Ритм прозы И. С. Тургенева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Арустамова, Анна Альбертовна

  • Арустамова, Анна Альбертовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Пермь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 190
Арустамова, Анна Альбертовна. Ритм прозы И. С. Тургенева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Пермь. 1998. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Арустамова, Анна Альбертовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РИТМ КАК ОБЪЕКТ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 2. РИТМИКО-СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ

И.С.ТУРГЕНЕВА

Глава 3. ГЕРОЙ И МИР В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА

"ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО"

Глава 4. РИТМ И ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ЦИКЛА

И.С.ТУРГЕНЕВА "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ритм прозы И. С. Тургенева»

ВВЕДЕНИЕ

В современном отечественном литературоведении - в области теории, истории литературы, методологии литературоведческого анализа - происходят значительные изменения. В поле зрения ученых оказываются категории, которым ранее не уделялось существенного внимания. Все чаще появляются работы, выполненные на стыке наук (литературоведения и лингвистики, литературоведения и искусствознания и т.д.). Изменения касаются и терминологического аппарата литературоведения. Обновляются методологические подходы к изучению литературного процесса.

В связи с "возвращением" в научный обиход запретных ранее имен писателей, философов, литературоведов, достижений мысли русского зарубежья возникла настоятельная потребность пересмотреть классическое наследие, вписать его в более широкий литературный и культурный контекст, представить литературный процесс в его целостности. Сегодня остро ощущается необходимость в создании новых концепций литературного процесса, более точных представлений о месте в нем писателей-классиков.

Эти проблемы становятся особенно актуальными при изучении творческого наследия Тургенева - писателя, одного из наиболее "открытых" не только русской, но и мировой культуре.

Тургеневедение в отечественном литературоведении развивалось в нескольких направлениях: исследование идейно-философских, эстетических позиций писателя (90; 91; 109; 111; 121;), изучение художественного мира Тургенева (95; 105; 133; 142), рассмотрение поэтики прозы писателя (88; 89; 93; 97-98; 112; 132). Многие аспекты творчества писателя глубоко исследованы Г.Курляндской, А.Батюто, Г.Бялым, П.Пустовойтом, Ю.Лебедевым, В.Марковичем, С.Шаталовым и др. (9091; 109-114; 119-121; 124; 130; 206-207). Сегодня нам доступны и работы представителей русского зарубежья (85; 96; 103; 105).

Вместе с тем возникает ощущение завершенности определенного этапа в изучении творчества писателя. Все чаще появляются работы обобщающе-итогового характера. В центре внимания ученых оказываются результаты иссле-

дований последних десятилетий в области изучения творчества писателя (см. статьи: Тюхова Е. Тема "Тургенев и Чехов": итоги изучения; Тюхова Е. Конкретно-историческое и универсальное в творчестве Тургенева: итоги изучения; Курлянд-ская Г. Исследования последних лет о Тургеневе - 135-136).

Подведение итогов - ведущая тенденция современного тургеневедения - плодотворно и необходимо. Однако возникает настоятельная потребность в изменении устоявшихся представлений о вкладе писателя в развитие реализма, связях творчества Тургенева с другими направлениями русской литературы. В некоторых работах такие попытки предпринимаются. Так, Ж.Зельдхейи-Деак (102), не ограничивает творчество писателя принадлежностью к реализму, а устанавливает связи между Тургеневым и русским символизмом.

Нельзя считать исчерпанным и вопрос о своеобразии стиля Тургенева, связи стиля с художественным мышлением писателя, особенностями его мировидения. Наблюдения над стилем Тургенева делались неоднократно (110; 191; 229; 247), однако до сих пор исследователями охвачены не все его аспекты, не выявлены в полном объеме особенности эволюции стиля писателя.

Проблемы, стоящие перед тургеневедением, требуют новых методик исследования, обращения к категориям, понятиям, входящим в практику современных литературоведческих исследований. Одной из таких категорий является категория ритма художественной прозы.

Исследование ритма прозы Тургенева является новым подходом к исследованию поэтики писателя, обеспечивает проникновение в более глубокие ее слои, системность ее изучения. Как представляется, целый ряд особенностей стиля писателя может быть осмыслен только путем комплексного исследования ритма его прозы, включающего анализ ритмов и других уровней художественной системы: сюжета, композиции, системы образов, повествования, пространства и времени.

Вместе с тем целостного представления о ритме прозы Тургенева в литературоведении не создано. Ритмическая система писателя практически не описана. Изучение ритма прозы Тургенева осложняется ее теоретической неразработанностью проблемы.

Спектр представлений об этой категории поэтики чрезвычайно широк. Разные точки зрения условно можно свести к двум противоположным позициям. Одни ученые абсолютизируют роль ритма в организации как формы, так и содержания произведения (Е.Волкова - 23, 74), другие (М.Гаспаров - 48, 326) полагают, что ритмически может быть организовано только произведение крупного жанра (роман, повесть). В современном литературоведении неоднозначно и понимание термина "ритм художественной прозы", его объема. Существуют тенденции или неоправданного его расширения, или, напротив, чрезвычайно узкого понимания (об этом см. в работе С.Бонди "О ритме" - 17). Определениям ритма не хватает терминологической четкости и строгой научности. Многие из них носят, скорее, метафорический характер (такие определения встречаются, например, в работах А.Чичерина (77), Г.Гачева (24), Л.Тамарченко (66).

В поле зрения ученых попадает в основном ритм художественной речи. В исследовании этой проблемы отечественное литературоведение демонстрирует серьезные достижения (В.Жирмунский, А.Чичерин, М.Гиршман, Д.Гелюх, Н.Белинская (27; 28; 32-34; 77) и др. Анализируя ритм художественной речи: исследователи выявляют особенности содержания прозаического произведения.

Поставлен и требует своего разрешения вопрос об исследовании не только речевого ритма, но и ритма других уровней художественного произведения. Так, авторы сборника "Ритм, пространство и время" (58) в центр своих размышлений ставят проблему связи между закономерностями ритма и композицией произведения, его пространственно-временной организацией. Характер связи ритма и временной организации произведения интересует Н.Гея (210). Ф.Федоров (71), Н.Егоренкова (31), Л.Левитан и Л.Цилевич (31;66;221) рассматривают особенности организации ритма сюжета. Разработка исследований ритма прозы в этом направлении несет в себе большие возможности, однако наблюдения над ритмом прозы носят до сих пор фрагментарный и эмпирический характер.

В работах литературоведов (особенно в трудах донецкой школы исследователей - 14; 25; 27-29) сделан ряд принципиальных шагов в направлении целостного подхода к изучению ритма прозаического произведения. Ритм понимается как одно из главных средств организации художественного целого. Однако методика

анализа ритма на всех уровнях прозаического произведения разработана явно недостаточно.

В силу того, что ритм художественной речи изучен глубоко, а ритм других уровней произведения - фрагментарно, в работе центральное внимание уделяется именно рассмотрению особенностей ритмов сюжетного, композиционного, образной системы, пространственно-временного, повествовательного уровней.

В современном литературоведении только нагцупываются связи ритма и литературного процесса. М.Гиршман предпринимает попытку выйти на типологические обобщения, показывая этапы "становления ритмического единства" русской литературы (28,98). Однако в центре внимания исследователя остается прежде всего речевой уровень художественной прозы. Исследование же ритмической системы писателя, в частности, Тургенева, в динамическом аспекте, с одной стороны, дало бы более полное представление о развитии авторской индивидуальности писателя и позволило бы вписать его творчество в контекст литературного процесса. С другой стороны, - в теоретико-методологическом плане - проведение такого исследования дает возможность разработать методику целостного анализа ритма художественного прозаического произведения.

Таким образом, актуальность работы связана с назревшей потребностью вывода современного тургеневедения на новый уровень развития. Использование категории ритма дает возможность разработки новых путей и методов исследования творчества писателя, более полного рассмотрения индивидуальных содержательно-стилевых особенностей его творчества в развитии - аспекта, которому в современном тургеневедении уделяется явно недостаточно внимания.

Актуальность диссертационного исследования определяется и неразработанностью общих представлений о природе ритма художественной прозы, необходимостью уточнения понятия ритма художественного произведения. Требуется более четко определить место категории ритма в системе литературоведческих категорий (таких как жанр, стиль), попытаться определить состав ритмических единиц, функционирующих в прозаическом произведении, уточнить характеристики и функции ритма.

Актуальность работы обусловлена также потребностью в более глубоком осмыслении классической литературы с позиций современного литературоведения, за последние десятилетия существенного обогатившего методологический аппарат. Актуальность работы связана с активизацией в современном литературоведении культурологического подхода к изучению художественных произведений, заостряющего внимание на категориях, свойственных разным видам искусств. Одной из таких "универсальных" категорий является ритм.

Неразработанность проблемы изучения своеобразия ритма прозы Тургенева определяет основные цели работы: систематизировать достижения литературоведения в области исследования ритма прозы; выявить основные черты ритма прозы Тургенева; определить функции ритма в художественной системе писателя; рассмотреть особенности проявления в ритме прозы Тургенева индивидуальной стилевой системы писателя; проследить изменения ритма, связанные с эволюцией творчества Тургенева в целом. В методологическом плане задачей исследования является разработка методики комплексного анализа ритма художественного прозаического произведения.

Научная новизна исследования определена неудовлетворительным состоянием исследования ритма художественной прозы вообще и почти полной неизученностью современным литературоведением ритма прозы Тургенева. В диссертации впервые комплексно рассматривается ритм прозы писателя. Анализируются произведения разных этапов творческого пути Тургенева, что позволяет рассмотреть ритм его прозы в динамике, выявить закономерности ее эволюции. Пересматриваются ряд устоявшихся в литературоведении оценок отдельных произведений писателя и некоторые представления о его творчестве в целом.

Впервые проза Тургенева сопоставляется с прозой Слепцова, Гончарова, Саши Черного, Бунина с точки зрения ее ритмической организации. Отбор сопоставляемых произведений производится по жанровому критерию, сходству поэтики и тематики. Такое сопоставление дает возможность более полно вычленить особенности творческой индивидуальности авторов, особенности их стилевых систем. Исследование творчества Тургенева в типологическом аспекте позволяет не только уточнить место писателя в литературном процессе XIX в., но и рассмотреть под

новым углом зрения ряд стилевых тенденций прозы XIX и XX вв. Впервые намечены особенности ритмической организации структуры философского метажанра.

Предлагается новая методика анализа ритма прозаического произведения, включающая в себя рассмотрение ритма на повествовательном, композиционном, сюжетном уровнях, ритма образной системы, пространства и времени.

Объектом исследования стали произведения малой (цикл "Записки охотника"), романной ("Дворянское гнездо"), лирической ("Стихотворения в прозе") прозы Тургенева, созданные в разные периоды творчества писателя. Сопоставительным материалом явились повесть В.Слепцова "Трудное время", рассказ Саши Черного "Первое знакомство", роман И.Гончарова "Обломов", лирическая проза И.Бунина.

Цели работы определяют ее структуру и используемые методы. В работе применен системно - типологический и сравнительно-структурный методы анализа. Теоретической основой исследования явились труды М.Бахтина, Ю.Лотмана, М.Гиршмана, А.Чичерина, Н.Гея, Р.Спивак, В.Эйдиновой.

Структура работы. Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Арустамова, Анна Альбертовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование ритмической организации прозы Тургенева в сопоставлении с прозой целого ряда писателей - В.Слепцова, И.Гончарова, И.Бунина, Саши Черного - позволяет сделать выводы как историко-литературного, так и методологического характера.

В произведении ритм организует художественное целое; является показателем индивидуального своеобразия стиля. Существенным представляется вывод о том, что ритм направляет читательское восприятие художественного произведения, в частности, акцентирует внимание читателя на семантически нагруженных элементах художественной системы, переключает его с одного элемента на другой. Ритм выполняет функцию циклообразования.

Ритм художественного произведения может быть описан в следующих понятиях: ритмическая система, аритмия, ритмическая доминанта, микроритм, степень ритмизации, ритмический диапазон, ритмическая структура (повторяющаяся совокупность элементов какого-либо уровня). Ритм характеризуется признаками простоты/сложности, гармоничности/диссонансности, равномерности (или регулярно-сти)/неравномерности, размеренности (или плавности)/учащенности, "сквозности" (или непрерывности)/дискретности.

Ритм произведения как художественного целого складывается из ритмов разных его уровней: речевого, повествовательного, сюжетного, композиционного, образной системы, ритма пространства и времени. Ритмическими единицами могут выступать любые единицы всех уровней структуры произведения.

Изучение произведений Тургенева, написанных в разные периоды творчества - цикла "Записки охотника, романа "Дворянское гнездо", лирико-философского цикла "Стихотворения в прозе", - позволило, с одной стороны, впервые определить основные признаки ритмической системы писателя, в которых проявляются черты его индивидуального стиля, с другой - уяснить характер эволюции ритмической и стилевой систем Тургенева.

Ритм прозы Тургенева характеризуется гармоничностью, стройностью, сложностью взаимодействия ритмов всех уровней произведения. Сквозной и регулярный характер ритма органично сочетается в творчестве Тургенева как с явлением аритмии, так и повышенной степенью ритмизации отдельных отрезков текста, микроритмами. Тем самым в произведениях писателя создается достаточно сложное соотношение единства и разнообразия.

В характере ритма Тургенева проявляются особенности художественного мироощущения писателя, тяготеющего к гармоничному разрешению противоречий, тенденция к сохранению стилевого равновесия, пропорциональности. Тургенев стремится сочетать единство и многообразие, найти общую основу в разнородных явлениях действительности, выявить соотношение частного и общего: частное вписано в общее, является его частью.

Ритм является важнейшим средством организации целостности произведений Тургенева, увеличения их смысловой емкости. В тургеневедении настойчиво подчеркивается роль лирического начала в прозе писателя. Однако анализ ритма прозы Тургенева позволяет утверждать, что в художественной системе писателя ритм - одно из ведущих средств углубления эпического начала. В прозе писателя выявлено упорядоченное взаимодействие фабульных и внефабульных элементов, обладающих собственной семантической нагрузкой и в ряде случаев образующих параллельное сюжетное действие. Чередование фабульных и внефабульных элементов, кроме того, является одним из важнейших способов переключения автором внимания читателя.

Для прозы Тургенева характерен сюжетный ритм, которому свойственны замедленность в начале развития сюжета, ускорение ритма к кульминации (частая перебивка мотивов), насыщенность кульминации внутренним действием, ритмическая "выбоина" (нарушение ритма), приходящаяся на кульминацию, диссонанс и вновь "успокоение", замедленность в финале. Этот тип сюжетного ритма реализуется уже в малой прозе писателя, полностью оформляясь в романах. Подобная организация ритма сюжета помогает автору добиться существенной смысловой и стилевой емкости произведения, реализует представления писателя о равновесном соотношении трагического индивидуального начала и эпического бытийного.

Соотношение этих начал находит свое выражение и в ритмической организации ременного континуума. В ритме отчетливо проявляются качественные отличия времени исторического и индивидуального. Если время историческое в прозе Тургенева - и ритм отражает это - движется подчеркнуто равномерно, размеренно, носит маятниковый характер, то время судьбы личности остро драматично, а ритм оказывается менее равномерным, появляется аритмия; подчеркивается нарушение гармонии. Вместе с тем время индивидуального существования вписано в историческое и бытийное, что восстанавливает нарушающуюся гармонию.

Анализ ритма прозы позволил впервые выявить центральные для художественной системы писателя хронотопы гнезда и любви. Как в малой ("Записки охотника"), так и в романной ("Дворянское гнездо") прозе Тургенева выявляется ритмическое взаимодействие этих двух хронотопов, вступающих в сквозное на протяжении всего произведения чередование. Это чередование является одной из важнейших составляющих сюжетного ритма и в силу этого соответствует характеру сюжетного ритма: редкие в начале романа перебивы хронотопа гнезда хронотопом любви, учащение чередования хронотопов по мере развертывания действия -"прорастание" хронотопа любви в хронотоп гнезда, вновь доминирование - в финале - хронотопа гнезда, "угасание" чередования хронотопов. В таком типе взаимодействия хронотопов проявляется усиление трагической окраски в решении проблемы счастья и долга, в изображении исторического процесса и места в нем уходящего дворянства.

Стилевые особенности прозы Тургенева находят свое проявление и в характеристиках ритмической "волны": она, как правило, достаточно длинна, образующие ее элементы чередуются довольно регулярно и равномерно.

Анализ ритма прозы писателя позволил выделить активную роль ритма в создании подтекста произведения (повтор мотивов, упорядоченное взаимодействие деталей, использование принципа "зеркального отражения" и т.д.). Исследование ритма выявляет "диалогичность" мышления Тургенева, глубинную установку писателя на диалог с читателем, ритм является средством заострения авторской мысли. Организации читательского восприятия в прозе Тургенева служит повышение степени ритмичности как отдельных отрезков текста, так и уровней произведения; локальные микроритмы, отличающие ритм отдельных отрезков текста от ритма всего произведения или его уровня. Тургенев прибегает и к использованию аритмии: перебив, нарушение ритма переключает внимание читателя, создавая эффект новизны. В конечном счете ритм - одно из средств углубления, психологического анализа.

Исследование циклов "Записки охотника" и "Стихотворения в прозе" привело к выводу о значительной роли ритма в организации единства цикла. Оно осуществляется сквозным и регулярным чередованием блоков, представляющих собой смысловое единство, ритмическим взаимодействием отделяющих блоки произведений. В этих произведениях особенно отчетливо воплощаются ключевые идеи циклов. Единство цикла обеспечивается ритмическим взаимодействием лейтмотивов, повторами образов-символов, тематическими перекличками, повторением отдельных произведений с одинаковым сюжетом, композиционным ритмом.

Особенностью ритмической системы Тургенева является усложнение ритмической организации художественного целого по мере его развертывания. Усложнение ритма прозы писателя проявляется в увеличении состава ритмических единиц, числа характеристик ритма, ритмического диапазона, усложнении повторяющихся структур, ритмов уровней произведения, ритмической организации хронотопов.

Изучение ритма прозы Тургенева позволило по-новому прочитать хорошо известные произведения писателя и уточнить характер эволюции онтологической проблематики в творчестве Тургенева.

Одной из важнейших особенностей стилевой системы писателя, не нашедшей подробного рассмотрения в тургеневедении, можно считать сквозной для всего творчества характер онтологической проблематики. Уже в ранней прозе писателя ("Записки охотника") в центре внимания Тургенева оппозиция жизнь -смерть. Оба члена оппозиции вступают в ритмические чередования.

Наиболее ярко выраженное ритмическое воплощение натурфилософская оппозиция находит в последнем произведении - "Стихотворениях в прозе". Оппозиция жизнь - смерть становится сюжетообразующей и может рассматриваться как показатель структуры философского метажанра. Ритм этого цикла характеризуется "многоступенчатостью", строгой упорядоченностью и иерархичностью, сочетанием маятникового и "мерцательного" типов ритмов, что акцентирует рационалистический характер движения мысли писателя, свидетельствует о большем удельном весе логического начала в движении сюжета произведения. Таким образом, анализ ритма прозы писателя позволяет прийти к выводу о становлении в творчестве Тургенева структуры философского метажанра.

Анализ ритма прозы писателя показал, что особенностью ритмической системы Тургенева является своего рода двунаправленность. С одной стороны, изображение социальных противоречий, диссонансов, несправедливостей, как правило, строится на чередовании контрастных элементов художественной системы. С другой - Тургенев подчеркивает единение человека и природы, что проявляется в большей размеренности и плавности ритма. Таким образом, можно утверждать, что анализ ритма позволяет уточнить сложившиеся в литературоведении представления о соотношении гармонии и дисгармонии в стиле Тургенева. Это соотношение достаточно сложно и диалектично. В стилевой системе писателя социальное и природное, естественное образуют два "пласта" (среза, аспекта) действительности, качественно отличающихся друг от друга и одновременно взаимодействующих друг с другом.

Анализ особенностей ритмической организации сюжета, композиции, образной системы, пространства и времени "Записок охотника", "Дворянского гнезда", "Стихотворений в прозе" позволил углубить сложившиеся в литературоведении представления о тургеневской концепции человека. Ритм является одним из средств проявления связей человека и мира. Трагичное и конечное существование индивида оказывается вписанным в бытийный план, что позволяет преодолеть трагизм существования человека. Движение природной жизни характеризуется плавностью и размеренностью. Оно упорядоченно, линейно и направлено к утверждению жизнетворящего, созидательного начала.

Сопоставительный анализ цикла "Записки охотника" Тургенева и повести "Трудное время" Слепцова показал, что ритм можно считать одним из критериев типологии стилевых течений реализма, в частности, психологического и социологического.

В гтл отличие от ритмическои организации ритма малой прозы Тургенева, в повести Слепцова доминирует ритм композиции, которому полностью соответствует ритм повествования. Ритм носит регулярный, равномерный характер. Ритмических нарушений практически не происходит, что позволяет автору структурировать и охватить разнообразный материал. Ритмическая "волна" мельче тургеневской. В повести Слепцова выявлен ритм пространства. Отчетливо прослеживается тенденция к единообразию: ритмические рисунки сюжетных линий героев совпадают. В таком совпадении находит выражение мировоззренческая близость героев. Внимание автора обращено в первую очередь на общественные интересы героев, их отношение к социальным процессам.

В устойчивом чередовании крупного и общего планов, массовых и "камерных" эпизодов проявляет себя интерес Слепцова к проявлениям массовой психологии. В таком характере ритма воплощается стремление представить как можно более широко - панорамно - спектр современной жизни, мир пореформенной деревни, рассматриваемой под социальным одним углом зрения. В повести акцентируется конкретно-историческое, социальное начало, подчиняющее нравственно-психологическую коллизию, что характерно для авторов-шестидесятников -представителей социологического течения русского реализма.

В произведениях же писателей, принадлежащих психологическому направлению реализма, выявляется принципиальная роль не только ритма композиции, но и сюжета; ритмический рисунок более разнообразен, он теряет свою схематичность. Как правило, в произведениях психологического течения реализма наблюдается сложное соответствие ритмов разных уровней произведения друг другу. В силу того, что в центре такого произведения, как правило, оказывается характер во всей полноте его проявления, а часто и становления, существенную роль в ритмической системе начинают играть и другие ритмические единицы (например, психологические характеристики, детали, жесты, меняются функции чередующихся элементов композиции, например, пейзажа). Особое значение приобретает ритм не только пространства, но и времени.

Сопоставление романной прозы Тургенева и Гончарова привело к выводу о продуктивности обращения к анализу категории ритма при исследовании ключевой проблемы жанра романа - отношения героя и мира.

В ритмической системе Гончарова взаимодействуют иные, чем в ритмической системе Тургенева, ритмические единицы. Большее значение приобретают бытовые детали, аналитические характеристики. Выявляется большее числе чередующихся хронотопов (любви, обломовщины, "большой жизни"), уменьшается количество взаимодействующих сюжетных линий. По сравнению с характером ритма "Дворянского гнезда", ритм "Обломова" более плавен, размерен и регулярен.

В ритмической организации романа "Обломов" отчетливо проявляется внимание Гончарова к процессу выбора героем модели жизни. Ритм романа соответствует фазам развертывания судьбы героя. В 1 и 4 частях произведения выявляется одинаковы тип ритма сюжета, композиции, образной системы, основанный на повторении одних и тех же элементов и единиц этих уровней. Такой повтор проявляет пустоту, бессодержательность обломовского существования. Во 2 и 3 частях ритмическое взаимодействие хронотопов любви и обломовщины является выражением попытки героя вырваться из замкнутого круга бессмысленного существования.

В ритме романа "Обломов" находят свое проявление представления Гончарова о соотношении общего и индивидуального. Тургенев изображает результаты "общения" человека с окружающей действительностью, что находит свое выражение в характере ритма сюжета, заостряющем внимание читателя на этапных событиях развертывающейся коллизии. Гончарова же интересует прежде всего процесс развертывания человеческой судьбы в мире, характер отношений человека с миром ("роман истории судьбы"). Писатель стремится показать максимальное количество связей героя и мира. Своеобразие стиля Гончарова - в скрупулезном изображении и "аналитическом" комментировании всех этапов жизни героя. Гончарову свойственно представление о неуклонности и жесткой закономерности развития индивидуального бытия человека и жизненного потока.

Сопоставление ритма прозы Тургенева с ритмом прозы писателей XX века Саши Черного и Бунина позволило уловить некоторые стилевые тенденции прозы начала XX века, особенности сознания человека XX века, изменение его представлений о мире. Ритмическая система прозы Бунина характеризуется диссонансно-стью. В произведениях лирической прозы писателя выявляется сложное соотношение ритмов всех уровней и взаимодействие смысловых центров, сюжетно-композиционная непропорциональность (перемещение кульминации в заключительную часть произведения, следование друг за другом "событийной" и лирической кульминаций). В прозе Бунина выявляется несоразмерность ритмических единиц и их чередования, что усиливает нарушение гармонического равновесия. Ритм в ряде произведений Бунина строится на неожиданных столкновениях деталей, образов. Ритмообразующим становится принцип «оксюморонности». В прозе Бунина актуализируется цветовой, звуковой диссонанс. В одном произведении "сосуществуют" несколько ритмических "волн", накладываясь одна на другую. Частое и быстрое чередование нескольких планов повествования, цветовых оттенков, временных и пространственных координат становится отражением пестроты мира, его полихромности. Таким образом, ритм акцентирует сложность, противоречивость и неоднозначность, дисгармоничность бытия в сознании человека XX в.

Мир, воплощаемый в произведениях автора начала века, изменчив и непредсказуем. Человек в этом мире более одинок, чем ранее. Актуализируется проблема познания. Вместе с тем часто мысль героя останавливается перед неразрешимостью проблемы. Не случайно ритмической доминантой "Первого знакомства" Саши Черного становится ритм сюжетного уровня: повтор одной и той же ситуации непонимания мира русской деревни и невозможность разрешения этой ситуации (бегство от ситуации). Сквозной характер носит чередование мотива противопоставленности героя и жителей деревни и мотива единения его с природой. В произведениях Бунина и Саши Черного повышается роль ритма родовых начал. В активное и сложное ритмическое взаимодействие вступают цветовые детали. Резко усиливается субъективное начало, чередующегося с объективной изобразительностью, пластичностью описаний. Эти особенности ритмической организации прозы воплощают одну из существенных стилевых тенденций в прозе начала XX века: усиление лиризма, импрессионистичность видения писателей, сознательное преломление изображения действительности сквозь эмоциональный поток воспринимающего сознания.

Изменение парадигмы сознания человека XX века, переосмысление ключевых проблем русской жизни порождает скрытую и явную полемику авторов XX века с писателями XIX века, в частности, прозы Саши Черного с прозой Тургенева. Ритм акцентирует эту полемичность и переосмысление традиций Тургенева, в частности, посредством использования ритмических реминисценций. Ритм в конечном счете можно рассматривать как одну из составляющих парадигмы общественного сознания: в эволюции ритма проявляется смена парадигмы сознания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Арустамова, Анна Альбертовна, 1998 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ

1. Бунин И.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. М., 1987.

2. Гончаров И.А Обломов. М., 1983.

3. Слепцов В.А. Трудное время. М., 1988.

4. Саша Черный. Избранная проза. М., 1991.

5. Тургенев И.С. Сочинения: В 12 т. Т.З. М., 1979.

6. Тургенев И.С. Сочинения: В 12 т. Т.6. М., 1981.

7. Тургенев И.С. Сочинения: В 12 т. Т.10. М.,1982.

ТРУДЫ ПО ТЕОРИИ РИТМА

8. Александрова О. Некоторые особенности ритмики повестей и рассказов А.Гайдара // Творчество А. Гайдара. Вып. 70. Ученые записки Горьковского педагогического института. Сер. филол. наук. Горький, 1966.

9. АскинЯ. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.,1966.

10. Ашукин Н. О ритме и фабуле в прозе // Жизнь. - М., 1922. - № 2.

11. Аюпова С. К истории изучения ритмической организации художественной прозы // Слово, образ, текст. Сыктывкар, 1993. Вып.1.

12. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М., 1975.

13. Бахтин М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.

14. Белинская Н. Ритм прозы Чехова в художественных переводах. Дисс... к.ф.н. Донецк, 1986.

15. Белый А. Ритм как диалектика. М., 1929.

16. Белый А. Мастерство Гоголя. М-Л., 1934.

17. Бонди С. О ритме // Контекст, 1976. М.,1977.

18. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М., 1975. Т.22.

19. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923.

20. Васильева В. Ритм текста в динамическом аспекте (на материале фонограмм русской прозаической речи). Автореф....дисс. к.ф.н. Свердловск, 1990.

21. Васильева В. Русский прозаический ритм. Динамический аспект. Пермь,

1992.

22. Вестфаль Р. Искусство и ритм, греки и Вагнер // Русский вестник. - 1880. -Май. Т. 147.

23. Волкова Е. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL, 1974.

24. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. М., 1980.

25. Гелюх Д. Эволюция ритмической организации прозаических художественных произведений в русской литературе 20-30-х гг. XIX в. (на материале творчества А.Бестужева-Марлинского и М.Лермонтова). Дисс... к.ф.н.. Донецк, 1975.

26. Гилев Е. О некоторых особенностях ритмической организации рассказа В. Шукшина "Охота жить" // Ритм, пространство и время в художественном произведении. Алма-Ата, 1984.

27. Гиршман М. Ритм художественной прозы и целостность прозаического литературного произведения. Дисс... д.ф.н. Донецк, 1975.

28. Гиршман М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

29. Гиршман М. Стиль как литературоведческая категория. Донецк, 1984.

30. Гиршман М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М.,

1991.

31. Егоренкова Г. Пространство и ритм сюжета // Неман. - 1979. - № 12.

32. Жирмунский В. О ритмической прозе // Вопросы литературы. - 1966. - №

4.

33. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

34. Жирмунский В. Теория стиха. М., 1975.

35. Забурдяева В. Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX - начала XX вв. (орнаментальная проза и сказовое повествование). Автореферат... дисс. к.ф.н. Ташкент, 1985.

36. Зелинский Ф. Ритмика и психология художественной речи. // Мысль. -1922. - № 2.

37. Зелинский Ф. Ритмика художественной речи и ее психологические основания. // Вестник психологической, криминальной антропологии и гипнотизма п/общей редакцией акад. В.Бехтерева. Вып. II. и вып. IV. СПб., 1906.

38. Златоустова Л. О единице ритма стиха и прозы // Актуальные вопросы структурной и прикладной лингвистики. М., 1980.

39. Иванова-Лукьянова Г. Ритмическая организация прозы // Сб. н. тр. Московского педагогического института иностранных языков им. М.Тореза. Вып. 265. Пространственно-временная и ритмическая организация текста. М., 1986.

40. Инюшкин Н. Проблема ритма в искусстве // Поэтика и стиховедение. Рязань, 1984.

41. Кагаров Е. О ритме русской прозаической речи. // Наука на Украине. -Харьков. 1922. - № 4.

42. Ковтунова И. Поэтический синтаксис. М., 1986.

43. Комаров В. Ритм и закон // Проблемы детерминизма в свете системно-структурного анализа. П/ред. Я.Аскина и О.Зелькиной. Саратов, 1970.

44. Корш Ф. Основное время в ритмике. // Филологическое обозрение. 1898. Т.15. № 1.

45. Красноперова М., Боголюбова Н. Испытание на связь между ритмическим эффектом и смыслом. // Лингвистические проблемы функционального моделирования речевой деятельности. Вып. 4. Л., 1979.

46. Красностанов Э. Об интегрирующей функции ритма // Некоторые вопросы истории и теории эстетики (сборник аспирантских работ). Вып.2. М., 1968.

47. Краткая литературная энциклопедия: В 8 тт. М., 1961. Т.6.

48. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

49. Материалы ХП межвузовской зональной конференции языковедов Среднего и Нижнего Поволжья (20-23 мая 1968 г.). Мелекесс, 1968.

50. Материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых по общественным наукам (24-25 февраля 1978 г.). Алма-Ата, 1978.

51. Мейлах Б. Ритмы действительности и искусства // Наука и жизнь. - 1970. -№ 12.

52. Миркина 3. "Огонь и пепел" (духовный путь М.Цветаевой). Померанец Г. Лекции по философии истории. М., 1993.

53. Научный симпозиум. Ритмология: проблемы и процессы современного развития (тезисы докладов). Хабаровск, 1991.

54. Орлицкий Ю. Стих и проза в русской литературе. Воронеж, 1991.

55. Пешковский А. Методика родного языка, лингвистика, поэтика. Л., 1925.

56. Пешковский А. Ритмика "Стихотворений в прозе" Тургенева // Русская речь. Новая серия. - 1928. - Вып. 21.

57. Плеханова Т. Повтор как принцип организации художественного текста // Вопросы семантики и стиля. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1983.

58. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

59. Савченко Л. Повтор как стилистическая категория в художественной прозе Ф.Достоевского. Дисс... к.ф.н. Ташкент, 1984.

60. Семенов А. О ритмичности художественной прозы // Проблемы русской литературы. Ярославль, 1968.

61. Симпозиум "Проблемы ритма, времени и пространства в литературе и искусстве". Л., 1970.

62. Соболев Ю. Ритм и фабула. // Литературная газета. - Казань. - 1921. - № 5.

63. Степанова К. О ритме прозаического произведения // Ученые записки Омского пед. института им. Горького. Вопросы русской литературы. Вып. 69. Омск, 1972.

64. Струве А. Ритм. // Новая жизнь. - Альманах первый. - М., 1916.

65. Сухотин А. Ритмы и алгоритмы. М., 1988.

66. Тамарченко Л. Ритм в романе и проблемы типологии жанра (на материале немецкой прозы XX в.). // Природа художественного целого и литературный процесс. Межвуз. сб. н. тр. Кемерово, 1980.

67. Тимофеев Л. Ритм стиха и ритм прозы. // На литературном посту. 1928. №

68. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1996. 68а.Томашевский Б. О стихе. Л., 1929.

69. Трейлона М. Роль взаимосвязи ритма прозы с подтекстом при целостном анализе художественного текста // Известия АН Латвийской ССР. Рига, 1983. № 9.

70. Тынянов Ю. Литературный факт. М., 1993.

71. Федоров Ф. О ритме прозы Г. Клейста // Вопросы сюжетосложения. Сб-к статей 5. Рига, 1978.

72. Фортунатов Н. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

73. Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Тезисы докладов научной конференции (12-14 октября 1977г.). Донецк, 1977.

74. Чередниченко В. О взаимоотношении времени, пространства и ритма в литературном произведении // Сообщения АН Грузинской ССР. Тбилиси, 1986. Т. 121. № 2.

75. Черемисина Н. Ритм и интонация. М., 1971.

76. Черемисина Н. Строение синтагмы в русской художественной речи // Синтаксис и интонация. Ученые записки Башкирского госуниверситета. Вып. 36. Сер. филологические науки № 14 /18/. Уфа, 1969.

77. Чичерин А. Ритм образа. М., 1980.

78. Шенгели Г. Трактат о русском стихе. Ч. 1. Органическая метрика. М.Петроград, 1923.

79. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.,

1993.

80. Штокмар М. Ритмическая проза в "Островитянах" Н.Лескова // Ars poética II. Стих и проза. Сборник статей. М., 1928.

81. Эткинд Е. Ритм поэтического произведения как фактор содержания. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л,. 1974.

82. Юлдашев Л. Искусство: философские проблемы исследования. М., 1981.

83. Яковец Ю. Ритмы смены цивилизаций и исторические судьбы России. М.,

1994.

84. Ярхо Б. Свободные звуковые формы у Пушкина. // Ars poética II. Стих и проза. Сборник статей. М., 1928.

ЛИТЕРАТУРА О ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА

85. Алданов М. При чтении И. Тургенева. // Современные записки. 1933. №

53.

86. Алексеев М. Тургенев и музыка. Киев, 1918.

87. Аюпов С. И. Тургенев-романист и русская литературная традиция. Сыктывкар, 1996

88. Бабореко А. "Записки охотника". // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей. М., 1959.

89. Балашов Н. Ритмический принцип "Стихотворений в прозе" Тургенева и творческая индивидуальность писателя. // Известия АН СССР Сер. литературы и языка. 1979. № 6. Т. 38.

90. Батюто А. "Отцы и дети" Тургенева - "Обрыв" Гончарова (философский и этико-эстетический опыт сравнительного изучения) // Русская литература. - 1991. -№2.

91. Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972.

92. Бернштейн Н. Тургенев и музыка. Л., 1933.

93. Бродский Н. Проза "Записок охотника" (несколько наблюдений над языком И.С. Тургенева). // И.С. Тургенев и его время. I сборник п/ред. Н. Бродского. М.-Петроград, 1923.

94. Головко В. Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение человека). Свердловск, 1989.

95. Голубков В. Идейно-художественное единство "Записок охотника" // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей. М., 1959.

96. Гофман М. К психологии творчества И. Тургенева. // Голос минувшего на чужой стороне. 1927. № 5.

97. Громов В. "Конец Чертопханова", "Живые мощи", "Стучит!" в цикле рассказов и очерков И.С. Тургенева // Творчество И.С. Тургенева. Сб. н. тр. Курск, 1984.

98. Громов В. Предания Бежина луга. Рассказ И.Тургенева "Бежин луг" в цикле "Записки охотника". Тула, 1969

99. Джалилова Т. Традиции лирической прозы Тургенева в современной литературе. Дисс... к.ф.н. Баку, 1990.

100. Дьяконов В. Сравнения И.С. Тургенева. // И.С. Тургенев и его время. I сборник п/ред. Н.Бродского. М.-Петроград, 1923.

101. Журавлева А. "Записки охотника" Тургенева. К проблеме целостности // Русская словесность. - 1997. - № 3.

102. Зельдхейи-Деак Ж. Поздний Тургенев и символисты (к постановке проблемы). // От А.Пушкина до А.Белого. Проблемы поэтики русского реализма XIX - нач. XX вв.. Межвуз. сб. п/ред. В. Марковича. СПб., 1992.

103. Ильин В. Оккультизм Тургенева. // Возрождение. - 1963. - № № 134, 135.

104. Иссова JI. Жанр стихотворений в прозе у И. Тургенева и И. Бунина // Литературное краеведение. Воронеж, 1968.

105. Карцевский С. Творчество И. Тургенева // Современные записки. - 1922.

-IX.

106. Ковалев В. "Записки охотника" И.Тургенева. Вопросы генезиса. Л., 1980.

107. Конышев Е. К вопросу о художественном методе в "Записках охотника" И.С. Тургенева. // Творчество И.С. Тургенева. Проблемы метода и мировоззрения. Межвуз. сб.н.тр. Орел, 1991.

108. Конышев Е. Просветительские и романтические традиции в творчестве Тургенева. Орел, 1993.

109. Курляндская Г. Бунин и Тургенев. Сравнительно-типологическое исследование // Творчество И.С. Тургенева. Проблемы метода и мировоззрения. Межвуз. сб. н. тр. Орел., 1991.

109а.Курляндская Г. Литературная срединная Россия. Орел, 1996.

110. Курляндская Г. Метод и стиль Тургенева. // Филологические науки. -1983. -№ 2.

111. Курляндская Г. Проблемы жизни и смерти в "Стихотворениях в прозе" Тургенева. // Творчество И.С. Тургенева. Сб. н. тр. Курск, 1984.

112. Курляндская Г. Структура повести и романа Тургенева 1850х гг. Тула,

1977.

113. Курляндская Г. Тургенев и русская литература. М., 1980.

114. Курляндская Г. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула,

1972.

115. Ле Нгок Май. Авторская речь в романах И.С. Тургенева ("Дворянское гнездо", "Отцы и дети"). Дисс... к.ф.н. М., 1990.

116. Лебедев Ю. "Записки охотника" И. Тургенева. М., 1977.

117. Левина Н. Ритмическое своеобразие жанра стихотворений в прозе // Русская литература и общественно-политическая борьба XVII - XIX вв. Л., 1971.

118. Лимонова Е. Жанровое и стилевое своеобразие "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева // Проблемы реализма Х1Х-ХХ вв. Саратов, 1973.

119. Маркович В. Между эпосом и трагедией (о художественной структуре романа И. Тургенева "Дворянское гнездо") // Проблемы поэтики русского реализма XIX в. Л., 1984.

120. Маркович В. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. (30-50е гг.) Л., 1982.

121. Маркович В. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975.

122. Марулло Т. "Ночной разговор" И. Бунина и "Бежин луг" И.Тургенева // Вопросы литературы. - 1994. - № 3.

123. Матюшенко Л. О соотношении жанров повести и романа в творчестве И.С. Тургенева // Проблемы теории и истории литературы. М., 1971.

124. Муратов А. Тургенев-новеллист. Л., 1985.

125. Назарова Л. Тургенев и русская литература к. XIX - нач. XX вв. Л., 1979.

126. Озеров Л. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева // Мастерство русских классиков М., 1969.

127. Осиновец Е. Проблема нравственного долга и личного счастья в творчестве И.С. Тургенева (По роману "Дворянское гнездо"). // Романтики и реалисты. Краснодар, 1970.

128. Охунов Р. Роман И. Тургенева "Дым" // Начало. Сб. работ молодых ученых Вып. 2.М., 1993.

129. Петров С. И.С. Тургенев. М.Д968.

130. Пустовойт П. Проблемы изучения творчества И.С. Тургенева // Творчество И.С. Тургенева. Сб. н. тр. Курск, 1984.

131. Пустовойт П. И.С.Тургенев - художник слова. М., 1987.

132. Сарбаш Л. Изучение поэтики романов И.С.Тургенева 50-60х гг. Чебоксары, 1988.

133. Салим А. И. Тургенев - художник, мыслитель. М., 1983.

134. Таубер Е. "Матренин двор" А. Солженицына и "Живые мощи" И. Тургенева // Грани. 1964. № 55.

135. Творчество И. Тургенева. Проблемы метода и мировоззрения. Орел,

1991.

136. Тургенев И.: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвуз. сб. н. тр. Орел, 1991.

137. Тюхова Е. Советские исследователи о психологическом мастерстве И.С. Тургенева // Творчество И.С.Тургенева. Сб. н. тр. Курск, 1984.

138. Цейтлин А. Роман И.С.Тургенева "Рудин" М., 1968.

139. Шаталов С. "Записки охотника" И.С.Тургенева. Сталинабад, 1960.

140. Шаталов С. Проблемы поэтики И.С.Тургенева. М., 1969.

141. Шаталов С. "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева (в помощь учителю). Арзамас, 1961.

142. Шаталов С. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979.

143. Шатин Ю. От "Рудина" к "Нови". Поэтика сюжета и жанра // Сюжетос-ложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980.

144. Энгельгардт Н. Мелодика тургеневской прозы // Творческий путь И.С. Тургенева. Сб. статей п/ред. Н. Бродского. Петроград, 1923.

РАБОТЫ О ТВОРЧЕСТВЕ И.ГОНЧАРОВА, В.СЛЕПЦОВА, И.БУНИНА, САШИ ЧЕРНОГО

145. Амфитеатров А. Записная книжка // Одесские новости. 1910. № 8152.

146. Афанасьев В. И.Бунин. М., 1966.

147. Афанасьев В. О некоторых чертах поздней лирической прозы И.Бунина // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. T. XXIX. Вып. 6. М, 1970.

148. Билинкис Я. Роман, который был предсказан. "Обломов" Гончарова // Звезда. - 1992. - № 9.

149. Василевский И. (He-Буква). Два пути (И.Северянин и Саша Черный). // Новое слово. - 1913. - № 8.

150. Вантенков И. Бунин-повествователь. Минск, 1974.

151. Вантенков И. Художник-новатор (о некоторых особенностях композиции рассказов И. Бунина) // Вестник Белорусского университета. Сер. 4. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. 1971. № 3.

152. Войтоловский JT. Литературные силуэты. Саша Черный // Киевская мысль, - 1910. -№ 148.

153. Войтоловский Л. Саша Черный. Сатиры и лирика. Книга вторая. // Киевская мысль. - 1911. - № 327.

154. Волков А. Проза Ивана Бунина М., 1969.

155. Волынская Н. Многое в немногих словах // Русская речь. - 1978. - № 3.

156. Гейдеко В. А.Чехов и И.Бунин. М., 1976.

157. Головко В. Поэтика русской повести. Саратов, 1992.

158. Евстигнеева Л. Литературный путь Саши Черного // Саша Черный. Стихотворения. Л., 1960.

159. Игнатов И. Литературные отголоски. "Земля". Сборник 8-й // Русские ведомости. - 1912. - № 33.

160. Кантор В.Долгий навык ко сну // Вопросы литературы. - 1989. - №1.

161. Карпов И. Проза И.Бунина (очерки авторства). Йошкар-Ола, 1996.

162. Карпов И. Структура бунинского повествования: знаки авторства // Фи-лол. науки. - 1997. - № 3.

163. Кожемякина Л. Пространственно-временная организация рассказов И. Бунина "Эпитафия" и "Новая дорога" // Ритм, пространство и время в художественном произведении. Алма-Ата, 1984.

164. Кожемякина Л. Сюжетостроение рассказа И. Бунина "Туман" // Вопросы поэтики художественного произведения. Алма-Ата, 1980.

165. Кранихфельд В. Литературные отклики. // Современный мир. 1910. № 5.

166. Краснощекова Е. "Обломов" Гончарова М., 1970.

167. Краснощекова Е. "Семейное счастье" в контексте "романа воспитания". // Русская литература. - 1996. - № 2.

168. Криволапов В. Еще раз об "обломовщине" // Русская литература. - 1994. -

№2.

169. Кучеровский Н. И. Бунин и его проза. Тула, 1980.

170. Линков В. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М.,

1989.

171. Лотман Ю. Два устных рассказа И. Бунина // Лотман Ю. Избранные статьи в 3 тт. Т. 3. Таллин, 1993.

172. Львов-Рогачевский В. Саша Черный. Первое знакомство // Современный мир. - 1912. -№3.

173. Лявданский Э. Действительность и жизнь сознания в прозе И. Бунина. // И.Бунин и литературный процесс нач. XX в. (до 1917 г.). Межвуз. сб. н. тр. Л., 1985.

174. Максимова Е. О миниатюрах Бунина // Русская литература. - 1997. - №1.

175. Мальцев Ю. И. Бунин. М., 1994.

176. Мельник В. Этико-эстетическое и философское своеобразие реализма Гончарова // Реализм: жанр, стиль. Сб. н. тр. Бишкек,1991.

177. Мескин В. Человек в круге бытия (о творчестве И.Бунина) // Русская словесность. - 1993. - № 4.

178. Михайлов О. Страницы русского реализма: заметки о русской литературе XX в. М„ 1982.

179. Михайлов О. И.Бунин // Литература русского зарубежья 1920-1940. М.,

1993.

180. Михайлов О. И.Бунин. Очерк творчества. М., 1967.

181. Недзвецкий В. И.Гончаров и Жорж Санд ("Обрыв" и "Мопра") // Вестник МГУ. - 1996.- №3.

182. Недзвецкий В. И.Гончаров и русская философия любви // Русская литература. - 1993. - № 1.

183. Недзвецкий В. И.Гончаров - романист и художник М., 1992.

184. Нефедов В. Чудесный призрак. Бунин-художник. Минск, 1990.

185. Отрадин М. "Сон Обломова" как художественное целое // Русская литература. - 1992. - № 1.

186. Полоцкая Э. Взаимопроникновение поэзии и прозы у раннего И. Бунина. // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 29. Вып. 5. М, 1970.

187. Полякова М. Лирическая проза И. Бунина и Б. Зайцева (конец 1890-х-1900-е гг.) // И.Бунин и литературный процесс нач. XX в. (до 1917 г.). Межвуз. сб. н. тр. Л., 1985.

188. Пращерук Н. О специфике бунинской символики (из наблюдений над стилем путевых поэм "Тень птицы") // Дергачевские чтения - 1996. Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 23-24 мая 1996 г. Екатеринбург, 1996.

189. Прокопенко 3. Салтыков-Щедрин и Гончаров в литературном процессе XIX в. Воронеж, 1989.

190. Саша Черный. Стихотворения. Л.,1960.

191. Семанова М. В.Слепцов - художник и публицист. Дисс... д.ф.н. Л., 1968.

192. Семанова М. Художественное своеобразие повести В. Слепцова "Трудное время". Лекция. Л., 1974.

193. Сливицкая О. О природе бунинской "внешней изобразительности" // Русская литература. - 1994 - № 1.

194. Смирнова Л. Реализм И. Бунина. М.,1984.

195. Согрина М. "Восхождение к стилю" (поздняя проза И. Бунина в эмигрантской критике) // XX век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской литературы XX века /1900-1930 гг./. II выпуск. Екатеринбург, 1996.

196. Соколова Е. О жанровом своеобразии рассказов И. Бунина (дооктябрьский период) // Вестник Белорусского гос. университета. - 1979. - № 2.

197. Соколова Е. Об особенностях становления реализма И. Бунина (от "Антоновских яблок" до "Чернозема") // Вестник Белорусского университета. -1974.-№ 1.

V 198. Спивак Р. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985.

199. Спивак Р. Грозный космос И.Бунина // Литературное обозрение. - 1995. -

№3.

200. Станюкович Н. Саша Черный // Возрождение. - 1966. - № 169.

201.Тирген П. Обломов как человек-обломок (к постановке проблемы "Гончаров и Шиллер") //Русская литература. - 1990. - № 3.

202. Факторович А. Потаенная ясность. Эллиптический зачин в прозе И. Бунина и В.Вересаева // Русская речь. - 1990. - № 5.

203. Царственная свобода. О творчестве И. Бунина. Межвуз. сб. н. тр. Воронеж, 1995.

204. Чович Б. Мотив инстинкта смерти у Иво Андрича и Ив. Бунина // Славя-

\

неведение. - 1995. - № 1.

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ, ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРУДЫ

205. Буланов А. Авторский идеал и его воплощение в русской литературе второй половины XIX в. Волгоград, 1989.

206. Бялый Г. Русский реализм конца XIX века. М., 1973.

207. Бялый Г. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990.

208. Вердеревская Н. Русский роман 40-60-х гг. XIX в. Казань, 1980.

209. Вопросы сюжетосложения. Сб-к статей, 5. Рига, 1978. 42.

210. Гей Н. Время и пространство в структуре произведения // Контекст, 1974. М, 1975.

211. Гей Н. Стиль как "внутренняя логика" литературного развития // Смена литературных стилей. На материале русской литературы Х1Х-ХХ вв. М.,1974.

212. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975.

213. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

214. Егоренкова Г. Пространство и ритм сюжета // Неман. - 1979. -№ 12.

215. Зеньковский В. Русские мыслители и Европа. М,. 1997.

216. История русской литературы: В 10 т. Т. 8. Ч. 1. Литература 60х гг. XIX в. М.-Л., 1956.

217. История русского романа в 2х тт. М.-Л. 1964.

218. Келдыш В. Русский реализм начала XX века. М., 1975.

219. Кожинов В. Происхождение романа. М., 1963.

220. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы: В 3 книгах. М., 1964. Кн. II.

221. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.

222. Лотман Л. Реализм русской литературы 60х гг. XIX в. (истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974.

223. Лотман Ю. Лекции по структуральной поэтике. Тарту, 1964. Вып. 1.

224. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.

225. Одиноков В. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. Новосибирск, 1971.

226. Одиноков В. Типология русского романа. Новосибирск, 1975.

227. Одиноков В. Художественная системность русского классического романа. Проблемы и суждения. Новосибирск, 1976.

228. Проскурина Ю. Реализм русской литературы 50х гг. XIX в. Челябинск,

1980.

, , 229. Проскурина Ю. Стилевое своеобразие русской прозы середины XIX в. Свердловск, 1983.

230. Развитие реализма в русской литературе: В 3 тт. Т.2. Кн. 1. М., 1973.

231. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. П/ред. Б. Мейлаха. Л., 1973.

232. Синенко В. Внутренняя организация художественного произведения. Уфа, 1984.

7 233. Смена литературных стилей. На материале русской литературы Х1Х-ХХ вв. М.,1974.

234. Спивак Р. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985.

235.Спивак Р. Русская философская лирика 1910-х годов (И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский) // Автореферат дисс... д.филол.н. Екатеринбург, 1992.

236. Струве П. Статьи о русских писателях. // Русская литература. - 1992. - №

3.

237. Тамарченко Н. Типология реалистического романа. Красноярск, 1988.

238. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

239. Типология стилевого развития. М., 1977.

240. Типология стилевого развития нового времени. М.,1976.

241. Успенский Б. Семиотика искусства. М., 1995.

242. Филюшкина С. Драматизация романа (к проблеме понятия). // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1980.

243. Фридлендер Г. Поэтика русского реализма. Л., 1971.

244. Цилевич Л. О проблеме сюжетно-композиционного единства // Сюже-тосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980.

245. Чернухина И. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж., 1984.

246. Чичерин А. Идеи и стиль. М., 1968.

247. Чичерин А.Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1985.

248. Чудаков А. Слово-вещь-мир. От Пушкина до Толстого. Очерки поэтики русской классики. М., 1992.

249. Щенников Г. Антитеза характеров как системный принцип русского психологического романа. // Русская литература 1870-1890х гг. Литература и философия. Сб. н. тр. Свердловск, 1984.

250. Эйдинова В. Стиль писателя и литературная критика. Красноярск, 1983.

251. Эйдинова В. Стиль художника. М., 1991.

252. Эсалнек А. Типология романа. М., 1991.

253. Эсалнек А. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.