Социально-философский анализ становления новой религии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Афанасенко, Яна Александровна

  • Афанасенко, Яна Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Пермь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 172
Афанасенко, Яна Александровна. Социально-философский анализ становления новой религии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пермь. 2000. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Афанасенко, Яна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО

АНАЛИЗА.

§ 1. Религия как социальный феномен и особенности ее эволюции.

§ 2. Традиции и новации в религиозных процессах.

§ 3. Новации религиозности в реформируемой России.

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РЕЛИГИИ КАК СОЦИАЛЬНО

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

§ 1. Церковь-Семья Божия как формирующаяся религия.

§ 2. Соотношение традиций и новаций в Церкви-Семья Божия: аспекты догматики, культа и институциональности.

§ 3. Социально-мировоззренческие и этические аспекты новой религии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ становления новой религии»

Актуальность темы исследования. Начавшийся в России в конце 80-х гг. стремительный «религиозный Ренессанс» - один из наиболее характерных симптомов фундаментальной трансформации сознания огромного социума, потрясенного распадом советской державы и кардинальным формационным сдвигом всех сфер общественной жизни. Формационный сдвиг повлек за собой многосторонний социально-экономический, политический и духовно-нравственный кризис российского общества. Крах социально-нравственных идеалов и веры в светлое будущее вызвал глубокий идейный и психологический вакуум в духовной жизни страны. Обращение значительной части населения к религии - закономерная реакция массового сознания на эту драматичную социальную ситуацию.

Жесткий политический курс в СССР на «преодоление» религии, подавление свободы вероисповеданий, репрессии против духовенства и насажденный в нескольких поколениях атеистический нигилизм вытеснили религию в одну из маргинальных и изолированных ниш советского бытия и сформировали относительно нее в массовом сознании образ отмирающего «пережитка прошлого». Однако попытка «преодоления» религии оказалась исторической авантюрой. Далее под давлением государственного атеизма, пребывая в насильственной социальной изоляции, религия не утратила потенциала одного из сущностных устоев этнической и мировой культуры. Уже в «перестроечные годы», упразднившие государственный атеизм и выведшие религию из изоляции, она стала остро востребованной и в неожиданном для многих «религиозном Ренессансе» явственно обнажила этот потенциал.

За минувшее десятилетие осуществилась едва ли не сплошная самоидентификация российских этносов с традиционными вероисповеданиями, и массовое сознание уже привыкло отождествлять религию с национальными ценностями. Служители культа стали претендовать на опеку над сферой воспитания, образования и культурного творчества. Рейтинг церкви взлетел выше всех остальных социальных институтов. Внимание церкви пытаются привлечь к своей деятельности политические лидеры. В апологии религии и насаждении атео-фобии соревнуются едва ли не все средства массовой информации. Религиозными теперь считают себя едва ли не две трети представителей различных возрастных и социальных групп. За столь короткий период в стране более чем в 5 раз возросло число религиозных общин, а число конфессий увеличилось с 16 до 70.

Появление в России огромного количества нетрадиционных конфессий повлекло за собой множество сложнейших проблем в сфере идеологии, политики, права и морали. Феномен новых культов усугубил духовное смятение в кризисном обществе, внес межконфессиональную напряженность в религиозную сферу, резко осложнил государственно-церковные отношения, тонизировал проявления религиозного экстремизма. В то же время некоторые из нетрадиционных конфессий активно включились в гуманитарные, благотворительные и просветительные акции. Нет сомнения в том, что новые религии окажут заметное влияние на дальнейшее развитие культуры российского общества. В связи с этим сложилась острая потребность в философско-теоретическом осмыслении феномена новых религий, прогнозировании его эволюции, выяснении его потенциала в контексте задач духовного возрождения российского общества и выработке научно обоснованных рекомендаций по упреждению и преодолению его негативных социальных проявлений.

Большая часть этих новых конфессий появилась в результате деятельности зарубежных миссионеров. Данные конфессии, строго говоря, отнюдь не новы и, как правило, уже описаны философами и религиоведами. Однако есть среди нетрадиционных конфессий формирующиеся в современной России и своеобразно отражающие многие ее реалии действительно новые, малоизученные, самобытные отечественные религии. Их становление представляет собой весьма актуальную и особенно сложную социальную проблему, требующую всестороннего социально-философского осмысления на основе предметного эмпирического изучения.

Состояние разработанности проблемы Общефилософский подход к анализу религии потребовал обращения к мощной философской традиции, представленной в трудах Платона, Плотина, Спинозы, Гоббса, Д.Юма, И.Канта, Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина и других классиков философии. Несомненную ценность в общем понимании религии представляют труды таких выдающихся религиозных философов и теологов, как Ориген, Г.Палама, Августин, М.Лютер, Ф.Шлейермахер, В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, С.Булгаков, Л.Карсавин, А.Мень и др. Проблема изучения религии именно как социального феномена, особенностей ее эволюции в современном российском обществе и своеобразие становления новой религии потребовала обращения к трудам М.Шелера, НГартмана, О.Конта, Г.Спенсера, М.Вебера, Э.Дюркгейма, А.Тойнби, Г.Лебона, В.Виндельбанда, Г.Риккерта, Х.Ортеги-и-Гассета, К.Поппера, К.Ясперса, Р.Беллы, Э.Фромма, Н.Смелзера, П.Штомпки, А.Мирча Элиады, к исследованиям известных религиоведов В.Д.Бонч-Бруевича, Н.М.Никольского, Д.М.Угриновича, С.А.Токарева, к солидным монографиям Н.П.Андрианова, Е.Г.Балагушкина, А.Баркер, В.И.Гараджи, В.С.Глаголева, Л.М.Дмитриевой, Н.С.Капустина, Ю.А.Кимелева, Б.В.Кондакова, Г.Е.Кудряшова, Ю.А.Левады, Л.Н.Митрохина, М.Малерба, Н.М.Маторина, П.Мчедлова, К.И.Никонова, М.Г.Писманика, А.А.Радугина, А.Д.Сухова, З.А.Тажуризиной, Н.А.Трофимчука, И.Н.Яблокова.

В разработке культурологических и социально-психологических аспектов нашей проблемы существенную ценность представили труды О.Шпенглера, С.Московичи, П.Куртца, А.М.Андреевой, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, Ю.М.Лотмана, К.К.Платонова, А.Эткинда и др. авторов.

В плане конкретного анализа феномена новых религий в России отметим ценность справочных пособий по ним - «Новые религиозные культы, движения и организации в России» (М.,1998), «Словарь. Религии народов в современной России» (М., 1999), «Политическая ксенофобия» (М., 1999). Некоторую ценность представляет справочник Русской православной церкви «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» (Белгород, 1997), а также пособие богослова А.Дворкина «Введение в сектоведение» (Н.Новгород, 1998). Укажем на весьма ценный курс лекций А.В.Щипкова «Во что верит Россия» (СПб., 1998). Нам известны только две научные монографии, посвященные этой теме: Л.И.Григорьевой «Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции» (Дисс. . канд.философ, наук. - М., 1994), Т.А. Бажан «Церковь Последнего Завета: опыт социально-психологического исследования» (Красноярск, 1999). Однако до сего времени почти отсутствуют брошюры и солидные теоретические статьи по данной проблеме, что свидетельствует о ее концептуально-философской не разработанности и, следовательно, о новаторском характере данной диссертационной темы. Наше социально-философское осмысление проблемы новых религий опирается на эмпирические исследования религиозных процессов в Прикамье под руководством М.Г.Писманика. Автор диссертации в течение более трех лет проводила наблюдения и использовала иные конкретно-социологические процедуры при изучении одной из наиболее типичных самобытных новых религий - Церкви-Семья Божия в г.Перми. Этот значительный эмпирический материал позволил осуществить социально-философские обобщения процесса становления новой религии в современном российском обществе.

Цель и основные задачи исследования. В качестве предмета исследования избран процесс становления новых самобытных религий в современном российском обществе. Целью диссертации является социально-философский анализ основных проявлений и тенденций этого процесса на примере новой религии - Церкви-Семьи Божией («Семьи»), Особый акцент в исследовании делается на раскрытии содержания и эволюции структурных компонентов данной религии, выявлении ее функций и социальной роли с учетом противоречивых реалий кризиса и реформ в современной России. Реализовать названную цель призвано разрешение следующих задач:

- исследовать социальную сущность религиозного феномена как элемента общественной системы и социальную специфику религиозной системы как таковой;

- выяснить своеобразие и природу процесса эволюции религий и прояснить особенности эволюции традиционных религий в отличие от религий нетрадиционных;

- осмыслить в социально-философском контексте диалектику взаимодействия традиции и новации, определяющую механизмы религиозного становления;

- выяснить особенности новаций религиозности в реформируемой России;

- очертить роль харизматического лидера исследуемой конфессии и основные этапы ее становления;

- выяснить характер нормативных изменений в становлении исследуемой религии и их влияние на формирование вероучения, культа и организации, а также установить, является ли данная конфессия действительно новой религией, рожденной в объективном синкретическом процессе, либо же составляет эклектичный вариант уже существующей христианской конфессии;

- исследовать содержание социально-мировоззренческого и нравственного аспектов вероучения «Семьи» и особенности их практического преломления на индивидуальном и групповом уровнях функционирования данной общности.

Методологические основы и источники исследования. Исходным теоретико-методологическим принципом исследования избрано органическое сочетание формационного и цивилизационного принципов в социально-философском анализе противоречивых реалий эволюции традиционных и становления новых религий. В обосновании теоретико-философских разделов диссертации широко использован принцип, историзма метод восхождения к конкретному, структурно-функциональный подход, компаративистика, генетический и сравнительно-типологический методы, элементы ценностного подхода. При обеспечении эмпирического базиса исследования применен обширный спектр методов конкретной социологии (наблюдение, анализ документов, контент-анализ, интервью, анкетирование и др.).

Выше нами уже охарактеризованы теоретические источники нашего исследования и выделены наиболее авторитетные авторы философских, социологических, религиоведческих, культурологических и социально-психологических монографических трудов. Эти труды представляют различные течения и школы соответствующих отраслей гуманитарного знания, и, обращаясь к ним, диссертант стремилась избежать методологической и теоретической эклектики, обеспечивая концептуальную последовательность в целостном философском охвате проблемы. В силу этого диссертация наряду с достоверно основанными констатациями содержит и некоторые гипотетические изложения, нуждающиеся в дальнейшем изучении. Мы исследуем объект в его продолжающемся становлении, поэтому в принципе невозможны и методологически не оправданы исчерпывающе строгие прогнозы его дальнейшей эволюции. Тем не менее, опираясь на уже зафиксированные тенденции и их конкретные проявления, мы сочли возможным в завершение исследования высказать некоторые прогностические суждения и практические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) Представлена и на теоретическом уровне философски обоснована оригинальная интерпретация уникальности религиозной ситуации в современной России, где на фоне кризисных проявлений и реформ противоречиво сочетаются элементы институционально-культового и вероисповедно-идеационого наследия советской эпохи с реалиями зарубежного происхождения.

2) Впервые в социально-философском контексте обеспечен теоретический и конкретно-эмпирический анализ феномена становления новой религии в современном российском обществе в целостном рассмотрении ее структурно-функциональных, вероисповедно-мировоззренческих и культовых проявлений.

3) При компаративном подходе представлен новый логический срез анализа становления религии в традиционном и в современном массовом обществе.

4) В этом анализе впервые постулируется, что в основе становления новой религии лежит нормативное изменение, которое раскрывается через диалектический анализ взаимодействия в ней традиции и новации.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут представлять несомненный теоретический интерес для философов, социологов, религиоведов, социальных психологов, культурологов, занимающихся проблемами религии и изучением духовных процессов в российском обществе.

Материалы диссертации могут быть использованы в педагогическом процессе при подготовке лекционных курсов и проведении практических занятий по социальной философии, истории и социологии религии, культурологии и социальной психологии.

Концептуальные положения, эмпирические данные и прогностические оценки, приведенные в работе, могут найти применение в исследовательских учреждениях, а также в практике государственно-церковных отношений в российском обществе.

Апробация работы. Основные научные выводы по изученной в диссертации Церкви-Семья Божия рассмотрены и одобрены экспертным религиоведческим советом Областной Администрации при государственной регистрации данной конфессии. Основные положения диссертационного исследования изложены в 7 публикациях и нашли применение в ряде лекций, прочитанных автором в высших и средних учебных заведениях г. Перми (курс по «Истории религии», курс по культурологии, семинары по социальной философии).

Некоторые аспекты темы были вынесены на обсуждение в Пермском городском философском дискуссионном клубе «Диалог».

Содержащиеся в работе положения и выводы обсуждались также на семинарах Пермского филиала ИППК преподавателей гуманитарных и социальных наук при УрГУ, на научных конференциях разного уровня.

Содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Афанасенко Я.А. Славянские корни новой религии // Славянский мир в контексте диалога культур. Материалы III международной научной конференции. Пермь, 1998. С.60-62.

2. Афанасенко Я.А. «Русская идея» в контексте современной культурной ситуации // Гуманитаризация образования и внеучебная работа в ВУЗе, техникуме, общеобразовательной школе. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Пермь, 1998. С.112-114.

3. Афанасенко Я.А. Соотношение идеи человекобожия и Богочеловечест-ва как философская проблема // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы Второго Российского философского конгресса. Т.4, ч.2. Екатеринбург, 1999. С.215-216.

4. Афанасенко Я.А. Образование: гуманизация или сакрализация? // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в ВУЗе, техникуме, школе. Материалы VIII научно-практической конференции. Т.1. Пермь, 2000. С.13-16.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Афанасенко, Яна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Феномен новых религий - это феномен современного массового общества. Его появление и распространение является следствием глубинных изменений в массовой психологии и идеологии, происшедших в XX веке в результате радикальных сдвигов во всех сферах общественной жизнедеятельности: политической, экономической, научной, религиозной и др. Среди проблем, стимулировавших рост новых религий, ученые неизменно называют как глобальные проблемы человечества (опасность ядерной катастрофы, масштабный экологический кризис), так и собственно социальные причины (рост безработицы, возрастание стоимости жизни, терроризм, локальные военные конфликты, крушение многих ценностей и др.). Ограниченность возможности влияния рядовых членов общества на решение данных проблем ведет к формированию в обыденном сознании представления об иррациональных, не подвластных человеку силах, правящих этим миром, и к смещению общественных интересов из социально-политической и экономической плоскости в субъективную, личную сферу. Теперь уже не социальные структуры (политика, экономика.), а деятели (индивиды и группы) выходят в качестве авангарда на авансцену истории, а их деятельность начинает во многом определять специфику социальных изменений. Явленность социальной природы этих изменений особенно очевидна в области современной нетрадиционной религиозности.

Так, феномен новых религий - это, прежде всего, социально-психологический феномен, обусловленный, как правило, социальной и психологической депривацией, переживаемой многими в результате ощущения социальной нестабильности, утраты смысла жизни и отсутствия значимой системы ценностей. Будучи своеобразным ответом на общественные проблемы, новые религии предлагают человеку квази-позитивную программу жизнедеятельности, следуя которой, он может стать не только субъектом действия, но и социально активной личностью. Своеобразие современной социальной ситуации как раз и состоит в том, что религия начинает выступать не только в качестве духовной альтернативы секулярному мировоззрению, которое не сумело реализовать свой гуманистический потенциал, но вновь претендует на монопольное влияние в духовной сфере. Снижение авторитета традиционных религий в современном массовом обществе также способствует укреплению привлекательности новых религий разного толка и доверия к ним. В целом, новизна появившихся религиозных новообразований состоит, прежде всего, в их массовом распространении (в истории существовали однотипные организации, но локально и в небольшом количестве), в массовидной сущности адептов (феномен человека-массы и феномен харизматического лидера как порождений массового общества), в специфике структуры (структурообразующий элемент - харизматический лидер, который определяет особенности остальных компонентов религиозной системы). Для современной российской религиозной ситуации феномен нетрадиционных религий нов. Но он не тождествен сходному явлению на Западе 60-х гг., потому что за последнее десятилетие в России актуализируется как традиционная, так и нетрадиционная религиозная парадигма. Причем, обе значимы в равной мере. Новые религии западного, восточного и российского происхождения отвечают характеристике новых религий как религий современного массового общества. Однако по существу (мы имеем ввиду вероучительные, культовые и организионно-функциональные признаки), новыми, т.е. отвечающими религиоведческому критерию действительной новизны, они не являются. К этому выводу мы пришли, проанализировав особенности становления религии как таковой и самобытной нетрадиционной религии (на примере Церкви-Семьи Божи-ей), в частности.

В контексте исследования проблемы становления новой религии как таковой мы установили, что оно является частью социального становления и также отталкивается от нормативного изменения. Становление религии представляет собой динамичный, развертывающийся во времени процесс, связанный с особенностями институционализации религии, взаимодействия ее с иными культурами и легитимизацией ее деятельности со стороны государства. В качестве механизмов, обеспечивающих процессуальность религии, выступают традиция и новация. Их появление и дальнейшее существование обусловлено спецификой нормативного изменения и его морфогенеза в ходе истории. Как правило, в случае нормативного отклонения мы имеем дело с религиозной традицией, в случае с нормативной инновацией - с новацией.

В связи с исследованием инновации актуализируется проблема дальнейшего, пока мало изученного, анализа феномена религиозной нормативной новации (харизма). В частности, привлекает двойственность этого феномена. С одной стороны, нормативная новация может быть фактом традиции, и тогда речь идет о преобразовании внутри религиозной структуры (реформатор как источник подобных изменений). С другой стороны, - фактом собственно новации, т.е. оказывать влияние на преобразование не только религиозной структуры, но и всего общества (здесь источником религиозной новации является деятельность пророка).

По нашему убеждению, нормативная новация, направленная на реформирование внутри религиозной структуры, лежит в основе деятельности современных харизматических лидеров, в силу чего феномен новых религий, по существу, не выходит за рамки традиции. Так, лежащая в основе учения «Семьи» нормативная новация, сутью которой является отличная от канонической интерпретация тринитарного догмата, обусловлена рефлексией в отношении христианской идеи рождения свыше и в силу этого остается в рамках духовной традиции, хотя и альтернативной ортодоксальной.

Следующим важным признаком, указывающим на отсутствие актуальной новизны в новых религиях, является то, что их вероучения представляют собой религиозную эклектику, а не синкрет, который присущ традиционным религиям церковного и сектантского толка. В случае традиционных религий долговре-менность процесса становления ведет к формированию устойчивого и органичного синкрета структурных элементов религии. Иначе обстоит дело с нетрадиционными религиями. Возникая в короткий срок (от 3 до 10 лет), новые религии буквально «сжимают» этап своего становления, сопрягая его с харизматической фазой возникновения. В частности, в «Семье» имеет место оформление некоторых доктринальных положений (выделяется первенство Святого Духа), культовой практики (обряд Усыновления), институционализация (разделение общины на управляющую и управляемую части). Пожалуй, наиболее типичным в этом плане оказывается сосуществование в новых культах феномена харизмы наряду с прекрасно отлаженной административной деятельностью уже на самом раннем этапе существования. Так, в «Семье» подобная практика нашла свое адекватное воплощение благодаря феномену «двойного руководства»: В.К.Белодед, как харизматический лидер, Отец Семьи, а Т.Б.Белодед, как организатор разных видов духовной и материальной деятельности, Мать Семьи.

В результате быстрых темпов развития, с одной стороны, и определяющим влиянием на формирование структурных элементов харизматической личностью, с другой, становление новых религий представляет собой эклектичный процесс. На примере «Семьи» мы установили отсутствие религиозной (баптизм), исторической (народная социальная утопия в России) и культурной (представление о Святой Руси) преемственности в ряде моментов вероучения, культа и организации, и сделали вывод о том, что органичность эклектики (сочетание разнородных религиозных, философских и научных идей) придает ме-тасемиотическое поле основателей данной религий, которое определяет содержание духовной и практической деятельности в целом.

На основании сравнительного исследования эволюции традиционных и нетрадиционных религий мы установили, что первые, как правило, выступают в обществе в роли стабилизирующего фактора, вторые - являются источником перемен.

Подводя итог, следует отметить, что появление нетрадиционных религий в российском обществе закономерно и обусловлено всем ходом исторического развития. Поскольку эти религии находятся в процессе становления, пока рано делать прогнозы относительно их дальнейшего развития и тенденций существования. Мы можем лишь предположить, что «Семья» имеет вполне определенные перспективы для роста и влияние на близлежащее социальное окружение в силу развитости в ней административной деятельности. Из-за малой изученности феномена новых религий необходимо в дальнейшем с учетом социальных реалий исследовать данное явление путем более детального выделения общего между различными конфессиями, того, что их отличает и что составляет подлинное своеобразие.

В нашем исследовании мы разграничили традиционные и нетрадиционные религии, чтобы подчеркнуть специфику последних. Однако следует отметить, что в обществе они выполняют, по сути, одинаковые функции: мировоззренческую, интегративную, терапевтическую и иные выше описанные религиозные функции. Понимание неоднозначности феномена новых религий предупреждает как от их апологии (часто свойственной миссионерским изданиям),

161 так и от «демонизации» (нередко свойственной изданиям традиционных конфессий).

Социально-философский анализ становления, вероучения, социальной концепции, культа и организационной стороны деятельности Церкви-Семья Бо-жия, сделавший возможным выделение типичных черт и ведущих тенденций этой новой для России конфессии, способствует оптимизации государственно-церковных отношений применительно к современным самобытным конфессиям. Этот анализ, в частности, может содействовать смягчению межконфессиональной напряженности. Исследование определяет перспективы последующего социально-философского и религиоведческого анализа аналогичных религиозных новообразований, столь необходимого для обоснования стратегии духовного возрождения Российского общества и для более полной реализации демократических реформ в нем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Афанасенко, Яна Александровна, 2000 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Авени Э. Империя времени. Календарь, часы и культуры. Киев, 1998.

3. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев. 2000.

4. Актуальные проблемы социологии религии. М., 1971.

5. Алексеев В.А. Иллюзии догмы. М., 1991.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

7. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л., 1974.

8. Аннаньель Т. Христианство: догмы и ереси. СПб., 1992.

9. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.

10. Атеистический словарь. М., 1985.

11. Бажан Т.А. Церковь Последнего Завета: опыт социально-психологического исследования. Красноярск, 1999.

12. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.,1984.

13. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.

14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

15. Барулин В.С. Социальная философия: В 2 ч. М., 1993.

16. Белодед В.К. Бог есть Слово, полное благодати и истины. Пермь,1994.

17. Белодед В.К. И сотворил Бог человека по образу своему. Пермь,1996.

18. Белодед В.К. Песнь Божественной Премудрости о земле славы святой о свободной и вольной России. Вып. 53.Пермь, 1997.

19. Белодед В.К. Святая книга любви. Пермь, 1998.

20. Белодед В.К. Слово Матери Божией о великом и славном деянии Божественной Премудрости. Вып.48. Пермь, 1997.

21. Белодед В.К. Слово Божией Матери детям. Вып.74. Пермь, 1998.

22. Белодед В.К. Таинственный мир детства. Вып.73. Пермь, 1998.

23. Бергсон А. Два источника морали, М., 1994.

24. Бердяев H.A. Самопознание. М., 1991.

25. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

26. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

27. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

28. Береславский Иоанн Евангелие больше, чем жизнь. М., 1998.

29. Береславский Иоанн Огонь покаянный. 4.2. М., 1992.

30. Белов В.А. Секты, сектантство, сектанты. М., 1978.

31. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992.

32. Берри Г.Дж. Во что они верят. М., 1992.

33. Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М., 1994.

34. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М., 1994.

35. Бонч-Бруевич В. Из мира сектантов. М., 1922.

36. Борунков Н.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.

37. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991.

38. Буданцев Ю.П. Современная цивилизация. М., 1993.

39. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

40. Васильев JI.C. История религий Востока. М., 1999.

41. Введение в культурологию. М., 1995.

42. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

43. Вебер М. Избранные произведения. М., 1999.

44. Вер Г. Якоб Беме. Урал LTD, 1998.

45. Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991.

46. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995.

47. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. М., 1958.

48. Гажос В.Ф. Эволюция сектантства в Молдавии. Кишинев, 1975.

49. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995.

50. Гаражда В.И. Социология религии. М., 1995.

51. Гегель Г. Философия религии. Т. 1. М., 1976.

52. Гегель Г. Философия религии. Т.2. М., 1977.

53. Генон Р. Кризис современного мира. М., 1991.

54. Глаголев B.C. Религиозно-идеалистическая культурология: идейные тупики. М., 1985.

55. Глобальные проблемы социального развития. Кишинев, 1988.56. Гностицизм. СПб., 1998.

56. Гоббс. Левиафан. М., 1936.

57. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.

58. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963.

59. Гончаров Г.А. Суггестия: теория и практика. М., 1995.

60. Гриндер Дж., Бендлер Р. Наведение транса. Клинический гипноз: инновационные методы. Б.м., 1994.

61. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.

62. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

63. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М., 1992.

64. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

65. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

66. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

67. Дворкин А. Ввведение в сектоведение. Н.Новгород, 1998.

68. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.

69. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь М., 1999.

70. Дмитриева Л.М. Религия в технизированном обществе. Омск, 1996.

71. Донини А. У истоков христианства. М., 1989.

72. Дэвид Юм. Кант. Гегель. Шопенгауэр. Конт. СПб., 1989.

73. Брасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

74. Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История. Свердловск, 1990.

75. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

76. Зарубежный Восток. Религиозные традиции и современность. М.,1983.

77. Зеличенко А.и. Психология духовности. М., 1996.

78. Зеньковский В. Апологетика. Рига, 1992.

79. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. М., 1996.

80. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

81. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996.

82. Зносско-Боровский М. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектантство. 1992.

83. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. М., 1977.

84. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

85. Ильин И.Л. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993.

86. Кант И. Трактаты. СПб., 1996.

87. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

88. Капустин И.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.

89. Карсавин Л.П. Сочинения. Т.2. СПб., 1997.

90. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

91. Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990.

92. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989.

93. Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998.

94. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культуры в истории цивилизаций. М., 1998.

95. Классики мирового религиоведения. М., 1996.

96. Классическая буддийская философия. СПб., 1999.

97. Клибанов Л.И. История русского религиозного сектантства в России. М., 1965.

98. Клибанов Л.И. Народная социальная утопия в России. М., 1978.

99. Клибанов Л.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.,1973.

100. Козлов В.В. Истоки осознания: истоки и практика интегративных психотехнологий. Минск, 1995.

101. Колосницын В.И. Религиозное отчуждение. Свердловск, 1987.

102. Конкретно-социологическое изучение состояние религиозности и опыта атеистического воспитания. М. 1969.

103. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.

104. Красников Н.П. Эволюция социально-этический воззрений русского православия. М., 1986.

105. Кривельская H.B. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999.

106. Круглова JT.K. Основы культурологии. СПб., 1994.

107. Крывелев H.A. История религий: В 2 т. М., 1988.

108. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980.

109. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. М., 1998.

110. Куртц П. Искушение потусторонним. М., 1999.

111. Ларионов A.B. Наркомания: Мифы. Смысл. Причины. Терапия. Екатеринбург, 1997.

112. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

113. Лебон Г. Психология социализма. СПб., 1995.

114. Левада Ю.А. Социальная природа религии М., 1965.

115. Лекции по религиоведению / Под ред. проф. И.Н.Яблокова. М., 1998.

116. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

117. Лорбер Я. Юность Иисуса. Тверь, 1992.

118. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. 1990.

119. Лосев А.Ф. Имя. СПб., 1997.

120. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.

121. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991.

122. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992.

123. Майоров Г.Г. Цицерон и античная философия религии. М. 1989.

124. Макс Вебер, прочитанный сегодня: Сборник статей. СПб., 1997.

125. Малерб М. Религии человечества. М. СПб., 1997.

126. Маркс К. Капитал: В 3 т. М., 1978.

127. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. Т.1. М., 1983.

128. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. М., 1955.

129. Маркс Карл, Энгельс Фридрих, Ленин В.И. О религии. М., 1983.

130. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. М.,1995.

131. Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной Церкви. Л., 1991.

132. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.

133. Миронов A.B., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. М., 1998.

134. Митрохин JI.H. Баптизм: история и современность. СПб., 1997.

135. Митрохин Л.Н. Религиозные культы в США. М., 1984.

136. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века» М., 1985.

137. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993.

138. Мифы древних славян. Саратов, 1993.

139. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

140. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

141. Московичи С. Век толп. М., 1998.

142. Мы распахнем с тобой окно в мир Божий. Вып.1. Пермь, 1995.

143. Наука и религия. 1992. № 3.

144. Начала христианской психологии. М., 1995.

145. Некрасова E.H. Живая истина. М., 1997.

146. Никольский Н.М. История русской церкви. Минск, 1990.

147. Никонов К.И. Современная христианская антропология. М., 1993.

148. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. М.,1990.

149. Новейший философский словарь. Минск, 1999.

150. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997.

151. Общество духовного просвещения. Пермь, 1996.

152. Ориген Творения учителя Церкви. СПб., 1891.

153. Ортега-и- ГассетХ. Эстетика. Философская культура. М., 1991.

154. Основы православия. Минск, 1991,

155. Основы религиоведения / Под ред. проф. И.Н.Яблокова. М., 1994.

156. Основы социологии: Курс лекций. М., 1994.

157. Палама Г. Триады в защиту священно безмолвствующих. М., 1995.

158. Перестройка: Гласность. Демократия. Социализм. К свободе совести. М., 1989.

159. Писманик М.Г. Верующий глазами социолога // Наука и религия. 1987. №6, 7, 10.

160. Писманик М.Г. Диалог о вере. Пермь, 1989.

161. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. М.,1984.

162. Писманик М.Г. Личность и религия. М., 1976.

163. Писманик М.Г. Методика социально-психологического исследования религиозности // Вопросы научного атеизма. 1971. № 11.

164. Писманик М.Г. Особенности сознания верующего. М., 1973.

165. Писманик М.Г. Типология религиозности и атеизма // Научный атеизм. Пермь, 1976.

166. Писманик М.Г. Религиозные процессы в Прикамье // Этнические проблемы регионов в России. М., 1998.

167. Писманик М.Г. Религия в духовном возрождении России // Славянский мир. Пермь, 1999.

168. Платон Собрание сочинений: В 4 т. М., 1986.

169. Платонов К.К. Психология религии. М., 1967.

170. Платонов О. Русская цивилизация. М., 1999.

171. Поликарпов B.C. История религий: Лекции и хрестоматия. М., 1997.

172. Политическая ксенофобия. М., 1999.

173. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.,1995.

174. Пояснительная записка к Уставу Церкви-Семьи Божией. Пермь, 1996.

175. Пояснительная записка к Уставу христианской религиозной организации «Церковь-Семья Божия». Пермь, 1999.

176. Православная Церковь свидетельствует. Пермь, 1999.

177. Противоречие как источник развития / Под ред. Ф.Ф.Вяккерева: Межвузовский сборник. Л., 1988.

178. Радугин A.A. Введение в религиоведение. М., 1999.

179. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

180. Религия и демократия. М., 1993.

181. Религия в истории и культуре / Под ред. проф. М.Г.Писманика. М.,1998.

182. Религии мира. Малайзия, 1994.

183. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. 4.2. М.,1994.

184. Религия и общество. М., 1997.

185. Религия и общество. М., 1998-1999.

186. Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.

187. Религиозные традиции мира: В 2 т. М., 1996.

188. Религия и права человека. М., 1996.

189. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.

190. Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.

191. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994.

192. Романов A.B. Вера, религиозность, культ (психологические аспекты): Учебное пособие. Екатеринбург, 1999.

193. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

194. Россия и Германия: опыт философского диалога. М., 1993.

195. Россия нового тысячелетия. 1996. № 4.

196. Русское устное народное творчество. М., 1983.

197. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.

198. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. СПб., 1995.

199. Самыгин С.П., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

200. Сатанинские и демонические культы и секты. Пермь, 1997.

201. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.

202. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.,1994.

203. Слово Божией Матери детям своим. Вып.1. Пермь, 1993.

204. Слово Виссариона. М., 1994.

205. Словарь-справочник. Новые религиозные культы, движения и организации в России. М., 1998.

206. Словарь. Религии народов современной России. М., 1999.

207. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

208. Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преодоления. Киев, 1987.

209. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону,1996.

210. Соловьев В. Русская идея. СПб., 1991.

211. Соловьев В. Сочинения: В 2 т. М., 1988.

212. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. СПб., 1994.

213. Социология / Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 1998.

214. Спиноза Б. Богословско-политическийтрактат. Минск, 1998.

215. Стихи духовные. СПб., 1991.

216. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973.

217. Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии. М.,57.

218. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. , 1996.

219. Тажуризина З.А. Идея свободомыслия в истории культуры. М., 1984.

220. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

221. ТиллихП. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

222. Типсина А.Н. Немецкий экзистенционализм и религия. Л., 1990.

223. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998.

224. Токарев С.А. религия в истории народов мира. М., 1986.

225. Торчинов A.C. Даосизм. СПб., 1998.

226. Традиции и обновление. Диалог мировоззрений. Ч. 1. Н.Новгород,5.

227. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

228. Угринович Д.М. Происхождение и сущность религии. М., 1958.

229. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

230. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. М., 1965.

231. Устав Церкви-Семьи Божией. Пермь, 1996.

232. Устав Церкви-Семьи Божией. Пермь, 1999.

233. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1. М., 1955.

234. Философский словарь. М., 1991.

235. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

236. Фишер М. Живые религии. М., 1997.

237. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

238. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990.

239. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

240. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

241. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1986.

242. Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Т.1. Минск,1997.

243. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

244. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991.246. Христианство. М., 1994.

245. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. JL,1982.

246. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. М., 1996.

247. Черняк Е.Б. Цивилиография. М., 1996.

248. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.

249. Шаргунов А. Пророческое служение в России. М., 1998.

250. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.

251. Шевченко М.Д. Духовная культура Западной Европы и России (сравнительный анализ массовой религиозности). М., 1999.

252. Шерток Л. Гипноз. М., 1992.

253. Шипфлингер Т. София-Мария. Гнозис Пресс-Скарабей, 1997.

254. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.

255. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.

256. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

257. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998.

258. Щипков A.B. Во что верит Россия. СПб., 1998.

259. Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. М., 1989.

260. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование общества. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

261. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

262. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.

263. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.

264. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.-СПб., 1997.

265. Эпштейн М. Новое сектантство. Лабиринт, 1994.

266. Эткинд А. Хлыст: секты, литература и революция. М., 1998.

267. Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1997.

268. Юнг К. О психологии восточных религий. М., 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.