Социально-философское учение К.Д. Кавелина: 1818-1865 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Судакова, Галина Геннадьевна

  • Судакова, Галина Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 1995, Алматы
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 172
Судакова, Галина Геннадьевна. Социально-философское учение К.Д. Кавелина: 1818-1865: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Алматы. 1995. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Судакова, Галина Геннадьевна

В В Е Д Е Н И Е...............................

3-15

Глава I, ВЕХИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К.Д.КАВЕЛИНА 16-81

§ I. Становление лживости жслитеж. Формиро-

вание исходный мировоззренческих позиций.

Славянофилвотво ....................... 16-31

§ 2. Науйно-педагогйяеокое поприще. Западни-

ческие тенденции в творчестве......... 31-56

- § 3. Проблемы образования: ксщещж реорганизации университетов............................. 56-81

Глава 2. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ К.Д.КАВЕЛИНА ................................

82-158

§ I. Методологический: анмжз предмета и задач философии ......................................... 82-104

§ 2.

Филосойоко-нопхологжчеожое обоснование мережа свободы личности и прнйцша автономии сознании.....................

104-134

§ 3. Свобода как нравственно^йировоззренчео-

кэя проблема учения о человеке и обществе 135-158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ..

159-161

162-172

- 3 -

В Г Е Л Е И И Е

В настоящей диссертации "Социально-философское учение

К.Д.Кавелина" (1318-1865 гт.) с аксиологических, социально-ситуационных, метатеоретических позиций рассмотрено социально-философское творчество известного мыслителя, общественного деятеля минувшего столетия Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1865 гг.), чье имя было чрезвычайно авторитетно в глазах современников, но впоследствии незаслуженно попало в разряд "белых пятен" истории философии.

Актуальность темы исследования. Нынешний "постсоветский" этап балансирования страны между потребностями в демократических преобразованиях социально-политических и экономических отношений и тоталитарными тенденциями развития властных механизмов актуализирует задачу разработки философских проблем либерализма. Похороненные под идеологическим прессом "единственно научного мировоззрения", труды мыслителей либерального направления оказываются созвучны насущной проблеме выбора и самоуяснения личностью достойной человеческой и гражданской позиции в сложнейших переплетениях идеалов, целей, ожоложизненных ориентаций, норм и ценностей существовании.

Этим обстоятельством продиктована актуальность обращения к малоизученному и незаслуженно забитому фшооофокону наследию К.Д.Кавелина.

Сегодня мн приведены логикой развития социокультурной, экономической, политической ситуации в стране к необходимости осознания того факта, что забвение или отрицание духовно-личностных оснований научно-философского мировоззрения является элементом и условием существования всех без искдвчеиия режимов тотали-

- 4 -

таризмв. Миллионами соотечественников пережиты в личном трагическом опыте возможные последствия этой смены "теоретической интенции" - переключения значения основопожжности с тмдитизда на социум - упрочение которой диагностировал и попытался критически преодолеть Кавелин.

Утверждение безотносительной ценности личности как единственного субъекта всех социальных отношений ставит К.Д.Кавелина . в ряд мыслителей и общественных деятелей гуманистической ориентации. Вместе с тем это гуманизм, вырастающий на основе социаль-но-сдтуационных компромиссов,договорных отношений, законности и правопорядка, упрочения цивилизационных и культурных норм человеческого общежития. Достижение оптимального, при данных исторических условиях, соотношения личностного и социального начал человеческого существования было целью политической деятельности и главной проблемой философских размышлений К.Д.Кавелине. Сегодня мы вновь открываем для себя эти проблемы и вслед за Кавелиным говорим: "...Над всеми психологическими вопросами и задачами царит в наше время вопрос о сознании и самосознании, о са-мопроизводительности, самодеятельности, о свободной личной инициативе человека"!.

Логике постановки и решения этого вопроса соответствуют принципы политического либерализма, философским обоснованием которых и призвано стать, по мысли Кавелина, его этико-психоло-гичеокое учение, социальная философия, теория познания и методология науки.

Степень разработанности проблемы. Творчеству К.Д.Кавелина посвящено значительное количество работ его современников: анализ

I Кавелин К.Д Собр.соч.: В 3 т.:СПб, 1898, т.З, с%659-660.

- 5 -

вопросов истории, этики, психологии, эстетики в научном наследии Константина Дмитриевича Кавелина был центральной темой публикаций З.Ф.Сабрина, М.Г.'/оргулжа, Д.А.Корсакова, В.А.Гольцова, К.К.Симонова, З.Д.Спасовича, И.М.Сеченова. АЛ.Кони, Д.Килютина. Более двухсот крупных публикаций, посвященных творчеству К.Д.Кавелина, вышло во второй половине XIX века.

В то же время собственно философские взгляды Кавелина в качестве самостоятельной проблемы практически не рассматривались, по ним нет специальных научных исследований. В историографии русской философии обращение к Кавелину имеет фрагментарный, обзорный характер, едва ли не исчерпывающим образом объясняемое академическим интересом профессиональных историков философии к деталям и полноте панорамы философской мысли в России XIX века.

К наиболее авторитетных исследованиях по ноторзи русской

философии, выполненных авторами, входящими в плеяду ее выдающихся, ярких и самобытных фигур (А.."'.Лосев, Н.А.Бердяев, Б.П.Вы-шеолавцев, В.В.Зеньковокий, Г.П.Федотов, Г. В. Флорово кий, М.0.Гершензон, С.Н.Булгаков, Л.С.Франк, Г.Г.Шпет, Н.О.Лсюский, А.М.Вве-денокий, Б.В.Яковенко), преобладав вежливо-безразличные, отстраненно-снисходительные, а то и преиебрежителъно-ароничные оценки философских работ К.Д.Кавеиинэ.

Чаще всего имя Кавелина называется в иоторико-фялософоких

монографиях в числе представителей позитивистского направлений философии, либо дается краткий обзор содержант его философско-

политических

и исторических работ и пу

тйчеокж выступле-

ний.

С точки зрения идейной стилистики экзистенциального фило

софствования

и культурологического подхода, стре&

ЗЯ ВЫЯВИТЬ

_ 6 -

"вечное в русской философии" (название книги Б.П.Вышеславцева) в мысли Кавелина нет специфических для своеобразия русской философии интуиций. К таковым обычно относят мессианизм, про-фетизм, эсхатологжность, нравственный ригоризм, обостренную экзжтенциэльноств, религиозно-фундированный гуманизм.

Но и при объективно то ки-комментатороко?л подходе, классифицирующем философов по традиционным направлениям, школам и учениям, типичном лжи историко-философских исследований в отечественной философии послеоктябрьского периода, труды К Д.Каве-лина не оборачиваются к читателю своей выигрышной стороной. В работах советских историков философии: Н.Уткиной, Б.Сафронова, А.Лалактионова, В.Китаева, П.Шкуринова, Л.Когане, Б.Богатова, И.Бочкарева, О.Ва^жейиа, И.Павтж, А.Цамужж, Е.Кирилловой справедливо и профессионально грамотно показаны и текстологически обоснованы проявившиеся в той или иной мере во взглядах Кавелина эклектика, вторичнооть, гносеологическая наивность, логическая слабость дискурса.

Д.А.Корсаков, единомышленник Кавелина и пропагандист его философии, дает ей такую интегральную характеристику: "... в основе своих философских воззрений Кавелин являлся метафизиком гегелжнского направления с поправками, заимствованными у представителей немецкого философского реализма пятидесятых годов и французской "позитивной" философии"^. Продолжая это определение, необходимо отметить явное присутствие в философии Кавелина антропологически истолкованного априоризма Канте, этических учений в духе спиритуализма православной ортодоксии, локковского эмпиризма и элементов трансцендентального умозрения кек спо-

I Кавелин К.Д.Собр.ооч.:В 3 т., СПб., 1898, т.З, *о.ХХУШ.

- 7 -

соба усмотрения внеэгжпрических начал знания. Такое жогосжж-ное сочетание столь разных философских течений является основной причиной обескураживающего воздействия философских воззрений К.Д.Кавелина на комментатороки-интерпретационные усилия исследователя. Гезусловно, можно отследить влияния и заимствования, трансформации и инверсии, упрощения и прямые искажения многочисленных философских направлений, сошедшихся во взглядах Кавелина. Но тогда встает вопрос о целях, ради которых стоило бы предпринимать столь трудоемкие и кропотливые изыскания, углублять, детализировать, множить критические оценки - ведь критическое размежевание и теоретическая полемика с откровенно эклектическими учениями вряд ли способны стать адекватной формой творческого развития философского мышления.

Таким образом, в границах как традйцйонно-объоктивйотокогоэ так и экзистенциально-личностного подходов к философским вколэм и персоналиям не возникает достаточных оснований для конституирования философских взглядов К.Д.Кавелина в качестве самостоятельной теоретической проблемы.

Однако этой констатацией не отменяется возможность иного ракурса рассмотрения философского каолежня К.Д.Кэв&пича, который позволит обосновать пути актуализации его фйжозофзкого творчества.

В качестве основной цели диссертационного жждожзж и выдвигается прояснение проблемчо-омнслових контекстов, в которых принципы и особенности научно^фклософокого мировоэзреийй Кавелина являются конструктивными и эвристичными, отвечает насущным потребностям и тенденциям современной гуманитарно-философской и социально-политической мысли.

Для реализации этой цели необходимо решение ряда задач.

- 8 -

Задачи исследования:

V выделить и проанализировать социокультурные и духовноличностные основания философии политического жбе^лшзгда в той ее специфической форме, которая вытекает из своеобразия конкретно-исторических условий гражданского, политического, нравственного, а вследствие этого - и теоретического самоопределения либерально мыслящей российской интеллигенции XIX века ;

- провести логико-гносеологический и методологический анализ стратегии реформирования предмета и задач философии, предложенной в трудах Кавелина, выявить плодотворнее и актуальные аспекты этой переориентации, в том числе оставшиеся непрорефлекоированными или получившие неадекватную интерпретацию в текстах самого мыслителя;

- вычленить глубинные основания как содержательного единства, целостности, так и противоречивости, рассогласованности, внутренних напряжений и несоответствий теоретико-познавательного, социально-философского и нравственно-психологического учения К. Д. Кавелина;

- определить те аспекты научно-философского наоледия Кавелина, которые созвучны задачам осмысления духовной и социокультурной ситуации нашей современности и ее исторических перспектив.

Теоретическими и текстологическими источниками настоящего диссертационного жоледомнж послужили архивные, материалы фондов Государственной библиотеки им. В.И.Ленина (г. Москва), собрания сочинений К.Д.Кавежина, многочисленные публикации его современников - Д.Корсакова, А.Кони, В.Гольцова, М.Моргулива, М.Троицкого, И. Симонова, И.Сеченова, С .Соловьева, И.Панаева, Т.Гфановского, И.^генева, В.Боткина, Ю.Самаринй, П.Род^на, Н.Крылова, Г.Колюнанова, К.Беотужева-Р^мна, Д.Мижтина,

- 9 -

".Гщгловича, ОЕМмл^еод^в), "..Погодина.

Особое значение в разработке данндод исследования отводилось изучению работ корифеев славяноТильскогд и западничес-кдод направлений русской общественной нноли - П.^.Чаадаева, А.С.Хомнкова, Ч.^. Гиреевского, П.Л. Члреевского.

Лля объектиннооо восприятия духа и атмосферн исследуемого периода потребовалось обращение к обппрномо ряду публикаций популярных изданий второй половиен ЛЕС века - "Русстая неель", "Современник", "Иолокол", "Вестник Европы", "Северный вестнж",

? работе использовались архивные материалы семьи Кавелиных, привлекались статьи сторонников государственной околн в гчечес^^в^^ннг^й историоораффш второй поло!^1ты КП века и ж оппонентов.

Потребовалось обращение к трудам авторитетных историков советского периода, уделявших в своих исследованиях серьезное вшилзние К.Д.Еэвелину как гсеовгкол^c^ж^^нку одсударс^^I^с^^^нгй шкелы в россиРской историорафии - К.П.Пекфдвского, Н.л.Рубинштейна, Г.0.Розенталя.

Для обосновании исходной методологической концепции и принь цкеов исследования привлекались современные материалы по проблемам лдI^ш?н, оносеолм^тш, чеорнпI ко^l^^^^нш, поихолдошт, сощиль-иой филосоРпи, религиоведения, этики, истории фтлооофни, культур олопш.

И. Статусом новизны обладает саии постановка проблемы актуализации ннучко-ФнлгггФcкгго содержании учения известного мыслителя Х1Х века либерально-политической ориентации.

2. Элементы новизны содержатся в выдвижении и реализацит ^^^тодолдо^^^еской концеиции историко-философского подхода к спо-

- 10 -

циническому типу м^овоззренческой рефлексии, целеориентированной проблематикой нравственно-юридических основ гражданского общества,

3. В диссертационном исследовании философские взгляда Кавелина впервые рассматриваются в целостном интерпрета^щонном контексте основоположной дан его логико-методологичеоких построений проблем духовной свобода, самоопределения и нраве женкой ответственности личности.

, 4. Научная новизне диссертации усматривается во введении

в научный оборот ряда ранее не рассматривающихся аспектов его творческого наследия, Е том числе:

- идея гуманизации и гуманитаризации университетского образования;

- постановка задачи преодоления суботанционализма западной метафизики;

- концепция путл развитии отечественной философии, вытекающая из анализа своеобразия отношения личности, общества и государства в роооийокой истории;

- этико-поихологичеокая концепция сознания и культурологический, социально-оитуэционннй подход к анализу ментальности;

- постановка К.Д.Кавелиным проблемы бессознательного и

т.д.

5. Во иногом пересмотрены и уточнены основные этапы эволюции научных взглядов К.Д.Кавелина, выявлены истоки его исходных теоретических, политических, социально-философских, ценностно-смысловых установок, складывавшихся в живом общении с чрезвычайно широким кругом мыслителей, общественных деятелей, литераторов, студенческой аудиторией.

- II -

ИА ЗАЩИТУ выносят^ сшжж чоложшя^

1. Философское наследие К Д.Кавелина имеет право на самостоятельную значимость в истории русской философии, обладает эвристическим потенциалом дли осжсленж актуальных проблем современной социальной философии, -логики и теории познания, философии науки, культурологии, псжологии, философии политжз.

2. Поверхностной и далекой от жчерпммжщего определения является обычная маркировка философии К.Д.Кавелина как позитивистской на том основании, что учений питается встать над противоположностью материализма и идеализма.

3. Критическое отношение Кавелина к оонотым фижосоЖскж направлениям эпохи объясняется его стремлением преодолеть обеэ-личивакжций субзтанцмотлизм как гмиоутвуи^ю фор^ европейской философии. Постанови такой за^чи,ее вшолненжз - это фактически заявка на создание нового, немэесжеокого типа рациональности. Такт! обозом, Каважж ^згжжм проблему, у порога которой стоит современная философия. Освовжол^тщая роль названной проблемы осталась практически не замеченной его комментаторами и интерпретаторами.

4. Предж(женная К.Д.ммжм жощещж преодожеж суб-отэкционнлизма основана на прогреммиих пржцжх реформирования предмета и задач фижооофиии, жалогжжкх ж близких раэрэба-жваежм в современной псотмвосической философии (эюттещж-лизм, философская антропология, психоанализ, аналитическая философия, феноменология).

5. Рефлексивность - главное достоинство методики К.Д.Каве-лина. Малая продуктивность метода - следствие недостаточности

и несоответствия того типа рефлексивности, который применял Кавелин, сложности поставленных проблем.

-12 -

6. Этико-психологичеокая версия самосознания, на началам которой К.Д.Каважин предполагал осуществить реформирование философии абсолютной рефлексии, органически вписывается в логику "подвижного синтеза" (термин Кавелина) личностный смыслов, вытекающий из социально-ситуационных особенностей гражданского

и нравственного самоопределения личности в ее свободе.

7. К.Д.Кавелину удалось увидеть и понять важные закономерности теоретического и социокультурного контекста проблемы сознания, поставив содержание метефиэически-онтологпчесйжх проблем в связь с рефлексивными процедурами и спонтанностью сознательно-волевого начала психики.

8. Кавелин был вдохновлен идеей философского синтеза как конкретного единства экзистенциально-личностного и научно-теоретического способов ^соотношения.

В истории философии в России поляризация экзжтенцжльао-личностной, нравственной рефлексии и теоретюированного универсализма рациойально-диокурожвнйх: методов приобрела .ярко выраженную социально-политическую окраску. В этих условиях введение принципа духовной свободы и личностной самодетержиащшв контекст норм научно-теоретической рациональности противостояло всем формам политического радшжжж как правого, так и левого толка. Современное либерально-политическое снижение в поисках своей философской легитимации может обрести вжейж ориентиры в учении К.Д.Кавелина.

Научнммктжеоюя......значтюоть w6om. Разработка круга

вопросов, связанных с осмыслением научно-фижооофокого наследия К.Д.Кавелина, в значительной мере макет способствовать прояснению проблемного контекста и своеобразия истории русской философ-

- 13 -

зжой и обществөйнонйожйтичэокой жсж XIX отметай* Тэорежо-иэтодмежжсжие иржнщжпы и&ңжода, тзводи^ нажжииЯф фжоеоф-окЕй и кужьтурионжоторячеожий материалу содержащееся в wccep-тацжиз ноҗут бить жсвммоваж прж чтекап мзоваж п сдецжмь-ЖЖ журсю ИО моря фйЖОСОфИИз ЙВЖЖДЖЙГЖИф жужмуролжгяж, социальной ж пожптачэожой фжжооофяжр ралжжждейжВз mwmwwe. этже.

В&д йрэбджи, gscw&-жешж в работе^ излагались и докладах и оообщажж ва фалософ-свах, ваутанх ж методж^ескйх жяферейцжях ж сежмрах* йо тоже дйооертацип мубжйжоваж две теорежэсже статьи^ ряд теэжсоз и методических разработок, з^соертация обсуждена жэ заседаниях кафедра режйжюедмйя а жафедра жсторжж казахской g зарубежэй фйжософж КазГУ дм.Аж&-^араби. Реэулюаты ж иатериадй жжсоер-тацжжой работа пспмюуатся в учебжж журоах so фждееефйи ж пжмояш, wwwxcH жорм в Tewme ряҗа лет в

Диссертация смтж ж тежеж, двух гжавэ и@ трж параграфа в каждое т&жжж и списка ж@-имюжжой жтэратурн.

Пежя...гжат. ^Вежж мтмжкҗу&жмой бжйграфйж. Обҗесж&ейжая деятельность К.ДзКажелжйа^ режет saxaw жжйт жжммажз олжж и жомебражх оаосредежжкйН ажжу Фактйжж бжеграфйХф жиеш^ оуд&бн. йрзфеожбйжж&й^ жжр&ери@ xgyrw WwM ж

йаужйо-йировэз^рэй^еохжмж иракца

жаж% цемосжж

моб^жосжмж фвжесйфожо-йжтературжоге wpwcwa ж&аесжгэ

жсжтеля п обй^ожй$ижжг@ дажж.

В связи о этим атжжруетсж духжм моофера рессжйекего

общества трв@& иможиа XIX т. и жм@ре& нрожсж^жөФ^жрж-нне mwwTE мото йжмжйа, расойатржжаетоя этжйцяя жждез

Кавелина, связанная о работой на университетской кафедре и вхождением в крут московских западников - дружба с А.И.Герценам, Т.Н.Крановским, Е.Коршем, в результате чего философское обоснование политического либерализма, в котором особое место уделяется проблемам воспитания и образования, становится важнейшей задачей научной и литературно-публицистической деятельности К. Д.Карелию.

Во второй главе дисоептапж ^^илооофоко-психологйчеокая концепция Ж. Д. Кавелина" рассматривается суть замнслв ученого по реформированию философии и предлагаемой w путь его осуществления. Особенно актуальном в свете нннешяих дискуссий о предаете философии представляется понимание К.Д.Кавелиннм

причин жржзиоа философии.

Во второй главе также рассмотрено то, в чем и насколько

К.Д.Кавежшу удался, в юной жре проект

й и в каких аспек-

тах несостоятельным оказался его зажоел психологического прочтения метафизической проблематики, а именно п р о б л о -

м ы с а м О п р О и э в О л ь н о О т и О О 3 И а т е л ь -

Н 0 - в о л е в О г О н а ч а л а п о и X и к и $ с в О -

б О д ы л и ч н О О т и и о б щ е 0 т в а 9 а в т 0 -

Н О м и и О О 3 и а н и я ф

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются его основные вывода, намечаются перспективы п направления развития таж диссертации.

Содержат диссертаций ожжено в следующих публикациях автора:

I. Дегуманизация общества и истоки человеческой бездуховности. //Тезисы выступлений на межрегиональной научно-теоретической конференции 16-17 января 1992 г.Алж-Ата,1992 г.0,2 п.л.

- 15 -

2. О некоторых непреходящих ценностях образования (тторз-ко-философокий аспект) //Тезисы докладов на научной конференции "ТУмвнизацйя духовной сферы общества", 18-19 июня 1992 г. Аж-Ата, 1992 г. 0,2 п.л.

3. К проблеме личности в преподавательской деятельности. // Тезисы докладов и выступлений на научно-методической иежву-эовской конференции 2-4 февраля 1993 г. Алма-Ата, 1993 г. 0,1 п.л.

4. Неука и нравственный прогресс общества // Материалы Ш Республиканского научно-практического оеминарэ-оовайаиия 30-31 октября 1992 г. Алма-Ата, 1992 г. 0,^ п.л.

5. Психологическая подготовка в рамках гужнитаряжции технического образовании, // Тежы докладов и оообдешй ко П-цу очно-заочному международному оемжюру-coBWHW 12-13 ноября 1993 г. Новосибирск, 1993 г., 0,3 п.л.

6. Актуализация философских взглядов К.Д.Кавежиаа. Алмж,

1995. - Ден. в КазГооИНТИ, № 6339-^95 от 22,08.95. 0,6 ж.л.

7. Принцип автономии сознания в фжюоофпи Кавелина. Ажж, 1995 г. - Деп. в КазГозИНТИ, №6335-М5 от 22.08.95.

0,6 п.л.

- 16 -

Глава I. ВЕХИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ. ОБЩЕСТВЕННАЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философское учение К.Д. Кавелина: 1818-1865»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К.ДЛИВЕИИНА

Подробный анализ основных этанов творческой биографии К.Д.Кавелина, его жизненного пути ооущеожжется в первой главе далеко не случайно, ибо, по мнению современников, "История жизни таких людей, как Кавелин - во многих отложениях есть изторж современного пн общества. Пора с богатыми материалами в руках начать говорить о его жия, о его работах, пора представить в связной картине каждый трудовой год этого пахаря на ниве русского просвещения и развития"^.

§ I. Становление личности мыслителя. Формирование исходных мировоззренческих позиций. Славянофильство.

Константин Дмитриевич Кавелин уоджя 4 ноября 1918 г. в Санкт-Петербурге в семье, принадлежащей к старинному русскому дворянскому роду. Первоначальное воспитание ж обрмжше он получил в доме родителей. Отец Константина Дмитриевича Кавелина, сделавший при Александре П успешную карьеру, был человеком весьма образованным, состоял в дружеских ожоженж с А.И.Тургеневым, гр.Спеуанокжм, В.А.^уковокжм, М.Дэжжш, жн. Вязей-оким, K.H.EaTgwwBw, цр. С.С.Уваровым.

Из целой массы гувернеров-жостраицев и случайных учителей Константина Дмитриевича Камлж неоожениую пользу ему принесли и оставили в его только офоржт^йм личности прочный мед яжь двое. Перед поступлением в Московский университет, когда он уже был юеотждцажетнии иноаей, w Дйвмж уроки известный эллинист санскритолог К.А.Коосовия и иироко известный уже

I Кони А.О. Памяти К.Д.Кавелина //Кавелин К Д. Собр. соч.

з т. СПб.; Глаголев Н., 1898, т.З, с.ХУШ.

- 17 -

в то вреж литературный критик, мыслитель В.Г.Белжсюй. Вырваться ив атмосферы душевной инертности и апатии, вспоминает К.Д.Ка-велин, удавалось не каждому, и именно такие личности, как К.А.Коссович и В.Г.Вединский, сжжтли pesawee влжние на осуществление такого шага.

Особое воздействие на формирование нравственного облика, внутреннего личностного потенциала того Кавелина оказал Виссарион Григорьевич Белинский. Воспоминании К.Д.Кавалжа о Бе-линском чрезвычайно теплы и наполнены глубокой внутренней благодарностью. Познакомился Кавелин с известным критиком впервые зимой 1834 года, когда Белинский по рекожнлацж шзя Черкасского прикопит в дом Кзвежиннж как учитель русского яэнжэ и словесности, а также истории и географии. Кжюжнж Джриевж вспоминает, что Белинский не всегда аккуратно хожзж на урожж, но к своему ученику благоволил. Сам же Кавелин в ту пору не подозревал ничего особенного в своем педагоге, и родители его видели в Белинском не более как Мучители низкого пржхсжде-иия, который не мог не быть более или менее чутком о дуржж манеравдГ^.

Более сбжюнжя Кавелин о Белинским летон 1835 годр% когжа его родители, меж ж Москва, оотавжжп его на попечение Белинского готовиться к экзамену в университет. В этот период, пишет позднее К Д.Кавежин, ^...учжж меж? плохо, задавал по книжке, выслуживал рассеянно, без джмиеаай й пояснений:, и, вмоищ, представил меня собственной судьбе, говоря, что я worn умный и с учебником оправлюсь сам. Но насколько оа баж плохой педагог, мало знающий предмет, которому учил, настолько он

I Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культура. М.,Прайда, 1989, с.261.

- 18 -

благотворно действовал на меня возбуждением умственной деятельности, умственных интересов, уважения и любви ж знанию и нравственным принципам" И хотя в пору "абитуриенства" юного Кавелина его общение сБмшским ж не носило непооредственно-жедаго-гияеокого характера, поскольку к экзамену тот его не готовил и провала на экзамене не произоажо лишь по чистой случайности, разговоры и уроки великого критика возымели гораздо бодьжэ. Среда,в которой формировался шж, отличалась оттлерюжж и крепостным "статусом кво" как естественной нормой жизни, что выждало протест будущего фижософа. По женю К.Д.Кавежина, такая среда была разрушающей, засасывающей, уничтожающей все духов-же поиски и начинании, всякие попытки ж творческому оатразви-тию. Но "...те, которые в ней не опожжмп и из нее выдрались, были обязаны подобно мне том струйкам свата, которые контрабандой врнвалиоь через Еслинекого и ему подобных в эту тину ж бо-лото"^.

Белинский воздействовал на юного Кавелина вак неординарная, яркая лмнооть, глубоко ж интересно мыслящий человек, который смог задеть и мобшзовать wewwew в мж по^ицжлжше возможности его сам^ктуажацш, ежг направить его лутвже искания. "Оба пн тогда мало жмк ж потому от тж разговоров ничего не могло статься, кроме неопределенных стремлений. Они б^мж ж прежде во мае, но теперь, благодаря Белянскому, путь их бм намечен*3. В тлжейж, уделяя в своем творчестве большое внимание вопросам рожи личности в историческом процессе,

1 Кавелин К.Д. Haw умственный отрой. Статьи по фжжософйи русской истории и культуры. М.: Правда, 1989, с.262.

2 Там же.

3 Там же.

- 19 -

нравственному облику современника, Кавелин особо подчеркивает взаимосвязь нравственного потенциала личности и общего нравственно-этического уровня общества. Возможно, у истоков теоретических сентенций на эту тему находится и то глубокое впечатление. которое произвел на того Кавелина ажвестннй критик, который, придя к нему как рядовой учитель словесности, оказал, в итоге, творчеики-актйвизирукщее воздействие как яркая и самобытная личность.

В 1835 году Константин Кавелин поступает в Московский университет не историко-философский факультет, но вскоре переходит на юридический факультет. Юноаэ увлекается лекциями толь-

ко что вернувшимися иэ-за границы профессоров - фжооофш ж

энциклопедического права - П.Г.Ре,

жж

нм и римского права -

Н.И.Крыложм. Ученики и последователи Гегеля, фмооофожя

система которого господствовала в то врж над германокой молью, оотавжи глубокий след во мем nocm^w^ научной жноканжи Кавелина. По мнению биографов К.д.Кавелйва, вжшо П.Г.Редюжу он о^аан ^лжей^ ^жижм ж сттежтжмцжй своего прожоге сбоящего, отрого-логического, но отмеченного мыжженйя. От Крылове он воспринял точний юучжй метод

исследования правовых явлений.

Благотворное влияние на раоииренже интеллектуального потенциала и оформление Mapwwpew даровитого шожи оказал подъем качества научного преподавании того времени в Моожов-оком университете. йазванийй факт бал мажоомзан с жеденжм

нового университетского уставе, а также с утверждением на должность попечителя этого вхожего учебного заведения видного прогрессивного дмтж того вржни - Сергея 1^ик^ьеви-ча Строчною. Стротэиов, сам х^ою зроовжнж^ и

- 20 -

образованным, для своего времени, человеком, знатоком живспжи и археологғя, крупным меценатом - известное Строгановское художественное училище обязано именно ему своим появлением на свет -походит из необходимости создания образованного слоя на базе дворянства. Поскольку напор купечества и разночинного сословия приводит к утрате дворянством своих преимуществ, Строганов, как типичный представитель русского просвещенного консерватизма, предпринимает попытку превратить дворянство в духовную аристократию. При этом подчеркивается, что просвещение является внутренне присущей дворянству чертой, родовой традицией. Наиболее конструктивным отражением названного подхода к образованию, имевшим реальные последствия и проявления в духовной жизни общества, становится тот факт, что именно исходя из новых пзроиектмв университетского образования, обеспеченных только что принятым уставом, Московский университет в строгановское время становится средоточием, центром всей интеллектуальной жизни Москвы и России в целом. В последствии Кавелин напишет так об этом времени: "Никогда, ни прежде, ни после, не было у нас сосредоточено в одном пункта столько образованности, уж, талантов, знания.

Москва была в сороковых годах центром умственного движения в России, к которому, прямо зли косвенно, пржжкало почти всё замечательное в ней в умственном и научном мире*1. Эпоху Московского университета во времена попечительства графа С.Г.Строганова Кавелин называет блестящей, это был, по его мнению, знаменательный расцвет русской умственной и научной жизни, который, увы, короток, "как наше северное лето"2. №юнно в этот благодатный

1 Кавелин К.Д.. Т.Н.Пжновокий. //Кавелин К.Д. Наш умственный отрой. М., 1989, 0.256.

2 Там же.

- 21 -

для становления общего интеллектуального, научного, нравственного облика личности период и начинаются студенческие годы К.Д.Кавелина. Находясь в столь позитивном для умственного развития окружении, он прямо и косвенно испытывает на себе его воздействие. Особое значение в формировании его дальнейших жизненных позиций и взглядов имеет активное общение иного студента в атмосфере литературно-философских кружков того времени, примыкавших тогда к Московскому университету.

Тот факт, что в течение всего своего научного творчества, Кавелин испытывал влияние славянофильского мировоззрения, считая, при том себя пржержевцем "юпа^ичесж" убеждений, жмт свои корни в студенческом общении юного Константина, когда тот активно посещает оживленные литературные салоны, где вйрабйжж-лись в ту пору известные,впоследствии ожвииэ не просто противоположными, но и враждебными, культурно-общественные воззрения -западническое и славянофильское. Полемика между ними выходижа на страницы прессы, университетские кафедры. Наибольшее влияние в молодые годы на Кавелина оказал салон Авдотьи Петровны Елагиной, по первому браку Киреевской, матери основателей славянофильского учения - братьев Петра Васшьежа ж Ивана Васйдмвж Киреевских. В период расцвета елэгжокого салона Кавелжн бю

его завсегдатае, хотя, но молодости, ж первые роли претендовать, конечно, еще не мог. Селой А.П.Ейагиной "был лжбпмжм местом соединении ученых и литературных жжнптмтей Москвы,... предстйвж нечто вроде замиренной почвы, где противоположные мнений могяж овободно жсказатьм"^.

Константин Дмитриевич сближается тогда с братьями Кирежкжж,

I Анненков П.В. Литературные воспоминания. - М.,Полжтяд$т, I960. 6.224.

- 22 »

а поздвае- о оота-жыюш кориЩшш ожжкофжъстю: А.С.Хожко» вым» К.С.Аксаковшм, Ю.Ф.Самариным. Кавелин читал Хомякову отрывки своей диссертации и получил полное ее ожобревие. Джа Петра Киреевского он собирал жарожжие песни. Накодпсь под вжианжи йлагожатной дта аатливого молодого ума ажосферй евагинсдого салона, под tO^^^oroo^p^M возжейотаеи

таких самобытных лжноотай, котортаа явжяжвсь корафек олааяно-фмьоажа, Кавелин не может не пааасо» под иляжиае их теоретияво-кнх пс^окенйй. &т^оки в^а^^е^нШ Каво^^ ожадет,

в нерву© очередь, ведете в его уааеченаоста: в пору студенческой

аностк самими авторами этой концепция, их личному влжм» на mew, юходащегоая в ауре оадснаото сбщынж га этене отано&ае-н^ о^твеншд наутшр к твря-жах жзжанзй. Нагажнеа мго^-ние Квакааи к одеванефнлюи объисниетяа тем глубоким жжнжи, которое еюмлк на него земм Елагжж-К^реовоких н вредетавк-еггм руоокой образоюннаатм целого pw поколений, которых ветра-нал он в иеоаааной А.П. Елиганой!. Кааалана ггмггги нуждае ему

лвдк узким аанаднаком. Но блаакж, в дртвмкой Уесдда. тогда в ууежу говоражи ему, иго ин отгйвгггннй екажп.офйм:, А аа ае бОж йм тем, аж дуутжи. Он бм оампа ooow"^. С^иымютыоы одамиео*

фижаосж воззрений КжтмтшА Джеиевжча в отудеичаакат гож

явкяотоя палыми к Д.АКлуожу, его уни@ржгетскоиу том;

в

которых, дотированных 1842 годом, он врооит Вкуем "мютавжть

нан',

его га жтшннй могкеггкиК пут^.. котарий &жмш формулирует

вполне в духе, ужа^ӯрджй, чти нут», которым оа

щег, есть мстомй русский дутв. Подобнге рмсукждаж ужо

1 Корсаков Д. Приатчаниа к вpeтному тоцу. // КГввлйи К,Д. СоОр, сеч.: В 3 т., СП&,1898, о.1255.

2 Коги А.О, Памяти К.Д.ККввмжа. // Там то, o.XU,

- 23 -

спустя несколько лет йдли совершенно не типичны для К.Д.Кавели-на, теоретическое разномыслие которого со слэвян^жжж особенно отчетливо проявилось в 40-х годах.

Анализируя истоки славянофильского мировоззрения раннего Кавелина, нельзя оставить без внимания его собственные размышления над этим временем уже в период зрелого творчества. В жиу-арном очерке "Авдотья Петровна Елагина" он пишет, что эпоха сороковых годов была ознаменована пробуждением исторического сознания. Воссоздавая атмосферу елагинского салона, Кавелин дает представление о литературных кружках того вреивжи, в недрах которых. по его мнение, возникали "исторические концепции, определившие во многом дальнейшую судьбу русской отечественной жол^^ Он скрыто полемизирует с Герцем, который считает московские салоны сороковых годов всего лишь субптюцией социальной акж-ност^.

Отмечая роль московских салонов и литературно-фалос

кружков того времени как блестящее выражение гооподствовйввах в русской интежигежщн лите$№тур!5ж жпрамений, жучжх и философских взглядоВфКазежйн выделяет еще одно их значение, которое он, видимо, пережил дсамз "... Но ие йежее важна биж зна

чение и роль этих кружков и салонов в другой отижжйи - яиенио как жкмэ для начтащж иоложх ладей; эжесъ они воепижжж^ и приготовлялись к последуиаей литературной и научной деятель-ноотй^З, Наджавйнй эти строки жшжл иа себе вою обаятеж&аую прелесть и всё благотворное вжжж этой среда а золотке года

1 Кавелин К.Д. Авдотья Петровна Елагина. // Кавелин К.Д. Соф. соч. в 3 т., СПб., 1898, с.1118.

2 Гещен А.И. йбж.соф.соч.: в 30 т.. .Литература, 1954-1Ж, т.9, 0,152-153.

3 Кавелин К.Д. Наи умственной строй, м., 1989, с.325.

- 24 -

своего студенчества. Посещение студентом Кавелшым селена Авдотъж

Петровой Елагиной, общение с виднейшими представителями литера

турной, общественной мысли своего времени не могли не оказаться

на его мировоззрении. Позднее, отав активным приверженцем дней западнического направления, Кавелин полностью из-псд влияния

славянофильства не выходит. Его современники видят не протяжении всего творчества Константина Дмитриевича влияние славянофильских концепций. "Хотя впоследствии Кавелин пристал к западникам, ио близость к славянофильству в юности оставила в ней глубокие

следы, так что вполне западником он никогда не был; влияние славянофильства заметно как в магистерской диссертации, относящейся к 1844 году, так и в его последующем миросозерцании"?.

В контексте сказанного особый интерес представляют характерные отнесения К.Д.Кавелина к Ю.Ф.Сажршу, одному из wwx представителей славянофильского нап^влений. Кавмт пмежзиржал с ним и по вопросам историко-общественным в 1847 году, и по вопросам поихологичеоким в семидесятых годах (статьи "Ответ Москвитя

нину", "О ^pnwecKw (^те древней России", "^жчанж М.Самарию на книгу "Задачи психологии* и т.д.) - и вместе с тем высоко чтил в своем постоянном оппоненте его луженный отрой и нравственные основы его характера. Кавелин с почтением относимая к Самарину в самый апогей их полемики в 1847 гону, за что подвергся критике со стороны Еелшокого, не жежжго видеть ничего позитивного в ежжнофихмких научных юысканжх. Впоследствии,

в процессе дискуссии по психологическим вопросам, он не оставляет без внимания личные интеллектуальные и нравственные качества

I Корсаков Д.А. Константин Дмитриевич Кавелин. Очерк жизни и деятельности. СПб: Стасюлевич, 1896, о.20.

- 25 -

своего научного противника. Оценка Кавелиным Ю.ф.Самарина позволяет понять его отношение к славянофильству в целой. В славяне-Филах вообще и в Самарине в частности, Кавелин чтил то общее, что неразрывно связывало его с ними. Эго общее состояло в глубоком убеждении о необходимости особах нравственных начал жя шднвщуольной и о^ео таенной дмтежьиооти человека. В конце 1877 го№ Дмитрий Федорович Самарин жм в пержй тж

сушений своего б^та - Юрж Фодорозжа и нж^ежо вржжл его Кавелину. Кстати, именно Кавелпн был автором некролога Ю.Ф.Самврину, где ему была дана глубоко нравственная, п^титмь-ная, по возможности объективная оценка. Именно в нравственных позициях славянофилов жк личностей, а не славянофильства как направления общественной worn, находятся взтоки близости Кавелина к этому направлению, живо в этом одна из первопричин подспудного влияния славянофильства на вое его творчество. Вращение в олэвянсфильскйх кружках в молодые гож сам Канжи расценивал как великолепную молу становления овсах творческих, научных изысканий, школу полемического жстерож. Позднее, давая оценку этому периоду, он называет образованные кружки оаэ№* сами, в которых смредожчжлжь ^чж ужтжже ж онш. Но при этж К.Д.Кавелш справеджо зажает, что это ^йжи искусственные центры, безусловно, оо своей особой ажоферой, способствующей общению и формирований пмҗмх, глубоко просвещенных w нравственных личностей. Что же касается вжнж этаж средоточий интеллекта и светскости на обйесжвенную жижаь Роосжж, то оно, считает Кавелнж, било более чей косвенное. ^Существование этих лщдей и их кружков было плодотворно для России только в общем, отвлеченном сжсле, но но отражалось в жаж фактах

- 26 -

на окружавшем их русском обществе. Эти изящные, развитые, просвещенные, гуманные люди жии полной жизнью в своих кружках, не внося своим существованием ничего в наш тожтшй печалжй. полудикий быт"1.

Говоря о формировании мировоззрения молодого Кавелина ж влиянии на этот процесс салонного общения в литературно-фжжо-софских кружках того времени, необходимо отметить, что кроме литературного салона А.П.Ежгжной сильное влияние на дальнейший ожд ого мыслей оказали кружки лидеров западнического и славянофильского направлений - Петра Яковлевича Чаадаева и Алексея Степановича Хомякова. Кстати, именно здесь, са, видимо, и усваивает тот специфический стиль общения со своими оппонентами в ддокуосиях, который был ему в далжойяж присущ па протяжении всей научной п общественной дмтежоотп. Однако вращение в литературно-фплософокйж эжшх кружках значительно сокращается после скончания пи в 1839 голу университета. Константин Дмитриевич закончил Московский университет кандидатов нрав, подучав золотую медаль за сочинение, жпжзешое w на тжу, дойную профессором Крыловым "О римском владении^. В 1840 году он сдает экзамен на магистра гражданского права.

В этот период происходит еще одна знаменательная встреча, которая во многом повлияла на мйровсмрешэ и нравственный обжин молодого Кавелина. Он сближается о жматежной личностью в истории русской жала - Тжмсфеж Ннжожаевжчем Грановским (1813 -1885), профессором всеобщей истории, о 1839 годе начжжго читать лекции в Московской университете. Современняжп высоко ценили Грановского как человека, сумевшего создать вокруг себя ат-

I Кавелин К.Д. Авдотья Петровне Ежгпнэ. // Соф.ож.: В 3 т. СПб., 1898, т.З, о.ИЗО.

_ 27 -

мосферу глубокой интеллигентности, особой нравственной напол-нености и значительной интеллектуальности. "... От него пошло университетское предание, которое чувствует, которое носит в себе всякий русский образованный человек. Все мы более или менее - ученики Грановского и преклоняемся перед его чистой па-жтьж), ибо Грановский, не другой кто, создал для последних поколений русской науки идеальный первообраз профессора"!.

Сближение Кавелина и Грановского оонжтжооь на родственных чертах их личностей - мягкость, интеллигентность, порядочность, высокая нравственность. Сравним свидетельства современников. Грановский обладал "в жжй степени силой нравственного обаяния, тайна которого скрывалась во всем его духовном' складе. Это был оптимист в лучжм смысле слова. Не игнорируя зла, он во воем и во всех искал добра, в каждом явлжнжж умел находить положительную сторону; в его зароком взгляде на жжзаъ и жоторию смягчались слишком односторонние и резжже направления" .

О Кавелине близко жаваие его, а также его студента ж слушатели оставили воспсжанж, па которых жржжжетоя лжносжъ% родсжензйя по организации ж духовной природе Тжюфею Нжежожчу Грановскому. К.Д.Кйвелжн "вносил в жизнь тех, с жсблжжя, слишком животрепещущую ноту - и она звучит до ож жор, ид расстоянии многих годов"3, в җураале "Русокм жж" в имбре 1885 года опубликованы воопомижанжя М.Трожжго, где автор ии-* шот о Кавелине как о благородней личности, нпжогжа но тержжН веры в нравственные идеалы. В "Волжском вестнике" в № W эй

1 Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1991, с.492.

2 Ключевский В.О. Сеч., т.8, М.,1959, с.390.

3 " ж-

- 28 -

1885 год читаю воспоминания бывшего слушателя Военно-Юрзкичес-

кой Академии г.Шавердова о ле:

К.Д.Казелина: ряду про-

фессоров Военно-Юридической Академии креме Константина Дмитриевича Кавелина находилось еще несколько выдающихся в ученом мире

лиц, но по справедливости надо сказать, что никто из них не мог сравняться о Кавелиным по тому нравственному влиянию на аудиторию, каким обладал этот профессор"!.

Итак, сдав экзамен на магистра гражданского права в 1840 году, Кавежнн продолжает посещать литературжю салоны, но его чрезвычайно влечет к университетской кафедре. Эти стремления не встречают поддержки и одобрений у родителей. Отец считает занятия наукой не более чем вольнодумством, по мнению матери, профессура является уделом только разночинцев. Дмитрий вынужден отступить. В 1842 гожу семья переезжает в Санкт-Петербург, ж он начинает свою служебную карьеру в Мянистеротве Юстиции. Канцелярская служба идет успешно, но тяготит его, не приносит

желаемого духовного удовлетворения.

В этот период происходит вторая встреча о Виссарионом Григорьевичем Еелжоюм. Кавелин сближается с литераторами из его кружка. Вокруг Белинского в то врет группировались молодые представители только что нарождающейся "натуральной" жж в русской литературе - И.И.Панаев, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, ВЛ.Боткж. Камлт эюмжоя со вежи членами кружка Бмш-окого, но особенно бжюко сходится с В.Г.Бмжжм п М.Тур=* геневым, дружеских отношений о которыми уже не прерывает до конца их жижи. В кружке Белинского Кавелин находит умственную и нравственную опору. Его воспоминания об этом периоде своей

I Шавердов И.А. Воспоминания о К.Д.Кавелине. // Волжский вестник, 1885, № 102, с.56.

- 29 -

жизни чрезвычайно тенды. Кавелин констатирует явную разнжу салонного общения кружков александровского поколения, дня которых неотъемлемыми чертами были элитность, изящество, особая просвещенность, и атмосферу новнх молодых литературных кружков Санкт-Петербурга, в том числе и Беиинокого.

Дe№ствететыосв и серьезное обжииение К.Д.Кэведиеа с Белио-о ким нроизожао веоно® К842 года. Он тогда бйл уже Шгжэтратоом, написал большую даоть своей еегыстерокой диыоерюцнн, но однообразная канщелярокая служба в Мшысзтрстае Юотжери не ыюынн вдохновлять и отвяулн^^ть его творческие и оыучше еенсеаижы. Встречи о Бeожоским становдтся более оыстеиетжческеой нтоле переезда Константин© Диотриюэча в дем Пкррбые не Михайловской площади, та© ииоут близкие лдуаьм Ввысарпоаа Гритсрмничн -А.Я.КулмщииК и Н.Н.Тйэчев. Оно явояитм членены его литературного кружка, который зачастую собирается ыы свои жерр в атом доме. С чувотвом ностмъгио по унедмиу об нтнн ве-

чери в своих жературннх веопыеонанежи И.И.йанеов, овеивая их не иначе, как ,веоерэ в квартире трех

Находа ыытызлежтыальнун н нравотвеонуо хлещу в кружке в.г.Беиинмого. Кавелло оочооеет работать оожтерраай

деысертащщей еб оозаавоох началах руооного оудоуутрроож и граждйнокого Уложиййо де учреждения в губерниях, В йачоае КВ44 года в веэрйсте двыыыытн жоты дат жн защаиаетоя в йокоо и аолупает ооото и должность едджтж Ыоыыыызкогы при анфееда №3^^: русокого мкенодакеимове пpoфеыcopу Морр&-жжа. Давние иeлжиеы оойтя ыы унжрннтныорун кафедру ебЛажюж. Константно Дммтрравиа Кчваиж тчтает оннн щи^сорюко-пра-

I Панаев й.й.Лжгертуурже - М , К988 , Пррсоеаи^

оие, 0.289.

- so -

пода вателыз кую деятельность.

Рассмотренный этан творческой биографии К.Д.Кавелина -от пытливого юноши, абитуриента Московского университета, до интеллектуально зрелого молодого человека, адъюнкта того же университета - раскрывает перед нами исходные моменты и определяющие факторы формировании волевой и интеллектуальной сфер его личнооти. Значительная роль в формировании его жизненных принципов, нравственного потенциала, научных ориентиров и изысканий принадлежит общению с яркими, талантливыми, нравственно чистыми личностями. ЛоминЕрующе-благоприятное воздействие на его обрез мысли возымели стиль и духовная ауре тех общественных кругов, в которых ему довелось вращаться в годы своего отрочества и юности.

Проанализированный жие этап творческой биографии Константина Дмитриевича Кавелина можно определить как период становления и формирования личности, период выбора ведущих жизненных позиций и научных устремлений.

Значительные личнооти, обозначающие ж выражающие особые фазы интеллектуального развития общества, невозможно определить какой-либо единственной чертой. Всякая эпоха, личность, событие, произведение ума иди таланта, ювержже собой один этап развития и начинающее другой, если их рассматривать в связи с проведшим и пооледуйщим, поражают многосложностью выраженных в них мотивов. Действительность заключает в себе достаточную множественность возможностей, но реальные жизненные обстоятельства благоприятствуют развитию одних и уничтожают другие. Процесс самое ктуалиэации личности К.Д.Кзвелина рефлексивно впитал в себя вою полноту, многосторонность и разнообразие окружающего. Чем событие, произведение, реальное физическое лицо значитесь-

- 31 -

ней, крупнее на фоне современной им исторической реальности, тем сложнее и многообразнее весь ком чеке определяющих их сторон, черт, мотивов. В итоге явная выраженность всего тог^ разностороннего и многосложного материала, на основе которого происходило его формирование; только одни черты выражены ярко, другие в относительно скрытой форме. Константин Дмитриевич Кавелин был, бесспорно, одним из таких значительных и сложных явлений. В нем выразились, сосредоточившись в специфической концентрации все

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Судакова, Галина Геннадьевна, 1995 год

БИБЛИОГРАФИЯ

I.

Абджжьдиж Ж.М., Нысэнбаев А.Н. Диалежтико-логяяеокие

нрв

й-острое-иж теорий. -Аж-Ата: Наую КазССР,

1973, - 429 с.

2. Аксаков И.С. - Достоевскому Ф.М., 20 августа 1880 г. ОР ГЕИ. Ф,93, разд. П юрт.1 ед.др.20, л.З - 3 об.

3. Алотеев Н.П. Русское запатжество.// ^Цуть^. Ж9, № 15, - стр. 21-46.

4., Ажеяксв П.В. Литера^рже вооиоммиж. И.: Пожж-дат, I960 - 421 с.

5. Аржбаж Н.С. Затаим на истерив государства Российского. // Н.И.Кйуаййжя, - Литературное наследство в 98 т. т.59 И,Л.: Просвещение, 1954 - 679 с.

6. Барсуков Н.П. Жизнь и трут М.П.Погодина.в 15 т., т.2 СПб.: Гжгожв, 1896. - 457 о.

7. Беленький ИД., Серебренная Е.И. Истерм русской философии. М.з ЖЖН АН СССР, 1981 - 205 о.

8. Белинский В.Г. Пож.собр. cow. в 13 т. - т.12. М.: Изд-во Ажад.юук СССР, 1956 - 596 о.

9. В.Г. в вжжйанияж: ожржннжов. М.: Гоодо-литпзж, 1962 - 760 о.

10. Белинский ж оопреиенноотъ. М,: Наука, 1964 - 356 о.

11. Бмжжекжй В.Н. Достоевский ж позжжж. Рмтов-на-Джу. Изд-во Рост, ун-та, 1985. - 719 о.

12. Бэлмжов И.Ф. Зарубевжо жэдвж А.И.Герцена. Библиографическое жженке 1350-1869 г.г. И.в Науке, 1973 - 295 о.

13. Бердяев Н.А. о русской фпжософйжз Сбсрмк (в 2 ч.) -Свердловск: Изд-во Урм.уи-ж - I ч. - 236 с.

14. Бердяев Н.А. Русская ww. //Собр.ооч. в 5 т. М,, изд-во

т.5 - 124-138 с.

15. ^стужев-Ржш К.Н. Биографии ж херажгержстийи. СПб,: Щепкин, 1892 - 261 о.

- 163 -

16. Бестужев-Рюмин К.Н. Современное состояние русской историк как науки // Московское обозрение, 1859, жн.Т, о.2 - с. 132.

17. Биографический словарь профессоров и преподавателей вд. Московского университета за истекшее столетие со дня утверждения. Ч.1.М.: изд-во Мсек, ун-та, 1855 - 432 с.

18. Бобров Е.А. Дела и лжщи. Сборник статей. СПб: Глвгодев,

1907 . 209 с.

19. Бобровский П.0. К.Д.Кавелин на кафедре гражданского нрава вВЬежоп&рзщурффиой: академии в 1878-1885 г.г. СПб: Стасюлевич, 1890 - 114 с.

20. Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Пжмз.

М.: Книга, 1984 - 251 с.

21. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томвк. М.: Наука, 1993 -т.1 -604 о.

22. Вайнштейн О.Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории вЖХ-ХХ в.в, Л.: Наука. Лешгр. отмже, 1970 - 270 с.

23. Введенский А.И., А.'3.Лосев. З.Л.Ражв, Г.Г Тпет. //Очерки истории русской философии. Свердловск. :Иэмо Урел.ун-та, 1991 - 592 о.

24. Вехи. Из глубины. М.: Правда. 1991 - 607 с.

25. Вехи; Интеллигенция в России. :Сб. от. 1909-1910. М.:Мол. гвардия, 1991 - 462 с.

26. Выготский Л.С. Психология искусства. М,: Искусство, 1986 - 543 о.

27. Гавриил Архимандрит. История философии Архимандрита Гавриила. В 4-х частях. Казань.Ун-т типогр. 1839 - 487 о.

28. Галактионов А.А. Основные станы в раюитиж русской философии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958 - 421 с.

29. Галактионов А.А., Никвндров П.Ф. Русская философии П-19 веков. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970 - 356 с,

30. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М,: Мысль, т.2 -573 о.

- 164 -

31. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философский наук. : Мысль, 1977 - 471 с.

32. Герберштейн С.Г. Записки о Московии. Сэбаненниковы. М., 1898 - 453 с.

33. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. Произведения 1851-1858 Г.Г., т.7. М.: Изд-во Акад, наук СССР. 1956 - 467 с. // Полн.собр. соч.: В 30 т. М.,1954 - 1963.

34. Гершензон М.0. Грибоедовская Москва.: Сабаненниковы. 1914 - 120 с.

35. Гольцев В.А. Нравственные идеи Константина Кавелина.

. // Русская мысль, 1882, ив.6, с.74-83.

36. Грановский Т.Н. и его переписка. М.: Изд-во Моск, ун-та, 1897 - 976 с.

37. Грот Н.Я. Основные моменты в развитии новой философии.

М.: Сабаненниковы, 1894 - 256 с.

38. Деболъский Н.Г. Философия будущего. Соображении о ее нача-

ле, предмете, методе и системе.СПб.: Стасюлевич, 1832 -253 о.

39. Девятнадцатый всемирный философский конгресс. (Москва,

1993). Доклады казахстанской делегации. Алматы: Йажд. 1993 - 201 с.

^0. Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч.: В 30 т. Л. Наука, 1972-1939. т.18. Л.: Паука, 1978 - 371 с.

41. Дробинский О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977 - 333 с.

42. Емельянов В.В. Русская философия второй половины XIX века. Свердловск: Изд-во Урал ун-та, 1891 - 253 о.

43. Емельянов В.В , Любутин К.Н. Введение в историю философии. М.: Высшая школа, 1987 - 159 с.

44. Муравлев Л.А. Позитивизм и проблема исторического прогресса. : Наука, 1986 - 312 с.

45. Захарина В.Ф. Из истории обществ, борьбы в период падения крепостного права.// Исторические записей,!". :Наука, 1963 - 730 с.

- 165 -

46. Зайнчковский П.А. Отмена крепостного права в России. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1968 - 368 с.

47. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 ч. Л.: М.П.Эго и др., т.1 - 220 с., т.2 - 268 с.1991 г.

48. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М.: Наука. I960 - 327 с.

49. Зимина В.Г. Архив Кавеливых.//3аписки Отдела рукописей Государственной библиотеки тл. В.И..Ленина. М.: Наука, 1961 - 205 с.

50. Иванов-Разумник Н.Г< русской общественной жсли.

В 4-х частях, ч.2. Петроград, нзд-во Революционная шсль. 1918 - 211 с.

51. Из истории русской философии XIX - начала XX века. М.: изд-во Моск, ун-та, 1969 - 374 с.

52. Лллерицкий В.В. Сергей Михайлович Соловьев. И.: Молодая гвардия, 1990 - 366 с.

53. Ильенков Э.В. Ленинская дзалектива и метафизика позитивизма. И.: Политиздат, I960 - 175 с.

5'1. Ильенков Э.Ф. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991 - 463 с.

55. Иовчук И. Основные черти русской классической философии XIX века. М.: Гссполитиэдэт, 1945 - 32 с.

56. Историография истории СССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской Социалистической революции. Изд.2-е. И.: Правда, 1971 - 432 с.

57. Исторические записки. М.: Паука, 1963, т.109 - 306 с.

58. История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. M.s Просвещение, 1965 - 546 с.

59. К.Д.Кавелин - М.П.Погоднву, 3 ноября 1857 г.// ОР ГБЛ, ф.231. Разд.П, карт.14, ед.хр.31, л.65-65 об.

60. К.Д.Кавелин - М.П.Погодину, 6 февраля 1858 г. // ОР ГНИ, Ф.231, Разд.П, карт. 14, ед.хр.31, с.53-54 об.

61. К.Д.Кавелин - М.Н.Каткову, 7 итя 1857 г. //ОР ГЕД, ф.120, Разд.П, карт.40,ед.хр. 18, л.22,23.

- 166 -

62. К.Д.Кавелин на кафедре гражданского права в Военно-Юридической Академии. //Педагогический сборник. СПб.: Солдатенков, 1890, сентябрь, с 76.

63. Памяти К.Д.Кавелина. Некролог. СПб.:солдатенков, 1885,

с. 7.

64. Кавелин К.Д, Has умственный строй. // Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989 - 653 с.

65. Кавелин К.Д. Собр. сиз. в 3 т.М.: Солдатенков и Щепкин, 1859 - т.1 - 484 с., т. 2 - 461 с. - т.З - 476 о.

66. Кавелин К.Д. Собр.соч. в 4 т., 2-е изд. СПб.: Еааголев, 1898, т. I - 1055 с., т.2 - 1010 о., т.З - Ю64 с.,

т. 4 - 1900 с.

67. Кант И. Соч. в 6 т. М.: Мысль, т.4, 1965 - 544 с.

68. Кантор В.К. Русская эстетика второй половины XIX века.

М.: Наука. 1978 - 345 с.

69. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. Изд-е 5-е, СПб.: Эдуард Иран, 1842, в 3 книгах. т.1 - 610 с.

70. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского (сост. А.И.Уткин) - М.Просвещение^ 1990 - 384 с.

71. Каса беков А.К. Социальная деятельность и социальное познание: (Проблема единства). - Алма-Ата: Казахстан, 1987 - 182 с.

72. Касыжанов А.Х., Кельбуганов А.Ж. О культуре жшенж.-^!.: Политиздат, 1981 - 128 с.

73. Каоымжанов А.Х. Кельбуганов А.Ж., Сажбелдина К.М. "Круги" в познаниж. Ленинское учение о единстве исторического и логического. - Алма-Ате, Наука, 1977 - 177 с.

74. Качановский М.Т. Стерня государства Росс Некого. //Вестник Европы, 1829, сентябрь-октябрь, с.456-540.

75. Кизельитейй Г.Б. К эволюции жторжо-пожитжескж взглядов Б.НЛжержа. //История и историки. Историография истории СССР. М-: Гоополиткздат, 1965 - 52-76 с.

76. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Наука. 1984 - 342 с.

- 167 -

77. Кириллова Е.А. Очерки радикализма в России XIX вежа.: философско-исторические концепции 40-60-х годов. Новосибирск, изд-во Новосиб. ун-та, 1991 - 201 с.

78. Китаев В.А. От фронда к охренительству. Из истории русской либеральной шсли 50-СО годов XIX века. X.: Мнсль, 1972 - 288 с.)

79. Ключевский В.О. Исторические портрет. М.: Правда, 1991 -623 с.

80. Колжпанов Н.П. Воспсмтанж о К.Д.Кавежне.// Русские ведомости? 1885, № 123, от.170-181.

81. Константин Дмитриевич Кавелин. Сб. Из первых воспоминаний о покойном Сб. статей - СПб.: Стасюлевич, 1885 - 108 с.

82. Корсаков Д.А. Константин Дмитриевич Кавелин. Очерк жизни и деятельности. СПб. :Стасюиевич, 1896 - 234 с.

83. Костомаров Н.И, 0 значении тторическж труден Константина Аксакова по русской истории. СПб.: Стасюлевич, 1861 -

342 с.

84. Ксялович М.0. История русского самосожжя по историческим памятникам и научным сочинениям. СПб.: Суворин,

1901 - 593 с.

85. Кружков В.С. О русской классической фйлоосфжж XIX вежа. И.: Госполитждэт, 1945 - 55 о.

86. Лесевич В.В. Собр. соч. в 3 т., - т.1, М.: Кн. изд-во писателей, 1915 - 647 с.

87. Ленин В.И. Памяти Герцена. //Поли-собр.соч., т.21, O.259-260.

88. Ленин В.И. Что такое ^друзья народа^ ж юк они вожт против социал-демократов. //Полн.собр.соч. в 55 т. Йзд-@ 5-е. М.: Госпожжд^т. т.1 - 1958 - о.141 с.

89. Лосев А Ф. Владимир Соловьев и его время. -М.:Прогресс, 1990 - 719 с.

90. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М.: Политиздат, 1991 - 525 с.

- 168 -

91. Лооский Н.О. История русской философии. - М.: йдоавя школа, 1991 - 559 с.

92. Мамардашвили М.К. Хак я понимаю философию. М.: Прогрессе 1991 - 342 с.

93. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической

мысли. //Русская мысль, 1886, 6, - с.86-29.

94. Милютин I3?3-IS82 г.р. М.: Политиздат,

1917 - 34 г с.

95. Михайлов М.М. История образования и развития систем* русского гражданского судопроизводства до Уложения

* 1649 г. СПб.: Глаголев, 1848 - 347 с.

96. Моргулис М.Г. Константин Дмитриевич Кавелин и его трюм. Одесса: изд- гор.юридич. об-ва, 1886 - 201 с.

97. Мукажев З.А. Преемственность как момент развитая. Алма-Ата: Казахстан, 1984 - 204 с.

98. Муравьев Н.М. Мноли об "Истории государства Российского" Н.М.Рй^ажиж.// Лйтерэту^ое наслеттво, т.59, М.Л.: Наука, 1954 - 542 о.

99. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Фпжософя и мировоззрение. - М.: Пблитизлзт. 1990 - 528 о.

100. Научное наследство. Иван Мжжайжовжч Сеченов. :В 10 т., т.З. М.: Изд-во Акад наук СССР, 1956 - 239 с.

101. Неволин К.А. История российских гражданских законов. Полн.собр.ооч. в 5 т., СПб.: Гйаголев, 1858, т.4 - 483 с.

102. Нелидов Ф.Ф. Западники 40-х годов. М.: Солдатенков, 1910 - 452 с.

103. О России и русской культуре. Философия русского после октябрьского зарубежья. М.: 1990 - 456 с.

104. Очерки истории исторической науки в СССР. М.: пзмо Акад.наук СССР в 3 т., т.1, 1955 - 692 с.

105. Очерки по истории философии в России. Вторая половина

XIX - начало XX века. М.: изд-во МГУ, I960 - 388 с.

106. Павлов П.В. Об историческом значении царствования

Бориса Годунова. СПб.: изд-во СПб. ун-та, 1850 - 125 с.

- 169 -

107. Панаев И.И. Литературные воспойжаиж. М.: Просвещение, 1988 - 342 с.

108. Писарев Д.И. Сочинения. В 4 т. М.:Наука, 1955-1956, т.1 - 207

109. Пйзьыа К. Д. Кавелина ж И.С.Т^ургенева к А.И.Герцену. Женева, 1882, изд. не указ. - 12 с.

110. Плеханов Г.В. Очерки по жторя русской общественной мысли XIX века. Петроград.: Прагой, 1923 - 312 с.

111. Погодин М.П. Иссждовеж, занэчанж, лекдпж. .//Собр* см. в 5 т. М.: Изд-во Моск, ун-та, 1847 , г.З - 645 с.

112. Погодин М.П. Историко-врптическжэ отрнвжп. М.: Солдатенков, 1846 - 543 с.

113. Погодин М.П. О трудах гг. Велиева, Енжова, Кавежзаа, Калачева, Попова и Соловьеве но части рузской фажософжи истории. //Мосюижйж, 1847, кн.1 - о.115-184.

114. Погодин М.П. Ответ моим рецензентам. //Моожвнжжйжа, 1847, кн.З - 117-135 о.

115. Покровский М.Н. Историческая жужа и борьба жжоссв. М.Л.: Наука, 1933 - 765 с.

116. Полевой Н.А. Изторж государства Розсййсжого - сочже-нже Н.М.Карамзина. //Литературное наследство в 98 т. М.Л.: Пэужа. 1954, т.59 - 765 о.

117. Пжков М.Я. Вжсарнж БмжскйЙ. Лжжооть - жжен -эпоха. М.: Гоолитжэдат, I960 - 599 с.

118. Попова Е.И. Из московской жжжн сорожойнх воҗоа. Джеж-ник Е.И.ПоаовоЙ 1847-1852 г.г., СПб.:Сжмжж, 19П -643 с.

119. Попхпжогии ж ноже жжеаж научности (материала ^ждтжсго стож^). // Войросн философия, 1993. № 5.

120. Пшжн А.Н. Хэрйктержжа лйжратуржх жезжй от жд-ңажх до штидесяжх голов. Истсричесжже очерки. СПб: Сущийокйй, 1890 - 403 с.

121. Раджов Э.Г. Очерк нсторжж русской фжжософжк. СПб.: Наука и вжож, 1920 - 98 с.

- 170 -

122.

Розенталь В.Н. Идейные центрн либерального двж^ж в России накануне реводщжжной сж^ацни. Мооковсшй кружок А.В.Станжевича в 1855-1857 г.г. Петербургский кружок К.Д.Равелш^ в 1855-1857 г.г. //В ш. Ревсжж^жиая си-

туацж в Россия в 1859-1851 г.г. М.: Наука, 1963 - 112--161 с.

123. Рубжвжтейн Н.Л. Русская историография. М.: жзд-во ИГУ, 1941 - 675 с.

124. Рубжжейн С.Л. Человек ж мир, &тже и ооэйэиж о меоте юпжеского во жеодой юэжомэи жжений жтержлв-кого мира. М.: иэд-во Атд.ваук СССР, 1957 - 328 с.

125. Русская црогрессиваая философская жоль Ш вежа: 30-е -60-е row. Сб. статей под р@д. щ^оф. T.C.Baceworo. М.: Изд-во ВПШ ж АОН, 1959 - 478 о.

126. Русская мтетжт и кржтта оорекж^: - жжемж годов XIX вею. M.S Пожжэдат, 1988 - 432 о.

127. Сйжрж Ю.Ф. Смпнейж в 12 т. М.: Мжиожтой, 1877-1911, т.З, 1878 - 444 с.

128. Сажрт Ю.Ф. - М.П.Погсжжу (1842 ми 1843), ОР Ш, ф.231, раэд. П, карт.29, ед.жр.13.

129. Сафронов Б.В. Эстежеокое сожиие ж дужвжй мир личности. М.: Зжижэ. 1984 - 96 с.

130. Сборник жоторвжссжжх ЖОЯЖЖМЖЖ СМЖЖйй о Рсссжж ж народам ей еджаозерваж ж еҗжжжжнж. М.: изд.

Д.А. Валуева в тш. См^тежж, 1845 - 386 о.

131. Семенов И.М. Господин Уэиеж ж зожжожог. //Отместаж-те жжкж, 1872, W 8,10,11.

132. Семенов И.М. Фжжмож еттж. WW в

4 жп. М.: Медгиэ, 1952 - вап.1 - 239 с.

133. Сжмюиов И.С. Кавелйи -учжтмь. СПб.: Сжожжевж, 1910 -124 с.

134. Сждкевж Н.Г. Очерки истории общественной .масли России в коще 50-ү- начале 60-х гож XIX века. Л.: Наужа, 1969 - 372 с.

- 171 -

235. Сознание в социокультурном аспекте. Алмвтн: Енбек, 1993 - 202 о.

136. Соловьев С.М. Запивки Серг.Мих. Соловьева. Мои записки дли детей моих, а если пожне и дж других. Петроград: Прибой, 1915 - 142 с.

137. Соловьев С.М. Истории России с древнейжих времен, жн.1, М.: Мйоль, 1988 - 797 с.

138. Соловьев Э.Ю. Црожжое толкует нас: Очерки по истории философии и жультурн. М.: Политиздат, 1991 - 432 с.

139. Тройцжйй М.М. Кавелин К.Д.: страница из истории философии в России. // Русская мнель, 1885, ж.П, с.123-136.

140. Трубецкой Е. ^Иное царство" и его искатели в русской народной сказке. //Литературная учебе, 1990, кн. 2, с.241.

141. Тургенев И.С. Биогрйфжээж мержж ж нежрожож. Себр, сеч. в 18 т. - т.12. М.з Худсжествейжжж

1879 - 479 с.

142. Тюрж А.Ф. Общественная жжь ж ээмзжве ожжж в Древней Руси. СПб.: Рмгожв И., 1850 - 207 с.

143. УЬакжа Т.П. Исторая, фжософт, лжтеретура: оередж ХП вока. Саратов: Пржмж.жн. ж^днво, 1968 - 786 с.

144. Усжом М.М. Семж и режж. - АлжюнАтжз йежяея, 1986 - 256 с.

145. Утжжка Н.Ф. Поажтжжжжм, жтржжжэзкйй жмржж

и наука в России: вторая жожжжа XIX вежа, Мл&ужй, 1975 - 319 о.

146. Философия техники в ФРГ, Прогресс, 1989 - 528 с.

147. Фжжософж. Мяровозйр^кие. Пратж. Хамдж АД., Ржиовжч В.В., Дергачев Т.П. ж - Ажж-Ата: йеуж, 1967 - 280 о.

148. Фихте И.Г. Избр. оочменж. М.: М^ижоа А.И., 1916, пер. под ред. жя. Е.Трубеацкого, т.1 - 521 с.

149. Хамидов А.А Категорий й жужьтура. -Аж-Аж; Вмж, 1992 - 142 с.

- 172 -

150. Хомяков А.С. О старом и новом. М.: Прогресс, 1988 -237 с.

151. Цжбаев Н.И. Сергей Соловьев. М.: Молодая гвардия, 1990 - 366 с.

152. Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй воловине XIX века. Л.: Наука, денингр.отд-е 1977 - 256 с.

153. Чжержн Б.Н. Восвомшаиж Бориса Николаевича Чичерина. Москва сороковых годов. М.: Проовещеияю, 1929 - 347 о.

154. Чаадаев П.Я. Полн. соф. cow. в 2-х т. М.: Наука,

. 1991, т.1 - 798 о., т.2 - 671 с.

155. Шжвердов И.А. Воономжнандж о К.Д.Кавмже.// Волжский вестник , 1885, № 102, с.56-60.

156. Шкуршев П.С. Критика юижжма Б.И.Т&неева. М.: изд-во Моск, ун-та, 1965 - 104 с.

157. Шкуршов П.С. Пожжэпэм в Россия XIX веж.Н.зНауж, I960 - 348 с.

158. Шлет Г. Очерк раэвжтж русской философии* Петроград: Колос, 1922, 0.1 - 350 с.

159. Эверс И.Ф.Г. русское право в жтсржескж

его рескржж. СПб.: Плагожев, 1835 - 786 с.

160. Юридическая вжала в русской жтҗжографж (Соловьев, Кавелпи, Чичерин, Сергеевич). // Русская ww, 1886, № 2, о.80-92.

161. Яковенко Б.В. Очерки русской фжжоссфйж. Берджи, 1922 -457 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.