Роль теософии в контексте интегрального духовного кризиса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кругова, Татьяна Георгиевна

  • Кругова, Татьяна Георгиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 184
Кругова, Татьяна Георгиевна. Роль теософии в контексте интегрального духовного кризиса: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Новосибирск. 2000. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кругова, Татьяна Георгиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

§ 1. Духовная деятельность и структура духовной сферы.

§ 2. Картина мира как элемент духовной жизни.

§ 3. Понятие «духовный кризис» и специфика современного духовного кризиса.

ГЛАВА II.

§ 1. Основные этапы становления теософии.

§ 2. Теософская картина мира.

§ 3. Теософия как социокультурная форма духовного синтеза.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль теософии в контексте интегрального духовного кризиса»

Актуальность темы исследования определяется тем, что современная западная и отечественная цивилизации переживают глубокий духовный кризис, который во второй половине XX столетия нашел социально-практическое выражение в виде глобальных проблем. Этот кризис возник на рубеже XVI и XVII веков и остается неразрешенным до настоящего времени. Все более отчетливое осознание его наличия, содержания и сущности, истоков возникновения, тенденций развития и путей разрешения, а также других важных характеристик начинается в XIX веке. Прежде всего этот кризис связывается с кризисом христианства, поэтому рубежным в этом смысле можно признать тезис Ф. Ницше «Бог умер». Обобщенное социально-историческое осмысление кризиса можно соотнести с работой О. Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер не только раскрыл глубокую кризисность европейской культуры, но также показал, что духовный кризис порождает глубокий общий кризис социальной системы как сложного социокультурного целого и ведет ее в исторический тупик.

Безусловно, эти «рубежные» обобщения были подготовлены духовными исканиями ряда мыслителей, а затем были продолжены в трудах ведущих философов, ученых, теологов. Идея кризисности современной культуры сама стала важным элементом культуры. С осмыслением этой проблемы непосредственно связано творчество целого ряда ведущих мыслителей, как западных (А. Бергсон, М. Вебер, В. Джемс, С. Кьеркегор, Б. Рассел, Г. Риккерт, П. Сорокин, П. Тиллих, Дж. Тойнби, М. Хайдеггер, И. Хейзинга, А. Швейцер,), так и отечественных (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, К. Н. Леонтьев, Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, П. Б. Струве, С. Л. Франк, Л. Шестов). Следует отметить огромный вклад в осмысление проблем духовного кризиса отечественной художественной литературы и таких ее выдающихся представителей как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. А. Блок, А. Платонов и другие.

Несмотря на то, что проблема духовного кризиса привлекает к себе внимание философов и ученых, писателей и поэтов, ортодоксальных и неортодоксальных теологов, она до сих пор остается крайне актуальной темой исследований как в теоретическом, так и в практическом плане.

Практическое значение данной тематики трудно переоценить. Требует решения комплекс так называемых глобальных проблем, т. е. общемировых тенденций, угрожающих существованию человечества, таких как экологический кризис, сущность которого состоит в загрязнении и разрушении природы, демографическая проблема, социально-политические противоречия, которые могут привести к возникновению войн с применением оружия массового поражения, наркомания и другие процессы в сфере социальной патологии, способные приобретать характер эпидемий. После того, как общечеловеческое значение подобных проблем было осознано, предлагался и предлагается целый ряд концепций и конкретных проектов их преодоления. Назовем, например, концепции «нулевого роста», «нового международного порядка», «устойчивого развития» и др. Одни из этих идей уже отвергнуты, другие проходят проверку практикой, причем уже сегодня можно сказать, что они выживут, если только будут непрерывно обогащаться, уточняться, развиваться, адаптируясь к тем конкретным поворотам истории, тем конкретно-историческим обстоятельствам, которые подчас не могут быть предусмотрены заранее.

Прошлое, настоящее и будущее отдельного человека и человечества как целого в быстро меняющемся мире — это такой процесс, который требует проведения исследований как фундаментальных, так и прикладных по широкому комплексу направлений. Важное место среди них занимают социально-философские исследования, в том числе исследования важнейших тенденций развития общества в сфере и материальной, и духовной культуры, как на уровне общих закономерностей, так и на уровне их конкретных проявлений в тех или иных социокультурных процессах.

С учетом кризисного характера современных общественных процессов, в теоретическом плане крайне важной является необходимость выработки более глубокого понимания причин и механизмов возникновения и развития духовного кризиса, в том числе в аспекте взаимодействия таких крупных составляющих духовной культуры как религия и наука. Далее, остаются чрезвычайно важными вопросы изучения структуры духовного кризиса, а именно — состояние отдельных элементов духовной культуры, воплощающих в себе как процессы разрушения, распада прежних мыслительных форм, так и процессы «компенсаторного» порядка, то есть попытки разработать новые мыслительные формы, более адекватные современному состоянию общества, более эффективные в решении задач жизнедеятельности человека. Наконец, особый интерес представляет вопрос о путях и способах поиска необходимых решений, выработки таких новых мыслительных форм, которые помогли бы эффективно ответить на «вызов истории». По нашему мнению, здесь особенно актуальным является вопрос о широком духовном синтезе как способе преодоления современного духовного кризиса.

Теософия Е. П. Блаватской стала одной из таких громко завяленных попыток широкого синтеза как «синтеза философии, науки и религии», которая нашла отклик не только в среде специалистов, но и в массовом сознании. Возникшее на рубеже веков учение Блаватской до сих пор сохраняет свою популярность, а в условиях глубокого системного кризиса, переживаемого современной Россией можно даже говорить о всплеске интереса к ее учению, особенно в кругах интеллигенции, служащих и другой «образованной публики».

Это и определило выбор темы данной работы. Социально-философское исследование проблемы кризисной трансформации таких сложных мыслительных структур как религия и наука, представленных в качестве компонентов социальной системы как социокультурного целого, дает возможность обратиться к теософии Блаватской, рассматривая ее в качестве материала, который позволяет определить возможности и трудности духовного синтеза как перспективного пути преодоления современного духовного кризиса.

Степень разработанности проблемы. Проблема духовного кризиса столь сложна и многогранна, что с ней неразрывно связан целый ряд исследовательских направлений. Прежде всего это исследования, посвященные общей направленности социально-исторического процесса, проблеме исторических ритмов, подъемов и «сдадов», кризисов в общественном развитии. Здесь особенный интерес представляют классические работы таких авторов как Ф. Бродель, А. Вебер, М. Вебер, К. Маркс, А. Дж. Тойнби, М. Хайдеггер, Ш. Эйзенштадт, Ф. Энгельс, К. Ясперс. Представления о социальной системе, ее структуре, в том числе о структуре духовной жизни, разрабатывались такими классиками социологии как Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Т. Парсонс, П. Сорокин.

Разработанная в отечественной философии системно-деятельностная концепция представлена в трудах таких авторов как В. Г. Афанасьев, Г. С. Батищев, И. В. Блауберг, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, Н. С. Злобин, И. Т. Касавин, В. Ж. Келле, М. Ковальзон, В. А. Лекторский, Ю. К. Плетников, В. Н. Сагатовский, Н. В. Садовский, И. Т. Фролов, В. П. Фофанов, В. С. Швырев, Э. Г. Юдин.

Духовная жизнь и духовное производство были предметом исследования Н. Н. Козловой, Б. В. Кувалдина, В. М. Межуева, Л. Н. Митрохина, Л. И. Новиковой, Л. П. Сверчковой, И. Н. Сиземской, В. И. Толстых.

Структура и формы общественного сознания весьма детально проанализированы в ряде работ таких авторов как А. И. Анищенко, Г. М. Гак, В. А. Демичев, В. В. Журавлев, М. Я. Ковальзон, В. Ж. Келле, К. Р. Мегрелидзе, А. Г. Спиркин, А. К. Уледов, В. А. Ядов. Особо необходимо выделить изучение социального функционирования религии как элемента социальной системы и как определенной формы общественного сознания такими исследователями как Р. Белла, М. Вебер, А. Гарнак, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Л. Леви-Брюль, Т. Парсонс, В. Р. Смит, П. Сорокин, Э. Трельч.

Мировоззрение как важная форма духовной жизни активно изучалось целым рядом авторов, среди них — Г. С. Батищев, В. Л. Василенко, Г. А. Давыдова, В. Г. Иванов,

A. И. Игнатов, М. В. Иордан, В. А. Колеватов, С. Н. Мареев, И. В. Мартынычев,

B. Я. Матвиевский, В. С. Овчинников, В. П. Рожин, А. Г. Спиркин, В. Ф. Черноволенко, В. С. Швырев, Й. Элез и др. Фундаментальный анализ основных классических типов мировоззрения содержится в известной работе Н. О. Лосского «Типы мировоззрений», а разнообразие новых мировоззренческих форм, возникающих в условиях современного духовного кризиса, хорошо представлено в работе Дж. Сайра «Парад миров. Типология мировоззрений».

Картину мира, ее становление и развитие, а также ее структуру изучали П. И. Дышлевый, Э. В. Ильенков, А. С. Кармин, Е. С. Кубрякова, Ю. М. Лотман, Л. А. Микешина, В. Н. Михайловский, М. В. Мостепаненко, К. Г. Мяло, Т. И. Ойзерман, Б. Я. Пахомов, Б. А. Серебренников, В. С. Степин, В. Н. Топоров, В. Холличер, Г. Н. Хон, Л. В. Яценко. В связи с проблемой картины мира весьма актуальна также проблема рефлексии, разрабатывавшаяся такими авторами как В. Н. Борисов, В. А. Лекторский, А. П. Огурцов, М. А. Розов, С. С. Розова, В. С. Швырев, Б. Г. Юдин.

В последние годы в нашей стране издано значительное число произведений оккультной литературы, активно обсуждаются проблемы ее включения в контекст научных исследований (К. Н. Богуцкий, А. Л. Запрометова, И. Т. Касавин, Н. И. Николаев, А. И. Ровнер, В. В. Целищев). Оккультно-религиозные искания конца прошлого — начала этого века, в русле которых осуществлялась деятельность Е. П. Блаватской, сегодня изучаются рядом авторов, среди которых отметим обстоятельный, хотя и написанный с апологетических позиций, обзор В. В. Кравченко «Вестники русского мистициза».

Теоретико-методологические основания исследования. Базовыми для данной работы являются понятия социальной системы и социального организма в их системно-деятельностной трактовке. В рамках системно-деятельностного подхода также используются такие социально-философские понятия как «духовная жизнь», «духовная деятельность», «общественное сознание» и другие понятия данного ряда. В частности, существенным для работы является различение массового и специализированного уровней общественного сознания. Понятия «картина мира» и «научная картина мира» не являются предметом специального анализа, они используются в той их трактовке, которая предложена, в частности, В. С. Степиным.

В условиях существенной трансформации парадигмальной схемы, господствовавшей в отечественном обществознании на протяжении длительного исторического периода, особенно важным становится умение сохранить определенный баланс между использованием традиций и их обновлением за счет привлечения идей и подходов, почерпнутых в рамках иных направлений идейного развития. Результаты, получаемые «на стыке» различных подходов, построений, конструкций и т. п. нередко могут оказаться весьма продуктивны. В то же время следует видеть опасность эклектики при поиске и выработке обновленных методологических оснований.

Исследование построено на основе принципа историзма, из которого следует необходимость рассматривать духовные процессы в их конкретно-исторической, качественно-определенной социокультурной специфике. При переходе от абстрактно-теоретических конструкций к реалиям духовных процессов в целом и духовного кризиса в частности принципиально важным стал тезис феноменологии о взаимной несводимости сознания, человеческой личности и социально-предметного бытия (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Мер-ло-Понти и др.). В трактовке проблемы духовного синтеза важную роль сыграл принцип Ж. Делеза о необходимости новых расчленений образов реальности, считающихся концептуально цельными и новой их группировки, а также идея «реальных абстракций», принадлежащая К. Марксу и восходящая к Ф. Гегелю, согласно которой действительные расчленения предметного мира обусловлены самим социально-историческим процессом, поскольку в мышлении людей реализуется логика, заданная развитием общества. Этот тезис относится нами и кризисному развитию. В сочетании с принципом субъектно-личностного бытия он позволил трактовать используемый в работе эмпирический материал, в том числе относящийся к духовной деятельности Е. П. Блаватской как феноменологию, теоретически значимую для осмысления содержания и сущности духовного кризиса как общесистемного социокультурного процесса.

Объектом исследования является духовная жизнь общества как противоречивое единство ее генетически различных составляющих.

Предметом исследования является взаимодействие картин мира различных типов в процессе возникновения и попыток разрешения духовного кризиса.

Цель диссертационной работы — осуществить социально-философское исследование феномена духовного кризиса и роли теософии в его разрешении. Достижение этой цели требует последовательного решения следующих задач:

- ввести понятие социокультурной картины мира как элемента духовной жизни общества, а также показать роль социокультурной картины мира и ее составляющих в возникновении духовного кризиса;

- проанализировать специфику интегрального духовного кризиса как конфликта религиозной и научной картин мира;

- выявить предпосылки возникновения теософии и специфику теософской картины мира, определяющую ее регулятивные возможности и, соответственно, «компенсаторные» возможности по преодолению духовного кризиса.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

Поставленные задачи потребовали уточнить содержание ряда понятий, прежде всего понятия «духовный кризис», а также ввести понятие «интегральный духовный кризис» для фиксации высшей фазы духовного кризиса, переживаемой обществом. Важнейшим средством анализа возникновения кризисных процессов и попыток их преодоления явилось понятие картины мира. Необходимость включить понятия «картина мира» и «научная картина мира» в контекст социально-философского исследования потребовала дополнить данный понятийный ряд введением понятия «социокультурная картина мира».

Проделанная в данном направлении работа позволила сформулировать ряд положений, обладающих научной новизной и выносимых на защиту.

1. Введено понятие «социокультурной картины мира», которая трактуется как «объективная мыслительная форма», имманентный элемент всякого общества — отдельного социального организма, обладающего собственной культурной спецификой, как такой элемент духовной жизни данного общества, который возникает как обобщение конкретно-исторического опыта, накопленного в соответствующих системах социальной деятельности, и выполняет роль основы для регуляции жизнедеятельности социальных групп, составляющих данное общество. Она обладает сложным строением, которое определяется развитием данного общества. В связи с этим предложено различать единую и частную (частичную) картины мира. Единая картина мира — это целостная, сформировавшаяся картина мира. Частная картина мира — это компонент единой картины мира, находящейся в стадии становления или разложения. Единая картина мира, которая выступает как системное основание данной социокультурной картины мира, обозначается как интегральная (интегрирующая) картина мира. Таким образом, социокультурная картина мира включает в себя различные картины или компоненты картин мира как отдельные «культурные пласты», имеющие разное происхождение и находящиеся в отношениях взаимодополнительности или альтернативности, однако ее качественную специфику определяет системообразующая, интегрирующая картина мира.

2. Интегральный духовный кризис есть такое состояние духовной жизни, для которого характерна конкуренция альтернативных картин мира и, в силу этого, отсутствие единого системного основания для построения социокультурной картины мира, что лишает соответствующие картины мира возможности в полной мере выполнять основную социальную функцию социокультурной картины мира — быть основанием для системной регуляции практической социальной деятельности. Компонентом интегрального духовного кризиса является кризис внутри той или иной единой картины мира, находящейся в стадии становления или распада.

3. Современный духовный кризис связан с разрушением религиозной (христианской) картины мира в результате возникновения новой, научной картины мира, которая имеет альтернативный по отношению к религиозной картине мира характер и претендует на ее замену. Единая научная картина мира к настоящему времени еще не сложилась, а естественнонаучная картина мира является лишь частной научной картиной мира и функций единой научной картины мира выполнить не может. Это объективно лишает научную картину мира возможности стать основой для системной регуляции жизнедеятельности социальных групп. Поэтому научная картина мира оказалась не в состоянии выполнить основную функцию интегральной социокультурной картины мира и заменить религию в этом качестве. Этап духовной жизни, когда в ней отсутствует системообразующая картина мира, а обе картины мира, претендующие на эту роль, переживают внутренний кризис, можно обозначить как «интегральный духовный кризис».

4. Поскольку под влиянием науки библейская версия религиозной картины мира оказалась разрушенной, а научная так и не приобрела статус интегральной картины мира, возникает целый ряд попыток компенсировать содержательную и, соответственно, функциональную недостаточность как религиозной, так и научной картин мира. В работе выделен ряд направлений попыток преодоления духовного кризиса, среди которых важнейшее место занимают попытки широкого духовного синтеза. Одной из таких попыток и является теософия Е. П. Блаватской.

5. Показано, что предпосылкой возникновения теософии был спиритизм, который представляет собой не что иное как попытку создать своеобразную «светскую религию», построенную на религиозной интерпретации достижений науки. Однако эта попытка провалилась, причем можно выделить два основных фактора неудачи. Во-первых, эмпирический материал, получаемый в рамках спиритуалистической практики был явно недостаточен для построения сколько-нибудь общей картины мира. Во-вторых, сама спиритуалистическая практика столь явно фальсифицировалась, что вскоре была дискредитирована в массовом сознании. Неудача в создании спиритизма как варианта «светской религии» привела к необходимости новых поисков в данном направлении, которые в конечном счете и завершились созданием теософии.

6. В теософской картине мира предпринята попытка разрешить основные противоречия религиозной картины мира с привлечением элементов научной картины мира, а именно: благодаря введению принципа безличной Высшей Силы («Абсолют»), трактуемой в духе механистического «вечного и непреложного» закона, был ликвидирован антропоморфизм Бога; благодаря введению принципа «кармы» был восстановлен антропоцентризм — то центральное место человека в мире, которого его лишила наука; а идея «вечного наказания» была трансформирована в возможность достижения высшей цели («Нирвана») благодаря активной, непрерывной деятельности человека в соответствии с теми принципами, которые вытекают из данной картины мира. Именно это и определило заметный успех теософии в массовом сознании. А

7. Показано, что теософия возникла как попытка межрелигиозного синтеза, осуществляемого на основе буддизма, христианства, элементов других религий, а также отдельных данных науки и философии, причем основанием синтеза является не научно-философский концепт, а концепт религиозный, в частности, буддийский. Ключевую роль в теософской картине мира играет концепция «кармы», которая трактуется несколько иначе, чем в собственно буддизме. Наличие этой концепции в качестве «ядра» теософской картины мира создает возможность разработать религиозно-этическую систему, которая может быть использована как основа социокультурной регуляции человеческой жизнедеятельности. Тем не менее, создание теософии не разрешило интегрального духовного кризиса, и может рассматриваться лишь как попытка преодоления кризиса религиозной картины мира.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней положения могут способствовать дальнейшему изучению проблем современного духовного кризиса и путей его преодоления, а также современных социокультурных форм «кризисного сознания».

Положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания социальной философии, а также при чтении спецкурсов по проблемам современной духовной жизни.

Структура диссертации обусловлена исследовательскими задачами, необходимыми для достижения поставленной цели. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кругова, Татьяна Георгиевна

Заключение

В диссертации была поставлена цель — осуществить социально-философское исследование феномена духовного кризиса и роли теософии в его разрешении.

Для достижения этой цели было введено понятие социокультурной картины мира как элемента духовной жизни общества, которая трактуется как имманентный элемент всякого общества. Социокультурная картина мира выступает как основа для регуляции деятельности социальных групп. Составляющих данное общество. Она обладает сложным строением, включая в себя различные картины мира, возникающие в отдельных системах социальной деятельности. Та отдельная (единая) картина мира, которая является основанием для интеграции отдельных картин в социокультурную картину мира была обозначена как интегральная или интегрирующая.

На протяжении длительного исторического периода в рамках социокультурной картины мира интегрирующую роль выполняла религиозная картина мира. Однако, в результате целого ряда сдвигов в социально-практической сфере, таких как великие географические открытия и т. д. начинается кризис религиозной картины мира. Альтернативой религиозной картины мира выступает быстро формирующаяся первая научная (механистическая) картина мира. Их конфликт завершается тем, что механистическая картина мира утверждается в массовом сознании образованной части общества и приобретает статус социокультурной картины мира. При этом, отдельные элементы религиозной картины мира интегрируются в механистическую картину мира. В частности, для описания общества используется образ машины, а на его основе, в качестве регулятивов фиксируются религиозные (протестантские ценности). Возникший механизм овеществления и отчуждения общественных отношений приводит к углублению духовного кризиса и окончательному подрыву религиозной веры, сто выразилось, в частности, в знаменитых словах Ф. Ницше «Бог умер». На уровне массового сознания это вызвало чувство смятения (дезориентацию). Начались поиски новых оснований для ценностной ориентации, поиски смысла жизни. На фоне углубляющегося кризиса религиозной картины мира начинается кризис научной картины мира, обусловленный тем, что наука развивалась прежде всего как естествознание, а человек и его проблемы не занимали сколько-нибудь серьезного места в научной картине мира. Ситуация усугублялась еще и тем, что представители науки вполне сознательно элиминировали проблемы человека из сферы научных исследований. Поэтому и наука не могла ответить на те вопросы, которые возникали в связи с кризисом религиозной картины мира.

В этих условиях появляется целый ряд попыток разработки новых концептуальных схем и поиски других вариантов решения мировоззренческих проблем. Значительное распространение получают восточные религии в адаптированных к сложившейся духовной ситуации вариантах. В контексте этих процессов Е. П. Блаватская и создала свое учение, которое обычно расценивают как современную теософию. В творчестве Блаватской можно выделить три основные этапа — занятия спиритизмом, этап создания «Изиды» и этап «Тайной Доктрины». Уже на этапе спиритизма можно усмотреть ряд идей и организационных форм деятельности, которые выступают как предпосылки последующей деятельности Блаватской. Однако тот идейный комплекс, который составляет содержание теософии, полностью сложился лишь на этапе «Тайной Доктрины».

Преимущество теософской картины мира, которую построила Блаватская, состоит в том, что так же, как и в религиозной картине мира, здесь в центре внимания находится человек, его жизненный путь. В этой картине мира, благодаря введению принципа безличной Высшей Силы, трактуемый в духе механистического «вечного и непреложного» закона, был ликвидирован антропоморфизм Бога; благодаря введению принципа «кармы» был восстановлен антропоцентризм — то центральное место человека в мире, которого его лишила наука; а идея «вечного наказания» была трансформирована в возможность достижения высшей цели («Нирвана») с помощью активной, непрерывной деятельности человека в соответствии с теми принципами, которые вытекают из данной картины мира. Именно это и определило заметный успех теософии в массовом сознании.

Теософия возникла как попытка межрелигиозного синтеза, осуществляемого на основе буддизма, христианства, элементов других религий, а также отдельных данных науки и философии, причем основанием синтеза является не научно-философский концепт, а концепт религиозный, в частности, буддийский. Ключевую роль в теософской картине мира играет концепция «кармы», которая трактуется несколько иначе, чем в собственно буддизме. Наличие этой концепции в качестве «ядра» теософской картины мира создает возможность разработать религиозно-этическую систему, которая может быть использована как основа социокультурной регуляции человеческой жизнедеятельности. Тем не менее, создание теософии не разрешило интегрального духовного кризиса, и может рассматриваться лишь как попытка преодоления кризиса религиозной картины мира.

Социально-философское исследование современного духовного кризиса представляется актуальной исследовательской задачей в связи с тем, что ни теософия, ни другие подобные формы частичного синтеза оказались не состоянии преодолеть современный духовный кризис. Отсутствие единой научной картины мира, которая могла бы стать основой критической рефлексии религии и концептуальных схем типа теософии Блаватской, усугубляет современный духовный кризис и позволяет квалифицировать его как кризис интегральный, то есть включающий в себя кризис двух основных картин мира, претендующих на то, чтобы стать основанием для интеграции накопленных к современному этапу развития знаний в рамках новой социокультурной картины мира.

Так, теософия Блаватской сегодня стала основой для новых и новых попыток идейно-теоретического конструирования, появляются другие направления, опирающиеся на идейное наследие Блаватской. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем духовного кризиса, а также различных попыток его преодоления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кругова, Татьяна Георгиевна, 2000 год

1. Абдусамедов А. К, Алейяик Р. М, Алиева Б, А. и др. Атеистический словарь / Под of>i^ ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1986. — 512 с.

2. Агриппа Г. Оккультная философия. — М., 1993. — 115 с.

3. Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. — Новосибирск: Наука, 1990. — 158 с.

4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М., 1988. — 253 с.

5. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). — М.: Мысль, 1970. — 183 с.

6. Андерхилл Э. Мистицизм. — Киев: София, 2000 — 496 с.

7. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. — М.: Присцельс, 1999, —368 с.

8. Барулин В. С. Диалектика сфер общественной жизни. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 121 с.

9. Баха А. Ответы на некоторые вопросы. — СПб., 1995. — 238с.

10. Безант А. Древняя Мудрость. — Новосибирск: Наука, 1994. — 295 с.

11. Безант А. Эзотерическое Христианство или Малые Мистерии. — М.: APT, 1991. — 195 с.

12. Безчревных Э. В. Проблема практики в процессе формирования философии марксизма. — М.: Высш. школа, 1972. — 143 с.

13. Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. В 2-х ч. Ч. 1. Репринтное воспроизведение издания: Сергиев Посад 1898 г. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1996. — 473 с.

14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.

15. Бергсон А, Два источника морали и религии. — М.: Канон, 1994. —384 с.

16. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. — 480 с.

17. Блаватская Е. П. Ключ к теософии. — М.: Сфера, 1993. — 320 с.

18. Блаватская Е. 77. Разоблаченная Изида. В 2-х т. Т. 1. — М.: Золотой Век, 1993. — 770 с.

19. Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. В 2-х т. Т. 2. — М.: Золотой Век, 1993. — 534 с.

20. Блаватская Е. П. Смерть и бессмертие. — М.: Сфера, 1996. — 480 с.

21. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. В 2-х тт. Т. 1. — Рига: Uguns, 1937 — 845 с.

22. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. В 2-х тт. Т. 2. — Рига: Uguns, 1937 — 1008 с.

23. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 3. Материалы, собранные А. Безант. — Новосибирск: Изд-во Лазарев В. В., 1993. — 511 с.

24. Блаватская Е. П. Теософский словарь. — М.: Сфера, 1994. — 640 с.

25. Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. — М: Наука, 1983. — 286 с.

26. Бонецкая Н. К. Русская социология и антропософия // Вопр. философии. 1995. № 7. — С. 79-93.

27. Борисов В. Н. Философия Аристотеля. — Самара: Изд-во СаГА, 1996. — 72 с.

28. Бори М. Моя жизнь и взгляды. / Пер. с англ. М. Арского и В. Белоконя. Поел. М.Э. Омельяновского. — М.: Прогресс, 1973. — 176 с.

29. Борн М. Физика в жизни моего поколения. / Сб. статей. Общ ред. и поел. С.Г. Суворова. — М.: Издательство иностранной литературы, 1963. — 535 с.

30. Бубер М. Два образа веры. — М.: Республика, 1995. — 464 с.

31. Буева Л. П. О понятии духовной деятельности / Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. — М.: Прогресс, 1980. — С. 74-90.

32. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994.— 415 с.

33. Буржуазные концепции культуры: кризис методологии / Отв. ред. В Г. Табачков-ский. — Киев: Наукова думка, 1980. — 366 с.

34. Бутенко И. А. Социальное познание и мир повседневности. — М.: Наука, 1987. — 144 с.

35. Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. — М.: Истина и Жизнь, 1998. — 254 с.

36. ВеберА. Избранное: Кризис европейской культуры. — СПб: Универсальная книга, 1999, —565 с.

37. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. — М., 1990. — С. 44—344.

38. Великовский С. И. Грани «несчастного сознания». — М.: Искусство, 1973. — 240 с.

39. ВерчДж. Голоса разума. — М.: Тривола, 1996. — 176 с.

40. Вивекананда С. Веданта как религия будущего? — СПб.: Общество Рамакришны, 1991. —21 с.

41. Визгин В. П. Философия Ницше в сумерках нашего сегодня / Ф. Ницше и философия в России. — СПб, 1999. — 312 с.

42. Вилъчинский В. Я. Познание и практика в структуре деятельности. — Рига: Зинат-не, 1988, — 198 с.

43. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — 687 е.

44. Воронович Б. А. Философский анализ структуры практики. — М.: Мысль, 1972. — 279 с.

45. Воронович Б. А., Плетников Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. — М.: Знание, 1975. — 64 с.

46. Габинский Т. А. Теология и чудо. — М.: Мысль, 1978. — 280 с.

47. Гайденко П. П. Введение // Философско-религиозные истоки науки. — М.: Мартис, 1997, —С. 3-11.

48. Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки.— М.: Мартис, 1997. — 319 с.

49. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (17-18 в.в.). — М., 1987. — 289 с.

50. ГалевиД. Жизнь Фридриха Ницше. — Новосибирск: Наука, 1992. — 216 с.

51. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. — М.: Новый Акрополь, 1997. — 288 с.

52. Гнездилов А. Судьбы русских теософов начала XX века. / Путь теософии. — Петрозаводск: Святой Остров, 1992. С. 34-42.

53. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. — М.: Мысль, 1969. Т. 1. — 583 с.

54. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. — М.: Наука, 1987. — 218 с.

55. Губин В. Д. Онтология. Проблемы бытия в современной европейской философии. — М.: РГГУ. — 191с.

56. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972. — 354 с.

57. Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм? — М.: Политиздат, 1984. — 302 с.

58. Гусейнов А. А. Введение в этику. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 208 с.

59. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления, Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. — М.: ACT, 2000. — 752 с.

60. Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика // Вопр. философии. 1996. № 5, —С. 52-64.

61. Декарт Р. Избранные произведения. — M.-JL: Мысль, 1953. — 711 с.

62. Делез Ж. Фуко. — М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1998. — 172 с.

63. Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — 366 с.

64. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. — СПб.: Андреев и сыновья, 1992, —418 с.

65. Диалектика деятельности и культура. — Киев: Наукова думка, 1983. — 296 с.

66. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. — Ростов-на-Дону: Изд-во ростовск. ун-та, 1983. — 239 с.

67. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — 248 с.

68. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. — М.: Наука, 1981. — 352 с.

69. Дынии Б. С. Логика развития представлений о науке у физиков XIX в. (1800— 1870 гг.) // Проблемы развития науки в трудах естествоиспытателей XIX века. — М.: Наука, 1973. — С. 67-111.

70. Дыгилевый П. И., Яценко Л. В. Что такое общая картина мира. М.: Знание, 1984. — 64 с.

71. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991, —575 с.

72. Еремеев В. Е. Чертеж антропокосмоса. — М.: АСМ, 1993.— 379 с.

73. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. —М.: Политиздат, 1990. — 464 с.

74. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. — М.: Наука, 1977, — 168 с.У

75. Зеличенко А. И. Психология духовности. — М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996,—400 с.

76. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. Т. 1. — М.: Юрист, 1996. — 670 с.

77. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект, традициях I XIV вв. / Сост. И общ. Ред. И. Т. Касавина. — М.: Республика, 1996. —445 с.

78. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное (проблема регуляции сознания). — Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1988. — 144 с.

79. Зомбарт В. Буржуа. — М.: Наука, 1994. — 443 с.

80. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.

81. Ильин И. А. Наши задачи. — М.: Рарог, 1992. — 272 с.

82. Искржицкая И. Ю. Эстетико-культурологические проблемы литературы исторического символизма: Автореф. дис. на соиск. учен, степени доктора филос. наук. — Москва, 2000. — 60 с.

83. Калганов С. В. Концепция всеединства как первопринцип теософского знания. Автореф. дис. на соиск. учен, степени кандидата филос. наук. — М, 2000. — 26 с.

84. Каменская (ALBA) А. "Из дневника теософа» 1918 1919. / Путь теософии. — Петрозаводск: Святой Остров, 1992. С. 10-31.

85. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2000. — 688 с.

86. Кацай А. В. Социальные отношения: философско-методологический аспект: Автореф. дис. на соиск. учен, степени кандидата филос. наук. — Москва, 1999. — 16 с

87. Кедров Б. M. О великих переворотах в науке. — М., 1986. — 136 с.

88. Кедров Б. М., Огурцов А. П. Марксистская концепция истории естествознания. — М.: Наука, 1978, —663 с.

89. Кейпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. — М.: Наука, 1986. — 196 с.

90. Кимелев Ю. А. Философия религии. — M.: Nota Вепе, 1998. — 424 с.

91. Кимелев Ю. А., Полякова H. Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. — М.: Наука, 1988, — 176 с.

92. Киньяр П. Секс и страх. — М.: Текст, 2000. — 189 с.

93. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987. — 343 с.

94. Козлова М. С. Философия и язык. — М., 1972.

95. Колеватов В. А. Социальная память и познание. — М.: Мысль, 1984. — 190 с.

96. Конан Дойль А. История спиритизма. — СПб.: Журнал «Звезда», 1998. — 472 с.

97. Конт О. Курс положительной философии. В 6 т. Т. 1. Философия математики. — СПб.: Книжный Магазин Т-ва «Посредник», 1900. — 302 с.

98. Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени: философский аспект проблемы. — М.: Наука, 1989. — 160 с.

99. Кравченко В. В. Вестники русского мистицизма. — М.: Издатцентр, 1997. — 299 с.

100. Крывелев И. А. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация.— М.: Наука, 1968, —292 с.

101. Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. — М.: Мир, 1961. — 352 с.

102. Кузнецова Л. В. Картина мира и ее функции в научном познании. — Минск: Университетское, 1984. — 142 с.

103. Кузнецова Н. И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (XVIII — середина XIX вв.). — М.: УРСС, 1997. — 264 с.

104. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. — М.: Наука, 1990. — 245 с.

105. Кураев А. Оккультизм в православии. — М.: Фонд «Благовест», 1998. — 382 с.

106. Лазарев В. В. Проблемы культурологических синтезов в современной буржуазной философии и теологии // Философия. Религия. Культура. — М.: Наука, 1982. — С.

107. Лебедев А. Б. Духовное производство человека (проблема человекотворчества в традициях русской религиозной философии и в социально-философской методологии К. Маркса): Автореф. на соиск. учен, степени доктора филос. наук. — Новосибирск, 1995. —38 с.

108. ЛевиЭ. Учение и ритуал высшей магии. М.: ИЕРЬ-Ьоок, 1994 г. — 384 с.

109. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М.: Прогресс-Академия,1992. —376 с.

110. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. — М., 1980.

111. Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства. — Киев: Украина,1993, —399 с.

112. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС. В 55-ти тт. Т. 18.

113. Леонтьев Ю. А. Проблема интерсубъективности как контекст различения философского и теософского подходов к конструированию субъект-объектных отношений. Автореф. на соиск. учен, степени кандидата филос. наук. — Томск, 1996. —

114. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности (социально-философский анализ): Автореф. на соиск. учен, степени доктора филос. наук. — Екатеринбург, 1997, —48 с.

115. Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. — М.: Наука, 1995,—202 с.11.42.22 с.

116. Лодыженский M. В. Мистическая трилогия. Т.З: Темная сила. Репринт 1915 г. — Спб.: Андреев и сыновья, 1992. — 296 с.

117. Лосский Н. О. Типы мировоззрений. Введение в метафизику. Париж: Современные записки, 1931. — 184 с.

118. ЛукачД. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. — М.: Прогресс, 1991, —412 с.

119. Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. — М.: Высшая школа, 1981. — 264 с.

120. Ляшевский С. Библия и наука о сотворении мира. М.: Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 1997. — 191 с.

121. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. / Ред. и сост. И. Т. Касавин. — М.: Республика, 1992. — 527 с.

122. Макаров М. Г. Категория «цель» в домарксистской философии. — JL: Наука, 1977. — 188 с.

123. Мамардашвши М. К. Анализ сознания в работах Маркса. — Вопросы философии, 1968, № 6, —С. 13-22.

124. Мамардашвши М. К. К вопросу о материалистической схеме анализа сознания (по работам К. Маркса) / Социальная природа познания. Вып. 1. — М., 1973. — 76 с.

125. Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М.: Юрист, 1994. — 770 с.

126. Маркс К, Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2-е в 50 тт. Т 3.

127. Маркс К, Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2-е в 50 тт. Т 23.

128. Маркс К, Энгельс Ф. Собр. соч., изд. 2-е в 50 тт. Т. 42.

129. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Политиздат, 1956.

130. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследования идеологии Развитого Индустриального Общества. — M.: «REFL-book», 1994. — 368 с.

131. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — Киев: «Port-Royal», 1995. — 352 с.

132. Матяш Т. П. Сознание как единство нерефлексивности и рефлексивности: Авто-реф. на соиск. учен, степени доктора филос. наук. — Ростов-на-Дону, 1989. — 43 с.

133. Менделеев Д. И. Материалы для суждения о спиритизме // Естествоиспытатели и атеизм: Критика религии выдающимися естествоиспытателями XIX — XX вв. М.: Мысль, 1973. — С. 46-109.

134. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 6: На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя — М.: Слово, 1993. — 622 с.

135. Мережковский Д. С. Лица святых. — М.: Республика, 1997. — 366 с.

136. Мистика. Религия. Наука. — М.: Канон+, 1998. — 432 с.

137. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). — СПб.: РХГИ, 1997. — 480 с.

138. Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1987. В 2-х тт. Т. 1. — 671 с.

139. Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1987. В 2-х тт. Т. 2. — 719 с.

140. Михайловский В. Н., Светов Ю. И. Мировоззрение и современная научная картина мира. — Л.: Знание, 1986. — 40 с.

141. Михайловский В. Н., ХонГ.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира. — Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1989. — 128 с.

142. Мороз А. Я. Роль кибернетики в развитии современной научной картины мира. В сб.: Идея гармонии в научной картине мира. — Киев: Наукова думка, 1989. С. 34-48

143. Московичи С. Машина, творящая богов. — М.: КСП+, 1998. — 558 с.

144. Мостепанеико М. В. Философия и физическая теория. — Л., 1969. — 239 с.

145. Мотрошилова Н. В. Познание и общество: Из истории философии XVII-XVIII вв. — М.: Мысль, 1969. — 297 с.

146. Мочулъский К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. — М.: Республика, 1997. — 479 с.

147. Мудрость древних и тайные общества. — Смоленск: Русич, 1995. — 175 с.

148. Муравьев Б. Гнозис: Опыт комментария к эзотерическому учению восточной церкви. В 2-х тт. Т. 1. Экзотерический цикл. — Киев: София, 1998. — 288 с.

149. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. — М.: Прогресс, 1993. — 280 с.

150. Наука и нравственность. — М. : Политиздат, 1971. — 440 с.

151. Научная картина мира. (Логико-гносеологический аспект). —- Киев: Наукова думка, 1983. — 272 с.

152. Немировский А. И., Уколова В. И. Свет звезд или Последний русский Розенкрейцер. — М.: Прогресс-Культура, 1994. — 416 с.

153. Неомарксизм и проблема социологии культуры. — М.: Наука, 1980. — 352 с.

154. Нэф М. Личные мемуары Е. П. Блаватской. — М.: Сфера, 1993. — 320 с.

155. Ницше Ф. Воля к власти. — M.: REFL-book, 1994. — 352 с.

156. Новикова M. М. Проблема теургического творчества в концепциях культуры мыслителей серебряного века: Автореф. на соиск. учен, степени кандидата культурологии. — Нижневартовск, 1998. — 23 с.

157. Общественное сознание и общественная практика — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, —223 с.

158. Ортега-и-Гассет. Избранные труды. — М.: Весь мир, 1997. — 704 с.

159. Основы религиоведения: Учеб. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др.; Под ред. М. П. Яблокова. — М.: Высш. шк., 1994. — 368 с.

160. От святой купели и до гроба: Краткий устав жизни православного христианина. М.: Трим, 1994, —221 с.

161. Очерки социальной философии / Отв. ред. К. С. Пигров. — СПб.: Издв-во СПГУ, 1998 — 292 с.

162. Павленко А. Н. Европейская космология: Основания эпистемологического поворота. — М.: Интрада, 1997. — 256 с.

163. Панов В. Г. Эмоции. Мифы. Разум. — М.: Высш. школа, 1992. — 252 с.

164. Парсонс Т. Система современных обществ. — М.: Аспект-Пресс, 1997. — 270 с.

165. Пасмер Дж. Сто лет философии. — М.: Прогресс-традиция, 1966. — 496 с.

166. Пахомов Б. Я. Картина мира в структуре теоретического знания // Теория познания и современная физика. —М.: Наука, 1984. — С. 8-100.

167. Планк М. Единство физической картины мира. — М.: Наука, 1966. С. 48

168. Плетников Ю. К. О природе социальной формы движения. — М.: Изд-во МГУ, 1971—245 е.;

169. Повелъ Л., Бержье Ж. Утро магов. — Киев: София, 1994. — 387 с.

170. Проблема ценности в философии. — М.; JL: Наука, 1966. — 261 с.

171. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. — Рига: Зинатне, 1988, —334 с.

172. Проблемы рефлексии в научном познании. — Куйбышев: Изд-во Куйб. госуд. унта, 1983, — 160 с.

173. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. — Новосибирск: Наука, 1987. — 237 с.

174. Рассел Б. Мудрость Запада. — М.: Республика, 1998. — 478 с.

175. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. — СПб: Петрополис, 1996. — 736 с.

176. Религиозные традиции мира. В 2-х тт. — М.: Крон-пресс, 1996. — Т. 1. — 576 с.

177. Религиозные традиции мира. В 2-х тт. — М.: Крон-пресс, 1996. — Т. 2. — 640 с.

178. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.

179. Риккерт Г. Философия жизни. — Киев: Ника-центр, 1998. — 512 с.

180. Рижский М. И. Книга Экклезиаст (из истории библейского текста). — Новосибирск, 1995. — 130 с.

181. Ринчендуб Б. История буддизма (Индия и Тибет). СПб.: Евразия, 1999. — 336 с.

182. Рожанский И. Д. Античная наука. — М.: Наука, 1980. — 199 с.

183. Россия перед вторым пришествием (материалы к очерку Русской эсхатологии) / Сост. С. Фомин. — М.: Среда Пресс, 1998. — 560 с.

184. Сайр Дж. Парад миров: Типология мировоззрений. — СПб.: Мирт, 1997. — 248 с.

185. Самарская Е. А. Понятие практики у К. Маркса и современные дискуссии. — М.: Наука, 1977, —224 с.

186. Сарвиро В. С. Идеи третьего тысячелетия. — Новосибирск: НИИ Систем, 1998. — 84 с.

187. Святитель Феофан Затворник. Письма о духовной жизни: Московский Богороди-це-Рождественский монастырь. М.: Правило веры, 1998. — 346 с.

188. Сенкевич А. Елена Блаватская. — М.: Олимп, 1999. — 208 с.

189. Сервиро В. С. Идеи третьего тысячелетия. — Новосибирск: НИИ систем, 1998. — 98 с.

190. Серебренников Б. А., Кубрякова Е. С., Постовалова В.И. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира — М.: Наука, 1988. — 216 с.

191. Симонов П. В., Ершов П. М. Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. —207 с.

192. Симоняп Е. А. Единство теории и практики. — М.: Наука, 1980. — 242 с.

193. Синтез современного научного знания. — М.: Наука., 1973. — 640 с.

194. Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. — М.: Наука, 1981. — 296 с.

195. Смирнов В. С. Философские и культурологические проблемы становления ноо-сферного сознания: Автореф. на соиск. учен, степени доктора филос. наук. — Иваново, 1998, —42 с.

196. Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. — М.: Прогресс-Культура, 1994. — 592 с.

197. Соловьев В. . С. Сочинения в 2-х т. Т. 1. — М.: Правда, 1989. — 687 с.

198. Соловьев В. .С. Сочинения в 2-х т. Т. 2. — М.: Правда, 1989. — 735 с

199. Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды: Мое знакомство с Е. П. Блаватской и «теософическим обществом» / Сост. Г. К. Львова, Л. М. Шарапкова, Н. Н. Юргенева. — М.: Республика, 1994. — 350 с.

200. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.

201. Социальная философия франкфуртской школы. — М.: Мысль; Прага: Свобода, 1975. — 359 с.

202. Спирин Е. А. Феномен человека как система антропокосмической целостности: Автореф. на соиск. учен, степени кандидата филос. наук. — Новосибирск, 1999. — 26 с.

203. Степин В. С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 743 с.

204. Страх. Антология // Сост. П. С. Гуревич. — М.: Алетейа, 1998. — 408 с.

205. Сумерки Богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1989, —398 с.

206. Тард Г. Социальная логика. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 558 с.

207. Тарнас Р. История западного мышления. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 448 с.

208. Тертуллиан. Избранные сочинения. — М.: Прогресс, 1994. — 448 с.

209. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. — М.: Юрист, 1995. — 479 с.

210. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. — М.; СПб.: Прогресс, 1995. — 478 с.

211. Топоров В. Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. М.: Наука, 1982. — С. 8^0.

212. Трошин А. А. Социальная деструкция как объект культурологического анализа: Ав-тореф. на соиск. учен, степени кандидата филос. наук. — Москва, 1999. — 24 с.

213. Трубников H. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». — М.: Высш. школа, 1967. — 148 с.

214. Тыщенко В. П. Философия культуры диалога: Введение. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993. — 212 с.

215. Уилсон К. Оккультизм. — М.: Клышников Комаров и К°, 1994. — 255 с.

216. У ледов А. К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. — М.: Мысль, 1980, —271 с.

217. Фаликов Б. 3. Неоиндуизм и Западная культура. — М.: Наука, 1984. — 224 с.

218. Федотов В. Г. Идеальное как реальность культуры// Научные и вненаучные формы в социальном познании. — М.: ИФАН, 1985. С. 37^-9.

219. Филатов В. П. Научное познание и мир человека. — М.: Политиздат, 1989. — 270 с.

220. Филиппов А.Ф. Социология и космос. Суверенитет государства и суверенность социального // Социо-логос: Сферы смысла / Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова и А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1991. — 480 с

221. Философия: в поисках онтологии. — Самара: СТА, 1998. — 237 с.

222. Философия и ценностные формы сознания. — М.: Наука, 1978. — 348 с.

223. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.1980, —839 с.

224. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. — Новосибирск: Наука,1981, —304 с.

225. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992. — 511 с.

226. Франк С. JI. Реальность и человек. — М.: Республика, 1997. — 479 с.

227. Франк Ф. Философия науки. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. — 543 с.

228. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

229. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивносги. — М.: Республика, 1994. — 447 с.

230. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.

231. Фромм Э. Революция надежды. — СПб.: Ювента, 1999. — 245 с.

232. Хайдеггер М. Время и бытие. — М: Республика, 1993. — 447 с.

233. Хайдеггер М. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы. — Минск: Современное слово, 1998. — 384 с.

234. Хаксли О. Вечная философия. — М.: REFL-book, 1997. — 330 с.

235. Халитов Т. Н. «Бытие-в-мире» как интегративная категория западно-европейской метафизики 20 века: Автореф. на соиск. учен, степени кандидата филос. наук. — Казань, 1999.— 17 с.

236. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс, 1992. — 464 с.

237. Херрманн Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера Гуссерля. — Томск: Водолей, 1997, —96 с.

238. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской герметической каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Т. 1 — Новосибирск: Наука, 1992, —368 с.

239. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской герметической каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Т. 2 — Новосибирск: Наука, 1992, —440 с.

240. Холличер В. Природа в научной картине мира. — М.: Прогресс, 1966. — 567 с.

241. Холличер В. Человек в научной картине мира. — М.: Прогресс, 1971. — 432 с.

242. Хэлд Д. Интересы, знание и действие (к критической методологии Юргена Хабер-маса) // Современная социальная теория. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. — С. 81-109.

243. Чичерин Б. Н. Наука и религия. — М.: Республика, 1999. — 495 с.

244. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М.: Прогресс, 1992. — 576 с.

245. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. — М.: Политиздат, 1984.— 232 с.

246. Швырев В. С. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопр. философии. 1985. №6. С. 46-58

247. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 216 с.

248. Шилов В. Н. Социальные ценности: философско-социологический анализ: Автореф. дис. на соиск. учен, степени доктора филос. наук. — Нижний Новгород, 1992. —39 с.

249. Шинкарук В., Иванов В. Природа и функции мировоззренческого сознания // Общественные науки, 1982. № 2. С. 134-149

250. Шичалин Ю. А. Статус науки в орфико-пифагорейских кругах // Философско-религиозные истоки науки.— М.: Мартис, 1997. — С. 12—43.

251. Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск: Наука, 1993. — 592 с.

252. Штайнер Р. Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям. — Ереван: Ной, 1993. — 224 с.

253. Штайнер Р. Перевоплощение и карма: Их значение для культуры современности. — М.: Энигма, Эвидентис, 1999. — 112 с.

254. Штайнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. — Ереван: Ной, 1990. — 160 с.

255. Эвристические функции мировоззренческого сознания / В. Г. Табачковский, М. А. Братко, Е. И. Андрос, и др. — Киев: Наукова думка, 1989. 260 с.

256. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 416 с.

257. Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Academia, 1955. — 239 с.

258. Элиаде М. Священные тексты народов мира. — М.: Крон-Пресс, 1998. — 624 с.

259. Юдин Э. Г. Деятельность и системность // Системные исследования: Ежегодник 1976. — М, 1977. — С. 11-37.

260. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — Киев: Air Land, 1994. — 406 с.

261. Юнг КГ. О психологии восточных религий и философий. — М.: Медиум, 1994. — 255 с.

262. Яковлев А. А. К вопросу о классической и современной онтологии. // Человек и культура. — М.: ИФАН, 1984. С 42-53.

263. Ясперс К. Ницше и христианство. — М.: Медиум, 1994. — 114 с.

264. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991. — 527 с.

265. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. — Киев: Наукова думка, 1977. — 275 с.

266. Breuer G. Sociobiology and the Human Dimension. — Cambrige (Mass.), 1988.

267. Cicourel A. V. Cognitive sociology: Language and meaning in social interaction. — N.Y., 1970.

268. Johnston E. H. The Buddhacarita or acts of the Buddha. — Delhi: Motilal Banarsidass, 1978.

269. Koyre A. Galileo and Plato // Metaphysics and Measurement: essays in the scientific Revolution. — Cambridge (Mass.), 1968.

270. Parrish-Harra C. E. The New Dictionary of Spiritual Thought. — Sparrow Hawkpress, Tahlequa, OK, USA, 1994.

271. Raghavan K. R. Guide to Indian Culture and Spirituality (based on the Divine Teachings of Bhagavan Sri Sri Sri Sathya Sai Baba). — Puttaparthy, Anantapur Dist, India, 1979. — 136 p.

272. Restivo S. The social relations of physics, mysticism, and mathematics: Studies in social structure, interests, and ideas. — Dordrecht etc., 1983.

273. Rolston H. Science and Religion. — N.Y., 1987.

274. Tingley K. Theosophy: The Path of Mystic. — California:Theosophical university press, 1977.

275. Weider D. L. Language and social reality: The case of telling the convict code. — Paris: Hague, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.