Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Злобин, Андрей Александрович

  • Злобин, Андрей Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Киров
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 165
Злобин, Андрей Александрович. Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Киров. 2007. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Злобин, Андрей Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СЛОВО СВОБОДА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ОПИСАНИЯ

1.1. Слово в лексико-семантической системе языка.

1.2. Понимание свободы в философии.

1.3. О понятии концепт. Структура и типы концептов.

1.4. Концепт свобода и его характеристика в лингвистической литературе.

1.5. Отражение семантики слова свобода в словарях русского языка.

ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЛОВА

СВОБОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

2.1. О реализации смыслового потенциала слова свобода в произведениях А. И. Солженицына.

2.2. Значение слова и его обусловленность синтаксической позицией.

2.3. Употребление слова свобода в различных синтаксических позициях в произведениях А. И. Солженицына.

2.3.1. Слово свобода в качестве одного из компонентов предикативного сочетания слов.

2.3.2. Слово свобода в качестве одного из компонентов непредикативного подчинительного словосочетания.

2.4. Слово свобода и производные от него лексические единицы.

2.5. Свобода и воля: сопоставительный аспект характеристики на материале произведений А. И. Солженицына).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Семантика и функционирование слова свобода в произведениях А.И. Солженицына»

Объектом характеристики в настоящей диссертации является слово как лексическая единица, функционирующая в рамках текста в составе конкретных высказываний.

Предмет описания - абстрактное существительное свобода и особенности его функционирования в произведениях А. И. Солженицына.

Величайшие социальные изменения, произошедшие за два последних десятилетия в России, привели к коренному преобразованию социальных отношений в нашем обществе. Политики, ученые, бизнесмены, публицисты - едва ли не каждый гражданин страны - стремятся осмыслить российскую реальность на рубеже тысячелетий», - пишет А. П. Чудинов (ср.: Чудинов 2001, с. 6). К числу людей с четко обозначенной гражданской позицией принадлежит и А. И. Солженицын.

Известно, что А. И. Солженицын является автором художественных («В круге первом», «Раковый корпус», «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича» и т.д.) и публицистических («Бодался телёнок с дубом», «На Западе», «В СССР» и т.д.) произведений.

В «Словаре русского языка» отмечается, что публицистика - это «общественно-политическая литература на современные актуальные темы» (Словарь русского языка 1984).

Художественный стиль, по мнению М. Н. Кожиной, характеризуется «многообразной гаммой стилевых окрасок используемых языковых средств <.> отличие художественной речи также в том, что она обращается к использованию не только строго литературных, но и внелитературных средств языка - просторечия, жаргонов, диалектов и т.д.» (Кожина 1993, с. 202). «В художественной речи, - продолжает М. Н. Кожина, - наблюдается широкая и глубокая метафоричность, богатые возможности синонимики, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства, в том числе нейтральные, призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника» (Кожина 1993, с. 202).

М. Н. Кожина обращает внимание на близость художественного и публицистического стилей. Ср.: «Художественная речь, во многом принципиально отличаясь от научной и официально-деловой, сближается, однако, по ряду признаков с публицистической (эмоциональность, а в собственно лингвистическом аспекте - использование многообразных языковых единиц, возможность столкновения разностильных средств в тех или иных стилистических целях).Близость этих функциональных стилей проявляется в высокой степени эмоциональности, разнообразии модальных оттенков у языковых единиц, в возможности использования внелитературных средств» (Кожина 1993, с. 202).

Исследователь творчества А. И. Солженицына А. В. Урманов в монографии «Творчество Александра Солженицына» пишет о том, что нельзя отдельно говорить о Солженицыне-художнике и Солженицыне-публицисте. Ср.: «Самая распространённая ошибка, совершаемая некоторыми исследователями творчества Солженицына, совершенно искусственное и потому бесперспективное разграничение идеологии и эстетики, попытка представить это явление как нечто двойственное, противоречивое по своей сути. Некоторые авторы вообще предлагают говорить о двух разных Солженицынах - художнике и идеологе. в связи с этим особую актуальность приобретает создание целостной картины творчества этого художника» (Урманов 2003, с. 8).

Автор предлагает определять стиль творчества А. И. Солженицына как художественно-публицистический (ср.: Урманов 2001, 2003).

В настоящей диссертации мы, опираясь на точку зрения А. В. Урманова, не рассматриваем отдельно художественные и публицистические произведения А. И. Солженицына, объединяя их в рамках художественно-публицистического творчества писателя.

Цель диссертации - показать особенности функционирования в произведениях А. И. Солженицына существительного свобода, соотнеся авторское словоупотребление с общеязыковым, нормативным и продемонстрировав смысловой объём и семантические связи интересующего нас слова в художественных и публицистических текстах А, И. Солженицына.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать представление о слове свобода как вербализующем философское понятие и культурный концепт;

2) охарактеризовать основные аспекты описания данного слова в лингвистической литературе;

3) представить совокупность значений слова свобода в русском языке в том виде, как они отражаются в словарях;

4) сопоставить смысловой объём слова свобода в языке (словарные толкования) и речи конкретного писателя;

5) описать семантику и функционирование слова свобода в произведениях А. И. Солженицына с учётом употребления данного слова в разных синтаксических позициях;

6) выявить, как реализуются различные компоненты, входящие в семантическую структуру слова свобода, в значениях производных от данного слова лексических единиц;

7) представить сопоставительную характеристику слова свобода и семантически близкого ему существительного воля.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в нём представлена характеристика языкового и речевого планов существования слова как единицы лексической системы. Ценность для лингвистики материала, связанного с анализом того, как используется конкретная лексическая единица в произведениях большого писателя, никем не оспаривается. А. И. Солженицын - безусловный лидер в литературе и политике. Как пишет Джейн Хенсон, «лидеры общественного мнения и влиятельные люди имеют способность оказывать влияние на формирование мнения» (ср.: Хенсон

2007, с. 69). В связи с этим анализ языка произведений А. И. Солженицына позволит получить новые факты, расширяющие наши представления о картине мира и менталитете русского человека, о зависимости употребления конкретных единиц языка от социокультурных факторов, от мировоззрения и общественной позиции выдающегося писателя, политика, общественного деятеля.

Новизна работы состоит в том, что в ней впервые разрабатывается методика комплексного многоаспектного изучения одного из ключевых слов русской культуры - слова свобода. Данное слово рассматривается в смысловом пространстве, репрезентирующем его семантическую структуру.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней сделаны выводы о характере фрагмента языковой картины мира личности на материале произведений А. И. Солженицына. Они могут быть использованы при характеристике языковой картины мира личности в целом.

Практическая значимость исследования. Апробированная нами методика может быть использована при исследовании других ключевых слов как в языке в целом, так и в языке отдельных писателей. Исследованный материал может быть использован при составлении словаря языка писателя. Материалы диссертации могут быть использованы в рамках учебных дисциплин «Современный русский язык», «Филологический анализ текста», а также при чтении спецкурсов по русскому языку.

Материал исследования включает 4002 примера высказываний со словом свобода, а также производными от него лексическим единицами и семантически близким ему существительным воля, которые извлечены в результате сплошной выборки из следующих произведений А. И. Солженицына. Ср.: «Архипелаг ГУЛАГ», «Бодался телёнок с дубом», «В круге первом», «Красное колесо», «Публицистика», «Раковый корпус», «Рассказы».

Кроме произведений А. И. Солженицына, материал извлекался также из произведений русских писателей XIX - XX вв. с целью получения общих представлений об употреблении слова свобода в русском языке (всего - 705 примеров).

Методы исследования. В основу исследования положен индуктивный метод анализа: конкретные наблюдения над фактами языка систематизируются и обобщаются в теоретические положения. При анализе словарных дефиниций существительного свобода использовался сопоставительный метод (словарные дефиниции, содержащиеся в разных словарях, сопоставлялись друг с другом и на основании этого делались соответствующие выводы). Значимым для целей исследования явился также статистический метод, позволивший установить центральные и периферийные значения слова свобода. Широко использовался социолингвистический и описательный метод, включающий приёмы наблюдения над конкретным языковым материалом, интерпретации, обобщения и типологизации.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в 9 публикациях. Результаты работы обсуждались на кафедре русского языка и методики обучения русскому языку Вятского государственного гуманитарного университета, а также докладывались в выступлениях на Международных, Всероссийских и внутривузовских конференциях в гг. Кирове и Нижнем Новгороде.

Положения, выносимые на защиту.

1. В произведениях А. И. Солженицына слово свобода обнаруживает высокую частотность употребления. Оно фокусирует в себе значимый с точки зрения направленности творчества писателя смысл и поэтому может рассматриваться как одно из ключевых понятий (концепт) творчества писателя.

2. Смысловой диапазон существительного свобода, представленный в словарях русского языка, отражается в произведениях А. И. Солженицына в полном объёме. На первый план выдвигаются три значения данного слова:

• «отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений и ограничений в общественной жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом»;

• «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе»;

• «возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни».

3. Значения слова свобода по-разному реализуются в различных синтаксических позициях: в составе предикативного сочетания слов (подлежащее и сказуемое) и непредикативного подчинительного словосочетания (дополнение, определение, обстоятельство).

Чаще всего слово свобода употребляется в позиции дополнения, Нетипично для произведений А. И. Солженицына использование слова свобода в позиции сказуемого.

4. Ядерные компоненты смысла, входящие в семантическую структуру слова свобода, реализуются в значениях, производных от него лексических единиц - освободить, свободный, освобождение, свободно, освободиться, освободитель, несвободный, свободолюбие. Гнездо однокоренных слов в целом позволяет писателю раскрыть своё понимание свободы достаточно глубоко и полно.

5. Семантически близкое к слову свобода существительное воля выступает как самостоятельное понятие (концепт), который занимает в смысловом пространстве произведений А. И. Солженицына своё особое место: если слово свобода - это то, о чём мечтают, к чему стремятся те, кто находятся в состоянии несвободы, то воля используется А. И. Солженицыным для номинации внелагерного пространства.

Структура работы. Диссертация включает Введение, Главы I-II, Заключение, Библиографический список.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Злобин, Андрей Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ семантики и функционирования слова свобода на материале произведений А. И. Солженицына показал, что данное слово является ключевым понятием в творчестве автора. Об этом свидетельствует достаточно высокая частотность употребления этого слова и производных от него лексических единиц (4002 примера). Кроме того, понятие свобода тесно связано с тематикой произведений А. И. Солженицына как учёного, публициста, писателя, общественного деятеля.

В словарях русского языка у слова свобода фиксируется 12 значений. Среди всего спектра значений на первый план выдвинулись только три, которые берут свое начало в древнерусском языке. Ср.: «отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений и ограничений в общественной жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом»; «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе»; «возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни». Эти значения фиксируются всеми словарями русского языка (MAC, БАС, Ушаков, Ожегов).

В произведениях А. И. Солженицына семантический потенциал рассматриваемого слова реализуется полностью, т.е. в текстах автора мы находим примеры, иллюстрирующие употребление слова свобода в каждом из рассматриваемых значений. Ср.:

• «возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни». Ср., напр.: Два - три обыска - и сколько переполоха, раскаяния, даже одиночества! Так оказалась хлипка и зыбка наша свобода разговоров, и рукописей, дарованная нам и истекшая при Хрущёве (Бодался телёнок с дубом).

• «отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений и ограничений в общественной жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом». Ср., напр.: До того люди задурены, что стань сейчас посреди улицы, крикни: «Долой тирана! Да здравствует свобода!» - так даже не поймут, о каком тиране и о какой свободе идёт речь (В круге первом).

• «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе». Ср., напр.: - Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя же тюрьма плакать будет! (Бодался телёнок с дубом).

• «в философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества». Ср., напр.: Это не значит, что Бог нас покинул! Бог дал нам свободу воли, и мы вправе делать так или иначе (На Западе).

• «личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-либо, или в связи с кем-, чем-либо мешающим, стесняющим». Ср., напр.: От 1917 и посегодня у населения уже никогда не бывало ни безопасности, ни сытости, ни личной свободы (Колхозная полынь и гибель).

• «государственная независимость, суверенитет». Ср., напр.: Французская коммунистическая партия состоит прежде всего из французов и в случае угрозы французской свободе она будет биться до последней капли крови за Францию! (На Западе).

• «раздолье, простор, воля». Ср., напр.: Банкеты в складчину, разлив. Ах, это был пир свободы! Как привольно лились общественные речи (Архипелаг ГУЛАГ).

• «лёгкость, отсутствие затруднений в чем-либо». Ср., напр.: Только на третий день Троицы узналось об удаче. Свобода! Лёгкость! Весь мир обойми (Бодался телёнок с дубом).

• «отсутствие крепостной зависимости». Ср., напр.: Если уж говорить о свободах - то не самая ли бы первая русская свобода была бы: от крепостного права, от закрепощения крестьянства, от паспортного режима? (Бодался телёнок с дубом).

• «непринуждённость, отсутствие привязанности». Ср., напр.: Именно сейчас, облачась в лагерное и едучи в лагерь, Нержин и сам ощутил, что возвращается к важному элементу мужской свободы: каждое пятое слово ставить матерное (В круге первом).

•«избавление». Ср., напр.: Часы свободы! Пуды цепей свалились с рук и плеч. Нет, всё равно не жаль! - Этот день стоил того (Архипелаг ГУЛАГ)

• «свободное, незанятое время, досуг». Ср., напр.: Тут было недалеко, и Государь охотно пошёл пешком. Он любил ходить в церковь пешком, так верней, да не было всегда на то свободы (Красное колесо).

На первый план у А. И. Солженицына выходят те же самые значения, что и в общенародном языке. Различные значения слова свобода по-разному реализуются в определённых синтаксических позициях.

Основной синтаксической позицией для слова свобода у А. И. Солженицына является позиция дополнения (1096 примеров). В данной синтаксической позиции реализуются все 12 значений анализируемого слова. Ср., напр.: Интеллигенции все-таки дали обещанную свободу (В СССР); И требуют анархисты: отменить всё, что сокращает нашу свободу (Красное колесо) и т.д.

Слово свобода может выступать в качестве приглагольного и приименного дополнения. Глаголы, при которых употребляется анализируемое слово, очень разнообразны по своей семантике. Чаще всего слово свобода в данной синтаксической позиции употребляется с глаголами, которые обозначают действие и деятельность, реже - с глаголами, обозначающими отношение и бытие, состояние, качество. Ср., напр.: На что растратили они свою неоценимую свободу? (Архипелаг ГУЛАГ); Политический заключённый это тот, у кого есть убеждения, отречением от которых он мог получить свободу. У кого таких убеждений нет - тот политическая шпана (Архипелаг ГУЛАГ).

В позиции приименного дополнения (i 11 высказываний) слово свобода выступает в роли зависимого компонента при существительных, обозначающих самые разные понятия. Наиболее частотными являются те существительные, которые характеризуют свободу как объект общественно-политической жизни, который нуждается в защите, укреплении, охране, который можно получить и которого можно лишиться (защита свободы, лишение свободы, получение свободы, укрепление свободы). Ср., напр.: Европа с 45-го года, в общем, ничего не сделала для защиты свободы (На Западе).

В функции несогласованного определения анализируемая лексема употребляется в 404 высказываниях. В данной синтаксической позиции реализуются 4 из 12 значений анализируемого слова: «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества»; «отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений и ограничений в общественной жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом»; «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе»', «возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни». Ср., напр.: Я осмелюсь обратить ваше внимание на аспекты свободы, о которых не принято говорить (В СССР); Так вот почему такой углублённый и сфинксоподобный сидел он сегодня на своём мешочке в кузове: у него не только был первый день свободы, но и возврат в страну своей юности, в страну вдохновения (Архипелаг ГУЛАГ) и т.д.

Опорный компонент (существительное) конкретизирует смысловые грани слова свобода. Наиболее частотными являются существительные, обозначающие различные философские категории (принцип свободы, аспект свободы), время (год свободы, декада свободы), природные реалии солнце свободы, заря свободы), сферу распространения свободы (мир свободы, область свободы).

Существительное свобода в позиции подлежащего употребляется в 215 случаях. В данной синтаксической позиции реализуются 5 из 12 значений анализируемой лексической единицы: «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества»', «отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений и ограничений в общественной жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом»; «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе»; «личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-либо или в связи с кем-, чем-либо мешающим, стесняющим»; «возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни». Ср., напр.: Не самая ли бы первая русская свобода была от крепостного права, от закрепощения крестьянства, от паспортного режима (Бодался телёнок с дубом); Надо писать! - энергично повторяла она, склоняя других женщин ринуться по её пути. - Мужья наши страдают. Свобода не придёт сама (В круге первом) и т.д.

Чаще всего данное слово выступает как автосемантичный член предложения (139 примеров). В этом случае семантика анализируемого слова выступает как ориентированная на предтекст и соотнесённая с семантикой предикативного члена.

В тех случаях, когда при подлежащем свобода используются согласованные и несогласованные определения (76 случаев), объём семантики данного слова сужается и конкретизируется за счёт определений. Ср., напр.: Русская свобода даёт грозное предостережение прусским каннибалам. Победа русского народа перевернула все расчёты немцев (Красное колесо); Пиши, пожалуйста! - у нас свобода слова. А уж мы тут разберёмся, что куда кому (Архипелаг ГУЛАГ).

В позиции обстоятельства слово свобода используется А. И. Солженицыным в 2 значениях из 12. Ср.: «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе», «легкость, отсутствие затруднений в чем-либо»', Ср., напр.: Вместе с политическими вышли на свободу и все уголовные. И в тех же часах начались по городу грабежи, поджоги и убийства (Красное колесо); Иннокентий со свободою улыбнулся, это-то было для него непревзойдённое (В круге первом).

Характеризуя слово свобода как выступающее в функции сказуемого, мы должны подчеркнуть тот факт, что выполнение данной синтаксической функции нехарактерно для интересующего нас слова (17 примеров).

Этот факт противоречит известному положению о том, что для абстрактной лексики эта позиция является основной. Данная синтаксическая позиция для существительного свобода является зоной субъективных смыслов. Ср., напр.: Жизнь - это свобода (В круге первом).

В произведениях А. И. Солженицына зафиксировано восемь производных от существительного свобода слов. Ср.: освободить, свободный, освобождение, свободно, освободиться, освободитель, несвободный, свободолюбие.

Чаще всего среди производных слов писателем употребляется глагол освободить (524 случая). Данная лексема соотносится с производящей основой (словом свобода) в двух значениях («возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни»', «избавление»). Ср., напр.: В Режицу прибыли вооружённые делегаты рабочей партии, освободили везде всех арестованных, соэ/сгли арестантские дела, обезоруживают караулы . (Красное колесо); Он предполагал, что предъявит своё плоскостопие и его освободят от далёких хождений на известковый Архипелаг ГУЛАГ).

Обычно глагол освободить употребляется в контекстах, где представлена ситуация освобождения, которая является достаточно типичной для текстов А. И. Солженицына и включает двух обязательных участников: объекта освобождения (того, кто получает, обретает свободу) и субъекта освобождения (того, кто даёт, дарует, предоставляет свободу).

Лексема свободный (411 высказываний) также является лексическим дериватом к слову свобода. Семантический диапазон полностью находит отражение в текстах рассматриваемого автора. Прилагательное свободный в значениях «пользующийся свободой», «относящийся к досугу, не к рабочему времени» соотносится со словом свобода в значениях «отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений и ограничений в общественной жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом»', «свободное, незанятое время, досуг». Ср., напр.: С сожалением и тревогой он смотрел за ничтожным составом этого первого свободного правительства России (Красное колесо); Сегодня был первый нерабочий день, он был свободен (Красное колесо).

Следует отметить, что прилагательное свободный обладает широкой сочетаемостью. Чаще всего оно сочетается с существительными, объединёнными микротемой «человек» (свободный человек)', актуализирующими признак «порожний, не занятый, могущий быть использованным» (свободное место)', «располагающий собою по собственному усмотрению, не зависящий от кого-чего-нибудь» (свободное чувство)', характеризующими различные государственные, политические и социальные институты (свободная Россия) и т. д.

Слово освобождение (178 примеров) непосредственно образовано от глагола освободить. Общими для данных лексических единиц являются 2 значения: ««сделать свободным кого-нибудь, предоставить свободу кому-нибудь»', «избавить от чего-нибудь, предоставить кому-нибудь возможность не делать чего-нибудь, не подвергая чему-нибудь». Ср., напр.: В 1938 Прохоров-Пустовер при освобождении оставался вольнонаёмным инженером Бамлага (Красное колесо); Промышленности давали освобождение от повинностей. деревне не давали (Красное колесо).

Через посредство глагола освободить существительное освобождение соотносится с существительным свобода в значениях «возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни»,«избавление».

В абсолютном большинстве случаев существительное освобождение обозначает процесс обретения объектом свободы. Автором делается акцент на объекте освобождения. Ср.:

1) человек, который стремится к получению свободы, может быть назван автором по-разному: по фамилиям (Воротынцев, Гвоздев)', по имени и отчеству (Анатолий Васильевич, Дмитрий Александрович)', по имени и фамилии (Елпидифор Парамонов, Юра Ермолов)',

2) люди, находящиеся в тюремном или ссыльном заключении, под следствием или под арестом (арестант, зэк, каторжник)',

3) народы, нации, социальные классы (русские, крестьяне, народ, евреи)',

4) государства (Россия, СССР, Германия).

Наречие свободно (166 примеров) образуется непосредственно от прилагательного свободный. В русском языке у него фиксируется только одно значение («просто, легко, без помех»), которое соотносится со значением прилагательного свободный «не затруднённый, совершаемый легко, без помех». Через посредство данного прилагательного наречие свободно связано с существительным свобода в значении «лёгкость, отсутствие затруднений в чем-либо». Ср., напр. .По плацу уже свободно расхаживали солдаты (Красное колесо).

Наречие свободно является зависимым компонентом непредикативного словосочетания. Оно зависит от большого количества глаголов. Чаще всего данное наречие примыкает к глаголам движения, речевой деятельности, владения. Ср., напр.: .Солдаты группами свободно бродили по улицам, почти все с винтовками, никаким строем, никакими командами, а кучками (Красное колесо).

Глагол освободиться (161 пример) образуется от глагола освободить. Чаще всего глагол освободиться используется А. И. Солженицыным в следующих значениях:

• «избавляться от неволи, выходить из заключения»;

• «избавляться от угнетения или рабства; избавляться от власти, владычества кого-либо»;

• избавляться от чего-либо мешающего, стесняющего свободу действий».

Эти значения слова освободиться соотносятся с соответствующим значением глагола освободить («избавить от чего-нибудь, предоставить кому-нибудь возможность не делать чего-нибудь, не подвергая чему-нибудь»). Специфика глагола освободиться в том, что он представляет данный смысл более дифференцированно, акцентируя внимание на том, что речь идёт о самоизбавлении. Существительное свобода также употребляется в значении «избавление». Ср., напр.: Он освободился через три месяца после вынесения приговора (Архипелаг ГУЛАГ). В результате мы получаем следующую цепочку. Ср.: свобода (=избавление) - освободить (=«избавить от чего-нибудь, предоставить кому-нибудь возможность не делать чего-нибудь, не подвергая чему-нибудь») - освободиться (=«избавляться от неволи, выходить из заключения»; «избавляться от угнетения или рабства; избавляться от власти, владычества кого-либо»; «избавляться от чего-либо мешающего, стесняющего свободу действий».

Глагол освободиться в текстах рассматриваемого автора в большинстве случаев указывает на место, откуда объект освобождается (ссылка, тюрьма, острог). Акцент также может делаться на факторах, ограничивающих свободу объекта (арест, заключение, коммунизм) и на причинах, которые каким-то образом стесняют свободу объекта (груз, порок, скорбь).

В словообразовательное гнездо слова свобода входят также существительные освободитель, свободолюбие и прилагательное несвободный. Данные лексические единицы употребляются А. И. Солженицыным крайне редко.

Сопоставляя слово свобода и близкое ему по значению существительное воля, мы пришли к выводу, что понятия, обозначаемые данными словами, оказываются у А. И. Солженицына самостоятельными, так как каждое служит номинацией определённого смыслового пространства (за словами свобода и воля закрепляются разные лексические сферы).

Свобода предназначена для обозначения выбора определённой деятельности, регламентированной правом, законом.

Воля - это номинация внелагерного пространства. Воля для пребывающих в зоне людей - понятие другого мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Злобин, Андрей Александрович, 2007 год

1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия: Учебник Текст. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 1997.

2. Алефиренко, Н. Ф. Спорные проблемы семантики Текст. / Н. Ф. Алефиренко. М., 2005.

3. Алефиренко, И. Ф. Язык, познание и культура: когнитивно-семиологическая синергетика слова Текст. / Н. Ф. Алефиренко. -Волгоград, 2006.

4. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы Текст. / Н. Д. Арутюнова. М., 1976.

5. Арутюнова, Н. Д. Истина: фон и коннотации Текст. / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991.

6. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. -М„ 1999.

7. Аскольдов, С. А. Концепт и слово Текст. / С. А. Аскольдов // Русская словесность: Антология. М., 1997. - С. 14-23.

8. Ахманова, О. С. Очерки по общей и русской лексикологии Текст. / О. С. Ахманова. М., 1957.

9. Бабайцева, В. В. Система членов предложения в современном русском языке Текст. / В. В. Бабайцева. М., 1988.

10. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка Текст. / А. П. Бабушкин. Воронеж, 1996.

11. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев.-М., 1989.

12. Бердяев, Н. А. Царство духа и царство кесаря Текст. / Н. А. Бердяев.-М., 1995.

13. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Текст. М., «Советская энциклопедия», 1976.- Т. 23.

14. Брикотнина, Л. В. Особенности семантики абстрактных имён качества и их экспликация в синтаксисе Текст. / Л. В. Брикотнина //

15. Реальность. Язык. Сознание: Международный межвузовский сборник научных трудов. Тамбов, 2005.

16. Булыгина, Т. В., Шмелёв, А. Д. Концепт долга в поле долженствования Текст. / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелёв // Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991.

17. Бычихина, О. С. Концепт ОТКАЗ в русской языковой картине мира Текст. / О. С. Бычихина // Отражение русской языковой картины мира в лексике и грамматике. Новосибирск, 1999. - С. 24-39.

18. Варзин, А. В. Свобода как языковой и духовный опыт: номинализация и концептуализация Ф. М. Достоевского Текст.: дисс.канд. филол. наук / А. В. Варзин Шуя, 2003.

19. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов Текст. / А. Вежбицкая. М., 2001.

20. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание Текст. / А. Вежбицкая. -М.,1997.

21. Веселова, Р. И. Концепт воля в трудах В. И. Даля (опыт лингвокультурологического анализа): дисс.канд. филол. наук Текст. / Р. И. Веселова. Иваново, 2004.

22. Виноградов, В. В. Мысли о современном русском языке Текст. / В. В. Виноградов. М., 1969.

23. Виноградов, В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике Текст. / В. В. Виноградов М., 1995.

24. Винокур, Г. О. О языке художественной литературы Текст. / Г. О. Винокур. -М., 1991.

25. Гак, В. Г. К диалектике семантических отношений в языке // Принципы и методы семантических исследований Текст. / В. Г. Гак. М., 1976.

26. Гасилин, В. Н. Онтологические основания свободы в различных типах мировоззрения Текст. / В. Н. Гасилин // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Нижний Новгород, 1993.

27. Гоббс, Т. Избранные произведения Т. I, II Текст. / Т. Гоббс. М.,1989.

28. Голубков, М. М. Александр Солженицын. В помощь преподавателям и абитуриентам Текст. / М. М. Голубков. М., 2001.

29. Голубков, М. М. А. И. Солженицын Текст. / М. М. Голубков // А. И. Солженицын. В круге первом. М., 2002.

30. Грошева, Т. Н. Механизмы словообразования лексемы «бедный» Текст. / Т. Н. Грошева // Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции молодых учёных. Нижний Новгород, 2005. - С. 81-85

31. Грошева, Т. Н. Словообразовательное гнездо «богатый» / Т. Н. Грошева Текст. // Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции молодых учёных. Нижний Новгород, 2006. - С. 73-77.

32. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения. Т. VIII Текст. / Г.В.Ф. Гегель. М. -Л., 1939.

33. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения. Т. III Текст. / Г.В.Ф. Гегель. М., 1956.

34. Гулыга, Е. В. Автосемантия и синсемантия как признаки смысловой структуры слова Текст. / Е. В. Гулыга // ФН. 1967. - №2.

35. Данькова, Т. Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. А. Ахматовой: автореф. дис. канд. филол. наук Текст. / Т. Н. Данькова. Воронеж, 2000.

36. Дзюба, Е. В. Концепты жизнь и смерть в поэзии М. И. Цветаевой: дисс. канд. филол. наук Текст. / Дзюба, Е. В. Екатеринбург, 2001.

37. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы Текст. / Ф.М. Достоевский. М., 1982.

38. Ермакова, О. П. Концепты СОВЕСТЬ и СТЫД по данным языка Текст. / О. П. Ермакова // Русский язык в контексте культуры. -Екатеринбург, 1999.

39. Ермакова, О. П. Концепты СОВЕСТЬ и ЗАВИСТЬ в их языковом выражении Текст. / О. П. Ермакова. М., 2000.

40. Ермакова, О. П. О синтаксической сочетаемости предложения и предложно-падежных форм существительного Текст. / О. П. Ермакова // Вопросы синтаксиса русского языка. Калуга, 1971.

41. Ермачёв, А. А. Три свободы Н. Бердяева Текст. // А. А. Ермачёв. -М., 1990.

42. Земскова, И.П. Интеллектуальное поле ПОРЯДКА Текст. / И.П. Земскова // Логический анализ языка. Языки динамического мира. Дубна,1999.

43. Иванова, Ю. С. Атрибутивная валентность синсемантичных существительных: дисс. канд. филол. наук Текст. / Ю. С. Иванова. -Владимир, 2005.

44. Ипполитов, О. О. Концепт ДОРОГА в русской концептосфере Текст. / О. О. Ипполитов // Русский язык вчера, сегодня, завтра. Воронеж,2000.-С. 41-44.

45. Калинина, Л. В. Семантика и функционирование абстрактных существительных в форме множественного числа в современном русском языке: автореф. дис. канд. филол. наук Текст. / Л. В. Калинина. Нижний Новгород, 1999.

46. Кант, И. Сочинения T.II Текст. / И. Кант. М., 1955

47. Кант, И. Сочинения T.IV Текст. / И. Кант. М., 1965

48. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М., 1987.

49. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. Сборник научных трудов. Волгоград, Архангельск, 1996.

50. Карасик, В. И. Определение типологии концептов Текст. / В. И. Карасик // Слово сознание - культура. - М., 2006.

51. Катаева, Н. М. Русский концепт воля: от словаря к тексту: дисс. канд. филол. наук Текст. / Н. М. Катаева. Екатеринбург, 2004.

52. Каштанова, Е. Е. Лингвокультурологические основания русского концепта любовь (аспектный анализ): дисс. канд. филол. наук Текст. / Е. Е. Каштанова. Екатеринбург, 1997.

53. Климкова, Л. А. Лексико-семантический комплекс «БОГ» в русской региональной языковой картине мира Текст. / Л. А. Климкова // Сб. статей по м.-лам Всероссийской научной конференции молодых учёных. Нижний Новгород,2005.-С. 34-39.

54. Кодухов, В. И. Общее языкознание: Учебник для филологических специальностей и педагогических институтов Текст. / В. И. Кодухов. М., 1974.

55. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов педагогических институтов Текст. / М. Н. Кожина. М., 1993.

56. Колесов, В. В. Концепт культуры: образ понятие - символ Текст. / В. В. Колесов // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1992, сер.2, вып. 3 (16).

57. Кашюв, В. В. Мир чеювека вслове Дхиюй Руси (Текст. /ВВ. Колесов.-Л,1986.

58. Колесов, В. В. Тезисы о русской ментальности Текст. / В. В. Колесов // «Жизнь происходит от слова.» Спб., 1999.

59. Копотев, М. В. Концепты СОФИИ и ЛЮБВИ в русских философских текстах Текст. / М. В. Копотев // Культура: соблазны понимания. Петрозаводск, 1999. -С. 26-36.

60. Кохташвили, К И. Культурно-языковой концепт ПОДВИГ Текст. / Н. И. Кохташвили // Основное и высшее дополнительное образование: проблемы дидактики и лингвистики. Волгоград, 2000.

61. Кошелев, А. Д. О языковом концепте ДОЛГ Текст. / А. Д. Кошелев // Логический анализ языка: Языки этики. М., 2000.

62. Кубрякова, Е. С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира Текст. / Е. С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.

63. Кубрякова, Е. С. Концептуальная система или структура Текст. / Е. С. Кубрякова. М.,1996.

64. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка Текст. / Э. В. Кузнецова. -М., 1989.

65. Лекант, П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке Текст. // П. А. Лекант. М., 1976.

66. Лихачёв, Д. С. Концептосфера русского языка Текст. / Д.С. Лихачёв // Русская словесность. М., 1997.

67. Лосский, Н. О. Избранное Текст. // Н. О. Лосский. М., 2000.

68. Лукин, В. А. Концепт ИСТИНЫ и слово ИСТИНА в русском языке (опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) Текст. / В. А. Лукин // ВЯ, 1993. №4.

69. Мртшщ И. А. Русский текст: концепт КИТАЙ Текст. / И А Маршпюва // ЛингшлическаяпфадигмашнцаХХа- Спб, 1998.

70. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: Учебник для филологических специальностей вузов Текст. / Ю. С. Маслов. М., 1987.

71. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. М., 1990.

72. Лисицын, А. Г. Анализ концепта свобода воля - вольность в русском языке: дисс. канд. филол. наук Текст. / А. Г. Лисицын. - М., 1995.

73. Листроеа-Правда, Ю. Т. Концепт БОГ в языковом сознании русского народа Текст. / Ю. Т. Листрова-Правда // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.

74. Новая философская энциклопедия в 4т. Текст. М., «Мысль», 2001. -Т.З.

75. Нагибина, Е. В. Концепт «слава» в русском языке (лингвокультурологический аспект): автореф. дис. канд. филол. наук Текст. / Е. В. Нагибина. Барнаул, 2001.

76. Никитина, С. Е. Роду путешественного (о концепте ПУТИ в русских конфессиональных культурах) Текст. / С. Е. Нагибина // Логический анализ языка. Языки динамического мира. Дубна, 1999.

77. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1992 (Ожегов).

78. Павиленис, Р. И. Проблемы смысла: современный логико-философский анализ языка Текст. / Р. И. Павиленис. М., 1983.

79. Покровский, М. М. Семасиологические исследования в области древних языков Текст. / М. М. Покровский. М., 1986.

80. Попова, 3. Д., Стернин, И. А. Понятие КОНЦЕПТ в лингвистических исследованиях Текст. / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. -Воронеж, 1999.

81. Попова, 3. Д., Стернин, И. А. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / 3. Д. Попова, И. А. Стернин Воронеж, 2001.

82. Радзиевская, В. Концепт СУДЬБА в современных контекстах Текст. / В. Радзиевская // Логический анализ языка: Культурные концепты. -М.,1991

83. Реформатский, А. А. Введение в языковедение: Учебник для филологических специальностей высших педагогических учебных заведений. Текст. / А. А. Реформатский. М., 1996.

84. Русская грамматика в 2т. Текст. М.,1980.

85. Савенкова, Л. Б. Концепт судьба и его реализация в русских пословицах Текст. / JI. Б. Савенкова // Язык и национальное сознание. -Воронеж, 1998.

86. Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения Текст. / Е. С. Скобликова. -М., 1979.

87. Словарь русского языка: в 4т. Текст. М., 1984. (MAC).

88. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. Текст.-М.,1962 (БАС).

89. Слышкин, Г. Г. Концепт ЧЕСТИ в американской и русской культурах: на материале толковых словарей Текст. / Г. Г. Слышкин // Языковая личность. Волгоград, 1996.

90. Солженицын, А. И. Архипелаг ГУЛАГ Текст. / А. И. Солженицын // Малое собрание сочинений. Т. V -VIII. М., 1991.

91. Солженицын, А. И. Бодался телёнок с дубом Текст. / А. И. Солженицын // Новый мир. М., 1991. - № 6 -12.

92. Солженицын, А. И. В круге первом Текст. / А. И. Солженицын // Малое собрание сочинений. Т. I, II. М., 1991.

93. Солженицын, А. И. Раковый корпус Текст. / А. И. Солженицын // Малое собрание сочинений. Т. IV. -М., 1991.

94. Солженицын, А. И. Рассказы Текст. / А. И. Солженицын. М.,1991.

95. Солженицын, А. И. Публицистика. Т. I III Текст. / А. И. Солженицын. -Ярославль, 1995.

96. Солнцев, В. М. Язык как системно-структурное образование Текст. / В. М. Солнцев. -М., 1977.

97. Смирницкий, А. И. Значение слова Текст. / А. И. Смирницкий // ВЯ. -1955.-№2.

98. СшрницкщАИ. Лексическое и грамматическое в сгоне Текст. / А И Смирницкий// Вопросы грамматического строя.-М., 1955.

99. Солохина, А. С. Концепт «свобода» в английской и русской лингвокультурах: дисс. канд. филол. наук. Текст. / А. С. Солохина. -Волгоград, 2004.

100. Срезневский, И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам Текст. / И. И. Срезневский. М., 1912 (Срезневский).

101. Степанов, Ю. С. Основы общего языкознания: Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов Текст. / Ю.С. Степанов. М., 1975.

102. Степанов, Ю. С. Слово Текст. / Ю.С. Степанов // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. М., 1997.

103. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры Текст. / Ю. С. Степанов. -М,2001.

104. Стернин, И. А. Концепт и языковая семантика Текст. / И. А. Стернин // Связи языковых единиц в системе и языковая реализация. Когнитивный аспект. Тамбов, 1999.

105. СтернщИА, Быкова, Г. В. Концепты и лакуны Текст. /И А Стернин, Г. В. Быкова //Языковоессонание: формировании функционирование. М., 1998.

106. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2т. Текст. / А. Н. Тихонов. М., 1985. - Т. 2.

107. Тихонова, В. Я. Концепт «борьба» в русской языковой картине мира: дисс. канд. филол. наук Текст. / В. Я. Тихонова. Новосибирск , 2005.

108. Ш.Таш<овьш<жщърусаш)язьш Текст. / год ред Б. МВалинаиДН Ушакова.-М, 1940(Ушаков)

109. Толковый словарь русского языка н. XXI в. Актуальная лексика Текст. / под ред. Г. Н. Скляревской. М., 2006.

110. Толочко, О. В, Слышкин, Г. Г. Концепт ОТЛИЧНИК в русской картине мира Текст. / О. В. Толочко, Г. Г. Слышкин // Языковая личность: проблемы креативтиной семантики. Волгоград, 2000. - С.33-37.

111. Убийко, В. .И. Концептосфера внутреннего мира человека в русском жыке. Комплексный ф)7жцисш1ьж-шгнишвнь1й словарь Текст. / В. И. Убийко. -Уфа, 1998.

112. Урманов, А. В. Поэтика прозы А. И. Солженицына: дисс.филол. наук Текст. / А. В. Урманов. -М., 2001.

113. Урманов, А В. Творчество Атекеащра Ссшженицьша Текст. / А В. Урманов.-М,2003.

114. Уфимцева, А А Опыт изучения лексики как системы Текст. / А А Уфимцева-М,1962

115. Уфимцева, А. А. Лексическое значение. Принцип семиологического описания лексики Текст. / А. А. Уфимцева. М., 1986.

116. Фархутдинова, Ф. Взглянуть на мир сквозь призму слова. Опыт лингво-культурологического анализа русскости Текст. / Ф. Фархутдинова. -М., 2000.

117. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка Текст. / М. -СПб., 1996 (Фасмер).

118. Философский энциклопедический словарь Текст. -М., 1989.

119. Философская энциклопедия Текст. М., 1967.

120. Ханпира, Э. И. О художественной дефиниции Текст. / Э. И. Ханпира // Проблемы структурной лингвистики. М., 1982.

121. Хенсон, Д. Глобальная модель политической социализации Текст. / Д. Хенсон // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2007. - С. 66-71.

122. Хижняк, Л. Г. Концепт «свобода»-«воля» в современной коммуникации Текст. / Л. Г. Хижняк // Проблемы речевой коммуникации. -Саратов, 2000.

123. Хижняк, Л Г. Ключевью слова в грсве А И Салженищ>ша Текст. / Л Г. Хижняк //Филология: Межвуювский сборник i иучньктруцт-Саротов, 1999.

124. Чернейко, Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени Текст./ Л. О. Чернейко. -М., 1997.

125. Чернейко, JI. О., Хо Сон Тэ Жизнь и смерь как фрагменты русскойязыковой картины мира Текст. / J1. О. Чернейко, Хо Сон Тэ // ФН. 2001.-№5.

126. Чернов, В. И. Именные предикативные конструкции в современном русском языке. Текст. / В. И. Чернов М., 1985.

127. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка Текст. / П. Я. Черных. -М., 1994 (Черных).

128. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) Текст. / А. П. Чудинов. -Екатеринбург, 2001.

129. Шанский, Н. М. Лексикология современного русского языка Текст. / Н. М. Шанский. М., 1964.

130. Шанский, К М, Иванов, В. В., Шанская, Т. В. Крапсий эшмагюгический словарь русского языка Текст. /ИМ Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. МД986 (Шанский, Иванов, Шанская).

131. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка Текст. / А.А. Шахматов. М., 1941.

132. Шмелёв, А. Д. Лексический состав русского языка как отражение русской души Текст. / А. Д. Шмелёв // РЯШ. 1996. - №4.

133. Шмелёв, А. Д. Русская языковая модель мира. Материалы к словарю Текст. / А. Д. Шмелёв. М., 2002

134. Шмелёв, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики Текст. / Д.Н. Шмелёв.-М., 1973.

135. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. Л., 1974.

136. Языковая номинация (виды наименований) Текст. М., 1977.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.