Смысложизненные и ценностные ориентации в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Шутова, Людмила Васильевна

  • Шутова, Людмила Васильевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, Таганрог
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 195
Шутова, Людмила Васильевна. Смысложизненные и ценностные ориентации в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Таганрог. 2005. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Шутова, Людмила Васильевна

Введение.

Глава 1. Представления о смерти в метафизическом сознании личности.

1.1. Категория смерти в культурно-философском аспекте развития цивилизации.

1.2. Психологические концепции понимания смерти в аспекте феноменологии развития и формирования личности.

1.2.1. Танатопсихологический аспект развития личности.

1.2.2. Опыт конфронтации со смертью как возможность личного изменения.

1.3. Психологические особенности тревоги и страха смерти в аспекте смысложизненпых и ценностных ориентации.

Глава 2. Методы и организации исследования.

2.1. Этапы исследования.

2.2. Психологические особенности юношеского возраста в аспекте отношения к смерти.

2.3. Опыт пилотажного исследования.

2.4. Основы построения экспериментального исследования.

2.4.1. Проблема эмпирического исследования отношения к смерти.

2.4.2. Психодиагностический инструментарий исследования отношения к смерти.

2.4.3. Применение методов субъективного одномерного шкалирования для изучения страха смерти.

2.4.4. Особенности и методы исследования ценностно-смысловой сферы личности.

2.4.5. Методы обработки и статистического анализа данных.

Глава 3. Результаты исследования отношения к смерти в аспекте смысложнзнеиных и ценностных ориентации у лиц юношеского возраста. ф 3.1. Анализ отношения к смерти улиц юношеского возраста.

3.2. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с разным отношением к смерти.

3.2.1. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с философским отношением к смерти.

3.2.2. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с отношением к смерти, сопровождаемым страхом.

3.2.3. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с атеистическим отношением к смерти.

3.2.4. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с отрицанием смерти.

3.2.5. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с протестным отношением к смерти.

3.2.6. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц с отношением к смерти как к избавлению от жизни.

3.3. Психолого-педагогические рекомендации к проведению занятий по танатической пропедевтике для студентов ВУЗа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысложизненные и ценностные ориентации в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста»

Спецификой психологического развития личности является факт ограничения этого процесса длительностью его жизни. В трудах C.J1. Рубинштейна, а позже Б.Г. Ананьева личность рассматривается в контексте всей ее жизни, где она раскрывает свое содержание через определение ее как субъекта жизненного пути, в котором личность проявляет свою активность. Личность как субъект жизненного пути обладает всеми качествами субъекта, но эти качества раскрывают свое содержание только в контексте жизни человека, его индивидуальной истории. Жизненный путь личности, в котором раскрывается ее содержание и существует возможность достижения субъектных качеств, ограничен временными рамками. Если представить жизненный путь личности в виде линии, то одном конце его будет факт рождения, а другом - факт смерти. Многие авторы, как отечественной, так и зарубежной психологии (Л.И. Анцыферова, А.А. Баканова, А.В. Гнездилов, А.В. Осницкий, Н.В. Власова, А.П. Попогребский, С. Гроф, Р. Мэй, Ф. Перлз, О. Фени-кел, В. Франкл, 3. Фрейд, Г. Фейфел, К.Г. Юнг, И. Ялом и др.) рассматривают феномен смерти как важную детерминанту развития личности человека, где развитие понимается как непрерывный процесс созидания и разрушения субъективного видения мира, в процессе которого человек сталкивается как с приобретениями, так и с потерями.

Тема смерти является во многом традиционной, так как относится к экзистенциальным проблемам человечества, и как любая экзистенциальная проблема она еще далека от разрешения. В настоящее время психологическая наука уже накопила достаточно эмпирического материала относительно многих психических феноменов, однако вопрос отношения человека к смерти и умиранию все еще является методологически непроработанным.

Смерть - это то событие, избежать которое не сможет ни один человек на земле. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - значит научиться хорошо умирать [132]. Жизнь и смерть тесно связаны друг с другом, так как, уже рождаясь, делая первый шаг, мы находимся на пути к умиранию и смерти. Американский психолог и психотерапевт Ролло Мэй еще в начале XX века поставил один из основных вопросов современной психологии, «как человек относится к факту смерти: проводит ли он свою жизнь в бегстве от смерти или вытесняет признание смерти под видом рационализации, веры в технический прогресс или судьбу, что так привычно для нашего западного общества, или размывает эту тему, говоря, что «человек смертен», и, обращаясь к статистике, которая служит для сокрытия очень важного факта - он сам умрет в какой-то неизвестный момент будущего» [69, с. 154].

В большинстве восточных культур существуют религиозные и философские системы, включающие ритуалы и обычаи, помогающие своим адептам принять и пережить смерть для последующего воплощения (идея реинкарнации), растворения в мировом разуме (уход в нирвану) и т.д. Благодаря этому идея смерти на Востоке значительно отличается от представлений о смерти в западной культуре. Непонимание проблем, связанных со смертью, предопределяет невозможность для большинства людей осознанно принимать участие в своей кончине в случае смертельных болезней и приводит к отрицанию и избеганию любого вопроса, связанного со смертью.

По данным различных исследований (Л.И. Анцыферова, 1997, А.В. Гнезди-лов, 2002, С. Гроф, Дж. Хэлифакс, 2002, И. Ялом, 1999, Э. Кюблер-Росс, 2002) столкновение с реальной угрозой жизни вследствие катастроф, военных действий, неизлечимой болезни не проходит даром ни для одного человека. Опыт конфронтации со смертью, несомненно, является той ситуацией, в которой личность начинает проявлять свою активность, осознавая подлинность своего существования, а также причиной изменения мировоззренческой позиции, смысложизненных и ценностных ориентации. Смыслообразующие ценности и мотивы личности рождаются внутренним выбором человека и приобретают личностный смысл в процессе развития, что позволяет выдвинуть предположение, что отношение к смерти может служить критерием такого развития.

В современном обществе не принято говорить о смерти, это считается дурным тоном. Во многом этот стереотип распространяется и на науку. Анализ современной психологической литературы демонстрирует значительную бедность теоретических и тем более эмпирических публикаций на тему смерти. При этом ряд фактов свидетельствуют на важность изучения данного вопроса. Число самоубийств среди граждан, как нашей страны, так и за рубежом в настоящее время продолжает расти, при этом жизнь современного человека находится в ситуации постоянной угрозы террористического акта; регулярные войны в относительной географической близости, стихийные бедствия и катастрофы - все это даже без экспериментальной проверки позволяет предположить актуализацию мыслей, связанных со смертью, и переживаний за свою жизнь и жизнь своих близких.

Разговор на тему с молодежью в настоящее время считается деликатным и щепетильным. При этом современный молодой человек живет в такой ситуации, когда тема смерти окружает его повсеместно: начиная от содержания мультипликационных и художественных фильмов, компьютерных игр и направлений современной музыки, изобилующих разнообразной символикой смерти, и заканчивая ситуациями реальной угрозы жизни в силу различных обстоятельств.

Развитие личности в юношеском возрасте подразумевает определение ценностных и смысловых ориентиров в аспекте будущего развития, которое ограничено временем жизни личности. В связи с этим, на наш взгляд, одним из рефлексивных аспектов личностного развития юношества является отношение молодых людей к жизни и ее противоположному исходу - смерти, т.к. ценности, которые определяет для себя молодой человек, и характеризуют его отношение к жизни. При этом в настоящее время наблюдаются тенденции к гуманизации образования, в качестве одной из целей которой можно назвать развитие личности субъекта учебной деятельности [35], [50], [75], [124], [131]. Отношение к жизни и смерти широко исследовано в западной психологической науке. В отечественной психолого-педагогической литературе имеющиеся разработки в области танатопсихоло-гии в основном относятся к проблемам терминально больных детей и взрослых. Поэтому, если проблема полового воспитания и просвещения в настоящее время активно развивается в отечественной науке, то проблема танатической пропедевтики, затрагивающей вопросы о здоровье человека, ценности его жизни, построении жизненных планов на будущее, раскрытии смысла жизни, остается неисследованной.

Таким образом, дефицит исследований на тему отношения к жизни и смерти среди молодежи, отражающего их ценностные и смысложизненных ориентации, позволил определить проблему исследования - изучение отношения лиц юношеского возраста к жизни и смерти в аспекте ценностных и смысложизненных ориентации. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования явились лица юношеского возраста, учащиеся вуза, предметом — отображение ценностных и смысложизненных ориентации в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившее в качестве гипотезы исследования: отношение личности к жизни и смерти отражает особенности ценностно-смысловой сферы у лиц юношеского возраста.

Данная гипотеза раскрывается в ряде частных гипотез:

1. Отношение к жизни и смерти у лиц юношеского возраста содержит в себе различные когнитивные и эмоциональные компоненты.

2. Лица с различным отношением к смерти имеют различные ценностные и смысложизненных ориентации. Для проверки выдвинутых гипотез были сформулированы две группы задач.

Теоретические задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ философской, культурологической и психологической литературы по проблеме отношения к смерти и ее значения для развития личности.

2. На основе теоретического анализа литературы выявить компоненты отношения к смерти.

3. Теоретически обосновать рассмотрение компонентов отношения к смерти как основания для классификации ценностных и смысложизненных ориентации личности.

Эмпирические задачи исследования:

1. Подобрать и разработать диагностические методики адекватные цели и гипотезе исследования.

2. Эмпирически выявить компоненты отношения к смерти.

3. Изучить взаимосвязь между отношением к смерти и различными смысложизненными и ценностными ориентациями.

4. Разработать психолого-педагогические рекомендации для психологов, работающих в ВУЗе, для проведения занятий по танатической пропедевтике и собеседований со студентами на тему конечности жизни, их жизненных планов и целей.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают методологические принципы психологического детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, JT.H. Анцыферова, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения таких экзистенциальных проблем, как смерть, ответственность, смысл жизни (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон); феноменологический подход к изучению личности (Э. Гуссерль, К. Ясперс, А. Пфендер, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, П. Ри-кер); субъектная парадигма в психологии и акмеологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.Ф. Петренко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.Э. Чудновский); экзистенциальный подход к пониманию смерти как к фактору личностного развития (Э. Кюблер-Росс, С. Гроф, И. Ялом, Р. Мэй, Г. Фейфел, Э. Фромм, И. Ялом).

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы:

1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования.

2. Экспериментальные методы по планированию и проведению исследования.

3. Диагностические методы (тестирование, анкетирование, беседа).

4. Методы группового и индивидуального консультирования.

5. Методы измерения в психологии (методы субъективного одномерного шкалирования - методы балльных оценок и метод парных сравнений).

6. Методы содержательного анализа (контент-анализ).

7. Методы математико-статистического анализа данных.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2000 по 2005 г.г. и включало в себя четыре этапа:

1 этап - 2000 - 2001 г.г. - определение целей и задач исследования, выбор предмета и объекта, выдвижение основных гипотез, анализ теоретических подходов к изучаемому предмету. Было проанализировано философское и культурологическое понимание проблем жизни и смерти, были изучены представления зарубежных и отечественных психологических школ о значении смерти для жизненного пути личности.

2 этап - 2002 г. - проведение пилотажного исследования, результаты которого позволили сформулировать концепцию диссертационного исследования и определить методическую базу. Также на этом этапе было осуществлено построение эксперимента, подбор методов исследования и выбор конкретного психодиагностического инструментария, выдвижение эмпирических гипотез, определение контингента испытуемых.

3 этап - 2003 - 2004 г.г. - проведение экспериментального исследования, обработка и анализ экспериментальных данных, обобщение полученных результатов.

4 этап - 2005 г. - разработка методических рекомендаций по танатической пропедевтике для учащихся ВУЗов, проведение тренинговых мероприятий, оформление рукописи диссертации, разработка перспективных направлений дальнейшей работы.

Экспериментальная база исследования: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет» и его подразделения: кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, молодежный центр психологической безопасности личности.

Контингент испытуемых: студенты 1-3 курсов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет». Количество испытуемых - 272 человека.

Научная новизна диссертационного исследования состоит: в обосновании значения отношения к смерти как составляющей системы отношений личности к себе, к своей жизни и окружающим людям; выявлении особенностей отношения к смерти; в рассмотрении отношения к смерти как основания для классификации ценностных и смысложизненных ориентаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: проанализирован культурно-исторический генез отношения к смерти, рассмотрены особенности отношения к смерти, как в его составе, так и на разных уровнях проявления; дан анализ динамики представлений о жизни и смерти на протяжении развития цивилизации; систематизированы накопленные в науке знания о значимости смерти для развития личности в целом; рассмотрены компоненты отношения к смерти; проанализированы взгляды на природу страха смерти; определена взаимосвязь отношения к смерти с особенностями ценностно-смысловой сферы.

Практическая значимость исследования определяется следующими его результатами: даны психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий по танатической пропедевтике, направленных на решение задач развития' личности; использование полученных результатов в групповой и индивидуальной психологической помощи клиентам, находящимся в критической жизненной ситуации или переживающих посттравматический стресс, а также с людьми, находящими в ситуации выбора дальнейшего пути. Психотерапевтическая работа в этих направлениях требует наличия знаний о том, как понимается смерть и, соответственно, собственная жизнь в подобных состояниях, а также феномен конечности жизни можно использовать как личностный ресурс при решении различных личностных задач.

Материалы диссертации используются в лекционном курсе «Психология личности» и в общем психологическом практикуме при подготовке студентов кафедры ПиБЖ ТРТУ по специальности 351400 «Прикладная информатика в психологии» и специальности 020400 «Психология». Также материалы использовались в факультативном лекционно-практическом курсе для студентов непсихологический специальностей и при подготовке и проведении психологических тренингов для студентов различных специальностей ТРТУ.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения докладывались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Таганрогский государственный радиотехнический университет», а также через публикации и выступления на международных научных конференциях (7-я Международная научная конференция «Развитие и профессиональное становление молодежи в образовательных системах»; 6-я Международная научно-практическая конференция «Информационная безопасность», 2004 г., г. Таганрог, 50-я Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ, 2004, Таганрог; 1-ая Всероссийская конференция «Гуманитарные проблемы современной психологии», 2005, Таганрог).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Смерть является чрезвычайно важным и значимым событием в жизни каждого человека, где достижения такой значимости возможно за счет отношения личности к смерти.

2. Отношение личности к смерти включает в себя когнитивные и эмоциональные компоненты, где когнитивный компонент отражает, что личность понимает под смертью, а эмоциональный - как она к этому относится.

3. В когнитивных компонентах отношения к смерти можно выделить два представления о смерти: «смерть есть переход на другой уровень существования» и «смерть есть полное прекращение существования».

4. К эмоциональным компонентам отношения к смерти относятся переживания страха, радости, спокойствия, гнева и равнодушия.

5. Сочетания когнитивных и эмоциональных компонент позволяет выделить восемь основных видов отношения к смерти: философское отношение, отношение, сопровождаемое страхом перед смертью, «ужас не-бытия», атеистическое отношение, протест против смерти, отрицание смерти, смерть как избавление от жизни, протест против мира.

6. Для каждого вида отношения к смерти характерны свои особенности ценностных и смысложизненных ориентаций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Шутова, Людмила Васильевна

Выводы по третьей главе:

1. Отношение к смерти лиц юношеского возраста включает в себя когнитивные и эмоциональные компоненты. В когнитивных компонентах отношения к смерти можно выделить два представления о смерти: «смерть есть переход на другой уровень существования» и «смерть есть полное прекращение существования». К эмоциональным компонентам отношения к смерти относятся переживания страха, радости, спокойствия, гнева и равнодушия.

2. Сочетания когнитивных и эмоциональных компонент позволяет выделить восемь основных видов отношения к смерти: философское отношение, отношение, сопровождаемое страхом перед смертью, «ужас не-бытия», атеистическое отношение, протест против смерти, отрицание смерти, смерть как избавление от жизни, протест против мира.

3. Для каждого вида отношения к смерти характерны свои особенности ценностных и смысложизненных ориентаций, которые офажают отношение личности к себе, миру и жизни.

4. В случае философского отношения к смерти, когда смерть воспринимается как переход на другой этап развития, акценты в жизни делаются на ценности развития, совершенствования и познания.

5. В случае атеистического отношения к смерти, когда смерть понимается как полный конец всего, жизнь воспринимается как единственная, и тогда акцент смещается на качество этой единственно проживаемой жшни, ценностью которой являются продуктивность, насыщенность событиями, достижения, общественное призвание.

6. В случае протестного отношения к смерти, когда личность не может смириться с фактом своей конечности, испытывая в связи с этим страх и гнев, она пытается найти способы борьбы со смертью, где в качестве одно из возможного способа бессмертия является семья, продолжение в потомстве, а также близкий контакт с другими людьми.

7. В случае отношения к смерти как к избавлению от жизни, когда человек воспринимает жизнь как обременительная и мучительная обязанность, тогда смерть кажется ему единственным спасением от несовершенства мира, проблем и давления жизни, и отношение к смерти высвечивает проблемные зоны, присутствующие в жизни.

8. В случае отрицания темы смерти, пропуская мысли о конечности сквозь себя, личность пытается заполнить свою жизнь максимальным числом разнообразных событий и впечатлений, чтобы не задумываться о возможной смерти.

9. В случае, когда человек понимает, что ему не избежать смерти, т.е. в его сознании уже пришло осознание собственной конечности и зыбкости его жизни, но мировоззренческая система еще не адаптировалась к этому пониманию, поэтому мысли о смерти вызывают страх, а сама система восприятия себя и своей жизни является расплывчатой и неопределенной.

10. В силу своей связи с ценностными и смысложизненными ориентациями отношение к смерти является важным индикатором личностного развития человека.

Заключение

В процессе исследования решены все поставленные задами, в результате чего:

- систематизированы и обобщены философские, культурологические и психологические подходы к изучению значения смерти в отечественной и зарубежной литературе в контексте проблемы развития личности;

- проанализированы результаты эмпирических исследований по исследованию отношения к смерти и его значения для развития личности;

- рассмотрены рациональные и эмоциональные компоненты отношения к смерти, определяющие влияние данного феномена на развитие личности;

- показана связь между отношением к смерти и смысложизненными и ценностными ориентациями;

- проведено пилотажное исследование по изучении актуальности феномена смерти для лиц юношеского возраста;

- подобраны и разработаны диагностические методы по изучению отношения к смерти у лиц юношеского возраста;

- исследовано отношение к смерти у лиц юношеского возраста; выявленные рациональные и эмоциональные компоненты отношения к смерти; выделены восемь основных типов отношения к смерти у лиц юношеского возраста;

- проведено подробное исследование особенностей ценностно-смысловой сферы лиц с разным отношением к смерти; показана связь между отношением к жизни и смерти с ценностными и смысложизненными ориентациями у лиц юношеского возраста;

- предложены психолого-педагогические рекомендации для психологов вуза для проведения занятий по танатической пропедевтике для студентов вуза;

Выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение, что нашло свое отражение в положениях вынесенных на защиту, в описании новизны результатов исследования и в определении их практической значимости.

Проведенное исследование, а главное востребованность его результатов в работе психологического центра вуза, на базе которого оно проводилось, подтверждает актуальность не только проделанной работы, но продолжения дальнейших исследований, которые должны быть направлены на решение следующих задач:

- изучение связи между отношением к смерти, ценностными и смысложиз-ненными ориентациями и рядом личностных особенностей (уровня самоактуализации, уровня субъективного контроля, степени принятия себя и других, напряженностью механизмов психологических защит, особенностью копинг-стратегий);

- рассмотрение динамики отношения к смерти на протяжении онтогенетического развития личности;

- выявление культуральных, этнических и религиозных особенностей отношения к смерти, влияния этих особенностей на личную картину жизни-смерти.

- поэтапное расширение внедренческой базы результатов исследования и их лонгитюдная проверка, ставящая целью разработку, дальнейшую конкретизацию и совершенствование системы психолого-педагогических условий для решения более задачи психологического обеспечения эффективного развития студентов вуза.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Шутова, Людмила Васильевна, 2005 год

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов — М.: Академический Проект, 2000 624 с.

2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.-224 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: «Питер», 2002. — 288 с.4. митр. Антоний Сурожский. Смерть // Психология зрелости и старения, №3 (27), 2004 г., с. 99-125

4. Анцыферова Л.И. Личность в трудность жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, Т. 15, № 1.

5. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульха-новой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - с. 45.

6. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с франц. / Общ. ред. С.В. Оболенской М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. -528 с.

7. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», 2001.-416 с.

8. Афанасьева В. Представления о смерти и мифологема смерти у шумеров // Фигуры Танатоса, №3, специальный выпуск: «Тема смерти в духовном опыте человечества». Материалы первой международной конференции. СПб.: Изд-воСПбГУ, 1993 г., с. 30-34

9. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях // Автореф. дис. канд. психол. на> к. CI16.: 2000 г.

10. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М.: Институт танатотерапии, 2002. - 90 с.

11. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти // Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике. М.: 2001, с. 108- 125.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 576 с.

13. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: «КСП», 1996. - 230 с.

14. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштей-на. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. - 350 с.

15. Бордуков О.В. Проблема смерти в экзистенциализме // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, Л1>2, 2004, с. 136-141.

16. Васильева О.С. Комплексный подход к оздоровлению личности в системе образования // Психология в вузе, №4, 2003, с. 23-35.

17. Волков Б.С., Волкова П.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 352 с.

18. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений в 6 томах: Т. 1. М.: «Педагогика», 1981.

19. Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, № 6, 2004.

20. Гаврилова Т.А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики // Прикладная психология, № 6, 2001.

21. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллативной медицине. СПб.: «Речь», 2002. - 162 с.24.27,28,29,30

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.