Система этно-религиозных представлений о человеке в традиционной культуре иранских народов: по материалам сочинений Афдал ад-дина Мухаммада Кашани тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Васильцов, Константин Сергеевич

  • Васильцов, Константин Сергеевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 141
Васильцов, Константин Сергеевич. Система этно-религиозных представлений о человеке в традиционной культуре иранских народов: по материалам сочинений Афдал ад-дина Мухаммада Кашани: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Санкт-Петербург. 2009. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Васильцов, Константин Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Жизнь и творчество Афдал ад-дйна Мухаммада б. Хасана Кашанй.

1.1 Историческая обстановка и интеллектуальная жизнь эпохи

1.2. Некоторые особенности развития мусульманской теоретической мысли в Иране в VII/XIII в.

1.3. Творческое наследие Афдал ад-дйна Кашанй и общая характеристика его учения.

ГЛАВА 2. Природа человека: телесное и духовное начало.

2.1.Кур'ан и ранняя мусульманская традиция относительно двойственной природы человека.

2.2. Некоторые особенности употребления терминов нафс, рух и кувва в Кур'ане и текстах Кашанй.

2.3. Кашанй относительно телесной и духовной субстанции. Иерархия душ и их функции

ГЛАВА 3. Сотворение человека и его посмертная судьба.

3.1 'Илм-и мабда' вама'ад в Кур'ане и ранней мусульманской традиции

3.2 1 Илм-и мабда? ва ма'ад в сочинениях Кашанй.

ГЛАВА 4. Совершенство и совершенный человек.

4.1. Понятия «совершенство» и «совершенный человек» в мусульманской традиции

4.2. «Ступени совершенства»: человек и его возможности в учении Кашанй

ГЛАВА 5. Человек и вселенная: теория микрокосма и макрокосма.

5.1. Представления о изоморфном строении человека и мира в иранской мифологии и мусульманской традиции.

5.2. «Мир малый» и «мир большой»: Кашанй о подобии вселенной и человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Система этно-религиозных представлений о человеке в традиционной культуре иранских народов: по материалам сочинений Афдал ад-дина Мухаммада Кашани»

Постановка проблемы. Вопрос о том, что есть человек, является одними из древнейших вопросов, который ставило перед собой человечество. Попытки ответить на него нашли свое отражение в древних мифах и религиозных системах, различных философских и теологических учениях, как на Востоке, так и на Западе. Человек был и остается основным объектом изучения гуманитарных дисциплин в целом, и этнографии в частности.

Проблема человека в том виде, в котором она рассматривается этнографической наукой, связана, прежде всего, с культурной его деятельностью, человек исследуется постольку, поскольку является созидателем или творцом специфической этнической культуры, как духовной, так и материальной. Разные культурные эпохи и разные традиции выдвигали различные идеи или образы человека — так сказать, базовые проекты человека, которые задавали парадигму всей культурной и образовательной практике того или иного этноса в тот или иной исторический период. Можно, таким образом, говорить о человеке в рамках различных религиозных систем — буддизма, иудаизма, конфуцианства и, в том числе, разумеется, ислама. Сегодня, когда многие, казалось бы, устоявшиеся представления о человеке подвергаются пересмотру, возникает необходимость расширить исследовательские границы данной проблематики за счет источников, которые ведут свое происхождение от различных этнокультурных традиций. Безусловно, важное место в числе этих источников занимают памятники мусульманской письменности, зафиксировавшие специфические для ислама представления о человеке.

Возникнув на территории Аравийского полуострова в VII в., ислам превратился в одну из крупнейших мировых религий, распространившись далеко за пределы Аравии. Сегодня в понятие дар ал-ислам (территория ислама) включается не только арабский мир, но также центральноазиатский регион, Индия, Африка, Индонезия и Малайзия, ислам демонстрирует стремительный рост числа своих сторонников также и в странах Америки и Евросоюза. На всей территории своего распространения ислам приходит в соприкосновение с различными местными традициями, верованиями и обрядовыми практиками, многие элементы которых адаптируются и вписываются в мусульманское вероучение.

Указанное обстоятельство выдвигает на первый план вопрос о том, правомочно ли говорить о существовании ислама в качестве объекта исследования как некой универсальной реальности, или более верным следует считать изучение не ислама вообще, а «исламов», иными словами — его местных или лоI кальных форм. Попыткой ответить на этот вопрос, стало появление в антропологии теории «больших» и «малых» традиций ("great and little traditions"), впервые выдвинутой Робертом Рэдфилдом.1 Мировые религии, согласно этому автору, можно условно разделить на «малые» и «большие» традиции. К последним — ортодоксальным, если использовать формулировку автора (к слову сказать, не вполне корректную по отношению к исламу) — он относит письменные традиции или «философские религии» (philosophical religions), выработанные образованной частью населения, городской элитой. «Малые» традиции представляют собой гетеродоксию культурной или религиозной периферии, включают в себя множество черт, отражающих местные реалии и мировоззренческие структуры, при этом, наряду с устным народным или фольклорным элементом, в равной степени содержат в себе также тексы, созданные в рамках этой локальной культуры и по своему интерпретирующие и истолковывающие те или иные положения «большой» традиции.

Приняв теорию Рэдфилда в качестве рабочей гипотезы, можно несколько конкретизировать проблемы, анализ которых будет предпринят в предлагаемом диссертационном исследовании. Итак, в центре нашего внимания — представления о человеке, выработанные в рамках «иранского ислама» (мы используем

1 R. Redfield. Peasant Society and Culture. Chicago, 1956. О критике этой теории см. R. A. Lukens-Bull. Between Text and Practice: Considerations in the Anthropological Study of Islam // Marburg Journal of Religion. Vol. 4. No. 2. PP. 45-60. в данном случае выражение французского исследователя А. Корбэна).2 «Иранский ислам», в соответствии с предложенной Р. Рэдфилдом терминологией, обозначает «малую» или локальную традицию, функционирующую в лоне «единого» ислама, соответственно— «большой» традиции. К последней мы относим те идеи и представления, которые зафиксированы в священной книге мусульманской религии — Кур'ане. Полагаем, что такого рода допущение вполне оправданно, ибо при всем многообразии форм бытования ислама, Кур'ан был и продолжает оставаться основным элементом, объединяющем мусульманскую общину. Сказанное выше определяет основную направленность представленной диссертации, очерчивает проблемное поле нашего исследования. В центре внимания автора— антропологическая теория средневекового иранского мыслителя Афдал ад-дйна Кашанй, отражающая специфическую систему взглядов на феномен человека в рамках регионального (иранского) ислама.

Иными словами, существо нашего подхода к изучению обозначенной проблематики состоит в том, что аспекты, характеризующие совокупность общемусульманских представлений о человеке рассматриваются в соотношении с картиной человека, разработанной более поздней, локальной традицией. В первом случае речь идет о коранической антропологии, во втором — о сочинениях Кашанй. К этому необходимо добавить, что, когда мы говорим о коранической антропологии, речь идет не о каком-то систематическом учении о человеке. Такого учения в Коране нет, и это естественно, поскольку мы имеем дело с книгой не философской или богословской, а религиозно-законодательной. Кур'ан, другими словами, определяет некоторые основополагающие принципы и концепты, на основании которых развивалась в дальнейшем умственная культура ислама в соответствии с конкретными историческими и местными условиями.

В соответствии с вышесказанным, предметом настоящего диссертационного исследования является изучение представлений о человеке, выработанных

2 См. Н. Corbin. En Islam iranien: Aspects spirituels etphilosophiques. 1-4. Paris, 1978. в средневековом исламе. Основной целью предлагаемого диссертационного исследования мы избрали рассмотрение антропологической теории Афдал ад-дйна Кашанй. При этом система взглядов этого мыслителя на проблему человека анализируется в соотношении с кур'анической антропологией. Сформулированная цель предопределила конкретные задачи диссертационного исследования:

• изучение исторических источников и поэтических антологий (тазкира) с целью выявления в них сведений, относящихся к биографии Афдал ад-дйна Кашанй и его наследия;

• определение и анализ сочинений Афдал ад-дйна Кашанй, отражающих специфику его взглядов на проблему человека;

• рассмотрение и анализ терминологического и категориального словаря автора; изучение контекстов употребления ключевых понятий в исследуемых нами текстах;

• рассмотрение и анализ соотношения общемусульманских, традиционных представлений о человеке в аспекте их трактовки в сочинениях Кашанй Хронологические рамки исследования заданы датировкой исследуемых текстов (XII-XIII вв.) Наряду с этим спёцифика настоящего диссертационного исследования предполагает обращение к источникам, относящимся как к раннему средневековью, так и к более позднему периоду.

В основу настоящего диссертационного исследования положены средневековые персоязычные источники — сочинения Афдал ад-дйна Кашанй Мадаридж ал-камал («Ступени совершенства»), Джавидан-нама («Трактат о вечном»), Раханджам-нама («Трактат о окончании пути»), ал-Муфйд ли-л-мустафйд («Польза для извлекающих выгоду») . Кроме указанных выше трактатов при написании диссертационного исследования мы использовали небольшие эссе, принадлежащие перу Кашанй, а также его письма к своим учени

3 М. Минувй. Мусаннафат-и Афдал ад-дйн Мухаммад Кашанй. Тихран, 1965. СС. 3-52; СС. 259-322; СС. 55-80. Насруллах Такавй. ал-Муфйд ли-л-мустафйд. Тихран, 1963. кам, опубликованные в Иране во втором томе собрания сочинений (Мусаннафат) Баба Афдаля. Наряду с этим в ходе работы нами также были привлечены материалы ряда источников, которые можно разделить на несколько групп. Первую из них составляют исторические сочинения, сведения которых использовались для воссоздания подробностей жизни и биографии нашего автора, из которых прежде всего следует отметить Та'рйх-и Кашан («История Кашана») Даррабй.4 Ко второй группе источников относятся поэтические антологии (тазкира), материалы которых позволили не только существенно дополнить сведения биографического характера, почерпнутые нами в исторических трудах современников Афдал ад-дйна Кашанй, но также дали возможность составить перечень прозаических трактатов и выделить основные темы его поэтического творчества.5 Третью группу источников составляют произведения религиозно-философского характера, теоретические труды по суфизму {тасаввуф), философии (фалсафа) и теологии {калам), ставшие основой для сравнительного анализа материалов исследуемых нами сочинений Кашанй.6

Методологическую основу исследования составляет сравнительно-исторический метод. Кроме того, в работе были привлечены методы источниковедения, прежде всего эвристика и герменевтика.

Степень разработанности проблемы. Предлагаемое диссертационное исследование является первой попыткой, предпринятой в отечественной науке, изучения творчества Афдал ад-дйна Кашанй в целом, и его антропологической теории — в частности. Существенным шагом в изучении наследия этого автора стало издание иранским филологом Са'йдом Нафйсй сборника руба'й Баба Афдаля.7 Во введении к данному изданию Нафйсй приводит сведения биогра

4 Даррабй. Та'рщ-и Кашан ба тасхйх-и Й. Афшар. Тихран, 1962.

5 Мы использовали отрывки из тазкира, собранные и опубликованные Такавй в первой части его издания ал-Муфйд ли-л-мустафйд. СС. 2-17.

6 См. Список источников и использованной литературы.

7 Са'йд Нафйсй. Руба'иййат-iv Афдал ад-дйн Кашанй би далпша-йи мухтасар-и дар ахвал ва асар-и вай. Тихран, 1952. фического характера, а также дает общую характеристику его поэзии. Несколько лет спустя М. Минувй подготовил и осуществил критическое издание большинства прозаических работ Кашанй, тем самым сделав их доступными широо кому кругу исследователей. Что же касается до изучения и анализа теоретического наследия Баба Афзаля, то до сих существует лишь одна работа С. X. Насра на английском языке, которая носит обзорный и, во многом, предварительный характер:9

Написание настоящей работы было бы невозможно без привлечения общих работ, посвященных истории классической мусульманской религиозно-философской мысли, в которых в той или иной степени затрагивается интересующая нас проблематика. Прежде всего необходимо отметить труды таких авторов, как А. Корбэн, С. X. Наср, О. Лиман, М. Фахри, М. Шариф, М. Уотт, Р. Неттон, У. Читтик, Р. Грамлих и др.10 Среди отечественных исследований следует упомянуть работы Е. Э. Бертельса, А. Е. Бертельса, А. Д. Кныша, С. М. Прозорова, Е. А. Резвана, О. Ф. Акимушкина, А. А. Хисматулина, А .В. Смирнова.11 Из недавно опубликованных работ стоит выделить монографию москов

8 См. выше сноска 3.

9 S. Н. Nasr. Afdal al-Din Kashani and the Philosophical World of Khwaja Nasir al-Din Tusi II Islamic Theology and Philosophy: Studies in Honor of George Hourani. Ed. M. E. Marmura. NY, 1983. PP. 249-264.

10 Наиболее важные из них History of Islamic Philosophy. Ed. S. H. Nasr, O. Leaman. L., 1995. H. Corbin. History of Islamic Philosophy. L., 1993. O. Leaman. An Introduction to Medieval Islamic Philosophy. Cambridge, 1985. Majid Fakhri. A History of Islamic Philosophy. NY, 1983. M. M. Sharif. A History of Muslim Philosophy. Wiesbaden, 1962-66. W. M. Watt. Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh, 1962. I. R. Netton. Allah Transcendent: Studies in the Stucture and Semiotics of Islamic Philosophy, Theology and Cosmology. L., 1989. W. Chittik. The Sufi Path of Knowledge: Ibn Arabi's Metaphisics of Imagination. NY, 1989. R. Gramlich. Die shiitischen Der-wischordenpersiens. 1-3. Wiesbaden, 1965, 1976, 1981.

11 Бертельс E. Э. Суфизм и суфийская литература. Избранные труды. Т. III. М., 1965. Бертельс Е. Э. История таджико-персидской литературы. Избранные труды. Т. I. М., 1960. Бертельс А. Е., Бакоев М. Алфавитный каталог рукописей, обнаруженных в Горского искусствоведа, востоковеда и культуролога Ш. М. Шукурова «Образ человека в искусстве ислама». Материалом для этой книги послужили изобразительное искусство, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство. Особое внимание автор уделяет исследованию средневековых богословских и мистических текстов, материалы которых позволяют проанализировать этапы позицио

1 0 нирования человека в исламской теологии суфизма и истории.

Особого внимания заслуживают работы, посвященные исследованию такого важного для адекватного понимания мусульманской средневековой антропологии понятия как «совершенный человек». Здесь прежде всего необходимо отметить фундаментальный труд японского ученого Такешито «Теория Совершенного человека и ее место в истории мусульманской мысли», в котором автор на основании многочисленных средневековых источников подробно рассматривает и анализирует взгляды знаменитого теоретика суфизма Ибн сАрабй,13 а также трактат современного иранского знатока мусульманского мистицизма Дж. Аштийани.14 Существенным вкладом в понимание образа «соно-Бадахшанской автономной области экспедицией 1959-1963 гг. Под ред. и с предисл. Б. Г. Гафурова и А. М. Мирзоева. М., 1967. Пять философских трактатов на тему «афак ва ан-фус» (о соотношениях между человеком и вселенной): 1. Афак-нама; 2. Мир'ат ал-мухаккикин; 3. Зубдат ал-хакаик; 4. Умм ал-хитаб; 5. Усул-и адаб. Критический текст, указ. и введ. В изучение памятника А. Е. Бертельса. М., 1970. Бертельс А. Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. СПб, 2004. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. СПб, 2005. Е. А. Резван. Коран и его мир. СПб, 2004. ал-Газалй Абу Хамид. Кймййа-йй са'адат (Эликсир счастья). Часть 1: 'Унваны 1-4. Рукн 1/ перевод с перс., вступ. Статья и указатели А. А. Хисматуллина. СПб, 2002. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. Опыт параднгмалъного анализа философии Ибн Араби. М., 1993.

12 Шукуров Ш. М. Образ человека в искусстве ислама. М., 2004.

13 Takeshito. Ibn 'Arabi's Theoiy of the Perfect Man and its Place in the History of Islamic Thought. Tokyo, 1987).

14 Ashtiyani. Commentary upon the Introduction of Qaisari to the Fusus al-Hikam of ibn 'Arabi. Meshhed, 1966. вершенного человека» в исламе стали работы М. Т. Степанянц, Н. Н. Пригариной, Ф. Мейера, ЛгМасиньона, У. Читтика.15

Определенную роль при написании настоящего диссертационного исследования сыграли также работы российских этнографов-дискриптивистов, прежде всего А. А. Семенова и И. И. Зарубина.16 Кроме того, на наш взгляд для проведения предлагаемого исследования необходимо знакомство с работами и статьями, касающимися в той или иной степени выбранной нами темы, внимания также заслуживают общие труды по истории ислама и мусульманских стран. Можно назвать исследования таких ученых, как В. В. Бартольд, X. Гибб, К. Э. Босворт, И. Гольдциэр, И. П. Петрушевский, ставшие сегодня классическими в исламоведении.17

Несомненно, большую роль при написании предлагаемого диссертационного исследования сыграли общетеоретические труды по философской антропологии представителей как отечественной, так и зарубежной научной школы — Б. Т. Григоряна, К. И. Никонова, Э. Кассирера, П. Рикера, П. Тейяра де

15 Степанянц М. Т. Концепция «совершенного человека» в творчестве Джелал ад-Дина Руми и Мухаммада Икбала // Творчество Мухаммада Икбала. М., 1982. Пригарина Н. И. Некоторые особенности «совершенного человека» Икбала в свете мусульманской традиции И Художественные традиции литератур востока и современность. Ранние формы традиционализма. М., 1985. Massignon L. L'homme parfait en Islam et son originalityi esha-tologique II Beirut, 1, 1963. Meier F. The transformation of Man in Mystical Islam II Man and Transformation. Papers from Eranos Yearbooks. Princeton, 1972. Chittic W. Microcosm, Macrocosm and Perfect Man in the View oflbn 'Arabi II Islamic Culture.V. 63/1-2. Hyderabad, 1989.

16 Семенов А. А. Забытый среднеазиатский философ и его «Трактат о сокрытом». Ташкент, 1928.

17 Бартольд В. В. Сочинения. 1-9. М., 1963-1977. Босворт К. Э. Мусульманские династии: справочник по хронологии. Пер. с англ. И примеч. П. А. Грязневича. М., 1971. X. А. Р. Гибб. Мусульманская историография. Пер. с англ. И примеч. П. А. Грязневича. М., 1960. Гольдциэр И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М., 1938. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). JI, 1966.

Шардена, М. Шелера. Существенную помощь в работе оказала небольшая, но весьма информативная статья известного антрополога Р. А. Люкенс-Булла, посвященная методологическим проблемам антропологического изучения исла-ма.19

Научная новизна исследования. К новым результатам можно отнести впервые предпринятую в отечественной науке попытку разбора и критического анализа антропологической системы Афдал ад-дйна Кашанй, а также перевод на русский язык трактатов Баба Афдаля Джавидан-нама и Раханджам-нама, введение в широкий научный оборот неопубликованных ранее памятников средневековой ираноязычной письменности.

Научно-практическая значимость исследования. Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при создании научных монографий, статей и других публикаций, посвященных вопросам традиционной духовной культуры и особенностям религиозного мировоззрения ираноязычных народов. Проведенный в исследовании анализ религиозно-философских терминов может быть использован в лингвистических описаниях и словарях.

Апробация исследования. Некоторые результаты исследования были изложены в ряде докладов (Сочинение Джавидан-нама как источник для изучения мировоззрения Афзал ад-дина Кашанй // Источниковедение и историография. 20-22 ноября 2002 г.; Афзал ад-дин Кашанй и его сочинение Джавидан-нама// 300 лет иранистики в Санкт-Петербурге. 28-30 апреля 2003 г.; Твор

18 Григорьян Б.Т. Философская антропология. Критический очерк. М., 1982. Никонов К.И. Современная христианская антропология. М., 1983. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры И Проблема человека в западной философии. М., 1988. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии, 1989, № 2. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987.Шелер М. Положение человека в космосе II Шелер М. Избр. произв. М., 1994.

19 Lukens-Bull R. A. Between Text and Practice: Considerations in the Antropological Study of Islam // Marburg Journal of Religion. V. 4. 1999. чество Афзал ад-дина Мухаммада б. Хасана Мараки Кашанй и интеллектуальная традиция в Иране в XII-XIII вв.// Школа молодого востоковеда. 26-29 февраля 2004 г.; Представления об ангелах в исламе// Лавровские (среднеазиат-ско-кавказские) чтения. 2004-2005 гг.; Сочинение Афзал ад-дина Кашанй Джа-видан-нама// ICANAS. Август 2004 г.; Images of Central Asian Ismailism: an anthropomorphic vision of cosmos in the intellectual tradition of the nizari community of Badakhshan// ESCAS. 10-11 сентября 2004 г.; К характеристике онтологии Афзал ад-дина Мухаммада Кашанй (582/1186-87 или 592/1195-96 — 667/1268-69): термины вуджуд, будан и йафтан.// Иран: культурно-историческая традиция и динамика развития. Январь 2006 г.), а также опубликованы в виде статей (Manuscripta Orientalia. (Afdal al-Din Muhammad Kashani and his treatise Javidan-namah (The Book of the Everlasting). Based on the Manuscript В 1982 SPIOS MS collection.), Вестник Санкт-Петербургского университета. Представление о душе в средневековой мусульманской религиозно-философской литературе).

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Васильцов, Константин Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первые шаги интеллектуальной и культурной жизни человека можно представить как своего рода умственное приспособление к непосредственному окружению. Однако постепенно, по мере развития культуры выявляется и противоположная тенденция человеческой жизни — обнаруживается интровертив-ная позиция, которая, дополняя и сопровождая экстравертивную поначалу, с течением времени выходит на первый план. Иными словами, естественная человеческая любознательность начинает менять направление. Процесс подобного рода можно проследить почти во всех формах культурной жизни человека. Уже в древних мифологических картинах мироздания «примитивная» антропологию неизменно соседствует с «примитивной» космологией. Вопрос о происхождении мира связывается с вопросом о происхождении человека. Эти представления не исчезают с появлением более развитых форм религии, а, напротив, органично вплетаются в ткань новых вероучений. Самопознание становится одним из важнейших способов познания окружающего мира. В истории всех мировых религий вполне очевидны последовательные шаги в этом направлении, и ислам в этом отношении не составляет исключения.

Возникшее еще на этапе становления новой религии понятие дар ал-ислам —- территория ислама, т.е. собирательное обозначение всей совокупности мусульманских стран— предполагает не только и не столько политическое единство мусульманского мира, хотя вплоть до распада халифата мусульманский мир был един и в политическом смысле, сколько существование единого культурного пространства, в котором местные, локальные традиции, порой довольно значительно разнящимися между собой, соседствуют с нормами и положениями, носящими общемусульманский характер и в первую очередь теми из них, которые были зафиксированы в священной книге мусульман Кур'ане. Недаром один современный мусульманский мистик выразился по этому поводу следующим образом: «Я часто говорю моим христианским братьям: «Для вас Бог стал плотью, а для нас Бог стал книгой». Поэтому для того, чтобы более точно описать некоторые специфические, совершенно особенные моменты, черты в мусульманском понимании природы человека необходимо, прежде всего, обратиться к тексту Кур'ана.

При этом, говоря о кур'йнической антропологии, следует иметь в виду, что речь идет не о каком-то систематическом учении о человеке. Такого учения в Кур'ане нет, что вполне естественно, ибо мы имеем дело с книгой не философской или богословской, а религиозно-законодательной. Ее цель — ответить не на вопрос, что есть человек, а на вопрос, что должен и чего не должен делать человек, что есть для него добро и что есть зло, какова его цель в этой жизни. Кур'ан— это руководство к действию для человека от его рождения до его смерти, для человечества — от сотворения до Судного дня.

Кур'аническая антропология разворачивается в трех основных планах: как должен строить человек свои отношения с Богом, как он должен различать добро и зло и, наконец, как он может обрести спасение.

Вместе с тем очевидно, что представления о человеке, выработанные в рамках мусульманской ойкумены — частью которого является интересующее нас ирано-мусульманское культурное пространство — не исчерпывались и не могли исчерпываться теми лишь положениями, которые были зафиксированы в Кур'ане. Метафоры и образы кур'анических айатов уже на раннем этапе развития исламской цивилизации превращаются в объект пристального внимания мусульманских мыслителей, служат основой для выработки естественноj научных картин человека, отражающих специфические черты мировоззренческого кода той или иной локальной культуры. В настоящем исследовании была предпринята попытка критического разбора и анализа антропологической теории средневекового автора Афдал ад-дйна Мухамммада Кашанй на основании материалов персоязычных письменных источников.

Баба Афдал четко разграничивает физическую и духовную природу человека. При этом основное свое внимание он уделяет обсуждению последней.275 «Под словом душа — пишет наш автор — мы подразумеваем то же самое, что имеем ввиду [употребляя] слово корень (асл), слово истина (.хакйкат), слово сущность (зат) и слово самость (худ). Когда мы говорим «душа человека», под этим мы подразумеваем корень человека, истину и сущность, через каковые человек является человеком».276 Согласно Кашанй, ни внешний облик человека (сурат), с присущими ему характеристиками, как, например, цвет кожи, ни такие его качества, как способность к чувственному восприятию (.хисс) или движению (харакат), не являются исчерпывающими для определения понятия инсан. По выражению нашего автора, человеком должно называть такое «одушевленное существо» (джанвар), в котором, помимо указанных нами выше характеристик, присутствуют «следы» (асар) истинной (хакйкатй) мудрости и добродетели. При этом «истинность», трактуемая как интеллегибия, противопоставляется чувственно воспринимаемому (хиссй) или воображаемому (хайалй). К категории истинных добродетелей Кашанй относит должные мысли (андйшаха-йи дуруст), верное видение (бйнаш-и раст), уверенное знание (даниш-и йакйн), правдивое речение (гуфтар-и сидк), познание вещей таковыми, какими они являются (йафтан-и чйзха бар анчи хастанд ва чинанчи хас-танд)?11 Отсюда с необходимостью следует, что душа человека занимает в

275 В этой связи необходимо отметить, что, несмотря на то, что наш автор постоянно напоминает о необходимости различения духовного и телесного, не следует истолковывать это как некое «пренебрежительное» отношение к телесной субстанции человека: «Вместе тело и душа завершены и совершенны — пишет Баба Афдал в одном из своих эссе — и они неразделимы. Тело и душа вместе являются телом, душа и тело вместе являются душой. Когда ты взираешь на тело истинным взором, оно суть душа, когда ты взираешь на душу взором относительности она суть тело. Знай, что во всех чувственно постигаемых вещах, умопостигаемых и противоположных им — это тоже самое». Мусаннафат. С. 662

276 Там же. С. 9.

277 Там же. С. 10. иерархии душ» наиболее высокую ступень, ибо, вмещая в себя все силы растительной и животной души, обладает также теми силами, которые у них отсутствуют. Таким образом, принципиальное отличие человека от всех прочих тварей заключается в его способности к разумной деятельности и познанию. Именно с этой особенностью человека связано такое важное для антропологии Кашанй понятие, как совершенство. Баба Афдал рассматривает совершенство не только и не столько с позиций этики, но придает ему онтологический статус, трактуя его как наивысшее развитие потенциально заложенных в человеческой душе возможностей к умственному созерцанию и рефлексии, если учитывать при этом, что средневековое сознание приравнивает знание к существованию, то можно заключить, что «совершенное» (силм-и камил) или «полное» знание ('илм-и тамм) необходимо принадлежит совершенной душе и, следовательно, наивысшему рангу бытия.

На основании этих положений Кашанй говорит о человеке, как о самом совершенном творении Бога, из чего, в свою очередь делается вывод о изоморфной структуре мира и человека. Стержнем всего учения Баба Афдаля является понимание того, что проникнуть в тайну природы, не раскрыв тайну человека, невозможно. Иными словами, Кашанй рассматривает человека на основании его единства и структурной схожести с миром — мир есть внешнее воплощение природы человека, и наоборот, человек есть внутреннее воплощение природы мира.

Необходимым элементом антропологической системы Кашанй является его учение о возникновении и смерти человека. Придерживаясь неоплатонической доктрины эманаций, основное свое внимание автор сосредотачивает на вопросе, почему и для чего человек обладает двойственной, телесной и духовной натурой. Кашанй решает этот вопрос в русле общих своих рассуждений относительно сущности человеческой души. Напомним, что основной ее функцией, согласно нашему автору, является приобретение знаний, чем более душа знает, тем более она совершенна. В земной своей жизни человек познает окружающий его мир и себя, при этом процесс познания рассматривается как однонаправленное движение от низшего к высшему, от постижения форм вещей (сурат) к постижению их смыслов (ма'нй). Исходя из положения, что все в мире и, соответственно, в человеке является знамениями (айат) Бога, в конечном итоге миропознание и самопознание ведут к познанию Творца — главной цели человеческого существования. Таким образом, Кашанй делает вывод, что человек наделен душой с тем, чтобы он имел возможность получать знания, накопление которых делает его более совершенным и приближает к Богу, что, в свою очередь, определяет его статус и положение в загробной жизни.

Танатология Кашанй также отражает основные направления его теоретических построений. Если в своих сочинениях он не затрагивает такой важной для мусульманского богословия проблемы как, например, воскрешение из мертвых, то он вполне определенно высказывается по поводу бессмертия души. Анализ материалов привлеченных нами в настоящей работе источников, позволяет говорить о том, что Кашанй утверждал вечность разумной души (нафс-и 'акила), что, как известно, не является общепринятым в исламе положением (впрочем, аналогичных взглядов придерживался Ибн Сйна, который попытался в своем трактате Китаб ал-мабда' ва-л-ма'ад доказать бессмертие разумной души). С телесной смертью существование разумной души, согласно Кашанй, не прекращается, и окончание земной жизни является моментом возвращения души в свою «обитель» (.мава'), началом жизни вечной. Апология бессмертия разумной души напрямую связана с онтологической системой, развиваемой Кашанй в своих сочинениях. Существование души есть знание, всякая познанная вещь является духовным сущим (мавджуд). Исходя из того, что воздействие друг на друга могут оказывать лишь однородные субстанции, либо телесные, либо духовные, наш автор делает следующее заключение. Еще при жизни человека телесная смерть становится сущей в его душе, ибо человек имеет знание о ней. Вместе с тем, это знание и, следовательно, существование смерти, никоем образом не влияет на человека; соответственно, после физической смерти, т.е. смерти тела, душа останется в том же состоянии, что и была прежде.

Нетрудно заметить, что те основные положения антропологии Кашанй, которые мы привели выше, сочетают в себе элементы различных традиций. Используя кур'анический категориальный и понятийный аппарат, Баба Афдал выстраивает сложную синкретическую систему, в которой находят свое отражение специфические черты мировоззрения иранских народов, восходящие к до-мусульманским представлениям, греческой философии, различным мистическим учениям Ближнего Востока.

В целом, в результате комплексного подхода к исследованию избранной темы удалось:

• описать антропологическую теорию Кашанй; установить, что система взглядов этого автора, формирование которых во многом обусловлено историко-культурными условиями, представляет собой яркое выражение этноконфессиональной самобытности иранских народов.

• выяснить, что зафиксированные в трактатах Кашанй представления о человеке отражают общие элементы системы религиозного и традиционного мировоззрения иранских народов с одной стороны, и в ряде случаев обнаруживают некоторые черты, носящие общемусульманский характер.

• установить, что в некоторых своих аспектах система Кашанй хранит следы доисламских традиций.

Таким образом, можно заключить, что предпринятая в настоящем диссертационном исследовании попытка анализа антропологической теории Кашанй оказалась достаточно результативной. Полученный в результате работы материал создает основу для последующих научных поисков. Как видится, весьма плодотворном в этом отношении может быть сопоставление материалов текстов Кашанй с полевыми этнографическими наблюдениями, что позволит поставить проблему о степени устойчивости и изменчивости определенных мировоззренческих моделей в условиях перемен, носящих культурный, политический или экономический характер. Не менее интересным представляется также привлечение результатов предлагаемой диссертации для этнографичечких исследований с целью анализа мировоззренческой основы различных обрядовых практик в культуре иранских народов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Васильцов, Константин Сергеевич, 2009 год

1. Абурайхан Бируни (973-1048). Избранные произведения. 1. Памятники минувших поколений. Ташкент, 1957.

2. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере (Ихйа 'улум ад-дин): Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В. В. Наумкина. М., 1980 (1111В, XLVII).

3. Абу Хамид ал-Газалй. Маджму'а раса'йл ал-имам ал-Газалй. Кахира, 1499.

4. Абу Хамид ал-Газалй. Мишкат ал-анвар. Байрут,

5. Абу Хамид ал-Газалй. Джавахир ал-КурТш. Байрут, 1411.

6. Абу Хамид ал-Газалй. Кймййа-йй са'адат (Эликсир счастья). Часть 1: 'Унваны 1-4. Рукн 1/ перевод с перс., вступ. статья и указатели А. А. Хисматуллина. СПб, 2002

7. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийа). Введение, перевод с арабского и библиография А. Д. Кныша. СПб, 1995.

8. Григорий Нисский. Об устроении человека. Перевод В. М. Лурье. СПб, 1995.

9. Кирмани Хамид ад-дин. Успокоение разума. Предисл.; пер. с араб, и комм. Смирнова А. В. М., 1995.

10. Мусаннафат-и Афдал ад-дйн Мухаммад Кашанй ба тасхйх-и М. Мйнувй. 1-2. Тихран, 1965.11. ал-Муфйд ли-л-мустафйд ба тасхйх-и Насруллах Такавй. Тихран, 1963.

11. Даррабй. Та'рйх-и Кашан ба тасхйх-и Й. Афшар. Тихран, 1962.

12. Мухаммад Дара Шикух Кадарй. Рисала-йи хакк-нама. Лит.

13. Садр ад-дин аш-Ширази (Мулла Садра). Престольная мудрость. Перевод с арабского, предисловие и примечания Яниса Эшотса. М., 2004.

14. Саййид Сухраб Валй Бадахшанй. Сахйфа ан-назирйн. Рук. СПб ФИВ РАН С 1704.

15. Наджм ад-дйн Абу Бакр 'Абдаллах б. Мухаммад б. Шахавар Асадй Разй Дайа. Мирсад ал-'ибад ила 'л-мабда' ва 'л- ма'ад. Лит.

16. Abu Hamid al-Ghazall. Al-Maqsad al-asna fi sharh ma'anl asma' allah al-husna. Arabic text, Edited with Introduction by Fadlou A. Shehadi. Beyrouth, B. P. 946.

17. Al-Kindi's Metaphysics. A translation of Ya'qub ibn Ishaq al-Kindl's Treatise "On First Philosophy" (fT al-Falsafah al-Ula) with Introduction and Commentary by Alfred L. Ivry. NY, 1974.

18. The Fihrist of al-Nadlm. A tenth-century survey of muslim culture. Ed. and translation by B. Dodge. NY, 1970.

19. Imam RazT's 'Ilm al-akhlaq. English translation of his Kitab al-nafs wa'l-ruh wa sharh qu-wahuma wih introduction and commentary by M. SaghTr Hasan Ma'sumT. New Delhi, 2002.

20. The Jewels of the Qur'an. Al-Ghazall's Theory. A translation, with an introduction and annotation of al-Ghazall's Kitab Jawahir al-Qur'an by Muhammad Abul Quasem. Kuala Lumpur, 1977.

21. Khayrkhwah-i HaratI Muhammad Rida b. Sultan Husayn. Kalam-i plr. Ed. and tr. W. Ivanov. Bombay, 1935.

22. Letters of al-Ghazzali. Ed. Abdul Qayyum. New Delhi, 1992.

23. Nasir-i Khusraw. Jami' al-hikmatayn. Ed. H. Corbin, M. Mu'In. Tehran-Paris, 1953.

24. Nasir-i Khusraw. Gushayish va rahayish. Knowledge and Liberation: A Treatise on Philosophical Theology. Ed. and tr. F. M. Hunzai. L., 1998.

25. Ninety Nine Names of God in Islam. A translation of the major portion of al-Ghazall's Al-Maqsad al-asna by Robert Charles Stade. Ibadan, 1970.

26. The Summa Philosophiae of al-Shahrastanl Kitab Nihayatu'l-Iqdam Й 'Ilmi'l-Kalam. Edited with a translation from manuscripts in the libraries of Oxford, Paris and Berlin by Alfred Guil-laume. L, 1934.

27. Rasa'il al-Kindl al-Falsafiya. Ed. Muhammad 'Abd al-Hadl Abu Rida. 2 vols. Cairo, 195053.

28. Арабско-русский словарь. Под ред. Баранова

29. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

30. Персидско-русский словарь. Под ред. Рубинчика Ю. А. М., 1970.

31. Персидско-русский словарь. Составил Миллер Б. В. М., I960.

32. An Arabic-English Lexicon. Composed by Edward W. Lane. Vol. 1 -8. L., 1863-1893.36. Encyclopedia of Islam

33. Encyclopedia of Religion. Vol. 1-15. 2nd edition. Editor in chief Lindsay Jones.Thompson Gale, 2005.1. Литература

34. Бартольд В. В. Сочинения. 1-9. М., 1963-77.

35. Бертельс А. Е., Бакоев М. Алфавитный каталог рукописей, обнаруженных в Горно-Бадахшанской автономной области экспедицией 1959-1963 гг. под ред. и с предисл. Б. Г. Га-фурова и А. М. Мирзоева. М. 1967.

36. Бертельс А. Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.

37. Бертельс А. Е. Поэтический комментарий Шаха Ни'матуллаха вали на философскую касыду Насир-и Хусрау. // Сад одного цветка. Статьи и эссе. М., 1971.

38. Бертельс Е. Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература. М., 1965.

39. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1977.

40. Босворт К. Э. Мусульманские династии: Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. и примеч. П. А. Грязневича. М., 1971.

41. Брагинский И. С. Иранское литературное наследие. М., 1984.

42. Гибб X. А. Р. Мусульманская историография. Пер. с англ. П. А. Грязневича. М. 1960.

43. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М., 1938.

44. Гордлевский В. А. Бахауддин Накшбанд Бухарский. Избранные произведения. М., 1962.

45. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Критический очерк. М., 1982.

46. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего Востока. М., 1966.

47. Иванов М. С. Очерк истории Ирана. М., 1952.

48. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

49. Ислам в истории религий востока. М., 1981.

50. Ислам: историографические очерки. М., 1991.

51. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

52. Касымжанов А. X. Абу Наср ал-Фараби. М., 1982.

53. Кныш А. Д. Мировоззрение Ибн Арабй // Религии мира. М., 1984.

54. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. СПб, 2004.

55. Массэ А. Ислам: очерк истории. М., 1961.

56. Мец А. Мусульманский ренессанс. 2-е изд. М., 1977.

57. Никонов К.И. Современная христианская антропология. М., 1983.

58. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). JL, 1966.

59. Пригарина Н. И. Некоторые особенности «совершенного человека» Икбала в свете мусульманской традиции // Художественные традиции литератур востока и современность. Ранние формы традиционализма. М., 1985

60. Проблемы арабской культуры. Памяти академика И. Ю. Крачковского. М., 1987.

61. Прозоров С. М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII-середине X в.: шиитская историография. М., 1980.

62. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. СПб, 2005.

63. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии, 1989, № 2.

64. Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. Пер. с чешского. Ред. и автор предисл. И. С. Брагинский. М., 1970.

65. Роузентал Ф. Торжество знания в средневековом исламе. Пер. с англ. Хомутова С. А. М„ 1978.

66. Сагадеев А. В. Ибн Рушд. М., 1973.

67. Сагадеев А. В. Ибн Сина. М., 1985.

68. Семенов А. А. Забытый среднеазиатский философ и его «Трактат о сокрытом». Ташкент, 1928.

69. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Арабй. М., 1993.

70. Смирнов А. В. Справедливость (опыт контрастного понимания) // Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998. СС. 250-295.

71. Смирнов А. В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама // Сравнительная философия. М., 2000. СС. 167-212.

72. Смирнов А. В. Логика смысла: теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М., 2001.

73. Смирнов А. В. Номинальность и содержательность: почему некритическое исследование «универсалий культуры» грозит заблуждением // Универсалии восточных культур. М., 2001. СС. 290-317.

74. Смирнов А. В. Словарь категорий: арабская традиция // Универсалии восточных культур. М„ 2001. СС. 346-382.

75. Смирнов А. В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры. Семиотика и изобразительное искусство. М., 2005.

76. Степанянц М. Т. Концепция «совершенного человека» в творчестве Джелал ад-Дина Руми и Мухаммада Икбала // Творчество Мухаммада Икбала. М., 1982.

77. Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987.

78. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987.

79. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избр. произв. М., 1994.

80. Шукуров Ш. М. «Шах-наме» Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция (текст и иллюстрация в системе иранской культуры XI-XIV веков). М., 1983.I

81. Шукуров Ш. М Искусство средневекового Ирана. М., 1985.

82. Шукуров Ш. М. Образ Храма. Imago Templi. М.,

83. Шукуров Ш. М Образ человека в искусстве ислама. М.,

84. Affifi A. The Mystical Philosophy of Muhyiad-din Ibnul Arabi. Cambridge, 1939.

85. Bowering G. The Mystical vision of Existence in Classical Islam: The Qur'anic Hermeneu-tics of the Sufi Sahl at-Tustari(d. 283/986). Berlin, 1980.

86. Browne Edward G. A Literary History of Persia, 4 Vols. Cambridge, 1902-24.

87. Chittick W. The Sufi Pass of Knowledge: Ibn 'Arabi's Metaphysics of Imagination. NY, 1989.

88. Chittick W. Microcosm, Macrocosm and the Perfect Man in the View of Ibn al-'Arabi // Islamic Culture. Vol. 63/1-2. Hyderabad, 1989. PP. 1-11.

89. Corbin H. En Islam Iranien. T. I-IV. P., 1971-72.

90. Corbin H. Terry celeste et corps de ressurrection: de'l Iran mazdeen a l'lran shi'ite. P., 1961.

91. Corbin H. (Liadain Sherrard, trans.). History of Islamic Philosophy. L., 1993.

92. Corbin H. Temple and Contemplation (Islamic Texts and Contexts). NY, 1986.

93. Corbin H. Creative Imagination in the Sufism of Ibn 'Arab!. Princeton, 1998.

94. Corbin H. (Nancy Pearson, trans.). The Man of Light in Iranian Sufism. Shambhala, 1978.

95. Corbin H. (Joseph H. Rowe, trans.). The Voyage and the Messenger: Iran and Philosophy. Berkeley, 1998.

96. Daftary F. The Isma'TlTs: Their History and Doctrines. Cambridge, 1990.

97. Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. L, 2nd ed., 1983.

98. Hourani George F., ed. Essays on Islamic Philosophy and Science. NY, 1975.

99. Izutsu T. A Comparative Study of the Key Philosophica Concepts in Taosism and Sufism. Vol. 1-2. Tokyo, 1966.

100. Gramlich R. Die shiitischen Derwischorden persiens. 1-3. Wiesbaden, 1965, 1976, 1981.

101. Leaman O. A Brief Introduction to Islamic Philosophy. Blackwell, 1999.

102. Madelung W. Naslr ad-DTn Tusl's Ethics Between Philosophy, Shi'ism and Sufism // Ethics in Islam. Ed. R. G. Hovannisian. Malibu, 1985. PP. 85-101.

103. Madelung W. Religious Schools and Sects in Medieval Islam. L., 1985.

104. Marmura Michael E., ed. Islamic Theology and Philosophy: Studies in Honor of George F.1. Hourani. NY, 1984.

105. Massignon L. L'homme parfait en Islam et son originalityi eshatologique // Beirut,1, 1963.• 140

106. Meier F. The transformation of Man in Mystical Islam // Man and Transformation. Papers from Eranos Yearbooks. Princeton, 1972.

107. Lukens-Bull R. A. Between Text and Practice: Considerations in the Anthropological Study of Islam // Marburg Journal of Religion. Vol. 4. No. 2. PP. 45-60.

108. Nasr S. H. Afdal al-Din Kashani and the Philosophical World of Khwaja Nasir al-Din Tusi // Islamic Theology and Philosophy: Studies in Honor of George Hourani. Ed. M. E. Marmura. NY, 1983. PP. 249-264.

109. Nasr S. H. Sufi Essays. NY, 2nd ed.,1991.

110. Nasr S. H. An Introduction to Islamic Cosmological Doctrines. NY, 1993.

111. Nasr S. H. Three Muslim Sages: Avicenna, Suhrawardi, Ibn 'Arabi. Cambridge, 1964.

112. Schimmel Annemarie. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam. NY, 1994.

113. Takeshita M. Ibn 'Arabi's Theory of the Perfect Man and Its Place in the History of Islamic Thought. Tokyo, 1987.

114. Sharif M. M. A History of Muslim Philosophy. Vol. 1-2. Wiesbaden, 1962-66

115. Sherif M. A. Ghazali's Theory of Virtue. NY, 1975.

116. Walker P. E. Aba Ya'qub al-Sijistanl: Intellectual Missionary. L., 1996.

117. Walzer R. Greek into Arabic: Essays on Islamic Philosophy. Oxford, 1962.

118. Watt W. M. Islamic Philosophy and Theology: An Extended Survey. Edinburgh, 2nd ed., 1985.

119. Wolfson H. A. The Philosophy of the Kalam. Cambridge, 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.