Советские сатирические периодические издания 1920 - х годов: системные связи контента и типологических характеристик тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Никулин, Игорь Олегович
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат наук Никулин, Игорь Олегович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретико-методологические основы изучения сатирических печатных изданий
1.1 Сатирические печатные издания в системе СМИ
1.2 Русские сатирические печатные издания как объект научного исследования
1.3 Причины развития советской сатирической печати
2. Особенности развития и функционирования советской сатирической печати 1920-х годов
2.1 Система сатирических периодических изданий союзного значения
2.2 Издательская модель журнала «Крокодил» и ее влияние на республиканские издания
2.3 Проблематика и система жанров в сатирических изданиях
3. Своеобразие творчества ведущих советских сатириков 1920-х годов
3.1 К.С. Еремеев: особенности творчества
3.2 М.Е. Кольцов: фельетонное мастерство
3.3 И. Ильф: динамика жанров
3.4 Е. Петров: эволюция сатирического контента
3.5 В.П. Катаев: медийная полифония
3.6 Художники-сатирики в журнальном процессе (Б.Е. Ефимов, М.М.
Черемных, Д. Моор, Н.Э. Радлов, К.П. Ротов)
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Сатирическая поэзия русского зарубежья 1920–1925 гг.: образы и мотивы2024 год, кандидат наук Свиридов Владислав Юрьевич
Особенности первых татарских сатирических журналов начала XX века: на материалах журналов "Уклар" ("Стрелы") и "Карчыга" ("Ястреб"))2007 год, кандидат филологических наук Галиева, Расима Муллаяновна
Советская сатирическая публицистика М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова двадцатых - первой половины тридцатых годов2005 год, кандидат филологических наук Толутанова, Юлия Николаевна
Публицистика периода гражданской войны в Таджикистане 1992-1997 гг. (на материале русскоязычных СМИ)2019 год, кандидат наук Теплова Светлана Михайловна
Становление фельетона в русской провинциальной частной газете: газета "Оренбургский Листок" 1876-1879 гг.2010 год, кандидат филологических наук Старых, Александр Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Советские сатирические периодические издания 1920 - х годов: системные связи контента и типологических характеристик»
ВВЕДЕНИЕ
1920-е годы были новым временем, новым рубежом в истории советского государства. Самым подходящим инструментом для контроля над массовым сознанием и распространением новой идеологии послужили СМИ, в том числе сатирические печатные издания. Это мотивировано системой условий. Именно в «эпоху перемен - рубежных дат, экономических кризисов, цивилизованных сдвигов - влияние ценностных ориентаций людей на восприятие ими происходящего становится особенно значимо. СМИ традиционно рассматриваются социальной психологией как институт социализации, наряду с семьей и школой»1. Несмотря на новые для страны в целом и для отечественной журналистики в частности исторически сложившиеся обстоятельства, «именно на журналистов-газетчиков в этот период возлагалась особая миссия создания информационной среды нового типа»2.
В эти годы наблюдается быстрое развитие советской сатирической периодики, выстраиваются формы, принципы и методы ее работы, что определялось в первую очередь политическими аспектами. В период НЭПа выявился новый тип идеологического и эстетического противостояния в формирующемся советском обществе, который повлиял на специфику работы сатирика и его понимания гражданского долга в журналистском процессе.
Сатирические издания 1920-х гг. были важным элементом в системе поддержания советской идеологии. «Связанные жесткой необходимостью
1 Чудова Н.В. О ценностных ориентациях аудитории в эпоху перемен // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации. - М., 2012. - С.417. Этот аспект обладает общей медиаведческой значимостью, см.: Sperber D., Wilson, D. Relevance: Communication and Cognition. Cambridge, Mass., 2010. P.27.
2 Карслидис О.О. Проблема госзаказа в кубанской прессе 1920-х годов // Медийные стратегии современного мира. - Краснодар, 2009. - С.266.
поддерживать идеологическое господство, советские СМИ - такой же очевидный инструмент власти...»3. Мы считаем, что данное утверждение может относиться и к советским сатирическим изданиям 1920-х гг.: они были включены в процесс «медиатизации политики, под которым подразумевается политическое управление страной с помощью медиа»4. Данные тезисы можно дополнить тем, что СМИ и именно рассматриваемые нами сатирические печатные издания 1920-х годов могли быть «продуктивными трансляторами соответствующих идейных установок, качественно выполнять информационную, организаторскую, просветительскую функцию в нужном ключе»5.
Социум 1920-х гг. - это пространство, где «личность никогда не выступала как самостоятельный субъект, но всегда как неотъемлемый элемент социальной группы»6. Но этот субъект выбивался из общества, если попадал на страницы сатирических изданий, где он уже обретал статус «образа», личности. Выбранный автором сатирический образ использовался «как в тактических, так и в стратегических целях. Относительной первых необходимо отметить использование пропаганды личных успехов отдельных героев для решения проблемы производительности труда в условиях отсутствия эффективных экономических стимулов повышения работоспособности. Стратегическое обращение к личности было обусловлено требованием сохранять стройность архитектуры идеологемы о единстве партии и народа»7.
Кроме пропаганды «личности» на страницах сатирических изданий посредством осмеяния осуществлялась пропаганда «идей». Человеку гораздо
3 Ачкасова В.А. Власть и СМИ: особенности взаимоотношений // Средства массовой информации в современном мире. - С-Пб., 2012. - С.329.
4 Там же. - С.329.
5 Пустарнакова Д.А. Отечественные общественно-политические женские журналы второй половины XIX -начала XX веков. - Краснодар, 2013. - С.З.
6 Бабюк М.И. Роль личности в системе сталинской пропаганды // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. - М., 2011. - С.128.
7 Там же.-С. 128.
приятнее принимать ценности, нежели идеологию. Поэтому новая идеология в начале 1920-х гг. подавалась на страницах изданий, в том числе и сатирических, как новая совокупность ценностей. Ведь СМИ, а вместе с ними и сатирические издания этого периода «являются связующей коммуникативной системой обогащения ценностей общества и приобщения к
о
ним массовой аудитории» . Именно к такой массовой идеологической приобщенности всех членов общества посредством сатирических изданий и стремилась советская власть.
Система таких изданий 1920-х гг. сложилась под влиянием множества факторов;—среди них выделяют ленинскую теорию советской печати, которая «предполагала активное участие органов партии в повседневном руководстве процессом развития и практической деятельностью всех звеньев печати - от формирования редакционного коллектива до выпуска продукции»9. Важное значение в организации системы советских сатирических изданий имела не столько личность автора, сколько авторское начало, которое «определяется, рядом факторов - от издательской политики и стилевой концепции издания до индивидуальных стилистических пристрастий автора, включая факторы дискурсивной и жанровой дифференциации»10.
Данная позиция характерна для советской сатирической периодической системы 1920-х гг. Журналист сатирических изданий этого периода выполнял разнообразные функции, выполняя по существу роль модератора, ведь «основная задача модератора - организовать общение,
8 Нода Л.П. Смена ценностей в обществе и СМИ // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации. - М., 2012. - С.409.
9 Давтян С.Л. Роль СМИ в управлении советским обществом // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. - М., 2011. - С.23.
10 Шмелева Т.В. Медиатекст: парадоксы авторского начала // Средства массовой информации в современном мире. - С-Пб., 2012. - С.266.
управлять им, привлекать и стимулировать участников»11, что продуктивнее всего получалось у журналистов сатирических изданий. Чтобы лучше понимать аудиторию, чтобы ее не терять, журналисту того периода ни в коем случае нельзя было быть «над ней» - он должен был быть «своим человеком», которому мог доверять читатель. Такая связь носит медиапсихологический характер: «журналист как часть общества выражает интересы своей группы»12. Некоторые исследователи подразумевают под модератором сами редакции, «которые должны были с помощью выпускаемой продукции консолидировать общество и пропагандировать советский образ жизни»13. Причем роль категорий «автор», «редакция» имела сходное значение для советской власти.
Если же отойти от такого свойства сатирических изданий данного периода как политичность, и рассматривать их более узко, как собственно сатирические издания, то они могут быть отнесены к группе рекреативных изданий. Их развлекательность реализовывалась за счет использования таких рекреативных жанровых форм, элементов, как фельетон и соответствующие публицистические средства. И именно «в силу высокой степени эмоционально-образного воздействия этот тип рекреативных текстов активно использовался в прессе советских времен»14, в том числе в сатирических изданиях 1920-х гг. Говоря о текстах данных изданий, следует обратить внимание на тот важный факт, что их использование «подразумевает не только непосредственно развлекательное значение, но и целый ряд «дополнительных» смыслов, включая идеологический...»15. Причем вектор
11 Стечкин И.В. Журналист как модератор // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере - М 2011.-С.121.
Нода Л.П. Смена ценностей в обществе и СМИ // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации. - М., 2012. - С.410.
13 Давтян С.Л. Роль СМИ в управлении советским обществом // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. - M., 2011. - С. 134.
14 Федотова H.A. Рекреативные тексты печатных СМИ: тематика и жанры // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. - М., 2011. - С.80.
15 Там же. - С.80.
влияния на аудиторию произведений сатирических изданий 1920-х гг. был направлен как раз в сторону «дополнительных» смыслов. Если говорить о жанровой системе сатирических изданий данного времени, то это «совокупность жанров, отображающая опыт исторического развития отечественной журналистики»16 или же преемственность сложившихся отечественных сатирических традиций.
Популярность советского сатирического издания складывалась как из качественно написанных текстов, так и размещаемых на их страницах карикатур. Иногда именно они представляли «лицо» очередного сатирического номера, находясь на обложке издания, от которого зависел успех номера. Наряду с существованием жанровой преемственности, существует и карикатурная: современные карикатуры, как и карикатуры прошлого, - это «способ визуального воплощения мысли и формирования ценностных ориентиров общества»17.
Актуальность темы исследования. Значимость изучения советской сатирической журналистики 1920-х гг. не снижается. Несмотря на разнообразие научной литературы, существуют определенные лакуны в данной сфере медиалогии. История советской сатирической журналистики, несмотря на долговременную традицию изучения, исследована не вполне системно - определенные процессы подверглись тщательному анализу, другие же практически не рассматривались.
Данный факт говорит о том, что советская сатирическая журналистика на сегодняшний день является незаслуженно забытой, хотя именно к ней обращались такие яркие журналисты, как М. Е. Кольцов,
Тертычный A.A. Жанровая система СМИ России: перспективы развития // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. - М., 2011. - С.78.
17 Бондаренко Т.А. «Карикатурные» скандалы в современных СМИ // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации. - М., 2012. - С.143.
заявлявший на Первом Всесоюзном съезде советских писателей, что «сатира - самый наступательный, самый атакующий... вид литературного оружия».18
Однако имеющиеся в настоящее время обобщающие работы по истории отечественной журналистики обходят стороной советскую сатирическую периодику, вследствие этого возникает необходимость комплексного изучения системы отечественных сатирических изданий 1920-х гг., изучения данного типа журналистского дискурса, его типологической специфики в контексте культурных, социальных и политических изменений, имевших место в жизни нового общества. Следовательно, актуальность настоящего исследования определяется насущной потребностью изучения исторического опыта с целью определения той ценностной базы, которая была выработана советской сатирической печатью в период 1920-х гг.
Анализ известных работ в области советской журналистики и советской сатирический журналистики в частности позволяет сделать вывод о недостаточности степени разработанности выбранной темы. На данном фоне больше всего заслуживает внимание труд С.И. Стыкалина и И.К. Кременской «Советская сатирическая печать. 1917-1963», являющийся одной из немногих обобщающих работ по советской сатирической и юмористической периодике.
Говоря о современных научных трудах, которые в том или ином аспекте значимы для предлагаемого исследования, стоит отметить следующие диссертационные работы: Е. В. Бочкарева «Комическое в художественном мире Н. А. Тэффи» (2009), Н. В. Рыбинская «Н. А. Тэффи -публицист газеты «Последние новости»: 1920 - 1940» (2005), П. П. Вашко «Аркадий Аверченко - журналист. Слагаемые популярности: Исследование творческой лаборатории юмориста» (1994), Е.К. Гурова «Особенности
18 Кольцов М.Е. Писатель в газете. - М., 1961. - С. 131.
сатирического дискурса: На материале рассказов и фельетонов А. Т. Аверченко» (2000), О. А. Кузьмина «Рассказы А. Т. Аверченко: Жанр. Стиль. Поэтика» (2003), Г. А. Погребняк «Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века: А. Аверченко, Саша Черный» (2003), М. А. Литовская «Социохудожественный феномен В. П. Катаева» (1999), А. Ю. Гаврюшина «Михаил Кольцов - политический журналист» (2007), М. С. Кривошейкина «Жанр фельетона в журналистском творчестве М. А. Булгакова: Период работы в газетах «Гудок» и «Накануне» (2004), А. Ф. Петренко «Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического» (2000), Е. Н. Брызгалова «Творчество сатириконцев в литературной парадигме серебряного века» (2005), А. В. Урядова «Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Советской России в 1920-е гг.: восприятие и реакция русской эмиграции» (2011), О. Н. Климова «Русская эмиграция и советская интеллигенция: проблемы культурного взаимодействия в 1920 - 1929 гг.» (2008), Д. JT. Стровский «Отечественные политические традиции в журналистике советского периода, 1917 - 1985 гг.» (2001), М. Б. Муродов «Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (Проблемы истории, теории и практики)» (2009), P.M. Галиева «Особенности первых татарских сатирических журналов начала XX века: на материалах журналов «Уклар»(«Стрелы») и «Карчыга» («Ястреб»))» (2007), А. В. Старых «Становление фельетона в русской провинциальной частной газете» (2010), О. А. Болтуц «Провинциальный газетный фельетон: от отдела к жанру: На материале кубанской периодики рубежа XIX - XX веков» (2006), Е. А. Артемова «Карикатура как жанр политического дискурса» (2002), А. С. Айнутдинов «Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ» (2010) и нек. др.
Особенно выделяются в данной области такие работы, как «Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок» (2011) В. П. Кузнецова. Данный информационный листок рабочих Московского и Петроградского железнодорожных узлов в 1920-е годы был главным печатным органом советских железнодорожников, который за свою историю стал признанной школой мастеров слова. В этой же медиаведческой системе заслуживает внимания работа Ю. Н. Толутановой «Советская сатирическая публицистика М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова двадцатых - первой половины тридцатых годов» (2005). Советский фельетон, как утверждает Ю. Н. Толутанова, прошел «путь от сатирической информации к сатирической типизации, преодолев бесконфликтность дореволюционной сатиры».19
Показательна также работа «Проза М.Я. Козырева 1920-х гг.: Историко-литературный контекст, проблематика, поэтика» (2005) Н. В. Умрюхиной. Исследователь утверждает, что фантастика стала поэтическим приемом сатирической обрисовки действительности, став своеобразной «характеристикой человеческого сознания, утрачивающего «вертикальное», духовно-нравственное представление о мире и снижающего высокие религиозные понятия до житейского, бытового назначения».20
Немаловажное значение для общей степени изученности данной темы имеет и труд С. В. Бабкина «Мотивы и образы власти в художественных и публицистических текстах 1920-х годов» (2012). В этот период «советская страна испытала ряд политических и социальных потрясений, что не могло не найти отражения в газетах и журналах».21 Использование опыта представителей советской сатиры может позволить возродить отечественную
19 Толутанова Ю.Н. Советская сатирическая публицистика М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова двадцатых -первой половины тридцатых годов: Автореф... дис. канд. фил. наук.: - M., 2005.
20 Умрюхина Н.В. Проза М. Я. Козырева 1920-х гг.: Историко-литературный контекст, проблематика, поэтика: Автореф... дис. канд. фил. наук. - M., 2005.
21 Бабкин C.B. Мотивы и образы власти в художественных и публицистических текстах 1920-х годов: Автореф... дис. канд. фил. наук. — Саратов, 2012.
сатирическую журналистику, тем более что в советское время «наибольшего успеха в своем творчестве добивались и добиваются те художники, которые развивают советскую сатиру, опираясь на огромные достижения русской классической сатиры, и в частности творчества Гоголя и Щедрина»22.
Объект диссертационного исследования - отечественные сатирические издания революционной и советской России.
Предмет исследования включает в себя функционально-типологические и предметно-тематические особенности сатирической периодики 1920-х гг. и их значение в истории отечественной журналистики.
Целью данной работы является определение основных особенностей и тенденций развития советской сатирической периодической печати 1920-х гг., изучение ее типологии, предметно-тематического наполнения, деятельности сотрудников редакции.
Цели диссертации определяют задачи, решаемые в ходе научной работы:
1. Определить факторы, формирующие различные типы советских сатирических изданий 1920-х гг.
2. Проанализировать основную проблематику исследуемых изданий, их жанровые особенности.
3. Определить место советской сатирической периодической печати в общественной, культурной, и политической жизни 1920-х гг., а также в системе отечественной журналистики.
4. Выявить этапы становления системы отечественных сатирических журналов.
5. Охарактеризовать крупнейших представителей советской сатирической журналистики и публицистики 1920-х гг., выделить основные
22 Ершов. Л.Ф. Из истории советской сатиры. - Л., 1975. - С. 4.
направления их творчества, изучив особенности их публицистической деятельности.
Эмпирический материал. Основным эмпирическим материалом для исследования послужили отечественные сатирические журналы 1920-х гг., а также книжные версии журнальных материалов известных сатириков этого периода.
Применены следующие методы исследования: системно-сопоставительный (анализ сложившейся системы), социокультурный (социокультурные основания развития сатирической печати). Применялся также метод исторического анализа, необходимый для изучения становления и развития отечественной сатирической периодики. Типологический анализ использовался с целью классификации данных видов изданий, выявления их структурно-функциональных характеристик. Метод статистического анализа позволил выделить жанры, наиболее часто используемые в данных изданиях. Специальным методом является библиографический (изучение изданий по внешним данным: заглавие, данные о редколлегии, место и дата выпуска, объём, тираж).
В качестве методологической основы диссертационного исследования избран историко-типологический подход к рассмотрению системы дореволюционной и послереволюционной печати, так как «историко-типологический метод исследования предполагает изучение периодических изданий с точки зрения возникновения и развития их типов в исторической ретроспективе, в связи с различными социальными факторами».23 При реализации этой методологии мы опирались на основополагающие труды Е. В. Ахмадулина, Л. Е. Кройчика, В. Д. Мансуровой, А. А. Тертычного, Е. П. Прохорова, М. В. Шкондина и др.
23 Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика. - Ростов-на-Дону, 2002 - С 111.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка комплексного анализа зарождения и развития сатирической печати в 1920-е гг. На фоне исторических, социально-экономических и культурных процессов раскрыты предпосылки формирования сатирической прессы в данный исторический отрезок.
Также новизна исследования заключается в трех основных аспектах:
• в изучении сатирической журналистики 1920-х гг., как специфической системы - в условиях, когда нет ни одного монографического и диссертационного исследования по данной теме;
• в системной характеристике сатирической прессы СССР. Сатирические печатные издания изучались советскими исследователями с идеологических позиций, а российскими недостаточно системно;
• в уточнении типологии сатирической периодики 1920-х гг.
Теоретическая значимость диссертации обусловлена следующим:
1. Впервые комплексно исследован объект изучения - система сатирической периодической печати 1920-х гг. Собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволила раскрыть становление данной системы периодики, уточнить научные представления о ее роли в истории отечественной журналистики.
2. Раскрыты процессы формирования типологии и эволюции сатирической периодической печати данного периода, представлена целостная и системная картина особенностей ее развития и функционирования.
Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при чтении лекций по истории отечественной журналистики различных периодов, создании учебно-методических пособий, при разработке тематики спецкурсов и спецсеминаров, выпускных квалификационных и курсовых работ.
Практическая ценность результатов заключается в их востребованности для подготовки бакалавров и магистров журналистики, а именно в использовании при изучении курсов «История отечественной журналистики», «Сатирические жанры СМИ».
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. В советском обществе социальная функция сатиры изменилась по отношению к дореволюционному периоду. Основной задачей сатиры стало укрепление нового строя, борьба против факторов, враждебных этому строю, против социальных недостатков. Советская сатирическая печать развивалась в исторически сложившихся обстоятельствах (революции и Гражданская война). На ее развитие также повлияли творческие индивидуальности людей, стоявших у истоков советской журналистики и создававших просоветские сатирические издания. Эти личности, несмотря на то, что им пришлось столкнуться с рядом трудностей, продолжили развивать данное направление журналистики с помощью накопленного опыта. И самой главной причиной было то, что правящая партия нуждалась в средстве, с помощью которого она могла влиять на массы и идеологически их направлять в нужном направлении.
2. Период 1920-х гг. ознаменовался появлением многочисленных и по-своему разнообразных сатирических и юмористических изданий, среди которых в первой половине данного периода выделяются «крокодильские» издания. Каждое из них, несмотря на недолговечность некоторых, сложности их существования, внесло свой вклад не только в дело воспитания советского общества в соответствующем направлении, но и в систему советской сатирической печати.
3. Советские сатирические издания относились к категории «приложения к газетам», но при этом основное количество сатирических изданий начинало свое существование именно как приложения к газетам, а
через какое-то время они становились самостоятельными изданиями. Яркий пример - журнал «Крокодил», который в начале своего существования позиционировался как приложение к газете (аналогично начинались «Лапоть», «Красный перец», другие приложения - «Военный крокодил», «Танком на мозоль» («Красная звезда»), «Бузотер» («Труд»), «Смехач» («Гудок») и т.д.).
4. Сатирические периодические издания 1920-х гг. представляют собой важный этап в развитии отечественных СМИ. Их роль определялась задачами внутренней идеологической политики и противостояния внешнему информационному воздействию, технология которых сохраняет актуальность и в настоящее время.
Апробация исследования осуществлялась в представлении докладов на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе - «Медийные стратегии современного мира» (Краснодар - Сочи, 2009-2012), «Молодые исследователи КубГУ» (2006, 2007), результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета.
Промежуточные результаты исследования отражены в 10 публикациях, в том числе в 2 статьях перечня ВАК.
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в качестве материалов дисциплины «История отечественной журналистики» и спецкурсов «Региональное информационное пространство», «Региональный журнальный процесс».
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (140 источников). Общий объем работы 182 страницы.
1. Теоретико-методологические основы изучения сатирических
печатных изданий
1.1. Сатирические печатные издания в системе СМИ
История журналистики свидетельствует, что система СМИ подвержена видоизменениям в зависимости от развития государства, общества, социально-политических и экономических характеристик того или иного периода! Политический строй, государственная идеология предъявляют такие требования к СМИ, которые могли бы способствовать необходимому развитию, как социума, так и страны в целом. Вот почему в различные периоды система СМИ представляет особенную палитру. Происходят изменения в типологии, в востребованности того или иного типа СМИ, жанра, методик и т.д.
Во времена СССР одну из ведущих ролей в системе СМИ занимали сатирические печатные издания. Именно на них делала ставку власть, именно с помощью таких изданий власть задавала нужный тон развитию советского общества на пути к утверждению социализма.
С помощью подобных изданий власть поучала, развлекая советского читателя. Этот ход был очень тонок и правилен в плане выбора определенной категории печатных изданий.
История русской публицистики имеет яркую традицию высмеивания социальных и общественных пороков. Многие известные русские писатели, такие как А.Д. Кантемир, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Крылов и др. своими сатирическими произведениями способствовали прогрессу. Так А.Д. Кантемир утверждал, что «сатиру можно назвать таким сочинением, которое
забавным слогом, осмеивая злонравие старается исправлять нравы человеческие»24.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики)2009 год, доктор филологических наук Муродов, Мурод Бердиевич
Эволюция творческого метода В.Н. Горяева в контексте развития советской графики середины XX века2024 год, кандидат наук Рыжкина Елизавета Николаевна
Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ2010 год, кандидат филологических наук Айнутдинов, Антон Сергеевич
Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического2000 год, кандидат филологических наук Петренко, Александр Филиппович
Особенности сатирического дискурса: На материале рассказов и фельетонов А. Т. Аверченко2000 год, кандидат филологических наук Гурова, Евгения Константиновна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Никулин, Игорь Олегович, 2013 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамский, И. П. Д.С. Моор / Смех сильных. О художниках журнала «Крокодил». [Электронный ресурс] И. П. Абрамский // - М.
Искусство, 1977 - . - Режим доступа http://bethat.do.am/news/i^_abramskij_d_s_moor_iz_lmigi_smekh_siln ykh_o_khudozhnikakh_zhurnala/2010-02-28-15, свободный. - Загл. с экрана.
2. Аверченко, А. Т. Новые люди глазами юмориста / А. Т. Аверченко // Вопросы литературы. - №3. - М., 1991.-е. 54.
3. Айнутдинов, А. С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: Автореф... дис. канд.фил. наук. - Екатеринбург, УГУ им. A.M. Горького 2010.
4. Акопов, А. И. Методика типологического исследования периодических изданий / А. И. Акопов. - Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 1985. - 96 с.
5. Алексеев, В. А. Оружием политической сатиры / В. А. Алексеев. -М. : Мысль, 1979.-244 с.
6. Ардов, В. Е. Ильф и Петров (Воспоминания и мысли) / В. Е. Ардов. -М. .-Знамя, 1945.-№ 7.
7. Артемова, Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Волгоград, ВГПУ 2002 .
8. Ачкасова, В. А. Власть и СМИ: особенности взаимоотношений / В.А. Ачкасова // Средства массовой информации в современном мире. - СПб., 2012. - 328-331 с.
9. Бабкин, С. В. Мотивы и образы власти в художественных и публицистических текстах 1920-х годов: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского 2012.
10. Бабюк, М. И. Использование ценностей традиционного общества в системе тоталитарной идеологии / М. И. Бабюк // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации. - М., 2012. - 308-310 с.
11. Бабюк, М. И. Роль личности в системе сталинской пропаганды / М. И. Бабюк // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. -М., 2011. - 128-129 с.
12. Бегемот. - Л., 1924-1928. - 240 номеров.
13. Безбожник. - М., 1925. - 6 номеров.
14. Белая, Г. О политике партии в художественной литературе / Г. Белая // Вопросы литературы. - № 3. - М., 1990.
15. Берков, П. Н. Вопросы советской литературы / П. Н. Берков. - М-Л. : Издательство Академии Наук СССР, 1957. - Т. 5.
16. Берков, П. Н. Сатирические журналы Н.И. Новикова: Трутень, Пустомеля, Живописец, Кошелек / П. Н. Берков. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1951. - 616 с.
17. Блохин, И. Н. Человек журналистики как социально-антропологическое явление / И. Н. Блохин // Средства массовой информации в современном мире. - С-Пб., 2012. - 47-50 с.
18. Боевой отряд весельчаков. - М., 1921.-1 номер.
19. Болтуц, О. А. Провинциальный газетный фельетон: от отдела к жанру: На материале кубанской периодики рубежа XIX - XX веков: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Краснодар, КубГУ 2006.
20. Бондаренко, Т. А. «Карикатурные» скандалы в современных СМИ / Т. А. Бондаренко // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации. - М., 2012.- 143-144 с.
21. Бочаров, А. Г. Основные принципы типологии современных советских журналов / А. Г. Бочаров // Вестник МГУ. - Серия XI. Журналистика. - № 3. - М.,1975. -32 с.
22. Бочкарева, Е. В. Комическое в художественном мире H.A. Тэффи: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Ульяновск, УГПУ им. И.Н. Ульянова 2009.
23. Брызгалова, Е. Н. Творчество сатириконцев в литературной парадигме серебряного века: Автореф... дис. канд. фил. наук. -Тверь, ТГУ 2005.
24. Вартанова, Е. JI. СМИ постсоветской России / Е. JL Вартанова. - М. : Аспект-пресс, 2002. - 303 с.
25. Вашко, П. П. Аркадий Аверченко - журналист. Слагаемые популярности: Исследование творческой лаборатории юмориста: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Минск, БГУ 1994.
26. Волкова, А. А. Понимание и интерпретация текста: роли адресата и адресанта / А. А. Волкова // Средства массовой информации в современном мире. - СПб., 2012. - 50-51 с.
27. Засурский, Я. Н. СМИ России / Я. Н. Засурский. - Изд. 2-е, - М. : Аспект-пресс, 2011. - 391 с.
28. Вулис, А. 3. Тип издания и литературный жанр / А. 3. Вулис // В мире книг. - № 3. - М., 1974. - 25 с.
29. Вулис, А. 3. Советский сатирический роман 20-х годов. Проблема взаимосвязи типа издания и жанра произведения. АДД / А. 3. Вулис // -М., 1972. -9-10 с.
30. Гаврюшина, А. Ю. Михаил Кольцов - политический журналист: Автореф... дис. канд. фил. наук. - М., МГУ им. М.В. Ломоносова 2007.
31. Галиева, Р. М. Особенности первых татарских сатирических журналов начала XX века: на материалах журналов «Уклар»(«Стрелы») и «Карчыга» («Ястреб»)) : Автореф... дис. канд. фил. наук. - Казань, КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина 2007.
32. Гильотина. - П., 1918.-5 номеров.
33. Грабельников, А. А. Работа журналиста в прессе / А. А. Грабельников. - М. : РИП-Холдинг, 2007. - 274 с.
34. Горький М. Несвоевременные мысли // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. Т. 1. От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 1997.-С. 395-411.
35. Гурова, Е. К. Особенности сатирического дискурса: На материале рассказов и фельетонов А.Т. Аверченко: Автореф... дис. канд. фил. наук. - М., МГУ им. М.В. Ломоносова 2000.
36. Давтян, С. Л. Роль СМИ в управлении советским обществом / С. Л. Давтян // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. - М., 2011.- 133-134 с.
37. Дацюк, Б. Д. Русская журналистика в начале XIX века (1800-1812 гг.) / Б. Д. Дацюк. - М. : Высшая Партийная Школа при ЦК ВКП(б), 1948.-27 с.
38. Добролюбов, Н. А. Полное собрание сочинений / Н. А. Добролюбов. - Т. 2. - М. : Гослитиздат, 1935.
39. Дувакин В., «Окна Роста» и их политическое и литературное значение // Творчество Маяковского. Сборник статей. М., Издательство Академии наук СССР, 1952 г., стр.313-436, стр.393.
40. Ершов, Л. Ф. Из истории советской сатиры / Л. Ф. Ершов. - М. : Наука, 1973.- 155 с.
41. Ершов, Л. Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (от эпиграммы до романа) / Л. Ф. Ершов. - Л. : Наука, 1977. - 282 с.
42. Ефимов, Б. Е. [Электронный ресурс] / Б. Е. Ефимов // - Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/persons/12318.html, свободный. - Загл. с экрана.
43. Ефимов Борис Ефимович [Электронный ресурс] / Б. Е. Ефимов // -Режим доступа: http://persona.rin.ш/view/f/0/20822/eflmov-boris-еГ1тоу1сЬ, свободный. - Загл. с экрана.
44. Засурский, Я. Н. СМИ России / Я. Н. Засурский. - М. : Аспект Пресс, 2011. -391 с.
45. Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России / Я. Н. Засурский. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 259 с.
46. Ильф, А. Без подписи. Ильф и Петров в журнале «Чудак» [Электронный ресурс] / А. Ильф // Вопросы литературы. - № 6. - М. : 2007. http://magazines.russ.rU/voplit/2007/6/pol3.html, свободный. -Загл. с экрана.
47. Исбах, А. А. На литературных баррикадах / А. А. Исбах. - М. : Советский писатель, 1964. - 367 с.
48. История русской советской литературы: В 4 тт. - М.: Наука, 1967. Т. I. - 836 с.
49. Кантемир, А. Д. Собрание сочинений / А. Д. Кантемир. - Л. : Советский писатель. Ленинградское отделение, 1956. - 252 с.
50. Катаев, В. П. Горох в стенку (Юмористические рассказы, фельетоны) [Электронный ресурс] / В. П. Катаев // - Режим доступа: http://readr.ru/valentin-kataev-goroh-v-stenku-yumoristicheskie-rasskazi-feletoni.html?page=138#, свободный. - Загл. с экрана.
51. Климова, О. Н. Русская эмиграция и советская интеллигенция: проблемы культурного взаимодействия в 1920-1929 гг. : Автореф... дис. канд. фил. наук. - М., ЧГПУ 2000.
52. Кольцов, М. Е. Писатель в газете / М. Е. Кольцов. - М. : Советский писатель, 1961. - 137 с.
53. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. -М. : Аспект Пресс, 2004. - 287 с.
54. Корнилов, Е. А., Корнилова Е. Е. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий / Е. А. Корнилов, Е. Е. Корнилова. - М. : Флинта, Наука, 2013. - 256 с.
55. Красный дьявол. - П., 1918-1919. - 11 номеров.
56. Красный слон. - Екатеринослав, 1924-1926. - 33 номера.
57. Кривошейкина, М. С. Жанр фельетона в журналистском творчестве М.А. Булгакова: Период работы в газетах «Гудок» и «Накануне» : Автореф... дис. канд. фил. наук. - Тверь, ТГУ 2004.
58. Крокодил. - М., 1922-1929. - 420 номеров.
59. Кузьмина, О. А. Рассказы А.Т. Аверченко: Жанр. Стиль. Поэтика: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Тверь, ТГУ 2003.
60. Кузнецов, П. В. Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок» : Автореф... дис. канд. фил. наук. - М., ИМПЭ им. A.C. Грибоедова 2011.
61. Лазутина, Г. В., Распопова, С. С. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. - М. : Аспект Пресс, 2012.-320 с.
62. Ларина, М. П. Советская литература / М. П. Ларина. - Саратов : 1969.
63. Латышев, И. В., Стенина, Л. М. История русской советской литературы / И. В. Латышев, Л. М. Стенина. - Т. 1. - М. : Наука, 1967.
64. Лемке, М. К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия / М. К. Лемке. - СПб. : Труд, 1904. - 461 с.
65. Ленин, В. И. Собрание сочинений / В. И. Ленин. - Т. 6. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1963.
66. Ленч, Л. Аркадий Бухов в «Крокодиле» / Л. Ленч // Вопросы литературы - № 3. - М., 1991.
67. Литовская, М. А. Социохудожественный феномен В. П. Катаева: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Екатеринбург, УГУ им. A.M. Горького 1999.
68. Луначарский А. В. Собрание сочинений: в 8 тт. - М.: Художественная литература, 1963. - Т. 1. - 615 с.
69. Луначарский А. В. Собрание сочинений: в 8 тт. - М.: Художественная литература, 1963. - Т. 2. - 702 с.
70. Луначарский А. В. О смехе // Луначарский А. В. Собрание сочинений: в 8 тт. - М.: Художественная литература, 1963. - Т. 8. -С. 185- 187.
71. Макарян, А. М. О сатире. Перевод с армянского / А. М. Макарян. -М. : Советский писатель, 1967. - 276 с.
72. Максимов, А. А. У истоков советской журналистики / А. А. Максимов. - Л. : Лениздат, 1967. - 112 с.
73. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. -М.: Флинта: Наука, 2006. - 368 с.
74. Менделеев, А. Г. СМИ в социалистическом обществе / А. Г. Менделеев. - М. : Политиздат, 1989. - 272 с.
75. Метченко А. Творчество Маяковского 1917 - 1924 гг. - М. Советский писатель, 1954,
76. Муродов, М. Б. Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (Проблемы теории, истории и практики) : Автореф... дис. канд. фил. наук. - Душанбе, ТНУ 2009.
77. Мухобой. - Архангельск, 1918.-5 номеров.
78. Наумов Е. И. В. В. Маяковский. Семинарий. - М., 1963
79. Нода, Л. П. Смена ценностей в обществе и СМИ / Л. П. Иода // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации. - М., 2012. - 409-410 с.
80. Озмитель, Е. К. О сатире и юморе / Е. К. Озмитель. - Л. : Просвещение 1973. - 192 с.
81. Окна ТАСС [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.otvoyna.ru/okna.htm, свободный. - Загл. с экрана.
82. Орлов И.Б. «Новая буржуазия» в советской сатире 1920-х годов // История России XIX - XX веков: Новые источники понимания. М.: МОНФ, 2001. С. 230-236.
83. Петренко, А. Ф. Сатирическая проза М. А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Пятигорск, ПГЛУ, 2000.
84. Петровский, М. С. Смех под знаком апокалипсиса (М. Булгаков и «Сатирикон») / М. С. Петровский // Вопросы литературы. - №5. - М., 1991.
85. Погребняк, Г. А. Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века: А. Аверченко, Саша Черный: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Самара, СГПУ 2003.
86. Полонский, А. В. Массмедийный текст в текстовой парадигме современности / А. В. Полонский // Средства массовой информации в современном мире. - СПб., 2012. - 250-252 с.
87. Портянкина, И. А. Основные функции и принципы партийной и советской печати / И. А. Портнянкина. - М. : Изд-во МГУ, 1955. -163 с.
88. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. - Изд. 8-е. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 351 с.
89. Репьев, С. К.Р. - Константин Ротов! [Электронный ресурс] / С. Репьев // - Режим доступа: http://old-crocodile.livejournal.com/25869.html, свободный. - Загл. с экрана.
90. Русская журналистика в документах: История надзора / Сост. О. Д. Минаева. Под ред. Б. И. Есина, Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2003.-397 с.
91. Русский ассоциативный словарь: В 2 тт. // Сост. Ю. Н. Караулов и др. - М.: РАН; ACT; АСТРЕЛЬ, 2012. - Т. 2.
92. Рыбинская, Н. В. Н. А. Тэффи - публицист газеты «Последние новости»: 1920-1940: Автореф... дис. канд. фил. наук. - М., МГУ им. М.В. Ломоносова 2005.
93. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений в двадцати томах / М. Е. Салтыков-Щедрин. - Т. 1. - М.: Художественная литература, 1965.-544 с.
94. «Сатирикон» и сатириконовцы. Антология сатиры и юмора России XX века. / Сост. Кушак Ю. - М. : Эксмо-пресс, 2000. - С. 482 - 484.
95. Слизкова М. В. Филологическая колоритметрия. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2012.
96. Сметанина, С. И. Пресса об эмиграции россиян: поведенческие стратегии «креативного класса» / С. И. Сметанина // Средства массовой информации в современном мире. - СПб., 2012. - 70-72 с.
97. Смехач. - М., 1924-1928. - 48 номеров.
98. Смышляев, Е. А. Манипуляция сознанием читателя: лингвостилистический аспект / Е. А. Смышляев // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. - Ч. 1. - Воронеж: ВГУ., 2012. - 136-138 с.
99. Солганик Г. Я. Толковый словарь: Язык газеты, радио, телевидения. - М.: МГУ; ACT; АСТРЕЛЬ, 2004. - 749 с.
100. Соловьева, О. И. Фразеологические единицы как средство создания комического в произведениях А. Т. Аверченко и Н. А. Тэффи: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Магнитогорск, МГУ 2001.
101. Спиридонова, Л. А. Русская сатирическая литература начала XX века / Л. А. Спиридонова. - М. : Наука, 1977. - 170 с.
102. Станиславлева, В. Н. У истоков советской журналистики / В. Н. Станислаева / - Серия XI. - № 2. Вестник МГУ. Журналистика. - М. 1968.-86 с.
103. Старых, А. В. Становление фельетона в русской провинциальной частной газете: Автореф... дис. канд. фил. наук. - Оренбург, ОГПУ 2010.
104. Стечкин, И. В. Журналист как модератор / И. В. Стечкин // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. - М., 2011. -121-122 с.
105. Стровский, Д. Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода, 1917 - 1985 гг. : Автореф... дис. канд. фил. наук. - Екатеринбург, УГУ им. A.M. Горького 2001.
106. Стыкалин, С. И. Советские сатирические журналы 1917-1919 гг. / С. И. Стыкалин. - М. : Изд-во Московского университета, 1971. - 118 с.
107. Стыкалин, С. И., Кременская, И. К. Сатира советской эпохи 19171963 / С. И. Стыкалин, И. К. Кременская. - М. : Госполитиздат, 1963.
- 483 с.
108. Счастье литературы. Государство и писатели. 1925-1938 гг. Документы. / Сост. Д. J1. Бабиченко. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. - 320 с.
109. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный.
- Изд. 4-е. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 320 с.
110. Тертычный, А. А. Жанровая система СМИ России: перспективы развития / А. А. Тертычный // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. - М., 2011. - 78 с.
111. Толутанова, Ю. Н. Советская сатирическая публицистика М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова двадцатых - первой половины тридцатых годов: Автореф... дис. канд. фил. наук.: - М., МГУ им. М.В. Ломоносова 2005.
112. Тынянов, Ю. Н., Казанский, Б. В. Фельетон / Ю. Н. Тынянов, Б. В. Казанский. - Л. : Akademia. 1927.
113. Умрюхина, Н. В. Проза М.Я. Козырева 1920-х гг.: Историко-литературный контекст, проблематика, поэтика: Автореф... дис. канд. фил. наук. - М., ИМЛ им. A.M. Горького 2005.
114. Урядова, А. В. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Советской России в 1920-е гг.: восприятие и реакция русской эмиграции: Автореф... дис. канд. фил. наук. -Ярославль, ЯГУ им. П.Г. Демидова 2011.
115. Федотова, Н. А. Рекреативные тексты печатных СМИ: тематика и жанры / Н. А. Федотова // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. - М., 2011. - 80-81 с.
116. Филимонова, А. А. Поэтика «серьезного» в сатире 1920-х годов: Автореф... дис. канд. фил. наук. - М., МОТКЗПУ 1993.
117. Фомичева, И. Д. Социология СМИ / И. Д. Фомичева. - Изд. 2-е. -М.: Аспект Пресс, 2012.
118. Ходасевич, В. Ф. Статьи о советской литературе. Литература и власть в советской России / В. Ф. Ходасевич. - № 4. - М., 1996.
119. Чудак. - М., 1928-1930. - 56 номеров.
120. Чудакова, М. О. Русский сатирик Михаил Козырев / М. О. Чудакова // Вопросы литературы. - № 6. - М., 1990.
121. Чудова, Н. В. О ценностных ориентациях аудитории в эпоху перемен / Н. В. Чудакова // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации. - М., 2012. -416-417 с.
122. Шевченко, С. В. Политическая метафора как отражение общественно-политической жизни страны / С. В. Шевченко // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. - Ч. 1. Воронеж: ВГУ, Воронеж, 2012. - 141-142 с.
123. Шкондин, М. В. Основы организации системы печати в СССР / М. В. Шкондин. - М. : Издательство МГУ, 1979. - 96 с.
124. Шкондин, М. В. Типология периодической печати / М. В. Шкондин. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 236 с.
125. Шкондин, М. В., Волкова, Н. И. Типология изданий / М. В. Шкондин, Н. И. Волкова. - М. : Аспект-Пресс, 1993.
126. Шмелева, Т. В. Медиатекст: парадоксы авторского начала / Т. В. Шмелева // Средства массовой информации в современном мире. -СПб., 2012.-265-267 с.
127. Шостак, М. И. Журналы России / М. И. Шостак. - М., 1995.
128. Щедрин Н. О литературе. - М. : Гослитиздат, 1952. - 550 с.
129. Эвентов, И. С. Демьян Бедный / И. С. Эвентов. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1953. -204 с.
130. Эвентов, И. С. Советская сатирическая литература / И. С. Эвентов. -Л., 1955.
131. Ямпольский, И. Г. Сатирические и юмористические журналы 1860-х гг. / И. Г. Ямпольский. - Л. : Издательство Ленинградского Университета, 1973. - 167 с.
132. Ямпольский, И. Г. Сатирическая журналистика 1860-х гг. Журнал революционной сатиры «Искра» (1859-1873) / И. Г. Ямпольский. -М. : Художественная литература, 1964. - 623 с.
133. Hodgart, Matthew. Satire: Origins and Principles. - New Jersey, USA : Transaction Publishiers, 2009. - 256 p.
134. Jan Chovanec , Isabel Ermida. Language and Humour in the Media. -Newcastle, UK : Cambridge Scholars Publishing, 2012. - 260 p.
135. Jane Ogborn, Peter Buckroyd . Satire (Cambridge Contexts in Literature). - Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2001. - 128 p.
136. James Scott. Satire: From Horace to Yesterday's Comic Strips. - Clayton, DE : Prestwick House, Inc., 2005. - 120 p.
137. Knight, Charles A. Literature of Satire. - Cambridge, UK : Cambridge University Press; First edition, 2004. - 340 p.
138. Krassner, Paul. Reality or satire, what's the difference? - New York, USA : New York Press, 2003. - 16 (35).
139. Martin, Rod A. The Psychology of Humor: An Integrative Approach. -Burlington, MA : Elsevier Academic Press. - 476 p.
140. Matthew J. Kinservik . Disciplining Satire: The Censorship of Satiric Comedy on the 18th-Century London Stage. - Burlington, MA : Bucknell University Press. - 301 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.