Современная духовная жизнь населения Нахичеванской АССР (этнографическое исследование) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Зейналов, Исмаил Али оглы
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Зейналов, Исмаил Али оглы
ЗВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Традиционное и новое в духовной жизни нахиванцев.
Образовательный уровень населения
Вопросы народной медицины и здравоохранения
ГЛАВА ВТОРАЯ. О некоторых видах культурного потребления. 58 Деятельность культурно-просветительных учреждений в развитии народного творчества. 59 Общественно-политическая активность трудящихся
ГЛАВА ТРЕТШ. Основные тенденции развития духовной жизни. 79 Массовое развитие народного художественного творчества.
Народный театр, музыка, танцы
Средства массовой информации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье: Вторая половина XX века2001 год, кандидат исторических наук Пчелинцева, Наталья Дмитриевна
Семейные обряды лезгин Азербайджана: конец XIX - XX вв : этнографическое изучение северо-восточной зоны Азербайджана1989 год, кандидат исторических наук Аббасова, Мехрибан Олеговна
Развитие культурной самодеятельности масс в Народной Республике Бангладеш1984 год, кандидат педагогических наук Шах-Джалал, Мохаммад
История становления и развития народных праздников в Татарстане, ХХ в.1999 год, кандидат исторических наук Шарафутдинов, Дамир Рауфович
Народы Закавказья в поликультурном пространстве Республики Мордовия2012 год, доктор исторических наук Шевцова, Анна Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная духовная жизнь населения Нахичеванской АССР (этнографическое исследование)»
ХХУ1 съезд КПСС разработал широкую программу дальнейшего социально-экономического развития нашей страны. Одним из важных элементов осуществления этой программы является ".расцвет и взаимообогащение национальных культур, формирование культуры единого советского народа - новой социальной и интернациональной общности" /9,57 /.
Духовный рост советского человека - это дальнейшее укрепление его идейной убежденности, всестороннее расширение политического кругозора, стремление к нравственному совершенству. Возможность духовного роста - это высшее достижение Советской власти и всего нашего социалистического общества. Духовная жизнь развитого социалистического общества характеризуется расцветом культуры всех наций и национальностей, доступностью основных ее завоеваний для всех слоев населения, а также широким развитием народного образования, медицины, сети культурно-просветительных учреждений, советской гражданской обрядности, средств массовой коммуникации и информации.
Будучи сложным общественным явлением, духовная жизнь представляет развивающуюся систему духовных ценностей, которые служат в свою очередь укреплению советской социальной и общественной системы.
Актуальность проблемьиДуховная жизнь тружеников города и села является неотъемлемым фактором в деле формирования человека. Рост жизненного уровня советских ладей делает проблему этнографического -изучения духовной жизни особенно актуальной.
После мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в сфере духовной жизни трудящихся как Азербайджана, так и Нахичеванской АССР произошли большие изменения. Научно-технический прогресс, увеличение числа культурно-просветительных учреждений, а также усовершенствование их работы, развитие средств массовой информации позволили расширить удовлетворение духовных запросов населения автономной республики, чьи потребности стали более разнообразными и интересными. "Ныне в условиях научно-технической революции, в результате распространения массовой промышленной продукции этническая специфика все более перемещается из сферы материальной культуры в сферу духовной жизни" / 87; 23,358 /.
Цель исследования. Несмотря на огромную значимость духовной жизни в формировании советского человека, в практическом проявлении этнической общности, как этнографический объект она не привлекла к себе достаточного внимания этнографов нашей республики. Исследование духовной жизни, как отмечают специалисты, "в масштабах целой союзной республики - дело весьма трудоемкое. Поэтому необходимо выделить ограниченную группу республик, по которой можно было бы судить о закономерностях социально-культурного развития наций" / 82,12 /.
В диссертации предпринята попытка прогнозировать пути повышения духовного уровня и расширения культурного кругозора трудящихся на примере Нахичеванской автономной республики - одной из характерных историко-этнографических зон Азербайджана - вскрыть- основные тенденции духовной жизни на фоне конкретного региона, сущность закономерностей проявления социальной активности и тех процессов в национальной культуре азербайджанцев, которые произошли за последнее десятилетие. Причем все затронутые в диссертации вопросы исследованы в сопоставлении с дореволюционным состоянием духовной жизни нахичеванцев.
Задача исследования - изучить динамику культурно-ценностных ориентаций; показать, как изменяются традиционные формы национальной культуры; выявить те ее формы, к которым у нахичеванцев больше интереса и объяснить причину такого явления; оценить роль внешних факторов в изменении духовного облика и общей культуры населения различных социальных слоев; раскрыть многообразие форм проявления социалистической национальной культуры, показать взаимосвязь содержания и формы; изучить проблемы культурного обслуживания на селе в целях анализа оптимальных путей сокращения имеющихся различий в условиях культурной деятельности городского и сельского населения; проанализировать те стороны жизни и быта, которые выступают антиподами культурной деятельности и не совместимы с социалистическим образом жизни. За последние десятилетия вопросы духовной жизни народов СССР этнографами и социологами затронуты в работах Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, К.В.Чистова, А.С.Мыльникова, Н.Н.Чебок-сарова, Г.Н.Джавахишвили, Л.В.Хомич, Ю.В.Арутюняна, М.Н. Губогло,, Л.М.Дробижевой и других известных авторов / 136; 119,73; 110 /. Тем не менее специальной работы, посвященной проблемам духовной жизни, пока нет / 119,73 /. В процессе написания диссертации автор сталкивался с некоторыми трудностями. Как отмечается в труде "Современные этнические процессы в СССР" (М.,1975), "теоретическое осмысление" этнографических аспектов общей теории духовной &изни "лишь начинается" / 74,186 /.
Кроме того, следует отметить, что ".значительно хуже обстоит дело в области изучения массовых (бытовых) форм "создания" и "потребления" духовной жизни, которые особенно важны в системе исследования современных этнических процессов"/ 74,321 /. i
Научная новизна работы заключается в том.что в ней впервые раскрываются основные направления национальных и общесоветских черт j и закономерностей развития духовной жизни трудящихся в условиях развитого социализма.Выявлены роль и значение средств массовой инфорI мации,культурно-просветительных учреждений в повышении духовного
Ьблика азербайджанцев, вопросы секуляризации, роль советской гражi данокой обрядности и народных традиций в ликвидации негативных явлений в быту и в нравственном воспитании трудящихся.
Практическая значимость исследования заключается в том,что предложения и рекомендации, выдвинутые в нем, помогут дальнейшему улучшению политико-воспитательной работы на местах, повышению роли культурно-просветительных учреждений, широкому привлечению сельской интеллигенции и актива к участию в работе культурных учреждений, повышению внимания местных руководителей к деятельности и нуждам работников культуры - важного отряда идеологических работников, укреплению материально-технической базы культурных учреждений.
Метод исследования. При написании диссертации использованы материалы этнографического обследования сельского и городского населения Нахичеванской АССР, проводимые автором в течение ряда лет (I976-I98I). Полученные путем выборочного метода в отдельных регионах автономной республики, с учетом социально-экономических факторов и местных особенностей фактические данные дали возможность отнести полученные результаты ко всему населению автономной республики. Сбор этнографической информации проводился с помощью анкетных данных, методом стандартизированного интервью и собственных наблюдений.
При изучении этнокультурных взаимоотношений объектом исследования явились отдельные личности, однако анализ собранных фактических материалов осуществлялся на уровне целых коллективов и групп. За основу анализов нами взяты функции центров культуры и просвещения (школы, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации), а также семья. Стремясь получить обширную информацию, охватывающую различi ные моменты быта и духовной жизни опрашиваемых, мы раздали анкеты I среди определенного количества горожан и сельских жителей, включающие около 160 вопросов.
Чтобы исключить случайность и получить объективные ответы, анкетные данные дополнены непосредственным сбором этнографического материала среди жителей изучаемого региона, а также личными наблюдениями. Опросом были охвачены лвди различного поло-возрастного состава (старше 15-16 лет), образования и социально-профес- . сиональной принадлежности. В число респондентов вошли: колхозники, рабочие, ИТР, представители интеллигенции (учителя, врачи) и другие (пенсионеры, домохозяйки).
При анализе и описании отдельных аспектов мы руководствовались положением, методикой и программой, разработанной,.в частности, Ю.В.Бромлеем, А.И.Робакидзе, Ю.В.Арутюнян и др. (22; 23; 116; 82; 74 ).
Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, решения и постановления съездов и пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Азербайджана.
Апробация.Основные положения и выводы диссертации обсуждены в отделе этнографии советского периода Сектора археологии и этнографии Института истории АН Азербайджанской ССР. Ряд вопросов этой проблемы был доложен на научных , сессиях Института истории АН Азербайджанской ССР в 1978-1980 годах, а также опубликован на страницах местной печати.
Объем работы. Текст диссертации (177 страниц) состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, иллюстративных материалов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Истоки и этапы становления музыкальной жизни современного села Казахстана (на материале южных областей республики)1985 год, кандидат искусствоведения Сницарева, Тамара Максимовна
Деятельность Компартии Азербайджана по повышению роли литературы и искусства в коммунистическом воспитании трудящихся (1959-1965 гг.)1984 год, кандидат исторических наук Ширин-заде, Гюльнара Хасай кызы
История становления и развития художественной самодеятельности в Бурятии: 1923 - конец 1950-х гг.2000 год, кандидат исторических наук Антонова, Марина Сократовна
Роль народных театров в идейно-эстетическом воспитании личности1983 год, Абдуллаев, Закир Иса оглы
Культура и развитие социалистического образа жизни (на материалах Азербайджанской ССР)1984 год, кандидат философских наук Меджидов, Вели Габиб оглы
Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Зейналов, Исмаил Али оглы
-152-ЗАКЛЮЧЕНИЕ Духовная жизнь азербайджанцев впервые стала предметом этнографического изучения на страницах этой диссертации. На формирование духовного мира человека благотворно влияет социалистический образ жизни. Одной из важнейших особенностей этого процесса является то, что человек в нем выступает не как созерцатель, не как пассивный объект, автоматически формирующийся под влиянием внешних сил, а как активный созидатель культурного процесса. Культура в условиях социалистического образа жизни направлена на возвышение человека до уровня общественного деятеля в наиболее важных сферах социалистического бытия.
В дореволюционной Нахичевани, как и во всем Азербайджане, основу системы просвещения составляли мектебы и медресе, И хотя число таких учебных заведений в крае было довольно значительно, народное образование находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. После упомянутых заведений были созданы уездные училища, затем сельские школы, а с 70-х годов XIX века русско-азарбайд-жанские и новометодные школы "Усули-джадид". В конце XIX века были открыты школы на родном языке * Несмотря на это, к 1920 году более девяти десятых населения Нахичеванского края было неграмотным.
Этнографические и полевые исследования одного региона наглядно показали, как азербайджанский народ за годы Советской власти совершил невиданный скачок от почти поголовной неграмотности, забитости и темноты к расцвету передовой социалистической национальной культуры. За короткий срок была успешно решена одна из главных задач культурной революции - ликвидация неграмотности, а затем малограмотности среди взрослого населения автономной республики.
Развитие народной медицины в прошлом имело свои специфические особенности,Основываясь на многолетнем эмпирическом опыте, местные лекари по характеру заболеваний подразделяли их на несколько групп: травмы, которые лечили профессионалы, в основном мужчины (сыныхчы); внутренние болезни, детские, психические. Наряду с народными рационально-эмпирическими средствами были распространены и религиозно-магические приемы.
В настоящее время в результате роста и расширения научной медицинской помощи традиционные народные способы лечения утратили свое значение и почти исчезли из быта, так же как и сами ха-кимы (народные лекари).
Созданная за годы Советской власти мощная материально-техническая и экономическая база здравоохранения, многочисленные медицинские кадры специалистов позволили обеспечить население автономной республики современной квалифицированной медицинской помощью.
Как свидетельствуют наши наблюдения и этнографические исследования, культурно-просветительные учреждения посещает большое количество лодей - представителей разных этнических, демографических и социально-профессиональных групп. Одновременно следует отметить,что частота посещений и интересы респондентов не всегда совпадают. Между социальными и возрастными группами посещаемых наблюдаются существенные различия. С возрастом изменяются интересы к культурным мероприятиям. На посещаемость указанных учреждений существенно влияют образовательный уровень и семейное положение. Их часто посещают люди, имеющие среднее и неполное среднее образование, реже бывают люди с высшим образованием и занятые физическим трудом. Образовательный уровень влияет и на культурные мероприятия. Например, горожане и сельчане с высшим и среднеспециальным образованием чаще желают слушать лекции и доклады. Реже всех других посещают культурные мероприятия пожилые люди, у которых образовательный уровень ниже, т.е. до 7 классов.
За последние годы значительно вырос исполнительский уровень самодеятельных артистов, программы творческих коллективов стали полнее, содержательнее, профессиональнее. Особо следует отметить бережное отношение этих коллективов к традиционному песенному репертуару и сочетанию его с новым современным народным творчеством. Массовое распространение в республике художественных самодеятельных коллективов является ярким свидетельством заботы партии и правительства о развитии народного творчества народов нашей страны. Дальнейшему развитию этого творчества способствует постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества трудящихся".
На опыте развития интернациональных и национальных факторов за последние годы можно говорить о том, что интернациональное развивается параллельно с национальным. В автономной республике наблщается преобладание некоторых национальных черт (музыка, танцы и др.) - здесь сказывается и специфичность сельской местности и географическое положение.
В вопросе приобщения к различным видам и формам духовных потребностей в настоящее время имеют еще место определенные различия между городским и сельским населением республики. Как известно, городское население теперь одинаково активно интересуется различными видами (средствами) массовой информации. Например, подавляющее большинство горожан автономной республики регулярно смотрит телевизионные передачи, определенная часть бывает на концертах, в кино, музеях; небольшие группы занимаются спортом, художественной самодеятельностью. В результате этого для горожан утверждаются единые нормы приобщения к культурным ценностям. По этим показателям в сельской местности, особенно горной, наблщается определенное отставание.
Разнообразный поток сведений по каналам массовой информации способствует формированию единого мировоззрения у местного населения. Это приводит к вытеснению традиционных общественных представлений, в частности, преодолению из поколения в поколение религиозных пережитков (посещение святых мест, жертвоприношение во время религиозных праздников и др.).
Развитие средств массовой информации, особенно телевидение, способствует "домашнему" потреблению духовных ценностей, что особенно сильно наблюдается в сельской местности, где пока еще сравнительно слабо проводятся культмассовые мероприятия. Вместе с тем характерной чертой роста духовных потребностей является то, что сформировался новый культурный тип крестьянина с активной жизненной позицией.
Велики спрос и интерес людей к республиканским газетам и журналам, повысилось число семей, имеющих домашние библиотеки, появилось общество любителей книг, значительно расширился контингент читателей в библиотеках, наблюдается большая потребность в художественной литературе. Изменилась структура духовных запросов, возрос интерес к политическим телепередачам.
Роль новой гражданской обрядности как одной из средств идейно-воспитательной работы среди населения автономной республики убедительно доказана на практике. Однако создавая и развивая новые обычаи, обряды и праздники, необходимо исходить из потребностей и стремления лкщей, учитывать общественную психологию» национальные и местные народные традиции. Наиболее правильным является сочетание нарождающегося нового с традиционным,так как многие народные праздники или отдельные обряды, будучи очищенными от устаревшего содержания, органически врастают в новую обрядность и играют большую роль в ее усовершенствовании.
Например, праздник Новруз, благодаря своему народно-демократическому характеру, сохранил свою популярность и до наших дней.
Актуальным вопросом, на наш взгляд, следует считать дальнейшую теоретическую разработку проблем о социальной и общественной природе обрядности, ее функциях и месте, которое она занимает в системе социалистического образа жизни.
Одной из закономерностей, влияющих на образ жизни, является расширение и рациональное использование свободного времени.Свободное время люди проводят по-разному: участвуют в общественной жизни, расширяют свой кругозор, используют духовные ценности, отдыхают, занимаются домашним хозяйством. Этнографические исследования в Нахичеванской АССР показали, что существует прямая зависимость между временем, затрачиваемым на учебу, и уровнем образования: чем выше уровень образования, тем больше времени отдают люди заполнению свободного времени.
Исследование свободного времени общества позволяет выяснить сущность этого общественного явления, его роль в развитии личности, его связь с другими социальными явлениями. Например, популярной формой общественного досуга многих жителей автономной республики является художественная самодеятельность. Как правило, в репертуар коллективов художественной самодеятельности, наряду с азербайджанскими народными произведениями, включены и произведения других народов (как советских, так и зарубежных). Это дает возможность приобщиться к музыкальной культуре различных национальностей.
Анализ вышеприведенных этнографических материалов подтвердил важность дальнейшего еще более глубокого изучения роста духовных потребностей населения в условиях зрелого социализма.
Для дальнейшего совершенствования разработки проблем, связанных с духовной жизнью лвдей, считаем необходимым более последовательно и целенаправленно осуществлять координацию деятельности всех учреждений культуры.
Дальнейшее повышение культурного уровня сельского населения, более полное удовлетворение его духовных запросов - одно из необходимых условий успешной реализации Продовольственной программы СССР, осуществления социального переустройства деревни. Важную роль в этом деле может и должно сыграть культурное шефство, имеющее в нашей стране прочные и давние традиции. Есть необходимость возродить ее, а также превратить встречи работников литературы и искусства с тружениками села из эпизодических в регулярные.
В центре внимания этнографов должно находиться изучение механизма воздействия социально-экономических факторов на сферу духовной жизни народа, на формирование нового человека и на его коммунистическом мировоззрении.
Наряду с этим следует расширить этносоциологическое изучение взаимодействия культур, исследование культуры как соотавной части образа жизни, общесоветских черт в культуре этноса.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Зейналов, Исмаил Али оглы, 1983 год
1..Произведения к основоположников марксизма-ленинизма
2. Ленин В.И. Критика народнической социологии.- Полн. собр. соч., т.1.
3. Ленин В.И.~ Новый фабричный закон.- Полн. собр. соч., т.2.
4. Ленин В.И.' К вопросу о политике Министерства народного просве-щения.-Полн. собр. соч., т.23.
5. За.Ленин В.И. Что можно сделать для народного образования,-Полн. собр. соч., т.23.
6. Ленин В.И. Заключительное слово перед закрытием съезда 18(31) января: Третий Всероссийский съезд Советов Р.,С., и К.Д.-Полн. собр. соч., т.35.
7. Ленин В.И.УШ съезд РКП(б).-Полн. собр. соч., т.38.
8. Ленин В.И» Новая экономическая политика и задачи политпросве-тов.-Полн. собр. соч., т.44.
9. П.Официально-документальные материалы
10. Пленум ЦК КП Азербайджана. 19 июня 1978 года.-Бакинский рабочий,1978, 21 июня.8.; ХУШ съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи .-М.:Политиздат,I978.
11. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.:Политиздат,1981.
12. ТО.Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.Шолитиздат,1973.1. Ш. К н и г и
13. П.Абдуллаев Г.О религии ислам.-Баку:Азернешр,1958.
14. Абдуллаева С. Народные музыкальные инструменты.-Баку, 1972.
15. ТЗ.Абу Рейхан Бируни. Памятники минувших поколений:Изб. произв./ Пер. М.А.Салье.-Ташкент, 1957, т.Т.
16. Азербайджан (из серии "Советский Союз"):Сб.-М. ,1971.-15915. Азербайджанская народная музыка;-Баку ,1981.
17. Алекперов А.К? Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. -Баку,I960.
18. Алимирзоев X. Образование, наука и здравоохранение за 50 лет.-Баку,1970.
19. Алиев A.M.Библиотечное дело в Нахичеванской АССР в период восстановления и развития социалистического народного хозяйства (1946-1952).-Баку.
20. Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане в 1975 г.-Баку,1978.
21. Артемов В.А. Статистика бюджетного времени трудящихся.-М., 1967.
22. Болтов В.И. Внерабочее время и уровень жизни трудящихся.-Новосибирск,1963.
23. Бромлей Ю.В.' Этнос и этнография.-М. ,1973.
24. Бромлей Ю.В.' Современные проблемы этнографии. -М.,1981.
25. Брудный В.И.Обряды вчера и сегодня.-М.,1968.
26. Внерабочее время трудящихся СССР.- Новосибирск ,1961.26; Вопросы идеологической работы КПСС: Сб. док. М.,1972.
27. Воспоминания азербайджанских коммунистов о В.И.Ленине.-Баку, 1958.
28. Гулиев Г.А. Обычаи и традиции в нашем быту.-Баку,1976.
29. Гущин Б. Свободное время.-М. ,1967.
30. ДжаФарзаде И.М. Гобустан. Наскальные изображения.-Баку, 1973.
31. Духовный мир советского рабочего.-М.,1972.
32. Зборовский Г.Е. Орлов Г.П.Действительность и иллюзии.-Свердловск, 1968.
33. Зейналова Л.На страже здоровья трудящихся .'-Шарк гапысы, 1977, 5 ноября.------------- -16034. 3B0PA0.-СПб., 1904, т.Ш, вып.1.
34. Иванов В.М.? Новое время новая жизнь.-Минск, 1968.
35. Инострандев К. Древнейшие арабские известия о праздновании Новруза в сасанидской Персии.-СПб., 1904.
36. Исследование и планирование развития духовной культуры трудящихся Урала.-Свепцловск,1975.
37. История Азербайджана.-Баку:Изд-во АН Азерб.ССР,1963, т.З, 4.1.
38. Кавказский календарь на 1901 г.
39. Кампарс П.П. Закович Н.М.Советская гражданская обрядность.-М.,1967.
40. Кафтанов С.К новому подъему духовной культуры.-М. ,1960.
41. Книга и чтение в жизни небольших городов.-М.':Кнйга,1973.
42. Коммунистическое воспитание тружеников села и вопросы повышения культуры сельского быта.-М.,1975.
43. Крупская Н.К. Антирелигиозная пропаганда.-М.-Л. ,1929.
44. Куликовский Я. Урбанизация и изменение социальных отношений города и деревни /Город и время.-М.:Стройиздат, 1973.
45. Ленин и библиотечное дело.-М.:Книга,1969.
46. Мадатов Г.А. Победа Советской власти в Нахичевани и образование Нахичеванской АССР.-Баку,1968.
47. Марголин Л.А. К вопросу об "универсализации" телевидения как средства художественной информации /Проблемы духовной культуры . -Свердловск,1974.
48. Миндадзе Н.Р.Грузинская народная медицина (по этнографическим материалам горцев Восточной Грузии).-Тбилиси,1981.
49. Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб.-М. ,1977.
50. Народное хозяйство Азербайджанской ССР в 1980 году.-Баку, 1981.-16152. Народное хозяйство Азербайджанской ССР за 60 лет.-Баку,I960.
51. Народное хозяйство Нахичеванской АССР.Стат. сб.-Баку,1972.
52. Народы Кавказа,-М., 1962, ч.П.
53. Нахичеванская АССР.-Баку,1974.
54. Нахичеванская АССР в цифрах.-Нахичевань, 1980.
55. Низами.Хосров и Ширин.-М.,1955.
56. Низами Гянджеви. Искендернамэ.-Баку,1982 (на азерб.яз.).
57. Обозрение российских владений за Кавказом.-СПб.,1836, ч.Ш.
58. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик.-М. ,1972.
59. Петросян Г.С. Внерабочее время трудящихся в СССР.-М. ,1965.
60. Проблемы духовной культуры и формирования личности.-Сверд-ловск,1970.
61. Пятьдесят лет великих побед социализма.-М.,1967.
62. Развитие народного хозяйства Нахичеванской АССР.-Баку,1964.
63. Развитие учреждений культуры и потребления культурных ценностей. -Свердловск , 1977 .
64. Ракитский Б.Социальная программа пятилетки и образ жизни советских людей.-М.,1976.
65. Рза-заде Р.Я.Обследование растительных лекарственных ресур- . сов Южного Карабаха /Экспедиции АН Азерб.ССР в 1945 г.-Баку, 1947.
66. Рахматов А. Народные музыкальные инструменты Азербайджана.-Баку,1975 (на азерб.яз.).
67. Розенфельд Б.А. Юткевич А.П. Омар Хайям.-М. ,1965.
68. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь.-Алма-Ата,1974.
69. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения.-СПб.,1964, т.2, отд.1.Прилож.-16272, Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Азербайджанской ССР за 1924 г.-Баку,1926.
70. Советский Азербайджан.-Баку,1958.
71. Современные этнические процессы в СССР.-2-е изд.М.,1977.
72. Статистические сведения о состоянии губерний и областей Кавказского и Закавказского края за 1875 г./Кавказский календарь на 1877 г.-Тифлис,1876, ч.П.
73. Статистическое описание Нахичеванской провинции.-Сост.В.Г.-СПб.,1833.
74. Труфанов И.П. Проблемы быта городского населения СССР.-Л., 1973.
75. Халилов А.История нахичеванского театра.-Баку,1964.
76. Человек и его работа,-М.,1967.
77. Шеметило Р.К. Функции клуба и особенности их развития/ИсследО' вание и планирование развития духовной культуры трудящихся. Урала.-Свеодловск,1975.1У. С т а т ь и
78. Аллахвердиев М.К. Обрядовые представления "яллы".-Изв. АН Азерб.ССР, серия литературы, языка и искусства,1972, № I.
79. Арутюнян Ю.В.Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР /Программа, методика, перспективы исследования.-Сов. этнография, 1972, Л> 3.
80. Ашыров В. Свободное время и всестороннее развитие личности.-Азербайджан коммунисти,1975, $ 7 (на азерб.яз.).84• Багиров В. Нпвстречу новым задачам.-Шарк гапысы, 1980,15 июля.
81. Бонч-Бруевич В. Ленин и кино (по личным воепоминаниям).-Кинофронт, 1927, № 13.
82. Бромлей Ю.В.Интернациональное и национальное в строительстве социализма.-Сов. этнография, 1977, №5.-16387. Бромлей Ю.В.Этнография на современном этапе.-Коммунист, 1974, № 6.
83. Брук С.И., рубогло М.Н.Факторы распространения двуязычия у народов СССР.-Сов. этнография,1975, № 5.
84. Востриков Д.Myзыка и песни у азербайджанских татар.- СМОМПК, вып.42.-Тифлис,1912.
85. Гамзаев С.Важные задачи школьного дела.-Шарк гапысы,1975, I окт.
86. Гасанов К.Яллы- древний азербайджанский танец.-Наука и жизнь, 1971, & 6 (на азерб.яз.),
87. Гусейнзаде Д.Из истории нахичеванского театра (Альманах искусства) .-Баку ,1950.
88. Гусейнов Иззет.Обсуждение романа "Великая опора".-Шарк гапы-сы,1980,9 февр.• ДжаФаров А. В объятиях гор.-Шарк гапысы,1970,20 окт. ДжаФаров А.Повысить качество лечебной профилактики.Шарк га-пысы,1977,26 апр.
89. Дробижева Д.М. Социально-культурные особенности личности и национальные установки.-Сов. этнография,1971, № 3.
90. Дробижева Д.М. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР.-Сов. этнография,1977, № 6.
91. За дальнейшее улучшение культурного обслуживания.-Шарк гапы-сы,1980,II июля.98а.Зейналова Д. На страже здоровья трудящихся.-Шарк гапысы,1977, 15 ноября.
92. Ибрагимов И.Развитие культуры Шахбузского района.-Шарк га-пысы,1977,10 июня.
93. Ибрагимов А.Интелдигентное село.-Шарк гапысы,1977,22 ноября.
94. Интересные мероприятия.-Шарк гапысы,1976,14 июля.
95. Ю2.Каграманов А.К. Нахичеванский театр в годы социалистическогостроительства (I920-I94I гг.).-Изв.АН Азерб.ССР,серия литературы, языка и искусства",1978, № 3.
96. Клементьев Е.И.Национально-культурные ориентации карельского городского населения,-Сов. этногра^ил,1976, В 3.
97. Книги селу.-Бакинский рабочий,1980,17 февр.
98. Ю5.Крывелев И.А.1 Современные обряды и роль этнографической науки в их изучении, формировании и внедрении.-Сов.этнография,1977, J6 4.
99. Куимова В.Танцует "Шарур".-Бакинский рабочий,1980,22 окт.
100. Культура села.-Правда,1979, I февр.
101. Литературно-художественный вечер;-Шарк гапысы,1981,14 окт.
102. Мамедов С. Увлеченность.-Бакинский рабочий,1978,3 янв.
103. Мыльников А.С.Народная культура и генезис национального самосознания.-Сов. этнография,1981, № 6.
104. На страже здоровья.-Бакинский рабочий,1978, 5 марта.112. 0 новостях культуры Шахбузского района.-Шарк гапысы,1981, 15 авг.
105. Пруденский Г.А. Вопросы учета внерабочего времени.-Вопросы экономики,1959, Л 4.
106. Пруденский Г.А. Свободное время трудящихся в социалистическом обществе.-Коммунист,I960, $ 5.
107. Рагимов К.Под знаменем Великого Октября.-Азербайджан мекте-би,1977, №11.
108. Робакидзе А.И.К некоторым спорным вопросам этнографического изучения нового быта.-Сов.этнография,1952, № 2.
109. Шахтахтинский М.Школьная жизнь мусульман. -Кавказ.1882, № 90.
110. Гуоейнли Г.М. Народная музыка Азербайджана.-Дис.канд.ис-кусств.-Баку,1965.1. VI. Авторефераты
111. Ахмедов Г.М.История развития школьного образования в Азербайджане в XIX веке: Автореф. дис.д-ра истор. наук.-Баку, 1972.
112. Исмаил-заде Р.Ю. Азербайджанские народные песни:Автореф. дис.канд.искусств.-Баку,1971.
113. Петрова З.А. Свободное время трудящихся и деятельность учреждений культуры по его рациональному использованию на материалах социологических исследований:Автореф. дис.канд. истор. наук.-М.,1966.
114. Скударова Н.А. Роль клубных учреждений в развитии духовнойкультуры трудящихся-.Автореф. дис.канд. истор. наук.-Сверд-ловск,1971.
115. Филипдских А.К. Воздействие массовой информации на молодежь в процессе коммунистического воспитания:Автореф. дис.канд. истор. наук.-Киев,1969.
116. УД. Архивы ХЗОа.ЦГАОР Азерб.ССР, ф.3004, оп.1, д.4, л.131.
117. ЦГАОР Азерб.ССР, ф.1999, д.1, лл.14-15.
118. ЦГАОР Азерб.ССР, ф.2007, оп.4, д.4, л.4.
119. ЛО ЦГИА, ф.б/ка,ч/з, оп.1, д.Иб, л.72. 133а.ЦГА Нах.АССР, ф.40, оп.4, д.7, л.41. 143. ЦГА Нах.АССР, ф.40, дд.15-16.134а.ЦГА Нах.АССР, ф.40, оп.1, папка 22-23, д.2, л.7.
120. ЦГА Нах.АССР, ф.5, оп.1, д.5, лл.2-9. 135а.ПААФ ИГЛЛ при ЦК КПСС, ф.1, оп.74, ед.хр.158, л.8.х s
121. Бакинский рабочий,1979, 22 апр.138. Известия,1977, 25 ноября.
122. Эти учителя были выходцами из крестьян-бедняков, которые окончили специальные курсы.
123. Шарк гапысы,1978, 24 февр.145. Вышка,1977,29 дек.146. Шарк гапысы,1972, 30 авг.
124. Шарк гапысы, 1977,16 сент.
125. Полевой дневник, 1978, $ I.
126. Бакинский рабочий,1978,19 мая.
127. Азербайджан мектеби,1977, №11.
128. Однако встречаются еще учителя, не работающие над собой, не занимающиеся повышением своей квалификации.Иногда в ряды работников просвещения проникают люди случайные, малообразованные.
129. Советская Нахичевань, 1980, 25 дек.
130. Полевой дневник,1978, № 3.
131. Полевой дневник,1978, № 2.
132. Здесь приводится список этнографической литературы по данному вопросу(с.230).156. Баку,1969, 13 ноября.
133. Кровопускание производили и с помощью пиявок (зэли).
134. Полевая запись была проведена в мае 1978 года в селении Яй-джи от информатора Гамидова Сабира. См. /154/.НАИИ АН Азерб. ССР, оп.2517, д.51.
135. Бакинский рабочий,1924,12 авг.
136. Данные взяты из архива Министерства здравоохранения Нахичеванской АССР. Доклад министра здравоохранения на пленуме Нахобкома КП Азербайджана в апреле 1977 года.См.:Шарк гапысы,1977, 26 апр.
137. Данные взяты из архива райздравотдела Орцубадского района. См.также: Шарк гапысы,1980, 5 апр.
138. Привлечение беременных женщин к стационару составляет 81,9%, детская смертность 0,6%.
139. Данные взяты из текущего архива Министерства культуры Нахичеванской АССР.
140. Следует отметить, что характеристика клубной деятельности подробно и ясно определена в научной социологической литературе.
141. Из доклада зав. методическим отделом Мин-ва культуры Нах. АССР. Хранится в текущем архиве министерства.
142. Данные взяты из доклада министра культуры автономной республики на совещании работников культуры в мае 1978 года. Хранится в текущем архиве министерства.
143. Шарк гапысы, 1978, 24 ноября.
144. Шарк гапысы,1978, 29 июня.
145. Шарк гапысы,1976, 31 июля.
146. Сведения получены у начальника почтового отделения селения Садарак летом 1980 года. Полевой дневник 1979-1980 гг.5.
147. Сведения получены у начальника почтового отделения селения Джагри летом 1979 года. Полевой дневник 1979-1980гг., № 5.
148. Полевой дневник, 1979, № 4.
149. Первый радиоузел был создан в 1923 году в городе Нахичевани, а немного позже радиотрансляция была организована также в Ордубаде, Джульфе и Баш Норашене /47,179/.
150. Точный подсчет показателей труден в силу обстоятельств: неравномерность просмотра, занятость, отлучка из дома и др.
151. Это зависит от ряда причин: отсутствие книг, занятость людей и др.
152. Литературная газета,1965, 6 апр.182. Баку,1975, 26 февр.
153. Бакинский рабочий,1973, 21 окт.184. Вышка,1978, 31 янв.185.Известия,1967,19 мая.
154. Учитывая вышесказанное, мы поставили перед собой задачу на этнографических материалах конкретного региона Нахичеванской историко-этнографической зоны осветить некоторые аспекты данного вопроса.
155. Следует учесть, что выходные дни для колхозников и сельскохозяйственных рабочих не имеют большого значения, так какв связи со спецификой производства часто являются у них рабочими.
156. Оно проводилось в Нах.АССР в разной географической и социальной среде.
157. В селах Нах.АССР обычно выпекают хлеб (лаваш в тендире) с участием родственников или соседей и хранят их в сухом и прохладном месте. При употреблении сбрызгивают холодной водой.
158. Работа продолжается от 6-7 часов утра до 14-15 часов дня.' После того, как они приводят в порядок свой участок (виноградники, табачную плантацию), возвращаются домой.
159. По предварительным данным каждый крестьянин в среднем в неделю 4 раза посещает чайхану.1. СПИСОК ИНФОРМАТОРОВ
160. Фамилия, имя Год Место Должностьрождения житель-пп. отчество ства12 3 4 51.Велиев Якуб Гулу оглы1934
161. Мехтиев Гасан Алекбер or. 19333. Джахангирова Масиан1. Джахангир кызы 19254. Мамедов Надир Магеррамоглы 19445« Абдуллаев Наджаф Гасаноглы 1940
162. Бабаев Баба Юнис оглы 1957
163. Алиев Халил Халыг оглы 19358. Гусейналиев Мухтар Алиоглы 1955
164. Гаджиев Али Гусейн оглы 19381. Ю.Аскеров Исмаил Нифталиоглы 1937
165. П.Алиев Вели Эйюб оглы 1930
166. Исмаилов Исмаил Манаф or. 194813.Махмудов Вагиф 1946
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.