Социокультурная самоидентификация в современном поликультурном регионе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Малахова, Ольга Николаевна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Малахова, Ольга Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Самоидентификация как объект междисциплинарных исследований.
1.2. Социокультурная самоидентификация: операционализация понятия
1.3. Поликультурный регион как фактор социокультурной самоидентификации личности.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА ЮГЕ РОССИИ
2.1. Социокультурные особенности ЮФО.
2.2. Иерархия самоидентификаций в южном макрорегионе.
2.3. Гражданская самоидентификация в идентификационном пространстве Юга России.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Гендерные аспекты самоидентификации личности чеченцев в трансформирующемся обществе2012 год, доктор социологических наук Курбанова, Лида Увайсовна
Самоидентификация студенчества в условиях современной России2007 год, кандидат социологических наук Фомина, Татьяна Анатольевна
Социокультурные особенности региональной идентичности населения административного центра Южного федерального округа2009 год, кандидат социологических наук Котельников, Дмитрий Сергеевич
Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ: на примере Республики Адыгея2010 год, кандидат социологических наук Шикова, Расита Юриевна
Формирование национально-государственной идентичности молодежи в современной России: политико-психологический анализ2009 год, кандидат политических наук Титов, Виктор Валериевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная самоидентификация в современном поликультурном регионе»
Актуальность темы исследования связана с той ролью, которую играет самоидентификация в процессе развития личности, социальной группы, общества в целом. Степень и направленность самоопределения индивида в конкретном социуме влияет на формирование его ценностных установок и жизненных стратегий.
Глобализация как тенденция развития человечества предполагает интернализацию, интеграцию и унификацию различных сторон жизни человеческого сообщества, обусловливает нивелирование ценностей макросообществ и возрастание значимости мезо- и микрообщностей в социокультурном пространстве современного мира. В данном контексте мониторинг особенностей социокультурной самоидентификации в меняющемся социуме, поиск новых механизмов данного процесса становятся одним из ведущих направлений научных исследований.
Особый интерес представляет анализ специфики социокультурной самоидентификации в нестабильном российском социуме, идентификационные процессы в котором детерминированы сломом советской идентификационной системы, переоценкой всей системы ценностей, ренессансом многочисленных этнических и конфессиональных идентификационных структур и часто носят конфликтный характер.
Поликультурность Юга России создает свои сложности в самоопределении индивидов в социокультурном пространстве, что требует самостоятельного изучения.
Особую актуальность в условиях поликультурной многоуровневости южного макрорегиона приобретает социологический анализ особенностей социокультурной самоидентификации, необходимый для объективной оценки степени и направленности социокультурной самоидентификации жителей Юга России, выявления тенденций изменений в данной сфере.
В силу перечисленных выше факторов изучение особенностей социокультурной самоидентификации в поликультурном регионе, является необходимым и важным направлением социологических исследований.
Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Социальная самоидентификация представляет собой многоаспектное понятие, разработкой которого занимаются представители различных наук.
В философской традиции самоидентификация рассматривается как познание самости человека, обосновывается важность данного процесса для развития личности и социума, подчеркивается взаимосвязь внутренних и внешних факторов в процессе самоидентификации человека (Г. Гегель, И. Кант, Ж. Сартр и др.) \
Самоидентификация как результат социализации, социально-психологические механизмы самоидентификации представлены в концепциях Л. Берковитца, Дж. Доллар да, 3. Фрейда и др. В работах Д. Жоделе, Ж.-П. Кодол, С. Московичи, М. Шериф рассматриваются особенности самоидентификации индивида в условиях социальных трансформаций. Проблемы кризиса идентичностей рассматривают Т. Адорно, Г. Зиммель, Э. Фромм и др.2
Базовой концепцией для конструирования социологического понимания самоидентификации является теория- социализации Э. Эриксона, который рассматривает идентичность как завершающий уровень каждого этапа
1 См.: Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994.
2 См.: Фрейд 3. Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989; Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990; Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990; Identity in adolescence: Processes and contents. — San Francisco, 1985; Sherif M. Intergroup conflict and cooperation. -Oklachoma, 1961; Taifel H'. Social identity and intergroup relations. — Cambridge, 1982, Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. — 1995. -№ 2. — С. 3-14. социализации и обосновывает необходимость приоритетного изучения социальной самоидентификации.1
Внутренние механизмы социальной самоидентификации личности рассматриваются в работах представителей символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид, Ж. Пиаже и др.) , феноменологического направления в социологии (А. Щюц).3
Социогрупповой самоидентификацией личности занимались Д. Кэмпбелл, Дж. Тернер и др. 4
Роль «коллективных представлений» в процессе самоопределения индивида является основной идеей в исследованиях П. Бергера, Э. Дюркгейма, Т. Лукмана, Т. Парсонса и др.5
В работах П. Бурдье, К. Дюбара, Ю. Хабермаса6 представлены интегративные модели самоидентификации личности, объединяющие «объективистские» и «субъективистские» взгляды на идентификационные процессы.
Классическими в контексте кризисной идентичности являются работы А 1
Коэна, Э. Смита, С. Хантингтона, К. Янга и др.
В отечественной науке основы проблематики самоидентификации разработаны Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым,
1 См.: Erikson Е. Insight and Responsibility. - N.Y., 1964; Erikson E. H. Psychosocial Identity // A Way of Lookingat Things Selected Papers. -N.Y., 1995; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.-М., 1996.
2 См.: Mead G.H. Mind, Self and Society. - Chicago, 1967., Кули Ч. Социальная самость. // Американская социологическая мысль. -М., 1994.
См.: Щюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии.-М,, 2005.
4 См.: Американская социологическая мысль. - М., 1994.
5 См.: Дюркгейм Э. О Разделении общественного труда; Метод социологии. - М., 1991; Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997.
6 См.: Бурдье П. Социология политики. - М:, 1993; Бурдье П. Начала. — М., 1994.
7 См.: Хантингтон С. Кто мы? - М., 2004.
С.JI. Рубинштейном и др.1
Особенности идентификационных процессов в российском обществе рассмотрены в трудах В.И.Журавлева, И.С. Кона, А.Н. Филиппова и др.2
Диспозиционная теория личности В.А. Ядова акцентирует внимание на роли ценностей в процессе социализации индивидов3.
Актуализация интереса к проблеме самоидентификации тесно связана с социокультурными изменениями, происходящими в социуме. В постсоветский период появляется большое количество работ, рассматривающих различные аспекты самоидентификации в обществе. Общим проблемам адаптации и самоидентификации индивида в меняющемся обществе посвящены работы З.Т. Голенковой, Г.Г. Дилигенского, Т.И. Заславской, Л.Г. Ионина, С.Г. Климовой, А.И. Ковалевой, П.М. Козыревой, Ю.А. Левады, A.B. Мытиль4 и др.
Поликультурность российского социального пространства обусловливает повышенный интерес к проблемам макросоциальных идентичностей, прежде всего, этнической и гражданской.
Особенности этнической самоидентификации, соотношение этнической и гражданской идентичностей рассматриваются в работах В.В. Амелина, М.К.
1 См.: Выготский JI.C. Вопросы возрастной психологии // Собр. Соч. В 6-ти т. — Т. 4. - М., 1984; Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т.1. — М., 1973.
2 См.: Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978. л
См.: Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — М., 1979; Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова. - М., 1993.
4 См.: Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социологические исследования - 1995 -№ 4; Климова С.Г. Критерии определения групп «Мы» и «Они» // Социологические исследования - 2002 - № 4; Голенкова 3. Т. Социальная стратификация российского общества. - СПб., 2003; Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. - М., 2002; Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. - 2004. - №5; Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социологические исследования. - 1995. - №4; Козырева П.М. Особенности социальной самоидентификации и субъективной мобильности // Россия реформирующаяся: Ежегодник -2003 - М., 2003; Левада Ю.А. От мнений к пониманию. - М., 2000; Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 1996.
Горшкова, Л.М. Дробижевой, Г.С. Солдатовой, В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко и др'.
В региональных научных исследованиях широко разработана проблема этнокультурных особенностей Юга России и их влияния на региональный социум (работы В.А. Авксентьева, М.А. Аствацатуровой, Г.Д. Гриценко, Г.С. Денисовой, С.Ю. Ивановой, В.И. Каширина, В.Р. Чагилова, А.Ю. Шадже, М.М. Шульга и др) .
Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цель и задачи работы.
Объектом исследования выступает социокультурная самоидентификация.
Предметом исследования являются факторы и структура социокультурной самоидентификации на Юге России.
Цель исследования выявить особенности социокультурной самоидентификации в поликультурной среде Юга России.
Достижению поставленной цели должно способствовать решение следующих задач:
Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. — М., 2002; Солдатова Г.С. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии.- 2006; Тишков В. А. Объяснение России (к началу президентской кампании) // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Под ред. Тишкова В. А. и Филипповой Е. И. - М., 2004. - № 53.
Авксентьев В.А. От этнического конфликта к конфликту идентичностей // Этнические проблемы современности. Вып.8,9: Материалы 48 научно-методической конференции 16-18 апреля 2003 - Ставрополь, 2004; Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм - Ростов-на-Дону, 2008; Гражданская идентичность и патриотическое воспитание в полиэтничном регионе — Ставрополь — Ростов-на-Дону, 2007; Вектор идентичности на постсоветском пространстве — Ростов-на-Дону, 2007 и др.
- произвести сравнительный анализ различных теоретико-методологических подходов исследования самоидентификации личности;
- осуществить операционализацию понятия «социокультурная самоидентификация»;
- выявить проблемы социокультурной самоидентификации в поликультурном регионе;
- произвести факторный анализ поликультурной среды Юга России в контексте социокультурной самоидентификации;
- эмпирически определить приоритеты социокультурной самоидентификации населения Юга России;
- рассмотреть гражданскую самоидентификацию как проявление особенности социокультурной самоидентификации населения южнороссийского региона.
Гипотеза исследования: Особенностью социокультурной самоидентификации на Юге России является потенциальный конфликт между этнической и гражданской самоидентификацией его жителей. Этническая самоидентификация актуализирована полиэтничной и поликультурной средой региона, этнополитическими процессами, характерными для него. Геополитическое положение региона детерминирует необходимость приоритета гражданской самоидентификации, который в настоящее время отсутствует.
Теоретико-методологические основы исследования реализуются при помощи социокультурного и структурного подходов, феноменологического анализа самоидентификационных процессов.
Использование социокультурного подхода позволило выявить социокультурную обусловленность самоидентификации, тенденции ее изменения в поликультурной среде.
Структурный подход необходим для операционализации понятия «социокультурная самоидентификация», изучения ее структуры, эмпирического анализа данного феномена.
Применение феноменологического подхода позволил уточнить роль социокультурных особенностей среды в процессе самоидентификации личности.
Теоретическую базу исследования составили работы зарубежных и отечественных ученых. Концепция баланса идентичности Ю. Хабермаса позволила разработать положение о конфликтной самоидентификации в регионе, концепция национальной идентичности С. Хантингтона — обосновать необходимость приоритетной роли гражданской самоидентификации в поликультурной среде. Диспозиционная теория личности В. Ядова и концепция этнической идентичности Л. Дробижевой использовались для объяснения актуализации этнической самоидентификации жителей региона.
При проведении авторского прикладного исследования использовалась методика исследования идентичности россиян М. Горшкова.
Эмпирическую базу диссертации составляют региональные статистические данные, материалы периодической печати, результаты прикладных социологических исследований, наиболее значимыми из которых являются:
- общероссийское социологическое исследование «Российская идентичность в социологическом измерении» (2007 г.), исполнитель - рабочая группа ИС РАН под руководством члена-корреспондента РАН М.К. Горшкова. Опрос проводился в 12 регионах РФ; выборка многоступенчатая, квотная; общий объем выборки 3000 человек;
- социологический опрос «Социальное самочувствие населения Юга России в условиях реформ» (2006 г.), исполнитель — отдел социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН, опрос проводился среди населения четырех субъектов Южного федерального округа: КЧР, Дагестан, Ставропольский край, Краснодарский край; выборка квотная; общий объем выборки 3446 человек;
- авторское исследование «Социальная самоидентификация жителей ЮФО» (2009 г.). Опрос проводился в 10 населенных пунктах Краснодарского края. Выборка квотная. Общий объем выборки 547 человек.
Для анализа первичной информации применялись метод контент-анализа, многомерные распределения, факторный и корреляционный анализ.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- обосновано, что социокультурная самоидентификация является самостоятельным уровнем идентификационной структуры личности и включает в себя этническую, конфессиональную, гражданскую, цивилизационную и региональную виды самоидентификации;
- раскрыто, что основной проблемой социокультурной самоидентификации личности в поликультурных регионах современной России является угроза конфликтной самоидентификации, содержащей в себе потенциальный конфликт между различными видами социокультурной самоидентификации;
- обосновано, что основными факторами, определяющими приоритеты социокультурной самоидентификация на Юге России, являются полиэтничность среды, детерминирующая этническую самоидентификацию, и пограничное положение региона, актуализирующее гражданскую самоидентификацию;
- в ходе прикладного социологического исследования выявлено, что формально (в соответствии с полученными показателями) приоритетными в социокультурной самоидентификации жителей Юга России являются в равной мере этническая и гражданская самоидентификация, фактически (по степени актуализированности) приоритет принадлежит этнической самоидентификации;
- эмпирически определено, что особенностью социокультурной самоидентификации жителей Юга России является средняя степень гражданской самоидентификации, сочетающая в себе принятие ценностей гражданственности, социально-политическую пассивность и низкие оценки своего социально-экономического положения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Самоидентификация личности происходит на различных уровнях. Персональная (личностная) самоидентификация представляет собой осознание человеком своей индивидуальности как сходства и отличия от других людей и является предметом исследования психологических наук. Социогрупповая самоидентификация происходит вследствие интернализации индивидом своих социальных ролей. Социокультурная самоидентификация есть осознание индивидом своей принадлежности к макросоциальные группам, выделяемым на основе ценностей, норм и образцов поведения, сложившихся в процессе длительного социокультурного развития. К таким группам относятся: этносы, конфессиональные, цивилизационные, региональные общности, граждане одной страны.
2. В условиях сосуществования различных культур, ценностных систем и стилей жизни в поликультурном регионе происходит закономерная актуализация этнических и конфессиональных ценностей, что на фоне социально-экономической и политической нестабильности российского общества ведет к конфликтной самоидентификации, предполагающей конфликт между различными видами социокультурной самоидентификации.
3. На Юге России ведущими факторами социокультурной самоидентификации являются полиэтничность среды и пограничное положение региона. Полиэтничность среды, рост этнической политизированности в постсоветский период, сохраняющаяся напряженность в сфере межнациональных отношений обусловливают приоритет этнической социокультурной самоидентификации жителей данного региона. Комплекс проблем, связанных с пограничным положением региона, большим количеством мигрантов актуализирует необходимость приоритетной гражданской самоидентификации как механизма интеграции российского социума.
4. Эмпирический анализ особенностей социокультурной самоидентификации в регионе позволяет сделать следующий вывод: гражданская самоидентификация жителей Юга России находится на том же уровне, что и этническая, однако этническая самоидентификация на уровне ценностных установок более актуализирована по сравнению с гражданской; конфессиональная самоидентификация не имеет самостоятельного значения, так как принятие определенной религиозной ценностной системы жителей региона является частью их этнической самоидентификации; региональная самоидентификация жителей региона также связана прежде всего с их этнической самоидентификацией; особенностью цивилизационной самоидентификации в регионе является ее тесная связь с конфессиональными ценностями (Восток - ислам, Запад - христианство).
5. Проявлением особенности социокультурной самоидентификации жителей региона является противоречие между необходимостью актуализации гражданской самоидентификации в регионе и недостаточной степенью ее сформированности в настоящее время. Современная гражданская самоидентификация жителей региона сочетает в себе высокую степень принятия ценностей гражданственности (Родина, патриотизм, справедливость, историческая судьба, ответственность, активность и др.), низкую степень ориентированности на социальную активность и низкие оценки своего социально-экономического положения и жизненных перспектив.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности применения выводов исследования для дальнейшей разработки теоретико-методологических положений анализа особенностей социокультурной самоидентификации в поликультурном регионе.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования основных положений и выводов диссертации в процессе социального управления региональным социумом. Результаты исследования могут представлять научный интерес для специалистов различных областей социогуманитарного знания, занимающихся проблемами самоидентификации личности. Материалы диссертации могут быть использованы преподавателями высшей школы для подготовки общих и специализированных учебных курсов.
Основные положения и выводы исследования могут стать основой для дальнейшего социологического изучения проблем самоидентификации личности в полиэтничном регионе.
Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни.
Основные идеи и выводы изложены в тезисах, докладах и выступлениях на Ш Всероссийском конгрессе «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (г. Москва, 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Трансформация образов и смыслов действительности в контексте глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы» (г. Невинномысск, 2009 г.), XII Всероссийской научно-практической конференции «Образование, просветительство и гражданское общество» (г. Сочи, 2007 г.), Региональной научной конференции «Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности» (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.), 53-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука -региону» (г. Ставрополь, 2008 г.).
Результаты исследования отражены в 7 научных публикациях общим объемом 6,1 п.л., в том числе в двух статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего в себя 218 источник, в том числе 20 - на английском языке, а также 3 приложения. Общий объем - 200 страниц машинописного текста.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества2005 год, кандидат социологических наук Рассолова, Ирина Викторовна
Общероссийская и региональная идентичность: Теоретико-культурный анализ2003 год, кандидат философских наук Куракова, Татьяна Валерьевна
Религиозные компоненты механизмов идентификации в транзитивном социуме2003 год, кандидат социологических наук Токарева, Татьяна Викторовна
Социальная идентичность в условиях трансформации российского общества2009 год, доктор социологических наук Лескова, Ирина Валерьевна
Этническая идентификация русских в коммуникативном пространстве крупного полиэтнического города2009 год, кандидат социологических наук Садретдинова, Эвеллина Винеровна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Малахова, Ольга Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самоидентификация как самоосознание социальными субъектами своего места и роли в обществе является предметом междисциплинарных исследований. Представляя собой отраженный в сознании процесс обретения собственной идентичности в социальном пространстве, самоидентификация интересует философов, психологов, социологов, политологов. Философия обосновывает важность самоидентификации в развитии личности и социума, подчеркивая взаимосвязь внутреннего и внешнего в данном процессе. В психологических концепциях акцентируется прежде всего персональная самоидентификация как социально-психологический механизм социализации, в который наряду с самоидентификацией входят инкультурация, интериоризация и экстериоризация, обеспечивающие процесс наследования и преобразования социокультурного опыта определенного социума. В социологии самоидентификация личности рассматривается как неотъемлемый этап социализации, процесс и результат самоотождествления социальным субъектом себя с определенными социальными группами. Самоидентификация, также как и социализация, продолжается в течение всей жизни человека и приобретает кризисный характер в периоды нестабильного развития общества. Таким образом, самоидентификация представляет собой процесс и результат социализации, выражающийся в самоопределении человека в социальном пространстве. Самоидентификация имеет огромное значение для социального развития индивида, так как, помогает личности определиться в сложной сети человеческих взаимоотношений, в социальном пространстве в целом. Порог выбора социальных самоидентификаций имеет конкретно-исторический характер и обусловлен социокультурными особенностями-общества.
Множественность критериев самоидентификации социальных субъектов определяет многоуровневость самоидентификаций личности. Персональная самоидентификация осуществляется на основе субъективного определения человеком своих индивидуальных особенностей: красивый, умный, ленивый,. предприимчивый, креативный и т.п. В основе социогрупповых самоидентификаций лежит осознание и принятие индивидом своих социальных статусов: мужчина, врач, бабушка, москвич, провинциал и др. В рамках социогрупповых целесообразным представляется выделить в отдельную группу социокультурные самоидентификации как высший уровень идентификационной иерархии личности, который представляет собой отождествление индивидом себя с большими социальными группами, особенностями которых являются система ценностей, норм и образцов поведения, сложившаяся в процессе длительного социокультурного развития (общецивилизационная, гражданская, этническая, конфессиональная, региональная). Проблема социокультурной самоидентификации личности заключается в осознанном принятии ею культурных норм и образцов поведения, системы доминирующих ценностей и языка, создании своего ««Я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в проявлении лояльности к ним, в самоотождествлении себя именно с этими культурными образцами как маркирующими не только общество, но и саму данную личность. В современном мире и современном российском обществе приоритет социокультурной самоидентификации является необходимым условием эффективного развития социума.
Проблема социокультурной самоидентификации личности особенно актуальна для поликультурных регионов. Основой поликультурного социального пространства таких регионов является полиэтничность и поликонфессиональность населения, входящего в него. Столкновение различных культур, образов жизни, ценностных приоритетов, с одной стороны, создает условия для их взаимодополнения, но с другой - может стать источником социальных конфликтов.
Самоидентификация личности в советский период основывалась на сложившейся в течение длительного времени системе социокультурных и политических мифов, определяющих представления личности как об окружающей ее природной и социальной реальности, так и своем собственном месте в ней.
Социально экономические и политические преобразования постсоветского периода разрушили прежние идентификационные структуры общества, не предложив новых. В результате возник кризис идентичности социума, повлекший за собой разрушение прежней целостной советской идентификационной системы и проявление латентных форм взаимосвязей внутри общества: актуализацию региональной, этнической и конфессиональной идентичностей.
Приоритетной задачей внутренней политики российского общества должно стать формирование гражданской (общероссийской идентичности). Пока Россия не определится с новым содержанием общегосударственной системы идентичности, говорить об успешности демократического общества в условиях России нельзя. Для эффективного осуществления демократических реформ необходимо формировать новую модель общегосударственной идентификационной системы, основанной на демократических ценностях, органично вписывающейся в социокультурную специфику формальных и неформальных коммуникаций России.
Кризис самоидентификации как социальная проблема остро ощущается на Юге России, где тесно переплетены социальные, политические, экономические, этноконфессиональные проблемы, обострение которых представляет реальную угрозу национальной безопасности России, ее территориальной целостности, миру и спокойствию в регионе. Религиозные, этнические и культурные различия сами по себе не конфликтогенны, но они потенциально несут в себе «конфликты ценностей», ведущие к конфликтной самоидентификации населения региона.
Анализ результатов социологических исследований, проведенных как непосредственно автором, так и региональными и федеральными научными коллективами, позволяет констатировать противоречивые тенденции в социокультурной самоидентификации жителей Юга России. С одной стороны, у жителей региона гражданская самоидентификация более выражена, чем у жителей России в целом. С другой — этническая самоидентификация стоит на таком же уровне, как и гражданская. Такая ситуация содержит в себе угрозу социальной напряженности в регионе, прежде всего в этнополитической сфере.
Специфика социокультурного пространства региона Юга России актуализирует поиск оптимальной модели гражданской самоидентификации личности в нем. Предпочтительной представляется гармоничная гражданская самоидентификация, которая возможна при условии взаимодополняющего развития этнической и гражданской составляющих социокультурного пространства Юга России. Однако такая модель возможна при условии признания приоритета общегражданских ценностей над этническими. В настоящее время цивилизационная и социально-культурная множественность элементов социального пространства Юга России в условиях социально-экономической и политической нестабильности ведет к распространению амбивалентной модели гражданской самоидентификации. Особенностью данной модели является равная значимость для индивидов ценностных систем этнической и гражданской субкультур. В зависимости от процессов, происходящих вокруг индивида, могут актуализироваться в равной мере те или иные идентичности, занимая приоритетную позицию и определяя установки и мотивы деятельности индивида.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Малахова, Ольга Николаевна, 2009 год
1. Абуевская Е. П. Принадлежность к группе как фактор восприятия личности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1988.
2. Авксентьев В.А. Уровень конфликтности в российских регионах / В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, A.B. Дмитриев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2008. N 3. - С. 117-126.
3. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев A.B. Региональная конфликтология: концепты и российская практика. /Под ред. члена-корреспондента РАН М.К. Горшкова. М., 2007.
4. Авксеньтьев В.А. От этнического конфликта к конфликту идентичностей // Этнические проблемы современности. Вып.8,9: Материалы 48 научно-методической конференции 16-18 апреля 2003г. — Ставрополь: Из-во СГУ,2004. С.3-7.
5. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Маслова Т.Ф., Шульга М.М. В центре региона конфликта: Ставропольский край глазами социолога // Региональная социология в России М., 2007. - С. 357-360.
6. Авраамова Е.М. Формирование новой российской идентичности // Общественные науки и современность. 1998. - № 4. - С. 19-29.
7. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.
8. Андреева Г.М. К вопросу о проблеме группы в социальной психологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1998. - №1. - С. 41 - 47.
9. Андреева Г.М. Социальная психология./Под ред. В.А. Ядова. М., 1996-6. Ю.Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. -№ 1. -С. 131-143.
10. П.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 298с.
11. Артемьев А.И. Социология личности. М.: ООО «Арбат - XXI», 2001. -256 с.
12. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997. -Т.1. - 145с.
13. Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. — №1. - С. 31-143.
14. Ашин Г. К. Элитарная и «массовая» культуры // Общественные науки.-1985. -№6. С.25-31.
15. Ашин Г.К. Элитарное образование // Общественные науки и современность. 2001,-№5-С. 82-99.
16. Балыкова A.A. Проблема идентичности в символическом интеракционизме (анализ концепции Дж. Мида) // Семиотические проблемы культуры и общества. Улан-Уде, 2002. - С. 35 - 42.
17. Баранова Т.С. Эмоциональное «Я Мы» (опыт психосемантического исследования социальной идентичности) // Социс. - 2002. - № 4. - С. 70-101.
18. Башкирова Е. Трансформация ценностей российского общества // ПОЛИС. -2000.-№6.-С. 48-57
19. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
20. Белинская А.Б. Философская идентификация конфликта в социальном познании: Дис. . д-ра филос. наук. М., 2004. — 335 с.
21. Беляева JI.A. Социальная стратификация и бедность в регионах России (к составлению социокультурного портрета регионов) // Социс. — 2006. — N 9. — С.52-63.
22. Беляева JI.A. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М., Высшая школа, 2001. СКНЦ ВШ - 186 с.
23. Берг П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.-334с.
24. Бондаренко Л. И. Рождение трагедии России из идеи покаяния// В кн.: «Философская мысль в России: традиция и современность», Т. 2-й. — Санкт-Петербург: СпбГУ, 2003. 243 с.
25. Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян. Ростов-на-Дону, 1998.
26. Бурдье П. Начала. М.: Socio - Logos: Фирма «Адапт», 1994. - 287 с.
27. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio - Logos, 1993. - 333 с.
28. Вектор идентичности на постсоветском пространстве: Сборник.в полиэтническом регионе ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону, 2007.
29. Волков Ю.Г. Идеология гуманизма в становлении российской идентичности. // Соц.- гуманит. знания. 2006. - №2 - С. 153-156.
30. Вьюнов Ю. И. Миграционные процессы на Северном Кавказе и их влияние на состояние межнациональных отношений и преступности // Следователь. -2001.-№ 1. — С. 17-22.
31. Габдуллина JI. Б. Основа духовности личности в ее национальных корнях. Этнопедагогические традиции формирования культуры • межнациональных отношений: Материалы VII Международной научно-практической конференции. — Казань, 2000. — С. 86 - 92.
32. Гаврилшк В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. - № 1. - С. 96-105.
33. Гакаева Д.Д. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе. // Социологические исследования. 2006. — №10. - С.57-58.
34. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003. - 456с.
35. Гидденс Э. Современность и самоидентичность // Реферативный журнал. — Сер. 11.-1994.-№2.-С. 14-20.
36. Глобальные сообщества: новая система координат (подходы и проблемы). — СПб:: Алтейя, 2000. 320 с.
37. Голенкова З.Т. Социальная стратификация российского общества. — СПб.: Издательство «Летний сад», 2003.
38. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. 1989. - №6. - С. 86 - 88.
39. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ), 1992-2002. -М.: РОССПЭН, 2003 511с.
40. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования. 2004. - № 3. - С. 16-22.
41. Гражданская идентичность и патриотическое воспитание в полиэтническом регионе: Ставрополь Ростов-на-Дону, 2007.
42. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. М., 2000.
43. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. - 763с.
44. Данилова Е. Н. Проблема социальной идентификации в постсоветской России //Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. -М., 1997.-№3.-С. 12-19.
45. Данилова E.H. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологические исследования. 1995. - № 6. - С.28-32.
46. Данилова E.H. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологические исследования. — 2000. № 3/4. - С. 76-86.
47. Данные официальной статистики по ЮФО // Миграционная служба г. Ставрополь 2007г.
48. Даудрих Н.И. Социальная идентичность: методологический аспект // Социология. М.: Изд-во Ин-та фонда общественное мнение, 2002. - 285 с.
49. Девятко И.Ф. Удовлетворенность работой учреждений культуры в ЮФО // Социс. 2005. - № 10.-С.24-27.
50. Динамика ценностей населения реформируемой России. / Под ред. Н.И. Лапина. М., 1996. - 224 с.
51. Добреньков В.И. Глобализация и Россия: Социологический анализ. -М.: ИНФРА-М, 2006. 128 с.
52. Дробижева Л. М. Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности / Дробижева Л. М., Кузнецов И. М. «Мир России», 2000. -Т. 9. -№4.
53. Дробижева Л.М. Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1990.-116 с.
54. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояниеили совместимость // Россия реформирующаяся. М., 2002. - С. 213-244.
55. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема в философии. М., 1996. - С. 23-34
56. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ. // Вопросы психологии. 1993. - №5. - С. 16-18.
57. Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Семейная самоидентификация в кризисном обществе // Социальная идентификация личности: Годичный отчет за 1993 г. / Отв. ред. В.А. Ядов. -М., 1993.
58. Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. — 1995. № 6. - С. 110-119.
59. Дюркгейм Э. О Разделении общественного труда; Метод социологии. М.: Наука, 1991.-572 с.
60. Заславская Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. — 2004. — № 5. С. 5-15.
61. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. -М.: Дело, 2002. 567 с.
62. Заславская Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. -№ 8. — С. 3-11.
63. Зверев АJI. Этническая идентичность в условиях политической трансформации постсоветского периода: политико-психологический анализ. // Вестник Московского университета. Сер.12. №1- 2006: — С.27-39.
64. Здравомыслов А. Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы.выхода из тупиковой ситуации / А. Г. Здравомыслов; Рос. независим, ин-т соц. и нац. проблем, проф. социол. ассоц. М., РОССПЭН, 1998. - 128 с.
65. Зубок Ю:А. Проблемы социального развития молодежи в.условиях риска //
66. Социологические исследования. 2003. - № 2. — С. 42-51.
67. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм -Ростов-на-Дону, 2008. 345с.
68. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. - С. 25-29.
69. Ильин И.П. Постструктуализм и диалог культур. М., 1989. - 259 с.
70. Ильиных О.П. Социально-политический кризис российского общества и мировоззрение молодежи: Автореф. дис. канд. .филос. паук. Пермь, 1997. -30 с.
71. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. — № 4. — С. 3-14.
72. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 278 с.
73. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. - 205 с.
74. Казанов Х.Н. Национальных характер. Нальчик: КБ ИПК, 1994. - 258с.
75. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. — 2000. — № 3. С. 11-14.
76. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. - № 12. - С.89-94.
77. Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социологические исследования. 2002. - № 6. - С. 83-94.
78. Козлова Т. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» // Социологические исследования. 1995. - № 5. - С. 102-110.
79. Козлов В. Русские. Русскоязычные. Россияне //http://www.rustrana.ry /article.php?nid=5633
80. Козырева П.М. Особенности социальной самоидентификации и субъективной мобильности // Россия реформирующаяся: Ежегодник 2003 -М.: Изд-во ИС РАН, 2003. - С. 56-61.
81. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
82. Коровицына Н.В. Духовная культура современного российского общества. Состояние и тенденции формирования. // Социологические исследования. -2005. -№10. С.145-146.
83. Костгок В.Н. Неравновесие, ценность, эволюция (системный подход) // Устойчивость и неустойчивость целостных структур как предмет системного исследования. Вып. 1. - М.: Изд-во ИСА РАН, 1994. - С. 79-89.
84. Кочетов Е.В. Социализация и самоидентификация российской молодежи: Дис. . канд. социол. наук. Новочеркасск, 2005. - 179 с.
85. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь М.: РУССО, 2002. - 523 с.
86. Крамаренко Р.А. Воспроизведение ценностей: социально-философский анализ): Дис. .канд. филос. наук. Новосибирск, 2003. - 170 с.
87. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса.// Общественные науки и современность'. -1997.-№4.
88. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. — М.: Изд-во ИФ РАН, 1994.-245 с.
89. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 224 с.
90. Курченков В.В. Уровень жизни населения Южного Федерального округа / Курченков В.В., Митрофанов И.В. // Уровень жизни населения регионов России. 2007. - N 2. - С.50-60.
91. Лармин О.В. Эстетическое воспитание и развитие молодежи. -М., 1978.
92. Лебарон Ф. Генетический структурализм // Журнал социологии и социальной антропологии. Специальный выпуск «Современная французская социология». 1999. - № 2. - С. 55.
93. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском <■ пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал.- 1999. № 3. - С.48-58.
94. Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000. М:: Московская школа политических исследований, 2000. — 576с.
95. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
96. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. — Серия. Психология. 1996. - № 4. - С. 35-45.
97. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Современный социоанализ. М., 1996. с. 5-23.
98. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. - № 5. — С. 37-45
99. Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // Credo New. 2002. - №1. — // http://credo-new.narod.ru.
100. Лисовский В.Т. Социология молодежи: история и современность // Социология и общество: тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. СПб., 2000. - С. 55-65
101. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурйо-историческое значение. -М., Л.: Изд-во АН СССР 1947 (переизд. 1996 .) 317 с.
102. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек. — 1996.-№3.-С. 100-108.
103. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью //Вопросы философии-1998. -№ 2. С.43-53.
104. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1984.-Т. 3.416 с.
105. Массовая культура России конца XX века (фрагменты к.) Ч. 1 Спб., 2001.-224 с.
106. Массовая культура России конца XX века (фрагменты к.) Ч. 2 — Спб., 2001.-224 с.
107. Ментальность россиян. (Специфика сознания больших групп населения России) / Под общей редакцией И. Г. Дубова -М.: «ИМИДЖ-КОНТАКТ», 2007.-275с.
108. Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шорохова. -М.: Наука, 1975. 295 с.
109. Мид М. Иней на цветущей ежевике. М., 1988.
110. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996 — 478с.
111. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. - № 2. - С.3-14.
112. Назаров Т.З. Социальная само идентификация представителей малого бизнеса: Дис. . канд. социол. наук. Уфа, 2005. - 31 с.
113. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. — № 2. — С. 5-22.
114. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии.2000.-№ 1. С.135-141.
115. Павленко В.Н., Корж H.H. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. — 1998. — № 1. — С. 7588.
116. Пантин В.И. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2004. - № 1- С.52-63.
117. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. -270 с.
118. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-345 с.
119. Помазан А.Н., Седунова A.B., Ядова E.H. Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян // Социологические исследования.2001. -№ 12. -С. 122-129.
120. Прахова Ю.М. Проблемы формирования и функционирования социальной идентичности конструктивистский анализ // Социально-гуманитарные знания. - 2003. — №5. - С.215-228.,
121. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. К. А. Абульханова-Славская. М., 1990.
122. Рабочая книга социолога / Общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Эдиториал УРСС, 2003.-480 с.
123. Рабочая группа ИС РАН. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад // Полис 2008 — №1. - С. 85-86.
124. Рассолова И.В. Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества: Дис. . канд. социол. наук. М., 2006. - 220 с.
125. Реутов Е.В. Общество и власть в регионе // Социологические исследования. 2006. - N 9. - С.72-78.
126. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В.Осипова. -М.: Издат. Группа «НОРМА ИНФРА-М», 1999. - 665с.
127. Российский статистический ежегодник. 2004: Статистический сборник. -М., 2004.
128. Россия в глобальной политике. История как средство самоидентификации.- Июль Август, 2006. - №4.
129. Россия: трансформирующееся общество / Отв. ред. Ядов В.А. -М. :ИСРАН, 2001.-640с.
130. Российская идентичность в условиях общественной трансформации: общенациональные черты и региональные особенности.- Владимир: ВГУ,2004.
131. Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М.: Мысль, 1981.
132. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1973. - Т.1.
133. Руткевич М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь. -М.: Политиздат, 1988. 222 с.
134. Руткевич М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования.- 1992. № 9.
135. Руткевич М.Н. Социальная структура. М.: Альфа-М, 2004. - 270с.
136. Ручхин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. - № 5. - С. 90-97.
137. Савва М. Факторы напряженности межнациональных отношений на Северном Кавказе. // Первая межрегиональная конференция «Пути достижения межнационального согласия на юге России» www.strana.ru /topics/66/02 /02/27/ 116465. html.
138. Сагитова JI.B. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики татарстан) // Центр и региональные идентичности / Под ред. В. Гельмана, Т. Хопфа. СПб.: Летний сад, 2004.
139. Светлицкая Е. Б. Новая российская идентичность // Общественные науки и современность. 1997. - № 1. - С.72-81.
140. Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи. М.: Знание, 1980.-64 с.
141. Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. М.: Канон-пресс-Ц, 2001. - С.256-271.
142. Серебрякова Ю.А. национальное самосознание и национальная культура: сущность, специфика и взаимодействие (социально-философский аспект): -Автореферат, докт. Филос. Наук. Иркутск, 1997. — 40 с.
143. Сибирев В.А., Головин H.A. Штрихи к портрету молодого поколения 90-х годов // Социологические исследования. 1998. — №3. - С. 106-117.
144. Смирнова Я.С. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. — 224 с.
145. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Ю. Левады. -М.: Мировой океан, 1993. 435 с.
146. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990. -322с.
147. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1984.-255 с.
148. Современное российское общество: переходный период / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: Изд-во ИС РАН, 1999. - 50 с.
149. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования 2003. - № 8. - С. 12-16.
150. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. - 240 с.
151. Солдатова Г.С. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии. 2006. — №6. — С.31-34.
152. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. С. 302-373.
153. Социальная идентификация личности: В 2 кн. М.: Изд-во ИС РАН, 1994.
154. Социальное расслоение и социальная мобильность / Отв. ред. З.Т. Голенкова. -М.: Наука, 1999. 189 с.
155. Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Отв. ред. JI. Я. Рубина. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1991. - 120 с.
156. Социальный портрет молодежи / Под ред. JI. Я. Рубиной и др. М.: Изд-во ВКШ, 1990.-42 с.
157. Социологический словарь / Пер. с англ. И. Г. Ясавеева / Под ред. С. А. Ерофеева. — М.: Экономика, 2004.
158. Социология России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Изд-во ИС РАН, 1996. -700 с.
159. Социология молодежи / Отв.ред. В.Т. Лисовский. СПб.,1996.
160. Стефаненко Т. Этнопсихология. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999.-320 с.
161. Татарко А.Н. Информация о социологических исследованиях в поликультурном регионе. -М, 2007г. С 34-37.
162. Тишков В. А. Объяснение России (к началу президентской кампании) //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Под ред. Тишкова В. А. и Филипповой Е. И. М., 2004. - № 53.
163. Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2005.
164. Тимерманис И.Е. Профессионально-ценностные ориентации будущих специалистов // Политехник. 2006. - 29 сентября.
165. Тихонова Н.Е. Самоидентификация россиян и ее динамика // Общественные науки и современность. 1999. — №4. - С.5-18.
166. Тоторкулова А. Х-М. Национальные и культурные ценности народов Карачаево-Черкесии как фактор воспитания межэтнической толерантности подрастающего поколения // Ярославский педагогический вестник. — 2003. — № 3 (36). — С.14-16.
167. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Изд-во ИС РАН, 1996. - 469 с.
168. Филиппов В.М.Модернизация российского образования. — М.: Просвещение,2003. 96 с.
169. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М.: Просвещение,1989.
170. Фролов С.С. Социология. -М.: Аспет, 1994.
171. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
172. Фромм Э. Иметь или быть? / Общ. ред. В. И. Добренькова. М.: Прогресс,1990.-238 с.
173. Черноус В.В. Кавказ: контактная зона цивилизаций и культур / Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. Ростов-на-Дону. //Научная мысль Кавказа. 2000. - № 2. С. 62-70.
174. Штомпка П. Социология социальных изменений. -М.: Аспект Пресс, 1996.-416 с.
175. Хантингтон С. Кто мы? М., 2004. - 698с.
176. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: ACT , 2006.
177. Экспертные оценки в социологических исследованиях. — Киев, 1990. -318с.
178. Этнокультурные процессы в России на рубеже XX-XXI веков. Сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2005.
179. Юнг К. Различия восточного и западного мышления // Философские науки. 1988.-№ 10.-С 92-104.
180. Ядов В. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях социальных перемен/ Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. 274 с.
181. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Общество и экономика. 1999. - № 10-11.-С.65-73.
182. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979.-315с.
183. Ядов В.А. Солидарности россиян в повседневной жизни и в общегосударственном масштабе / В.А. Ядов // Общество и экономика. 2002. -№ 12. — С.90-94.
184. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. — 1994. № 1. - С. 35-52.
185. Ядов В.А. Социально-структурные общности.как субъекты жизнедеятельности // Социологические исследования. 1989. — № 6. - С. 60-63.
186. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия.- Самара: БАХРАХ-М.,2003. 597 с.
187. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во СГУ, 1995. - 343 с.
188. Якимович А.К. «Свой чужой» в системах культуры //Вопросы философии. -2003 .-№ 4. - С, 48-60.
189. Яковлев И.П. Системно-циклический подход в исследованиях российского обществам /Проблемы теоретической социологии, СПб., 1994. - 156с.
190. Яницкий О.Н. Социально-информационные процессы в обществе и урбанизация/урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс. -М.,1972. 253с.
191. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990. — 278с.
192. Ясперс К. Смысл и предназначение истории. — М,1991. — 528с.
193. Adorno Th/W. Gesammelte Schriften. Bd 3. Fr./V-, 1980.
194. Baudrillard J. Seduction. N.Y., 1990.
195. Bourdieu P. The Logic of practice. Stanford (Calif,), 1990, 222c.
196. Erikson E.H. Psychosociai Identity // A Way of Lookingat Things Seiected Papers. -N.Y., 1995. P. 675-679.
197. Erikson E. Insight and Responsibility. -N.Y., 1964.
198. Gurr T., Harff B. Ethnic Conflict in World Politics. Boulder, San Francisco, Oxford, 1994.-P. 17-18.
199. Giddens A. Modernity and self-identity. Stanford, 1991,
200. Glick S.N. Building a Transnational Perspective on Migration / Transnational Migration: Comparative theory and Research Perspectives. An informal workshop. Oxford, England. 2000.
201. GoffinanE. The Presentation of Self in Everyday Life. N.Y., 1959.
202. Goussef, Catherine. Identité fonctionnel, identité communautaire, identité ethnique: les composantes hybrides de la revendication du "peuple" cosaque. Dans: Revue d'études comparatives Est/Ouest. Volume 34 Décembre 2003 - N 4. P. 7797.
203. Identity in adolescence: Processes and contents. San Francisco, 1985.
204. Marsia J.E. Identy in Adolescence // Handbook of adolensent psychology. N.Y., 1980.-P. 213-231.
205. Maslow A-R Toward a Psychology of Being. N.Y., 1968.
206. Mead G. Geist Idenlitat und Gesellschafi. Fr,-S.-M„ 1934,
207. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1967.
208. Merlin, Aude et Radvanyi, Jean. Russes et Caucasiens à la fin du XXe siècle. Identités et territoires. Dans: Revue d'études comparatives Est/Ouest. Volume 34 -Décembre 2003 N 4. P. 97-115.
209. Sherif M. Intergroup conflict and cooperation. Oklahoma, 1961.
210. Smith B. H. Narrative Versions, Narrative Theories, in On Narrative, ed by W. J. T. Mitchell, 209-232. Chicago: University of Chicago Press, 198,1. P. 228 .
211. Taifel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.
212. Theory, culture and society. Cleveland 1992. Vol. 9. № 2. P. 113-128.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.