Романы Р. Олдингтона 1930-х гг.: Проблема жизненных установок героя, формы раскрытия авторского сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Фадеева, Светлана Анатольевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Фадеева, Светлана Анатольевна
Введение.
Глава первая. Р.Олдингтон после «Смерти героя»: первая ступень поисков (роман «Дочь полковника»).
1. «Смерть героя»: критический пафос романа и проблема идеала.
2. Судьба Джорджи Смизерс: проблема обстоятельств и скрытых „„„ ^п
Ж*1.3ИС±1ПЫЛ ViMJl.^ I
2.1. Роман «Дочь полковника»: образ главной героини, особенности сюжета и конфликта и их роль в раскрытии авторской позиции.
2.2. Жанровое своеобразие романа «Дочь полковника».
2.3. Формы раскрытия внутреннего мира героини и особенности субъектной организации в романе «Дочь полковника».
Глава вторая. Авторский идеал и проблема жизнестроительства в романах «Все люда- враги» и «Женщины должны работать».
1. Проблема жизненных ориентиров в романах английских писателей
1920-30-х гг.
2. Роман «Все люди - враги» как програмное произведение писателя.
2.1. Роман «Все люди - враги» в свете критических суждений: замысел произведения и этико-философский смысл названия.
2.2. Образ Энтони Кларендона и проблема авторского идеала.
2.3. Особенности сюжетно- композиционной организации романа.
2.4. Автор и герой: особенности субъектной организации романа.
2.5. Жанровое своеобразие романа.
3. Образ Этты Морисон в романе Р.Олдингтона «Женщины должны работать»: противоречивость автора или героини?.
Глава третья. Проблема героя и его мировосприятия в романах «Сущий рай» и «Отвергнутый гость».
1. Крис Хейлин и его идейная программа: авторские pro и contra.
1.1. Роман «Сущий рай» в свете критических суждений.
1.2. Крис Хейлин и его «концепция жизни».
1.3. Сюжетный план как проверка героя действием.
1.4. Автор и герой: особенности субъектной организации романа.
2. Роман «Отвергнутый гость»: поражение героя.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Документально-художественные биографии в творчестве Ричарда Олдингтона: Книги о писателях1996 год, кандидат филологических наук Гиль, Ольга Львовна
Самоубийство в английской литературе 20-го века2005 год, кандидат филологических наук Галактионова, Ольга Викторовна
Роман Ч. Диккенса "Наш общий друг" в контексте идейно-художественных исканий писателя2016 год, кандидат наук Коновалова Юлия Игоревна
Концепция художественной прозы Сомерсета Моэма в контексте основных теорий романа первой половины XX века в Великобритании2001 год, кандидат филологических наук Хутыз, Фатима Абрековна
Автор и герой в структуре психологического повествования: Г. Джеймс и И.С. Тургенев2012 год, кандидат наук Николенко, Мария Павловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Романы Р. Олдингтона 1930-х гг.: Проблема жизненных установок героя, формы раскрытия авторского сознания»
Литературная карьера Ричарда Олдингтона (1892-1962) началась в 1910-е гг. Впервые широкому кругу читателей он стал известен благодаря публикации его стихотворений в сборнике «Имажист» («Des Imagist», 1914), составленном Э.Паундом и Т.С.Элиотом.
Однако по-настоящему талант Олдингтона проявляется после первой мировой войны. Писатель заявляет о себе не только как поэт, признанный главой английских имажистов, но и как литературный критик, серьезный исследователь, автор рассказов, романист, переводчик, биограф. В 1924 году выходят сразу два сборника его статей «Литературные исследования и рецензии» («Literary Studies and Reviews») и «Литературные рецензии» («Literary Reviews»). Известно, что Олдингтон первым в Англии пишет о М.Прусте, он рецензирует «Улисса» Дж.Джойса (1921).
В 1920-30-е гг. он также пишет биографии Вольтера (1925) и Ч.Уотертона (1934), обращается к творчеству Д.Г.Лоуренса (1927) и Реми де Гурмона (1928). Параллельно он переводит произведения Боккаччо^ Шадерло де Лакло, Сирано де Бержерака, Реми де Гурмона, Еврипида, Мелеагра и др.
В течение одного десятилетия с 1929 по 1939 Олдингтон создает семь романов: «Смерть героя» («Death of а Него»,1929), «Дочь полковника» («Colonel's Daughter», 1931), «Все люди - враги» («All Men are Enemies», 1933), «Женщины должны работать» («Women Must Work,» 1934), «Сущий рай» («Very Heaven»,1937), «Семеро против Ривза» («Seven against Reeves»,1938), «Отвергнутый гость» («Rejected Guest»,! 939). В это же время он публикует два сборника рассказов «Дороги к славе» («Roads to Glory», 1930) и «Кроткие ответы» («Quiet Answers», 1932) и лучшие свои поэмы «Сон в Люксембургском саду» («А Dream in the Luxembourg», 1930), «Съеденное сердце» («The Eaten Heart», 1933), «Поиски жизни» («Life Quest», 1935) и «Кристальный мир» («The Crystal World», 1937).
Уже первый роман «Смерть героя» приносит Олдингтону широкую известность не только на родине, но и за рубежом. Вот что о нем пишет Ч.-П.Сноу в 1938 году: «Книги его переведены более, чем в десяти странах, а читают их во всем мире. Он по праву принадлежит к немногим современным английским писателям, имеющим поистине мировую славу».1 М.В.Урнов подчеркивает, что в Советском Союзе в 1930-е гг. Олдингтон был едва ли не самым читаемым современным английским писателем. По словам исследователя, появляясь на русском языке, его романы находили живой отклик на страницах литературно-критических изданий того времени, становились причиной бурных дискуссий.
Тем не менее, судьба писателя в критике сложилась не просто. В настоящее время Олдингтон причислен к писателям второго плана; «малый классик» - так назвал его в своей монографии «Ричард Олдингтон» (1977) Р.Ю.Смит. Поражает, насколько мало внимания уделялось творчеству Олдингтона в западном литературоведении. Эту ситуацию очень верно описал Б.Бергонци: «. его роман «Смерть героя» <.> вызвал интерес в 1929 году, но после Олдингтон был в целом забыт».3 Следует также отметить, что первые издания некоторых его романов появлялись сначала в США и только потом в Великобритании, а автобиография Олдингтона так и не была опубликована на родине писателя. В числе немногих зарубежных исследований творчества Олдингтона можно назвать брошюру Т.Макгриви («Richard Aldington: an Englishman», 1931), эссе Ч.-П.Сноу («Richard Aldington», 1938), монографии Н.Т.Гейтса («The Poetry of Richard Aldington», 1974) и Р.Ю.Смита («Richard Aldington», 1977) и сборник докладов конференции в Рединге, посвященной творчеству писателя («Richard Aldington: Papers from the Reading Conference»,1987). Следует также упомянуть сборник статей под редакцией А.Кершо («Richard Aldington: An Intimate Portrait», 1965), который содержит воспоминания людей, знавших Олдингтона, и который дает представление о нем не только как о писателе, но и как о человеке. Р.Ю.Смит называет также диссертации С.Розенталя («The Fiction of Richard Aldington», 1967) и С.Б.Китгереджа («The Literary Career of Richard Aldington»,1976)/ В монографиях английских ученых, посвященных в целом английской литературе 1920-30-х гг., Олдингтон упоминается как поэт-имажист или как писатель военного поколения; его роман «Смерть героя» рассматривается в ряду других романов о первой мировой войне. Нередко Олдингтон интересен для исследователей в силу близкого знакомства с Э.Паундом, Т.С.Элиотом, Д.Г.Лоуренсом и другими известными писателями.
Следует отметить, что для английских литературоведов Олдингтон остается, прежде всего, поэтом. Стихотворения и поэмы считаются вершиной его творчества. Б монографии Р.Ю.Смита поэтическим произведениям писателя уделяется гораздо больше внимания, чем его романам. То же происходит и в эссе Ч.-П.Сноу, который замечает: «Из всего творчества Олдингтона именно стихи представляются мне наиболее совершенным созданием»/
Основные направления в изучении творчества Олдингтона исследователями советского времени были обозначены в работах Д.Г.Жантиевой и Н.П.Михальской (соответственно разделы в книгах «Английский роман XX века. 1918-1939» (1965) и «Пути развития английского романа 1920-30-х годов» (1966)), а также М.В.Урнова и Г.Э.Ионкис.
М.В.Урнов является автором единственной в нашей стране небольшой монографии, посвященной английскому писателю - «Ричард Олдингтон» (1968); его статья вошла в академическое издание трехтомной «Истории английской литературы» (1958). Почти все издания романов Олдингтона на русском языке сопровождаются его предисловиями. М.В.Урнов также принимал участие в конференции в Рединге, о которой мы упоминали выше.
В монографии ученого (как и в его статье в «Истории английской литературы») творчество Олдингтона рассматривается в хронологической последовательности, выявляются самые общие тенденции его развития. Немногие биографические факты попадают в поле зрения М.В.Урнова постольку, поскольку они находят отражение в творчестве Олдингтона. Это особенно ощущается в анализе романа «Смерть героя», занимающего центральное место в исследовании, когда ученый останавливается на истории написания этого произведения. Следует отметить, что М.В.Урнов обращается только к прозаическим произведениям английского писателя, главным образом, к его романам и рассказам. Он подробно рассматривает романы «Смерть героя», «Все люди — враги», «Сущий рай» и «Семеро против Ривза», который определяет как «роман о знакомых»; бегло характеризует «Дочь полковника» и почти не касается романов «Женщины должны работать» и «Отвергнутый гость», уделяя им несколько строк.
Исследования Г.Э.Ионкис, автора первой кандидатской диссертации по творчеству Олдингтона («Ричард Олдингтон - романист», 1964), интересны стремлением к более точному анализу, ко все большему проникновению в творчество писателя как художественной индивидуальности. Более подробно, чем М.В.Урнов, она останавливается на проблемах жанрового своеобразия, эмоциональной окраске произведений.
В своей диссертации исследователь так же придерживается хронологического принципа в освещении творчества Олдингтона; центральное место так же принадлежит роману «Смерть героя». Вместе с тем, Г.Э.Ионкис обращается и к анализу поэзии Олдингтона, его ранним стихотворениям, обнаруживая в них мотивы, которые прозвучат и в его романах. В отдельной главе рассматриваются и сатирические тенденции в произведениях, писателя.
Подробнее позиции Г.Э.Ионкис и М.В.Урнова, как и взгляды на творчество Олдингтона других отечественных и зарубежных исследователей, будут освещены далее при анализе каждого романа писателя.)
В целом произведения Олдингтона изучались неравномерно. Как для российских, так и для зарубежных литературоведов он до сих пор остается автором одного романа - «Смерть героя». Именно это произведение традиционно признается главным творением писателя, в то время как другие его романы рассматриваются постольку, поскольку в них раскрывается тема и проблематика, характерные для «Смерти героя». А такие романы Олдингтона, как «Женщины должны работать» и «Отвергнутый гость», как мы уже говорили ранее, нередко остаются и вовсе без внимания.
Можно говорить о том, что в критике советского периода четко обозначились две тенденции в изучении творчества английского писателя. Прежде всего, Олдингтон рассматривался как писатель, отстаивающий реалистические принципы в противовес модернизму. Это особенно ощущается в монографии Д.Г.Жантиевой, которая, анализируя романы Олдингтона, постоянно сопоставляет их с произведениями писателей -модернистов, и чаще всего с Д.Г.Лоуренсом. Исследователь приводит высказывания самого Олдингтона, которые свидетельствуют о его критическом отношении к Дж.Джойсу, Э.Паунду, Т.С.Элиоту. В свою очередь, Н.П.Михальская акцентирует внимание на том, что в своих произведениях писатель в отличие от модернистов создает цельные характеры в их обусловленности средой и исторической ситуацией, обращается к острым проблемам современности.
Вторая тенденция в оценке Олдингтона-романиста, тесно связанная с первой, состоит в том, что писатель воспринимался, главным образом, как критик буржуазного общества, как обличитель его пороков, ханжеской морали и фальшивых ценностей.
Безусловно, подобный взгляд на творчество Олдингтона был вполне обоснован. Общий критический настрой его произведений, особенно первых двух романов, не вызывает сомнений. Писатель, действительно, высоко оценивая талант Джойса, дал в рецензии нелицеприятный отзыв на роман
Улисс», а после первой мировой войны скептически относился к творчеству Элиота и Паунда. Однако со временем, эти две обозначенные нами тенденции претерпели чрезмерную идеологизацию. Само противопоставление реализма и модернизма обнаружило свою ущербность и сильно упростило картину литературной жизни Великобритании 1920-30-х гг., что отразилось в оценках творчества отдельных писателей. Более того, в работах исследователей, которые шли вслед за упомянутыми выше крупными отечественными учеными, стало укрепляться упрощенное, стереотипное представление об Олдингтоне - «прогрессивном писателе», «противостоящем разрушительным тенденциям модернизма». Сравнение романа «Смерть героя» с произведениями Э.Хемингуэя и Э.-М.Ремарка, отнесение его романов к литературе «потерянного поколения», мысль об идейной эволюции писателя и его героя в конце 1930-х гг. в сторону радикальных настроений и преодоление им «буржуазной ограниченности» в романе «Сущий рай» стали общепринятыми штампами.0
Наличие этих штампов, с одной стороны, а с другой - точка зрения западных литературоведов на Олдингтона как на писателя второго ряда привели к утрате интереса исследовательской мысли к его творчеству в последнее десятилетие.7
А между тем, в трудах и отечественных, и зарубежных исследователей обнаруживается целый ряд любопытных наблюдений, заставляющих думать, что как творческая индивидуальность Олдингтон не так прост и оценка его до сих пор не исчерпана.
Некоторые из ученых убеждены, что Олдингтон обладает особой способностью видеть и передавать красоту окружающего мира. Т.Макгриви восхищается мастерством писателя, сумевшего не хуже Д.Г.Лоуренса о запечатлеть английский пейзаж.0 Д.Г.Жантиева называет эту способность особым «даром большого художника».9 В эссе Ч.-П.Сноу эта мысль развивается в несколько ином направлении. Он говорит о том, что в произведениях Олдингтона ощущается течение самой жизни. По его мнению, как никто другой он «стремится к разнообразию впечатлений», будь то
10 ощущение радости или страдания.
Вспомним, что в свое время Олдингтон был широко известен в нашей стране, его книги выдержали не одно издание в США, роман «Все люди -враги» хотели даже экранизировать. Не случайно и то, что творческий расцвет писателя приходится именно на 1930-е гг., когда для большинства людей насущной была потребность в вере. По словам И.В.Кабановой, которая ссылается на зарубежных литературоведов и приводит высказывания Дж.Оруэлла, эта потребность реализовывалась по-разному - в обращении к марксизму или католицизму.11 Можно говорить о том, что произведения Олдингтона в этом смысле отвечали духу времени, отвечали потребностям определенного круга читателей. Хотелось бы подчеркнуть, что Олдингтон не только отрицал и критиковал, в своих романах он также утверждал веру в человека, в изначальную красоту его души. Уже в предисловии к роману «Смерть героя» он писал: «Я верю в людей, верю в некую изначально присущую им честность и чувство товарищества.»12
Известно, что первая мировая война стала поворотным моментом в жизни Олдингтона, как и в жизни многих других писателей, принимавших в ней участие. Поклонение красоте в его ранних стихотворениях обретает в 1920-30-е гг. форму «положительной программы», по определению Ч.-П.Сноу, «жизненного кредо».13 Война для Олдингтона явилась тем событием, которое сделало очевидным несовершенство человеческого общества вообще и английского общества в частности, когда система общественных отношений строится на лжи, лицемерии и ханжестве. Однако за гневными обличениями, иронией и сарказмом в романах писателя стоит попытка создать свой собственный идеал полноценной жизни, «кристальный мир» красоты и гармонии.
На первый взгляд, Олдингтон проповедует банальные истины. Он
разделяет две тесно связанные стороны жизни каждого человека. Одна из них внешняя, общественная, подчиненная правилам и установлениям, другая -внутренняя, личная. Именно эта вторая сторона, по мнению Олдингтона, должна определять жизнь человека в целом. Отстаивание писателем приоритета внутреннего мира личности, его рассуждения о необходимости следовать чувствам и инстинктам позволили исследователям сравнивать его, правда, довольно бегло, с Д.Г.Лоуренсом и намекать на вторичность Олдингтона по отношению к автору «Любовника леди Чаттерли» (1928).
Олдингтона и Лоуренса связывали особые отношения. Их дружбу не смогла нарушить даже взаимная обида, когда Лоуренс изобразил Олдингтона в «Жезле Аарона» (1922), а тот в свою очередь нарисовал злую карикатуру на Лоуренса в «Смерти героя». Олдингтон всегда восхищался талантом Лоуренса. Не случайно он посвятил ему две монографии; вспоминая беркширские годы своей жизни, Олдингтон в основном пишет о пребывании у него Лоуренса. В литературоведении не существует единого мнения по этому вопросу. Ф.Суиннертон, П.Квин говорят об отзвуках Лоуренса.14 Т.Макгриви отстаивает самостоятельность Олдингтона.15 В нашей стране о влиянии Лоуренса пишет М.В.Урнов, который усматривает его в чрезмерном интересе Олдингтона к психологии и к вопросу взаимоотношения полов.10 В свою очередь, Д.Г.Жантиева делает акцент на их различии, пытаясь доказать, что культ внесоциального в человеке в целом не свойственен для творчества Олдингтона.17
В нашу задачу не входит выяснение степени влияния Лоуренса на мировоззрение Олдингтона. В данном вопросе мы придерживаемся точки зрения Ч.-П.Сноу, который считал, что «.витализм Олдингтона иного свойства, в основе своей он остался таким же, даже если бы Олдингтон вовсе
1Я не знал Лоуренса». Свои взгляды сам писатель излагает в предисловии к роману «Все люди - враги». Идея «полной прекрасной жизни» противостоит внешней, общественной жизни человека, исключая любое его участие в ней.
Отрицая социальное, Олдингтон, в первую очередь, отрицает общественные предрассудки и правила приличия, которые мешают внутренней жизни, внутреннему совершенствованию человека. Но «жизнь чувств, жизнь глубоких инстинктивных сил» не подразумевает возвращение к естественному, природному состоянию. Олдингтон считает, что «.truly civilized mail does not ruthlessly suppress the gifts of his instincts and senses, but by refining and governing them creates a web of living hours» («.по-настоящему цивилизованный человек не подавляет безжалостно дарованные ему инстинкты и чувства, но управляя ими и совершенствуя их, создает сложный узор жизни»).19
В основе мировоззрения писателя, его положительной программы лежит особое чувственное мировосприятие, соединяющее в себе духовное и земное. В понимании Олдингтона жизнь есть нечто большее, чем погоня за деньгами, славой, карьерой, служение идее. Настоящая жизнь подразумевает участие в ней всех человеческих чувств и ощущений - слуха, зрения, осязания, вкуса, когда, открывая красоту своей души, человек познает красоту окружающего мира. Такая жизнь не нуждается в оправдании, она само достаю чна.
Важным компонентом олдингтоновского идеала гармоничной жизни является любовь. За рассуждениями о разумных отношениях полов, свободной любви исследователи не всегда видят тот смысл, который придает этому чувству Олдингтон. В отличие от того же Лоуренса, который акцентирует плотское, земное начало, Олдингтону удается передать гармонию души и тела. Художественным воплощением олдингтоновского идеала стал роман «Все люди - враги». На это первым указал Ч.-П.Сноу, который увидел в нем выражение «жизненного кредо» писателя. Возможно, он единственный из исследователей, кто сумел понять, что лежит в основе мировосприятия Олдингтона. Размышляя о природе «горечи» и «резкости» романов писателя, он видит их причину в несоответствии идеала и реальности. Олдингтон остро осознает, что мир совсем не похож на тот, каким бы он хотел его видеть: «Романтический идеал и его отрицание; «прекрасная полная жизнь» и ее отсутствие по причине человеческой тупости; восторг и чистота приятия и горечь от духовного безобразия и враждебности - в этом Олдингтон»20 По мнению Сноу, «болезненное осознание идеала и его отрицания» делают книги Олдингтона «в основе своей трагичными»/1
Сноу не анализирует в подробностях романы Олдингтона, уделяя некоторым из них буквально несколько строк. Однако в своем эссе он решает не менее важную задачу, пытаясь «понять, как же все-таки следует рассматривать его творчество».22
Нельзя сказать, что в исследованиях ученых советского времени вопросу об идеале в творчестве Олдингтона вовсе не уделяли внимания. Обычно о нем упоминали применительно к роману «Все люди - враги», но, в первую очередь, всегда указывалось на принципиально неверное направление поисков писателя, на уязвимость олдингтоновского идеала, подчеркивался и подвергался критике его индивидуалистический характер и оторванность от общественной жизни.
В настоящей работе делается попытка рассмотреть романы Олдингтона, включая те, что были уже изучены («Смерть героя», «Дочь полковника», «Все люди - враги», «Сущий рай»), а также те, что не получили подробной оценки («Женщины должны работать», «Отвергнутый гость»), с точки зрения отстаиваемого писателем идеала, тех жизненных установок, которые определяют судьбу его героев. Эти установки также требуют более подробного анализа, в том числе, принимая во внимание их художественную реализацию в ткани романов.
Такой подход к произведениям Олдингтона обусловлен стремлением представить более широкий взгляд на писателя, чем уже сложившийся в отечественном литературоведении. Попытка уточнения этого взгляда * совпадает с общими тенденциями современной науки - дать более обширную картину литературного развития в XX веке, в том числе и в период 1930-х гг. Характерной приметой этой тенденции стали исследования последних лет. Это докторские диссертации й.В.Кабановой «Проблема жанра в английской прозе 1930-х гг.» (2001) и В.С.Рабиновича «Олдос Хаксли: эволюция творчества» (1999).
В своем исследовании И.В.Кабанова обращается к творчеству малоизученных в нашей стране писателей. Однако наиболее значимо то, что, анализируя общественную и культурную атмосферу Великобритании 1930-х гг., она характеризует саму эпоху, эстетические и идейные искания писателей в плане, выходящем за пределы традиционного представления о политизированных, «бурных», «красных тридцатых».
В своей диссертации В.С.Рабинович, отдавая дань сложившимся представлениям о Хаксли как о сатирике, уделяет большое внимание развитию философской мысли писателя и проблеме положительной программы в его творчестве. (Обращение писателей к поискам положительной программы, как мы попытаемся показать ниже, было одной из заметных примет времени.) Следует отметить, что повышается интерес и к художественному своеобразию произведений, к детальному анализу структуры романов. Примером в данном случае могут служить кандидатские диссертации Г.В.Яновской и А.А.Колотова, посвященные творчеству В.Вульф, и Л.И.Сероменко, которая обращается к новеллистике Э.М.Форстера.23
Цель настоящего диссертационного исследования:
- рассмотреть романы Р.Олдингтона 1930-х годов с точки зрения утверждения в них авторекою идеала, ею жизненных установок в противовес отвергаемой им действительности;
- выявить художественные пути и средства реализации авторскою замысла, сосредоточив внимание на отношениях автора и героя и субъектных и внесубъектных формах раскрытия авторской позиции;
- дать ответ на вопрос об идейной эволюции писателя и его мироо гношения.
Для достижения этой цели диссертант ставит перед собой следующие задачи:
- показать, как наряду с утверждением положительного идеала «от противного» автор стремится утвердить его как основу жизненных установок, жизнестроительства героев,
- выявить разные типы героев в романах Олдингтона с точки зрения их характеров, жизненных исканий и их соответствия авторскому идеалу;
- показать роль сюжета и композиции, системы образов и жанрового своеобразия в раскрытии авторской позиции в каждом из рассматриваемых романов;
- особо остановиться на субъектной организации текста, в частности роли несобственно-прямой речи, позволяющей более четко выявить
А.*Г.Т7 ЛТГТЛТТТТЛ ЛТ-.тЛЛЛ Х^ Т1/>*\ГУ?Л Т— ЛТ".Л 1Т,ТТГ>ТГ,~.ТТТТТ Ti в" X ГЛТПТТЛПТ.'Л» f ишОшшиъ oiitupa в. iopwiu и wu ®щил.ппшм jcianwDft<iivi.
В основе исследования лежат принципы культурно-исторического и сравнительно-исторического, а также биографического методов. Практиковался и подход к романам Олдингтона в свете проблемы автора, позволяющей рассматривать произведение как целостное явление, в тесной взаимосвязи формы и содержания. Теоретическим основанием такого подхода является учение об авторе М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Б.О.Кормана, Н.Т.Рымаря, а также работы, посвященные проблеме повествовательной формы, С.Н.Фшпошкиной, А.А.Андриевской,
Н.А.Кожевниковой и др.
В данной работе анализу подвергаются следующие романы английского писателя: «Дочь полковника», «Все люди - враги», «Женщины должны работать», «Сущий рай» и «Отвергнутый гость». Роман «Смерть героя» привлекается к исследованию, но, принимая во внимание его
16 изученность, в самом кратком варианте. За рамками диссертационной работы остается роман «Семеро против Ривза», содержание которого не связано с поставленной проблемой.
17
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Поэтика английского галантно-героического романа2012 год, кандидат наук Кузнецова, Алена Андреевна
Художественное своеобразие романов Дж. Хергсхаймера в контексте литературы США 1910-1920-х гг.2007 год, кандидат филологических наук Гундырева, Юлия Михайловна
Эволюция прозы К.С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности2010 год, кандидат филологических наук Ефимова, Людмила Николаевна
Сюжет духовного кризиса в английском романе рубежа XIX - XX вв.2010 год, кандидат филологических наук Раевская, Кристина Васильевна
Формы выражения авторской позиции в прозе А.П. Платонова: На материале романа "Чевенгур"2005 год, кандидат филологических наук Юн Юн Сун
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Фадеева, Светлана Анатольевна
Заключение
1. Aldington R. Life for the Life's Sake. - P.411.
2. Михальская Н.П. Указ. соч. - С. 203.
3. Ионкис Г.Э. Олдингтон и английская романтическая традиция / Г.Э.Ионкис // Литературный процесс и творческая индивидуальность. -Кишинев, 1999. - С. 144-159.
4. Урнов М.В. Ричард Олдингтон. - С. 54.
5. Ионкис Г.Э. Комментарии [к роман}' Р.Олдингтона «Сущий рай»]. - С. 558.
6. Aldington R. Women Must Work. - P. 164.
7. Wilkinson D. The Curios Reader. Aldington's Berkshire Years / D.Wilkinson // Richard Aldington: Papers from Reading Conference. - Reading, 1987. - P. 6775.
151
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Фадеева, Светлана Анатольевна, 2002 год
1. Олдингтон Р. Единственная любовь Казановы / Р.Олдингтон. - Ростов-на-Дону: Гермес. 1994.
2. Олдингтон Р. Прощайте, воспоминания. Рассказы / Р.Олдингтон. М.: Прогресс, 1961.
3. Олдингтон P. P.JI. Стивенсон: Портрет бунтаря / Р.Олдингтон. М.: Книга, 1985.
4. Олдингтон Р. Собр. соч.: в 4 тт. / Р.Олдингтон. М.: Худож. литература, 1988 - 1989.
5. Олдингтон Р. «Улисс» мистера Джеймса Джойса / Р.Олдингтон // Иностранная литература. 1963. - № 8. - С. 201 - 203.
6. Aldington R. All Men are Enemies / R.Aldington. Garden city, 1933.
7. Aldington R. Collected poems. 1915 1923 / R.Aldington. - L., 1933.
8. Aldington R. Colonel's Daughter / R.Aldington. L., 1931.
9. Aldington R. Death of a Hero / R.Aldington. -N. Y., 1929.
10. Aldington R. D.H. Lawrence ! R.Aldington. L., 1930.
11. Aldington R. Ezra Pound and T.S. Eliot. A Lecture / R.Aldington. N.Y., 1965.
12. Aldington R. Jane Austen / R.Aldington. Passadena, 1948.
13. Aldington R. Life for the Life's Sake: A Book of Reminiscences / R.Aldington.- N.Y.,1941.
14. Aldington R. Literary Reviews / R.Aldington. L., 1924.
15. Aldington R. Literary Studies and Reviews / R.Aldington. N.Y., 1924.
16. Aldington R. Pinorman / R.Aldington. L., 1954.
17. Aldington R. Portrait of a Rebel. The Life and the Work of R.L. Stevenson / R.Aldington. L., 1957.
18. Aldington R. Rejected Guest / R.Aldington. N. Y., 1939.
19. Aldington R. Roads to Glory / R.Aldington. N.Y., 1931.
20. Aldington R. The Romance of Casanova / R.Aldington. N.Y., 1964.
21. Aldington R. Seven Against Reeves / R. Aldington Harmondworth, 1950.
22. Aldington R. Very Heaven / R.Aldington. L., 1938.
23. Aldington R. Voltaire / R.Aldington. L., 1934.
24. Aldington R. Women Must Work /R.Aldington. L., 1934.
25. A Passionate Prodigality. Letters to Alan Bird from Richard Aldington / Ed. by M.J. Benkovitz. N.Y., 1975.
26. Во И. Мерзкая плоть / И.Во // Избранное: Сб. М.: Прогресс. - 1974. -С. 21 - 181.
27. Во И. Пригоршня праха / И.Во. М.: Эксмо-Пресс, 2000.
28. Голсуорси Дж. Конец главы / Дж. Голсуорси. Ташкент, 1990.
29. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах: в 2 тт. / Дж. Голсуорси. М.: Худож. литерат., 1973.
30. Грин Г. Меня создала Англия / Г.Грин // Избр. произв.: в 2 тт. М.: Худож. литература, 1991. - Т. 1. - С. 5 - 223.
31. Грин Г. Сила и слава / Г. Грин // Собр. соч.: в 6 тт. Т.2.- М.: Худож. литерат., 1993.-С. 7-213.
32. Грин Г. Стамбульский экспресс / Г.Грин. Л.: Лениздат, 1989.
33. Жионо Ж. Да останется радость моя / Ж.Жионо // Интернациональная литература. 1936. - № 2-5.
34. Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли / Д.Г.Лоуренс. М.: Книжная палата, 1991.
35. Моэм У.С. Узорный покров / У.С.Моэм /У Избр. произв.: в 2 тт. М.: Радуга, 1985. - Т. 1. - С. 209 - 377.
36. Ремарк Э.-М. На западном фронте без перемен. Три товарища / Э.М.Ремарк. -М.: Правда, 1985.
37. Wells Н. The World of William Clissold / H.Wells. б.г.
38. Хаксли О. Жёлтый Кром / О.Хаксли. М.: Худож. литерат., 1987.
39. Хаксли О. О дивный новый мир. Через много лет умирает лебедь / О.Хаксли. СПб.: Амфора, 1999.
40. Хаксли О. Шутовской хоровод / О.Хаксли. СПб.: Амфора, 1999.
41. Хемингуэй Э. Прощай, оружие / Э.Хемингуэй. М.: Худож. литерат., 1977.
42. Аллен У. Традиция и мечта. Критический обзор английской прозы с 20х годов до сегодняшнего дня / У.Аллен. М.: Прогресс, 1977. - С. 21 - 163.
43. Андриевская А.А. Несобственно-прямая речь в художественной прозе Луи Арагона / А.А.Андриевская. Киев, 1967.
44. Аникин Г.В. Современный английский роман / Г.В.Аникин. -Свердловск, 1971.
45. Ауэрбах М.Э. Мимесис: Изображение действительности в Западной литературе / М.Э.Ауэрбах. М., 1976.
46. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы 1960 1970 годов / Э.А.Бальбуров. - Новосибирск: Наука, 1989.
47. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М.М.Бахтин // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-С. 188-236.
48. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М.Бахтин // Литературная учёба. 1978. - № 1. - с. 200 - 219.
49. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979.
50. Бобылева Л.К. О стилистическом своеобразии романа Л. Олдингтона «Смерть героя» / Л.К.Бобылева. Владивосток, 1979.
51. Бобылева Л.К. Сказ в английском романе: С. Моэм, Р. Олдингтон, Гр. Грин / Л.К.Бобылева. Владивосток, 1979.
52. Борщевская М.В. Синтаксис авторской речи в романе Р. Олдингтона «Смерть героя»: Автореф. дисс. канд. филол. наук / М.Б.Борщевская. -Львов, 1972.
53. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В.Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971.
54. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: (Основные проблемы социологического метода в науке о языке) / В.Н.Волошинов. Л.: Прибой, 1929.
55. В память о Ричарде Олдингтоне // Иностранная литература. 1966. - № 7. -с. 282.
56. Гиль О.Л. Документально-художественные биографии в творчестве Р. Олдингтона: книги о писателях: Дисс. канд. филол. наук / О.Л.Гиль. -СПб., 1996.
57. Гинзбург Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург Л.: Худож. литерат., 1977.
58. Гинзбург Л. О структуре литературного персонажа / Л.Гинзбург // Искусство слова. М.: Наука, 1979. - С. 376 - 388.
59. Голос автора и проблема героя: о некоторых особенностях современной прозы // Иностранная литература. 1987. - № 3 - 4.
60. Гончарова Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор персонаж в художественном тексте / Е.АГончарова. - Томск, 1984.
61. Турина Т.Л. Образ интеллектуального героя во французском романе 20 30 годов XX века / Т.Л.Гурина // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVII - XX веков. - Воронеж, 1982. - С. 91 - 100.
62. Турина Т.Л. Поиски положительного идеала и его художественная реализация в романе Ж. Жионо «Радость» / Т.Л.Гурина // Реализм и художественные искания в зарубежной литературе XIX XX веков. -Воронеж, 1980. - С. 177 - 192.
63. Днепров В. Идеи времени и формы времени / В.Днепров. -Л.: Сов. писатель, 1980.
64. Днепров В. Черты романа XX века / В.Днепров. Л.: Сов. писатель, 1965.
65. Добрицкая И.Г. Проблематика и художественное своеобразие советского социально-психологического романа / И.Г.Добрицкая. Минск, 1987.
66. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали / Е.С.Добин. -Л.: Сов. писатель, 1981.
67. Долинин К. А. Интерпретация текста / К.А.Долинин. М.: Просвещение, 1985.
68. Есин А.Б. Стиль литературного произведения / А.Б.Есин /У Русская словесность. 1997. - № 4. - С. 86 - 92.
69. Ершова Т.В. Литературная критика Р. Олдингтона 20х гг.: Проблема литературных традиций / Т.В.Ершова. М., 1977.
70. Ешмамбетова З.Б. Соотношение авторской речи и речи персонажа как лингвопоэтическая проблема: Автореф. дисс. канд. филол. наук / З.Б.Ешмамбетова. М., 1984.
71. Жаборюк И.А. К вопросу о внутрижанровой сущности и типологии романа /' И.А.Жаборюк. Одесса, 1987.
72. Жанровое разнообразие современной прозы Запада / Под ред. Д.В. Затонского Киев, 1989.
73. Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVIII XX веков. - Киев - Одесса, 1985.
74. Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. 1918 1939 / Д.Г.Жантиева - М.: Наука, 1965.
75. Жантиева Д.Г. Предисловие / Д.Г.Жантиева // Aldington R. Short Stories. М.: Progress, 1967. - С. 3 - 11.
76. Жлуктенко Н.Ю. Английский психологический роман XX века / Н.Ю.Жлуктенко. Киев: Высшая шк., 1988.
77. Затонский Д.В. Век XX: Проблемы литературной формы на Западе / Д.В.Затонский. Киев, 1961.
78. Затонский Д.В. В наше время: Книга о зарубежной литературе XX века / Д.В.Затонский. М.: Сов. писатель, 1979.
79. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век / Д.В.Затонский. М.: Худож. литерат., 1973.
80. Зверев A.M. Американский роман 20 30-х годов / А.М.Зверев. - М.: Худож. литература, 1962.
81. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века / В.В.Ивашева. -М.: Высшая шк., 1984.
82. Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX века: (1917 1945) / Г.Э.Ионкис. -М.: Высшая школа, 1980.
83. Ионкис Г.Э. Интеллектуальный герой Р. Олдингтона / Г.Э.Ионкис // Уч. зап. / МГПИ М., 1964. - № 218. - С. 347 - 365.
84. Ионкис Г.Э. Комментарии к роману Р. Олдингтона «Все люди -враги». / Г.Э.Ионкис // Олдингтон Р. Собр. Соч.: в 4 тт. М., 1988 - 1989. -Т. З.-С. 485-491.
85. Ионкис Г.Э. Комментарии к роману Р. Олдингтона «Сущий рай». / Г.Э.Ионкис // Олдингтон Р. Собр. соч.: в 4 тт. Т. 4. - С. 556 - 561.
86. Ионкис Г.Э. Р. Олдингтон в борьбе за реализм / Г.Э.Ионкис //' Уч. зап. / МГПИ М., 1963. - № 203. - С. 135 - 148.
87. Ионкис Г.Э. Ричард Олдингтон-романист: Дисс. канд. филол. наук / Г.Э.Ионкис. М., 1964.
88. Ионкис Г.Э. Олдингтон и английская романтическая традиция / Г.Э.Ионкис /7 Литературный процесс и творческая индивидуальность. -Кишинёв, 1990. С. 144 - 159.
89. Ионкис Г.Э. Особенности сатирического метода Р. Олдингтона / Г.Э.Ионкис /У Уч. зап. / МГПИ М., 1966. - Т. 245. - С. 273 - 284.
90. История английской литературы: в 3 тт. /' Под ред. И.И. Анис-имова -М.: Из-во АН СССР, 1958. Т. 3.
91. Кабанова И.В. Английский роман тридцатых годов / И.В.Кабанова. -Саратов, 1999.
92. Кабанова И.В. Проблема жанра в английской прозе 1930-х годов: Автореф. дисс. докт. филол. наук/Й.В.Кабановой. М., 2001.
93. Кагарлицкий Ю. 10 лет спустя / Ю.Кагарлицкий // Иностранная литература. 1969. - № 5. - С. 264 - 266.
94. Квитченко О.Г. Типология романа в современном советском литературоведении / О.Г .Квитченко. -М., 1984.
95. Кирнозе З.И. Французский роман XX века: (Годы 20 30-е. Проблема жанра) / З.И.Кирнозе. - Горький, 1977.
96. Князева М.П. Лиризм как вид пафоса: Автореф. дисс. . канд. филол. наук / М.П.Князева. Киев, 1987.
97. Кожевникова Н.А. О соотношении речи автора и персонажа / Н.А.Кожевникова /У Языковые процессы современной русской литературы. Проза. М.: Наука, 1977. - С. 55 - 57.
98. Кожевникова Н.А. О типах повествования в советской прозе / Н.А.Кожевникова /У Вопросы языка современной русской литературы. М.: Наука, 1971. - С. 97 - 163.
99. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX -XX веков / Н.А.Кожевникова. М.: Ин-т русского языка РАН, 1994.
100. Колотов А.А. Художественная структура романов В. Вульф 1920 -начала 1930-х годов: Автореф. дисс. . канд. филол. наук / А.А.Колотов. -М., 2000.
101. Копыстянская Н.Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости / Н.Ф.Копыстянская У/ Контекст 1986: Литературно-теоретические исследования. -М.: Наука. - 1987. - С. 178 - 204.
102. Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора / Б.О.Корман /У Проблема автора в художественной литературе. -Ижевск, 1974. С. 219 - 224.
103. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения / Б.О.Корман. Ижевск, 1977.
104. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б.О.Корман /У Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981.-С. 3954.
105. Корман Б.О. О целостности литературного произведения / Б.О.Корман /У Известия АН СССР. Серия литература и язык. Том XXXV. - № 6. - 1977. -С. 503 - 515.
106. Кухаренко В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. М.: Просвещение, 1978.
107. Лейтес Н.С. Немецкий роман 1918 1945 годов (эволюция жанра) / Н.С.Лейтес. - Пермь, 1975.
108. Лейтес Н.С. О типологической классификации жанровых форм прогрессивного немецкого романа 1933 1945 годов / Н.С.Лейтес /У Уч. зап. / Пермский гос. ун-т. - Пермь, 1968. - № 188. - С. 58 - 81.
109. Лейтес Н.С. Роман как художественная система / Н.С.Лейтес. Пермь, 1985.
110. Лимерова В.А. Авторская позиция в эпическом произведении / В.А.Лимерова. Сыктывкар, 1995.
111. Лисова Q.M. К проблеме сатирических мотивов в романах Р.Олдингтона / О.М.Лисова // Вопросы филологии и методики преподавания германских и романских языков. Воронеж, 1974.
112. Малыхина И.И. К проблеме фзтжции авторского модального плана в художественном тексте: Стрзтстура авторских отступлений в романе Р. Олдингтона «Смерть героя» / И.И.Малыхина. Благовещенск, 1988.
113. Map Н.И. Ричард Олдингтон / Н.И.Мар /У Map Н.И. Пятьдесят интервью. М., 1964. - С. 488 - 514.
114. Мирский Д. Предисловие к роман}' «Дочь полковника». / Д.Мирский /У Олдингтон Р. Дочь полковника. М., 1935. — С. 3 — 12.
115. Михайлов Н.Н. Р. Олдингтон и имажис-ты / Н.Н.Михайлов /У Уч. зап. / МОПИ- М., 1968,- Т. 220. Вып. 11 - С. 162 - 176.
116. Михайлов Н.Н. сочетание лирического и эпического в романе «Смерть героя» Р. Олдингтона / Н.Н.Михайлов //' Уч. зап. / МОПИ М., 1968. - Вып. Н. - С. 152 - 161.
117. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века / Н.П.Михальская, Г.В .Аникин. М.,: Высшая шк., 1982.
118. Михальская Н.П. Антивоенный роман Р. Олдингтона и английская литература 20-х годов /' Н.П.Михальская /У Уч. зап. / МГГТИ М., 1963. - № 203.-С. 92- 131.
119. Михальская Н.П. Коментарии к роману Р. Олдингтона «Дочь полковника». / Н.П.Михальская // Олдингтон Р. / Собр. соч.: в 4 тт. М., 1989. - Т. 2. - С. 504 - 507.
120. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920 Зи-х годов. Утрата и поиски героя / Н.П.Михальская. - М.: Высшая шк., 1966.
121. Молдавский Д.М. Ричард Олдингтон в Ленинграде / Д.М.Молдавский /У Нева 1963. - № 5. - С. 164 - 167.
122. Мотьшёва Т.Л. Зарубежный роман сегодня / Т.Л.Мотылева. М.: Сов. писатель, 1966.
123. Одинцов В.В. О языке художественной прозы / В.В.Одинцов. М.: Наука, 1973.
124. Пар невская Е.М. Ричард Олдингтон: Библиографический указатель / Б.М.Парчевская. М.: Книга, i965.
125. Педаш Е.Д. О некоторых лексико-стилистических особенностях романа Р. Олдингтона «Смерть героя» / Е.Д.Педаш /7 Исследования по германской филологии. Кишинёв, 1975. - С. 51 - 58.
126. Петрушкин А.И. Писатели «потерянного поколения» в 20 30-ые годы (к проблеме «автор и герой» в творчестве Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона, Э.-М. Ремарка): Дисс. канд. филол. наук / А.И.Петрушкин. - Пермь, 1972.
127. Петрушкин А.И. «Потерянность» и её преодоление / А.И.Петрушкин // Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX века. Пермь, 1975. - Вып. 1. - С. 90 - 105.
128. Платонов А.П. Сутций рай (по поводу романа Р.Олдингтона «Сзтций рай») /' А.П.Платонов /7 Платонов А.П. Размышления читателя. М.: Современник, 1980. - С. 164 -181.
129. Полуэктова И.А. Лирический компонент прозы Б.К. Зайцева: Автореф. дисс. канд. филол. наук / И.А.Полуэктова. Воронеж, 2000.
130. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов / Г.Н.Поспелов. М., 1976.
131. Проблема автора в художественной литературе / Под ред. Б.О. Кормана -Воронеж, 1967.
132. Проблема личности автора в художественном произведении на материале западноевропейской литературы / Под ред. А.Л. Гурвич. -Владимир, 1982.
133. Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX XX веков / Под ред. Е.П. Ханжина. - Пермь, 1993.
134. Рабинович B.C. Олдос Хаксли: Эволюция творчества / В.С.Рабинович. -Екатеринбург, 1998.
135. Реализм в зарубежных литературах XIX XX веков / Под ред. Е.А. Петровой. - Саратов, 1989.
136. Реизов Б.Г. Творчество Флобера / Б.Г.Реизов. М.: Гослитиздат, 1955.
137. Ричард Олдингтон: Методические рекомендации к вечеру, посвященному 80-летию писателя. М., 1972.
138. Романенко М.В. Теоретические аспекты изучения романа на современном этапе / М.В.Романенко. М., 1992.
139. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа / Н.Т.Рымарь. Воронеж, 1989.
140. Рымарь Н.Т. Современный западный роман: проблемы эпической и лирической формы / Н.Т.Рымарь. Воронеж, 1978.
141. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности /Н.Т.Рымарь, В.П.Скобелев. -Воронеж, 1994.
142. Сероменко Л.И. Новеллистика Эдварда Моргана Форстера: греко-италийские образы и мотивы: Автореф. дисс. канд. филол. наук / Л.И.Сероменко. Москва, 2001.
143. Сноу Ч.-П. Ричард Олдингтон /' Ч.-П.Сноу // Сноу Ч.-П. Портреты и размышления. Эссе. Интервью. Выступления. М.: Прогресс, 1985. - С. 24 -37.
144. Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория / Л.А. Соколова. Томск, 1968.
145. Струкова Т.Г. Английский морской роман XIX XX веков / Т.Г.Струкова. - Воронеж, 2000. - С. 3 - 26.
146. Тимошенкова Т.М., Крамчанина О.М. Английская интеллектуальная проза / Т.Н.Тимошенкова, О.М. Крамчанина. Харьков, 1999.
147. Тукузина Л.А. Принципы временной организации повествования в тетралогии Ф.М. Форда «Конец парада» / Л.А.Тукузина // Реализм и художественные искания в зарубежной литературе XIX XX веков. -Воронеж, 1980. -С. 130 - 138.
148. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе / М.В.Урнов. -М.: Худож. литерат., 1986.
149. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы. (Конец XIX начало XX века) / М.В.Урнов. - М.: Наука, 1970.
150. Урнов М.В. Об авторе и его герое: Предисловие к роману Р. Олдингтона «Все люди враги». / М.В.Урнов // Олдингтон Р. Все люди -враги. -М.: Правда, 1983. - С. 3 -16.
151. Урнов М.В. Позиция творческого мужества / М.В.Урнов /7 Олдингтон Р. Семеро против Ривза. М.: Худож. литерат., 1968. - С. 3 -20.
152. Урнов М.В. Предисловие /М.В.Урнов // Олдингтон Р. Смерть героя. -М.: Правда, 1988. С. 3 -16.
153. Урнов М.В. Ричард Олдингтон / М.В .Урнов. М.: Высшая шк., 1968.
154. Урнов М.В. Ричард Олдингтон и его книги / М.В.Урнов // Олдингтон Р. Собр. соч.: в 4 тт. М., 1988. - Т. 1. - С. 5 - 29.
155. Урнов М.В. Судьба Стивенсона / М.В.Урнов // Олдингтон Р. Стивенсон: Портрет Бунтаря. М.: Книга, 1985. - С. 6 - 33.
156. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы / Р.Уэллек, О.Уоррен. М.: Прогресс, 1978.
157. Фрадкин И.М. О жанрово-структурных особенностях немецкого интеллектуального романа / И.М.Фрадкин // Художественная форма в литературах социалистических стран. М., 1969. - С. 239 - 259.
158. Фшпошкина С.Н. Авторское сознание и проблемы повествовательной формы в английском романе 50 70-х годов XX века: Дисс. . докт. филол. наук / С.Н.Фшпошкина. - Москва, 1992.
159. Фшпошкина С.Н. Герой и проблемы нравственной ориентации в современном английском романе / С.Н.Филюшкина // Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986. - С. 91 - 99.
160. Фшпошкина С.Н. Деталь в романах Гр. Грина / С.Н.Филюшкина /7 Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1974. - С. 139 - 151.
161. Фшпошкина С.Н. Драматизация романа / С.Н.Филюшкина // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1980. - С. 54 - 68.
162. Фшпошкина С.Н. Особенности повествовательной манеры в романе У.М. Теккерея «Записки Барри Линдона» / С.Н.Филюшкина /У Реализм и художественные искания в зарубежной литературе XIX XX веков. -Воронеж, 1980. - С. 120 -130.
163. Фшпошкина С.Н. Современный английский роман (формы раскрытия авторского сознания и проблемы повествовательной техники) / С.Н.Филюшкина. Воронеж, 1988.
164. Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики У Л.В.Чернец М.: МГУ, 1982.
165. Чернец Л.В. Художественная деталь У Л.В.Чернец И Русская словесность. 1997. - № 6. - С. 74 - 80.
166. Шайхутдинова Н.Р. Ритмическая организация авторских отступлений в романе Р. Олдингтона «Смерть героя» У Н.Р.Шайхутдинова. Горький, 1980.
167. Эпштейн М.Н. Аналитизм и полифонизм во французской прозе (стили Стендаля и Бальзака) У М.Н.Эпштейн /У Типология стилистического развития XIX века. М.: Наука, 1977. - С. 230 - 266.
168. Зсалнек А.Я. Внутрижанровая типология романа и пути её изучения: Автореф. дисс. доктора филол. наук / А.Я.Эсалнек. IvL, 1986.
169. Зльяшевич А. О лирическом начале в прозе / А.Эльяшевич /У Звезда. -1961.-№8-С. 189-202.
170. Юльметова С.Ф. Творческие искания молодого Франса (становление интеллектуального романа) У С.Ф.Юльметова и Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII XX веков. - Воронеж, 1982. - С. 77 -91.
171. Яновская Г.В. «Миссис Дэллоуэй» В. Вульф: структура повествования: Автореф. дисс. канд. филол. наук /' Г.В. Яновская. Новгород, 2001.
172. Allen W. The English Literature. A Critical History / W.Allen. -Harmonds worth, 1963.
173. Allen W. English Novel / W.Allen L,, 1954.
174. Alien W. The Novel Today / W.Alien. L., 1964.
175. Alien W. Tradition and Dream. The English and American Novel from the 20s to Our Time / W.Aiien. L., 1964.
176. Barlow A. Answers to My Murdered Self Aldington's postwar poetry / A.Barlow // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. - Reading,1987.-P. 22-31.
177. Beach J.W. The Twentieth Century Novel: Studies in Technique / J.W.Beach. -N.Y. -L., 1932.
178. Bergonzi B. Heroes Twilight / B.Bergonzi. N. Y., 1965.
179. Bergonzi B. The Turn of a Century / Bergonzi. L., 1973.
180. Bradbery N. The Colonel's Daughter as Polemic Fiction / N.Bradbury /У Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 13 -21.
181. Burgess A. English Literature / A.Burgess. L., 1974.
182. Collins A.S. English Literature of 20th Century / A.S.Collins. L„ 1956.
183. Critiques and Essays on Modern Fiction. N.Y., 1952.
184. Cunningham V. British Writers of the Thirties / V.Cunningham. Oxford,1988.
185. Daiches D. The Novel and the Modern World / D.Daiches. Chicago, 1947.
186. Daiches D. The Present Age after 1920 / D.Daiches. L., 1958.
187. Doyle Ch. R. Aldington and T.S. Eliot / Ch.R.Doyle // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987.
188. Evans B.I. English Literature between the wars / B.I.Evans. L., 1948.
189. O'Faolain S. The Vanishing Hero / S. O'Faolain. L., 1956.
190. Forster E.M. The Development of English Novel between 1918 1939 / E.M.Forster. - Giasgo, 1945.
191. Fowler A. Kinds of Literature: An Introduction to the Theory of Genres and Modes / A.Fowier. Cambridge, 1982.
192. Fox Су Aldington and Wyndham Lewis Allies Against the Fool-Farm / Cy Fox /7 Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. - Reading, 1987.-P. 83-97.
193. Fraser G.S. The Modern Writer and His Age / G.S.Fraser. L,, 1953.
194. Friedman N. Form and meaning in Fiction / N.Friedman. The Athens, 1975.
195. Frierson W.C. The English Novel in Transition / W.C.Frierson. Norman,1 л л л
196. Gates N.T. The Poetry of R. Aldington / N.T.Gates University Park, 1974.
197. Gates N.T. The Road of Reading / N.T.Gates /7 Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 32- 38.
198. Hughes G. The Rebel Imagism and the Imagists. A Study in the Modern Poetry / G.Hughes. - L., 1960.
199. Kettle A. Introduction to the English Novel / A.Kettle. L., 1954.
200. Kunitz S.L. Twentieth Century Authors. A Biographical Dictionary of Modern Literature / S.L.Runitz, N.Y., 1955.
201. Loofbourow J. Theories and the Forms of Fiction / J.Loofbourow. L., 1964.
202. Lubbock P. The Craft of Fiction / P.Lubbock. L., 1939.
203. McGreery Th. Richard Aldington: An Englishman / Th.McGreevy. L., 1931.
204. The Modern Age. The Pelican Guide to English Literature i Ed by B. Ford. -L., 1961.
205. Moor T. S. Some soldier poets / T. S .Moor. N. Y., 1920.
206. Morris J.A. The Modernist Context of Aldington's poetry / J.A.Morris // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 49- 60.
207. Quinn P. Aldington's Minor Novels / P.Quinn // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 106- 121.
208. Rashid A! Mohammed. Aldington as Biographer / A1 Mohammed Rashid // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 76- 82.
209. Ridgway Ch. Aldington and The First World War / Ch.Ridgway // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 1- 12.
210. Richard Aldington: An Intimate Portrait. / Ed. By A. Kershow. -Edvardsville, 1965.
211. Routh H.V. English Literature and Ideas in the 20th Century / H.V.Routh. -L., 1948.
212. Schwartz D.R. The Transition of the English Novel, 1890 1930 / D.R.Schwartz. - L., 1989.
213. Scott-Games R.A. Fifty Years of English Literature, 1900 1950 / R.A.Scott-Games. - L., 1956.
214. Smith R.E. Richard Aldington / R.E.Smith. Boston, 1977.
215. Snow P.C. Richard Aldington / Ch.P.Snow. L., 1938.
216. Stansy P., Abraham W. Journey to the Frontier /' P.Stansy. L., 1966.
217. Stanzel F. Narrative Situations in the Novel. Tom Jones, Moby Dick, The Ambassadors, Ulysses / F.Stanzel. L., 1971.
218. Swinnerton F. The Georgian Literary Scene / F.Swinnerton. L., 1938.
219. Symons J. The Thirties. A Dream Revolved / J.Symons. L., 1960.
220. Temple F.J. Homage to Richard Aldington / F.J.Temple // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P.61- 66.
221. Tindall W.Y. Forces in Modern British Literature. 1885 1946 / W.Y. Tindall - N.Y., 1947.
222. Ward A.C. Twentieth Century English Literature, 1900 1960 / A.C.Ward. -L., 1964.
223. West A. Crisis and Criticism / A. West. L., i 937.167
224. Wilkinson D. The Curious Reader. R. Aldington's Berkshire Years / D.Wilkinson // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. -Reading, 1987.-P. 67-75.
225. Winter R. Aldington, Modernism and Soviet Criticism / R.Winter // Richard Aldington: Papers from the Reading Conference. Reading, 1987. - P. 96 - 105.
226. Woodlock G. The Writer and Politics / G.Woodlock. L., 1948.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.