Синтез скульптуры и живописи в испанском искусстве XVII века. Проблемы эволюции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Эсоно, Александр Флорентинович
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 263
Оглавление диссертации кандидат наук Эсоно, Александр Флорентинович
Содержание
Введение
I Глава. Основные проблемы развития полихромной скульптуры в Испании и Португалии XVII века.
§1 Концептуальные основы искусства деревянной полихромной
скульптуры
§2 Культурный контекст генезиса барочного феномена популярной
красоты
§3 Источники и формальные основы синтеза скульптуры и живописи
1. Испания
2. Португалия
§4 Ретабло на Пиренейском полуострове XVII века
II Глава. Полихромная скульптура как концентрация испанского барокко.
§1 Полихромная скульптура андалузского протобарокко: между
натурализмом и барокко
§2 Развитие пластических идей Пабло де Рохаса в творчестве Х.М.
Монтаньса
§3 Интерпретация стиля Х.М. Монтаньеса в работах Хуана де Меса
Х.М. Монтаньеса - Алонсо Кано
§5 Развитие некоторых особенностей творчества Алонсо Кано в работах Педро де Мена
§6 Скульптура Вальядолида и Мадрида в XVII веке. Особенности
развития
Заключение
Глоссарий
Библиография
Список иллюстраций
Альбом иллюстраций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Проблема стилистической эволюции испанской скульптуры середины-второй половины XVII века2017 год, кандидат наук Прикладова Мария Александровна
Творчество Луиса де Моралеса в контексте духовной культуры Испании XYI века: проблемы взаимодействия живописи и религиозно-мистической литературы2014 год, кандидат наук Калугина, Елена Октябрьевна
Образы античных персонажей в аспекте героической темы в испанском искусстве XVI века2001 год, кандидат искусствоведения Морозова, Анна Валентиновна
Архитектура Южной Испании эпохи барокко. Проблема сложения национального стиля2014 год, кандидат наук Сим, Надежда Михайловна
Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и барокко2010 год, кандидат искусствоведения Моисеева, Мария Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Синтез скульптуры и живописи в испанском искусстве XVII века. Проблемы эволюции»
Введение
Полихромная скульптура Пиренейского полуострова привлекает внимание не только как продукт синтеза искусств, но и как почва для возникновения специфических теоретических парадоксов барокко. Можно предположить, что деревянная раскрашенная скульптура Испании отчётливее других видов искусства манифестирует то, что стало характерным в восприятии испанского театра и живописи, раскрывая целый пласт в мышлении людей XVII века.
Как один из важнейших аспектов необходимо обозначить широчайшее распространение полихромной пластики в изучаемом регионе. Это ставит вопрос о массовом искусстве, как искусстве, создаваемом для широких слоёв населения. В такой ситуации кажется продуктивным отношение к искусству как к производству, тем более, что наряду с действительно известными истории мастерами работало множество других художников, работы которых заполняли храмы крупных городов и провинциальных центров. Поэтому в данной работе уделяется внимание проблемам производства полихромной пластики.
В XVII веке в Испании, производство скульптуры было ремесленным, но это не мешало ему быть массовым, так как то, что сейчас называется «массовым» обязано массовому способу производства, тогда было массовым из-за иконографии, теории и практики воспроизведения. Итак, здесь проявляется важнейшая характеристика массового искусства - это такое искусство, которое создаётся для потребителя, учитывает его способности и чувства, а проявляется это в искусстве барокко в виде так называемой «популярной красоты». То есть популярная красота - это самый очевидный признак массового искусства барокко, создаваемого для масс при анализе их потребностей (естественно, в Испании XVII века, на уровне знаний и предположений того времени).
Так как население различается по регионам и историческим условиям, возникает национальный типаж, и популярная красота граничит с одной стороны с Тридентскими требованиями о приближении искусства к реальной образности в представлении верующих, а с другой - с натурализмом, имеющем место в испанских художественных традициях XVI века.
Иберийский полуостров - нынешние Испания (латинская Квраша) и Португалия (Ьшйаша) - в XVII веке были частями одной и той же империи, поэтому и массовое искусство - что в данном случае означает «искусство барокко», - имеет смысл рассматривать как одно сложное явление. Производство же скульптуры в этом огромном регионе в XVII веке приобрело поразительный масштаб.
Следует напомнить о двух принципиальных подходах к изучению иберийской скульптуры барокко и раскрыть их. Первым путём изучения является подход биографический, когда исследователь, разворачивает перед читателем панораму творчества некого художника. Такой подход к искусству и истории искусства, конечно, заимствован у биографий эпохи Возрождения. Отчасти, этот метод будет использован во второй главе, когда возникнет необходимость анализировать творческие эволюции отдельных мастеров.
Имея в виду Испанию XVII века или Португалию XVII-XVIII вв., следует отметить и проблему атрибуции тысяч качественных скульптур, находящихся в церквях, запасниках музеев, частных собраниях. За этими буквально утратившими блеск полихромной росписи статуями разных размеров и техник всё яснее проявляется история производства, история крупных и мелких мастерских. Исходя из такой действительности, логичнее применить другой способ исследования, который подразумевает анализ этого феномена в целом, предполагает рассмотрение технических сторон производства и региональных особенностей, что скорее может напоминать историю производства, обогащённую теорией. Именно поэтому, в первой
главе будет уделено внимание теоретическим вопросам.
5
Отношение к искусству в целом как производству, даёт возможность исследовать те явления мировой культуры, которые кажутся крайностью или маргинальной частью так называемого «высокого искусства». Одним из самых удивительных примеров является испанская полихромная скульптура XVII века, века барокко. Кроме того, следует отметить, что исследований на эту тему и с таким исследовательским подходом в отечественном искусствознании практически не имеется. В этом и заключается актуальность исследования испанской полихромной пластики.
Необходимо подчеркнуть, что испанских скульпторов стоит рассматривать под определённым углом: нужно учитывать сложное устройство ремесленных мастерских, их сменяющихся глав, учеников и коллег, разной специализации резчиков по дереву; затем - круг живописцев, которые периодически или регулярно участвовали в росписи заказанной фигуры. Заказ же исходил чаще всего от религиозных организаций (орденов, конгрегаций, местных приходов и пр.) и реже от частных лиц, желающих подарить произведение тому или иному храму.
Творческий труд многих мастеров объединялся в синтетической форме ретабло - заалтарной преграды, сложном и дорогостоящем продукте производства.
Далее следует заметить, как в общей панораме производства в разных регионах Иберийского полуострова выделялись особые центры - Гранада, Севилья, Вальядолид, Мадрид, (или Порто, Лиссабон) и другие (илл. 65); мастера с севера Испании искали себе работу в столице или находили её на юге в сравнительно богатых городах Андалусии. Соответственно с этим распространялись и стилистические влияния, сформировавшихся ранее локальных школ (орнаментальные и спокойные статуи Юга, итальянизированные, будто ориентированные на бронзу работы Мадрида, патетические и пластически мощные скульптуры Вальядолида).
Принципиально важно заметное смещение центров производства в южном направлении, дающем большую часть примеров для данной диссертации.
В силу историко-политических причин испанская школа полихромной скульптуры оказывает влияние на развитие португальской пластики, дополняет её. Национальная португальская скульптура, использовавшая как материалы и дерево, и камень, и терракоту, меняется, в особенности благодаря деятельности иезуитов. Изменения происходят в области иконографии (распространяются популярные в Испании сюжеты и схемы), в области техники росписи, в области архитектуры ретабло. Всё это осуществляется, главным образом, стараниями местных мастеров, имевших не меньший, чем испанские, опыт в работе с деревом.
Следует ввести определённые хронологические ограничения для исследования раскрашенной скульптуры барокко. Границы этого периода определяются рубежом XVI - XVII и концом XVII столетия. Первая граница обусловлена тем, что многие мастера первой половины XVII века начинали в 80-90-е годы прошлого. Именно эти мастера стали основоположниками того полного синтеза скульптуры и живописи, который имел свой апогей в XVII столетии. Вторая граница - тем, что в это время начинается переход в новую эпоху барочного искусства - XVIII век, требующую отдельного исследования.
Следует отметить также некоторое несовпадение испанского «Золотого века» и апогея полихромной пластики, который по всем признакам (проблемы объёма, иллюзии, экспрессии, метафоричности) мыслится апогеем испанского барокко. Португальская же скульптура к концу XVII века только начинает переходить в свою самую продуктивную фазу, определившую проблему уже местного производства (национальное барокко в Португалии XVIII века видится опять же самостоятельной проблемой).
Изученность данной темы является сложным вопросом. В
отечественном искусствознании вопрос об испанской полихромной
7
скульптуре был освещён Т.П. Каптеревой в монографии «Испания: история искусства» [18]. Автор даёт информацию о существовании двух школ скульптуры - северной школы Вальядолида и южной - в Гранаде, и подчёркивает сугубо религиозный характер полихромной пластики. Важно также то, что эта культовая скульптуру обращалась к широким слоям верующих. Рассматриваются особенности творчества ключевых для этих двух школ мастеров - сдержанного, внутренне напряжённого драматичного Грегорио Фернандеса (ок. 1576 - 1636 гг.) и гармоничного, спокойного Х.М. Монтаньеса (1568 - 1649 гг.). Автор делает предположение о том, что Алонсо Кано (1601 - 1667 гг.) кажется поверхностным мастером, однако это общая точка зрения в отечественном искусствознании вряд ли имеет под собой реальную основу. Точно также И.М. Левина [20] склоняется к мнению о второстепенном характере работ Кано. Но Т.П. Каптерева признаёт и то, что проект фасада собора в Гранаде, созданный А.Кано не имеет аналогий в испанском искусстве. Ученик Кано - Педро де Мена (1628 - 1688 гг.) рассматривается автором монографии как выдающийся мастер середины XVII века, чьи произведения, сначала гармоничные, затем всё больше подчиняются популяризирующим тенденциям второй половины XVII столетия. Эти мысли, безусловно, важны для данной диссертации, равно как и более общие размышления о полихромной пластике, которые Т.П. Каптерева даёт в книге «Искусство Португалии» [17]. Рассматриваются связи северной школы испанской скульптуры и развития португальской пластики XVII века, подчёркивается их тесная связь. Ретабло описывается как предмет почитания широких слоёв населения, что не может не оказывать воздействие на восприятие самой полихромной пластики.
Кроме того, хотелось бы отметить публикацию С.М. Даниэля [8],
посвящённую концепции «кончетто» в барочном искусстве. Эта статья
отечественного автора, по сути, открывает перспективу сравнительного
анализа барочных явлений в изобразительном искусстве и поэзии XVII века в
8
Испании. Можно перечислить также некоторые книги отечественных авторов, таких как Е.О. Ваганова [2], Н.А. Дмитриева [10], Л.Л. Каганэ [14], Е.И. Ротенберг [28], Г.А. Преображенская [27], Л.И. Тананаева [33], В.Ю. Силюнас [30, 31, 32], А.К. Якимович [38], Н.А. Шелешнева-Солодовникова [35] и др.
Уже в начале XX века были написаны фундаментальные труды в Испании [84] и Германии [113], заложившие начало серьёзных исследований полихромной скульптуры. И, несмотря на неточность некоторых фактов [78], эти источники создают тот пласт, без которого невозможно более детальное изучение тех или иных вопросов.
Затем, уже во второй половине XX века появились более узконаправленные современные в плане терминологии работы. Это книги таких авторов как Е. Агилера [39], Х.К. Аснар [57], Х.Х. Мартин Гонсалес [107], Л. Хила Медина [81] или Гарольд Уэтэй [157].
Особый интерес представляет многотомная история испанского искусства, созданная Х. Эрнандес Диасом и Х.Х. Мартин Гонсалесом [88], равно как и опубликованная в 1998 диссертация Х.А. Маркос Риоса [106], посвящённая технике полихромной скульптуры в Кастилии XVI - XVII вв.
В связи с тем вниманием, которое необходимо уделить теме ретабло, нужно упомянуть также статью Х.А. Моралеса [114], напечатанную в журнале Университета Севильи и освещающую ретабло как своеобразную «машину иллюзии» в барочном искусстве. Также для изучения темы ретабло нужно сказать о сборнике Университета Мурсии [70] и о работах Ж.М. Фариа [71], Фр. Ламейра [98, 98], Х.Л. Ромеро Торреса [135], Ф. Санчеса Мартинша [112], А. Рамоса [129], Дж. Берг-Собре [48], Т. Борениуса [50], Д. Диас Иеро [64] и др.
Лишь сравнительно недавно (с конца XX - начала XXI века) стали проявляться черты нового подхода, нацеленного на изучение локальных
школ и небольших мастерских, которые, как было сказано, и формировали ремесленный узел, охватывавший весь Пиренейский полуостров.
К трудам, исследующим локальные школы скульптуры, следует также добавить книги ещё более специального характера. Это, прежде всего, каталоги выставок и сборники статей, изданные по итогам международных конференций и работы, посвящённые изучению и реставрации полихромной скульптуры: М.Ф. Брито, Т.Ф. Морна [52], М.Ж. Карвалью [59], Ж. Ференандес Перейра [73], С. Феррейра [75], К. Ганьян Медина [80].
Событиями в современном искусствознании стали выставки, посвящённые Алонсо Кано, так как благодаря им увидели свет новые исследования некоторых аспектов творчества как Кано, так и его современников [40], [41], [69].
Важен многостраничный труд [67], вышедший по итогам симпозиума (в Вильямсбурге, Вирджиния) в 1994 году. Крупным достижением стал международный конгресс, посвящённый реставрации и изучению полихромной пластики, прошедший в 2002 году в Лиссабоне. По итогам конгресса вышел сборник публикаций с хорошим визуальным рядом [142].
Прошедшая в Лондоне в 2009 году выставка «Священное превращённое в реальное», открыла взаимодействие полихромной скульптуры и испанского искусства Золотого века для англоязычной публики после выхода каталога и документального фильма [151].
Наконец, необходимо сказать, что та научная позиция, в которой
полихромная скульптура приближается к апогею барочного мышления
(испанского, а возможно, и португальского), невозможна без привлечения
источников из всех смежных областей - истории, литературоведения,
исследований религиозных текстов XVII века. Следует иметь в виду
достижения структурного анализа для понимания экономического и
политического положения на Пиренейском полуострове. Аналитические же
комментарии к литературным произведениям превращаются в весьма
важный инструмент понимания мировоззрения и мироощущения людей данной эпохи; а изучение литургических текстов (проповедей) и их практики в XVII веке становится полезным логическим способом исследования противоречий того времени.
Работа 1970-х годов известного испанского историка Х.А. Мараваля [105] посвящена барокко как исторической структуре. Среди более свежих публикаций следует отметить труд Ф.Л. Рико Кайядо [130], посвящённый практике католической церкви в Испании XVII - XVIII вв.
Ф. Эрреро Сальгадо исследовал бытование цитат в литературе и проповедях Золотого века [94], М. Давила Феранадес рассмотрела проблему взаимодействия проповедей и искусства [63], а работа П. Кардосо представляет собой исторический обзор деятельности португальских иезуитов [58] XVIII века. Иезуитам - столь важной для барокко церковной организации - посвящены также следующие исследования С. Дичфилда [65], Л. де Моура Собрал [115].
Расширить свои представления об искусстве и культуре испанского «Золотого века» помогают книги таких авторов как Лаура Бас [45], Марио Прас [127], Ф. Боуса [51], Л. Даффи-Себайос [68], Х. Фернандес Лопес [74], А. Ливермор [101] , Н. и М. Мэллори [104], Р. Ангита Эррадор [43], Х.К. Аснар [57], Х. Барон и Х. Брай [44], Г. Базин [46], А. Беднорц [47], К. Бельда [102], Р. Брукетас Галан [53], П. Бурке [54], Ж. Оливейра Каэтано [118], Ф. Кальво Серайер [55], Фр. Чека Кремадес [60], С. Лэйте [100].
Имея в виду этот слой источников, хотелось бы подробно
проанализировать некоторые специфические труды, чтобы очертить тот
мысленный круг, в котором и будет вращаться исследование. Так в
предисловии к книге Х.Х. Мартин Гонсалеса [107], Хосе Камон Аснар
высказывается об эволюции испанской скульптуры от Возрождения к
барокко. По его мнению, ренессансная скульптура Испании существовала со
своими собственными пластическими ценностями и качествами. Барочная же
11
скульптура находится в ретабло, что определяет её склонность к декоративности.
Изучение книги Х.Х. Мартин Гонсалеса при той точке зрения, которая выбрана для данной диссертации, приводит к следующей гипотезе:
Можно предположить, что существовала некая «дурная» слава барокко, как искусства строгой религии и декоративных излишеств. Это заставляет думать о некой исторической несправедливости, ведь из множества документов той эпохи (клерикальных, проповеднических, коммерческих) следует, что в Испании барочная скульптура пользовалась популярностью и почитанием.
Именно эта популярность вместе с огромным количеством произведений различного качества и спровоцировали «дурную» славу барокко. Но как массовое искусство, ещё и столь высокого уровня, барокко заслуживает научного анализа, тем более что сейчас в нашем распоряжении находятся адекватные способы исследования.
Нужно заметить, что, с одной стороны, полихромная скульптура в своём народном, массовом смысле может ярко иллюстрировать историческую потребность в религии. С другой стороны, почитаемые и любимые народом образы, воплощенные в скульптуре, создавались профессиональными скульпторами, относившими себя к представителям «arte liberal» - то есть «свободному искусству». Это, безусловно, не могло не вызывать и противоречий в испанских художественных кругах [86].
Однако необходимо отметить, что сама по себе способность человека производить образы, давать форму всему, что можно увидеть лишь «глазами сердца», используя терминологию того времени, то есть сохранять всё в своём сознании, эта способность рода человеческого создаёт больше парадоксов, чем произведений искусства.
Опираясь на размышления Мартин Гонсалеса, мы можем высказать
здесь ещё одну узкоспециальную гипотезу, важную для данной диссертации.
12
«Реализм» - термин, который часто появляется в исследованиях культуры XVII века - вряд ли соответствует изучаемой эпохе. Можно сказать, что правда в том, что правдоподобное в нашем сознании это та же - правда. Было достаточно верить в бога, будто бы предстающего взору некого святого или аскета, чтобы классифицировать видения как присутствие бога, а не как безумие, душевную болезнь или, как минимум, неадекватное состояние (согласно U. La Barre [22, с. 421-422]).
Дело в том, что визионер должен дать форму тому, чего хотят другие верующие, и то же самое происходит со скульптором. Аффект, создаваемый полихромной скульптурой, должен считаться/быть адекватным, легитимным, популярным.
Сам Х.Х. Мартин Гонсалес отмечает три принципиальных подхода в XVII веке к изображению видений: «очистительный, наглядный и объединяющий» («purgativa, iluminativa y unitiva»). Смысл первого в аскетизме самих персонажей, смысл второго - в изображении вдохновения, словно момента встречи божественного и человеческой души (интеллекта). Третий же путь - союз с божественным в земном бытии, буквально обладание им в своих руках. Прежде всего, примером может служить иконография Св. Бернарда, которого часто изображали в тот момент, когда он получает объятия Христа, это только парадоксальней подчеркивает разницу между смертным и Абсолютом. Стоит заметить, что эти три пути изображения видений соответствуют трём движениям души в «noche oscura» Св. Хуана де ла Крус [137]. «Тёмная ночь души» - это мистическое произведение испанского богослова и поэта Св. Хуана де ла Крус (1542 -1591 гг.), посвящённое поиску единения с божеством посредством трёх последовательных этапов или духовных практик - то есть аскетизма, интеллектуального постижения Абсолюта, и, наконец, Любви к божеству. Показательно то, что само произведение «Тёмная ночь», стилизованное под
лирическую поэму о воссоединении двух влюблённых, по сути же является трактатом о медитативной практике.
Наконец, нужно отметить, что для многих культур отношения с божественной силой воссоздавали образ брака. Поиск контакта с богом посредством аскетизма всех уровней и наклонностей, всевозможных ограничений существует и в африканских и американских культурах, потому что эти пути «умерщвления» физического и умственного являются естественными и натуральными способами изменения психо -эмоционального состояния.
Скульптура барокко в определённом смысле и живёт этим культом психо - эмоциональных изменений и тем самым аффектирует публику, вплоть до сближения с театром. Скульптура могла сочетать психологический портрет, выразительный жест с полихромной росписью, стеклянными глазами и натуральными волосами, превращая, таким образом, пластическое произведение в своеобразное видение, существующее на границе реального и живописного измерений.
Тема видений святых воплощалась в блестящей и действенной технике, в прекрасной передаче анатомии и в умении «усиливать» реальность (возможно, это и есть основная характеристика стиля барокко).
В связи с этим, следует вернуться к книге Х.Х. Мартин Гонсалеса, где он выделяет такие технические характеристики барочной пластики, как: движение - живое, натуралистичное; а так же контрапост и диагональные линии. Композиция - диагональная, ассиметричная; характерны группы, ретабло мыслится целостной композицией. Драпировки, складки одежд -натуралистичные, выразительные, быстрые, с не слишком сильной светотенью.
Другой труд Мартина Гонсалеса 1963 года [108] имеет более
специфический смысл. В книге речь идёт о том влиянии, которое оказало
испанское искусство на португальское. Этот текст Х.Х. Мартин Гонсалеса -
14
краткий обзор проблематики Возрождения и барокко как своеобразного испано-португальского культурного узла.
Так, при исследовании Возрождения в Португалии невозможно обойти архитекторов и скульпторов, братьев Жуана (1470 - 1552 гг.) и Диего (1490 -1574 гг.) де Каштилью. Высказывается предположение о том, что это тот же самый Хуан де Кастильо, который около 1507 года работал в Севилье. Житель Тумара, Жуан де Каштилью, уроженец Хунты Кудео или Кудейо (согласно письму его же детей, адресованному королю Дону Себастьяну), был баском и принадлежал к типу художника-идальго, так как обладал в Португальском королевстве собственным геральдическим знаком.
Сказав о его испанском происхождении, необходимо отметить принципиальные пункты его творческой эволюции. Хуан де Кастильо начинал с продвижения ренессансных форм в рамках пламенеющей готики. В Тумаре и Белене можно видеть первые его шаги по пути от готики (прежде всего, архитектор пытался изменить своё пространственное мышление, сделать пространство ясным, функциональным) к Ренессансу.
Известны и некоторые работы Диего де Кастилью, также придворного мастера («pedrero» - резчика по камню), архитектора и скульптора. Работал он в Визеу, а под начальством брата - в Белене, в Коимбре, где имел звание «мастера при королевских дворцах».
Следует также привести пример эпохи барокко - творчество мастера Мануэля Перейра (1588 - 1683 гг.), который до сих пор остаётся тёмной фигурой истории искусства, прежде всего, из-за многочисленных утрат и сложности, возникающей при попытках охарактеризовать его собственный стиль, что в итоге затрудняет поиск его произведений. Сначала он работал в Португалии, но основную часть своей жизни провёл в Испании, в том числе поэтому можно предполагать влияние столь разных испанских скульпторов как А. Кано и Гр. Фернандес на сложение манеры Перейры.
Тем более что работы Фернандеса находились и в Португалии. Так, в главном ретабло собора в Миранда ду Доуру можно увидеть скульптурную группу «Голгофа», выполненную Грегорио Фернандесом (между 1610 и 1614 годами). Кроме того, сама архитектура португальских и испанских ретабло на протяжении всей первой половины XVII века остаётся очень схожей.
По мнению Р. Смита [143], с 1675 года (весь период 1675 - 1725 гг.) начинается уже национальная фаза португальского барокко, когда ретабло со всей их барочной роскошью стремятся быть похожими на романские порталы (подлинные образцы которых встречаются в северной части Португалии). Эта имитация порталов, возможно, подтверждает мысль о том, что ретабло - это словно фасад, помещённый внутрь, торжественный вход.
Учитывая эти мысли Мартин Гонсалеса и Смита, следует высказать предположение о том, что Ренессанс на Пиренейском полуострове развивается как практика, которая может облегчить и упростить производство произведений искусства и их же восприятие. Ретабло в современном для XVII века смысле начинает формироваться именно во времена Возрождения, которое для архитекторов здесь - это разделение конструкции и декора. Высвободившееся пространство стен заполняется орнаментами и символами в стилях мануэлино или платереско. При их сугубо иберийском происхождении нельзя забывать и о практиках итальянского Ренесанса, идеи которого как в Испании, так и в Португалии были привиты политическими причинами.
В течение всего XVI века королевские дворы обеих стран предпочитали пользоваться услугами итальянских и фламандских художников. Влияние Ренессанса Италии и Северной Европы кажется очевидным, но нужно сказать и о необходимости наличия национальных корней для «возрожденческих» изменений в каждой отдельно взятой стране. Поэтому эти конкретные влияния нужно понимать не как причины, а лишь
как волны декоративных пристрастий (по мысли Х. Ортега-и-Гассета [122]), доходящих от центра к периферии.
В этом смысле, не лишним будет обратиться к книге Дього Маседо 1945 года издания «Португальская скульптура XVII - XVIII вв.» [103]. Эпоха интернациональной готики дала огромное количество мастеров очень высокого уровня, умевших работать с камнем и деревом. Но в XVI веке вместе с мастерством развивалась и ренессансная концепция функциональности. Однако вплоть до иезуитских церквей (испанских и португальских) нельзя говорить о полной реализации идеи ренессансной «ясности», когда архитектура функционирует как пространство для образов живописи и скульптуры, хотя уже в работах Жуана де Каштильу (или Хуана де Кастильо) можно ощутить этот порыв.
Функциональность разграничения конструкции и декора приводит к бурному развитию декоративных форм в португальском искусстве. Это касается как резьбы по камню, так и по дереву. Поэтому в каталоге выставки «Резьба по дереву в Португалии» можно прочесть следующие слова Роберта Смита: «Позолоченная и раскрашенная, динамичная и драматичная, в действительности родившаяся в эпоху мануэлино, [резьба] просуществовала как мощная творческая сила, по меньшей мере, три столетия» [143, с. 5]. В течение трёх веков скульптура и резьба по дереву вместе с техникой золочения и росписи были частью национального богатства Португалии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Скульптура буддийского монастыря Шуанлиньсы (г.Пинъяо) в период династии Мин (1368 -1644)2019 год, кандидат наук Вэй Сяо
Испанская и португальская философия конца XIX - первой трети XX века: философствование в пространстве литературы и формы этого философствования в творчестве М. Унамуно, А. Мачадо и Ф. Пессоа2016 год, кандидат наук Тейтельбаум, Елена Сергеевна
Два хронотопа испанской культуры: эстетические доминанты: "Золотой век" и "Авангард" первой трети XX в.2006 год, кандидат философских наук Горлов, Борис Викторович
Образ мира и человека в испанской художественной культуре слова XV - начала XX века2005 год, доктор философских наук Семенова, Галина Степановна
Резные иконостасы и храмовая скульптура Прикамья XVIII - начала XX века2013 год, доктор искусствоведения Власова, Ольга Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Эсоно, Александр Флорентинович, 2016 год
Библиография
1. Бродель, Ф. Время мира / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1992. - 697 с.
2. Ваганова Е.О. Мурильо и его время / Е.О. Ваганова. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 222 с.
3. Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вёльфлин. - СПб: Мифрил, 1994. - 427 с.
4. Вёльфлин, Г. Ренессанс и барокко / Г. Вёльфлин. - СПб: 2004. - 286 с.
5. Виппер, Б.Р. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. / Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. - М.: Наука, 1966. - 347 с.
6. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства в 10 т. / В. Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика, 2008.
7. Грасиан, Б. Карманный оракул / Б. Грасиан. - М.: Эксмо, 2008. - 384 с.
8. Даниель, С.М. Кончетто. Изображение и слово в искусстве барокко / С.М. Даниель // Проблема интерпретации литературных образов в изобразительном искусстве: сб. по учебно-методическим вопросам. -Л.: Институт им. И.Е.Репина, 1989. - С. 28-37.
9. Дворжак, М. Очерки по искусству средневековья / М. Дворжак,. - МЛ.: Изогиз, 1934. - 272 с.
10.Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А.Дмитриева. - М.: Искусство, 1988. - 317 с.
11.Дюрер, А. Трактаты, дневники, письма / Альбрехт Дюрер. - СПб: Азбука, 2000. - 311 с.
12.Испанский плутовской роман / под ред. Н.Б Томашевского. - М.: Художественная литература, 2000. - 942 с.
13.История искусств Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века / Е.И. Ротенберг [и др.]. - М.: Искусство, 1995.
- 392 с.
14.Каганэ, Л.Л. Испанская живопись XVI-XVII веков в Эрмитаже / Л.Л. Каганэ. - Л.: Аврора, 1977. - 111 с.
15.Кальдерон де ла Барка, П. Избранные пьесы / П. Кальдерон де ла Барка.
- М.: Прогресс, 1981. - 712 с.
16.Каптерева, Т.П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения. Очерки / Т.П. Каптерева. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 385 с.
17.Каптерева, Т.П. Искусство Португалии / Т.П. Каптерева. - М.: Искусство, 1990. - 400 с.
18.Каптерева, Т.П. Испания: История искусства / Т.П. Каптерева. - М.: Белый город, 2003. - 486 с.
19.Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств / Э. Кон-Винер. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 217 с.
20.Левина, И.М. Искусство Испании XVI-XVII в. / И.М. Левина. - М.: Искусство, 1966. - 272 с.
21. Лейбниц, Г.В. Сочинения: в 4 -х томах / Г.В. Лейбниц. - «Мысль», 1984.
- Том 3. - 121 с.
22.Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология / под ред. А.А. Белика. - М.: Смысл, 2001. - 555 с.
23.Лойола, И. Рассказ паломника о своей жизни, или «Автобиография» св. Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса (ордена иезуитов) / И.Лойола, пер. с исп. А.Н. Коваль. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2002. - 252 с.
24.Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1980. - 493 с.
25. Лосев, А.Ф. Боги и герои Древней Греции / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо -Годи. - М. : Слово, 2002. - 280 с.
26.Некрасова, И.А. Религиозная драма и спектакль XVI-XVII веков / И.А.Некрасова. - СПб : Гиперион, 2013. - 365 с.
27.Преображенская, Г.А. Резное дерево в храме / Г.А. Преображенская. -СПб: ГМИР, 2011. - 424 с.
28.Ротенберг, Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. / Е.И. Ротенберг // Памятники мирового искусства. - Вып. 4. - М.: Искусство, 1971. - 104 с.
29.Сервантес де Сааведра, М. Ринконете и Кортадильо: собрание сочинений / М. Сервантес де Сааведра. - М.: Правда, 1961. - Том 3. -С. 136-177.
30.Силюнас, В.Ю. Испанский театр ХУ1-ХУП веков / В.Ю. Силюнас. -М.: РИК «Культура», 1995. - 282 с.
31.Силюнас, В.Ю. Стиль жизни и стили искусства / В.Ю. Силюнас. - СПб: Дмитрий Булавин, 2000. - 466 с.
32.Силюнас, В.Ю. Стиль: Маньеризм и барокко в Испании / В.Ю. Силюнас // Искусствознание. - 1999. - № 1. - С. 94-162
33.Тананаева, Л.И. О маньеризме и барокко. Очерки искусства Центрально-Восточной Европы и Латинской Америки конца XVI-XVII века / Л.И. Тананаева. - М.: Прогресс-Традиция, 2013. - 646 с.
34.Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / сост. О.Ф. Кудрявцев. - М.: Юристъ, 1996. -336 с.
35.Шелешнева-Солодовникова, Н.А. Креольское барокко Васкеса Себальоса / Н.А. Шелешнева-Солодовникова // Истина и жизнь: Католический вестник. - 2003 - № 7-8. - С. 54 - 63
36.Штейн, А.Л. Литература испанского барокко / А.Л. Штейн. - М.: Наука, 1983. - 177 с.
37.Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: «Ренессанс», 1991. - 304 с.
38.Якимович, А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVII веков / А.К. Якимович. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 438 с.
39.Aguilera, E.M. Panorama de la pintura Espanola / E.M. Aguilera. -Barcelona, 1956
40.Alonso Cano. Dibujos de la Real Academia de bellas artes de San Fernando: сatalogo de exposicion. - Granada: Fundacion Caja de Granada, 1995. - 40 p.
41.Alonso Cano y la escultura andaluza hacia 1600: catalogo de la exposicion. - Cordoba, 2000. - 167 p.
42.Anderson, J.A. Pedro de Mena, Seventeenth-Century Spanish sculptor / J.A. Anderson. - Lewiston, 1998. - 183 p.
43.Anguita Herrador, R. El arte barroco español / R. Anguita Herrador. -Madrid: Encuentro, 2005. - 288 p.
44.Baron J. La senda Espanola de los artistas flamencos / J.Baron, X. Bray, F. Calvo Serraller. - Madrid, 2009. - 379 p.
45.Bass, L. R. The drama of the portrait. Theater and visual culture in Early Modern Spain / L. R. Bass. - The Pennsylvania State University, 2008. -196 p.
46.Bazin, G. Baroque and Rococo / G.Bazin. - London: Thames and Hudson, 1985. - 288 p.
47.Bednorz, A. Baroque: Architectura. Sculpture. Painting / A. Bednorz. -Koln, 1998. - 503 p.
48.Berg Sobré, J. Behind the Altar Table: The Development of the Painted Retable in Spain, 1350- 1500 / J. Berg Sobré. - Columbia: University of Missouri Press, 1989. - 384 p.
49.Bernales Ballesteros, J. Alonso Cano en Sevilla / J. Bernales Ballesteros. -Sevilla, 1976. - 184 p.
50.Borenius, T. An Early Spanish Retablo. / T. Borenius // The Burlington Magazine for Connoisseurs. - 1922. - Vol. 41. - № 235. - P. 193-192
51.Bouza, F. Imagen y propaganda. Capitulos de historia cultural del reinado de Felipe II / F. Bouza. - Madrid, 1998. - 261 p.
52. Brito M.F. Escultura: seculo XVI ao seculo XX. Coleccao de escultura da Misericordia de Lisboa / T.F. Morna, M.F. Brito. - Lisboa, 2000. - 203 p.
53.Bruquetas Galan, R. Tecnicas y materials de la pintura Espanola en los siglos de oro / R. Bruquetas Galan. - Madrid, 2002. - 75 p.
54.Burke, P. The Crisis in the Arts of the Seventeenth Century: A Crisis of Representation? / P. Burke // The Journal of Interdisciplinary History. -2009. - Vol. 40. - № 2. - P. 239-261
55.Calvo Serraller, F. Teoria de la pintura del Siglo del Oro / F. Calvo Serraller. - Madrid: Catedra, 1991. - 704 p.
56.Camon Aznar, J. Arte y pensamiento en San Juan de la Cruz / J. Camon Aznar. - Madrid, 1972. - 171 p.
57.Camon Aznar, J. La pintura Espanola del siglo XVII / J. Camon Aznar // Historia general del arte. Vol. 25. - Madrid, 1983
58.Cardoso, P.D. Os Jesuitas portugueses e o seculo XVIII: Uma reflexao histórica / P.D. Cardoso // XI Encontro regional de História: Cademo de Resumos. - 2004.
59.Carvalho M.J. A escultura nos seculos XV a XVII / M.J.Carvalho, M.J. Pinto Correia. - Fubu Editores, 2009. - 138 p.
60.Checa Cremades, F. El barroco: el arte y los sistemas visuales / F. Checa Cremades. - ISTMO, 1995. - 392 p.
61.Clements, R. J. The Authenticity of de Hollanda's Dialogos em Roma / R.J. Clements // PMLA. - 1946. - Vol. 61. - № 4. - P. 1018-1028
62.Cruz Cabrera, J.P. Arte y cultura en la Granada renacentista y barroca: relaciones e influencias / J.P. Cruz Cabrera. - Universidad de Granada, 2015. - 446 p.
63.Davila Fernandez, M. Los sermones y el arte / M. Davila Fernandez. -Valladolid, 1980. - 309 p.
64.Díaz Hierro, D. Baltasar Quintero: Arquitecto de retablos, pintor y escultor / D. Díaz Hierro. - 1958. - 6 p.
65.Ditchfield, S. Of Missions and Models: The Jesuit Enterprise (1540-1773) Reassessed in Recent Literature // S. Ditchfield / The Catholic Historical Review. - 2007. - Vol. 93. - № 2. - P. 325-343
66.Do tardogotico o manierismo. Galicia e Portugal / ed. X. C. Valle Perez. -Lisboa: Funda?ao Calouste Gulbenkian, 1995. - 423 p.
67.Dorge, V. Painted Wood: History and Conservation / V. Dorge, F. Carey Howlett. - Los Angeles: Getty Conservation Institute, 1998. - 537 p.
68.Duffy-Zeballos, L. Murillo's devotional paintings and the late Baroque culture of prayer in Seville: dissertation / L. Duffy-Zeballos. - New York University, 2007. - 492 p.
69.Espiritualidad y modernidad artistica: catalogo de exposicion Alonso Cano. - Granada: Hospital Real, 2002. - 510 p.
70.Estudios sobre el retablo barocco // Imafronte. Universidad de Murcia. -1996 (1998). - № 12-13.
71.Faria, J.M. Restauro de estruturas de madeira de retábulos barrocos existentes em Igrejas Portuguesas / J.M. Faria // Actas de Encontro sobre Conserva?ao e Reabilita?ao de Edificios. - Lisboa, 2003. - P. 271-278
72.Fatas G. Diccionario de terminos de arte y elementos de arqueologia, heraldica y numismatica / G.Fatas, G.M.Borras. - Alianza Editorial, 2012. -400 p.
73.Fernandes Pereira, J. Arquitectura barroca em Portugal / J. Fernandes Pereira. - Lisboa, 1992. - 215 p.
74.Fernandez Lopez, J. Programas iconograficos de la pintura barroca sevillana del siglo XVII / J. Fernandez Lopez. - Sevilla, 1991. - 237 p.
75.Ferreira, S. A talha. Esplendores de um passado ainda presente (s. XVI-XIX) / S. Ferreira. - Lisboa, 2008. - 124 p.
76.Feyo Barata, S. A escultura de Alcobaca / S. Feyo Barata. - Ática, 1945. -132 p.
77.Folch y Torres, J. La escultura policroma / J. Folch y Torres. - Barcelona. 1928. - 55 p.
78.Friedrich, C.J. The Age of the Baroque, 1610-1660 / C.J. Friedrich. - New York, 1952. - 367 p.
79.Gallego y Burin, A. El barocco granadino / A. Gallego y Burin. - Granada. 1956. - 257p.
80.Gañan Medina, C. Tecnicas y evolucion de la imaginería policroma en Sevilla / C. Gañan Medina. - Sevilla, 2001. - 288 p.
81.Gila Medina, L. Pedro de Mena: escultor 1628-1688 / L. Gila Medina. -Madrid: Editirial Arco\Libros, S.L, 2007. - 224 p.
82.Gila Medina, L. La escultura del primer naturalismo en Andalucia e Hispanoamerica (1580-1625) / L. Gila Medina. - Madrid, 2010. - 592 p.
83. Gila Medina, L. «Iuxta Crucem». Arte e iconografía de la Pasión de Cristo en la Granada Moderna (S. XVI-XVIII) / L. Gila Medina. - Granada, 2015. - 423 pp.
84.Gomez-Moreno, M.E. Breve historia de la escultura espanola / M.E. Gomez-Moreno. - Madrid,1935. - 142 p.
85.Gomez-Moreno, M.E. Juan Martinez Montanes / M.E. Gomez-Moreno. -Barcelona, 1942. - 96 p.
86.Gomez Roman, A.M. Escultores de «terrible condición»: la escultura en el sistema de las artes desde el siglo XVI al XIX / A.M. Gomez Roman. -Universidad de Granada, 2015. - 310 p.
87.Gouveia A. O brilho do Norte. Escultura e Escultores do Norte da Europa em Portugal. Epoca Manuelina / A. Gouveia, F. Grilo. - Lisboa, 1997. - 277 p.
88.Gudiol, J. The Arts of Spain / J. Gudiol. - New York, 1964. - 318 p.
89.Harbison, R. Reflections on Baroque / R. Harbison. - Chicago and London: University of Chicago Press, 2000. - 260 p.
90.Harris, A.S. Seventeenth-century Art & Architecture / A.S. Harris. -London, 2008. - 440 p.
91.Held, J.S. 17-th and 18-th century art: baroque painting, sculpture, architecture / J.S. Held, D. Posner. - New York, 1972. - 439 p.
92.Hernandez Diaz J. La escultura y la arquitectura espanolas del siglo XVII. Historia general del arte. Vol. 26 / J. Hernandez Diaz, J.J. Martin Gonzalez. - Madrid, 1988
93.Hernández Díaz, J. Juan Martínez Montañés (1568-1649). - Sevilla, Ediciónes Guadalquivir, 1987. - 309 p.
94.Herrero Salgado, F. Las citas en los sermones del Siglo de Oro / F. Herrero Salgado // Criticón (Toulouse). - 2002. - № 84-85. - P. 63-79
95.Huarte de San Juan, J. Examen de ingenios para las ciencias [Электронный ресурс] / J.Huarte de San Juan // Electroneurobiología. - 1996. - № 3(2). -Режим доступа: http://electroneubio.secyt.gov.ar/index2.htm
96.Kitson, M. The age of Baroque / M. Kitson. - New-York. 1966. - 176 p.
97.La consolidacion del barroco en la escultura Andaluza e Hispanoamericana / coord. L. Gila Medina. - Universidad de Granada, 2013. - 447 p.
98.Lameira, F. O retabulo da Companhia de Jesus em Portugal: 1619-1759 / F. Lameira // Promontoria Monografica Historia da Arte. - Algarve, 2006. -229 p.
99.Lameira, F. Artistas que trabalharam para a Companhia de Jesus na concepcao e na feitura de retabulos [Электронный ресурс] / F. Lameira. -Режим доступа: http://ler.letras.up.pt/uploads/ficheiros/6142.pdf
100. Leite, S. A arte do manuelino como percurso simbolico / S. Leite. -Casal de Cambra, 2005. - 264 p.
101. Livermore, A. Artists and aesthetics in Spain / A. Livermore. -London, 1988. - 175 p.
102. Los siglos del Barroco / coord. C. Belda. - Madrid: AKAL, 1997. -384 p.
103. Macedo, D. A escultura portuguesa nos seculos XVII e XVIII / D. Macedo. - Lisboa: Edicao da revista "Ocidente", 1945. - 135 p.
104. Mallory N. Mario Montañés and Andalusian Baroque Sculpture / N. Mallory, M. Mallory // Art Journal. - 1970. - Vol. 30. - № 1. - Pp. 37-40
105. Maravall, J. A. La cultura del Barocco. Analisis de una estructura historica / J. A. Maravall. - Madrid. 1975. - 542 p.
106. Marcos Ríos, J. A. La Escultura policromada y su tecnica en Castilla. Siglos XVI-XVII: tesis / J. A. Marcos Ríos. - Universidad Complutense de Madrid. Facultad de Bellas Artes. - Madrid: 1998. - 221 p.
107. Martin Gonzalez, J.J. Escultura barroca castellana / J.J. Martin Gonzalez // Publicaciones de la fundacion Lazaro Galdiano. - Madrid, 1959. - 453 p.
108. Martin Gonzalez, J.J. La huella espanola en la Escultura portuguesa (Renacimiento y barroco) / J. J. Martin Gonzalez. - Valladolid: Universidad de Santiago, Secretariado de publicaciones Sever-Cuesta, 1961. - 63 p.
109. Martin Gonzalez, J.J. El escultor en el Siglo de Oro / J.J. Martin Gonzalez. - Madrid, 1985. - 87 p.
110. Martin Gonzalez, J.J. Escultura Barocca en Espana, 1600-1700 / J.J. Martin Gonzalez. - Madrid, Catedra, 1998. - 640 p.
111. Martin Gonzalez, J.J. Museo nacional de escultura, Valladolid / J.J. Martin Gonzalez. - Madrid, 1981. - 96 p.
112. Martins, F. Sanches. Trono eucaristico do retabulo barroco portugues: origem, funcao, forma e simbolismo / F. Sanches Martins // Actas do I congress internacional do barroco. Vol. II. - Porto, 1991. - Pp. 17-58
113. Mayer, A. Spanische Barockplastik / A. Mayer. - Munchen, 1923. -24 p.
114. Morales, J. A. Maquinas ilusoras. Reflexiones sobre el retablo espanol, su historia y conservacion / J. A. Morales // Bienes culturales: revista del Instituto del Patrimonio Histórico Español. - 2003. - №. 2. - P. 3-12
115. Moura Sobral, L. de. Espiritualidade e propaganda nos programas iconográficos dos jesuítas portugueses. International conference A Companhia de Jesus na Península Ibérica nos séculos XVI-XVIII / L. Moura Sobral // Espiritualidade e Cultura. Vol. II. - 2004. - P. 385-415
116. Moya Morales J. Alonso Cano en el legado Gomez-Moreno / J. Moya Morales, J.M Rodriguez-Acosta Marquez. - Granada: Instituto Gomez-Moreno de la Fundacion Rodriguez-Acosta, 2008. - 147 p.
117. No me mueve, mi dios, para quererte... [Электронный ресурс] // Directorio franciscano. - Режим доступа:
http ://www. franciscanos. org/oracion/nomemueve. html
118. Oliveira Caetano, J. Obras - primas da arte portuguesa: escultura / J. Oliveira Caetano. - Lisboa, 2011. - 128 p.
119. Orozco Diaz, E. Introduccion al Barroco / E. Orozco Diaz. -Universidad de Granada, 2010. - 252 p.
120. Orozco Diaz, E. Teatro y la teatralidad del barroco / E. Orozco Diaz. -Barcelona 1969. - 41 p.
121. Orozco Diaz, E. La Cartuja de Granada / E. Orozco Diaz. - Editorial EVEREST, 2011. - 96 p.
122. Ortega y Gasset, J. Papeles sobre Velazquez y Goya / J. Ortega y Gasset. - Madrid: Revista de Occidente en Alianza Editorial, 2005. - 356 p.
123. Palomino de Castro y Velazco, A. Museo Pictorico y Escala Optica con el Parnaso espanol pintiresco y laureado / A. Palomino de Castro y Velazco. - Madrid: Aguilar Maior, 1947. - 1222 p.
176
124. Perez Sanchez, A.E. Pintura barroca en España 1600-1700 / A.E. Perez Sanchez. - Madrid: Catedra, 2010. - 448 p.
125. Pimentel, A.F. Escultura de genero. Presepio e naturalismo em Portugal / A.F. Pimentel, N. Saldanha, A. Franco. - Lisboa: MNAA, 2010. -78 p.
126. Pórtela Sandoval, Fr. J. Escultura barroca castellana; 2a Ed. / Fr. J. Portela Sandoval. - Hiares Editorial SA, 1981. - 21 p.
127. Praz, M. Studies in Seventeenth-century imagery / M. Praz. - Roma: Edizioni di storia e letteratura, 1975. - 607 p.
128. Proske, B.G. Juan Martinez Montanes. Sevillian sculptor / B.G. Proske. - New York: Hispanic Society of America, 1967. - 190 p.
129. Ramos, R. A. La fiesta del corpus en la Marchena barroca. Escenografía y elementos simbólicos [Электронный ресурс] / R. A. Ramos. - Режим доступа:
http://www.bibliotecaspublicas.es/marchena/imagenes/XII_5_Ramos_corpu s.pdf
130. Rico Callado, Fr. L. Las misiones interiores en la Espana de los siglos XVII - XVIII: eesis de doctorado / Fr. L. Rico Callado. - Universidad de Alicante. 2002. - 579 p.
131. Rodrigues Aguiar, M. D. Modos de expressao na pintura portuguesa. O processo criativo de Vasco Fernandes (1500-1542): disserta?ao de doutoramento / M. D. Rodrigues Aguiar. - Coimbra, 2000. - 565 p.
132. Rodrigues Mourinho (Junior), A. A talha nos concelhos de Miranda do Douro, Mogadouro e Vimioso nos seculos XVII e XVIII / A. Rodrigues Mourinho (Junior). - Associa?ao de Municipios do Planalto Mirandes, 1984. - 228 p.
133. Rodriguez de la Flor, F. Era melancolica / F. Rodriguez de la Flor. -Palma de Mallorca: Editorial Jose J. de Olañeta, 2007. - 386 p.
134. Rodriguez Pajares, E.J. El arte del barroco en el territorio burgales / E.J. Rodriguez Pajares. - Burgos: Universidad popular para la educacion y cultura de Burgos, 2010. - 422 p.
135. Romero Torres, J.L. La imagen edificada: Los retablos barrocos / J.L. Romero Torres. - Junta de Andalucia, 2009. - 32 p.
136. Rosenthal, E.E. The Cathedral of Granada: A Study in the Spanish Renaissance. - Princeton University Press,1961. - 235 p.
137. San Juan de la Cruz. Noche oscura del alma [Электронный ресурс] / San Juan de la Cruz. - Режим доступа: http://elvelerodigital.com/apuntes/lyl/nocheoscura.htm
138. Sánchez Guzmán, R. El escultor Manuel Pereira (1588-1683) / R. Sánchez Guzmán // Cuadernos de arte e iconografía. - 2008. - № 33. - 286 p.
139. Schindler, H. Bayerische Bildhauer. Manierismus, Barock, Rokoko im altbayerischen Unterland / H. Schindler. - Munchen: Suddeutscher Verlag, 1985. - 291 p.
140. Sebastian, S. Contrareforma y barocco: Lecturas iconograficas e iconologicas / S. Sebastian. - Madrid, 1981. - 413 p.
141. Serrao, V. Historia da arte em Portugal o barroco / V. Serrao. -Lisboa, 2003. - 304 p.
142. Seruya A. I. Policromia. A escultura policromada religiosa dos seculos XVII e XVIII / A. I. Seruya, A. Curvelo, C. Rodrigues // Actas do Congreso Internacional. - Lisboa, 2002. - 308 p.
143. Smith, R.C. A talha em Portugal / R.C. Smith. Lisboa, 1963. - 198 p.
144. Soldevilla Perez, C. El trasfondo barroco del psicoanalisis/ C. Soldevilla Perez // Arbor: Ciencia, pensamiento y cultura. - 2007. - № 723. - T. 183. - Pp. 87-100
145. Soria M. S. Art and Architecture in Spain and Portugal and their American Dominions, 1500-1800 / M. S. Soria, G. Kubler. - The Pelican History of Art, 1959. - 446 p.
146. Sousa, E. Para o estudo da Escultura Portuguesa / E. Sousa. - Porto: Ecma, 1965. - 59 p.
147. Stoichita, V.I. El ojo mistico. Pintura y vision religiosa en el Siglo de Oro espanol / V.I. Stoichita. - Madrid: Alianza Forma, 1996. - 212 p.
148. Stratton, S. Spanish Polychrome Sculpture, 1500-1800, in United States Collections / S. Stratton. - New York: Spanish Institute, 1994. - 191 p.
149. Sureda, J. The Golden Age of Spain / J. Sureda. - New-York: The Vendome Press, 2008. - 304 p.
150. The Age of the Baroque in Portugal: a catalogue of the Exhibition, 7 November 1993 - 6 February 1994. Washington Nat. gallery of art / coord. J.A. Levenson. - New Haven and London: Yale univ. press, 1993. - 303 p.
151. The sacred made real. Spanish painting and sculpture 1600-1700 / Bray, X. - London: National Gallery Company, 2009. - 224 p.
152. Trusted, M. Spanish Sculpture: catalogue of the Post-Medieval Spanish Sculpture in Wood in the Victoria and Albert Museum / M. Trusted. - London: V&A Museum Publications,1996. - 172 p.
153. Trusted, M. The arts of Spain. Iberia and Latin America 1450-1700 / M. Trusted. - London: V&A Publications, 2011. - 224 p.
154. Urrea, J. Introduccion a la escultura barroca madrilena. Manuel Pereira / J. Urrea // Boletin del Seminario de Estudios de Arte y Arqueologia. - 1977. - № XLIII. - P. 253-265
155. Viana Lousa, M. T. O Contributo de Francisco de Holanda para a definifao de Personalidade Artística: Entre a Melancolia e a Genialidade / M. T. Viana Lousa // A Parte Rei. - 2009. - № 64.
156. Webster, S. V. Art and Ritual in Golden-Age Spain: Sevillian Confraternities and the Processional Sculptures of Holy Week / S. V. Webster. - Princeton University Press,1998. - 344 p.
157. Wethey, H.E. Alonso Cano: pintor, escultor y arquitecto / H.E. Wethey. - Madrid, 1983. - 344 p.
158. Williamson, P. Netherlandish sculpture 1450-1550 / P. Williamson. -London: V&A Publications, 2002. - 160 p.
Список иллюстраций:
1. Ретабло смерти Св. Бернарда. XVII в. Глина, роспись. Монастырская церковь в Алкубаса, Португалия
2. Святой Франциск. Дерево, роспись. XVII в. Музей церкви Св. Франциска. Порту (а)
3. Святой Франциск. Дерево, роспись. XVII в. Музей церкви Св. Франциска. Порту (б)
4. Вознесение Марии. Дерево, роспись, позолота. 2 -я половина XVII в. Музей Сан Рок, Лиссабон
5. Дева Мария с младенцем Иисусом. Дерево, роспись. XVII в. Церковь в Вила ду Биспу, Португалия
6. Алонсо Кано. Ретабло Иоанна Евангелиста. Дерево, позолота. 1635 -37 гг. Монастырь Cв. Паулы, Севилья
7. Пабло де Рохас. Сан Эстебан. Дерево, роспись. 1590 -е. Собор Гранады
8. Пабло де Рохас. Сан Грегорио. Дерево, роспись. 1590-е. Собор Гранады
9. Пабло де Рохас. Сан Сесилио. Дерево, роспись. 1590 -е. Собор Гранады
10.Пабло де Рохас. Св. Пётр. Дерево, роспись. 1590 -е. Церковь Свв. Петра и Павла, Гранада
11.Пабло де Рохас. Инмакулада. Дерово, роспись. 1590-е. Собор Гранады.
12.Пабло де Рохас. Распятие. Дерево, роспись. 1582. Сакристия базилики Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас, Гранада
13.Пабло де Рохас. Распятие «Cristo de la Esperanza». Дерево, роспись. 1592. Собор Гранады
14.Пабло де Рохас. Несение креста «Nazareno». Дерево, роспись. 1584-86. Базилика Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас, Гранада
15.Хуан Мартинес Монтаньес. Сан Кристобаль. Дерево, роспись. 1597. Церковь Спасителя, Севилья
^.ХММонтаньес. Св. Игнасио де Лойола. Дерево, бумага, клей, роспись. 1б10. Церковь Благовещения. Севилья
17.Х. M. Mонтаньес. Распятие Cristo de los Calices. Дерево, роспись. 16031604. Собор Севильи.
1S.X. M. Mонтаньес. Непорочное Зачатие. Дерево, роспись.1606. Церковь Нуэстра Сеньора де ла Консоласьон, Эль Педросо, Севилья
19.Х. M. Mонтаньес. Непорочное зачатие «Cieguecita». Дерево, роспись. 1629-1631. Собор Севильи
20.Х. M. Mонтаньес. Дева Mария с младенцем. Дерево, роспись. 1609-10. Mонастырь Сан Исидро дель Кампо, Севилья
21.Х. M. Mонтаньес. Св. Франциск. Дерево, роспись. 1621 -26. Mонастырь Санта Клара, Севилья
22.Х. M. Mонтаньес. Св. Доминик. Дерево, роспись. 1606-07. Myзей изящных искусств, Севилья
23.Х. M. Mонтаньес. Св. Доминик. Дерево, роспись. 1606-07. Myзей изящных искусств, Севилья
24.Хуан де Mеса. Дева Mария с младенцем «Virgen de las Cuevas». Дерево, роспись. 1623-24. Myзей изящных искусств, Севилья
25.Хуан де Mеса. Распятие «El Cristo de la Buena Muerte». Дерево, роспись. 1620. Часовня Университета Севильи
26.Хуан де Mеса. Распятие «Cristo de Vergara». Дерево, роспись. 1622. Вергара, Гипускоа
27.Хуан де Mеса. Иоанн Креститель. Дерево, роспись. Первая треть 17 века. Mонастырь Санта Mария ла Реаль, Бормухос, Севилья
28.Хyан де Mеса. Несение креста «Jesus del Gran Poder». Дерево, роспись, ткань. 1620. Церковь Иисуса Великой силы, Севилья
29.Алонсо Кано. Св. Франциск Борджиа. Холст, масло. 1624. Myзей изящных искусств, Севилья
30.Алонсо Кано. Инмакулада. Дерево, роспись. 1620-25. Приходская церковь Сан Андрее, Севилья
31.Алонсо Кано. Инмакулада. Дерево, роспись. 162 9-32. Приходская церковь Санта Мария ла Бланка, Ла Кампана, Севилья
32.Алонсо Кано. Инмакулада. Известняк. 1628-29. Приходская церковь Непорочного зачатия, Севилья
33.Алонсо Кано. Инмакулада. Дерево, роспись. 1633-34. Приходская церковь Сан Хулиан, Севилья
34.Алонсо Кано. Св. Тереса де Хесус. Дерево, роспись. После 1629. Церковь Буэн Сусесо, Севилья
35.Алонсо Кано. Главное ретабло. Дерево, позолота. 1629-31. Приход Ла Олива, Лебриха, Севилья
36.Алонсо Кано. Дева Мария «de la Oliva». Дерево, роспись 1629-31. Приход Ла Олива, Лебриха, Севилья
37.Мигель Адан. Дева Мария чёток. Дерево, роспись. 1600. Приход Св.Якова, Севилья
38.Алонсо Кано. Иоанн Евангелист. Глина, роспись. 1635 -37. Монастырь Санта Паула, Севилья
39.Алонсо Кано. Распятие (Христос из Лекарос). Дерево, роспись. 1638-52. Коллегия отцов-капуцинов, Лекарос
40.Алонсо Кано. Распятие. Холст, масло. 1650-е. Государственный Эрмитаж
41.Алонсо Кано. Голова Св. Хуана де Дьос. Дерево, роспись. 1655. Музей изящных искусств, Гранада
42.Алонсо Кано. Св. Клара. Дерево, роспись. 1656. Монастырь Воплощения, Гранада
43.Алонсо Кано. Инмакулада. Дерево, роспись. 1655-56. Собор Гранады
44.Алонсо Кано. Дева Мария с младенцем Virgen de Belen. Дерево, роспись. 1664. Музей собора, Гранада
183
45.Алонсо Кано. Бюсты Адама и Евы. Дерево, роспись. 1666-67. Собор Гранады
46.Алонсо Кано и Педро де Мена. Св. Диего де Алькала. Дерево, роспись. 1653-57. Музей изящных искусств, Гранада
47.Алонсо Кано и Педро де Мена. Св. Антоний Падуанский с младенцем Иисусом. Дерево, роспись. 1666-67. Церковь Сан Николас, Мурсия
48.Педро де Мена. Инмакулада. Дерево, роспись. 1656. Приходская церковь, Альэндин, Гранада
49.Педро де Мена. Святые Лукка и Себастьян. Дерево. После 1658. Хор собора, Малага
50.Педро де Мена. Св. Педро Ноласко с Девой Марией и Св. Фелипе Нери Дерево. После 1658. Хор собора, Малага
51.Педро де Мена. Иоанн Евангелист. Дерево. После 1658. Хор собора, Малага
52.Алонсо де Мена. Распятие. Дерево. 1635. Церковь Св. Иосифа, Мадрид
53.Педро де Мена. Св. Франциск Асизский. Дерево, роспись. 1663. Собор Толедо
54. Деревянная скульптура. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
55. Материал скульптора. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
56. Части деревянной скульптуры. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
57. Части деревянной скульптуры. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
58. Работа над головой скульптуры. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
59. Соединённые в фигуру части. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
60. Склеенная скульптура. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
61. Скульптура после росписи. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
62. Хосе де Мора. Mater Dolorosa. Дерево, роспись. 1680-е. Монастырь Святой Изабеллы, Гранада. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
63. Педро де Мена. Бичевание Христа. Фрагмент. Дерево, роспись. 1673. Королевский монастырь, Мадрид. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
64. Педро де Мена. Бичевание Христа. Фрагмент. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
65. Крупные города Испании около 1600 года
66. Португалия в составе империи Филиппа II
67. Хосе де Арсе. Сантьяго. Дерево, роспись. 1637-39. Монастырь Госпожи Нашей Защитницы. Кадис
68. Хосе де Арсе. Иоанн Евангелист. Дерево, роспись. 1637 -39. Монастырь Госпожи Нашей Защитницы. Кадис
69. Фасад церкви Св. Франциска, Порту
185
70. Ретабло церкви в поселении Буселаш (Португалия). XVII в. Вид сзади.
71. Ретабло в церкви Сан Антон, Гранада. Фрагмент.
72. Помпео Леони. Богоматерь. Дерево, роспись. 1606-1607 гг. Музей скульптуры Вальдолида
73.Помпео Леони. Иоанн Евангелист. Дерево, роспись. 1606-1607 гг. Музей скульптуры Вальдолида
74.Помпео Леони. Францисканский святой. Дерево, роспись. 1606-1607 гг. Музей скульптуры Вальдолида.
75.Грегорио Фернандес. Фигура «Лежащего Христа» (Cristo de El Pardo). Дерево, роспись. 1605 г. Мадрид, Эль Пардо.
76.Мануэль Перейра. Св. Бруно. Дерево, роспись. 1625-1635. Часовня Св. Бруно, Бургос.
77. Луис Сальвадор Кармона. Реплика работы Мануэля Перейры (Cristo del Perdon). Дерево, роспись. 1755 г. Монастырь Святых сердец (Convento de los Sagrados Corazones), Вальядолид.
Альбом иллюстраций
1. Ретабло смерти Св. Бернарда. XVII в. Глина, роспись. Монастырская церковь в Алкубаса, Португалия
2. Святой Франциск. Дерево, роспись. XVII в. Музей церкви Св. Франциска. Порту (а)
3. Святой Франциск. Дерево, роспись. XVII в. Музей церкви Св. Франциска. Порту (б)
4. Вознесение Марии. Дерево, роспись, позолота. 2 -я половина XVII в. Музей Сан Рок, Лиссабон
5. Дева Мария с младенцем Иисусом. Дерево, роспись. XVII в. Церковь в Вила ду Биспу, Португалия
уВгШШ.I
«/л у»-*Х\Г0
•/л у'
шщ
кт<т<г
!уТ7лТУ*7.
Шщ
Хг ьЦг:7
/замш
6. Алонсо Кано. Ретабло Иоанна Евангелиста. Дерево, позолота. 1635-37 гг. Монастырь св. Паулы, Севилья
7. Пабло де Рохас. Сан Эстебан. Дерево, роспись. 1590-е. Собор Гранады
8. Пабло де Рохас. Сан Грегорио. Дерево, роспись. 1590 -е. Собор Гранады
9. Пабло де Рохас. Сан Сесилио. Дерево, роспись. 1590-е. Собор Гранады
10.Пабло де Рохас. Св. Пётр. Дерево, роспись. 1590-е. Церковь Свв. Петра и Павла, Гранада
11.Пабло де Рохас. Непорочное зачатие. Дерово, роспись. 1590-е. Собор Гранады.
12.Пабло де Рохас. Распятие. Дерево, роспись. 1582. Сакристия базилики Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас, Гранада
13.Пабло де Рохас. Распятие «Cristo de la Esperanza». Дерево, роспись. 1592. Собор Гранады
14.Пабло де Рохас. Несение креста «Nazareno». Дерево, роспись. 1584-86. Базилика Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас, Гранада
15.Хуан Мартинес Монтаньес. Сан Кристобаль. Дерево, роспись. 1597. Церковь Спасителя, Севилья
т
16.Х.М.Монтаньес. Св. Игнасио де Лойола. Дерево, бумага, клей, роспись. 1610. Церковь Благовещения. Севилья
17.Х. М. Монтаньес. Распятие Cristo de los Calices. Дерево, роспись. 1603-1604. Собор Севильи.
18.Х. М. Монтаньес. Непорочное Зачатие. Дерево, роспись. 1606. Церковь Нуэстра Сеньора де ла Консоласьон, Эль Педросо, Севилья
19.Х. М. Монтаньес. Непорочное зачатие («Ое§иесйа»). Дерево, роспись. 1629-1631. Собор Севильи
20.Х. М. Монтаньес. Дева Мария с младенцем Иисусом. Дерево, роспись. 1609-10. Монастырь Сан Исидро дель Кампо, Севилья
21.Х. М. Монтаньес. Св. Франциск. Дерево, роспись. 1621 -26. Монастырь Санта Клара, Севилья
22.Х. М. Монтаньес. Св. Доминик. Дерево, роспись. 1606 -07. Музей изящных искусств, Севилья
II
IV 11
|В1 ■А'
V
1« 1
III
№
А'
23.Х. М. Монтаньес. Св. Доминик. Дерево, роспись. 1606-07. Музей изящных искусств, Севилья
24.Хуан де Меса. Дева Мария с младенцем «Virgen de las Cuevas». Дерево, роспись. 1623-24. Музей изящных искусств, Севилья
25.Хуан де Меса. Распятие «El Cristo de la Buena Muerte». Дерево, роспись. 1620. Часовня Университета Севильи
26.Хуан де Меса. Распятие «Cristo de Vergara». Дерево, роспись. 1622. Вергара, Гипускоа
27.Хуан де Меса. Иоанн Креститель. Дерево, роспись. Первая треть XVII века. Монастырь Санта Мария ла Реаль, Бормухос, Севилья
28.Хуан де Меса. Несение креста «Jesus del Gran Poder». Дерево, роспись, ткань. 1620. Церковь Иисуса Великой силы, Севилья
29.Алонсо Кано. Св. Франциск Борджиа. Холст, масло. 1624. Музей изящных искусств, Севилья
30.Алонсо Кано. Инмакулада. Дерево, роспись. 1620-25. Приходская церковь Сан Андрес, Севилья
31.Алонсо Кано. Инмакулада. Дерево, роспись. 162 9-32. Приходская церковь Санта Мария ла Бланка, Ла Кампана, Севилья
32.Алонсо Кано. Инмакулада. Известняк. 1628-29. Приходская церковь Непорочного зачатия, Севилья
33.Алонсо Кано. Инмакулада. Дерево, роспись. 1633 -34. Приходская церковь Сан Хулиан, Севилья
34.Алонсо Кано. Св. Тереса де Хесус. Дерево, роспись. После 1629. Церковь Буэн Сусесо, Севилья
35.Алонсо Кано. Главное ретабло. Дерево, позолота. 1629 -31. Приход Ла Олива, Лебриха, Севилья
36.Алонсо Кано. Дева Мария «de la Oliva». Дерево, роспись 162931. Приход Ла Олива, Лебриха, Севилья
37.Мигель Адан. Дева Мария чёток. Дерево, роспись. 1600. Приход Св. Якова, Севилья
38.Алонсо Кано. Иоанн Евангелист. Глина, роспись. 1635 -37. Монастырь Санта Паула, Севилья
I®
39.Алонсо Кано. Распятие (Христос из Лекарос). Дерево, роспись. 1638-52. Коллегия отцов-капуцинов, Лекарос
40.Алонсо Кано. Распятие. Холст, масло. 1650-е. Государственный Эрмитаж
41.Алонсо Кано. Голова Св. Хуана де Дьос. Дерево, роспись. 1655. Музей изящных искусств, Гранада
42.Алонсо Кано. Св. Клара. Дерево, роспись. 1656. Монастырь Воплощения, Гранада
43.Aлонсо Kано. Инмакyлада. Дерево, роспись. 1655-56. Собор Гранады
44.Алонсо Кано. Дева Мария с младенцем (Virgen de Belen). Дерево, роспись. 1664. Музей собора, Гранада
45.Алонсо Кано. Бюсты Адама и Евы. Дерево, роспись. 1666-67. Собор Гранады
46.Алонсо Кано и Педро де Мена. Св. Диего де Алькала. Дерево, роспись. 1653-57. Музей изящных искусств, Гранада
47.Алонсо Кано и Педро де Мена. Св. Антоний Падуанский с младенцем Иисусом. Дерево, роспись. 1666 -67. Церковь Сан Николас, Мурсия
48.Педро де Мена. Инмакулада. Дерево, роспись. 1656. Приходская церковь, Альэндин, Гранада
И» I ш \ !
V "
IГ Ш ч» а ^
>
Вл
49.Педро де Мена. Святые Лукка и Себастьян. Дерево. После 1658. Хор собора, Малага
50.Педро де Мена. Св. Педро Ноласко с Девой Марией и Св. Фелипе Нери Дерево. После 1658. Хор собора, Малага
51.Педро де Мена. Иоанн Евангелист. Дерево. После 1658. Хор собора, Малага
52.Алонсо де Мена. Распятие. Дерево. 1635. Церковь Св. Иосифа, Мадрид
53.Педро де Мена. Св. Франциск Асизский. Дерево, роспись. 1663. Собор Толедо
54. Деревянная скульптура. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
55.Материал скульптора. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
56.Части деревянной скульптуры. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
57.Части деревянной скульптуры. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
58.Работа над головой скульптуры. (Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
59. Соединённые в фигуру части. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
60.Склеенная скульптура. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
61. Скульптура после росписи. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
62.Хосе де Мора. Mater Dolorosa. Дерево, роспись. 1680-е. Монастырь Святой Изабеллы, Гранада. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
63.Педро де Мена. Бичевание Христа. Фрагмент. Дерево, роспись. 1673. Королевский монастырь, Мадрид. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
64.Педро де Мена. Бичевание Христа. Фрагмент. Кадр из фильма «The Sacred made real (Spanish painting & sculpture 1600 - 1700)» Национальная галерея, Лондон 2009)
65.Крупные города Испании около 1600 года
66.Португалия в составе империи Филиппа II
67.Хосе де Арсе. Сантьяго. Дерево, роспись. 1637-39. Монастырь Госпожи Нашей Защитницы. Кадис
68.Хосе де Арсе. Иоанн Евангелист. Дерево, роспись. 1637-39. Монастырь Госпожи Нашей Защитницы. Кадис
69. Фасад церкви Св. Франциска, Порту
70.Ретабло церкви в поселении Буселаш (Португалия). XVII в. Вид сзади.
71. Ретабло в церкви Сан Антон, Гранада. Фрагмент.
72. Помпео Леони. Богоматерь. Дерево, роспись. 1606-1607 гг. Музей скульптуры Вальдолида
73. Помпео Леони. Иоанн Евангелист. Дерево, роспись. 1606 -1607 гг. Музей скульптуры Вальдолида
74. Помпео Леони. Францисканский святой. Дерево, роспись. 1606-1607 гг. Музей скульптуры Вальдолида.
260
75. Грегорио Фернандес. Фигура «Лежащего Христа» (Cristo de El Pardo). Дерево, роспись. 1605 г. Мадрид, Эль Пардо.
76. Мануэль Перейра. Св. Бруно. Дерево, роспись. 1625-1635. Часовня Св. Бруно, Бургос.
77. Луис Сальвадор Кармона. Реплика работы Мануэля Перейры (Cristo del Perdon). Дерево, роспись. 1755 г. Монастырь Святых сердец (Convento de los Sagrados Corazones), Вальядолид.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.