Социально-философский анализ феномена контейнерной модели общества: генезис, сущность, формы репрезентации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Клепикова Любовь Владимировна

  • Клепикова Любовь Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 193
Клепикова Любовь Владимировна. Социально-философский анализ феномена контейнерной модели общества: генезис, сущность, формы репрезентации: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации. 2019. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Клепикова Любовь Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. Генезис и детерминанты контейнерной модели общества как социального феномена

РАЗДЕЛ II. Сущность и особенности феномена КМО в современном обществе

РАЗДЕЛ III. Формы репрезентации феномена контейнерной модели общества в современных социальных практиках

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Социальное бытие предполагает наличие определенной упорядоченности, носящей гибкий и изменчивый характер. В современном социуме сложился особый феномен - контейнерная модель общества (КМО), - который влечет за собой конструирование общества как совокупность замкнутых, гомогенных и культурно эссенциальных групп. КМО представляет собой органическую часть как общественного дискурса в широком смысле, так и научного в узком смысле. Многочисленные общественно-гуманитарные концепции, сформированные в течение последних двух столетий и вплоть до наших дней, базируются на априорном тезисе о том, что все процессы социального, политического и культурного характера напрямую детерминированы рядом неизменных социокультурных атрибутов, исконно присущих какой-либо общественной группе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ феномена контейнерной модели общества: генезис, сущность, формы репрезентации»

Актуальность проблемы контейнерной модели общества обусловлена рядом факторов:

Во-первых, необходимостью социально-философского анализа КМО как результата взаимодействия и переплетения целого ряда долговременных социальных и духовных процессов, обуславливающих современную картину мира и проявляющихся, главным образом, в тотальном стремлении наложить на современное общество сетку координат и представить его как стабильный механизм, где каждая деталь находится строго на своем месте.

Во-вторых, целесообразностью исследования КМО как сформировавшегося феномена, который во многом определяет духовную, социальную и политическую жизнь современного общества. С появлением данного феномена любой индивид будет интерпретироваться не как самостоятельная личность, а исключительно как составная часть определенной широкой социальной группы, чей образ жизни и поведение заранее предопределены социокультурными особенностями данной группы.

В-третьих, важностью понимания необходимости снижения роста общественного напряжения, обусловленного КМО, которое в условиях

глобализации создает видимость «вторжения» одного группы-«контейнера» в пределы другого группы-«контейнера». Так как КМО воспринимается в качестве нормы, любые процессы, провоцирующие социальную гибридность, в рамках данной парадигмы будут рассмотрены как угроза «нормальному» функционирования общественных механизмов и культурных предписаний.

В-четвёртых, потребностью осознания «контейнерной» парадигмы как научной многодисциплинарной социально-гуманитарной проблемы, позволяющей при анализе конфликтных ситуаций в современном обществе больше внимания уделять индивидуальным и социальным факторам, не исключая при этом и культурно-историческую предопределенность.

Степень научной разработанности проблемы. Само понятие КМО является новым термином. По этой причине его применение к настоящему моменту не является широкоупотребимым в зарубежной исследовательской литературе и практически не встречается в отечественной.

Однако данное обстоятельство отнюдь не сужает круг исследовательских работ, к которым стоит прибегнуть при изучении КМО в качестве социально-философского феномена. Многие философские и социально-культурные аспекты, обусловившие возникновение и бытование КМО, по отдельности становились предметами анализа в различных трудах философского или социологического характера. К ним относятся: анализ понятия культуры в общественном дискурсе, исследование проблем тотальной мобильности и миграции, рассмотрение различных нарративов, ведущих к общественному расслоению по социально-культурному принципу.

Поэтому целесообразно будет классифицировать работы исследователей следующим образом:

Первую группу составляют исследования, непосредственно затрагивающие феномен КМО1. Здесь, в первую очередь, необходимо

1 Бек У. Что такое глобализация? / Пер с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2001; Wimmer A., Glick Schiller N. Methodological nationalism and beyond: national-state building, migration and the social sciences. // Global networks. A journal of transnational affairs. Oxford: John Wiley &

отметить работу немецкого политического философа У. Бека1. Главной его целью было рассмотрение духовной и социальной роли национального государства в эру глобализации. Следует отметить, что, используя термин «контейнерная модель общества», автор стремился показать, какое влияние на современную социо-политическую ситуацию оказывал и до сих пор оказывает институт национального государства. По словам Бека, данный институт структурирует и унифицирует все аспекты социальный жизни (культура, язык, искусство, экономика, политический строй, общество) таким образом, что они становятся основополагающими элементами национального общества, которое напрямую ассоциируется с национальным государством. А так как национальное государство всегда подразумевает распоряжение географической территорией, национальные общества интерпретируются как независимые друг от друга самостоятельные единицы, «ибо во властном пространстве национального государства они удобно устраиваются, словно в контейнере»2.

Несколько иначе позиционировали КМО и его социальное значение социолог Андреас Виммер и антрополог Нина Глик Шиллер . В их интерпретации контейнерная модель общества исполняла роль метафоры, характеризующей парадигму, господствовавшую в общественно-гуманитарных науках на протяжении всего ХХ века. Фундаментальную ошибку в социологических исследованиях предшествующего столетия авторы усматривают в систематическом «сужении аналитического фокуса до

Sons Ltd & Global Networks Partnership, 2002.Vol.2, Issue 4. p. 301 - 334; Hess S., Moser J. Jenseits der Integration. Kulturwissenschaftliche Betrachtungen einer Debatte / S. Hess, J. Binder, J. Moser // No integration?! Kulturwissenschaftliche Beiträge zur Integrationsdebatte in Europa. - Bielefeld: transcript Verlag, 2009. - S.11 - 25; Sökefeld M. Zum Paradigma kultureller Differenz // Johler R., Thiel A. Europa und seine Fremde: die Gestaltung kultureller Vielfalt als Herausforderung, 2007, S. 41-57 // Stock M. Der Geschmack der Gentrifizierung. Arabische Imbisse in Berlin. Bielefeld: transcript Verlag, 2013. 352 S.

1 Бек У. Указ.соч.

2 Там же. С.48.

3 Wimmer A., Glick Schiller N. Op.cit.

границ национального государства»1. Соответственно, бытование и функционирование общества исключительно в территориально-национальных рамках стало рассматриваться как методологическая норма.

Также к первой группе мы относим работы, чьи авторы прибегли к использованию КМО в качестве описания совокупности методологических ошибок, допущенных гуманитарными науками последних нескольких десятилетий2.

Все вышеуказанные исследования объединяет то, что они анализировали КМО исключительно в ретроспективном ключе. Понятие КМО было введено ими для обозначения комплекса теоретических и методологических подходов, которые авторы рассматривают как устаревшие. Никто из них не применял КМО для анализа реалий современного общества.

Вторая группа представлена исследователями, занимающимися проблемами возникновения социокультурных границ в современном социуме3.

1 Wimmer A., Glick Schiller N. Methodological nationalism and beyond: national-state building, migration and the social sciences. // Global networks. A journal of transnational affairs. Oxford: John Wiley & Sons Ltd & Global Networks Partnership, 2002.Vol.2, Issue 4. p. 301 - 334.

2 Бараулина Т. Парадигма интеграции и социальное исключение мигрантов: немецкоязычная социологическая дискуссия // В. Воронков, О. Карпенко, А. Осипов. Расизм в языке социальных наук / СПб.: Алетейя, 2002. С.118 - 131; Hess S., Moser J. Jenseits der Integration. Kulturwissenschaftliche Betrachtungen einer Debatte / S. Hess, J. Binder, J. Moser // No integration?! Kulturwissenschaftliche Beiträge zur Integrationsdebatte in Europa. - Bielefeld: transcript Verlag, 2009. - S.11 - 25; Sökefeld M. Zum Paradigma kultureller Differenz // Johler R., Thiel A. Europa und seine Fremde: die Gestaltung kultureller Vielfalt als Herausforderung, 2007, S. 41-57 // Stock M. Der Geschmack der Gentrifizierung. Arabische Imbisse in Berlin. Bielefeld: transcript Verlag, 2013. 352 S.

3 Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос, 2004; Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - М.: Академический Проект, 2009. - 261 с.; Россия - фронтирный социум: анализ динамики социокультурных изменений: монография / С.Н. Климов, Н.Ю. Налётова, А.Ю. Фролова. М.: Московский государственный университет путей сообщения имени Императора Николая II, 2016; Фуко М. Ненормальные. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974 - 1975 учебном году. СПб.: Наука, 2004.; Appiah A.K. Cosmopolitanism: Ethics in a World of Strangers. New York: Norton, 2006. 196 P.; Cohen M. Rooted Cosmopolitanism // M. Walzer. Toward a Global Civil Society. Providence, Oxford: Berghahn Books, 1995. P.223-234.; Crawley H., McMahon S., Jones K. Destination Europe? Understanding the dynamics and drivers of Mediterranean migration in 2015. Coventry: Centre for trust, peace and social relations, Coventry University. N.1, Nov 2016. - 83 p.; Göle N. Recentring Islam, Decentring Europe, Interpenetrations: Islam-Turkey-Europe. // New Literary History, № 43, 2012. p.665-

В данной группе необходимо отметить работу М. Фуко1 с точки зрения теоретического подхода, сквозь призму которого становится возможен анализ того, как в духовной сфере общественной жизни генерируются понятия нормы и, соответственно, признаки, определяющие отклонения от устоявшейся нормы.

Кроме того, процесс конструирования и де-конструирования

л

социальных барьеров описывают Э. Балибар и И. Валлерстайн . Акцентируя свое внимания на таких моделях современного упорядочивания социальной реальности как политическая нация и социально-экономический класс, авторы приходят к выводу, что, устанавливая одни модели общественной организации, представители общества автоматически отказываются «от бесконечного множества других потенциальных видов общности». Таким образом, выбранные модели общности превращаются в механизмы, регулирующие все аспекты жизни индивидов.

С. Меццадра3 предлагает рассматривать категорию границы как метод, применимый в области социальных и гуманитарных наук. Это

685; Grande E. Differenz als Potential - Das kosmopolitische Europa // Johler R., Thiel A. Europa und seine Fremde: die Gestaltung kultureller Vielfalt als Herausforderung. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2007. - S.27-40.; Hannerz U. Transnational connections. The cultural role of world cities. London and New York: Routledge, 2000.; Hess S. Politiken der (Un-)Sichtbarmachung. Eine Kritik der Wissens- und Bilderproduktionen zu Migration. In: Erol Yildiz, Marc Hill (Hg.): Nach der Migration: Postmigrantische Perspektiven jenseits der Parallelgesellschaft. Bielefeld: Transcript, 2015. S. 49-64.; Mezzadra S., Brett N. Border as Method, or, the Multiplication of Labor. Durham, London: Duke University Press, 2013. 365 p; Möller K., Siri J. Wie beobachten? Was tun? Perspektiven der Kritischen Systemtheorie // K. Möller, J. Siri (Hg.) Systemtheorie und Gesellschaftskritik. Perspektiven der Kritischen Systemtheorie. Bielefeld: Transcript Verlag, 2016. S.7 - 17; Oakes P.J., Haslam S.A. & Turner J.C. Stereotyping and Social Reality. Oxford: Blackwell, 1994. 272 p.; Steven Vertovec and Robin Cohen (eds) (2002) Conceiving cosmopolitanism: theory, context and practice Oxford: Oxford University Press, pp. 1-22.; Thiel A., Walther A., Seiberth K. Migration, Integration und die Gestaltung kultureller Vielfalt / R. Johler , A. Thiel // Europa und seine Fremde: die Gestaltung kultureller Vielfalt als Herausforderung. 2007. S. 13-25.

1 Фуко М. Ненормальные. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974 - 1975 учебном году. СПб.: Наука, 2004; Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem. 1999. 479 с.

Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос, 2004.

"3

Mezzadra S., Brett N. Border as Method, or, the Multiplication of Labor. - Durham, London: Duke University Press, 2013. - 365 p.

обосновывается тем, что именно граница (не только политическая) является нематериальным инструментом, регулирующим многие сферы общественной жизни, например, путем разделения общества на привилегированных и непривилегированных или путем ограничения мобильности для определенных лиц.

Третья группа во многом перекликается с первой, однако, главная ее особенность заключается в том, что ее составляют исследователи, рассматривающие культуру как фактор, генерирующий социальные границы1.

1 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества (Серия «Памятники исторической мысли»). М.: Издательство «Наука», 1977. 705 с.; Лебек С. Происхождение франков. История средневековой Франции. Т.1. М.: Скарабей, 1993. 352 с. ; Леви-Стросс К. Раса и история. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. ModernLib.Ru. URL: http://modernlib.ru/books/levistross_klod/rasa_i_istoriya/read/ (дата обращения: 24.12.17).; Майкова В.П., Захарова О.Н. Туризм как фактор формирования диалогического взаимодействия в современном обществе // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». №4, 2017. С. 62-69; Метелёв И.С. Социально-философские принципы анализа миграции // Омский научный вестник. №4 (99), 2011. С.77-80; Полякова Н.Л. Методологические основания построения теории общества в социологии конца ХХ — начала XXI в.: отход от "социологической ортодоксии" // Вестник Моск. ун-та. сер. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2011. № 4. С.76 - 93; Тейс Л. Наследие Каролингов. История средневековой Франции. Т.2. М.: Скарабей, 1993. 272 с.; Тёрборн Г. Мультикультурные общества // Социологическое обозрение. Т.1. № 1. 2001. С.50-67.; Шерр И. Германия. История цивилизации за 2000 лет: В 2-х т. Мн.: МФЦП, 2005. 544 с.; Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: Эксмо, 2006. 736с.; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603, [5] с.; Amir-Moazami S. Politisirte Religion: der Kopftuchstreit in Deutschland und Frankreich. Bielefeld: Transcript. 2007. 294 S.; Appadurai A. How to make a national cuisine: Cookbooks in contemporary India // Comparative Studies in Society and History. - Vol. 30, No. 1 (Jan., 1988), pp. 3-24.; Bhabha Homi K. The third Space. Interview with Home Bhabha. In: Jonathan Rutherford (Ed.): Identity: community, culture, difference. London: Lawrence and Wishart. 1990. pp. 207-221; Bleuler M., Moser A. Einführung // M. Bleuler, A. Moser (Hg.) Ent/grenzen. Künstlerische und kulturwissenschaftliche Perspektiven auf Grenzräume, Migration und Ungleichheit. Bielefeld, transcript Verlag, 2018. S. 7-15; Dahinden J. «Kultur» als Form symbolischer Gewalt: Grenzziehungsprozesse im Kontext von Migration am Beispiel der Schweiz / B. Nieswand, H. Drohtbohm // Kultur, Gesellschaft, Migration: Die reflexive Wende in der Migrationsforschung. Wiesbaden: Springer VS, 2014. S.97 -121; Delitz H. Kollektive Identitäten. Bielefeld: Transcript Verlag, 2018. 160 S; Dittrich E. J., Radtke F.-O. Der Beitrag der Wissenschaften zur Konstruktion ethnischer Minderheiten // Dittrich E.J., Radtke F-.O. (eds) Ethnizität. VS Verlag für Sozialwissenschaften. Opladen, 1990. S. 11 - 40; Gekeler B.S. Public Engagement with multiculturalism. A Social Representations Approach to Identity Dynamics in London and New York // UCL Discovery [Электронный ресурс]. URL:

http://discovery.ucl.ac.uk/1335727/1/1335727.pdf (дата обращения: 15.08.2018); Kimmich D., Schahadat S. Einleitung // D. Kimmich, S, Schahadat (Hg.) Kulturen in Bewegung: Beiträge zur

Основоположниками в данной области можно назвать И.Г. Гердера и К. Леви-Стросса, которые интерпретировали мировую культуру как совокупность множества культур, четко отличающихся друг от друга по жесткому набору признаков. Причем любая форма смешивания их между собой трактовалась исключительно в негативном ключе.

Современные авторы, в числе которых А. Аппадурай, Э. Дитрих, О. Радтке, С. Поллок, Х. Баба, стремились показать каковы последствия функционирования культуры в качестве неотъемлемого свойства социальных групп. Центральной мыслью всех этих авторов является то, что именно уникальные культуры становятся отправной точкой построения нерушимых границ в обществе. Исходя из этого, культура выступает как социокультурная граница, способная исполнять роль генератора социально-экономического неравенства, бытового расизма или даже инструмента социального насилия. Все это, по мысли исследователей, вызвано тем, что в контексте культурализированной социальной реальности любые межгрупповые или даже межличностные конфликты будут объясняться

Theorie und Praxis der Transkulturalität. Bielefeld: Transcript Verlag, 2012. S.7 - 21; Merlitsch K., Ratkovic V. Das Kulturelle an Konflikten in den Blick nehmen / W.Berger, B. Hipfel, K. Merlitsch // Kulturelle Dimensionen von Konflikten. Gewaltverhältnisse im Spannungsfeld von Geschlecht, Klasse und Ethnizität. Bielefeld: Transcript Verlag, 2010. S.7-11; Parekh B. Rethinking multiculturalism. Cultural diversity and political theory. Basingstoke: Palgrave, 2005. 424 p.; Pollock S, Bhabha H.K., Breckenridge C.A., Chakrabarty D. Cosmopolitanism. // Carol A. Breckenridge, S. Pollock, Homi K. Bhabha, D. Chakrabarty Cosmopolitanism. Durham, NC & London: Duke University Press, 2002.; Prieur A., Savage M. emerging forms of cultural capital // European Societies. New York: Routledge, 2013. Vol.15, No.2. P. 246-267; Radtke F.-O. Zur Konstruktion des Fremden im Diskurs des Multikulturalismus. [Электронный ресурс] // User.Uni-Frankfurt. URL: http://user.uni-frankfurt.de/~haberme/multikulti.html (дата обращения: 15.12. 2017).; Rauch A. Einleitung. Kultur-Interkulturalität-Fremdheit // Fremdheit und Interkulturalität- Aspekte kultureller Pluralität / A. Rauch (Hg.). Bielefeld: Transcript Verlag, 2017. S.7-13.; Reckwitz A. Die Kontingenzperspektive der 'Kultur'. Kulturbegriffe, Kulturtheorien und das kulturwissenschaftliche Forschungsprogramm. // F. Jaeger, J. Rüsen (Hg.) Handbuch der Kulturwissenschaften, Band III: Themen und Tendenzen. Stuttgart/ Weimar: J.B. Metzler, 2004. S. 1 - 20; Warneken B.J. Zum Kulturbegriff der empirischen Kulturwissenschaft. Kolloquim zum Kulturbegriff, 18.-21. 1999. Halle, 2000. S.207-213.; Wilk R. Home Cooking in the Global Village. Caribbean Food from Buccaneers to Ecotourists. Oxford: Bloomsbury Academic, 2006. - 288 p.; Wille C., Reckinger R. Zur Untersuchung von Raum- und Identitätskonstruktionen in Grenzregionen // Wille C., Reckinger R., Kmec S., Hesse M. (Hg.) Räume und Identitäten in Grenzregionen. Politiken - Medien - Subjekte. Bielefeld: Transcript Verlag, 2014.

посредством культурных отличий, которые не могут быть преодолены в силу «статичности» и «неизменности», якобы, присущим любой культуре.

Четвертую группу составляют работы исследователей, посвященные

1 2 проблемам европоцентризма1 и различным формам расизма2. В контексте

1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.— (Социологич. мысль Запада). С. 44-271. // Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. - СПб: «Русский Мiръ», 2006. - 637с. // Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 544 с.; Boatca M. Multiple Europas und die interne Politik der Differenz // M.Boatca, W.Spohn Globale, multiple und postkoloniale Modernen. - Augsburg: Rainer Hampp Auflage, 2010. 370 S.; Conrad S., Randeria S. Einleitung. Geteilte Geschichten - Europa in einer kolonialen Welt // Jenseits des Europazentrismus. - Frankfurt, New York. 2002. S.9-49; Hall S. Der Westen und der Rest. // S. Hall. Rassismus und kulturelle Identität. Ausgewählte Schriften 2. Hamburg: Argument-Verlag, 1994. S.137 - 179; Kaschuba W. Old and new Europe: Representations, Imaginations, Stagings // T. Darieva, W. Kaschuba (Hg.): Representations on the Margins of Europe. Frankfurt a.M. u.a.: Campus. 2007. S. 25-42; Mazusawa T. The invention of world religions. Or, how European universalism was preserved in the language of pluralism. London: The University of Chicago Press, 2005; Mendieta E. From imperial to dialogical cosmopolitanism // Ethics & Global Politics. London: Taylor and Francis, 2009. Vol.2, Issue 3. p.241-258; Mezzadra S. Bürger und Untertanen. Die postkoloniale Herausforderung der Migration in Europa. In: Sabine Hess, Jana Binder (Hg.): No integration?! Kulturwissenschaftliche Beiträge zur Integrationsdebatte in Europa. Bielefeld: Transcript. 2009.

S. 207-223; Phillipson R. Realities and myths of linguistic imperialism // Journal of multilingual and multicultural development. Routledge, Vol.18, Nr.3. 1997; Rudolph K. Inwieweit ist der Begriff „Religion" eurozentrisch? // U. Bianchi. The Notion of „Religion" in Comparative Research. Rom: 1994. S.131-134; Schultz S. Die zukünftige Nation. Zur Demografisierung von Migrationspolitik und neuen Konjunkturen des Rassismus // K. Espahangizi, S. Hess, J. Karakayali, B. Kasparek, S. Pagano, M. Rodatz, V. S. Tsianos (Hg.) Movements. Journal für kritische Migrations- und Grenzregimeforschung. Jg. 2, Heft 1/2016: Rassismus in der postmigrantischen Gesellschaft S.117 - 140.

Булгаков С. Н. Нация и человечество // Град. 1934. № 8. С. 28-38; Малахов В.С. Расовый образ мыслей после расизма: случай России на общеевропейском фоне // Расизм, ксенофобия, дискриминация. Какими мы их увидели... / Сб. статей; сост. и отв. ред. Е. Деминцева. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С.115-138; Мещеряков А.Н. Быть японцем. История, поэтика и сценография японского тоталитаризма. М.: Наталис, 2009. 592 с; Песоцкий В.А., Майкова В.П., Бондарева Я.В., Ильченко Д.А. Национализм как угроза демократии и политической стабильности в современной России: монография. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2017. 115 с.; Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.: ОГИ, 2003; Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб.: Алетейя, 1998; Элиаде М. Миф о благородном дикаре, или престиж начала // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Eliade/Mif_BlDik.php (дата обращения: 20.11.2018); Berghahn S., Rostock P. Der Stoff, aus dem Konflikte sind. Debatten um das Kopftuch in Deutschland, Österreich und der Schweiz. Bielefeld: Transcript. 2009. 526 S; Braidotti R. 'Becoming-world'. // R. Braidotti, P. Hanafin, B. Blaagaard. After Cosmopolitanism. NY: Routledge, 2013. P.8-27; Comaroff J.L., Comaroff J. Ethnicity, Inc. Chicago: University of Chicago Press, 2009; El-Tayeb F. Undeutsch. Die Konstruktion des

данной работы указанные исследования представляют интерес по той причине, что феномен европоцентризма, формировавшийся со времен эпохи Великих Географических открытий, явился одним из факторов, обусловивших складывание контейнерной модели общества. Исследователи из данной группы, анализируя процесс складывания европоцентричного мировоззрения, указывают на значимость двух уровней общественного сознания: теоретического (Э.Саид, М. Боатка, С. Конрад, С. Холл) и обыденного (Т. Мацузава, Э. Мендьета).

Anderen in der postmigrantischen Gesellschaft. Bielefeld: Transcript Verlag, 2016. 256 S; Espahangizi K., Hess S., Karakayali J. Rassismus in der postmigrantischen Gesellschaft. Zur Einleitung // K. Espahangizi, S. Hess, J. Karakayali, B. Kasparek, S. Pagano, M. Rodatz, V. S. Tsianos (Hg.) Movements. Journal für kritische Migrations- und Grenzregimeforschung. Jg. 2, Heft 1/2016: Rassismus in der postmigrantischen Gesellschaft. S.9-23; Gummich J. Verflechtungen von Rassismus und Ableism. Anmerkungen zu einem vernachlässigten Diskurs // I. Attia, S. Köbsell, N. Prasad (Hg.). Dominanzkultur reloaded. Neue Texte zu gesellschaftlichen Machtverhältnissen und ihren Wechselwirkungen. Bielefeld: Transcript Verlag, 2015. S.143 - 154; Herzfeld M. The absent presence: discourses of Crypto-colonialism. In: The South Atlantic quarterly, Jg.101, H.4, 2002. p. 899 - 926; Hill M. Nach der Parallelgesellschaft. Neue Perspektiven auf Stadt und Migration. Bielefeld: Transcript Verlag, 2016. 252 S; Korteweg, A.C., Yurdakul G. Kopftuchdebatten in Europa. Konflikte um Zugehörigkeit in nationalen Narrativen. Bielefeld: Transcript, 2016. 296 S.; Kreutzer F. Stigma „Kopftuch": Zur rassistischen Produktion von Andersheit. Bielefeld: Transcript. 2015; MacCanell D. Staged authenticity. Arrangements of social space in tourist settings // American Journal of Sociology, Vol. 79, No. 3 (Nov., 1973), pp. 589-603; do Mar Castro Varela M., Mecheril P. Dämonisierung der Anderen. Einleitende Bemerkungen // M. do Mar Castro Varela, P. Mecheril. Die Dämonisierung der Anderen. Rassismuskritik der Gegenwart. Bielefeld: Transcript, 2016. S.7-19; Rajan-Rankin S. Anti-racist social work in a 'post-race society'? Interrogating the amorphous 'other' // Critical and Radical Social Work. 2015. Vol.3, №2. p.207-220; Römhild R., Westrich M. Kosmopolitismus an der Grenze. Der Mittelmeerraum als Laboratorium für transversalen Gemeinsinn // Zeitschrift für Kulturwissenschaften. Transcript Verlag.Vol.7, Issue 2, 2012. S.85-98; Schulze R. Die dritte Unterscheidung: Islam, Religion und Säkularität. // W. Lienemann, W. Dietrich. Religionen - Wahrheitsansprüche - Konflikte. TV Zürich, S.147-205; Spielhaus R. Religion und Identität: vom deutschen Versuch, „Ausländer" zu „Muslimen" zu machen. // Zeitschrift für internationale Politik, März, 2006. S. 28-36; Taguieff P.-A. The force of prejudice: on racism and its doubles. Minneapolis, Minn.: University of Minnesota Press, 2001. 424 p; Thoma N., Knappik M. Sprache und Bildung in Migrationsgesellschaft. Machtkritische Perspektiven auf ein prekarisierte Verhältnis. Eine Einführung // N. Thoma, M. Knappik M. Sprache und Bildung in Migrationsgesellschaft. Machtkritische Perspektiven auf ein prekarisierte Verhältnis. Bielefeld: Transcript Verlag, 2015. S.9-10; Todorov T. On human diversity: nationalism, racism and exotism in French Thought. Cambridge MA: Harvard University Press, 1993.Trouillot M.-R. Undenkbare Geschichte: Zur Bagatellisierung der haitischen Revolution // Jenseits des Europazentrismus. Frankfurt, New York: 2002. S.73-103.

Что касается расизма, ряд авторов рассматривают данное явление через призму культурного (В.С. Малахов, А.Н. Мещеряков, Р. Брайдотти, Д. МакКонелл), политического (Э. Хобсбаум, М. Херцфельд, М. до Мар Кастро Варела) и религиозного факторов (Р.Шпильхаус, Ф. Кройцер, Р. Шульце). К пятой группе были отнесены труды, рассматривающие социально-

духовные проблемы, вытекающие из двух значимых процессов

1 2 современности - глобализации и тотальной информатизации . Оба процесса

находятся в прямой взаимосвязи с возникновением и бытованием изучаемого

нами феномена (КМО). Следует отметить, что глобализация весьма

неоднозначно оценивается в научной литературе последних лет: от ее

прямого отождествления с вестернизацией (П. Бергер); рассмотрения

глобализации как непосредственного продолжения колониальной системы

(Д. Чакрабарти) до позиционирования глобализации как процесса,

1 Бергер П. Введение. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. -М.: Аспект Пресс, 2004. С.8 - 24; Беркут В.П., Песоцкий В.А., Майкова В.П. Молчан Э.М., Бондарева Я.В. Методологические и аксиологические подходы к решению проблем консолидации общества в эпоху глобализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018, том 8, №1. С.138-158; Гидденс Э. Последствия современности. -М.: Праксис, 2011. 352 с.; Климов С.Н. Глобализационные проблемы демографии // Безопасность Евразии. М.: Наука, 2004. № 4. С. 574-577; Appadurai A. Modernity at Large. Cultural dimensions of globalization. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 2005. - 248 p.; Chackrabarty D. The idea of Provincializing Europe: Postcolonial Thought and Historical Difference. - Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2007. - 336 p.; Jain R. Kosmopolitische Pioniere. »Inder_innen der zweiten Generation« aus der Schweiz zwischen Assimilation, Exotik und globaler Moderne. Bielefeld: transcript Verlag, 2018. 319 S.; Moghaddam F. M. The new global insecurity. Santa Barbara, CA: Praeger, 2010. 197 p.; Nederveen Pieterse J. Globalization as hybridization // International Sociology. Sage Journals. June 1, 1994. pp.1-18; Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity // Global Modernities. London: SAGE Publications Ltd, 1996. P. 25 - 44; Trouillot M.-R. Global Transformation: Anthropology and the modern world. NY: Palgrave, 2003. 183 P.; Turek J. Globalisierung im Zwiespalt. Die postglobale Misere und Wege, sie zu bewältigen. Bielefeld: Transcript Verlag, 2017. 557 S.

2 Тузовский И.Д. Утопия-XXI: глобальный проект «Информационное общество» / И. Д. Тузовский; Челяб. гос. акад. культ. и искусств. - Челябинск, 2014. 389 с.; Graham G. The Internet: a philosophical inquiry. London, NY: Routledge, 2000. 179 p.; Holischka T. CyberPlaces: Philosophische Annährung an den virtuellen Ort. Bielefeld: Transcript Verlag, 2016. - 212 S.; Kreutzer E.E. Migration in den Medien. Eine vergleichende Studie zur europäischen Grenzregion SaarLorLux. Bielefeld: Transcript, 2016. 378 S.; Schubert R. Räumlickkeit online. Der Mensch im Internet. Wien: Passagen Verlag, 2009. 135 S.; Winter R. Widerstand im Netz. Zur Herausbildung einer transnationalen Öffentlichkeit durch netzbasierte Kommunikation. Bielefeld: Transcript Verlag, 2014. 168 S.

провоцирующего культурную гибридизацию (А. Аппадураи, Я. Недервеен-Питерс, Р. Робертсон).

Современная литература, посвященная специфике информационного общества, может быть направлена на все источники информатизации общества (И.Д. Тузовский), но всё большую актуальность приобретает изучение проблем интернета в качестве важнейшего атрибута информационного общества в новейшее время (Дж. Грэхэм, Т. Холишка, Р. Шуберт, Р Винтер).

В шестую группы выделяются источники, описывающие прогресс как основополагающий фактор цивилизации1. Здесь особенно следует отметить классические сочинения представителей немецкой классической философии: Г.В. Гегеля, И. Канта, К. Маркса и Ф. Энгельса, труды которых во многом заложили вектор развития общественно-гуманитарных наук последующего ХХ столетия.

Седьмая группа состоит из работ, в той или иной степени затрагивающих тему локацией с высокой концентрацией населения различного этнического и культурного происхождения. Авторов данных исследований интересуют следующие проблемы: языковая коммуникация (Р. Филлипсон), превращение этнической культуры в товар (М. Шток, Дж.

Л

Урри), гуманизация городского пространства (Э. Фромм, Т. Зуппингер) .

1 Гегель Г. В. Феноменология Духа. Философия истории. М.: Эксмо, 2007. 880 с. // Кант И. К вечному миру / Сайт кафедры государственного управления и истории Пермского национально исследовательского политехнического университета [Электронный ресурс] URL: http://history.pstu.ru/wp-content/uploads/2013/04/files_File_Kant_K_vechnomu_miru.pdf (Дата обращения: 15.08.2018) // Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.9. // ВикиЧтение [Электронный ресурс]. URL: https://fil.wikireading.ru/32689 (дата обращения: 20.11.2018). // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. 2. Т. 12 // Bendix R. Max Weber: An Intellectual Portrait. Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 1977. P.135-141. // Holly L. Wilson, Kant's Pragmatic Anthropology: Its Origin, Meaning, and Critical Significance (Albany, NY: SUNY, 2006), 7-26.

2 Фромм Э. Бегство от свободы. Philosophical Arkhiv: Sweden, 2016. 231 с.; Phillipson R., Skutnabb-Kangas T. English only worldwide or language ecology? // Tesol Quarterly. Vol.30. №3. 1996; Schäfer R. Tourismus und Ethnizität: Zur gesellschaftlichen Organisation von Außeralltäglichkeit. Bielefeld: Transcript Verlag, 2015. 290 S.; Scherle N. Kulturelle Geographien der Vielfalt. Von der Macht der Differenzen zu einer Logik der Diversität.

Анализ научных работ дает основание для вывода о том, что представленные взгляды и подходы в той или иной мере затрагивают разные аспекты явления контейнерной модели общества. В то же время сегодня имеется противоречие между наличием КМО как целостного, сложного социокультурного явления и отсутствием его социально-философского осмысления, концептуального представления его природы, сущности, специфики проявления в современном мире.

Актуальность обозначенной проблемы, предпосылки ее научного и практического решения определили объект и предмет исследования, а также цель и задачи диссертации.

Объектом исследования является контейнерная модель общества как сложное, системное явление в современном социальном пространстве.

Предметом исследования является генезис, сущность и специфика проявления контейнерной модели общества в социальном бытии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Клепикова Любовь Владимировна, 2019 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Алёхина Е. В., Бондарева Я. В., Демина Л. А., Деникин А. В., Климов С. Н., Копосов Л. Ф., Семаева И. И., Глинский А. В. Формации и волны цивилизации: от Маркса к Тоффлеру и русской философии. - М.: МГОУ, 2018. - 184 с.

2) Арутюнян К.С Мультикультурализм как социокультурный феномен полиэтнического общества // Вопросы философии. 2018. №8. - С.26-33.

3) Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. - М.: Логос, 2004. - 288 с.

4) Бараулина Т. Парадигма интеграции и социальное исключение мигрантов: немецкоязычная социологическая дискуссия // В. Воронков, О. Карпенко, А. Осипов. Расизм в языке социальных наук / СПб.: Алетейя, 2002. - С.118 - 131.

5) Бек У. Что такое глобализация? / Пер с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

6) Бергер П. Введение. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. - М.: Аспект Пресс, 2004. - С.8 - 24.

7) Беркут В.П., Песоцкий В.А., Майкова В.П. Молчан Э.М., Бондарева Я.В. Методологические и аксиологические подходы к решению проблем консолидации общества в эпоху глобализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018, том 8, №1. -С.138-158.

8) Булгаков С. Н. Нация и человечество // Град. - 1934. - № 8. - С. 28-38.

9) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.

10) Гегель Г. В. Феноменология Духа. Философия истории. - М.: Эксмо, 2007. - 880 с.

11) Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества (Серия «Памятники исторической мысли»). - М.: Издательство «Наука», 1977. - 705 с.

12) Гидденс Э. Последствия современности. - М.: Праксис, 2011. - 352 с.

13) Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - М.: Академический Проект, 2009. - 261 с.

14) Кант И. К вечному миру / Сайт кафедры государственного управления и истории Пермского национально исследовательского политехнического университета [Электронный ресурс] URL: http://history.pstu.ru/wp-content/uploads/2013/04/files_File_Kant_K_vechnomu_miru.pdf (Дата обращения: 15.08.2018)

15) Климов С.Н. Глобализационные проблемы демографии // Безопасность Евразии. - М.: Наука, 2004. № 4. - С. 574-577.

16) Климов С.Н. Философия воспитания как специфическая отрасль знания // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1. - С.42-46.

17) Лебек С. Происхождение франков. История средневековой Франции. Т.1. - М.: Скарабей, 1993. - 352 с.

18) Леви-Стросс К. Раса и история. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. ModernLib.Ru. URL: http://modernlib.ru/books/levistross_klod/rasa_i_istoriya/read/ (дата обращения: 24.12.17)

19) Майкова В.П., Захарова О.Н. Туризм как фактор формирования диалогического взаимодействия в современном обществе // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». №4, 2017. - С. 62-69.

20) Малахов В.С. Расовый образ мыслей после расизма: случай России на общеевропейском фоне // Расизм, ксенофобия, дискриминация. Какими мы их увидели... / Сб. статей; сост. и отв. ред. Е. Деминцева. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - С.115-138.

21) Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.9. // ВикиЧтение [Электронный ресурс]. URL: https://fil.wikireading.ru/32689 (дата обращения: 20.11.2018).

22) Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. 2. Т. 12.

23) Метелёв И.С. Социально-философские принципы анализа миграции // Омский научный вестник. №4 (99), 2011. - С.77-80.

24) Мещеряков А.Н. Быть японцем. История, поэтика и сценография японского тоталитаризма. - М.: Наталис, 2009. - 592 с.

25) Песоцкий В.А., Майкова В.П., Бондарева Я.В., Ильченко Д.А. Национализм как угроза демократии и политической стабильности в современной России: монография - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2017. - 115 с.

26) Полякова Н.Л. Методологические основания построения теории общества в социологии конца ХХ — начала XXI в.: отход от "социологической ортодоксии" // Вестник Моск. ун-та. сер. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2011. № 4. - С.76 - 93.

27) Россия - фронтирный социум: анализ динамики социокультурных изменений: монография / С.Н. Климов, Н.Ю. Налётова, А.Ю. Фролова. -М.: Московский государственный университет путей сообщения имени Императора Николая II, 2016. - 168 с.

28) Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. - СПб: «Русский Мiръ», 2006. - 637с.

29) Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. -Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 544 с.

30) Тейс Л. Наследие Каролингов. История средневековой Франции. Т.2. -М.: Скарабей, 1993. - 272 с.

31) Тузовский И.Д. Утопия-ХХ1: глобальный проект «Информационное общество» / И. Д. Тузовский; Челяб. гос. акад. культ. и искусств. -Челябинск, 2014. - 389 с.

32) Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603, [5] с.

33) Тёрборн Г. Мультикультурные общества // Социологическое обозрение. Т.1. № 1. 2001. - С.50-67.

34) Шерр И. Германия. История цивилизации за 2000 лет: В 2-х т. - Мн.: МФЦП, 2005. - 544 с.

35) Терещенко А.В. История культуры русского народа. - М.: Эксмо, 2006. -736 с.

36) Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 288 с.

37) Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: Ad Marginem. 1999. - 479 с.

38) Фуко М. Ненормальные. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974 - 1975 учебном году. - СПб.: Наука, 2004. - 432 с.

39) Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. - М.: ОГИ, 2003. - 288 с.

40) Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.

41) Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. - СПб.: Алетейя, 1998. -119 с.

42) Элиаде М. Миф о благородном дикаре, или престиж начала // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. URL: https: //www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Eliade/Mif_BlDik.php (дата обращения: 20.11.2018)

43) Amir-Moazami S. Politisirte Religion: der Kopftuchstreit in Deutschland und Frankreich. - Bielefeld: Transcript. 2007. - 294 S.

44) Appadurai A. How to make a national cuisine: Cookbooks in contemporary India // Comparative Studies in Society and History. - Vol. 30, No. 1 (Jan., 1988), pp. 3-24.

45) Appadurai A. Modernity at Large. Cultural dimensions of globalization. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 2005. - 248 p.

46) Appiah A.K. Cosmopolitanism: Ethics in a World of Strangers. - New York: Norton, 2006. - 196 P.

47) Bendix R. Max Weber: An Intellectual Portrait. - Berkley, Los Angeles, London: University of California Press, 1977. - P.135-141.

48) Bhabha Homi K. The third Space. Interview with Home Bhabha. In: Jonathan Rutherford (Ed.): Identity: community, culture, difference. - London: Lawrence and Wishart. 1990. - pp. 207-221.

49) Berghahn S., Rostock P. Der Stoff, aus dem Konflikte sind. Debatten um das Kopftuch in Deutschland, Österreich und der Schweiz. - Bielefeld: Transcript. 2009. - 526 S.

50) Bleuler M., Moser A. Einführung // M. Bleuler, A. Moser (Hg.) Ent/grenzen. Künstlerische und kulturwissenschaftliche Perspektiven auf Grenzräume, Migration und Ungleichheit. - Bielefeld, transcript Verlag, 2018. - S. 7-15.

51) Boatca M. Multiple Europas und die interne Politik der Differenz // M.Boatca, W.Spohn Globale, multiple und postkoloniale Modernen. - Augsburg: Rainer Hampp Auflage, 2010. - 370 S.

52) Braidotti R. 'Becoming-world'. // R. Braidotti, P. Hanafin, B. Blaagaard. After Cosmopolitanism. - NY: Routledge, 2013. - P.8-27.

53) Chackrabarty D. The idea of Provincializing Europe: Postcolonial Thought and Historical Difference. - Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2007. - 336 p.

54) Cohen M. Rooted Cosmopolitanism // M. Walzer. Toward a Global Civil Society. - Providence, Oxford: Berghahn Books, 1995. - P.223-234.

55) Comaroff J.L., Comaroff J. Ethnicity, Inc. Chicago: University of Chicago Press, 2009. - 234 p.

56) Conrad S., Randeria S. Einleitung. Geteilte Geschichten - Europa in einer kolonialen Welt // Jenseits des Europazentrismus. - Frankfurt, New York. 2002. - S.9-49.

57) Crawley H., McMahon S., Jones K. Destination Europe? Understanding the dynamics and drivers of Mediterranean migration in 2015. - Coventry: Centre for trust, peace and social relations, Coventry University. - N.1, Nov 2016. -83 p.

58) Dahinden J. «Kultur» als Form symbolischer Gewalt: Grenzziehungsprozesse im Kontext von Migration am Beispiel der Schweiz / B. Nieswand, H.

Drohtbohm // Kultur, Gesellschaft, Migration: Die reflexive Wende in der Migrationsforschung. - Wiesbaden: Springer VS, 2014. - S.97 -121.

59) Delitz H. Kollektive Identitäten. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2018. - 160 S.

60) Dittrich E. J., Radtke F.-O. Der Beitrag der Wissenschaften zur Konstruktion ethnischer Minderheiten // Dittrich E.J., Radtke F-.O. (eds) Ethnizität. VS Verlag für Sozialwissenschaften. - Opladen, 1990. - S. 11 - 40.

61) El-Tayeb F. Undeutsch. Die Konstruktion des Anderen in der postmigrantischen Gesellschaft. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2016. - 256 S.

62) Espahangizi K., Hess S., Karakayali J. Rassismus in der postmigrantischen Gesellschaft. Zur Einleitung // K. Espahangizi, S. Hess, J. Karakayali, B. Kasparek, S. Pagano, M. Rodatz, V. S. Tsianos (Hg.) Movements. Journal für kritische Migrations- und Grenzregimeforschung. Jg. 2, Heft 1/2016: Rassismus in der postmigrantischen Gesellschaft. - S.9-23.

63) Gekeler B.S. Public Engagement with multiculturalism. A Social Representations Approach to Identity Dynamics in London and New York // UCL Discovery [Электронный ресурс]. URL: http://discovery.ucl.ac.uk/1335727/1/1335727.pdf (дата обращения: 15.08.2018).

64) Göle N. Recentring Islam, Decentring Europe, Interpenetrations: Islam-Turkey-Europe. // New Literary History, № 43, 2012. - p.665-685.

65) Graham G. The Internet: a philosophical inquiry. - London, NY: Routledge, 2000. - 179 p.

66) Grande E. Differenz als Potential - Das kosmopolitische Europa // Johler R., Thiel A. Europa und seine Fremde: die Gestaltung kultureller Vielfalt als Herausforderung. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2007. - S.27-40.

67) Gummich J. Verflechtungen von Rassismus und Ableism. Anmerkungen zu einem vernachlässigten Diskurs // I. Attia, S. Köbsell, N. Prasad (Hg.). Dominanzkultur reloaded. Neue Texte zu gesellschaftlichen Machtverhältnissen und ihren Wechselwirkungen. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2015. - S.143 - 154.

68) Hall S. Der Westen und der Rest. // S. Hall. Rassismus und kulturelle Identität. Ausgewählte Schriften 2. - Hamburg: Argument-Verlag, 1994. - S.137 - 179.

69) Hannerz U. Transnational Connections. Culture, People, Places. - London and New York: Routledge, 2000. - 216 p.

70) Hanquinet L., Savage M. (2018): Feeling European in a globalised world and the role of mobility, networks, and consumption: A comparative approach to British exceptionalism, European Journal of Cultural and Political Sociology, DOI: 10.1080/23254823.2018.1478249

71) Herzfeld M. The absent presence: discourses of Crypto-colonialism. In: The South Atlantic quarterly, Jg.101, H.4, 2002. - p. 899 - 926.

72) Hess S., Moser J. Jenseits der Integration. Kulturwissenschaftliche Betrachtungen einer Debatte / S. Hess, J. Binder, J. Moser // No integration?! Kulturwissenschaftliche Beiträge zur Integrationsdebatte in Europa. -Bielefeld: transcript Verlag, 2009. - S.11 - 25.

73) Hess S. Politiken der (Un-)Sichtbarmachung. Eine Kritik der Wissens- und Bilderproduktionen zu Migration. In: Erol Yildiz, Marc Hill (Hg.): Nach der Migration: Postmigrantische Perspektiven jenseits der Parallelgesellschaft. -Bielefeld: Transcript, 2015. - S. 49-64.

74) Hill M. Nach der Parallelgesellschaft. Neue Perspektiven auf Stadt und Migration. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2016. - 252 S.

75) Holly L. Wilson, Kant's Pragmatic Anthropology: Its Origin, Meaning, and Critical Significance (Albany, NY: SUNY, 2006), 7-26.

76) Holischka T. CyberPlaces: Philosophische Annährung an den virtuellen Ort. -Bielefeld: Transcript Verlag, 2016. - 212 S.

77) Jain R. Kosmopolitische Pioniere. »Inder_innen der zweiten Generation« aus der Schweiz zwischen Assimilation, Exotik und globaler Moderne. - Bielefeld: transcript Verlag, 2018. - 319 S.

78) Kaschuba W. Old and new Europe: Representations, Imaginations, Stagings. In: Tsypylma Darieva, Wolfgang Kaschuba (Hg.): Representations on the Margins of Europe. - Frankfurt a.M. u.a.: Campus. 2007. - S. 25-42.

79) Kimmich D., Schahadat S. Einleitung // D. Kimmich, S, Schahadat (Hg.) Kulturen in Bewegung: Beiträge zur Theorie und Praxis der Transkulturalität -Bielefeld: Transcript Verlag, 2012. - S.7 - 21.

80) Korteweg, A.C., Yurdakul G. Kopftuchdebatten in Europa. Konflikte um Zugehörigkeit in nationalen Narrativen. - Bielefeld: Transcript, 2016. - 296 S.

81) Kreutzer E.E. Migration in den Medien. Eine vergleichende Studie zur europäischen Grenzregion SaarLorLux. - Bielefeld: Transcript, 2016. - 378 S.

82) Kreutzer F. Stigma „Kopftuch": Zur rassistischen Produktion von Andersheit. -Bielefeld: Transcript. 2015. - 47 S.

83) MacCanell D. Staged authenticity. Arrangements of social space in tourist settings // American Journal of Sociology, Vol. 79, No. 3 (Nov., 1973), pp. 589-603.

84) do Mar Castro Varela M., Mecheril P. Dämonisierung der Anderen. Einleitende Bemerkungen // M. do Mar Castro Varela, P. Mecheril. Die Dämonisierung der Anderen. Rassismuskritik der Gegenwart. - Bielefeld: Transcript, 2016. - S.7-19.

85) Mazusawa T. The invention of world religions. Or, how European universalism was preserved in the language of pluralism. - London: The University of Chicago Press, 2005. - 384 p.

86) Mendieta E. From imperial to dialogical cosmopolitanism // Ethics & Global Politics. - London: Taylor and Francis, 2009. - Vol.2, Issue 3. - 241-258.

87) Merlitsch K., Ratkovic V. Das Kulturelle an Konflikten in den Blick nehmen / W.Berger, B. Hipfel, K. Merlitsch // Kulturelle Dimensionen von Konflikten. Gewaltverhältnisse im Spannungsfeld von Geschlecht, Klasse und Ethnizität. -Bielefeld: Transcript Verlag, 2010. - S.7-11.

88) Mezzadra S., Brett N. Border as Method, or, the Multiplication of Labor. -Durham, London: Duke University Press, 2013. - 365 p.

89) Mezzadra S. Bürger und Untertanen. Die postkoloniale Herausforderung der Migration in Europa. In: Sabine Hess, Jana Binder (Hg.): No integration?!

Kulturwissenschaftliche Beiträge zur Integrationsdebatte in Europa. -Bielefeld: Transcript. 2009. - S. 207-223.

90) Moghaddam F. M. The new global insecurity. - Santa Barbara, CA: Praeger, 2010. - 197 p.

91) Möller K., Siri J. Wie beobachten? Was tun? Perspektiven der Kritischen Systemtheorie // K. Möller, J. Siri (Hg.) Systemtheorie und Gesellschaftskritik. Perspektiven der Kritischen Systemtheorie. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2016. - S.7 - 17.

92) Nederveen Pieterse J. Globalization as hybridization // International Sociology.

- Sage Journals. - June 1, 1994. - pp.1-18.

93) Oakes P.J., Haslam S.A. & Turner J.C. Stereotyping and Social Reality. -Oxford: Blackwell, 1994. - 272 p.

94) Parekh B. Rethinking multiculturalism. Cultural diversity and political theory. -Basingstoke: Palgrave, 2005. - 424 p.

95) Phillipson R. Realities and myths of linguistic imperialism // Journal of multilingual and multicultural development. - Routledge, Vol.18, Nr.3. 1997. -p. 238-248.

96) Phillipson R., Skutnabb-Kangas T. English only worldwide or language ecology? // Tesol Quarterly. Vol.30. №3. 1996. - pp.429-452.

97) Pollock S, Bhabha H.K., Breckenridge C.A., Chakrabarty D. Cosmopolitanism. // Carol A. Breckenridge, S. Pollock, Homi K. Bhabha, D. Chakrabarty Cosmopolitanism. - Durham, NC & London: Duke University Press, 2002. -p.1-14.

98) Prieur A., Savage M. emerging forms of cultural capital // European Societies.

- New York: Routledge, 2013. Vol.15, No.2. - P. 246-267.

99) Radtke F.-O. Zur Konstruktion des Fremden im Diskurs des Multikulturalismus. [Электронный ресурс] // User.Uni-Frankfurt. URL: http://user.uni-frankfurt.de/~haberme/multikulti.html (дата обращения: 15.12. 2017).

100) Rajan-Rankin S. Anti-racist social work in a 'post-race society'? Interrogating the amorphous 'other' // Critical and Radical Social Work. -2015. Vol.3, №2. p.207-220.

101) Rauch A. Einleitung. Kultur-Interkulturalität-Fremdheit // Fremdheit und Interkulturalität- Aspekte kultureller Pluralität / A. Rauch (Hg.). - Bielefeld: Transcript Verlag, 2017. - S.7-13.

102) Reckwitz A. Die Kontingenzperspektive der 'Kultur. Kulturbegriffe, Kulturtheorien und das kulturwissenschaftliche Forschungsprogramm. // F. Jaeger, J. Rüsen (Hg.) Handbuch der Kulturwissenschaften, Band III: Themen und Tendenzen. - Stuttgart/ Weimar: J.B. Metzler, 2004. - S. 1 - 20.

103) Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity // Global Modernities. - London: SAGE Publications Ltd, 1996. - P. 25 - 44.

104) Römhild R., Westrich M. Kosmopolitismus an der Grenze. Der Mittelmeerraum als Laboratorium für transversalen Gemeinsinn // Zeitschrift für Kulturwissenschaften. - Bielefeld: Transcript Verlag.Vol.7, Issue 2, 2012. -S.85-98.

105) Römhild R. Fremdzuschreibungen Selbstposotionierungen: Die Praxis der Selbstethnisierung im Alltag der Einwanderungsgesellschaft. // B. Schmidt-Lauber (Hg.) Ethnizität und Migration: Einführung in Wissenschaft und Arbeitsfelder. -Berlin: Reimer, 2007. - S.157-177.

106) Rudolph K. Inwieweit ist der Begriff „Religion" eurozentrisch? // U. Bianchi. The Notion of „Religion" in Comparative Research. - Rom: 1994. -S.131-134.

107) Schäfer R. Tourismus und Ethnizität: Zur gesellschaftlichen Organisation von Außeralltäglichkeit. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2015. - 290 S.

108) Scherle N. Kulturelle Geographien der Vielfalt. Von der Macht der Differenzen zu einer Logik der Diversität. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2016. - 296 S.

109) Schubert R. Räumlickkeit online. Der Mensch im Internet. - Wien: Passagen Verlag, 2009. - 135 S.

110) Schultz S. Die zukünftige Nation. Zur Demografisierung von Migrationspolitik und neuen Konjunkturen des Rassismus // K. Espahangizi, S. Hess, J. Karakayali, B. Kasparek, S. Pagano, M. Rodatz, V. S. Tsianos (Hg.) Movements. Journal für kritische Migrations- und Grenzregimeforschung. Jg. 2, Heft 1/2016: Rassismus in der postmigrantischen Gesellschaft - S.117 - 140.

111) Schulze R. Die dritte Unterscheidung: Islam, Religion und Säkularität. // W. Lienemann, W. Dietrich. Religionen - Wahrheitsansprüche - Konflikte. TV Zürich, S.147-205.

112) Sökefeld M. Zum Paradigma kultureller Differenz // Johler R., Thiel A. Europa und seine Fremde: die Gestaltung kultureller Vielfalt als Herausforderung - Bielefeld: Transcript Verlag, 2007. - S. 41-57.

113) Spielhaus R. Religion und Identität: vom deutschen Versuch, „Ausländer" zu „Muslimen" zu machen. // Zeitschrift für internationale Politik, März, 2006. S. 28-36.

114) Stock M. Der Geschmack der Gentrifizierung. Arabische Imbisse in Berlin. -Bielefeld: transcript Verlag, 2013. - 352 S.

115) Taguieff P.-A. The force of prejudice: on racism and its doubles. -Minneapolis, Minn.: University of Minnesota Press, 2001. - 424 p.

116) Thiel A., Walther A., Seiberth K. Migration, Integration und die Gestaltung kultureller Vielfalt / R. Johler, A. Thiel // Europa und seine Fremde: die Gestaltung kultureller Vielfalt als Herausforderung. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2007. - S. 13-25.

117) Thoma N., Knappik M. Sprache und Bildung in Migrationsgesellschaft. Machtkritische Perspektiven auf ein prekarisierte Verhältnis. Eine Einführung // N. Thoma, M. Knappik M. Sprache und Bildung in Migrationsgesellschaft. Machtkritische Perspektiven auf ein prekarisierte Verhältnis. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2015. - S.9-10.

118) Todorov T. On human diversity: nationalism, racism and exotism in French Thought. - Cambridge MA: Harvard University Press, 1993. - Vol. 11, No. 3. -pp. 66-70.

119) Trouillot M.-R. Global Transformation: Anthropology and the modern world. - NY: Palgrave, 2003. - 183 P.

120) Trouillot M.-R. Undenkbare Geschichte: Zur Bagatellisierung der haitischen Revolution // Jenseits des Europazentrismus. - Frankfurt, New York: 2002. -S.73-103.

121) Turek J. Globalisierung im Zwiespalt. Die postglobale Misere und Wege, sie zu bewältigen. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2017. - 557 S.

122) Urry J. Consuming Places. - London, NY: Routledge. Taylor & Francis, 1995. - 257 p.

123) Vertovec S., Cohen R. Conceiving cosmopolitanism: theory, context and practice. - Oxford: Oxford University Press, 2002. - pp. 1-22.

124) Vertovec S. Super-diversity and its implications. // S. Vertovec. Anthropology of Migration and Multiculturalism. - Routledge, 2010. - p.1024-1054.

125) Warneken B.J. Zum Kulturbegriff der empirischen Kulturwissenschaft. Kolloquim zum Kulturbegriff, 18.-21. 1999. - Halle, 2000. - S.207-213.

126) Wilk R. Home Cooking in the Global Village. Caribbean Food from Buccaneers to Ecotourists. - Oxford: Bloomsbury Academic, 2006. - 288 p.

127) Wille C., Reckinger R. Zur Untersuchung von Raum- und Identitätskonstruktionen in Grenzregionen // Wille C., Reckinger R., Kmec S., Hesse M. (Hg.) Räume und Identitäten in Grenzregionen. Politiken - Medien -Subjekte. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2014. - S.9-14.

128) Wimmer A., Glick Schiller N. Methodological nationalism and beyond: national-state building, migration and the social sciences. // Global networks. A journal of transnational affairs. - Oxford: John Wiley & Sons Ltd & Global Networks Partnership, 2002.Vol.2, Issue 4. - p. 301 - 334.

129) Winter R. Widerstand im Netz. Zur Herausbildung einer transnationalen Öffentlichkeit durch netzbasierte Kommunikation. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2014. - 168 S.

130) Zuppinger T. Humanisme et urbanisme. [Электронный ресурс] // Implications philosophiques perception, axiologie et rationalité dans la pensée contemporaine. URL: https://www.implications-

philosophiques.org/Habitat/Zuppinger1.html (дата обращения: 21.12.17).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.