Шаманское интонирование чалканцев: проблемы типологии и структурной организации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Горбачева, Юлия Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 199
Оглавление диссертации кандидат наук Горбачева, Юлия Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ ШАМАНСКОГО ОБРЯДА
1.1. История изучения шаманской музыки сибирских народов
1.2. К проблеме «музыка и транс»: исследовательские подходы
ГЛАВА II. КОМПОЗИЦИЯ ШАМАНСКОГО ТЕКСТА: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ
2.1. Обряд ловли души: содержание и общая композиционная структура
2.2. Строковая организация текста: типология и слоговая структура
2.3. Формульные и неформульные эпизоды в структуре текста обряда
2.4. Особенности композиционной структуры музыкального текста обряда
ловли души
ГЛАВА III. ЗВУКОВЫСОТНЫЕ АСПЕКТЫ ЧАЛКАНСКОГО ШАМАНСКОГО ТЕКСТА
3.1. Основные закономерности звуковысотной организации РМФ-1 в первой части обряда ловли души
3.2. Особенности функционирования РМФ-1 во второй части обряда ловли души
3.3. Специфика звуковысотной организации в РМФ-2 и РМФ-3
3.4. Специфика звуковысотной организации в лейтмотивах
ГЛАВА IV. ТИПЫ ИНТОНИРОВАНИЯ
В ЧАЛКАНСКОМ ШАМАНСКОМ ОБРЯДЕ
4.1. К проблеме типологии шаманского интонирования
4.2. Основные типы шаманского интонирования А. К. Абашевой
4.3. Подчиненные типы шаманского интонирования А. К. Абашевой
4.4. Иерархическая структура шаманского интонирования
А. К. Абашевой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Чалканцы: этнографический очерк
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Шаманская традиция в семье Барбачаковых: особенности
передачи шаманского дара
ПРИЛОЖЕНИЕ III. Образец вербального текста чалканского шаманского
обряда
ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Фрагмент нотной расшифровки первой части обряда
ловли души
ПРИЛОЖЕНИЕ V. Распределение типов интонирования в обряде ловли
души
ПРИЛОЖЕНИЕ VI. График-хронотоп шаманского интонирования в обряде
ловли души
ПРИЛОЖЕНИЕ VII. Суммарное распределение типов интонирования в обряде ловли души
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Шаманская музыка самодийских народов в синкретическом единстве обряда2008 год, доктор искусствоведения Добжанская, Оксана Эдуардовна
Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган2005 год, доктор искусствоведения Алексеева, Галина Григорьевна
Музыкальные инструменты в системе традиционной культуры нивхов2010 год, кандидат искусствоведения Мамчева, Наталья Александровна
Жанровая типология инструментальной музыки обрядовой культуры тунгусо-маньчжуров Дальнего Востока России2006 год, кандидат искусствоведения Мезенцева, Светлана Владимировна
Обрядовая музыка манси: Контекст, функционирование, структура2001 год, кандидат искусствоведения Солдатова, Галина Евлампиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Шаманское интонирование чалканцев: проблемы типологии и структурной организации»
ВВЕДЕНИЕ
Особенность чалканской1 культуры, традиционный пласт которой находится в стадии угасания, состоит в том, что здесь до недавнего времени сохранялись такие уникальные жанровые сферы, как сказительская и шаманская2 [83; 84; 85]. Шаманская традиция, впервые зафиксированная на аудионосители в 1985 году, продолжала бытовать еще в первом десятилетии XXI века [51]. Такая устойчивость во времени вплоть до современности -довольно редкое явление.
1 Чалканцы (или челканцы) - один из малочисленных народов, проживающих на севере Горного Алтая, в долинах притоков реки Лебедь (Байгол, Аргун и других). Они населяют села Курмач-Байгол, Суранаш, Шукша, Бийка, Чуйка и другие Турочакского района Республики Алтай.
Северная группа диалектов алтайского языка, к которой, наряду с кумандинским и тубаларским, принадлежит и чалканский язык, относится к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы восточной ветви тюркских языков [15; 16].
Хозяйственно-культурный тип чалканцев можно определить как охотничий с элементами собирательства [18]. Что касается антропологического типа чалканцев, то его, наряду с антропологическими типами других северно-алтайских этносов, исследователи определяют как относящийся к смешанной группе (промежуточный между европеоидным и монголоидным типами), уральской подгруппе и в этой подгруппе к собственно уральскому типу [3, с. 170-171].
Культуру современных представителей чалканского этноса большинство ученых рассматривает как самостоятельный феномен, представленный достаточно большим количеством данных, накопленных за двухсотлетнюю историю изучения [14; 17; 18; 40; 72; 73; 74; 86; 125; 126]. Подробное этнографическое описание чалканского этноса и его традиционной культуры см. в Приложении.
2 Сходная ситуация наблюдается в близкородственной шорской культуре [13; 122].
Шаманская традиция чалканцев существовала в аутентичных формах, близких к классическому шаманизму. Ее бытование не прерывалось, а те изменения, которые можно было наблюдать в последние годы, не выходят за рамки, определенные каноном [116]. Это делает шаманскую традицию чалканцев весьма репрезентативным объектом, изучение которого позволяет сформулировать широкий круг проблем и выявить существенные черты алтае-саянского шаманизма.
Степень разработанности темы исследования. Исследование шаманской традиции чалканцев ведет свой отсчет от фундаментального труда В. В. Радлова [89], включающего, главным образом, этнографические сведения о значительном количестве тюркоязычных народов Сибири. Ученый ввел в научный оборот большое число неизвестных родо-племенных этнонимов, а также описал неизвестные ранее народы3, среди которых были и чалканцы. В. В. Радлов называет их «лебединскими татарами» и приводит самоназвание данного этноса - куу-кижи, что означает «люди реки Лебедь». Путешественник дает сведения, касающиеся расселения этого этноса, его родовой структуры, одежды и промыслов, приводит два чалканских мифа, а также первым излагает концепцию алтайского шаманизма.
Труд В. В. Радлова послужил отправной точкой для работ других исследователей. Более подробные описания шаманской традиции чалканцев оставил К. Хильден4, побывавший на северном Алтае в составе экспедиции Й. Г. Гранё. Его работы имеют особую ценность в связи с тем, что посвящены именно чалканской традиции. Й. Г. Гранё сделаны редчайшие фотоснимки фрагментов шаманского камлания [27]. Эти и другие снимки действующих чалканских шаманов опубликованы также в работе К. Хильдена, которая посвящена подробной характеристике шаманского миросозерцания чалканцев, их пантеона, обрядов и атрибутики, в частности -бубна [127].
3 Например, В. В. Радлов впервые выделил в отдельный народ шорцев.
4 К. Хильден вслед за В. В. Радловым называет чалканцев татарами-лебединцами.
Сведения К. Хильдена сходятся со сведениями, полученными в ходе исследований Л. П. Потаповым, который уделил особое внимание описанию и изучению шаманских фоноинструментов и шаманского облачения у чалканцев [87; 148].
Особенности шаманской традиции чалканцев рассматриваются также в труде Н. А. Алексеева «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири» [4]. Автор исследует чалканский шаманизм наряду с шаманизмом телеутов, теленгитов, кумандинцев, хакасов, сагайцев, качинцев, кызыльцев, шорцев, тувинцев, тофаларов, якутов, причем, неоднократно подчеркивает, что чалканская шаманская традиция является одной из наименее изученных в этом ряду [4, с. 18].
Специальное внимание современному чалканскому шаманству уделяется в работах Е. П. Кандараковой [36; 37], которая вела многолетнюю собирательскую деятельность среди представителей данного этноса. Ею записаны различные жанры фольклора чалканцев, а также собран значительный материал по народным верованиям.
Таким образом, шаманская традиция чалканцев рассматривается уже довольно продолжительное время с точки зрения этнографии и фольклористики. Для нас представляют интерес сделанные этнографами подробные описания фоноинструментов, звучащих частей шаманского облачения и так далее [4; 11; 87]. Что же касается изучения шаманских обрядов чалканцев, в особенности их музыкальной составляющей, то исследования подобного рода крайне немногочисленны. Ведущим специалистом в этой области является Г. Б. Сыченко, которая занимается изучением шаманской музыки чалканцев с конца 80-х годов прошлого века. Совместно с Н. М. Кондратьевой ею были зафиксированы редчайшие образцы музыкально-обрядовой практики двух чалканских сестер-шаманок, представляющих единую семейно-родовую традицию [116]. Г. Б. Сыченко сделана нотная транскрипция единственного образца записи шаманского камлания в исполнении старшей из сестер А. К. Кандараковой. На основе
данных расшифровки исследователь впервые предпринимает музыковедческий анализ чалканского шаманского текста, который позволяет ввести ряд значимых понятий, таких как блочный тип композиции текста камлания, формульные и неформульные эпизоды, лейтмотивы в шаманском музыкальном тексте [110; 113; 160].
Кроме того, на базе многолетней работы с музыкально-поэтическими текстами других тюркских традиций Южной Сибири ею были предложены различные теоретические положения и разработаны некоторые методологические подходы, касающиеся шаманской музыки данного региона [97; 103; 108; 114; 117; 119].
Все остальные образцы чалканской шаманской традиции, записанные от младшей сестры А. К. Абашевой, которая последние 35 лет выполняла шаманские функции в данной семье, до настоящего момента не были нотированы и введены в научный обиход.
Таким образом, наличие разработанной теоретической базы по изучению музыки шаманского обряда и уникальных материалов по чалканской шаманской традиции создало необходимые предпосылки предпринимаемого исследования.
Актуальность исследования. Исследование музыкальной стороны шаманского обряда находится в ряду наиболее актуальных тем современного этномузыкознания, поскольку до сих пор, несмотря на неослабевающий интерес музыковедов, шаманская музыка остается малоизученной. Работа с ней осложняется трудностями фиксации и интерпретации музыкально-поэтических текстов [5; 81]. В то же время изучение музыки шаманского обряда во многих случаях позволяет установить важные закономерности раннефольклорного интонирования, в том числе обрядового. Исследование полного музыкального текста шаманского обряда дает возможность сделать надежные обоснованные выводы о его структуре, принципах организации на уровне отдельных параметров и их взаимодействии в рамках единого сложно устроенного явления.
Анализ комплексного обрядового действа, в котором музыка выполняет важную роль, позволяет сделать выводы, имеющие значение не только для музыковедения, но и других смежных наук, таких как литературоведение, этнография, психология и прочих. В частности, речь идет об описании вербального параметра шаманского музыкального текста, выявлении принципов корреляции музыкального компонента камлания с техниками достижения транса и других моментах.
Кроме того, в свете неуклонного угасания традиционной культуры такого малочисленного народа как чалканцы, актуальным представляется составление нотных транскрипций музыки данного этноса, их описание и анализ, как возможность сохранить сведения о значимом пласте интонационной культуры.
Объектом нашего исследования является шаманская традиция чалканцев, репрезентантом которой в современных условиях является обряд ловли души, проведенный потомственной чалканской шаманкой А. К. Абашевой. Это классический образец шаманского сеанса, в котором ярко проявляются существенные черты шаманского интонирования.
Предметом исследования данной диссертации является музыкальная составляющая сложного комплекса шаманского обряда. Она, в свою очередь, включает рассмотрение ряда взаимосвязанных параметров музыкальной и вербальной организации, таких как стиховая и слогоритмическая организация, звуковысотность, типы интонирования и т.д., особенности их корреляции между собой, а также связь музыкального компонента с изменяющимся в ходе сеанса состоянием шамана.
Целью данной работы является установление принципов организации музыкального компонента шаманского обряда чалканцев на примере конкретного шаманского текста. Данная цель затрагивает два взаимосвязанных аспекта. Первый из них состоит в выявлении особенностей музыкальной структуры текста с точки зрения традиционных параметров его организации, выраженных средствами нотной графики (лад, мелодика,
слогоритм и т.п.). Второй аспект заключается в рассмотрении собственно шаманского интонирования, параметры которого не отражены в нотном тексте, однако присутствуют в звучащем материале.
Для реализации поставленных целей необходимо было решить ряд задач:
- выработать адекватную методологию анализа различных параметров организации шаманского текста;
- сделать нотную расшифровку музыкального текста обряда;
- описать композиционную структуру обряда на различных уровнях и выявить основные композиционные принципы, действующие в обряде;
- произвести сравнительный анализ особенностей организации рассматриваемого текста обряда ловли души, записанного от А. К. Абашевой, и камлания ее старшей сестры - А. К. Кандараковой, проанализированного Г. Б. Сыченко;
- проанализировать по разным параметрам звуковысотную организацию текста обряда и выявить ее наиболее существенные закономерности;
- осуществить полную расшифровку текста обряда с точки зрения имеющихся в нем типов интонирования;
- выявить и описать релевантные для данной традиции типы шаманского интонирования;
- установить функционирование выделенных типов интонирования в обряде и их иерархию;
- установить корреляцию выявленной типологии интонирования и особенностей музыкальной организации камлания;
- определить взаимозависимость и взаимовлияние стадий измененного состояния сознания шаманки с характерными чертами основных параметров организации музыкального текста обряда.
Кроме того, прикладной задачей исследования стал сбор и обобщение этнографической информации о чалканцах и семейно-родовой традиции Барбачаковых5.
Материалом нашего исследования являются аудиозаписи шаманских обрядов, проводимых потомственной чалканской шаманкой А. К. Абашевой в 1985, 1992, 2007 годах. Всего было записано восемь фоноединиц шаманского обрядового интонирования, в том числе - два образца, представляющие собой полный шаманский обряд - камлание. Речь идет об обряде ловли души, записанном в 1992 году в с. Суранаш Турочакского района Республики Алтай старшим научным сотрудником Новосибирской консерватории Г. Б. Сыченко. Обряд, состоявшийся с 4-го на 5-е июля, включал две части и длился в целом около полутора часов (примерно с 23.30 до 1.00). Поводом для проведения камлания стало обращение соседки А. К. Абашевой - Сарбадаковой Анны Ойкечековны - с просьбой исцелить ее сына. Данный материал представляется весьма редким. Нам известно о существовании еще одной записи традиционного шаманского сеанса, сделанной в 2002 г. от чалканского шамана Т. П. Крачнакова Д. А. Функом и У. Перссон-Фишиер [124], однако данный материал пока не введен в научный оборот и практически не описан. Уникальность рассматриваемого нами обряда состоит в том, что он проводился не по просьбе собирателя, а по инициативе носителей традиции - шаманки и ее пациентки.
Кроме аудиозаписи обряда в работе использованы различные фоно-, видеозаписи, полевые дневники и другие документы, собранные в ходе шести музыкально-этнографических экспедиций в Турочакский район Республики Алтай, проведенных музыковедами Новосибирской
5 Семейно-родовая традиция Барбачаковых, представительницей которой была А. К. Абашева, является классическим примером шаманского рода, где дар общения с духами передавался из поколения в поколение. Данная семейно-родовая традиция названа по имени Казакопа Барбачакова - отца А. К. Абашевой. Подробнее об этом см. в Приложении II и в статье [116].
консерватории в период с 1985 по 2007 годы, в том числе с участием автора6. Помимо фрагментов нескольких шаманских обрядов, в число этих
7
материалов входят алкыши и другие жанры шаманского и нешаманского фольклора.
Все эти материалы позволяют вписать рассматриваемый обряд в контекст чалканской шаманской традиции.
Методологической основой исследования шаманской традиции чалканцев является комплексный подход, активно применяемый отечественными фольклористами [38; 67; 114; 120; 137].
Изучение звуковысотности опирается на ряд работ зарубежных и отечественных фольклористов, наиболее значительными из которых для нас стали: труды Э. Е. Алексеева, в особенности, его концепция о раннефольклорном интонировании, методологические разработки российских и, в частности, новосибирских музыковедов8 [5; 6; 12; 50; 56; 94; 159]. Значимыми для нас были реализованные в ряде дипломных и диссертационных работ конкретные методики анализа ладозвукорядных структур [156; 158], однако специфика нашего материала потребовала разработки новых приемов и методик анализа. Кроме того, при выявлении ритмико-мелодических формул мы пользовались, в основном, слогоритмическим методом, сложившимся в восточно-славянской музыкальной фольклористике [33; 41].
6 В 1985 году состоялись две экспедиции, проведенные Н. М. Кондратьевой и Г. Б. Сыченко; в 1989 году участниками комплексной экспедиции в Турочакский район были Н. М. Кондратьева, А. М. Кандаракова, Е. П. Кандаракова; в 1992 году материал собирала Г. Б. Сыченко; в 2005 году в состав комплексной экспедиции вошли музыковеды НГК Г. Б. Сыченко и Ю. С. Попова (Горбачева) и лингвисты института филологии СО РАН А. Озонова, А. Тазранова, Е. Николина, Н. Уртегешев; в 2007 году с А. К. Абашевой последний раз работали исследователи Г. Б. Сыченко и Ю. С. Попова (Горбачева).
Указанные материалы хранятся в Архиве традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки и личных архивах собирателей.
7 Алкыш - благопожелание, жанр обрядового фольклора алтайцев.
8 Звуковысотная сторона шаманского обряда чалканцев в исполнении А. К. Кандараковой впервые была проанализирована в 1990 г. в работе [160].
При исследовании архитектонических особенностей камлания мы использовали систему понятий, разработанную Г. Б. Сыченко на основе анализа текста обряда, записанного от А. К. Кандараковой - старшей сестры А. К. Абашевой, носительницы той же семейно-родовой традиции. Так, нами использовались понятия возгласного и текстового типов строк, формульных и неформульных (или полиморфных) эпизодов, лейтмотивов и определение типа композиции текста как блочного [110; 113].
Кроме того, сравнивался и непосредственно музыкальный материал обряда, записанного от А. К. Кандараковой и обряда, записанного от А. К. Абашевой. Особое внимание здесь привлекло сравнение имеющихся в текстах камланий лейтмотивов, закономерности построения схожих по роли в обрядах эпизодов и оформление строк.
Важнейшим методологическим инструментарием при проведении типологии шаманского интонирования стал для нас подход, предложенный в ряде работ В. В. Мазепуса (подробнее об этом см. Главу IV) [60-65] и дополненный разработками других исследователей. В частности, использованы некоторые положения А. П. Ментюкова, касающиеся интонирования [66], и понимание категорий «шаманского интонирования», «шаманского текста» и их соотношения, предложенное Г. Б. Сыченко [118; 119]. Графическое выражение выявленных нами типов интонирования опирается на методику составления графиков-хронотопов, заимствованную из работы О. А. Шейкиной, посвященной повествовательному жанру удэгейского фольклора - ниманку, в котором закономерно чередуются речевой и вокальный типы интонирования [138, с. 207-209].
Отправной точкой при исследовании проблемы корреляции музыкального компонента камлания и особого состояния сознания шамана, обычно определяемого как «шаманский транс», стала высказанная в одной из работ Г. Б. Сыченко гипотеза о том, что важнейшим фактором при вхождении в транс для шамана является его голос [152]. Появление данной
гипотезы связано со значительным редуцированием шаманской традиции в области использования таких фоноинструментов как бубен и звучащие элементы шаманского облачения. Тем не менее, интенсивность измененного состояния сознания шамана в обряде не снижается, что и послужило основанием для описанной выше гипотезы. Для развития этой гипотезы нами были привлечены исследования западных ученых, ставящих проблему связи музыки и транса, в частности, работы известного французского музыколога Ж. Руже и других исследователей [143; 150]. Мы опирались также на труды отечественных и зарубежных этнографов, психологов и нейрофизиологов, занимающихся проблемами работы шамана в измененных состояниях сознания [35; 128; 129; 141; 144; 149].
Новизна проведенного нами исследования заключается в следующем. Прежде всего, нами был полностью расшифрован и, таким образом, введен в научный обиход музыкальный текст достаточно протяженного полного шаманского обряда ловли души, нотирование которого потребовало тщательной работы с аудиозаписями. Указанный текст был проанализирован с точки зрения разных параметров его организации, таких как композиция, лад, мелодика.
Помимо нотной была сделана расшифровка текста с точки зрения встречающихся в нем и сменяющих друг друга типов интонирования, которые невозможно адекватно отразить средствами нотной графики (см. Главу IV). Такого рода расшифровка, насколько нам известно, еще никем не предпринималась. Выявленная на ее основе типология шаманского интонирования в таком объеме предпринята впервые.
Все полученные нами аналитические результаты являются новыми, характеризующими музыкальный компонент шаманского обряда с неизвестных ранее сторон. В частности, впервые осуществлена комплексная характеристика развернутого обрядового текста, прослежено поведение основных элементов структуры музыкального текста на различных этапах обряда. Кроме того, получены данные, которые достоверно указывают на
наличие непосредственной связи музыкальных параметров шаманского обряда и измененного состояния сознания, в которое входит шаман в процессе проведения ритуала.
Практическая и теоретическая значимость работы. Результаты проведенного исследования имеют теоретического значение для современной этномузыкологии, в частности, изучения раннефольклорного обрядового интонирования. Обнаруженные связи шаманского интонирования с измененным состоянием шамана, проявляющиеся на всех уровнях организации текста, имеют теоретическое значение как для этномузыкологии, так и для психологии и медицины.
Практическая значимость полученных результатов заключается в первую очередь в нотировании и вводе в научный обиход уникальных образцов шаманского текста, относящегося к угасающей традиции чалканцев, что дает возможность их использования в образовательном процессе, в реконструкции исчезающих культовых традиций, в театрально-культурной деятельности и т.д.
Положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальная составляющая текста шаманского камлания имеет особую природу и соответствующую ей структурную организацию, в которой проявляются как универсальные общетипологические, так и характерные для шаманского типа деятельности специфические свойства.
2. Специфические черты чалканской шаманской музыки в наибольшей степени проявляются в области композиционной организации, звуковысотности и интонирования.
3. Между различными параметрами организации чалканского шаманского текста существует коррелятивная связь - изменение одного из них приводит к изменениям в другом.
4. В каждом из параметров организации проявляется также коррелятивная связь с измененным состоянием сознания, которое самым непосредственным образом влияет на структуру музыкального компонента.
Апробация результатов исследования
Результаты, полученные в ходе исследования, были представлены в докладах, подготовленных для конференций разного уровня, среди которых XIV, XV и XVII научный семинар-симпозиум Сибирского регионального вузовского центра по фольклору (Омск, 2005, 2006, 2008), Вторая Межрегиональная студенческая музыкально-теоретическая конференция (Новосибирск, 2006), Региональная научно-практическая конференция «Мельниковские чтения» (Новосибирск, 2007), Второй Всероссийский конгресс фольклористов (Москва, 2010), Международная научная конференция «Этномузыкознание в XXI веке» (Новосибирск, 2015), I Сибирский форум фольклористов (Новосибирск, 2016) и других.
Наиболее значимые моменты, выявленные при анализе рассматриваемого обряда, были изложены в ряде статей, опубликованных в течение 2005 - 2016 годов в различных научных изданиях, в том числе и в изданиях, рекомендованных ВАК (см. Список литературы).
Некоторые результаты работы с чалканским шаманским текстом обряда ловли души были использованы в ходе подготовки учебного курса «Вопросы традиционного исполнительства» для аспирантов и ассистентов-стажеров НГК им. М.И. Глинки.
Данная кандидатская работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованной литературы и ряда приложений. Во Введении обосновывается актуальность исследования культуры чалканцев, их шаманской традиции. Кроме того, Введение включает в себя краткую характеристику объекта и предмета исследования, описание материала, на примере которого проводилось изучение шаманской традиции чалканцев, и используемой методологии.
Первая глава работы содержит краткий историографический очерк, а также описание работ, где поднимается вопрос об измененном состоянии сознания, как обязательном компоненте шаманского камлания. Вторая глава
кандидатской диссертации содержит анализ архитектонических особенностей музыкального компонента текста обряда.
В Третьей главе излагаются результаты анализа особенностей звуковысотной организации текста камлания. В Четвертой главе работы мы представили материал, касающийся типологии шаманского интонирования чалканцев.
В Заключении обобщаются закономерности организации музыкальной составляющей шаманского обряда, а также намечаются перспективы дальнейшего изучения темы. Для иллюстрации выводов, полученных в ходе аналитической работы с чалканским шаманским обрядом ловли души, в текст диссертации включено семь приложений. Первые два представляют собой этнографическую информацию относительно чалканцев и семейно-родовой традиции Барбачаковых соответственно. Приложение III содержит вербальный текст и перевод на русский язык начального фрагмента первой части обряда. Приложение IV представляет фрагмент нотной расшифровки. содержащий все основные элементы музыкальной структуры обряда (разные виды ритмико-мелодических формул и лейтмотивов). Приложения V-VII отражают результаты аналитической работы над типологией шаманского интонирования чалканцев. Здесь помещены таблицы, где приводится распределение типов интонирования в тексте обряда (Приложение V), график-хронотоп шаманского интонирования в обряде ловли души (Приложение VI) и диаграммы, иллюстрирующие суммарное распределение типов интонирования в обряде ловли души (Приложение VII).
ГЛАВАI
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКИ ШАМАНСКОГО ОБРЯДА
Шаманский обряд как объект научного исследования на протяжении длительного периода вызывает неослабевающий интерес ученых. Первые же путешественники, миссионеры и этнографы, столкнувшиеся с шаманскими практиками, - В. В. Радлов, В. И. Вербицкий, А. В. Анохин, С. М. Широкогоров и другие - стремились составить описания шаманских камланий, определить структуру шаманского пантеона и отметить этнографические особенности, связанные с проведением шаманских обрядов [9; 11; 89; 151]. С появлением звукозаписывающей аппаратуры, позволяющей фиксировать звуковую деятельность шамана во время камлания, исследователи получили возможность изучать этот феномен более подробно, что послужило стимулом для всестороннего анализа имеющихся образцов не только с точки зрения этнографии, но и лингвистики, фольклористики, психологии. Особое место в этом ряду занимает исследование музыки шаманского обряда, поскольку закономерности организации музыкального текста камлания имеют непосредственную связь с основополагающими аспектами его проведения9. При этом работа с шаманским музыкальным текстом в большой степени осложняется проблемами адекватной фиксации и интерпретации материала [81]. Тем не менее, на сегодняшний день музыкознание располагает целым рядом серьезных научных работ,
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Возрождение и трансформации традиционных верований и практик тувинцев в постсоветский период: основные проблемы2007 год, кандидат исторических наук Пименова, Ксения Викторовна
Нанайский шаманизм в истории и культуре коренных народов Приамурья и Приморья: Середина XIX - XX вв.1999 год, кандидат культурол. наук Бельды, Ольга Александровна
Песенный фольклор эвенков Якутии2022 год, кандидат наук Кардашевская Лия Ивановна
Роль и место корейского шаманизма в социальной истории Кореи: Проблемы трансформации2003 год, кандидат исторических наук Ефимов, Андрей Валериевич
Духовная культура алтайцев: Эпос, миф, ритуал2002 год, доктор исторических наук Ямаева, Елизавета Еркиновна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Горбачева, Юлия Сергеевна, 2017 год
ЛИТЕРАТУРА:
1. Айзенштадт А. М. Песенная культура эвенков / Под общей редакцией В. М. Ковальчука - Красноярск, 1995. - 288 с.
2. Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка: материалы и исследования. Репринтное издание. - М., 1964. - 238 с.
3. Алексеев В. П., Гохман И. И. Антропология азиатской части СССР. -М., 1984. - 207 с.
4. Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984. - 232 с.
5. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. - М., 1986. - 240 с.
6. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждение о судьбах народной песни. - М., 1988. - 237 с.
7. Алексеев Э. Е., Николаева Н. Н. Образцы якутского песенного фольклора. - Якутск, 1981. - 100 с.
8. Алтай Баатырлар (алтайский героический эпос). - Горно-Алтайск, 1995. - 279 с.
9. Алтайские инородцы: Сборник этнографических статей и исследований алтайского миссионера. протоиерея В. И. Вербицкого / Ред. А. А. Ивановский. - М.: б/и, 1893.
10. Алтайский фольклор (материалы по чалканскому диалекту): Сборник устного народного творчества. - Горно-Алтайск, 1988. - 216 с.
11. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев - Л., 1925.; репринт: Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. - Горно-Алтайск, 1994. - 180 с.
12. Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. - М., 1998. - 342 с.
13. Арбачаков А. Н. Арбачакова Л. Н. Шаманы Горной Шории. Этнографические очерки и тексты камланий. - Новокузнецк, 2004. -
143 с.
14. Арзютов Д. В. Христианизация шорцев и северных алтайцев: церковно-государственная стратегия и этнокультурная реальность. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2 «История». - 2007. Вып. 1. - С. 240-246.
15. Баскаков Н. А. Диалект лебединских татар-чалканцев (куу-кижи). Грамматический очерк, тексты, переводы, словарь. - М., 1985. - 231 с.
16. Баскаков Н. А. Историко-типологическая фонология тюркских языков.
- М., 1988. - 208 с.
17. Бельгибаев Е. А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина Х1Х-ХХ вв.). - Барнаул, 2004. -300 с.
18. Бельгибаев Е. А. Челканцы: ланшафт и культура // Языки коренных народов Сибири. - Новосибирск, 2004. - Чалканский сборник, Вып. 15.
- С. 102-126.
19. Бойко И. В., Литвина Н. В. Чулеш и Килинск, XXI век: Межкультурная коммуникация староверов-беспоповцев, челканцев и шорцев: Полевые материалы 2001 - 2005 гг. - М., 2005. - 178 с.
20. Булгакова Т. Д. Некоторые особенности пения нанайских шаманов // Культура народов Дальнего Востока. Традиции и современность. -Владивосток, 1984. - С. 134-139.
21. Булгакова Т. Д. Типология музыкально-речевого интонирования в нанайском фольклоре: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. Канд. иск-ведения. - Л., 1985. - 17 с.
22. Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. - Ташкент, 1981. -91 с.
23 Горбачева Ю. С. Музыкальный компонент текста шаманского обряда в работах сибирских музыковедов // I Сибирский форум фольклористов: Тезисы докладов. - Новосибирск, 2016. - С. 115-117. 24. Горбачева Ю. С. Особенности звуковысотной организации в шаманском
обряде чалканцев и ее связь с измененным состоянием сознания шамана // Актуальные проблемы высшего музыкального образования 2 [40]. 2016.- С. 44-48.
25. Горбачева Ю. С. Особенности стиховой организации чалканского шаманского текста (на примере обряда ловли души) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств № 35. - 2016. - С. 108-115.
26. Горбачева Ю. С. Типология шаманского интонирования чалканцев и роль сигнального интонирования в обряде ловли души // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение № 4 (24). 2016. - С. 108-116.
27. Гранё Й. Г. Алтай. Увиденное и пережитое в годы странствий. - М.,
2012. - 608 с.
28. Дампилова Л. С. Шаманские песнопения бурят: символика и поэтика: Монография. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2012. - 263 с.
29. Добжанская О. Э. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края: Монография. - Норильск - 2008. - 272 с.
30. Добжанская О. Э. Песня Хотарэ: Шаманский обряд нганасан: Опыт этномузыковедческого исследования. - Санкт-Петербург, 2002. - 224 с.
31. Добжанская О. Э. Шаманский обряд нганасан: опыт этномузыковедческого исследования: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. Канд. иск-ведения. - Новосибирск: б/и, 1997. - 18 с.
32. Доронин Д. Ю. Советский шаман: между власть карающей и властью-клиентом // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве / сост. А. Архипова. - М.,
2013. - С. 81-91.
33. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. - М., 2001. - 256 с.
34. Земцовский И.И. Социальное и музыкальное: от форм музицирования к формам музыки // Сов. музыка. - 1981. № 1. - С. 84-88
35. Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. / сост. О. В. Гордеева. - СПб., 2009. - 336 с.
36. Кандаракова Е. П. Обычаи и традиции чалканцев. - Горно-Алтайск, 1999. - 176 с.
37. Кандаракова Е. П. Шаманизм в культуре чалканцев // Мат-лы Международной науч. конф. «Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность». - Горно-Алтайск, 1999. - С. 233-237.
38. Каргин А. С. Комплексный подход к изучению фольклора: от полидисциплинарности к интерконтекстуальной фольклористике // Первый всероссийский конгресс фольклористов. - М., 2005. - Т. 1. - С. 29-43.
39. Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / Е. К. Карелина; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; науч. ред. док. иск. В. Н. Юнусова. - М., 2009. - 552 с.
40. Карпухин А. Ю. История изучения чалканцев // Челканцы в исследованиях и материалах XX века. - М., 2000. - Алтаистические исследования, Т. 3. - С. 7-23.
41. Квитка К. В. Избранные труды в двух томах. - М., 1972. - Том 1. - 384 с.; 1973. - Том 2. - 423 с.
42. Козлов В. В. Базовые технологии изменения состояний сознания // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - Тверь, 2004. - № 1. - С. 38-42.
43. Коллекции народов Севера в Фонограммархиве Пушкинского дома / А. А. Бурыкин, А. Х. Гирфанова, А. Ю. Кастров, Ю. И. Марченко, Н. Д. Светозарова, В. П. Шифф. - СПб.; Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 132 с.
44. Композитор Андрей Викторович Анохин . Сказание об Алтае. (Составитель В. Ф. Хохолков). - Горно-Алтайск, 1989. - 120 с.
45. Кондратьева Н. М. К понятию звуковысотной организации
традиционной музыки: новые теоретические и технологические подходы // Первый всероссийский конгресс фольклористов. - М., 2005. - Т. 2. - С. 31-41.
46. Кондратьева Н. М. Колыбельные телеутов, тубаларов, кумандинцев, чалканцев // Фольклорное наследие Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1989. - С. 20-48.
47. Кондратьева Н. М. Мазепус В. В. Изучение артикуляционно-акустической базы народного интонирования // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тез. докл. респ. науч. конф. -Кемерово, 1990.- Ч. 3. - С. 79-82.
48. Кондратьева Н. М. Музыка алтайских сказок // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск, 2002. - Т. 21. - С. 42-69.
49. Кондратьева Н. М. Сигнальное интонирование в фольклоре алтайцев // Социально-культурные процессы в Советской Сибири: Тез. докл. обл. науч. конф. По проблемам современного искусства и народного творчества. - Омск, 1985. - С. 72-75.
50. Кондратьева Н. М., Мазепус В. В., Сыченко Г. Б. К теории интонационных культур: интонационная культура теленгитов // Вопросы музыкознания. - Новосибирск, 1999. - С. 212-225.
51. Кондратьева Н. М., Мазепус В. В., Сыченко Г. Б. Концепция учебного пособия «Интонационная культура чалканцев» // Мат-лы Сибирской конференции «Интеллект, культура и образование». - Новосибирск, 1993. - С. 126-128.
52. Кондратьева Н. М., Сыченко Г. Б. Алтайцы (теленгиты, тёлёсы, Алтай-кижи, тубалары, чалканцы, кумандинцы, телеуты) // Музыкальная культура Сибири. - Новосибирск, 1997. - Т. 1. - Кн. 1. - С. 209-283.
53. Кондратьева Н. М., Сыченко Г. Б. Традиционные фоноинструменты алтайцев // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тез. докл. респ. науч. конф. - Кемерово, 1990.- Ч. 3. - С. 83-85.
54. Кыргыс З. К. Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев / дис. док. иск., Новосибирск, 2007. -352 с.
55. Кыргыс З. К. Ритмы шаманского бубна. - Кызыл, 1993. - 48 с.
56. Ларионова А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. - Новосибирск, 2004. - 324 с.
57. Легенды Севегного Алтая (на материале чалканского фольклора). -Горно-Алтайск, 1994. - 83 с.
58. Лобкова Г. В. Типологические особенности обрядовых форм допесенного интонирования (по материалам псковских коллекций Фольклорно-этнографического центра) // Музыка устной традиции: материалы международных научных конференций памяти А. В. Рудневой // Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. - Сборник 27. М., 1999. - С. 183200.
59. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. - М., 1972. - 611 с.
60. Мазепус В.В. Акустические основания артикуляционной классификации тембров // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Материалы междунар. науч. конф. - Новосибирск, 2000. - С. 63-70.
61. Мазепус В. В. Артикуляционная классификация тембров и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор: Комплексная текстология / Отв. ред. В.М. Гацак. - М.: Наследие, 1998. - С. 24-51.
62. Мазепус В. В. Артикуляционный принцип определения тембров при описании этнических интонационных феноменов // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тез. Междунар. науч. конф. - Новосибирск, 1995. - Т.1. - С. 10-13.
63. Мазепус В. В. Грамматическое описание этномузыкальных явлений // Музыка устной традиции: Материалы междунар. науч. конф. памяти А.В. Рудневой. - Ч. 2. - М., 1999. - С. 146-152.
64. Мазепус В. В. Культурный контекст этномузыкальных систем // Музыкальная этнография Северной Азии: Межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 10. Новосибирск, 1988. - С. 28-44.
65. Мазепус В. В. Программы учебных курсов / сост. Н.М. Кондратьева, О.В. Новикова. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2009. - 44 с.
66. Ментюков А. П., Устинов А. А., Чельдиев С. А. Музыка. Электроника. Интонирование. - Новосибирск, 1994. - 314 с.
67. Мехнецов А. М. О задачах комплексного исследования фольклора // Первый всероссийский конгресс фольклористов. - М., 2005. - Т. 1. - С. 360-371.
68. Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Материалы междунар. науч. конф. / Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки; Римский университет «Тор Вергата». -Новосибирск, 2004. - 644 с.
69. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 1. Традиционная музыкальная культура народов Сибири. Кн. 1. Традиционная культура коренных народов Сибири / Ком. по культуре Администрации Новосиб. обл.; Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 1997. -407 с.
70. Назаренко Р. Б. Напевы шаманских песен и шаманских сеансов // Традиции и инновации в современном фольклоре народов Сибири / Отв. ред. Г. Е. Солдатова. - Новосибирск: Арта, 2008. - С. 98-103.
71. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О. А. Пашина. -СПб., 2005. - 568 с.
72. Николаев В. В. Происхождение челканцев по фольклорным данным // I Сибирский форум фольклористов: Тезисы докладов. - Новосибирск, 2016. - 146-148
73. Николаев В. В. Этнодемографическое развитие коренного населения предгорий Северного Алтая (XIX - начало XXI века) - Новосибирск,
2012. - 312 с.
74. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи (Собраны В. В. Радловым). - СПб.: [Тип. Имп. Акад.] 1866. - Ч. 1: Поднаречия Алтая: алтайцев, телеутов, черневых и лебединских татар, шорцев и саянцев. - 419 с.
75. Обрядовая поэзия и песни эвенков / Сост. Г.И. Варламова, Ю.И. Шейкин. Отв. ред. Т.Е. Андреева. - Новосибирск, 2014. - 487 с. -(Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - Т. 32).
76. Орлова Е. М. Б. В. Асафьев: Путь исследователя и публициста. - Л.: Музыка, 1964. - 461 с.
77. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. - М.: Музыка, 1984. - 302 с.
78. Павлова Т. В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект): Монография. - СПб, 2001. - 263 с.
79. Памятное завещание (алтайская дореволюционная проза). - Горно-Алтайск, 1990. - 312 с.
80. Попова Ю. С. Взаимосвязь интонационного и архитектонического компонентов в шаманском обряде чалканцев // Народная культура Сибири: Мат-лы XVII научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред.Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во «Амфора», 2008. - С. 91-95.
81. Попова Ю. С. Некоторые проблемы фиксации и интерпретации музыки шаманского обряда (на примере чалканской традиции) // Фольклорная традиция: фиксация и интерпретация: сб. статей [отв. ред.-сост.
Н. Н. Глазунова]; Российский ин-т истории искусств. - Спб., 2013. - С. 42-50.
82. Попова Ю. С. Поездка к чалканцам в Турочакский район Республики Алтай 2007 года // Сибирская этномузыкологическая экспедиция: Сравнительное изучение процессов трансформации в интонационных
культурах народов Сибири и Непала. - Новосибирск, 2009. - С. 35-40.
83. Попова Ю. С. Современное состояние интонационной культуры чалканцев и тубаларов // Языки коренных народов Сибири. -Новосибирск, 2004. - Чалканский сборник, Вып. 17. - С. 128-135.
84. Попова Ю. С. Шаманская традиция чалканцев на современном этапе // Мельниковские чтения: материалы третьей и четвертой региональных научно-практических конференций. Новосибирск, 9 - 11 апреля 2007 года; Новосибирск, 26 - 27 февраля 2009 года. - Новосибирск, 2011. -С. 149-152.
85. Попова Ю. С., Сыченко Г.Б. Современное бытование шаманской традиции чалканцев // Народная культура Сибири: Мат-лы XIV научного семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - С. 8-11.
86. Потапов Л. П. Заметка о происхождении челканцев-лебединцев // Челканцы в исследованиях и материалах XX века. - М., 2000. -Алтаистические исследования, Т. 3. - С. 24-39.
87. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. - 320 с.
88. Потапов Л. П. А. В. Анохин как исследователь шаманства у алтайцев. Вопросы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1988.
89. Радлов В. В. Из Сибири (страницы дневника). - М., 1989. - 749 с.
90. Резниченко Е. Б. О видах интонирования севернорусских причитаний // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции., Ч.1.- М., 1988. - С. 92-94.
91. Рубцов Ф. А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов: Опыт исследования. - Л., 1962. - 114 с.
92. Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. - Л., 1973.- 219 с.
93. Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Песни. Заговоры / Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н. Мельников, Н.В. Леонова.
- Новосибирск, 1997. - 605 с. - (Памятники фольклора Сибири и Дальнего Востока; Т. 13).
94. Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы.- Л., 1977. - 159 с.
95. Скворцова Н. М. Образцы обрядовой музыки тофаларов в контексте родственных традиций Южной Сибири // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Материалы междунар. науч. конф. / Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки; Римский университет «Тор Вергата». - Новосибирск, 2004. - С. 211-221.
96. Солдатова Г.Е. Обрядовая музыка манси: контекст, функционирование, структура. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Новосибирск, 2001. - 264 с.
97. Сыченко Г. Б. К проблеме жанровой типологии шаманского фольклора // Сибирское музыкознание: актуальные аспекты исследования. Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации / Отв. ред. Б. А. Шиндин. - № 100. - Томск, 2006.
- С. 6-23.
98. Сыченко Г. Б. Звуковысотные структуры в типовых напевах чалканцев // Народная культура: Мат-лы V Всерос. науч.-практ. семинара по фольклору. - Омск, 1997. - С. 59-62.
99. Сыченко Г. Б. Кабай кожон и пежик сарын - песни о колыбели южных и северных алтайцев // Россия и Восток: Традиционная культура, этнокультурные и этносоциальные процессы: Мат-лы IV международной науч. конф. «Россия и Восток: Проблемы взаимодействия». - Омск, 1997. - С. 238-241.
100. Сыченко Г. Б. Комплекс шаманских мифологических представлений у чалканцев села Суранаш Турочакского района Республики Алтай // Описание объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации: научно-методическое пособие / Сост. Д.В. Морозов (отв. редактор), Е.А. Дорохова, К.С. Маликова, О.А. Пашина,
М.В. Строганов. - М., 2016. - С. 35-47.
101. Сыченко Г. Б. Корреляция вербальной и музыкальной структур шорского шаманского текста // Всероссийский научный журнал «Гуманитарные науки в Сибири». - Новосибирск, 2002, № 4. - С. 60-65
102. Сыченко Г. Б. Мелодические параллели кумандинского шаманского обряда // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI науч.-практич. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Сост. и ред. Н.В. Леоновой и Б.А. Шиндина. -Новосибирск: Изд-во НГК, 1997. - С. 95-98.
103. Сыченко Г. Б. Методологические проблемы изучения шаманских текстов тюркских народов Южной Сибири // Народная культура Сибири: Материалы XXI научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / отв. ред. Т.Г. Леонова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. - С. 67-71.
104. Сыченко Г. Б. Музыкальная структура кумандинского шаманского обряда // Традиционный фольклор в полиэтничских странах. Материалы II Международного научного симпозиума «Байкальские встречи». -Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1998. - С. 175-178.
105. Сыченко Г. Б. Музыкально-поэтические традиции шорского фольклора // Фольклор шорцев: В записях 1911, 1925-30, 1959-60, 1974, 1990-2007 годов / Сост. Л. Н. Арбачакова. - Новосибирск, 2010. - С.41- 68.
106. Сыченко Г. Б. Музыкально-поэтическое искусство в системе «шаманских искусств» // Сибирский музыкальный альманах. -Новосибирск, 2006. - С. 57-63.
107. Сыченко Г. Б. Локальные традиции в песенной культуре алтайцев // Социально-культурные процессы в Советской Сибири: Тез. докл. обл. науч. конф. По проблемам современного искусства и народного творчества. - Омск, 1985. - С. 69-72.
108. Сыченко Г. Б. О двух типах шаманских текстов // Идеи и идеалы. - № 1
(11), т. 2. - 2012. - С. 108-114.
109. Сыченко Г. Б. Особенности пения североалтайских шаманов // Тезисы докладов м.-н. науч. конф. Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. - Якутск, 1992. - С. 55-56.
110. Сыченко Г. Б. Поэтика и структура чалканского шаманского текста // Языки коренных народов Сибири. - Новосибирск, 2004. - Чалканский сборник, Вып. 15. - С. 73-101.
111. Сыченко Г.Б. Проблемы изучения шаманского интонирования народов Сибири // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: История и современность. Доклады Второй Международной научно-практической конференции. 11 - 14 августа 1997 г. / Ред. колл. Б. Д. Пак и др. - Кн. 1. - Москва, Иркутск, Тэгу: Изд-во ИркГПУ, 1997. - С. 305309.
112. Сыченко Г. Б. Ритмическая типология песенной поэзии алтайцев // Музыкальная этнография Северной Азии. - Новосибирск, 1989. - С. 170-183.
113. Сыченко Г. Б. Стиховая структура чалканского шаманского текста // Языки коренных народов Сибири. - Новосибирск, 2005. - Чалканский сборник, Вып. 17. - С. 119-127.
114. Сычеко Г. Б. Теоретические проблемы комплексного исследования музыкально-ритуальных традиций коренных народов Сибири // Первый всероссийский конгресс фольклористов. - М., 2005. - Т. 2. - С. 203-217.
115. Сыченко Г. Б. Типология шаманского интонирования шорцев // Народная культура Сибири: Материалы X научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. -Омск: б/и, 2001. - С. 82-87.
116. Сыченко Г. Б. Ульгень, Тьажин, Кыргыс и другие. (Заметки о чалканском шаманстве) // Челканцы в исследованиях и материалах XX века. - М., 2000. - Алтаистические исследования, Т. 3. - С. 114-127.
117. Сыченко Г. Б. Шаманское интонирование как феномен традиционной
культуры (к постановке проблемы) // V конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. - Москва, 2003. - С. 220.
118. Сыченко Г. Б. «Шаманское интонирование»: история и феноменология термина // История и теория культуры в вузовском образовании. - Вып. 2. - Новосибирск, 2004. - С. 174-180.
119. Сыченко Г. Б. Шаманский музыкально-поэтический текст: к определению понятия и сущности // Вестник Адыгейского гос. ун-та. -2015. - Вып. 3 (164). - С. 157-161.
120. Фольклор. Комплексная текстология. - М., 1998. - 320 с.
121. Фольклор ненцев / Сост. Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич.- Новосибирск, 2001. - 504 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 23).
122. Фольклор шорцев: в записях 1911, 1925-1930, 1959-1960, 1974, 19902007 годов / Сост. Л.Н. Арбачакова.- Новосибирск, 2010. - 608 с. -(Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 29).
123. Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ / Сост. М.Д. Симонов, В.Т. Кялундзюга, М.М. Хасанова. - Новосибирск, 1998. - 561 с. -(Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 18).
124. Фольклор юкагиров / Сост. Г.Н. Курилов. - М.; Новосибирск, 2005. -594 с. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока: Т. 25)
125. Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов / Д. А. Функ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.- М., 2005. - 398 с.
126. Функ Д. А. Предисловие ответственного редактора // Челканцы в исследованиях и материалах XX века. - М., 2000. - Алтаистические исследования, Т. 3. - С. 3-6.
127. Функ Д. А. Численность и расселение челканцев в XIX веке // Челканцы в исследованиях и материалах XX века. - М., 2000. - Алтаистические исследования, Т. 3. - С. 40-65.
128. Харитонова В. И., Ожиганова А. А., Купряшина Н. А. В поисках духовности и здоровья (новые религиозные движения, неошаманизм, городской шаманизм) // Исследования по прикладной неотложной этнологии. - М., 2008. - Вып. 207. - 47 с.
129. Харитонова В. И., Свидерская Н. Е., Мещерякова В. А. Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований // Полевые исследования института этнологии и антропологии / И-нт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 2006. С. 128-149.
130. Черенкова Л. Ю. Измененное состояние сознания при свадебных причитаниях // European research. - Иваново, 2015. - № 1 (2). - С. 76-79.
131. Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции.Тезисы докладов м.-н. науч. конф. - Якутск, 1992. - 116 с..
132. Шатинова Н. И. Мир «невидимых» по традиционным представлениям алтайцев // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. - Горно-Алтайск, 1983. - С. 149-161.
133. Шейкин Ю. И. Допесенное и песенное в фольклоре удэ / Народная песня: Проблемы изучения. - Л., 1983. - С. 79-93.
134. Шейкин Ю. И. Жанры музыкального фольклора удэ / Ю. И. Шейкин -Новосибирск: Наука, 2011. - 728 с.
135. Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. - М.: Изд. фирма «Вост. литра» РАН, 2002. - 718 с.
136. Шейкин Ю. И. Музыка шаманистических и парашаманистических обрядов народов Сибири // Шаманизм, как религия: генезис, реконструкция, традиции. - Якутск, 1992. - С. 48-49.
137. Шейкин Ю. И. Цеханский В. М., Мазепус В. В. Интонационная культура этноса (опыт системного рассмотрения) // Культура народностей Севера: традиции и современность. - Новосибирск, 1986. -С. 235-247.
138. Шейкина О. А. Особенности интонирования в удэйском сказании
«Сэлэм ко'и» // Музыкальная этнография Северной Азии: Межвузовский сборник науч. трудов. В. 10. - Новосибирск, 1989. - С. 197-210.
139. Шейкина О. А. Типы интонирования в ниманку удэгейцев / Социально-культурные процессы в Советской Сибири: Тезисы докладов областной научной конференции по проблемам современного искусства и народного творчества. - Омск: ОмГУ, 1985. - С. 76-78.
140. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники эктаза / Пер. с англ. К. Богуцкого, В. Трилиса. - К.: София, 2000. - 473 с.
141. Bourguignon E. Possession. - San Francisco: Chandler & Sharp Publishers. -1976. - 78 p.
142. Corrias S. Il rito sciamanico sherpa // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Материалы междунар. науч. конф. / Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки; Римский университет «Тор Вергата». - Новосибирск, 2004. - С. 228 - 239.
143. Giannattasio F. Il concetto di musica. - Roma, 1998. - 317 p.
144. Jilek W.G. Salish Indian Mental Health and CultureChange: Psychohygienic and Therapeutic Aspects of theGuardian Spirit Ceremonial. - Toronto, 1974. - 131 p.
145. Mazepus V.V. Analysis of timbres in ethnomusicology: the articulatory tension and its acoustical correlates // Perspectives on the song of the indigenous of northern Eurasia: performance, genres, syntax, sound / Ed. Jarkko Niemi. - Tampere, 2009.- P. 23-34.
146. Mills Simon R. S. Healing Rhythms: The World of South Korea's East Coast Hereditary Shamans. - London, 2007. - 116 p.
147. Niemi J. A Musical Analysis of Selkup Shamanic Songs // Shaman: Journal of the International Society for Shamanistic Research / Ed. by Mihaly Hoppal and Adam Molnar. - 2001. - Vol. 9. - № 2. - Budapest: Molnar & Kelemen Oriental Publishers, 2001. - P. 153-167.
148. Potapov L. P. Die Schamanentrommel bei den altaischen Völkerschaften // Glaubenswelt und Folklore der sibirischen Völker / Her. von V. Dioszegi. -Budapest: Akadémiai Kiado, 1963. - S. 223-256.
149. Prince R.Can the EEG be Used in the Study of Possession States? // Trance and Possession States / Ed. by R. Prince. Montreal, 1968. - P. 121-127.
150. Rouget G. Music and trance. A theory of the relations between music and possession. Translation from the French - Chicago and London, 1985. -395 p.
151. Shirokogoroff S. M. Social organization of the Northern Tungus (with introductory chapters concerning geographical distribution and history of this groups). — Shanghai: The Commercial Press, 1929. — 427 p.
152. Sychenko Galina B. Shaman singing of the South Siberian Turkic peoples and the entrance-into-trance technique // Le chamanisme: perspectives religieuses et politiques. 4 Conference of ISSR (Chantilly, 1 5 septembre 1997). - Représentations des esrpits et des relations avec les esprits / coord. Ann de Sales. - 4 p.
153. Sytchenko G. Shamanic Music as an Entry-into-Trance Technique // British Forum on Ethnomusicology. Annual Conference, 15 - 18 - April 2004. Program and Abstracts. - Aberdeen: University of Aberdeen, 2004. - P. 40.
Архивные и неопубликованные источники:
154. Дорожкова Т. Ю. Вокальные жанровые традиции кето-селькупского культурного региона. - Дипломная работа. - Архив НГК № 967 -Новосибирск, 1993, - 186 с.
155. Кондратьева Н. М. Колыбельные алтайцев. - Дипл. работа. - НГК, 1988.- 83 с.
156. Крупич Е. Л. Песенная традиция тувинцев-тоджинцев. - Дипл. работа. -НГК, 2006. - 139 с.
157. Мазепус В. В. Акустические основания артикуляционной
классификации тембров
158. Пинжина О. С. Типовые напевы традиции тёйских сагайцев. - Дипл. работа. - НГК, 2007. - 116 с.
159. План-конспект учебного пособия «Интонационная культура чалканцев», рукопись. - АТМ НГК, 1993.
160. Сыченко Г. Б. Некоторые особенности интонирования алтайских шаманов, рукопись. - АТМ НГК, 1990. - 89 с.
161. Сыченко Г. Б. Песенная поэзия тюрков Горного Алтая. - Дипл. работа. - НГК, 1989. - 112 с.
162. Сыченко Г. Б. Традиционная песенная культура алтайцев. К. дисс. -Новосибирск, 1998. - 291 с.
163. Экспедиционный дневник Поповой Ю. С. - 2005 г.
164. Экспедиционный дневник Сыченко Г. Б. - 1992 г.
165. Sychenko G. B. Shaman singing of the South Siberian Turkic peoples and the entrance-into-trance technique // Materials of 4th Conference ISSR. -Chantilly, 1997.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.