Социально-политические воззрения Ахмада Дониша тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Самиев, Бобо Джураевич

  • Самиев, Бобо Джураевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 140
Самиев, Бобо Джураевич. Социально-политические воззрения Ахмада Дониша: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 1998. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Самиев, Бобо Джураевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВВДЕНЙ1

ГЛАВА I. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АКМАДА ДОШША

§ I. Особенности и основные направления социально-политической мысли до Ахмада Дониша.. 13-38 § 2. Социокультурная среда и состояние социально-политической мысли во второй половине XIX в

§ 3. Ахмад Дошли - основоположник просвети-тельско-реформа торского движения в

Центральной Азии

ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЩШШО-ПОЛМТИЧЕСКЙХ

ВЗГЛЯДОВ АХМАДА ДОНИША

§ I* Проблема социальной справедливости в

учении Ахмада Дониша

§ 2. Форма правления и государственного

устройства с точки зрения Ахмада Дониша., 87-103 § 3. Влияние социально-политических взглядов

Ахмада Дониша на последующих мыслителей., 103-124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические воззрения Ахмада Дониша»

Введение

Актуальность темы: На каждом этапе переходного периода любого общества всегда ма первый план выдвигаются проблемы социальной философии, т»е, поиск новой социально-политической теории» соответствующей целям и задачам строительства нового общества иди реформам существующего, В ходе этого поиска общество или его политические партии, научно-исследовательские учреждения вновь обращают свои взоры на прошлое теоретическое наследие, так как тенденция к движению вперед всегда прокладывает себе дорогу через обновление идеалов старины. Особенно это характерно дня народов вновь приобретающих свой суверенитет и независимость после долгих лет колониальной или полуколониальной зависимости.

История общественно-политической шели таджикского народа не только в рамках общемусульманс к ой культуры* но и в истории доисламской цивилизации несравненно богаче и разнообразнее. Однако ©та необъятная тема в социально-философской и политической литературе до сих пор остается малоизученной. Если учитывать еще то, что до сих пор исследование философской и социально-политической мысли бывших народов Советского Союза, в том числе и таджикского народа велось в рамках коммунистической идеологии и методологии, а порой подвергалось существенному искажению и деформации, то необходимость нового исследования наследия прошлого с позиции объективно-научного, не предвзятого анализа становится само собой понятным.

Особенность социально-философского наследия таджикского народа заключается в том, что по форме изложения и идейным предпосылкам оно очень разнообразно. По форме это прежде всего религиозно-политические трактаты, идейной предпосылкой которых являются положения взятые из Корана и преданий пророка, назидательно-дидакти-

ческие трактаты» идейной основой их могут быть и религиозные и свете-ко-философские идеи; далее это теоретическо-философские трактаты, идейной предпосылкой которых является в основном древнегреческая социально-политическая философия. Исследователи истории социально-политической мысли исламского периода назвали эти три направления соответственно: исламской религиозной политикой ("сиесати динии ис-ломи" или шариатномахо" ), исламскими политическими трактатами ( "сиесатномахо" ) и исламской философской политикой ("сиесати #ал-сафии исломи").

К первощ направлению можно пречислить всех основоположников четырех суннитских тольков (мазхабов): Абу Хани|а Нуъмона бини Со-бита, Ахмада бини Ханбаяа, а также ал-Моварди» Абул Хасана бини %хаммад бини Хабиба, Назлуллох бини ^узбехони Хунчии йсфахони.

Представителями второго направления являются Ходжа Низомул-щяк Т^си, Имам Щухаммад Газали, Мир Сайид Хамадони и Ахмад Дониши Бухараи. К представителям третьего направления относятся: Абу Наср Фараби, Ибн Сина, Ходжа Насриддин ТУси» Джалолиддин Давони.

Можно с уверенностью сказать, что Ахмад Дониш является последним и завершающим звеном в ©той исторически богатой и разнообразной цепи развития социально-политической мысли таджикского народа.

Социально-политические взгляды Ахмада Дошша интересны тем, что он является единственвдм представителем реформаторско-просве-тительского движения в Центральной Азии. Написав "Рисола дар наз-ми тамаддун ва таъовун" ("Трактат о порядке цивилизации и взаимопомощи"), Ахмад Дониш продолжил традицию предыдущих поколений мыслителей и одновременно развивал новые идеи и взгляды созвучные его исторической эпохе.

Новые исторические условия и новые социально-политические движения определяют характерные особенности и новизну взглядов Ахмада Дониша, Одна из важнейших особенностей социально-политических воззрений Ахмада Дониша состоит в том» что в его трудах идея социально-политической реформы и религиозное реформаторство связаны в единое целое. Этот момент в его наследии до сих пор остается малоисследованным.

Основу социально-политических взглядов Ахмада Дониша составляет идея социального реформизма. Сегодня эта идея, в отличии от революционного экстремизма становится все более популярным социально-политическим направлением.

В этой связи исследование социально-реформистских взглядов Ахмада Дониша более чем когда-либо является актуальным. Это важно и в связи с тем, что несмотря на то, что от эпохи Ахмада Дониша нас отделяет более ета лет, многие социально-политические, социально-экономические и религиозно-реформаторские идеи, выдвинутые в его трудах до сих пор должным образом не исследовании, хотя остаются актуальными.

Ахмад Дониш является родоначальником и крупнейшим представителем просветительского и религиозно-реформаторского движения в Центральной Азии. Он одновременно с такими крупнейшими просветителями и реформаторами ислама, такими как Рифоа Рофеь ат-Тахтови (1002-1073), Абдурахмон ал-Кавокиби (1849-1910), Джамолуддини Аф-гони (1849-1897), Зайн-алобидин Маратам (1839-1910) положили основы просветительско-реформаторского движения в Центральной Азии. Однако в сравнении с теми обширными, можно сказать безчисленными

исследованиями, которые велись в течении последних ста лет вокруг наследия просветителей и реформаторов Западной части исламского мира и той известностью, которую они приобрели, идеи просветительского и реформаторского движения, высказанные Ахмадом Донишом и его исследованиями, можно считать незначительными, а географические рамки этих исследований ограниченными.^» е. 101-102). Одним из тех ученых, кто впервые обратил внимание на разносторонность взглядов Ахмада Донша, на их существенную значимость был Садриддин Айни.

Садриддин Айни в своей работе "История мангитских эмиров Бухары", показав значение социально-политических взглядов Ахмада Дониша, считал его одним из умнейших людей Бухары,^* с.8-14)» ^р0ме ТОго, во второй части "Воспоминаний" С.Айни, говорится о содержании книги "Редчайшие происшествия" С »Айни приходит к выводу, что Ахмад До-нии на протяжении всей своей жизни боролся против зла, насилия, критиковал пороки современного ему общества.

Несмотря на то,что в изучении жизни, творчества ж мировоззрения Ахмада Дониша С.Айни является родоначальником, он далеко не полностью раскрыл все стороны социально-политических воззрений Ахмада Дониша. Но он своими работами смог привлечь внимание читателя и познакомить его с богатым творческим наследием видного просветителя XIX в. Ахмада Дониша,

Другим исследователем, уделившим много внимания изучению социально-политических воззрений Ахмада Дониша был советский востоковед Э.Вертелье. Он в своем исследовании "рукописи произведений Ахмада Калла", затронув их в"1рактате о порядке цивилизации и взаимопомощи" исследует десять правил правления государственности.^^ ^

В исследовании разностороннего творчества Ахмада Дониша важное место занимают работы таджикского историка З.Раджабова. Он

написал ряд работ, которые имеют большое значение для понимания мировоззрения Ахмада Дониша; "Маорифпарвар Ахмади Дониш"; " С политическом трактате" Ахмада Дониша; "Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш"; "Из истории общественно-политической мысли

таджикского народа во второй половине Ш и начале Ж вв". ^,94, 95, 96*98).

З.Раджабов в своих исследованиях, опираясь на произведения просветителя, определил роль Ахмада Дониша в истории общественно-политической мысли таджикского народа второй половины III и начала XX века., как крупнейшего просветителя и выдающегося выразителя прогрессивных идей в условиях феодальной Бухары. З.Раджабов в своей работе "Маорифпарвар Ахмади Дониш" и "Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш", показывает его как великого просветителя не только в Бухаре, но и во всей Средней Азии.

Автор в своих произведениях исследует такие проблемы, как критика существующего строя в Бухарском Эмирате, программу реформ, пути восстановления эмирата ш т.д. В работе"0"Политическом трактате" Ахмада Дониша автор, опираясь на основные главы "Политического трактата" А »Дониша раскрывает важнейшие аспекты реформирования общества: по мысли просветителя правитель в управлении страной должен соблюдать пять конституционных правил, обеспечить защиту социальной

справедливости, изыскать методы и способы правления государством.^*

94 96 §8}

. Именно З.Раджабов своими ценными работами раскрыл многие стороны социально-политических взглядов Ахмада Дониша. Но для полной оценки деятельности просветителя необходимы дальнейшие исследования. З.Раджабов утверждает, что социально-политические взгляды Ахмада Дониша в основном формировались под влиянием предыдущих традиций и много общего между ними, но мы ничего не находим в произведе-

ниях З.Раджабова.(93»94*95*96*98)*

Значительный вклад в исследование философских и социальных взглядов Ахмада Дониша внесли Г.Ащуров и М.Диноршоев. Эти авторы в своей статье "О просветительской и социальной философии Ахмада Дониша" отмечают! чт0 он по сравнению с прогрессивными идеями предыдущих мыслителей сделал большой шаг вперед и вместе с тем в области социологии он намного опередил своих предшественников, В истории таджикской философии он основал новое направление - просветительскую социальную философию.^®» с.48), Более подробно, названные авторы раскрывают прогрессивные взгляды Ахмада Дониша в частности основы пяти конституционных принципов, предложенных им, его взгляды о создании министерств, совещательного органа и пенсионного фонда при государстве, а также путях и способах управления страной. Названные авторы отмечают, что и сегодня для Таджикистана и таджикского народа эти взгл*щы просветителя не потеряли своего значения.

В другой статье "О некоторых теоретических и методологических вопросах просветительства" Г.Ащуров,говоря об источниках возникновения просветительства в Центральной Азии, резонно отмечает,что Ахмад Дониш был родоначальником просветительского направления в Средней Азии, Автор пишет о двух этапах формирования социально-политических взглядов просветителя, и считает, что в развитии общественной мысли Ахмада Дониша значительную роль сыграло пребывание в России.^*

С.Улугзаде в своей статье "Памяти Ахмада Дониша" и в своей книге "Ахмад Дониш", говоря о жизни и творчестве просветителя отмечает, что Ахмад Дониш был крупнейшим мыслителем и выдающимся просветителем таджикского народа второй половины XIX и начала XX века, С.Улуг-заде особенно был уверен в тощ что основной базой становления социально-политических взглядов Ахмада Дониша является трехкратное пребы-

ваше последнего в России, оказавшее на него благотворное влия -

ше иое, с .169).

Передовые социально-политические взгляды Ахмада Дониша нашли

свое отражение в трудах Б.Г.Гафурова, А. М. Богоутдинова, Р.Хади-За-

де, Р.Авезбаевой, И.Брагинского, А,Мирзоева, X.Мирзо~зода и дру-ГЙХв (52,53,46,42,43,34,79,76,77,78,111,112,113,114).

Об Ахмаде Донише как смелом критике Бухарского эмирата пишет в своей етатье А,%хиддинов. Он отмечает, что Ахмад Дониш поистин-не смелый критик Бухарского эмирата. Просветитель долгое время работал в придворных кругах Эмира Музаффара и вместе с тем бесстрашно критиковал порядки и поведение мангитских эмиров и разных должностных лиц государственного аппарата.о,40) Современник Ахмада Дониша Абдулло Ходжа Абди в своем тазкире о жизни и деятельности ученого пишет: "Ахмад Дониш во времена правления покойного эмира в соетаве посольства побывал в России,беседовал с видным астрономом Страмаховым на разные темы. В результате этой беседы он произвел на русского ученого хорошее впечатление, Страмахов в знак уважения подарил Ахмаду Донвду два глйбуса : один земной, другой не-бесный.'27' сЛ92>-

А.Девонакулов в предисловии к произведению Ахмада Дониша "На-водир-ул-вакоеъ" ("Редчайшие происшествия")»анализируя философские, этические и социально-политические взгляды Ахмада Дониша считает его крупнейшим мыслителем и видным ученым. с.3-Ю).

Работа Ш.Абдуллаева "Маорипарвари ва озодфикри" также посвящена творчеству и мировоззрению Ахмада Дониша. Ее содержание дает нам представление о том, что Ахмад Дониш в истории социально-политической мысли Средней Азии является родоначальником просветительского направления и поборником исламской религии в Средней Азии.(32, с.80-130).

В книге дан сравнительный анализ воззрений Ахмада Дониша с взглядами представителей восточного просветительского направления, предста вителями которого были: Носир-ал-Язичи, Рифоа-Рофеъ ат-Тахтови, Джалолиддин Афгани.

Как видно из разных работ, посвященных творчеству и мировоззрению Ахмада Дониша многие стороны его социально-политических взглядов в основном разработаны и изучены: Ахмад Дониш смелый критик Бухарского Эмирата; Ахмад Дониш и просветители; воззрения Ахмада Дониша о государстве; влияние передовой русской культуры на творческую эволюцию Ахмада Дониша, Однако цели и задачи которые диссертант поставил перед собой заключаются в изыскании и теоретическом осмыслении новых сторон социально-политических взглядов Ахмада Дониша, особенно его реформаторско-просветитеяьских идей. Социально-политические реформы и религиозное реформаторство, которые были связаны в учениях Ахмада Дониша до сих пор остаются малоисследованными или вовсе неисследованными,

заключаются в следующем:

- дать сравнительный анализ историко-философских воззрений Ахмада Дониша, выявить основные особенности и направления социально' политической мысли таджикского народа до Ахмада Дониша;

- показать особенности социально-политических и экономических условий эпохи Ахмада Дониша и факторы, способствующие возникновению просветительско-реформаторского движения в Бухарском Эмирате,

- уточнить значение категории социальной справедливости и возможности ее практической реализации применительно к учению Ахмада Дониша по вопросам социальной справедливости;

- проанализировать и определить степень преемственности и новизны взглядов Ахмада Дониша по социально-политическим проблемам по сравнению с подобными взглядами его предшественников;

- показать влияние социально-политических идей Ахмада Дониша на мыслителей последующих эпох.

заключается в следующем;

- впервые предпринята попытка всеобъемлюще-целостного рассмотрения истории развития общественно-политической мысли таджикского народа и вопросов социальной философии до Ахмада Дониша и показано их влияние на его творчество;

- сделана попытка на более обширном материале показать социально-политические и экономические предпосылки формирования социально-философской мысли Ахмада Дониша;

- выявлены специфика и особенности взглядов Ахмада Дониша, подвергнута анализу социально-политическая проблематика реформаторского толка в наследии Ахмада Дониша и показано ее влияние на развитие социально-политической мысли таджикского народа;

- исследованы взгляды Ахмада Дониша по вопросам взаимоотношения государства и религии и показано место религии в политической структуре общества периода Бухарского Эмирата;

- подробно показано влияние социально-политических взглядов Ахмада Дониша на последующих мыслителей;

>«Теоретической-и_метдйдлогической^ исследования являет-

ся принцип конкретно-исторического подхода к общественно-политическим явлениям и новейшие работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам общественного развития.

^жттъуштжщ-..

Главными источниками исследования послужили произведения Ахмада Дониша "Наводир-ул-вакоеъ" ("Редчайшие происшествия"),"Рисола е ь/^хтасаре аз таьрихи салтанати хонадони мангития" ("Краткая история мангитских эмиров Бухары")» "Рисола дар назми тамаддун ва таьо-вун" ("Трактат о порядке цивилизации и взаимопомощи").

В диссертации использованы также произведения и трактаты Юн Халдуна, Низ ощущал ка %си» Абу Наср #араби, 1бн Сино» %хаммада Газали, Джалшгудаиш Давани, Али Хамадши и других мыслителей, труды и работы отечественных и зарубежных авторов по истории общественно-политической и философской мысли.

«ИШШШШ-ЗШШЙ исследования заключается в том, что в нем дается целостное представление о политических воззрениях Ахмада Дониша, в особенности раскрываются его идеи реформаторско-прос-ветительские, а также его идеи о религиозном реформаторстве.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации могут быть использованы при изучении истории общественно-политической и философской мысли таджикского народа и при исследовании просветительства, свободомыслия в политическом учении народов Средней Азии. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке курсов лекций и спецкурсов по истории философии, политологии и социологии.

Работа обсуждалась на заседаниях кафедры философий и политологии ТАЗГ (26.05.1997г.) и дважды в отделе истории философии Института философии и права АН Республики Таджикистан (20.03.1998г.), (9.10,1998г.) и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Самиев, Бобо Джураевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории общественно-политической и культурной мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX вв.» по мнению отечественных и зарубежных исследователей, важнейшую роль играет выдающийся таджикский мыслитель, родоначальник просветителького движения в Средней Азии Ахмад Дониш.

Ахмад Дониш жил и творил в один из самых тяжелых периодов социально-экономической» и политической жизни таджикского народа. В этот период в Бухарском ханстве господствовала феодально-клерикальная идеология. Однако, несмотря на это, просветитель Ахмад Дониш сумел смело выступить с обоснованием важнейших проблем, имевших большое общественное значение. В политическо-философских воззрениях мыслителя, особенно в его трактате, посвященном порядку, цивилизации и взаимопомощи, большое место занимают идеи справедливости, трудолюбия, гуманизма и нравственности.

Ценная сторона политических взглядов мыслителя состоит в том, что еще во второй половине XIX века в истории политической и философской мысли таджикского народа он развивал и продолжил политические идеи классиков о создании единого централизованного государства во главе с просвещенным, справедливым государем. То же самое он подчеркивал, критикуя имевшую место в стране социальную несправедливость и, в основном, научно обосновал социальный идеал о благополучной и зажиточной жизни всех членов общества» об уничтожении социального гнета человека над человеком. Но иногда его идеи носили утопический характер. Его вольнодумные и антиклерикальные идеи были неразрывно связаны с судьбой, жизнью и интересами трудящихся масс.

Обстоятельное исследование идейного наследия Ахмада Дониша

- 126 -

началось после победы Великого Октября, йднако, вызывает большое сожаление тот факт, что до сих пор в нашей философской литературе нет ни одной работы, всецело посвященной социально-политическим воззрениям Ахмада Дониша.

Формирование политических воззрений Ахмада Дониша в своем развитии прошло два этапа. Первый этап относится к 70-80-м годам XII века, второй этап начинается в начале 90-х годов XIX века. Основными произведениями мыслителя, которые были написаны в 7080-х годах XIX века, являлись "Наводир-ул-вакоеъ" ("Редчайшие происшествия") и "Рисола дар назми тамаддун ва таъовун" ("Трактат о порядке цивилизации и взаимопомощи"). Плодом второго этапа творчества просветителя было произведение "Рисола § мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития" ("Краткая история мангитских эмиров Бухары").

На формирование политических воззрений Ахмада Дониша, сильное влияние оказали гуманистические традиции и политико-философские взгляды предшествующих классиков - Фараби, Ибн Сины, Ибн Халдуна, Мухаммеда Газали, Низомулмулька , Мир Сайида Али Хамадони и др. Но решающую роль в формировании политических идей просветителя сыграли социально-экономические и политические условия Бухарского эмирата во второй половине XIX века, а также передовая русская культура, с которой: Ахмад Дониш познакомился во время своих поездок в Петербург.

Правы Г.А.Ашуров и М.Д.Диноршоев, которые пишут, что "Его (т.е. Ахмада Дониша - Б.С.) идеи о просвещении монарха, о справедливости, об отеческом отношении монарха к подданным, защите их прав и обеспечении благополучия овеяны той гуманистической традицией, которая веками культивировалась многими передовыми мыслителями. Ознакомление: с передовой русской культурой (через

перевоводчика Министерства иностранных дел России Казимбека Абид-динова, ознакошвшего Ахмада Дониша с политической жизнь® России и Европы, принципами государственного управления и социального строя передовых стран), С П.Й.Пашино, сотрудничавшего в журнале "Современник" и находившегося в дружественной переписке с Н.А, Добролюбовым и Н.А.Некрасовым, с В.Григорьевой - востоковедом и председателем пограничной комиссии Министерства внутренних дел России, укрепило в Донише идеи рационализма и демократизации общества" С38»0*48).

Социально-политические, экономические и культурные условия Бухарского эмирата, гуманистические традиции предшественников -классиков, а также наблюдение над политическим строем России привели Ахмада Дониша к идеям реформы эмирата на основе разума и справедливости, а затем к идеи его свержения,

В соответствии с воззрениями просветителя развитие общества, благополучие народа, благосостояние страны, прежде всего зависят от личных качеств и политики царя. Исходя из этого, на первом этапе развития своих идей он не отвергает эмира и эмират, а пытается при помощи предлагаемых им реформ улучшить, поднять на более высокий уровень управление страной эмиром и его чиновниками с тем, чтобы они могли обеспечить благополучие народа и благоустройство страны. Поэтому Ахмад Дониш на вопрос "Каким должен быть эмир?" - дает следующий ответ: "Эмир должен быть справедливым, честным, просвещенным, умным, он должен не нарушать законы шариата и своевременно принимать к себе подданных, которые во дворец эмирата приходят по каким-нибудь нуждам и жалобам, Углубляя и развивая свою мысль о правителе, способном вывести свою страну из глубокого кризиса, а народ из тяжелейшего положения, А,Дониш отмечает, что "Царь должен быть справедливым и сильным,

- 128 -

а если царь будет угнетателем и слабым, то соседи захотят завладеть его страной и растоптать его владения"®*с.39)^

Ахмад Дониш выдвигал эти прогрессивные мысли применительно к личности государя и пытался показать мангитским эмирам пути и способы управления страной и их отношение к подданным.

Просветитель долгое время жил в деспотической феодальной Бухаре и прекрасно понимал, что благоустройство страны и благодеяние народа не зависят только от личности владыки страны и его личного вмешательства, а от всех государственных чиновников» Ахмад Дониш пишет, что "если правители и чиновники государства будут тиранами, а царь справедливым, то все равно город разрушается, подданные будут питать отвращение к государству, разорятся

села и деревни, так как жестокость чиновников в действительности

тт

цроявляется не без ведома царя, все делается с его согласия"( * с.74)

Ахмад Дониш считает, что страна может процветать лишь при осуществлении пяти условий:

1. Страна должна иметь справедливого, но сильного царя.

2. В государственном аппарате должны работать честные и справедливые люди.

3. В стране должно быть хорошо поставлено врачебное дело.

4. Народ должен быть великодушным и щедрым.

5. В государстве должно быть изобилие воды.

Ахмад Дониш внес большой вклад в историю общественно-политической мысли, вольнодумства и антиклерикализма в Бухарском эмирате. Вольнодумные и антиклерикальные идеи Ахмада Дониша, его взгляды о достоинстве человека, особенно трудящихся масс и их место в обществе, об общественном строе мангитов, о социальном неравенстве и несправедливости в тогдашней Бухаре, явились большим

- 129 -

прогрессивным достижением общественной мысли в условиях Бухарского эмирата во второй половине XIX века.

Ахмад Донш смелый критик загнивающего феодального строя и его порядков, он боролся за просвещение народных масс. Опираясь на естественно- научные знания, он наносил сильнейшие удары по религиозному мировоззрению мусульманского духовенства Бухары, хорошо понимая» что только на основе изучения одних религиозных наук невозможно решить проблемы развития общества, вопросы благосостояния страны и благополучия народа. Поэтому мыслитель предлагает мангитским эмирам, особенно эмиру-угнетателю Музаффару, чтобы наряду с религиозными дисциплинами в мектебе и медресе изучали светские науки - астрономию, геометрию, математику, историю, каллиграфию и другие науки.

Эти предложения по своему существу означали реформа системы образования, базировавшегося в то время на изучении одних только религиозных догм.

faK как мангитекие эмиры совершенно не могли удовлетворить интересы подданных и поднять благосостояние народа» то поэтому Ахмад Дониш предлагает реформы всего политического строя.

Создание совещательных органов, по мнению Ахмада Дониша, является важнейшим принципом управления страной. Исходя из этого, отмечает просветитель, члены совещательного органа обязаны:

а) Каждый день, по несколько часов беседовать с народом о благоустройстве областей и делах государства;

б) Свое единодушное решение они должны без боязни, правдиво докладывать государю;

в) Все, что они единодушно решают, должно быть оформлено в виде проекта закона и в дальнейшем претворено в жизнь;

г) Султан обязан считаться с их предложениями и если он cor-

- 130 -

ласен с их предложениями, то должен подписать указ, подготовленный ими;

д) Заседания совещательного органа должны проходить в отсутствии султана;

е) Члены совещательного органа должны быть объективными и принимать решения, не взирая на лица;

ж) Они должны получать твердую заработную плату;

и) Кроме того, предлагает Ахмад Дониш, необходимо назначать раиса из ученых, всесторонне образованного человека, специалиста по светским наукам и богословию» Тут же Ахмад Дониш намечает обязанности раиса, ведающего религиозными делами и раиса, ведающего светскими делами.

Таким образом, несмотря на свою ограниченность и противоречивость, политические взгляды Ахмада Дониша имели очень важное прогрессивное значение для своего времени, заключающееся в следующем:

1. Основные политические воззрения Ахмада Дониша, в том числе его просветительско-реформаторские идеи, прежде всего, были связаны с судьбой, и жизнью человека, с общественно-значимыми проблемами своего времени,

2. В духовном творчестве, в социально-политических взглядах и идеях Ахмада Дониша нашли свое отражение социальные отношения, реальные исторические условия Бухарского эмирата во второй половине XII в.

3. Подвергаются критике пороки и изъяны феодального общественного строя, социальное неравенство и несправедливость, выражается протест против них,

4. Обоснованные прогрессивные мысли по основополагающим проблемам государства и права, в частности, прав и обязанностей

- 131 -

владыки страны, необходимость того, чтобы правители постоянно советовались с народом по всем важнейшим вопросам жизни общества.

5. Политические взгляды Ахмада Дониша оказали положительное влияние на развитие общественно-политических взглядов последующих мыслителей Центральной Азии и Бухарского эмирата Возеха, Савдо, Махина, Хайрата, Асири, Айни, Мунзима и других» Особенно его социально-политические идеи, в частности, идея приобщения Бухарского ханства и его народов к просвещению, разоблачение пороков Бухарского эмирата, благожелательное отношение к России и ее культуре, сочувствие к страданиям народа, пропаганда светских знаний, острая критика деятельности реакционного мусульманского духовенства, стремление реформировать эмират, создание совещательного органа (меджлис), создание пенсионного фонда, создание министерств, в том числе Министерства по общим делам, Министерства по военным делам, Министерства просвещения и т.д., соблюдение пяти конституционных принципов, соблюдение социальной справедливости, пути и методы благосостояния страны и его благоустройства, предсказание гибели власти мангитских эмиров и т.д. оказали значительное влияние на формирование социально-политических идей названных деятелей таджикской культуры и литературы. Можно с уверенностью отметить, что хотя со времени жизни и деятельности Ахмада Дониша црошло белее столетия, но многие его прогрессивные и передовые идеи не потеряли своего значения и сегодня.

— 132 —

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Самиев, Бобо Джураевич, 1998 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ I, Источники

1. Авеста: Избранные гимны / Пер. И.М.Стеблина-Каменского. -Душанбе, 1990. - 176 с.

2. Айни С. Таърихи аммрони мангитияи Бухоро // Куллиёт. - Душанбе, 1966. - Чилди 10. - 343 с.

3. Айни С. Таърихи инкилоби Бухоро, - Душанбе, 1993. - 239 с.

4. Айни С. Ёддоштхо. - Сталинобод» 1949. - Чилди 2. - 253 с.

5. Айни С, Ёддоштхо. - Сталинобод, 1950. - Чилди 3. - 316 с.

6. Ал-Газали Абу Хамид. Насихат-ул-мулук. - Душанбе, 1993. -144 с.

7. Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад, Социально-этические трактаты: Пер. с араб. - Алма-Ата: Наука, 1985. - 400 с.

8. Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о взглядах жителей добродетельного города / Пер. И.О.Мохаммеда, А.В.Сагадаева // Ал-Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата, 1972. - С.191-377

9. Аристотель. Политика // Соч. - М.: Мысль, 1983. - Т.4. -С.375-644.

10. Асири Т. Гулчин. - Ленинабад, 1964. - 49 с,

11. Ахмад Дониш. Рисола дар назми тамаддун ва таъовун, - Душанбе, 1972, - 146 с.

12. Ахмад Дониш, Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадо-ни мангития. - Душанбе, 1992. - 98 с.

13. Ахмад Дониш, Наводир^ул-вакоеъ, - Душанбе: Ирфон, 1988, -Кит,1, - 287 с.

14. Ахмад Дониш. Наводир-ул-вакоеъ. - Душанбе: Дониш, 1989. -Кит,2, - 344 с.

15. Ахмад Донш. Путешествие из Бухары в Петербург. - Душанбе:

Ирфон, 1976, - 280 с.

16. Гулшани адаб. Нащунахои назм: Иборат аз 5 чилд. - Душанбе, 1980. - Чилди 5. - 464 с,

17. Давоми Джалолиддин, Ахлоки Чало ли» - Нувалкишвар, 1383» -350 с.

18. Ибн Сина. Осори мунтахаб / Акад.илмхои РСС Точикистон. Шуъбаи фалсафа. - Душанбе: Ирфон, 1983, - Чилди 2. - 560 с,

19. Ибн Халдун, Введение / Пер. С.Н.Бадиевой // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока, - М., 1961, - С.559-628.

20. Кант ймануил. Сочинения: В 6 тт. - М., 1976, - Т.6. - 743 с.

21. Коран / Пер. с араб, и коммент. И.Ю.Крачковского, - М.: Наука, 1986. - 727 с.

22. Мирзо Азими Соми. Тухфаи Шохи: Рукоп. фонд Ин-та востоковедения АН ТаджССР, № 927.

23. Мухаммад Икбол. Паёми Шарк, - Душанбе: Адиб, 1987, - 320 с,

24. Низом-ал-мулк, Сиасет-намэ: Книга о правлении везира Х1-сто-летия Низом-ал-мулка / Пер., введ. в изуч. памятника и цримеч. В, Н, Заход ера, -М.;Л., 1949, - 379 с.

25. Садри Зиё. Наводири Зиёия, - Душанбе: Адиб, 1991» - 128 с,

26. Сталин И,В. Сочинения, - М,, 1954, - Т.4, - 488 с,

27. Тазкире Абди: Рукоп, фонд Ин-та востоковедения АН УзССР, № 64, - С,192.

28. Фитрат. Давраи хукмронии Амир Олимхон. - Душанбе, 1991,- 63 с,

29. Хамадони Али, Захират-ул-мулук. - Лахор, 1323. - 308 с.

30. Ходжа Насриддин Туей. Ахлоки Носири. - Нувалкишвар, 1323. -184- с.

31. Яштхо. Гузориши Пури Иброхим, - Тегеран, 1968. - Т.2, - Перс, яз, - Отд.вост.рукописей Гос. б-ки им.Фирдавси Респ. Таджи-

кистан, инв,№ 7056,

'H, Монографии, коллективные труды, научные статьи

32. Абдуллоев Ш, Маорифпарвари ва озодфикри: (Афкори динию фалеа-фи ва ислохотии Ахмади Дониш). - Душанбе, 1994. - I5G с,

33. Абдуллоев Ш. Накши Алии Хамадони дар таърихи афкори сиёсни исломи // Изв. АН Респ.Таджикистан. Сер, : Философия, правоведение. - 1994. - № I. - C.ÏI-I5,

34. Авезбаева Р. Воззрения Ахмада Дониша на государство // Изв. АН ТаджССР. Отд-ние обществ.наук. - 1962. - Вып.З. - С,12-17.

35. Антология таджикской поэзии, - M., 1957. - 854 с,

36. Ахмад Дониш. (Краткая справка) // История народов Узбекистана. - Ташкент, 1947. - Т.4. - С.201, 4IÎ-4I2.

37. Ашуров Г.А. Актуальные проблемы просветительства, 0 некоторых теоретических и методологических вопросах, (Статья третья) // Изв. АН Респ.Таджикистан. Сер,: Философия и правоведение. -1955. - 1 2. - С.49-60,

38. Ашуров Г.А., Диноршоев М.Д, 0 просветительской и социальной философии Ахмада Дониша // Изв. АН ТаджССР. Отд-ние обществ, наук. - 1978. - № 3. - С.48-59,

39. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. - Л,, 1936. - С.9-28.

40. Бертельс Е.Э, Рукописи произведений Ахмада Калаэ // Тр. Тадж. базы АН СССР, - 1936. - Т.З: Лингвистика. - С.9-28,

41. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы, - М.: Изд-во вост.лит,, I960, - 556 с*

42. Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии, -Душанбе: Таджикгосиздат, 1961, - С,264-308.

43. Богоутдинов A.M. Из истории общественно-политической мысли

- 135 -

таджикского народа // Вопр. философии. - 1951. - № 3. -С.126-132.

44. Бойс М. Зороастрийды. - IV!.: Наука, 1987. - 301 с.

45. Бороне А. Путешествие в Бухару. - М.» 1848. - 4.2. - 512 с.

46. Брагинский И.О. К изучению таджикской литературы XIX и XX вв // Очерки истории таджикской литературы. - Сталинабад,1956. - С.376-391.

47. Вазиров 3. Социально-политическое учение калама. - Душанбе: Ирфон, 1993. - 80 с.

48. Вазиров 3. Очерки социальной философии калама и футуввата. -Душанбе: Дониш, 1991. - 278 с.

49. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. - М.,1874, - 383 с.

50. Вахидов Х.И. Политические взгляды просветителей Средней Азии второй половины XIX в. // Сов. государство и право. - 1995 -17, - С.102-104.

51. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история* - Душанбе: Ирфон, 1989. - Кн.1. - 381 с.

52. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. - М.,1949, - 476 с.

53. Гафуров Б.Г.»Прохоров Н.Н. Падение Бухарского эмирата. -Сталинабад, 1940, - 96 с,

54. Григорян С,Н, Из истории философии Средней Азии и Ирана в УП-ХП вв. - М., 1960. - 336 с.

55. Диноршоев М.Д, Аз таърихи фалсафаи точик, -Душанбе: Ирфон, 1988, - 224 с. - Перс.яз.

56. Диноршоев М.Д. Философия Насриддина Туси, - Душанбе: Дониш, 1969, - 157 с,

57. Дьяконова И.Н, История древнего мира, - М,,1989, - 407 с,

58. Джахид А.М. Абу Наср Аль-Фараби о государстве, - Душанбе: Ирфон, 1966. - 117 с.

59. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта, - Душанбе: Ир-фон, 1987, - 432 с.

60. Идибеков Н. Социально-политические взгляды Насриддина Туси // Материалы годичной (XX) науч.конф, Тадж.мед.ин-та им, Абуали Ибн Сино. - Душанбе, 1970. - С.20-23.

61. Игнатенко A.A. Ибн Халдун. - М.:Мысль, 1980. - 160 с,

62. История народов Узбекистана. - Ташкент, 1947, - Т,2. - 5X2 с,

63. Кирабаев И.С. Социальная философия мусульманского Востока. -М,, 1987. - 173 с,

64. Климович 1,Н. Ислам. - М.: Наука, 1985. - 334 с,

65. Комилов P.C. Социально-утопические учения в истории таджикской философии ХШ-ХУ вв. - Душанбе: Доннш, 1993, - 117 с.

66. Комйлов P.C. Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фарханги форсу точик. - Душанбе: Маориф, 1997, - 288 с.

67. Крестовский В.В. В гостях у эмира бухарского. - СПб., 1887.-C.I26.

68. Курбанов X. Муха im© д и Га золи ва Алии Хамадони дар бораи сал-танат // Изв. АН Респ.Таджшшстаи. Сер.: Философия и правоведение. - 1994. - № I. - С,51-57.

69. Лей Герман. Очерки по истории средневекового материализма. -М„, 1962. - 587 с,

70. Логофет Д.Н, Бухарское ханство под русским протекторатом. -СПб., I9II. - T.I. - 340 с,

71. Логофет Д.Н. В забытой стране. - М., 1912. - 175 с.

72. Логофет Д.Н, Страна бесправия. - М», 1909. - 239 с.

73. Масальский В.И. Туркестанский край. - СПб.,1913. - 861 с.

74. Мец А. Мусульманский ренессанс, - М.: Наука,1966. - 458 с.

75. Мирбобоев М.К, Этика Джалолиддина Девони. - Душанбе: Дониш, 1992. - 140 с.

- 137 -

76. Мирзоев. А.- > Первая редакция нНаводир-ул-вако еъ " и время его составления // Сборник статей по истории филологии народов Средней Азии, - Сталинабад, 1953, - С.151-161.

77. Мирзозода X. Афкори рангин. - Душанбе, 1982. - 352 с.

78. Мирзозода X. Таърихи адабиёти точик. (Аз давраи кадим то асри ХШ). - Душанбе: Маориф, 1989. - 420 с.

79. Мирзоев А., Занд И. Общественно-политическая и философская мысль в Таджикистане // Очерки истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, - М., 1958. - Т.2. -С,805-808.

80. Мион Мухаммад Шариф, Таърихи фалсафа дар Ислом, - Техрон, 1365. - Чилди 2, - 534 с. - Перс.яз.

81. Муминов И, Из истории общественной и философской мысли Узбекистана конца XXX и начала XX вв. // Тр,Узб,гос.пед.ин-та им.Навои. Нов.сер. - 1949. - Л 40.- С.1-71.

82. Муминов И. Из истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв. - Ташкент: Госиздат УзССР, 1957. - 2X4 с.

83. Муртазо Муттахари. Мукаддима дар чахонбинии ислом. - Техрон, 1365. - Чилди 2.

84. Мухаммад Таки Чаъфари. Шинрхт аз дидгохи илми ва аз дидгохи куръони. - Техрон: Фарханги исломи, 1360. - С,276.

85. Мухаммад Рашшод. Фалсафа аз огози таърих: Дар 7 чилд. -Душанбе: Ирфон, 1990. - Чилди I. - 480 с.

86. Мухаммадхочаев А. Гносеология суфизма. - Душанбе: Дониш,1980.

112 о •

87. Муъминзода X. Зардушт ва ойини у. - Душанбе, 1993. - 137 с,

88. Назаров X. Сайд Джамолиддини Афгони и его общественно-политическая школа. - Душанбе: Дониш, 1993. - 1.94 с.

* 138 -

89. Назаров I. Политические воззрения Али Хамадони // Изв, АН Респ.Таджикистан. Сер.: Философия и правоведение. - 1994. -I I. - С.46-50.

90. Олимов К* Ибни Сино и суфизм // Изв, АН ТаджССР. Отд-ние обществ.наук. - 1979. - № 2. - С.59-66.

91. Очерки истории общественно-философской мысли в Узбекистане. -Ташкент: Фан, 1977. - 383 с.

92. Пигулевская Т.В, Идея равенства в учении маздакидов // Из истории социально-политических идей. - М., 1955. - 752 с.

93. Раджабов 3.1. Выдающийся просветитель таджикского народа Ахмад Дониш. - Стадинабад, 1961. - 220 с»

94. Раджабов З.Ш. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX вв, -Сталинабад, 1957, - 459 с.

95. Раджабов 3.1. Маорифпарвар Ахмад Дониш, - Душанбе, 1964, -307 с.

96. Раджабов З.Ш. Развитие общественной мысли таджикского народа во второй половине XIX и в начале XX вв. (Краткий очерк). -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1951. - 42 с.

97. Раджабов З.Ш. Поэт-цросветитель таджикского народа - Асири. -Душанбе, 1974. - 65 с.

98. Раджабов З.Ш, 0 "Политическом трактате" Ахмада Дониша. - Душанбе: Ирфон, 1976. - 126 с.

99. Семенов А,А, Материальные памятники иранской культуры в Средней Азии. - Сталинабад, 1944. - 46 с.

100. Содиков А. Монавия // Энциклопедияи советии точик. - Душанбе, 1983, - Чилди 4, - С.468-469.

101. Судтонов М. Мировоззрение Али Хамадони // Изв, АН ТаджССР. Отд-ние обществ,наук. - 1976, * Л 2. - С.55-61,

- 139 -

102. Султонов М. Захират-ул-мулук // Энциклопедияи советии точик. - Душанбе, 1980, - Чилди 2, - С,477,

103. Султонов М, Социально-политические взгляды Али Хамадони // Респ.науч.-теорет.конф молодых учен, и специалистов ТаджССР, поевящ ХХУ1 съезду КПСС: (Тез.докл,), Секция обществ,наук: История философии, - Душанбе, 1982. - С.91-92,

104. Султонов М, Мир Сайид Алии Хамадони ва Ахмади Дониш рочеъ ба у сули Салтанат // Арв^тон. - 1995, - 1 4, - С, 16-18,

105. Султонов I, Акидахои фалсафа, ичтимои ва ахлокии Абуали Ибни Сино, - Душанбе, 1975, - 167 с,

106. taraев Д. Таджикистан: прошлое, настоящее, будущее. - Душанбе, 1994, - 169 с,

107. Табаттабои С, Дар ощди фалсафа бар таърихи андешахочсиёси дар Эрон, - Техрон, Х372, - 250 с. - Перс.яз,

108. Улуг-заде С. Памяти Ахмада Дониша // Единение, - Душанбе, 1963. - С.160-174,

109. Философский энциклопедический словарь, -М,,1983, - 839 с,

110. фрай Ричард, Наследие Ирана. - М,, 1972, - 468 с,

111. Хади-заде Р. Ахмади Дониш. - Душанбе: Нрфон, 1976, - 293 с,

112. Хади-заде Р. Источники к изучению таджикской литературы второй половины XIX века. - Сталинабад, 1956, - 139 с.

113. Хади-заде Р. Ахмади Дониш. - Душанбе: Ирфон, 1960. - 155 с.

114. Хади-заде Р.,Саъдиев С. Адабиёти точик (асрхои X3T-XIX ва ибтидои асри XX). - Душанбе, 1988. - 416 с,

115. Хайруллоев М. Фараби х-срупнейший мыслитель средневековья. -Ташкент: Фан, 1973. - 99 с.

116. Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. - СПб., 1943. - 279 с

117. Шарипов А. Маздакия // Энциклопедияи сов-втии точик, - Душанбе, 1983. - Чилди 4. - с,134.

- 140 -

■ 118, Шарипов И. Предпосылки преобразования общественных отношений в Таджикистане на пути некапиталистического развития, - Душанбе, 1973. - T.I. - 166 с.

П9, Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. - JI., 1971. - 240 с.

120. Энциклопеджяи советии точик. - Душанбе, 1983, - Чилди 4. -640 с.

Ш. Диссертации

121. Зиёев И.Г. Проблема человека в философии Мухаммада Икбала: Дис...канд.филос.наук. - Душанбе, 1995. - 175 с.

122. Султонов У. Акидахои фалсафи ичтимои ва ахлокии Абуали Ибни Сино: Дне... канд.филос.наук. - Душанбе, 1972. - 198 с.

123. Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадони: Дис...канд. ^ филос,наук. - Душанбе, 1990. - 172 с.

1У. Авторефераты;

124. Авезбаева Р.Г. Общественно-политические и философские взгляды Ахмада Дониша: Автореф. дис...канд.филос.наук. -М., 1964. - 18 с.

125. Бобоев К.§. Социально-политические и этические взгляды Низомулмулъка: Автореф...канд.филос,наук. - Душанбе, 1996. -23 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.