Социально-философские воззрения Марка Туллия Цицерона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор наук Федоров Денис Андреевич

  • Федоров Денис Андреевич
  • доктор наукдоктор наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 756
Федоров Денис Андреевич. Социально-философские воззрения Марка Туллия Цицерона: дис. доктор наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2018. 756 с.

Оглавление диссертации доктор наук Федоров Денис Андреевич

Введение

Глава 1. Социально-политические предпосылки и идейные истоки философии Цицерона

1.1. Социально-политические изменения в римском обществе и

трансформации ценностных установок римлян в эпоху Цицерона

1.2. Идейные предпосылки философии Цицерона

1.3. Текстуальные источники социальной философии Цицерона

1.4. Цицерон как переводчик и популяризатор греческой философии

Глава 2. Общество и природа социальных отношений в философии Цицерона

2.1. «Конвенциональная» теория происхождения общества по

Цицерону

2.2. Социальная природа человека и общественное мнение в философии Цицерона

2.3. Проблема разграничения понятий «государство» ("res publica") и «народ» ("populus") в произведениях Цицерона

Глава 3. Общественные явления и институты в оценке Цицерона

3.1. Феномен социального неравенства в сочинениях Цицерона

3.2. Коммуникативные аспекты социальной философии Цицерона. Публичная речь как инструмент социального управления

3.3. Социально-управленческие функции государственной религии и секулярный аспект в философии Цицерона

3.4. «Конвенциональный» аспект в правовом учении Цицерона ...294 Глава 4. Влияние учения Цицерона на дальнейшее развитие

U U А

поздне-античной социальной мысли

4.1. Рецепция социальных идей Цицерона в период принципата (сер. I

в. до н.э - конец III в. н.э.)

4.2. Цицерон в социально-политической мысли эпохи домината (1У-У вв. н.э.)

Заключение

Список сокращений

Список источников и литературы

Введение

Диссертационное исследование посвящено выявлению актуальной для современного философского дискурса социальной проблематики в интеллектуальном наследии Марка Туллия Цицерона как одного из наиболее самобытных и неординарных представителей античной социальной мысли. Написанная на основе анализа всей совокупности доступных первоисточников учения Цицерона, диссертация является первым комплексным исследованием подобного рода в рамках изучения проблемного поля генезиса социально-философского знания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские воззрения Марка Туллия Цицерона»

Актуальность исследования.

Марк Туллий Цицерон принадлежит к числу тех немногочисленных социальных мыслителей в мировой истории, справедливо заслуженная слава и исключительный творческий гений которых по прошествии веков и тысячелетий не угасают во тьме забвения, но еще ярче разгораются в памяти благодарных потомков. Каждое поколение, с неизменным уважением обращаясь к историческому наследию великой античной цивилизации, расцвет, стремительное возвышение и трагическая гибель которой по прежнему служат уроком для всего человечества, вновь и вновь возвращается к судьбе Цицерона, не уставая черпать из неистощимой творческой кладовой интеллектуального наследия этой незаурядной исторической личности - римского философа, оратора и политика, яркого представителя того узкого образованного социального слоя, который спустя многие столетия вполне заслуженно получит в историографии гордое имя «античной интеллигенции»1.

1 Фролов Э.Д. Античная интеллигенция // Фролов Э.Д. Парадоксы истории -парадоксы античности. СПб., 2004. С. 298.

«Ни одна эпоха в мировой истории не произвела на свет более выдающегося политического деятеля и философа в одном лице, нежели Цицерон», - писал выдающийся представитель республиканизма Джон Адамс1. Данная комплиментарная характеристика, проникнутая почти сакральным преклонением перед исключительными и чрезвычайно разносторонними талантами этого уникального римского интеллектуала, вполне справедлива и актуальна и в наши дни.

Приходится лишь сожалеть, что современная наука обращается к Цицерону главным образом как к активному политическому деятелю одного из наиболее драматичных эпизодов римской истории - периода кризиса и падения римской республики2. Пристальное внимание уделяется Цицерону также со стороны теоретиков права3, специалистов по риторике и ораторскому искусству4, а также политологов5. Что же касается вклада Цицерона в развитие социально-философской мысли, нельзя не отметить гораздо более скромное внимание исследователей к данной проблематике. Между тем, в течении почти двух тысяч лет после

«_» «_»«_» у-«

своей смерти, для мыслителей поздней античности, Средневековья и эпохи Возрождения, Цицерон оставался автором «номер один» именно как в качестве незаурядного (хотя и не вполне оригинального) социального мыслителя. Трактат «Об обязанностях» входил в обязательный курс школьного чтения в течение нескольких столетий во многих странах Западной Европы, работы «О природе богов» и «Тускуланские беседы» Вольтер именовал не иначе как «самыми

1 Adams J., Carey G. The Political Writings of John Adams. Washington, 2001. P. 121.

2 См. напр.: Утченко СЛ. Кризис и падение римской республики. М., 1965; Lacey W.K. Cicero and the End of the Roman Republic. N. Y., 1978.

3 См. напр.: Harries J. Cicero and the Jurists: From Citizen's Law to the Lawful State. L., 2006; Cicero the Advocate / Ed. by J. Powell, J. Paterson. Oxf., 2004.

4 См. напр.: Vasaly A. Representations: Images of the World in Ciceronian Oratory. Berkeley, 1993.

5 См. напр.: Habicht C. Cicero the Politician. Baltimore, 1990.

прекрасными сочинениями, которые когда то писала мудрость»1, а изучение речей Цицерона считалось непреложной частью обязательной подготовки каждого юриста и оратора. Однако в XIX в. ситуация изменилась, и интерес к интеллектуальному наследию этого римского автора постепенно начинает угасать. В этот период сочинения Цицерона часто рассматриваются исследователями как сугубо вторичное явление по отношению к греческой философской традиции. Вполне симптоматична в данном случае разгромная характеристика, данная Цицерону немецким исследователем Т. Моммзеном (одним из учителей Макса Вебера), описывавшим римского оратора (в противоположность Цезарю) не иначе как «дилетанта во всем» и «бездарного компилятора»2. Что же касается российской науки, масштабный кризис, постигший отечественные гуманитарные науки после революционных событий 1917 г. и высылки цвета русской интеллигенции на «философском пароходе» в 1922 г., не могли не повлиять на развитие отечественной традиции изучения социальных учений Античности. На долгие десятилетия своеобразным «дамокловым мечом» над именем Цицерона тяготела нелицеприятная характеристика, данная ему Ф. Энгельсом в одном из писем к К. Марксу3. Во многом благодаря этому, в советской историографии Цицерон представлен главным образом с точки зрения изучения его политических воззрений4, которые при этом далеко не всегда характеризовались лицеприятно.

1 М. Туллий Цицерон. Полное собрание речей в русском переводе / Пер. с лат. В.А. Алексеева под ред. Ф.Ф. Зелинского. Т. I. СПб., 1901. С. XIV.

2 Моммзен Т. История Рима. Т. 3. СПб., 1995. С. 424.

3 Можно предположить, что данная характеристика дана Энгельсом под влиянием работ и оценок Т. Моммзена. См. также: Штаерман Е.М. Цицерон и Цезарь в послевоенной буржуазной литературе // ВДИ. 1950. № 3. С. 153.

4 См. напр. Утченко СЛ. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики. М., 1952.

Среди немногочисленных примеров обращения западного специалиста-философа к античному периоду истории социальных учений можно привести упомянутую выше классическую монографию К.Поппера «Открытое общество и его враги1». Критически рассмотрев социальное учение античных идеологов «закрытого общества» в первом томе своей работы, Поппер, однако, акцентировал внимание главным образом на древнегреческой социально-философской традиции, полностью игнорируя социальную мысль эпохи Древнего Рима. Впоследствии Поппер признал этот серьезный недостаток своего фундаментального исследования. В личном письме, написанном в 1993 г. в адрес итальянского исследователя Р.Пеццименти, Поппер, «глубоко соглашаясь» с доводами последнего относительно необходимости изучения Цицерона в качестве первого античного предвестника теории «открытого общества», писал: «Только в последние годы я осознал значение римской традиции, и Цицерона... Но я знал так мало о Цицероне...»2. Работа К.Поппера, несмотря на ярко выраженный «модернистский подход», на наш взгляд, представляет собой вполне удачную попытку «переосмысления» античной философской традиции, опираясь на современные для того времени научные парадигмы, и оперируя сложившимся в теоретико-социологическом дискурсе специфическим научным лексиконом для описания различных социальных явлений.

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. М., 1992. Критический анализ некоторых представлений К. Поппера в отдельных вопросах античной философии, см. напр.: Светлов Р.В., Королев В А. Был ли Ликофрон либералом? (правы ли Б. Чичерин и К. Поппер?) // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2015. № 15. С. 412-420; Чернышов Ю.Г. Платоновская утопия — «инструкция для организаторов тоталитаризма»? // Известия Алтайского государственного университета. № 2. 1996. С. 39—41;

2 Pezzimenti R., Berlin I., Popper K. The Open Society and Its Friends: With Letters from Isaiah Berlin and the Late Karl R. Popper. Leominster; Roma, 1997. P. 179.

Лишь во второй половине XX столетия среди исследователей вновь пробуждаться интерес к социально-философской (и прото-социологической1) тематике работ Цицерона2. Весьма симптоматична, в частности, характеристика, данная Цицерону крупным современным исследователем теории методологического индивидуализма в социальных науках Л. Уденом: «Идеи Цицерона о [роли] индивидов в обществе целиком и полностью социологичны»3.

Думается, что и в настоящее время, несмотря на череду пролетевших столетий, произведения Цицерона могут преподнести немало уроков и для нынешнего поколения. Нельзя забывать, что общественная жизнь, политическая и литературная карьера, а также трагическая судьба этого яркого социального мыслителя древнего мира неразрывно связаны с, возможно, самой грандиозной трагедией в истории всего античного общества - процессом трансформации и разрушения демократической составляющей политической системы Римской республики - системы, безусловно, не лишенной своих недостатков, но все же являвшейся значительным «шагом вперед» по сравнению с восточными деспотиями. Данный процесс вполне справедливо охарактеризован Т.В. Кудрявцевой: «На смену Республике, на смену пусть ограниченной и несовершенной, с олигархическим привкусом, но все же демократии, пришла Империя, пришла сначала

1 Термин «прото-социология» («proto-sotiology») предложен в 1950 г. Т. Парсонсом для обозначения «доклассического» периода истории социологии. См.: Parsons T. The Prospects of Sociological Theory // American Sociological Review. Vol. 15. № 1. 1950. Р. 4.

2 См. напр.: Mackendrick P., Singh K. The Philosophical Books of Cicero. L., 1989.

3 Udehn L. Cicero: Persons and Positions // Sociological Insights of Great Thinkers: Sociology through Literature, Philosophy, and Science / Ed. by C. Edling, J. Rydgren. Santa Barbara, 2011. P. 124.

замаскированная а затем уже без всяких масок диктатура»1. Именно поэтому, по нашему мнению, особенного интереса для исторического исследования заслуживает судьба и интеллектуальное наследие тех, кто по мере сил, средств, способностей и талантов противостоял губительному процессу разрушения республиканских институтов, традиций, ценностей и идеалов. И если о социально-философских воззрениях большинства римских авторов I в. до н.э. мы можем судить лишь по косвенным позднейшим свидетельствам и немногочисленным отрывкам сочинений - то социальное учение Цицерона, благодаря скрупулезно сохраненными благодарными потомками трактатам, речам, и эпистолярному наследию этого незаурядного человека, политического деятеля и философа предстает перед нами во всей его полноте.

Между тем, вполне очевидно, что, несмотря на отмеченную ограниченность первоисточников и череду столетий, отделяющих нашу эпоху от античной цивилизации, многие социальные проблемы, привлекающие внимание Цицерона как одного из наиболее ярких идейных предшественников современной социальной философии, могут представлять безусловный интерес и для актуального современного научного дискурса. В частности, волновавшая древнего мыслителя проблема происхождения первичных социальных отношений доселе так и нашла адекватного разрешения, и до сих пор представляет собой одну из наиболее интригующих загадок для современных исследователей. Отдельные рассуждения Цицерона в отношении социального неравенства и мобильности, несмотря на их определенную наивность и фантастичность, могут представлять интерес для современных исследователей данных явлений. Проблема соотношения социального детерминизма и личностной автономии живо перекликаются с современной дискуссией сторонников социального холизма и

1 Кудрявцева Т.В. Чрезвычайные полномочия полководцев как источник императорской власти в Риме. Автореф. дис. ... к.и.н. Л., 1990. С. 1.

методологического индивидуализма. Наконец, рассуждения Цицерона как теоретика риторики об императивной функции публичной речи во многом остаются актуальными для современных специалистов в сферы публичных коммуникаций.

Социальная философия Цицерона также сохраняет свою безусловную актуальность и для реалий социальной жизни сегодняшнего дня. Обращаясь к теориям цикличности исторического развития, можно отметить, что социальные проблемы, значимые для римского общества I в. до н.э., во многом перекликаются с тождественными проблемами современности. В частности, ряд исследователей1 вполне справедливо сравнивают экспансию римской Республики в Средиземноморье с процессом мировой социокультурной глобализации конца XX в., а система функционирования политических институтов древнего Рима вполне может послужить ценным уроком для стран, становящихся сегодня на путь демократического развития.

На основании вышесказанного очевидная значимость социально-философских воззрений Цицерона представляется бесспорной не только как важный этап в развитии философского знания, но и для разрешения насущных проблем современной общественной жизни, что и обуславливает актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования.

Проведенный анализ изученности проблемного поля настоящего исследования демонстрирует, что к настоящему времени ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе не представлено ни одного исследования, превышающего объемом статью, полностью

1 См. напр.: Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2003. С. 294.

посвященного изучению социально-философской проблематике в сочинениях Цицерона. Интерес специалистов в области истории философии к данному аспекту интеллектуального наследия данного римского мыслителя следует признать достаточно слабым. Данная проблематика находит свое отражение в основном в работах представителей смежных наук - в первую очередь, всеобщей истории. Вполне очевидно, однако, что вопрос о степени научной разработанности проблематики социально-философских воззрений Цицерона невозможно рассмотреть без анализа накопленных исторической наукой совокупности исследований по данному вопросу в зарубежной и отечественной научной традиции - включая и работы нефилософского характера. Таким образом, для целей настоящего исследования был осуществлен обзор всей научной литературы, в которой затронуто предметное поле исследования - вне зависимости от ее дисциплинарной принадлежности.

Социальное учение Цицерона в зарубежной научной литературе. Сравнительно позднее относительно других общественных наук институциональное становление истории социальных учений как особой области научного знания наложило свой отпечаток и на характер изучения тематики Цицерона как социального мыслителя. Вплоть до начала XVIII в. интерес зарубежного антиковедения к социальной тематике в работах Цицерона проявлялся в исключительно в контексте рассмотрения его биографии (в первую очередь - политической). Одной из первых работ, в которой предпринята попытка описания отдельных социальных взглядов Цицерона, стал двухтомный очерк жизни римского мыслителя, написанный К. Миддлтоном1 и впоследствии многократно переиздававшийся. Перечисление работ Цицерона выполнено в привязке к биографическим сведениям, которые представляют основной интерес для автора.

1 Middleton C. History of the Life of Marcus Tullius Cicero. Vol. I-II. L., 1741.

Начало XIX в. характеризовалось доминированием в исторической науке о Древнем Риме, в основном, немецких историков. Именно в этот период в западной науке формируется пренебрежительно-негативное отношение как к личности Цицерона, так и к его философским воззрениям. Начало данной тенденции положил один из отцов-основателей германской науки о классической античности В. Друманн. В своем фундаментальном многотомном труде «История Рима в процессе перехода от республики к монархии»1 (1844 г.) данный автор принижает значение Цицерона как самобытного мыслителя, в свою очередь телеологизируя и превознося роль другого политического деятеля того периода - Юлия Цезаря. Схожей позиции придерживается другой выдающийся немецкий историк и исследователь римского права -Теодор Моммзен, чье гиперкритическое мнение о Цицероне как философе и правоведе на долгие десятилетия закрепилось в специальной литературе. Вслед за В. Друманном идеализируя личность Цезаря, Т. Моммзен уделяет Цицерону отдельный параграф в третьем томе своего капитального произведения «История Рима»2. По Т. Моммзену, Цицерон как писатель «стоит столь же низко, как и в роли государственного человека»3. Его учение, считает историк, представляет собой не более, чем признак упадка классической античной культуры, а цицеронианизм «представляет собой проблему, которая не может, в сущности, быть разрешена»4.

Эта весьма радикальная точка зрения Моммзена, однако, далеко не всегда поддерживалась современниками. В частности, британский

1 Drumann W. Geschichte Roms in seinem Uebergange von der republikanischen zur monarchischen Verfassung: oder Pompejus, Caesar, Cicero und ihre Zeitgenossen. Bd. 6. Königsberg, 1844.

2 Моммзен Т. История Рима. Т. 3. М., 1995.

3 Там же. С. 424.

4 Там же.

биограф Цицерона Д. Холлингс отмечал определенную самобытность и оригинальность социально-политических воззрений Цицерона, считая его одним из самых ярких и значительных мыслителей античности, сравнивая учение римского мыслителя с «тщательно взращенным и хорошо организованным садом»1, положительно характеризуя его ярко выраженную эмпирическую направленность2. Схожей позиции придерживается французский исследователь Г. Буассье, автор опубликованного в 1865 г. исследования жизни римского общества периода кризиса Республики «Цицерон и его друзья»3. В целом поддерживая эпигонство Цицерона как компилятора работ греческих авторов, Г. Буассье признает за ним определенную оригинальность, в частности отмечая глубокие отличия его политических воззрений от идеализированной утопии Платона4. По мысли Г. Буассье, государственное и правовое устройство, описанное Цицероном в трактате "De ге publica", при всех своих недостатках «было тем не менее одним из самых лучших устройств того времени, и что, может быть, ни одно, кроме него, не сделало столько для удовлетворения двух насущнейших потребностей общества - порядка и свободы»5.

Из произведений конца Х1Х - начала XX вв. следует отметить достаточно объемный биографический очерк жизни Цицерона, написанный Э. Троллопом1, отдельные главы которого затрагивают и социальное учение римского мыслителя. Среди работ того же периода некоторую научную ценность для рассматриваемой в настоящем исследовании тематики по-прежнему сохранили отдельные

1 Hollings J. Life of Marcus Tullius Cicero. L., 1839. Р. 544.

2 Ibid. P. 545.

3 Boissier G. Cicéron et ses amis: étude sur la société Romaine du temps de César. P., 1865.

4 Буассье Г. Цицерон и его друзья. Очерк о римском обществе времен Цезаря. СПб., 1993. С. 68.

5 Там же. С. 72.

исторические монографии, написанные Ф. Али2, А. Черчем3, А. Гьюдманом4, В. Фаулером5 и Т. Петерсоном6. Также следует отметить отметить биографический очерк жизни Цицерона, написанный Е. Зилером7, в котором автор отмечает сильную зависимость социально-политических взглядов Цицерона от греческой философии. Кроме того, Е. Зилер подчеркивает «энциклопедичность» и разностороннюю развитость Цицерона как мыслителя, чьи научные интересы простирались от психологии до политических наук и историографии8.

Попытку переосмысления и оригинальной интерпретации социально-политических воззрений Цицерона предпринял выдающийся немецкий историк античности Э. Мейер9. Проанализировав ряд произведений Цицерона, данный автор пришел к неординарному выводу о его монархических симпатиях, отмечая сходство его воззрений с политическими идеями Платона1. Таким образом, по мысли Э. Мейера, творчество Цицерона во многом в последующем послужило идейным обоснованием развития римского принципата и авторитарной власти. Принципиально иную трактовку воззрений Цицерона предлагает британский антиковед Р. Сайм, в своей

1 Trollope A. The Life of Cicero. N.Y., 1881.

2 Aly F. Cicero: Sein Leben und seine Schriften. B., 1891.

3 Church A. Roman Life in the Days of Cicero: Sketches Drawn from His Letters and Speeches. L., 1883.

4 Gudeman A. The Sources of Plutarch's Life of Cicero. Philadelphia, 1902.

5 Fowler W. Social Life at Rome in the Age of Cicero. L., 1909.

6 Petersson T. Cicero: A Biography. Berkeley, 1920.

7 Sihler E. Cicero of Arpinum: A Political and Literary Biography Being a Contribution to the History of Ancient Civilization and a Guide to the Study of Cicero's Writings. Yale, 1914.

8 Ibid. P. 464.

9 Meyer E. Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus: innere Geschichte Roms von 66 bis 44 v. Chr. Stuttgart; B., 1922.

классической монографии "The Roman Revolution" представивший Цицерона в качестве типичного защитника идеологии римской олигархии2.

Несмотря на то, что историография середины XX столетия начинает рассматривать Цицерона уже не только как политика, судебного адвоката и оратора, но и как автора самобытных философских работ, в научной литературе о нем по-прежнему продолжают доминировать сугубо биографические произведения. К числу таковых можно отнести работы Г. Делайна3, Т. Франка4, К. Бюхнера5, Д. Рольфе6, представляющие умеренный интерес для историка социальной философии. В этом ряду выгодно выделяется классические монографии М. Гельцера о Цицероне и Цезаре7, а также работа того же автора, посвященная роли нобилитета в социальной структуре римского общества8.

Относительно оригинально и нешаблонно в данном ряду выглядит биография Цицерона, написанная американским юристом Р. Уилкином9, который проявил особый интерес к учению Цицерона о государстве и общества. Уилкин идеализирует Цицерона, считая его

«_» г* «J

альтруистом и защитником сложившейся в обществе правовой системы. Таким образом, по мысли автора, Цицерон является отцом-основателем

1 Ibid. S. 184.

2 Syme R. The Roman Revolution. Oxf., 1956. P. 24.

3 Delayen G. Cicero. N.Y., 1931.

4 Frank T. Cicero. Milford, 1932.

5 Büchner K. Cicero: Bestand und Wandel seiner geistigen Welt. Heidelberg, 1964.

6 Rolfe J. Cicero and His Influence. N.Y., 1963.

7 Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman / Trans. by P. Needham. Oxf., 1968; idem. Cicero. Ein biographischer Versuch. Wiesbaden, 1969.

8 Gelzer M. Die Nobilität der römischen Republik. Lpz., 1912. Англ. издание: Gelzer M. The Roman Nobility / Trans. by R. Seager. Oxf., 1969.

9 Wilkin R. Eternal Lawyer: A Legal Biography of Cicero. N.Y., 1947.

современного конституционализма. «Его концепция права, — пишет Уилкин, — создана под влиянием его концепции правительства, теории государства, его природы и цели. И все эти идеи, концепции и отношения управляются и обосновываются его верой в извечную сущность человека, в его отношения с близкими, в его место в мире»1.

Линию гиперкритического отношения к личности и взглядам римского мыслителя продолжает анализ переписки Цицерона, проделанный французским исследователем Ж. Каркопино2. Несмотря на общую тенденциозность и некоторую эмоциональность, работа Каркопино заслуживает внимания хотя бы потому, что разрушает некоторые устойчивые стереотипы, сложившиеся в литературе относительно личности Цицерона и мотивов создания его социально-политических трактатов.

Параллельно в западной научной литературе развивается интерес к философским воззрениям Цицерона. Одной из первых серьезных работ на эту тему стала публикация Х. Ханта3, который, исследуя социально-философские корни гуманизма и антропоцентризма, одним из первых ярких представителей этих идейных философских направлений считает именно Цицерона. Традицию изучения наследия римского мыслителя с позиций философии продолжил П.Маккендрик4, выполнивший детальное исследование практически всех его крупных философских трактатов, частично затронув при этом и проблематику правового аспекта этих произведений.

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась дальнейшим повышением интереса к социально-философским воззрениям Цицерона со стороны представителей различных общественных наук: правоведов,

1 Ibid. Р. 208.

2 Carcopino J. Secrets de la correspondance de Cicéron. P., 1947.

3 Hunt HA. The Humanism of Cicero. Melbourne, 1954.

4 Mackendrick P., Singh K. The Philosophical Books of Cicero. L., 1989.

политологов, философов. В данном контексте интересны работы О. Зееля1, Р. Смита2, Т. Дорей3, М. Фурманна4, М. Гибеля5. Отдельного интереса заслуживает оценка творчества Цицерона, данная известным британским исследователем античности Д.Р. Шеклтоном Бейли6. Последний считает Цицерона достаточно заурядным мыслителем, не внесшим сколько-нибудь значимого вклада в социальную мысль по сравнению с древними греками (также, впрочем, как и любой другой римский философ). Мировоззрение Цицерона сформировалось под влиянием греческой философии, однако он, по мысли Шеклтона Бейли, «не был практическим моралистом, и его жизнь лежала по ту сторону его [социально-философских] максим»7. Небезынтересно также отметить монографию французского историка П. Грималя8, также в основном посвященную биографии Цицерона как «государственного человека», с отдельными комментариями относительно его социально-правовых воззрений. Вслед за Э. Майером П. Грималь присоединяется к мнению о «монархических» взглядах Цицерона в поздний период его творчества. «Цицерон - провозвестник империи, - пишет Грималь, -всей душой ненавидя единоличное правление, он готовил его торжество, создавал его идеологию»9. Исследователь подчеркивает прикладной, реалистичный характер учения Цицерона о государстве, отмечая что «Цицерон вдохновлялся идеями Платона, его идеальным государством. Но в отличие от Платона у Цицерона была надежда осуществить мечту,

1 Seel O. Cicero. Wort - Staat - Welt. Stuttgart, 1961.

2 Smith R.E. Cicero the Statesman. Cambr., 1966.

3 Dorey TA. Cicero. L., 1965.

4 Fuhrmann M. Cicero and the Roman Republic. Oxf., 1992.

5 Giebel M. Marcus Tullius Cicero. Hamburg, 1991.

6 Shackleton Bailey D.R. Cicero. N.Y., 1971.

7 Ibid. Р. 10.

8 Грималь П. Цицерон. М., 1991.

9 Там же. С. 495.

ведь такое почти совершенное государство существовало на протяжении целого века в Риме Сципионов»1.

Первой комплексной попыткой рассмотреть социально-политическую программу Цицерона в контексте его общесоциальных воззрений стала монография Н. Вуда "Cicero's Social and Political Thought", опубликованная в 1988 г. в США2. По нашему мнению, работа Н. Вуда является одной из редких удачных попыток сведения разрозненных рассуждений римского мыслителя на социально-политическую тематику в некое подобие целостной системы. Будучи в большей степени по специалистом по собственно истории политико-правовых учений3, нежели историком философии, Н. Вуд фактически впервые в научной литературе обращает внимание на ранее пребывающие «в тени» профессионального дискурса аспекты творчества Цицерона как социального мыслителя. В частности, наряду с хорошо изученными вопросами отношения римлянина к феномену права, правосудия, политической системы, государства, римской конституции, Н. Вуд также исследует проблематику взглядов Цицерона на институт частной собственности, социального неравенства, социального управления и насилия как политического инструмента.

у—у «_» «_»«_»

Отметая сложившийся в предшествующей исторической традиции гиперкритицизм, Н. Вуд отмечает ряд аспектов нормативного регулирования социальных отношений, впервые затронутых в работах Цицерона. Тем не менее, по мнению Н. Вуда, Цицерона все же нельзя отнести к числу крупных философов «первого звена» - Платона, Аристотеля, Локка, Руссо, Гегеля, однако его социально-политическое творчество вполне можно поставить в ряд с работами таких авторов как

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Федоров Денис Андреевич, 2018 год

Источники

1. Августин Аврелий. Исповедь / Пер. с лат. и комм. М.Е. Сергеенко. М.: Ренессанс, 1991.

2. Августин Аврелий. О граде божьем / Пер. с лат. М.: АСТ, 2000.

3. Августин Аврелий. Против академиков / Пер. с лат. и комм. О.В. Головой. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999.

4. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей / Пер. с лат. Казань, 1908.

5. Аппиан. Римские войны / Пер. с древнегреч. С.П. Кондратьева и др. СПб.: Алетейя, 1994.

6. Аристотель. Сочинения / Пер. с древнегреч. под ред. В.Ф. Асмуса и др. Т. 1-4. М.: Мысль, 1975-1983.

7. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Категории / Пер. с древнегреч. Мн.: Харвест, 1998.

8. Варрон Марк Теренций. Сельское хозяйство / Пер. с лат. и комм. М.Е. Сергеенко. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963.

9. Веллей Патеркул. Римская история / Пер. с лат. А.И. Немировского и М.Ф. Дашковой. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985.

10. Гораций Флакк Квинт. Оды. Эподы. Сатиры. Послания / Пер. с лат. Вступ. ст. и ред. переводов М.Л. Гаспарова. М.: Худ. литература,

1970.

11. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования / Изд. подг. С.Я. Лурье. Л.: Наука, 1970.

12. Демосфен. Речи / Пер. с древнегреч. Отв. ред. Е.С. Голубцова, Л.П. Маринович, Э.Д. Фролов. Т. 1-3. М.: Памятники ист. мысли, 1994.

13. Дигесты Юстиниана. В 8-ми тт. / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2002-2006.

14. Катон Марк Порций. Земледелие / Пер. с лат. и комм. М.Е. Сергеенко. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

15. Катон Марк Порций. Фрагменты речей / Пер. с лат. Н.Н. Трухиной // Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики (II в. до н.э.). М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.

16. Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений / Пер. с лат. А. Никольского. СПб.: Типография Имп. Рос. Академии, 1834.

17. Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках / Пер. с лат. и комм. Н.Н. Трухиной. М.,

1992.

18. Ксенофонт. Киропедия / Пер. с древнегреч. В.Г. Боруховича и Э.Д. Фролова. М.: Наука, 1976.

19. Ксенофонт. Сократические сочинения / Пер. с древнегреч. С.И. Соболевского. М.: Мир книги, 2007.

20. Лактанций. Божественные установления / Пер. с лат., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.

21. Лактанций. О творении Божием. О гневе Божием. О смерти гонителей. Эпитомы Божественных установлений / Пер. с лат. В.М. Тюленева. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.

22. Ливий Тит. История Рима от основания Города. В 3-х тт. / Пер. с лат. Г.С. Кнабе и др., комм. Ф.А. Михайловского, В.М. Смирина. М.: Ладомир, 2002.

23. Лукреций Кар Тит. О природе вещей / Ред. лат. текста и пер. с лат. Ф.А. Петровского. Т. 1-11. Л.: Изд-во АН СССР, 1946-1947.

24. Макробий. Сатурналии / Пер. с лат. и древнегреч. В.Т. Звиревича. Екатеринбург, 2009.

25. Махабхарата / Пер. с санскрита и комм. В.И. Кальянова и др. В 18-ти тт. М.; Л.; СПб.: 1950-2009.

26. Платон. Собрание сочинений / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Т. 1-4. М.: Мысль, 1992-1994.

27. Платон. Сочинения / Пер. с древнегреч. и прим. В.Н. Карпова. 2-е изд. СПб.: Типография журнала «Странник», 1863-1879.

28. Плиний Младший. Письма / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко и др. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

29. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. подгот. С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, С.П. Маркиш. Т. 1-2. М.: Наука, 1994.

30. Полибий. Всеобщая история / Пер. с древнегреч. Ф.Г. Мищенко. Т. 1-3. СПб.: Ювента, 1995-1996.

31. Саллюстий Крисп Гай. Сочинения / Пер. с лат. и комм. В.О. Горенштейна. М.: Ладомир; АСТ, 1999.

32. Секст Эмпирик. Сочинения / Пер. с древнегреч. Н.В. Брюлловой-Шаскольской, А.Ф. Лосева. Т. 1-2. М.: Мысль, 1976.

33. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / Пер. с лат. С. А. Ошерова. М.: Наука, 1977.

34. Тацит Корнелий Публий. Сочинения / Пер. с лат. А.С. Бобовича, Г.С. Кнабе. Т. 1-2. Л.: Наука, 1969.

35. Цезарь Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне / Пер. с лат. М.М. Покровского. М.: Наука, 1993.

36. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О законах / Пер. с лат. и комм. В.О. Горенштейна. М.: Наука, 1966.

37. Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения / Пер. с лат. и комм. М.Л. Гаспарова. М.: Худ. литература, 1975.

38. Цицерон Марк Туллий О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / Пер. с лат. Н.А. Фёдорова. М.: Изд-во РГГУ, 2000.

39. Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Пер. с лат. и комм. В.О. Горенштейна. М.: Наука, l993.

40. Цицерон Марк Туллий. Письма / Пер. с лат. и комм. В.О. Горенштейна. Т. 1-з. М.: Изд-во АН СССР, l949-l95l.

41. Цицерон Марк Туллий. Полное собрание речей в русском переводе / Пер. с лат. В.А. Алексеева, Ф.Ф. Зелинского. Т. 1. СПб.: Изд. А.Я. Либерман, l90l.

42. Цицерон Марк Туллий. Речи / Пер. с лат. и комм. В.О. Горенштейна. Т. 1-2. М.: Изд-во АН СССР, 19б2.

43. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / Под ред. М.Л. Гаспарова. М.: Наука, 1972.

44. Цицерон Марк Туллий. Учение академиков / Пер. с лат. Н.А. Фёдорова. М.: Индрик, 2004.

45. Цицерон Марк Туллий. Философские трактаты / Пер. с лат. и комм. М.И. Рижского. М.: Наука, 1985.

46. Цицерон Марк Туллий. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма / Под ред. Г.С. Кнабе. М.: Искусство, 1994.

47. Appiani historia Romana / Ed. L. Mendelsohn. Vol. I-II. Lipsiae, l879-l88l.

48. Aristotelis opera / Rec. I. Bekker. Vol. I-V. Berolini, 1831-1870.

49. Augustini Aureli Sancti opera: contra Academicos libri tres, de beata vita liber unus, de ordine libri duo / Rec. P. Knöll. Vindobonae et Lipsiae, 1922.

50. Cicero. De natura deorum. Book 1 / Ed. by A. Dyck. Cambr.: Cambridge University Press, 2003.

51. Cicero. De officiis / With Engl. trans. by W. Miller. Cambr. (Mass.): Harvard University Press, 1913.

52. Cicero. De re publica. De legibus. Cato Maior de senectute. Laelius de amicitia. N.Y., 2006.

53. Cicero M. Tullius. De inventione. De optimo genere oratorum. Topica. Cambr. (Mass.): Harvard University Press, 2006.

54. Cicero M. Tullius. Epistulae ad Atticum (Cicero's Letters to Atticus) / Ed., trans. and comm. by D.R. Shackleton Bailey. Vol. I-VII. Cambr.: Cambridge University Press, 1965-1970.

55. Cicero M. Tullius. Epistulae ad Quintum fratrem et M. Brutum / Ed., trans. and comm. by D.R. Shackleton Bailey. Cambr.: Cambridge University Press, 1981.

56. Cicero M. Tullius. Hortensius. Testi e documenti per lo studio dell'antichita, Volume 5. Roma: Istituto editoriale cisalpino, 1962.

57. Cicero M. Tullius. The Fragmentary Speeches / Ed. and comm. by J.W. Crawford. 2nd ed. Atlanta: Scholarly Press, 1994.

58. Cicero M. Tullius. Epistulae ad familiares / Ed. and comm. by D.R. Shackleton Bailey. Vol. I. Cambr.: Cambridge University Press, 2004.

59. Cicero Marcus Tullius. On the Commonwealth and On the Laws. Cambr., 1999.

60. Cicero on the Emotions: Tusculan Disputations 3 and 4 / Trans. and comm. by M. Graver. Chicago-L., 2002.

61. Cicero's Speech Pro Rabirio Postumo / Trans. and comm. by M. Siani-Davies. Oxf.: Oxford University Press, 2001.

62. Cicerone Marco Tullio. I frammenti de' sei libri Della repubblica. Roma, 1826.

63. Ciceronis M. Tulli De re publica quae supersunt / Ed. A. Mai. Romae, 1822.

64. Ciceronis M. Tulli de re publica libri e codice rescripto Vaticano latino 5757 phototypice expressi. Vol. I. Civitate Vaticane, 1934.

65. Ciceronis M. Tullii opera. Cum delectu commentariorum. ^ III. Parisiis, 1740.

66. Ciceronis Marci Tullii opera, quae supersunt, omnia, cum Asconio et scholiaste veteri. Amstelaedami, 1724.

67. Ciceronis M.Tulli opera quae supersunt omnia / Ed. Io. Casp. Orelli. Vol. III. Turici, 1845.

68. Ciceronis M. Tullii opera quae supersunt omnia / Ed. J.G. Baiter, C.L. Kayser. Vol. IV. Londinii, i86i.

69. Ciceronis M.Tulli opera quae supersunt omnia / Ed. Io. Casp. Orelli. Vol. V. Londinii, 1861.

70. Ciceronis M. Tulli orationes / Rec. A.C. Clark. Vol. I-VI. Oxonii, l909-l9ll.

71. Ciceronis M. Tullii orationum fragmenta et orationes suppositiciae / Ed. C.L. Kayser. Lipsiae, 1869.

72. Ciceronis M. Tulli scripta quae manserunt omnia / Edd. A. Klotz et F. Schoell. Vol. I-VIII. Lipsiae, 1918.

73. Ciceronis M. Tulli scripta quae manserunt omnia. Fasc. 4. Brutus / Rec. E. Malcovati. Lipsiae, 1965.

74. Demosthenis orationes / Rec. M.R. Dilts. Vol. I-IV. Oxonii, 2002-2009.

75. Horatius Flaccus Q. Opera / Ed. D.R. Shackleton Bailey. Berolini et Novi Eboraci, 2008.

76. Lactanti L. Caeli Firmiani divinarum institutionum libri VII et epitome / Ed. S. Brandt. Vindobonae, 1890.

77. Livi Titi ab urbe condita libri / Rec. W. Weissenborn. Vol. I-II. Lipsiae, l87l-l878.

78. Lucreti Cari T. De rerum natura libri sex / Ed. C. Bailey. Oxonii,

l947.

79. Macrobius Ambrosius Theodosius. Saturnalia / Ed. J. Willis. Vol. I. Lipsiae, 1970.

80. Oratorum Romanorum fragmenta ab Appio inde Caeco et M. Porcio Catone usque ad Q. Aurelium Symmachum / Col. H. Meyer. Turici, 1842.

81. Panaetii Rhodii fragmenta / Ed. M. van Straaten. Leiden, 1962.

82. Pearson C.A. The Fragments of Zeno and Cleanthes with Introduction and Explanatory Notes. Cambr., 1891.

83. Platonis opera / Ed. J. Burnet. Vol. I-V. Oxonii, 1900-1907.

84. Plini Caecili Secundi C. epistularum libri novem / Ed. M. Schuster. Stutgardiae et Lipsiae, 1992.

85. Plutarchi vitae parallelae (Plutarch's Lives) / With an Engl. trans. by B. Perrin. Vol. I-XI. L.; Cambr. (Mass.): Harvard University Press, 1919.

86. Polybii historiae / Ed. L. Dindorf, Th. Buttner-Wobst. Vol. I-V. Lipsiae, 1903-1929.

87. Posidonius. The Fragments / Ed. by I.G. Kidd, L. Edelstein. Vol. I. Cambr., 1972.

88. Quintiliano M. Fabio. L'istituzione oratoria / A cura di R. Faranda, P. Pecchiura. Vol. I-II. Torino: Unione Tipografico-Editrice Torinese, 1979.

89. Robinson T.M. Heraclitus Fragments. Toronto. University of Toronto Press, 2010.

90. Sallusti Crispi C. Catilina, Iugurtha, orationes et epistulae excerptae de historiis / Ed. A.W. Ahlberg. Lipsiae, 1919.

91. Senecae L. Annaei ad Lucilium epistularum moralium quae supersunt / Ed. O. Hense. Lipsiae, 1898.

92. Sexti Empirici opera / Rec. H. Mutschmann. Vol. I-III. Lipsiae, 1912-1954.

93. Taciti Cornelii opera minora / Ed. H. Furneaux. Oxonii, 1939.

94. Vellei Paterculi historiarum ad M. Vinicium consulem libri duo / Ed. W.S. Watt. Lipsiae, 1988.

Литература.

95. Амирбеков Ш.А. Определение Цицероном понятия «государство» в немецкой историографии // Античность и общечеловеческие ценности. Вып. 3. Алматы, 1995. С. 1-9.

96. Ахиев С.Н. Политическая пропаганда времени второй гражданской войны в Риме (49-30-е гг. до н.э.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2001.

97. Белкин М.В. Тема Цицерона в творчестве Ф.Ф. Зелинского // Мнемон. 2002. Вып. 2. C. 357-370.

98. Белкин М.В. Язык Цицерона и шпильки Фульвии // Мнемон. 2006. Вып. 5. С. 299-306.

99. Белозеров Н.А. О соотношении политических лозунгов Цицерона и его практической деятельности // Античность и средневековье Европы. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 1994. С. 97-105.

100. Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 448 с.

101. Бобровникова Т.А. Цицерон: интеллигент в дни революции. М.: Молодая гвардия, 2006. 532 с.

102. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 2003. 858 с.

103. Брагова А.М. Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве. Дис. ... канд. ист. наук. Н. Новгород, 2005. 257 с.

104. Бразевич С.С. История социологии. Начальный этап развития социологии. История социальных учений. СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

105. Буассье Г. Цицерон и его друзья. Очерк о римском обществе времён Цезаря // Буассье Г. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 1. Пер. с фр. Н.Н. Спиридонова. СПб.: Изд-во Иванов и Лещинский, 1993. 448 с.

106. Быстрова С.П. Истоки философии культуры: Цицерон. СПб.: Алетейя, 2010. 133 с.

107. Верлинский А.Л. Античные учения о возникновении языка. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 412 с.

108. Верлинский А.Л. Античные учения о возникновении языка. Т. I. Дис. ... докт. филол. наук. СПб., 2008. 482 с.

109. Вехов С.И. Сочинение Цицерона «О государстве». Опыт историко-литературного анализа. СПб., 1882.

110. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Т. 1 - 479 с. Т. 2 - 478 с.

111. Вольнов В.В. Феномен свободы. СПб.: БЛИЦ, 2002. 413 с.

112. Воронцов А.В., Глотов М.Б. История социологии / Под общ. ред. М.Б. Глотова. 2-е изд. М.: Юрайт, 2016. 459 с.

113. Гарбовский Н.К. Теория перевода. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. 544 с.

114. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001. 304 с.

115. Графский В.Г. История политический и правовых учений. М.: Проспект, 2005. 596 с.

116. Гредескул Н.А. История социологических учений. Пг., 1919.

117. Грималь П. Цицерон / Пер. с фр. Г.С. Кнабе, Р.Б. Сашиной. М.: Молодая гвардия, 1991. 544 с.

118. Дворецкий И.Х., Корольков Д.Н. Латинско-русский словарь / Под ред. С.И. Соболевского. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1949. 950 с.

119. Дератани Н.Ф. К вопросу об исторической обусловленности образа оратора у Цицерона // Цицерон. 2000 лет со времени смерти. Сборник статей. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 55-71.

120. Деревнин А.А. Учение Цицерона о происхождении общества, государства и права // Из истории развития социально-политических идей. М.: Изд-во ИГиП АН, 1984. С. 45-49.

121. Дьяконов И.М. Книга воспоминаний. СПб.: Европейский дом, 1995. 766 с.

122. Егоров А.Б. Античная демократия и римская политическая система // Вестник СПбГУ. 2009. Сер. 2. №4. С. 34-46.

123. Егоров А.Б. Политические партии в Риме в период гражданских войн 11-1 вв. до н.э. Дис. ... канд. ист. наук. Л., 1977. 180 с.

124. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. 225 с.

125. Егоров А.Б. Римское государство и право. Царский период и эпоха республики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 173 с.

126. Егоров А.Б. Римское народное собрание: правовой статус и властные полномочия // Вестник СПбГУ. 2010. Сер. 2. №2. С. 59-72.

127. Егоров А.Б. Становление и развитие системы принципата. Дис. ... докт. ист. наук. СПб., 1991.

128. Елизарова Н.М. Выступления рабов и угнетенных народов римских провинций (по данным Цицерона) // АМА. 1972. Вып. 1. С. 7793.

129. Елизарова Н.М. К вопросу об источниках рабства в Риме I в. до н. э. (по данным Цицерона) // АМА. 1979. Вып. 4. С. 62-70.

130. Елизарова Н.М. Сферы применения рабского труда (по данным произведений Цицерона) // АМА. 1983. Вып. 5. С. 88-102.

131. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т. 1 - 1213 с. Т. 2 - 1084 с.

132. Захарова Т.В. Концепт как основная единица языковой картины мира // ФЭН-Наука. 2012. №2. С. 42-44.

133- Звиревич В.Т. Цицерон - философ, историк философии. Свердловск: Изд-во Свердловского ун-та, 1988.

134. Зелинский Ф.Ф. Цицерон // Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона. 1903. Т. XXXVIII. Полутом 75. С. 254.

135. Зимин В.П. Цицероновская концепция наилучшего государственного устройства // Вопросы отечественной и всеобщей истории. Куйбышев, 1975. С. 186-193.

136. Ильин Г.Ф. Щантипарва (книга об умиротворении) // Старинное индийское сказание о героях древности «Махабхарата». М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 100-110.

137. История политических и правовых учений. Древний мир / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Наука, 1985.

138. Каламутдинов К.Я. К характеристике социально-политических взглядов Цицерона // Из истории социально-этических и социально-политических идей. Саратов, 1990. С. 53-60.

139. Каламутдинов К.Я. Цицерон и римская диктатура I в. до. н.э. // Античная гражданская община. М., 1986. С. 68-79.

140. Каламутдинов К.Я. Цицерон о роли и месте princeps в политической теории римского общества (по материалам трактата «О государстве») // АМА. 1986. Вып. 6. С. 19-29.

141. Карасева А.В. Образ жизни и интеллектуальная деятельность римской интеллигенции в I в. до н.э. (преимущественно по окружению Цицерона). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2003. 22 с.

142. Каркопино Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи / Пер. с фр. И.М. Маханькова. М.: Молодая гвардия, 2008. 420 с.

143. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. М.: Наука,

144- Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис (Политические исследования). 1993. №2. С. 97-106.

145. Констан Б. Принципы политики / / Классический французский либерализм. Сборник. М., 2000. С. 27-37.

146. Кофанов Л.Л. Право природы в концепции римских юристов и Цицерона // Древнее право. Ius antiquum. 2009. № 1. С. 38-56.

147. Кудрявцева Т.В. Народный суд в демократических Афинах. СПб.: Алетейя, 2008. 480 с.

148. Кудрявцева Т.В. Чрезвычайные полномочия полководцев как источник императорской власти в Риме. Автореф. дис. ... к.и.н. Л., 1990.

149. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н. э. - I в. н. э. М.: Изд-во Московского ун-та, 1973. 255 с.

150. Кузнецова Т. И. Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме. М.: Наука, 1976. 285 с.

151. Кулькова Н.А. Переводческая деятельность Руфина Аквилейского в контексте предшествующей традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2007. № 2 (8). С. 32-36.

152. Куприянова Е.А. Проблема религиозной толерантности в античной Греции // Вестник МГТУ. 2010. Т. 13. № 2. С. 412-415.

153. Лапырёнок Р.В. Эволюция понятий optimates и populares в произведениях Цицерона // Studia histórica. 2005. Вып. V. С. 76-88.

154. Лившиц Г.М. Общественно-политические взгляды Цицерона // Ученые записки БГУ. 1955. Вып. 23. С. 124-139.

155. Львов А.В. Проблема идеального гражданина в античных социально-политических учениях: Аристотель, Цицерон. Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000. 203 с.

156. Майоров Г.Г. Цицерон и античная философия религии. М.: Знание, 1989. 64 с.

157. Марченко Г.М. Античная традиция о principes civitatis // Вестник Ленинградского университета. 1974. Вып. 3. № 14. С. 5б-б2.

158. Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. б8б с.

159. Машкин Н.А. Римские политические партии в конце II и начале I века до нашей эры // ВДИ. 1947. № 3. С. 12б-139.

160. Маяк И.Л. Взаимодействие властей в раннем Риме: источниковедческие заметки к трактату Цицерона "De re publica" // Древнее право. Ius antiquum. 1996. № 1. С. 29.

161. Мизес Л. Человеческая деятельность. М.: Экономика, 2000.

878 с.

162. Модестов В.И. Лекции по истории римской литературы. СПб.: Изд. Л.Ф. Пантелеева, l888. 80б с.

163. Моммзен Т. История Рима / Пер. с нем. И.М. Масюкова. Т. 3. СПб., 1995. 432 с.

164. Нерсесянц В.С. Политические учения древней Греции. М.: Наука, 1979. 264 с.

165. Орлов Е. Демосфен и Цицерон, их жизнь и деятельность. СПб.: Типография т-ва «Общественная польза», 1898. 88 с.

166. Павлов А.А. Libertas код Цицерона: статистика о употреби термина и значаj libertas у Цицероновом поима у републике // Посебна свеска. IX коллоквиум романиста централне и источне Европе и Аз^е. Нови сад, 24-26 октобра 2002 // Зборник радова. Recueil des travaux. XXXVIII. 1. Т. i. 2004. С. 85-93.

167. Павлов А.А. Libertas у Цицерона // Интеллектуальное знание и интеллектуальная культура. Материалы научной конференции. Москва, 4-6 декабря 2001 г. М., 2001. С. 164-167.

168. Павлов А.А. Libertas у Цицерона: замечания к статистике и семантике понятия // Вестник СыктГУ. 2003. Сер. 5. Вып. 4. С. 3l-4l.

169. Петрова М.С. Интеллектуальная традиция на рубеже античности и средневековья: Макробий Амвросий Феодосий. Автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 1998.

170. Петрова М.С. Макробий Феодосий и представление о душе и о мире. М.: Круг, 2007.

171. Покровский М.М. Толкование трактата Цицерона "De ге publica". М, 1913.

172. Поппер К. Нищета историцизма / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 187 с.

173. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона / Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с.

174. Протасова С.И. Трактат Цицерона «О государстве» // Ученые записки Саратовского гос. ун-та. 1927. T. VI. Вып. 3. С. 267-277.

175. Савельев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005. 800 с.

176. Светлов Р.В. «Буколическая» альтернатива в античной политической теории // Мнемон. 2012. № 11. С. 291-298.

177. Светлов Р.В. Миф из диалога «Политик» и первая «битва за историю» / / Вестник РХГА. 2014. Т. 15. № 4. С. 33-38.

178. Светлов Р.В. Платоновская концепция истории // Мнемон. 2014. № 14. С. 277-290.

179. Светлов Р.В. Религия и публичная политика // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 4. С. 164-176.

180. Светлов Р.В. Философ и его соперники: учитель в древнем мире // Вестник РХГА. 2013. Т. 14. № 2. С. 39-46.

181. Светлов Р.В., Королев В.А. Был ли Ликофрон либералом? (правы ли Б. Чичерин и К. Поппер?) // Мнемон. 2015. № 15. С. 412-420.

182. Сергеев В.С. Очерки по истории Древнего Рима. Ч. 1. М.: Соцэкгиз, 1938. 829 с.

183. Сергеенко М.Е. Простые люди Древней Италии. М.; Л.: Наука, 1964. 183 с.

184. Слесарева Г.Ф. Гражданское общество в истории политической мысли Европы (от античности до первой трети XIX века). М., 2000.

185. Соколов П. "Octavius" Минуция Феликса и "De natura deorum" Цицерона. Страница из литературной истории диалога. СПб., 1910. 37 с.

186. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Под ред. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

187. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / Пер. с фр. А.М. Сухотина. М.: УРСС, 2004. 256 с.

188. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный дом, 2003. 1312 с.

189. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. М.: Рус. фонд содействия образованию и науке, 2011. 328 с.

190. Теннис Ф. Общность и общество / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2002. 452 с.

191. Титаренко И.Н. Проблема человека в латиноязычной философии Древнего Рима. Дис. ... докт. филос. наук. Ростов на Дону, 2005.

192. Тронский И.М. Проблема языка в античной науке // Античные теории языка и стиля / Под. ред. О.М. Фрейденберг. М.; Л., 1936. С. 7-23.

193. Тронский И.М. Построение трактата Цицерона «О государстве» и его политические тенденции // Доклады и сообщения филологического института ЛГУ. 1949. Вып. 1. С. 180-184.

194. Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики (II в. до н.э.). М.: Изд-во МГУ, 1986. 184 с.

195. Утченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи. М.: Наука, 1969. 324 с.

196. Утченко С.Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики (из истории политических идей I в. до н.э.). М.: Изд-во АН СССР, 1952. 300 с.

197. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской Республики. М.: Наука, 1965. 288 с.

198. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М.: Наука, 1977 . 256 с.

199. Утченко С.Л. Социальное и политическое значение термина "optimates" у Цицерона // Древний мир: сборник статей в честь акад. В.В. Струве. М., 1962. С. 627-635.

200. Утченко С.Л. Учение Цицерона о смешанной форме государственного устройства и его классовая сущность // ВДИ. 1949. №

3. С. 74-85.

201. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М.: Мысль, 1986. 390 с.

202. Ферреро Г. Величие и падение Рима / Пер. с фр. и ит. Т. I-II. СПб.: Наука; Ювента, 1997.

203. фон Фриц К. Теория смешанной конституции в античности / Пер. с англ. А.Б. Егорова, Г. Лаписа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 424 с.

204. Фролов Э.Д. Парадоксы истории - парадоксы античности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 420 с.

205. Фролов Э.Д. Бенжамен Констан и рождение современной концепции античного гражданского общества // Вестник СПбГУ. Сер. 2: История. 2011. №3. С. 50-61.

206. Фролов Э.Д. Русская наука об античности. Историографические очерки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 523 с.

207. Фюстель де Куланж Н.Д. Гражданская община древнего мира / Пер. с фр. Д.Н. Кудрявского. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1906. 459 с.

208. Хвостов В.М. Социология. Исторический очерк учений об обществе. Т. 1. М.: Моск. науч. ин-т, 1917. XII, 341 с.

209. Циркин Ю.Б. Гражданские войны в Риме. Побежденные. СПб.: Филологический фак-т СПбГУ; Изд-во СПбГУ, 2006. 314 с.

210. Чеканова Н.В. Римская диктатура последнего века Республики. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2005. 480 с.

211. Чеканова Н.В. Трансформация представлений о публичной власти и ее носителях в Риме в эпоху гражданских войн // Античное общество-4: Власть и общество в античности (материалы научной конференции 5-7 марта 2001 г). СПб., 2001. С. 129-136.

212. Чернышов Ю.Г. Была ли у римлян утопия? // ВДИ. 1992. № 1. С. 53-72.

213. Чернышов Ю.Г. Платон - теоретик тоталитаризма? // Античный мир: проблемы истории и культуры. СПб., 1998. С. 261-269.

214. Чернышов Ю.Г. Платоновская утопия - «инструкция для организаторов тоталитаризма»? // Известия Алтайского государственного университета. 1996. № 2. С. 39-41.

215. Чернышов Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о "золотом веке" в древнем Риме. Ч. 1: До установления принципата. 2-е изд. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994. 176 с.

216. Шарбе А. Сновидение Сципиона // Уч. зап., издаваемые Императорским Казанским университетом. 1853. Т. 3. С. 13-14.

217. Штаерман Е.М. Цицерон и Цезарь в послевоенной буржуазной литературе // ВДИ. 1950. № 3. С. 152-160.

218. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М.: Наука, 1964. 263 с.

219. Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. М.: Наука, 1987. 324 с.

220. Штраус Л. Естественное право и история. М.: Водолей, 2007.

221. A Companion to the Roman Republic / Ed. by N. Rosenstein, R. Morstein-Marx. Oxf., 2006.

222. Achard G. Pratique rhétorique et idéologie politique dans les discours «optimates» de Cicéron. Leiden: Brill, 1981.

223. Adams J. A Defence of the Constitutions of Government of the United States of America, Against the Attack of M. Turgot in His Letter to Dr. Price, Dated the Twenty-Second Day of March, 1778. L., 1794.

224. Adams J., Carey G. The Political Writings of John Adams. Washington, 2001.

225. Adcock F. Roman Political Ideas and Practice. Detroit, 1959.

226. Adkin N. Cicero's "Orator" and Jerome // Vigiliae Christianae. 1997. Vol. 51. No. 1. Р. 25-39.

227. Allan G., Adams R. The Sociology of Friendship // 21st Century Sociology: A Reference Handbook / Ed. by C.D. Bryant, D.L. Peck. Vol. II. Thousand Oaks, 2007. P. 123-131.

228. Allen W. S. Ancient Ideas on the Origin and Development of Language // Transactions of the Philological Society. 1948. London, 1949. P. 35-60.

229. Aly F. Cicero: Sein Leben und seine Schriften. B., 1891.

230. André J.-M. Cicéron et Lucrèce: loi du silence et allusions polémiques // Mélanges de philosophie, de littérature et d'histoire ancienne offerts à Pierre Boyancé. Roma, 1974. P. 21-38.

231. Ashley W. The Theory of Natural Slavery according to Aristotle and St. Thomas. Ann Arbor (Mich.): University of Michigan Press, 1941.

232. Asmis E. A New Kind of Model: Cicero's Roman Constitution in De re publica // AJPh. 2005. Vol. 126. № 3. Р. 377-416.

233. Asmis E. Cicero on Natural Law and the Laws of the State // ClAnt. 2008. Vol. 27. №1. P. 1-33.

234. Asmis E. The Politician as Public Servant in Cicero's De re publica // Cicéron et Philodème: La Polémique en philosophie / Ed. par C. Auvray-Assayas, D. Delattre. P.: Éditions Rue d'Ulm, 2001. P. 109-128.

235. Asmis E. The State as a Partnership: Cicero's Definition of res publica in His Work "On the State" // History of Political Thought. 2004. Vol. 25. No. 4. P. 569-598.

236. Ballard M. De Cicéron à Benjamin. Traducteurs, traductions, réflexions. Lille, 1992.

237. Bauman R. Human Rights in Ancient Rome. N.Y., 2000.

238. Beard M. Cicero and Divination: The Formation of a Latin Discourse // JRS. 1986. Vol. 76. P. 33-46.

239. Berger A. Encyclopedic Dictionary of Roman Law. Philadelphia: American philosophical society, 1953. 476 p.

240. Blackburn S. Plato's Republic: A Biography. N.Y.: Atlantic Monthly Press, 2007.

241. Bobonich C. Plato's Laws: A Critical Guide. Cambr.: Cambridge University Press, 2011.

242. Boeft J. Ammianus after Julian: The Reign of Valentinian and Valens in Books 26-31 of the Res Gestae. Leiden: Brill, 2007.

243. Boissier G. Cicéron et ses amis: étude sur la société romaine du temps de César. P., 1865.

244. Born L.K. Animate Law in the Republic and the Laws of Cicero //

TAPhA. 1933. Vol. 64. P. 128-137.

245. Brill's Companion to the Reception of Cicero / Ed. by W.H.F.

Altman. Leiden, Brill, 2015.

246. Brittain C. Philo of Larissa: The Last of the Academic Sceptics. Oxf.: Oxford University Press, 2001.

247. Brooks R. Cicero and Modern Law. Vermont, 2009.

248. Brunt P.A. The Fall of the Roman Republic and Related Essays. Oxf.: Clarendon Press, 1988. XI, 545 p.

249. Büchner K. Cicero: Bestand und Wandel seiner geistigen Welt. Heidelberg, 1964.

250. Büchner K. De re publica. Kommentar. Heidelberg, 1984.

251. Burdick W. The Principles of Roman Law and Their Relation to Modern Law. Clark (N.J.): Lawbook Exchange, 2004.

252. Burkert W. Cicero als Platoniker und Skeptiker: Zum Platonsverständnis der "Neuen Akademie" // Gymnasium. 1965. Bd. 72. S. 175-200.

253. Burriss E. Cicero and the Religion of His Day // CJ. 1926. Vol. 21. No. 7. F. 524-532.

254. Burriss E. Cicero's Religious Unbelief // The Classical Weekly. 1924. Vol. 17. No. 13. P. 101-103.

255. Cameron A. Cicero and St. Augustine // Hermes. 1967. Bd. 95. H. 2. S. 256.

256. Carcopino J. Secrets de la correspondance de Ciceron. P.: L'Artisan du livre, 1947. T. I - 446 p. T. II - 494 p.

257. Cerutti S.M. Cicero's Accretive Style: Rhetorical Strategies in the exordia of the Judicial Speeches. Lanham, 1996.

258. Champeaux J., Chassignet M. Aere perennivs. P., 2006.

259. Chernilo D. A Social Theory of the Nation-State. N.Y., 2007.

260. Church A. Roman Life in the Days of Cicero: Sketches Drawn from His Letters and Speeches. L., 1883.

261. Cicero The Advocate / Ed. by J. Powell, J. Paterson. Oxf.: Oxford University Press, 2004.

262. Cicero the Philosopher: Twelve Papers / Ed. by J.G. Powell. Oxf.: Oxford University Press, 1995.

263. Cicero's Practical Philosophy. / Ed. by W. Nicgorski. Notre Dame,

264. Clavel V. De M. Tullio Cicerone Graecorum interprete. P., 1868.

265. Mercati G. Il codice antico del De re publica // Prolegomena. De fatis bibliothecae monasterii S. Columbani Bobienis et de codice ipso Vat. lat. 5757. T. II. Civitate Vaticane, 1934. P. 186-222.

266. Colman J. Lucretius as Theorist of Political Life. N.Y., 2012.

267. Constant B. Cours de politique constitutionnelle. T. II. P., 2009.

268. Coseriu E. Die Geschichte der Sprachphilosophie von der Antike bis zum Gegenwart. Stuttgart: Teubner, 1975.

269. Crawford J.W. M. Tullius Cicero: the Lost and Unpublished Orations. Hypomnemata: Untersuchungen zur Antike und zu ihrem Nachleben. H. 80. Göttingen: Vandenhoek&Ruprecht, 1984. X, 317 p.

270. Crowe M.B. The Changing Profile of the Natural Law. Leiden,

1977.

271. Dahl R. A Preface to Democratic Theory. Chicago; L., 2006.

272. Dahlmann J. H. De philosophorum Graecorum sententiis ad loquellae originem pertentibus capita duo. Diss. Weidae Thuringorum, 1928.

273. Damon C. The Mask of the Parasite: A Pathology of Roman Patronage. Ann Arbor (Mich.): University of Michigan Press, 1998.

274. Davidson I. A Tale of Two Approaches: Ambrose, De officiis 1.122 and Cicero, De officiis 1.1-6 // The Journal of Theological Studies. 2001. No. 52. P. 61-83.

275. Decharme P. La critique des traditions religieuses chez les Grecs des origines au temps de Plutarque. P., 1904.

276. Degraff T. Plato in Cicero // CPh. 1940. Vol. 35. No. 2. P. 144.

277. Delayen G. Cicero. N.Y., 1931.

278. Denyer N. Language, Thought and Falsity in Ancient Greek Philosophy. L.; N.Y., 1991.

279. Derrida J. Politics of Friendship. L.; N.Y., 1997.

280. Derrida J. Politiques de l'amitié. P., 1994.

281. Di Cesare D. La semantica nella filosofia greca. Roma, 1980.

282. Dihle A. Ein Spurium unterden rhetorischen Werken Ciceros // Hermes. 1955. Bd. 83. H. 3. S. 303-314.

283. Dorey T.A. Cicero. L., 1965.

284. Dorothea M. Cicero and Saint Ambrose on Friendship // CJ. 1948. Vol. 43. No. 4. P. 219-222.

285. Dorter K. The Transformation of Plato's Republic. Lanham (MD): Lexington Books, 2006.

286. Douglas A.E. Cicero, Quintilian, and the Canon of Ten Attic Orators // Mnemosyne. 1956. Vol. 9. P. 30-40.

287. Drexler H. Res publica // Maia. 1958. Vol. 10. P. 34.

288. Drumann W. Geschichte Roms in seinem Übergange von der republikanischen zur monarchischen Verfassung: oder Pompejus, Caesar, Cicero und ihre Zeitgenossen. Bd. VI. Königsberg, 1844.

289. Dyck A. A Commentary on Cicero, De legibus. Ann Arbor (Mich.): University of Michigan Press, 2004.

290. Dyck A. A Commentary on Cicero, De officiis. Ann Arbor (Mich.): University of Michigan Press, 1996.

291. Dyck A. On the Interpretation of Cicero, De re publica // CQ. 1998. Vol. 48. No. 2. P. 564-568.

292. Dyson S. Rome: A Living Portrait of an Ancient City. Baltimore, 2010. P. 273-275.

293. Earley C.L. Popular Political Participation in the Late Roman Republic. Diss. PhD. Wellington, 2009.

294. Elster J. Nuts and Bolts for the Social Sciences. Cambr.: Cambridge University Press, 1989.

295. Elster J. The Cement of Society: A Study of Social Order. Cambr.: Cambridge University Press, 1989.

296. Emeneau M.B. Ambrose and Cicero // The Classical Weekly. 1930. Vol. 24. No. 7. P. 49-53.

297- Engle E. Lex naturalis, ius naturalis: Law as Positive Reasoning & Natural Rationality. Melbourne, 2010.

298. Enos R. L. Cicero's Forensic Oratory: The Manifestation of Power in the Roman Republic // Southern Communication Journal. 1974. № 40. PP.377-394.

299. Everitt A. Cicero: the Life and Times of Rome's Greatest Politician. N.Y.: Routledge, 2001.

300. Fantham E. The Roman World of Cicero's De Oratore. Oxf.: Oxford University Press, 2004.

301. Fernández-Santamaría J.A. Natural Law, Constitutionalism, Reason of State, and War. N.Y., 2005.

302. Finkelman P. Slavery and the Founders: Race and Liberty in the Age of Jefferson. N.Y., 2001.

303. Fishwick M. Cicero, Classicism, and Popular Culture. N.Y., 2007.

304. Fitzgerald A., Cavadini J.C. Augustine through the Ages: An Encyclopedia. Cambr., 1999.

305. Fjelstad P. Restraint and Emotion in Cicero's De Oratore // Philosophy and Rhetoric. 2003. Vol. 36. № 1. P. 39-47.

306. Flower H. Roman Republics. Princeton: Princeton University Press, 2010.

307. Forsyth F. Cicero: Defender of the Republic. N.Y., 2003.

308. Fowler W. Social Life at Rome in the Age of Cicero. L., 1909.

309. Fox M. Cicero's Philosophy of History. Oxf., 2007.

310. Franciosi G. Famiglia e persone in Roma antica dal eta arcaica al principato. Torino, 1995.

311. Frank T. Cicero. Milford, 1932.

312. Freeman M. Human Rights: An Interdisciplinary Approach. Cambr., 2011.

313. Fuhrmann M. Cicero and the Roman Republic. Oxf., 1992.

314- Gaffney J. Comparative Religious Ethics in the Service of Historical Interpretation: Ambrose's Use of Cicero // The Journal of Religious Ethics. 1981. Vol. 9. No. 1. P. 35-47.

315. Gambet D.G. Cicero in the Works of Seneca Philosophus // TAPhA. 1970. Vol. 101. P. 171-183.

316. Garnsey P. Ideas of Slavery from Aristotle to Augustine. Cambr.: Cambridge University Press, 1996.

317. Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman / Trans. by P. Needham. Oxf.: Blackwell, 1968. VIII, 359 p.

318. Gelzer M. Cicero. Ein biographischer Versuch. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1969. X, 426 S.

319. Gelzer M. Die Nobilität der römischen Republik. Lpz.: Teubner, 1912. 120 S.

320. Gelzer M. The Roman Nobility / Trans. R. Seager. Oxf.: Blackwell, 1975. 164 p.

321. Gera D.L. Ancient Greek Ideas on Speech, Language and Civilization. Oxf.: Oxford University Press, 2003. X, 252 p.

322. Giannotti. J.A. Res publica, res populi. Porto Alegre: L&PM, 1984.

323. Gibbon E. The Decline and Fall of the Roman Empire. Vol. I. L.:

2004.

324. Giebel M. Marcus Tullius Cicero. Hamburg, 1991.

325. Gigon O. Studien zu Ciceros "De re publica" // Gigon O. Die antike Philosophie als Maßstab und Realität. Zürich, 1977. S. 208-355.

326. Glucker J. Cicero's Philosophical Affiliations // The Question of "Eclecticism": Studies in Later Greek Philosophy / Ed. by J.M. Dillon, A.A. Long. Berkeley-Los Angeles-L., 1988.

327. Goldast M. Politica imperialia, sive discursus politici. Francofurti,

1614.

328. Grant W. Cicero on the Moral Character of the Orator // CJ. 1943. Vol. 38. No. 8. P. 472-478.

329. Greco S., Holmes M., McKenzie J. Friendship and Happiness from a Sociological Perspective // Friendship and Happiness Across the Life-Span and Cultures / Ed. by D. Sage. 2015. P. 19-35.

330. Gruen E. The Last Generation of the Roman Republic. Berkeley; Los Angeles; L.: University of California press, 1974. 596 p.

331. Gudeman A. The Sources of Plutarch's Life of Cicero. Philadelphia, 1902.

332. Gumplowicz L. Rechtsstaat und Socialismus. Innsbruck:1881.

333. Guthrie W.K. A History of Greek Philosophy. Vol. 3. Cambr.: 1969. P. 226-245.

334. Habicht C. Cicero the Politician. Baltimore: 1990.

335. Hagendahl H. Augustine and the Latin Classics. Göteborg: 1967.

336. Hall J. Cicero and Quintilian on the Oratorical Use of Hand Gestures // CQ. 2004. Vol. 54. No. 1. P. 143-160.

337. Hall J. Persuasive Design in Cicero's "De Oratore" // Phoenix. 1994. Vol. 48. No. 3. P. 210-225.

338. Hall J. Politeness and Politics in Cicero's Letters. Oxf.: Oxford University Press, 2009. XII, 275 p.

339. Harries J. Cicero and the Jurists: From Citizen's Law to the Lawful State. L.: 2006.

340. Harrington J. The Commonwealth of Oceana. L.: 1887.

341. Harris W.V. On Defining the Political Culture of the Roman Republic: Some Comments on Rosenstein, Williamson, and North // CPh. 1990. Vol. 85. P. 288-294.

342. Harris W.V. Ancient Literacy. Cambr. (Mass.): Harvard University Press, 1991.

343. Hayes G. Cicero's Humanism Today // CJ. 1939. Vol. 34. No. 5. P. 283-290.

344. Heibges U. Cicero, a Hypocrite in Religion? // AJPh. 1969. Vol. 90. No. 3. P. 304-312.

345- Heinze R. Ciceros "Staat" als politische Tendenzschrift // Vom Geist des Romertums / Ed. E. Burck. Darmstadt: 1960. S. 141-159.

346. Hendrickson G.L. Cicero De optimo genere oratorum // AJPh. 1926. Vol. 47. No. 2. P. 122.

347. Henry M. Cicero and the Great Society // Classical Weekly. 1923. Vol. 17. No. 9. P. 67-72.

348. Hesk J. Deception and Democracy in Classical Athens. Cambr.: Cambridge University Press, 2000.

349. Hobbes T. Elementa philosophica de cive. Basiliensi, 1782.

350. Hodgson G. Meanings of Methodological Individualism // Journal of Economic Methodology. 2007. Vol. 14. P. 211-226.

351. Holkeskamp K.-J. Reconstructing the Roman Republic: Ancient Political Culture and Modern Research. N.Y.: Routledge, 2011.

352. Hollings J. Life of Marcus Tullius Cicero. L., 1839.

353. Homo L. Roman Political Institutions: from City to State. Chicago,

1962.

354. Honoré T. Ulpian: Pioneer of Human Rights. Oxf., 2002.

355. Hooper W.D. Cicero's Religious Beliefs // CJ. 1917. Vol. 13. No. 2. P. 88-95.

356. Hopkins K. Death and Renewal. Vol. 2: Sociological Studies in Roman History. Cambr.: Cambridge University Press, 1985.

357. Horsley R. The Law of Nature in Philo and Cicero // The Harvard Theological Review. 1978. Vol. 71. No. 1-2. P. 35-59.

358. Hritzu J. Jerome the Christian Cicero // The Classical Weekly. 1943. Vol. 37. No. 9. P. 98-101.

359. Hubbel H. M. Cicero on Styles of Oratory // Yale Classical Studies. 1966. № 19. P. 171-186.

360. Hunt H.A. The Humanism of Cicero. Melbourne, 1954.

361. Jacob N. Cicero and the Opinion of the People: The Nature, Role and Power of Public Opinion in the Late Roman Republic // Journal of Elections, Public Opinion and Parties. 2007. Vol. 17. No. 3. P. 298-301.

362. Jhering R. Law as a Means to an End. New Jersey, 2009.

363. Johnson A., Parker H. Ancient Literacies: The Culture of Reading in Greece and Rome. Oxf., 2009.

364. Jones D.M. Cicero as a Translator // BICS. 1959. Vol. 6. Iss. 1. P.

22-34.

365. Kelly G. Ammianus Marcellinus: The Allusive Historian. Cambr.: Cambridge University Press, 2008.

366. Kempshall M.S. De re publica 1.39 in Medieval and Renaissance Political Thought // BICS. 2001. Vol. 45. No. 76. P. 99-135.

367. Kenklies K. Die Pädagogik des Sozialen und das Ethos der Vernunft. Die Konstitution der Erziehung im platonischen Dialog Nomoi. Jena: IKS Garamond, 2007.

368. Keyes C. Did Cicero Complete the De legibus? // AJPh. 1937. Vol. 58. No. 4. P. 403-417.

369. Kochin M. Gender and Rhetoric in Plato's Political Thought. Cambr.: Cambridge University Press, 2002.

370. Kohn H. Nationalism: Its Meaning and History. Princeton: Princeton University Press, 1955.

371. Kohns H. Res publica - res populi // Gymnasium. 1979. Bd. 77. S.

403-404.

372. Korab-Karpowicz J. Historia filozofii politycznej: od Tukidydesa do Locke'a. K^ty, 2010.

373. Krostenko B.A. Beyond (Dis)belief: Rhetorical Form and Religious Symbol in Cicero's De divinatione // TAPhA. 2000. Vol. 130. P. 353-391.

374. Kurian G.T., Smith J.D. The Encyclopedia of Christian Literature. Vol. I. Maryland, 2010.

375. Lacey W.K. Cicero and the End of the Roman Republic. N. Y.,

376. Langlands R. Sexual Morality in Ancient Rome. Cambr.: Cambridge University Press, 2006.

377. Lemoine M. Le Timee latin en dehors de Calcidius // Langages et philosophie. Hommage a Jean Jolivet / Ed. par A. de Libera, A. Elamrani-Jamal, A. Galonnier. P., 1997.

378. Lenski G. Power and Privilege: a Theory of Social Stratification. N.Y., 1984.

379. Levy C. Cicero and the Timaeus // Plato's Timaeus as Cultural Icon / Ed. by G.J. Reydams-Schils. P., 2003. P. 95-110.

380. Lewis C.S. The Discarded Image: an Introduction to Medieval and Renaissance Literature. Cambr.: Cambridge University Press, 1994.

381. Loewenstein K. The Governance of Rome. Hague: Springer, 1973. 502 p.

382. Long A.A. Cicero's Plato and Aristotle // Cicero the Philosopher: Twelve Papers / Ed. by J.G. Powell. Oxf.: Oxford University Press, 1995. P. 37-61.

383. Long A.A. Law and Nature in the Greek Thought // The Cambridge Companion to Ancient Greek Law / Ed. by M. Gagarin, D.J. Cohen. Cambr.: Cambridge University Press, 2005.

384. Longfellow B. Roman Imperialism and Civic Patronage. Cambr.: Cambridge University Press, 2010.

385. Louth A., Ayres L. The Cambridge History of Early Christian Literature. Cambr.: Cambridge University Press, 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.