШШ^ШШмттш^-^тшшша^м. жж: ш^тш.)

49. Ли Лили. Сборник статей по искусству китайской оперы. Пекин,1990. (I'mm Фшттжхм. мж-.

50. Ли Минди. Основа развития китайской демократической оперы — анализ и новые взгляды на создание оперы «Седая девушка» // Трибуна для всех. № 6. Пекин, 2005. (^/Ш втЯ'ШЙО1. ММ: ПШШ.)

51. Ли Тичжу. О сюжете оперы «Ван Гуэй и Ли Сянсян». Пекин, 1949.

52. Ли Щуданъ. Волшебное художественное мастерство исполнения китайской оперы // Вестник Шэньянской консерватории. № 3. Шэньян, 2006. с.89-93. {^ш тв-. шш^тш)

53. Лу Ди, Лу Лу. От салона до маленького театра // Краткие сведения. № 8. Пекин, 2005. С. 14-15. №№ЖШ:

54. Лу Цинли. Кратко о придании национальных черт западной манере пения // Гуандунское искусство. №5. Гуанчжоу, 2002. С. 49-51. (/^М'Штття&тт гж-.гяяж.)30. «Лю Сэньцзэ» новый тип оперы в Китае. Пекин, 1961. ( ШН Ш ФШШ&ШШ ФШЯШЖШ±:Ш;50

55. Лю Сючинъ. О взаимных контактах и дружбе музыкантов // Музыка севера. №5. Харбин, 1994. С. 27-28.( tt

56. Лю Цзин Юань. Краткая история о развитии искусства Пекинской оперы // Литература и искусство. Аньхуэй, 1984. {МШш1. ШХ2ШШ)

57. Лю Чжи. Эволюция и тенденции в манере китайского народного пения // Научный вестник Центральной консерватории. №4. Пекин, 1995. С. 78-83. Фштттт^шй Ш: ФЖ.'Ш^Ж'т)

58. Лю Чжон. Китайская музыкальная традиция (система и признаки) // Академия воспитания. №4. Гэгьсу, 2001. С. 76-78. (ФШИШ'нЯ^йШММшт шйй^т'ш^тш.)

59. Лян Маочунъ. Современная китайская музыка. 1949-1999 годы

60. Шанхай, 2004. С. 198. {ШШШ ФШШШМ «1949-1999» , it)

61. Ма Лян. Китайское и европейское музыкальное внутреннее единство и достоинство // Сила искусства. №2. Шэньдон, 2004. С. 64-66. ( Ц1. Ф1ШШМЙ/ШЖШЗШМ Ф/к Ш'^е)

62. Мань Цинъин. Зарождение оперы в Китае в эпоху конца династии Цинн // Научный вестник Шанхайского театрального института. №1. Шанхай, 2005. С. 86-94. (ШМ . Ш: ШтЖ'Ш)

63. Наслаждение музыкой . Шанхай, 1981. (ШЯШТФШ 1981 щ

64. Опера «Лю Сэньцзэ» соединение оперы, танца и драмы. Гуанси,1960. (мтк «м=т» мштмшпштжшшАяшмя:)

65. Рассказы о китайской опере. Пекин, 1990. ( ФШШМШШМ А^н 1990 щ

66. Сао Гаи. Китайская новая эпоха и мысли о музыкальном воспитании // Педагогический институт Фулинь. №5. Чунцин, 2006. С. 151154. {шт шфшшпшйшш. Аштгшит^тш.)

67. Сю Хайминъ. О музыкальной эстетике. Шанхай, 1999. (iftfcт шнит±.)

68. Сюй Чэн-бэй. Пекинская опера. Гуанчжоу, 1996. С. ФШшгм штшт±)

69. Сюй My Юнъ. История китайской драмы. Шанхай, 1938. (ШШж '!'шты ±т: жяш)

70. Ся Сяохун. Притягательная сила эпохи «Поздняя Цин» // Литература и искусство. Тяньцзин, 2001. (ШШ ШШМЛ. rmjtZrtM!)

71. Тан Вэнъчинъ. К вопросу об истории китайской народной музыки. Пекин, 2003.( ШЗСгЙ ФШШ^ШШШШ.Ш: АЯШ Ш¥±)

72. Тао Ябин. История музыкальных контактов Китая с Западом // Большая китайская энциклопедия. Пекин, 1994. (fflWM ФШ

73. Тянъ Яжу. Размышления, вызванные тремя подъемами в истории развития китайской оперы // Народная музыка. № 4. Пекин, 2004. С. 19-21.

74. Чжан Вой. Китайское вокальное воспитание в XX веке. Сиань, 2005. (Ш20 Ш0Ш¥1Ш2ОО5 Щ

75. Чжан Венъминь. «Степь широкая» и «Дочери партии»: сравнительный анализ путей развития китайской оперы . Гэвэн, 2005. (ШЗСШм «mm ^ мштшФштмтшшт. mt

76. Чжан Юнъцин. Анализ оперной музыки. Пекин, 2004. ( 'JfcMW Шмьшш Ш: ттпштт

77. Чжан Чуеэн, Ян Ён, Чжэн Лю. Начальный этап в истории китайского современного музыкального воспитания // Педагогический институт Шао Жао. №1. Тинси, 2004. С. 102-105. {ШШ, Шк, Ш№ ШШШЪ-яшймштшш. иш:±тт¥/ш¥М)

78. Чжанъ Цяолин. Взгляд на женские характеры в новой китайской опере // Китайская музыка. №4. Пекин, 2003. С. 18-20. ФШШШШФМ ЯПтЯМЖ: ФШШ¥)

79. Чжао Гоцян. Впечатления от спектакля «Голубые просторы» // Искусство оперы. №11. Шанхай, 1995. С. 16-18. {МШ^М ^Ш'^МГ'^Ш ±Ш:Ш1. ШЯЯШЯ)

80. Чжао Мэй. Китайский национальный вокальный исток в историческом развитии // Институт коммерции и торговли. №4. Ланьчжоу,2006. с. 121-124. {тш ^м ттш.)

81. Чжоу Нин. 2000 год. Китай смотрит на Запад. Т 1. Пекин, 1999. (Mt 2000 ФФШ-Ш2Г. ±Ш. Ш: В1£ШШ±)

82. Чжоу Сяоиенъ. Современное мировое вокальное развитие и пути просвещения китайского вокального искусства // Вопросы вокальным специалистам. № 3. Пекин, 1981. С. 18-22. {М'Ш тт^^ШМШт&ШЮятшряяяятшшъкт. ЯМ-.АКШ)

83. Чэюоу Цзин. О пути развития нового оперного искусства в Китае // Научный вестник Сианьской консерватории. №4.Сиань, 2005. С. 53-56. (ШШ ЙШЖ'ЖШ Ш^Ш^Ш)

84. Чжэн Янъфан. Вопросы развития китайской вокальной школы.

85. Сиань, 2008. {imM ШФШ^Ш/Ю/Ш.

86. Чжэнь Гуаншунь. Кан Ювэй — воспитание и изменение общества. К 80-летию со дня смерти // Педагогический институт Чинь Дао. №1. Шэдон,2007. с. 124 {шгшйшштттшм^тй&т-2з&ш%шш8о щ ¥ ШМШ^ШШ )

87. Шан Шихай. Опыт развития китайского государственного театра в сфере хозяйственной и администрацивной деятельности на примере Парижской оперы // Труды Академии китайского искусства. Пекин, 2005. (Йшт ж Фт^ттт

88. У Билин. На примере создания музыки к китайской национальной опере «Степь широкая» поговорим о многообразии связей между Китаем и Западом // Специальный научный вестник для ВУЗов. №3. Саньмин, 2002. С.99.1 о 1. it" Фшштч <шт> мшмтт

89. У Цзюйда. Изучение вокальных мелодических материалов в Пекинской опере. Пекин, 1995. (ШШШИ";

90. Фон Чжанчуэнь. Китайская музыкальная мысль в первой половине XX века // Труды академии китайского искусства. Пекин 2005. ( Щ-fx

91. ХуДониэнь. Китайская нация и вокал. Передача опыта и развитие. Чжанчэнь, 2005. тШКМгЯШМ-кгЖМ

92. Ху Шипин. Национальная опера, рожденная под грохот пушек (об историческом месте и художественных достижениях оперы «Седая девушка») // Новая опера. №3. Аньхуй, 1996. С. 67-70. ( вШ) )ш- мл Фшш-штттт—я-ш-.зmm1. М)

93. Хэ Вэй. Пекинская опера и европейская опера // Китайская периодика Пекинской оперы. №1. Пекин, 1992. ( fifjb мМШ OPERA ФШмШ.1. МЮ

94. Цай Мэн. Обзор музыкального творчества в Китае в XX веке. Опера // Китайское музыкальное образование. №12. Пекин, 2001. С. 26-29. (Ж0 20 штфшшйтшш-ш ФВ&шт

95. Цай Чжэнъсян. Немного о путях развития китайской Пекинской оперы // Китайская пекинская опера. №2. Пекин, 2004. С. 34-35. (ЖМ?Е1. Фшжмтшт. ш-.Фшш.)

96. Цинъ Сисюанъ. Опера «Дочери партии» Краткое содержание // Народная музыка. №6. Пекин, 1992. С. 15-17. (ШШ№ JbpE

97. Цзин Сян. Сомнения и поиски . Шанхай, 2003. С. 89 (

98. Цзюй Цихун. Сборник статей по эстетике оперы. Аньхуй, 2003.шг тштпт шхзшёе )

99. Цзюй Цихун. Китайская опера и музыкальные театры вступают в новый век // Народная музыка. №9. Пекин, 2006. С. 20-23. (р,!Ж-£ ШЛМШЗЙЪФ

100. Цзюй Цихун. Кровная связь между традициями и современностью. Рецензия на национальную оперу «Дочери партии» // Оперное искусство. №1. Шанхай, 1992. С. 21-22. {ШШттж)

101. Цзюй Цихуню. От «Маленького художника» до опер «Скорбь по ушедшей» и «Степь широкая». Чунцин, 1994. (ШШтшш¥шттт

102. Цзэн Чжимин. Все о реформе оперы // Вестник Центральной Консерватории. №3. Пекин, 1999. С. 47-53. (ИШ?

103. Цзян Лэй. Особая притягательная сила китайской национальной оперы. Сининь, 2004. (JIW ШФШШШМШШМЛ

104. Юэ Ииъфан. Влияние музыки на жизнь общества на этапе войны против японских захватчиков // Педагогический институт. №7. Чжанчуэнь,2006. с. 56-60. (шм шшнмшши^т гшт^т^т)

105. Янь Кэ. О музыке оперы «Дочь партии» // Искусство оперы. №4. Шанхай, 1992. С. 119-123. {0}к~ Ш«Ш£Л»с/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.