Русская военная музыка первой половины XIX века. Развитие военно-музыкантской службы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Черток, Михаил Давидович

  • Черток, Михаил Давидович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 286
Черток, Михаил Давидович. Русская военная музыка первой половины XIX века. Развитие военно-музыкантской службы: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2017. 286 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Черток, Михаил Давидович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Организация военно-музыкального дела в вооруженных силах Российской империи первой половины XIX века

1.1 Создание и развитие хоров музыки в сухопутных войсках в конце XVII -

XVIII вв

1.2. Состав музыкантов в воинских частях в первой половине XIX в

Глава 2. Руководство военно-музыкальной службой и подготовка военных музыкантов

2.1. Система подготовки военных музыкантов

2.2. Капельмейстеры и их роль в руководстве военной музыкой

2.3. Обеспечение военных музыкантов инструментами и их материальное довольствие

Глава 3. Репертуар и исполнительская деятельность военных оркестров

3.1. Ритуалы и воинский распорядок

3.2. Марши

3.3. Гимн

3.4. Сигнальная музыка

3.5. Концертная деятельность военных музыкантов, влияние её на музыкальную культуру России

Заключение

Список сокращений и условных обозначений

Список терминов

Список литературы

Приложения

Приложение I. Иллюстрации

Приложение II. Нотные фрагменты. Сигналы

Приложение III. Партитуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская военная музыка первой половины XIX века. Развитие военно-музыкантской службы»

Введение

Данное диссертационное исследование посвящено истории русской военной музыки первой половины XIX века, прежде всего, в аспекте изучения военно-музыкантской службы. В рассматриваемый период военная музыка занимала видное место в культурной и общественной жизни России. Разумеется, без военной музыки была немыслима жизнь армии. Музыка звучала во время парадов и сражений, в походах и на биваках. Но этим её роль не ограничивалась. Военной музыке придавалось подлинно государственное значение. Она воплощала в себе мощь и непобедимость русской армии, величие Империи и славу её побед.

Развитие русской военной происходило под влиянием многочисленных и разнообразных (отчасти, даже, разнородных) факторов.

В вооружённых силах военная музыка выполняла две основные функции: Во-первых, для управления войсками применялись музыкальные сигналы. Эта функция военной музыки очень древняя, передача сигналов с помощью музыкальных инструментов (труб, барабанов) появилась, по всей видимости, одновременно с самими военными конфликтами (и задолго до появления регулярных армий). Во-вторых, музыка активно использовалась при оформлении ритуалов и церемоний. При этом, две названные функции не были изолированы друг от друга, а находились в постоянном взаимодействии. Так, мотивы сигналов могли включаться в марши, исполнявшиеся во время торжеств и парадов. Многие российские военачальники XVIII - XIX вв. придавали музыке большое значение в деле воспитания солдат и офицеров, а также поддержания у них боевого духа.

На военную музыку влияли, с одной стороны, изменения в организации армии и, отчасти, даже в военном искусстве. С изменением численности и структуры воинских частей и соединений менялись естественно, численность и состав в них музыкантов. Перемены в тактике требовали корректировки системы

сигналов и др. С другой стороны военная музыка находилась под влиянием общих тенденций в развитии музыкального искусства, как отечественного, так и зарубежного.

Наконец, значительное влияние на военную музыку оказывали внешние факторы, в первую очередь черты культуры тех народов и армий, с которыми вооруженные силы России соприкасалась во время войн и конфликтов, либо, как с врагами, либо, как с союзниками. Следует особо отметить, что военные победы России в начале XIX в. и, особенно, её участие в разгроме наполеоновской Франции способствовали резкому росту в Европе интереса, как к российской армии, так и к российской культуре. Факт влияния российской военной музыки на музыкальное искусство других стран отмечали многие исследователи, в том числе, зарубежные (см, напр. Ж. Кастнера [386], Дж. Фармера [382], Г. Кандлера [385] и др.).

Разнообразие и разнохарактерность влиявших на развитие военной музыки факторов делают анализ её истории весьма сложным и требуют обращения к различным сферам научных знаний, в том числе, музыковедению, культурологии и одновременно, к военной истории, а отчасти и к политической истории России и зарубежных стран.

Военная музыка - особая область музыкальной культуры России, уникальная по своей сути. Будучи во многих отношениях неотъемлемой частью русской культуры в целом, военная музыка имеет и свои особенности. Она содержит огромный пласт музыкального материала, развитую сферу исполнительского искусства, но, в то же время, жёстко регламентирована требованиями воинского уклада. Военная музыка в широком понимании включает многочисленные и разнообразны элементы. Наряду с инструментальной музыкой, в войсках широкое распространение получило хоровое пение (строевые песни, часто с использованием фольклора), в полках существовали хоры «песельников», церковные хоры и проч.

Военная музыка, несомненно, оказывала заметное влияние на другие сферы музыкального искусства. Она постоянно присутствовала в повседневной жизни

населения крупных и малых городов Российской империи. Полки дислоцировались и в столице, и на самых далёких окраинах страны. И в каждом полку, на протяжении первой половины XIX века имелся штат музыкантов.

Охватить в пределах одного, даже очень масштабного научного исследования, все аспекты истории военной музыки на протяжении относительно небольшого исторического периода невозможно. В настоящем диссертационном исследовании автор основное внимание сосредоточивает на изучении военно-музыкантской службы. В поле исследовательской работы находятся: развитие структуры военных «хоров» (оркестров), подготовка военных музыкантов, состав и структура музыкальных сигналов, музыкальное оформление воинских ритуалов, меры правительства по улучшению репертуара воинских музыкантских хоров и др.

Данные проблемы являются мало изученными, поскольку организация военно-музыкантской службы в гораздо меньшей степени привлекали к себе внимание исследователей, чем, скажем, влияние военной музыки на творчество выдающихся композиторов.

Актуальность исследования обусловлена тем, что русская военная музыка, во многом в силу ее специфичности, не получила достаточного освещения в науке и её изучение может быть отнесено к числу важнейших задач современного исторического музыкознания. Работ, специально посвященных военной музыке, особенно содержащих комплексный анализ её истории, в отечественной историографии немного. Одним из наименее разработанных аспектов при этом является организация и функционирование системы военно-музыкантской службы, которой и посвящено настоящее исследование

В качестве объекта исследования выступает военно-музыкантская служба в России первой половины XIX века, в совокупности её различных элементов, и в контексте развития военной музыки, как особой сферы музыкального искусства.

Предметом исследования являются основные тенденции в организации военно-музыкантской службы, меры правительства по развитию военной музыки,

комплектованию, подготовке и обеспечению военных музыкантов, служебная и концертная деятельность военных оркестров.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является систематизация и анализ истории развития русской военной музыки первой половины XIX века, с точки зрения организации военно-музыкантской службы.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

- изучить основы нормативно-правовой базы организации военно-музыкантской службы в России в рассматриваемый период;

- уточнить и дополнить сведения по динамике численности и состава

военных музыкантов в армейских и гвардейских воинских частях;

- проследить эволюцию инструментального состава оркестров воинских частей;

- проанализировать деятельность правительства страны и руководства военного ведомства в области подготовки военных музыкантов и руководителей (капельмейстеров) военных коллективов;

- рассмотреть порядок прохождения службы военными музыкантами, их материальное обеспечение (жалование, вещевое довольствие, особенности обмундирования и др.);

- осветить различные аспекты исполнительской практики военных оркестров и правительственные меры по улучшению репертуаров военных музыкантских хоров (оркестров).

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1802 г., когда императором Александром I были значительно увеличены штаты полковых музыкантских хоров до середины 1850-х годов, когда в ходе кардинальных военных реформ произошли значительные изменения в штатах, составе инструментов хора и системе подготовки музыкантов и капельмейстеров. Тем не менее, для логической связи событий, в диссертации также рассмотрены предыдущий и последующий периоды истории вооружённых сил России.

Территориальные рамки исследования охватывают всю территорию Российской Империи, включая Царство Польское и Финляндию. В отношении ведомственной принадлежности в работе рассмотрены, прежде всего, процессы развития военно-музыкального дела только в сухопутных войсках, так как в военно-морском флоте таковые, обладая своеобразием, требуют отдельного изучения. Тем не менее, в настоящем исследовании наряду с частями пешей и конной гвардии затронуты некоторые аспекты истории музыкантского хора Гвардейского экипажа1 и школы подготовки музыкантов для него, поскольку Гвардейский экипаж входил в состав Отдельного Гвардейского корпуса.

Методологическим основанием работы являются фундаментальные требования принципов исторической науки - объективность и историзм. В ходе исследования использовались системный, проблемно-хронологический, конкретно-исторический и сравнительно-исторический методы исследования. Их совокупность позволяет объективно представить русскую военную музыку, как целостную систему в её развитии под влиянием многих взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.

В исследовании использован также историко-культурный метод, в соответствии с которым русская военная музыка исследуется как целостный феномен русской культуры в комплексе её составляющих - в историческом развитии, в типологии, в административно-организационной, культурной, ритуальной конкретике. Ценность данного подхода - в возможности рассмотрения русской военной музыки как определённого историко-культурного феномена.

Для эффективности любого научного исследования крайне важна, при анализе и изложении материала, терминологическая точность. В связи с этим настоящая диссертация потребовала решения одного непростого вопроса, связанного именно с терминологией. В воинских частях в рассматриваемый

1 С деятельностью музыкантского хора Гвардейского экипажа в 1840-х годах связана работа барона Фёдора Александровича Раля (1802-1848). Однако, поскольку сам Гвардейский экипаж рассматривается в данной диссертации лишь фрагментарно (по указанным выше основаниям), то деятельность Ф.А. Раля оставлена нами за

пределами данного исследования.

период музыканты были четко разделены на две группы. Расписанные по подразделениям (ротам) барабанщики и флейтисты и др. предназначались в первую очередь для подачи сигналов, играли во время походного марша, задавая темп движения и т.д. - состояли в строевой службе. Музыканты, исполнявшие более сложную музыку при оформлении воинских ритуалов, торжеств и проч., стояли особняком от сигналистов, были сведены в особую группу, к которой был присоединён и капельмейстер.

Такая обособленная группа музыкантов в официальных документах XVIII-начала XX века именовалась «хором». Однако в музыкальной критике второй половины XIX в. и, особенно в научной литературе ХХ века и современного периода, эти же коллективы очень часто именуются оркестрами.

Интересно, что в 1963 году, в ходе дискуссии по истории военной музыки, разгоревшейся на страницах эмигрантского журнала «Военная быль», один из её участников, А.А. Скрябин1 (офицер Л.Гв. Конно-гренадерского полка и двоюродный брат выдающегося композитора А.Н. Скрябина), счёл необходимым указать своему оппоненту, Г.М. Гринёву2, на данную терминологическую тонкость. «Правда, у нас в России, - писал Скрябин, - часто называли воинские хоры музыки "духовыми оркестрами" или "оркестрами духовой музыки", но это было неправильно» [291, 45]. Замечание не лишено очень серьёзных оснований.

В настоящей диссертации её автор счел рациональным использовать преимущественно исторические, соответствующие исследуемой эпохе термины «хор», «хор военной музыки». Этот термин впервые стал применяться в отношении полковых музыкантов в официальных документах Екатерины II (вытеснив слово «команда») [113, 984].

Термин «оркестр» впервые появился в официальных документах, касающихся армии, при переименовании Придворного музыкантского хора в оркестр в 1886 г. В основном термин «оркестр» стал постоянно фигурировать в документах лишь с 1944 г., заменив в Красной Армии полковую «музыкантскую

1 О нем см.: Волков С.В. Русская военная эмиграция. Издательская деятельность. - М., 2008. - С. 468.

2 См. там же, с. 272.

команду» и «музыкантский (трубаческий) взвод». В более ранний советский период оркестрами назывались музыкальные коллективы военно-учебных заведений1.

Степень изученности темы. Потребность осмысления значения военной музыки для культуры России очевидна. В то же время даже беглый анализ литературы и трудов по истории русской музыки позволяет обнаружить приоритет истории церковной, народной, а позже оперной и симфонической музыки, творчеству отдельных музыкантов и композиторов, деятельности театров и музыкальных учебных заведений. Недостаток теоретических и исторических трудов о военной музыке отмечался ещё в дореволюционный период, в ходе работы Международной комиссии по новому камертону в 1860-1862 гг., Комиссии К.К. Штакельберга в 1908-1914 гг. О недостатке трудов говорилось и в советский период, например, на совещаниях военных дирижёров в 1948 и 1951 гг. и позднее. Немало пробелов в изучении истории отечественной военной музыки остаётся по сей день.

В различные периоды к истории военной музыки обращались, с одной стороны, авторы, изучавшие историю музыки в целом, а с другой стороны (достаточно часто) - историки русской армии. Но, и для тех, и для других военная музыкантская служба не являлась основным предметом изучения. Поэтому в их работах богатство фактического материала часто сочетается с фрагментарностью его изложения и анализа.

Хронологически отечественную историографию военной музыки можно разделить на три периода: 1) Дореволюционный период (с начала XIX века до 1917 года); 2) Советский период (с 1917 г. до начала 1990-х годов); 2) Постсоветский (или современный) период с начала 1990-х годов до настоящего времени.

Дореволюционная историография военной музыки в России включает очень небольшое число работ, специально ей посвящённых. Обобщающих работ по

1 Хотя в документах по формированию сводного оркестра для обеспечения Парада Победы 24 июня 1945 г. оркестрами назывались только коллективы учебных заведений. В НКВД и пехоте это были музвзводы, а в кавалерийских полках - трубвзводы (см.: ЧертокМ.Д. Музыканты Парада Победы. - М.: Канон+, 2015. - С. 17.)

истории военной музыки в этот период не было создано вовсе. Однако к отдельным аспектам проблемы нередко обращались авторы публицистических работ о состоянии современной им военной музыки, рецензенты концертов, должностные лица, по роду своей деятельности, имевшие отношение к организации военно-музыкантской службы и т.д. Не анализируя историю военной музыки специально, авторы всё же касались и её развития.

Среди работ, в которых анализ истории военной музыки используется для отражения современных автору проблем, стоит отметить статью Л.Н. Клугина «Значение музыкальных хоров в войсках» опубликованная в конце 1863 г. на страницах журнала «Военный сборник» [295].

Её автор, генерал-лейтенант Лавр Никанорович Клугин (1828-1879) был активным участником военных реформ 1860-70-х годов, сыграл заметную роль в разработке «Устава о всеобщей воинской повинности», служил на штабных должностях в Московском и Харьковском военных округах. Главную цель статьи он явно видел в том, чтобы выявить наиболее рациональные структуру и организацию службы военного хора. Для этого Л.Н. Клугин, однако, активно использовал исторические материалы о военной музыке, как в России, так и за рубежом.

Необходимо выделить также статью ротмистра Г.Н. Зубова «О положении военной музыки в России» в журнале «Музыкальный труженик» [298, 3-6], появившуюся через сорок лет после работы Л.Н. Клугина. Речь в ней идёт о подготовке военных капельмейстеров, состоянии школ военных кантонистов и деятельности Военного ведомства в области развития военно-музыкантского образования.

Стоит отметить, что Георгий Николаевич Зубов (1866-1936), будучи профессиональным военным, имел и музыкальное образование, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (1904 г.) и его анализ вопросов военной музыки был вполне профессионален. Однако исторические факты его интересовали в первую очередь, как основа для рекомендаций по совершенствованию военно-музыкального дела в настоящем.

Значительным вкладом в историографию отечественной военной музыки и военно-музыкантской службы явились статьи в военных энциклопедиях XIX -начала XX века. Уже в первом издании «Военного энциклопедического лексикона» (1845 г.) военной музыке была посвящена отдельная и довольно подробная статья «Музыка военная» видного военного историка, вице-директора Императорской Военной академии Логгина Ивановича Зедделера (1791-1852) [405а, 279]. Статьи «Барабан», «Барабанный бой», «Барабанщики» для первого издания «Лексикона» подготовил Карл Фёдорович Багговут (1810-1895), служивший с 1842 по 1858 г. штаб-офицером в Военной академии. Во втором издании «Лексикона» (1853 г.) статьи о военной музыке были несколько изменены. В нем появилась новая статья «Музыка военная» (к сожалению, без подписи автора) [405, т. IX, 166], которая, впрочем, очень напоминает статью из первого издания. Во второе издание «Лексикона» вошли также статьи «Барабан», «Барабанный бой», «Барабанщик» К.Ф. Багговута [405, т. II, 115].

Спустя почти 30 лет, в «Энциклопедии военных и морских наук» под редакцией генерала Г.А. Леера, являвшейся существенно переработанным вариантом «Лексикона», были размещены статьи «Барабанщик», «Барабан», «Музыка военная», «Сигналист», «Сигналы» и др. Обобщающая статья о военной музыке напечатана без указания автора [416, т. 5, 251]. Статьи о барабанах и барабанных сигналах подготовил Александр Федорович Редигер (1853-1920) [416, т. 1, 344]. Заметим, что А.Ф. Редигер также служил преподавателем, а затем профессором в Николаевской академии Генерального штаба, и, ведя дисциплину «Администрация» так или иначе, касался истории военной музыки при обучении слушателей академии. Впоследствии он занимал пост военного министра.

Достаточно содержательными статьями, сопровождаемыми рисунками и нотами, обладает и «Военная энциклопедия» изданная товариществом И.Д. Сытина в 1911-1915 гг. Это «Барабанные бои», «Барабан», «Барабанщики» из 4-го тома и «Зоря» из 10-го тома [403]. К сожалению, статьи о военной музыке в целом в данном издании нет. Такая статья была заявлена в 5-м («Верещагин-Воинская») томе энциклопедии («Военная музыка. См. Музыка военная») [403].

Однако соответствующий том просто не был издан в связи с начавшейся Первой мировой войной.

История военной музыки фрагментарно нашла отражение также в работах по истории вооруженных сил России в целом и по истории отдельных воинских частей. Так, например, военный историк и педагог, генерал-майор П.А. Шупинский, рассуждая об основных этапах развития русских вооружённых сил, цитируя видного военачальника М.Д. Скобелева, характеризует «боевое значение музыки», для их боеспособности [380, 85].

Особое значение для освещения истории военной музыки имеют многочисленные работы по истории отдельных воинских частей - «полковые истории». Этот очень популярный в Российской Империи вид военно-исторических трудов вообще отличался большим своеобразием и сегодня, по праву, привлекает внимание исследователей1. Во второй половине XIX - начале ХХ в. иметь собственную печатную историю стремился практически каждый полк. Научная квалификация авторов могла быть очень разной, в их роли выступали видные военные историки, профессора Академии Генерального штаба и исследователи-дилетанты, порой написание истории поручалось кому-либо из его офицеров. Соответственно, очень различался и уровень работ, который колебался от подробных и глубоких исследований до откровенных компиляций.

Разумеется, центральное место в работе по истории полка принадлежало его подвигам на бранном поле, участию в различных военных кампаниях, строительству и развитию части, биографиям выдающихся офицеров, но нередко авторы упоминали и о военной музыке.

К авторам, уделявшим музыке повышенное внимание, относятся: Б.В. Адамович (в работе по истории Л.Гв. Кексгольмского полка [309, 159-166]), М.П. Азанчевский (по истории Л.Гв. Преображенского полка [310]), П.Н. Дирин (Л.Гв. Семёновский полк [328]), В.К. Судравский (Л.Гв. Гренадерский полк [365]), С.А. Гулевич (Л.Гв. Финляндский полк [326]) и др.

1 См. напр.: Хохлов И.В. Полковая историография русской армии в конце XIX - начале ХХ в. // Вопросы истории. 2008. №2. С. 159-166.

Особо стоит отметить книгу видного военного историка П.О. Бобровского об истории Л.-Гв. Преображенского полка [314], в которой история одной из старейших гвардейских воинских частей тесно связывается с историей развития государства и русской культуры, а из богатого фактического материала можно почерпнуть немало сведений об основных тенденциях в развитии военно-музыкальной службы и военной музыки.

Заслуживает также внимания рукописная история Л.Гв. Измайловского полка, составленная его офицером Н.И. Кутузовым в первой четверти XIX века, которая ныне хранится в фонде рукописей Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ) [97]. Автору удалось опубликовать лишь небольшой фрагмент своей работы [345]. Кроме того, собранные им материалы были использованы в «Краткой истории Лейб-гвардии Измайловского полка», опубликованной в 1830 г. без указания автора или составителя [343]. Во второй половине XIX в. книги по истории Измайловского полка написали и выпустили видные военные историки А.В. Висковатов [317] и Н.А. Зноско-Боровский [336]. Работа Н.И. Кутузова оказалась как бы в тени этих сочинений. Однако она содержит очень интересный фактический материал об изменениях в начале XIX в. полковых штатов и, соответственно, о составе в нём военных музыкантов.

Вопросы истории военной музыки рассматриваются также в изданиях, посвящённых различным военно-учебным заведениям. Особенно богата информацией в этом отношении работа по истории 2-го Кадетского корпуса Н.П. Жерве [332].

Наряду с военными историками, вопросы развития военной музыки затрагивали авторы работ по истории отечественного музыкального искусства в целом. Однако они обращались к проблеме крайне фрагментарно. Так, М.М. Иванов в своей работе «История музыкального развития России» ограничился лишь общими вопросами развития инструментов, имевших применение и в военных оркестрах русской армии, нотной графики, правил

расположения инструментов в партитурах [338]. Небольшая по объёму информация имеется также и по вопросу развития музыкантского образования.

Краткая информация о военной музыке содержится в комплексных работах П.Д. Перепелицына «История музыки в России с древнейших времен до наших дней» (1888) [356], В.А. Чечотта «История музыки» (1890) [376], И.В. Липаева «История музыки. Курс лекций» (1915) [348] и др.

Наиболее значимым трудом в области обеспечения капельмейстеров и музыкантов форменной одеждой стала работа А.В. Висковатова «Историческое описание формы одежды и вооружения русских войск» [316]. Эта книга была полезна как попытка рассмотрения не только одежды музыкантов и капельмейстеров, их знаков различия и специфики, но и рисунки их «музыкальных орудий», используемых на протяжении почти ста лет.

В целом в дореволюционный период историографии был накоплен фактический материал, однако он оказался растворен в трудах, не посвященных специально военной музыке, в т.ч. в «полковых историях». К тому же немало вышедших тогда в свет работ носило, скорее, эмоциональную окраску. Развитие военной музыки в них недостаточно сопоставлялось с общим развитием русской армии, русской культуры, общемировыми тенденциями в музыкальном искусстве.

Сразу после окончания Гражданской войны в Советской России стали появляться работы о военной музыке. Одними из первых среди них были статьи начальника Отдела военных оркестров РККА В.Л. Мессмана в своём еженедельном журнале «Музыка» за 1922 гг. [297, 4]. В них автор пытался установить связи между «старой», дореволюционной военной музыкой и советской, но подробного исторического анализа не производил. Кратко и фрагментарно к истории военной музыки обращался также С.А. Чернецкий (инспектор военных оркестров Красной Армии и Флота в 1924-1949 гг.).

В дальнейшем, в 1930-е годы, к дореволюционному периоду в истории военной музыки (как и к «старому» искусству в целом) у советских авторов сложилось резко негативное отношение. Военная музыка, преимущественно, жанр марша, стали объектом выступлений «разгромного» характера, в первую

очередь, в изданиях, связанных с Российской ассоциацией пролетарских музыкантов (РАПМ).

К сожалению, позицию безапелляционного осуждения старой музыки занял и С.А. Чернецкий. Так, в его рапортах военному руководству и выступлениях на различных совещаниях категорически отрицалась какая-либо преемственность между дореволюционной и советской военной музыкой, и утверждалось, что прежде «военная музыка служила милитаристской идеологии господствующих эксплуататорских классов» [87, 5-7].

В 1930-е и 40-е годы эти оценки стали общепринятыми. Так, дирижер и композитор М.М. Ипполитов-Иванов в статье «Школа музыкальной культуры» (1933 г.) решительно заявлял, что Красная Армия получила в наследство от царской армии очень слабую военную музыку и в первые годы её существования «... не было высококвалифицированных капельмейстеров-руководителей, репертуар был чрезвычайно беден. Он состоял в большинстве случаев из бессодержательных и бездарных маршей и попурри, сочинённых музыкально полуграмотными капельмейстерами...» [339, 240]1.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Черток, Михаил Давидович, 2017 год

Литература

309. Адамович, Б.В. Сборник военно-исторических материалов Л.Гв. Кексгольмского полка / Б.В. Адамович - СПб.: Военная типография, 1910. - 354 с.

310. Азанчевский, М.П. История Преображенского полка. Сост. Лейб-гвардии Преображенского полка штабс-кап. Азанчевский 1-й / М.П. Азанчевский

- М.: Катков и Ко, 1859. - 399 с.

311. Аксёнов, Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша / Е.С. Аксёнов. - М., 1970. - 132 с. - (Труды факультета / Военно-дирижёрский факультет при МДОЛГК, вып. 10).

312. Александровский, К. Очерк истории Лейб-гвардии Уланского Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны полка. Составлен корнетом А. Александровским / К. Александровский - СПб.: тип. Эдуарда Гоппе, 1896. - 131 с.

313. [Берхгольц, Ф.В.]. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. 17211725. Ч. 2. - М.: Университетская типография, 1902. 352 с.

314. Бобровский, О.П. История Лейб-гвардии Преображенского полка (1683-1725) / О.П. Бобровский - М.: Кучково поле. 2007. - 570 с.

315. Бобровский, П.О. История Лейб-гвардии Уланского Ея Величества государыни императрицы Александры Федоровны полка. В 2 т. / О.П. Бобровский

- СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1903. - т. 1-2. 435 с.

316. Висковатов, А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск в 19 томах. Т.1. / А.В. Висковатов - СПб.: Главное интендантское управление, 1899. - 118 с.

317. Висковатов, А.В. Историческое обозрение Л.Гв. Измайловского полка. 1730-1850 гг. / А.В. Висковатов - СПб.: Типография Главного управления путей сообщения и публичных зданий, 1893. - 248 с.

318. Висковатов, А.В. Очерк истории Тобольского пехотного полка / А.В. Висковатов - СПб.: Типография Э. Веймара, 1857. - 230 с.

319. Военная музыка в Санкт-Петербурге. 1703-2003. - СПб.: Арт-Деко, 2004. - 251 с.

320. Воронов, П. История Л.Гв. Павловского полка. 1790-1890 гг. Ч.1. / П. Воронов - СПб.: Б.и., 1890. - 424 с.

321. Герцман, Е.В. Никомах из Герасы среди предшественников, современников и потомков / Герцман Е.В. - СПб., "Издательский дом Миръ", 2016. - 620 с.

322. Глинка, Ф.Н. Письма русского офицера (1812-1814 год.) / Ф.Н. Глинка - М.: Терра. 2009. - 230 с.

323. Гордин, А.М., Гордин М.А. Пушкинский век: панорама столичной жизни / А.М. Гордин, М.А. Гордин - СПб.: Издательство Пушкинского фонда, 1995. 224 с.

324. Греч, Н.И. Записки о моей жизни / Н.И. Греч - М.: Захаров, 2002. -396 с.

325. Гринев, С.А. История роты дворцовых гренадер. К 100-летию Отечественной войны 1812-1814 гг. / С.А. Гринев - СПб., 1911. - 393 с.

326. Гулевич, С.А. История Лейб-гвардии Финляндского полка. 1806-1906 гг. Ч. 1-5 / С.А. Гулевич - СПб., 1906-1909. 533 с.

327. Давыдов, Д.В. Гусарская исповедь. Дневник партизанских действий 1812 года / Д.В. Давыдов - М.: Директ-Медиа, 2010. - 51 с.

328. Дирин, П. История Л.Гв. Семёновского полка. 1683-1883 гг. в 2 т. / П. Дирин - СПб., 1883. - 545 с.

329. Дмитриев, М.М. Краткая история Л.Гв. Московского полка. 1811-1883 гг. / М.М. Дмитриев - СПб., 1883. - 14 с.

330. Долгушина, М.Г. Капельмейстер Антон Антонович Дерфельдт и его камерная вокальная музыка / Долгушина М.Г. // Невельский сборник / Отв. ред. Л.М. Максимовская. - Вып. 13. - СПб.: Акрополь, 2008. - С. 131-137.

331. Дуров, В.А. Русские награды ХУШ-начала XX в. / В.А. Дуров - М.: Просвещение, 1997. - 208 с.

332. Жерве, Н.П. Исторический очерк 2-го Кадетского корпуса 1712-1912 гг. / Н.П. Жерве - СПб.: тип. Тренке и Фюсно, 1912. - 174 с.

333. Жихарев, С.П. Записки современника / С.П. Жихарев - М.-Л., Издательство АН СССР, 1955. - 837 с.

334. Задонщина: Похвала великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Андреевичу / Составитель Е.Н. Лебедев - М.: Современник, 1980. - 106 с.

335. Записные книжки великого князя Николая Павловича (1822-1825). -М.: Политическая энциклопедия. 2013. - 465 с.

336. Зноско-Боровский, А.И. История Лейб-гвардии Измайловского полка: 1730-1880 / А.И. Зноско-Боровский - СПб.: тип. П.Е. Лобанова, 1882. - 324 с.

337. Ноздрунов, Б.М. Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX в. / Б.М. Ноздрунов // Хрестоматия по истории военной музыки. Ч.1. Русская военная музыка (до 1917 года). М., 1981. - С. 106-162.

338. Иванов, М.М. История музыкального развития России. В 2-х томах. С рисунками и нотными примерами / М.М. Иванов - СПб.: тип. А.С. Суворина, 1910-1912. - Т. 1. 448 с.

339. Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович. Письма. Статьи. Воспоминания / М.М. Ипполитов-Иванов; сост. Н.Н. Соколов - М.: Советский композитор, 1985. - 358 с.

340. Керсновский, А.А. История русской армии. В 4 т. / А.А. Керсновский - М.: Голос, 1992-1994. - 1220 с.

341. Клейн, Э.Г. Из истории военных оркестров Костромского края / Э.Г. Клейн - Кострома: ДиАр, 2010. - 208 с.

341а. Ковалёв, К.П. Бортнянский. ЖЗЛ / К.П. Ковалёв - М.: Молодая гвардия, 1989. - 354 с.

342. Кожевников, Б.Т., Хаханян, Х.М. Материалы по истории русской военной музыки в первой половине XIX века // Хрестоматия по истории военной музыки. Ч.1. Русская военная музыка (до 1917 года). М., 1981. - С. 37-56.

343. Краткая история Лейб-гвардии Измайловского полка. - СПб.: Военная типография, 1830. - 120 с.

344. Кунин, М. Нотопечатание: Очерки истории / М. Кунин - М.: Советский композитор, 1963. - 77 с.

345. Кутузов, Н.И. Война турецкая. (Отрывок из Истории Лейб-гвардии Измайловского полка, писанной оного полка бывшим поручиком Н.И.К.) / Н.И. Кутузов - СПб., 1822. - 28 с.

346. Левашев, Е. М., Тетерина Н. И. Вариации на тему «Боже, царя храни»: к истории музыкальных и поэтических видоизменений гимна Российской империи // Келдышевские чтения-2005. Множественность научных концепций в музыкознании. К 60-летию Е. М. Левашева. - М., 2009. - 454 с.

347. Летин, С.А. Российская Императорская гвардия / С.А. Летин - СПб.: Славия, 2005, 472 с.

348. Липаев, И.В. История музыки. Курс лекций / И.В. Липаев - Саратов, М.Ф. Тидеман, 1915. - 89 с.

349. Матвеев, В.А. Русский военный оркестр. Краткий очерк / В.А. Матвеев - М.-Л.: Музыка, 1965. - 65 с.

350. Михайлов, А.А. Обаяние мундира / А.А. Михайлов - Псков: Псковская областная типография, 2004. - 296 с.

351. Михайлов, А.А. Руководство военным образованием в России во второй половине XIX - начале XX века / А.А. Михайлов - Псков: Изд-во Псковского областного института повышения квалификации работников образования, 1999. - 464 с.

352. Михайлов, А.А. Федор Богданович Гаазе: главный капельмейстер войск гвардии // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Т. 12. XIX век: Страницы биографии / Отв. ред. и сост. Н.А. Огаркова - СПб., 2013. 384 с.

353. Николаев, Н.Г. Исторический очерк о регалиях и знаках отличия русской армии. Изд. Главного интендантского управления. Т. 2. - СПб.: Главное интендантское управление, 1899. - 240 с.

354. Одоевский, В.Ф. Дневники. Переписка. Материалы // М.В. Есипова. -М.: ГЦММК им. Глинки, 2005. - 56 с.

355. Орлов, Ф. История Санкт-Петербургского гренадерского короля Фридриха полка / Ф. Орлов. - СПб.: тип. В.Г. Аксеенко, 1892. - 186 с.

356. Перепелицын, П.Д. История музыки в России с древнейших времён и до наших дней / П.Д. Перепелицын. - СПб.-М.: Издание Товарищества М.О. Вольф, 1889 г. - 282 с.

357. Пестриков, Н.С. История Лейб-гвардии Московского полка / Н.С. Пестриков - СПб.: Лештуковская паровая скоропечатня П.О. Яблонского, 1903. Т. 1. - 238 с.

358. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Плутарх. - М.: Альфа-книга: 2008. Ликург и Нума Помпилий, гл. 22. - 946 с.

359. Повести Древней Руси XI-XII вв. - Л., 1983. 574 с.

360. Скребков, С.С. Xудожественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 446 с.

361. Советская военная музыка // Б.Т. Кожевников. - М.: Военно-оркестровая служба МО СССР, 1977. - 576 с.

362. Сохор, А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М., 1971. - 367 с.

363. Стасов, В.В. Избранные сочинения в 3 т. / В.В. Стасов - М.: Искусство, 1952. - Т. I. 1680 стлб.

364. Струков, Д.П. Исторический очерк о регалиях и знаках отличия русской армии / Д.П. Струков. - СПб.: Изд. Главного интендантского управления. 1902. - Т. 3. 205 с.

365. Судравский, В.К. История Лейб-гвардии Гренадерского полка. 17561906 г.г. Т. 1. / В.К. Судравский - СПб.: Тип. Р. Голике и А. Вильборг, 1906. - 451 с.

366. Сурин, Н.К. К истории русских воинских ритуалов и их музыкального оформления в период с IX по начало XVIII века / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. - М., 1981. - 579 с.

367. Тутунов, В.И. История военной музыки России / В.И. Тутунов. - М.: Музыка, 2005. - 465 с.

368. Усов, Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах // Труды Военно-дирижерского факультета при МДОЛГК. Выпуск X. - М., 1970. 199 с.

369. Хрестоматия по истории отечественной военной музыки // В.И. Тутунов. - М.: ВДФ при МГК им. П.И. Чайковского, 1981. - 579 с.

370. Хрестоматия зарубежной военной музыки. Франция. Англия. Германия // М.Д. Черток - М.: Канон+, 2013. - 578 с.

371. Цуккерман, B.A. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм /

B.А. Цуккерман. - M.: Музыка, 1964. - 256 с.

372. Черток, М.Д. Русский военный марш. К 100-летию марша «Прощание славянки» / М.Д. Черток - М.: Канон+, 2012. - 275 с.

373. Черток, М.Д. Военные марши России. К 200-летию Отечественной войны 1812 года / М.Д. Черток - М.: Канон+, 2013. - 320 с.

374. Черток, М.Д. Военная музыка России накануне Первой мировой войны / М.Д. Черток. - М.: Канон+, 2015. - 940 с.

375. Черток, М.Д. Центральный военный оркестр / М.Д. Черток - М.: Канон+, 2015. 600 с.

376. Чечотт, В.А. История музыки: отд. 1-3 / В.А. Чечотт - Киев: Типо-лит. Имп. Ун-та св. Владимира, 1891. - 176 с.

377. Шавров, К.Р. Краткая история 11 гренадёрского Фанагорийского Генералиссимуса Князя Суворова полка / К.Р. Шавров. - М.: тип. Т.И. Гаген, 1890. - 202 с.

378. Шильдер, Н.К. Император Александр I / Н.К. Шильдер - СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1898. - 383 с.

379. Штакельберг, К.К. Полтора века конной гвардии 1730-1880 / К.К. Штакельберг. - С-Пб.: тип. В.Ф. Демакова, 1881. - 272 с.

380. Шупинский, П.А. Конспект-записки по истории русского военного искусства. Ч. 1 / Н.П. Михневич - Тверь, типо-лит. Н.М. Родионова, 1909 г. - 232

C.

381. Brenet, M : La Musique Militaire : Paris : [1915]. - 127 p.

382. Farmer, H.G. The Rise & Development of Militairy Music. - London, 1912. - 156 p.

383. Höfele, B. Die Deutsche Militärmusik. Bonn. 2004. 215 S. 3-18.

383а. Hofer, A. Die „Königlich Preußische Armeemarschsammlung" 1817-1839. - Musikverlag Johann Kliment, Wien 2007. - 128 S.

384. Kalkbrenner, A. Die Organisation der Militär-Musik Korps aller Länder, Hannover, 1884. - 214 s.

385. Kandler, G. Militärmusik // MGG. Bd 9. Kassel - Basel - London: Bärenreiter-Verlag, 1989. S: 305-333.

386. Kastner, G: Manuel général de musique militaire. - Paris, 1848. - 411 p.

387. Neukomm, E. Histoire de la musique militaire. Paris, Baudoin : 1889. -354 p.

388. Panoff, P. Militärmusik in Geschichte und Gegenwart. Berlin. 1938. - 120

р.

389. Ringelmann, K., Steinetz W., Heidler M., Ratzek W. Das Ausbildungmusikkorps der Bundeswehr: eine Dokumentation. - Bonn: Der KurierVerlag, 1999. - 95 S.

390. Toeche-Mittler, J. Armeemärsche. 3 teil. Berlin. 1966-1975.

391. Wieprecht ,W. Die Militär-Musik. Bonn. 1883. 316 s.

Статьи

392. Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова императору Николаю I // Река времен. М., 1995. Кн. 1. С. 70-72.

393. Недоспасова, А.П. О вкладе Петра Великого в развитие отечественной инструментальной музыки / А.П. Недоспасова // Старинная музыка. - 2016. - № 1.

- С. 1-7.

394. Рыжкова, Н.А. Батальная музыка в России / Н.А. Рыжкова // Старинная музыка. - 2002. - № 2. - С. 8-13.

395. Рыжкова, Н.А. Военная музыка Александровской эпохи // Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств. Сообщения и публикации. Вып. 4. СПб., 2007. С. 195-207.

396. Хохлов, И.В. Полковая историография русской армии в конце XIX -начале ХХ в. / И.В. Хохлов // Вопросы истории. - 2008. - №2. - С. 159-166.

397. Черток, М.Д. Колесо истории / М.Д. Черток // Оркестр. - 2012. - № 4.

- С. 114-115.

Словари, энциклопедии, справочники

398. Большая советская энциклопедия. М.: ОГИЗ РСФСР. 1938. Т. 38.

399. Большая советская энциклопедия. М.: ГНИ БСЭ. 1954. Т. 26.

400. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1974. Т. 15.

401. Большая энциклопедия: В 62 т. М.: Терра, 2006. Т. 28.

402. Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. СПб.: Знание, 1900. Т. 2.

403. Военная энциклопедия [в 18 т.]. - СПб.:Т-во И.Д. Сытина. 1911. -[Перетц Г.Г.] Заря // Военная энциклопедия. Т. Х «Елизавета-Инициатива». СПб., 1912.

404. Военная энциклопедия: В 8 т. М.: Военное издательство, 2001.

405. Военный энциклопедический лексикон [в 14 т.]. - СПб. Тип. штаба военных вузов, 1857. Т. 2. С. 117; Т. 9. С. 166; Т. 12.

405а. Военный энциклопедический лексикон [в 14 ч.]. / Зедделер Л.И. // Ч. 9. - СПб., 1845. - С. 279-280 «Музыка военная».

406. Музыкальный словарь Гроува. М.: Практика, 2007.

407. Музыкальная энциклопедия [в 6 т.]. М.: Сов. энциклопедия, Сов. композитор. 1973-1982.

408. Немцы России. Энциклопедия / Губкина Н. // Дерфельды - М., 1999.

Т. 1.

409. Петербургский некрополь. Справочник [в 4 т.] - СПб., 1912-1913. Т. 2.

410. Преображенский, А.Г. Этимологический словарь русского языка / А.Г. Преображенский. - М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Совко, 1910-1914.

411. Риман, Г. Музыкальный словарь / Г. Риман. - М.: Изд-во П. Юргенсона, 1S96.

412. Русский биографический словарь. Изд. Императорского русского исторического общества. М. 1914. Т. 4.; Т. «Дибелов-Дядьковский». СПб. 1905.

413. Сводный каталог Российских нотных изданий. Т. 2. XIX в. 1-я четверть. СПб., РНБ. 2005.

414. Словарь русского языка XVIII века. Вып.5. «Выпить-Грызть». - Л., АН СССР, 1989.

415. Советская военная энциклопедия. В S т. М.: Воениздат МО СССР. 197S. Т. 5.

416. Энциклопедия военных и морских наук [в S т.] / Под ред. Г.А. Леера и др. - СПб.: Тип. В. Безобразова и комп., 1SS3-1897.

417. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Типолитография И.А. Ефрона, 1S96. Т. 36.

41S. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. 7-е изд. М., 1915. Т. 28.

419. Die Musik in Geschichte und Gegenwart (MGG). Bd 9. Kassel - Basel -London: Bärenreiter-Verlag, 1989.

42G. Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers (Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел). Paris, 1756. V. 6.

421. Brockhaus Conversations-Lexikon. Oder kurzgefaßtes Handwörterbuch. Amsterdam, 1809. V. 6.

422. Dictionnaire de musique. Par J.J. Rousseau. Paris, 1764.

423. The New Encyclopedia Britanica. V. 7. Micropedia, Peter B. Norton. USA, 1994.

Нотные издания

424. Альбом для военной музыки А. Львова. 1S57. (Хранение РГБ № М3192/1693).

425. Барабанные, флейточные, сигнальные и некоторые музыкантские ноты, принадлежащие к Воинскому уставу о пехотной службе. СПб.: литография у Н. Строва. 1S32 г.

426. Военная музыка России. Сборник всех Русских гвардейских полковых маршей. сост. для ф-но В.В. Вурм. СПб.: Союз художников, 2016. - 224 с., илл.

427. Военные марши всех гвардейских полков. СПб.: Гутхейль, 1S56.

42S. Военные марши всех гвардейских полков, аранж. для фортепиано Дерфельдтом. СПб.: Стелловский. 1S59.

429. Военно-музыкальный альбом, под ред. Гаазе Ф.Б. СПб., вып. 1S43-1845.

43G. Дерфельдт, А.А. Марши военные Императорской Российской гвардии. СПб. Дальмас, [1809-1817?]. (Хранится в Фонде редких и ценных изданий РГБ, ОНИЗ).

431. Дерфельдт, А.А. Марши военные Императорской Российской гвардии. СПб. Дальмас, 1815 (Реконструкция: Медленные и скорые марши Российской гвардии // М. Черток. - М.: Канон+, 2013).

432. Кавалерийские сигналы 1881 г.

433. Ноты барабанных боёв и сигналов на рожке 1848 г.

434. Общий свод кавалерийских и конно-артиллерийских сигналов и драгунских барабанных боёв» 1837 г.,

435. Фрейман, фон О.Р. Сборник полковых (встречных) и исторических маршей Российской армии в партитурах», в 4 томах, изданных в Лейпциге в 1901 -1902 г.

Диссертации

436. Березин, В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма: дисс. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Березин Валерий Владимирович. - М., 2000. - 388 с.

437. Выскочков, Л.В. Император Николай I: человек и государь: дисс. д-ра ист. наук: 07.00.02 / Выскочков Леонид Владимирович - СПб., 2001. - 640 с.

438. Дунаев, Л.Ф. Становление инструментовки-науки и ее развитие в отечественном музыкознании XX века: дисс. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Дунаев Леонтий Фёдорович. - 2000. - 357 с.

439. Ермоленко, А.Л. Эволюция инструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х годов XIX века: дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ермоленко Александр Леонидович. - М., 2000. - 268 с.

440. Клейн, Э.Г. Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России (на материалах Костромской губернии до 1917 года): дисс. канд. культ.: 24.00.01 / Клейн Эдуард Григорьевич. - Кострома, 2005. - 245 с.

441. Маякин, Т.К. Военно-музыкальная культура России: историко-культурологический анализ: дисс. ... канд. философских наук: 24.00.01 / Маякин Тимофей Константинович. - Нижний Новгород, 2010. - 149 с.

442. Минер, В.Л. Военные ритуалы российской армии: история зарождения и развития: дисс. д-ра историч. наук: 07.00.02 / Минер Вячеслав Леонидович. - М., 2005. - 571 с.

443. Наумов, А.В. Траурный марш: история и теория жанра: дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Наумов Александр Владимирович. - М., 2001. - 222 с.

444. Ульянов, В.С. Тембр тромбона в творчестве М.И. Глинки: дисс. канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ульянов Виктор Семёнович. - СПб., 1999. - 219 с.

445. Огаркова, Н.А. Музыка как феномен церемониальной и повседневной жизни русского двора: XVIII - начало XIX века: дис. д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Огаркова Наталия Алексеевна. - СПб., 2004. - 369 с.

Авторефераты диссертаций

446. Минер, В.Л. Воинские ритуалы российской армии. История зарождения и развития. Автореферат диссертации: 07.00.02 / Минер Вячеслав Леонидович. - М., 2005. - 48 с.

447. Саков, С.В. Оркестровое tutti: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Саков Сергей Владимирович. - М., 2004. - 25 с.

448. Семичев, В.В. Музыкальное воспитание в системе военного образования России 1700-1917 гг. (историко-педагогический анализ): автореферат канд. педагогических наук: 13.00.05 / Семичев Виталий Владимирович. - СПб., 1994. - 18 с.

449. Цицанкин, В.С. Музыкальная культура российской армии и флота во второй половине XIX века: исторический аспект. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.02 / Цицанкин Василий Сергеевич. - М., 1997. - 23 с.

Электронные ресурсы

450. http://hymn.artcenter.ru/book/1. Об истории гимна А.Ф. Львова «Боже, царя храни!»; Музычук, Т.Ф. Два российских народных гимна в отечественных нотных изданиях // Нотные издания в музыкальной жизни России: Российские нотные издания XVIII - начала ХХ в. Сб. источниковедческих трудов. Вып. 2. СПб., 2003. С. 37-65.

Приложение I. Иллюстрации

Приложение I. Иллюстрация 1. Сигналист с сигнальным рожком [317]; сигнальный рожок, начало XIX в. (фото с выставки Музея музыкальных инструментов, Санкт-Петербург).

Приложение I. Иллюстрация 2. Сигналист с сигнальным рожком английской конструкции [317]; сигнальный рожок 1849 г. [215; 216].

Приложение I. Иллюстрация 3. Труба «русского хода», середина XIX в. (фото с выставки Музея музыкальных инструментов, Санкт-Петербург); хорный музыкант с трубой [317].

Приложение I. Иллюстрация 3. Трубы «русского хода», середина XIX в. (фото с выставки Музея музыкальных инструментов, Санкт-Петербург);

Приложение I. Иллюстрация 4. Инвалидный концерт под руководством В. Вурма. Изображение 1860-х г. ВМОМК им. М.И. Глинки, № 105.

Приложение I. Иллюстрация 5. Фото первых 4-х томов реконструированного издания собрания гвардейских маршей А. Дерфельдта. Москва, Канон+, 2013.

Приложение II. Фрагменты партитур. Сигналы.

Приложение II. № 1. Фрагменты партитур марша Л.Гв. Измайловского полка из сборника Дерфельдта с партиями малого барабана, треугольника, тарелок, большого барабана и тамбурина; и партитуры из сборника Фреймана (1901) без партий ударных инструментов.

Приложение II. № 2. Марш Л.Гв. С.-Петербургского полка. Фрагмент из сборника Дерфельдта (с трио), № 4.

Приложение II, № 3. Фрагменты марша № 68 из сборника Дерфельдта на мотив В. Моцарта «Мальчик резвый...».

Приложение II, № 4. Фрагмент марша Л.Гв. Измайловского полка, сочинения Николая I. Фото из AMS II, 64.

Приложение II, № 5. Сигнал «Вечерняя заря».

П. » J J J Ф Ф—0 0 л. „ . „ p 1 p 4 л»—*— р 1« р

^-pi p— Ф ¿ p N P7 F/ -p—•— »ttp г г --« -4

fe /- > • ««« Ф # p > « - 3 > > f—p— > > « « IT -ч

ь= ЛГГ M г г г -Л (LÎ-т --« -m -

tr tr

fe ^-ff- IHN ïN ^ Р- \ ppff -а- N N И 1ИН -Т»-•- r?p г Г

fe ) • ррр р -р—*— ) > > * * Р — 3 гМ —*— тт р ррр р

_EfLfi -Ф—»— 0—%— Lg ОТ J 0Ф0 »

tr tr

Г1 fe ? ' # f f f+t »-1* Р ж i о ^-р— N 1' —Р-щ-р-Р-

fe * г г г г г * г J ■ * -?- ¿— > р р р р > р р р р

г ? г ^ Г 1 г ^ Г j

tr tr

p p- f P tip—p—P— •-m- p i ~P-i--

р= - Р — 3 >-p p >-p J- i' -J-Ф- -è-- f-i-:

KtJ

Приложение II, № 6. Сигнал «Утренняя заря».

Приложение II, № 7. «Наградной поход», бывший «Егерский поход»

268

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.