Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в условиях второй мировой войны и послевоенный период тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Полат Салих

  • Полат Салих
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 197
Полат Салих. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в условиях второй мировой войны и послевоенный период: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2001. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Полат Салих

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СССР

В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

1. Взаимоотношение государство и церкви в политическим аспекте

Теоретические рамки взаимоотношений религии и государства).

2. Предпосылки, причины и характер изменении государственной религиозной политики в годы второй мировой войны.

3. Дальнейшая и эволюция государственно-церковных отношений в конце 40-х - 50-х гг. и укрецАенМе позиций Московской Патриархии.Vл.

Глава II. НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1958-1991 ГОДЫ).

1. Возобновление борьбы государства с церковью (1958-1964 гг.). Русская Православная Церковь в 1965-1988 гг.

2. Изменение политической ситуации в стране, формирование новой юридической базы в сфере церковно-государственных отношений.

3. Русская Православная Церковь в 1988-1991 гг. Новые условия развития.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в условиях второй мировой войны и послевоенный период»

Актуальность темы исследования. Общественно-политическая и духовная жизнь общества не может быть понята без анализа роли в нем религиозного фактора. Это особенно важно при осмыслении места религии, вопросов свободы совести в специфических условиях советской власти. Политика советского государства по отношению к религиозным объединениям с самого начала своего существования носила двоякий характер. Формально декретом 1918 года провозглашалась свобода совести, и это нашло свое отражение в конституциях союзных республик. Издавались акты, которые должны были обеспечить это право. С другой стороны, в законодательном порядке верующие были лишены возможности распространять свои религиозные убеждения, заниматься благотворительной деятельностью, а их религиозные объединения не имели статуса юридического лица, т.е. верующие не обладали теми правами, которые в соответствии с международными правовыми актами входят в понятие права на свободу совести.

В советском периоде истории России составными частями аппарата государственного управления религиозной сферой являлись: УШ-ой (с 1922 г. - V) отдел Народного комиссариата юстиции (Наркомюст), Секретариат по делам культов при Председателе ВЦИК, Постоянная Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. В послевоенные десятилетия при Совнаркоме (СМ) СССР действовали: Совет по делам Русской Православной церкви (1943-1965 гг.), Совет по делам религиозных культов (1944-1965 гг.), Совет по делам религий при Совете министров СССР (1965-1990 гг.), Центральный Комитет КПСС, 4 отдел 5 Управления КГБ СССР. Главенствующая роль, безусловно, принадлежала ЦК КПСС, он разрабатывал стратегическую линию государственной политики в области религиозных отношений и одновременно выступал в качестве контролирующего Совет по делам религий и КГБ СССР органа. Официальным выразителем политшси КПСС в религиозной сфере являлся Совет по делам религий; он осуществлял контроль за соблюдением Конституции СССР и исполнением законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к вопросам религии. Весьма влиятельным органом, обладавшим исчерпывающей информацией обо всех существующих религиозных объединениях, был 4 отдел 5-го Управления КГБ СССР. Он своими специфическими средствами также проводил в жизнь установки КПСС по религиозным вопросам, хотя деятельность этого органа и не была регламентирована законодательством.

Коренные изменения в государственно-церковных отношениях произошли в СССР лишь в 80-е годы двадцатого века. Тут сыграли свою роль как внутренние, так и внешние факторы, под влиянием которых коммунистический режим вынужден был отказаться от тотального контроля за деятельностью религиозных организаций, от политики подавления религий. Процесс этот проходил в переломный для страны период, был непростым, и осмысление его, поиск причин, побудивших руководство КПСС пересмотреть свою «генеральную» линию в вопросах религии и ее места в жизни общества, представляет несомненный теоретический интерес. Анализ этого процесса позволил бы воссоздать картину тех изменений, которые произошли в общественном сознании в предперестроечный и перестроечный период.

Актуальность выбранной темы исследования связана и с тем, что в стране идет поиск новой модели государственно-церковных отношений. Однако процессы демократизации государственно-церковных отношений привели к неоднозначной ситуации в этой области.

Нельзя забывать о том, что исторически сложившаяся в России многоконфессиональная структура требует от государственной власти особой осторожности в проведении церковной политики, соблюдения принципа равенства перед законом всех религий. Вольное или невольное возвышение властью православия нередко болезненно воспринимается другими конфессиями.

Изучение опыта взаимодействия государственных органов и религиозных организаций в прошлом, и особенно на последнем этапе существования советского режима, может помочь избежать повторения прежних ошибок и выстроить такую систему государственно-церковных отношений, которая гарантировала бы право человека исповедовать индивидуально или коллективно любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Подобная система, на наш взгляд, может в максимальной степени содействовать созданию климата толерантности во взаимоотношениях между представителями различных конфессий, между верующими и неверующими, а следовательно, формированию 1ражданского мира и межнационального согласия.

Актуальность данной темы определяется также недостаточной разработанностью в отечественной историографии проблем государственно-церковных отношений. Таким образом, изучение в историческом плане взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви (19411991 гт.) представляет и теоретический, и практический интерес.

Степень научной разработанности проблемы. Отечественная литература, в которой исследовались бы те или иные вопросы взаимодействия государства и церковь, роль государственных органов при осуществлении политики КПСС в религиозной сфере в 1941-1991 г., довольно обширна.

Отдельные аспекты этой проблемы, связанные в основном с функционированием советской модели свободы совести, рассматриваются в работах А.И. Барменкова1, В.Г. Воронцова2, М.Я. Рудинского3, В.Г. Кириченко4, Ю.А. Розенбаума5, В.А. Куроедова6, В.В. Клочкова7. В этих работах авторы освещают проблему свободы совести, исходя из марксистско-ленинских концепций. В основе всех перечисленных работ лежит утверждение о подлинно демократическом решении проблем свободы совести в СССР. При этом очевидные факты ограничения свободы совести расцениваются как несущественные в условиях социалистического государства. Новый подход к правовым нормам в

1 Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М., 1979.

2 Воронцов В.Г. Конституция СССР о свободе совести. М., 1979.

3 Рудинский М.Ф. Институт свободы совести по советскому государственному праву. М., 1991.

4 Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985.

5 Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь, М., 1985.

6 Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М., 1981.

7 Клочков В.В. Закон и религия. М., 1982. области религиозной свободы содержится в сборниках «Права человека: время трудных решений»8 и «На пути к свободе совести»9.

Государственная политика по отношению к религии и религиозным организациям анализируется в работах, посвященных развитию в этот период 1срупнейших религиозных конфессий, например, Русского православия. Среди них можно выделить исследования М.Н. Бессонова10, Н.С. Гордиенко11, М.И. Одинцова12, Г.Ю. Тихоновой13 В них доминирует тезис о невмешательстве государства во внутриконфессиональную деятельность.

Из иностранных источников можно отметить фундаментальные исследования Д.В. Поспеловского14. Следует признать высокую степень объективности и широкую научную базу этих исследований. Серьезным исследованиями являются монографии В. Степанова15 и протоиерея Д. Константинова16, в которых также нашли отражение вопросы церковно-государственных отношений в СССР.

Интересный материал по религиозному диссидентству содержится в книге

17

Д. Эллис , проведшей огромную работу по систематизации и изучению диссидентских источников.

Особое внимание необходимо уделить монографии М.И. Одинцова18, в которой на основе обширного материала дается анализ российской советской модели государственно-церковных отношений.

Перемены, происходившие в обществе с середины 80-х годов, требовали переосмысления роли и места церкви в жизни общества на принципиально новых

8 Права человека: время трудных решений. М., 1991.

9 На пути к свободе совести. М., 1989.

10 Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80 гг. XX столетия). М., 1984.

12 Одинцов М.И. Русская православная церковь в 80-х гг. XX столетия. М., 1989; Его же: Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века); Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1996.

13 Тихонова Г.Ю. Новые тенденции в идеологии русского православия 80-х годов. М., 1988. u См.: Поспеловский Д.В. Советское государство и церковь. М., 1995; Его же: Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

15 Степанов В. Свидетельство обвинения: церковь и государство в СССР. М., 1980.

16 Константинов Д. Зарницы духовного возрождения. Русская православная церковь в СССР в конце шестидесятых и начале семидесятых. Ontario., 1973.

17 Эллис Д. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон., 1990.

18 Одинцов М.И. Государство и церковь в России XX век. М., 1994. ориентирах философской, социологической, политологической и исторической базы. Эти важные вопросы нашли отражение в трудах В.А. Алексеева, В.И. Гараджи, Ю.П. Зуева, А.Н. Ипатова, Г.М. Керимова, JI.H. Митрохина, Ф.Г. Овсиенко, А.И. Клибанова, Н.П. Красникова, B.C. Полосина, H.A. Трофимчука, Э.Г. Филимонова, И.Н. Яблокова и многих других19.

Несмотря на значительные количество работ, в которых исследуются проблемы государственно-церковных отношений, следует сказать, что данная тема исчерпана, нельзя. Каждая из этих работ, несомненно, вносит в разрешение этой серьезной проблемы свою лепту, но окончательно завершенной картины религиозной политики советского государства, ее эволюции в историческом процессе до сих пор нет. Предстоит серьезная работа над концепций государственно-церковной политики и в Российской Федерации.

Актуальность темы, а также недостаточная ее разработанность и определили выбор основного направления предлагаемого исследования.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является раскрытие особенностей государственно-церковных отношений в СССР в 1941-1991 годах.

Для достижения этой цели важно было решить в ходе исследования следующие задачи:

1. Рассмотрение некоторых методологических проблем, которых связаны с политикой государством и Церковью в процессе исторического развития и выделены их основные формы.

2. Рассмотрение основных этапов развития взаимоотношений между государственной властью и церковью в истории СССР.

3. Характеристика основных принципов религиозной политики советского государства, которая сложилась в России в этот период.

19 См.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991. •■ 398 е.; Его же: "Штурм небес" отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. - М., 1992; Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1995. - 352 е.; Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Тро-фимчук H.A. и др. - М., 1996. - 252 е.; Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994. - 369 е.; Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. - М., 1982. - 264 е.; Митрохин J1.H. Философия религии. - М., 1993. -416 е.; Полосин B.C. Русская православная церковь и государство. - М., 1993; Филимонов Э.Г. Социально-политические ориентации верующих и неверующих. Национальное и религиозное. - М., 1996. - 64 е.; Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения: Уч.пособие. - М., 1994. - 224 с.

4. Выявление факторов, влияющих на государственную религиозную политику.

5. Прослеживание эволюции конституционно-правовой базы и деятельности специальных органов, непосредственно осуществлявших религиозную политику в соответствующий период.

6. Определение реакции Московской Патриархии на действия государственных органов;

7. Анализ того, как религиозная политика правительства, гонения на церковь отражались в общественной и культурной жизни страны.

8. Исследование процесса демократизации государственно-церковных отношений в условиях переходного периода развития российского общества.

9. Рассмотрение государственно-церковных отношений как важного элемента политики государства.

10. Систематизирование статистических данных о численности религиозных организаций и православного духовенства;

11. Подробной анализ политики ЦК КПСС как определяющей в функционировании советской модели государственно-церковных отношений, отражение деятельности Совета по делам религий при Совете Министров СССР как официального органа государственного контроля за религиозными организациями, роли 4 отдела 5-го Управления КГБ СССР в практическом осуществлении государственной политики по отношению к религии, церкви и верующим.

Источники. Источники исследования включают в себя труды ведущих философов, религиоведов, политологов и историков, в которых сформулированы общие методологические подходы к разработке проблем государственно-церковных отношений.

В диссертации автор опирается на законодательные и нормативные акты, регулирующие государственно-церковную политику, а также на официальные статистические данные, предоставленные ему отделами, курирующими исследуемые отношения в соответствующих подразделениях Государственной Думы, Администрации Президента, Министерства юстиции и других ведомствах.

Кроме архивных, при подготовке диссертации использовались и опубликованные материалы. Это сборники законодательных и других нормативных актов советского государства (СССР и РСФСР); Протоколы заседаний XIV Всероссийского съезда Советов; Бюллетени Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК; сборники нормативных актов, относящихся к законодательству о религиозных культах20; светская и церковная периодическая печать; сборники архивных документов, изданные в последнее десятилетие.

Из опубликованных источников при работе над проблемой формирования российской модели государственно-церковных отношений использованы сборники

71

Русская Православная Церковь в советское время»' и «Свобода совести в современном демократическом государстве и обществе»22.

Рассмотрение правовых основ взаимоотношений государства и религиозных организаций базировалось на тексте Конституции СССР 1977 года23.

Материал, необходимый для освещения проблемы, которую автор поставил во главу угла диссертации, содержится в периодических изданиях. Законодательные акты публиковались в «Собрании Узаконении РСФСР», в «Ведомостях Верховного Совета РСФСР», «Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР». В работе используются материалы из «Журнала Московской Патриархии». О деятельности КГБ автор черпал материалы из прессы - газет «Московские новости», «Аргументы и факты» и других.

С 1989 года статьи, отражающие политику КПСС и государства по отношению к религиозным конфессиям, печаталось в таких популярных изданиях, как «Московские новости», «Аргументы и факты», «Собеседник», «Российская

20 См.: Декреты Советской власти. М., 1957-1978. Т.1-9; Собрание узаконении и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. М., 1918-1932.

21 Русская Православная Церковь в советское время. Книга 1-2. М., 1995.

22 Свобода совести в современном демократическом государстве и обществе. Материалы международной конференции (Москва 21-22 февраля 1996 г.). М., 1996. газета», журнал «Столица». Новые материалы по государственно-церковным отношениям содержались и в журнале «Источник».

Теоретическая и методологическая база исследования. В написании диссертации автор придерживался комплексного подхода в изучении общественных явлений, принципа объективности. Системного анализа и обобщения в ней творчески использованы отдельные методологические подходы видных исследователей государственно-церковных отношений советского и постсоветского периодов.

В качестве дополнительных автор использует сравнительно-исторический, проб л емно-хронол отческий и реконструктивный методы исследования.

Объектом исследования является изучение общей системы государственно-церковных отношений в СССР.

Предметом исследования являются особенности государственно-церковных отношений в СССР в 1941-1991 годах.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна работы: В диссертации на основе систематизации разнообразного исторического, правового и религиоведческого материала дано обобщенное представление о сущности и основных направлениях советской государственной религиозной полицией и деятельности органов власти и управления по ее реализации в 1941-1991 годах.

Автор полагает, что претендовать на научную новизну могут следующие положения диссертации:

- раскрытие содержания и направленности государственной религиозной политики в 1941-1991 годах;

- дана периодизация основных этапов взаимоотношения государства и Церкви в условиях СССР.

- попытка раскрытия механизмов подавления религии, действовавших в условиях отралсаемого периода в СССР;

23 Конституция (основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М., 1977.

- выявление роли и места ЦК КПСС, Совета по делам религий при Совете Министров СССР, КГБ СССР и других органов власти в формировании и проведении в жизнь государственной политики по отношению к религии, религиозным организациям и верующим;

- анализ процесса поиска новой модели государственно-церковных отношений в ходе перестройки;

- обоснование возможности создания в будущем государственного органа, призванного: а) отстаивать интересы государства в отношениях с религиозными организациями; б) контролировать законодательно-нормативные основы церковной политики государства - принципы свободы совести и вероисповедания; в) анализировать и прогнозировать религиозную ситуацию в стране.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы при подготовке учебных курсов в рамках религиоведения и политологии, учебно-методической литературы по данной теме, а также при разработке концепции государственно-церковных отношений в демократической России. Предложения автора могут быть полезны при создании государственного органа, реализующего государственную политику по отношению к религии и церкви.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях.24

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры политического процесса России философского факультета МГУ и была рекомендована к защите.

Исследование содержит введение, две главы и заключение.

24 Ро1а1 БаНН. От-с1гу1е( Ш$кПеп Вак1ттс1ап ЗоууеИег В1гП§1'пёе Лив ОЛосЗо!« КШБеви 19171941 // Акас1ет|к Ага$11гта1аг Ре^з!, А§ши)5-Ект12000. № 6.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Полат Салих

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советское государство в процессе своего становления в решении религиозных вопросов основывалось на марксистском понимании свободы совестя и теоретическом положении о сломе старой буржуазной государственной машины, что предполагало ликвидацию политических связей государства и церкви.

Не подлежит сомнению одно - в основе церковной политики советского государства лежала концептуальная идея марксизма-ленинизма о несовместимости социализма и религии. В этом смысле церковь в СССР как носительница религиозного мировоззрения как бы обрекалось на умирание. Реализация основной задачи советского государства - строительство социалистического, а затем и коммунистического общества - не оставляла жизненного пространства для существования другого идеала - религиозного. Иными словами, церковь должна была быть отделена не только от управления государством - как, например, в Европе, но и от всех государственных структур, от всего общества, практически - от бытия. При этом В.И. Ленин разделял взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса и полагал, что «государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью»1. Эти теоретические положения легли в основу религиозной политики советского государства и получили закрепление в ряде его актов, в том числе в Декрете от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В дальнейшем данный принцип нашел отражение во всех советских конституциях (неудивительно, что в СССР так и не было принято союзного закона о религиозных культах вплоть до середины 70-х годов. Когда стало ясно, что перспектива построения социализма отодвигается на неопределенный срок, а значит, продлевается и существование церкви - встал

1 Ленин В.И. Социализма и религия. Полн.собр.соч., Т.12. с.143. вопрос о необходимости законодательного оформления отношений между государством и религиозными организациями).

Советское государство имеет собственную, особую историю взаимоотношений между ним и Русской Православной Церковью. В ней были свои приливы и отливы, подъемы и кризисы, трагические страницы и периоды затишья.

В России XX века, пережившей стремительные события трех революций, произошла последовательная смена трех моделей государственно-церковных отношений; Россия прошла путь от монархического устройства с государственной религией, затем от буржуазной республики с ее принципами вероисповедного плюрализма до Советской республики с ее принципами отделения церкви от государства и школы от церкви и доминированием атеистического мировоззрения.

С 1917 года, со сменой государственного строя, большевиками была предпринята попытка насильственного искоренения религиозных культов. Однако с середины 20-х годов наметился переход от методов насильственного искоренения к методам всеобъемлющего контроля со стороны государства за деятельностью религиозных конфессий. Борьба с религией ушла в долгосрочную перспективу для партии большевиков. Переход к такой модели взаимоотношений произошел в 1943 году, когда И.В. Сталин стал активнее использовать в интересах государства отдельные религиозные конфессии.

Годы Великой Отечественной войны открыли новую страницу в истории взаимоотношений между советским государством и Русской Православной Церковью. Происходит кардинальное изменение позиции Сталина в религиозном вопросе. Это было вызвано целым рядом обстоятельств, доминирующим из которых являлся, безусловно, внешнеполитический фактор. Международные проблемы заключительного этапа второй мировой войны, новая геополитическая ситуация в Европе после ее окончания потребовали от сталинского руководства использования всех возможных средств для утверждения и усиления своего влияния на международной арене. Значительная роль в этом смысле отводилась Русской Православной Церкви. Установление Московской патриархией активных контактов с православными церквями, в первую очередь в Восточной Европе, и с инословными конфессиями в мире рассматривались в Кремле как необходимая сфера деятельности РПЦ.

Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы сумела значительно улучшить свое материальное положение, подготовить кадры священнослужителей, усилить свой авторитет и влияние в стране и за рубежом.

Изменение ситуации в религиозной сфере в годы войны и первые послевоенные годы объективно «сработало» на укрепление существующего режима, на повышение личного авторитета И.В. Сталина.

Своеобразие нового курса И.В. Сталина по отношению к церкви заключалось в том, что новая политика была заявлена, но закона, который бы эту политику закрепил, не было. Формально в стране имело силу закона постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», а фактически реализация новой религиозной политики осуществлялась в рамках распоряжений правительства и различных ведомств «для служебного пользования». Все они касались конкретных аспектов и направлений деятельности РПЦ.

В середине и второй половине XX столетия советское общество трижды переживало идеологический кризис: в начале 1940-х, середине 1950-х и в конце 1980-х годов. На эти же годы, по нашему мнению, приходятся три ступени религиозного возрождения в СССР.

В 1939-1943 годах произошел отказ от курса на истребление духовенства, постепенно сворачивалась атеистическая пропаганда, Патриархия впервые начала использоваться государственными органами для распространения советского влияния на западных границах страны. Такая ситуация сохранялась до 1948 года. В это время руководство СССР для реализации своих широкомасштабных международных планов было вынуждено активно использовать деятельность Церкви. В сложившихся относительно благоприятных условиях Патриархия заметно расширила свое влияние в стране. Но в то же время между нею и правительством существовали и проблемы. Для И.В. Сталина было важным поставить Церковь под жесткий контроль, сделать ее послушной, управляемой в политической игре. Это особенно ярко проявилось в 1948-1953 годах.

После смерти И.В. Сталина дискуссии о месте и роли церкви в социалистическом обществе приобрели характер противоборства сторонников «воинствующего атеизма» (К. Ворошилов, А. Пузин, И. Сивенков и др.) и сторонников выработанной во второй половине 40-х годов модели «сосуществования» (Г. Карпов, И. Полянский)2. Весь последующий период, вплоть до 80-х годов, государственная религиозная политика осуществлялась в рамках этих двух подходов: то усиливалась «атеистическая» пропаганда, то преобладали тенденции «сосуществования». К концу же 50-х годов церковная политика государства «идеологизируется» - вновь выходит на передний план задача построения «безрелигиозного» общества.

С 1948 по 1953 год в СССР не было принято ни одного документа, касающегося принципиальных вопросов в отношениях государства с Русской Православной Церковью. Такое состояние государственно-церковных отношений свидетельствовало о том, что религиозная сфера постепенно исключалась из числа приоритетных.

Таким образом, именно с этого времени берет начало процесс подчинения государственной религиозной политики политике партийной, а вместе с этим и процесс изменения характера отношений с церковью - от терпимости и мирного сосуществования к политической борьбе под лозунгами атеистического воспитания населения. Попытка нового наступления на религию и церковь была предпринята ЦК КПСС в июле 1954 года. Несмотря на это, вплоть до середины 1958 года Патриархия, используя общее смягчение политического климата, внутрипартийную борьбу, в целом успешно расширяла свое влияние. Гонения на церковь, начавшиеся в 1958 году, были тщательно продуманы. Учитывались все обстоятельства - как субъективного, так и объективного характера.

В 1958-1962 годах ЦК КПСС принимается ряд постановлений, в которых предпринимается попытка усилить позиции атеистических достижений», а государственными органами, осуществляются административные меры по закрытию большого числа храмов, религиозных общин, приходов, монастырей, духовных школ.

В то же время существенно расширяется международная деятельность Московской Патриархии, что во многих явилось одной из основных причин прекращения антицерковных акций сразу же после смещения Н.С. Хрущева в октябре 1964 года.

С приходом к власти Л.И. Брежнева вновь намечаются изменения в церковной политике государства. Государственно-церковные отношения получили некоторый импульс развития, но так и не приобрели необходимого динамизма, тог о взаимодействия, которое имело место в 40-х годах.

Периодически (в начале 70-х годов, 1982 и 1984 годах) ЦК КПСС принимались постановления, направленные на активизацию атеистической работы1. Но тем не менее это не привело к новой антирелигиозной кампании в стране.

В целом начало 80-х годов в религиозной политике характеризуется определенной двойственностью. С одной стороны, предлагалось усилить меры контроля, религиозные организации были лишены возможности свободно заниматься религиозной деятельностью (Постановление ЦК КПСС от 22 сентября 1981 года «Об усилении атеистического воспитания»), с другой См.: Одинцов М.И. Государство и церковь. сЛ 14-117.

Постановление ЦК КПСС от 16 июля 1971 г. "Об усилении атеистического воспитания населения" / Об идеологической работе КПСС. М., 1977. с.309-310; Постановление ЦК КПСС о 21 августа 1979 г. "О мерах по усилению атеистической пропаганды и воспитательной работы с детьми верующих". - ЦХСД коллекция документов. стороны, высшее партийное руководство проводило политику некоторых послаблений в отношении Русской Православной Церкви.

Нормализация государственно-церковных отношений начинается с конца 80-х годов вместе с началом реформирования общества на демократических принципах. Переломным моментом в этом направлении можно считать официальное празднование 1000-летия «Крещения Руси». Процесс демократизации государственно-церковных отношений пошел весьма динамично. Резко возрастает число вновь открытых, заново отстроенных храмов, число общин различных конфессий. Открываются новые епархии, религиозные центры, духовные школы.

Формирование правовой базы, регулирующей государственно-церковные отношения в России, началось еще до распада СССР в русле законодательного отделения церкви от государства и школы от церкви. Данный принцип был провозглашен позже и в Конституции Российской Федерации. В целом пакет федеральных документов, определяющих характер государственно-церковных отношений в России, оформлен в соответствии с мировыми правовыми нормами (международные соглашения, декларации) и совершенствовался в данном направлении с учетом изменений, происходящих в обществе.

Принятие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» положило конец «легитимному» ущемлению прав? верующих, предоставило юридические и практические гарантии невмешательства " государства во внутриконфессиональные дела. Конец 80-х годов стал тем историческим отрезком времени, когда закончилась эпоха гонений и ущемления прав верующих со стороны государства и начался трудный период поиска оптимальной модели государственно-церковных отношений.

Новые законы о свободе совести и вероисповеданий 1990 года раскрыли термин «свобода совести» в его европейском смысле, оговорив все права верующих в социальной сфере.

К началу 80-х годов XX столетия в СССР сложился механизм партийно-государственного управления религиозной сферой, основанный на административно-принудительных и репрессивных мерах.

Характеризуя этот механизм, следует исходить прежде всего из статьи 6 Конституции 1977 года4, которая закрепляла руководящее положение КПСС в советском обществе. Постановления ЦК КПСС имели силу закона и подлежали исполнению всеми органами государственной власти. В результате проведенного анализа можно утверждать, что КПСС и ее высший орган ЦК являлись той решающей силой, которая полностью определяла политику государства в религиозном вопросе, добиваясь полной лояльности религиозных организаций к политическому режиму. Государственные органы, в чью компетенцию входила деятельность в сфере государственно-церковных отношений, находились в безусловной зависимости от решений ЦК и не могли рассматриваться как самостоятельные органы. ЦК КПСС активно действовал и в сфере сугубо внутри конфессиональной (давал санкции на проведение конфессиональных мероприятий, следил за процессом подготовки кадров духовенства, решал вопросы, связанные с изданием духовной литературы и устанавливал объемы этой литературы, необходимые, по мнению ЦК КПСС, для той или иной конфессии и т.д.).

Таким образом, ЦК КПСС практический игнорировал статью Конституции об отделении церкви от государства и вторгался в сферу сугубо внутриконфессиональной деятельности религиозных объединений. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца 80-х годов Органом, который официально проводил политику государства в религиозной сфере, являлся Совет по делам религий при Совете Министров СССР (создан 8 декабря 1965 года Постановлением Совета Министров СССР на базе Совета по делам Русской Православной Церкви и Совета по делам религиозных культов). Формальный

4 Статья 6: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». / Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических республик. М., 1977. с.123. статус Совета по делам РПЦ, закрепленный в «Положении о Совете.» от 7 октября 1943 года, отводил ему лишь роль посредника между советским правительством и Патриархом Московским и всея Руси. Однако реальная деятельность Совета сразу же вышла за формальные рамки (оказывалось давление в вопросе о подборе кадров для религиозных объединений, осуществлялся контроль за духовными учебными заведениями). Все это противоречило конституционным принципам отделения церкви от государства. В своей деятельности Совет находился в прямом подчинении у высшего партийного руководства страны и, естественно, осуществлял партийные установки в области государственно-церковных отношений.

Очевидно,' что главной функцией Совета являлся всеобъемлющий контроль за внешнеполитической и внутриконфессиональной деятельностью религиозных объединений.

Помимо Совета по делам религий при Совете Министров СССР, который проводил официальную политику советского государства в области государственно-церковных отношений, опираясь на действующее законодательство в этой сфере, существовали и другие структуры по проведению государственной политики в этой области например, в системе КГБ СССР, который функционировал на основании ведомственных подзаконных актов. Действующим советским законодательством роль этого органа в государственно-профессиональных отношениях никак не предусматривалась. И тем не менее на протяжении всей истории своего существования органам государственной безопасности (ВЧК - ОГПУ - НКВД - КГБ) партийным руководством вменялось в обязанность заниматься религиозными вопросами. При этом следует учитывать, что система органов государственной безопасности была инструментом, исполнявшим волю партии. Эта система не может рассматриваться как независимый институт власти, имеющий право самостоятельно формировать политику в той или иной области. КГБ своими средствами контролировал внешнеполитическую и внутриконфессиональную деятельность религиозных объединений, их лояльность режиму.

Хотя этот же отдел помогал лояльным к советскому государству руководителям религиозных конфессий преодолевать межконфессиональные и внутриконфессиональные противоречия (борьба с унией, влияние Ватикана, религиозные диссиденты); охранял религиозных деятелей и религиозные объединения ог зарубежного влияния.

Под влиянием политической обстановки, сложившейся в стране во второй половине 80-х годов, политика правящих кругов СССР эволюционирует -сначала в сторону отказа от административных методов борьбы с религией, а затем в сторону либерализации в соответствии с международными принципами свободы совести.

Однако только с отстранением от власти КПСС в 1991 году стало возможным осуществление принципа отделения церкви от государства, права граждан на свободу совести в подлинно демократическом понимании этих терминов.

Своеобразие советского периода развития государственно-церковных отношений состоит в том, что, с одной стороны, в начальной его стадии налицо были все признаки режима отделения церкви от государства, т.е. создания светского государства. С другой стороны, государственно-церковные отношения развивались в направлении жесткого размежевания между религиозными объединениями и государством, т.е. в сторону создания атеистического государства.

Если в западном обществе государственно-церковные отношения являлись важным элементом государственной политики, то в советской России элементом политики становилась атеистическая пропаганда и вытеснение церкви из всех сфер жизнедеятельности общества.

В этой связи назревшей представляется необходимость выработки новой российской государственностью собственной модели церковной политики и обязательно с учетом своего исторического опыта5. Государство должно быть светским, пресекать попытки использования религии в политических целях, оно должно включать ее в число приоритетных интересов, чтобы не допустить раскола общества по национально-религиозному признаку, обязано обеспечить равные условия для всех категорий граждан. Государство должно строить отношения с религиозными организациями на конституционно-правовой основе и отказаться от использования их для достижения своих прагматических целей внутри страны и за рубежом. Очень важно не повторить ошибок, совершенных в области государственно-церковных отношений в предшествующие десятилетия и максимально использовать положительный опыт, наличие которого было бы несправедливо отрицать.

5 См.: Тяхта А. Процесс, опять начинающийся с нуля. // www.religion.ng.ru/facts/2000-12-27/1.; Михайлов Г.А. государство и Церковь в постсоветский период. // Исторический вестник. 2000. № 9-10. www.vle.ru.; Пергамский И. (Митрополит). Православная церковь и третье тысячелетие. // Русская мысль. 10.12.2000.; Морозов А. Внутренняя и общественная жизнь церкви в зеркале уходящего года. // www.sobor.ru/2000-12-17.; Какие проблемы стоят перед церковью? // Независимая газета 17.01.2001.; Козлов М. Перспективы симфонии церкви и общество. // Православная беседа. 2000. № 2. С.28-33.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Полат Салих, 2001 год

1. Сборники и комментарии законодательных актов и нормативных документов, публикации архивных материалов и монографии, тематические сборники, учебные и справочные издания

2. Алексеев В. А., Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991.

3. Алексеев В.А., Постперестройка: несвободная совесть. М., 1992.

4. Алексеев В.А., Штурм небес отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: "Россия молодая", 1992.

5. Алексеев.В.А. Тернистый путь к живому диалогу. М.: Россия молодая, 1999.

6. Андрей Голиков (священник), Сергей Фомин. Кровью убеленные: мученики и исповедники северо-запада России и Прибалтики (1940-1955). М.: Паломинк, 1999.

7. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1986.

8. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.: Политиздат, 1990.

9. Булок А. Сталин и Гитлер. М., 1999.

10. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. -№5,21.

11. Верг Н. История Советского государства. 1900-1991. М.: Вес Мир, 2000.

12. Внешняя политика Советского Союза в период Великой отечественной войны. Т. 1 М., 1946.

13. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. И.В. Сталин. Политический портрет. Кн. 2. М., 1989.

14. Воронцов В.Г. Конституция СССР о свободе совести. Л.: Лениздат, 1979.

15. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб.пособие. М.: Юрайт, 1999.

16. ГараджаВ.И. Религиоведение. М.: Аспект Пресс, 1995.

17. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В двух томах. М., 1975. T.I.

18. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. 1917-1945 / История России. 1917-1995. В 4-х т. -М., 1996.

19. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80 гг. XX столетия). М.: Знание, 1984.

20. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Трофимчук H.A. и др. М.: РАГС, 1996.

21. Девятнадцатый съезд КПСС. 5-14 Октябрь 1952 г. Бюллетени заседаний.

22. Декреты Советской власти. Т. 1-9 .-М., 1957-1978.

23. Деяния совещаний Глав в представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии РПЦ. Т.2.

24. Ежов В.А. Государственное управление СССР после окончания Великой Отечественной войны (1945-1950 гг.): Учебное пособие. СПБ.: Нестор, 1999.24.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.