Социокультурные условия интернационализации духовной жизни: на материалах Республики Адыгея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Нехай, Вячеслав Нурбиевич
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Нехай, Вячеслав Нурбиевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Теоретические основы понятия интернационализации
1.1. Сущность интернационализации: основные концепции и подходы к изучению
1.2. Национализм в процессе интернационализации
1.3. Глобализация в контексте интернационализирующегося мира
ГЛАВА II Социокультурные факторы интернационализации духовной жизни
2.1. Особенности процесса интернационализации в современном мире
2.2. Интернациональное и национальное в духовной культуре современного российского общества
2.3. Этнокультурные взаимодействия в регионе как условие формирования интернационализации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи: на примере Республики Адыгея2010 год, кандидат социологических наук Ешев, Марат Альбекович
Глобализационные процессы в социокультурном пространстве этноса2012 год, доктор социологических наук Нехай, Вячеслав Нурбиевич
Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей Республики Адыгея: социологический аспект2009 год, кандидат социологических наук Асанова, Эльвина Саидкалиловна
Культура межэтнического общения: Региональный аспект2004 год, кандидат философских наук Золотова, Бэлла Хусиновна
Уровень толерантности в Республике Адыгея: Социологический аспект2006 год, кандидат социологических наук Аташукова, Марина Казбековна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные условия интернационализации духовной жизни: на материалах Республики Адыгея»
Актуальность исследования. В начале 90-х годов XX столетия Российская Федерация оказалась в сложной экономической и политической ситуации. Такая обстановка была обусловлена распадом Советского Союза, который сопровождался разрушением единых народнохозяйственных связей, социальным и имущественным расслоением населения, высокой инфляцией и безработицей. Подобное положение подрывает авторитет институтов власти и снижает доверие населения к государству вследствие повышения уровня социальной напряженности, подкрепляющейся отсутствием общегосударственной и интегрирующей идеологии. В Российской Федерации на данный момент идет формирование ценностей, поддерживаемых в обществе. Поэтому в стране возникает прямая необходимость поиска выхода из идеологического и духовного кризиса, который может быть осуществим только в случае переоценки старой и разработки на её основе новой идеологической системы с использованием современных эффективных методов и подходов для преодоления кризисного состояния.
В современной России проживают представители 192 национальностей [110, с. 15], что свидетельствует о полиэтничности её населения. Однако на сегодняшний день ликвидировано единое Министерство по делам национальностей России, которое до 2002 года обладало возможностью анализировать и направлять развитие этнических процессов и в случае необходимости принимать принципиальные решения по их нормализации. Данный факт, разумеется, не означает того, что проблемы межнациональных отношений не актуальны в настоящее время. При отсутствии целенаправленного мониторинга и контроля над этническими процессами -особенно в крупных или полиэтничных регионах - возникает серьёзная угроза возникновения новых источников межэтнических конфликтов в 4 случае дестабилизации социально-экономической и духовной обстановки в РФ.
Опыт Советского государства и демократических стран показывает, что межнациональные отношения эффективно регулировались только при учёте интересов, традиций и ценностей каждого народа. Национальная политика материализовалась в идеологии интернационализма, которая, несмотря на существенные недостатки (стремление к нивелированию этнически значимых социокультурных установок), в течение многих десятилетий обеспечивала единство всех народов СССР.
В 90-е годы подобная система взглядов воспринималась обществом весьма негативно. Однако в последнее время заметно возрос интерес к практике интернационализма. Указанное событие предопределило актуальность темы исследования.
Воспитание подрастающего поколения в духе толерантности и веротерпимости особенно актуально в условиях глобализации международной жизни. Государство за последние полтора десятилетия утратило возможность тотального контроля над всеми сферами жизни. Возросшее влияние западных ценностей на функционирование российского социума и одновременно потеря прежних ориентиров приводит к маргинализации и поляризации общества. Большинство политических и общественных деятелей признают, что поступательное развитие государства возможно только при консолидации усилий всех народов и этносов России по преобразованию социально-экономического, политического и культурного положения. В то же время необходимо учитывать, что Северный Кавказ является наиболее многонациональным регионом Российской Федерации.
В Республике Адыгея на территории 7,8 тыс. км проживают представители свыше ста национальностей. При этом в Адыгее отсутствуют районы с мононациональным населением, за исключением Гиагинского и 5
Майкопского районов. Следовательно, на социокультурную жизнь республики межнациональные отношения накладывают значительный отпечаток. В Северокавказских республиках наблюдается рост национального самосознания.
Политизация данной тенденции приводит к деформации общественного восприятия, порождая в некоторых социальных группах ксенофобские и националистические настроения. Тяжелое социально-экономическое положение, обусловленное высоким уровнем безработицы и низким доходом населения, отсутствие профессиональной перспективы у молодежи провоцируют жителей данных субъектов РФ на неприятие существующего положения дел.
Поэтому в таких условиях одним из возможных путей налаживания жизни представляется использование опыта Советского государства и стран зарубежья в области межнациональных отношений, основанного на идеологии интернационализма. Такая система взглядов, с одной стороны, учитывает объективное стремление народов к общению и взаимодействию, а с другой - принимает во внимание самобытность каждого этноса. Это отражает диалектичность идеологии интернационализма, что позволяет всесторонне преодолеть противоречия между национальным и интернациональным. Полагаем, что в современной России интернационализм должен быть адаптирован к нынешним реалиям: демократизации общественно-политической жизни общества и рыночной экономике.
Степень научной разработанности проблемы. Разноплановость, неоднозначность и интердисциплинарный характер явления интернационализации обуславливают необходимость использования целого ряда областей научного знания: социологии, культурологии, философии, этнологии, глобалистики и теории международных отношений.
Проблема межнациональных отношений на протяжении многих лет является предметом научной деятельности как зарубежных, так и 6 отечественных ученых. В теоретических работах У. Альтерматта, Б.Андерсена, О. Бауэра, М. Бэнкса, К. Верди, Э. Геллнера, Р. Нозика, А. Смита и других осуществлен анализ феномена нации и национализма. Вопрос о роли этничности в межнациональном общении исследуется Н.Глейзером, Л.Гумпловичем, Д.Мойнихеном, JI. Уорнером, А. Фишхофом .
В связи с возрастанием в 90-е годы XX века интереса к познанию природы межнациональных отношений отечественными учеными была проделана колоссальная работа по исследованию теории нации и национализма.
Одним из важнейших аспектов межнациональных отношений, обуславливающих стремление народов к взаимодействию, является интернационализация. Первенство в изучении интернационализации принадлежит Ю.В. Бромлею, JI.H. Гумилеву, В.И. Ленину, Н.Н. Чебоксарову.
Современные философы Р.Г. Абдулатипов, С.А. Арутюнов, А.Н. Кольев, В.А. Тишков, С.В. Чешко последовательно разграничивают понятия «этнос» и «нация». Однако В.А. Тишков подчеркивает мысль о малопродуктивное™ дискуссий по определению понятия нация и предлагает отказаться от ее научного дефинирования.
В целях постижения нации как феномена, представляющего собой диалектическое единство национального и интернационального, возникает необходимость рассмотрения понятия «национализм».
Большинство зарубежных (Б. Андерсон, Э. Геллнер, X. Кон, А. Смит) и ряд отечественных исследователей (Н.А. Бердяев, Л.М. Дробижева, И. А. Ильин) исходят из того, что национализм представляет собой закономерное явление в жизни человечества. Р.Г. Абдулатипов, А.С. Ахиезер, М.С. Джунусов, Э.И. Паин подвергают сомнению потребность общества в национализме, рассматривая его как одну из форм проявления национальной нетерпимости. 7
На основе анализа понятий «нация» и «национализм» диссертант приходит к выводу о невозможности исследования межнациональных отношений без изучения специфики интернационализма как объективной потребности народов к взаимодействию. В научно-теоретическом плане большой интерес представляют труды С.Т. Калтахчана, А. Козинга, В.И. Ленина, В.Ш.Нахушева и А.И. Холмогорова. Несмотря на отсутствие общепринятого определения интернационализации, автор солидарен с теми исследователями, кто понимает под ней «объективную закономерность развития нации, которая обусловлена всем ходом экономического, социально-политического и духовного развития общества», способствующую, «во-первых, усилению всестороннего развития нации, взаимообогащению, усугублению взаимосвязи и сотрудничества, во-вторых, творческому использованию каждого народа других национальных ценностей, наполняя их содержание собственным национальным опытом, в-третьих, происходит общее развитие национальных культур» [161, с. 53]. Данное определение позволяет установить тесное единство между интернационализацией и глобализацией, логически вытекающей из первой. Если Г.П. Анилионис, H.A. Зотова, А.И Уткин, Ю.В. Шишков при изучении процесса глобализации делают акцент на экономические аспекты, то Б. Бади, П.Л. Бергер, Г.А. Зюганов, Ю.В. Яковец первоочередное внимание уделяют социокультурным аспектам глобализации.
Проблемы теории и практики межнациональных отношений в социокультурной сфере отражены в трудах ученых- обществоведов Северного Кавказа: Т.И. Афасижева, Ю.Г. Волкова, O.H. Домениа, Х.М. Казанова, С.А. Ляушевой, М.В. Саввы, Р.А. Ханаху, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже, А.Т. Шеватлохова и других.
Таким образом, за последнее время накоплен значительный теоретический и научно-практический материал о сущности интернационализации, особенностях ее проявления как на международном уровне, так и в условиях полиэтничного региона, к которому относится и Республика Адыгея. 8
В работах А.Ю. Шадже и М.С. Джунусова проведен системный анализ понятий интернационализация, интеграция и глобализация, выявлена специфика, присущая каждому из указанных социокультурных явлений. Однако, несмотря на наличие множества работ, посвященных интернационализации, проблема ее изучения и осмысления как объективного явления не исчерпана.
Во многом ее разрешению препятствует попытка многочисленных политиков и ученых соединить интернационализацию с практикой и идеологией интернационализма, которая реализовывалась руководством страны в эпоху существования СССР. Данное обстоятельство привело к замене в научных кругах России понятия интернационализации на так называемые «нейтральные эквиваленты»: глобализация, интеграция и т.д. В работах зарубежных авторов подобной подмены не произошло. По всей вероятности, это вызвало снижение и падение научного интереса к исследованию условий протекания интернационализации. Данная реальность способствовала осознанию необходимости возрождения научного интереса к социокультурным условиям интернационализации как одной из форм межнационального (межгосударственного и межэтнического) взаимодействия. За последние несколько лет в Южном Федеральном округе защищен ряд диссертаций, в которых так или иначе затрагивались проблемы интернациональных отношений. К их числу можно отнести исследования М.К. Аташуковой, Н.М. Белгароковой, М.А. Зейтунян, Е.С. Куквы, С.С. Новопашина, Л.И. Сурковой, Ж.М. Хамдоховой и других.
Тем не менее, в последние годы в России системного анализа интернационализации в условиях поликультурной Адыгеи проведено не было. Это обстоятельство и предопределило выбор направления диссертационного исследования.
Цель работы - выявить социокультурные особенности интернационализации духовной жизни и определить специфику ее 9 протекания в полиэтническом регионе в условиях социально-экономических, политических и идеологических преобразований.
Настоящая цель обусловила постановку следующих задач:
1) рассмотреть основные теоретические направления в исследовании феномена нации;
2) провести сравнительный анализ идеологии национализма и практики интернационализма;
3) выделить специфику протекания процесса интернационализации в условиях глобализации международной жизни;
4) проанализировать влияние процесса интернационализации как объективного процесса на глобализацию общественной жизни;
5) определить место национального и интернационального в духовной жизни полиэтничного населения современной Адыгеи;
6) дать анализ межнациональным отношениям в Республике Адыгея на основе результатов собственного социологического исследования и выработать практические рекомендации по определению стратегии их развития.
В качестве объекта диссертационного исследования выступает интернационализация как закономерное социокультурное явление.
Предметом исследования являются особенности проявления социокультурных факторов интернационализации духовной жизни в многонациональной Республике Адыгея.
Гипотеза исследования. В условиях трансформации российского общества наблюдается отсутствие единой национальной идеологии. Это обуславливает необходимость осмысления положительного исторического опыта создания действительного и эффективного механизма формирования интернационализма во взаимоотношениях народов, выработки решений, взаимовыгодных для российских этносов, которые связаны общим социокультурным и государственно-правовым пространством.
10
Теоретико-методологическую основу исследования составляют структурно-функциональный и системный подходы к изучению интернационализации духовной жизни. При проведении анализа основных понятий диссертант использовал диалектический метод: межнациональные отношения аккумулируют единство и противоположность национального и интернационального в развитии общества.
В работе используются исследования зарубежных и отечественных социологов, политологов, философов, историков, этнографов, теоретиков международных отношений, которые внесли весомый вклад в изучение феномена интернационализации.
В соответствии с поставленными задачами в работе, в диссертации использовались следующие методы исследования:
- теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация;
- эмпирический: мониторинг;
- общенаучные: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия;
- специальные социологические методы: анкетирование, беседа.
При обработке полученных данных применялся статистико-математический метод.
Эмпирическую базу составили результаты собственного исследования, проведенного с января по май 2006 года, и охватившего 601 респондента из разных социальных групп:
- учеников гимназии №22, лицея №35 г. Майкопа, студентов политехнического колледжа Майкопского государственного технологического университета, студентов Адыгейского государственного университета, военнослужащих 131-ой Майкопской мотострелковой бригады, сотрудников Майкопского троллейбусного управления, специалистов ФГУ «Центр агрохимической службы «Адыгейский», пенсионеров г. Майкопа и Майкопского района РА.
11
Применялась квотная выборка, предполагающая отбор опрашиваемых людей с конкретным набором характеристик, осуществляемых квотами от каждой определенной группы населения в соответствии с заданными пропорциями.
Научная новизна исследования.
1. Систематизированы социологические и социально - философские направления в исследовании феномена интернационализации.
2. Выявлена специфика идеологии национализма и практики интернационализма в современный период.
3. Проведен анализ процессов интернационализации и глобализации на основе обобщения зарубежных и отечественных работ по проблеме интернационализации, по итогам которого выделены их общие и отличительные черты.
4. Определены особенности процесса интернационализации в современном мире, которые проявляются в глобализации и интеграции духовной жизни.
5. Раскрыты особенности межэтнического взаимодействия в Республике Адыгея в условиях одновременного преобладания в российском обществе противоречивого стремления народов к интернационализации и дезинтеграции.
6. Введен в научный оборот новый эмпирический материал, отражающий общественное мнение жителей Республики Адыгея по вопросу этнокультурных взаимодействий как условия формирования интернационализации.
На защиту диссертации выносятся следующие основные положения:
1. Интернационализация духовной жизни в интегральном дискурсе рассматривается как объективный процесс взаимодействия наций,
12 направленный на развитие диалога культур в едином социокультурном пространстве.
2. Идеология национализма оказывает деструктивное воздействие на практику интернационализма и препятствует дальнейшему углублению диалога культур в полиэтничном обществе.
3. Глобализация является одной из форм интернационализации во всех сферах жизни социума, обуславливающая активизацию диалектической борьбы национального и интернационального в современном мире.
4. Интернационализация духовной жизни каждого народа детерминирована стремлением человечества к взаимодействию и общению, на основе которой идёт формирование общечеловеческих ценностей и норм поведения.
5. В связи с ослаблением воспитательной роли интернационализма и повышением роли национального в жизни российского общества образуется дефицит механизма гармонизации межнациональных отношений, и, как следствие, на территории сегодняшней России имеют место дезинтеграционные процессы.
6. Специфика интернационализации духовной жизни в Республике Адыгея определяется ее полиэтничностью, многоконфессиональностью, отсутствием серьёзных межнациональных конфликтов и высокой интенсивностью межнационального взаимодействия, что и определяет политическую и социально-экономическую стабильность в регионе.
Научно-теоретическая и практическая значимость. В диссертационном исследовании раскрываются общие методологические основы анализа межнациональных отношений в полиэтничном регионе, рассматриваются потенциальные возможности и социокультурные условия интернационализации духовной жизни в Адыгее. Особое внимание уделяется анализу общественных и национальных движений Республики, которые в
13 силу высокой политизации населения оказывают существенное влияние на духовный климат.
Полученные результаты могут быть использованы федеральными и республиканскими органами власти в целях оптимизации национальной политики в регионах с поликультурным населением, а также при выработке программы патриотического воспитания многонациональной молодежи. Республика Адыгея, несмотря на имеющиеся межэтнические противоречия, является одним из немногих субъектов Южного Федерального округа, где межнациональное согласие поддерживается интернационалистическим мышлением жителей Республики.
Отдельные теоретические положения и выводы диссертации возможно применить в качестве практических рекомендаций для работы правоохранительных органов по выявлению, контролю и предотвращению экстремистской деятельности ряда общественных и политических движений, а также возможно применить в процессе разработки специальных курсов по глобалистике, теории международных отношений, региональной конфликтологии, социологии культуры, духовной жизни и т.д. Апробация результатов исследования Структура и содержание диссертации обсуждались на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета.
Отдельные положения и выводы диссертации излагались автором на следующих научных мероприятиях:
- круглый стол «Проблема терроризма и защита прав человека на юге России» (Майкоп, 21 октября 2005 г.);
- III Всероссийская научная конференция молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 3-4 февраля 2006 г.);
- всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива -2006» (Нальчик, 20-23 апреля 2006 г.);
14
- международная конференция «ЕС-Россия: проблемы сотрудничества» (Сочи, 1-3 декабря 2006 г.).
Материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинаров по спецкурсу «Общество и природа» на юридическом факультете АГУ.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Нехай, В.Н. Интернационализация в контексте глобализирующегося мира / В.Н. Нехай//Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 12. - 0.4 п. л.
2. Нехай, В.Н. Социокультурные аспекты интернационализации духовной жизни в Республике Адыгея (тезисы)/В.Н. Нехай//Молодые голоса в науке. Выпуск пятый. - Майкоп: Ред.-изд. отд. АГУ, 2005. - 0.2 п. л.
3. Нехай, В.Н. Межнациональное согласие в контексте интернационализации современной России/В.Н. Нехай//Молодые голоса в науке. Выпуск шестой. - Майкоп: Ред.-изд. отд. АГУ, 2006. - 0.2 п.л.
4. Нехай, В.Н. Содержательные аспекты интернационализма в современной России/В.Н. Нехай//Молодые голоса в науке. Выпуск седьмой. Майкоп: Ред.- изд. отд. АГУ, 2006. - 0.3 п. л.
5. Нехай, В.Н. К национальному через интернациональное/В.Н. Нехай //Перспектива-2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Нальчик: Кабардино-Балкарский ун-т, 2006. - 0.3 п. л.
6. Нехай, В.Н. Особенности межэтнического общения в контексте интернационализации духовной жизни Адыгеи/В.Н. Нехай//Вестник Адыгейского Государственного университета.- Майкоп: Ред.-изд. отд. АГУ, 2006.-0.1 п. л.
7. Нехай, В.Н. Этнокультурные взаимодействия как фактор интернационализации духовной жизни Республики Адыгея / В.Н. Нехай //
15
Молодые голоса в науке. Выпуск десятый. - Майкоп: Ред.-изд. отд. АГУ, 2007. - 0.5 п. л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Социокультурные факторы межэтнической брачности: На примере Республики Адыгея, социологический анализ2001 год, кандидат социологических наук Делова, Людмила Алиевна
Интернационализация общественной жизни советского народа в условиях развитого социализма (на материалах малых городов СССР)1983 год, доктор философских наук Садыхов, Гасан Ширали оглы
Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов2003 год, кандидат философских наук Ашхамахов, Руслан Хамедович
Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея2006 год, кандидат социологических наук Зейтунян, Марина Александровна
Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма1984 год, кандидат философских наук Жакупов, Калкаман Хасенович
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Нехай, Вячеслав Нурбиевич
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить, что в последние два десятилетия в стране сохраняется сложная обстановка в межнациональных отношениях. Она подкрепляется тяжелой социально-экономической ситуацией, в которой оказалась Россия, в результате половинчатости демократических преобразований.
Однако, в решающий момент, на рубеже двух тысячелетий, Российская Федерация сумела сохранить не только свой суверенитет и территориальную целостность, но благодаря колоссальным усилиям и народной мудрости россиян, молодое государство упрочило свой международный авторитет и не без оснований может претендовать на роль мировой державы. Это благотворно отразилось и на внутреннем положении в РФ. Возрождение экономики, сокращение доли бедного населения, рост рабочих мест и увеличение доходов способствуют торможению процесса дифференциации. В результате, в обществе ксенофобские настроения постепенно уступают место интеграционным устремлениям.
Рост национального самосознания российских народов в начале 90-х годов XX века создал также противоречивую ситуацию. С одной стороны, каждый этнос стремился к восполнению культурного дефицита, выраженного в желании абсолютизировать ценности своего народа и игнорировать ценности других. Данная тенденция воплотилась в националистических и ультраконсервативных взглядах некоторых национальных «лидеров».
С другой стороны, у народов России появилась невиданная доселе возможность развития собственных культур, сохранения родного языка как её носителя и возрождения государственности.
146
В данных обстоятельства возникает целесообразность отказа от противопоставления культур и создания условий для обеспечения их сосуществования, диалога и синтеза.
Таким образом, в России возможно создать социокультурное пространство, основанное на следующем принципе: «Наше единство заключается в единстве многообразия». Данный принцип не означает полное отсутствие противоречий между народами, однако их снятие осуществляется за счет поиска и принятия взаимовыгодных решений. В основе такого алгоритма действий и лежит интернационализация. Под ней понимаются объективные процессы, протекающие на основе взаимодействия, взаимоуважения и взаимоучёта национальных интересов, обеспечения благоприятных условий развития производительных сил народов, усиление темпов обмена продукцией, достижениями науки и техники, ценностями духовной культуры.
Интернационализация проявляется во всех сферах человеческого общения: экономической, политической и духовной.
Большинство ученых акцентирует внимание на изучении экономических аспектов интернационализации, поэтому социокультурные особенности данного процесса не рассматривались самостоятельно, а вписывались в познавательную деятельность социологов в контексте экономической интернационализации. Лишь в трудах таких отечественных авторов как Р.Г. Абдулатипов, М.С. Джунусов, В.Ш. Нахушев, А.Ю. Шадже, А.Т. Шеватлохов, акцент делается на изучение социокультурных условий интернационализации. В постсоветский период научное осмысление данного явления осложняется в связи с его идеологизацией. Формально, в научном сообществе произведена подмена понятия интернационализация на другие т.н. «нейтральные» концепты типа глобализация, интеграция, мондиализация И т.д.
147
Автор диссертации полагает, что данные понятия не являются равнозначными, тождественными. С позиции причинно-следственных связей необходимо отметить, что интернационализация является причиной данных процессов. Они оформляются как следствие действия данной причины, и соответственно, носит более частный характер проявления. Раскрытие социокультурных условий формирования интернационализации позволяет выявить долгосрочные, стратегические, а, следовательно, извечно актуальные предпосылки и закономерности этого процесса. Экономические условия её осуществления носит тактический, преходящий характер, а поэтому, им в большей степени присуща динамичность. Социокультурная сторона интернационализации всецело отражается на общественном сознании, тогда как экономика зависит преимущественно от конъюнктурных колебаний. В целом представляется жизненно- важным интересом общества изучение интернационализации как системы все целостности и нерасчлененности, состоящей из множества подсистем экономики, политики и духовной сферы.
Диссертационная работа была выполнена на основе методологических и методических принципов общей социологии. Необходимость их использования вытекает из предмета исследования -интернационализации духовной жизни в Республике Адыгея.
Несмотря на отсутствие на сегодняшний день должного интереса к интернационализации со стороны социологов, потребность в ее изучении диктуется интересами общества. И насколько многогранно, практично и оперативно будет исследовано данное явление, настолько эффективно можно будет управлять межнациональными отношениями. Из материалов проделанного социологического исследования напрашивается определенный вывод: интернационализация духовной жизни- неизбежна и будет проходить в любом обществе независимо от социального пространства и времени, поскольку она диктуется объективным стремлением людей по совместной хозяйственной, производственной и научной деятельности по
148 преобразованию действительности независимо от расовой, этнической или религиозной принадлежности.
В случае осуществления попытки по ее искусственному сдерживанию, международное сообщество превращается в совокупность изолированных социальных групп, государств и, в ближайшем будущем мировая экономика как основной бенефициант интернационализации мирового процесса будет обречена на развал. А это приведет к деградации общественного организма государства, и поставит вопрос о возможности его дальнейшего существования.
Результаты, полученные в ходе применения эмпирических методов при обследовании населения Республики Адыгея, полностью подтверждают обоснованность приведенных выше теоретических и научно-практических выводов. Адыгея, традиционно считающаяся оазисом межнационального порядка и согласия, лишенная за исключением небольших противоречий на бытовом уровне, межэтнических конфликтов, может потерять статус «самой миролюбивой республики Северного Кавказа».
Итоги обработки эмпирического материала иллюстрируют недостаточность действий государства и общественности в области создания толерантной среды в стране. Во-первых, идеология ряда общественных движений носит, открыто националистический характер, а их деятельность не встречает серьезного противодействия со стороны служб правопорядка. Зачастую данные движения имеют немалую поддержку в обществе. Во-вторых, в стране отсутствует единая система профилактики ксенофобии и экстремизма, которая обладала бы возможностью пресекать их малейшие проявления, особенно, у молодежи, как наиболее сенситивной категории населения.
Под эгидой политических партий и общественных организаций проводятся одноразовые мероприятия в этой области, однако, они в необходимый момент не дают конкретных результатов. Фестивали
149 национальных культур, которые проводятся в большинстве регионов РФ, в том числе и в Адыгее, способствуют сплочению всех этносов и народов в единую нацию, открывают культурное наследие с особенностями их культурной жизни. Они встречают в обществе одобрение, о чем и свидетельствуют результаты проведенного социологического исследования. Накопленный опыт показывает, что подобные мероприятия содействуют сглаживанию межнациональных противоречий и ведут к диалогу культур.
Фундаментальным фактором формирования интернационального мышления является воспитательный процесс в духе толерантности и взаимоуважения. Трансформация массового сознания в постсоветский период обусловила деструкцию системы ценностей. Она выражается в отрыве социальных норм от конкретной исторической реальности, в их неустойчивости и нестабильности, в искаженном отражении в сознании российского общества. Кризис массового сознания усугубляется возросшей напряженностью в межэтнических отношениях, которая провоцирует дезинтеграционные тенденции в мультикультурной России.
Таким образом, в настоящий момент наблюдается перекос в сторону национального и происходит утеря диалектического развития национального и интернационального в общественной жизни. В эпоху глобализации, когда национальные барьеры разрушаются под воздействием универсализации общечеловеческих ценностей, интернационализация проявляется в более отчетливых формах. Национальная самобытность не подвергается эрозии, напротив, она причудливо комбинирует с демократическими принципами. В качестве такого примера можно привести страны Евросоюза, народы которых, сохраняя свою национальную идентичность в то же время успешно интегрируются в международное сообщество и применяют своевременные эффективные меры по прогнозированию и предотвращению межнациональных конфликтов.
150
Кардинальные перемены в социуме, обусловленные центробежными устремлениями некоторых субъектов Российской Федерации привели к росту этноцентризма и национализма в стране. В этих условиях, от государства требуется принятие эффективных управленческих решений по профилактике экстремизма и ксенофобии во всех субъектах с учетом специфики межэтнического общежития. При этом необходимо использовать новые подходы, средства и методы решения извечной национальной проблемы.
По результатам проведенных социологических исследований, диссертант сформулировал конкретные теоретические выводы, предложения и рекомендации, направленные на обеспечение гармонического развития национального и интернационального в современном российском обществе.
Думается, что указанные проблемы могут быть решены исключительно на Федеральном уровне. Субъекты РФ не обладают достаточными административными и финансовыми ресурсами для принятия комплекса действенных мер по реализации намеченной цели. Во-первых, необходимо создавать адаптированную к сложившимся социокультурным особенностям межэтнического взаимодействия политико-правовую базу. Во-вторых, органам государственной власти в центре и на местах надлежит бескомпромиссно пресекать функционирование любых общественных движений, организаций и индивидов, ведущих пропаганду националистической идеологии.
В-третьих, в целях осуществления последовательной национальной политики представляется необходимым реанимировать Министерство по делам национальностей Российской Федерации. Наконец, практическая реализация задач и проблем, поставленных в диссертации возможна в том случае, если российские граждане осознают важность процесса интернационализации и оценят его положительное воздействие на развитие и процветание российского государства.
151
Рассмотренные в данной работе проблемы имеют непосредственное значение для решения широкого круга вопросов социологической теории и социальной философии, теории международных отношений и этнологии.
Накопленный эмпирический материал и отдельные результаты исследования можно использовать в деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, общественных организаций и национально-патриотических движений, непосредственно воздействующих на интернационализацию во всех сферах общественной жизни.
152
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Нехай, Вячеслав Нурбиевич, 2007 год
1. Абдулатипов, Р.Г. Заговор против нации: национальное и националистическое в судьбах народов/ Р.Г. Абдулатипов. СПб: Лениздат, 1992. - 192 с.
2. Абдулатипов, Р.Г. Природа и парадоксы национального «я» / Р.Г. Абдулатипов. -М.: Мысль, 1991. 169 с.
3. Абдулатипов, Р.Г. Человек. Нация. Общество / Р.Г. Абдулатипов. М.: Политиздат, 1991. - 224 с.
4. Авксентьев, А.В. Ислам на Северном Кавказе / А.В. Авксентьев. -Ставрополь: Кн. Изд-во, 1984. 287 с.
5. Алексий Второй (II). «Национальная нетерпимость» есть грех ненависти // Этносфера. 2006. - № 5 (92) .- с. 12.
6. Альтерматт, У. Этнонационализм в Европе / У. Альтерматт. М.: РРГУ, 2000-336 с.
7. Ананян, Л. Острова и океан. Глобализация и антиглобализм // ЭКО. -2002-№ 12-с. 40.
8. Андерсон, Б. Западный национализм и восточный национализм: есть ли между ними разница ? // Русский журнал. 2001. - № 11 - с.
9. Андреева, Ю.А. Территориальная организация в России как проблема государственности // Чиновник z. uapa. ru- Выпуск 31 Электронный ресурс .- Режим доступа: http // Chinovnik. uapa. ru./modern/article. php ? id = 482.
10. Анилионис, Г.П., Зотова, H.A. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации / Г.П. Анилионис, Н.А. Зотова. М.: Международные отношения, 2005. - 676 с.
11. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253 с.153
12. Аристов, А.В. Регулирование этнополитических конфликтов на территории России методамиинформационной политики // Власть. 2007 -№ 3 - с. 43-46.
13. Арутюнов, С.А., Рыжакова, С.И. Культурная антропология/ С.А. Арутюнов, Рыжакова С.И. М.: Весь мир, 2004. - 216 с.
14. Аташукова, М.К. Уровень толерантности в Республике Адыгея (социологический аспект). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук. Майкоп, 206. - 22 с.
15. Афасижев, Т.И., Полякова, Т.М. Общественные объединения Адыгеи: становление проблемы политического участия / Т.И. Афасижев, Т.М. Полякова. Майкоп: изд-во «Дебют», 1995. - 49 с.
16. Афасижев, Т.И., Шхапацева, М.Х. Межнациональное согласие: поиск путей его утверждения // Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всерос. Научн. прак. Конф. / под ред. РД. Хунагова. - Майкоп: изд-во АГУ, 2001.-421 с.
17. Афонин, Э.А., Бандурка, A.M., Мартынов, А.Ю. Великая коэволюция: Глобальные проблемы современности: историко-социологический анализ / Э.А. Афонин, A.M. Бандурка, А.Ю. Мартынов. Киев: Парламентское изд-во, 2003.-384 с.
18. Ахиезер, А.С. Россия: Критика исторического опыта (социокультурная динамика России) / А.С. Ахиезер. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1998.-Т.2.-600 с.
19. Багироков, Х.З. Билингвизм: теоритические и прикладные аспекты (на материале адыгейского и русского языков): Монография / Х.З. Багироков. Майкоп: изд-во АГУ, 2004. - 316 с.
20. Баграмов, Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей / Э.А. Баграмов. -М.: Политиздат, 1982. 336 с.
21. Беджанов, М.Б. Интернационализм и братство / М.Б. Беджанов. -Краснодар: кн. Изд-во, 1986. 192 с.154
22. Беджанов, М.Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения / М.Б. Беджанов. Майкоп: Адыгейское респ. Кн. Изд-во, 1995.-472 с.
23. Беджанов, М.Б. Патриотизму альтернативы нет / М.Б. Беджанов. -Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2004. 220 с.
24. Беджанов, М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI века / М.Б. Беджанов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - 443 с.
25. Бельков, О.А. Рифы глобализации // Безопасность Евразии. 2001. - № 1. -с. 672-673.
26. Бергер, П.Л. Культурная глобализация динамика глобализации // Многоликая глобализация / под ред. П.Л. Бергера и С. Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.
27. Бессонов, Б.Н. Фашизм: идеология, политика / Б.Н. Бессонов. М.: Высш. Шк., 1985.-279 с.
28. Блягоз, З.У. Адыгейско-русское двуязычие / З.У. Блягоз. Майкоп: отд. Кн. Изд-во, 1982. - 136 с.
29. Бобровников, В.О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии// Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри/ под ред. А.А. Малашенко и М.Б. Олкотт. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.-320 с.
30. Богатырева, Т.Г., Яновский, Р.Г. Стратегия глобализации: социокультурная динамика и информационный обмен // Безопасность Евразии. 2001. -№ 1.-е. 637-654.
31. Бородин, Е.Г. Кризис глобализации // Социально гуманитарные знания. - 2006. - № 4. - с. 328-348.
32. Бромлей, Ю.В. Этнические процессы в современном мире / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1987. - 448 с.155
33. Буров, М. Гражданское общество и этническая идентичность // Жизнь национальностей. -2005. № 1-е. 14.
34. Бхатвати, Дж. В защиту глобализации / под ред. B.JI. Иноземцова. М.: Лада мир, 2005. - 448 с.
35. Бязрова, Дж. Б. Глобализация и проблема национальных ценностей // Философия и общество. 2004. - № 4. - с. 66-67.
36. Веселкова, И.Н., Комаров, Ю. М. Как сохранить нацию/ И.Н. Велкова, Ю. М. Комаров. -М.: «Академкнига», 2002. 429 с.
37. Вести Адыгея, - 03.03.2006. - 20 - 45.
38. Владимиров, А.И. о национальной государственной идее России. Стратегические этюды / А.И. Владимиров. М. - Новосибирск: «Изд-во ЮКЭА», 200. - 288 с.
39. Водоворозов, В.И. Национальность и государство // Сборник Ярославского Гос. Университета. Выпуск первый. 1918-1919 гг. -Ярославль, 1920. с. 727-744.
40. Волков, Г.Н. Три лика культуры / Г.Н. Волков. М.: Молодая гвардия, 1986.-333 с.
41. Волков, Ю.Г. Гуманизм и политэтническая Россия / Ю.Г. Волков, Р.Д. Хунагов, А.Ю. Шадже. Майкоп: изд-во АГУ, 2001. - 171 с.
42. Воробцова, Ю.И. Новое мышление и интернационализм / Ю.И. Воробцова. Л.:Ленингр. Орг. О-ва «Знание» РСФСР, 1990. - 30 с.
43. Воронович, Б.А., Торукало, В.П. Человек в глобализирующемся мире: проблемы и тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2004. - № 4. -с. 175-186.
44. Вундт, В. Проблемы Психологии народов / В. Вундт. СПб.: Питер: Питер. Бук. 2000. - 159 с.
45. Геллнер, Э. Нации и национализм / Э. Гелленр. М.: Прогресс, 1992. -319 с.156
46. Герасимова, А.А. Патриотизм как этнополитическая категория // Власть -2007.-№4.-с. 55-60.
47. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве Российской Федерации, 2001. - 56 с.
48. Гранин, Ю.Д. Глобализация и национализм // Философские науки. -2006. -№ 7.-с. 10-20.
49. Губогло, М.Н. Идентификация идентичности: этно- социологические очерки / М.Н. Губогло: Рос. Акад. Наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо Маклая. - М.: Наука, 2003. - 763 с.
50. Губогло, М.Н. Языки этнической мобилизации / М.Н. Губогло. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 816 с.
51. Гумилев, JI.H. Этногеноз и биосфера Земли / под ред. B.C. Жекулина. -Л.: ЛГУ, 1989.-495 с.
52. Делова, Л.А. Институт семьи в Адыгее: динамика межэтнической брачности Электронный ресурс. Режим доступа: http // www arigi. ru/socio/journd/index. htm.
53. Джунусов, M.C. Национализм: словарь справочник / М.С. Джунусов. -М.: Славянский диалог, 1998. - 286 с.
54. Домашнев, А.И. Труды по германскому языкознанию и социолингвистике / А.И. Домашнев. СПб.: Наука, 2005. - 1113 с.
55. Дорожкин, Ю.Н., Мазитова, Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социс. 2007. - № 3. - с. 73-77.
56. Дробижева, Л.М., Арклаев, А.Р., Коротеева, В.В., Солдатова, Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Л.М. Дробижева, А.Р. Арклаев, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова. -М.: Мысль, 1996.-384 с.157
57. Дробижева, Л.М. Страхи провоцируют межэтнический негативизм // Этносфера. 2007. - № 1. - с. 20-21.
58. Егишянц, С.А. Тупики глобализации: торжество прогресса или игры статистов ? / С.А. Егишянц. М.: Вече, 2004. - 448 с.
59. Жукова, Н.Г. Глобализация и сохранение национальной идентичности // Философия и общество. 2006. - № 2. - с. 146-153.
60. Заринов, И.Ю. Время искать общий язык (проблемы интеграции различных этнических теорий и концепций) // Этнографическое обозрение. -2000.-№ 12.-с. 16.
61. Заринов, И.Ю. Социум этнос- этничность - нация - национализм. // Этнографическое обозрение. - 2002. - № 1.-е. 6-9.
62. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. / А.Г. Здравомыслов. М.: Аспект - Пресс, 1999. - 286 с.
63. Зюганов, Г.А. Глобализация и судьба человечества / Г.А. Зюганов. М.: Молодая гвардия, 2002. - 446 с.
64. Иванов, Ю.Н. Пятая версия: исчезнувшие сокровища. Поиск. Факты и предложения / Ю.Н. Иванов. М.: Политиздат, 1991. — 382 с.
65. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / под ред. М.А. Розова. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1989. - 232 с.
66. Итоги Всероссийской переписи населения 2003 года (в 14 томах). М. : ИЦ Статистика России. 2004. - Т. 4. - кн. 1 - 946 с.
67. Казанов, Х.М. Глобальный смысл национальных культур. // Северный Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. / под ред. Р.Д. Хунагова. Майкоп: изд-во АГУ, 2001.-421 с.
68. Каратаев, В.И. С чем идем в Новый год // Закубанье. 2006. - № 1.
69. Каутский, К. Национальность (приложение к ж-лу «Neue Zeit» № 1, 1907-1908). О праве наций на самоопределение Электронный ресурс .158
70. Режим доступа: http//www. revkom. com/index. htm ?/ bibliotheca/Marxism/Lenin/naziil. htm.
71. Керашев, A.T. Информационная безопасность в системе национальной безопасности на Северном Кавказе / А.Т. Керашев. Майкоп: АГУ, 1997. -60 с.
72. Кессиди, Ф.Х. глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. - № 4. - с. 79.
73. Клеман, К., Шеин, О.В. Антиглобалистское движение и его перспективы в России // ЭКО 2002. - № 12. - с. 50-51.
74. Козер, Л. Функции социального конфликта / JI. Козер. М.: Идеа-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 208 с.
75. Козинг, А. Нации в истории и современности (исследование в связи с историко-материалистической теорией наций) / под ред. С.Т. Калтахчана. -М.: Прогресс, 1978. 296 с.
76. Козлов, В.И. Национальности СССР / В.И. Козлов. М.: Финансы и статистика, 1982. -303 с.
77. Кокшаров, Н.В. Этничность. Этнос. Нация. Национализм Электронный ресурс. Режим доступа: http//www. oven burg. ru/culture/credo/04-2002/7. html.
78. Кольев, A.H. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции / А.Н. Кольев. М.: Логос, 2005. - 800 с.
79. Компаративная политическая наука: системный анализ Д. Аптера Электронный ресурс . Режим доступа: http// www. tract at. ru/tr/id 11614. html.
80. Коновалова, H.H. He надо передергивать факты // Закубанье. 2006. -№2.
81. Конституция Республики Адыгея. Майкоп: Адыгейское республ. кн. изд-во, 1995.- 112 с.
82. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит-ра, 1993. - 96 с.159
83. Коротеева, В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках/ В.В. Коротеева.- М.: РГГУ, 1999. 140 с.
84. Кулагин, В.М., Лебедева, М.М., Мельвиль, А.Ю. Глобализация и развитие человека // Глобализация: человеческое измерение. М.: МГИМО(У), «РОССПЭН», 2003. - 112 с.
85. Кулакова, Н.Н. Урбанизация и иммигранты европейского происхождения в США: к проблеме эволюции этничности // Население Нового Света: проблемы формирования и социокультурного развития. -Сб. статей. М.: ИЭА, 2000. - с. 192.
86. Куропятник, М.С., Куропятник, А.И. Современные тенденции этносоциального и правового развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. - Т. 2 - вып. 4 Электронный ресурс. - Режим доступа: http// ha.soc.pu.ru/publications/issa/1999.
87. Ленин, В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 30. - с. 44.
88. Лурье, С.Я. Историческая этнология: учебное пособие для ВУЗов / С.В. Лурье. М.: Гаудеамус: Акад. проект, 2004. - 619 с.
89. Лурье, С.Я. Национализм, этничность, культура: категории науки и историческая практика // Общественные науки и современность. 1999. -№4.-с. 108-112.
90. Лурье, С.Я. Этническая самоидентификация в условиях кризисного «материнского» этноса: опыт армянской общины в Санкт-Петербурге (1989-1993 гг.) // Этнический национализм и государственное строительство. М.: РАН Ин-т Востоковедения, 2001. - с. 277.
91. Ляушева, С.А.Взаимодействие ислама и традиционной культуры адыгов // Мир культуры адыгов / под ред. Р.А. Ханаху. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. - 516 с.
92. Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог. // Вопросы философии. 2003. - № 1. - с. 80-87.160
93. Малахов, B.C. Символическое производство этничности и конфликт // Язык и этнический конфликт / под ред. М. Брил Олкотт и И. Семенова. -М.: Гендальф, 2001.-150 с.
94. Малыгина, И.В. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика // Общественные науки и современность. 2004. -№> 1. — с. 147-153.
95. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. 2-е издание. - Т.4. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 616 с.
96. Меретуков, М.А. Межнациональный брак как форма проявления межнациональных отношений // Северный Кавказ: национальные отношения (историография проблемы) / под ред. Н.Ф. Бургая. Майкоп: Адыгея, 1992. - 308 с.
97. Мир словарей.Философский словарь Электронный ресурс. Режим доступ: http// www.mirslovarei.com/content eco
98. Мнацаканян, М.О. Об интергальной теории национально-этнической общности // Социс. 1999. - № 9. - с. 66.
99. Мониторинг дискриминации и национал экстремизма в России / Сб. докладов. - М.: Фонд «За гражданское общество», 2004. - 244 с.
100. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / под ред. B.C. Малахова и В.А. Тишкова // РАН. Ин-т этнологии и антропологии, ин-т философии. М.: ИЭА, 2002. - 356 с.
101. Мысляева, И.Н. Глобализация и антиглобализм // ЭКО 2002. - № 12. -с 40.
102. Нальгиева, Х.А. Толерантность: генезис, эволюция, практика: монография / Х.А. Нальгиева. Майкоп: изд-во АГУ, 2001. - 142 с.
103. Нарочницкая, Е.А. Национализм: история и современность / Е.А. Нарочницкая. М.: ИНИОН, 1997. - 57 с.
104. Нарочницкая, Е.А. Франция в блоковой системе Европы (1960-1980 годы) / Е.А. Нарочницкая. М.: Наука, 1993. - 236 с.161
105. Нахушев, В.Ш. Советский патриотизм и интернационализация жизни народов / В.Ш. Нахушев. Черкесск: Карачаево - Черкесск, отд. Ставропольского кн. изд-ва, 1985. - 256 с.
106. Нации и национализм / Б.Андерсон, О. Брауэр, М. Хрох. М.: Праксис, 2002.-416 с.
107. Национализм и равновесие сил Электронный ресурс . Режим доступа: http// www. tradition, ru/holmogorov libravy/k/htm.
108. Нехай, B.H. Содержательные аспекты интернационализма в современной России // Молодые голоса в науке. Выпуск седьмой. Майкоп: Ред. - изд. отдел АГУ, 2006. - 72 с.
109. Нужны ли иммигранты российскому обществу? / под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006. - 168 с.
110. Обращение VI съезда Союза Славян Адыгеи // Закубанье. 2006. - № 2.
111. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М.: Госкомстат России, «кросс», 2003. - 48 с.
112. Основы национальных и федеративных отношений: учебник / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС, 2001. - 352 с.
113. Официальный сайт Президента Республики Татарстан Электронный ресурс. Режим доступа: http // www.tatar.ru
114. Официальный портал агентства Юга.ги Электронный ресурс. Режим доступа: http // www.yuga.ru.
115. Платон. Государство. Законы. Политик. / Платон. М.: Мысль, 1998. -798 с.
116. Плетнев, Б.П. Национальность и государство // сборник Ярославского Гос. Ун-та. Выпуск первый. 1918-1919 гг. Ярославль, 1920. - с. 30.
117. Плеханов, Г.В. Избранные философские произведения / Г.В. Плеханов. -Т. III.-М., 1957.-с. 93.
118. Повышение открытости общества и динамика толерантности, проблема формирования толерантного сознания в полиэтнической социокультурной162среде / Коллективная монография. Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 2003. -208 с.
119. Подзигун, И.М. Глобализация как реальность и проблема // Философские науки. -2003. № 1.-е. 5-17.
120. Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Ю.И. Аверьянова. -М.: изд-во Московского кооперативного ун-та, 1993. 431 с.
121. Потокова, Э.А. Взаимопонимание в межкультурном общении Электронный ресурс . Режим доступа: http// www. ied. ras. ru/books/Adages 1997.
122. Проскурин, С.А. Глобализация как фактор поляризации современного мира // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 4. - с. 59-60.
123. Распопов, В.В. Убойная книга: Удар Русских богов Электронный ресурс . Режим AOCTyna:http//www zhurnal / ib. ru/r/raspopow-w-w/udarrusskihbogow. shtml- 18.04.2007.
124. Рахимов, М.Г. Башкортостан и Россия. // Жизнь национальностей. -1998.-№2.-с. 71-79.
125. Римашевская, Н.М., Галецкий, В.Ф., Овсянников, А.А. Население и глобализация / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, А.А. Овсянников. М.: Наука, 2002. - 322 с.
126. Русакова, А. О путях к единению наций // Молодая гвардия. 2001. - № 2.-е. 17-29.
127. Рыбаков, С.Е. Судьбы теории этноса. Памяти Ю.В. Бромлея // Этнографическое обозрение. 2001. - № 1.-е. 3-23.
128. Салямова, А. «Союз Славян Адыгеи» и «Черкесский конгресс» разошлись во мнении о причинах драки в Хамышках Электронный ресурс . Режим доступа: http//www. kavkaz. memo, ru / news text/news/id/1184920. htm 1.163
129. Серова, И.И. Интернационализация общественной жизни объективная закономерность коммунистического строительства / И.И. Серова. - М.: Политиздат, 1979. -258 с.
130. Сизоненко, 3.JI. Межнациональная семья в крупном городе. // Социс. -2007. -№2. -с. 141-143.
131. Сикевич, З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога / З.В. Сикевич. Л.: Лениздат, 1990. - 204 с.
132. Сикевич, З.В. Русские: «образ» народа (социологический очерк) / З.В. Сикевич. СПб: изд-во Петербург. Ун-та, 1996. - 152 с.
133. Ситимова, С.С. Развитие адыгейского языка на современном этапе / Билингвизм в теории и практике / под ред. З.У. Блягоза. Майкоп: изд-во АГУ, 2004. - 200 с.
134. Смирнов, А.А. Национализм как идеология. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. философ, наук. Иванова, 2007. - 24 с.
135. Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 1600 с.
136. Современная идеологическая борьба: Словарь / под общ. ред. Н.В. Шышлина. -М.: Политиздат, 1988. 431 с.136.
137. Тишков, В.А. Реквием по этносу: исследование по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. М.: Наука, 2003. - 542 с.
138. Тишков, В.А. Этнология и политика / В.А. Тишков. М.: Наука, 2001. -178 с.164
139. Торопова, E.J1. Феномен «маргинальной» этничности в антропологии Великобритании и США. // Этнографическое обозрение. 1999. - № 2. - с. 1-11.
140. Троицкий, Е.С. Патриотизм движущая сила преодоления кризиса российского общества // Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. - сб. - М.: 1996. - с. 3-6.
141. Тхакушинов, А.К. Культура и общественная жизнь/ А.К. Тхакушинов. -Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2007. 404 с.
142. Ургалкин, Ю.А. Регионализация национальных отношений в Российской Федерации: философско-методологический аспект / Ю.А. Ургалкин. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1995. - 164 с.
143. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин. М.: Логос, 2202. - 254 с.
144. Федотова, Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. - № 6. - с. 51-52.
145. Филлипов, В.Р. «Деэтнизация территорий» в Новейшей истории России // Федерализм. 2006. - № 2. - с. 136-138.
146. Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия. Россия. Германия / под ред. А.И. Кастелянского. СПб, 1910. - с. 30.
147. Хабермас, Ю. Когда мы должны быть толерантными ? О конкуренциивидений мира, ценностей и теорий. // Социс. 2006. - № 1.-е. 45-53.
148. Хаджебиеков, Р.Г. Республика Адыгея: проблемы реформирования общества (80-90-е годы). / Р.Г. Хаджебиеков Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 1997. - 222 с.
149. Хазанов, А. Оценка перспектив новых государств приемников СССР // Записки по проблемам национальностей. - Нью-Йорк. - М.: Book Crafters, 1993.- 195 с.165
150. Ханаху, Р.А., Цветков, О.М. Политика в условиях глобализации. // Северный Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всероссийской научно-практич. Конф. / под ред. Р.Д. Хухатова. Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. -421 с.
151. Ханаху, Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-филосовский анализ) / Р.А. Ханаху. Ростов н/д.: Северо-Кавказ. Научн. центр высш. шк., АРИГИ, 2001. - 192 с.
152. Хотинец, В.И. Этническое самосознание / В.И. Хотинец. СПб.: Алетейя, 2000.-235 с.
153. Хуажев, Р.А. Межнациональные отношения: вчера и сегодня // Северный Кавказ: выбор пути национального развития. Майкоп: изд-во «Меоты», 1994.-272 с.
154. Цветков, О.М. Республика Адыгея // Мониторинг дискриминации и национал-экстремизма в России. сб. докладов. - М.: «За гражданское общество», 2004. - 244 с.
155. Чебоксаров, Н.Н., Чебоксарова, И.А. Народы. Расы. Культуры / под ред. Ю.В. Бромлея. М.: Наука, 1985. - 268 с.
156. Чемсо, Т.К. Возвращение: исторический очерк // Г.К. Чемсо. Майкоп: РИПО «Адыгея», 2000. - 371 с.
157. Чешко, С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. - № 6. - с. 37-41.
158. Шадже, А.Ю. Гармонизация межнациональных отношений (некоторые аспекты духовной жизни) / А.Ю. Шадже . Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарск. кн. изд-ва, 1990. - 80 с.
159. Шадже, А.Ю. Национальные ценности и человек (Социол. филос. аспект) / А.Ю. Шадже. - Майкоп: изд-во АГУ, 1996. - 166 с.
160. Шадже, А.Ю. Национальные ценности: социально-философский анализ: автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора философ, наук. Ростов н/д, 1997. -34 с.166
161. Шадже, А.Ю. Права человека и права этноса в политическом обществе // Становление государственности Адыгеи. Очерки и документы конституционного строительства (1989-2001 гг.) Т. 2. - Майкоп: изд-во АГУ, 2001.-584 с.
162. Шадже, А. Ю. Северокавказское общество: опыт системного анализа / А.Ю. Шадже, Э.А. Шеуджен. Майкоп: Аякс, 2004. - 212 с.
163. Шадже, А.Ю. Этнические ценности как философская проблема / А.Ю. Шадже. Майкоп: Качество, 2005. - 167 с.
164. Шеватлохов, А.Т. Диалектика национального и интернационального в социально-бытовой сфере (методологический аспект). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. философ, наук. Краснодар, 1997. - 25 с.
165. Широкогоров, С.М. Исследования основных принципов этнологии и этнографических явлений. // Отдельный оттиск из Т. LXVII. Известий Восточного факультета Дальневосточного Гос. Университета. Шанхай, 1922.-с. 13.
166. Шишков, М.К. Соединенные судьбой, Многонациональность не беда, а богатство России // РФ сегодня. - 2002. - № 7. - с. 66-69.
167. Шхапацева, М.Х. Учебники нового поколения по русскому языку для начальных классов (адыго-абхазская языковая группа) // Билингвизм в теории и практике / под ред. З.У. Блягоза. Майкоп: изд-во АГУ, 2004. -200 с.
168. Эрекаев, В.Д. Социоглобализм и стратегия развития России // Россия и современный мир. 2004. - № 44. - с. 69-70.
169. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яковец. М.: Изд-во «экономика», 2001. - 346 с.
170. Banks, М. Ethnicity: Anthropological Constructions / М. Banks, N. Y., 1996.-p.167
171. Boswell, J. G. Nation, Nation State, Nationalism and National Cultural Integration / электронный ресурс / www. gwu. edu / edpol/manus. Ript/Chap. 1-2 htm.
172. Dann, O. Begriffe und Typen des Nationalen in der ruhen Neuzeit in National tat und Culturally Identat: Student zur Entwichlung des collective Bewisstseins in deer Neuzeit / O. Dann. Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1991. s. 56-76.
173. Garvey, J. Introduction: Fundamentalism and Politics // Fundamentalisms and State. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. - 666 p.
174. Glazer, N., Moynihan, D. P. Ethnicity: theory and Experience / N. Glazer, D. P. Moynihan. Cambridge (USA), 1976.-p. 18.
175. Global culture: Nationalism, globalization and modernity: A Theory, Culture and Society special issue / Edited by Mike Featherstone London: Sage Publications, 1997. 412 p.
176. Key facts and figures about Europe and Europeans. Luxemburg: Office for Official Publications of the European Communities, 2005. - 79 p.
177. Kohn, H. The idea of nationalism / H. Kohn. N. Y.: Mc Milan, 1967. - 3001. P
178. Moynihan, D. P. Ethnicity in international Politics / D. P. Moynihan. N. Y.: Oxford University Press, 1994. - 220 p.
179. Nationalism and Modernism. A critical survey of recent theories of nations and nationalism. Pad stow: Rout ledge, 1999. - 270 p.
180. Nozick, R. Anarchy, State and Utopia / R. Nozick. Englewood Cliffs: Basic Books, 1974.-367 p.
181. Official site of the European Union Электронный ресурс. Режим доступа: http // www.Europe.eu.int.
182. Official Bureau on Cultural Relations Электронный ресурс. Режим доступа: http // www.Europe.eu.int / culture 200 k/htm.
183. Official site of Eurobarometer Электронный ресурс. Режим доступа: http // www.Europe.eu.int / Eurobarometer/datas.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.