Российский киноплакат как феномен графического дизайна: 1890-е - 1940-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Ерохина, Юлия Валерьевна

  • Ерохина, Юлия Валерьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 208
Ерохина, Юлия Валерьевна. Российский киноплакат как феномен графического дизайна: 1890-е - 1940-е гг.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2008. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ерохина, Юлия Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I

Киноплакат как средство массовой коммуникации

1.1. Состояние мирового кинопроизводства в 1890-е - 1940-е годы.

1.2. Становление российского кинематографа в 1890-е -1940-е годы.

1.3. Российский киноплакат как средство массовой коммуникации.

ГЛАВА II

Российский киноплакат как жанр графического дизайна

2.1. Киноплакат в жанровой системе графического дизайна.

2.2. Формирование графического языка российского киноплаката.

2.3. Художественно-стилевые атрибуты киноплаката и его типология.

ГЛАВА III

Основные этапы развития российского киноплаката

3.1. Развитие раннего киноплаката начала XX века. 2 Киноплакат в контексте развития графического дизайна 1920-х ^ годов. ^ Изобразительные средства советского киноплаката в 1930-1940-е годы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Российский киноплакат как феномен графического дизайна: 1890-е - 1940-е гг.»

В последние годы графический дизайн стал одним из доминирующих жанров проектного творчества. Расширение сфер творческой деятельности в этой области, а также дальнейшее совершенствование профессионального образования заставляют обратить внимание на особенности функционирования того или иного жанра графического дизайна в прошлом и в современных условиях. Дефицит, а порой и полное отсутствие систематизированных знаний о различных жанрах отечественного плаката приводит к обеднению учебных курсов, справочных пособий, опосредованно вызывая распространение малохудожественной плакатной продукции.

Российский киноплакат первой половины XX века в силу целого ряда социокультурных и экономических причин сконцентрировал многие передовые художественные идеи своего времени. В этой области дизайн-графики были созданы шедевры, определившие развитие графического языка на много лет вперед и являющиеся частью национального художественного достояния.

Интенсивным развитием киноиндустрии в России обусловлен прогресс двух эволюционных составляющих киноплаката как вида кинорекламы и как особого средства массовой коммуникации. Киноплакат использовал практически весь имевшийся в то время арсенал технических и художественных средств и приемов, накопленных графикой. В то же время в этой области имелся ряд своих собственных технических и художественных усовершенствований и изобретений.

Таким образом, специфика киноплаката как подчиненного средства кинематографа привела к тому, что он сформировался в виде особого жанра графического дизайна со своими собственными законами, целями и художественными средствами. Именно как феномен графического дизайна и исследуется киноплакат в данной работе.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выявления особенностей художественно-коммуникативного процесса в киноплакате, а также исследования его в контексте принадлежности к жанрам графического дизайна.

Целью настоящей работы стало искусствоведческое исследование российского киноплаката как средства массовой коммуникации и как вида графического дизайна в 1890 - 1940-е годы.

Цель работы определила основные задачи исследования:

1. Выявление взаимосвязи этапов развития российского киноплаката и этапов становления отечественного кинематографа на общем фоне развития мировой киноиндустрии в 1890 - 1940-х годах.

2. Раскрытие художественно-графических закономерностей, характеризующих развитие российского киноплаката как феномена графического дизайна; выявление типологии киноплаката.

3. Изучение особенностей формирования графического языка российского киноплаката.

4. Рассмотрение основных этапов развития российского киноплаката в 1890 - 1940-е годы.

В качестве объекта исследования в работе рассматриваются художественное наследие отечественного киноплаката, материалы периодической печати и документы, отражающие пути его развития, творческие концепции художников-киноплакатистов.

Предметом исследования является историко-культурная и социально-экономическая обусловленность генезиса киноплаката в России с 1890-х по 1940-е годы как жанра графического дизайна, его художественнокоммуникативные особенности и процесс, а также творческие концепции художников-киноплакатистов.

Методологический принцип, положенный в основу изложения материала, заключается в комплексном подходе к изучению феномена отечественного киноплаката как объекта, обладающего специфическими свойствами, и как явления, определяемого внешними условиями развития. Такое соединение возможно при взгляде на генезис киноплаката как на процесс, в котором реализация внутренних закономерностей развития осуществляется путем взаимодействия с конкретной социально-экономической и культурной средой.

Границы исследования определяются постановкой проблемы и очерчиваются хронологическими рамками 1890 - 1940-х гг. Предметное исследование на данном временном отрезке позволяет в полной мере выявить особенности генезиса киноплаката в России на основных стадиях его развития: от периода возникновения, через становление и до полного выделения как особенного вида графического дизайна.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Впервые в отечественном искусствознании в качестве объекта исследования изучается российский киноплакат как феномен графического дизайна.

2. Сформировано теоретическое обоснование процесса самоопределения одной из форм дизайнерского творчества.

3. Осуществлено целостное изучение российского киноплаката, позволившее отразить социокультурные и художественно-образные аспекты, связанные с коммуникативным и художественно-графическим языком данного жанра.

4. Впервые выявлены и проанализированы основные этапы и закономерности становления и развития российского киноплаката с позиций технической эстетики.

Рассматриваемой в диссертации проблеме косвенно были посвящены самые разные исследования, но все многообразные сведения не были обобщены для выделения киноплаката как особого жанра графического дизайна.

Для более точного определения специфики российского киноплаката был проанализирован широкий круг публикаций о кинематографе, кинорекламе и непосредственно о киноплакате, были изучены труды по вопросам развития графического дизайна в России. Все источники, прямо или косвенно относящиеся к теме исследования, можно разделить на три группы.

К первой группе относятся работы, в которых изучаются вопросы, связанные с историей кино в целом и развитием отечественного кинематографа в частности. История мирового кинематографа изложена в трудах С. Комарова, французского историка кино Ж. Садуля, польского искусствоведа Е. Теплица. Панорама развития русского кинематографа до 1917 года раскрыта в книгах Р. Соболева, В. Лихачева, А. Ханжонкова и В. Вишневского. Историко-теоретическая концепция отечественного кино дооктябрьского периода в советское время представлена в трудах Н. Лебедева и С. Гинзбурга.

Большую собирательскую, архивную, аналитическую работу успешно выполняет московский историко-теоретический журнал «Киноведческие записки». Из вышедших за последние десятилетия сводных трудов по истории отечественного кинематографа, где процессы развития искусства экрана даны в их хронологии и упорядоченности, следует назвать «Краткую историю советского кино» Р. Юренева (М., 1979), сохранившую концептуальную основу старых лет, яркую, индивидуально окрашенную, но достаточно лаконичную книгу Е. Марголита «Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития» (М., 1988) и итоговый труд киноведа Н. Зоркой «История советского кино» (СПб., 2006).

Ко второй группе источников информации относится литература по истории развития киноплаката. Несмотря на обилие изданий, посвященных разным жанрам графического дизайна, истории и теории киноплаката уделялось недостаточно внимания. На раннем этапе развития он становился объектом художественной критики либо в связи с обзором выставочных экспозиций, либо как носитель рекламной информации в городской среде. В числе немногих исследователей, уделивших пристальное внимание истории возникновения и развития отечественного киноплаката, необходимо назвать М. Бойтлера, Е. Бархатову, Н. Бабурину и В. Корецкого. В некоторых исследованиях, посвященных графическому дизайну, содержатся лишь отдельные данные о состоянии отечественного киноплаката в различные исторические периоды. Среди них можно выделить работы В. Ляхова и С. Хан-Магомедова. Одним из основных источников являются статьи в периодических изданиях, выходивших в 1920 - 1985-е годы и не утратившие своей научной значимости.

Третья группа источников содержит информацию по истории развития дизайна в целом и графического дизайна в частности. Для определения места киноплаката в общей структуре дизайна автор опирался на исследования В. Аронова, Н. Воронова, В. Глазычева, Э. Глинтерник, К. Кантора, А. Лаврентьева, С. Михайлова и В. Рунге.

В процессе работы над темой автором рассматривались труды, в которых исследовались различные области графического дизайна и которые могли оказать влияние на киноплакат, его технические и художественные приемы и средства (Ю. Герчук, Г. Демосфенова, В. Хачатуров, Е. Штейер и др.).

Практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации имеющихся научных представлений о киноплакате как автономной области графического дизайна.

Собранные и систематизированные документальные материалы могут быть использованы в качестве справочно-информационного материала, применены в учебном курсе по истории и теории графического дизайна и при разработке спецкурса.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Ерохина, Юлия Валерьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кинематограф зародился на рубеже XIX и XX веков и вошел в жизнь, когда реклама массовых зрелищ обрела сложившиеся формы, а цветная полиграфия достигла необычайных успехов. Киноплакат как область графического дизайна базируется на достижениях полиграфии и стилистически объединен с другими его видами. Специфические образные задачи, богатый арсенал пластических средств придают ему самостоятельность, свойственную другим жанрам графического дизайна.

Специфика изучения киноплаката как жанра графического дизайна заключается в его тесной взаимосвязи с кино, одним из видов искусства.

Кинопродукция обладает следующими особенностями своего функционирования: массовое воздействие; наличие специальной техники и мест демонстрации; большие начальные капиталовложения.

Следовательно, кино, чтобы оправдать вложенные в него средства, требует коммерческой окупаемости и идеологического и художественного наполнения.

Киноискусство не может полноценно существовать без кинорекламы и, в частности, без киноплаката, который с момента появления и до настоящего времени подчинен кинематографу как неотъемлемое средство рекламной коммуникации. Именно эта подчиненность киноискусству делает невозможным исследование киноплаката в отрыве от киноискусства.

1. В настоящем исследовании рассматриваются особенности отечественного киноплаката, поэтому в первую очередь обращается внимание на специфику развития российского кинематографа. Этот фактор значительно повлиял на эволюцию киноплаката.

Первой особенностью развития российского кинематографа стало появление и развитие кинопроката при отсутствии на территории России отечественных и иностранных производящих киностудий, второй — повышенный интерес публики к традиционным для русской культуры сюжетам, следствием чего явилась аналогичная тематическая направленность фильмов раннего российскогой кинематографа.

Кроме того, общий процесс визуализации культуры в сфере российского кино начинается на иной по сравнению с театром основе — не на литературной, а на лубочной, которая, в свою очередь, уступит место более поздним культурным традициям. В этом и проявилось еще одно отличие возникновения российского кинематографа.

Возникновение социалистического кинематографа с уверенностью можно отнести к одному из главных явлений в его развитии.

Кинематограф становится одним из средств построения нового государства. Основной задачей кинопроизводства и кинопроката является не коммерческий успех, а воплощение определенных идеологических и художественных принципов. Все эти черты российского кинематографа оказали существенное влияние на художественно-стилевые свойства и развитие подчиненного ему киноплаката.

2. Советское кино, не ориентированное коммерчески, в силу своей массовости вынуждено стать синтетическим, полифункциональным средством массовой коммуникации. Киноплакат же вследствие подчиненности киноискусству выполнял три основные функции: идеологического коммуникативного канала; коммерческой коммуникации; художественно-графической коммуникации.

Эти функции обусловили историческое самоопределение российского киноплаката как особого жанра графического дизайна в целом и зрелищного плаката в частности.

3. Возникнув на базе зрелищного плаката, в частности театрального и циркового, киноплакат в процессе своего развития стал самостоятельным жанром графического дизайна со своими собственными законами, целями и художественными средствами.

Потребность с помощью кинорекламы обеспечить максимальный успех кинопрокату, т. е. привлечь наибольшее количество зрителей в целях максимальной прибыли либо максимальной идеологической обработки, привела к тому, что киноплакат должен был приобрести свойства, выделяющие его из других видов зрелищного плаката. Перед художниками кино постоянно стояла задача формирования своего собственного художественного языка. Кроме того, кинематограф как средство массовой коммуникации по охвату населения значительно превосходил такие зрелищные формы, как театр, цирк и др. Поэтому киноплакат должен был отражать установки кинозрителя, как публики особого рода.

Таким образом, прагматически-целевые задачи, стоявшие перед киноплакатом как видом массовой коммуникации и описанные в первой главе диссертации, определили художественно-графические, формально-эстетические и социально-культурные установки киноплаката как жанра графического дизайна.

4. Формообразующие процессы на этапе становления российского киноплаката протекали в чрезвычайно своеобразных исторических условиях. Советский киноплакат уже на раннем этапе своего развития объединял ряд функций, выходящих за пределы простого информирования и позволяющих рассматривать его как художественно-коммуникативную автономию.

Процессу становления советского киноплаката свойственны черты, принципиально отличающие его от аналогичных процессов в других странах. В то время, как в странах Европы и США развивались новые технические формы — электрореклама, наружная реклама, в России единственной широко доступной формой агитации, революционного или коммерческого толка, оставалась массовая печатная реклама.

Под влиянием ряда социально-экономических факторов киноплакат оказался в авангарде художественной жизни страны. Многие крупные мастера работали в этот период в очень широком диапазоне предметно-художественного творчества, в том числе и в сфере киноплаката. Это помогло еще только формировавшемуся виду творчества подняться на уровень большого искусства.

Специфической особенностью киноплаката является его связь с образной системой кино. В результате воздействия всех указанных факторов постепенно сформировался перечень определенных требований, предъявляемых к киноплакату и характерных именно для него: условность, обобщенность, лаконичность форм, простота художественных образов.

5. Творчество художника-киноплакатиста возможно только на основе конкретных киноматериалов, сюжетов фильмов. Киноплакатисты в отличие от авторов других видов зрелищных плакатов располагают готовым визуальным материалом — портретами, мизансценами, антуражем, деталями. Именно это стало основой для формообразования графического языка киноплаката.

Основой киноплаката становится выхваченный из повествования кадр. Техника ленточной пленки позволяла сделать последовательность фотоотпечатков ряда кинокадров, создающую целостное развернутое во времени или пространстве представление о содержании фильма. Для усиления" воздействия фотографий, помещенных в киноплакат, применялись такие художественные средства, как красочный антураж и цветной символический фон, задававшие сильное эмоциональное настроение. Поскольку типографская технология в то время не позволяла качественно воспроизводить фотографии или кадры из кинофильмов, в некоторых киноплакатах место кинокадров стали занимать авторские рисунки.

Образная композиция составлялась из следующих элементов: шрифты, кинокадры, рисунки, фотопортреты, фон, антураж.

На основе выделенных элементов киноплаката сформирована типология киноплаката по графическому стилю образов.

Основные типы киноплаката, возникшие в период его становления, стали неотьемлемым историко-культурным достоянием графического дизайна. Они используются и в наше время в качестве основных кинорекламных форм.

В связи с этим типология киноплаката может служить инструментом классификации для современных дизайнеров, работающих в области кинорекламы, и специалистов, изучающих историю жанра.

6. Отечественный киноплакат представляет собой весьма сложное и противоречивое явление, обусловленное: внешними факторами, связанными с социальными и экономическими условиями жизни общества, конкретными задачами культурного строительства, спецификой рекламных задач; внутренними факторами, обусловленными подчиненностью киноплаката как жанра графического дизайна кинематографу как виду искусства.

Поэтому киноплакат следует рассматривать не как кратковременное художественно-дизайнерское явление или совокупность субъективно отобранных выдающихся дизайнерских достижений, а как некую развернутую историческую и имеющую несколько пространственных «слоев» панораму.

Период развития отечественного киноплаката, рассматриваемый в диссертации, обоснованно делится на три этапа: возникновение и развитие киноплаката в дореволюционный период; киноплакат 1920-х годов — времени экспериментов в области графического дизайна и, как следствие, определения основных направлений и бурного развития киноплаката; киноплакат 1930 - 1940-х годов — время творческого поиска художников в рамках единого художественного стиля социалистического реализма.

При анализе указанных этапов оценена степень влияния на коммуникативный, в особенности на художественный язык киноплаката как жанра графического дизайна, художественных традиций, событий, происходивших в отечественном и мировом кинематографе, новых технических приспособлений, технологий и усовершенствований.

Анализ социокультурной значимости киноплаката как явления коммуникации показывает, что он активно способствует установлению потребительских приоритетов, воздействует на психологию и идеологию общества, участвует в формировании общественной системы ценностей.

Художественно-коммуникативная эволюция киноплаката протекала в тесной связи с социально-экономическими и политическими процессами в стране, а также во взаимосвязи с другими жанрами графического дизайна. Композиционные приемы, разработанные в рассматриваемый период, стали тем богатейшим художественным наследием, к которому обращаются по сей день дизайнеры всего мира.

Жанр киноплаката именно российскими художниками рассмариваемого периода был поднят до уровня высокого искусства. В это время появились шедевры, определившие развитие графического языка на много лет вперед, вошедшие в учебники по истории искусств и составляющие нашу национальную гордость.

В результате развития киноплакат приобрел свои собственные художественно-стилистические особенности, которые и определяют его как самостоятельное цельное художественное и историко-культурное явление.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ерохина, Юлия Валерьевна, 2008 год

1. Абелъдяева, И. Плакат и время : о VII Всесоюз. выст. плаката. / И. Абельдяева, Н. Бабурина // Творчество. — 1987. — № 10. — С. 1-3.

2. Абрамова, А. 2 Стенберг 2 // Декоратив. искусство СССР. — 1965. — № 9. — С. 18-25.

3. Айзенштат, О. Д. Художник кинорекламы : о Э. Г. Модмилловиче. // Декоратив. искусство СССР. — 1970. — № 10. — С. 14-15.

4. Андреев, Л. Н. Письма о театре. Письмо первое // Маски. — 1913. —-№3. — С. 3-14.

5. Аранович, Д. 2 Стенберг 2 // Красная нива. — 1929. — № 40. — С. 20-21.

6. Арватов, Б. Агиткино // Кино-фот. — 1922. — № 2. — С. 2.

7. Арватов, Б. Киноплатформа // Новый ЛЕФ. — 1928: — № 3. — С. 34-37.

8. Аристарко, Г. История теорий кино / Гуидо Аристарко. — М. : Искусство, 1966.354 с.

9. Аронов, В. Р. Художник и предметное творчество : проблемы взаимодействия материал, и худож. культуры XX в. / В. Р. Аронов. — М.: Сов. художник, 1987. — 230 с.

10. Аронсон, О. В. Метакино / О. В. Аронсон. — М.: А<1 Маг§тет, 2003. — 264 с.

11. Бабурина, Н. И. В ногу со временем // Художник. — 1976. — № 7. — С. 26-28.

12. Бабурина, Н. И. Сергей Дацкевич / Н. И. Бабурина. — М.: Сов. художник, 1973.128 с.

13. Бабурина, Н. И. Киноплакат : по материалам выст. работ художников М. Хазановского и Н. Хомова. // Творчество. — 1964. — № 7. — С. 7-8.

14. Бабурина, Н. И. Плакат немого кино : Россия 1900-1930 : альбом. / Н. И. Бабурина. — М. : Арт-родник, 2001. — 191 с. — (Архив XX века).

15. Бабурина, Н. И. Русский плакат, вторая половина XIX в. начало XX в. / Н. И. Бабурина. — Л. : Художник РСФСР, 1988. — 190 с.

16. Баландин, В. Реклама — вид пропаганды (киноискусства) // Искусство кино. — 1964. —№ 10. —С. 75-76.

17. Балаш, Б. Кино : становление и сущность нового искусства / Бела Балаш. — М. : Прогресс, 1968. — 328 с.

18. Бархатова, Е. В. Ранний русский киноплакат // Мир дизайна. — 1994. — № 3/4. — С. 72-76.

19. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — М. : Худож. лит., 1990. — 543 с.

20. Безыменский, Л. За подлинную жизнь плаката // Творчество. — 1959. — № 11. — С. 16.

21. Богачев, А. Плакат / Под. ред. В. Лесового. — Л., 1926. — 38 с.

22. Бойтлер, М. С. Реклама и кино-реклама / Михаил Бойтлер. — М. : Кинопечать, 1926. — 112 с.

23. Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и РЫ / Б. Л. Борисов. — М.: Гранд ФАИР-Пресс, 2001. —618 с.

24. Боровский, А. У истоков советского театрального плаката // Декоратив. искусство СССР. — 1977. — № 10. — С. 33-35.

25. Брискин, В. М. Опыт работы над агитплакатом / В. М. Брискин. — М.: Сов. художник, 1959. — 22 с.

26. Будяк, Л. М. Адреса московского кино / Л. М. Будяк, В. П. Михайлов. — М. : Моск. рабочий, 1986. — 351 с.

27. Булгакова, О. Фабрика жестов / Оксана Булгакова. — М.: Новое лит. обозрение, 2005. — 303 с. — (Серия «Кинотексты»).

28. Бутник-Сиверский, Б. С. Советский плакат эпохи гражданской войны, 1918— 1921 : исслед. и библиогр. указ. / Б. С. Бутник-Сиверский. — М. : Изд. Всесоюз. кн. палаты, 1960. —- 696 с.

29. Бутник-Сиверский, Б. С. Украинский советский плакат : альбом. / сост.

30. Б. Бутник-Сиверский и А. Кожухов. — Киев : Гос. изд-во изобр. искусства и муз. лит. УССР, 1957. — 40. с. текста, [124] е., [32] л. илл.

31. В мастерской братьев Стенберг // Рабис. — № 48. — С. 8.

32. Вайсфелъд, И. В., Михайлов, А. Плакатно-картинная агитация на путях перестройки. М. Л., 1932. — 83 с.

33. Вайсфелъд, И. В. Так начиналось искусство кино / И. В. Вайсфельд. — 2-е изд..

34. М. : Всесоюз. творч.-производств. об-ние «Киноцентр», 1988. — 63 с.

35. Ватолкна, Н. Плакат — не средство информации // Творчество. — 1973. — № 10.1. С. 1.

36. Ваишк, К. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века / Клаус Вашик, Нина Бабурина ; пер. с нем. К. Левинсон. — М. : Прогресс-Традиция, 2004. —416 с.

37. Верт, В. Плакат в оценке массового зрителя // Бригада художников. — 1932. — № 6. — С. 46-49.

38. Вертов, Д. Статьи, дневники, замыслы / Дзига Вертов. — М.: Искусство, 1966.320 с.

39. Вишневский, В. Факты и даты из истории отечественной кинематографии (март 1917 г. — дек. 1920 г.) // Из истории кино : материалы и документы / АН СССР, Инт истории искусств. — М., 1958. — 698 с.

40. Воронов, Н. В. Российский дизайн : очерки истории отечеств, дизайна /

41. Н. Воронов ; НИИ Рос. акад. художеств. — М. : Союз дизайнеров России, 2001. — Т. 1. —423 с.; Т. 2. —382 с.

42. Всесоюзная выставка советского киноплаката к пятидесятилетию образования СССР, Москва, 1971 : каталог. — М., 1972. — 72 с.

43. Вся кинематография : настольная адрес, и справ, кн. / под ред.

44. Ц. Ю. Сулиминского. — М.: Чибрарио де Годен, 1916. — 162, 82 с.

45. Выставка советского киноплаката, Москва, 1965 : творч. отчет художников фабрики «Рекламфильм», 1963—1965 : каталог. — М.: Рекламфильм, 1966. — 55 с.

46. Ган, А. Кино-авангард // Кино-фот. — 1922. — № 2. — С. 1.

47. Ган, А. Левый фронт и кинематография // Кино-фот. — 1922. — № 5. — С. 13.

48. Герчук, Ю. Я. Голос немого кино // Декоратив. искусство СССР. — 1968. — № 2.1. С. 40-41.

49. Герчук, Ю. Я. История графики и искусства книги : учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Я. Герчук. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 319 с.

50. Герчук, Ю. Я. Классики плакатного искусства : о творчестве братьев Стенберг. // Декоратив. искусство СССР. — 1972. — № 11. — С. 22-23.

51. Гинзбург, С. С. Кинематография дореволюционной России / С. С. Гинзбург ; Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — М. : Искусство, 1963. — 406 с.

52. Глазычев, В. Л. Заметки о международном биеннале плаката // Декоратив. искусство СССР. — 1970. — № 10. — С. 22-26.

53. Глазычев, В. Л. О дизайне : очерки по теории и практике дизайна на Западе /

54. B. Л. Глазычев. — М. : Искусство, 1970. — 191 с.

55. Глинтерник, Э. М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы / Э. М. Глинтерник. — СПб., 2002. — 136 с.

56. Глинтерник, Э. М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России : автореф. дис. . д-ра искусствоведения / Глинтерник Элеонора Михайловна ; С.-Петерб. гос. худож.-пром. акад. — СПб., 2001. — 64 с.

57. Голомшток, И. Н. Тоталитарное искусство / И. Н. Голомшток. — М. : Галарт, 1994. — 295 с.

58. Горелик, Г. Виды и формы печатной кинорекламы / Г. Горелик ; Метод, кабинет Упр. кинофикации исполкома Моссовета и др. — М. : б. и., 1968. — 59 с.

59. Горощенко, Г. Т. Как работать над плакатом / Г. Т. Горощенко. — М. ; Л.: Изогиз, 1932. — 82 с.

60. Горощенко, Г. Т. Советский товар и его агит-пропаганда // Изофронт : классовая борьба на фронте пространств, искусств : сб. ст. об-ния «Октябрь». — М. ; Л., 1931. —С. 105-116.

61. Графическое искусство в СССР, 1917-Х-1927 : сб. ст. В. В. Воинова,

62. И. Д. Галактионова, Э. Ф. Голлербаха и др.. — Выставка в залах Академии художеств : каталог / Ленингр. акад. художеств. — Л.: [б. и.], 1927. — 300 с.

63. Сергей Дацкевич, 1919-1977 : киноплакат : кат. выст. / Моск. орг. Союза художников РСФСР ; [сост. С. А. Ковалевская ; предисл. Н. Бабуриной]. — М. : Сов. художник, 1983. — [16] с.: илл.

64. Декреты Советской власти / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Ин-т истории СССР АН СССР. — М.: Госполитиздат, 1957-1997. — Т. 1-14.

65. Делюсфенова, Г. Л. Советский политический плакат / Г. Демосфенова, А. Нурок, Н. Шантыко ; под общ. ред. Ф. Калошина. — М.: Искусство, 1962. — 446 с.

66. Добин, Е. С. Поэтика киноискусства. Повествование и метафора / Е. С. Добин. — М.: Искусство, 1961. — 228 с.

67. Добин, Е. С. Поэтическое и прозаическое в кино // Искусство кино. — 1960. — № 8. — С. 88-107.

68. Долинин, Л. Театр и экран // Вестн. кинематографии. — 1912. — № 50. — С. 8.

69. За большевистский плакат : задачи искусства в связи с решением ЦКВКП (б) о плакатной лит. : дискуссия и выступления в Ин-те ЛИЯ / Ком. акад., Ин-т лит. и яз. — М.; Л.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1932. — 130 с.

70. Зеленский, Б. О кинорекламе / Б. Зеленский, М. Иоффе // Искусство кино. — 1954. — №2. — С. 71-84.67. 3еменков, Б. Вторая выставка киноплаката // Сов. искусство. — 1926. — № 3. —1. C. 53-54.

71. Знаменский, Ю. Кинореклама — это искусство // Искусство кино. — 1960. — №8. —С. 111-112.

72. Золотоверхова, И. И. Украинский советский киноплакат 20 30-х годов /

73. И. И. Золотоверхова ; AII УССР, Центр, науч. б-ка. — Киев : Наук, думка, 1983. — 126 с.

74. Зоркая, Н. М. История советского кино / Н. М. Зоркая. — СПб.: Алетейя : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 544 с.

75. Зоркая, Н. М. На рубеже столетий : у истоков массового искусства в России 1900-1910 годов / Н. М. Зоркая. — М.: Наука, 1976. — 303 с.

76. Зоркая, Н. М. Фольклор. Лубок. Экран / Н. М. Зоркая. — М. : Искусство, 1994. — 238 с.

77. Изофронт: классовая борьба на фронте пространств, искусств : сб. ст. об-ния «Октябрь» / под ред. П. И. Новицкого. — М. ; Л.: б. и., 1931. — 161 с.

78. Иоффе, М. Киноплакаты на Всесоюзной художественной выставке // Искусство кино. — 1955. — № 6. — С. 120-122.

79. Иоффе, М. Когда киноплакат бьет в цель // Художник. — 1961. — № 8. — С. 2022.

80. Иоффе, М. О творчестве художников киноплаката // Искусство. — 1953. — № 5.1. С. 32-31.

81. История советского кино, 1917-1967 : в 4 т. / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — М. : Искусство, 1969-1978.

82. Камерный театр и его художники, 1914 XX 1934 : альбом. / введ. А. Эфроса. — М. : Всерос. театр, о-во, 1934. — XLVIII, 211 с.

83. Кантор, К М. Правда о дизайне : дизайн в контексте культуры доперестроеч. тридцатилетия, 1955-1985: история и теория / Карл Кантор. — М.: АНИР, 1996.286 с.

84. Каменский, А. А. Романтический монтаж / А. А. Каменский. — М.: Сов. художник, 1989. — 334 с.

85. Каракашев, В. Интересное и трудное дело — плакат / В. Каракашев, М. Лукьянов, В. Островский // Творчество. — 1974. —№ 11. — С. 7-10.

86. Кениг, Т. Психология рекламы, ее современное состояние и практическое назначение / Т. Кениг. — М.: «Соврем, проблемы» Н. А. Столляр, 1925. — 271 с.

87. Научная библиотека современных проблем).

88. Кениг, Т. Реклама и плакат как орудия пропаганды / Теодор Кениг ; пер. с нем. под ред. А. Н. Егорнова. — JI. : Время, 1925. — 288 с.

89. Киноплакат : И. Герасимович, 1893-1986, Б. Зеленский, 1914-1984,

90. Я. Руклевский, 1894-1965 : кат. выст. / сост. О. Ю. Лютенко, Н. А. Пчелкина ; авт. вступ. ст. Н. И. Бабурина. — М. : Сов. художник, 1989. — [47] с.

91. Киноплакат / Сост.: Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф. Авт. текста: Шклярук А. Ф. — М.: Контакт-Культура, 2002.

92. Колупаева, Ю. Социальная реклама Советского периода и в современной России Электронный ресурс. // Социальная реклама : [сайт]. — Режим доступа: http://www.socreklama.ru/sr article.php?arti id=35 (08.11.2008).

93. Комаров, С. В. Немое кино /C.B. Комаров. — М. : Искусство, 1965. — 416 с. — (История зарубежного кино ; т. 1).

94. Конструктивизм в советском плакате = Constructivism in Soviet poster / сост.: Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф.. — М. : Контакт-Культура, 2004. — [24] отд. л. — (Золотая коллекция).

95. Корецкий, В. Б. Заметки плакатиста / В. Б. Корецкий. — М. : Сов. художник, 1958, — 166 с.

96. Корецкий, В. Б. Язык киноплаката // Искусство кино. —-1958. — № 6. — С. 104— 115.

97. Котомка, Л. Кинематограф и рабочие // Путь правды. — 1914. — № 50. — С. 6.

98. Кричевский, В. Обложка: графическое лицо эпохи революционного натиска, 1917-1937 / Владимир Кричевский. — М. : Самолет, 2002. — 272 с.

99. Лаврентьев, А. Н. Лаборатория конструктивизма : опыты графич. моделирования : учеб.-метод. пособие по истории графич. дизайна / Александр Лаврентьев. — М. : Гранть, 2000. — 255 с.

100. Лапшин, В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году / В. П. Лапшин. — М., 1983. — 495 с.

101. Лебедев, Н. А. Кинематограф в дореволюционной России / Н. А. Лебедев ; Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. — М., 1958. — 52 с. — (История кино в СССР : конспекты лекций ; 1).

102. Лебедев, П. И. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны / П. И. Лебедев. М. ;Л., 1949. — 152 с.99. «Ленфильм», 1918-1968 гг. : факты, даты, документы : к 50-летию киностудии «Ленфильм». —Л. : б. и., 1968. — 35 с.

103. Летопись российского кино, 1863-1929 / НИИ киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации и др. ; отв. ред. А. С. Дерябин ; сост. В. Е. Вишневский и др.. — М. : Материк, 2004. — 699 с.

104. Листов, В. С. Ленин и кинематограф, 1917-1924 / В. С. Листов ; ВНИИ киноискусства. — М. : Искусство, 1986. — 176 с.

105. Листов, В. С. Прошлое, которое всегда с нами // Киновед, зап. — 1988. — № 1.1. С. 58-64.

106. Листов, В. С. Россия. Революция. Кинематограф : к 100-летию мирового кино /

107. B. С. Листов ; НИИ киноискусства. — М. : Материк, 1995. — 175 с.

108. Лихачев, Б. С. Кино в России (1896-1926): материалы к истории рус. кино / Б. С. Лихачев. — Л. : Academia, 1927. — 209 с.

109. Луначарский, А. В. О кино : статьи, высказывания, сценарии, документы / А. В. Луначарский. — М. : Искусство, 1965. — 367 с.

110. Лучанский, М. С. Люди советского цветного кино / М. Лучанский. — М. : Госкиноиздат, 1939. — 64 с.

111. Ляхов, В. Актуальные проблемы современной советской рекламной графики // Interpressgrafik. — 1975. — № 1. — С 15-17.

112. Мануйлов, М. А. Реклама / М. А. Мануйлов. — М. : Изд-во ВСНХ, 1924. — 39 с.

113. Масляков, О. Тема в плакате // Творчество. — 1973. — № 4. — С. 3-6.

114. Материалы Конференции по итогам Выставки внешнеторговой рекламы / В/О «Внешторгиздат». — М. б. и., 1969. — 44 с.

115. Маца, И. Л. Ленинградский Изорам / И. Маца. — М.; Л.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1932.42 с.

116. Международная выставка художественной афиши // Нива. — 1897. — № 50. —1. C. 1196-1198.

117. Международная выставка художественных афиш, Петербург, 1897 : каталог / О-во поощрения художеств ; сост. П. П. Марсеру. — СПб., 1897. — 57 с.: илл.

118. Михайлов, В. 77. Рассказы о кинематографе старой Москвы / В. П. Михайлов. — 2-е изд. — М.: Материк, 2003. — 279 с.

119. Михайлов, С. М. Основы дизайна : учеб. для бакалавров / С. Михайлов,

120. Л. Кулеева. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Союз дизайнеров, 2002. — 240 с.

121. Моор, Д. С. Советский политический плакат (1917-1933) /Д. С. Моор, Р. С. Кауфман //Искусство. — 1933. — № 4. — С. 201-244.

122. Москва в плакате : альбом. : в 2 кн. / Рос. кн. палата ; сост.: Н. Н. Глушко,

123. Т. В. Новикова, В. Ф. Коняшова, П. А. Снопков, А. Ф. Шклярук ; авт. вступ. ст. А. Ф. Шклярук. — М. : Изд. центр Кн. палаты : Контакт-Культура, 2002.

124. Надэ/сафов, М. Азербайджанский политический плакат конца 20-х начала 30-х годов // Искусство. — 1971. — № 6. — С. 31-34.

125. Новиков, А. Плакат — массовому зрителю // Творчество. — 1972 — № 6. — С. 710.

126. Нъюарк, К. Что такое графический дизайн? / Квентин Ньюарк. — М.: ACT ; Астрель, 2005. — 255 с.

127. Озеров, И. Кинематограф и война // Вестн. кинематографии. — 1915. — № 114. — С 14.

128. Охочинский, В. К. Театральная афиша и киноплакат // Театрально-декорационное искусство в СССР, 1917-Х-1927 : сб. ст. — Л., 1927. — С. 195-219.

129. Очерки истории советского кино : в 3 т. / АН СССР, Ин-т истории искусств ; под ред. Ю. С. Калашникова и др.. —М. : Искусство, 1956.

130. Очерки современного советского искусства : сб. ст. по архитектуре, живописи, графике и прикл. искусству / АН СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — М.: Наука, 1975. — 411 с.

131. Перцов, В. Кино как искусство II Сов. искусство. — 1926. — № 2/4. — С. 69-73.

132. Пименов, Ю. И. Альбом. / авт.-сост. Н. Барабанова. — Л.: Аврора, 1972. — 46 е., 50 л. ил.

133. Плакат и реклама после Октября : путеводитель выставки. — Л., 1926. — 32 с.

134. Плакат и сатира за 40 лет в произведениях московских художников, 1917-1957 : кат. выст. — М., 1958. — 62 с.

135. Плакаты АХР к XI годовщине Октябрьской революции / под общ. ред.

136. К. А. Мальцева. — М.: Изд-во Ассоц. художников революции, 1928. — 14 с.

137. Полонский, В. П. Русский революционный плакат / Вячеслав Полонский. — М.: Гос. изд-во, 1925. — 194 с.

138. Райли, Н. Элементы дизайна дизайна : развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма / гл. ред. Ноэл Райли ; пер. с англ. Алла Анохина и др.. — М.: Магма, 2004. — 544 с.

139. Рогинская, Ф. С. Политический плакат // Красная нива. — 1929. — № 52. — С. 13.

140. Рогинская, Ф. С. Советский лубок // Красная нива. — 1929. — № 2. — С. 14—15.

141. Российская коммунистическая партия (большевиков). Съезд, 13-й. Москва, 1924 год. Стенографический отчет. — М. : Госполитиздат, 1963. — XXIV, 883 с.

142. Рошаль, Л. М. Начало всех начал : факт на экране и киномысль «Серебряного века» / Лев Рошаль ; НИИ киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации. — М.: Материк, 2002. — 135 с.

143. Рунге, В. Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге,

144. В. В. Сеньковский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: МЗ Пресс, 2005. — 366 с.

145. Русский графический дизайн 1880-1917. / авт. текста: Елена Черневич ; сост.: Михаил Аникст и Нина Бабурина ; дизайнер: Михаил Аникст. — М., 1997. — 160 с.

146. Русский зрелищный плакат : альбом. / Независимый благотвор. фонд «Триумф-новый век» ; [сост.: А.Е. Снопков и др. ; авт. вступ. ст. Александр Шклярук]. — М. : Контакт-Культура, 2001. — 183 с.

147. Русский плакат. XX век. Шедевры : альбом. / сост.: Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф.; авт. текста: С. Н. Артамонова. — М. : Контакт-Культура, 2000. — 176 с.

148. Русский плакат. 100 шедевров за 100 лет : альбом. / сост.:

149. Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф.; авт. текста: А. Ф. Шклярук. — М.: Контакт-Культура, 2001. — 118 с.

150. Русский плакат = Classic Russian posters : избранное : альбом. / сост.: Снопков А. Е. и др.; авт. текста Толстая Т. Н. — М.: Контакт-Культура, 2006. — 158 с.

151. Русский рекламный плакат : альбом. / Рос. гос. б-ка ; сост.: Александр Снопков и др.; авт. текста: Нина Бабурина, Светлана Артамонова. — М.: Контакт-культура, 2001. — 224 с.

152. Русское кино, 1908-1918 : обзор. / сост.: В. Д. Ханжонкова. — М.: Искусство, 1969. — 63 с.

153. Савостюк, О. О монументальной графике / О. Савостюк, Б. Успенский // Творчество. — 1907. — № 8. — С. 5-7.

154. Садулъ, Ж. Всеобщая история кино : в 6 т. / Жорж Садуль. — М.: Искусство, 1958-1982.

155. Садулъ, Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней / Жорж Садуль. — М. : Изд-во иностр. лит., 1957. — 463 с.

156. Самое важное из всех искусств : Ленин о кино : сб. док. и материалов. — Изд. 2-е, доп. — М.: Искусство, 1973. — 243 с.

157. Селезнева, Т. Ф. Киномысль 1920-х годов / Т. Селезнева. — JI. : Искусство, 1972. — 184 с.

158. Сидоров, А. А. Русская графика начала XX века : очерки истории и теории / А. А. Сидоров. — М. : Искусство, 1969. — 250 с.

159. Символы эпохи в советском плакате : альбом. / Гос. ист. музей ; [авт.-сост.: Е. В. Арсланова и др. ; авт. текста Т. Г. Колоскова]. — М., 2001. — 215 с.

160. Снопков, А. Е. Реклама в плакате : рус. торгово-пром. плакат за 100 лет : альбом. / Александр Снопков, Павел Снопков, Александр Шклярук. — М.: Контакт-Культура, 2007. — 247 с. — (Advertising Art in Russia).

161. Снопков, А. Е. Русский киноплакат : альбом . / А. Снопков, П. Снопков,

162. A. Шклярук ; Рос. гос. б-ка. — М. : Контакт-Культура, 2002. — 335 с.

163. Снопков, А. Е. Шестьсот плакатов = 600 posters / Александр Снопков, Павел Снопков, Александр Шклярук ; Рос. гос. б-ка. — М. : Контакт- Культура, 2004. — 191 с.

164. Соболев, Р. П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино / Р. П. Соболев. — М. : Искусство, 1961. — 175 с.156. «Совершенствовать орудие агитации» // Творчество. — 1966. — № 12. — С. 13— 15.

165. Советские художественные фильмы : аннот. кат. / Всесоюз. гос. фонд кинофильмов. — М. : Искусство, 1961. — Т. 1-3.

166. Советский зрелищный плакат, 1917-1987 : театр, цирк, балет, кино / авт.-сост. Н. И. Бабурина. — М. : Сов. художник, 1990. — 207 с.

167. Советский киноплакат : сб. ст. — М. : Сов. художник, 1961. — 91 с.

168. Советский рекламный плакат, 1917—1932. Торговая реклама. Зрелищная реклама : альбом. / авт. текста В. Н. Ляхов. — М.: Сов. художник, 1972. — 127 с.

169. Советский рекламный плакат и рекламная графика, 1933-1973 / сост. и вступ. ст.

170. B. Н. Ляхова — М. : Сов. художник, 1977. — 183 с.

171. Советский театральный плакат. Плакаты к спектаклям Москвы и Ленинграда : альбом. / вступ. ст. А. Боровского. — Л., 1977. — 137 с.

172. Совещание художников-плакатистов о советской кинорекламе // Печать и революция. — 1930. — № 5/6. — С. 129.

173. Соколов, А. Звук в кино // Звукорежиссер. — 2002. — № 4. — С. 44-47.

174. Соколов, И. В. История изобретения кинематографа / И. В. Соколов. — М. : Искусство, 1960. — 198 с.

175. Степанов, 3. В. Культурная жизнь Ленинграда 20-х начала 30-х годов /

176. В. Степанов ; АН СССР, Ин-т истории СССР. — Л. : Наука, 1976. — 288 с.

177. Суръянинов, Р. Доверять художнику // Творчество. — 1966. — № 4. — С. 11.

178. Тарабукин, H. М. Искусство дня / Николай Тарабукин. — М. : Всерос. пролеткульт, 1925. — 135 с.

179. Театральный плакат Н. Акимова : альбом. / ред.-сост. И. Н. Бурлак ; вступ. ст. Ф. Я. Сыркиной. — М. : Сов. Россия, 1963. — 40 е., 31л. илл.

180. Тугендхолъд, Я. А. Художественная культура Запада : сб. ст. / Я. Тугендхольд. — М. ; Л. : Гос. изд-во, 1928. — 191 с.171. «Улучшить качество политического плаката» // Правда. — 1952. — 25 апр.

181. Федоров-Давыдов, А. А. Плакат — самый отсталый участок // Бригада художников. — 1932. — № 4-5. — С. 51-55.

182. Хайн, Ю. Новое и старое : о VII Всесоюз. выст. плаката. // Творчество. — 1987.10. —С 51-52.

183. Халаминский, Ю. Я. Д. Моор / Ю. Я. Халаминский. — М. : Сов. художник, 1961.222 с.

184. Хан-Магомедов, С. О. Братья Стенберги // Техническая эстетика. — М., 1982. — № 10. — С. 22-27.

185. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна / С. О. Хан-Магомедов. — М. : Галарт, 1995. —423 с.

186. Ханжонков, А. А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания / А. А. Ханжонков. — М. ; JI. : Искусство, 1937. — 176 с.

187. Хачатуров, С. В. Искусство книги в России, 1910-1930 годов : мастера левых течений : материалы к кат. / С. Хачатуров ; Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. — М. : УРСС, 2004. — 238 с.

188. Хейфиц, М. Плакат сегодня и завтра // Творчество. — 1966. — № 3. — С 22-26.

189. Хейфиц, М. Плакатная метафора зрелищ : по материалам Всесоюз. выст. плаката. // Декоратив. искусство СССР. — 1973. — № 8. — С. 14-16.

190. Холмянский, JI. М. Дизайн : кн. для учащихся / JI. М. Холмянский, А. С. Щипанов.

191. М.: Просвещение, 1985. — 240 с.

192. Хохлов, И. Искусство советского киноплаката // Искусство. — 1971. — № 12. — С. 10-14.

193. Хренов, Н. История кино как история массовой рецепции: эпоха примитивов // Киновед, зап. — 2002. — № 57. — С. 89-115.

194. Художественное оформление красных обозов : альбом. / Сиб. краевой штаб по худож. обслуживанию хлебозаготовок. —Новосибирск., 1930. — 8 е., 8 л. илл.

195. Цветное кино — спектроколор // Кино. — 1931. — 6 окт. (№ 55). — С. 4. — Подпись: К. В.

196. Цивъян, Ю. Г. Историческая рецепция кино : кинематограф в России, 1896-1930 / Ю. Цивьян. — Рига : б. и., 1991. — 492 с.

197. Цырлин, И. Искусство киноплаката // Искусство кино. — 1956. — № 10. — С. 70-77.

198. Цырлин, И. Советский киноплакат // Творчество. — 1958. — № 7. — С. 15-18.

199. Чернышев, А. А. Русская дооктябрьская киножурналистика / А. А. Чернышев. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 216 с.

200. Шатова, Л. Многообразие жанров в плакате // Творчество. — 1973. — № 5. — С. 9-11.

201. Шахтахтинская, Э. О поисках национального языка плаката // Творчество. — 1967. —№8. —С. 9-13.

202. Шедевры русского плаката : кат. выст., 23 марта 9 апр. 2000 г. / сост.: Артамонова С. Н., Ермакова М. Е.. — М.: Контакт-Культура, 2000. — [16] с.

203. Шилова, М. И. Черно-белое кино // Киновед, зап. — 1997. —№ 32. — С. 25-37.

204. Штайнер, Е. С. Авангард и построение нового человека : искусство сов. дет. книги 1920-х гг. / Евгений Штейнер. — М.: Новое лит. обозрение, 2002. — 251 с.

205. Эйзенштейн, С. М. Избранные произведения : в 6 т. / С. М. Эйзенштейн. — М.: Искусство, 1964-1971.

206. Эйзенштейн, С. М. Рисунки : альбом. / С. М. Эйзенштейн. — М.: Искусство, 1961. —225 с.

207. Эткинд, М. Г. Н. П. Акимов — художник / М. Г. Эткинд. — J1. : Художник РСФСР, 1960. — 150 с.

208. Эфрос, А. М. Два века русского искусства / А. М. Эфрос. — М.: Искусство, 1969. — 302 с.

209. Юон, К. Новое в массовой полиграфии : худож. бюро Моссельпрома. // Красная нива. — 1929. — № 12. — С. 20.

210. Eskilson, S. J. Graphic design : a new history / Stephen J. Eskilson. — New Haven : Yale University Press, 2007. — 464 p.

211. Film posters of the 60s : the essential movies of the decade : from the Reel poster gallery coll. / ed. by Tony Nourmand a. Graham Marsh. — London : Anrum press, 1997. —127 p.

212. Hutchison, H. F. The poster: an illustrated history from 1860 / Harold F. Hutchison. — New York : Viking Press, 1968. — 216 p.

213. Mount, C. Film posters by Moscow's Stenberg Brothers, 1923-1933 // Graphic design history / ed. by Stiven Heller and Georgette Balanc. — New York, 2001. — P. 259-264.

214. Munsterberg, H. The Film : a psychological study ; the silent photoplay in 1916 / Hugo Munsterberg. — New York : Dover publ., 1970. — XV, 100 p.

215. Thompson, K. Film history : an introduction / Kristin Thompson, David Bordwell. — New York : McGraw-Hill, 1994. — XLIV, 857 p.1. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ*

216. Образцы афиш и малоформатной печатной кинорекламы.

217. Житков, 77. Любовь статского советника. — М. : Рус. т-во печат. и изд. дела, 1915.

218. Алексеев, Г. Влекущая как грех. — М.: Общее дело, 1916.

219. Калъмансон, М. Дело доктора Мореля. — М.: Типолит. И.С. Фуки, 1916.

220. Неизвестный художник. Куртизанка и рыбак. — М., 1916. — 65x30 см.

221. Неизвестный художник (инициалы С. Л.). Борьба за ультиматум. — М., 1923.

222. Неизвестный художник. Дворец и крепость. — Л., 1924.

223. Наумов, А. Три испытания. — М. : Совкино, 1926. — Хромолитография ; 102.5x72 см.

224. Длугач, М. Доротти Верной. —1924. — Бумага, гуашь, графитный карандаш; 94.3x69.6 см

225. Родченко, А. Броненосец «Потемкин», 1905. — М. : Госкино, 1926. — Хромолитография. 72.4x108 см.

226. Лавинский, А. Броненосец Потемкин, 1905. — М. : Госкино, 1926. — Хромолитография, фототипия ; 72.6x108.5 см.

227. Стенберг, В., Стенберг, Г., Руклевский, Я. Октябрь. — М. : Совкино, 1927. — Хромолитография ; 264x204 см.

228. Прусаков, Н. Их царство. М. : Госкинпром Грузии, 1929. — Смешанная техника; 106x72 см.

229. Стенберг, В., Стенберг, Г. Зло мира. — 1929.

230. Стенберг, В., Стенберг, Г. Одиннадцатый. — М. : ВУФКУ, 1928. — Хромолитография ; 106x71 см.

231. Длугач, М. Москва. — М., 1933. — 108x75.5 см.

232. Клементьев, А., Клементьева, Н. Два бойца.— М. : Рекламфильм, 1943 (1948). — 39x59 см.

233. Хомов, Н. Парень из нашего города. — Алма-Ата, 1942. — 60x89 см.

234. Хомов, Н., Руклевский, Я. Молодая гвардия. — М. : Рекламфильм, 1947. — 83x98 см.

235. Герасимович, И. Сталинградская битва. — 1949. — 84x60 см.

236. Стенберг, В., Стенберг, Г. Любовь втроем. — М. : Совкино, 1927. — Хромолитография ; 101.5x69.5 см.

237. Вельский, А. Гроза. — Л. : Гизлегпром, 1934. — Хромолитография ; 109x87 см.

238. Вельский, А. Трубка коммунара. М.: Госкинпром ССР Грузии, 1929. — Хромолитография ; 108.5x74.5 см.

239. Стенберг, В., Стенберг, Г. Обломок империи. — М. : Совкино, 1929. — Хромолитография ; 95x62.

240. Векслер, М. Дети бури. — Л., 1926. — Хромолитография ; 70x106

241. Длугач, М. Предводитель мустангов. — 1925. — Бумага, гуашь ; 70.5x101.3 см.

242. Вельский, А. Наше гостеприимство. — 1926. — Бумага, гуашь ; 71x105.5 см.

243. Родченко, А. Киноглаз. — М. : Совкино, 1924. — Хромолитография ; 96x71 см.

244. Вельский, А. Казаки. — 1928. — Бумага, гуашь; 107x72 см.

245. Стенберг, В., Стенберг, Г. Человек с киноаппаратом. — М. : ВУФКУ, 1929.—Хромолитография ; 101x71 см.

246. Житков, 77. Король Парижа. — М. : Рус. т-во, 1916. — Хромолитография ; 158x70 см.

247. Семенов-Менес, С. Кукла с миллионами. — М. : Межрабпом-Русь, 1928. — Хромолитография ; 126x92 см.

248. Зеленский, Б. Свинарка и пастух. — 1941 (1949). — Хромолитография ; 59x84 см.

249. Гоберман, Д., Голыитейн, М. Путешествие в Арзрум. — Л. : Искусство, 1937. — Литография двухцветная ; 62x94.

250. Неизвестный художник. Выборгская сторона. — 1938.

251. Неизвестный художник. Без вины виноватые («Подзаборник»). — М. : Рус. т-во, 1916. — Офсет ; 106x69 см.

252. Лавинский, А. Луч смерти. — 1924. — М.: Госиздат. — Хромолитография, фототипия ; 106.5x71 см.

253. Неизвестный художник. Марионетки рока. М.: Рус. т-во, 1916. — Хромолитография ; 106x69 см.

254. Прусаков, Н. Стеклянный глаз. — М. : Межрабпом-Русь, 1929. — Хромолитография ; 132,2x93,7 см.40. Шрифтовые афиши. 1910-е.

255. Неизвестный художник. На ложе смерти и любви. — М., 1916.

256. Неизвестный художник. Поцелуй Мери Пикфорд. — М. : Межрабпом-Русь, 1929. — Хромолитография ; 108x72 см.

257. Неизвестный художник. Мать.— Ашхабад : Тип. Туркменпроката, 1930.

258. Хромолитография ; 108x72 см.

259. Прусаков, Н. Большое горе маленькой женщины. — М. : Совкино, 1929.

260. Хромолитография ; 106,5x62,5 см.

261. Прусаков, Н„ Борисов, Г. Поцелуй Мери Пикфорд. — М. : Межрабпом-Русь, 1927. — Хромолитография ; 125x98 см.

262. Кальмансон, М. Истерзанные души. — М. : Типолит. И.С. Фуки, 1917. — Хромолитография ; 107x69 см.

263. Неизвестный художник. Осень женщины. — М. : Рус. т-во, 1917. — Хромолитография ; 106x72 см.

264. Прусаков, Н., Борисов, Г. Закон гор. — М.: Госкинпром Грузии, 1927.

265. Ассатур (Ассатуров), П. Стенька Разин. — СПб. : Литогр. И. Кадушина, 1908. — Хромолитография ; 102.5x68.5 см.

266. Кальмансон, М. Бездна. — М., 1917. — Хромолитография ; 106x71 см.

267. Кальмансон, М. Сказка о теле и песнь о душе. — М. : Ф-ка худож. плакатов М. Кальмансона, 1917.— 106x70 см.

268. Неизвестный худоэ/сник. Мара. — М., 1910.

269. Неизвестный худоэюник. Анна Каренина. — 1910-е.

270. Житков, П. Тайна исповеди. — М. : Рус. т-во, 1917. — Хромолитография; 106x72 см.

271. Гроза. — М. : Типолит. С. М. Мухарского, 1912. — Хромолитография ; 54,5x80 см.

272. Житков, П. Кто загубил? — М. : Рус. т-во, 1916. — Хромолитография ; 106x71 см.

273. Житков, П. Сестры Вронские. — М.: Рус. т-во печат. и изд. дела, 1916.

274. Кальмансон, М. Рабство в золотых цепях. — М. : Типолит. И. С. Фуки. — Хромолитография ; 102x71 см.

275. Кальмансон, М. Его глаза. —М.: Типолит. И. С. Фуки, 1916.

276. Неизвестный художник. «Позабудь про камин, в нем погасли огни.». — М., 1917.

277. Неизвестный художник. Как они лгут. — М., 1917.

278. Житков, П. Жизнь — миг, искусство — вечно. — М. : Рус. т-во печат. и изд. дела, 1916. —Хромолитография ; 107.5x71.5 см.

279. Егоров, В. Зеленый паук. — М. : Типолит. И. С. Фуки, 1916. — Хромолитография; 106x72 см.

280. Житков, П. Лунная красавица. М. : Рус. т-во, 1916. Хромолитография ; 71.5x105 см.

281. Сварог, В. Уплотнение. — Пг. : Изд. Петрогр. Обл. кинематогр. комитета Союза коммун Север, области при Комиссариате нар. просвещения РСФСР, 1918. —Литография двухцветная ; 107.5x71.5 см.

282. Маяковский, В. Не для денег родившийся. — 1918.

283. Неизвестный художник. Отец Сергий. — М. : Рус. т-во, 1918. — Хромолитография; 106x136 см.

284. Вельский, А. Золотой запас. — 1925. Бумага, гуашь; 107x72 см.

285. Неизвестный художник. Скорбь бесконечная. — 1922. — 107x72 см.

286. Неизвестный художник. — Побег. М., 1927. — 72x108 см.

287. Стенберг, В., Стенберг, Г. Девушка с коробкой. — М. : Межрабпом-Русь, 1927. — Хромолитография ; 121x93 см.

288. Стенберг, В., Стенберг, Г. Шесть девушек ищут пристанища. — М.: Совкино, 1928. —Хромолитография ; 109x125 см.

289. Прусаков, Н. Чины и люди. — М. : Совкино, 1929. — Хромолитография ; 94x62 см.

290. Прусаков, Н., Борисов, Г. Дом на Трубной. — М. : Межрабпом-Русь, 1928. — Хромолитография ; 95x135 см.

291. Наумов, А. Предатель. — М. : Совкино, 1926. — Хромолитография ; 101x72 см.

292. Длугач, М. Электрический стул. — М. : Совкино, 1928. — Хромолитография ; 107,5x71,5 см.

293. Боград, И. Папиросница от Моссельпрома. — М.: Кино-Москва, 1924 (1925). — Хромолитография ; 93x70 см.

294. Зеленский, А. Волга-Волга. — М., 1938. — 62x92 см.

295. Длугач, М. Счастливая юность. —М., 1934 (1935). — Хромолитография ; 86,5x61 см.

296. Зеленский, Б. Груня Корнакова. — М. : Кинофотоиздат, 1936. — Хромолитография ; 90,5x59 см.

297. Гоберман, Д., Голъштейн, М. Петр I. — М. : Искусство, 1937. — Хромолитография ; 90x64 см.

298. Длугач, М. Юность Максима. — 1934. — 93x66 см.

299. Вельский, А. Чапаев. — 1935. — 59x89 см.

300. Климашин, В. Люблю ли тебя? — М. : Гизлегпром, 1934. — Хромолитография ; 83,5x58 см.

301. Хомов, Н. «Член правительства». — М. : Рекламфильм, 1939. — 58x84 см.

302. Вельский, А. «Нашествие». — 1945. —Бумага, гуашь ; 86.8x60.5 см

303. Хомов, Н. Счастье. ■— М.: Рекламфильм : Кинофотоиздат, 1935.

304. Пименов, Ю. Пышка. — М. : Рекламфильм : Кинофотоиздат, 1935. — Хромолитография ; 122x83 см.

305. Длугач, М. Иван Грозный. — М. : Госкиноиздат, 1944 (1945). — 57x74 см.

306. Зеленский, Б. Кубанские казаки. — М. : Рекламфильм, 1950. — 79.5x116 см.

307. Для некоторых иллюстраций данные о месте создания, названии печатного заведения, способе печати и размерах в сантиметрах отсутствуют по причине отсутствия этих данных в источниках воспроизведения.къ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.