Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области, 1943-1969 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Горбатов, Алексей Владимирович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Горбатов, Алексей Владимирович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Церковно - государственные отношения ( 1943- 1958 гг.)
1. Правовой статус религиозных объединений. Легализация церковных структур ( 1943- 1948гг.).
2. " Холодная война" в церковно-государственных отношениях (1949- 53 гг.).
3. Реализация постановлений ЦК КПСС 1954г.(1954-57гг.)
ГЛАВА 2. Усиление административного и идеологического воздействия на религиозные объединения ( 1958-1969 гг.)
1. Русская Православная Церковь и государство.
2. Отношения протестантских, неправославных, неортодоксальных православных религиозных объединений и государственных органов
3. Спецслужбы и религиозные объединения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Религиозная политика советского государства и ее влияние на церковную жизнь Ставрополья в 1953-1964 годах2013 год, кандидат исторических наук Алейников, Василий Николаевич
Взаимоотношения власти и Русской Православной Церкви в 1943-1965 гг.: на материалах Рязанской области2011 год, кандидат исторических наук Михайловский, Александр Юрьевич
Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг.2009 год, доктор исторических наук Горбатов, Алексей Владимирович
Взаимоотношения государства и религиозных организаций в 40-х - середине 50-х гг. XX в.: На материалах Краснодарского края2002 год, кандидат исторических наук Фефилин, Сергей Владимирович
Политика Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1940-1980-х гг.: центр и местные власти: На материалах Мурманской области2005 год, кандидат исторических наук Грашевская, Оксана Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области, 1943-1969 гг.»
Проблема взаимоотношения государства, его властных структур и религиозных организаций всегда была неоднозначной, противоречивой и в то же время во многом определяющей особенности исторического пути России - государства многонационального и многоконфессионального. В настоящее время отношения между государством и религиозными объединениями моделируются и строятся практически заново. Для формирующейся новой российской государственности, находящейся в поиске своей концепции отношений с религиозными организациями, большую практическую значимость представляет опыт предшествующих институтов власти. Критическое переосмысление данной проблемы предполагает выявление как позитивных, так и негативных моментов, современной оценки и анализа причин, их породивших.
В то же время возрастание интереса общественности к истории религиозных организаций ставит сегодня перед исследователями, религиоведами задачу максимально полно удовлетворить познавательные потребности людей.
Значимость данной проблемы обуславливается также необходимостью разрешения актуальных современных вопросов: а) пра-вововое равенство религиозных конфессий и реализация его на практике; б) место и роль в структуре посткоммунистического общества Русской Православной Церкви (РПЦ); в) религиозные институты и возможность осуществления возложенных на них функций социального стабилизатора и амортизатора противоречий в обществе.
Для исследования вышеуказанной проблемы необходим конкретно-исторический анализ деятельности каждого из участвовавших в процессе взаимоотношений государственных и религиозных органов как в целом по Российской Федерации, так и в каждой отдельно взятой административно-территориальной единице, в данном случае в Кемеровской области, в различные временные отрезки.
Хронологические рамки исследования охватывают 1943-1969 гг., исторический период, включающий два значительных этапа в еще достаточно не устоявшейся в религиоведческой науке периодизации церковно-государственных отношений в СССР. Первый этап 1943- 1957 гг. связан с началом институционального религиозного возрождения в стране и относительно стабильным и толерантным развитием отношений государства к религиозным организациям. В 1943 г. создается Совет по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР и образуется новая административная единица в РСФСР - Кемеровская область.
Второй этап- 1958-1969 гг. характеризуется отказом государства от поступательного развития церковно-государственных отношений и реставрацией времен 30-х гг.,т.н."безбожных пятилеток", началом развертывания антирелигиозной кампании. Верхняя хронологическая граница обусловлена, с одной стороны, предлагаемой периодизацией православных церковных историков 1, выделяющих как отдельный этап 1958-1970 годы (в 1970 г. умер Патриарх Алексий I), с другой- началом всту
1 Цыпин В. История Русской Православной Церкви: 1917 -1990.- М.,1994.-С.253; Гордун С.Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год.//Журнал Московской Патриархии.-1993.-№ 1.- С. 39-49, № 2.- С. 11-24. пления советского общества в фазу стагнации, в определенной степени характерной также и для взаимоотношений государства и религиозных организаций.
В исследуемый период в стране разворачиваются грандиозные идеологические кампании, идут масштабные экономические преобразования, происходит реорганизация совпартийных органов, большое влияние на общественное сознание оказывает разоблачение культа личности. Взаимоотношения между государственными органами и религиозными объединениями в данных исторических реалиях насыщены сложными и разноплановыми событиями, позволяющими видеть и оценивать их в разных ситуациях.
Именно в контексте всех отмеченных обстоятельств, характеризующих исследуемое время, следует оценить степень изученности проблемы. Обращаясь к историографии вопроса, следует отметить абсолютное преобладание политико-идеологического фактора в подходах к исследованиям проблемы церковно-государственных отношений в трудах советских ученых-религиоведов. В подавляющем большинстве работ, вплоть до конца 80-х гг., религиозные объединения рассматривались как враждебная советскому строю сила, противостоящая социалистическому строительству. Отсюда интерес непосредственно только к деятельности религиозных институтов и их реакции (сопротивлению) на те или иные государственно-правовые акты и мероприятия правительства. Менее всего в литературе говорилось об ошибках в политике государства по отношению к религиозным организациям. Распространенными темами в трудах исследователей, соответственно, как наиболее показательные, являлись: контрреволюционная деятельность церкви в периоды Октябрьской революции и гражданской войны, индустриализации и коллективизации; реже обращались к послевоенному времени.
В литературе^ преимущественно популярного характера, отстаивались традиционные для советского религиоведения положения, что в СССР "нет и никогда не было гонений верующих граждан", что "реакционная" сущность религиозных организаций сохраняется и после свержения капитализма, а социалистический строй предполагает " исключительно благоприятные условия для окончательного преодоления религиозных взглядов и суеверий " 1.
Нередко публикации данного периода носили резкий, некорректный характер и искусственно вносили дополнительную остроту в вопросы борьбы с религией. По данным Н.А. Костенко, в течение 60-66 гг. в Советском Союзе было защищено более 60 диссертаций в области научного атеизма 2 и во многом они отражали узко идеологический подход, характеризовались односторонностью выводов, зачастую неоправданной резкостью формулировок и ограниченностью круга привлекаемых источников, недостаточно критическим отношением к ним. В источниковой базе исследований преобладали официальные материалы, весьма тенденциозные газетные публикации и другая информация, насыщенная обличениями. Причины данного подхода кроются в догматизме, идеологической зашоренности теоретических положений большевизма. Непререкаемыми в среде идеологического аппарата
1 См. Например: Рудинский Ф. М. Свобода совести в СССР.- М., 1961.; Покровский В.В.; Гагарин А.И. О свободе совести М.,1962; Православие и современность.-Свердловск,1967; Иванов А.И., Лобазов П.К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви.- М., 1973.
2 Костенко Н.А. Реакционная сущность идеологии и деятельности протестантских сект в Сибири.//Автореф. дис. .канд. филос. наук,-Томск, 1967.-С.5 . оставались известные формулировки "основоположников" о религии как "опиума и духовной сивухи" для народа.
Незыблемостью большевистской идеологии, не затрагивающей основы партбюрократической государственности, объясняется, почему специально церковно-государственные отношения периода середины 40-х-конца 60-х гг. советскими исследователями не рассматривались. Главное внимание религиоведами вплоть до конца 80-х гг. уделялось проблеме деятельности религиозных организаций (прежде всего РПЦ) в аспекте их приспосабливаемое™ к новым социальным условиям 1. Интересующий нас период характеризуется схематично и довольно ограниченно: после 1943 г. духовенство принимает ряд мер по укреплению своих позиций, используя вызванное войной оживление религиозных чувств у части советских людей и имевшее тогда место некоторое отступление от ленинских принципов в отношении к религии; государство, позитивно оценив патриотическую позицию церкви, предоставляет ей ряд юридических и экономических прав; в послевоенное время религиозные организации встают на лояльные позиции по отношению к государству и социалистическому строю, а со второй половины 50-х гг. начинается этап модернизации ( процесс "приспосабливаемое™" ) церкви 2. Факты волюнтаристской политики в отношении к религии и церкви конца 50-х - начала 60-х годов опускались.
1 Гордиенко Н.С. Современное православие. - М., 1968; Он же, Эволюция русского православия ( 20-80 годы XX столетия).-М.,1984; Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. -М.,1971 ; Молоков В.А., Платонов Р.П. Современное православие.-Минск,1966.
2 Гордиенко Н.С. Современное православие.М.,1968.-С.67; Курочкин П.К., Указ. соч., с.13; Эзрин Г.И. Государство и религия. - М., 1974. -С.120.
Проблемам состояния свободы совести и церковно-государственным отношениям в СССР в аспекте идеологической борьбы с зарубежными оппонентами -"фальсификаторами" посвятили свои труды А.В. Белов, А.Д. Шилкин, Э.И. Лисавцев, В.В. Коник 1. Опубликованные работы написаны в отрыве от жизни, с обилием цитат, декларативно. Примечательно, что авторы данной литературы фактически не опирались на конкретные архивные источники.
В середине 70-х - начале 80-х гг. в религиоведческой науке в связи с подготовкой и принятием новой Конституции СССР произошла определенная активизация в разработке проблем свободы совести и положения религиозных организаций 2. В освещении вопросов истории отношений советского государства и церкви литература данного периода руководствовалась прежде всего соображениями идеологического характера и не внесла ничего нового по сравнению с предшествующим временем. Лишь работы Г. Р. Гольст, Ю.А. Розенбаума, В.В. Клочкова, разумеется с узкоклассовых позиций, рассматривают эволюцию правовых основ взаимоотношений государственных институтов и церкви, юридическое положение религиозных организаций в СССР, механизм государственного контроля за соблюдением законода
1 Белов А.В., Шилкин А.Д. Религия в СССР и буржуазные фальсификаторы. -М. , 1970; Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР.-М.,1971; Коник В.В. Свобода совести и ее лжесвидетели. -М.,1986.
2 Варичев Е.С. Православная церковь.История и социальная сущность . -М. , 1982 ; Барменков А.И. Свобода совести в СССР.- М., 197 9; Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве.- М.,1981. тельства о свободе совести и другие правовые вопросы, связанные с деятельностью церкви в советском государстве 1.
Большое количество публикаций посвящено современной деятельности неправославных и неортодоксально-православных конфессий. Подавляющее большинство авторов продолжали действовать в русле прежней тематической антицерковной традиции 30-х гг., уделяя основное внимание "антисоветской, экстремистской, реакционной, изуверской деятельности сектантов" 2. В данной литературе вплоть до конца 80-х гг. превалировали публицистичность, тенденциозность, нередко искажались факты, доминировал пафос обличения.
Тем не менее при господстве публицистичности, огульности оценок и обвинений в анализ церковной деятельности начинают проникать научные методы, основанные на конкретно-историческом материале. В работах А.И. Клибанова, В.И. Га-раджи, А.И. Демьянова, А.Т. Москаленко, JI.H. Митрохина преобладает конкретно-социологический анализ эмпирических данных, благодаря чему были подвергнуты критике упрощенные
1 Гольст Г. Р. Религия и закон.-М., 1975; Клочков В.В. Религия, государство, право. -М., 1978; Он же. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР.-М., 1982; Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь . - М., 1985.
2 См. например: Бартошевич Э.М.,Борисоглебский Е.И. Именем бога Иеговы.-М., I960; Брудный В.И. Изуверы.-М., 1961; Белов А.В. Современное сектанство.-М., 1969; Он же. Лженаставники юношества. О деятельности христианских сект.-М.,1973 ; Батин П. В, Чернов М.А. Сеятели мрака и невежества.-Новосибирск, 1974; Каушанский П.Л. Идеология и деятельность христианских сект.- Кемерово, 1965 ; Он же. С претензией на истину: О взглядах и деятельности экстремистов от баптизма.- Одесса, 1988; Костенко Н.А. Указ. соч. ; Ванюшин Н.А. Свобода совести и религиозный экстремизм.-Барнаул,1988. взгляды на т.н. "сектантов"; предлагался также анализ деятельности современных религиозных направлений 1. Несмотря на то, что данные труды отражали общепринятые в советском религиоведении подходы в отношении советской власти к религиозным объединениям, предполагающие достаточно критические и категорические сентенции по ряду позиций, многие положения и выводы этих исследований представляют определенный интерес.
Обзор опубликованной литературы 60-х - конца 80-х гг. по избранной автором диссертации проблеме показывает, что не все указанные работы имеют одинаковую теоретическую и практическую значимость. Исследуемый нами исторический период отмечается в публикациях схематично, спорадически и крайне урезанно. Причины этого- определенная временная недостаточность исторического осмысления событий, но главное "невыигрышность" темы для исследователей, исходивших из утилитарной научной практики - представлять религиозные организации обязательно в критическом аспекте. При таком подходе подбор фактического материала часто происходил тенденциозно; необходимо было подтвердить "реакционный характер" деятельности церкви, потому наибольшее количество публикаций посвящено т.н. "сектантству", наиболее активному в отстаивании своих прав в исследуемый период ( Совет Церквей ЕХБ, немецкие общины, "катакомбные церкви" и др.)
Происшедшие в конце 80-х гг. радикальные перемены в общественно-политическом устройстве Российской Федерации, по
1 Клибанов А.И. Религиозное сектанство и современность.- М., 1969; Он же. Религиозное сектанство в прошлом и настоящем.-М., 1975; Гараджа В.И. Протестантизм., -М.,1971; Демьянов А.И. Истинно-православные христиане. -Воронеж, 1977; Митрохин Л.Н. Баптизм.-М., 1974; Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. - Новосибирск,1978. зволили, опираясь на ранее известные и особенно на вновь открывшиеся источники, пересмотреть и внести значительные коррективы в освещение истории церковно-государственных отношений. Следует отметить, что в монографиях и публикациях конца 80-х гг. - начала 90-х гг., с одной стороны, преобладал резко критический пафос отрицания какого-либо опыта времен социалистического строительства, с другой стороны, господствовала неверная, на наш взгляд, методологическая установка, которая исходила из общей концепции "перестройки", упрощенно объясняющей все как позитивные, так и негативные моменты в церковной политике государства, соответственно, возвращением или отступлением от "ленинских принципов". Одновременно предпринимались усилия взглянуть на данную проблему в общем контексте соотношения мировоззренческой конфронтации материалистического и религиозного понимания истории 1.
К тысячелетию принятия христианства на Руси появляется литература о современном русском православии обобщающего характера, в которой, в частности, предпринимаются осторожные попытки анализа исторического пути РПЦ и истории ее отношений с советской властью 2. Близки по концептуальным подходам
1 Иванова О.Г. Аспекты диалектической связи государства и церкви в современном социалистическом обществе.// Свобода совести в СССР: социальные гарантии.-Казань,1989.- С.56-58; Королев В.В. Свобода совести и политическая ориентация церкви в СССР. // Там же.-С.74-7 6; Лупарев Г.П. Правосознание верующих и его особенности.-Алма-Ата, 1989; Митрохин Л. М. Религия и мы. // Квинтэссенция: философский альманах. - М., 1990.- С.307-339; Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. - М.,1991.
2 Гордиенко Н. С. Современное русское православие.-Л.,1987 ; Бессонов М. Н. Православие в наши дни.- М.,1990; Бондарен-ко В.Д. Современное православие: тенденции и эволюция.- Симферополь, 1989. к данным трудам (осторожность в оценках, следование ряду традиционных, уже устаревших положений) глава "Православие в советском обществе. Основные этапы эволюции", написанная Н.С. Гордиенко в коллективной монографии "Русское православие: Вехи истории" под редакцией А.И. Клибанова и монография М.С. Корзуна 1.
Началом нового этапа в историографии данной проблемы можно считать выход в издательстве "Прогресс" в 1989 г. сборника статей историков, священнослужителей, социологов, публицистов "На пути к свободе совести", предлагавших качественно новые подходы в узловых вопросах исторического пути РПЦ и др. религиозных конфессий. Впервые ставится вопрос о целесообразности существования системы атеистического воспитания в СССР, подвергается критике "соглашательская", с точки зрения ряда авторов, политика РПЦ в предшествующие годы, рассматриваются ранее неизвестные широкому кругу общественности стержневые проблемы и ситуации, связанные с церковно-государственными отношениями, делается попытка анализа церковной политики советского государства в послевоенные годы.
Успешной попыткой обобщения исторического опыта взаимоотношений советских госорганов с религиозными объединениями, прежде всего с РПЦ, можно характеризовать публикации В. А. Алексеева 2. В книге "Иллюзии и догмы" большее внимание авто
1 Русское православие: Вехи истории.- М.,1989; Корзун М.С. Русская православная церковь 194 6-1988 годы. Деятельность и мировоззрение .-Минск, 1992.- Рукоп. деп. в ИНИОН РАН.
2 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991; Он же. Штурм небес отменяется. Критические очерки по истории борьбы с религией. - М., 1992; Он же. Неожиданный диалог. О встрече Сталина с руководством православной церкви.// Агитатор.-1989.- № 6.- С.41-44. ром уделяется событиям 20-30 годов, чем послевоенным, что, стоит заметить, характерно для подавляющего большинства современных исследований, посвященных данной проблематике (труды Ю.А. Бабинова, В.И. Добренькова и А.А. Радугина)1. Так, А.Н. Лещинский, не анализируя причины начала конфронтации между церковью и государством конца 50-х нач.бО-х гг., ограничивается констатацией-"возникли очередные трудности"
Задачу суммировать и систематизировать исторический опыт деятельности государственных органов, курирующих религиозные объединения, в том числе Советов по делам РПЦ и религиозных культов, а позже - по делам религии при СМ СССР ставит в своих многочисленных трудах М.И. Одинцов 3. В монографии " Государство и церковь в России" автор детально анализирует
1 Бабинов Ю. А. Государственно- церковные отношения в СССР : история и современность.- Симферополь,1991; Добреньков В.И., Радугин А.А. Христианская теология и революция.-М., 1990.
2 Лещинский А.Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. -М., 1990.
3 Одинцов М.И. Путь длиной в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (Государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести .-М.,1989.-С.2 9-72; Он же. Письма и диалоги времен "хрущевской оттепели".// Отечественные архивы. - 1994.- № 5.- С. 25- 33; Он же. История становления и развития государственно церковных взаимоотношений. // Свобода совести в СССР: социальные гарантии. Казань., 1989.- С. 31- 34 ; Он же. Хождение по мукам. 1939-1954 годы (Государственно -церковные отношения в СССР). // Наука и религия.- 1990.- № 8.- С. 19 - 21.; Он же. Другого раза не было. // Наука и религия.-1989.-№ 2.- С. 8-9.; Он же. Государство и церковь: История взаимоотношений .-М.,19 91. основные этапы в истории отношений советского государства и религиозных организаций, используя архивные материалы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот 1.
Особенностям функционирования института уполномоченных по делам религий посвящены статьи Ю. Дегтярева 2. Публикации указанного автора не лишены субъективизма; будучи в прошлом главным специалистом Совета по делам религии, сам Ю.Дегтярев представляет сотрудников Совета "заложниками коммунистической системы", которые были вынуждены выполнять рекомендации ЦК КПСС, что, на наш взгляд, не совсем верно. Автор останавливается на общих проблемах финансирования и оплаты труда, кадровой политики, трудностях в отношениях с партийными органами, особенностях статуса института уполномоченных, но фактически не касается болезненных для него вопросов о роли представителей Совета в организации закрытия молитвенных домов и церквей и проведения мероприятий, ущемляющих права и оскорбляющих чувства верующих.
Исследуемому нами вопросу посвящена статья Г. Панкова, опубликованная в сборнике "Религия и демократия", явившимся своего рода продолжением упоминаемой книги "На пути к свободе совести". Автором отмечается разница в идеологических подходах советского государства по отношению к церкви в 20-30-х гг. в качестве "классового врага", и в конце 50 -начале 60-х как " реакционного, идеологически чуждого социализму и коммунизму явления", и соответствующие данным
1 Одинцов М.И. Государство и церковь в России. - М.,1994.
2 Дегтярев Ю. Создание государственных органов по делам религии в 1943-44 гг. // Религия в СССР.- 1991.- № 2.-С. 4-11; Он же. Еще раз об институте уполномоченных.// Там же.-1991.- № 7.- С. 2 - 11. различиям особенности проведения практических мероприятий в церковной политике 1.
Из немногочисленных работ, касающихся роли и места репрессивных органов в государственной церковной политике, выделяются публикации С.Н. Савельева 2. Привлекают откровенные выводы исследователя о "своеобразных моральных возможностях большевиков, которые в качестве государственных руководителей могли давать обещания (верующим), а в качестве партийных вождей "имели право" их не исполнять". Вопросы о степени вмешательства спецслужб во внутреннюю жизнь религиозных общин, функций КГБ в осуществлении общегосударственной церковной политики, вербовке агентуры среди духовенства рассматривает В.М. Попков 3.
Помимо печатных трудов взаимосвязь церковной деятельности с государственной политикой в области практического осуществления свободы совести, социально-философский анализ развития церковно-государственных взаимоотношений в СССР,
Панков Г. Д. О политике Советского государства в отношении Русской православной церкви на рубеже 50-60-х годов.// Религия и демократия. -М., 1993.- С. 217 - 231.
Савельев С. Н. Протоколы антирелигиозных мудрецов.// Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе.-С-Птб., 1991.- С. 143-154; Он же. Бог и комиссары( к истории комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК ВКП(б)- антирелигиозной комиссии).//Религия и демократия.-М., 1993.-С.164-216.
3 Попков В.М. Наше наследие.// Религия и демократия.-М. 1993.-С. 264-281. становление и развитие религиозного законодательства затрагивают и немногочисленные диссертационные исследования 1.
Особый интерес представляют исследования идентичной проблематики, но иных исторических периодов соседних с Кузбассом регионов, проведенных M.JI. Белоглазовым и Т.Н. Коголь 2.
В сравнении с упомянутыми выше гражданскими исследователями своеобразную позицию в изучении истории РПЦ в советский период заняли церковные ученые. Обозначилась эта позиция не сразу. Под официальным патронажем Патриархии, к 1000-летию крещения Руси, была предпринята попытка систематического изложения истории церкви в книге " Русская Православная Церковь . 988-1988 гг." 3. Интересующий нас исторический период освещен здесь минимально и оценка "волюнтаристских тенденций имевших место." довольно умеренна и сдержанна , что вполне у
Объяснимо историческими реалиями. Но уже в начале и особенно 'середине 90-х гг. появляются новые акценты в заявлениях религиозных деятелей. В совокупности своей их точно выразил
1 Например: Волков Н. С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни.// Автореф. дис. .канд. филос. Наук.- М.,1992; Ембулаева JI.C. Протестантизм о взаимоотношениии человека и общества: (На материалах баптизма).//Автореф. дис. .канд. филос. Наук.- М., 1989; Панков Г.Д. Изменение места и функций церкви в советском обществе. //Автореф.дис. . канд.филос. наук. М.,1990.
2 Белоглазов M.JI. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917-1925).// Автореф. дис. .канд. ист.наук.- Томск, 1992; Коголь Т.Н. Русская православная церковь и государство 1917-1927 гг. (На материалах Западной Сибири).// Автореф. дис. .канд. ист.наук. -Томск, 1995.
3 Русская Православная Церковь. 988-1988 гг.: Очерки истории. М.,1988. отец Олег Стеняев в газете "Культура" 25 мая 1996 г. Здесь и обида, и призыв к мести, и угроза массовых отлучений от церкви. В полемике, развернувшейся сегодня и осуждающей, в целом, религиозную нетерпимость, очевидно, что современные священнослужители упорствуют в необходимости "сохранения религиозных традиций", ищут виновников повсюду, кроме себя. Это часть сегодняшнего своеобразия церкви.
Подробно и открыто излагается исторический путь РПЦ в работе "История РПЦ" протоиерея В. Цыпина, выпущенной с благословения Патриарха в качестве учебника для духовных семинарий. Содержательный фактологический материал по исследуемой нами проблеме представляет священник С. Гордун. Вызывают интерес статьи С.Н. Павлова(Иннокентия), архиепископа Феодосия, епископа Анастасия г.
В некорректном и достаточно субъективном изложении, на наш взгляд, предлагается история взаимоотношения государства, РПЦ и т.н. "катакомбной" церкви в работах В. Степанова (Русака), в сборнике статей и документов под редакцией отца Николая ( Румянцева), изданиях богородичного центра, в которых авторы обвиняют РПЦ в трусости, в "осуществлении преступного соглашения между высшей иерархией и Советской властью", в результате чего духовенством утеряно моральное пра
Павлов С.Н.( Иннокентий ) О современном состоянии русской православной церкви.// Социологические исследования. - 1987. - № 4.- С.35-43 ; Беседа с архиепископом Астраханским и Ено-таевским Феодосием. //Религия и демократия.- М., 1993.-С.-232 - 244; Цыпин В. Указ.соч. ; Гордун С. Указ соч.; Анастасий Православие и государство: История и современность. // Свобода совести в СССР: социальные гарантии.-Казань,1989.-С.8-11. во возглавлять церковь 1. Соглашательской политике РПЦ здесь противопоставляется церковь "катакомбная" - истинно православные христиане (ИПХ), истинно православная церковь (ИПЦ), последователи Иоанна Кронштадского и др.
Под критическим углом оценивается позиция официальной церкви в своих отношениях с советской властью в публикациях рядовых священнослужителей и церковных активистов, бывших религиозных правозащитников Б. Бакулина, А. Бессмертного и С. Филатова, священников Г. Якунина и Георгия (Эдельштейна) , отражающих реформаторское и радикально-модернистское направления внутри православия, противостоящие официальному традиционалистскому 2.
Из работ религиозных исследователей неправославных конфессий следует выделить труды обобщающего характера, посвященные истории баптизма и адвентизма в России 3. Близки по проблематике статьи А.А. Руденко, В. Вебера, М.П. Кулакова в сборнике "На пути к свободе совести", в которых рассматриваются история и причины конфликта и раскола внутри Всесоюзно
Патриархи против всего мира. Собор Отцов Новой Святой Руси. - под.ред.о.Николая (Румянцева).-М., 1993; Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения.-М.,1980; Красная патриархия. Волки в овечьей шкуре.-М.,1993.
2 Бакулин Б.С. Несвоевременные воспоминания.// Религия и демократия." М.,1993.-С.149-163; Бессмертный А., Филатов С. Парадоксы советского благочестия. //Там же.- С.83- 97; Георгий (Эдельштейн) Из записок сельского священника.// Там же.-С. 282 -314 ; Якунин Г. В служении культу (Московская Патриархия и культ личности Сталина).// На пути к свободе совести. -М., 1989.-С.172-207.
3 Из истории Церкви адвентистов седьмого дня в России.- Калининград, 1993; История Евангельских христиан-баптистов в СССР. - М., 1989. го Совета евангельских христиан-баптистов(ВСЕХБ), эволюция группы т.н. "инициативников"- баптистов в организованный союз - Совет церквей, вопросы истории создания и роспуска Всесоюзного Совета адвентистов седьмого дня, особенности взаимоотношений протестантских и католической конфессий, религиозных объединений верующих немцев с властными структурами в указанный период 1.
Постоянный интерес к исследуемой нами проблеме присутствует у зарубежных исследователей. Здесь можно отметить публикации представителей русской эмиграции А. Бессмертного-Анзимирова, В. Аксючица, Д. Поспеловского, протоиерея Иоанна Мейендорфа, изданные в сборнике "Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси"2. Помимо ценных материалов (В. Ак-сючиц, например, предлагает свою периодизацию церковно-государственных отношений в советской России- "этапов атеистической экспансии", Д. Поспеловский раскрывает генезис причин гонений на церковь в период руководства страной Н.С. Хрущевым) в данном издании содержатся, на наш взгляд, спорные и достаточно некорректные положения. Так, нельзя согласиться с утверждением В. Аксючица о том, что советская армия в период второй мировой войны отступила до Москвы по причине нежелания русского народа воевать за жизнь в атеистическом мире и война была выиграна, благодаря искусственной реанима
1 Руденко А. А. Евангельские христиане-баптисты и перестройка в СССР.//На пути к свободе совести. - М,1989.- С.341-357; Вебер В. Советские немцы: сохранить веру вопреки судьбе. // Там же. - С. 366- 377; Кулаков М.П. Не в бездеятельном ожидании второго пришествия Христа.// Там же. -С. 358-365.
2 Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси.- М., 1991. ции государством религиозной жизни "паразитированию на возрождающейся духовной энергии народа" 1.
Рассматривая основные направления христианства в СССР, X.JI. Парсонс (Н. L. Parsons) выделяет 5 этапов в истории отношений между государством и религиозными организациями, в целом совпадающих с предлагаемой периодизацией этих взаимоотношений в работах российских историков2. В книге "Идеология и атеизм в Советском Союзе" В. Берсен (W.Bercen) подвергает критическому анализу действующее в исследуемый период религиозное законодательство, оценивает атеизм, предлагаемый советской идеологией как государственную религию и мировоззрение 3.
К.Хилл поднимает вопрос о степени вмешательства "органов власти коммунистического режима - КПСС, КГБ, Совета по делам религий" во внутреннюю жизнь и в структуры религиозных организаций. Рассуждая о вербовке агентуры спецслужб среди служителей культа, автор резюмирует, что эта "во многом успешная попытка "приручения церкви"- одна из наиболее позорных страниц в истории коммунистического режима" 4. Вызывают интерес публикации У.Флетчера,анализирующего современное положение верующих в СССР, исторические труды Дж. Боффа, Н. Верт 5.
1 Поспеловский Д. Подвиг веры в атеистическом государстве.// Русское зарубежье. , С. 68-89; Аксючиц В. Атеистическая идеология. Государство. Церковь.// Там же. С. 213-233.
2 Parsons H.L. Christianity today in the USSR. -N.Y.,-1987
3 Bercen W. van den. Ideology and atheism in the Soviet Union. Berlin,-N .Y., 1989.
4 Хилл К.P. Православная церковь и плюралистическое общество. // Религия и демократия.-М., 1993.- С.558-575.
5 Флетчер У. Советские верующие.// Социологические исследования . -1987 . -№ 4.-С.28-34; Боффа Дж. История Советского Союза.- М.,1990; Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.,1992.
Кемеровская область как административно-территориальная единица не являлась объектом специального исследования проблем взаимоотношений церкви и государства. Более того, до середины 90-х гг. отсутствуют труды, посвященные истории и деятельности РПЦ, других религиозных объединений, функционирующих на территории Кузбасса. Только фрагментарно материалы, касающиеся деятельности религиозных организаций и атеистической пропаганды в Кемеровской области, входили в публикации ряда авторов 1. Между тем Кузбасс в религиозном плане представляет особый интерес. Спецификой региона является то, что при сравнительно небольшой территории, в области наличествует высокая концентрация крупных населенных пунктов. Именно в городах проявляется наибольшая активность религиозных объединений. Мощные миграционные процессы охватывают Кузбасс в послевоенные годы, в регион прибывают новые кон-тингенты спецпереселенцев, пленных и заключенных, многие из которых пополняют состав религиозных общин. Конец 40-х г. знаменуется фабрикованием органами партии и госбезопастности дела о "сионистском заговоре" на КМК, итог которого подводит закрытое постановление ЦК партии. В середине 60-х гг. в Кемеровской области образуется один из крупнейших оппозиционных центров политике ВСЕХБ и Совета по делам религии за Уралом в лице представителей Совета Церквей.
Первую попытку использовать данные Кузбасса для описания христианских сект предпринял П.Л. Каушанский 2. В данной брошюре популярного характера преобладает обличительная тональ
Немира К.Л. Антирелигиозная пропаганда в печати.//Вопросы теории и практики научного атеизма.Новосибирск,1961.-С. 209-229.
Каушанский П. Л. Идеология и деятельность христианских сект. - Кемерово,1965. ность, крайне мало фактологического материала. В материалах научных атеистических конференций, проведенных Кемеровским медицинским институтом в 1965-68 гг. 1 пропагандистский подход также превалирует над научным. Так, М. Сергеев в статье "Баптизм и женщина" данного сборника, откровенно заявляет, что "борьба против баптизма (к этому времени на территории Кузбасса уже действовало более десяти официально зарегистрированных баптистских общин) - это борьба против враждебной коммунизму идеологии" 2.
Большое внимание проблеме церковно-государственных отношений в Кузбассе уделяет современная периодическая печать. В публикациях В.Тогулева, Р.Бикметова, А.Петренко, Л.Никоновой освещаются вопросы истории церквей и молитвенных домов Кузбасса, их закрытия в 50-60 гг., рассматриваются примеры противостояния отдельных общин госструктурам, приводятся факты незаконных действий чиновников по отношению к служителям церкви и верующим.
Настоящий интерес к истории РПЦ в Кузбассе, проявившийся в выпуске научных публикаций, можно наблюдать к середине 90-х гг. В коллективной монографии В.М. Кимеева, Д.Е. Конд-рашина, В.Н. Усольцева рассматриваются история создания и структура Кемеровской епархии, архитектурно-стилевые особенности храмов, фрагментарно затрагиваются проблемы отношений церкви и государственных структур 3.
1 Наука в борьбе с религией (материалы к первой научной атеистической конференции Кемеровского медицинского института).-Кемерово, 1965; Наука в борьбе с религией (материалы к третей научной атеистической конференции Кемеровского медицинского института).-Кемерово, 1968.
2 Сергеев М.А. Баптизм и женщина. // Наука в борьбе с религией ( материалы к третей.).-Кемерово,1968.-С.63.
3 Кимеев В.М., Кондрашин Д.Е., Усольцев В.Н. Православные храмы Кузбасса.-Кемерово, 1996.
Большой интерес представляют материалы межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся во время освящения Знаменского кафедрального собора в г. Кемерово. Истории становления, закрытия и восстановления православных храмов в Кузбассе посвящены выступления и публикации В.И. Веди-на, протоиерея В.А. Курлюты, иерея Е.Ю. Сидорина 1. Анализ религиозной ситуации в Кузбассе, включающий в том числе исторический аспект, содержится в Энциклопедии Кузбасса (находится в печати).
Оценивая работы предшествующих исследователей, нельзя не учитывать большие сложности, которые они испытывали при сборе материалов, их анализе. Жесткая идеологическая задан-ность, закрытость доступа к архивам ( абсолютное большинство документов фондов, описей и дел, связанных с церковной деятельностью до начала модернизации общества в конце 80-х гг., имели гриф "секретно" и "совершенно секретно"), общепринятая практика замалчивания трудностей, цензура не позволяли исследователям дать реальную картину прошлого. В то же время приходится констатировать, что вопросы взаимоотношения религиозных организаций и государства в СССР в послевоенные годы остаются фактически открытыми и настоятельно требуют всестороннего и глубокого изучения.
Учитывая значимость и актуальность темы, степень ее изученности, автор диссертации поставил своей ЦЕЛЬЮ раскрыть
1 Бедин В.И. Русская Православная Церковь в Кузбассе.// Духовная и светская культура как фактор социального развития региона.-Кемерово,1996.- С.282-28 6; Курлюта В.А.История создания и восстановления православных церквей в Кузбассе.//Там же.- С.152-157; Сидорин Е. Ю. История Знаменской Церкви в Кузбассе.//Там же. - С.157-161. характер и сущность взаимодействия различных государственных структур с религиозными организациями в Кемеровской области в 1943-1969 гг., определить целесообразность использования государственными органами тех или иных методов при взаимодействии с церковью.
Реализация этой цели видится через рассмотрение конкретных вопросов, которые можно сгруппировать в диссертации в следующие узловые ЗАДАЧИ:
- проанализировать пути становления института уполномоченных по делам религий и других органов государственного управления, формирующих государственно-религиозную политику и занимающихся ее практическим осуществлением на местах;
- рассмотреть развитие законодательства о культах, его влияния на жизнедеятельность религиозных объединений и реализацию на практике;
- показать методы, средства и формы работы центральных и местных органов власти в процессе практического осуществления политики государства в отношении религии;
- выявить и исследовать место и роль репрессивных органов, спецслужб в общегосударственной церковной политике;
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования определяется тем, что в нем впервые анализируется новая тема в отечественной истории периода 1943-1969 гг. - взаимоотношения религиозных объединений и государственных структур. Впервые для данного региона в комплексном плане рассматривается негативная, скрывавшаяся ранее сторона деятельности органов власти при отношениях с церковью. Впервые в научный оборот введены новые архивные документы, материалы, способствующие более полному и объективному раскрытию темы.
Исследование ведется с принципиально новых позиций гуманистического подхода, отказа от узкоклассовой идеологии и политических установок.
В диссертации прослеживаются основные тенденции и формулируются новые выводы, касающиеся таких вопросов, как:
- влияние экономических и политических факторов на развитие церковно-государственных отношений;
- место и роль репрессивных органов, спецслужб в общегосударственной церковной политике;
- воздействие миграционного процесса (спецпереселенцев) на религиозную сферу в регионе.
Деятельность государственных и религиозных структур рассматривается не изолированно, а в контексте социально-политической обстановки послевоенного времени. Делаются попытки проанализировать и объяснить явления и процессы,закрытые для общества в данных отношениях. В работе акцентируется внимание на изучении механизма принятия решений, на особенностях функционирования номенклатуры в исследуемом аспекте.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Поставленные проблемы исследуются в диссертации с диалектических позиций на основе принципа историзма. Данный подход позволяет рассматривать явление в развитии и взаимосвязи. Анализируемый период переполнен внешними и внутренними противоречиями, и именно потому принцип историзма стал объектом применения. Рассматривая явление во временном развитии и становлении, мы исследуем объект, с одной стороны, с точки зрения его внутренней структуры (т.е. как систему), с другой стороны, с точки зрения процесса. Принцип историзма позволяет выявить качественные изменения объекта и закономерности его развития.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что при изучении исторических процессов, происходящих в обществе, неприемлем узкоклассовый подход. Анализируя и оценивая отношения между государственными органами и религиозными объединениями и группами, автор руководствовался главным образом общечеловеческими, гуманистическими принципами. . Исследуя взаимоотношения церкви и государства, автор прежде всего рассматривал их в качестве общественных институтов. Институциональный метод предполагает наблюдение, описание и анализ структур, свойств и взаимосвязей как феноменов. Используя также статистический и сравнительный методы, автор стремился к наиболее объективному изложению событий и их оценке.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются советские органы всех уровней,общественно-политические организации: партия, ВЛКСМ, (не освещается работа профсоюзов, т.к. их участие во взаимодействии с религиозными структурами было минимальным), финансовые органы, прокуратура, МВД и КГБ; все религиозные объединения и группы, действующие на территории Кузбасса.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ стали отношения между религиозными структурами и государственными органами как совокупность правовых, политических, экономических и социальных отношений в соответствии с конституционными нормами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется возможностью использования материалов и выводов работы для подготовки трудов по истории Сибири, прежде всего, при характеристике религиозно-церковной жизни региона; в учебном процессе при подготовке спецкурсов и семинаров; при решении современных задач совершенствования церковно-государственных отношений.
ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА была определена предметом, целью и задачами исследования. В работе использован комплекс опубликованных циркуляров, актов, постановлений, регулирующих в законодательном порядке деятельность религиозных организаций. Прежде всего, это директивные документы органов государственного управления, постановления ЦК ВКП(б)-КПСС, решения Совета Министров СССР, Советов по делам РПЦ и религиозных культов- по делам религий при СМ СССР.
Использовались также опубликованные статьи, интервью, выступления видных государственных деятелей партии и государства, представителей высшего духовенства, руководителей других религиозных организаций.
Определенную помощь в изучении темы диссертации оказала периодическая печать как центральная, так и местная, использованные материалы которой можно разделить на несколько групп:
1. Документы центральных органов, выступления руководителей, статьи по исследуемой тематике.
2. Отчеты партийных конференций, пленумов партийных комитетов, решений бюро- как правило в существенно-сокращенном и редактированном виде.
3. Публикации, посвященные состоянию дел в идеологической сфере, положению научно-атеистической пропаганды в регионе, материалы просветительского характера.
4. Собственно газетные материалы о деятельности религиозных объединений в Кузбассе. Данные публикации использовались достаточно ограниченно и осторожно в силу их чрезмерной субъективности, искаженности фактов и идеологической задан-ности. Автор в данном исследовании показывает, что вышеуказанные публикации специально создавались органами госбезопасности в целях дискредитации деятельности религиозных объединений, священников и активистов.
Основными источниками для диссертационной работы стали неопубликованные материалы из фонда 6991 (Совета по делам религий при СМ СССР) Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ) и Государственного архива Кемеровской области (ГАКО). Наибольшую ценность для автора в архивных материалах представляли директивы и инструктивные письма Советов по делам РПЦ и религиозных культов - по делам религий, фонд уполномоченного вышеуказанных Советов, справки отделов пропаганды и агитации и решения партийных органов, отчеты и справки КГБ, внутриведомственная переписка.
Сплошному исследованию подвергались материалы заседания бюро, конференций, активов областного комитета партии, фонд уполномоченного по делам религий при Кемеровском облисполкоме; частично-городских и районных комитетов КПСС и ВЛКСМ, первичных парторганизаций, на территории которых, по данным автора, наблюдалась активизация отношений религиозных общин с властными и общественными структурами, фонд Совета по делам религий при СМ СССР.
В работе с архивными материалами встретились определенные трудности. Несмотря на значительное увеличение доступных исследователю фондов, в архиве ГАРФ все еще остаются дела и описи с пометкой "не выдаются". Отдельные документы, объявленные рассекреченными, не были готовы для выдачи по техническим причинам. Совершенно отсутствовал доступ к фондам прокуратуры, ФСБ, РПЦ, религиозных организаций, как в Москве, так и в Кемеровской области. При работе со статистическими отчетами уполномоченного по делам религии встречались разнотипность и отсутствие за несколько лет ряда показателей. Так, автором фиксировалась разница в "домашних" цифровых данных и отправленных в Совет по делам религий. Некоторые дела в ГАКО утеряны и уничтожены.
Совокупность указанных источников, тем не менее, обеспечила достаточно полную документальную базу для исследования проблемы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Правовые формы отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах2011 год, доктор юридических наук Петюкова, Оксана Николаевна
Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в условиях второй мировой войны и послевоенный период2001 год, кандидат политических наук Полат Салих
Религиозная политика Советского Государства и ее осуществление на Южном Урале в 1941-1958 гг.2004 год, кандидат исторических наук Потапова, Алена Николаевна
Взаимоотношения государства и церкви в 1943-1953 гг.: на материалах Владимирского края2010 год, кандидат исторических наук Зин, Наталья Васильевна
Взаимоотношения государственных органов власти и Русской православной церкви в 1940-е-1960-е гг. XX века: на материалах Ставропольского края2008 год, кандидат исторических наук Макарова, Елена Александровна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Горбатов, Алексей Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ развития церковно-государственных отношений в Кемеровской области в 1943-1969 гг. показал, что оно носило противоречивый и неоднозначный характер.
С одной стороны, с середины 40-х г. государственные управленческие структуры в силу множественного ряда факторов, отказавшись от прямой конфронтации, вступают на путь конструктивного сотрудничества с религиозными организациями. Происходит процесс легализации церковных структур. В течение трех (1945-1947) лет в области регистрируются 15 православных церквей, пять общин ЕХБ и одно мусульманское объединение. Религиозные объединения получают ограниченное право юридического лица, возможность открытия финансовых счетов, приобретения транспортных средств, найма работников, организации духовных школ, издания религиозной литературы, право арендовать, строить и покупать здания в собственность для нужд религиозного культа. Восстановление религиозных институтов обуславливает определенную активизацию церковной жизни в данный период и способствует некоторой стабилизации в духовной атмосфере общества. Религиозные организации, получив право для расширения своей практики, приобретают возможность значительно укрепить свое влияние. Увеличивается количество верующих во всех конфессиях, растет обрядность. Объективным показателем улучшения государственно-церковных отношений является практически неизменный рост доходной статьи Кемеровского благочинного округа РПЦ.
С другой стороны, сам процесс нормализации отношений не может быть охарактеризован как всесторонний и всеобъемлющий.
Во-первых, большинство религиозных общин, действующих на территории области, несмотря на многочисленные ходатайства верующих, не получили возможности зарегистрироваться в советских органах. Данная политика сдерживания приводила к тому, что большое количество религиозных объединений было вынуждено функционировать нелегально, что являлось грубейшим нарушением современного религиозного права и воспринималось властными структурами как незаконная деятельность. Соответственно по отношению к ним принимались адекватные меры административного и судебного порядка, предусмотренные законодательством. Таким образом, государственная власть собственными усилиями создала одну из проблем, с которой она безуспешно боролась в течение последующих лет - "реакционной и незаконной деятельностью сектантства".
Во-вторых, в арсенале идеологического аппарата советского государства неизменными оставались догматы учения марксизма - ленинизма о религии как враждебного для пролетариата и трудящихся мировоззрения. Соответственно периодически разворачивающиеся широкие антирелигиозные кампании в 1954, 1959-65 гг. также не могли способствовать процессу нормализации церковно-государственных отношений.
В-третьих, в практике отношений представителей органов власти к религиозным объединениям возобладали подходы, базирующиеся на опыте тридцатых годов, когда метод административного и судебного давления на церковь считался единственно политически верным. Это проявилось в осуществлении кампаний по закрытию зарегистрированных религиозных объединений, вследствие которых окончательно ликвидируются православный приход в г. Гурьевске (Троицкий молитвенный дом) и община мусульман в г.Прокопьевске, многие общины временно приостанавливают свою деятельность.
Активная позиция Советов по делам РПЦ и РК и, частично, их уполномоченных на месте в защите интересов верующих позволила предотвратить закрытие целого ряда православных и других религиозных объединений. Руководители районных и городских уровней, как правило, являлись непосредственно инициаторами закрытия общин, часто провоцируя конфликты тем, что сначала санкционировали покупку, аренду, строительство и т.д., а затем поступали обратньм образом. Областное руководство в целом поддерживало инициативы председателей гор-райисполкомов, однако, в отличие от последних, стремилось разрешить конфликты в рамках существующего законодательства. Одновременно отчетливо выявляется противостояние между Советами по делам РПЦ и религиозных культов, выступающими за поступательное развитие церковно- государственных отношений, и советско - партийным руководством области, предпочитающим конфронтационный путь. Данную ситуацию можно характеризовать как "холодную войну", когда наступление на религию не санкционировано внешне, но противостояние объективно налицо.
Следующий большой этап в отношениях церкви и государства 1958-1969 гг. можно характеризовать следующими положениями:
- Сфера церковной политики становится всецело партийной прерогативой. Советские органы власти дистанцируются от решения крупных проблем в религиозном вопросе. Уполномоченные по делам религии по существу становятся проводниками установок идеологических отделов КПСС.
- Если в сер.40-х- конце 50-х гг. сотрудники Советов по делам РПЦ и религиозных культов действительно зачастую безуспешно пытались противостоять антирелигиозному административному натиску и защитить интересы верующих, то в дальнейшем, особенно в 1958 -1964 гг., именно чиновники данных институтов, сойдя со своих нейтральных позиций, предусматриваемых советским законодательством, являются инициаторами многих начинаний связанных с внешне законным ограничением жизнедеятельности церкви, в то же время также осуществляющие негласное руководство общинами. Очередная кампания закрытия церквей не имела столь массового характера в Кемеровской области, как в регионах с развитыми религиозными традициями. В рамках ужесточения общегосударственного курса по отношению к религии сокращается штат духовенства РПЦ, проводятся дру-гие мероприятия, направленные на ограничение жизнедеятельности религиозных организаций.
- Усиливается давление на протестантские и неортодоксальные православные религиозные объединения, активно применяются в отношении к руководителям общин постановление ВС РСФСР от 4.05.1961 г. (тунеядство) и статьи 227 и 142 УК РСФСР. В деле разложения объединений ЕХБ и нейтрализации их наиболее активных членов государство провоцирует раскол в ВСЕХБ.
Большое влияние на жизнедеятельность религиозных общин оказывает деятельность специальных отделов КГБ, направленная на дискредитацию духовенства, верующих и разложение церкви изнутри. Продолжая общегосударственную политику "двойного стандарта" по отношению к религиозным организациям, спецслужбы нередко в своих мероприятиях использовали средства провокационного характера, оскорбляющие чувства верующих и выходящие за рамки законности.
Анализ церковно-государственных отношений в исследуемый период' позволяет сделать вывод, что разрешить такое противоречие, как существование альтернативной коммунизму идеологии в условиях тоталитарного государства, в течение всей своей истории советско-партийный аппарат цивилизованными гуманными средствами не смог. Потому атеизм как философская дисциплина с богатыми традициями и историей в советской России трансформируется в охранительную и псевдонаучную государственную идеологию. Потому возникает существенный разрыв между декларируемыми тезисами официальных партийно-правительственных документов и реально проводимой политикой в религиозной сфере. Действительное осуществление права на свободу совести могло быть реализовано только в условиях реальной демократии, предполагающей равные права всех граждан.
Сегодня, в процессе складывания новой российской государственности, ориентированной на демократический путь развития, вырабатывается современная концепция отношений с религиозными организациями. В связи с этим возникает ряд соображений .
Поступательное успешное развитие отношений между государством и религиозными структурами имеет наиболее благоприятные возможности в условиях социальной, экономической и политической стабильности, неукоснительного соблюдения конституционных и политических свобод всех граждан Российской Федерации .
Недопустимо, на наш взгляд, вовлечение религиозных организаций , за исключением миротворческих и благотворительных акций/ в текущую политику, в государственные отношения, что делает их зависимыми от колебаний политической конъюнктуры. Последовательное отделение политики государства от религии необходимо также потому, что в многоконфессиональном обществе (каким является РФ) попытки предоставления тех или иных не предусмотренных конституцией функций одной религиозной организации, нарушает принцип равенства всех конфессий.
Со стороны государства следует придерживаться нейтральных позиций как в отношении к религиозному мировоззрению, так и атеистическому, т.к. принцип свободы совести в современном его широком понимании объясняется как право на свободу мысли, религии и убеждений, на свободное их выражение, право придерживаться любых научных концепций, если только они не посягают на личность, права и свободы граждан.
Государство, в лице соответствующих органов, должно неукоснительно соблюдать контроль за деятельностью спецслужб, не допускать вмешательство последних в религиозную сферу.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Горбатов, Алексей Владимирович, 1996 год
1. Опубликованные источники:
2. Конституция ( Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1959. - 40 с.
3. Декрет СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". 23 января 1918 г.//Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви.- М., Госполитиз-дат.-1959.- С. 42-43.
4. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" . //Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви.-М., Госполитиздат.-1959.-С. 78-93.
5. Постановление ЦК ВКП б) "Об организации научно- просветительской пропаганды". 27 сентября 1944 г.// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-Изд.9-е, М.,-Т. 7.- Политиздат.-1985.- С. 521- 523.
6. Постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения.7 июля 1954 г. //КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-Изд.9-е, -М.,- Т.8.- Политиздат.-1985.- С.428-432.
7. Постановление ЦК КПСС об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения.10 ноября 1954 г.// КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.-Изд.9-е,-М.,- Т.8. -Политиздат.-1985.- С.446-450.
8. Постановление президиума ВС РСФСР от 18.03.1966 " О применении ст.142 УК РСФСР".//Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1966. -№12. -С. 221.
9. Уголовный кодекс РСФСР. М., Юридическая литература. -1966.-252 с.
10. О порядке открытия церквей. О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов.//Религия в СССР.-1991.- №2.-С. 4-6, 9-11.
11. Решение № 984 Кемеровского облисполкома "О передаче церковных денежных средств в доход государства в связи со снятием с регистрации религиозной общины Знаменского молитвенного дома".//Неизвестный Кузбасс (1943-1991гг.) . Кемерово, 1993.-С.41-42.
12. Из доклада В.А. Куроедова на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета. // Отечественные архивы.- 1994.- № 5.-С.6
13. Неопубликованные источники:
14. Периодическая печать. Журналы.
15. Правда ( 1943-1969 гг.) Борьба за уголь ( 1950-1964 гг.) За алюминий ( 1950-1960 гг.) Кузбасс ( 1943-1996 гг.)
16. Комсомолец Кузбасса- Кузнецкий край ( 1950-1996 гг.) Независимая газета ( 1991-1996 гг.) Путь Ленина ( 1950-1965 гг.)
17. Сталинское знамя ( Новокузнецк 1950-1960 гг.) Знамя коммунизма ( 1955-1965 гг.)1. Литература :
18. Аксючиц В. Атеистическая идеология. Государство. Церковь .//Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. -М., Столица. 1991.- С. 213-233.
19. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., Политиздат. 1991. - 400 с.
20. Алексеев В. А. Штурм небес отменяется. Критические очерки по истории борьбы с религией.- М.,1992,- 302 с.
21. Алексеев В. А. Неожиданный диалог. О встрече Сталина с руководством православной церкви.// Агитатор.- 198 9.- № 6.-С. 41-44.
22. Амосов Н. К. О формах и методах научно-атеистической пропаганды в современных условиях.// Наука и религия (Сборник стенограмм лекций, прочитанных на Всесоюзном совещании семинаре по научно-атеистическим вопросам).- М., 1957.-С. 416-429.
23. Анастасий Православие и государство: История и современность . //Свобода совести в СССР: социальные гарантии.- Казань, 1989.- С.8-11.
24. Арестов В. Н. Религиозный экстремизм : Содержание, причины, формы проявления, пути преодоления. Харьков, 1987. -151 с.
25. Бабинов Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность.-Симферополь,Таврия.- 1991.-120 с.
26. Бакулин Б. С. Несвоевременные воспоминания.//Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. 2.- М., Прогресс." 1993.- С. 149-163.
27. Барменков А. И. Свобода совести в СССР.- М.,Мысль.-1986.- 224 с.
28. Бартошевич Э.М.,Борисоглебский Е.И. Именем бога Иеговы.-М., Политиздат.- 1960.-160 с.
29. Батин П. В, Чернов М.А. Сеятели мрака и невежества.-Новосибирск, 1974.-88 с.
30. Бедин В.И. Русская Православная Церковь в Кузбассе .//Духовная и светская культура как фактор социального развития региона.-Кемерово, 1996.- С.282-286.
31. Белов А.В. Лженаставники юношества. О деятельности христианских сект.-М., Педагогика.-1973.-112 с.
32. Белов А.В. Современное сектанство.-М.,Знание.1969.-63 с.
33. Белов А. В., Шилкин А. Д. Религия в СССР и буржуазные фальсификаторы.-М., Знание.- 1970.-32 с.
34. Беседа с архиепископом Астраханским и Енотаевским Феодо-сием.//Религия и демократия:- М.,1993.Прогресс.-С. 232- 244.
35. Бессмертный А., Филатов С. Парадоксы советского благочестия.// Религия и демократия.- М., 1993.-С.83-97.
36. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., Политиздат. - 1990.- 303 с.
37. Боженко. Л. И. Антирелигиозная пропаганда в Сибири в начале нэпа.//По этапам развития атеизма в СССР.- Л.,Наука.-1967. С. 123-136.
38. Бондаренко В.Д. Современное православие: тенденции и эволюция. -Симферополь, Таврия.- 1989.- 176 с.
39. Боффа Дж.История Советского Союза.-М.,1990.-Т.2.- 485 с.
40. Брудный В.И. Изуверы.-М., Политиздат.-1961.-55 с.
41. Ванюшин Н.А. Свобода совести и религиозный экстремизм.-Барнаул, 1988.-143 с.
42. Варичев Е. С. Православная церковь. История и социальная сущность.-М., Советская Россия.- 1982. -190 с.
43. Вебер В. Советские немцы : сохранить веру вопреки судьбе. // На пути к свободе совести.- М.,Прогресс.-1989.-С. 366-377.
44. Верт Н. История советского государства 1900-1991.-М., Прогресс.-1992.- 480 с.
45. Гагарин А.И. О свободе совести.- М., 1962.- 32 с.
46. Гальперин Б. И. Религиозный экстремизм : кто есть кто.-Киев, 1989.- 133 с.
47. Гараджа В.И. Протестантизм.-М., Политиздат.-1971.-199 с.
48. Георгий (Эдельштейн) Из записок сельского священника.// Религия и демократия.- М., 1993.-С. 282-314.
49. Гольст Г. Р. Религия и закон. -М., Юридическая литература .-1975.-111 с.
50. Гордиенко Н.С. Современное православие.- М., Мысль.-1968.- 142 с.
51. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия ( 20-80 годы XX столетия).- М., Знание. -1984.- 64 с.
52. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. JI., Лениздат.- 1987. - 304 с.
53. Гордун С. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год.// Журнал Московской Патриархии.- 1993.- № 1.-С. 39- 49; № 2. С. 11-24.
54. Дегтярев Ю. Создание государственных органов по делам религии в 1943-44 гг. // Религия в СССР.-1991.- № 2.-С.4-11.
55. Дегтярев Ю. Еще раз об институте уполномоченных. // Религия в СССР. 1991.- № 7. - С. 2-11.
56. Демьянов А.И. Истинно-православные христиане. Воронеж, 1977. - 150 с.
57. Добреньков В.И., Радугин А.А. Христианская теология и революция. М., Политиздат. - 1990. - 335 с.
58. Земсков В.Н. Спецпоселенцы (по документам НКВД-МВД СССР).// Социологические исследования. 1990. - № 11.- С. 3-17.
59. Иванова О.Г. Аспекты диалектической связи государства и церкви в современном социалистическом обществе.//Свобода совести в СССР: социальные гарантии.- Казань, 198 9.- С. 56-58.
60. Иванов А.И., Лобазов П.К. Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. М.,Знание. - 1973.- 64 с.
61. Из истории Церкви адвентистов седьмого дня в России.// Собр. Теппоне В.В. Калининград, 1993. - 324 с.
62. История Евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989.- 621 с.
63. Каушанский П. Л. Идеология и деятельность христианских сект. Кемерово,1965.- 105 с.
64. Каушанский П.Л.' С претензией на истину:О взглядах и деятельности экстремистов от баптизма.-Одесса,Маяк.-1988.-246 с.
65. Кимеев В.М., Кондрашин Д.Е., Усольцев В.Н. Православные храмы Кузбасса. -Кемерово, 1996.-307 с.
66. Кириченко М. Г. Свобода совести в СССР. М., Юридическая литература.- 1985.- 198 с.
67. Клибанов А.И. Религиозное сектанство и современность.-М.,Наука.- 1969.- 270 с.
68. Клибанов А.И. Религиозное сектанство в прошлом и настоящем.-М., Наука.-1975.-255 с.
69. Клочков В.В. Религия, государство, право. -М., Мысль.-1978.-287 с.
70. Клочков В.В. Закон и религия:0т государственной религии в России к свободе совести в СССР.-М.,Политиздат.-1982.-160 с.
71. Коник В.В. Свобода совести и ее лжесвидетели. -М., Молодая гвардия.-1986.-175 с.
72. Корзун М.С. Русская православная церковь 1946-1988 годы. Деятельность и мировоззрение. -Минск, 1992.- рукоп.ИНИОН.-385 с.
73. Королев В.В. Свобода совести и политическая ориентация церкви в СССР.//Свобода совести в СССР: социальные гарантии. -Казань, 1989.-С.74-7 6.
74. Красная патриархия. Волки в овечьей шкуре. -М., Богород-ничн. центр.-1993.-271 с.
75. Кулаков М.П. Не в бездеятельном ожидании второго пришествия Христа (о жизни и деятельности Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. //На пути к свободе совести.-М.,1989.- С. 358-365.
76. Курлюта В. А. История создания и восстановления православных церквей в Кузбассе.//Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. -Кемерово,1996.-С.152-157.
77. Куроедов В. А. Религия и закон. -М., Знание.-1971.-61 с.
78. Куроедов В. А. Религия и церковь в Советском государстве.- М., Политиздат. 1981.- 263 с.
79. Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. -М., Мысль.-1971.- 270 с.
80. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн. собр. соч.- Изд. 5-е.-Т.45.- С.25-27.
81. Ленин В.И. Письмо В.М.Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(6)19 марта 1922 г.// Известия ЦК КПСС. -1990.- № 4. -С.190-193.
82. Лещинский А.Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. -М., Знание.-1990.-80 с.
83. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР.-М.,-Мысль,-1971, -278 с.
84. Лупарев Г.П. Правосознание верующих и его особенности.-Алма-Ата,' 1989.-208 с.
85. Лупарев Г.П. Понятие и виды религиозных организаций в СССР. //Советское государство и право.-1991.-№ 5. С.- 35-43.
86. Митрохин Л.Н. Баптизм.-М.,-Политиздат.-1974.-2 63 с.
87. Митрохин Л. Н. Религия и мы.// Квинтэссенция: философский альманах.- М., Политиздат.- 1990.- С. 307- 339.
88. Молоков В.А., Платонов Р. П. Современное православие. -Минск, 1966.-104 с.
89. Москаленко А. Т. Идеология и деятельность христианских сект. -Новосибирск, 1978.-415 с.
90. Наука в борьбе с религией.(материалы к первой научной атеистической конференции Кемеровского медицинского института) . -Кемерово, 1965.-74 с.
91. Наука в борьбе с религией, (материалы к третей научной атеистической конференции Кемеровского медицинского института).- Кемерово,1968.-72 с.
92. Немира К.Л. Антирелигиозная пропаганда в печати.// Вопросы теории и практики научного атеизма. Новосибирск, Сиб. отд. АН СССР.-1961.-С. 209-229.
93. Одинцов М.И. Государство и церковь в России.- М., Российская академия управления. 1994. - 170 с.
94. Одинцов М.И. Путь длиной в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения вистории советского общества)//На пути к свободе совести. -М., Прогресс. 1989.- С.29-72.
95. Одинцов М.И. Письма и диалоги времен "хрущевской оттепели" (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 1955-1964 гг.) // Отечественные архивы.- 1994.- № 5 .-С.25- 33.
96. Одинцов М.И. История становления и развития государст-венноцерковных взаимоотношений.// Свобода совести в СССР: социальные гарантии. Казань., 1989.- С. 31- 34.
97. Одинцов М.И. Хождение по мукам. 1939-1954 годы ( государственно -церковные отношения в СССР)// Наука и религия.-1990.- № 8.- С. 19 21.
98. Одинцов М.И. Государство и церковь: История взаимоотношений. -М., Знание.-1991.-63 с.
99. Одинцов М.И. Другого раза не было.// Наука и религия.-1989. № 2.- С. 8-9.
100. Очерки истории партийной организации Кузбасса. часть 3. (1937- 1985).- Кемерово,-1985.- 285 с.
101. Павлов С.Н. (Иннокентий) О современном состоянии русской православной церкви.// Социологические исследования.-1987.-№ 4.-С.35-43.
102. Панков Г. Д. О политике Советского государства в отношении к Русской православной церкви на рубеже 50-60-х годов. // Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. 2. 1993.-С.217-231.
103. Патриархи против всего мира. Собор Отцов Новой Святой Руси.- под. ред. о.Николай (Румянцев).-М.,-Новая Святая Русь. 1993.- 83 с.
104. Покровский В.В. Православие и современность.-Свердловск,-1967.-68 с.
105. Попков В.М. Наше наследие.//Религия и демократия. -М.,-1993.-С. 264-281.
106. Поспеловский Д. Подвиг веры в атеистическом государстве. //Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси.-М., Столица.- 1991.-С. 68-89.
107. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь.-М.,Наука. -1985.- с. 174.
108. Руденко А. А. Евангельские христиане- баптисты и перестройка в СССР.// На пути к свободе совести. М., Прогресс.- 1989.- С. 341-357.
109. Рудинский Ф. М. Свобода совести в СССР.- М., Госюриздат. -1961.-86 с.
110. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси.-Сост. М.Назаров.-М,Столица.-1991.-460 с.
111. Русское православие: Вехи истории.- М., Политиздат. -1989.- 719 с.
112. Русская Православная Церковь. 988-1988: очерки истории.- М., Московская Патриархия. 1988.- 111 с.
113. Савельев В. Н. Свобода совести : история и теория. -М., Высшая школа. 1991.- 144 с.
114. Савельев С. Н. Протоколы антирелигиозных мудрецов.// Ре- v лигия и свободомыслие в культурно- историческом процессе. -С-Пб , 1991.- С. 143-154.
115. Савельев С. Н. Бог и комиссары( к истории комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК ВКП(б)-антирелигиозной комиссии).// Религия и демократия: На пути к свободе совести. М.,1993,-С. 164-216.
116. Себенцов А., Ковалев А., Калинин В. Свобода религии для человека. //Международная жизнь.-1990.-№ 12.-С. 29 38.
117. Сидорин Е. Ю. История Знаменской Церкви в Кузбассе. // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. -Кемерово, 1996.- С.157-161.
118. Советское государство и русская православная церковь: к истории взаимоотношений. Сост. Каширина Т.Я, - Горький, АН СССР.-1990.-50 с.
119. Степанов( Русак) В. Свидетельство обвинения.- М., 1980.-Т. 3.- 260 с.
120. Флетчер У. Советские верующие. -Социологические исследования .-1987.-№ 4.-С.28-34.
121. Хилл К.Р. Православная церковь и плюралистическое общество.// Религия и демократия.-М.,-1993.- С. 558-575.
122. Цыпин В. История Русской Православной Церкви : 1917 -1990. М., Хроника. - 1994. - 255 с.
123. Эзрин Г.И. Государство и религия.-М.,Политиздат.-1974 .-135 с.
124. Эйнгорн И. Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири. Томск .- 1982.-224 с.
125. Якунин Г. В служении культу (Московская Патриархия и культ личности Сталина).// На пути к свободе совести. -М., Прогресс. -1989.-С. 172-207.
126. Bercen W. van den. Ideology and atheism in the Soviet Union. Berlin -N .Y.- 1989.- 191 p. .
127. Parsons H.L. Christianity today in the USSR. -N.Y. -1987.- 199 p.
128. Диссертации и авторефераты диссертаций:
129. Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917-1925)// Автореф. дис. .канд. ист. наук.- Томск,1992.-19 с.
130. Волков Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни. // Автореф. дис. .канд. филос. Наук. М.,1992.- 23 с.
131. Ембулаева Л.С. Протестантизм о взаимоотношении человека и общества:( На материалах баптизма).// Автореф. дис. .канд. филос. Наук.- М.,198 9.-21 с.
132. Коголь Т.Н. Русская православная церковь и государство 1917-1927 гг. (На материалах Западной Сибири).// Автореф. дис. .канд. ист.наук.- Томск, 1995.-19 с.
133. Костенко Н.А. Реакционная сущность идеологии и деятельности протестанских сект в Сибири.// Автореф. дис. .канд. филос. наук. -Томск,- 1967. 24 с
134. Панков Г.Д. Изменение места и функций церкви в советском обществе, -Автореф. дис. .канд. филос. Наук.// М.,-1990. 22 с.
135. Чуднов И.А. Общественно- политические факторы развития промышленности Западной Сибири в первые послевоенные годы' (194 6-1950).// Дисс. канд. ист. наук.- Кемерово,1993.-232 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.