Роль фольклора в формировании образной системы и поэтики художественного текста Ксении Некрасовой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Тер-Миносян, Карине Григорьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Тер-Миносян, Карине Григорьевна
Введение.
Глава I. Художественный мир Ксении Некрасовой как отражение ее человеческой судьбы.
Глава II. Поэтический текст Ксении Некрасовой: семантика, структура, фольклорные истоки.
Глава III. Поэтика белых стихов Ксении Некрасовой и роль фольклора в ее формировании.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэзия Ксении Некрасовой: художественная интуиция и лирический пафос2003 год, кандидат филологических наук Бухарова, Ирина Георгиевна
Стиль поэзии Леонида Сафронова2011 год, кандидат филологических наук Пиотровская, Елена Павловна
Художественно-философское осмысление Первой мировой войны в русской поэзии 1914-1918 гг. в историко-культурном контексте эпохи2013 год, доктор филологических наук Герасимова, Ирина Федоровна
Идеал человека в лирике Н.А. Некрасова в свете православной традиции2012 год, кандидат филологических наук Макарова, Светлана Николаевна
Поэтическое творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой2004 год, кандидат филологических наук Юрьева, Марианна Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль фольклора в формировании образной системы и поэтики художественного текста Ксении Некрасовой»
Творчество Ксении Некрасовой представляет собой особое явление в русской художественной словесности. По утверждению Н. Савельевой «Верлибры Ксении Некрасовой берут начало в фольклорной традиции, её стихи мудры и прекрасны, а судьба тяжелейшая, как и у большинства поэтов^ Уникальность ее художественного наследия обусловлена прежде всего тем, что начало творческого пути связано с тем периодом, когда традиции русской классики подвергались критике, художественные произведения «корректировались» в связи с новой идеологией и эстетикой, с новой эпохой.
Литературное наследие Ксении Некрасовой невелико, всего несколько изданных сборников стихов и мемуарная проза, но на сегодняшний день оно остается малоисследованным и малоизученным, нет монографических и специальных исследовательских работ по её творчеству, имеется ряд литературоведческих статей М. Алигер, Н. Асеева, В. Тимофеева и др., изданных как предисловие к публикациям ее стихов в сборниках и периодических изданиях, также имеется несколько диссертационных исследований, в которых творческое наследие Ксении Некрасовой рассматривается в духовно-философском контексте мифологической поэзии, это позволяет говорить об актуальности поставленной проблемы.
Объектом исследования является поэтическое творчество и мемуарное наследие Ксении Некрасовой.
Предметом исследования выступают особенности формирования и развития художественно-поэтического мышления Ксении Некрасовой.
Цель исследования,- выявить доминирующие мотивы и концепты в духовном и художественном мышлении поэтессы, формирующие ее мир и философско-гуманистическое сознание. На основе этих положений сформулированы следующие задачи: осмыслить художественное своеобразие лирики поэтессы, специфические формы ее общения с традициями русской классической поэзии и с теми явлениями, которые были характерны для творческих исканий литературной эпохи - времени проявления и развития личности; определить сущностные качества поэтического мышления Ксении Некрасовой, которые создают образ родины, воспроизводят первородный колорит русской природы и русского языка; выявить корневые точки формирования в художественном творчестве автора концептов устной лирики и совершенно неповторимое своеобразие «фольклорности» ее поэтического языка и образной системы; попытаться расшифровать код поэтического знака Ксении Некрасовой, связанный с неповторимым единством «сотворенной» Богом ЕЕ жизни и «сотворенного» ее словами и мыслями божественного мира; выявить роль и идеи юродивого вг «живой жизни» поэтессы и их значение в формировании художественно-философского мира автора, пути творящей личности к святости, нравственному совершенству и духовно-созидательной жертвенности; раскрыть особенности гармоничной связи фольклорного и ритми-ко-звукового многообразия в лирике Ксении Некрасовой как непосредственного камертона духовного и психологического состояния творящей личности; показать жанрово-стилистическое богатство поэтической системы Ксении Некрасовой, образующее внутреннее, структурное единство времени, события, пространства в мышлении автора.
Методологические основы диссертационного исследования сформулированы на сопоставлении типологического, историко-культурного, сравнительно-исторического и поэтико-аналитического подходов к изучению сложного художественного явления, каким, безусловно, является творчество Ксении Некрасовой. К лингвистической, структурально-языковой и метрической системе анализа текстов мы обращаемся в редких случаях, потому что для нашей работы, мы считаем главной, корневой идеей связь фольклорной поэтики с редким случаем исключительности, авторского текста, который весьма внешне идентичен с фольклорным, при этом остается в высшей степени оригинальным, личным. Мы опирались на известные труды С. Аверинцева, И. Арсеньева, А. Ахматовой, М. Бахтина, Н. Бердяева, А. Бушмина, К. Бюлера, В. Вайдле, В. Виноградова; Ф. Жирмунского, JL Звягинцева, Н. Конрада, В. Кухаренко, А. Леонтьева, Ю; Лотмана, М. Фуко, В. Хализева и др. Для изучения проблем мифологии использованы труды А. Тахо-Годи, М. Бахтина, А. Лосева и других. Мы обращаемся и к конкретным трудам по проблемам русского литературного процесса 20-30-х и более позднего времени.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что, во-первых, проблема теоретического изучения творчества Ксении Некрасовой в контексте художественных исканий российской духовной жизни XX века ставится в концептуально-последовательной системе именно в нашей работе; во-вторых, мы определили кардинальную, генеральную линию нашего исследования как единство фольклорного и авторского в эстетических исканиях поэтессы; в-третьих, мы рассматриваем творчество Ксении Некрасовой как автономное явление, но пытаемся объяснить корневую связь поэтессы с русской литературной классической традицией в арсенале исканий российской литературы первой половины XX века.
Литературное творчество Ксении Некрасовой мы рассматриваем в контексте литературного процесса, в то же время считаем её художественное наследие совершенно уникальным и самостоятельным явлением. Основные положения, которые выносятся на защиту: 1. В российской (затем общесоюзной) картине мира, которая оказалась фактически важной частью общеславянского культурного наследия, \ происходили процессы, которые с самого начала размежевали общекультурную славянскую (русскую, украинскую, белорусскую, польскую, югославско-сербскую и др.) традицию на отдельные славянские (особенно восточные) образования, выделив последние в большинстве случаев как идеологические формирования, тем самым поставив на карту существование самой идеи славянско-православной духовности, при этом центрально-европейские и южные славяне оставались под эгидой общей православной идеологии (поляки, чехи, словаки, сербы и др.), что и дало Н. Бердяеву повод высказать известную в науке мысль о том, что Россия (то есть восточные славяне, самые многочисленные в православно-христианском мире), не выполнила своей исторической миссии, не объединила всех славян под эгидой русского православия.
2. В годы возникновения и становления идеологии и эстетики большевизма не могло быть и речи о том, что русская духовность обретает новую волну в своем развитии на корнях православия; («мы на это не пойдем». - Н. Бухарин); она пошла по пути коммунистического (то есть общетоталитарного; новородового-рабовладельческого) утопизма, в котором нет и не могло, быть места идеологии и многовековой практике русского православия; в этой ситуации родилась культура, литература, чуждая идеологии русского православия, затем - всего славянского мира; социальные идеи, какими бы они ни были привлекательными, не есть еще национальные, в том числе русско-православные; поэтому возникла духовная ситуация в России, чуждая нравственному и морально-эстетическому состоянию нации, она породила антинациональную, следовательно, антиобщенародную культуру; были, конечно, и исключения. В этих исключительно тяжелых условиях зародилась и становилась поэзия Ксении Некрасовой.
3. Огромное количество людей православного звания в одночасье отвернулось от своего духовно-христианского родника - России, послав анафему большевистской хартии и попытавшись обосноваться где-нибудь вне русско-православного пространства; на Родине остались те, которые не могли уехать, или единицы, которые не хотели этого сделать, предоставив опустошенное русско-православное пространство большевикам, чаще всего не славянского, а иного происхождения; немногие верили в Россию, но были такие, кто верой, и правдой хотели ей служить (А. Ремизов, Евг. Замятин, М. Шолохов, А. Платонов, Н. Шмелев, И. Бунин, А. Добролюбов). В самый напряженный период 30- годов XX века появились произведения Ксении Некрасовой.
4. Ксения Некрасова привнесла в поэзию и русскую культуру в целом русский духовный мир, пространственно и по времени простирающийся от самых древних «скитовых» образований до сознания сегодняшней трактористки-комсомолки; то есть в себе она возродила Россию и хотела убедить всех — в том, что они составляют единую национально-духовную и национально-русскую, православную общность.
5. В поисках русско-православной духовности, имеющей тысячелетнюю историю, она пришла к корневым началам, к слову устному, к эстетике народного творчества, к силе и духу поэтического вдохновения русского художественного сознания - не рационально, не в результате определенных умозаключений или интеллектуально-мозговых решений, а исключительно в результате непосредственного подчинения жизни своей души душе и поискам русского народа, русского христианско- • православного мира; потому картины современного мира (атрибуты новой эпохи) без напряжения приобрели в ее лирике статус вечного, всегдашнего, давно существовавшего, только ожившего в новое время христианского мира.
6: Лирика Ксении Некрасовой оказалась чрезвычайно современной, хотя и не была официально признана, востребована долгие десятилетия, ибо в ней отражены этапы тысячелетнего духовно-нравственного развития опыта русско-православной национальной идеологии. Изучение лирики Ксении Некрасовой представляется в этом ракурсе чрезвычайно современным и необходимым; в этом контексте своеобразное юродство, отречение от себя во имя всех, радость и доброта для всех, готовность принятия на себя страданий от мученичества и жертвенности — залог спасения русской души, русской христианско-православной основательности и будущности.
Теоретическая и практическая значимость исследования видится нами в том, что оно может ориентировать сознание современных аналитиков литературы на необходимость всестороннего рассмотрения творческого наследия Ксении Некрасовой с целью воссоздания общей объективной картины русской литературы первой половины XX века, а это, в свою очередь, даст возможность и продиктует необходимость для радикальных изменений критериев в оценке литературного процесса в России 20-30-х годов. Практическое значение работы в том, что материал предлагаемого исследования может быть использован в пересмотре структуры и содержания учебников и учебных пособий по истории русской литературы 20-50-х годов, в создании спецкурсов и семинаров.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, на кафедре литературе Армавирского лингвистического университета и отражены в основных публикациях по теме диссертации и выступления на конференции.
Структура работы продиктована ее содержанием, она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Лирика Ю.В. Жадовской: Мировидение и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Трушина, Елена Анатольевна
Художественный мир Н. И. Рыленкова2001 год, кандидат филологических наук Чернышева, Татьяна Николаевна
Поэзия Спиридона Дрожжина: опыт монографического исследования2002 год, кандидат филологических наук Бойников, Александр Михайлович
Лирика Фазу Алиевой.: Жанровое своеобразие и особенности поэтики2000 год, кандидат филологических наук Сулейманова, Марьям Саидовна
Классические жанровые формы и их художественные модификации в лирике С.А. Есенина2013 год, кандидат филологических наук Петрова, Мария Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Тер-Миносян, Карине Григорьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях декларативно-парадной торжественности, ставшей главным пафосом советской литературы 30-50-х годов, не многим поэтам удалось, сохранить подлинность и живость художественного слова, не восхвалять кумиров эпохи, а воспеть свой народ, его неповторимое духовное своеобразие. Одним из этих немногих поэтов была и Ксения Некрасова. Ее белые стихи никак не гармонировали с общим направлением официальной художественной политики, в них ни разу не упоминаются концептуальные символы общественно-политического режима 30-50-х годов: Лишь в одном стихотворении как характерная- примета времени показана Красная площадь с потоком людей к ленинскому мавзолею у Кремля. Но и эта зарисовка, скорее всего, напоминает народ, идущий в Храм на богослужение, чем-фанатиков, жаждущих лицезреть облик великого вождя. Тем не менее, не будучи «придворной» поэтессой, Ксения Некрасова не стала и представительницей диссидентской литературы. Она душой и сознанием была обращена к русскому народу, к красоте и правде русской земли, воспринимала как Богом данную реальность жизнь простого народа. И она сама жила вместе со своим народом этой суровой, полной страданий жизнью, не отступив ни на шаг от нее, всегда осознавала себя частицей России, русского, народа («Я долго жить должна, - я часть Руси»).
Героями поэтических зарисовок Ксении Некрасовой являются только простые люди - люди труда: рабочие, колхозницы, метельщицы, художники, поэты, мастеровые. Они находят всегда свое место в делах и заботах великой русской земли, и трудятся они, как богатыри-созидатели, чтобы воскресить родные просторы, чтобы упрочить и украсить величие России. Она изображает простых, спешащих на работу людей или метельщиц, представляющих самый нижний срез советской социальной пирамиды. И изображает их с особой поэтической симпатией, свидетельствующей о ее глубинной духовной связи со своим народом.
Годы Великой Отечественной войны стали для Ксении Некрасовой самыми сложными и трудными в ее судьбе и творчестве: гибель сына, болезнь мужа и ее самой, в результате чего она* стала инвалидом. В' лирике Некрасовой это все и сама война нашли глубокое философское осмысление. Поэтесса изображает войну как катастрофу всемирную, несущую неисчислимые бедствия простому народу. В зарисовках военных лет у Ксении Некрасовой показываются, рядовые солдаты, сержанты, летчики, инвалиды, мужеством которых вершился суд на поле брани и которые вынесли на своих плечах все тяготы жестокой войны или стали ее жертвами. И здесь облик войны, ее быт, ее пейзаж имеет весьма своеобычное содержание - осознание всеми защитниками родины своей ответственности перед нею.
Тем не менее, трагедия войны, свои собственные утраты в ней не внесли в творчество Некрасовой1 особого уныния, тоски, ощущения конца жизни и т.д. Лишь в отдельных стихах проскальзывают нотки грусти и, печали, связанные с воспоминаниями. Нищая и бездомная? поэтесса в трудные послевоенные годы, воспевает красоту земной жизни. Отсюда ее стихи наполнены солнцем, запахами цветов и трав. Отсюда ее поэтическое пристрастие к искусству и мастерам искусства: художникам, музыкантам, поэтам, камнерезам, археологам, открывающим искусство древности. Искусство в ее понимании органически связано с красотой земной жизни, воспроизводит и утверждает эту красоту, Созидательный труд человека совершенствует земную красоту, и она поет этому созидательному труду и его мастерам свои гимны.
По характеру поэтики свободные стихи Ксении Некрасовой представляют уникальное явление в русской литературе. В них органически сочетаются, синтезируются традиции русского народного стиха, русской поэзии Х1Х-ХХ столетий с живой народной речью.
Белые, нерифмованные стихи Ксении Некрасовой неразрывно связаны с традициями русской народной поэзии. Поэтесса в качестве ритмомелодической основы своей лирики сознательно избрала нерифмованный стих, который, по ее собственным словам, построен «на глубокой мысли и образе, где словам тесно, а мыслям просторно». Будучи гибким, пластичным, белый стих позволял поэтессе лучше передавать многогранные интонации живой речи. Практикуя различные стихотворные размеры - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, Ксения Некрасова, как правило, свободно переходила с одного стихотворного размера на другой, структурировала стиховые синтагмы часто без соблюдения их канонической симметричности по количеству тех или других стихотворных стоп, практиковала строфы с разным, непропорциональным количеством стихов. Такие свободные стихи позволяли поэтессе широко использовать в структуре произведений и фрагменты живой народной речи, не имеющие стиховой ритмомелодической организации. Такой свободный стих в наибольшей мере отвечал эстетическим взглядам поэтессы, ее главному принципу: «как живу, так и пою».
Отдельные стихи Ксении Некрасовой написаны с канонической строгостью. В них соблюдается пропорциональность ритмики, симметричность стихов в строфе, используется выразительная рифма, В крупноформатных стихах нередко встречаются, рифмованные фрагменты с пропорциональностью ритма и симметричностью строфики. Все это свидетельствует о том, что поэтесса при желании могла успешно пользоваться каноническими формами стиха. Однако, судя по ее высказываниям, ее не устраивали «стародавние ритмы», она искала «новые пронзительные песни», ритм. Новые ритмы, новые пронзительные песни поэтесса нашла в русской народной речи, в народной поэзии, ставших основой ее поэтического творчества.
Богата, многообразна и поэтическая образность стихов Ксении Некрасовой. Она мастерски использует яркие сравнения, метафорические образы, колоритные эпитеты, олицетворения, гиперболы, и другие художественные средства, владеет обширным арсеналом художественных средств, сформированных русской поэзией на всем протяжении ее развития. В целом ряде случаев усложненная метафорическая образность свидетельствует о заметном влиянии поэзии серебряного века - А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина и других авторов. Однако в целом ее образная поэтика в значительно большей мере отражает влияние простого и ясного слога А.Пушкина, открытой простоты русских народных песен, былин, сказок, живой разговорной народной речи. Органическое сочетание этих разных по своим истокам образно-стиховых начал определяет самобытность поэтики Ксении Некрасовой в целом.
В литературной среде советской эпохи было распространено устойчивое мнение, что стихи Ксении Некрасовой слишком просты, наивны, а в ряде случаев представляют обыденную прозу. Наше исследование стихотворных текстов К. Некрасовой (они все исследованы и включены в диссертацию) позволяет решительным образом опровергнуть это расхожее суждение: оно совершенно не состоятельно. За внешней простотой стихов Ксении Некрасовой при тщательном анализе видится и глубина содержания, доходящего до высоких философских размышлений, и отточенное мастерство искусного художника слова. Построенные на народной речевой основе, стихи Ксении Некрасовой, благодаря мастерству поэтессы, буквально искрятся разноцветными красками русской живой речи.
В науке давно заметили, что в преклонном возрасте, на грани ухода из жизни у многих людей появляется ощущение своей неразрывной связи со всем земным и даже с космосом. Человек начинает остро осознавать себя как частицу вселенной. На этой психологической основе во всех религиях сформировались свои мифы о загробном мире и бессмертии души человека. Вероятно, в связи с тяжелыми утратами и болезнью у Ксении Некрасовой рано сформировалось это космическое ощущение своей сопричастности ко всему земному. В органическом сочетании с глубинным народным самосознанием, ощущением себя как частицы народа это определило лирический жизнеутверждающий оптимизм ее стихов, отчетливо противопоставленный официозному оптимизму массовой советской поэзии 3050-х годов. Источником жизнеутверждающего оптимизма Ксении Некрасовой были не политические лозунги эпохи, обещавшие народу коммунистический рай, а глубинное народное понимание того, что политики с их режимами приходят и уходят, а народ бессмертен. И созидательный труд вершится народом не во имя политиков и их режимов, а во имя будущего своего народа, во имя Земли, на которой он живет.
Концептуальными символами ее поэзии были не общественно-политические лозунги эпохи, а совесть, искренность, правда, человечность, труд, красота Земли.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Тер-Миносян, Карине Григорьевна, 2008 год
1. Абаньяво Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. Перевод с итал. СПб., 2001.
2. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Распаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В: Категории поэтики в смене литературных эпох. М., 1987.
3. Алигер/ Маргарита. Жгучее воспоминание/О; поэтессе К. Некрасо-вой//Вопросы литературы, 1978. № 7.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 х т. т.1. М., 1980.
5. Арсеньев И.С. Из русской культурной и творческой традиции. — М., 1959.
6. Арсеньев И.С. О лирическом стиле и некоторых лирических темах Пушкина // Записки русской академической группы в, США. Т. 9. -Нью-Йорк, 1975.
7. Асадов Э. Остров Романтики.-М., 1969. . > -., ;.
8. Асеев Н. Стихотворения. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. - Mi, 1967. ;
9. Ахмадулина Б. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, 1998.
10. Ахматова А. Стихотворения. Поэтическая Россия.-Мц 1977.
11. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. М:, 1993.
12. Бальмонт К. Избранное. Стихотворения, переводы, статьи.- М;, 1980.
13. Баранова Т. Я пою от имени всех//Вопросы литературы. № 4, 1997.
14. Барковский Н. Мир, создаваемый литературой.-М:, 1989.
15. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. /Пер. с фр. М., 1989.
16. Барто А. Собрание сочинений в 4 т. М., 1981.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
18. Бахтин М.М:.Язык в. художественной литературе // Собр.соч.: В 7 т. — М., 1996.
19. Бек Т. Как уменьшить на четвертушке небо. О поэтессе Ксении Некрасовой // Лит.газета, 1998, № 39.
20. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. М., 1991.
21. Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны, 1941-1945.-М., 1978.
22. Бестужев-Марлинский А.А. Собрание стихотворений. Библиотека, поэта.-М., 1948.
23. Бицилпи П.М. Этюды о русской поэзии. Прага, 1926.
24. Блаженова Т. Ксения Некрасова // Крестьянка, 1998, № 4.
25. Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т. Л., 1980.
26. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
27. Божович Л.И. Личность. М., 1960.
28. Болдуин Д. Сегодня и вчера. М., 1973.
29. Борзенков В., Фролов И. Познание человека: комплексный подход. -М., 1995.
30. Брехт Б. О литературе. М., 1977.
31. Брюсов В. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, 1996.
32. Брюсов В. Стихи. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. - М., 1967.
33. Брюсов В .Я. Избранное. М., 1982.
34. Булгаков С.Н. Нация и человечество (1934) //Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. -Т. 2.-М., 1993.
35. Буслаев Ф. О литературе. Исследования. Статьи. М., 1990.
36. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л., 1969.
37. Бушмин А. С. Наука о литературе. М., 1980.
38. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 1993.
39. Введенский В. Полное собрание произведений в 2-х т. М., 1993.
40. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии. Введение в фоносемантику поэтической речи. Париж, 1980.
41. Венок Ахматовой. Составители Голубовский Е.М., Сауленко Л. Л. — Одесса, 1989.
42. Веселовский А.И. Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 5.-СПб., 1889.
43. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
44. Вечер поэзии. Репертуарный сборник.-М;, 1964.
45. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1959.
46. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
47. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989:
48. Вопросы методологии литературоведения;-М.; Л., 1966.
49. Восхождение к гармонии/Сост. и авт. предисл. Капралова P.M. М;, 1989:50;. Выготский Л.Р. Психология искусства. М., 1986.
50. Вяземский П.А. Сочинения в двух томах.-М;, 1982.
51. ГалковскишД. Поэзия советская/ТНовый мир. 1992, № 5.
52. Гамзатов Р. Покуда вертится Земля.-Махачкала, 1976.
53. Гиндин С.И. Что такое текст и лингвистика текста// Аспекты изучения текста: Сб. научных трудов. М., 1981.
54. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе Л:, 1971.
55. Гончаров В. Стихи. Библиотека советской поэзии. -М., 1968.
56. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991.
57. Евтушенко Е. Стихотворения.-М., 1999.
58. Есенин Е. Сочинения. М., 2000.
59. Жизнь и Поэзия Одно. - М., 1987.
60. Жирмунский В.М; Байрон и Пушкин. Л., 1978.
61. Жуковский В.А. Собрание сочинений в четырёх томах. М., 1959.
62. Жуковский В.А. Баллады и стихотворения.- М., 1990.
63. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 2000.
64. Закрыт нам путь проверенных орбит. Возвращение поэзии. Волошин М., Гумилев Н., Мандельштам О — М., 1990.
65. Звягинцев JI. Как жемчуг русские слова. (О поэзии Ксении Некрасо-вой//Наука и религия. 1994, №11.
66. Иванов Н: Смех против страха или Фазиль Искандер. М., 1990.
67. Ивашева В.В. Что сохраняет время. М., 1979.
68. История всемирной литературы: В 8 т. М., 1989.
69. Казакова Р. Страна Любовь. Mi, 1980.
70. Казин В. Стихотворения. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в 50-ти книжках. - М., 1967.
71. Капнист В.В. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1973.
72. Кирсанов С. Собр. соч. в 4-х томах. М.", 1974.
73. Климова Г. Московская Муза, XVII-XXI. Антология. М., 2004.
74. Кольцов А. В. Сочинения. М., 1984.
75. Конрад Н.И. О некоторых вопросах истории мировой литерату-ры//Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1987.
76. Кочетков А. С любимыми не расставайтесь! Стихотворения и поэмы. -М., 1985.
77. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения//Ж-л «Иностранная литература», № 3, 1998.
78. Кузько Т. Я надела бархатное платье. Из воспоминаний о поэте Ксении Некрасовой // Лит.Россия, 1994. № 37.
79. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Л:, 1979.
80. Кюхельбекер В. Стихотворения. М., 1939.
81. Лебедев-Кумач В. Избранное. Стихотворения. Песни. М., 1984.
82. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
83. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
84. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1969.
85. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
86. Лившиц В. Избранные стихи. М., 1974.
87. Литературный энциклопедический словарь.- М., 1987.
88. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
89. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха/Пособие для студентов. Л., .1972.
90. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Ученые записки Тартуского университета. Вып.683. — Тарту, 1986:
91. Луговской В; Стихотворения и поэмы: Библиотека поэта: Большая серия. 2-е изд.-М., 1966.
92. Луговской В. Лирика.-М;, 1958:
93. Майков Н. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия.-Л.,,1977.
94. Мамардашвили М.К. Философия и личность //Ж. Человек. № 5, 1994.
95. Мандельштам О. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону,, 1996.
96. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.-М., 1999. ;:
97. Мартынов Л. Стихи и воспоминания. Вступительное слово, подготовка текстов и публикаций Талины Суховой — Мартыновой // Арион, журнал поэзии — М., 1995, № 2.
98. Маяковский В.В. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. 2Le изд. М., 1963.
99. Мейлах В:С. Художественная картина мира' как комплексная проблема // Кн. Мейлах B.C. Процесс творчества и художественное восприятие. -Ml,, 1985.
100. ЮГ.МинЦ'З.Г. Функция реминисценций-в поэтике А. Блока // Ученые записки / Тартуского ун-та. Выт 308. -Тарту, 1973.
101. Набоков В. Стихотворения и поэмы. Из поэтического наследия XX века.-М., 1991.
102. Наровчатов С.С. Берега времени. -М., Современник, 1976.
103. Некрасова К.А. Ксения Некрасова: сборник. М., 1995!
104. Некрасова К. А. Судьба. Кн. стихов. -М., 1981.
105. Некрасова К.А.Краткая литературная энциклопедия. — М., 1968.
106. Некрасова Ксения: Баллада о прекрасном/Публик. Л.Е.Рубинштейна. Новый мир. 1970, № 3.
107. Некрасова Ксения: Стихотворения/ТКрестьянка, 1998, №4.
108. Некрасова Ксения: Улица Горького (стихи)//Публик. JI.E. Рубинштейна; Новый мир, 1982, № 2.
109. Николаева-С.А. Дети и война. М., 1991.
110. Ш.Нирё Л.О. Значении и-композиции произведения//Семиотика и художественное^ творчество. М., 1977.
111. Овчаренко Т.А. Русский свободный стих. М., 1986.113: Озеров Л. Я полоскала небо в речке. Стихи Ксении. Некрасовой/Домена, 1992. № 1.
112. Окуджава Булат. Милости судьбы. М., 1993.
113. Павлов Н. Открывая современника. Звезда Востока. 1982, № 4.
114. Пастернак Б. Стихи. Россия Родина моя. Библиотечка русской, советской поэзии в пятидесяти книжках. - М., 1967.
115. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Составитель Л.А. Озеров. Л., 1976.
116. Песнь Любви. Стихи. Лирика русских поэтов. М., 1967.
117. Пицкель Ф. Маяковский и пути развития лирики XX века // ж. «Русская литература», 1973, № 2.
118. Плещеев А.Н. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. — М. Л., 1964.
119. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического' развития литературы. М., 1987.
120. Пригожий И., Сгепгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени.-М., 1994.
121. Приставкин А.И. Ночевала тучка золотая. — М., 2000.
122. Психология душевных волнений. //Психология эмоций /Под ред. В. К. Вилюнасе, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
123. Путешествие в Страну Поэзия. — JL, 1968.
124. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. СПб., 1997.
125. Радищев А.Н. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.-Л., 1975.
126. Раевский В.Ф. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. М., 1967.
127. Резник О. О некоторых чертах советской литературы в годы Великой Отечественной войны. М., 1947.
128. Реизов Б.Г. История и теория литературы. М., 1987.
129. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию становления человека. М., 1994.
130. Рождественский Р. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, 1997.
131. Рождественский Р. Радар сердца. Избранные стихи. М., 1971.
132. Рубинштейн Л. И шелест буйных трав мой возвышал язык/К 70-летию со дня рождения К.Некрасовой//Лит.газета, 1982. 12 мая.
133. Русская женская поэзия о любви: любить обречена М., 2006.
134. Русская литература XX века в современной школе: вопросы теории и методики// Сборник статей и материалов. Ставрополь, 1996.
135. Русская поэзия начала XX века. М., 1977.
136. Русская советская поэзия. Под ред. Л.П. Кременцова Л., 1988.
137. Русская советская поэзия. Сборник стихов: 1917-1947. -М., 1948.
138. Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти томах М., 1996.
139. Священная война. Стихи о Великой Отечественной Войне. М., 1966.
140. Сидоров Е. Время; писатель, стиль: О советской прозе наших дней. -М., 1978.
141. Скобелев А.В., Шаулов С.М. Концепция человека'и мира. Воронеж, 1990.
142. Скрытая правда о войне: 1941 г. Неизвестные документы. М., 1992.
143. Слуцкий Б. Судьба. Стихи разных лет. М., 1990.
144. Случевский К.К. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия.-М., 1962.
145. Смеляков Я. Ксеня Некрасова. Стихотворения. Круг чтения. — М., 1989.
146. Смеляков Я. Стихи. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. - М., 1967.
147. Смена литературных стилей: На материалах литературы XIX-XX веков. -М., 1974.
148. Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. М., 1972.
149. Советская литература и новый человек//Сборник статей под редакцией В.А. Ковалева и В.В. Тимофеевой. JL, 1967. • .
150. Соловьев В. Избранное. Библиотека поэзии. — СПб., 1998.
151. Сологуб Ф. Звезда Маир. Стихотворения. Серия «Мир поэзии». М., 1998.
152. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
153. Степанов Ю.С. Язык художественной литературы // Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990.
154. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. -Минск,-М.5 1995.
155. Сумароков А.П. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1957.
156. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. М., 1967.
157. Сучков Б. Исторические судьбы реализма: Размышления о творческом методе.-М., 1977.
158. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология, М., 2002.
159. Твардовский А.Г. О литературе. М., 1973.
160. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. -М., 1974.
161. Тимофеев Л.И. Советская литература и война//Ж-л «Знамя», № 11, 1942.
162. Тимофеев В.П. Избранные статьи. Челябинск, 1986.
163. Тимофеева В.В. Пути художественного исследования личности: Из опыта советской литературы. Л., 1975.
164. Тихонов Н. Избранные произведения в 2-х т. М., 1967.
165. Тредиаковский В.К. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. — М., 1963.
166. Три века русской поэзии. Составитель Николай Банников: М., 1968.
167. Тургенев И. С. Собр. соч., том. 12. М., 1958.
168. Тынянов Ю.Н Проблема стихотворного языка: Статьи. М., 1965.
169. Тюпа В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.
170. Тютчев Т. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, 1996.
171. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л., 1957.
172. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.
173. Федоров В. Стихотворения. Россия Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках. - М., 1967.
174. Фет А. Воздушный город. Стихотворения 1840-1892 гг. Из поэтического наследия. М., 1996.
175. Философия возвращенной литературы: Сборник статей. М., 1990.
176. Феофанов К.М. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. — М, — Л., 1962.
177. Фрейд 3. Поэт и фантазия // Вопросы литературы. №8. 1990.
178. Фромм Э. Имеет или быть. М., 1990.
179. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М., 1994.
180. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
181. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
182. Фрэнк Д. Пространственная форма1 в современной литературе. — М., 1987.
183. Фуко М. Герменевтика субъекта //Социо-Логос. Вып. 1- М.,1991.
184. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.
185. Хайлов Л. Грани рассказа: Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М., 1971.
186. Халиев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
187. Хализев В. Б. Спор о русской литературной классике в начале XX века // Русская словесность. № 2. 1995.
188. Хализев В.Е. Жизненный аналог художественной образности. Принципы анализа литературного произведения. — М., 1984.
189. Хлебников В. Собрание сочинений в 6 т. Ред. Р.В. Дуганова. М., 2000.
190. Хлебников В. Я для вас звезда. Стихотворения. Мир поэзии. М., 1999.
191. Хлебников В. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Малая серия. Изд-е 3-е. Л., 1968.
192. Хранченко М.Б. Человеческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1975.
193. Христианство: Энциклопедический словарь — М., 1995.
194. Цветаева М. Собрание сочинений в 7 т. М., 1994.
195. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). -М., 1982.
196. Чернец Л.В. Мир литературного произведения // Поспеловские чтения.-М., 1997.
197. Шаламов В. Стихотворения. М., 1988.
198. Шефнер В. Годы и миги. М., 1983.
199. Шефнер В. В этом веке. Стихи разных лет. Л., 1987.
200. Щипачев С. Мир ее стихов //Некрасова К. Судьба. -М., 1976. 203.Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков.-М., 1988.
201. Эфендиев Ф.С. Русская тема в лирике Кайсына Кулиева / Ж-л «Научная мысль Кавказа». Ростов-на-Дону, № 4, 1997.
202. Эх, дороги! Песни, стихи, проза о войне. М., 2000.
203. Юдин В.Л. Человек. История. Память. М., 1990.
204. Юдин А. Русская народная духовная культура, М., 1999.
205. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
206. Ямпольский Б. «Покуда над стихами плачут.» // Вопросы литературы, 2001, №5.
207. Ярцева В.Н. Взаимоотношения грамматики и лексики в системе языка. -М., 1968.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.