Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Абдулаева, Элита Султановна

  • Абдулаева, Элита Султановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Грозный
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 192
Абдулаева, Элита Султановна. Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Грозный. 2007. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Абдулаева, Элита Султановна

Введение.3

Глава 1. Духовная культура: сущность и интерпретации. 30

1.1. Понятие «духовная культура» и его сущность.30

1.2. Структура духовной культуры.43

1.3. Многообразие интерпретаций духовной культуры.81

Глава 2. Аккультурационные особенности духовной культуры.99

2.1. Этническая составляющая духовной культуры.99

2.2. Синкретизм как результат аккультурации.120

2.3. Синкретический характер духовной культуры чеченцев. 135

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного»

Актуальность темы исследования. Духовная культура - наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе и потому является самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Из-за ее непрактичности, неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, и потому духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества, сохранение и развитие ее требует от него усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение, отступает на полки библиотек и в музейные запасники, покрывается там пылью и превращается в забытую, мертвую культуру.

Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира. Ибо в нем рядом с образами наблюдаемой действительности существуют образы небывалых явлений: невиданные страны и планеты, ад для грешников и рай для праведников, мифические духи и боги, литературные герои. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на нашу жизнь - может, даже больше, чем реальный мир.

Одной из актуальнейших культурологических проблем является проблема соотношения разных культур, разных духовных миров. В разных регионах Земли существуют различные культурные феномены, отражающие духовно-ценностную практику человека. Изучая разнообразие культур, проникая в сущность культуры, рассматривая разные миры творчества, исследователь характеризует духовную культуру, как синкретичную по своей сути.

Актуальность исследования проблемы синкретичности духовной культуры обусловлена рядом причин, определяющей среди которых является непрерывный процесс аккультурации. Аккультурация осуществляется в форме взаимного избирательного усвоения элементов культуры обеих взаимодействующих этнических групп. Культурные различия между этническими общностями, в конце концов, уравниваются (процесс автоматический, неизбежный и неотвратимый) в соответствии с относительным весом взаимодействующих этнических групп. Диффузия культуры идет от ядра к периферии, от более развитого общества к менее развитому, часто на уровне бессознательного заимствования и подражания.

Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями.

Исходя из этого, изучение синкретического характера духовной культуры является актуальным, так как позволяет вскрыть новые детерминанты человеческого поведения. Также внесет новое видение на процессы аккультурации, межэтнические контакты, что представляет значительный интерес для научных дисциплин: культурологии, антропологии,этнологии.

Чем ближе подходит история человечества к нашим дням, тем большую роль в динамике культуры играют межкультурные контакты. В современную эпоху никакая локальная (национальная) культура не может существовать изолированно от других культур. Между народами идет постоянный взаимообмен достижениями техники, науки, искусства.

Страна, выпадающая из всемирной сети культурных (как экономических и политических) контактов, обречена на стагнацию и упадок.

В прошлом, когда наша планета не была столь плотно заселена и средства транспорта и связи были не столь развиты, как сейчас, взаимодействие между различными культурами происходило гораздо менее интенсивно. Однако оно существовало всегда. Именно поэтому проблема синкретизма в духовной культуре вызывает как теоретический, так и важный практический интерес.

Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические аспекты проблемы синкретизма в культуре, в той или иной мере, затронуты в трудах зарубежных ученых: Вико Д., Голана А., Зиммеля Г., Карлейля Т., Канта И., Леви-Брюля Л., Мердока Дж., Ницше Т.М., Спиро М., Тэйлора Э.Б, Фромма Э., Фуко М., Элиаде М. и др.1.

1 Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. - Киев, 1994; Голан А. Миф и символ. - М., 1993; Зиммель Г. Конфликт современной культуры. - М., 1996; Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. - М., 1995; Карлейль Т. Теперь и прежде.

- М., 1994; Кант И. Критика чистого разума. - Т.З. - М., 1996; Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. - М., 1930; Мердок Дж. Культура и общество. - М., 1999; Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. - М., 1996; Спиро М., Проблема дефиниций в религии // Антропология и религия. - М., 1998; Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1988; Фромм Э. Психоанализ и религия. «Сумерки богов».

- М., 1989; Фуко М. Слова и вещи. - М., 1997; Элиаде М., Мифы, сновидения, мистерии. - М., 1996.

В отечественной научной мысли проблемами межкультурного взаимодействия, следствием которого и является синкретизм, занимались такие ученые, как: Артановский С.Н., Велик A.A., Бердяев H.A., Гуревич А.Я., Дробницкий О., Зеньковский В.В., Кармин A.C., Касавин И.Т., Левада Ю., Лосский Н.О., Митрохин К.Н., Новикова Е.С., Пригожин И., Садохин А.П., Снесарев Г.П., Стенгерс И., Токарев С.А., Г. В., Яблоков H.H. и др.1.

1 Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб., 1994; Велик A.A. Культура и личность. - М., 2001; Бердяев H.A. Самопознание. - М., 1991; Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. - М., 1981; Дробницкий О., Левада Ю. - Ритуал // Философская энциклопедия. - М., 1967; Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 1994; Кармин A.C., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2005; Касавин И.Т. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. - М., 1990; Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1995; Митрохин Л.Н. Религия и культура. - М., 2000; Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1996; Садохин А.П. Этнология. - М., 2005; Снесарев Г.П., Басилова В.Н. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. - М., 1975; Токарев С.А. Религия в истории народов мира -М., 1976; Яблоков И.Н. Религиоведение. - М., 2002.

Проблема синкретизма духовной культуры относится к одной из интересных научных проблем общественной мысли и требует глубокого анализа. Существуют разные научные подходы к определению синкретизма.

В философском словаре П.В. Алексеева и A.B. Панина мы находим такие характеристики данного явления: «Синкретизм - (в переводе с греческого - соединение), нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психических функций на ранних ступенях развития ребенка и так далее»1. Исходя из этого значения, синкретизм является характерной особенностью первобытной культуры и недоразвитого ребенка.

А вот другое, где синкретизм представляют уже как мировоззрение поздней античности: «Синкретизм - это смешение, неорганичное слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности - религиозный синкретизм периода эллинизма; в философии - разновидность эклектики» .

Но наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное в кратком философском словаре под редакцией А.П. Алексеева и Г.Г. Васильева: «Синкретизм - философская и культурологическая категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостность, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса. Синкретизм обозначает такую стадию развития материальных и духовных явлений, когда они уже обособились от своего исходного нерасчлененного состояния, но еще не превратились в атомарно раздробленные сущности.

1 Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. - М., 2002. - С.608.

2 Алексеев П.В., Панин A.B. Указ произв. - С.609.

Синкретизм выступает как всеобщая ступень формирования культуры и как всеобщий принцип социально - гуманитарного познания. Можно выделить синкретизм языческий и религиозно-мифологический, художественно-интуитивный и бессознательный и сознательный, а также рационалистический. В общем, плане синкретизм является ступенью выделения и самоопределения любого предмета, ступенью формирования понимания явления»1. Такое определение позволяет глубже проникнуть в сущность процесса синкретизации мировоззрения.

На Северном Кавказе значительный интерес вызывают труды доктора философских наук В.Х. Акаева по исследованию проблем аккультурации, развитию этнической идентичности в системе мировой культуры. Помимо серьезных исследований, ученый пытается найти пути решения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Вот выдержка из доклада В.Х. Акаева на научно-практической конференции, прошедшей в столице Чеченской Республики и посвященной роли православия в формировании личности, семьи и общества: «В России, с нашей точки зрения, должен периодически происходить диалог между православием и исламом, он должен проходить везде, где проживают верующие. В этом направлении могли бы работать авторитетные религиозные деятели и ученые, которые осуществляют исследования в области религиозных культур. В данном контексте, считаю важным создание в крупных российских вузах центров по изучению православно-мусульманского взаимопонимания, а также по подготовке специалистов, воспитанных на традиционных для нас культурах.»2.

Серьезные исследования в области традиционной культуры рассматриваются в ряде работ таких ученых, как Акаев В.Х., Алироев

1 Алексеев А.П., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь. - М., 2004. - С. 67.

2 Акаев В.Х. О роли православия в формировании личности, семьи и общества // Столица. Материалы научпо-практической конференции. - 2006. - С. 2.

И.Ю., Ахмадов Ш.Б., Бетильмерзаева М.М., Багаев М.Х., Межидов Д.Д., Тепсаев A.C., Туркаев Х.В., Яндаров А.Д. и др.'.

Проблема синкретизма духовной культуры относится к одной из интересных научных проблем общественной мысли и требует глубокого анализа.

1 Акаев В.Х. Чеченское общество в поисках геополитической и социокультурной идентичности // Современные проблемы геополитики Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2001 Алироев И.Ю., Межидов Д.Д. - Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. - Грозный, 1992; Алироев И.Ю., Осмаев М.К. - История и культура вайнахов. - М., - 2003; Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII - нач. XIX века. Монография. - Элиста, 2002; Багаев М.Х. Тайна имен. Вайнахи, арабы и ислам. -Грозный, 1994; Бетильмерзаева М.М. Этническая ментальность в системе культуры // Автореферат дисс. на соиск.уч.степ. канд.филос.наук. - Грозный, 2005; Бетильмерзаева М.М. Этническая ментальность в условиях социальной трансформации // Человек и этносы в трансформирующемся обществе: социальные девиации и пути их преодоления. - Ростов-на-Дону, 2004; Туркаев Х.В. Культура Чечни. - М., 2002; Яндаров А.Д. Развитие общественно-политической и философской мысли Чечено-Ингушетии в XIX - начало XX века // Диссертация на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. - Алма-Ата, 1986.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в выявлении общих и специфических особенностей духовной культуры, представляющей сложный и противоречивый феномен синкретичности.

Сформулированная цель предполагает решение следующих взаимосвязанных задач: раскрыть сущность понятия «духовная культура», его становление и развитие; проанализировать известные определения понятия «духовная культура» и выявить его общие и особенные аспекты; раскрыть особенности духовной культуры через такие его компоненты, как мистика, мифология и религия; установить этнокультурные составляющие духовной культуры, раскрывая причины национальных предрассудков и предубеждений; выявить закономерность развития синкретического мировоззрения в ходе процесса аккультурации; раскрыть особенности духовной культуры чеченцев, представляющей выраженный синкретический характер.

Объектом диссертационного исследования является духовная культура вообще, представляющая собой сложный и противоречивый, социокультурный, синкретический феномен, проявляющийся посредством мировоззрения, системы знаний, убеждений, традиций, норм, эстетических вкусов. Выявление синкретичности духовной культуры требует исследования ее структуры и установления компонентов, ее составляющих.

Предметом исследования выступает синкретичность духовной культуры, представляющей собой диалектическую взаимосвязь единичных, особенных и общих культурных компонентов, образовавшихся в ходе процесса аккультурации, соединения множества разнородных факторов во взаимосвязанную совокупность, целостность.

Методология исследования. Диссертационная работа выполнена на основе социокультурного подхода. В ходе исследования широко использованы общефилософские принципы изучения социокультурных явлений, также логический, индуктивный и дедуктивный методы.

Междисциплинарный характер исследования потребовал использования методов философии, социологии, культурологии, этнологии. Широко использовался сравнительно-исторический метод и функциональный метод, рассматривающий культуру и ее формы как интегрированную систему, в которой каждый элемент выполняет свою специфическую функцию.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1. Установлены особенности зарождения, становления и развития понятий «культура», «духовная культура», «этнокультурные компоненты духовной культуры», что позволяет зафиксировать процессы обновления общества на мировоззренческом, нравственном уровне.

2. Определены особенности структуры духовной культуры через такие базисные компоненты мировоззренческой основы современного человека и общества как мистика, мифология и религия.

3. Раскрыты этнокультурные особенности, составляющие духовную культуру, которые являются почвой для национальных предрассудков и предубеждений, в определенной степени консервирующих духовное развитие того или иного этноса.

4. Эксплицирована следственная связь между процессом аккультурации и синкретизмом духовной культуры.

5. Раскрыты синкретические особенности духовной культуры чеченцев, подчеркивающие взаимовлияние разных этнических культур.

Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Особенности зарождения, становления и развития понятий «культура», «духовная культура», «этнокультурные компоненты духовной культуры» связаны с развитием философских подходов при анализе культурных процессов, становлением культурологии как научной дисциплины. Философский и культурологический анализ этих понятий, попытка установления их динамики, внутреннего содержания и внешних социокультурных предпосылок позволяет зафиксировать процессы обновления общества на мировоззренческом, нравственном уровне.

2. При определении особенностей структуры духовной культуры значительное внимание уделено характеристике таких ее базовых компонентов как мистика, мифология и религия. Их специфичность, взаимообусловленность во многом определяют образ жизни различных культур и цивилизаций, позволяют раскрыть мировоззренческие основы современного человека и общества. В процессе аккультурации, то есть межкультурных и межконфессиональных контактов, осуществляется восприятие элементов иной культуры, формируя целостность локальной культуры.

3. Синкретичность духовной культуры устанавливается в ходе усиления воздействия на локальную культуру этноса «чужой» культуры, носителем которой является один или несколько этносов, осуществляющих насильственное или мирное воздействие на обьект «экспансии». В ходе этого процесса происходит осознанное или неосознанное заимствование компонентов воздействующих культур. Эти компоненты, будучи самостоятельными, становятся дополнением для базовой локальной культуры. Таким образом, происходит структурное соединение всех компонентов культуры в некое единство.

4. Процессы аккультурации привели к сложившемуся духовному универсуму, синкретичному по своей сути. Подтверждение синкретизма -измененные состояния сознания, встречающиеся в рамках религиозных ритуалов во всех типах культур. Измененные состояния сознания в религии - относительно устойчивые образования в психике индивида, возникающие под влиянием психокультовых практик тех или иных религий и отличающиеся от обычных моментов потока сознания. Измененные состояния сознания позволяют формировать целостность культуры вообще и духовной культуры в частности.

5. Синкретичность духовной культуры чеченцев, как и многих других этносов, является следствием многовековых аккультурационных процессов, которые происходили на территории Северного Кавказа. Важное место в ней занимают компоненты, связанные с традиционной культурой, обычаями, суфийской формой ислама, заимствованной в ходе социокультурных контактов с рядом северокавказских этносов. Данное состояние духовной культуры чеченцев во многом определяет их современные мировоззренческие и нравственные установки, поведенческие паттерны.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней выводы значительно расширяют представления о понятиях «синкретизм», «аккультурация», раскрывают новые аспекты в области изучения этнической духовной культуры. Исследования, касающиеся измененных состояний сознания, являющиеся составной частью духовной культуры, позволяют раскрыть проблемы, касающиеся духовного здоровья современного общества.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по философии, культурологии, социологии, этнологии, социальной антропологии.

Апробация работы. Результаты исследования апробированы в ходе чтений лекций студентам в Чеченском государственном университете, а также в выступлениях на межрегиональной и межвузовской научно-практических конференциях (ДГУ, 2006; ЧГУ, 2007; ЮФУ, 2007).

Многие положения диссертации опубликованы в журналах, газетах, сборниках, учебно-методических пособиях, изданных в Грозном, Махачкале, Ростове-на-Дону.

Структура и обьем диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают в себя шесть параграфов, заключения и библиографии. Текст диссертационного исследования изложен на 192 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Абдулаева, Элита Султановна

Заключение

В данном исследовании была поставлена цель - выявить особенности, которые характеризовали бы духовную культуру, как синкретичную. Для достижения этой цели диссертант раскрыл ряд взаимосвязанных задач.

В первую очередь была раскрыта сущность духовной культуры и историческое становление понятия «культура». Было показано, что термин «духовная культура» обнаружил богатый исследовательский потенциал. Кросс - культурное исследование зиждется на убеждении, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе много общего и что эти общие аспекты поддаются научному анализу. Основные теоретические положения: культура передается научением, культура прививается воспитанием, культура социальна, культура идеационна, культура обеспечивает удовлетворение, культура адаптативна, культура интегративна.

Определена характерная особенность человека духовной культуры, как носителя ценностей, отличных от тех, которые господствуют в мире. Он может не иметь высшего образования, обладая интеллигентностью как психологическим свойством.

Структура духовной культуры была рассмотрена в виде трех составляющих - мистики, мифологии и религии.

Мистика определена как первая отрасль духовной культуры, основанная на синкретичном восприятии мира. Несмотря на сложность и неоднозначность анализа мистики, диссертант отметил, что все три мировые религии - буддизм, христианство, ислам - имеют свое мистическое направление - соответственно дзэн, старчество, суфизм.

Миф отмечен как матрица духовной культуры. Выявлено, что человеческая склонность верить в мифы неистребима. Исследователь также сделал выводы, что если мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления, продолжают существовать во многих культурах, значит, есть причины, порождающие и поддерживающие их существование. Современная мифология остается органичным компонентом политической жизни.

Выявлена особая роль религии в системе духовной культуры. Отмечена ее стабилизирующая и организующая роль, с особой силой проявляющаяся в периоды социальных потрясений и аномии. Но также отмечено, что исторические свидетельства повествуют о религиозных разногласиях, приводивших к разжиганию межконфессиональных конфликтов. Поэтому в религии присутствует дуализм: в религии, какова бы она ни была в своей конкретной форме, есть всегда два начала, два полюса.

Автором были раскрыты основные интерпретации духовной культуры: технологическая, деятельностная и ценностная концепции. Но отмечено, что до сих пор не существует единой концепции культуры. Культура понималась и понимается по-разному.

По основной задаче исследования - выявление синкретических особенностей духовной культуры, были сделаны выводы, в которых показана зависимость процесса аккультурации с синкретизацией общества. Исследование этнокультурных составляющих духовной культуры показало, что этническая культура является наиболее древним слоем национальной культуры, который несет в себе «обычаи предков». Вековой опыт жизни этноса не может быть растворен полностью в другой культуре. Этническая идентичность подчеркивает своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры. Взаимовлияние культур обусловлено необходимостью выживания этносов, а изолированное состояние культуры грозит ее упадком.

Процессы аккультурации приводят к симбиозу культур, причем эти явления могут происходить как осознанно, так и бессознательно, то есть, раскрыта закономерность развития синкретического мировоззрения в результате аккультурации.

Основным доказательством, подтверждающим синкретичность духовной культуры, диссертант представил измененные состояния сознания, которые присутствуют в религиозных ритуалах разных культур. Главные выводы заключаются в том, что ритуалы с измененным состоянием сознания сохраняют психическое здоровье этноса, сплачивают внутринациональное единство, а живучесть таких феноменов только подчеркивает синкретичность духовной культуры.

В диссертации были раскрыты основные компоненты духовной культуры чеченцев - это религиозные верования чеченцев с древнейших времен, традиционные формы взаимопомощи (белхи), этнокультурные стереотипы поведения, пословицы, поговорки.

Выявлены общие и особенные аспекты синкретического характера духовной культуры чеченцев. Присутствующий религиозный синкретизм подтверждается наличием архаических компонентов в традициях, лингвистическом, ономастическом, топонимистическом материалах.

Духовная культура является практическим проявлением коллективной идеологии этнической общности, систем форм ее сознания и самосознания. Своеобразие этнических процессов в области духовной культуры определяется, помимо иных факторов, теснейшей связью большинства форм духовной культуры с языком. Язык, как нам известно, принадлежит к числу наиболее устойчивых этнических признаков, наименее жестко детерминированных социально-экономическими или политическими факторами. С другой стороны, язык (и, прежде всего его социальные функции) отражает историю этноса, характер и интенсивность его связей с соседями, степень его единства. Способность к усвоению иноэтнических культурных достижений повышается в некоторых специфических ситуациях, например в условиях контакта, генетически родственных народов или народов, находящихся на примерно одинаковой стадии исторического развития.

Взаимный обмен культурными достижениями в сфере духовной культуры по сравнению с материальной культурой одновременно и облегчен, и затруднен. Облегчен - потому что создание или усвоение отдельных форм духовной культуры не связано столь непосредственно с уровнем развития производительных сил и способом производства; затруднен - так как при этом возникает необходимость преодоления так называемого «языкового барьера» и, при известных обстоятельствах, барьера психологической ориентации этноса в целом или каких-то его составных частей или слоев.

И, наконец, необходимо отметить, что отдельные формы духовной культуры по своей природе отличаются большей или меньшей проницаемостью (например, так называемые бытовые сказки, лирические песни и так далее) или герметичностью (архаические формы героического эпоса, волшебные сказки, календарные обряды и так далее).

Не подлежит сомнению, что этнические процессы оказывают влияние на определенные формы материальной культуры (поселения, жилище, одежда, пища и так далее) или выражаются в них. Что же касается духовной культуры, то следует сказать, что она находится в постоянном взаимодействии с духовными практиками разных этносов, что приводит ее к синкретичности.

Таким образом, в сфере духовной культуры параллельно с современным процессом глобальной стандартизации и нивелировки и, несмотря на повышение интенсивности межэтнических связей, развивается процесс развертывания интернациональной культуры в ее национальных вариантах, что позволило автору говорить о синкретичности.

Отмеченная выше тесная связь явлений духовной культуры с языком обусловливает еще одну очень важную особенность - возможность возникновения при определенной ситуации культурного двуязычия или даже трехязычия, то есть параллельного использования двух (или более) языков в различных формах духовной культуры одного народа (так называемый билингвизм).

Культурное двуязычие этноса следует отличать от индивидуального двуязычия или двуязычия в какой-либо профессиональной области (например, в прошлом - профессиональное двуязычие врачей). Оно означает ситуацию, при которой в развивающейся и единой системе духовной культуры народа определенные функциональные и структурные элементы обслуживаются разными (по крайней мере, двумя) языками. Подобная ситуация как бы переносит межэтнические отношения внутрь культуры этноса, превращает их в структурные элементы этнического облика народа, что позволяет говорить о синкретическом характере духовной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абдулаева, Элита Султановна, 2007 год

1. Абдулаева Э.С. Мы чужие // Нана / Литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал // Министерство Чеченской Республики по национальной политике, информации и внешним связям. - 2005. - №12.-64 с.

2. Абдулаева Э.С., Байбетирова Н. Милосердие в исламе // Нана / Литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал // Министерство Чеченской Республики по национальной политике, информации и внешним связям. 2005. - № 12. - 64 с.

3. Акаев В.Х., Абдулаева Э.С., Этническая культура и ислам // Нана / Литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал // Министерство Чеченской Республики по национальной политике, информации и внешним связям. 2005 - № 12. - 64 с.

4. Акаев В.Х., Абдулаева Э.С. Синкретический характер духовной культуры чеченцев // Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Тезисы докладов научно-практической конференции. Махачкала, 2006. -107 с.

5. Абдулаева Э.С. Синкретизм духовной культуры этноса как результат процесса аккультурации // Научная мысль Кавказа / Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Дополнительный выпуск 2. 2006. - 270 с.

6. Абдулаева Э.С. Духовный синкретизм чеченцев: взаимосвязь общего и особенного / Наука и молодежь. Материалы научно-практической конференции. Тезисы докладов. Чеченский государственный университет. - 2007. - 124 с.

7. Абдулаева Э.С. Влияние социокультурных норм на формирование толерантных отношений в обществе // Наука и молодежь. Материалы научно-практической конференции / Тезисы докладов. Чеченский государственный университет. - 2007. - 122 с.

8. Абдулаева Э.С. Относительность оценки нормы и девиаций // Психическое здоровье населения ЧР после длительных стрессовых ситуаций. Материалы научно-практической конференции / Тезисы докладов. Чеченский государственный университет. - 2007. - 238 с.

9. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. - М., 1980.

10. Айдаев Ю.А. Чеченцы: история и современность. Изд. «Мир дому твоему», - 1996. - 352 с.

11. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры // Автореферат диссертации д-ра философских наук. Ростов-на-Дону, 2004. -46 с.

12. Акаев В.Х. О роли православия в формировании личности, семьи и общества. Грозный, 2006.

13. Акаев В.Х., Вок Г.Б., Керимов М.М. Ислам в Чечне: традиции и современность // ЧГУ, Вып.З. - Грозный: «Общественная мысль», 2006. 72 с.

14. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.-208 с.

15. Алироев И.Ю., Орлов М.М. Зоонимия народов Северного Кавказа // Вопросы отраслевой лексики. Грозный, 1978.

16. Албакова Ф.Ю. Символ в традиционной культуре вайнахов. М., 1998.

17. Алексеев В.А. Происхождение народов Кавказа. М., 1974.

18. Алексеев А.П., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь.- 2-е изд. -М., 2004.

19. Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения. -М.; Арт-Бизнес-Центр, 2001. 320 с.

20. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

21. Артамонов С.Д. Литература древнего мира. М.: Изд. «Просвещение», 1988. - 256 с.

22. Армянская география VII века. СПб., 1877.

23. Ахмедов Я.З., Мунаев И.Б. Чечня и чеченцы в материалах XIX века. -Элиста: АПП «Джангар», 1990.

24. Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII начало XIX века. Монография. - Элиста: АПП «Джангар», 2002. - 528 с.

25. Ахмадов Ш.Б., Исаев С.А., Хасиев С.А. История Чечено-Ингушетии. -Грозный, изд. «Книга», 1991. 167 с.

26. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1956.

27. Басов P.A. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. М.: ЗАО Изд. Дом «Летопись XXI», 2002. - 415 с.

28. Барт Р. Избранные работы. М., 1994.

29. Багаев М.Х. Тайна имен. Вайнахи, арабы и ислам. Грозный: «Книга», 1994. -48 с.

30. Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер. Эллинская культура. - Минск, Москва, 2000.

31. Белик A.A. Культура и личность. М.: Издательский центр РГГУ, 2001.-377 с.

32. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс - Традиция, 2001. -304 с.

33. Бердников JI.H. Многообразие единого: тезисы. СПб.: Изд.-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 36 с.

34. Бердяев H.A. Самопознание. М.: ГРАНИТ, 1991. - 112 с.

35. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. -М., 1994.

36. Бердзенишвили Н. История Грузии. Тбилиси, 1958.

37. Бойцов М., Шкуров Р., История средних веков. М., 1995. - 547 с.

38. Бокл Г.Т. История цивилизаций. М.: Мысль, 2000. - 461 с.

39. БраунУ. Мифология древнего мира. М., 1977.

40. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Наука, 1994. - 67 с.

41. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2-х т. Т. 2. - М.: Наука, 1999.-826 с.

42. Великая H.H., Виноградов В.Б., Хасбулатова З.И. Очерки этнографии чеченцев и ингушей. Грозный, 1990.

43. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.: Киев, 1994. -347 с.

44. Введение в этническую психологию. СПб., 1995.

45. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Хрестоматия. М.: Гардарики, 2003. - 524 с.

46. Вольней К. Избранные атеистические произведения. М.: Политиздат, 1962. - 128 с.

47. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1996. - 560 с.

48. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

49. Герье В. Расцвет западной теократии. М., 1916. - Т.2., 4.2.

50. Горелов A.A. Культурология. М., 2002.

51. Гольбах П. Система природы. М., 1940.

52. Голан А. Миф и символ. М., 1993.

53. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981. - 327 с.

54. Гуревич П.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

55. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972.

56. Долгов K.M. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Наука, 1990. - 412 с.

57. Драч Г.В., Борцов Ю.С., Штомпель О.М. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. - 480с.

58. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 576 с.

59. Дмитрук А.М. Мифы внутри нас. -М., 1990.

60. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.

61. Джинараджадаса С. Основные положения теософии. Прага: изд. «ВАСАНТА», 1928.-249 с.

62. Дюма А. Кавказ. Краснодар, изд. «Советская Кубань», 1992. - 512 с.

63. Житие схиархимандрита Варсонофия. М., 1995.

64. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.

65. Зиссерман А. Двадцать пять лет на Кавказе. М.: Мысль, 2001. - 238 с.

66. Зиммель Г. Конфликт современной культуры: Избр. Т. 1 М., 1996.

67. Измененные состояния сознания: сводный реферат // Общественные науки за рубежом. Сер.З. Философия. 1991. №5.

68. Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. - Тифлис, 1868. - 52 с.

69. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

70. Кант И. Собр. сочинений в восьми томах. Т.6.- М., 1994.

71. Кант И. Философия истории. Антология. -М., 1995.

72. Кассирер Э. Опыт о человеке. М.: Прогресс, 1998. - 234 с.

73. Кармин A.C., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

74. Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994.

75. Кармайкл Д. Разгадка происхождения христианства. Светская версия.- М.: Республика, 2002. 431 с.

76. Касавин И.Т. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

77. Кант И. Критика чистого разума. Т.З. - М.: Мысль, 1996. - 591 с.

78. Каргин A.C., Хренов H.A. Фольклор и кризис общества. М., 1993.

79. Кондрашов А.П. Справочник необходимых знаний. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.-768 с.

80. Корнетов H.A. От психиатрии и этнографии к психологической антропологии. Томск, Улан-Уде, 1994.

81. Королев С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии. -М.: Наука, 1975.-294 с.

82. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд.- М.: Академический проект, 2002. 496 с.

83. Кравченко А.И. Общая социология. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004.- 479 с.

84. Кребер Д. Антология исследований культуры. СПб., 1997.

85. Кривцун O.A. Эстетика: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 1998. 430 с.

86. Крысько В.Г. Введение в социальную психологию. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.- 196 с.

87. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., - 1960.

88. Каргин A.C., Хренов H.A. Фольклор и кризис общества. М., 1993.

89. JIa Барре В. Древний танец: особенное в религии. М., 2001.

90. Лагерквист К., Ленард Л. Нумерология. М., 2004.

91. Лаудаев У. Чеченское племя. Тифлис, 1872. - Вып.4.- Отд. 1. - 62 с.

92. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.

93. Лебедева М.М. Мировая политика. М.: Аспект Пресс, 2004. - 351 с.

94. Леви Брюль Л. Первобытная мифология. - М., 1930.

95. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика - пресс, 1937. - 608 с.

96. Левада Ю., Дробницкий О. Ритуал // Философская энциклопедия. М., 1967.

97. Лейнер X. Кататимное переживание образов. М., 1996.

98. Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы // Локальные синкретические культы. М., 1991.

99. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

100. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики.- М.: Политиздат, 1991. 368 с.

101. Материалисты Древней Греции. М., 1995.

102. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001.-408 с.

103. Малиновский. Миф в примитивной психологии. Л.: Мысль, 1926. -189 с.

104. Мамфорд Л. Техника и природа человека. Нью-Йорк, 1972.

105. Маркова А.Н. Культурология. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 600 с.

106. Мень А. Ветхозаветные пророки. Ленинград, изд-во «Советский писатель», 1991.-251 с.

107. МердокДж. Культура и общество. Питсбург, 1965.

108. Мечников Л.И. Этюды оптимизма. М., 1987.

109. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный, 1992.

110. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

111. Митрохин JI.H. Религия и культура. М.: ИФРАН, 2000. - 318 с.

112. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя//Русская идея. Т.2. - М.: Смысл, 1994.- 123 с.

113. Мосс М. Общества. Обмен. Личность.: Труды по социальной антропологии. М.: Изд. «Восточная литература» РАН, 1996. - 360 с.

114. Мужухоев М.Б. Средневековые культовые памятники Центрального Кавказа. Грозный, 1989.

115. Ницше Ф.Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. М., 1996.

116. Осмаев М.К., Алироев И.Ю. История и культура вайнахов. М., 2003.

117. Ортега-и-Гассет X. Эстетика Философия культуры. М., 1991.

118. Осипов Г.В., Москичев Л.н. Социология. М.: Норма, 2003. - 912 с.

119. Петраш Ю.Г. Ислам. Происхождение. Вероучение. Современность. -М.: Республика, 2005. 350 с.

120. Платон. Государство. М.: Наука, 2005. - 569 с.

121. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. - М., 1992.

122. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1996.

123. Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975.127. Религиоведение. М., 2002.

124. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2005. - 287 с.

125. Снесарев Г.П., Басилова В.Н. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Изд. «Наука», 1975. - 340 с.

126. Сорокин П.А. Цивилизация. Общество. М., 1992.

127. Спиноза Б. Избранные произведения. Т.2. М.: Наука, 1957. - 237 с.

128. Сухарев A.B. Этническая функция культуры и психические расстройства // Психол. Журн. М., 1996. №17.

129. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.

130. Степанова В.Е., Шевеленко А .Я. История средних веков (V XV века): Хрестоматия. - 4.1., Пособие для учителей,- М.: Просвещение, 1980. -303 с.

131. Степаньянц М.С. Универсалии восточных культур. М.: «Восточная литература» РАН, 2001. - 431 с.

132. Спиро М. Проблема дефиниций в религии. // Антропология и религия. -М., 1998.

133. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. М.: Изд. «Русская жизнь», 1997. - 250 с.

134. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. -М.: Политиздат, 1989. 573 с.

135. Тиллих П.Избранное. Теология культуры. М., 1995.

136. Толочко М.Н. Как найти свой талисман. Минск, 1998.

137. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. Изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1976. -356 с.

138. Уоллес А. Религия: Антропологическая точка зрения. М., 2002.

139. Ферри Энрико. Уголовная социология. М.: ИНФРА - М, 2005. - 658 с.

140. Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1983. - 526 с.

141. Фрейд 3. Сумерки богов. М.: ЭКСМО, 1989. - 389 с.

142. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. -М., 1996.

143. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. - 4.1.

144. Французские просветители XVIII века о религии. М., 1960.

145. Фромм Эрих. Психоанализ и религия. «Сумерки богов». М.: ЭКСМО, 1989.-356 с.

146. Философия культуры. Становление и развитие. / Оформление обложки. Олексенко, С. Шапиро. СПб.: Издательство «Лань», 1998.

147. Фуко М. Слова и вещи. М.: АКАДЕМИЯ, 1997. - 408 с.

148. Хасиев С.-М.А. Этнографические реалии в героических илли // Поэтика чеченских героических песен илли. Грозный, 1983.

149. Чахкиев Д. Тушоли // Грозненский рабочий Грозный, 1988.

150. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Ленинград, НЕВА 1986.-289 с.

151. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. М., 1972.

152. Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Этнополитология. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2005.-319 с.

153. Шапиро С., Олексенко A.B. Философия культуры. Становление и развитие.-СПб., 1998.

154. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

155. Шопенгауэр А. Введение в философию. Мн.: ООО «Попурри», 2000.-416 с.

156. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. -М.: Мысль, 1998. 606 с.

157. Шталь И.В. О происхождении богов. М.: Изд. «Советская Россия», 1990.-305 с.

158. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2004. - 590 с.

159. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.

160. Эльмурзаев С. Чеченский фольклор. Сказки, предания и пословицы.-Грозный, 1964.

161. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т.2. - М., 1965.

162. Яблоков H.H. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002. - 536 с.

163. Яблоков H.H. Религиоведение. -М.: Гардарики, 2005.-317 с.

164. Ярская Смирнова Е.Р., Романова П.В. Социальная антропология. -Ростов н/д, 2004.

165. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.,: АКАДЕМИЯ, 2006. - 287 с.

166. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: «Канон +», 2003. -400 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.