Социум Птолемеевского Египта как культурно-исторический феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Басалова, Наталья Станиславовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 230
Оглавление диссертации кандидат культурологии Басалова, Наталья Станиславовна
Введение.3
Глава I: Человек власти в социуме эллинистического
Египта.17
1.1. Образ правителя и царская власть в эллинистическом Египте.19
1.2. Идентификация элиты в эллинистическом Египте.49
1.3. Чиновник как субъект власти в эллинистическом
Египте.63
Глава II: Религиозная жизнь в социокультурной практике эллинистического Египта.78
2.1. Социокультурная деятельность Птолемеев в сфере религиозной жизни.80
2.2. Светская власть и жречество в социальной среде эллинистического Египта.107
Глава III: Культурно-историческая специфика повседневности эллинистического Египта.122
3.1. Культурологические особенности брака и семьи в эллинистическом Египте.125
3.2. Праздники и религиозные объединения греков и египтян в социуме эллинистического Египта.161
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Александрия Египетская как научный и культурный центр эллинистического мира2006 год, кандидат исторических наук Серова, Марина Юрьевна
Становление государственного аппарата в птолемеевском Египте: Кон. IV - нач. II вв. до н. э.2002 год, кандидат исторических наук Зарапин, Роман Валерьевич
Формирование и развитие культа бога Сараписа в Египте в III в. до н.э. - IV в н.э.2012 год, кандидат исторических наук Давыдова, Алла Борисовна
Формирование государства Селевкидов при Селевке I: политический и социально-экономический аспекты2011 год, кандидат исторических наук Смирнов, Святослав Викторович
Пергамское царство: Проблемы истории и государственного устройства2001 год, доктор исторических наук Климов, Олег Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социум Птолемеевского Египта как культурно-исторический феномен»
Благодаря объективной причине - значительной продолжительности существования Египта как самостоятельного государства, а также, вероятно, ввиду причины субъективной -трагического характера любовных отношений Антония и Клеопатры, -Египет уже долгое время привлекает внимание ученых. Исследователи старались понять механизм превращения державы Птолемеев в крупнейшую средиземноморскую империю, оценить роль и место Египта в системе эллинистических государств.
Птолемеевский Египет был одной из крупнейших эллинистических держав, обладавшей бесспорным могуществом и контролировавшей в восточной части Средиземноморья важнейшие морские и караванные пути, обеспечивавшие торговлю с Востоком. В период наивысшего политического могущества (20-е гг. III в. до н.э.) Египет являлся грозной империей. Уже Птолемей I владел, помимо собственно Египта, Киренаикой,* Кипром, Палестиной, Южной Сирией. При его ближайших преемниках влияние Египта распространяется на южную и западную части Малой Азии, побережье Фракии и Геллеспонта,* а также на острова Эгейского моря. Расширение территорий Птолемеями имело как масштабные социальные и культурные цели, связанные с созданием могущественной монархии в
Средиземноморском бассейне, так и локальные - обеспечение безопасности Египта от внешних врагов.
Династия Птолемеев царствовала в Египте более 250 лет. При первом разделе сатрапий Александром Македонским между диадохами* управление Египтом досталось Птолемею Лагу - полководцу и телохранителю Александра Македонского, одному из самых горячих и искренних поклонников его восточной политики. После смерти Это, а также последующие географические названия и термины см. в «Глоссарий» данной диссертации. великого полководца в 323 г. до н.э. Птолемею Лагу удалось утвердиться в Египте.1 Он стал царем Египта и основателем новой династии - династии Птолемеев (Лагидов) - и единственным из диадохов, умершим естественной смертью в 283 г. до н.э.
Нельзя не отметить, что отечественные и зарубежные исследователи концентрировали свое внимание, прежде всего, на изучении социально-экономических отношений и политической истории Птолемеевского Египта в Ш-1 вв. до н.э.; обращали внимание на особенности взаимодействия египетских и греческих форм управления, экономику Египта эллинистического времени, на итоги эллинизации Египта. При этом меньше внимания (особенно в отечественной историографии) уделялось культурно-антропологическим аспектам истории Птолемеевской державы: социальной и религиозной политике Птолемеев, нравственной характеристике представителей власти в Египте, жизни человека в семье. Поэтому актуальность исследования обусловлена малой разработанностью в отечественной научной традиции именно социокультурной проблематики жизни Птолемеевского Египта.
Цель: изучение социума Птолемеевского Египта как культурно-исторического феномена. Этим обусловлены и задачи исследования: определить нравственный образ правителя, охарактеризовать чиновника как субъект власти,выявить состав и роль элитарного слоя населения в эллинистическом Египте; рассмотреть социокультурную деятельность Птолемеев в сфере религиозной жизни, взаимодействие светской власти и жречества; определить культурологические особенности брака и семьи в эллинистическом Египте, изучить религиозные праздники и религиозные объединения в Египте как сферу социокультурного взаимодействия греков и египтян.
1 Эти и последующие годы правления указываются на основании: Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма: Пер. с нем. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. -С. 371.
Проблема исследования заключается в идентификации социокультурных процессов эллинистического Египта в аспекте власти (царь, чиновничество), религии (жречество, религиозные объединения) и семьи (включая систему брачных отношений).
Таким образом, объектом исследования является социум Птолемеевского Египта как культурно-исторический феномен, а предметом - стратификационные (социально-профессиональные и демографические), административные (с учетом вертикали от царя до чиновника) и религиозные составляющие социума Египта 323 — 30 гг. до н.э.
Материалом исследования послужили следующие группы источников:
1. Нарративные источники: произведения Апулея, Аристотеля, Афинея, Геродота, Герода, Диодора Сицилийского, Иосифа Флавия, Климента Александрийского, Павсания, Плиния Старшего, Полибия, Страбона, Феокрита, Юстина.
2. Документальные источники:
2.1 Папирологический материал: законодательные акты Птолемеев («Податной Устав» Птолемея Филадельфа, «Инструкция эконому», «Декреты человеколюбия» царя Птолемея VII и цариц Клеопатры II и Клеопатры III), конституция города Александрия «Дикайомата», делопроизводственная документация («архив Зенона», «Тебтюнисские папирусы»), эпистолярные источники (письма).
2.2 Эпиграфические памятники («Розеттский» декрет, «Канобский» декрет, эпитафии).
3. Археологические материалы, обнаруженные при раскопках египетских городов и поселений.2
См., например: Бадж Э.А.У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц: Пер. с англ. - М.: «Алетейа», 2001. - 527 е.; Petrie W. Naukratis: In II vol. / Ed. by W.M. Flinders Petrie. With chapters by C. Smith, E. Gardner and B.V. Head. - London: Trubner, 1884-1888. - V.
I. - 1884-1885. - 100 p. - V. II. - 1885-1888. - 92 p.; Wace A.J.B., Megaw A.H.S., Skeat T.C. Hermopolis
Источниками для изучения фактора пространства в данном исследовании послужили «не только тексты, но и ландшафт со всеми запечатленными на нем следами прошлого, названиями местностей, з расположением дорог, полей, жилищ».
Степень разработанности проблематики, обусловленной предметом и объектом исследования, определяется по двум направлениям:
1. Обобщающие труды по культурологическим аспектам истории эллинистической эпохи.
На рубеже XIX - XX вв., когда в хранилищах музеев Англии, Франции и США сконцентрировалось огромное количество папирологического материала и эпиграфических данных, перед зарубежными исследователями встала задача его систематизации в сборники и хрестоматии. Под руководством ведущих папирологов и историков того времени E.H. Адлера, A.C. Ханта, Ц.Ц. Эдгара были изданы многотомные сборники египетских папирусов. Одновременно зарубежные исследователи приступили к изданию монографий, в которых они излагали социально-экономическую и политическую историю эллинистических держав, в том числе и Птолемеевского Египта (А. Буше - Леклерк, У. Вилькен, И. Дройзен, П. Жуге, Дж. Ломброзо, Дж. Магаффи).
В отечественной историографии изданием обобщающих трудов по истории эллинистических держав занималось незначительное количество историков (А.Б. Ранович, М.И. Ростовцев, B.C. Сергеев), что было обусловлено ориентацией отечественных историков на исследование социально-экономических и политических проблем эллинизма, в том числе и Птолемеевского Египта. Акцент на экономическую и политическую проблематику определялся
Magna, Ashmunein. The Ptolemaic Sanctuary and the Basilica / By A.J.B.Wace, A.H.C. Megaw, T.C. Skeat. With the Assistance of Samy Shenouda. - Alexandria: Univ. Press, 1950. - 82 p.
Савельева И.М., Полетаев A.B. История и время: В поисках утраченного. - М.: «Языки русской культуры», 1997.-С. 134. господством марксистского подхода к изучению исторических процессов, который базировался на представлении об экономике как движущей силе развития истории.
2. Труды, посвященные частным, в том числе социально политическим и культурологическим, проблемам истории Птолемеевского Египта.
В связи с накоплением обширного папирологического материала, характеризующего эллинистический социум египетской монархии, с 40-х гг. XX в. в зарубежной историографии стало активно разрабатываться направление «социальной истории». Актуальными были исследование вопросов частноправовой тематики (организация суда, порядок оформления документации (Р. Таубеншлаг)) и рабовладения (характеристики этнического состава, условий труда рабов (Д. Кроуфорд, С. Померой)).
Зарубежные исследователи проявили повышенный интерес к исследованию эпохи эллинизма в рамках тендерной истории (X. Белл, Б. Ваттерсон, Дж. Линдси, К. Хопкинс).
В отечественной историографии в силу упомянутых причин первостепенными проблемами для исследования являлись институт рабства (Т.В. Блаватская, К.К. Зельин, H.H. Пикус), социальная стратификация общества Птолемеевского Египта (H.H. Пикус, В.В. Струве), взаимоотношения между царской администрацией, с одной стороны, и непосредственными производителями (земледельцами и ремесленниками) - с другой стороны (А.И. Павловская, А.Б. Ранович, И.С. Свенцицкая).
Основным направлением изучения социально-политической истории Египта эллинистической эпохи в зарубежной историографии стало выяснение роли политического деятеля в развитии эллинистических государств. Повышенный интерес у зарубежных историков вызывали конкретные личности: Александр Македонский, политическая деятельность которого ознаменовала наступление эпохи эллинизма (JL Тейлор, П. Фор, Ф. Шахермайр), и последняя египетская царица Клеопатра VII, правлением которой закончилось трехсотлетнее царствование династии Птолемеев в Египте (М. Грант, П. Деке, И. Френ, JI. Хьюз - Халлет).
Основным направлением изучения социально-политической истории Египта эллинистической эпохи в отечественной историографии стала тема исследования полиса на Востоке - организация управления, социально-экономические особенности эллинистического полиса, отличающие его от классического древнегреческого полиса (А. Ейне, Г.А. Кошеленко, А.Б. Ранович, И.С. Свенцицкая). Активно разрабатывался вопрос об экономических основах существования Птолемеевского государства (Ю.Н. Ливиненко, М.И. Ростовцев, М.М. Хвостов).
Основным направлением изучения непосредственно культурной истории Египта эллинистической эпохи стала сфера религии. Однако как в зарубежной, так и в отечественной историографии религия изучалась преимущественно через призму социально-экономической и социально-политической истории, что отразилось в трудах вышеназванных исследователей. Они освещали экономическую политику Лагидов по отношению к институту египетского жречества и храмовых поселенцев (К.К. Зельин, П. Левек, Г.М. Пригоровский, В.В. Струве, П. Фрейзер), анализировали культ греко-египетского божества Сараписа (Э. Беван, И.А. Ладынин, А.Б. Ранович, П. Фрейзер) и династический культ Птолемеев (Э. Беван, С. Померой, А.Б. Ранович, П. Фрейзер), освещали повседневную жизнь этнических групп в Птолемеевском Египте (А. Бауман, Э.Дж. Бикерман, К.К. Зельин, Г.М. Пригоровский), одновременно проявляя интерес и к их религиозным привязанностям.
Методологическую основу проведенного исследования составляет системно-функциональный подход к изучению социокультурных явлений и процессов. Культурная жизнь — явление сложное и многоплановое, поэтому она становилась объектом исследования целого комплекса общественных наук (истории, культурологии, политологии, философии, социологии). В связи с этим представляется возможным использование междисциплинарных методов в изучении социокультурного феномена (власти, религии, семьи). Базисным методом диссертации является структурный метод (К.К. Зельин, А.Ф. Лосев, H.H. Пикус, В.В. Струве). Его использование позволило провести анализ текстов имеющихся источников политического и экономического характера для выявления культурологической компоненты отношений эллинистического общества. Системный метод позволил выявить комплекс источников, которые затрагивают отдельные культурно-исторические проблемы изучаемой страны и эпохи (Э.Дж. Бикерман, П. Гиро, И.Г. Дройзен, В. Тарн). Синхронистический, сопоставительный и сравнительный методы позволяют также выявить специфику политической и социально-экономической организации как основы новых культурных интенций, характризующих развитие Птолемеевского государства по сравнению с другими эллинистическими монархиями (царствами Селевкидов и Атталидов) (А. Ейне, Р.В. Зарапин, Н. Кареев, Г.А. Кошеленко, П. Левек, А.Б. Ранович, МИ. Ростовцев, И.С. Свенцицкая). Использование диахронического метода при исследовании эпохи дает возможность оценить изменения в социальной и политической жизни Египта, которые произошли по сравнению с предшествовавшим фараоновским периодом (М.А. Коростовцев, И.А. Ладынин, H.H. Пикус, Б.А. Тураев, И.Ф. Фихман).
Вопреки традиционному подходу к изучению социально-политических структур древности, в диссертации представлена попытка рассмотрения социокультурных аспектов жизни Птолемеевского Египта с позиций «новой социальной истории», в центре внимания которой находятся отношения между людьми в обществе (в сфере семьи), между властью и обществом (в сфере административного управления, в сфере власти), образ человека власти.
Обращение к социальной истории связано с опытом реконструкции прошлого с помощью социологических методов (Т.В. Блаватская, А. Ейне, Г.С. Кнабе, А. Кравчук, П. Левек). В связи с этим появилась возможность идентифицировать дефиниции «социума» («общества») и «социальной среды».
Основополагающим для нас было определение, данное П. Сорокиным в 30-е гг. XX в. и характеризующее общество как совокупность взаимодействующих «индивидов с его социокультурными отношениями и процессами».4 Это определение социума было воспринято и расширено социологами и философами конца XX в. А.О.
Боронаевым, Н.И. Лапиным, Г.В. Осиповым, П.И. Смирновым. Так, Г.В. f
Осипов определял социум как «относительно устойчивую систему социальных связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемую силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д.».5 Общество эллинистического Египта в соответствии с названной методологией предстает как специфическая совокупность этнических (греки, египтяне, евреи), профессиональных (земледельцы, ремесленники, чиновничий аппарат) и социальных (лаой,* элита) групп, между членами которых возникали отношения противостояния или компромиссного сосуществования.
Социальная среда, в рамках которой взаимодействуют индивиды и группы людей, рассматривалась как «совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности».6 Обоснование социально-исторического конструктивного принципа было
4 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. / Под общ. ред. А.Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - С. 218.
5 Осипов Г.В. Общество // Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. акад. РАН СССР Г.В. Осипова. - Б.М.: Институт социологических исследований, 1995. - С. 469.
6 Налетова А.Д. Среда социальная // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА- М, 1998. - С. 532. учтено нами при делении социальной среды на макросреду (характер общественного разделения труда и вытекающая из него социальная структура общества) и микросреду (трудовой коллектив, семья). Использование данного подхода для изучения социальной среды эллинистического Египта, дало возможность рассмотреть ее как деятельностное взаимодействие групп социума в экономической, политической и духовной сферах, с одной стороны (макросреда), и индивидов в них между собой - с другой стороны (микросреда).
Сложность изучения предмета социальной истории не позволяет перечислить все характеристики, которые могут исчерпывающе описать общество и социальную среду, их организацию и отдельные группы. Во-первых, учет фактора исторического пространства позволяет сосредоточиться на изучении внешне постоянного и неизменного, но внутренне очень динамичного и подвижного — социокультурного феномена государства. Определенное общество с окружающей его социальной средой функционирует в определенном историческом пространстве.7 При этом само историческое пространство многозначно, оно содержательно и подвижно. Историческое пространство эллинистического Египта является «переходным», поскольку здесь происходило столкновение и скрещивание египетской и греческой культур.
Во-вторых, поскольку государство не статичный элемент культуры, возникает необходимость применения методов экономической истории (анализ имущественного положения отдельных слоев населения через призму циклического развития экономики) опирается на данные исторической статистики, особенно в изучении проблемы рабства.
7 Термин «историческое пространство» был использован И.М. Савельевой и A.B. Полетаевым в исследовании «История и время: В поисках утраченного»: «Предполагается, что время «заполнено» некоторыми событиями и мы лишь должны узнать, какими именно. В реальной истории время и пространство взаимосвязаны и не расчленены, историческое время всегда соотнесено с конкретным историческим пространством.» // Савельева И.М., Полетаев A.B. Указ. соч. С. 128.
В-третьих, ввиду того, что изучение социума и социальной среды страны неотделимо от рассмотрения общей политической истории, возникает необходимость в изучении проблемы взаимоотношения государства и общества, организации власти в обществе, культурного облика представителя власти.
Научная гипотеза состоит в следующих предположениях:
1. Изучение имеющей значительную традицию исследования, как в зарубежной, так и в отечественной историографии эпохи эллинизма может быть углублено за счет введения в научный обиход нового ракурса освещения данного периода -формирования представления о социуме эллинистического Египта как о культурно-историческом феномене.
2. Основными структурными единицами культурно-исторического феномена, каким является социум эллинистического Египта, определяются власть, религия и семья. Существенными аспектами феномена - политическое устройство, нравственные ценности и быт.
3. В основе культурно-исторического феномена эллинистического Египта находились два одновременно протекающих в данную эпоху процесса: процесс распространения бытовой и духовной культуры «победителей» (греков) в социальной среде «побежденных» (египтян) на макроуровне (структура социума, власти, религия) и микроуровне (семья, чиновничество, религиозные объединения), - и обратный процесс адсорбции социальной среды «побежденных» в социальную среду «победителей», который В. Богораз-Тан определял как «завоевание, ассимиляцию и прорыв» - активное проникновение варварской культуры в греческую. Как итог - ассимиляция элементов греческой и египетской культуры и быта при усложнении социального состава общества, что составляет сущность культурно-исторического феномена эллинистического
Египта.
Научная новизна диссертации определяется тем, что частные аспекты жизни эллинистического общества Египта рассматриваются как органическая составляющая развития социума фараоновского Египта. Социокультурный же подход к исследованию общества эллинистического Египта позволил по-новому осознать изменения, произошедшие в Египте после начала Птолемеевского владычества. В диссертации проведен анализ соответствия идеального нравственного и политического образа царя и чиновничества с их реальным портретом. Новизной отличается выдвинутый тезис о соответствии личности первых трех Птолемеев идеальным нравственным и политическим взглядам египетского общества о царе, наличии критериев профессиональной пригодности чиновников - финансистов. Предлагается также новый взгляд на проблему сосуществования греков и египтян: обосновывается тезис о наличии как конфликтных, так и компромиссных ситуаций в бытовой жизни греко-египетского общества, в отличие от общепринятого мнения о конфликтном сосуществовании греков и египтян в Египте.
Теоретическая значимость исследования определена тем, что до настоящего времени эллинистический Египет изучался только в исторической парадигме, причем, главным образом, в его частных деталях. Фундаментальные работы зарубежной историографии ориентированы на изложение политической и социально-экономической истории в большей степени, чем на анализ социокультурной истории Птолемеевского Египта. В связи с этим, данная диссертация представляет собой опыт по теоретическому обоснованию и систематизации социокультурной проблематики эллинистического общества Птолемеевского Египта.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы и результаты исследования могут способствовать дальнейшим исследованиям общества эллинистической эпохи, а также быть использованы при чтении спецкурсов и лекций, при проведении практических и семинарских занятий по проблемам, связанным с определением структуры эллинистических обществ. Собранный и проанализированный в диссертации исторический материал может найти применение не только в вузовском, но и в школьном преподавании истории древнего мира, с учетом интегративной научной и образовательной парадигмы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культурно-исторический феномен социума эллинистического Египта заключается в ассимиляции египетских и греческих традиций экономики, политической организации, социальной структуры и культурного опыта.
2. Культурно-исторический феномен общества эллинистического Египта получает новое освещение в связи с использованием иноэтничного критерия применительно к структурным единицам общества (институтам власти, религии и семьи).
3. Иноэтничность способствовала усложнению социальной и профессиональной стратификации египетского общества, а также расширению области знаний, составлявших профессиональную компетенцию чиновников, как представителей элиты.
4. Идеальный нравственный и политический образ царя частично соответствовал египетским представлениям о царе как благодетеле и защитнике, что было обусловлено личностными особенностями отдельных представителей Птолемеевской династии.
5. Религиозная жизнь входила в сферу интересов правителей Египта, опираясь на. отношение к религии как инструменту воздействия на население, с одной стороны, и характеризовалась имплицидным включением в повседневность жителей Египта, с другой стороны.
6. Семья и доминанта духовной жизни эллинистического Египта -религия - стали областями, консолидирующими полиэтничный социум Египта, чему способствовали заключение греко-египетских браков, религиозные объединения (существующие на базе старых египетских храмов и созданные по инициативе царской династии) и религиозные праздники.
Личный вклад. Работа представляет собой исследование социокультурной доминанты Египта в переходный момент, принципиально важный для судьбы местной культуры. Осуществлен социокультурный анализ фундаментальных структур древнеегипетской цивилизации - институтов власти, религии и семьи.
Апробация работы осуществлялась в ходе сообщений основных положений и результатов исследования в докладах на ежегодных чтениях, посвященных памяти К.Д. Ушинского, а также в ходе проведения учебных занятий в рамках курса «история культуры» на факультете русской филологии и культуры, и отражена в следующих публикациях:
1. Басалова Н.С. Взаимоотношения города и царской власти в Египте в эллинистическую эпоху // Литература, язык, культура: актуальные вопросы изучения и преподавания: Материалы конференции «Чтения им. К.Д. Ушинского». - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2002. - С. 135-140.
2. Басалова Н.С. Частная жизнь египтян в эллинистический период: правовое регулирование брачно-семейных отношений в Ш-1 вв. до н.э. // Филология, культурология, речевая коммуникация:
Материалы международной конференции «Чтения Ушинского». -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. - С. 214-221. 3. Басалова Н.С. Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен // Ярославский педагогический вестник: научно - методический журнал. - 2003. -№4 (37).-С. 16-25.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, библиографии и списка сокращений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Две коптские рукописи из Наг Хаммади как источник по изучению связей гностицизма и религии Древнего Египта1984 год, кандидат исторических наук Грицай, Светлана Ивановна
Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков2011 год, кандидат искусствоведения Дубровина, Вера Александровна
Мусей в культурном наследии Античности2003 год, кандидат культурологии Поршнев, Валерий Павлович
Анатолийское этнополитическое койне и особенности эллинизма в Малой Азии: на примере Вифинского царства2006 год, доктор исторических наук Габелко, Олег Леонидович
Миф об Исиде и Осирисе в греко-римской и позднеантичной традиции2004 год, кандидат исторических наук Васильева, Ольга Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Басалова, Наталья Станиславовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования было установлено, что особенности социума эллинистического Египта как культурно-исторического феномена заключаются в ассимиляции греческих и египетских традиций экономики, политической организации, социальной структуры, религиозной жизни, что привнесло значительные изменения в социокультурную организацию египетского общества.
Определяющую роль в формировании историко-культурного феномена, каким является социум Птолемеевского Египта,, сыграл иноэтничный критерий. Египет после распада империи Александра Македонского и становления его в качестве независимого государства явился территорией ярко выраженного столкновения двух цивилизаций - динамично развивающейся греческой и консервативной египетской. Тщательно продуманная политика Птолемеев и стремление новых правителей воплотить идею космополитизма Александра Македонского в жизнь создало почву для культурного сближения греков и египтян. На уровне власти это выразилось в расширении элитарного слоя населения Египта, достаточно определенной профессиональной стратификации египетского общества и увеличении области знаний, составлявших профессиональную компетенцию чиновников; на уровне института религии - в наличии религиозных объединений, в число членов которых могли входить как греки, так и египтяне, и утверждении религиозных праздников, отмечаемых греко-египетским населением Египта и ставших составной частью культуры повседневности; на уровне семьи — в наличии греко-египетских браков, вызывавших естественную ассимиляцию коренного и пришлого населения.
Изучение института власти в эллинистическом Египте показало, что иноэтничный критерий способствовал эволюции восприятия царя ближайшим окружением и египетским населением в указанную эпоху. Иноэтничность нашла свое выражение в том, что идеальный нравственный и политический образ царя лишь частично соответствовал египетским представлениям о правителе как благодетеле и защитнике. Это было обусловлено личностными особенностями некоторых представителей Птолемеевской династии и определяло более интенсивное разрушение ореола божественности царской власти в эллинистическую эпоху по сравнению с предшествующим фараоновским периодом.
Исследование религиозной жизни в эллинистическом Египте позволило констатировать, что религия входила в сферу интересов Птолемеев как инструмент идеологического воздействия на население. Социокультурная политика Птолемеев характеризовалась толерантностью к религиозным традициям завоеванной страны. Одновременно происходил синтез греческой и восточной религий, способствовавший усилению элемента эзотеризма в греческой религии и расширению круга почитателей восточных божеств. Синкретизация греческих и восточных культов создала идеологическую почву для введения общегосударственного культа Сараписа, ставшего первым шагом к введению монотеизма на Востоке.
Таким образом, культурно-историческая уникальность социума эллинистического Египта получает в диссертации новое освещение, что связано с использованием иноэтничного критерия применительно к основным структурным единицам общества - институтам власти, религии и семьи. Изучение вышеперечисленных уровней общественной стратификации позволяет выявить пути идеологического сближения греков и египтян, которые консолидировали полиэтничный социум Египта эллинистической эпохи.
ГЛОССАРИЙ
Адельфы - «любящие друг друга брат и сестра» // Images and Ideologies: Self - Definition in the Hellenistic World / Ed. by A/ Bulloch et al. - Berkley: Univ. of California Press, 1993. - P. 60.
Анахоресис - форма борьбы: бегство с места работы или жительства с целью уклонения от налогов и повинностей в пользу царской казны // Хрестоматия по истории Древней Греции: Учеб. пособие. / Под ред. Д.К. Калл истова. - М. : Мысль, 1964. - С. 660.
Антиграфей — в эллинистическом Египте чиновник, ведавший контролем и учетом налоговых поступлений // Хрестоматия. С. 661. Архифилакит - полицейский чиновник в номе // История Древнего мира. Расцвет Древних Обществ. Эллинистический Египет -www.historic.ru/books/item/fÖ0/s00/z/0000002/stl6.shtml. Арура — греческая мера площади, равная 0,2 га // Хрестоматия. С. 662. Артаба — мера сыпучих тел в Египте, равная 39,3 л // Хрестоматия. С. 662.
Басиликон - царская казна // Фихман И.Ф. Введение. С. 173. Гетеры - женщины различных социальных рангов, ведущие свободный, независимый образ жизни. Известные гетеры были, как правило, хорошо образованны, знали музыку, философию, литературу и т.д., играли заметную роль в обществе // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 153. Гиматий - верхняя одежда в форме плаща для мужчин и женщин, изготовленная из шерсти или льняной ткани // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001.-С. 155.
Гимнасиарх - богатый гражданин, обязанностью которого было содержать на собственный счет гимнасии // Хрестоматия. С. 665. Гипостиль - большой зал храма или дворца с многочисленными, тесно поставленными колоннами // Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, A.A. Гусев, Н.М. Ланда и др. - М.: Издат. дом «Экономическая газета», 1995. - С. 172.
Горписайос - отрезок времени, приходившийся на 25 июля - 23 августа // Фихман И.Ф. Введение в документальную папирологию. - М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1987. - С. 108. Декрет — постановление верховной власти // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 3-е изд., стереотипное. - М.: «АЗЪ», 1995.-С. 154.
Демы - территориальные округа // Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. В 2-х т. - М.: ЗАО Центрполиграф, 1998. -Т. 1.-С.212.
Диадохи - крупные полководцы, сподвижники Александра Македонского, боровшиеся после его смерти (323 г. до н.э.) за верховную власть и раздел его империи // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001.-С. 214.
Диойкет - административно-финансовая должность в греко-римском Египте. В Птолемеевском Египте диойкет - второе лицо после царя // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 216.
Диос — отрезок времени, приходившийся на 29 (30) августа - 27 сентября // Фихман И.Ф. Введение. С. 108.
Диптих - у древних греков и римлян две сложенные вместе дощечки для письма, покрытые с внутренней стороны воском // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 218.
Драхма - греческая весовая и денежная единица различного достоинства. Масса афинской серебряной драхмы составляла 4, 36 г. (1 Д. = 6 оболам) // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 223. Дюстрес - отрезок времени, приходившийся на 27 декабря - 25 января // Фихман И.Ф. Введение. С. 108.
Каннелюры - декор колонн, образованный вертикальными, близко расположенными желобками (в поперечном сечении имеющими форму дуги) // Аполлон. С. 236.
Капитель - пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузке от архитрава и других расположенных выше частей здания // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 2-х т. / Гл. ред. В.М. Полевой. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - Т. 1. - С. 307. Каппадокия - древнее название области в центральной части Малой Азии // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 310. Кифара - струнный щипковый музыкальный инструмент древних греков, родственный лире // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 340. Кома - «деревня» // Фихман И.Ф. Введение. С. 175. Комограмматевс - писец в эллинистическом Египте (деревенский писарь) // Хрестоматия. С. 670.
Коптос — древнеегипетский город (в районе современного селения Куфт) // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 353. Космополитизм - теория, обосновывающая отказ от национальных традиций и культуры, отрицающая государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода // Социологический энциклопедический словарь. На. рус., англ., нем., франц. и чешском языках / Редактор - координатор академик РАН Г.В. Осипов. — М. -Издательская группаНОРМА-ИНФРА-М, 1998.-С. 147. Лаой - основная масса местного населения в эллинистическом Египте и царстве Селевкидов, жившая, в - деревнях - «комах» и занятая преимущественно обработкой царской земли // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001.-С. 369.
Логевт — сборщик податей // Зельин К.К. Исследования по истории земельных отношений в Египте III-II в.в. до н.э. — М.: Изд-во АН СССР, 1960.-С. 353.
Локоть - греческая мера длины, равная приблизительно 0, 46 м // Хрестоматия. С. 672.
Махимой - низший разряд воинов в эллинистическом (Птолемеевском) Египте. Махимой комплектовались из бедных крестьян - общинников // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 401.
Мастаба - современное название гробниц древнеегипетской знати эпохи Древнего царства // Советская Историческая энциклопедия: в 16-ти т. / Гл. ред. Е.М. Жуков. - М.: Советская энциклопедия, 1961. —Т. 9. -С. 171.
Метрет — греческая мера жидкостей, равнявшаяся приблизительно 39, 5 л// Хрестоматия. С. 673.
Мимиамб (мимиямб) - короткие, импровизированные бытовые сценки, разыгрываемые исполнителем из народа, написанные хромым ямбическим размером и основывающиеся на богатой мимике и бурной жестикуляции актера // Гладкий В.Д. Древний мир. 1998. - Т. 1. - С~ 54.
Мисты — «посвященные», которые участвовали в мистериях // Гладкий В.Д. Древний мир. 1998. - Т. 1. - С. 418.
Наос - внутренняя часть храма, где стояло культовое изображение почитаемого божества // Гладкий В.Д. Древний мир. 1998. - Т. 1. - С. 436. л ■. • • •
Неопифагореизм — философско - религиозное течение второй половины Г в. до Н.Э.-ПГ в. н.э., соединившее в себе этические и догматические принципы древнего пифароейства с платонизмом и некоторыми элементами учения Стой и аристотелизма // Словарь античности: Пер. с нем. - М.: Эллис Лак; Прогресс, 1989. - С. 377.
Обол - серебряная, а впоследствии медная монета в Древней Греции (1/6 драхмы). Вес серебряного аттического обола составлял около 0, 73 г // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 453.
Папремис - город и округ на востоке нильской долины. Цит. по: Стратоновский Г.А. Примечания // Геродот. История в 9-ти книгах: Пер. с греч. - М.: Ладомир, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - С. 720.
Пауни - отрезок времени, приходившийся на 26 мая - 24 июня // Фихман И.Ф. Введение. С. 108.
Пилон — глухая, суживающаяся кверху башня перед входом в древнеегипетский храм: два пилона с порталом между ними образовывали фасад храма // Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. A.M. Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997. - С. 444.
Плефр - греческая мера длины, равная 30, 83 метра // Хрестоматия. С. 677.
Политевма - объединение людей по этническому признаку, находящихся вне родины и пользующихся религиозной и административной автономией // Советская историческая энциклопедия: В 16-ти т. / Под ред. Е.М.Жукова. - М.: Советская энциклопедия, 1968. -Т. 11. - С. 274.
Пронаос - предхрамие, помещение у двери в наос, где располагалась статуя божества // Аполлон. С. 482.
Пропилеи - в Древней Греции парадные ворота, оформляющие вход на территорию храма и образованные колоннами, перекрытыми антаблементом // Аполлон. С. 444.
Синод - ежегодные сборы жрецов для обсуждения хозяйственных и религиозных вопросов жизни храмов в римско-католической церкви так назывался церковный собор, созываемый для обсуждения и разрешения церковных дел // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 82 т. - Спб.: Типограф1я Акц. Общ. Брокгауз - Ефрон, 1900-1904.-Т. 30.-С. 43-44.
Систр — древнеегипетская трещотка, состоящая из скобы, на которую были нанизаны металлические пластинки // Словарь античности: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989. - С. 704.
Статер - золотая или серебряная монета, имевшая хождение в различных государствах греческого мира; достоинство золотого статера обычно равнялось 20-24 драхмам//Хрестоматия. С. 679. Стилобат - в античной архитектуре каменные плиты под колоннами // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - 2-е изд., прераб. и доп. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия»; Спб.: «Норинт», 1997.-С. 1151.
Стратег - военачальник, главнокомандующий в Древней Греции, выполнявший также финансовые и судебные функции по военным делам и ведавший вопросами внешней политики. В греко-римском Египте стратегами называли правителей номов // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. -С. 612.
Талант - заимствованная греками с Востока единица веса, употреблявшаяся главным образом для ценных металлов и ставшая поэтому также денежной единицей, равной 6 ООО драхм. Вес эгинского таланта был около 36 кг, а аттического - 26, 2 кг// Хрестоматия. С. 680.
Тессароконтера - сорокавесельный корабль длиной в 280 футов, шириной в 38 футов и вышиной до носа в 48 футов // Сергеев B.C. История Древней Греции / Под ред. проф. H.A. Машкина и проф. A.B. Мишулина. - 2-е изд. (посмертное), испр. и доп. - М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1948. - С. 454. Топограмматевс - писец в сельской местности эллинистического Египта (писец топархии) // Фихман И.Ф. Введение. С. 192. Тот - отрезок времени, приходившийся на 29 (30) августа - 27 сентября // Фихман И.Ф. Введение. С. 108.
Урей - священная змея из породы ная, аспид. Сделанная из золоченого дерева или металла, прикреплялась к головному убору на лбу царей или богов или их статуй // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: В 82-х т. - Т. 34а. - С. 905.
Фаофи - отрезок времени, приходившийся на 28 сентября - 27 октября // Фихман И.Ф. Введение. С. 108.
Фила - основное подразделение гражданского коллектива в греческом полисе, по своему происхождению восходит к родовому обществу. Она состояла из нескольких фратрий, образовывала культовое сообщество со своими собственными жрецами, в периоды войны представляла собой воинское подразделение // Гладкий В.Д. Древний мир. 1998. - Т. 2. - С. 214.
Фратрия - наименование родовых объединений в Древней Греции // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 684.
Хитон - древнегреческая мужская и женская одежда в виде рубашки из льна или шерсти. По бокам иногда сшивался, на плечах скреплялся застежкой или завязками, по талии перетягивался поясом // Большая Советская энциклопедия. Т. 28. - С. 295.
Хоах - отрезок времени, приходившийся на 27 ноября - 26 декабря // Фихман И.Ф. Введение. С. 108.
Эконом - в эллинистическом Египте правительственный чиновник, которому были подведомственны финансовые дела и дела по управлению хозяйством в номах // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. -С. 751.
Энкомий - хвалебное стихотворение в буколическом жанре // Гладкий В.Д. Древний мир. С. 758.
Эпигоны - сыновья диадохов, боровшиеся за власть в III в. до н.э. // Большая Советская энциклопедия. Т. 16. - С. 558. Эпистат - в греко-римском Египте был руководителем судебных и полицейских органов области, в Птолемеевском государстве - царский чиновник, осуществлявший контроль над имуществом храмов // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001.- С. 763.
Эфебы - в Афинах и некоторых других греческих полисах особая возрастная категория граждан, в которую зачислялись юноши, достигшие совершеннолетия, после внесения их в гражданские списки по делам и принесения присяги, для прохождения двухлетнего военного обучения. С конца IV в. до н.э. в положении эфебов произошли значительные изменения: прохождение эфебии перестало быть обязательным для всех граждан и сократилось до одного года, а также утратило военный характер и приобрело характер общеобразовательной школы для наиболее богатой и знатной молодежи // Гладкий В.Д. Древний мир. 2001. - С. 771.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Басалова, Наталья Станиславовна, 2004 год
1. Апулей. Метаморфозы и другие сочинения: Пер. с лат. М.: Изд-во «Художественная литература», 1988. - 398 с.
2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Минск: Литература, 1998. 1391 с.
3. Арриан. Поход Александра: Пер. с греч. М.: «Миф», 1993. -271 с.
4. Геродот. История в девяти книгах: Пер. с греч. М.: «Ладомир», «Act», 1999. - 740 с.
5. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Греческая мифология: Пер. с древнегреч. М.: «Лабиринт», 2000. - 224 с.
6. Иосиф Флавий. Иудейская война: Пер. с греч. Мн.: Беларусь, 1991.-512 с.
7. Иосиф Флавий. Иудейские древности: Пер. с греч. В 2-х т. -Спб.: Типо Литография А.Е. Ландау. - Т. 1. - 717 е.; Т.2. - 420 с. с прилож. 52 с.
8. Книги Маккавейские (II-III) // Библия: В 2-х т. Духовное просвещение, 1991.-Т.2.-С. 164-199.
9. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам: Пер. древнегреч. Спб.: Изд-во РГХИ, 1998. - 206 с.
10. Менандр. Комедии. Герод. Мимиамбы: Пер. с древнегреч. М.: Изд-во «Художественная литература», 1964. - 319 с.
11. Павсаний. Описание Эллады: В 2-х т. Пер. с древнегреч. С.П. Кондратьева. Спб.: «Алетейя», 1996. - Т. 1. - 336 е.; Т. 2. - 538 с.
12. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Изд. подгот. Г.А. Таронян. М.: Ладомир, 1994. - 941 с.
13. Плутарх. Застольные беседы: Пер. с греч. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1990. - 592 с.
14. Полибий. Всеобщая история: В 3-х т. Пер. с греч. М.: Издание А.Г. Кузнецова, 1895, 1899. - Т. 1. - 1895. - 805 е.; Т. 2. - 1899. -789 е.; Т. 3.-1899.-784 с.
15. Страбон. География: Пер. с греч. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1964. - 943 с.
16. Тацит. Сочинения: Пер. с греч. В 2-х т. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1969. - Т. 1. — 444 е.; Т. 2.-370 с.
17. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы: Пер. с древнегреч. М.: АН СССР, 1958. - 326 с.
18. Юстин. Эпима сочинения Помпея Трога «Historiae Phillipicae»: Пер. с древнегреч. // ВДИ. 1954. - №2. - С. 183-203; 1954. - №3. -С. 193-251; 1954.-№4.-С. 187-239.
19. The Adler Papyri. The Greek Texts / Ed. by E. N. Adler, J. C. Tait and F.M. Heihelheim. London, Milford: Oxford University press, 1939.-118 p.
20. History Sourcebook: Athanaeus (fl. C. 200 CE): The Great Spectacle and Procession of Ptolemy II Philadelphias, 285 ВСЕ -www.fordham.edu/halsal/ancient/285ptolemyll.html
21. OGIS № 90 «Розеттский» декрет. // Хрестоматия по истории Древней Греции: Учеб. пособие / Под ред. Д.П. Каллистова. — М.: «Мысль», 1964. С. 580-583.
22. P. Hal. 1 «Дикайомата». // The Ptolemaic Legal and Judicial System www.columbia.edu/itc/classics/bagnall/3995/readings/b-d2-7.htm
23. Pap. Tebt., № 5 Декреты «Человеколюбия» царя Птолемея VII и цариц Клеопатры II и Клеопатры III. // Хрестоматия. С. 585— 590.
24. Pap. Tebt., № 703 «Инструкция эконому». // Хрестоматия. С. 577-580.
25. Papyrus Revenue Laws, SB, Bh. 1 «Податной Устав» Птолемея Филадельфа. //Хрестоматия. С. 559-574.
26. Petrie W. Naukratis: In II vol. / Ed. by W.M. Flinders Petrie. With chapters by C. Smith, E. Gardner and B.V. Head. London: Trubner, 1884-1888. - V. I. - 1884-1885. - 100 p. -V. II. - 1885-1888. - 92 p.
27. Select Papyri: In IV vol. / Transl. by A.S. Hunt and C.C. Edgar. -London, Gambridge: Harvard Univ. Press, 1970. V. I-II. - 452 p.; V. III-IV. - 618 p.
28. Sharpe S. The Decree of Canopus in Hieroglyphic and Greek with Translations and an Explanation of the Hierogliphical Characters -London: John Russel Smith, 36, SOHO SQUARE, 1870 120 p.
29. Text of Rosetta Stone http://www.pwl.netcom.com
30. The Tebtunis Papyri: In IV vol. / Grenfell B.P., Hunt A.S., Smyly J.G., Edgar C.C. London: Flowde, 1902-1952.1. Литература:
31. Античная цивилизация: Сб. статей / Отв. ред. В.Д. Блаватский. М.: Изд-во «Наука», 1973. - 271 с.
32. Античность и средневековье Европы: Межвуз. сб / Под ред. И.Л. Маяк, А.З. Нюркаевой. Пермь: Пермский Университет, 1996.-Вып. 3.-279 с.
33. Бадж Э.А.У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц: Пер. с англ. М.: «Алетейа», 2001.-527 с.
34. Бадж Э.А.У. Амулеты и суеверия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук: Веклер, 2001.-383 с.
35. Байбаков Е. И. К вопросу о Сараписе. Отпеч. по: «Богословский Вестник». 1915. - Т. 2. - июль - август. — С. 602612.
36. Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. Харьков: Типография « Печатное дьло», 1914. - 27 с.
37. Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма: Пер. нем. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982. -391 с.
38. Бикерман Э. Дж. Государство Селевкидов: Пер. с фр. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1985. -264 с.
39. Бикерман Э. Дж. Евреи в эпоху эллинизма. М. - Иерусалим: Совместный издательский проект «Bibliotheca Judaica», серия «Современные исследования», 2000.-381 с.
40. Блаватская Т.В., Голубцова Е.С., Павловская А.И. Рабство в эллинистических государствах в III-I вв. до н.э. М.: «Наука», 1969.-323 с.
41. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М.: Наука, 1983. - 325 с.
42. Боннар А. Греческая цивилизация: в 3-х т. Пер. с фр. М.: Искусство, 1995.-Т. 1.-266 е.; Т. 2.-331 е.; Т. 3.-399 с.
43. Бузескул В.П. Античность и современность: Сб. статей. 3-е изд. - JL: Наука и школа, 1924. - 143 с.
44. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков: Пер. с последн. фр. издания. Репринт, издание 1913-1914. - М.: НИЦ «Ладомир», Б.г. (1994). - [672] е., разд. пар.
45. Государство, политика и идеология в античном мире: Межвуз. сб. / Отв. ред. Э.Д. Фролов. Л.: ЛГУ, 1990. - 199 с.
46. Грант М. Клеопатра. Последняя из Птолемеев: Пер. англ. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. - 349 с.
47. Деке П. Клеопатра: Пер. с фр. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.-320 с.
48. Дройзен И.Г. История эллинизма: В 3-х т. М.: К.Т. Солдатенков, 1890-1893. - Т. 1. -400 е.; Т. 2.-513 е.; Т. 3. - 503 с.
49. Египет: земля фараонов: Пер. с англ. М.: «ТЕРРА», 1997. -168 с.
50. Ейне А. Полисы в системе государства Птолемеев (III в. до н.э.): Дисс. . канд. ист. наук. -М., 1970. 341 с.
51. Женщина в античном мире: Сб. статей / Отв. ред. Л.П. Маринович, С.Ю. Сапрыкин. М.: «Наука», 1995. - 275 с.
52. Зарапин Р.В. Становление государственного аппарата в Птолемеевском Египте: (кон. IV—II вв. до н.э.): Дисс. . канд. ист. наук.-М., 2002.-382 с.
53. Зельин К.К. Исследования по истории земельных отношений в Египте II—I вв. до н.э. М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 467 с.
54. Зельин К.К., Трофимова М.К. Формы зависимости в восточном Средиземноморье эллинистического периода. М.: Изд-во «Наука», 1969. - 244 с.
55. История Древней Греции: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Кузищина.- 2-е изд., перераб. и доп. М: Высшая школа, 1996. -398 с.
56. Источниковедение древней Греции (эпоха эллинизма): Учеб. пособие для ист. спец. вузов. М.: Изд-во Московского университета, 1982. - 239 с.
57. Каждан А.П. Как человек создал бога. М.: «Советская Россия», 1959.-101 с.
58. Кареев Н. Монархии Древнего Востока и греко-римского мира. Очерк политической, экономической и культурной эволюции древнего мира под господством универсальных монархий. Спб.: Типография М. Стасюлевича, 1904. - 395 с.
59. Климин А.И. Греция и Египет в архаическую эпоху. Проблемы политического, экономического и культурного взаимодействия: Автореф. . канд. ист. наук. Спб., 2001. -25 с.
60. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. Спб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 2000. - 463 с.
61. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом востоке. -М.: «Наука», 1979.-295 с.
62. Кравчук А. Закат Птолемеев: Пер. с польск. М.: «Наука», 1973.-216 с.
63. Кун Н. Предшественники христианства (Восточные культы в Римской империи). М.: Издание Товарищества «Мир», 1922.— 155 с.
64. Ладынин И.А. Александр Македонский и Египет: (проблемы греко-египетского взаимодействия в эпоху генезиса эллинизма): Дисс. . канд. ист. наук. -М., 1998. 343 с.
65. Левек П. Эллинистический мир: Пер. с фр. М.: «Наука», АН СССР, Институт Востоковедения, 1989.-251 с.
66. Ливрага X. Фивы: Пер. с исп. М.: «Новый Акрополь», 1897. -158 с.
67. Литвиненко Ю.Н. Хозяйство диойкета Аполлония: (взаимодействие греческих и восточных начал): Дисс.канд. ист. наук. М., 1990.-307 с.
68. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм М.: Искусство, 1979. - 815 с.
69. Монте П. Египет Рамзесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов: Пер. с фр. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1989. - 376 с.
70. Пикус H.H. Царские землевладельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте III в. до н.э. М. Изд-во Московского университета, 1972. - 253 с.
71. Проблемы социально-экономической истории древнего мира: Сб. статей памяти А.И. Тюменева. / Под ред. В.В. Струве и др. -M.-JL: Изд-во АН СССР, Ленинградское отделение, 1963. 375 с.
72. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. -382 с. '
73. Савельева И.М., Полетаев A.B. История и время: В поисках утраченного. М.: «Языки русской культуры», 1997. - 800 с.
74. Свенцицкая И.С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. М.: Высшая школа, 1963. - 65 с.
75. Сергеев B.C. История Древней Греции / Под ред. проф. H.A. Машкина и проф. A.B. Мишулина. 2-е изд. (посмертное), испр. и доп. - М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1948. - 550 с.
76. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.: Изд-во «Наука», 1972.-214 с.
77. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. / Под общ. ред. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
78. Спенсер Г. Основания социологии: В 2-х т. Пер. с англ. Спб.: Изд-е И.И. Билибина, 1876-1877. - Т. 1. - 432 е.; Т. 2. - 707 с.
79. Тарн В. Эллинистическая цивилизация: Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. литературы, 1949. - 372 с.
80. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. -622 с.
81. Тураев Б.А. Древний Египет. Спб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 2001.- 189с.
82. Тураев Б.А. Древний Египет. Пг: Изд-во «Огни», 1922. - 177 с.
83. Фихман И.Ф. Введение в документальную папирологию. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1987. - 528 с.
84. Фор П. Александр Македонский: Пер. с фр. М.: «Молодая гвардия», 2001. - 444 с.
85. Френ И. Клеопатра, или неподражаемая: Пер. с фр. М.: «Молодая гвардия», 2001. -479 с.
86. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. - 831 с.
87. Хрестоматия по истории Древней Греции: Учеб. пособие. / Под ред. Д.К. Каллистова. М.: Мысль, 1964. - 696 с.
88. Хьюз-Халлет JL Клеопатра: Правда, легенда, ложь: Пер. с англ. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. - 400 с.
89. Шалимов O.A. Образ идеального правителя в Древнем Риме в середине 1-го начале 11-го века н.э. - М.: ИВИ РАН, 2000. - 185 с.
90. Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л.: АН СССР, «Наука», Ленинградское отделение, 1988. - 207 с.
91. Шофман A.C. Распад империи Александра Македонского. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. 224 с.
92. Эйльдерман Г. Миф и религия. (Первобытная мифология в материалистическом освещении). Сказки австралийских туземцев: Пер. с нем. / Под ред. И. Шпицберга. М.: Атеист, 1926. - 74 с.
93. Эллинизм: восток и запад: Сб. статей / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: АН СССР, «Наука», Институт всеобщей истории, 1992.-383 с.
94. Эллинизм: экономика, политика, культура: Сб. статей / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: «Наука», Институт всеобщей истории, 1990.-372 с.
95. Яйленко Г.А. Греческая колонизация VII—III вв. до н.э. (по данным эпиграфических источников). М.: АН СССР, Институт всеобщей истории, изд-во «Наука», 1982. - 312 с.
96. Bevan Ed. A History of Egypt under the Ptolemaic Dynasty. -London: Methuen, 1927. 409 p.
97. Bowman A.K. Egypt after the Pharaohs. 332 B.C.-642 A.D. -London: British Museum Press, 1996. 270 p.
98. Bouché Leclercq A. A Histoire des Lagides: In 4 vol. - Paris, 1903 -1907. - V. I. - 372 p.; V. II. - 365 p.; V.III. - 370 p.; V. IV. -372 p.
99. Cary M. A History of the Greek World from 323 to 146 B.C.: With Maps / Ed by M. Cary. London: Methuen &Co. LTD 36 Essex Street W.C., 1932.-448 p.
100. Crawford D.J. Studies in Ptolemaic Memphis / Ed. by D.J. Crawford, J. Quaegebeur, W. Clarysse. Louvain, 1980. - 144 p.
101. Egypt and the Hellenistic World: Proceedings of the Intern. Colloquium, Leuven, 24-26 May, 1982 / Ed. by E. Van't Dack et al. -Louvanii, 1983.-412 p.
102. Fraser P. Ptolemaic Alexandria: In 3 vol. Oxford: The Clarendon Press, 1972. - V. I. - 812 p.; V. II. - 1116 p.; V. III. - 155 p.
103. Hellenistic Constructs: Essays in Culture, History and Historiography / Ed. by P. Cartledge, P. Garnsey, E. Gruen. London: University of California Press, 1997. - 292 p.
104. Hôlbl G. A History of the Ptolemaic Dynasty: Transi, from German. London, New York: Taylor & Francis Group, 2001. - 257 p.
105. Jouguet P. L'impérialisme macédonien et l'hellénisation de l'Orient. Paris, 1926. - 547 p.
106. Images and Ideologies: Self Definition in the Hellenistic World / Ed. by A. Bulloch et al. - Berkley: Univ. of California Press, 1993. -414 p.
107. Legal Documents of the Hellenistic World: Papers from a Seminar arranged by the Inst, of Classical Studies, the Inst, of Jewish Studies and the Warburg Institute. February to May, 1986. / Ed. by
108. M.J. Geller. London: University of London. The Warburg Univ. -254 p.
109. Lewis N. Greeks in Ptolemaic Egypt: Case Studies in the Social History of the Hellenistic World. Oxford: The Clarendon Press, 1986. -182 p.
110. Lindsay J. Cleopatra. London: Constable, 1971. - 560 p.
111. Lumbroso G. Recherches sur l'économie politique de L'Egypte sous les Lagides. Turine, 1870. - 280 p.
112. Mahaffy J.P. Under the Ptolemaic Dynasty / By J.P. Mahaffy. -London: Methuen, 1895. 261 p.
113. Pestman P.W. Marriage and Matrimonial Property in Ancient Egypt. Leiden, 1961.-221 p.
114. Pomeroy S. Women In Hellenistic Egypt: From Alexander to Cleopatra. New York: Schocken books, 1984. - 241 p.
115. Pomeroy S. Families in Classical and Hellenistic Greece. Representations and Relatives. Oxford: The Clarendon Press, 1997 -261 p.
116. Rostovtzeff M. The Social and Economic History of the Hellenistic World: In 3 vol. / Ed. by M. Rostovtzeff. Oxford: The Clarendon Press, 1941. - V. I. - 602 p.; V. II. - 710 p.; V. III. - 467 p.
117. Samuel A. From Athens to Alexandria: Hellenism amd Social Goals in Ptolemaic Egypt. Lovani, 1983. - 130 p.
118. Taubenschlag R. The Law of Graeco-Roman Egypt in the Light of the Papyri (332 B.C.-640 A.D.). New York: Herald Square Press, 1944.-485 p.
119. Wace A.J.B., Megaw A.H.S., Skeat T.C. Hermopolis Magna, Ashmunein. The Ptolemaic Sanctuary and the Basilica / By A.J.B. Wace, A.H.C. Megaw, T.C. Skeat. With the Assistance of Samy Shenouda. Alexandria: Univ. Press, 1950. - 82 p.
120. Walbank F. The Hellenistic World. Brington: The Harvester Press, 1981.-287 p.
121. Watterson B. Women in Ancient Egypt. New York: Sutton Publishing, 1991.-201 p.1. Статьи:
122. Борухович В.Г. Папирусные свидетельства об организации и продаже харты в Египте времени Птолемеев // Проблемы социально-экономической истории древнего мира: Сб. статей памяти А.И. Тюменева. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 271288.
123. Бузескул В.П. Государство эллинистической эпохи // Бузескул В.П. Античность и современность: Сб. статей. — 3-е изд. Л.: Наука и школа, 1924. - С. 72-82.
124. Бьюн Л.С. Этноязыковая ситуация на эллинистическом Востоке // Эллинизм: восток и запад: Сб. статей / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: АН СССР, «Наука», Институт всеобщей истории, 1992.-С. 263-279.
125. Гельман З.Е. Антоний и Клеопатра: О египетской царице. // Кентавр. 1994. - №2. - С. 140-148.
126. Головина В. А. «Жена царева великая Нефертари Меритенмут» // Женщина в античном мире: Сб. статей / Отв. ред. Л.П. Маринович, С.Ю. Сапрыкин. М.: «Наука», 1995. - С. 8-44.
127. Григорьева Н. Метаморфозы, или золотой осел // Апулей. Метаморфозы и другие сочинения: Пер. с лат. М.: Художественная литература, 1988. - С. 365-386.
128. Жертвоприношения // Истоки тайноведения: Справочник по оккультизму / Русский Оккультный Центр. Симферополь: Изд-во «Таврия», 1994. - С. 430-436.
129. Захаров A.A. Молитвы к Исиде (к Oxyr. Pap. № 1380) // Ученые записки истории. М., 1929. - Т.З.- С. 102-108.
130. Кнабе Г.С. К специфике межличностных отношений в античности // ВДИ. 1987. - №4. - С. 164-181.
131. Ковельман А.Б. Нравственный прогресс в римском Египте (по частным письмам II-IV вв. н.э.) // ВДИ. 1987. - №3. - С. 153174.
132. Колобова Е., Толмачева Е. 1700 лет под водой -http://www.newacropolis.ru/6 2002/articles/l44.php
133. Кошеленко Г. А. Государство Птолемеев // Источниковедение древней Греции (эпоха эллинизма): Учеб. пособие для ист. спец. вузов. М.: Изд-во Московского Университета, 1982.-С. 157-183.
134. Кривошта H.A. Демографический и психологический аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII-V вв. до н.э. // Женщина в античном мире: Сб. статей / Отв. ред. Л.П. Маринович, С.Ю. Сапрыкин. М.: «Наука», 1995.-С. 63-75.
135. Крюгер О.О. Затворники в Птолемеевском Египте // Проблемы социально-экономической истории древнего мира: Сб. статей памяти А.И. Тюменева. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — С. 248-255.
136. Ладынин И.А. Проблема греко-египетского синтеза в царском культе при первых Лагидах // Античность и средневековье Европы: Межвуз. сб. / Под ред. И.Л. Маяк, А.З. Нюркаевой. Пермь: Пермский университет, 1996. - С. 22-31.
137. Литвиненко Ю.Н. Сострат Книдский, Птолемей и захват Мемфиса: проблемы датировки // ВДИ. 1998. - №1. - С. 152-159.
138. Матье Э.М. Из истории семьи и рода в древнем Египте // ВДИ. 1954. - №3. - С. 45-76.
139. Павловская А.И. Эллинистический Египет: проблемы взаимодействия эллинских и местных элементов в экономике страны // Эллинизм: восток и запад: Сб. статей / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: АН СССР, «Наука», Институт всеобщей истории, 1992. -С. 115-140.
140. Павловская А.И. О рентабельности труда рабов в эллинистическом Египте // ВДИ. 1973. - №4. - С. 136-144.
141. Пригоровский Г.М. Папирусы Мемфисского Серапея // Ученые записки истории. М., 1929. - Т. 3. - С. 88-101.
142. Придик Е.М. Греческие надписи из коллекции Н. Голенищева // ЖМНП. 1908. - Ч. XVII (январь). - С. 1-22.
143. Романов В., Лубченков Ю. Клеопатра: О египетской царице. // Домашнее чтение. №19 (июль). - С. 11-19.
144. Свенцицкая И.С. Восприятие царя и царской власти в эллинистических полисах (по данным эпиграфики) // Государство, политика и идеология в античном мире.С. 97-109.
145. Свенцицкая И.С. Человек и мир в восприятии греков эллинистического времени // Эллинизм: восток и запад: Сб. статей / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: АН СССР, «Наука», Институт всеобщей истории, 1992. - С. 201-247.
146. Стратоновский Г.А. Примечания // Геродот. История в 9-ти книгах: Пер. с греч. М.: Ладомир, ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.-С. 626-681.
147. Струве В.В. Развитие храмового иммунитета в Птолемеевском Египте // ЖМНП. 1917. - Ч. LXX (июль -август). - С. 223-255.
148. Струве В.В. Общественный строй эллинистического Египта // ВИ. 1962. - №2. - С. 67-96.
149. Стучевский И.А. Клеопатра: Исторический очерк. // ВИ. -1965. -№10.-С. 210-218.
150. Токарев С.А. О жертвоприношениях: история, эволюция ритуала жертвоприношения с древнейших времен до современности // Религиоведение. 2002. - №3. - С. 153-164.
151. Фихман И.Ф. Проблемы изучения ономастики эллинистического, римского и позднеримского Египта. // ВДИ. -№2.- 1987.-С. 169-179.
152. Хвостов М.М. Новые документы по социально-экономической истории эллинистического периода // ЖМНП. -1904. -Ч. 355 (сентябрь). С. 182-222.
153. Чистяков Г.П. Эллинистический Мусейон (Александрия, Пергам, Антиохия) // Эллинизм: восток и запад: Сб. статей / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: АН СССР, «Наука», Институт всеобщей истории, 1992. - С. 289-316.
154. Шутова О.М. Трансформации подходов к истории: антропологизация и образы прошлого // Преподавание истории в школе. 2000. - №9. - С. 9-12.
155. Bell Н. Brother and Sister Marriage in Roman Egypt // RIDA. -1949.-II.-PP. 83-92.
156. Clarysse W. Ptolemaic Papyri from Lycopolis // Actes Bruxelles-IV. P.239-244.
157. Hopkins K. Brother Sister Marriage in Roman Egypt // Comparative Studies in Society and History. - XXII. - 1980. - P. 303354.
158. Johnson A. Ch. Roman Egypt to the Reign of Diocletian -Baltimore, 1936 www.histl.nrod.ru/Science/Egvpt/Egypt.html
159. Kakosy L. Imhotep and Amenhotp son of Hapy as patrons of the dead. // Acta Orientalia Aademiae Scientiarum Hungaricae, Akademiai Kiado. Budapesht. -1961. - V. 21. - P. 109-119.
160. Morkholm O. The Ptolemaic Coinage in Phoenicia and the Fifth War with Syria // Egypt and the Hellenistic World. P. 241-253.
161. Rostovtzeff M. The Foundation of Social and Economic Life in Egypt in Hellenistic Times // JEA. 1920. - V. VI. - P. 161-178.
162. Tailor L.R. The Cult of Alexander at Alexandria // Classical Phylology. 1927. - V. 22. - №2. - P. 163-167.
163. Tompson D. J. The Infrastructure of Splendour: Census and Taxes in Ptolemaic Egypt // Hellenistic Constructs. P. 242-259.
164. Thompson H. Two Demotic Selfdedications // JEA. 1941. -Vol. 26.-P. 15-29.1. Справочные издания:
165. Античная культура.1 Литература, театр, искусство, философия, наука: словарь справочник / Под ред. В.Н. Ярхо. -М.: «Высшая школа», 1995. - 381 с.
166. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997. - 736 с.
167. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд., прераб. и доп. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия»; Спб.: «Норинт», 1997. -1456 с.
168. Большая Советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд-е. - М.: «Советская энциклопедия», 1973.
169. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: В 82-х т. Спб.: Типограф1я Акц. Общ. Брокгауз - Ефрон, 1900 -1904.
170. Всеобщая история архитектуры: В 2-х т. / Под ред. В.М. Полевого. 2-е изд. дополн- М.: Изд-во литературы по строительству, 1973. - Т. 1. - 686 е.; Т. 2. - 723 с.
171. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. В 2-х т. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 1998. - Т.1. - 510 е.; Т. 2. -478 с.
172. Гладкий В.Д. Древний мир: энциклопедический словарь. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. 975 с.
173. Греческо-русский словарь / Сост. А.Д. Вейсман. 5-е изд. -Спб.: Изд. автора. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. -1899. - репринт, издание 1991. - 1371 с.
174. Иллюстрированный энциклопедический словарь./ Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, A.A. Гусев, Н.М. Ланда и др. М.: Издат. дом «Экономическая газета», 1995. - 894 с.
175. Истоки тайноведения: Справочник по оккультизму / Русский Оккультный Центр. Симферополь: Изд-во «Таврия», 1994. - 448 с.
176. Культурология. XX век: Энциклопедия. В 2-х т. Спб.: Университетская книга, ООО «Алетейа», 1998. - Т. 1. - 447 е.; Т.2. - 447с.
177. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд., стереотипное. - М.: «АЗЪ», 1995. - 928 с.
178. Политическая энциклопедия: в 2-х т. / Нац. обществ. -научн. фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. - Т. 1.-750 е.; Т. 2.-701 с.
179. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 2-х т. / Гл. ред. В.М. Полевой. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - Т. 1. - 447 е.; Т. 2. - 442 с.
180. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 672 с.
181. Словарь античности: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989. - 704 с.
182. Социологический энциклопедический словарь: На рус., англ., нем., франц. и чешском языках / Редактор координатор академик РАН Г.В. Осипов. - М. - Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.-488 с.
183. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. акад. РАН СССР Г.В. Осипова. Б.М.: Институт социологических исследований, 1995. - 939 с.
184. Информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ:
185. The House of Ptolemy wvyw.centant.pu.ru
186. Johnson A. Ch. Roman Egypt to the Reign of Diocletian -Baltimore, 1936 www.histl.nrod.ru/Science/Egvpt/Egypt.html
187. The Ptolemaic Legal and Judicial System -www.columbia.edu/itc/classics/bagnall/3995/readings/b-d2-7.htm
188. The family letters of Paniscos -www.lib.umich.edu/pap/shapshots/paniscos/paniscostest
189. Sampler of Inscriptions Documenting Jews and Judaism in the Greco-Roman Diasporawww.ccat.sas.upenn.edu/rs/courses/rsl35/samples.html
190. History Sourcebook: Athanaeus (fl. C. 200 CE): The Great Spectacle and Procession of Ptolemy II Philadelphus, 285 ВСЕ -www.fordham.edu/halsal/ancient/285ptolemyll.html
191. Храмы на о. Филе, Египет www.trada-pride.ru/file.htm
192. Эсна, Египет www.trada-pride.ru/esna. .htm
193. Lawton L. Carol Hellenistic Coin Portraits www.lawrence.edu
194. Cleopatra VII, Queen of Egypt www.members.aol.com194. Лагиды (Цари Египта) http:// gygykaran.narod.ru/egYpt/Lagids.html
195. Колобова E., Толмачева E. 1700 лет под водой -http://www.newacropolis.ru/62002/articles/144.php
196. Text of Rosetta Stone http://www.pwl.netcom.com
197. Династии эпохи эллинизма -http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/ellin.html
198. Птолемей VII Фискон. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия http://www.hrono.ru/biograf/boip/Ptolemei7.html.
199. История Древнего мира. Расцвет Древних Обществ. Эллинистический Египетwww.historic.m/books/item/fö0/s00/z/0000002/stl6.shtml
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.