Художественное своеобразие романов Дж. Хергсхаймера в контексте литературы США 1910-1920-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Гундырева, Юлия Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гундырева, Юлия Михайловна
Введение.
Глава 1. Сюжетно-композиционные особенности романов Дж. Хергсхаймера 1910-х гг.
1.1. Специфика организации сюжетного пространства в романе «Горячая кровь».
1.2. Особенности сюжета и композиции романа «Три поколения».
1.3. Организация повествования и системы образов романа «Явайский пик».
1.4. Соотношение искусства и реальности в образной системе романа «Линда Кондон».
Глава 2. Своеобразие поэтики романов Дж. Хергсхаймера 1920-х гг.
2.1. Конфликт между мечтой и действительностью как сюжетообразующая основа романа «Цитера».
2.2. Роль художественной детали в романе «Яркая шаль».
2.3. Художественная специфика образа главного героя романа
Бэлисэнд».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Жанровые формы романов Берил Бейнбридж: "Мастер Джорджи", "Согласно Куини"2011 год, кандидат филологических наук Полуэктова, Татьяна Анатольевна
Исторический роман И. Ф. Наживина, проблематика и поэтика2002 год, кандидат филологических наук Гаранин, Константин Владимирович
Романное творчество Н. Мейлера 1980-х-2000-х годов: социокультурный контекст, проблематика, поэтика2010 год, кандидат филологических наук Чернецова, Екатерина Владимировна
Поэтика ранней прозы Г. Газданова: Роман "Вечер у Клэр", рассказы 20-30-х годов2005 год, кандидат филологических наук Матанцева, Лариса Викторовна
Художественная эволюция К.Г. Паустовского: 1910-1920-е годы2012 год, кандидат филологических наук Терехова, Елена Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное своеобразие романов Дж. Хергсхаймера в контексте литературы США 1910-1920-х гг.»
Творчество Джозефа Хергсхаймера (Joseph Hergesheimer, 1880-1954) -заметное явление в литературе США первой половины XX в. В 1910 - 1920-е гг. его относили к числу самых популярных и приветствуемых критикой американских писателей. Дж. Хергсхаймер принадлежал к группе эстетов, чье мировоззрение сформировалось под воздействием декаданса 90-х гг. XIX в., что не помешало ему стать автором популярных романов, рассчитанных на массового читателя. Однако популярность писателя со временем уменьшалась, в результате чего теперь он известен, главным образом, историкам литературы, которые относят его к группе хорошо продаваемых авторов 1920-1930-х гг. В настоящее время Дж. Хергсхаймер вызывает интерес, прежде всего, как представитель определенного периода в истории американской литературы.
Творческое наследие Дж. Хергсхаймера составляют более десятка романов, несколько сборников рассказов, а также биографические, критические, мемуарные работы и путевые очерки. В наиболее известных ' своих романах «Три поколения» (The Three Black Pennys, 1917) и «Явайский пик» (Java Head, 1919) писатель искал в американском прошлом восхищавшие его художественное совершенство и целостность человеческой личности. В то же самое время он испытывал чувство глубокого отвращения к бесцельности современной жизни. Подобное отношение к современной Дж. Хергсхаймеру действительности успешно передано им в «Цитере» (Cytherea, 1922), романе, критиковавшем разочарованную богатую Америку «века джаза».
Актуальность предлагаемого исследования определяется тем, что изучение поэтики и эстетики Дж. Хергсхаймера, художественного своеобразия его произведений, детальное выявление особенностей его писательской манеры значительно расширяет наше представление как о творчестве писателя, так и об основных тенденциях литературы США 19101920-х гг., что позволяет дополнить картину американской прозы первой половины XX века.
Литературный процесс США 1910-1920-х гг. представляет собой сложную и противоречивую систему. Чтобы оценить характер динамики американской литературы этого периода, необходимо принять во внимание по меньшей мере два обстоятельства. С одной стороны, речь идет о традиционных американских ценностях: индивидуалистическом мифе открытых возможностей, который получил название «американской мечты», а также религиозной идее, сформировавшейся в среде пуритан. С другой стороны, имеется в виду влияние на литературную ситуацию позитивизма, популизма, прагматизма, марксизма и резонанс учений Ницше, Фрейда, живописи постимпрессионизма и кубизма, кинематографической техники и т. д. Как справедливо отмечал В.М. Толмачев, «с конца 1910-х гг. в литературном мышлении на передний план выдвигается, прежде всего, вопрос индивидуального художественного мастерства, а проблема мира и человека трактуется в русле романтически понимаемого конфликта между культурой и цивилизацией, личностью и обществом» [Толмачев - 2001, с. 314].
По авторитетному мнению крупного историка B.JI. Паррингтона, 1919 год ознаменовал собой начало нового периода в истории литературы США. «Появилось три основных направления: 1) Возрождение натурализма, опирающегося на психологию, с тенденцией к импрессионизму в трактовке темы (Шервуд Андерсон); 2) Новый романтизм, ищущий идеальную красоту как защиту против действительности и находящий выход в иронии (Джеймс Бранч Кэбелл); 3) Новое критическое направление - бунт молодых интеллектуалов против господствующего буржуазного класса - его пуританства, его викторианства, его стяжательских идеалов (Синклер Льюис)» [Паррингтон - 1963, т. 3, с. 451].
Литературу 1910-20-х годов характеризуют разнообразие художественно-эстетических школ, стремление писателей к поискам новых форм, к эксперименту. В это время, наряду с писателями старшего поколения, заявившими о себе на заре столетия (Т. Драйзер, Э. Синклер, Ш. Андерсон и др.), выступили и более молодые художники слова, расцвет творчества которых падает на послевоенное десятилетие (С. Льюис, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос и др.). Наряду с представителями «социологической» разновидности реализма, такими как Т. Драйзер, Э. Синклер, С. Льюис, стремившимися дать широкую, социально насыщенную панораму американской действительности, в этот период выдающихся успехов достигли художники слова, которых можно отнести к психологической школе (У. Фолкнер, Ф. С. Фицджеральд, Ш. Андерсон, У. Фрэнк и др.). В их книгах открылись неведомые прежде глубины внутренней жизни человека.
Плодотворным тяготением к новаторству и эксперименту, богатством художественных форм отмечено творчество таких писателей, как Ш. Андерсон, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Ф.С. Фицджеральд, Дж. Дос Пассос, которые дали образцы новой прозы, новой стилистики. Таковы тонкая передача психологической атмосферы у Ш. Андерсона, подтексты в диалогах Э. Хемингуэя, использование приемов кинематографа у Дж. Дос Пассоса, внутренний монолог и особенно поток сознания у У. Фолкнера и др.
Основные тенденции рассматриваемого периода в полной мере отразились в творчестве Дж. Хергсхаймера.
Джозеф Хергсхаймер родился в г. Джермантаун, штат Пенсильвания, в семье Джозефа и Хелен Маккеллар Хергсхаймер. Из-за протестантского немецкого или шотландского происхождения он воспитывался в доме своего деда с материнской стороны, характер и влияние которого подробно описаны Дж. Хергсхаймером в автобиографии «Пресвитерианский ребенок» (The Presbyterian Child, 1923). Будучи болезненным мальчиком, он рано начал увлекаться чтением романтической беллетристики и поэзии и созданием собственных фантастических историй. Дж. Хергсхаймер посещал ортодоксальную квакерскую школу, в связи с чем большую часть его начального образования составляло изучение географических карт и музыки.
После изучения литературы в Пенсильванской академии изящных искусств молодой Дж. Хергсхаймер путешествовал по Европе. Он занимался живописью во Флоренции и Венеции и жил в достатке на деньги, унаследованные от деда. Вернувшись в Америку в 1907 г., он женился на Дороти Хемфилл.
Результат длительного изучения живописи можно увидеть в зрительных эффектах его ранней беллетристики, особенно в необычных деталях, с помощью которых он изображал предметы мебели и одежду, пространственное устройство зданий и садов.
Постепенно интерес Дж. Хергсхаймера к живописи уступает место его интересу к писательской деятельности. Судьбоносным случаем в его карьере было общение с JI. Клив, автором популярных романов, и ее просьба откорректировать ее последнюю рукопись. Этот опыт убедил Дж. Хергсхаймера в том, что он мог бы писать не хуже, чем она, публиковавшийся романист, и внезапно он решил направить все свои усилия на то, чтобы стать писателем.
С того момента и в течение длительного времени его писательская деятельность была непрофессиональной и ориентировалась скорее на собственные эстетические потребности, нежели на вкусы современной аудитории, поэтому он был крайне неуспешен. Однако отсутствие успеха не помешало его упорству в удовлетворении собственных амбиций.
Годы ученичества, в конце концов, были вознаграждены в 1913 г., когда журнал «Форум» опубликовал его скетч «Город удовольствия» (The City of Pleasure), а в 1914 г. Митчелл Кеннерли издал его первый роман «Веселый Энтони» (The Lay Anthony). В следующем году был издан второй роман писателя «Горячая кровь» (Mountain Blood), а Джордж Горацио Лоример, редактор известного американского еженедельника «Сатердей Ивнинг Пост» (Saturday Evening Post), основанного еще в 1821 г. и известного огромными тиражами, высокими гонорарами, а также приукрашивающими жизнь произведениями, опубликовал в своем журнале один из рассказов Дж. Хергсхаймера.
Однако общественного признания и финансового успеха он достиг только после того, как вышел в свет его третий роман «Три поколения» (The Three Black Pennys), который был опубликован в 1917 г. новым издательским домом Альфреда А. Кнопфа. Вместе с тем Дж. Хергсхаймер продолжал писать для «Сатердей Ивнинг Пост», получая все большее вознаграждение.
В 1919 г. были опубликованы сразу четыре его книги. Среди них был роман «Явайский пик» (Java Head), который пользовался особым успехом у читателей и вскоре был экранизирован. Дж. Хергсхаймер начал вращаться среди знаменитостей, некоторые из которых, такие как Генри Льюис Менкен, Джеймс Бранч Кэбелл и Синклер Льюис, стали его друзьями на всю жизнь. Несомненный успех романов Дж. Хергсхаймера объяснялся тем, что умелое 4 сочетание писателем истории, экзотической обстановки и любовной интриги имело особенную привлекательность для любящих романтику американцев 1920-х гг.
Решительная борьба Дж. Хергсхаймера за место своих книг на рынке совпала с его дружбой с Альфредом А. Кнопфом и Джорджем Горацио Лоримером. Когда в 1915 г., чтобы основать свой собственный издательский дом, А. Кнопф ушел из «Митчел Кеннерли», маленькой фирмы, которая опубликовала первые две книги Дж. Хергсхаймера, он взял еще не печатавшегося автора с собой. В результате почти все произведения писателя, за исключением «Шеридан: военное повествование» (Sheridan: А Military Narrative, 1931), появились под торговой маркой «Knopf». Даже после того, как популярность Дж. Хергсхаймера пошла на спад, А. Кнопф продолжал поддерживать его творчество. В 1930 г. он разрешил переиздать «Три поколения» с рисунками Дэвида Хендриксона, а в 1946 г., когда Дж. Хергсхаймер был практически забыт, Кнопф выпустил новое издание «Явайского пика», иллюстрированное У.А. Двиггинсом.
Почти столь же важное место, как и А. Кнопф, в карьере Дж. Хергсхаймера занимал Джордж Горацио Лоример, который заявил о писателе как об одном из открытий и регулярно публиковал его произведения. С 1915 по 1939 гг. в журнале «Сатердей Ивнинг Пост» регулярно публиковались многочисленные рассказы и романы Дж. Хергсхаймера. Издание сборников рассказов «Золото и железо» (Gold and Iron, 1918) и «Счастливый конец» (The Happy End, 1919) представляет первый и самый продуктивный период этих взаимоотношений. Первый сборник включал три новеллы: «Дикие апельсины» (Wild Oranges), «Тувал-Каин» (Tubal Cain) и «Темное руно» (The Dark Fleece), которые отличались яркостью повествовательных ситуаций. Семь более коротких и менее претенциозных рассказов сборника «Счастливый конец» отличались от костюмированной беллетристики «Сатердей Ивнинг Пост». Основные темы сборников Дж. Хергсхаймера - прелюбодеяние, убийство, месть и любовная измена - соответствовали издательской политике Дж. Лоримера, а также тяге самого писателя к изображению насилия и психологических патологий.
Дж. Хергсхаймер много путешествовал как в пределах Соединенных штатов, так и по Европе, Мексике и Кубе. Его интересовали те места, которые более или менее избежали безжалостной американизации. Кубинские переживания Дж. Хергсхаймера легли в основу вычурной путевой книги «Сан Кристобаль де ля Габана» (San Cristobal de la Habana, 1920) и романа «Яркая шаль» (The Bright Shawl, 1922), они также играют важную роль в романе «Цитера» (Cytherea, 1922).
В 1920-е гг. Дж. Хергсхаймер вступил как значительный писатель, чьи книги были популярны и пользовались повышенным вниманием со стороны критики. В 1921 г. он был избран членом Национального института искусств и литературы (National Institute of Arts and Letters). В 1922 г. писатель достигает вершины своей карьеры. В этом году журнал «Литрари Дайджест» (The Literary Digest) проводил голосование среди 33 выдающихся критиков, фельетонистов, редакторов, рецензентов и издателей с целью выявления пяти ведущих американских литературных звезд, которые появились на горизонте за последние 10 лет» [цит. по: Martin - 1965, р. 16]. Возглавил список Дж. Хергсхаймер, получивший 22 голоса, в то время как занявший второе место Юджин О'Нил набрал лишь 14 голосов.
Заслуженная популярность Дж, Хергсхаймера позволяла зарабатывать деньги, необходимые ему в связи с любовью к элегантной простоте (которая господствовала в его Дауэр Хаузе) и к показной зрелищности, проявлявшейся в его тяготении к модной одежде и автомобилям. Для Г.Л. Менкена, который, в конце концов, полюбил его книги отчасти больше, чем его «безвкусное тщеславие», писатель ассоциировался с «образом сибарита, развлекавшегося на палубе роскошной яхты Кнопфа» [Mencken -1926, р. 46]. Другой современник Дж. Хергсхаймера, писатель Карл Ван Вехтен, запомнил его «наряженным в великолепный твидовый костюм, угощавшим гостей дайкири и в окружении голливудских фигур» [Van Vechten - 1948, p. 90]. Эрнест Бойд характеризовал писателя как «полную напыщенную разговорчивую улыбающуюся фигуру» [Boyd - 1924, р. 50]. Но для всех склонность Дж. Хергсхаймера к материальному комфорту, его чувствительность, как точно подметила Эмили Кларк, были «двойственными» [Clark - 1929, р. 5]. С одной стороны, его характеризовала восточная страсть к цвету, хорошим духам и приятной на ощупь ткани. С другой стороны, все это смягчалось духом шотландского деда, жаждущим «чистого аскетизма ранней Америки, греческой ясности очертаний, красоты, которая не должна быть понятна до конца .» [цит. по: Justus - 1973, р. 5051]. Из своих знаменитых туров по Европе и Карибам, а также импозантного участия в домашних вечеринках повсюду в Соединенных штатах Дж. Хергсхаймер всегда возвращался к спартанским условиям Дауэр Хауза, который почти точно воссоздавал облик дома 18 века.
Несмотря на тот факт, что в начале 1920-х гг. Дж. Хергсхаймер был назван американской критикой самым многообещающим писателем, появившимся за последнее десятилетие, его популярность была уже ослаблена. По свидетельству Джеймса Юстуса, «американский вкус в исторической литературе тяготел к таким писателям, как Кеннет Роберте и Харви Аллен, чьи романы отличались более динамичным развитием действия, чем у Дж. Хергсхаймера. А читатели современной беллетристики отдавали предпочтение романам Ф.С. Фицджеральда, Э. Хемингуэя, С.Льюиса и Дж. Дос Пасоса» [Justus - 1973, р. 53]. Несмотря на то, что Дж. Хергсхаймер продолжал писать, а его книги продолжали продаваться достаточно успешно, он почувствовал даже раньше, чем А. Кнопф и Дж. Лоример, что произошли существенные изменения во вкусах как критиков, так и читателей.
В конце 1920-х гг. Дж. Хергсхаймер начал испытывать определенные трудности с изданием своих произведений, в середине 1930-х романы писателя почти не издавались. В то же время он сохранил привычку систематически писать по 2500 слов в день, но при этом затрачивал гораздо больше времени на поиски соответствующего слова для очередного романа или часами оставался неподвижным, склонившись перед чистой страницей.
Тем не менее, несмотря на суровую реальность 1930-х и начала 1940-х гг., творчество Дж. Хергсхаймера оставалось популярным. Однако после публикации романов «Известковое дерево» (The Limestone Tree, 1931) и «Шутовская роза» (The Foolscap Rose, 1934), он начал писать только для высоко оплачиваемых массовых журналов, таких как «Сатердей Ивнинг Пост». Еще в 1921 г. в статье для «Йеил Ревью» (Yale Review) под названием «Женская помеха в американской литературе» (The Feminine Nuisance in American Literature) писатель выражал сожаление по поводу низкого качества коммерческих рассказов. Он порицал их публично и указывал на явную дистанцию между своим серьезным творчеством, ранними рассказами и романами и теми, что он писал для журналов.
За последние 15 лет своей жизни Дж. Хергсхаймер не написал фактически ничего. В 1940 г. он признался в том, что отстранился от литературной деятельности, потому что не смог больше «соответствовать тем высоким требованиям, которые он предъявлял к своему раннему творчеству» [цит. по: Van Gelder- 1946, p. 150].
Несмотря на то, что восприятие творчества Дж. Хергсхаймера американской аудиторией на раннем этапе не было однозначно благожелательным, можно сказать, что произведения писателя с самого начала его творческого пути пользовались повышенным вниманием со стороны критики.
Современная Дж. Хергсхаймеру критика удостаивала творчество писателя самых противоречивых оценок. Так, JI. Кэри еще в 1914 г. характеризовал Дж. Хергсхаймера как «автора, который знал американскую жизнь и имел как смелость, так и умение написать о ней» [Сагу - 1914, р. 204], но в то же время осуждал его тяготение к «дешевому эффекту» [Сагу -1914, р. 204-205]. Американский поэт и критик Конрад Эйкен отзывался о Дж. Хергсхаймере не иначе как о писателе, «который достиг определенной вершины, позволяющей заявить, что "он великий американский романист"» [Aiken — 1968, р. 144]. Высоких оценок удостаивал Дж. Хергсхаймера американский писатель и редактор «Кембриджской истории американской литературы» Карл Ван Дорен, утверждая, что «по манере своего мастерства он работает ближе всего к Тургеневу или Флоберу» [Van Doren - 1940, p. 128]. Однако единодушное мнение всех выше названных критиков сводится к утверждению английской писательницы Катрин Мэнсфилд о том, что Дж. Хергсхаймер «чувствует намного больше того, что он может выразить в настоящее время» [Mansfield - 1930, р. 158].
Роскошный образ жизни Дж. Хергсхаймера и его повышенное внимание к деталям в своих романах вызывали как похвалу, так и неуважение американской критики. В частности, Синклер Льюис в письмах к Дж. Хергсхаймеру с восхищением отзывался о творчестве писателя, однако, анализируя роман «Три поколения», он называл как одну из его слабых сторон обилие подробностей в описаниях одежды. «Я чувствую, что в ваших руках было слишком много "материала" <.>, и вы не могли <.> отбросить прочь любую из красивых драпировок» [Lewis - 1966, р. 240]. В то же время один из ведущих американских драматургов 1930-х гг. Максвелл Андерсон в 1919 г. в рецензии на «Явайский пик» находит использование писателем большого количества деталей, особенно в романах о прошлом Америки, вполне оправданным: «Он уделяет такое большое внимание деталям, что мы признаем необходимость, прежде чем изобразить целое, охарактеризовать части, заинтересовавшие нас, в значительной мере так же, как ученый восстанавливает мастодонт из сплетения отдельных костей» [Anderson -1919, р. 123]. С позиции драматурга М. Андерсон сетует лишь на то, что «автор «Явайского пика» имеет в меньшей степени драматический талант, чем он может быть вообще у хорошего романиста, меньше, чем он мог бы прибавить к преимуществу своей популярности» [Anderson - 1919, р. 123124].
Американский писатель Джеймс Бранч Кэбелл и английский писатель Хью Уолпол, сами авторы витиеватых повествований этого периода, хвалили сложные описания Дж. Хергсхаймера. В частности, X. Уолпол восхищался его «уникальным талантом к визуализации красивых вещей» [Walpole - 1922, р. 1]. В то время как Дж. Б. Кэбелл утверждал, что Дж. Хергсхаймер является самым поверхностным из всех известных ему авторов из-за его повышенного внимания к «очертаниям и строению предметов, а также к их окраске» [Cabell - 1921, р. 22]. Американская писательница Эллен Глазгоу полагала, что Дж. Хергсхаймер, «вопреки его любви к декоративной детали, один из немногих американских романистов, чья интерпретация жизни отличается глубиной и в то же время поверхностностью, хотя его отличает глубина интуиции, а не интеллекта» [Glasgow - 1924, р. 123]. В то же время известный историк американской драматургии Джозеф Вуд Кратч рассматривает тяготение писателя к красочным деталям и как главное достоинство, и как слабую сторону стиля Дж. Хергсхаймера. Он замечает в его произведениях «коринфскую тенденцию: большую, чем положено художнику, готовность зависеть от кричащих цветов и очевидных привлекательных сторон изображаемых предметов» [Krutch - 1926, р. 2].
Объективности ради отметим, что наряду с положительными отзывами американских критиков по поводу творчества Дж. Хергсхаймера, были и другие. Так, У. Фолкнер еще в 1922 г. в рецензии на романы писателя отмечал, что автор «Линды Кондон» и «Цитеры» превосходно описывает «деревья или мраморные фонтаны, здания или города, <.> но ему вообще не надо было писать о людях» [см.: приложение 1. - С. 173]. По мнению У. Фолкнера, персонажи Дж. Хергсхаймера «никогда не действуют, руководствуясь внутренними побуждениями, не создают жизнь вокруг себя; они скорее напоминают марионеток, принимающих грациозные, но бессмысленные позы, повинуясь движениям автора и сохраняя их до того самого момента, пока он не вывернет им тела и конечности в иной позе, не менее грациозной и столь же бессмысленной» [см.: приложение 1. - С. 172]. Э. Синклер, прежде всего, осуждал сам образ жизни писателя, который жил в «самом замечательном волшебном замке на севере США» и писал ради денег [Синклер - 1928, с. 135]. Его творчество он рассматривал всего лишь как «набор слов для того, чтобы как-нибудь связать описания буфета и посуды, кресел эпохи короля Вильяма и королевы Марии и столов старинных мастеров» [Синклер - 1928, с. 138]. Подобное отношение вызвано, вероятно, тем, что Дж. Хергсхаймер пренебрегает в своих романах политическими и социальными проблемами, в результате чего «полировка отдельной фразы приобретает для него большую важность, нежели судьба целой империи» [Синклер - 1928, с. 134].
Известный американский литературный критик Альфред Кейзин среди слабых сторон творчества Дж. Хергсахаймера называл его фанатичное поклонение красоте: «Он попытался не просто отдать должное красоте, но заточить ее, как джина, в своих книгах; и он делал это с таким усердием, что его герои начинали задыхаться. В той или иной степени каждый роман Хергсхаймера был подчинен его страсти к украшению, и это была страсть, которую часто нельзя было отличить от снобизма» [Kazin - 1942, р. 237].
Другой популярный американский литературный критик 1930-х гг., Клифтон Фейдимен, характеризовал Дж. Хергсхаймера как «почитателя денег» и доказывал, что тяга автора к прошлому имеет мало общего с моральными или религиозными идеалами, но скорее «подвергается желанию повернуть к общественной стратификации и периоду рабства» [Fadiman - 1933, р. 175].
Среди американских критиков были и такие, которые осуждали прозу Дж. Хергсхаймера за плохую грамматику и пунктуацию, как следствие скудного образования автора. Эти критики также утверждали, что хорошо узнаваемый стиль писателя отличается претенциозной искусственностью. Г.Л. Менкен, хотя в основном и соглашался с этим обвинением, в то же время верил, что музыкальность языка и красота, которую писатель передает через образы, более чем компенсирует технические недостатки Дж. Хергсхаймера. По мнению критика, «никакой другой американский автор не может описать более живо увиденную вещь; никто не является большим знатоком в передаче читателю ощущения движения и цвета увиденного» [Mencken - 1932, р. 253].
Американские литературоведы вновь обратились к творчеству Дж. Хергсхаймера в 1960-1980-е гг. Среди наиболее существенных работ этого периода, посвященных творчеству писателя, можно назвать монографии Рональда Мартина «Беллетристика Джозефа Хергсхаймера» (The Fiction of Joseph Hergesheimer) [Martin - 1965] и Виктора Джиммстеда «Джозеф Хергсхаймер» (Joseph Hergesheimer) [Gimmestad - 1984], в которых исследуются наиболее значимые романы писателя, рассматриваются их основные темы и мотивы, а также некоторые особенности поэтики и стиля. Кроме того, в различных периодических изданиях выходят статьи американских литературоведов Дж. Т. Фэйна [Fain - 1952] и Джеймса Юстуса [Justus - 1973], освещающие различные стороны творчества Дж. Хергсхаймера. В 1962 г. отдельным изданием выходят письма Дж. Б. Кэбелла (Between Friends: Letters of James Branch Cabell and Others) [Colum - 1962], большую часть которых составляет переписка с
Дж. Хергсхаймером. А в 1965 г. публикуются письма Эмили Кларк к писателю с ярким названием «Инженю среди львов» (Ingenue Among the Lions: The Letters of Emily Clark to Joseph Hergesheimer) [Clark - 1965]. Творчеством Дж. Хергсхаймера интересовались не только в США. В частности, чешский литературовед Ингеборга Кейзларова [Kejzlarova- 1976] в статье, датированной 1976 г., исследует карьеру писателя и утверждает, что его романы и рассказы являются важным звеном между первым поколением американских реалистов и послевоенными реалистами.
Длительные научные исследования творчества Дж. Хергсхаймера способствовали появлению двух докторских диссертаций: James J. Napier, Joseph Hergesheimer: A Critical Study (University of Pennsylvania, 1959) и Richard S. Leever, Joseph Hergesheimer, Cultural Historian (University of Illinois, 1961). При этом в работе Дж. Напьера творчество Дж. Хергсхаймера 5 рассматривается как сочетающее в себе черты европейского идеала эстетизма с американской средой обитания, а также пути его художественного развития, главным образом, касающиеся образов, структуры и стиля. Тогда как Р. Ливер критикует исторические романы Дж. Хергсхаймера за преподнесение реакционных политических идеалов 1920-х только с поверхностным и иногда ошибочным налетом истории. Сегодня дискуссия по поводу творчества Дж. Хергсхаймера фактически не ведется, за исключением учебных пособий по истории американской литературы.
Советский читатель познакомился с творчеством Дж. Хергсхаймера в 1920-е гг. В это время романы американского писателя неоднократно переводились на русский язык (в варианте - Гершсгеймер). Начиная с 1925 г. в издательстве «Пучина» один за другим выходят его наиболее значительные романы: «Кукла и женщина» (Пер. Д. Кармен. М., 1925), «Линда» (Пер. В.Ф.Рудни. М., 1925), «Три поколения» (Пер. А. Швыров. Л.-М., 1925), «Бэлисэнд» (Пер. А. Швыров. Л.-М., 1926), «Явайский пик» (Пер. А. Швыров. М., 1926), «Яркая шаль» (Пер. А. Швыров. Л.-М., 1926), «Горячая кровь» (Пер. Е. Батхон. М., 1927) и «Тампико» (Пер. М. Волосов.
Л.: Время, 1927). Выбор именно этих романов Дж. Хергсхаймера для издания в Советской России объясняется, вероятно, их острым психологизмом и обращением к американскому прошлому, в котором писатель находит сильные и цельные характеры.
Советские критики восприняли Дж. Хергсхаймера прежде всего как «излюбленного писателя буржуазии» [Ланн - 1930, с. 476]. Тем не менее, они указывали на несомненные достоинства его творчества.
Так, в 1925 г. в предисловии к роману Дж. Хергсхаймера «Цитера» (в русском переводе - «Кукла и женщина») М. Левидов признавал, что впервые переведенный на русский язык роман писателя - «безусловно, серьезное литературное явление», представляющее собой одновременно «и произведение высокой литературной ценности, и социально-психологический документ несомненного значения» [Левидов - 1925, с. 6]. Но для советского читателя, по мнению М. Левидова, роман Дж. Хергсхаймера интересен, прежде всего, с точки зрения удовлетворения его «социологического любопытства»: прочитав «Цитеру» читатель должен был убедиться, что «легендарная Америка, кажущаяся чуть ли не неуязвимой, это обычная буржуазная страна, болеющая и в области своего духовного быта обычными буржуазными болезнями - теми болезнями, которые являются результатом нерешенных проблем семьи и брака и ведут в последнем итоге к развалу, распаду, гниению - к неизбежному концу каждого капиталистического общества и его культуры» [Левидов - 1925, с. 8].
Другой советский критик, С.Арефин, в предисловии к роману «Три поколения» писал о Дж. Хергсхаймере: «Безусловно, он - серьезный, вдумчивый, талантливый писатель, укладывающий сложное и серьезное содержание в ясную, простую, но наиболее, пожалуй, трудную форму -трудную потому, что в этой именно форме рассказа (а не рисунка) очень легко впасть в однообразную скуку. Гершсгеймер не скучен, и это оправдывает его форму письма, его писательский прием» [см.: приложение 4.
- С. 180]. Несомненным достоинством американского писателя С. Арефин справедливо считал его манеру изображения героев своих произведений. «Гершсгеймер ищет цельные характеры, развертывающиеся в определенных условиях, от а до зет, с неумолимой логической последовательностью, берет положения, в которых до конца раскрывается душа человека и, как искры из кремня, высекаются наиболее глубокие, наиболее скрытые задатки его героев» [см.: приложение 4. - С. 180]. Однако и С. Арефин не обходит стороной буржуазную природу Дж. Хергсхаймера, полагая, что писатель «для своих задач не находит вокруг себя благодатного материала еще и потому, что не видит, допустим - не имеет возможности видеть, ибо не соприкасается с носителями настоящих цельных характеров нашего времени
- с представителями идущего на смену буржуазии молодого свежего класса, с пролетариатом» [см.: приложение 4. - С. 181-182].
В 1925-1926 гг. на страницах журнала «Книгоноша» были опубликованы посвященные творчеству Дж. Хергсхаймера статьи известного литературоведа-американиста С. Динамова. В одной из них он рецензирует только что опубликованные в русском переводе романы писателя «Три поколения» и «Цитера». Анализируя эти романы, он руководствуется тем, что Дж. Хергсхаймер «по своей литературной манере примыкает к психологической школе, а по тематике - к разновидности этой школы, получившей название «романа любви», непрерывная линия развития которой началась в XVIII веке с романов С. Ричардсона» [см.: приложение 2. - С. 175]. Другим фактором, определившим направление творчества писателя, по его мнению, было то, что «он - буржуазный писатель, берущий своих героев только из этой среды. <.> Он - субъективен, он слит с ней (буржуазией -Ю. Г.) неразрывно. А так как он художник уходящего в небытие класса, то обволакивает его флером загадочности и таинственности, приукрашивает его несвойственными ему, но романтически-красивыми чертами» [см.: приложение 2. - С. 176].
В другой своей статье С. Динамов поставил Дж. Хергсхаймера в один ряд с такими крупными американскими писателями, как С.Льюис и Ш. Андерсон, видя основное отличие его творчества лишь в том, что Дж. Хергсхаймер не обращается в своих произведениях к современному обществу и его проблемам, а наоборот, «старательно отталкивается от современности в поисках «красоты», романтики, экзотики» [см.: приложение 3. - С. 178]. Однако С. Динамов и в этой статье признает, что «искусство Гержхеймера - это искусство той части мелкобуржуазной интеллигенции, которая пытается уйти от действительности» [см.: приложение 3. - С. 179]. Окончательное же суждение о Дж. Хергсхаймере С. Динамов вынес в предисловии к русскому изданию этюда Э. Синклера «Деньги пишут!». Он отнес Дж. Хергсхаймера к группе писателей-идеалистов, для которых характерен уход от действительности в экзотику и в идеализированное, «преображенное» прошлое.
Автор статьи о Дж. Хергсхаймере в «Литературной энциклопедии», известный переводчик Е. Ланн полагал, что «очень высокая оценка творчества Гергешеймера некоторыми английскими и американскими критиками (например, H.Walpole, L. Jones) не имеет достаточных оснований <.> Для него характерен поверхностный эстетизм, который и привлекает к нему симпатии американской крупной буржуазии» [Ланн - 1930, с. 476]. Вместе с тем Е. Ланн указывал и на ряд достоинств прозы Дж. Хергсхаймера. В частности он справедливо считает, что «Гергешеймеру нельзя отказать в умении дать острый психологический портрет женщины (сам Гергешеймер считает, что он прекрасно рисует женщин и девушек - «тургеневских» девушек») <.> Неотъемлемым достоинством Гергешеймера следует признать его умение дать «couleur locale». С большим художественным вкусом развернут быт трех эпох в «Трех поколениях», передан колорит Кубы в «Яркой шали», изображена Виргиния в «Горячей крови» и старинный порт Салем в «Явайском пике» [Ланн - 1930, с. 476].
Со временем известность Дж. Хергсхаймера в России уменьшалась. В дальнейшем его имя эпизодически упоминалось в некоторых изданиях, посвященных американской литературе XX в. Так, А. Ващенко в 1990 г. писал о том, что проза Дж. Хергсхаймера сильна напряженным драматизмом, умелой сменой точек зрения, но значительно проигрывает из-за своего тяготения к внешним эффектам, приверженности к штампам массовой беллетристики. Подводя итог краткой характеристике творчества Дж. Хергсхаймера, А. Ващенко заключает, что «хотя на протяжении всего творческого пути Гершсгаймер отстаивал независимость позиции художника по отношению к общественному вкусу, он нередко стремился прежде всего к коммерческому успеху» [Ващенко - 1990, с. 315].
Таким образом, как американские, так и советские критики и литературоведы, неоднозначно относились к различным аспектам творчества Дж. Хергсхаймера. В частности, далеко не все из них однозначно одобряли подробные описания интерьеров и одежды в его романах, склонность писателя к субъективности и декоративности, пренебрежение Дж. Хергсхаймером социальной проблематикой в подавляющем большинстве его произведений. На наш взгляд, подобное отношение; которое в дальнейшем привело к снижению интереса к творчеству писателя, вызвано его неустойчивой идейно-эстетической позицией, в соответствии с которой он занимает промежуточное положение между романтиками и реалистами, а также его тяготением к штампам массовой беллетристики.
Научная новизна представленной диссертации заключается в том, что это первое в отечественном литературоведении монографическое исследование, посвященное романному творчеству Дж. Хергсхаймера.
Предметом исследования в настоящей диссертации является художественное своеобразие романов Джозефа Хергсхаймера в контексте американской литературы 1910-1920-х гг.
Объектом исследования выступают романы «Горячая кровь» (The Mountain Blood, 1915), «Три поколения» (The Three Black Pennys, 1917),
Явайский пик» (Java Head, 1919), «Линда Кондон» (Linda Condon, 1919), «Цитера» (Cytherea, 1922), «Яркая шаль» (The Bright Shawl, 1922) и «Бэлисэнд» (Balisand, 1924).
Цель диссертации состоит в том, чтобы дать характеристику наиболее существенных сторон романного творчества Дж. Хергсхаймера 1910-1920-х гг.; исследуя самые значительные произведения этого периода, выявить своеобразие идейно-эстетической системы писателя, индивидуальные особенности его художественной манеры.
Цель исследования определяет его основные задачи:
1. Обозначить место Дж. Хергсхаймера и его творчества в литературном процессе США 1910 - 1920 гг.
2. Выявить главные особенности организации сюжетного пространства в романе «Горячая кровь».
3. Определить специфику сюжетно-композиционного строя романа «Три поколения».
4. Проследить организацию повествования и системы образов романа «Явайский пик».
5. Выявить соотношение искусства и реальности в образной системе романа «Линда Кондон».
6. Определить сюжетообразующую основу романа «Цитера».
7. Проследить роль художественных деталей и образов-символов в романе «Яркая шаль»;
8. Определить художественную специфику образа главного героя романа «Бэлисэнд», выявить основные художественные средства его создания.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных литературоведов-американистов (Н.А. Анастасьев, А. Ващенко, Т.Д. Бенедиктова, Б.А. Гиленсон, Я.Н. Засурский, A.M. Зверев, М.О. Мендельсон, Т.Л. Морозова, А.С. Мулярчик, О.О. Несмелова, А.Н. Николюкин, О.Е. Осовский, Е.А. Стеценко, В.М. Толмачев и др.), исследования ведущих американских специалистов по творчеству
Дж. Хергсхаймера (В. Джиммстед, Р. Мартин и др.), работы по теории литературы (М.М. Бахтин, В.Е. Хализев, Г.Н. Поспелов и др.)
В основе методологии диссертационного исследования лежит системный подход, предполагающий анализ романов Дж. Хергсхаймера в совокупности их выразительного и содержательного планов. В процессе работы использовались принципы сравнительно-исторического литературоведения, целостного анализа художественного произведения. и системного подхода к анализу творческого наследия Дж. Хергсхаймера.
Научно-практическое значение работы состоит в том, что материалы нашего диссертационного исследования, его основные положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества Джозефа Хергсхаймера в частности, а также для выявления и изучения тенденций развития литературы США 1910-1920-х гг. в целом. Материалы исследования также могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории зарубежной литературы XX века и на спецкурсах, посвященных проблематике и поэтике американского романа 1910-20-х гг.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творчество Дж. Хергсхаймера представляет собой существенное явление в истории литературы США 1910-1920-х гг. и характеризуется органичной связью с предшествующей американской и европейской традицией и творчеством американских писателей-современников.
2. Романы Дж. Хергсхаймера 1910-1920-х гг. - вершинные произведения писателя, в которых нашли отражение его мировоззренческие и художественные позиции, его видение как современной ему американской действительности, так и прошедших эпох в истории страны.
3. Романы Дж. Хергсхаймера 1910-1920-х гг. дают наиболее полное представление об эволюции художественного мира писателя и его поэтике. Они отражают как традиции, так и новации литературы XX века, получившие своеобразное преломление в творчестве Дж. Хергсхаймера.
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, привлечением широкого круга источников с опорой на достижения российских и зарубежных ученых в области истории американской литературы XX в.
Апробация работы. Основные положения диссертации были рассмотрены на кафедре русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева и отражены в 7 публикациях автора, а также в докладах на IV международной научной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2005), I межвузовской научно-практической конференции «Русско-зарубежные литературные связи» (Нижний Новгород, 2005), межрегиональных «Огаревских чтениях» (Саранск, 2004-2006) и конференциях молодых ученых (Саранск, 2004-2006), проводившихся в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержащего 194 позиции, в том числе 70 на английском языке, и четырех приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Образ Америки в литературе США первой половины XX века: Ш. Андерсон, Д. Дос. Пассос, Т. Уайлдер2010 год, кандидат филологических наук Варламова, Елена Валерьевна
Проза Г. Чулкова: проблематика и поэтика2011 год, кандидат филологических наук Исеналиева, Дина Германовна
Семейная хроника как сюжетно-типологическая основа романов "Чураевы" Г.Д. Гребенщикова и "Угрюм-река" В.Я. Шишкова2008 год, кандидат филологических наук Закаблукова, Татьяна Николаевна
"Смеховое слово" в художественной прозе У. Фолкнера второй половины 1920-х - начала 1930-х годов: На материале произведений "Йокнапатофского цикла"2004 год, кандидат филологических наук Асанина, Марина Юрьевна
Романы Александра Лернета-Холениа 1930-1940-х гг.: литература и история2010 год, кандидат филологических наук Балаева, Светлана Владимировна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Гундырева, Юлия Михайловна
Заключение
Проведенное нами исследование художественного своеобразия романов Джозефа Хергсхаймера в контексте литературы США 1910-1920-х гг. с целью выявления специфики идейно-эстетической системы писателя и индивидуальных особенностей его художественной манеры, позволяет сделать следующие выводы.
Творчество Дж. Хергсхаймера - заметное явление в литературе США 1910-1920-х гг. В это время его романы были популярны как в США, так и за их пределами. С самого начала своего творческого пути Дж. Хергсхаймер удостаивался самых противоречивых критических оценок. И хотя восприятие творчества писателя американской и советской аудиторией не было однозначно благожелательным, его произведения пользовались повышенным вниманием со стороны критики. В целом романное творчество Дж. Хергсхаймера органично вписывается в общий контекст литературной ситуации в США 1910-1920-х гг.
Среди наиболее значимых произведений Дж. Хергсхаймера 19101920-х гг. можно выделить романы «Горячая кровь», «Три поколения», «Явайский пик», «Линда Кондон», «Цитера», «Яркая шаль» и «Бэлисэнд». Все эти романы роднит между собой прием точки зрения, тщательная предметная детализация и использование ярких образов. В то же время каждый из этих романов писателя обладает собственными специфическими особенностями.
Так, говоря о специфике организации сюжетного пространства в романе «Горячая кровь» (1915), следует отметить, что сюжет романа полностью выстраивается вокруг образа главного героя, через призму восприятия которого переданы все события в романе. Своеобразие этого образа заключается в том, что на протяжении всего романа происходят различные его изменения, что способствует преодолению любого окончательного суждения о герое. За счет символичных образов и событий, появляющихся в романе, осуществляется подготовка к трагическому финалу - физической и духовной гибели героя.
Сюжетно-композиционный строй романа «Три поколения» (1917) подчинен цели проследить развитие и угасание характера «Черного Пенни». Показывая судьбы трех представителей рода Пенни, автор добивается эффекта единства этих персонажей, которые предстают перед нами как один герой в разные периоды своей жизни. Три части романа с символическими названиями «Печь», «Горн» и «Металл» соответствуют трем важным ступеням в человеческой жизни: молодости, среднему возрасту и старости. Молодость первого Пенни Гоуота и его сильная страсть, которая подчиняет и захватывает его, соответствуют общественной сфере экономического роста семейства в металлургической и стальной промышленности. Это общественное восхождение достигает высшей точки во второй части, где Джаспер Пенни - хозяин и глава большого и процветающего стального производства. Третий главный герой оставил хозяйственную деятельность. Общественное положение и богатство, которые он унаследовал от предков, обеспечивают ему те свободу и независимость, которые с нетерпением ждали его предшественники. В «Трех поколениях» Дж. Хергсхаймер добился успеха в объединении своих эстетических пристрастий в стиле и обрисовке характеров с помощью реалистичного описания фона и событий.
Говоря об особенностях организации повествования и системы образов романа «Явайский пик» (1919), следует отметить, что здесь автор наиболее активно, чем в предыдущих своих романах использует прием точки зрения. В соответствии с ним повествование ведется от лица нескольких рассказчиков, каждый из которых пытается раскрыть со своей точки зрения смысл происходящего. При этом последовательность точек зрения размещена автором таким образом, что она усиливает естественную кульминацию событий. Благодаря этому приему, автор достигает большего масштаба действия и более тщательных характеристик. Кроме того, его использование позволило писателю глубже раскрыть внутренний мир различных своих персонажей. В системе образов романа центральное положение принадлежит Герриту Аммидону, который представлен сразу в двух главах и является участником основного конфликта романа. Кроме него, важную роль играют образы Тау-Юен, Нетти Воллар и Эдварда Дэнсака, тогда как функции второстепенных персонажей романа сводятся к представлению главных героев и обеспечению структурной целостности и реалистического фона повествования.
В романе «Линда Кондон» (1919), как нигде прежде Дж. Хергсхаймер с психологической точностью создает образ, наиболее полно выражавший его эстетическую позицию, его представление о божественной природе красоты и об особой миссии женщины - носительницы этого идеала. Важным является то, что автор дает образ Линды в развитии, показывает процесс становления героини, совершенствования ее личности. Постоянно соотнося себя с окружающим миром и пытаясь осмыслить свое место в нем, она идет своей дорогой от девочки-подростка к зрелой женщине. При создании образа главной героини Дж. Хергсхаймер использует ряд приемов, позволяющих передать неоднозначность и глубину внутреннего мира Линды. Так, автор вводит в контекст яркие портретные характеристики, используя прием предметной детализации; колоритные сравнения с другими персонажами романа, подчеркивающие яркую индивидуальность героини. С большим мастерством Дж. Хергсхаймер передает напряженную духовную жизнь Линды, убедительно показывая с помощью внутренних монологов те изменения, что происходят в ее личности. Немаловажную роль в образной системе романа занимает также фигура Доджа Плейдона, оказавшего существенное влияние на формирование Линды как личности. При создании образа скульптора Дж. Хергсхаймер продолжил традицию Г. Джеймса и в то же время внес собственный вклад в разработку образа художника.
В романе «Цитера» (1922) Дж. Хергсхаймер обращается к современной американской действительности и тем проблемам, которые стояли перед американцами на заре 1920-х гг., среди которых проблема отчуждения, потери традиционных ориентиров, проблема индивидуальной свободы и ответственности личности за свои деяния. В центре романа оказывается конфликт между чувством и долгом, между мечтой героя и реальностью. Центральный образ «Цитеры» Ли Рандон обнаруживает в себе черты, характерные для мужских образов Дж. Хергсхаймера: склонность к рефлексии, неудовлетворенность, а также стремление к осуществлению того или иного единственного желания, которое составляет главную цель их жизни. Главные женские образы романа Фанни Рандон и Савины Гров обнаруживают принадлежность к двум противоположным типам женщин: притягательным и практичным. Существенную роль в романе играет также образ-символ Цитеры, который является предметом романа, центром размышлений главного героя и воплощает собой стремление Ли Рандона к эмоциональному удовлетворению.
Роман «Яркая шаль» (1922) представляет собой одно из достижений писателя в области создания ярких художественных образов и символичных деталей. Так, образ главного героя Чарльза Эббота является типичным образом героя-борца, характерным для американских писателей XX в. Кроме того, он обладает типичными чертами мужских персонажей Дж. Хергсхаймера. В качестве главного символа романа выступает образ шали танцовщицы Ла-Клавель, выполняющий в романе ряд важных функций: ассоциируясь одновременно как с образом Кубы, так и с образом Ла-Клавель, шаль дает толчок для воспоминаний героя. В свете же революционных событий на Кубе шаль играет роль знамени, побуждая молодых революционеров отстаивать дело освобождения кубинского народа из-под гнета испанских завоевателей.
Бэлисэнд» (1924) - один из романов Дж. Хергсхаймера, в котором изображено прошлое США. В связи с этим, важным мотивом романа является борьба между прошлыми и настоящими идеалами, соответствующая разногласию в душе главного героя. Центральным образом «Бэлисэнда» является образ одинокого аристократа Ричарда Бэля, самосозерцательность которого роднит его с другими персонажами романов Дж. Хергсхаймера. Среди художественных особенностей анализируемого романа можно назвать пренебрежение автором причинно-следственными отношениями, проявляющееся в том, что ключевые события романа происходят по чистой случайности. Кроме того, в этом романе Дж. Хергсхаймер ограничил излишнюю детализацию, имевшую место в его ранних романах.
В данной диссертационной работе мы рассмотрели 7 романов писателя с точки зрения их художественной специфики. Многие произведения Дж. Хергсхаймера, которых мы не коснулись, открывают широкие перспективы для дальнейших исследований в различных исторических, психологических и культурных аспектах.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гундырева, Юлия Михайловна, 2007 год
1. Гершсгеймер, Дж. Бэлисэнд. Роман из американской жизни / Дж. Гершсгеймер. JI. - М.: Пучина, 1926. - 196 с.
2. Гершсгеймер, Дж. Горячая кровь / Дж. Гершсгеймер М.: Пучина, 1927.-210 с.
3. Гершсгеймер, Дж. Кукла и женщина. Современный роман из американской жизни / Дж. Гершсгеймер. М.: Пучина, 1925. - 222 с.
4. Гершсгеймер, Дж. Линда / Дж. Гершсгеймер. М.: Пучина, 1925.191 с.
5. Гершсгеймер, Дж. Тампико / Дж. Гершсгеймер. Л.: Время, 1927.260 с.
6. Гершсгеймер, Дж. Три поколения. Роман из американской жизни / Дж. Гершсгеймер. Л. - М.: Пучина, 1925. - 192 с.
7. Гершсгеймер, Дж. Явайский пик / Дж. Гершсгеймер М.: Пучина, 1926.-221 с.
8. Гершсгеймер, Дж. Яркая шаль. Роман из жизни острова Куба / Дж. Гершсгеймер. Л.: Пучина, 1926. - 181 с.
9. Hergesheimer, J. Balisand / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1924. - 3271. P
10. Hergesheimer, J. Berlin / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1932. - 252 p.
11. Hergesheimer, J. Cytherea / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1922. - 3711. P
12. Hergesheimer, J. From an Old House / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1925.- 196 p.
13. Hergesheimer, J. Java Head / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1919. —255 p.
14. Hergesheimer, J. Linda Condon / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1922. -277 p.
15. Hergesheimer, J. Mauntain Blood / J. Hergesheimer. New York & London: Kennerley, 1915. - 318 p.
16. Hergesheimer, J. Quiet Cities / J. Hergesheimer. New York & London: Knopf, 1928.-354 p.
17. Hergesheimer, J. San Cristobal de la Habana / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1920.-320 p.
18. Hergesheimer, J. Sheridan: A Military Narrative / J. Hergesheimer. -Boston & New York: Houghton Mifflin, 1931. 252 p.
19. Hergesheimer, J. Swords and Roses / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1929.-327 p.
20. Hergesheimer, J. Tampico / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1926. - 3281. P
21. Hergesheimer, J. The Bright Shawl / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1922.-220 p.
22. Hergesheimer, J. The Foolscap Rose / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1934.-251 p.
23. Hergesheimer, J. The Happy End / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1919.-315 p.
24. Hergesheimer, J. The Limestone Tree / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1931.-346 p.
25. Hergesheimer, J. The Party Dress / J. Hergesheimer. New York & London: Knopf, 1930.-319 p.
26. Hergesheimer, J. The Presbyterian Child / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1923.-246 p.
27. Hergesheimer, J. The Three Black Pennys / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1930.-312 p.
28. Hergesheimer, J. Tropical Winter / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1933.-326 p.
29. Hergesheimer, J. Wild Oranges / J. Hergesheimer. N.Y.: Knopf, 1922. -128 p.
30. Блок, А. Стихотворения и поэмы / А. Блок. М.: Правда, 1978. - 480с.
31. Пруст, М. Пленница / М. Пруст. М.: Республика, 1993. - 380 с.
32. Флобер, Г. Собрание сочинений / Под общей ред. А.В. Луначарского и М.Д. Эйхенгольца. Письма 1831-1854. - М. - Л.: Гослитиздат, 1933. - 442 с.
33. Хемингуэй, Э. Собрание сочинений: в 4 т. / Э. Хемингуэй. М.: Худож. лит., 1968. - Т. 2. - 671 с.
34. Аллен, У. Традиция и мечта: критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня / У. Аллен. М.: Прогресс, 1970.-424 с.
35. Американский характер: очерки культуры США / отв. ред. О.Э. Туганова. М.: Наука, 1991. - 384 с.
36. Анастасьев, Н.А. Американцы / Н.А. Анастасьев. М.: РИК «Культура», 2002. - 432 с.
37. Анастасьев, Н.А. Обновление традиции: реализм XX в. в противоборстве с модернизмом / Н.А. Анастасьев. М.: Сов. писатель, 1984. -352 с.
38. Анцыферова, О.Ю. Литературная саморефлексия и творчество Генри Джеймса / О.Ю. Анцыферова. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. - 468 с.
39. Арефин, С. О творчестве Джозефа Гершсгеймера / С. Арефин // Гершсгеймер, Дж. Три поколения. Роман из американской жизни. Л. - М.: Пучина, 1925.-С. 3-6.
40. Балашов, П.С. Писатели-реалисты XX века на Западе / П.С. Балашов. М.: Наука, 1984. - 256 с.
41. Батурин, С. Портреты американских писателей / С. Батурин. М.: Худож. лит., 1979. - 422 с.
42. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
43. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1986. - 541 с.
44. Беляев, А.А. Социальный американский роман 30-х годов и буржуазная критика / А. А. Беляев. М.: Высшая школа, 1969. - 95 с.
45. Бернацкая, В.И. Эксперимент в американской прозе 20-х гг. XX века (У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, Г. Стайн): дис. . канд. филол. наук / В.И. Бернацкая. М., 1976.-191 с.
46. Боброва, М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века: учебное пособие для филологических специальностей университетов / М.Н. Боброва. М.: Высшая школа, 1972. - 286 с.
47. Брукс, В.В. Писатель и американская жизнь: в 2 т. / В.В. Брукс. М.: Прогресс, 1971. - Т. 2. - 254 с.
48. Ващенко, А.В. Гершсгаймер Джозеф / А.В. Ващенко // Писатели США: краткие творческие биографии / сост. и общ. ред. Я. Засурского и др. -М.: Радуга, 1990.-С. 315.
49. Бенедиктова, Т.Д. Лекции об американской литературе / Т.Д. Бенедиктова // Вестник МГУ. Сер. 9: Филология. 1980. - № 6. - С. 75-76.
50. Гайсмар, М. Американские современники: сб. / М. Гайсмар. М.: Прогресс, 1976.-311 с.
51. Гиленсон, Б.А. Америка Синклера Льюиса / Б.А. Гиленсон. М.: Наука, 1972.- 191 с.
52. Гиленсон, Б.А. Американская литература 30-х годов XX века / Б.А. Гиленсон. М.: Высшая школа, 1974. - 263 с.
53. Гиленсон, Б.А. В поисках «другой Америки»: из истории прогрессивной литературы США / Б.А. Гиленсон. М.: Худож. лит., 1987. -315 с.
54. Гиленсон, Б.А. История литературы США: учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов и высших педагогических учебных заведений / Б.А. Гиленсон. М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 704 с.
55. Гиленсон, Б.А. Октябрь в литературе США 1917 1920-х гг. / Б.А. Гиленсон. -М.: Высшая школа, 1968.-96 с.
56. Гиленсон, Б.А. Социалистическая традиция в литературе США / Б.А. Гиленсон. М.: Наука, 1975. - 200 с.
57. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. Л.: Сов. писатель, 1979. - 479 с.
58. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. Л.: Худож. лит., 1977.-443 с.
59. Горбунов, А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда / А.Н. Горбунов. -М.: Наука, 1974. 152 с.
60. Гурко, Л. Кризис американского духа / Л. Гурко. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 309 с.
61. Денисова, Т.Н. На пути к человеку. Борьба реализма и модернизма в современном американском романе / Т.Н. Денисова. Киев.: Наукова думка, 1971.-339 с.
62. Денисова, Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман / Т.Н. Денисова. Киев: Наукова думка, 1985. - 245 с.
63. Динамов, С. Зарубежная литература: сб. статей / С. Динамов. М.: Гослитиздат, 1960. - 455 с.
64. Динамов, С. Рец. на кн.: «Три поколения», «Кукла и женщина». / С. Динамов//Книгоноша. 1925.-№27.-С. 15.
65. Динамов, С. Три американских писателя: Синклер Льюис Шервуд Андерсон - Джозеф Гержхеймер / С. Динамов // Книгоноша. - 1926. - № 44-45.-С. 14-17.
66. Днепров, В.Д. Литература и нравственный опыт человека. Размышления о современной зарубежной литературе / В.Д. Днепров. Л.: Сов. писатель, 1970. - 424 с.
67. Днепров, В.Д. Черты романа XX века / В.Д. Днепров. М. - Л.: Сов. писатель, Ленинградское отделение, 1965. - 548 с.
68. Зарубежная литература XX века: учебник для вузов / Л.Г. Андреев и др. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001. - 559 с.
69. Засурский, Я.Н. Американская литература XX века. Некоторые аспекты литературного процесса / Я.Н. Засурский. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 504 с.
70. Затонский, Д.В. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе / Д.В. Затонский. Киев.: Изд-во Киевского ун-та, 1961. - 260 с.
71. Зверев, A.M. Американский роман 20-30-х годов / A.M. Зверев. -М.: Худож. лит., 1982. 256 с.
72. Зверев, A.M. Модернизм в литературе США / A.M. Зверев. М.: Наука, 1979.-318 с.
73. Землянова, Л.М. Борьба направлений в современном американском литературоведении / Л.М. Землянова. -М.: Знание, 1971. -48 с.
74. Землянова, Л.М. Современное литературоведение в США: теоретические направления и конфронтации 1920-1980-х годов / Л.М. Землянова. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 227 с.
75. Злобин, Г.П. По ту сторону мечты: страницы американской литературы XX в. / Г.П. Злобин. М.: Худож. лит., 1985. - 335 с.
76. Имангулова, Л.М. Тема «Американской мечты» в литературе США XX века: программа курса по выбору / Л.И. Имангулова. Саранск, 2003. -18 с.
77. История литературы США: в 7 т. М.: Наследие, 1997. - Т. I. Литература колониального периода и эпохи Войны за независимость: XVII-XVIII вв. / отв. ред. М.М. Коренева. - 832 с.
78. История литературы США: в 7 т. М.: Наследие, 1997. - Т. II. Литература эпохи романтизма / отв. ред. A.M. Зверев / Институт мировой литературы им. A.M. Горького РАН. - 464 с.
79. История литературы США: в 7 т. М.: Наследие, 2000. - Т. III. Литература середины XIX в. (Поздний романтизм) / отв. ред. Е.А. Стеценко. - 614 с.
80. История литературы США: в 7 т. М.: Наследие, 2003. - Т. IV. Литература последней трети XIX в. 1865-1900 (Становление реализма) / отв. ред. П.В. Балдицын. - 1002 с.
81. История США: в 4 т. М.: Наука, 1983. - Т. 1. 1607-1877 / отв. ред. Н.Н. Болховитинов. - 687 с.
82. История США: в 4 т. М.: Наука, 1985. - Т. 2. 1877-1918 / отв. ред. Г.П. Куропятник. - 598 с.
83. История США: в 4 т. М.: Наука, 1985. - Т. 3. 1918-1945 / отв. ред. Г.Н. Севостьянов. - 671 с.
84. Каули, М. Дом со многими окнами / М. Каули. М.: Прогресс, 1973.-327 с.
85. Козлов Д. Исторический жанр / Д. Козлов // Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974.- С. 114-119.
86. Костина, Е.В. «Женская тема» в американском романе 1870-1910-х годов: дис. . канд. филол. наук / Е.В. Костина. Саранск, 2003. - 194 с.
87. Кузнецова, B.C. Американская литература: первая четверть XX в.: учебное пособие для иностранных факультетов университетов и институтов / B.C. Кузнецова. Киев: Вища школа, 1987. - 342 с.
88. Кухалашвили, В.К. Ф. С. Фицджеральд и американский литературный прогресс 20-30-х годов XX в. / В.К. Кухалашвили. Киев.: Наукова думка, 1983. - 239 с.
89. Ланн, Е. Гергешеймер Джозеф / Е. Ланн // Литературная энциклопедия: в 11 т. / отв. ред. В.М. Фриче. М.: Изд-во коммунистической академии, 1930. - Т. 2. - С. 475-476.
90. Левидов, М. Книга о «поздней страсти» / М. Левидов // Гершсгеймер, Дж. Кукла и женщина. Современный роман из американской жизни. М.: Пучина, 1925. - С. 5-8.
91. Лидский, Ю.Я. Очерки об американских писателях XX века / Ю.Я. Лидский. Киев.: Наукова думка, 1968. - 267 с.
92. Лидский, Ю.Я. Скотт Фиццжеральд: творчество / Ю.Я. Лидский. -Киев: Наукова думка, 1982. 366 с.
93. Лидский, Ю.Я. Творчество Э. Хэмингуэя / Ю.Я. Лидский. 2-е изд., перераб. - Киев: Наукова думка, 1978. - 407 с.
94. Лики массовой литературы США / отв. ред. A.M. Зверев. М.: Наука, 1991.-334 с.
95. Литература США XX века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой) / отв. ред. Я.Н. Засурский. М.: Наука, 1978.-568 с.
96. Литературная история США: в 3 т. / под ред. Р. Спиллера и др. М.: Прогресс, 1977. - Т. 1. - 607 с.
97. Литературная история США: в 3 т. / под ред. Р. Спиллера и др. М.: Прогресс, 1978. - Т. 2. - 526 с.
98. Литературная история США: в 3 т. / под ред. Р. Спиллера и др. М.: Прогресс, 1979. - Т. 3. - 645 с.
99. Мендельсон, М.О. Современный американский роман / М.О. Мендельсон. М.: Наука, 1964. - 534 с.
100. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
101. Михальская, Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов: утрата и поиски героя / Н.П. Михальская. -М.: Высшая школа, 1966. -271 с.
102. Морозова, Т.Л. Спор о человеке в американской литературе: история и современность / Т. Л. Морозова. -М.: Наука, 1990. 331 с.
103. Морозова, Т.Л. Типология героя / Т. Л. Морозова // Литература США XX века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой) / отв. ред. Я.Н. Засурский. М.: Наука, 1978. - С. 359-560.
104. Мохначева, О.В. Новеллистика Ф.С. Фицджеральда и литературный процесс 20-х гг. XX века в Соединенных Штатах Америки: дис. канд. филол. наук / О.В. Мохначева. Л., 1983. - 210 с.
105. Мулярчик, А.С. Американский роман в 20-е годы XX века:лекции по спецкурсу / А.С. Мулярчик. М.: Изд-во МГУ, 1968. - 48 с.
106. Мулярчик, А.С. Послевоенные американские романисты / А.С. Мулярчик. М.: Худож. лит., 1980. - 279 с.
107. Несмелова, О.О. Проблемы развития художественной прозы США XX в. в восприятии отечественного литературоведения, 20-80-е годы: дис. . д-ра филол. наук / О.О. Несмелова. М., 1999. - 358 с.
108. Николюкин, А.Н. Американские писатели как критики: из истории литературоведения США XVIII-XX веков / А.Н. Николюкин. М.: ИНИОН РАН, 2000.-291 с.
109. Николюкин, А.Н. Антикультура: массовая литература США / А.Н. Николюкин. М.: Знание, 1973. - 64 с.
110. Николюкин, А.Н. Взаимосвязи литератур России и США: Тургенев, Толстой, Достоевский и Америка / А.Н. Николюкин. М.: Наука, 1987.-350 с.
111. Николюкин, А.Н. Утраченные надежды (Американская литература и крушение «американской мечты») / А.Н. Николюкин. М.: Знание, 1984. -64 с.
112. Осовский, О.Е. Реферат / О. Е. Осовский // Общественные науки за рубежом. Сер.: Литературоведение: РЖ. 1986. - № 5 - С. 113-115. - Реф. кн.: Gimmested V. Joseph Hergesheimer / V. Gimmested. - Boston: Twayne, 1984.-124 p.
113. Паррингтон, В.Л. Основные течения американской жизни. Американская литература со времени ее возникновения до 1920 г.: в 3 т. / В.Л. Паррингтон. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - Т. 2. Революция романтизма в Америке (1800-1860). - 591 с.
114. Паррингтон, В.Л. Основные течения американской жизни. Американская литература со времени ее возникновения до 1920 г.: в 3 т. /
115. В.JI. Паррингтон. М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. - Т. 3. Возникновение критического реализма в Америке (1860-1920). - 602 с.
116. Петрушкин, А.И. В поисках идеала и героя: творчество Э. Хемингуэя в 20-30-е гг. / А.И. Петрушкин. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986.-148 с.
117. Писатели США о литературе: сб. статей / ред. М. Тугушева. М.: Прогресс, 1974.-413 с.
118. Писатели США о литературе: в 2 т. / сост. и автор вступ. ст. А. Николюкин. М.: Прогресс, 1982. - Т. 1. - 294 с.
119. Писатели США о литературе: в 2 т. / сост. и автор вступ. ст. А. Николюкин. М.: Прогресс, 1982. - Т. 2. - 455 с.
120. Позднякова, Л.Р. История английской и американской литературы / Л.Р. Позднякова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
121. Поспелов, Г.Н. Теория литературы: учебник для филологических специальностей университетов / Г.Н. Поспелов. М.: Высшая школа, 1978. -351 с.
122. Проблемы истории литературы США: сб. ст. / А.А. Елистратова и др. М.: Наука, 1964. - 483 с.
123. Проблемы литературы США XX века: сб. ст. / М.О. Мендельсон и др. М.: Наука, 1970. - 527 с.
124. Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX веков (Историческая динамика и национальная специфика): межвуз. сб. науч. тр. / Пермский гос. ун-т им. A.M. Горького. Пермь: ПТУ, 1993. - 164 с.
125. Разинцева, А.В. Наследие Джозефа Конрада и американский роман 1920-х годов (Ф.С. Фицджеральд и Э. Хемингуэй): дис. . канд. филол. наук/ А.В. Разинцева. М., 1996. - 201 с.
126. Савуренок, А.К. Романы У. Фолкнера 1920-1930-х годов / А.К. Савуренок. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 142 с.
127. Синклер, Э. Деньги пишут! Этюд о влиянии экономики на литературу / Э. Синклер. М. - Л.: Госиздат, 1928. - 296 с.
128. Синклер, Э. Искусство Маммоны. Опыт экономическогоисследования / Э. Синклер. Д.: Прибой, 1926. - 275 с.
129. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. -М.: Просвещение, 1974. 509 с.
130. Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: энциклопедический справочник / РАН, Институт науч. информации по общественным наукам. -2-е изд., испр. и доп. М.: Intrada, 1999. - 320 с.
131. Сохряков, Ю.И. Русская классика в литературном процессе США XX века / Ю.И. Сохряков. М.: Высшая школа, 1988. - 109 с.
132. Старцев, А. От Уитмена до Хемингуэя / А. Старцев. М.: Сов. писатель, 1972. - 407 с.
133. Стеценко, Е.А. Экологическое сознание в современной американской литературе / Е.А. Стеценко. М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 320 с.
134. Стиль и жанр художественного произведения: стилевые особенности жанровых разновидностей английского и американского романа / под ред. JI.A. Кузнецовой, И.В. Викторовской. Львов: Вища школа, 1987. -127 с.
135. Толмачев, В.М. От романтизма к романтизму: американский роман 1920-х годов и проблемы романтической культуры / В.М. Толмачев. М., 1997.-363 с.
136. Толмачев, В.М. Проблема художественного времени в американской литературе 20-30-х годов XX века (Ф.С. Фицджеральд, Т. Вульф): дис. канд. филол. наук/В.М. Толмачев. -М., 1982. 181 с.
137. Толмачев, В.М. Роман США 20-х годов XX века: учебно-методическое пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов / В.М. Толмачев. М.: Изд-во МГУ, 1992. -79 с.
138. Толмачев, В.М. Становление американского литературного сознания в XX в. / В.М. Толмачев // Зарубежная литература XX века: учебник для вузов / Л.Г. Андреев и др. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001.-С. 312-342.
139. Фуэнтес, Н. Хемингуэй на Кубе / Н. Фуэнтес. М.: Радуга, 1988.144 с.
140. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник для студентов вузов / В.Е. Хализев. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.
141. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века / РАН, институт мировой литературы им. A.M. Горького. М.: ИМЛИ РАН, 2002.-568 с.
142. Шевлякова, О.Н. Характеры в трилогии У. Фолкнера / О.Н. Шевлякова // Иностранная филология. Казань: Изд-во КГУ, 1975. - Вып. 6. - С. 151-159.
143. Эстетика американского романтизма: сб. ст. / сост. А.Н. Николюкин. М.: Искусство, 1977. - 464 с.
144. Adcock, A. St. J. Joseph Hergesheimer / A. Adcock // The Glory that was Grub Street. N.Y.: Frederick A. Stokes Co., 1928. - P. 89-93.
145. Adcock, A. St. J. What is Wrong with the Novel? / A. Adcock // Bookman. 1930.- LXXVIII.-P. 121-122.
146. Aiken, C. Collected Criticism / C. Aiken. N.Y.: Oxford University Press, 1968.-365 p.
147. Anderson, M. Salem Revisited / M. Anderson // The New Republic. -1919. Vol. XVIII. - № 225. - P. 123-124.
148. Baldwin, C.C. Joseph Hergesheimer / C.C. Baldwin // The Men Who Make Our Novels. -N. Y.: Moffat, Yard and Co., 1967. 612 p.
149. Beach, J.W. Incoherence in the Aesthete: Mr. Joseph Hergesheimer / J.W. Beach // The Outlook for American Prose. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1926.-P. 137-141.
150. Beach, J.W. The Twentieth Century Novel / J.W. Beach. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1932. - 569 p.
151. Boyd, E. Joseph Hergesheimer / E. Boyd // Portraits: Real and Imaginary. -N. Y.: George H. Doran Co., 1924. P. 50-58.
152. Boynton, P.H. America in Contemporary Fiction / P.H. Boynton. -Chicago: Univ. of Chicago Press, 1940. 215 p.
153. Boynton, P.H. Joseph Hergesheimer / P.H. Boynton // English Journal. -1927.-XVI.-P. 335-345.
154. Boynton, P.H. Literature and American Life / P.H. Boynton. Boston: Ginnand Co., 1936.-256 p.
155. Cabell, J.B. Diversions of the Anchorite / J.B. Cabell // Straws and Prayer Books. -N.Y.: R.M. McBride and Co., 1924. P. 193-221.
156. Cabell, J.B. Joseph Hergesheimer: An Essay in Interpretation / J.B. Cabell. -N.Y.: Bookfellows, 1921. 27 p.
157. Canby, H.S. Mr. Hergesheimer's "Cytherea" / H.S. Canby // Definitions, First Series. -N.Y.: Harcourt, Brace and Co., 1922. P. 217-223.
158. Cary, L. Review of "The Lay Anthony" / L. Cary // The Dial. 1914. -Vol. LVII. - № 678. - P. 204-205.
159. Clark, E. Ingenue among the Lions: The Letters of Emily Clark to Joseph Hergesheimer / E. Clark. Austin: University of Texas Press, 1965. - 221 P
160. Clark, E. Lost Loveliness / E. Clark // New York Herald Tribune Books. -1929.-April 7.-P. 5.
161. Colum, P. Between Friends: Letters of James Branch Cabell and Others / P. Colum, M.F. Cabell. N.Y.:.Harcourt Brace & Words, 1962. - 304 p.
162. Fadiman, C. The Best People's Best Novelist / C. Fadiman // The Nation. 1933. - Vol. CXXXVI. - № 3528. - P. 175-177.
163. Fain, J.T. Hergesheimer's Use of Historical Sources / J.T. Fain // Journal of Southern History. 1952. - Vol. XVIII. - № 4. - P. 497-504.
164. Follett, W. Joseph Hergesheimer / W. Follett // The Borzoi 1920. -N.Y.: Alfred A. Knopf, 1920.-P. 15-19.
165. Gimmestad, V.E. Joseph Hergesheimer / V.E. Gimmestad. Boston: Twyne, 1984.- 124 p.
166. Glasgow, E. Old Virginia / E. Glasgow // The Saturday Review of Literature. 1924. - Vol. 1. - № 8. - P. 123.
167. Haardt, S. Joseph Hergesheimer's Methods / S. Haardt // Bookman. -1929. -LXIX. P. 398-403.
168. Hergesheimer, J. Some Veracious Paragraphs / J. Hergesheimer // Bookman. 1918. - Vol. XLVIII. - № 4. p. 8-12.
169. Hergesheimer, J. The Feminine Nuisance in American Literature / J. Hergesheimer // Yale Review. 1921. - № 10. - P. 716-725.
170. Hicks, G. Two Roads / G. Hicks // The Great Tradition: An Interpretation of American Literature since the Civil War. N.Y.: The Macmillan Co., 1935.-P. 206-256.
171. Jones, L. Contemporary Fiction / L. Jones // American Writers on American Literature. N.Y.: Tudor Publishing Co., 1931. - P. 488-502.
172. Jones, L. Joseph Hergesheimer: The Man and His Books / L. Jones. -N.Y.: Knoph, 1920.- 175 p.
173. Justus, J.H. Joseph Hergesheimer's Germany: A Radical Art of Surfaces / J.H. Justus // Journal of American Studies. 1973. - Vol. 7. - № 1. - P. 47-66.
174. Kazin, A. The Exquisites / A. Kazin // On Native Grounds: An Interpretation of Modern American Prose Literature. N.Y.: Reynal and Hitchcock, 1942. - P. 227-246.
175. Kejzlarova, I. Joseph Hergesheimer: A Lost Writer of American Twentieth Century Fiction? /1. Kejzlarova // Philologica Pragensia. 1976. - Vol. 19.-№2.-P. 73-86.
176. Krutch, J.W. Footnote / J.W. Krutch // Nation. 1933. - CXXXVI. - P.291.
177. Krutch, J.W. Glorifying the 'Dangerous' Woman / J.W. Krutch // New York Herald Tribune Books. 1926. - September 19. - P. 1-3.
178. Leisy, E.E. The American Historical Novel / E.E. Leisy. Norman, Okla.: Univ. of Oklahoma Press, 1950. - 306 p.
179. Lewis, S. An extract from letter to Joseph Hergesheimer on November 3, 1917 / S. Lewis // American Literature. 1966. - Vol. XXXVIII. - № 2. - P. 239-241.
180. Mansfield, K. Novels and novelists / K. Mansfield. N.Y.: Knopf, 1930.-310 p.
181. Martin, R.E. The Fiction of Joseph Hergesheimer / R.E. Martin.
182. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1965. 288 p.
183. Mencken, H.L. A Novelist on Furlough / H.L. Mencken // American Mercury. 1932. - Vol. XXVII. - № 106. - P. 251 -254.
184. Mencken, H.L. Hergesheimer / H.L. Mencken // Prejudices, Fifth Series. -N.Y.: Alfred A. Knopf, 1926. P. 34-63.
185. Napier, J. Conrad's Praise of Joseph Hergesheimer / J. Napier // Notes and Queries. 1959. - № 6. - P. 210.
186. Priestley, J.B. Joseph Hergesheimer, an English View / J.B. Priestley // Bookman. 1926. - LXIII. - P. 272-280.
187. Swire, H. A bibliography of the works of Joseph Hergesheimer / H. Swire. Philadelphia: The Centaur book shop, 1922. - 39 p.
188. Van Doren, C. Art: Joseph Hergesheimer / C. Van Doren // The Nation. 1921. - Vol. CXII. - № 2916. - P. 122-131.
189. Van Doren, C. The American Novel / C. Van Doren. N.Y.: The Macmillan Co., 1940. - 328 p.
190. Van Doren, C. Contemporary American Novelists / C. Van Doren // Nation. 1921. - CXII. - P. 741 -742.
191. Van Gelder, R. The Curious Retirement of Mr. Hergesheimer / R. Van Gelder // Writers and Writing. -N.Y.: Scribners, 1946. P. 150-156.
192. Van Vechten, C. How I Remember Joseph Hergesheimer / C. Van Vechten // The Yale Univ. Library Gazette. 1948. - XXII. - P. 87-92.
193. Walpole, H. The New Hergesheimer Entry / H. Walpole // The New York Times Book Review. 1922. - October 15. - P. 1.
194. West, G. Joseph Hergesheimer / G. West // The Virginia Quarterly Review. 1932. - № 1. - P. 95-108.
195. William Faulkner: Early prose and poetry / Ed. by C. Collins. Boston-Toronto: Little, Brown & Co., 1962. - 134 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.