Философия истории Ю.Ф. Самарина и славянофилов в контексте русской философской мысли XIX - первой четверти XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Скороходова, Светлана Игоревна

  • Скороходова, Светлана Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 347
Скороходова, Светлана Игоревна. Философия истории Ю.Ф. Самарина и славянофилов в контексте русской философской мысли XIX - первой четверти XX века: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2013. 347 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Скороходова, Светлана Игоревна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Истоки философских взглядов И. В. Киреевского и Ю. Ф. Самарина в философско-историческом контексте эпохи

1.1. Источники философских взглядов И. В. Киреевского и его первые литературно-философские работы

1.2. Истоки философского мировоззрения Ю. Ф. Самарина и его философские поиски в 30—40-е годы

ГЛАВА 2. Основные темы в философии истории Ю. Ф. Самарина в контексте славянофильства

2.1. Понятия «историософия», «философия истории», «политическая философия» в контексте анализа творчества Ю. Ф. Самарина и славянофилов

2.2. Проблема власти и общества в политической онтологии Ю. Ф. Самарина и славянофилов

2.3. Идея национального сплочения в философии истории Ю. Ф. Самарина

2.4. Своеобразие позиции Ю. Ф. Самарина в общем контексте философии религии И. В. Киреевского и А. С. Хомякова

ГЛАВА 3. Смысл истории в философии славянофилов и русской философско-религиозной мысли XIX - первой четверти XX века

3.1. «Русская идея» в контексте мессианства

3.2. Идея славянского братства: pro et contra

3.3. Философский спор о хилиазме в эсхатологии

3.4. Славянофильство - важный источник философско-исторических построений Серебряного века

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия истории Ю.Ф. Самарина и славянофилов в контексте русской философской мысли XIX - первой четверти XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертации

Ю. Ф. Самарин - яркий русский мыслитель, чьё творческое наследие недостаточно изучено, хотя современники, как оппоненты, так и друзья, признавали, что он один из умнейших и «сильнейших» людей своего времени. Самарин - фигура уникальная в русской философии. Он - «один из тех, кто стоял на вершинах, вот почему он не был понят в своё время и почему правда его речей оживает только для нас». «Ядро его учения есть непреложная истина, нужная людям, как хлеб насущный»1, - справедливо писал историк русской мысли М. О. Гершензон. С этими утверждениями, безусловно, можно согласиться.

В начале XXI в. личность и творчество философа, как и славянофильское наследие в целом, привлекают особое внимание научного сообщества, и тем самым обусловлена актуальность данного исследования.

Ещё Н. А. Бердяев писал, что русская философская мысль пробудилась на проблеме историософской. Г. Г. Шпет также заметил, что «наша философская литература и возникла прежде всего как философско-историческая и никогда не переставала интересоваться историей как проблемой» .

Неслучайно, что философия истории - стержень учения представителей московского направления. Кстати, при всём своём критическом взгляде на русскую философию Шпет отметил, что славянофильские проблемы - «единственно оригинальные проблемы русской философии»3. Достаточно взглянуть на современный общественно-политический ландшафт, чтобы убедиться, что философско-исторические темы, которые разрабатывали представители московского направления, живы и сегодня. Россия по-прежнему в поисках своего места в истории. Конечно, никто не предлагает найти у славянофилов готовые решения, но опыт их поисков оказывается поучительным и необходимым. Независимо от отношения к наследию представителей московской школы актуально преодолеть идеологизированные и тенденциозные его оценки. Славянофилы впервые заинтересовались той стороной русского исторического процесса, которая делает его непохожим на исторические процессы других народов, и попытались выявить те элементы, которые повлияли на своеобразие внутреннего склада русского народа и его культуры. Эти вопросы актуальны и в наше время.

1 Гершензон М. О. Учение о природе сознания // Б. Нольде. Юрий Самарин и его время. М., 2003. С. 295.

2 Шпет Г. Г. История как предмет логики. Критические и методологические исследования. Материалы: В 2 ч. М., 2002. С. 39.

3 Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Ч. I. Петроград, 1922. С. 37.

Думаю, что своеобразная традиция историоцентризма русской философской мысли начинается примерно с 20-х годов XIX в. Это отметил ещё И. В. Киреевский1. Согласно А. С. Хомякову, философу следует искать в итории корни первоначального братства . Полагаю, что эта мысль - основа философско-исторических построений старших славянофилов.

Самарин, коренной представитель московской школы, в своей философии истории пошёл дальше и глубже, чем другие представители московского направления.

Творческое наследие Самарина, небольшое по объему, но ёмкое по содержанию, в некоторой степени есть актуализация определённых исторически сложившихся типов философских учений. Актуальность данного исследования обусловлена также необходимостью определения и степени оригинальности философских взглядов Самарина.

В связи с этим в настоящей работе предложена теоретическая реконструкция философии истории русского мыслителя, в которой в наибольшей степени раскрывается его интеллектуальная самобытность и оригинальность. Кроме того, в философско-историческом контексте лучше раскрывается специфика и русской культуры философствования в целом.

Полагаю, что актуален антиномичный подход к изучению феномена славянофильства, которое, по мнению автора, представляет собой неоднородное и вместе с тем целостное явление. Исследователи изучают славянофильство либо как целостный феномен, либо обращаясь к творческому наследию какого-то одного представителя этого направления, отрицая наличие единомыслия в московской школе. Индивидуальный и вместе с тем целостный подход помогает выявить особенности взглядов каждого члена кружка, пролить свет на те споры, которые кипели внутри него, но также рассмотреть славянофильство и как целостный феномен, ставший одним из главных истоков русской философской мысли XIX - первой четверти XX в. и имевший влияние на многие общественные направления, даже мало сознающие своё родство со славянофилами.

Можно вполне согласиться с В. В. Розановым, который писал в своём дневнике, что славянофильство невозможно изложить в пяти-копеечных брошюрах, его нельзя популяризовать, поэтому оно вечно. Это его качество, это культура. Его можно читать в его классиках. Ему можно научиться, но его нельзя «изложить». В «век разрушения» (XIX в.) они одни продолжали дело царей и мудрецов - строить, созидать3.

1 См. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 59, 60.

2 См. Хомяков А. С. Семирамида // А. С. Хомяков. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 39.

3 См. Розанов В. В. Мимолетное. М., 1994. С. 80.

Таким образом, исходя из специфики творческого наследия славянофилов в целом и Самарина в частности, я не претендую на однозначную, прямолинейную и завершенную, интерпретацию их философско-исторических взглядов. В связи с этим актуальным представляется анализ тех многочисленных архивных источников и малоизвестных материалов, которые впервые были введены в научный оборот в моей монографии: прочная эмпирическая основа исследования поможет избежать идеологических спекуляций.

В работе «Тайна прогресса» В. С. Соловьёв призывал человека, думающего о будущем, не забывать в дымящихся развалинах прошлого «родных богов»1. В настоящее время переоценки многих ценностей, смены мировоззренческих ори-ентаций, когда многие безоговорочно принимают западную либеральную модель развития как единственно верную, особенно важно оживить богатую интеллектуальную традицию русской философской мысли, найти определённые закономерности развития отечественной культуры, полнее разобраться в её сути, чтобы избежать тупиков, определить свой путь в решении многих проблем современности и не оказаться на «задворках» истории.

Степень разработанности проблемы

Для того чтобы выявить все вопросы, связанные с изучением философии истории славянофилов и Ю. Ф. Самарина, необходимо хорошо ознакомиться не только с философской историографией, но и с работами историков, культурологов, политологов и прочих специалистов, занимающихся славянофильством в целом. Круг этой литературы необычайно широк. Его можно условно разделить на несколько разделов.

К первому разделу можно отнести работы по истории русской философии, в которых есть главы, посвященные взглядам славянофилов. К этой же группе исследований можно отнести литературу по «философской религиозности» .

1 См.Соловъёв В. С. Тайна прогресса // В. С. Соловьёв. Собр. соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 620-621.

2 Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. JL, 1991; Его же. Основы христианской философии. М., 1992; ЛосскийН. О. История русской философии. М., 1991; Флоровский Г. Г. Пути русского богословия. Paris, 1983; Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX веков (гл. 14). М., 1985; Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991; Его же. Спор о Софии: Статьи разных лет. М., 1996; Аверинцев С. С. Православие // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 335; Хоружий С. С. Философский процесс в России // Вопросы философии. 1991. № 5; Флоренский П. А. Около Хомякова. Сергиев Посад, 1916; Лосский В. Н. Богословие света в учении св. Григория Паламы // Журнал Московской патриархии. 1968. № 3, 4; Его же. Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита // Seminarium Kondakovianum. Вып. 3. Прага, 1929; Гиляров-Платонов Н. П. Собр. соч. 1.2. М., 1900; Розанов В. В. Памяти А. С. Хомякова // В. В. Розанов. Собр. соч. Около церковных стен. М., 1995. См. также другие источники, которые в значительной степени объясняют многие взгляды и убеждения И. В. Киреевского. Добротолюбие. Т. 2. Троице-Сергиева лавра, 1992; Нилус С. Сила Божия и помощь человеческая. Тро-

Ко второму разделу относятся работы по истории русской общественной мысли и общественного движения. Дореволюционная историография осмысляет славянофильство в историко-философском ключе. Большинству авторов близок тезис А. Н. Пыпина о росте национального самосознания в период возникновения славянофильства, об идеалистической отвлеченности мышления славянофилов, об их романтическо-философском подходе к народу и Богу и прочем1. Славянофильство признавалось проявлением религиозно-национального сознания. Не всеми было понято стремление представителей московской школы к внутренней цельности: говорилось лишь о необходимости вкладывать в работу мысли чувство и веру.

Следует добавить, что во второй половине 60-х - 70-е годы XIX в. наследие славянофилов почти не вызывало интереса. Зато с начала 80-х годов годов хлынул поток церковной и околоцерковной литературы по славянофильству. На страни-

ице-Сергиева лавра, 1992; Сахаров Н. В. В тихом пристанище. Сергиев Посад, 1907; Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд-во Введ. Оптиной пустыни, 1991; Избранные жития святых III—IX веков. М., 1992; Отечник, или Изречения святых отцов. Беседа преп. Серафима о цели христианской жизни. М., 1991; Жития святых. Тверь, 1991; Невидимая брань. Православный сборник. 1991; Канонизация святых. Троице-Сергиева лавра, 1988; Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862; Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 3 ч. М., 1995; Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной пустыни иеромонаха Макария. М., 1861; Поселянин Е. Скит при Оптиной пустыни и воздвигаемый в нем храм. М., 1902.

1 Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954-1966. Т. 2 (Интересны отзывы А.И.Герцена об И. Киреевском: «Он один искупает всю партию славянофилов» (с. 273), «Они, кроме Аксакова и Киреевских, не имеют и тени гуманности и благородства» (с. 399), «Иван Васильевич хочет как-то и с Западом поладить» (с. 399).); Дневник Е. И. Поповой. СПб., 1911 (Об отроческих годах И. В. Киреевского встречается несколько беглых замечаний в дневнике Елизаветы Ивановны Поповой. Она была дочерью И. В. Попова, типографа, издателя конца XVIII - начала XIX в. Она не вышла замуж, достигла глубокой старости и умерла в Москве в 1876 г. После смерти Василия Ивановича Попова жила в доме Киреевских, помогала Авдотье Петровне воспитывать троих детей.); Жуковский В. Переписка В. А. Жуковского с принцем Гольденбургским о Киреевском. М., 1912; ЛемкеМ. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 годов. М.: Изд-во Бунина, 1908. С. 72-73; Григорьев А. Эстетика и критика. М., 1980. С. 172; а также: Бестужев-Рюмин К. Славянофильское учение и его судьба // Отечественные записки. 1862. № 2, 3; Скабичевский Л. Очерки умственного развития нашего общества 18251860 годов // Отечественные записки. 1870. № 10, 11; Миллер О. Основы учения первоначальных славянофилов // Русская мысль. 1880. Кн. 1, 3; Бродский Н. Л. Ранние славянофилы. М., 1910; Максимович Г. А. Учение первых славянофилов. Киев, 1907; Очерк философской системы славянофилов // Русское обозрение. 1894. № 7-11; Панов И. Славянофильство как философское учение // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1880; Пыпин А. Н. Исторические очерки. Характеристика литературных мнений от 20-х до 50-х годов. СПб., 1875; Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли. СПб., 1908 (Иванов-Разумник (псевдоним Иванова Разумника Василевича) (18781945) - литературовед, историк русской общественной мысли. Родился в Тифлисе в дворянской семье, учился в Петербургском университете, сотрудничал в журналах «Русская мысль», «Русское богатство», «Заветы». Примыкал к эсерам. Разделял философские принципы имманентной философии. Дал оригинальную интерпретацию общественно-политических взглядов Белинского и Герцена. Рассматривал историю русской мысли как историю борьбы «внесословной» и «внеклассовой» интеллигенции с мещанством во имя этического индивидуализма.); Виноградов П. И. В. Киреевский и начало московского славянофильства // Вопросы философии и психологии. 1892. №11.

цах журналов «Христианское чтение» при Санкт-Петербургской духовной академии, «Богословский вестник» (издательство Московской духовной академии), «Труды Киевской духовной академии», «Вера и разум» постоянно поднимались богословские, религиоведческие, церковно-исторические проблемы славянофильства. Среди наиболее значительных явлений в области изучения славянофильства следует назвать статью «Славянофильство и либерализм», а затем монографию «Славянофильство и либерализм. Опыт систематического обозрения того и другого» профессора Киевской духовной академии П. И. Линицкого1.

В ответ на монографию вышла статья Ф. И. Смирнова «Богословское учение славянофилов под судом проф. Линицкого», в которой автор, желая видеть наследие славянофилов в лоне ортодоксального православия, отвергает возможность любого несовпадения с традицией . Полемизируя со Смирновым, Линицкий по-прежнему подчеркивал отличие славянофильства от ортодоксальной православной традиции3.

В 80-е - 90-е годы постепенно осуществляется публикация славянофильского наследия: отдельных статей, писем, воспоминаний. В моём исследовании 1997 г., посвященном историософии И. В. Киреевского, представлен подробный анализ историографии славянофильства в целом. Среди более поздних работ по историографии славянофильства следует назвать две: А. В. Шарапова «Классическое славянофильское почвенничество в контексте русской истории 1850-1860-х годов»4 (2009) и М. В. Широковой5 (2012). Полагаю нецелесообразным воспроизводить весь этот объёмный материал в данном исследовании. Однако следует упомянуть те работы, о которых не было ещё сказано.

Уникальной представляется монография Н. В. Устрялова «Политическая доктрина славянофилов», в которой впервые раскрывалась политическая онтология представителей московской школы6.

1 Линицкий П. И. Славянофильство и либерализм // ТКДА. 1882. № 3-8; Его же. Славянофильство и либерализм. Опыт систематического обозрения того и другого. Киев, 1882. П. Линицкий (1840-?) окончил в 1865 г. Киевскую духовную академию. Считал, что главным мотивом философской мысли в России должно быть стремление согласовать интересы интеллектуальные с религиозным духом русского народа. Наука должна проникнуться религиозным духом, то есть очистить научные понятия от примеси корыстных побуждений, подчинить научную деятельность интересу нравственного усовершенствования и прочее.

2 См.: Смирнов Ф. И. Богословское учение славянофилов под судом проф. Линицкого // Православное обозрение. 1883. № 10. Стр. 72.

3 Линицкий П. По поводу защиты славянофильства в «Православном обозрении» // ТКДА. 1884. № 1.

4 См. Шарапов А. В. Классическое славянофильское почвенничество в контексте русской истории 18501860-х годов. Барнаул, 2009. С. 8-15.

5 См. Широкова М. А. Философско-политическая концепция ранних славянофилов. Барнаул, 2012. С. 6— 19.

6 См. Устрялов Н. В. Политическая доктрина славянофилов. Харбин, 1925.

В диссертациях, написанных в конце 1980-х годов, всё ещё проводилась мысль о консервативности и реакционности славянофильства в духе советского времени. Однако в начале 90-х годов ситуация стала меняться. По-новому подошли к изучению славянофильской философии С. А. Воробьева1 и В. И. Холодный2. Появились многочисленные труды, в которых был представлен философский анализ творчества славянофилов. Среди них следует назвать работы Т. И. Благовой, В. П. Попова, Г. Г. Жуковой, 3. А. Каменского, И. Ф. Соколовского, В. М. Андреевой, В. С. Фёдорова, С. Н. Носова, М. Ф. Антонова, Л. Е. Шапошникова и других3.

К началу XXI в. интерес к наследию славянофилов достиг своего апогея. Глубоким современным исследователем русской мысли является Б. Н. Тарасов, организатор международной конференции, посвящённой 200-летию А. С. Хомякова, которая состоялась в апреле 2004 г. в Москве, в Литературном институте им. А. М. Горького. В Москву приехали писатели, философы, богословы, филологи, историки, социологи, политологи, культурологи, искусствоведы, экономисты из Сербии, Хорватии, Италии, Германии, Франции, Украины, Литвы, Латвии, Финляндии. Широко были представлены и регионы России: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Пенза, Курск, Ярославль, Тула, Омск, Нижний Новгород, Самара, Киров, Чебоксары и другие. На конференции возникали дис-

1 Воробьева С. А. Философия истории А. С. Хомякова. СПб., 1993.

2 Холодный В. И. Соборное мировосприятие (Теоретические и историко-философские аспекты проблемы). Киев, 1994.

3 Шапошников Л. Е. Идеология славянофильства и современное православие. М., 1985; Его же. Русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков. Н. Новгород, 1992. С. 28-72; Его же. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли Х1Х-ХХ веков. СПб., 2006; Сухов А. Д. Идейные истоки славянофильства // Из истории религиозной философии в России XIX - начала XX века. М., 1990; Фёдоров Д., Шабшаевич Е. «Русская идея» в отечественной философии первой половины XIX века // Философия, эстетика, культурология. Научные труды. Сб. 8. Вып. 1. М., 1995; Жукова Г. Г. Религиозная концепция славянофилов и современная борьба идей: Автореф. дис. ... к-та филос. наук. М., 1987; АнтоновН. Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И.В.Киреевского. Новосибирск, 1990; Данилъченко Т. И. Некоторые вопросы теории познания в философии ранних славянофилов // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. М., 1983. С. 55-62; Бажов С. И. Концепция кризиса рационалистической философии в славянофильской доктрине (на материале творчества И. В. Киреевского) // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX - начала XX века. М., 1989; Холодный В. И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. М., 1994; Цветков Г. В. Православие, славянофильство и религиозный идеализм Вл. Соловьёва // Искусство и культура. СПб., 1993. С. 37-42; ЧуринаЛ. В. Проблема человека в философско-эстетической системе классического славянофильства (к вопросу об идеологическом споре вокруг наследия славянофилов) // Русская классическая литература и идеологическая борьба. Ставрополь, 1983; Белевцев А. В. Социально-философское учение классиков славянофильства И. В. Киреевского и А. С. Хомякова: Автореф. дис. ... к-та филос. наук. Ставрополь, 1997; Носов С. Н. Мечта об «истинной жизни» в русском славянофильстве // Славянофильство и современность. СПб., 1994. С. 105-121; Его же. «Сладкие сны» русской культуры и их судьбы // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. Стр. 256-261; Его же. Два источника по истории раннего славянофильства (Записка А. С. Хомякова «О старом и новом» и ответ Киреевского) // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 10. Л., 1978.

куссии, в частности относительно полемики Хомякова с католиками, особенно русскими. Запомнились слова профессора Каваццы Антонеллы из Италии, католички, глубоко изучающей творчество Хомякова: «Интересно посмотреть на себя со стороны и понять, как нас воспринимают другие».

После 2010 г. вышли новые монографии, продолжившие «вечный» спор о феномене славянофильства. Например, в работе А. А. Васильева «Очерки истории русской консервативной правовой мысли в XIX веке (славянофильство и почвенничество)» подчёркивалось, что либерализм чужд славянофилам1. Значение славянофильского учения в том, по мнению исследователя, что оно «глубоко народно»2, что оно - исток почвенничества. В работе А. В. Шарапова «Классическое славянофильское почвенничество в контексте русской истории 1850-1860-х годов» славянофилы, напротив, либералы-предприниматели3 и даже опытные «дельцы». По мнению автора, «Пушкин мог бы занять видное лидерское место среди общественных деятелей славянофильского направления»4.

В связи с этим любопытно вспомнить, что в Большой советской энциклопедии, во втором издании, взгляды славянофилов характеризовались как «либерально-консервативные»5, выражающие интересы помещиков. Идеология В. Г. Белинского и А. И. Герцена была представлена не как западническая, а как революционно-демократическая, выражающая интересы трудящихся масс. «Славянофилы были идеалистами и мистиками»6. Самарин, кроме материализма, критиковал позитивизм. Философ играл «крупную роль в либерально-земской оппо-

п

зиции» . Энциклопедия вышла в 1956 г. и для своего времени была прогрессивной.

В монографии «Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX века» 1986 г. Н. И. Цимбаев отметил, что «для истинных славянофилов не были характерны выступления с позиций панславизма»8. Философско-политическую позицию Самарина исследователь назвал «осторожным либерализмом»9.

1 Васильев А. А. Очерки истории русской консервативной правовой мысли в XIX веке (славянофильство и почвенничество). М., 2011.

2 Там же С. 25.

3 См. Шарапов А. В. Классическое славянофильское почвенничество в контексте русской истории 18501860-х годов. Барнаул, 2009.

4 См. там же. С. 34.

5 БСЭ. 2-е изд. Т. 39. М, 1956. С. 303.

6 Там же. С. 304.

7 Там же.

8 Цимбаев Н. И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986. С.35.

9 Там же. С. 212.

Как справедливо заметила Широкова, «славянофильский мировоззренческий комплекс характеризуется очень сложным, подчас парадоксальным переплетением различных элементов»1. Неслучайно, что в словарях 1990-х годов славя-

Л

нофильство не относят ни к одному идейному течению . Кроме «либерализма» и «консерватизма» исследовательница привела целый ряд других обозначений идейной позиции представителей московского направления3.

Однозначных оценок творческого наследия славянофилов нет и в наше время, что свидетельствует о его неисчерпаемости и многогранности.

В работе профессора В. М. Межуева «История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования» представлена оригинальная интерпретация славянофильского учения: «Просветительскому "проекту модерна" славянофилы противопоставили свой проект устроения земной жизни, который можно назвать "русским проектом модерна", или "другим модерном": заключённый в нём общественный идеал, получивший впоследствии название "русской идеи", предназначается не только для России, но и для всей Европы, нёс в себе вселенское общечеловеческое начало. В своей универсальности, пусть и ограниченной рамками христианского мира, он ничем не уступал просветительскому проекту. Спор славянофилов и западников был спором о том, какова природа той универсальности, которая способна служить основой всей европейской (а не только русской), а за ней и всей мировой цивилизации. В этом споре славянофилы были европейцами, но только на свой особый лад»4.

С. С. Хоружий также обращался к философии славянофилов. Он акцентировал внимание на греческом наследии как на её истоке. В частности, «археоло-гизм» мысли Хомякова, по его мнению, восходит к древним грекам. Кроме того, Хоружий считал, что феномен славянофильства шёл параллельно с либеральным католичеством. Неслучайно то, что представители московского направления первыми начали вести диалог со старокатоликами. С одной стороны, славянофилы, согласно Хоружему, находились в плену «бинарного мышления». С другой стороны, исследователь признавал, что славянофилы хотя и не явились первооткры-

1 Широкова М. А. Указ. соч. С. 99.

2 Например, Керимов В. Славянофильство // Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 212-476; Графский В. Г. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников // История политических и правовых учений. М., 1997. С. 456-463.

3 «Романтический национализм» (Э. Таден), «консервативный утопизм» (А. Валицкий), «ретроградный утопизм» (Ю. Янковский), «анархический монархизм» (И. Исаев), «консервативное доктринёрство и этический индивидуализм» (Р. В. Иванов-Разумник), «дворянско-либеральный консерватизм» (В. Графский), «реакционность в самом полном, самом точном смысле этого слова» (С. Машинский), «консервативный прогрессизм» (Э. Соловьёв), «наивный цезаризм», а затем «либерализм» (Н. Цимбаев), «обыкновенное серое буржуазное либеральничанье» (К.Н.Леонтьев) {Широкова М. А. Указ. соч. С. 99).

4 Межуев В. М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. СПб., 2011. С. 368.

вателями проблемы русского самосознания, но именно они выдвинули её в центр, тематизировали и утвердили полифоническую концепцию культуры. Полагаю, что одно суждение исключает другое: бинарное мышление очень узко и ограниченно, оно исключает какой бы то ни было диалог. Такое мышление не способно уловить разнообразную палитру красок и оттенков, воспринимая мир упрощённо, как дихотомию «чёрного/белого», «добра/зла», «своего/чужого», «хорошего/плохого» и прочее. Полифония предполагает совместное звучание многих равнозначных голосов, обладающих определённой индивидуальностью и независимостью от других, взаимодополняющих друг друга.

В книге А. Д. Каплина «Славянофилы, их сподвижники и последователи» наследие каждого представителя московского направления и близких к ним мыслителей (Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева) рассмотрено как исток национально-патриотической идеологии1.

В силу разрозненности и «точечности» ведущейся работы обзорные исследования выходят нечасто и не являются результатом объединенных усилий аналитиков, представляя собой труд отважного одиночки, неизбежно несущий на себе печать субъективных пристрастий последнего.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Скороходова, Светлана Игоревна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. АксаковИ. С. Письма к брату - Аксакову К. С. // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 9. Ед. хр. 7.

2. АксаковИ. С. Письма Ф.М.Достоевскому // НИОР РГБ. Ф. 93. Оп. II. Ед. хр. 20. Письмо от 1864 г.

3. Аксаков И. С. Письмо в «Колокол» // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 84.

4. Аксаков И. С. Письма к Тютчеву Ф. И. 1871-1873 // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 59.

5. Аксаков И. С. Проект путешествия к славянам (записная книжка) // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 5. Ед. хр. 23.

6. Аксаков К. С. Записная книжка // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 7. Ед. хр. 114.

7. Аксаков К. С. О русской истории // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 7. Ед. хр. 76.

8. Аксаков К. С. Письмо к нему Герцена А. И. // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 9. Ед. хр. 34.

9. Аксаков К. С. Письмо к Романову Н. П. // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 8. Ед. хр. 20.

10. Аксаков К. С. Письмо к Филарету, митрополиту московскому // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 8. Ед. хр. 25.

11. Аксаков К. С. Расколы в России // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 7. Ед. хр. 17.

12. Аксаков К. С. Черновой набросок карандашом // ИРЛИ РАН. Ф. 3. Оп. 7. Ед. хр. 94.

13. Альбом Александры Павловны Самариной // НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 227. Ед. хр. 5. Л. 136.

14. Батенъков Г. С. Письмо И.В.Киреевскому от 3 июня 1853 г. // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 38.

15. Гегель Г. В. Письмо к Киреевскому 1830 г. // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 57.

16. Герцен А. И. Переписка его с Самариным Ю. Ф., Некрасовым Н. А., Кошеле-вым А. И., Аксаковым И. С., Чичериным Б. Н. 1845-1864 // ИРЛИ РАН. Р. I. Оп. 5. Ед. хр. 23.

17. Герцен А. И. Письмо Аксакову И. С. от 28 февраля // ИРЛИ РАН Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 139.

18. Герцен А. И. Письмо Аксакову И. С., опубликованное в газете «День» 1863, июнь 22, № 25, стр. 18-19 // ИРЛИ РАН Ф. 3. Оп. 5. Ед. хр. 26.

19. Дневник Марии Соллогуб (урождён. Самарина). Воспоминания и разные сведения о последних днях жизни Ю. Ф. Самарина // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 126. Ед. хр. 32. Л. 47.

20. Дневник Самарина по русской истории // НИОР РГБ. Ф. 265. К. 83. Ед. хр. 2.

21. Дурылин С. Н. К. Леонтьев и Лесков о Достоевском // РГАЛИ. Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 163.

22. Дурылин С. Н. Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков, А. С. Хомяков, И. С. Аксаков, И. В. Киреевский. 1943 // РГАЛИ. Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 94. (О Самарине -Л. 28-62.)

23. Журналы Пако // НИОР РГБ. Ф. 265. К. 99. Ед. хр. 1.

24. Закревский А. А. Записки о разных неблагонамеренных лицах // ИРЛИ РАН. Р. I. Оп. 10. Ед. хр. 9.

25. Заметки сестры // НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 126. Ед. хр. 32.

26. Золотарёв В. Родостовная Пушкина, Чаадаева, Самарина, Герцена, Кропоткина, Трубецких // РГАЛИ. Ф. 218. Оп. 3. Ед. хр. 118.

27. Искандер (Герцен А. И) Письмо к импрератору Александру II // ИРЛИ РАН. Ф. 365. Оп. 1.Ед. хр. 74.

28. Кавелин К Д Письма к И. С. Аксакову // НИОР РГБ. Ф. 548 Кавелин. Оп. 3. Ед. хр. 29.

29. Кавелин К Д. Письмо к нему Самарина Д. Ф. /7 ИРЛИ РАН. Ф. 119. Оп. 1. Ед. хр. 115.

30. Киреевская М. В. Разговор о происхождении зла // НИОР РГБ. Ф. 99. Оп. 1. Ед. хр. 25.

31. Киреевский И. В. Дневник // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 10.

32. Киреевский И. В. Книжица преподобного Нила Сорского // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 10.

33. Киреевский И. В. Отрывок из сочинения по философии 40-50-х годов // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 18.

34. Киреевский И. В. Письмо А. С. Хомякову // НИОР РГБ. Ф. 99. Елаг. 7. Ед. хр. 53.

35. Киреевский И. В. Письмо М. П. Погодину от 21 февраля 1845 г. // НИОР РГБ. Ф. 231/11. 15. Ед. хр. 39/1.

36. Киреевский И. В. Рукопись // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 14.

37. Киреевский И. В. Слово Ангелы вхождения пречистыя зряще удивищася // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 15.

38. Нил Сорский. Важнейшие правила жизни христианской из Слова Божия из писаний святых отцов извлеченные // НИОР РГБ. Ф. 99. Оп. 1. Ед. хр. 15.

39. Нил Сорский. О необходимости умного делания // НИОР РГБ. Ф. 99. Оп. 1. Ед. хр. 15.

40. Обзор статьи П. М. Ласкеева «Два проекта православно-христианской философии [В. Н. Карпов и И. В. Киреевский]» // РГАЛИ. Ф. 1571. Оп. 1. Ед. хр. 3359. Л. 60-65.

41. Печерин В. С. Письмо к Аксакову И. С. // ИРЛИ РАН Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 472.

42. Письмо Гегге Ю. Ф. Самарину // НИОР РГБ. Ф. 265 Самарины. Оп. 185. Ед. хр. 32.

43. Письма Ф. Голубинского И.В.Киреевскому // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 60. Ед. хр. 1.

44. Письмо Батенькова Гавриила Степановича (1793-1863) // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 38. От 3 июня 1853 г.

45. Письмо С. Н. Булгакова Ф. Д. Самарину // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 183. Ед. хр. 20.

46. Письмо в «Колокол» // ИРЛИ РАН. Ф. 163. Оп. 1. Ед. хр. 214.

47. Письма митрополита Филарета Московского Н. П. Киреевской // РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1.Ед. хр. 335.

48. Письмо В.С.Соловьёва Ф.Д.Самарину 1887 года // НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 201. Ед. хр. 25.

49. Письмо Д. Ф. Самарина К. Д. Кавелину от 10 июня 1876 г. // ИРЛИ РАН. Ф. 119. Оп. 1.Ед. хр. 115.

50. Письмо Е. Н. Трубецкого Д. Ф. Самарину // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 204. Ед. хр. 31.

51. ПогодинМ. П. Письмо неустановленного лица 1860-1870-е годы // РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1.Ед. хр. 391.

52. Самарин Ю. Ф. Исторический очерк уничтожения крепостного состояния в Лифляндии // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 85. Ед. хр. 5.

53. Самарин Ю. Ф. Князь // НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 221. Ед. хр. 14. Работа 1845 г.

54. Самарин Ю. Ф. Материалы о Польше // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 74. Ед. хр. 4. Л. 1-3.

55. Самарин Ю. Ф. О народе - 7 вариантов статьи на русском языке после разговора с Одоевским // НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 73. Ед. хр. 24.

56. Самарин Ю. Ф. О раскольниках в Риге // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 222. Ед. хр. 8.

57. Самарин Ю. Ф. Письма Вениамину Рижскому 1868-1872 // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 141. Ед. хр. 12.

58. Самарин Ю. Ф. Письма И. С. Аксакову // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 38. Ед. хр. 2.

59. Самарин Ю. Ф. Письма матери 1862-1876 // НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 37. Ед. хр. 6. Л. 458.

60. Самарин Ю. Ф. Письма Н. В. Гоголю // НИОР РГБ. Ф. 265 Самарины. Оп. 31. Ед. хр. 12. Л. 5.

61. Самарин Ю. Ф. Письма Ю. Ф. Самарина А. С. Хомякову // НИОР РГБ. Ф. 265. К. 144. Ед. хр. 13.

62. Самарин Ю. Ф. Письмо епископу Вениамину Рижскому // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 141. Ед. хр. 11.

63. Самарин Ю. Ф. Письмо С.М.Ключевскому // НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 144. Ед. хр. 6.

64. Самарин Ю.Ф. Из воспоминаний Ю. Ф. Самарина об университете 1834— 1838 //НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 221. Ед. хр. 12.

65. Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // НИОР РГБ. Ф. 265. П. 77. Ед. хр. 1,2.

66. Самарин Ю. Ф. Статья о Гоголе // НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 73. Ед. хр. 5.

67. Список членов Славянского благотворительного комитета // НИОР РГБ. Ф. 231/1У Погодин. Оп. 2. Ед. хр. 1.

68. Статьи и заметки о Ю. Ф. Самарине // РГАЛИ. Ф. 191. Оп. 1 Ед. хр. 1030.

69. Флоренский П. А. Письма Ф. Д. Самарину // НИОР РГБ. Ф. 265. Оп. 205. Ед. хр. 29. Л. 4.

70. Черкасская Е. А. Воспоминания о деятельности Ю.Ф.Самарина по подготовке крестьянской реформы // НИОР РГБ. Ф. 265 Самарины. Оп. 126. Ед. хр. 31. Л. 20.

71. Чешихин (Ветринский) В. Е. Статья без начала и конца // РГАЛИ. Ф. 553. Оп. 1. Ед. хр. 83.

72. Чешихин (Ветринский) В. Е. Статья о Ю. Ф. Самарине // РГАЛИ. Ф. 553 Че-шихины. Оп. 1 Ед. хр. 83. Л. 6.

ЛИТЕРАТУРА

73. А. С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист: Сб. статей. - М., 2007.

74. А. С. Хомяков. Хмелитский сборник. Вып. 5. - Смоленск, 2004.

75. Авдеева Л. Р. Русские мыслители. Ап. Григорьев, Н.Я.Данилевский, Н. Н. Страхов.-М., 1992.

76. Авдотья Петровна Елагина // Русский архив. - 1847. - Кн 2. - № 5-8.

77. Аверинцев С. С. «Великий инквизитор» // София-Логос. - Киев, 2000.

78. Аверинцев С. С. Красота как святость // Курьер ЮНЕСКО, июль, 1988.

79. Аверинцев С. С. Православие // Философская энциклопедия. Т. 4. - М., 1967. -С. 355.

80. Айвазов И. Г. Новое Вселенское христианство - религия конца. Древнеиудей-ская и христианские культуры. - Харьков, 1904.

81. Аксаков И. С. Ф. И. Тютчев (биографический очерк). - М., 1874.

82. Аксаков И. С. Отчего так нелегко живётся в России? - М., 2002.

83. Аксаков И. С. Соч.: В 7 т. - М., 1886-1887.

84. Аксаков К. С. Воспоминания студентства. - СПб., 1911.

85. Аксаков К. С. Государство и народ. - М., 2009.

86. Аксаков К. С. Замечания на статью г. Соловьёва «Шлецер и антиисторическое направление» // Русская беседа. - 1857. - № 3.

87. Аксаков К. С. О некоторых современных собственно литературных вопросах // Вопросы философии. - 1990. - № 2. - С. 155-175.

88. Аксаков К. С. Освобождение Москвы в 1612 г. - М., 1848.

89. Аксаков К. С. Поли. собр. соч: В 3 т. - М., 1860-1880.

90. Аксаковы И. С. и К. С. Литературная критика. - М., 1981.

91. Алексей Степанович Хомяков: Дар песнопения. О старом и новом. Церковь одна. Труженик. Современники об А. С. Хомякове. Борец за Святую Русь / Сост. Б. Н. Романов. - М., 2007.

92. Андреев 77. Ранние славянофилы // Вопросы истории и экономики: Сб. статей. -Смоленск, 1932.-С. 125-139.

93. Андреев Ф. К. Московская духовная академия и славянофилы // Богословский вестник. - 1915. - Т. 3. - № 10-12.

94. Андреева В. Киреевский и Чаадаев (опыт традиоционалисткой гносеологии) // Антология гнозиса. Т. 1. - СПб., 1994.

95. Анненкова Е. И. Аксаковы. - СПб., 1998.

96. Антонов К. М. В. С. Соловьёв и Ю. Ф. Самарин о еврейском вопросе // Ти-рош. Труды по иудаике. Вып. V. - М., 2001.

97. Антонов К. М. Миссионерские стратегии и тактики А. С. Хомякова // А. С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. Т. 1. - М., 2007.

98. Антонов К. М. Философия религии Ю. Ф. Самарина // Религиоведение. -№ 2. - М., 2004.

99. Антонов К. М. Философское наследие И. В. Киреевского. Анторопогический аспект. - М., 2007.

100. Антонов М. Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И. В. Киреевского. - Новосибирск, 1990.

101. Антонов М. Ф. Экономическое учение славянофилов. - М., 2008.

102. Антонович М. А. Московское словенство // Современник. - 1862. - № 1. -С. 69-86.

03. Астров В. Не нашли пути. Из истории религиозного кризиса. Станкевич, Белинский, Герцен, Киреевский, Достоевский. - СПб., 1914.

04. Ахиезер А. С., Матвеева С. Л. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку» // Атлюда, 1980. 29 апреля.

05. Бажов С. И. Концепция кризиса рационалистической философии в славянофильской доктрине (на материале творчества И. В. Киреевского) // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX - начала XX века. - М., 1989.

06. Барер И. Западники и славянофилы в России 40-х годов XX века // Исторический журнал. - 1939. - № 2.

07. Барсов Н. И. Существовала ли в России инквизиция? - СПб., 1892.

08. Барсуковы. П. Жизнь и труды М. П. Погодина: В 22 кн. - СПб., 1888-1910. -Кн. 5.

09. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. 1983-1984; 1984-1985.-М, 1995.

10. Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. - Киев, 1994.

11. Белевцев А. В. Социально-философское учение классиков славянофильства: Автореф. дис. ... к-та филос. наук. - Ставрополь, 1997.

12. Белинский В. Г. Тарантас. Сочинение графа В.А.Соллогуба // В. Г. Белинский. Полн. собр. соч.: В 13 т. - Т. 9. Статьи и рецензии 1845-1846 годов. -М., 1955.

13. Бенкендорф А. X. Письмо к Ливену // Русская старина. - 1903. - № 2.

14. Бердяев Н. Русская идея (основные проблемы русской мысли Х1Х-ХХ веков). -Париж, 1946.

15. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990. - Стр. 130-138.

16. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912.

17. Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М., 1900.-С. 43-271.

18. Бессонов Б. Н. Душа России, судьба России, русская идея... что скрывается за этими словами?: Монография. - Омск, 2011.

19. Бестужев-Рюмин К. Славянофильское учение и его судьба // Отечественные записки. - 1862. - № 2, 3.

20. Бибихин В. В. От славянофилов до новых правых // Проблемы национальных отношений в современной западной литературе. - М., 1989. - С. 25-30.

21 .Благова Т. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение: к 190-летию со дня рождения А. С. Хомякова. - М., 1994.

122. Благова Т. Родоначальники славянофильства: Алексей Хомяков и Иван Киреевский. -М., 1995.

123. БлокА. Душа писателя // А. Блок. Собр. соч.: В 6 т. - JL, 1982. - Т. 4.

124. БлокА. А. Интеллигенция и революция // А. Блок. Собр. соч.: В 6 т. - Л., 1982.-Т. 4.

125. Богданов А. В. Почвенничество. Политическая философия А.А.Григорьева, Ф. М. Достоевского, Н. Н. Страхова. - М., 2001. (Сер. Dissertatio. Вып. 2).

126. Богучарский В. Я. Три западника сороковых годов (П.Я.Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен). - Петроград, 1919.

127. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 39. - М., 1956. - С. 303.

128. Большевик, 1940, № 10.

129. Бородкин М. Славянофильство Тютчева и Герцена (речь, произнесённая в торжественном собрании Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества 11 мая 1901 года). - СПб., 1902.

130. Бочкарёв С. Н. Юрий Фёдорович Самарин // Освобождение крестьян. Деятели реформы.-М., 1911.-С. 267-297.

131. Буасъе Г. Катакомбы. - ML, 1907.

132. Булгаков С. Н. Апокалипсис Иоанна. - М., 1991. - С. 237.

133. Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена. - Киев, 1905.

134. Булгаков С. Н. Жизнь за гробом. - Париж, 1987.

135. Булгаков С. Н. Моя болезнь (январь 1926, 1936). Рукопись «Софиология смерти». Автобиографические заметки. - Paris, 1991.

136. Булгаков С. Н. Об отношении церкви к государству. М., 1917.

137. Булгаков С. Н. Русская трагедия, о «Бесах» Достоевского. - М., 1914.

138. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. -М., 2009.

139. Булгаков С. Н. Христианство и социализм. М., 1917.

140. Буслаев Ф. И. Мои воспоминания. - М., 1897.

141. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры: sub specie aesthetica. Т. 1. - М-СПб., 1999.

142. Бычков С. С. Начало разногласия в кружке славянофилов // Памятники культуры. Новые открытия за 1995 год. - М., 1996. - С. 96-100.

143. В память Юрия Фёдоровича Самарина. Речи, произнесённые в Петербурге и в Москве по поводу его кончины. - СПб., 1876.

144. Валицкий А. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анжея Валицкого. Вып. 1. - М., 1991; Вып. 2. - М., 1992.

145. Варяго-русский вопрос в историографии. - М., 2005.

146. Васильев А. Что такое соборность? (беседы в обществе «Соборная Россия»). -Петроград, 1912.

147. Васильев А. А. Очерки истории русской консервативной правовой мысли в XIX веке (славянофильство и почвенничество). - М., 2011.

148. Вацуро В. Э., Гиллельсон М. Сквозь «умственные плотины». Из истории книги и прессы пушкинской поры. - М., 1972. - С. 114-126.

149. Введенский А. И. Судьбы философии в России // Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991.

150. Введенский С. Н. Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Самарина. -Казань, 1899.-С. 18.

151. ВенгерА. Рим и Москва: 1900-1950. - М., 2000.

152. Веневитинов Д. В. Полн. собр. соч. -M.-JL, 1934.

153. Веневитинов М. А. И.В.Киреевский и цензура «Московского сборника». -М., 1897.

154. Вестник Европы, 1907, июнь, с. 666. (О свидании Ю. Ф. Самарина с А. И. Герценом.)

155. Взыскующие града. Хроника частной жизни религиозных философов в письмах и дневниках С. А. Аскольдова, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, В. Ф. Эрна и др. - М., 1997.

156. Виноградов 77. И.В.Киреевский и начало московского славянофильства // Вопросы философии и психологии. - 1892. -№ 11.

157. Владимир (Гетте), архимандрит. Папство как причина разделения церквей, или Рим в своих сношениях с Восточной Церковью. - М., 2007.

158. Владимир Соловьёв в восьмидесятые годы // Звезда. - 1996. - № 1. - С. 147.

159. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. 4.1. - Ростов-н/Д, 1995.

160. Волжский А. С. Из мира литературных исканий. - СПб., 1906.

161. Воронин И. А. О некоторых идейных разногласиях в кружке московских славянофилов 30-40-х годов XIX века // Научные труды МИГУ им. В. И. Ленина. -М., 1996.-С. 47-50.

162. Воспоминания Б. Н. Чичерина. Москва сороковых годов. - М., 1991.

163. Вышеславцев Б. 77. Этика преображенного эроса. - М., 1994.

164. Гагарин И. С. Дневник. Записки о моей жизни. Переписка. - М., 1996.

165. Гагарин И. С. О примирении русской церкви с римскою. - Париж, 1858.

166. Гагарин И. С. Письма И. В. Киреевскому // Символ. - 1980. - № 4. - С. 171, 187.

67. Галактионов А. А., Никандров Н. Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопросы философии. - 1966. - № 6.

68. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия Х1-Х1Х веков. - М., 1985.-Гл. 14.

69. Гарднер К. Между Востоком и Западом (возрождение даров русской души). -М., 1993.

70. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. - М., 1988.

71. ГачеваА. Г. «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся...»: Достоевский и Тютчев. - М., 2004.

72. Гвоздев А. В. Геополитические аспекты философии культуры славянофилов. -М., 2012.

73. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.

74. Герцен А. И. Былое и думы. Т. 2. - М., 1983.

75. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. - М, 1954-1966. - Т. 2.

76. Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. - М., 1914.

77. Гершензон М. О. Исторические записки. - Берлин, 1923.

78. Гершензон М. О. Исторические записки. - М., 1910.

79. Гершензон М. О. Социально-политические взгляды Герцена. - М., 1906.

80. Гиллельсон М. Неизвестные публичные выступления П. А. Вяземского и И. В. Киреевского // Русская литература. - 1966. - № 4. - С. 126-134.

81. Гиллельсон М. Письма Жуковского о запрещении «Европейца» // Русская литература. - 1965.-№ 4. - С. 114-125.

82. Гиляров-Платонов Н. П. Соб. соч.: В 2 т. - М., 1900. - Т.2.

83. Гладков Б. И. Нагорная проповедь и царство божие. - СПб., 1907.

84. Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. - М., 1993.

85. Гоголь Н. В. О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 годах // Н. В. Гоголь. Полн. собр. соч.: В 2 т. - СПБ., 1902.

86. Голубинский Ф. А. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: О конечных причинах. - Спб., 1885.

87. Гольберг М. Я. К истории полемики вокруг славянофильского послания «К сербам» // Вопросы первоначального накопления капитала и национальные движения в славянских странах. -М., 1972. - С. 197-209.

88. Градовский А. Д. Трудные годы (1876-1880). - М., 2010.

89. Гранулевич И. Р. Папство, век XX. - М., 1978.

90. Григорьев А. Эстетика и критика. - М, 1980.

91. Гриневич Г. С. Дешифровка протославянской письменности. 4.1,11. - М., 1993.

192. Гриневич Г. С. Начала генной лингвистики. - М., 2002.

193. Громов М. М., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII веков. - М., 1990.

194. Гулыга А. В. Русская идея и её творцы. - М., 2003.

195. Гуминский В. М. Некто Киреевский // В. М. Гуминский. Открытие мира, или Путешественники и странники. -М., 1987.

196. Данилевский В. Д. Кузьма Минин. - М., 1943.

197. Данилевский Н. Я. Горе победителям. Политические статьи. - М., 1998.

198 .Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 1995.

199.Данильченко Т. И. Некоторые вопросы теории познания в философии ранних славянофилов // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. -М., 1983.-С. 55-62.

200.Дементьев А. Г. Очерки истории русской журналистики. - M.-JL, 1951.

201. Денница. Славянское обозрение (Варшава), январь 1843.

202. Державин Н. Герцен и славянофильство // Историк-марксист. - 1939. - № 1.

203. Дивные пути Промысла Божия в истории русской церкви и русского государства. - Одесса, 1900.

204. Дмитриев Д. И. Историософия. Методология исторического исследования: Монография. - Иркутск, 2011.

205. Дмитриев С. С. Славянофилы и славянофильство // Историк-марксист. -1941.-№ 1.

206. Дмитриев С. С. Экономические воззрения славянофилов в 1830-1850-х годах: Дис. ... к-та ист. наук. - М., 1940.

207. Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. - М., 1988.

208. Дневник Е. И. Поповой. - СПб., 1911.

209. Добротолюбие. Т. 2. - Троице-Сергиева лавра, 1992.

210. Доронченков А. И. Эмиграция «первой волны». О национальных проблемах и судьбе России. - СПб., 2001.

211. Достоевский Ф. М. Post scriptum. - М., 2007.

212. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. - СПб., 1993.

213. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. -М., 1989.

214.Достян И. С. Русская общественная мысль и балканские народы. От Радищева до декабристов. - М., 1980.

215. Древняя русская литература. Хрестоматия. - М., 1980. - С. 30.

216. Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. -М., 1983.

217. Дудзинская Е. А. Славянофилы в пореформенной России. - М., 1994.

218.Дурылин С. Н. К. Леонтьев и Лесков о Достоевском // РГАЛИ. Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 163.

219. Дурылин С. Н. Русь прикровенная. - М., 2000.

220. Дурылин С. Н. Церковь невидимого града. Сказание о граде Китеже. - М., 1914.

221. Дьяков В. А. Идея славянского единства в общественной мысли дореформенной России // Вопросы истории. - 1984. - № 2.

222. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Ч. I. - СПб., 2000.

223. Егоров Б. Ф. Проблема, которую необходимо решить // Вопросы литературы. -М., 1996.

224. Егоров Б. Ф. Русский характер // Из истории русской культуры. - М., 1996.

225. Ерасов Б. С. О статусе культурно цивилизационных исследований Россия -Запад - Восток // Цивилизации и культуры. Вып. 1: Россия и Восток: цивили-зационные отношения. -М., 1996.

226. Ермичёв А. А. В л. Соловьёв о Белинском // Соловьёвские исследования. -2011.-Вып. 1 (29).

227. Ефремова Е. В. Концепция исторического развития России Ю. Ф. Самарина: Автореф. дис. ... к-та ист. наук. - М., 2001.

228. Ефремова Е. Д. Ю. Ф. Самарин // Историки России XVIII-XX веков. Вып. 6. -М., 1999.

229. Жигунова Г. В. Общественный идеал России в философии Ю. Ф. Самарина // Поиск. Философские и социально-экономические исследования. Вып. XIII. Серия «Философия и социальные исследования»: Межвузовский сборник научных статей. - Мурманск, 2008. - С. 28-37.

230. Жукова Г. Г. Религиозная концепция славянофилов и современная борьба идей: Автореф. дис. ... к-та филос. наук. -М., 1987.

231. Жуковский В. А. Переписка В.А.Жуковского с принцем Ольденбургским о Киреевском. - М., 1912.

232. Жуковский В. А. Поли. собр. соч.: В 3 т. - Петроград, 1918. - Т. 3.

233. Завитневич В. О восстановлении соборности в русской церкви. - СПб., 1905.

234. Завитневич В. В. А. С. Хомяков: В 2 т. - Киев, 1902-1913. - Ч. 1-2. - Т. 2.

235. Зайцева Н. В. Историософия как метафизика истории: опыт эпистемологической рефлексии: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Чебоксары, 2005.

236. Закревский А. А. Записки о разных неблагонамеренных лицах // ИРЛИ РАН. Р. I. Оп. 10. Ед. хр. 9.

237. Записки сенатора И. В. Лопухина. - М., 1990.

238. Захаров Э. В. Ф. И. Тютчев и Ю. Ф. Самарин: жизненные и творческие взаимосвязи: Автореф. дис. ... к-та филол. наук. -М., 2000.

239. Зенъковский В. В. История русской философии: В 2 т. - Л., 1991.

240. Зенъковский В. В. Основы христианской философии. - М., 1992.

241. Зорин А. Л. Идеология «православие - самодержавие - народность» и её немецкие источники // В раздумьях о России (XIX век). - М., 1996.

242. Иванов В. И. Родное и вселенское. - М., 1994.

243. Иванов В. Ф. Русская идея сегодня. - Красноярск. 2006.

244. Иванов В. Ф. От Петра Первого и до наших дней: Русская интеллигенция и масонство. - Харбин, 1934.

245. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественой мысли. - СПб., 1908.

246. Иванова Л. В. Домашняя школа Самариных // Мир русской усадьбы. - М., 1995.-С. 20-34.

247. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // И. А. Ильин. Полн. собр. соч.: В 2 т. Т. 2. - М., 1994.

248. История философии в СССР: В 5 т. Т. 2. - М., 1968.

249. История философии: В 4 т. - М., 1957. - Т. 2.

250. Йосифова 77. С. Ю. Ф. Самарин в общественной жизни России: Автореф. дис. ... к-та ист. наук. - М., 1991.

251. Каатс А. Критический опыт характеристики учения и личности Киреевского. -Париж, 1937.

252. Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни.-СПб., 1862.

253. Кавелин К Д. Наш умственный строй. - М., 1989.

254. Калитин 77. В. Уравнение русской идеи. - М., 2006.

255. Калитин П. В., Филиндаш Л. В., Чудинов В. А. Евразийство и проблемы русской культуры. Ч. 1. - М., 2008.

256. Каменский 3. А. Московский кружок любомудров. - М., 1980.

257. Каменский 3. А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. - М., 1980.

258. Канонизация святых. - Троице-Сергиева лавра, 1988.

259. Кантор В. В поисках личности: опыт русской классики. - М., 1994.

260. Каплин А. Д. Из истории русской религиозной мысли XIX века. Славянофильская идея исторического развития России. - Харьков 2000.

261. Каплин А. Д. Самарин Ю. Ф. // Славянофилы. Историческая энциклопедия. -М., 2009. - С. 473-489.

262. Каплин А. Д. Славянофилы, их сподвижники и последжователи. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 624 с.

263. Капустина М. И. Критика концепции православия как основы русской культуры (к вопросу о славянофильских религиозных воззрениях на русскую культуру) // Русское православие и атеизм: Сб. научных трудов. - JL, 1988.

264. Карпов В. Н. Введение в философию. - СПб., 1840.

265. Kapp У. Философия Бергсона. -М., 1913.

266. Карсавин Л. 77. Восток, Запад и русская идея // JI. П. Карсавин. Соч. - М., 1993.-С. 157-216.

267. Карсавин Л. П. Избранное. - М., 2010.

268. Карсавин Л. 77. Религиозно-философские сочинения. - М., 1992.

269. Карсавин Л. 77. Феноменология революции // Л. П. Карсавин. Избранное. -М., 2010.

270. Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994.

271. Кацис Л. Ф., Одесский М. П. «Славянская взаимность»: модель и топика. Очерки.-М., 2011.

272. Керимов В. И. Историософия А. С. Хомякова. - М., 1989. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия». № 5).

273. КинчиА. Ю. И. В. Киреевский, его личность и деятельность // Филологические записки. -1915. -№1.

274. Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни. - М., 2007.

275. Киреевский И. В. Избранные статьи. - М., 1984.

21 в. Киреевский И. В. Критика и эстетика. - М., 1979.

277. Киреевский И. В. Нечто о характере поэзии Пушкина // Московский вестник. - 1828.-№6.-С. 171-196.

278. Киреевский И. В. Письма // Литературное наследство. - 1934. - Т. 16-18.

279. Киреевский И. В. Письма // Символ. - 1987. - № 17. - С. 119-185.

280. Киреевский И. В. Письма Е. Е. Комаровскому // Литературная учеба. - 1983. -№4.

281. Киреевский И. В. Письмо Грановскому // Вопросы литературы. - 1979. - № 11.

282. Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Под ред. М. О. Гершензона. - М., 1911.

283. Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Сост. А. И. Кошелев. - М., 1861.

284. Киреевский И. В. Разум на пути к истине. - М., 2002.

285. Киреевский И. В., Киреевский 77. В. Полн собр. соч.: В 4 т. - Калуга. 2006.

286. Киреевский 77. В. О древней русской истории (письмо к Погодину) // Москвитянин. - 1845. - Ч. 3. - № 3, раздел «Науки». - С. 11-46.

287. Кириченко О. Дворянское благочестие. - М., 2002.

288. Клиншова Н. А. Филосовская терминология славянофилов: Дис. ... к-та фи-лол. наук. - М., 1994.

289. Князев Г. М. Братья Киреевские. - СПб., 1898.

290. Князев И. Киреевский И. В. // Русский биографический словарь (том «Ибак-Ключарев»). - СПб., 1897.

291. Князья Трубецкие. Россия воспрянет. -М., 1996.

292. Ковалевский А. И. Общественное движение 30-40-х годов XIX века. - М., 1939.

293. Ковальчук С. Н. «Взыскуя истину...»: Из истории религиозной, философской и общественно-политической мысли в Латвии: Ю. Ф. Самарин, Е. В. Чешихин, К. Ф. Жарков, А. В. Вейдеман: середина XIX века - середина XX века. - Рига, 1998.

294. Кожинов В. В. О главном в наследии славянофильства // Вопросы литературы. - 1969. -№ 5. - С. 113-131.

295. Кожинов В. В. Размышления о русской литературе. - М., 1991.

296. Козырев А. П. Две модели историософии в русской мысли (А. И. Герцен и Г. В. Флоровский versus софиология) // Соловьёвские исследования. Периодический сб. научных трудов. Вып. 2. - Иваново, 2001. С. 73

297. Козырев А. П. Соловьёв и гностики. - М., 2007.

298. Колокол, 1861, 15 января.

299. Комаровская А. В. Молодые годы Самарина // Богословский сборник. Вып. III.-M., 1999.-С. 286-311.

300. Кондаков И. В. Славянофилы и революционеры-демократы в истории русской культуры / Славянофильство и современность. - СПб., 1996. - С. 136-157.

301. Котельников В. А. Достоевский и Киреевский // Русская литература. - 1981. -№4.

302. Котельников В. А. Литератор-философ // И. Киреевский. Избранные статьи. -М., 1984.

303. Котельников В. А. Монастырь и мир // Пути и миражи русской культуры. -СПб., 1994.

304. Котельников В. А. От литературно-критической оценки к проблеме ценности (русская критика 1820-1830-х годов) // Научные труды Курского Государственного педагогического института. Т. 216. 1981.

305. Котельников В. А. Философские искания И.В.Киреевского и развитие русского художественного сознания в первой половине XIX века: Дис. ... к-та филол. наук. - Л., 1980.

306. Кошелев А. И. Записки А. И. Кошелева. - М., 1991.

307. Кошелев А. И. Записки. - Берлин, 1884.

308. Кошелев В. А. «Чудная страна» Константина Аксакова // Вопросы философии.

- 1990.-№2.-С. 155-175.

309. Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков: Жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. - М., 2000.

310. Кошелев В. А. Славянофильство и официальная народность // Славянофильство и современность. - СПб., 1994. - С. 122-135.

311. Кошелев В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов 1840-1850 годов. - Л., 1984.

312. Кузнецова С. В. Концепция всеединства в западноевропейской и отечественной философской традиции. - М., 2007.

313. Кузьмин А. Г. Кто в Прибалтике «коренной»? - М., 1993.

314. Кулешов В. И. История русской критики XVIII-XIX веков. - М., 1972.

315 .Кулешов В. И. Литературные взгляды и творчество славянофилов (1830— 1850).-М., 1978.

316. Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. - М., 1976.

317. Кулешов В. И. Славянофильство как оно есть // Вопросы литературы. - 1969.

- № 10.

318. Кураев А. В. «Нищие духом» / Альфа и омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. - 1994. - № 1. - С. 39-55.

319. Кураев А. В. Вызов экуменизма. - М., 1997.

320. Кураев А. В. О нашем поражении. - М., 1996.

321. КюстинА. Россия в 1839 году. -М., 1996.

322. Ламанский В. И. Три мира Азийско-Европейского материка. - СПб., 1892.

323. Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. - М., 1999.

324. Лебедев А. 77. Предстоящий всероссийский собор с точки зрения древних соборов. - М., 1907. Также опубликовано в журнале «Литературное наследство», т. 58 за 1952 г.

325. Левандовский А. А. Время Грановского. - М., 1990.

326. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. - М., 1996.

327. Лейтон Л. Дж. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе. Декабристы и масонство. - СПб., 1996.

328. Лемке М. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 годов. - М., 1908.

329. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. - М., 1996.

330. Леонтьев К 77. Записки отшельника. - М., 1992.

331. Лещиловская И. И. Концепция славянской общности в конце XVIII - первой половине XIX века // Вопросы истории. - 1976. - № 12.

332. Линицкий 77. По поводу защиты славянофильства в «Православном обозрении» // Труды Киевской духовной академии. -1884. - № 1.

333. Линицкий П. Славянофильство и либерализм. Опыт систематического обозрения того или другого // Труды Киевской духовной академии. - 1882. - № 3-8.

334. Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Пронырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

335. Литературные салоны и кружки: Первая половина XIX века. - М., 2001.

336. Лопухин А. 77. Промысел Божий в истории человечества. - СПб., 1898.

337. Лопухин И. Некоторые черты о внутренней церкви, о единстве пути истины и о различных путях заблуждения и гибели // Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. - Свердловск, 1990.

338. Лосев А. Ф. Вл. Соловьёв. - М., 1994.

339. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений.-М., 1990.

340. Лосский В. Н. Богословие света в учении св. Григория Паламы // Журнал Московской патриархии. - 1968. - № 3-4.

341. Лосский В. Н. Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита // Беттапит Копёакхтапит. Вып. 3. - Прага, 1929.

342. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. -М., 1991.

343. Лосский В. Н. Спор о Софии, статьи разных лет. - М., 1996.

344. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. - М., 1994.

345. Лосский Н. О. История русской философии. - М., 1991.

346. Лосский Н. О. Характер русского народа. - Франкфурт-на-Майне, 1957.

347. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М., 1995.

348. Лотман Ю. М. Архаисты-просветители // Из истории русской культуры. Т. 5. -М., 1996.-С. 410-428.

349. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллин, 1993. - Т. 3.

350. Лотман Ю. М. Истоки «толстовского» направления в русской литературе 1830 года // Ученые записки Тартуского университета. - 1962. - Вып. 119. -С. 3-77.

351. Лотман Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Из истории русской культуры. Т. 5. - М., 1996. - С. 393^109.

352. Лохно С. Н. Жанр обозрения в критике Ив. Киреевского // Проблема автора и авторской позиции в литературе. - Харьков, 1990.

353. Лушников А. Г. И.В.Киреевский. Очерк жизни и религиозно-филосовского мировоззрения. - Киев, 1913.

354. Лясковский В. Братья Киреевские. - СПб., 1899.

355. Маймин Е. А. Нужны конкретные исследования // Вопросы литературы. - М. - 1969. -№ 10.-С. 103-113.

356. Маймин Е. А. Поэт и философ (Пушкин и его современники) // Ученые записки. Т. 434.- Псков, 1970.

357. Макарий Оптинский. Спасительное слово // Литературная учеба. - 1993. - № 4.-С. 137-168.

358. Макеева У. Л. Обшественно-политическая деятельность Ю. Ф. Самарина: Ав-тореф. дис. ... к-та ист. наук. - СПб., 2007.

359. Маккиндер X. Дж. Географическая ось истории // Полис (Политические исследования). - 1995. - № 4. Интернет-ресурс ISSN 0321-2017.

360. Максимов М. В. Историософия славянофилов и её влияние на философско-исторические воззрения В. С. Соловьёва // Учёные записки социально-экономико-архитектурного факультета Ивановской государственной архитектурно-строительной академии. Вып. 2. - Иваново, 1996. - С. 108-111.

361. Максимович Г. А. Учение первых славянофилов. - Киев, 1907.

362. Малахов В. С. Русская духовность и немецкая ученость (о немецких исследованиях истории русской мысли) // Россия и Германия. Опыт философского диалога. -М., 1993.

363. Малинин В. А. О социальных и теоретических источниках славянофильства // Философские науки. - 1967. - № 1. - С. 77-85.

364. Манн Ю. И. Киреевский // Вопросы литературы. - 1965. - № 2, С. 130-154.

365. Манн Ю. Иван Киреевский, Гоголь и Оптина пустынь // Оптина пустынь: монастырь и русская культура. Вып. 1. - М., 1993. - С. 208-221.

366. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 50 т. - М., 1955-1981. - Т. 32.

367. Маслин М. А. «Велико незнанье России...» // Русская идея. М.: Республика. 1992. С. 3-17.

368. Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1994. - № 1.

369. МежуевВ. М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. - СПб., 2011.

370. МестерЖ. de. Санкт-Петербургские вечера. - СПб., 1998.

371. Миллер О. Ф. Основы учения первоначальных славянофилов // Русская мысль. - 1880. -№ 1,3.

372. Милюков П. Н. Киреевский И. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1895.

373. Мирошниченко О. Ф. Тайны русского алфавита. Аз буки ведаю. - М., 2004.

374. Михайлов А. А. Очерки по истории славянофильства 40-50-х годов (панславистские тенденции в раннем славянстве. Тезисы к кандидидатской диссертации).-ЛГУ, 1939.

375. Михайлов А. А. Проблема человека в европейской и русской философской традиции // Межвузовская научная конференция «Традиции отечественной философии». Материалы выступлений и тезисы докладов. Ч. 1. Гродно, 15-17 мая, 1991.

376. Михайлов В. В. О русской философии // Хрестоматия по истории философии. -М., 1994.-С. 330-333.

377. Могилевцев Г. Торжество православия // Образ. - 1996. - № 3 (7).

378. Музыкальная эстетика России в Х1-ХУШ веках. - М., 1973.

379. Мюллер Э. И. В. Киреевский и немецкая философия // Россия и Германия. Опыт философского диалога. - М., 1993.

380. Назарова Т. А. Общественно-политические взгляды Ю. Ф. Самарина. - М., 1998.

381. Небольсин Е. А. Русская философия. Анализ истории. В помощь изучающим историю Руси и национальный характер народа. - М., 2012.

382. Невидимая брань. Православный сборник. М., 1991.

383. Неизданная переписка В. П. Боткина и И. С. Тургенева. - М.-Л., 1930.

384. Несмелое В. И. Наука о человеке. - Казань, 1994.

385. Нил Сорский. Устав скитского монастырского жития, сочиненный около половины XV столетия. - М., 1820.

386. Нилус С. Сила божия и немощь человеческая. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992.

387. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. - М., 1991.

388. Новиков Н. И. Отрывки // Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. - Свердловск, 1990.

389. Нольде Б. Э. Юрий Самарин и его время. - М., 2003.

390. Носов С. Н. «Сладкие сны» русской культуры и их судьбы // Пути и миражи русской культуры. - СПб., 1994. - С. 256-261.

391. Носов С. Н. Два источника по истории раннего славянофильства (Записка А. С. Хомякова «О старом и новом» и ответ И. В. Киреевского) // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 10. - Л., 1978.

392. Носов С. Н. Мечта об «истинной жизни» в русском славянофильстве // Славянофильство и современность. - СПб., 1994. - С. 105-121.

393. О взаимоотношениях И. В. Киреевского с графом Комаровским // Русский архив. - 1896. - Кн. 7. - С. 408-416.

394. О России и русской философской культуре. - М., 1990.

395. О соборах, бывших в России со введения в ней христианства до царствования Ивана IV Васильевича. - СПб., 1829.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.