С.Л. Франк как историк русской философской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Никулин, Станислав Владимирович

  • Никулин, Станислав Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 127
Никулин, Станислав Владимирович. С.Л. Франк как историк русской философской культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2007. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Никулин, Станислав Владимирович

Введение

Глава I Система C.JI. Франка как синтез европейской и русской философской культуры.

§1 Отражение идей западноевропейской философии в работах

C.JI. Франка.

§2 Теоантропология русской философской культуры.

§3 Проблема теодицеи в философии C.JI. Франка.

Глава II Наследие C.J1. Франка в контексте русской философской культуры XX века.

§1 Характерные черты русской философской культуры начала

XX века.

§2 Исследование русской философской культуры: эволюция взглядов

C.JI. Франка.

Глава III Концепция «русского мировоззрения» в системе

C.JI. Франка.

§1 Духовный мир А.С. Пушкина.

§2 Христианский гуманизм Ф.М. Достоевского.

§3 Моральный радикализм JI.H. Толстого.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «С.Л. Франк как историк русской философской культуры»

Актуальность исследования. Интерес к наследию Семена Людвиговича Франка неуклонно возрастает с начала 90-х годов XX века, когда у исследователей русской философской культуры появились новые возможности для изучения творчества крупнейших русских философов начала XX столетия, высланных за границу на печально известном «философском пароходе» в 1922 году. При всей своей категоричности может считаться вполне справедливой характеристика авторитетного историка русской философии В.В. Зеньковского: «По силе философского зрения Франка без колебания можно назвать самым выдающимся русским философом вообще - не только среди близких ему по идеям»1. Значение и роль философских работ мыслителя в развитии русской и европейской философии первой половины XX века не вызывают сомнений, что приводит к необходимости максимально полного и глубокого анализа всего философского наследия C.JI. Франка с различных точек зрения, в том числе и анализа трудов этого мыслителя как историка русской философской культуры.

Обращение к истории русской философской культуры было свойственно почти всем отечественным философам начала XX века. В этом аспекте творческое наследие Франка можно сопоставить с работами Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого и др. Философская позиция Франка оригинальна тем, что являет собой анализ русской философии в контексте отечественной культуры, тогда как другие исследователи делали предметом своего рассмотрения по преимуществу проблемы антропологии и этики (Зеньковский), гносеологии (Лосский), историософии (Бердяев).

Учитывая многозначность понятия «русская философская культура» следует отметить, что в данном случае под ним подразумевается широкий Зеньковский В.В. История русской философии. Т.2. Ростов-на-Дону. 2004. С.450 спектр философского знания, включающий в себя религиозную философию, философско-богословскую мысль, философскую мысль рационалистического типа, находивший своё выражение в университетской и духовно-академической философии, философской публицистике, литературной традиции XIX века (проза Достоевского, Гоголя, Толстого, поэзия Пушкина, Тютчева) и т.д.

Работы М.Н. Громова, В.В. Милькова, Н.С. Козлова, П.С. Шкуринова1 и др. убедительно доказывают бесперспективность некогда бытовавшей точки зрения о зарождении самостоятельной русской философской культуры лишь в середине XIX века. Русская философская культура - необычайно широкое и многомерное явление, образование которого мы наблюдаем с конца X -середины XI вв. «В истории русской философии, - отмечает М.А. Маслин, -есть конкретное единство философских идей, характеризируемое одновременно преемственностью и изменчивостью. Философия в России существовала и развивалась в контексте духовной культуры.»2.

В настоящем диссертационном исследовании при анализе русской философской культуры упор сделан на содержательную сторону самого понятия, где русская философия гармонично сосуществует с русской культурой, подпитываясь от неё новыми идеями и замыслами, где произведения Гоголя, Тютчева, Толстого, Достоевского выступают в качестве «отправных точек» для русских мыслителей начала XX века. Это вынуждает нас уделить меньшее внимание другим важным составляющим русской философской культуры, таким как университетская философия, философская публицистика, многочисленные философские сообщества (кружки, журналы и т.д.). Вместе с тем, очевидно, что все они - части цельного самобытного явления, а значит абстрагироваться от них невозможно. Слишком много точек соприкосновения, взаимного влияния,

1 Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-XVII веков. М., 1990 -285с.; ШкуриновП.С. Философия России XVIIIb. М., 1992 - 255с.; Мшьков В.В., Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли. М., 2001 -960с.

1 Маслин М.А. Русская философия как единство в многообразии // Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии (Москва, 14-17 ноября 2001г.). M.: ЭкоПресс-2000.2001. С.4 поэтому обращение к этим составляющим будет необходимым подспорьем при анализе работ Франка, посвященных творческому наследию великих предшественников.

В стройной, продуманной философской системе Франка, где присутствуют все подразделы философского знания, в том числе антропология, онтология, метафизика, гносеология, этика, философия истории, мы находим целый корпус работ посвященных творчеству Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, статьи о характерных чертах русской философии, и шире - о русском мировоззрении в целом. Это свидетельствует о неизменном и постоянном интересе мыслителя к специфическим проявлениям русской философской культуры. Вместе с тем, размышления Франка на эту тему далеки от чисто культурологических или публицистических разборов. Прежде всего это образцы глубокого философского анализа, результаты которого мыслитель плодотворно использовал в своих главных трудах. Тесная взаимосвязь исследований по русской философской культуре и магистральных тем философствования Франка требует осмысления, учитывая неизученность данной темы в контексте всего блока исследований, посвященных анализу философских воззрений C.JI. Франка.

В связи с этим, представляется актуальным и своевременным рассмотрение философского наследия C.J1. Франка как важной составляющей исследовательской работы по выявлению особенностей русского мировоззрения, русской философии, русской философской культуры.

Степень научной разработанности темы. Введение в широкий научный оборот главных трудов C.JI. Франка (начало - середина 90-х гг. прошлого века), вызвало серьёзный интерес со стороны отечественных историков русской философии в периодической печати1. Большинство исследований

1 Волков В.А., Куликова М.В. Материалы к биографии С.Л. Франка // Вопросы Философии, №3, 1992. С. 128131; Гаврюшин ПК «Русская идея» в трактовке С. Франка // Общественные науки, №6, 1990. C.2I6-219; Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка // Вопросы 5 делают предметом своего рассмотрения философские построения Франка в области гносеологии, метафизики, антропологии и онтологии.

Становится возможным знакомство с большим корпусом статей, написанных современниками Франка за рубежом. Среди них стоит выделить рецензии Ф.А. Степуна, М.М. Карповича, С.П. Жабы, JI. Закутана, В.В. Зеньковского на такие работы Франка как «С нами Бог», «Душа человека», «Крушение кумиров», сборник «Этюды о Пушкине»1.

Также стоит отметить «Сборник памяти C.JI. Франка» , выпущенный под редакцией В.В. Зеньковского в 1954 году. Среди его участников: И.А. Ильин, С.А. Левицкий, JI. Бинсвангер, JL Зак, Г. Флоровский и др. Сборник стал большим и важным шагом в изучении философского наследия C.JI. Франка. В письме к Т.С. Франк Н. Лосский писал: «Дорогая Татиана Сергеевна, приятно видеть, что сборник статей о философии Семена Людвиговича хорошо издан. Они (статьи сборника - С.Я.) дают живое представление о замечательном духовном пути и росте Семена Людвиговича»3.

Философии, №5, 1999. С.114-151; о. Игнатий Крекишн Метафизика зла (Пролегомены к теодицее в философии позднего C.JI. Франка) // Вопросы Философии, №12, 2001. С. 128-140; МарееваЕ.В. Семен Франк как зеркало русской религиозной философии // Вопросы Философии, №6, 2005. С. 117-131; Назарова О. А. Идейное наследие И.В. Гете как источник формирования гносеологии С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник, №1, 2000. С.277-287; Некрасова Е.Н. Семен Франк // Вече. Альманах русской философии и культуры, Вып.2, 1995. С.91-179; Плотников Н.С. С.Л. Франк о М. Хайдеггере // Вопросы Философии, №9, 1995. С.169-180; Резвых Т.Н. Реальность и человек в метафизике С. Франка // Вестник МГУ, серия 7 (философия), №5, 1992. С.46-61; Фиолетова Н.Ю. История одной жизни // Минувшее, №9, 1990. С.7-105 Андреев Н. С.Л. Франк. Философ всеединства и деятель русской культуры // Русская мысль, №3138, 10 фев. 1977, С.6; Жаба С.П. С нами Бог. С.Л. Франк [рецензия] // Вестник РСХД, 1965, №78, С.46-48; Закутин Л. С.Л. Франк. Душа человека [рецензия] // Новый журнал, 1965, №81, С.277-280; Закутин Л. С.Л. Франк. Из истории русской философской мысли конца 19 и нач. 20 века [рецензия] // Новый журнал, 1966, №82, С.291-292; Зеньковский В.В. К десятилетию со дня смерти С.Л. Франка // Вестник РСХД, 1960, №58/59, С.24-26; Зеньковский В.В. С.Л. Франк. Этюды о Пушкине [рецензия] // Вестник РСХД, 1958, №48, С.50-53; Ильин В.Н. С.Л. Франк и его место в русской философии и культуре // Вестник РСХД, 1951 №1, С.18-23; Ильин В.Н. Семен Людвигович Франк и русская философия // Возрождение, 1966, №172, С.74-86; Ильин

B.Н. Из истории русской философской мысли конца 19 и нач. 20 века: Антология. С.Л. Франк [рецензия] // Вестник РСХД, 1966, №81, С.84-85; Карпович М.М. С.Л. Франк. Этюды о Пушкине [рецензия] // Новый журнал, 1958, №55, С.279-281; Левицкий С.А. Памяти великого философа (С.Л. Франка) // Новый журнал, 1977, №127, С.113-117; Левицкий С. Памяти великого философа. С.Л. Франк // Посев, 1977, №3, С.55-57; Левицкий С. Об упадке мудрости // Новое русское слово, 1977, 27 марта, С.2; Прокофьев [Чижевский Д.И.]

C.Л. Франк. Русское мировоззрение [рецензия] // Современные записки, 1927, №33, С.34-36; P.P. [Автор не установлен] О С.Л. Франке // Грани, 1976, №99, С.69-80; Редлих Р.Н. О «Непостижимом» С.Л. Франка // Грани, 1971, №82, С.54-63; Степун Ф.А. Вера и знание в философии Франка // Новый журнал, 1965, №81, С.227-230; Степун Ф.А. С.Л. Франк. Крушение кумиров [рецензия] // Современные записки, 1924, №21, С.40-43

2 Сборник памяти Семена Людвиговича Франка. Мюнхен. 1954 - 192с.

3 Письмо Н. Лосского к Т.С. Франк, 16 февраля 1955г. // БФРЗ, Ф.4, оп.4, ед.хр.4

В 1990 году в рамках серии «Из истории отечественной философской мысли» публикуется сборник произведений C.JL Франка, куда входят «Непостижимое», «Крушение кумиров», «Фр. Ницше и этика "любви к дальнему"»1.

В 1995 году отдельным томом выходят первые крупные работы Франка 2

Предмет знания» и «Душа человека» с вступительной статьей И.И. Евлампиева «Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка», где автор ставит перед собой задачу «проследить духовную эволюцию философа, уже к концу 1910-х годов приведшую его к целостной концепции, развитие которой и составило содержание всего его дальнейшего творчества»3.

Через год издаётся сборник статей Франка по русской литературе и философии «Русское мировоззрение»4. «Было бы неверно спрашивать об объективности воссозданной C.JI. Франком картины русского мировоззрения, - пишет ответственный редактор и составитель сборника А.А. Ермичев, - Мировоззрение, неотделимое от действия в мире - не такой предмет, вычислив который можно было бы изложить его в размеренности научной дозировки. Но живописный портрет "русского духа" написать можно, что и сделал C.JI. Франк»5.

В 2001 году на русском языке публикуется монография английского исследователя Филиппа Буббайера «C.J1. Франк: Жизнь и творчество русского философа», представляющая собой попытку создания серьёзной исторической биографии мыслителя, центральным тезисом которой является мысль о невозможности разделения философии и жизненного опыта. Автор отмечает: «Убеждение, что философия и опыт неразделимы, играют центральную роль в подходе к биографии Франка. Представляется, что

1 Франк C.JJ. Сочинения. М.: Правда, 1990-608с.

2 Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995 - 655с.

3 Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютного бытия: мистический реализм Семена Франка // Там же. С.8

4 Франк C.JI. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996 - 736с.

5 Ермичев А.А. С.Л. Франк - философ русского мировоззрения // C.JI. Франк Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С.35 характер личных взаимоотношений человека играет большую роль, и знание этих взаимоотношений порой помогает постичь суть его идей»1. Из исследований зарубежных авторов также стоит отметить статьи П. Элена, л посвященные социальной философии Франка. Немецкий исследователь акцентирует внимание на том, что свойственный ранним работам Франка «индивидуализм» преодолевается философом в конце 20-х - начале 30-х годов, преобразуясь в философию "Мы" (термин П. Элена). Отмечая универсальность мировоззреченских позиций Франка, Элен характеризует его как «русского европейца».

В 2003 году издаётся работа О.А. Назаровой «Онтологическое обоснование интуитивизма в философии C.JI. Франка» . Автор показывает, что предпринятое Франком онтологическое обоснование интуитивизма - это двуединый процесс, выделяя при этом три его составляющие: логический анализ отвлеченного знания, учение о феномене сознания и анализ содержания конкретного всеединства. В заключении О.А. Назарова приходит к следующим выводам: «Онтологическая теория познания Семена Людвиговича Франка, разработанная им в ряде ранних произведений, представляет "исключительную ценность", поскольку в ней наиболее ярко проявились глубина мысли и оригинальность его философского дарования. Разработанные в ней принципы и понятия стали базовыми для всего его творчества и были развиты и обоснованы в других областях его философствования: социальной философии, этике, философии религии, философской антропологии. Предпринятое им онтологическое обоснование возможности интуитивного познания является ценным вкладом в интуитивистскую гносеологическую традицию, а также в русское философское наследие в целом»4. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. М., 2001. С.8

2 Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка // Вопросы Философии, №2, 2000. С.57-70; Элен П. Семен Франк как политический мыслитель//Вопросы Философии, №11,2003. С.135-151

3 Назарова О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка. М, 2003 - 196с.

4 Там же. С. 145

С середины 90-х годов в российских университетах - в Москве, Санкт-Петербурге, Перми - защищаются диссертации, посвященные разным аспектам философской системы C.J1. Франка1: этическое учение, социальная философия, проблема личности, философия культуры, гносеология, метафизика зла. При этом стоит отметить тот факт, что большинство диссертантов в качестве объекта исследования выбирают антропологическую проблематику философии Франка, что приводит к определённому зауживанию самого исследовательского поля.

Нельзя не отметить книгу Н.В. Мотрошиловой «Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. JI. Шестов)» в которой подробно рассмотрена трилогия Франка («Предмет знания», «Душа человека», «Духовные основы общества») в сопоставлении с идеями европейской философской традиции первой половины XX века. Автор приходит к выводу о том, что «в центре философии Франка - от первых до последних его произведений - всегда оставалась идея Бытия как сверхрационалыюго всеединства»3.

Большим вкладом в изучение творческого наследия C.JI. Франка без сомнения можно считать вышедший в 2006 году сборник архивных документов философа «Саратовский текст»4. Как известно, Франк был первым деканом созданного в 1917 году историко-филологического факультета Саратовского Императорского Николаевского университета. В

1 Акопов С.В. СЛ. Франк как политический мыслитель, СПб., 2001; Баринов Д.Н. Философия общества С.Л. Франка, М., 2001; Голубкова Т.В. Историософия С.Л. Франка, М., 1994; Гуртовенко Г.А. Философская антропология СЛ. Франка, M., 1998; Дементьева J1.C. Социально-политические идеи СЛ. Франка в контексте его метафизической системы, Хабаровск, 2005; Долгих E.1L Метафизика зла в русской религиозной философии (B.C. Соловьев и СЛ. Франк), СПб., 1994; Завольская Г.Н. Проблема личности в философии СЛ. Франка, М., 1993; Зимяпина Е.В, Философия человека в системе С.Л. Франка, М., 2002; Лучук Е.В. Этическое учение СЛ. Франка, СПб., 1998; Назарова О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии СЛ. Франка, М., 2001; Некрасов Е.Н. СЛ. Франк: Метафизика человеческого бытия, М., 1993; Резвых Т.Н. Проблема реальности в философии СЛ. Франка, М., 1995; Руднева О.С. Философия культуры СЛ. Франка, М., 1998; Солодухин Д.В. Рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме СЛ. Франка, М., 2001; Тимошенко С.А. Религиозно-философская антропология СЛ. Франка, М., 1997; Харин В.Н. Социально-философский анализ категорий «соборность», «служение» и «должное»: на материале концепции С.Л. Франка, Пермь, 2004; Чашина Ж.В. Этико-философские воззрения СЛ. Франка, Саранск, 1999

2 Мотрошилова II.B. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С Франк. Л. Шестов). М., 2006-477с.

3 Там же. С. 325

4 Франк С.Л. Саратовский текст / Сост. А.А. Гапоненков, Е.П. Никитина. Саратов, 2006 -288с. сборник вошли новейшие материалы творческой биографии мыслителя: рукопись дневника молодого C.JI. Франка, рабочие записи к лекциям по немецкой классической философии, список рекомендуемых студентам университета научных трудов по логике, теории познания, истории философии. Также в сборник вошли воспоминания Т.С. Франк, и если первая часть воспоминаний - «Память сердца» - была опубликована до этого, то вторая часть - «Наша любовь» и беседа Татьяны Сергеевны с внуком Петром (записана на кассету 5 июня 1975 года) впервые представлены читателям в этом сборнике.

Несомненный интерес представляет публикуемый дневник философа (1901-1902 гг.), где 25-летний Франк размышляет о сверхиндивидуальном, глубинном начале жизни. Можно сказать, что уже в этих дневниковых записях «Франк постигает редкостное философское искусство рационального выражения "непостижимого", "недоступного". В нём обнаруживается великий дар осознания невыразимой сущности бытия. Франк убеждён: всякое явление, всякая вещь в этом мире есть нечто более объёмное и сложное, чем абсолютно всё, что мы знаем и понимаем об этом явлении, об этой вещи и о чём самонадеянно пробуем судить»1.

Таким образом, можно констатировать, что некоторые центральные темы философии C.JI. Франка получили должное освещение и анализ в современной исследовательской литературе. Но, несмотря на очевидный интерес к наследию C.JI. Франка и достаточное число публикаций, некоторые пласты его творчества остаются малоизученными, либо исследованы не вполне удовлетворительно. В полной мере это замечание относится к работам мыслителя по русской философской культуре, которые до сих пор оставались за рамками подавляющего большинства статей, диссертаций и монографий, посвящённых философской системе C.JI. Франка.

1 Прозоров D.B. Саратовский текст Семена Людвиговича Франка // С.Л.Франк Саратовский текст / Сост. А.Л. Гапоненков, Е.П. Никитина. Саратов, 2006. С.6

Объектом исследования является идейное наследие C.JI. Франка, посвященное анализу русской философской культуры.

Предметом исследования выступают работы C.JT. Франка, посвященные изучению особенностей и характерных черт русской философии и русской философской культуры.

Теоретические и методологические основания исследования. В работе над диссертацией были использованы методы текстологического анализа, сравнительного анализа, синтеза, дедукции, индукции и другие общенаучные методы, а также базовые принципы историко-философского метода исследования. Был соблюден принцип историзма: философское наследие Франка рассматривалось в историческом и социокультурном контексте. Таким образом, методология данного исследования носит комплексный характер, при этом утверждается равноправие каждого из применяемых методов.

Источниковая база. Источниковой базой диссертации выступили работы C.JL Франка и архив философа в библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» (г. Москва).

Хронологические рамки настоящего исследования охватывают весь период творчества C.J1. Франка, с 1902 года (выход сборника «Проблемы идеализма» со статьей Франка «Фр. Ницше и "этика любви к дальнему"») до 1956 года (выход посмертного издания последней работы философа «Реальность и человек» в парижском издании YMCA-Press).

Цели и задачи исследования. Целыо данной работы является анализ философского наследия C.JL Франка, посвященного рассмотрению характерных черт и особенностей русской философской культуры.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить значение западноевропейской философии в её взаимосвязи с русской философской культурой для выработки философской системы C.JL Франка;

2. Рассмотреть эволюцию взглядов C.JI. Франка на развитие русской философской культуры;

3. Определить своеобразие и значение работ C.JI. Франка в контексте исследований русской философской культуры начала XX века;

4. Выявить методологические особенности исследовательского подхода C.JI. Франка при анализе русской философской культуры.

Положения, выносимые на защиту.

1. Работы C.JI. Франка, посвященные особенностям русской философии и русской философской культуры, находятся в прямой связи с его фундаментальными трудами «Предмет знания», «Душа человека», «Непостижимое», «Реальность и человек».

2. Система C.JI. Франка представляет собой синтез идей европейской и русской философских культур.

3. Философские взгляды C.JI. Франка на особенности и характерные черты русской философии и русской философской культуры претерпели существенные изменения, эволюционировав от недооценки национального своеобразия русской мысли до признания её существенной оригинальности.

4. Предпринятый C.JI. Франком философский анализ творческого наследия А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого является существенным вкладом в изучение русской философской культуры.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

- впервые проведён систематический анализ наследия C.JI. Франка, посвященного русской философской культуре;

- выявлена тесная взаимосвязь и взаимообусловленность идей, высказанных C.JI. Франком, как в его теоретических философских работах, так и статьях, посвящённых истории русской философской культуры;

- определены идейные источники воззрений C.JI. Франка о русской философской культуре; выявлены особенности исследовательского подхода С.Л. Франка при анализе русской философской культуры;

- впервые используется корпус архивных источников по теме исследования (библиотека-фонд «Русское Зарубежье», г. Москва, Ф.4, Оп.3-5). Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что её основные результаты, а также архивные источники, могут быть использованы в последующих исследованиях философского наследия С.Л. Франка и русской философской культуры. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских спецкурсов, проведении семинаров, написании учебных пособий. Апробация исследования. Основные положения данного диссертационного исследования изложены в публикациях автора. Диссертация обсуждена на кафедре истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Никулин, Станислав Владимирович

Заключение

Система С.Л. Франка, охватившая почти все области философского знания, включает в себя и глубокий разносторонний анализ русской философской культуры (статьи о русской философии, творческом наследии русских литературных классиков XIX века, сопоставление отечественной и европейской философской мысли). Взгляды Франка по данной теме претерпевали определённые изменения, где-то это были несущественные коррективы, а где-то - серьёзное переосмысление своего философского видения. Таков удел любого заинтересованного и честного исследователя. Важнее здесь глубина философской рефлексии. Франк не оставил после себя крупной работы, посвящённой проблемам русской философской культуры (как не было у него крупных работ и о Пушкине, Достоевском, Толстом по примеру Бердяева, Шестова или Мережковского), но его статьи дают ясно понять - эта тема интересовала философа всегда.

Предпринятый С.Л. Франком анализ самого стиля русского философствования (русского мировоззрения) всегда находился в прямой взаимосвязи с его трудами по гносеологии, онтологии, метафизике. Для мыслителя это были части единого целого. В своих работах Семен Людвигович обращался не к мыслям конкретных философов или писателей, а к их «духовному опыту». На примере рассмотренных в первой главе тем теоантропоцентризма и теодицеи (над которыми Франк размышлял на протяжении всего своего философского пути) видно, что в своих чисто философских работах Семен Людвигович часто использовал интуиции, почерпнутые им из богатого наследия русской философской культуры.

Как отмечалось выше, отношение к месту и роли русской философии претерпело у Франка существенную эволюцию. В этом смысле, характерен его спор о национальных чертах русской философии с В.Ф. Эрном. Утверждая здесь, что «начало ratio характеризует не какую-либо отдельную ветвь или историческую эпоху философии: оно есть конститутивный признак понятия философии»', в дальнейшем в качестве характерных черт русской философии он будет выделять религиозность, несистематичность, литературность изложения.

В системе С.Л. Франка мы находим гармоничный синтез идей европейской и русской философских культур. Тонко чувствуя философские нотки в поэзии Пушкина и Тютчева, Франк в тоже время написал по-прежнему актуальные статьи о немецкой поэзии в лице Гете и Рильке. В статье «Рильке и славянство» философ показывает влияние России на всё творчество Рильке, что перекликается и с его собственными воззрениями. Являясь неотъемлемой частью русской философской культуры, Франк часто обращался к европейской философской традиции, что не приводило к «конфликту», а, напротив, наглядно демонстрировало глубинную связь одного и другого. С.Л. Франк находился как бы на пересечении этих философских направлений, разных по форме и содержанию, но близких по духу исследований.

Статьи Франка, посвящённые наследию Пушкина, Достоевского, Толстого до сих пор не стали предметом серьёзного философского анализа, выводы которого могут быть применены в рамках междисциплинарного изучения классической литературы XIX века. Между тем, Франк одним из первых предпринял попытку философского анализа творчества А.С. Пушкина, рассматривая поэта как носителя русского национального самосознания. Обращаясь к наследию Ф.М. Достоевского, философ акцентировал внимание на христианском гуманизме писателя, теме, которая всегда интересовала и волновала самого Франка. Подход Франка к спорному, во многом противоречивому морально-этическому учению графа Толстого, выгодно отличается на фоне едкой критики (едкой не только по содержанию, но часто и по форме) многочисленных работ начала XX века. В своих статьях о Толстом философ демонстрирует взвешенность, аргументированность оценок, пытаясь рассмотреть второй этап творчества писателя (обоснование идеала ненасилия) как продолжение первого (литературного).

В относительно небольшом по объёму корпусе статей Франка, посвящённых русской философской культуре, мы находим отражение, а иногда и «рождение» центральных, смыслообразующих тем всей философской системы мыслителя, что свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в этой сфере.

Анализ вклада Семена Людвиговича Франка в изучение русской философской культуры может способствовать не только более глубокому понимаю и восприятию культурного наследия России, но может стать ещё одним шагом вперёд в осмыслении философского наследия одного из крупнейших русских философов начала - середины XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Никулин, Станислав Владимирович, 2007 год

1. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. Пг.: Academia, 1922-84с.

2. Франк С.Л. Георг Зиммель. Кант и Гёте // Русская мысль, №6, 1908. С.41-67

3. Франк С.Л. Гносеология Гёте (О сущности художественного познания) // Русская мысль, №8, 1910. С.73-99

4. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992 511с.

5. Франк С.Л. Из недавнего прошлого русской философии // Русская мысль, №2, 1911. С.244-245

6. Франк С.Л. К характеристике Гёте // Философия и жизнь. СПб.: Изд-во Д.Е. Жуковского, 1910, С.355-366

7. Франк С.Л. Кризис современной философии // Русская мысль, №9, 1916. С.33-40

8. Франк С.Л. Непрочитанное.: Ст., письма, воспоминания. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2001 588с.

9. Франк С.Л. О критическом идеализме // О.А. Назарова Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка. М.: Идея-Пресс, 2003. С.157-196

10. Ю.Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук. М.: Берег, 1922 -124с.

11. М.Франк С.Л. По ту сторону «правого» и «левого». Минск: Полифакт, 1992-31с.

12. М.Франк С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Петроград: Тип. Р.Г. Шредера, 1916 504с.

13. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995 655с.

14. Франк С.Л. Природа и культура // Логос, кн.2, 1910. С.50-114

15. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997 478с.

16. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996 736с.

17. М.Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М.: Факториал, 1998 255с.

18. Франк С.Л. Смысл жизни. М.: ACT, 2004 157с.

19. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990 608с.

20. Ю.Франк С.Л. Сочинения. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000 800с.21 .Франк С.Л. Этюды о Пушкине. М.: Согласие, 1999 176с.1.. Монографии но теме исследования

21. Амелина Е.М. Проблема общественного идеала в русской религиозной философии кон. Х1Х-ХХвв. Калуга: Эйдос, 2004 334с.

22. Бердяев Н.А. Типы религиозной мысли в России. Париж: YMCA-PRESS, 1989-714 с.

23. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т.1. М.: Искусство, 1994 542с.

24. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т.2. М.: Искусство, 1994 510с.

25. Бердяев Н.А. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993 368с.

26. Буббайер Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. М.: РОССПЭН, 2001 -328с.

27. Введенский А.К, Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991 592с.

28. Вересаев В.В. Живая жизнь. О Достоевском и Толстом. М.: Изд-во политической литературы, 1991 -335с.

29. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X XVII веков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990 -285с.

30. Ю.Гроссман Л.П. Пушкин. М.: Молодая Гвардия, 1958 524с.11 .Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20вв. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х частях. Ч. I СПб.: Алетейя, 2000 -413с.

31. Евлампиев ИИ. История русской метафизики в 19-20вв. Русская философия в поисках Абсолюта. В 2-х частях. Ч. II СПб.: Алетейя, 2000 -411с.

32. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высш. шк., 2002 -584с.

33. Ермишин О.Т. Русская историко-философская мысль: конец XIX -первая треть ХХв. М.: Гуманитарий, 2004 159с.

34. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 2005 -368с.

35. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т.1. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 541с.

36. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т.2. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 539с.

37. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Paris: YMCA-Press, 1991 -368с.

38. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994 428с.

39. Из глубины: Сборник статей о русской революции / С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990 298с.21 .Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991 -464с.

40. Исследования по истории русской мысли: Ежегодник 2001/2002. М.: Три квадрата, 2002 878с.

41. История русской философии / Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001 -639с.

42. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Художественная литература, 1986 318с.

43. Козлов И.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985 136с.

44. Колесов М.С. Очерки о русской философской культуре. Севастополь: Изд-во СГТУ, 1999- 152с.

45. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М.-СПб., Алетейя, 1998-353с.

46. Кувакин В.А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии. М.: Российское гуманистическое общество, 2005 -476с.

47. Лаут Райнхард Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996 447с.

48. Лосский И.О. Избранное. М.: Правда, 1991 622с.31 .Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991 -559с.32 .Малинин В.А. Пушкин как мыслитель. Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1990 220с.

49. ЪЪ.Мильков В.В., Громов М.Н. Идейные течения древнерусской мысли. М.: Русский христианский гуманитарный институт, 2001 960с.

50. ЪА.Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. М.: Проспект, 1999 122с.

51. Наседкин Н.Н. Достоевский: энциклопедия. М.: Алгоритм, 2003 798с.

52. России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990 528с.

53. Проблемы философии культуры. М.: Мысль, 1984 325с.

54. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т.8. Л.: Наука, 1978-413с.

55. Пушкин: сборник научных трудов. М.: Изд-во МГУ, 1999 280с.

56. Пушкин А.С.: Pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000, в 2т.

57. Пушкин в русской философской критике. Конец XIX перв. пол. XX вв. М.: Книга, 1990-527с.

58. Пушкин в русской философской критике Конец XIX перв. пол. XX вв. М.-СПб.: Университетская книга, 1999-591с.

59. Рачип Е.И. Философские искания Льва Толстого. М.: Изд-во РУДН, 1993- 170с.

60. Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990 -605с.

61. Розанов В.В. Религия и культура. Т.1. М.: Правда, 1990 635с.

62. Розанов В.В. Уединенное. Т.2. М.: Правда, 1990 710с.

63. Русская критика о Пушкине. М.: Изд-во МГУ, 1998 293с.

64. Русская философия. Словарь. Под ред. М.А. Маслина. М.: Республика. 1995-654с.

65. Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии (Москва, 14-17 ноября 2001г.). М.: ЭкоПресс-2000. 2001 253с.

66. Сабиров В.Ш. Два лика зла (размышление русских мыслителей о добре и зле). М.: Знание, 1992 64с.53 .Сапронов А.П. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: Церковь и культура, 2000 396 с.

67. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992 349 с.

68. Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 544с.

69. София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Под ред. Н.Бердяева. Берлин: Обелиск, 1923 190с.

70. Столович JI.H. История русской философии: очерки. М.: Республика, 2005-494с.

71. Стрельцов А.С. Философия и культура в русской мысли Х1Х-нач. ХХвв. М.: Московский философский фонд, 2003 260с.

72. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1994-495с.

73. Сухов А.Д. Яснополянский мудрец: традиции русского философствования в творчестве JI.H. Толстого. М.: ИФ РАН, 2001 -143с.в\.Толстой JI.H. Собрание сочинений в 20 томах. Т.18. М.: Художественная литература, 1965 614с.

74. Ы.Толстой JI.H. Философский дневник. 1901-1910. М.: Известия, 2003 -541с.

75. Тол стой JI.H.: Pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000 981с.вА.Труайя Анри Федор Достоевский. М.: Эксмо, 2003 480с.

76. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998-512с.

77. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: ВЛАДОС, 1997 576с.

78. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000-464с.

79. Шестов JI. Сочинения. М.: Раритет, 1995 -429с.

80. Шкуримое П. С. Философия России XVIIIb. М.: Высш. шк., 1992 255с.

81. Ю.Эри В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991 575с.1..Zernov Nicolas The Russian Religious Renaissance of Twentieth Century. London: Darton, Longman & Todd, 1963 410c.

82. I. Статьи по теме исследования

83. Андреев H. С.Л. Франк. Философ всеединства и деятель русской культуры // Русская мысль, №3138, 10 фев. 1977, С.6

84. Волков В.А., Куликова М.В. Материалы к биографии С.Л. Франка // Вопросы Философии, №3, 1992. С. 128-131

85. Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина (индивидуальная свобода) // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990, с.5-43

86. Гаврюшин Н.К. «Русская идея» в трактовке С.Франка // Общественные науки, №6, 1990. С.216-219

87. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка//Вопросы Философии, №5, 1999. С. 114-151

88. Гайденко ПЛ. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей // Вопросы Философии, №7, 2002. С.131-143

89. Гапоненков А. В жанре интеллектуальной биографии // Новый мир, №12, 2002, С. 179-182

90. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы Философии, №1, 1994, С.54-61

91. Евлампиев И.И. Человек перед лицом абсолютно бытия: мистический реализм Семена Франка // С.Л. Франк Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995, С.5-34

92. Ю.Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Русская философия на путях самопознания: страницы истории // А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991, С.3-25

93. Ермичев А.А. Критики и библиография. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды // Вопросы философии, №5, 2000, С.176-179

94. Ермичев А.А. С.Л. Франк философ русского мировоззрения // С.Л. Франк Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С.5-39

95. Жаба СЛ. С нами Бог. С.Л. Франк рецензия. // Вестник РСХД, №78, 1965, С.46-48

96. Закутин Л. С.Л. Франк. Душа человека рецензия. // Новый журнал, №81, 1965, С.277-280

97. Закутин Л. С.Л. Франк. Из истории русской философской мысли конца 19 и нач. 20 века рецензия. // Новый журнал, №82, 1966, С.291-292

98. Зеньковский В.В. К десятилетию со дня смерти С.Л. Франка // Вестник РСХД, №58/59,1960, С.24-26

99. Зеньковский В.В. C.JI. Франк. Этюды о Пушкине рецензия. // Вестник РСХД, №48,1958, С.50-53

100. Ильин В.И. С.Л. Франк и его место в русской философии и культуре // Вестник РСХД, № 1, 1951, С. 18-2321 .Ильин В.Н. Семен Людвигович Франк и русская философия // Возрождение, №172, 1966, С.74-86

101. Ильин В.Н. Из истории русской философской мысли конца 19 и нач. 20 века: Антология. С.Л. Франк рецензия. // Вестник РСХД, №81, 1966, С.84-85

102. Кантор В.К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе к.19-н.20в. // Вопросы Философии, №9, 2002, С.54-68

103. Kapacee J1.B. О символах Достоевского // Вопросы Философии, №10, 1994, С.90-111

104. Карпович М.М. С.Л. Франк. Этюды о Пушкине рецензия. // Новый журнал, №55, 1958, С.279-281

105. Кураев А. Пантеизм и монотеизм // Вопросы Философии, №6, 1996, С.36-53

106. П.Лапшин И.И. Мистический рационализм профессора С.Л. Франка // Мысль, №3, 1922, С. 140-153

107. Левицкий С.А. Памяти великого философа (С.Л. Франка) // Новый журнал, №127, 1977, С. 113-117

108. Левицкий С. С.Л. Франк // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975, с.372-381

109. Левицкий С. Памяти великого философа. С.Л. Франк // Посев, №3, 1977, С.55-57

110. Левицкий С. Об упадке мудрости // Новое русское слово, 1977, 27 марта, С.2

111. Леонтьева ЕЛО. Рациональность и разум в русской философии // Философские исследования, №3, 2000, С. 173-180

112. Лосский И.О. Идея конкретности в русской философии // Вопросы Философии, №2, 1991, С. 127-135

113. Ъ А.Лурье С. Жизнь и идеи (Ответ С.Л. Франку) // Философские науки, №7, 1991, С.83-90

114. Мареева Е.В. Семен Франк как зеркало русской религиозной философии //Вопросы Философии, №6,2005, С. 117-131

115. Маслин М.А. Русская философия как единство в многообразии II Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии (Москва, 14-17 ноября 2001г.). М.: ЭкоПресс-2000. 2001. С.4-6

116. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители зарубежья о России и её философской культуре // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. С.5-43

117. ЪЪ.Маслин М.А., Жуков В.Н. В.В. Зеньковский о России, русской философии и культуре // Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 2005, С.3-8

118. Матвеева НЛО. Методология социального познания в русской религиозной философии // Социологические исследования, №1, 2004, С.61-69

119. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Мережковский Д.С. Вечные спутники. М.: Республика, 1995 624с.

120. Михайлов М. Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм // Иностранная литература, №4, 1990, С. 197-204

121. Назарова О. А. Идейное наследие И.В. Гете как источник формирования гносеологии С.Л. Франка // Историко-философский ежегодник, №1,2000, С.277-287

122. Некрасова Е.Н. Семён Франк // Вече. Альманах русской философии и культуры, Вып.2, 1995, С.91-179

123. Николюкин А.П. Размышления Льва Толстого о житейской мудрости // Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901-1910. М.: Известия, 2003. С.7-18

124. Памяти С.Л. Франка//Вестник РСХД, №1, 1951, С. 18

125. Плотников Н.С. С.Л. Франк о М. Хайдеггере // Вопросы Философии, №9, 1995, С.169-180

126. Прокофьев Чижевский Д.И. С.Л. Франк. Русское мировоззрение [рецензия] // Современные записки, №33, 1927, С.34-3648 .P.P. Автор не установлен. О С.Л. Франке // Грани, 1976, №99, С.69-80

127. Редлих Р.Н. О «Непостижимом» С.Л. Франка // Грани, №82, 1971, С.54-63

128. Резвых Т.Н. Реальность и человек в метафизике С. Франка // Вестник МГУ, серия 7 (философия), №5, 1992, С.46-6151 .Сабиров В.Ш. Проблема добра и зла в христианской этике // Человек, №5, 2001, С.125-135

129. Степун Ф.А. Вера и знание в философии Франка // Новый журнал, №81, 1965, С.227-230

130. Степун Ф.А. С.Л. Франк. Крушение кумиров рецензия. // Современные записки, №21, 1924, С.40-43

131. Сурат И. Пушкин как религиозная проблема // Новый мир, №1, 1994, С.207-223

132. Фиолетова Н.Ю. История одной жизни // Минувшее, №9, 1990, С.7-1055в.Элен П. Семен Франк как политический мыслитель // Вопросы Философии, №11, 2003, С.135-151

133. Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка // Вопросы Философии, №2, 2000, С.57-701.. Архивные источники

134. Воспоминания, размышления С.Л. Франка, записанные Т.С. Франк перед его смертью // БФРЗ, Ф.4, он. 5, ед. хр. 1, Л.1, Л.4, Л.9, Л.6, Л. 13, Л.20, Л.23, Л.25, Л.27, Л.29, Л.31, Л.ЗЗ

135. Зеньковский В.В. Памяти С.Л. Франка//БФРЗ, Ф.4, оп.5, ед.хр.4, Л. 1

136. Плетнев Р. Об одной примечательной книге//БФРЗ, Ф.4, оп.5, ед.хр.4, Л. 3-5

137. Струве Г. С.Л. Франк. К столетию со дня рождения. Ксерокопия с авторизованной машинописи // БФРЗ, Ф.4, оп.5, ед.хр.4, Л.6-8

138. Вейдле В. Разум сердца. К столетию со дня рождения Семена Людвиговича Франка//БФРЗ, Ф.4, оп.5, ед.хр.4, Л.31

139. Левицкий С. Философ непостижимого//БФРЗ, Ф.4, оп.5, ед.хр.4, Л.37

140. Письмо из России о сборнике «Из глубины». Вырезка из газеты, название и дата издания не указываются // БФРЗ, Ф.4, оп.5, ед.хр.4, Л.44

141. Письмо Н. Лосского к Т.С. Франк, 22 декабря 1950г. // БФРЗ, Ф.4, оп.4, ед.хр.4, Л.З

142. Письмо Н. Лосского к Т.С. Франк, 16 февраля 1955г. // БФРЗ, Ф.4, оп.4, ед.хр.4, Л.4

143. Письмо С.Л. Франка к Г.П. Струве, от 17 сентября 1946 года // БФРЗ, Ф.4, оп.З, ед.хр.5, Л.3-4

144. Арсеньев Н. С.Л. Франк как мистик. Фрагмент печатного издания (название не указано) // БФРЗ, Ф.4, оп.5, ед.хр.4, Л.20-24

145. Струве Н. Культура, события, люди. К столетию Семена Франка. 29/30 сентября 1977г., ксерокопия с машинописи // БФРЗ, Ф.4, оп.5, ед.хр.4, Л.25-29

146. V. Кандидатские диссертации

147. Акопов С.В. С.Л. Франк как политический мыслитель, СПб., 2001 -153с.

148. Барипов Д.Н. Философия общества С.Л. Франка, М., 2001 153с.

149. Голубкова Т.В. Историософия С.Л. Франка, М., 1994 146с.

150. Гуртовенко Г.А. Философская антропология С.Л. Франка, М., 1998 -162с.

151. Дементьева JI.C. Социально-политические идеи С.Л. Франка в контексте его метафизической системы, Хабаровск, 2005 175с.

152. Долгих Е.Н. Метафизика зла в русской религиозной философии (B.C. Соловьев и С.Л. Франк), СПб., 1994 150с.

153. Завольская Г.Н. Проблема личности в философии С.Л. Франка, М., 1993 139с.

154. Зимянина Е.В. Философия человека в системе С.Л. Франка, М., 2002 -120с.

155. Лавров А. Г. Философия культуры И.А. Ильина, М., 1997- 167с.

156. Ю.Лучук Е.В. Этическое учение С.Л. Франка, СПб., 1995 197с.11 .Назарова О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка, М., 2001 146с.

157. М.Некрасова Е.Н. С.Л. Франк: Метафизика человеческого бытия, М., 1993 145с.

158. Резвых Т.Н. Проблема реальности в философии С.Л. Франка, М., 1995 -165с.

159. Руднева О.С. Философия культуры С.Л. Франка, М., 1998 198с.

160. Солодухин Д.В. Рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме С.Л. Франка, М., 2001 167с.

161. Тимошенко С.А. Религиозно-философская антропология С.Л. Франка, М., 1997- 133с.

162. М.Харин В.Н. Социально-философский анализ категорий «соборность», «служение» и «должное»: на материале концепции C.JI. Франка, Пермь, 2004-215с.18Машина Ж.В. Этико-философские воззрения С.Л. Франка, Саранск, 1999- 150с.

163. Черняев А.В. Георгий Флоровский как историк русской философской культуры, М., 2002 -256с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.