Роль правосознания в формировании атеистического мировоззрения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Максимов, Николай Васильевич
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат философских наук Максимов, Николай Васильевич
Введение.3
Глава I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ С РЕЛИГИОЗНЫМ И АТЕИСТИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ.
§ I. Правосознание, религия и атеизм в досоциалистических формациях.8
§ 2. Правосознание, религия и атеизм в социалистическом обществе .36
Глава П. ПРАВОВЫЕ ИДЕИ И УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
§ I. Правовая идеология как фактор формирования атеистического мировоззрения.67
§ 2. Правовая психология как фактор формирования атеистического мироощущения . 9I-III
§ 3. Роль правовых учреждений в атеистическом воспитания трудящихся.II2-I
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Государственная политика по отношению к религии и верующим в 1954-1964 гг.: На материалах Красноярского края2004 год, кандидат исторических наук Ламанская, Нина Борисовна
Основные факторы формирования условий атеистического воспитания в ВУЗах Венгерской Народной Республики1983 год, кандидат философских наук Ковач, Яношнэ
Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока1984 год, кандидат философских наук Хакимов, Эухритдин
Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся (1928-1937 гг.)1984 год, кандидат исторических наук Власова, Ольга Ефимовна
Научно-техническая революция как фактор преодоления религиозных предрассудков в СССР1984 год, кандидат философских наук Бойко, М.С.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль правосознания в формировании атеистического мировоззрения»
Актуальность темы. Формирование всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе идейное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из важнейших задач коммунистического строительства. Выступая на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, К.У.Черненко говорил: "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека -не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства""''. Июньский Пленум дал развернутую концепцию идеологической работы, определил пути повышения ее эффективности. Пленум подчеркнул, что "неизменной среди задач идеологической работы было и остается формирование научного марксистско-ленинского р мировоззрения - основы коммунистического воспитания людей" .
Формирование научного марксистско-ленинского мировоззрения необходимым образом предполагает преодоление всяческих проявлений религиозного сознания, утверждение атеистического миропонимания. На Пленуме указывалось, что нельзя ослаблять работу и с такой специфической группой людей, как верующие. Это необходимо делать потоь?у что многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов. Одновременно распространяются измышления о "нарушениях свободы совести в СССР". "О наших конституционных гарантиях свободы совести всем известно, - под Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня
1983 г.-М.: Политиздат, 1983, с.27. 2
Там же, с.41. черкнул К.У.Черненко. - Коммунисты, последовательные атеисты, но свое мировоззрение они никому не навязывают. Когда же мы сталкиваемся с фактами нарушения социалистических законов, с подрывной политической деятельностью, лишь прикрываемой религией, то поступаем как требует наша Конституция"*.
Важнейшим элементом духовной жизни социалистического общества является правосознание, играющее значительную роль в мировоззренческом развитии людей» Будучи по своей природе диалек-тико-материалистическим, оно через свои характерные функции формирует и атеистическое мировоззрение.
Во взаимодействиии правосознания с религиозным и атеистическим сознанием проявляется общая закономерность взаимодействия форм общественного сознания. Все это позволяет выявить способы взаимодействия этих форм,указать наиболее оптимальные варианты.
Состояние исследования проблемы. Имеется значительное количество работ, посвященных анализу свободы совести и законодательству о религиозных пультах. Однако в работах советских исследователей обычно раскрывается воздействие норм права не на всю систем, а лишь на те варианты, которые потенциально могли приводить к нарушениям законодательства. Изучением этих вопросов занимаются А.И.Барменков, И.И.Бражник, Л.Н.Великович, Г.В. Воронцов, Г.Р.Гольст, М.Г.Кириченко, В.В.Кяочков, Я.Я.Кожурин, В.А.Куроедов, П.К.Нурочкин, Э.И.Лисавцев, С.И.Никишев, М.М.Пер-сиц, И.Н.Позднев, А.Седюлин и др.
Другая группа авторов уделяет внимание в основном правосознанию как форме общественного сознания, его внутреннему строению, механизму правового регулирования в социалистическом государстве. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.60.
Это работы как философов, так и юристов: С.С.Алексеева, К.Т.Бель-ского, Н.А.Бура, Г.А.Злобина, В.А.Кищина, Е.А.Лукашевой, В.П.Морозова, Е.В.Назаренко, В.Б.Никитина, Г.С.Остроумова, И.Ш.Покровского, Д.А.Потапенко, А.К.Уледова, В.А.Чефранова, И.Ф.Рябко, М.С.Строговича, В.А.СьфЦова, Ф.Ф.Третьякова, И.С.Фарбера и др. По данной проблематике в последние годы подготовлен и защищен ряд диссертаций"''.
Таким образом, в философской, юридической и атеистической литературе нашли отражение некоторые аспекты проблемы влияния форм общественного сознания на формирование мировоззрения. Однако проделанная работа далеко не исчерпывает проблему. Перед исследователями стоит ряд нерешенных вопросов. Так, например, недостаточно освещена проблема взаимоотношения правосознания и религиозной идеологии, воздействия правосознания на атеистическое сознание, не исследованы отношения религиозной, правовой и атеистической систем, а также вопросы влияния правовой идеологии и правовой психологии на другие формы общественного сознания.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы исследовать правосознание во взаимодействии с религиозным и атеистическим сознанием в досоциалистических форма См.: Бастракова Т.С. Социально-психологический аспект формирования атеистических убежденийМ. * 1979; Волкова А.Н. Регулятивная функция общественного сознания (методологический аспект).-М., 1979; Грицов А.А. Свобода совести в ее историческом развитии.-М., 1980; Дидур И.А. Гносеологические особенности и социальные функции политического сознания.-Харьков, 1977; Лыс-ков А.А. Правовая психология и ее место в структуре правосознания. -JI., 1969; Соляник В.Ф. Социологический анализ активно-творческой функции сознания .-Киев, 1979. циях, а также определить возможности правосознания в деле формирования мировоззрения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- дать краткий очерк взаимодействия правового сознания с религиозным и атеистическим;
- проанализировать структурные элементы правосознания, правовой идеологии, правовой психологии и правовых учреждений и их влияние на формирование атеистического мировоззрения;
- выявить роль правовых учреждений в осуществлении принципа свободы совести;
- исследовать отношения правосознания, религии и атеизма в социалистическом обществе.
Научная новизна работы заключается прежде всего в раскрытии взаимодействия правосознания,религии и атеизма в их становлении и развитии:
- дан анализ принципа свободы совести и выявлена его зависимость от конкретно-исторической формации;
- показано влияние правосознания на утверждение идеи свободы совести и развитие законодательства о религиозных культах;
- проанализировано взаимодействие правосознания и атеистического сознания в социалистическом обществе.
Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы в научной, учебной и лекционно-пропагандистской работе, в деятельности по ускорению процесса преодоления религиозных пережитков.
Разработка в диссертации вопросов правосознания и его элементов, связанных с атеистическим сознанием, понятием свободы совести может содействовать совершенствованию системы атеистического воспитания.
Основные положения исследования могут быть использованы в преподавании вузовского курса "Основы научного атеизма" (в темах "Атеизм и религия в социалистическом обществе" и "Атеистическое воспитание"), а также в спецкурсе "Отношение КПСС и Советского правительства к религии, церкви и верующим".
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 165 страницах машинописного текста и содержит введение, две главы, заключение и список литературы из 277 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Единство гуманизма и атеизма. Методология и практика1984 год, доктор философских наук Маслова, Алла Гавриловна
Формирование атеистического мировоззрения трудящихся Белоруссии в начале XX века1984 год, кандидат философских наук Красюк, Владимир Федорович
Атеистическая убежденность как нравственная ценность1984 год, кандидат философских наук Балычева, Марина Борисовна
Типы нерелигиозности в социалистическом обществе1984 год, кандидат философских наук Орлова, Анна Сергеевна
Роль моральной регуляции в атеистическом воспитании1984 год, кандидат философских наук Петров, Николай Николаевич
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Максимов, Николай Васильевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правосознание как форма общественного сознания имеет свою специфическую природу. Будучи обусловлено социальной действительностью, оно выступает как классовое явление. Это объединяет правосознание с другими формами общественного сознания, например, с религией. Социальная действительность определяет характер отношения правосознания к принципам демократии и гуманизма, равенству и справедливости, законности и незаконности, правам и свободам человека.
Характерная особенность правосознания определяет его связь с религией в досоциалистических формациях, где оно было детерминировано потребностями классового общества, заинтересованного в религии. При этом правовые и религиозные идеи, регулирующие общественные отношения, часто совпадали, так как отражали одни и те же интересы господствующего класса. В то же время атеизм запрещался, а атеисты преследовались.
Для того, чтобы понять определенную форму правосознания, нужно выявить ее специфику, а затем выполняемые ей функции, говорящие о самостоятельности правосознания.
Правосознание связано всегда с правоотношениями и опосредуется нормами права, предполагающими деятельность правовых учреждений. Именно через правовые учреждения реализуются идеи реальной правовой жизни людей.
Для того, чтобы выяснить содержание правосознания, необходимо рассматреть историческую формацию, экономические отношения, которые определяют ее специфику. Такие понятия, как справедливость, право или обязанность, все требования права зависят от того, каковы экономические отношения. Правосознание влияет не только на близкие к нему формы общественных отношений, но правосознание опосредовано влияет также и на другие формы общественного сознания, стоящие дальше.
Правовое сознание - сложное социальное явление.
Социалистическое правосознание формируется как сознание рабочего класса, следовательно, оно выражает потребности, вытекающие из объективных условий развития общества. И поскольку потребности рабочего класса и объективные условия развития общества совпадают, то оно имеет определенную практическую направленность. Социалистическое правосознание и его идеи основаны на учении марксизма-ленинизма, его философской основе диалектическом материализме, поэтому его характеризует наиболее научный и демократический характер. Социалистическое правовое сознание выступает как отражение определенного общественного бытия. Будучи основанным на марксистско-лениниском учении, его идеи активно воздействуют на общественное бытие.
В социалистическом обществе правовые идеи и нормы в отношении религии и церкви отражают интересы рабочего класса, их цель освободить совесть человека от религиозного дурмана. Правовые учреждения реализуют эти идеи на практике. Социалистическое правосознание через свои функции содействует достижению единства личных и общественных интересов людей, выполнения их взаимных обязанностей и поэтому имеет большое воспитательное значение. Непосредственное участие в практике жизни и деятельности регулируется справедливыми нормами права и правовыми идеями, освобождает человека от религиозного дурмана и формирует у него атеистические научные убеждения.
Под воздействием практики, жизнедеятельности, справедливости и законности вырабатываются такие черты личности, как сознание своей социальной значимости, непримиримости к злу и т.д. В социалистическом обществе эти черты получают свое дальнейшее развитие.
Правосознание выражает деятельную сторону жизни людей. Правосознание, как система идей, взглядов, ценностей рабочего класса не только несет информацию, но и формирует материалистикое мировоззрение. Оно несет в себе убежденность в справедливости Советского социалистического законодательства. Идеи правосозна-j ния входят в мировоззрение. Будучи правовым мировоззрением человека, идеи правосознания раскрывают перед человеком богатство и многообразие духовной жизни и формирует у него ответственность за свои поступки.
Эти функции правосознания позволяют ему не только формировать атеистическое мировоззрение, но и защищать жизненные интересы человека. Это имеет огромное значение для верующих, убеждает их в гуманизме правовых норм, идей и учреждений.
В рассмотрении взаимосвязи правосознания с атеистическим и практикой жизни людей невозможно понять и осознать исторического поворота в мировоззрении советских людей.
Рассматривая влияние социалистического правового сознания на атеистическое, необходимо отметить еще одну важную стороцу -это влияние правовых идей на формирование правового законодательство о религиозных культах.
Социалистическое законодательство гарантирует занимаемую жизненную позицию в борьбе с религией и церковью, воспитывает мировоззренческую убежденность. Правосознание имеет отношение и к верующим, и атеистам,и поэтому оно должно быть понято всем.
Право и правосознание гарантирует уровень свободы совести и определяют рамки деятельности религиозных организаций, а также сферу деятельности организаций, ведущих атеистическую пропаганду.
Правосознание помогает выяснить в атеистических отношениях, что мешает сближению верующих и неверующих. Оно является как бы нормативным ориентиром в противоборстве религии и атеизма.
При этом правосознание - это взаимодействие правовой идеологии и правовой психологии, и правовых учреждений. Правовая идеология помогает в выработке правовых ценностных ориентиров, направляющих поведение человека.
В воспитании необходимо знать особенности психологического отношения человека к действующему закону, условия и средства воспитания в массах убе.вдения в справедливости наших законов. Именно с учетом психологического отношения партия и правительство проводили работу в отношении религии и церкви, а также позитивную атеистическую пропаганду, связанную с формированием правосознания. Это делалось с целью не оттолкнуть от себя от-.сталую часть рабочего класса и крестьянства, среди которых была основная часть верующих.
Следует особо подчеркнуть роль правовых учреждений в формировании атеистического мировоззрения. Право вести атеистическую пропаганду определено ст.152 Конституции СССР.
Социально-философский анализ роли правосознания в формировании атеистического мировоззрения позволяет сделать ряд выводов.
1) Социалистическое правосознание выступает активным средством формирования атеистического мировоззрения.
2) Распространение социалистических правовых идей и представлений в условиях развитого социализма способствует устранению различного рода ненаучных взглядов на правовые нормы, в том числе на понимание свобода совести и законодательства о религиозных культах.
3) Правовые идеи и представления увеличивают возможность человека в выработке внутренней убежденности научного осознания свободы совести:
4) Осознание свободы совести и правильное понимание законодательства о религиозных культах определяют и поведение личности, ее отношение к религии, церкви и верующим. Это дает возможность избежать ошибок как со стороны церкви и верующих, вступающих в отношения с государственными органами по поводу совершения религиозных культов, так и со стороны партийных, государственных и общественных учреждений, ведущих борьбу с религиозными взглядами и представлениями, несовместимыми с научным знанием.
5) Марксистская правовая теория является основой убежденности в свободе совести как необходимого элемента духовной свободы человека.
6) Знание передовых правовых идей, объективных законов в области свободы совести их развития дают возможность в предвидении будущего и постановки новых идей и задач в идеологической работе.
Правовая практика людей в области свободы совести и законодательства о религиозных культах позволяет сделать выводы относительно перспектив развития правовых отношений в этой области и их прогнозирования.
Социалистическое правосознание, выражая единство личных и общественных интересов людей, имеет большое значение в формировании атеистического мировоззрения, в связи с этим необходимо распространение правовых идей, в частности, о религиозных культах и свободы совести. В лекциях и беседах, в спец.курсах учебных заведений, в школах пропагандистов и политинформаторов, на семинарах по научному атеизь^у, на научно-практических конференциях, на совещаниях идеологического актива в университетах марксизма-ленинизма необходимо не просто объяснять права и обязанности граждан в области свободы совести, а направлять идеи правосознания на понимание формирования атеистического мировоззрения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Максимов, Николай Васильевич, 1984 год
1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА .
2. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т.19. - М.: Политиздат, 1961, с.9-32.
3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Там же, т.21, с.23-178.
4. Энгельс Ф. Конраду Шмидту. Там же, т.37, с.369-372.
5. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Там же, т.31, 1955, с.7-544.
6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Там же, т.20, с.1-338.
7. Маркс К. Энгельсу. Там же, т.28, с.212-216.
8. Маркс К. Греческое восстание. Там же, т.10, с.129-131.
9. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Там же, т.19, с.306-314.
10. Энгельс Ф. Юридический социализм. Там же, т.21, с.495-516.
11. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Там же, т.7, с.343-437.
12. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Там же, т.21, с.269-317.
13. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию "Развитие социализма от утопии к науке". Там же, т.22, с.294-320.
14. Энгельс Ф. 0 разложении феодализма и возникновении национальных государств. Там же, т.21, с.406-416.
15. Энгельс Ф. Фридрих-Вильгельм 1У, Король Прусский. Там же, т.1, 487 - 495.
16. Маркс К. К еврейскому вопросу. Там же, т.1, с.382-413.
17. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Там же, т.19, с.185-230.
18. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика Критической Критики против Бруно Бауэра и компании. Там же, т.2, с.3-228.
19. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Там же, т.2, с.231-517.
20. Энгельс Ф. Эмигрантская литература. Там же, т.18, с.501-548.
21. Маркс К. и Энгельс Ф. Требования Коммунистической партии в Германии. Там же, т.5, с.1-3.
22. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Там же, т.1, с.414-429.
23. Маркс К. Капитал. Там же, с.23, с.5-784.
24. Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального Совета. Там же, т.16, с.194-203.
25. Маркс К. Фридриху Вольте. Там же, т.33, с.277-283.
26. Маркс К. Наброски "Гражданской войны во Франции". Там же, т.17, с.497-616.
27. Ленин В.И. 0 карикатуре на марксизм и об "империалистической экономике". Полн.собр.соч., т.30. - М.: Политиздат, 1962, с.77-130.
28. Ленин В.И. Философские тетради. Там же, т.29, с.3-620.
29. Ленин В.И. Крах II Интернационала. Там же, т.26, с.209-265.
30. Ленин В.И. Черновой проект тезисов. Там же, т.30, с.273-285.
31. Ленин В.И. 0 государстве. Там же, т.39, с.64-84.
32. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Там же, т.41, с.1-104.
33. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Там же, т.17, с.415-426.
34. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. Там же, т.37, с.185-187.
35. Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции. Там же, т.44, с.144-152.
36. Ленин В.И. Доклад на II Всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. Там же, т.37, с.435-453.
37. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Там же, т.45, с.23-33.
38. Ленин В.И. Тезисы ко II конгрессу Коммунистического интернационала. Там же, т.41, с.159-212.
39. Ленин В.И. Беседа с защитником экономизма. Там же, т.15, с.360-367.
40. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Там же, т.17, с.429-438.
41. Ленин В.И. УП Всероссийский съезд Советов 5-9 декабря 1919 г. Там же, т.39, с.385-436.
42. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. Там же, т.45, с.389-406.
43. Ленин В.И. 0 карикатуре на марксизм и об "Империалистическом экономизме". Там же, т.30, с.77-130.
44. Ленин В.И. Противоречивая партия. Там же, т.32, с.338-340.
45. Ленин В.И. Государство и революция. Там же, т.33, с.1-119.
46. Ленин В.И. 0 фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Там же, т.19, с.74-108.
47. ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
48. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. Сб. документов "Об идеологической работе КПСС". Изд. второе, дополненное. - М.: Изд-во Полит, лит., 1983, с.316-327.
49. О религии и церкви. Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. -М.: Политиздат, 1977, с.144.
50. Материалы Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. М.: Изд-во Полит, лит., 1983, с.79.
51. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977, с.16.
52. Черненко К.У. КПСС и права человека. М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1982. - 296 с.
53. О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся. Об идеологической работе КПСС. Сб. документов, 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1983, с.195-198.
54. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Изд-во Полит, лит., 1976, с.144.3. КНИГИ
55. Александров Ю.А. Декрет о свободе совести. М.: Советская Россия, 1963. - 40 с.
56. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Изд-во Юрид. лит., 1966, с.187.
57. Андреев Г.Л. Христианство и проблемы свободы. М.: Мысль, 1965. - 166 с.
58. Андриенко (Ворожцова) Л.А. Атеист ленинской школы. М.: • Мысль, 1976. - 151 с.
59. Андрианов Н.П. Атеизм в развитом социалистическом обществе. Л.: Лениздат, 1980, с.62.
60. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.
61. Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М.: Мысль, 1966. -247 с.
62. Ануфриев Л.А., Кузовиков А.В. 0 вере и неверии. Как Коммунистическая партия и Советское правительство относятсяк религии и верующим. Одесса: Книжн. изд-во, I960, с.48.
63. Арсенкин В.К. Актуальные вопросы атеистической пропаганды. М.: Знание, 1969, с.32.
64. ЗЛО. Арсенкин В.К. В поисках духовных наследников. М.: Политиздат, 1975, с.88.
65. Антонов Н.П. Происхождение и сущность сознания. Иваново: Гос. пед. ин-т, 1959, с.372.
66. Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. Спб. Тип. т-ва Обществ.польза, 1905, с.293.
67. Арнаутов И.И. Как понимать свободу совести? Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. - 20 с.
68. Аптекман Д.М. Формирование атеистических убеждений рабочего класса в развитом социалистическом обществе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, с.131.
69. Атеистическое воспитание. Формы и методы. М.: Знание, 1981, с.64.
70. Атеизм и религия в современной борьбе идей. Киев: Политиздат Украины, 1975, с.491.
71. Атеистическое воспитание молодежи в советском обществе. -Сб. трудов (Гос. музей истории религии и атеизма). Л.:1. Б : и , 1976. 135 с.
72. Бабенко В.В. Место и роль идеологии в жизни общества.
73. Киев: Акад. Наук УССР, отд.-е обществ, наук, 1962, с.15.
74. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1979. - 235 с.
75. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Политиздат, 1977, с.143.
76. Бербешкина З.А. Проблема совести в марксистско-ленинской этике. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1963, с.126.
77. Биккенин Н.Ю. Марксистско-ленинское учение об идеологии. -М.: Знание, 1976, с.64.
78. Бражник И.И. Правовые основы атеистического воспитания детей и подростков. М.: Знание, 1973. - 43 с.
79. Бражник И.И. Дети. Религия. Закон. М.: Знание (РСФСР), 1973. - 40 с.
80. Бражник И.И. Политика КПСС в отношении.религии и церкви. -М.: Знание, 1971. 38 с.
81. Бражник И.И. Право. Религия. Атеизм. Киев: Наукова думка, 1983. - 206 с.
82. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. - 176 с.
83. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. -М.: Мысль, 1973. 343 с.
84. Буева Л.П. Социальная сфера и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968, с.268.
85. Букина И.Н. Психология атеизма. Л.: Знание, 1975. - 40 с.
86. Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М.: Мысль, 1969. - 263 с.
87. Бушуев Г.И. Правовое воспитание советских воинов. М.: Воениздат, 1976. - 135 с.
88. Бура Н.Н. Правосознание общества развитого социализма. -Киев: Знание (УССР), 1981, с.48.
89. Великович JI.H. Проблемы свободы совести и современная идеологическая борьба. М.: Знание, 1979. - 64 с.
90. Великович JI.H. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М.: Мысль, 1970. - 287 с.
91. Вещиков А.Т. Советские законы о религиозных культах. М.: Знание, 1962. - 39 с.
92. Виноградов А.И. Свобода совести и религия. М.: Общ-во "Знание" РСФСР, 1969. - 46 с.
93. Воронцов Г.В., Макаров Н.Ф. Отношение Коммунистической партии и Советского государства к религии и церкви. — Л.: Общ-во "Знание, Ленингр. отд., 1977. 44с.
94. Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действиии (1917 1937 гг.) - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973, - 176 с.
95. Воронцов Г.В. Ленинские принципы свободы совести. Л.: Лениздат, 1980. - 72 с.
96. Воронцов Г.В. Конституция СССР о свободе совести. Л.: Общ-во "Знание" Ленингр.отд., 1979. - 36 с.
97. Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие. -Л.: Лениндат, 1983, с.151.
98. Взаимодействие форм общественного сознания. Сб. статей. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. - 311 с.
99. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М.: Изд-во ВПИТ и АОН, I960, с.200.
100. Гегель Г. Философия религии. Т.2. М.: Мысль, 1976. -573 с.
101. Герцен А.И. Об атеизме, религии и церкви. М.: Мысль, 1976. - 279 с.
102. Гордиенко Н.С. Чему учат с амвона. — Л.: Лениздат, 1975, с.175.
103. Гордиенко Н.С. Творческое развитие научного атеизма в теории и политике КПСС. JI.: Знание, 1980. - 36 с.
104. Гордиенко Н.С., Новиков М.П. Современная идеологическая борьба и религия. М.: Знание, 1980, с.40.
105. Гуманизм. Атеизм. Религия. М.: Политиздат, 1978, с.135.
106. Дельгадо X. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. - 264 с.
107. Демичев В.А. Общественное бытие и общественное сознание. Механизмы их воздействия. Кишинев: Изд-во ЦК КП Молдавии, 1969. - 216 с.
108. Железногорский Г. Советская власть и церковь. Харьков: Юриздат УССР, 1925. -84 с.
109. Зйуравлев В.В. Общественное и индивидуальное сознание. -М.: Знание, 1963, 48 с.355. %равлев В.В. Основные закономерности развития коммунистического общественного сознания. Ростов-на-Дону, 1966. - 287 с.
110. Злобин Г.А. Правосознание в советском общенародном государстве. М.: Знание, 1963. - 82 с.
111. Зоц В.А. ХХУТ съезд КПСС и актуальные проблемы атеистического воспитания. Киев: Вищща школа, 1981. - 104 с.j 3.58. Иванов Васил. Идеология: характер и закономерности развития. М.: Политиздат, 1977. - 301 с.
112. Иванов С.К. Социальная психология и идеология. Саранск: Мордовс. книжн. изд-во, 1974. - 122 с.
113. Красников Н.П. Ленинский декрет об отделении церкви от государства и его международное значение. Л.: Знание (РСФСР), 1967. - 20 с.
114. Келле В.Ж. Структура и некоторые особенности развития общественного сознания. М.: Инст-т философии АН СССР, 1964. - 34 с.
115. Келле Н.Я., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. -М.: Госполитиздат, 1959. 263 с.
116. Келле В.Ж. Структура общественного сознания. М.: Знание, 1964. - 48 с.
117. Керимов Д.А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. М.: Мысль, 1979. - 196 с.
118. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. - 472 с.
119. Клотч А. Свобода преимущество социализма. Социализм: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Политиздат, 1981. -119 с.
120. Клочков В.В. Религия. Государство. Право. М.: Мысль, 1978. - 287 с.
121. Клочков В.В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М.: Политиздат, 1982. - 160 с.
122. Коваленко М.М. Идеологическая борьба против религии на Украине и ее значение для атеистического воспитания трудящихся. Киев: Изд-во Киевск. ун-та, 1972. - 96 с.
123. Колоницкий П.Ф. Атеизм и формирование коммунистической личности. М.: Изд-во МГУ, 1975.
124. Копнин П.Ф. Идея как форма мышления. Киев: Изд-во Киеве,ун-та, 1963. 108 с.
125. Комплексный подход к научно-атеистическо^ воспитанию. -Сб. Академии общественных наук. М., 1979, - 237 с.
126. Крупская Н.К. Антирелигиозная пропаганда. М.-Л.: Гос. изд-во, 1929, с.68.
127. Кириченко М.Т. Свобода совести в СССР. М.: Знание, I960. - 39 с.
128. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. -106 с.
129. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 173 с.
130. Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. М.: Знание, 1980. - 64 с.
131. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М.: Мысль, 1971. - 270 с.
132. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. Изд. 2-е. М.: Изд-во Полит, лит., 1983. - 283 с.
133. Кузнецова Н.Ф. Уголовное право и мораль. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 104 с.
134. Колесов Г.И. Социалистический коллектив и атеистическое воспитание. М.: Мысль, 1967. - 64 с.
135. Лебедев Б.К. Исторические формы социальных типов личности. Казань: Изд-во Казане, ун-та, 1976. - 181 с.
136. Ленсу М.Я. 0 дифференциальном подходе к атеистической пропаганде. М.: Знание, 1971. - 32 с.
137. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М.: Мысль, 1975. - 316 с.
138. Лисавцев Э.И. Религия в борьбе идей. М.: Политиздат, 1975. - 64 с.
139. Лукашова Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит-ра, 1973. - 344 с.
140. Лукашова Е.А. Правосознание и укрепление законности в СССР. М.: Гоюриздат, 1957. - 10 с.
141. Маслова А.П. Гуманизм атеизма. М.: Политиздат, 1981. -64 с.
142. Мансуров Н.С., Будов А.И. Общественная психология. О причинах религиозности. М.: Знание РСФСР, 1969. -37 с.
143. Морозов В.П. Правовые взгляды и учреждение при социализме. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 134 с.
144. Могилевский А.Л. Правосознание и религия. Ашхабад: ЫЛЫМ, 1977. - 288 с.
145. Момов Васил. Человек. Мораль. Воспитание. М.: Прогресс, 1975. - 103 с.
146. Межвузовская научно-теоретическая конференция на Teivjy: "ВОСР и осуществление принципа свободы совести". Шау-ляй, 1968. - 96 с.
147. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Знание, 1977. - 64 с.
148. Мшвениерадзе В.В. Роль идеологии в жизни общества. -М.: Знание, 1969. 45 с.
149. I6I. Ярославский Е.М. 0 религии. М.: Госполитиздат, 1958. -640 с.4. СТАТЬИ
150. Анашкин Г.З. 0 свободе совести и соблюдении законодательства о религиозных культах. Советское государство и право, 1965, № I, с.39-45.
151. Бакаев Ю.Н. Ленинский декрет о свободе совести и его осуществление в Сибири. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд. АН СССР, 1977, №11, Серия общ. наук, вып.З, с.39-45.
152. Бражник И.И. Правовое содержание научного атеизма и формирование политической культуры граждан. Вопросы атеизма, 1981, вып. 17, с.12.
153. Грицов А.А. У истоков свободы совести. Вопросы научного атеизма. - М.: Мысль, 1981, вып.27, с.5-24.
154. Егоров А.Г. Социализм и личность ее права и свободы. -Вопросы философии, 1979, №2, с.3-14.
155. Иванов А. Новая конституция о правах, свободах и обязанностях граждан. Наука и религия, 1979, №4, с.24-26.
156. Иванов А. Свобода совести в первых законодательных актах Советского государства. Наука и религия, 1978, №10,с.29-33.
157. Иванов А. Конституционное право на свободу совести. -Наука и религия, 1979, №6, с.25-28.
158. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. В сб.: Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М.: Всесоюз. ин-т по изучениюпричин и разработки мер предупреждения преступности, 1974, с.39-67.
159. Клочков В.В. Соотношение правовой и религиозных систем в эксплуататорских обществах . Советское гос.право, 1976, №4; с.104-111.
160. Кобецкий В.Д. Атеизм советской молодежи. В кн.: Молодежь и современность. - Jl., 1975, с.148-153.
161. Кищин В.А. Социалистическое правосознаниё в период строительства социализма. В сб.: Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе. - М.: Мысль, 1975, с.16-40.
162. Кожурин Я.Я. Свобода совести в СССР и ее гарантии. В кн.: Музеи в атеистической пропаганде. - М.: Гос.музей истории религии и атеизма, 1978, с.81-96.
163. Кузьмин Э. Государство, личность и права человека. -Правда, 1982, 8 января.
164. Нурочкин П.К., Тимофеев В.Д. Свобода совести и атеистическое воспитание. Правда, 1979, 30 марта.
165. Лисавцев Э.И. Социалистический принцип свободы совести и положение церкви в СССР. Вопросы научного атеизма, 1977, вып.22,с.
166. Молчанова А.С. 0 социально-регулятивной функции сознания. -Сб.: Проблемы социальных исследований. Томск: Изд-во Томск, ун-та им. В.В.Нуйбышева, 1972, с.33-44.
167. Мицкевич А.В. Основные принципы социалистического правосознания. В сб.: Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе. - М.: Мысль, 1975, - 183 с.
168. Никитин В.Б. О структуре правосознания. В сб.: Человек и общество. - М.: Изд-во Ленингр. ун-та им.А.А.Жданова,1973, с.123-135.
169. Пузаков А.А. Соотношение религиозной и правовой идеологии в буржуазном обществе. В кн.: Идеологическая борьба и акууальные проблемы философии. - Днепропетровск, 1971,с.104-113.
170. Fy-желите О.С. Дальнейшее совершенствование института свободы совести в Конституции зрелого социализма. В кн.: Конституция СССР и правовое положение личности. - М.: Изд-во Инс-та гос-ва и права АН СССР, 1979, с. I07-II2.
171. Черданцев А.Ф. Специфика правового отражения. Правоведение, 1973, №2, с.100-108.
172. Фомин Н.С. Факторы правового воспитания и методика определения результатов их влияния. Советская педагогика, 1976, №1, с.44.5. АВТОРЕФЕРАТЫ
173. Александрова А.В. Материалистическое понимание диалектики деятельной активности субъекта в общественно-исторической практике: Автореф. Киев: Киевский гос.ун-т им. Т.Г.Шевченко, 1980, 24 с.
174. Артамонова Г.В. Роль идейной убежденности в строительстве коммунизма: Автореф. дисс. М.: МГУ им. Ленина, 1974, 23 с.
175. Анисимов М.М. Политическая идеология и ее социальные функции.: Автореф. дисс. Л.: Лен. гос.пед.ин-т им. Герцена, 1967, 35 с.
176. Боженова Л.С. Социальный анализ творческой активности общественного сознания.: Автореф. дисс. М.: МГУ, 1977, 18 с.
177. Бруханский И.А. Соотношение мировоззрения и идеологии.: Автореф. дисс. Львов: Львовский гос. ун-т им. Ив. Франко, 1980, 22с.
178. Волкова А.Н. Регулятивная функция общественного сознания. (Метод, аспект).: Автореф. М.: МГУ им. Ломоносова, 1979, 17 с.
179. Грицов А.А. Свобода совести в ее историческом развитии.: Автореф. дисс. канд. философ, наук. М.: Акад. общ. наук при ЦК КПСС, 1980, 23 с.
180. Горбунова Т.В. Политическая идеология и классическая психология в процессе формирования политического сознания.: Автореф. М.: МГУ, 1977, 20 с.
181. Дидур И.А. Гносеологические особенности и социальные функции политического сознания.: Автореф. Харьков; Харьк. гос. ун-т, 1977, 26 с.
182. Злобин Г.А. Социалистическое правосознание и его роль в период развитого строительства коммунизма.: Авторев. на соиск. канд. филос. наук. М.: ВПШ при ЦК КПСС, 1962, 16 с.
183. Калашан Л.Х. Закономерности взаимоотношения нравственных и правовых взглядов.: Автореф. Ереван: Ерев. гос. ун-т, 1965, 43 с.
184. Кищин В.А. Социалистическое правосознание как специфическая форма общественного сознания.: Автореф. М.: Моск. гос. пед. инс-т им.В.И.Ленина, 1969, 21 с.
185. Корячкина A.M. К вопросу о соотношении идеологии и общественной психологии.: Автореф. Киев: Киевский гос. ун-т им. Шевченко, 1964, 19 с.
186. Кузнецова Н.Г. Правосознание и его роль в регулировании поведения человека в социалистическом обществе.: Автореф. Львов: Львовский гос. ун-т им. Ив.Франко, 1969, 20 с.
187. Лапшин М.С. Некоторые вопросы марксистско-ленинской теории о роли общественного сознания в развитии общества.: Автореф. Минск: Бел. гос. ун-т им. В.И.Ленина, каф. диалектики и истории материализма, 1958, 21 с.
188. Лапурев Г.П. Правосознание верующих и его особенности.: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Алма-Ата: АН Каз.ССР Инс-т филос. и права, 1979, 16 с.
189. Лысков А.П. Правовая психология и ее место в структуре правосознания.: Автореф. Л.: ЛГУ им. А.А.Жданова, 1969, 15 с.
190. Мальцев Л.А. Взаимодействие философии и правосознания как форм общественного сознания.: Автореф. М.: МГУ им. Ломоносова, 1973, 22 с.
191. Пузаков А.А. Право и религия. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Иркутск: Иркутск, гос. ун-т им. А.А.Жданова, 1967, 24 с.
192. Сапун В.А. Социальная структура правосознания и реализация права.:Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1978, 16 с.
193. Стрижаков В.А. Идеология и ее роль в развитии общества.: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1968, 16 с.
194. Эглитис В.В. Формирование правосознания личности в развитом социалистическом обществе.: Автореф. на соиск. канд. юрид. наук. М.: Акад. общ. наук при ЦК КПСС, 1976, 22 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.