Семейное право горцев Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Свечникова, Л. Г.
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Свечникова, Л. Г.
ВВЕДЕНИЕ:
I. Постановка вопроса
II. Обзор источников и литературы
ГЛАВА I. НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В XIX -НАЧАЛЕ XX вв.
§ I. Общественный строй горских народов
Северного Кавказа в XIX веке
§ Z. Семья и семейный быт народов Кавказа в XIX - начале XX вв.
ГЛАВА II. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.2003 год, доктор юридических наук Свечникова, Лариса Геннадьевна
Сословный строй и сословное право народов Северного Кавказа в XIX веке2006 год, кандидат юридических наук Бондарева, Ольга Александровна
Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи2010 год, кандидат юридических наук Цугба, Марина Энверовна
Обычное право племен Ирана в XIX - начале ХХ вв.: Ист.-правовой аспект1997 год, кандидат юридических наук Эльназаров, Давлатшо Ходжаевич
Историческая роль обычного права в системе социально-экономических, общественных отношений карачаевцев в XVIII - первой половине XIX в.2010 год, кандидат исторических наук Коркмазова, Лилиана Биляловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семейное право горцев Северного Кавказа»
I. ПОСТАВОВКА ВОПРОСА.
Изучение общих и специфических закономерностей становления и развития права народов, не имевших в прошлом своей письменности, является одной из важнейших задач историко-юридической науки. В этой связи вполне объясним интерес ко Ммногим социальным институтам, функционирующий в обществах переходного состояния, что было характерно для ряда народов Северного Кавказа. Большое значение в этом плане имеет изучение обычно-правовых норм, регулирующих семейные отношения кавказских горцев.
Эволюция семьи тесно связана с эволюцией общественных отношений, поэтому рассмотрение основных институтов семейного права важно для установления особенностей исторического движения народов,(^ж и для изучения правовых отношений в складывающихся социальных общностях, что было характерно v в данный период для большинства народов Кавказа. Именно поэ-тому были выбраны следующие хронологические рамки работы -XIX - начало XX вв.
До последнего времени недооценивалась роль традиционного права, преувеличивалось значение новых обрядов, новых ре-^ ,Д гуляторов в сфере семейных отношений (и не только в них). «л1 События, происходящие в последнее время на Северном Кавказе, V заставляют по-новому посмотреть на эту проблему. Несомненно, что (5ез всестороннего изучения традиционного права невозможч
X но решить многие проблемы, стоящие сейчас на государственном уровне, так как, несмотря на глубокие социально-экономические преобразования в регионе, рудименты старых правовых от-ношений довольно устойчивы и играют значительную роль в общественном сознании этнических общностей Кавказа.
Работа построена на стыке двух наук - этнографии и пра^ ва, чем и определяется её научная ценность, так как до последнего времени изучение общественных, в том числе семейных отношений, а также норм обычного права в регионе рассматривалось и описывалось в основном с точки зрения исторической науки, при этом правовые нормы горцев Северного Кавказа, хотя и были собраны и опубликованы в конце XIX века §.ЙЛеон-товичем, а в начале XX в. —Б.Далгатом и У.Алиевым, до сих пор не систематизированы и не прокомментированы по отраслям права.
Представленная работа является историко-юридическим исследованием, связанным по некоторым вопросам с проблематикой теории государства и права, нормативнойэтнографией.
Цель работы состоит в следующем:
- раскрыть типичные черты основных институтов семейного права горцев Северного Кавказа;
- выявить взаимодействие обычно-правовых норм и норм мусульманского права в семейных правоотношениях кавказских горцев;
- выработать научное представление о фамильно-патронимическом праве как о системе норм, присущих обществам переходного состояния;
- показать эволюцию семейно-правовых отношений в регионе в рассматриваемый период.
Новизна исследования определяется: во-первых, тем, что в нем вопрос о характере семейного быта народов Кавказа рассматривается через его отражение в нормах адата; во-вторых, тем, что при анализе семейных правоотношений рассматривается не только семья, но и семейная община, патронимия; в-третьих, тем, что особенности развития семейной организации анализируются на примерах быта не одного народа, а их значительной группы. В частности, в настоящей диссертации
Г" исследуются правовые отношения чеченцев, ингушеи, осетин, ногайцев, адыгских народов и тюркоязычных племен. Изучение семейного права у целой группы народов помогло выявить наиболее типичные черты этого развития; в-четвертых, работа построена на основе комплекса источников, Некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот.
На защиту выносятся следующие результаты исследования:
1. Эволюция семейных правоотношений в рассматриваемый
I период была тесно связана с развитием общественных отношений 1 в регионе.
2. Брак являлся договором, порождающим личные и имущественные права и обязанности. У кавказских горцев брачный до говор напоминал договор купли-продажи, иде ценой являлся ка-^^"лым, величина которого зависела от многих факторов, но, в первую очередь, от сословной принадлежности.
Развитие покупного брака привело к широкому распространению механизмов его замены и облегчения. Обычно-правовыми нормами регулировались такие формы брака, как левират, соро-\/рат, обменный брак и брак отработкой.
У'
3. Семейные правоотношения регулировались адатом. и нормами мусульманского права, при этом в рассматриваемый период нормы обычного права постепенно оттеснялись шариатом, но ещё продолжали играть довольно существенную роль. В основном это проявлялось в сфере личных правоотношений между супругами, детьми и родителями.
4. Такие институты семейного права, как усыновление, о-пека (попечительство) и патронат в рассматриваемый период только начали складываться, при этом отношения опеки и попечительства четко уе регулировались.
5. Фамильно-патронимические отношения регулировались нормами обычного права, что было обусловлено спецификой общественного развития горцев.
6. На Северном Кавказе в рассматриваемый период складывались единые семейно-правовые отношения на основе взаимодействия обычно-правовой доктрины и шариата.
Научно-практическая значимость работы* Выводы, представленные автором в настоящей работе, могут быть использованы в научной разработке проблем^еаГ^ истории государства и права, ^¡Г>и теории становления и развития правовых отношений в общностях, где только начинается политогенез; в учебном процессе, а также в разработке новых подходов решения проблем, стоящих на современном этапе исторического развития перед этническими общностями Кавказа.
Апробация работьи Диссертация подготовлена на кафедре истории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные положения работы прозвучали в выступлениях автора на краевых и региональных научных конференциях, а также изложены в статьях: "Программа сбора материала по обычному праву горских народов Северного Кавказа в области семейного и общественного быта" ( В сб.: Актуальные проблемы гуманитарных наук. Материалы 47-й региональной научной конференции. Пятигорск, 1992). "Внутренний строй кавказской семьи в XIX - начале XX вв." (В сб.: Актуальные социально-экономические проблемы общественного развития. Межвузовский сборник научных трудов. Пятигорск, 1992). "Правовое регулирование семейных отношений карачаевцев в XIX веке" (В сб.: Актуальные социально-экономические проблемы общественного развития. Пятигорск, 1992). "Место обычного права в структуре общественного сознания" (В сб.: Актуальные социально-экономические проблемы общественного развития. Пятигорск, 1992). "Обычно-правовве регулирование фамильно-патронимических отношений кавказских горцев в XIX веке". (Принято к опубликованию). "Национальные проблемы: историко-правовой аспект" . (Принято к опубликованию).
Структура работы подчинена её главной исследовательской задаче - изучению семейного права горцев Северного Кавказа в историко-юридическом освещении. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Государственно-правовая политика Российской империи в Чечне и Ингушетии: ХIХ - начало ХХ вв.2010 год, доктор юридических наук Арсанукаева, Малика Султановна
Большесемейные и семейно-родственные организации лезгинской группы народов Южного Дагестана и Северного Азербайджана во второй половине ХIХ - начале ХХ вв.0 год, доктор исторических наук Азизов, Серкер Абдулазизович
Обычное право народов Северного Кавказа в системе российского права в XIX - XX вв.2004 год, кандидат юридических наук Волгина, Антонина Петровна
Преступление и наказание, судоустройство и судопроизводство в обычном праве народов Северного Кавказа в XVIII-XIX вв.2009 год, кандидат юридических наук Светличная, Татьяна Борисовна
Быт и духовная культура даргинцев-цудахарцев в XIX - начале XX в.2008 год, кандидат исторических наук Омаров, Шамиль Исаевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Свечникова, Л. Г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотрев в данной работе основные аспекты общественного и семейного быта горцев Северного Кавказа в XIX - начале XX вв., можно сделать следующие выводы:
В этот период уровень общественного развития большинства горских народов находился на стадии разложения родовых отношений, государственность у них ещё не сложилась, Основой для формирования отношений раннегосударственного типа можно назвать сельские общины горцев, весьма непрочные. Почти до конца XIX века сельская община народов Северного Кавказа сохраняла пережитки архаических форм общины - родовой и соседской, хараткерными чертами чего являлось совместное поселение членов бывших родов, экзогамия внутри них, взаимопомощь родственников, общинный характер землевладения и землепользования.
С разложением родовой общины её функции постепенно начали переходить к общине соседской, в совметном владении которой находились леса, выгоны и пастбища. В XIX веке сельская община перестала быть коллективом равноправных членов, так как стала охватывать представителей только юридически свободных сословий. Это приводило к юридическому закреплению превращения общинных земель в частнособственникческие и распадений семейных общин, превращение их в атаулы.
Процесс образования частной собственности на землю являлся одновременно процессом закабаления общинников. Как показывают обычноправовые нормы, в XIX веке горское общество делилось на сословия горских князей, свободных обцхнников, крепостных крестьян и патриархальных рабов. Процесс закрепо щения крестьянства в рассматриваемый период уже произошел. Но и в то же время основные категории свободных общинников несли те или иные повинности (отработочную, натуральную и денежное ренты), которые юридически были закреплены адатами.
Анализ социально-экономического развития горцев в XIX -начале XX вв. показывает, что общественные отношения имели у них ряд специфических особенностей, главной из которых является сочетание новых нарождающихся отношений раннегосудар-ственного типа с сильными пережитками общинного строя. Уровень общественно-экономической жизни народов, их этнические особенности обусловили семейные отношения народов. Исследование обычноправовых и мусульманских норм, относящихся к семье, семейной обще и патронимии, позволяет сделать следующие выводы:
Господствующей формой семьи во всех сословных категориях была малая семья, состоявшая из родителей и детей. Наряду с ней существовала и сложная семья, в состав которой входили не только родители и их дети, но и представители старшего поколения. Неразделенная семья характеризовалась такими важнейшими признаками как общее хозяйство и коллективная собственность на двор и семейное имущество, общая касса, коллективный труд и потребление. Такая семья возглавлялась старшим мужчиной (как по возрасту, так и по положению), основной функцией которого было руководство всей её хозяйственной деятельностью.
Эволюция семейных правоотношений в рассматриваемый период была тесно связана с развитием общественных отношений кавказских горцев, которые находились на стадии перехода от первобытности к отношениям раннефеодального типа.
Брак у кавказских горцев являлся договором, напоминающим договор купли-продажи и порождающий личные и имущественные права и обязанности. Ценой здесь являлся калым, величина которого зависела от многих факторов, но, в первую очередь, от сословной принадлежности, а также колебалась в зависимости от региональной специфики.
Условием заключения брака было только достижение брачного возраста, регулируемого на Северном Кавказе обычно-правовыми нормами. Для женщин брачный возраст устанавливался в 14 лет, а для мужчин - 15-16 лет, т.е. по достижении совершеннолетия. Однако на практике он был значительно выше и зависел от многих факторов, в том числе экономических, а так же от социальной принадлежности. Взаимного согласия лиц, вступающих в брак, не требовалось. При этом в условиях раз ложения первобытнообщинных отношений и перехода к обществу стратифицированному браки зависимых сословий были устраивае мы их господами, которые могли как приобрести жену для свое го крепостного, так и продать девушку в замужество за крепо стного другого владельца.
Препятствиями к заключению брака являлись: экзогамия также регулируемая нормами обычного права (запрещались бра ки между кровными родственниками до седьмого поколения вклш чительно, тогда как по шариату эти ограничения были лишь до третьего колена. При этом нужно отметить ещё и такое обстоя тельство, что лица, носящие одну фамилию, но не являвшиеся родственниками, также не могли вступить в брак. Ограничения браков по мотивам родства имело место как по отцовской, так и по материнской линиям); молочное родство; свойство; сословные различия (однако здесь бывали исключения, но только в том случае, если социальный статус жениха был выше статуса невесты); не разрешались браки между мусульманами и христианами; практически не допускались браки между лицами различных национальностей; неудачное похищение невесты. Нарушители этих норм наказывались очень строго, вплоть до изгнания из общины.
При заключении брака строго соблюдалась очередность, как для женщин, так и для мужчин.
В отличии от современной теории семейного права, у горцев не существовало юридического понятия недействительна с-ги брака.
Развитие покупного брака привело к широкому распространению механизмов его замены и облегчения. Обычно-правовыми нормами регулировались такие формы брака, как левират, сорорат, обменный брак и брак отработкой. Особенно полно регламентировался левират - брак мужчины на вдове брата или близкого родственника. Горцы, руководствуясь принципом - "Вдова -собственность семьи её покойного мужа",- закрепили это положение в нормах обычного права, согласно которым она иногда не только могла, но и была обязана выйти вторично замуж за одного из членов семьи покойного мужа. Наибольшее развитие этот принцип получил у адыгских народов, когда отказ от него вел даже к кровомщению между родственниками мужа и семьей нового мужа, не относившейся к их роду.
Другими формами заключения брака являлись: брак по сватовству и тайные браки или браки путем похищения. Сговор был также в нескольких формах. Практиковались помолвки как малолетних детей, так и ещё не родившихся (наречение).Указанная форма брака не имела, однако, широкого распространения в среде кавказских горцев, в основном она практииовалась в среде кунаков.
Личные правоотношения между супругами, детьми и родителями пронизывали патриархальные порядки, больше характерные для первобытного общества. Главой семейной общины являлся старший мужчина, которому все остальные члены семьи должны были повиноваться. Однако при этом власть главы семьи была ограничена определенными нормами. Он не должен был, прежде всего, безрассудно пользоваться своей властью, злоупотреблять ею, действовать вопреки интересам семьи. В основном глава семьи вершил домашний суд, распределял работу между мужчинами, прредставлял свою семью в патронимии и общине. Зенщины не имели практически никаких прав. Это положение было узаконено кнк адатом, так и нормами мусульманского права. По адатам муж, приобретая себе жену покупкой, являлся её полным властелином. Она состояла в безусловном ему позинове-нии, не вмешиваясь ни в какие его дела по имению, занимаясь только присмотром и воспитанием детей, исполняя все домашние работы. Нормами мусульманского права также закреплялось как юридическое неполноправие, так и бытовое затворничество женщин.
Имущественные правовые отношения между членами семьи в рассматриваемый период постепенно эволюционировали. Если в начале XIX века постепенно они в основном регулировались адатом, то в пореформенный период нормы обычного праза стали постепенно вытесняться нормами мусульманского права. Особенно ярко это проявлялось при разделе семейного имущества, наследовании его. Если в начале XIX века наследование осуществлялось согласно нормам обычного права, по которым право на него имели только агнаты, к которым относились ближайшие мужские родственники отца, то в пореформенный период, под влиянием как русского законодательства, так и норм мусульманского права, наследование стало осуществляться как по закону, так и по завещанию. При этом завещать можно было не более трети имущества.
Брак прекращался вследствии смерти одного из супругов, либо путем развода. Как показывает проведенное исследование, наиболее часто встречающейся формой было прекращение брака вследствии смерти одного из супругов. Однако адатами не были зафиксированы правовые последствия такого прекращения брака. После смерти супруга обычно начинался раздел семейного имущества, а после смерти супруги все её имущество переходило к мужу. Дети по адату никаких прав на имущество матери не имели.
Развод у горцев Северного Кавказа в XIX веке регулировался как нормами адата, так и нормами мусульманского права. При этом нужно отметить, что нормы шариата играли гораздо меньшую роль, чем нормы обычного права. По адату инициатива по прекращению брака могла принадлежать только мужчинам. Основаниями для развода являлись: прелюбодеяние женщины, наличие у нее неизлечимой болезни или её бездетность. При этом правовыми нормами не было зафиксировано, каким образом женщину могли признать бездетной или неизлечимо больной, йнициатива по прекращению брака в большинстве случаев могла принадлежать только мужчинам. Развод без достаточных оснований являлся оскорблением не только женщины и её семьи, но и её родственников, членов патронимии и фамилии. При этом её родственники кровно настраивались против её мужа. После развода по инициативе мужчины, он терял право на возвращение калыма. В случаях, когда жена сама уходила от мужа, её родные обязаны были возвратить калым; дети, достигшие семилетнего возраста, оставались жить с отцом. Но здесь нужно отметить, что все-таки правовые последствия расторжения брака четко не регулировались. Нормы мусульманского права играли здесь определенную роль, но только в процедурной стороне.
Таким институты семейного права, как усыновление, опека (попечительство) и патронат в рассматриваемый период только начали складываться, при этом ояношения опеки и попечительства четко не регулировались.
Усыновление в среде кавказских горцев практически не применялось. К классическому усыновлению близок институт усыновления внука дедом, для признания за первым права на наследование семейного имущества, в случае отсутствия прямых наследников мужского пола.
Опека устанавливалась в трех случаях: над бездетной вдовой; над вдовой и её детьми; над детьми,потерявшими обоих родителей. Опекуном мог стать любой мужской родственник семьи, утвержденный сельским обществом. Опекунство устанавливалось: для детей - до их совершеннолетия (а для девушек -до их выхода замуж); для вдовы - до её смерти или до выхода в новое замужество. Но уже к концу XIX - началу XX вв. oneкунство над вдовой практически не осуществлялось, она сама становилась полноправной хозяйкой дома, семейного имущества, перешедшего к ней по наследству, и опекуном своих несовершеннолетних детей.
Патронат в чистом виде на Кавказе не существовал, хотя к нему был близок обычай аталычества - передача ребенка на воспитание в чужую семью до его совершеннолетия (девушки -до выхода замуж), с чем был связан ряд установлений, связывающих семьи как-бы родственными отношениями и ведущие свое начало ещё с материнского рода.
Еизнь патронимической группы регулировалась на основе обычно-правовой доктрины. Органами её управления являлись совет патронимии, его глава и общее собрание.
Совет патронимии составляли старшие по возрату её члены, главы отдельных семей, пользовавшиеся наибольшим авторитетом. 3 его функции входили: суд, контроль, разрешение кон фликгов, разбор текущих вопросов. Главой совета являлся ная более почтенный старейшина, который, в зависимости от ваяно сти вопроса, мог его решить единолично или коллегиально.Пно гда, для решения тех или иных вопросов, собиралось общее со брание патронимии, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины. В пореформенный период власть органов управ ления была ограничена, они стали выполнять лишь административные функции.
Обычно-правовая доктрина регулировала жизнь патроними ческой группы во всех отношениях. Здесь нужно отметить боль шую роль норм распоряжения землей, права предпочтительной покупки, родовой выкуп, наследственное право, систему компо зиций в патронимии. Все это можно объединить под общим названием фамильно-патронимического праза.
Таким образом, на Северном Кавказе в рассматриваемый период складывались единые семейно-правовые отношения на основе взаимодействия обычноправовой доктрины и шариата.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.