Поэтика пространства и времени романов И. С. Тургенева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Логутова, Надежда Васильевна

  • Логутова, Надежда Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Кострома
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 201
Логутова, Надежда Васильевна. Поэтика пространства и времени романов И. С. Тургенева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Кострома. 2002. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Логутова, Надежда Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МОТИВЫ "ПРИЮТА" И "СТРАНСТВИЯ" В РОМАНАХ

И.С.ТУРГЕНЕВА "РУДИН" И "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО"

§ 1.1. Поэтика пространства и времени романа И.С. Тургенева "Руднн"

§ 1.2. Поэзия "усадебного хронотопа" в романе И.С.Тургенева "Дворянское гнездо"

ГЛАВА II. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В РОМАНАХ И.С.ТУРГЕНЕВА КОНЦА

1850-Х - НАЧАЛА 1860-Х ГГ.

§2.1. Роман И.С.Тургенева "Накануне" в контексте проблемы пространства и времени

§ 2.2. Философия пространства и времени в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ ХРОНОТОПА В ПОЗДНИХ РОМАНАХ

И.С.ТУРГЕНЕВА

§3.1. Особенности хронотопическон структуры романа И.С.Тургенева "Дым*

§3.2. Пространственно-временной континуум романа И.С.Ту ргенева "Новь"

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика пространства и времени романов И. С. Тургенева»

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева относится к самым значительным явлениям русской литературы XIX в. Многообразны и необычайно широки по художественному диапазону жанры тургеневской прозы (очерки, рассказы, повести, эссе, стихотворения в прозе, литературно-критическая публицистика), но прежде всего он - великий романист, один из создателей русского классического романа.

Отличительная черта Тургенева-романиста - стремление передать внутренний мир человека, захваченного умственным, духовным движением своей эпохи. Так оценивали своеобразие творческой личности И.С.Тургенева и его ближайшие современники: "Вся литературная деятельность Тургенева может быть определена как длинный, непрерывный и поэтически объясненный реестр идеалов, которые ходили по русской земле" (П.В.Анненков)1, и исследователи XX в.: "Каждый роман Тургенева был ясным и недвусмысленным ответом на какой-нибудь определенный запрос современности" (М.М.Бахтин)2.

И в этой связи хотелось бы отметить один принципиальный момент. И.С.Тургенев всегда воспринимал "текущий момент" как "момент исторический", отсюда - органически присущая его мировоззрению взаимосвязь между полнотой и непосредственностью восприятия современности и осмыслением исторического развития в целом как непрерывной смены поколений, общественных настроений, идей. И на любом отрезке исторического времени И.С.Тургенева интересовали характеры не мыслителей кабинетного типа, а подвижников, мучеников, жертвовавших ради своих идеалов не только комфортом и карьерой, но и счастьем, и даже самой жизнью.

1 Анненков П.В. Литературные воспоминания. - М., 1960. - С.337.

2 Бахтин М.М. Предисловие. Драматические произведения Л.Толстого. // Бахтин ММ. Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С.92.

Казалось, сам просторный ландшафт России XIX в. порождал соответственный интеллектуальный и духовный ландшафт, где можно встретить что угодно, кроме размеренности, холодного рационализма, самоуспокоенности.

От времени создания тургеневских романов нас отделяют полтораста лет исключительно интенсивного исторического развития.

Сейчас, на рубеже XX-XXI вв., в эпоху "переоценки ценностей", когда прежде всего оказались востребованы узкий позитивизм и практицизм мысли, в отношении Тургенева далеко не бесспорна нередко применяемая к писателям-классикам формула "наш современник". Творчество И.С.Тургенева, скорее, призвано к тому, чтобы, находясь вне нашей современности, помочь нам понять самих себя как живущих в большом историческом времени.

Вопреки широко бытующему предрассудку "высокая литература", к которой, несомненно, принадлежат романы И.С.Тургенева, отнюдь не является некой окаменелостью. Жизнь литературной классики исполнена нескончаемой динамики, ее бытование в большом историческом времени сопряжено с постоянным обогащением смысла. Составляя повод и стимул для диалога между разными эпохами, оно обращено прежде всего к людям, причастным культуре в ее широкой пространственной и временной перспективе.

И.С.Тургенев обладал исключительной способностью "преклоняться перед каждым прекрасным и могучим явлением всемирного человеческого духа"3. Противоположность, которая и теперь составляет неразрешимый, трагический узел нашей истории, - противоположность западной цивилизации и русской самобытности - в его творчестве превращается в гармонию, в стройное и неразрывное целое. Для

3 Мережковский Д.С. Вечные спутники. Тургенев. // Мережковский Д.С. Эстетика и критика. -М„ 1994. -Т.1.-С.430-431.

И.С.Тургенева равнозначимы национальное и мировое, природа и социум, феномены индивидуального сознания и константы универсального бытия.

Все это находит отражение в пространственно-временном континууме романов И.С.Тургенева. Поэтика пространства и времени -важнейшее средство упорядочения смысловых центров тургеневского романа на всех уровнях его художественной системы.

Степень разработанности проблемы

В литературе, в отличие от естествознания и философии, категории пространства и времени, с одной стороны, существуют как "готовые", "преднаходимые", с другой - отличаются исключительной многовариантностью. Своеобразие пространственно-временной поэтики проявляется как на уровне литературных направлений, литературных родов и жанров, так и на уровне индивидуального художественного мышления.

Явлениями этого ряда много и успешно занимался М.М.Бахтин, который ввел широко распространенный теперь термин "хронотоп" для обозначения типологических пространственно-временных моделей.

Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе - "времяпространство"), - писал М.М.Бахтин. - Нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы.

В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно зримым, пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением ря5 дов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп"4.

По мнению М.М.Бахтина, хронотоп является одним из критериев типологии литературных родов и жанров: "Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время"5.

Говоря о жанре романа, М.М.Бахтин отмечал, в частности, "коренное изменение временных координат литературного образа в романе", "новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности"6. Из этого следует очень важный вывод: "Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Самая зона контакта с незавершенным настоящим и, следовательно, с будущим создает необходимость такого несовпадения человека с самим собою. В нем всегда остаются нереализованные потенции и неосуществленные требования." .

Вывод этот, на наш взгляд, очень важен для исследователя тургеневских романов, сюжетная коллизия которых основана на неадекватности духовного потенциала героев тем обстоятельствам, в которые они поставлены современной им действительностью. Отсюда - невозможность тождества сознания с окружающим бытием, ощущение времени как перелома, как перехода из одной эпохи в другую.

Особенностью тургеневского историзма является, во-первых, объективный подход ко всем явлениям исторического процесса, во-вторых,

4 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи.-М., 1986. - С.121-122.

5 Там же. - С. 122.

6 Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С.399.

7 Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа). // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С.424-425. глубокое и тонкое понимание истории (прошлой и современной), культуры (философской и литературной) не только России, но и Запада. Все это многие критики и литературоведы связывали и связывают с принадлежностью И.С.Тургенева к "пушкинскому" типу русских писателей.

Первым в этом ряду следует назвать Д.С.Мережковского, который рассматривал И.С.Тургенева как продолжателя традиций и заветов "другого великого и не менее коренного русского человека" - Пушкина. "Говорят, Тургенев - западник, - писал Д.С.Мережковский. - Но что значит - западник? Это ведь только бранное слово славянофилов. Если Петр, Пушкин - истинно русские люди. в славном, подлинном смысле этого слова, то Тургенев - такой же истинно русский человек, как Петр и Пушкин. Он продолжает дело их: не заколачивает, подобно старым и новым нашим "восточникам", а прорубает окно из России в Европу, не отделяет, а соединяет Россию с Европой. Пушкин дал русскую меру всему европейскому, Тургенев дает всему русскому европейскую меру"8.

В 1930-е гг. Л.В.Пумпянский в своей известной работе "Тургенев и Запад" рассматривал И.С.Тургенева как величайшего, после А.С.Пушкина, европеиста в русской литературе, что, в свою очередь, ускорило мощное влияние, оказанное им на все литературы мира. И.С.Тургенев, по мнению Л.В.Пумпянского, как никто другой, понимал: ". чтобы влиять на мировую культуру, русская культура сама должна сложиться на больших путях мировой образованности", и поэтому "преклонение Тургенева перед Пушкиным связано (в числе прочего) и с этим единообразием обоих писателей в решении вопроса о русском и мировом, о России, Европе, и мире"9.

Если говорить об исследованиях последних лет, то тема "Пушкин и Тургенев" получила, на наш взгляд, интересную интерпретацию в работе

8 Мережковский Д.С. Вечные спутники. Тургенев.// Мережковский Д.С. Эстетика и критика. -М., 1994. - Т.1. - С.438-439.

9 Пумпянский Л.В. Тургенев и Запад // И. С.Тургенев. Материалы и исследования. -Орел, 1940. - С.96-97.

А.К.Котлова "Творчество И.С.Тургенева 1850 - начала 1860-х гг. и пушкинская традиция". Основным выводом, к которому приходит исследователь, является констатация типологической близости художественных миров А.С.Пушкина и И.С.Тургенева, вытекающей из сознательного и целенаправленного освоения И.С.Тургеневым пушкинского художественного наследия. Мотивы пространственно-временного континуума пушкинских стихотворений "Телега жизни", "Вновь я посетил.", "Брожу ли я вдоль улиц шумных.", "Похоронная песня Иакинфа Маглановича" (цикл "Песни западных славян"), возникающие в тургеневских романах, подтверждают укорененность образов пушкинской поэзии в художественном мышлении Тургенева.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что А.С.Пушкина и И.С.Тургенева объединяет прежде всего диалектический подход к явлениям исторической и природной действительности. Причем диалектичность мышления И.С.Тургенева ярче всего проявляется, на наш взгляд, именно в его романистике.

Широко известно стендалевское определение литературного творчества: "идешь по большой дороге, взвалив на себя зеркало", которое отражает то "лазурь неба, то грязные лужи и ухабы". Давно уже стало привычным раскрывать эту формулу как обоснование художественных принципов реализма, как утверждение идеи детерминации творческого процесса.

Современный французский исследователь Ж.-Л. Бори трактует эту формулу как определение специфики романа как жанра, главное назначение которого - верно отражать движение, динамику жизни, иными словами - взаимодействие пространства и времени. "Зеркало" романа не установлено в неподвижной точке относительно природы и общества, но как бы постоянно меняет углы своего отражения.10

В романах Тургенева художественное время отражает прежде всего движение, перемены, неожиданные повороты в общественном настроении, в судьбах отдельных личностей, а художественное пространство во всех его ипостасях - природном, бытовом - это своего рода симфония, рассчитанная прежде всего на то, чтобы подобно музыке, передать атмосферу жизни, меняющую настроение, духовное состояние героев.

А.И.Батюто, Ю.В.Лебедев, В.М.Маркович в своих работах постоянно акцентируют внимание на соотнесенности "преходящего" и "вечного" в художественном мышлении И.С.Тургенева, что в первую очередь определяет характер пространственно-временного континуума.

Особая роль принадлежит природному пространству, вокруг которого объединяются размышления и переживания героев. В своем понимании природы И.С.Тургенев одинаково далек и от примитивного натурфилософского сенсуализма и от узкого эстетизма. Природное пространство всегда наполнено всей сложностью смысла и познания. И.С.Тургенев в полной мере реализовал синтезирующие способности пейзажа, заключающего в себе целостную экспрессивную оценку изображаемого.

Функции пейзажа в художественном мире И.С.Тургенева исследованы в работах С.М.Аюпова, А.И.Батюто, Г.А.Бялого, Б.И.Бурсова, Л.А.Герасименко, П.И.Гражиса, И.М.Гревса, Г.Б.Курляндской, Ю.В.Лебедева, В.М.Марковича, Н.Н.Мостовской, В.А.Недзвецкого, Л.В.Пумпянского, П.Г.Пустовойта, Н.Д.Тамарченко, В.Фишера, А.Г.Цейтлина, С.Е.Шаталова.

Из исследователей и критиков конца XIX - начала XX вв. назовем М.О.Гершензона, Д.Н.Овсянико-Куликовского, Д.С.Мережковского.

М.О.Гершензон отмечал глубинную связь тургеневского психологизма с пространственной символикой, что нашло отражение в характеристике героев через их отношение к пространству - открытому и замкнутому, земному и воздушному.

10 Цит.по: "Типология стилевого развития XIX века. - М., 1977. - С.235.

Д.Н.Овсянико-Куликовский, подчеркивая особую атмосферу лиризма в романах И.С.Тургенева (которую удачно назвал "ритмом представлений")11, писал, что лиризм этот проникнут трагическим взглядом писателя на извечный антагонизм мыслящей человеческой личности и природной стихии, равнодушной к ценности индивидуального существования. Пожалуй, Д.Н.Овсянико-Куликовский первым увидел в тургеневской романистике элементы философского метажанра, хотя сам этот термин в литературоведении XIX в. еще не существовал.

Д.С.Мережковский (к слову сказать, также считавший И.С.Тургенева одним из величайших представителей философии скептицизма в мировой литературе) поэтику его художественного пространства трактовал как устремленность к воплощению мимолетных состояний, трудновыразимых переживаний. Стилистические приемы Тургенева-пейзажиста Д.С.Мережковский характеризует термином "импрессионизм".

Точка зрения Д.С.Мережковского не получила, однако, дальнейшего развития.

Ряд современных исследователей (П.И.Гражис, Г.Б.Курляндская), анализируя своеобразие тургеневского художественного метода, указывают на связь поэтики И.С.Тургенева с традициями романтизма, что проявляется и в формах бытования категорий пространства и времени.

В этой связи особый интерес вызывает "усадебный хронотоп", в котором воплотилась поэзия и красота уходящего в прошлое мира русской дворянской культуры.

Тургеневская усадьба - это идиллия, на наших глазах перерождающаяся в элегию", - замечает В.Щукин в своей работе "О двух культурных моделях русской дворянской усадьбы", посвященной сравнительному анализу "усадебного хронотопа" романов И.А.Гончарова и И.С.Тургенева.

13 Овсянико-Куликовский Д.Н. Лирика как особый вид творчества // Вопросы теории и психологии творчества. - СПб., 1870. - Т.З, вып.2. - С.207.

Пространственно-временной континуум романа "Дворянское гнездо" В.Щукин характеризует как параевропейский вариант "усадебного хронотопа", в котором находит отражение европеизация русской культурной элиты XVIII-XIX вв., сформировавшая определенный комплекс этических и эстетических норм:

Тургеневские усадьбы уходят своими корнями не в допетровские времена, а в XVIII век - в эпоху решительной трансформации традиционной русской культуры на западный лад. Тот факт, что в тургеневских "гнездах" имеются красные углы с иконами и лампадами и что живут в них не только вольнодумцы и деисты, но и религиозно настроенные люди - Глафира Петровна, Марфа Тимофеевна, Лиза ("Дворянское гнездо") - отнюдь не противоречит утверждаемому. Православные иконы, молитвы и праздники принадлежат не к азиатской, а к европейской культуре, потому как они по-своему противостоят идее полного подчинения личной воли человека силам природы и стихийности коллективного бытия. Они так же органичны для послепетровской России, как липовые аллеи или беззаветная вера в разум.

Таким образом, тургеневская усадьба воплощает в себе европейское, цивилизованное начало в русской культуре Нового времени"12.

Пристальное внимание тургеневедов было обращено на проблемы связи философского подтекста и художественной структуры романов И.С.Тургенева, а также на изучение роли в них бытового пространства и ретроспективных "предысторий".

Проблема связи тургеневского хронотопа с философскими взглядами писателя получила, на наш взгляд, наиболее полное освещение в известной работе А.И.Батюто "Тургенев-романист". Основное внимание исследователь уделяет пространственно-временному континууму романа

12 Щукин В. О двух культурных моделях русской дворянской усадьбы // Slowianie Wschodni: Duchowosc - kultura -jezyk. -Krakow, 1998. - C.172.

Отцы и дети", однако сам концептуальный подход А.И.Батюто охватывает значительно более широкий круг вопросов, в частности, и генезис "хронотопического мышления" писателя в целом.

По мнению А.И.Батюто, "с философским представлением о мгновенности человеческой жизни ("лишь красноватая искра в немом океане вечности") естественно гармонирует сюжет и характер сюжетного развития в большинстве романов Тургенева: они отличаются скоротечностью, стремительной во времени завязкой и неожиданной развязкой.".

У Тургенева, - пишет А.И.Батюто, - значительны идея романа и ее художественное воплощение, сюжет же сам по себе и в особенности та "площадка", на которой происходит его быстрая реализация, не отличаются масштабностью и глубоким погружением в атмосферу повседневного существования, которые так присущи романистике его современников -Толстого, Достоевского, Гончарова и др. Круг персонажей в его романе сравнительно невелик, основное действие пространственно ограничено (вспомним в связи с этим базаровское и паскалевское определение: "узенькое местечко", "уголок обширного мира"). Все эти свойства и признаки романной структуры у Тургенева несомненно обусловлены не только эстетическими, но и глубинными философскими взглядами писате-ля.

В отличие от А.И.Батюто, Б.И.Бурсов своеобразие тургеневского хронотопа связывал в первую очередь с типологией персонажей.

Полнота картины не имеет для него (Тургенева - H.J1.) первостепенного значения. Герой каждого его нового романа есть новая ступень в развитии передового русского человека", - писал Б.И.Бурсов в своей книге "Лев Толстой и русский роман"14.

А позже, в своей известной работе "Национальное своеобразие рус

13 Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л., 1972. - С.86.

14 Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. -М.-Л., 1963. - С.35-36. ской литературы", исследователь подвел итоги своих наблюдений над стилем Тургенева-романиста: "В тургеневском романе завершилось становление русского высокоинтеллектуального героя. Тот же Рудин предан только идее и занят только идеей. Это в своем роде странствующий рыцарь, над которым бессильна власть быта, и он с гордостью и одновременно с горечью называет себя перекати-полем.

Тургеневский роман парит над бытом, лишь слегка касаясь его. С одной стороны, быт не имеет власти над героем, а с другой - герою, в силу особенностей его внутренней природы, нет дела до реальных обстоятельств жизни. его трагическая коллизия как мыслителя в разрыве между идеалом и натурой, как он понимает то и другое. В отсутствии подробных описаний быта - одна из причин лаконичности Тургенева-романиста"15.

Иную позицию занимает А.Г.Цейтлин в своем исследовании "Мастерство Тургенева-романиста". Бытовое пространство, по мнению А.Г.Цейтлина, играет значительную роль в романах И.С.Тургенева. "Пушкин выработал искусство предельно сжатой и выразительной бытовой детали. Искусство это развили и углубили Лермонтов и Тургенев"16. А.Г.Цейтлин исследовал эволюцию "бытового пространства" И.С.Тургенева на примерах романов "Рудин", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети". Наблюдения и оценки А.Г.Цейтлина, на наш взгляд, до сих пор сохраняют актуальность для изучения пространственно-временного континуума тургеневского романа.

Не меньшее внимание А.Г.Цейтлин уделяет функции "ретроспективных предысторий" в романах И.С.Тургенева.

Анализируя "Дворянское гнездо", А.Г.Цейтлин особо подчеркивал художественную целесообразность включения в роман "ретроспективных

15 Бурсов Б.И. Национальное своебразие русской литературы. - JI., 1967. - С.379.

16 Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. - М, 1958. - С.170. предысторий" и порядка их следования. Почему, например, предыстория Лизы помещена перед развязкой романа? "Почему Тургенев не предпослал этот рассказ о Лизе и Агафье развитию действия так, как он сделал это с Лаврецким? Во-первых, потому, что это не было связано с вековой историей дворянского рода, во-вторых, потому, что две такие предыстории, идущие одна за другой, хотя бы и в разных местах романа, неизбежно создавали бы впечатление. монотонности"17.

Для исследователя очевидны единство, цельность художественного времени тургеневского романа. "Предыстории", обрамляя центральный сюжет, подчинены одному художественному замыслу, благодаря чему прекрасная история любви выделена, вычерчена в общем повествовательном потоке произведения.

Как известно, важнейшая художественная функция тургеневских "предысторий" не сразу была понята литературной критикой.

Более того, в литературе о И.С.Тургеневе часто цитируют авторскую самооценку романа "Дворянское гнездо": "Кому нужен роман в эпическом значении этого слова, тому я не нужен. что бы я ни писал, у меня выйдет г>18 ряд эскизов

Это ответ И.С.Тургенева И.А.Гончарову, который, как известно, характеризовал "Дворянское гнездо" как ".картинки, силуэты, мелькающие очерки, исполненные жизни, а не сущность, не связь и не целостность взятого круга жизни.". Предыстории героев И.А.Гончаров называет "охлаждающими промежутками", ослабляющими интерес читателя к сюжету произведения19.

Причина всего этого, по И.А.Гончарову, в том, что изобразительный талант И.С.Тургенева - это прежде всего "нежный и верный рисунок и звуки", это "лира и лира", а не панорамное и обстоятельное отражение

17 Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. - М., 1968. - С.248.

18 Тургенев И.С. ПСС в 30-ти т. Письма. - М., 1987. - Т.4. - С.36. жизни, характерное для жанра романа .

Негативно оценил архитектонику "Дворянского гнезда" и критик М. де Пуле, которому разного рода "пристройки" к главному сюжету казались "лишними", "бесполезно удлиняющими повесть" и "ослабляющими силу впечатления"21.

Полемика вокруг "Дворянского гнезда", на наш взгляд, отражает суть различных подходов к оценке художественных функций "ретроспективных предысторий" в романах И.С.Тургенева.

Сопоставляя в своих "Этюдах о Тургеневе" два самых обширных "отступления" в романе "Дворянское гнездо" - о Лаврецком и его предках, и о Лизе, Д.Н.Овсянико-Куликовский считает, что предыстория Лизы введена в роман "в интересах художественности": во-первых, "читатель, остающийся еще во власти сильных художественных эффектов предыдущей (тридцать четвертой - Н.Л.) главы. с умилением и любовью останавливается над образом Лизы, - и что-то детски трогательное, что-то младенчески чистое, невинное, святое наполняет его душу", и во-вторых, тридцать пятая глава "служит как бы отдыхом, необходимым для художественного восприятия грустных и мрачных мотивов последующих глав". А история Лаврецкого, по мнению ученого, введена "не в интересах художественности, а с целью сделать фигуру Лаврецкого вполне понятною и ясною во всех деталях, - разъяснить ее значение как культурного типа, олицетворяющего собою один из моментов в развитии русского общества"22.

В работе В.Фишера "Повесть и роман у Тургенева" "вставные элементы" романа, в частности "родословная Лаврецкого", трактуются как основные элементы произведения, которые собственно и "создают обще

19 Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8-ми т. - М., 1955. -Т.8. - С.308.

20 Там же. С.309.

21 ПулеМ. де. "Дворянское гнездо" И.С.Тургенева // "Русское слово". - 1859. - № 11. -С. 12. ственный роман"23.

М.К.Клеман, повторяя известную мысль А.А.Григорьева о славянофильской сущности образа Лаврецкого, так комментирует пафос его "пространной предыстории": ". генеалогия Лаврецкого, рисующая четыре поколения дворянской семьи, построена в согласии со славянофильской концепцией о последовавшем в результате усвоения западной культуры отрыве "образовательного класса" от родной почвы и неорганическом характере самого усвоения чужой культуры". Однако исследователь не соотносит "предысторию Лаврецкого" с романным целым, а, следовательно, не определяет ее эстетическую функцию в контексте всего романа24.

В 1950-е гг. в отечественной критике ретроспективные эпизоды в романе И.С.Тургенева получали, в основном, социологическую интерпретацию. А.Н.Мензорова в своей работе "Роман И.С.Тургенева "Дворянское гнездо" (идеи и образы)" так определяла семантику родословной героя: "На примере ряда поколений. Тургенев прослеживает, как постепенно дворянство утрачивает чувство близости к России и единения с народом, отчего мельчают характеры, происходит процесс духовного оскудения дворянства"25.

Такой же позиции придерживается С.Я.Проскурин в своей статье "Вставные элементы" романов И.С.Тургенева": "Самое главное назначение отступлений в прошлое состоит в том, что Тургенев раскрывает в них формирование главных героев - Лаврецкого и Лизы, их воспитания"26.

Анализу "ретроспективных предысторий" в романистике

22 Овсянико-Куликовский Д.Н. Этюды о творчестве Тургенева. - Харьков, 1896. -С.214-215.

23 Фишер В. Повесть и роман у Тургенева // Творчество Тургенева. - М., 1920. - С.23.

24 Клеман М.К. Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. - Л., 1936. -С.96.

25 Мензорова А.Н. Роман Тургенева "Дворянское гнездо" (идеи и образы). - Новосибирск, 1959,- С.10.

26 Проскурин С.Я. "Вставные элементы" романов И.С.Тургенева // Ученые записки Ор-ского гос.пед.инт-та, вып. 13. - 1972. - С.77-78.

И.С.Тургенева посвящена работа С.Е.Шаталова "Отступления в прошлое и их функции в сюжетно-композиционной структуре романа "Дворянское гнездо". Исследователь подчеркивает ключевую роль отступлений в художественной структуре тургеневского романа: "Становится очевидным, что систематические отступления в прошлое - это определенный "прием", предназначенный для выражения какой-то существенной стороны писательского замысла".

С.Е.Шаталов выделяет следующие функции отступлений.

Во-первых, "отступления явно содействуют обобщению, типизации: с их помощью писатель углубляет представление о героях романа, как о вполне определенных типах дворянского общества. Они становятся одним из средств типизации, и в этом назначении - одна из их функций".

Во-вторых, в них предваряются мотивы поведения героев, предугадываются их судьбы.

И, наконец, с их помощью раздвигаются рамки семейно-бытового романа, вводится эпическая струя. Это - новая их функция, которую условно можно назвать средством "эпизации" повествования или "панорамности" изображения: писатель "в одном объеме, в одних рамках искусно совмещает настоящее и прошлое. Прошлое сквозит в настоящем; настоящее угадывается, отзывается в эпизодах из прошлого. Отступлениями в прошлое привносится в роман элемент эпический, повествование о частной истории преобразуется во всеобщую, касающуюся судеб целого

27 сословия." .

Значительной вехой в изучении художественного времени в романистике Тургенева стала работа Л.А.Герасименко "Время как жанрообра-зующий фактор и его воплощение в романах И.С.Тургенева". По мнению исследователя, поэтика тургеневского романа отвечает задачам художественного воплощения быстрых, "летучих" мгновений истории: "В романе Тургенева мы сталкиваемся с новеллистической поэтикой художественного времени, соответствующей его оригинальной жанровой природе. Тип романа Тургенева был связан со свойственным писателю острым ощущением переходности, неустойчивости русской жизни. Тургенев осознает неприспособленность традиционной формы эпического романа для схватывания "переломных мгновений" истории"28.

Особое внимание Л.А.Герасименко уделяет способам достижения эпической масштабности в романах И.С.Тургенева: "В своем небольшом, концентрированном романе Тургенев добивался эпического звучания особенными, специфическими для него средствами. Эпическая широта и объемная глубина в его романе достигались за счет многочисленных "пристроек": биографических отступлений в прошлое, проекций в будущее (в эпилогах) - как раз тех дополнительных структурных элементов, которые казались современной автору критике "лишними", "бесполезно удлиняющими повесть" и "ослабляющими силу впечатления". Но именно они обладали эпическим содержательным смыслом и способствовали "прорастанию" повести в роман. Такому строению романа отвечал найденным Тургеневым способ изображения художественного времени в его прерывистом течении и в переключении временных планов - от настоящего к прошлому и от настоящего к будущему"29.

Наш краткий обзор позволяет сделать вывод: проблема связи художественной природы тургеневского хронотопа с философскими взглядами

Шаталов С.Е. Отступления в прошлое и их функции в сюжетно-композиционной структуре романа "Дворянское гнездо" // Ученые записки Арзамасского пед.инт-та., т.У, вып.4. - 1962. - С.123.

28 Герасименко Л. А. Время как жанрообразующий фактор и его воплощение в романах Тургенева // Жанр (эволюция и специфика). Вопросы русского языка и литературы. - Кишинев, 1980. - С.53-54.

2 Герасименко Л. А. Время как жанрообразующий фактор и его воплощение в романах Тургенева // Жанр (эволюция и специфика). Вопросы русского языка и литературы. -Кишинев, 1980. - С.55. писателя, исследование функций пейзажа, а также роли внефабульных эпизодов в организации сюжета, композиции и образной системы тургеневского романа - все это относится к несомненным достижениям отечественного литературоведения.

Актуальность данной диссертационной работы определяется назревшей необходимостью в обобщающем исследовании пространственно-временного континуума романов И.С.Тургенева.

Тургеневский роман - уникальное явление в искусстве слова. До сих пор он привлекает внимание литературоведов не только психологической разработкой характеров, поэзией прозы, но и глубоким философским эстетизмом, который объединяет в себе авторское восприятие человека, природы, культуры.

В русской философской традиции есть понятие - "цельное знание". Это познание, в котором соединяются логика и интуиция, озарение и рациональная мысль. В идеальной точке этого цельного знания сближаются религия, философия, наука и искусство. О цельном знании размышляли И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, АФ.Лосев. По И.В.Киреевскому, основной принцип, в котором состоит главное достоинство русского ума и характера, есть цельность, когда на определенной стадии нравственного развития разум поднимается до уровня "духовного зрения", постижения "внутреннего смысла" мира, величайшая тайна которого в возникновении

30 из хаоса и разъединения высочайшего согласия .

И.С.Тургенев своей художнической интуицией вплотную приблизился к этой идее, хотя миросозерцание писателя сложнее и противоречивее любой философской системы. Трагедию разъединенности он считал вечным законом человеческой жизни, в то время как его эстетика устремлена к объективности, гармонии.

30 Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Избранные статьи. - М., 1984. - С.260-262.

Следует особо отметить непреходящее значение тургеневского историзма, объединяющего в себе глубокое понимание особенностей реального времени и стремление к высоким этическим идеалам. Убеждаться в этом -вовсе не значит возвращаться к чему-то устаревшему. Поступательное движение представлений - так уж движется наша наука - далеко не всегда воплощается в открытии совершенно нового, неизвестного, иногда нужно укрепиться в чем-то старом, известном, но в силу обстоятельств ушедшем в тень, а подчас и тенденциозно закрашенном.

Тургеневский роман сохраняет в нашей памяти то, что достойно преемственности, что необходимо для духовного опыта нации.

Человек и мироздание, человек во всем многообразии его связей с природой, человек в его исторической обусловленности - все эти проблемы имеют непосредственное отношение к поэтике пространства и времени тургеневского романа. Хронотопические образы включают нас в сложный мир, художественная многомерность которого предполагает и многомерность авторского толкования действительности.

Предпринятое нами исследование романов И.С.Тургенева именно под этим углом зрения может иметь определенное значение как в плане более детального изучения творческого наследия одного из ведущих русских писателей XIX в., так и в плане дальнейшей методологической разработки различных типологических разновидностей художественного пространства и времени в литературе и искусстве.

Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые на таком большом и широком материале анализируются особенности художественного пространства и времени тургеневского романа, выявляются и осмысляются основные тенденции их эволюции.

Нами проводится системный анализ пространственно-временного континуума как ранних романов И.С.Тургенева, так и поздних - "Дым" и "Новь", которые в пространственно-временном аспекте практически не

20 рассматривались. Анализируются хронотопы, которые традиционны, устойчивы для художественного универсума тургеневского романа, и хронотопы, возникающие только в поздней романистике И.С.Тургенева и отражающие интерес писателя к новым социальным реалиям.

Предмет настоящего исследования - пространственно-временной континуум тургеневских романов и отдельные его элементы, выявляемые на разных уровнях повествования.

Цель предлагаемого диссертационного исследования состоит в создании первой обобщающей работы, хронологически и системно, с учетом этимологических и типологических аспектов, прослеживающей на конкретном материале бытование и развитие категорий пространства и времени в романах И.С.Тургенева.

В соответствии с этим автор поставил перед собой следующие задачи:

- систематизировать подходы различных исследователей к проблеме изучения пространственно-временного континуума тургеневского романа;

- исследовать художественные функции пейзажа, бытового пространства, предметных реалий в формировании пространственно-временного континуума романов И.С.Тургенева;

- выявить взаимообусловленность эпических и лирических, художественно-изобразительных и философско-аналитических способов изображения пространства и времени в романистике И.С.Тургенева;

- проследить эволюцию хронотопической структуры, связанную с художественным освоением новых социальных реалий, что значительно расширило содержательный диапазон тургеневского романа.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы при чтении общих курсов по истории русской литературы XIX в.; в работе семинаров, посвященных творчеству Тургенева-романиста; в работе спецсеминаров по

21 проблемам типологии хронотопа русского романа второй половины XIX века.

Апробация работы.

Диссертантом были сделаны доклады на Международном научном семинаре "Lengua у espacio" (Саламанка, 1999 г.); на спецсеминаре в Гаванском университете, посвященном проблемам изучения поэтики художественной литературы (Гавана, 1999 г.).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Las rutas de don Quijote en las novelas de Ivan Turguenev // Universi-dad de La Habana. - La Habana, 1998. - № 249. - P.46-54.

2. El espacio у el tiempo en la novela "Rudin" de Ivan Turguenev // Universidad de La Habana. Complementarios. - La Habana, 1999. -P.25-34.

3. Поэтика пространства и времени повести И.С.Тургенева "Три встречи" // Классика. Литературно-художественный альманах. -М„ 1998. - С.21-27.

4. Пространство и время в романах И.С.Тургенева. - М., 2001.- 164 с.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Основное содержание работы изложено на 182 страницах. Общий объем диссертации - 200 страниц, включая 18 страниц списка используемой литературы, содержащего 280 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Логутова, Надежда Васильевна

В заключение систематизируем те выводы, к которым мы пришли в результате проделанной работы.

1. Художественное осознание времени Тургеневым-романистом находится как бы на пересечении двух противоположных волн. С одной стороны, это постоянный интерес к современности, к ее логике, внутреннему смыслу, неповторимости; с другой, идейным центром романов И.С.Тургенева всегда оказываются проблемы соотношения временного и вечного. Синтез конкретно-исторических, несущих в себе "актуализированную" временную семантику, и метафизических "вечных" тем и образов в романистике И.С.Тургенева делает возможными труднейшие взаимопереходы через зыбкую грань, разделяющую повседневное существование человека и трагическую суть мироздания. Наиболее яркое выражение это нашло в романе "Отцы и дети", в котором возникает сюже-тообразующая "натурфилософская" тема, являющаяся показателем структуры философского метажанра.

2. Названия таких романов И.С.Тургенева, как "Накануне", "Отцы и дети", "Новь", имеют ярко выраженную временную семантику, что указывает на то значение, которое И.С.Тургенев, художник и мыслитель, придавал движению общества и отдельной личности к будущему, к новым идеалам и ценностям.

3. В романах И.С.Тургенева присутствует культурно-историческое время; аксиологическое время (прошлое как идеал, будущее как цель); психологическое время, то есть субъективно переживаемое (время встре

174 чи, время любви, время разлуки, время смерти); композиционно-сюжетное время, включающее в себя длительность того или иного эпизода, главы, всего произведения; время персонажей; время автора; "внесюжетное" прошлое и будущее.

4. Тургенев-романист опирается на вершинные моменты действия, сознательно избегая изображения непрерывного течения времени, неуловимых переходов из одного душевного состояния в другое. Действие развивается как бы "пульсируя", событийные моменты стоят близко друг к другу, они связаны между собой не только сюжетом, но и авторской лирической интонацией.

5. Хронологическая канва тургеневского романа максимально совпадает с реальным историческим временем, которое непосредственно связано с биографией героя. Защита последней баррикады в Париже 26 июня 1848 г. - это гибель Рудина ("Рудин"). 1825 г. переломил судьбу Лаврецкого ("Дворянское гнездо"). Связь с началом освободительной борьбы в Болгарии определяет характер и судьбу героев романа "Накануне". Роман "Отцы и дети" открывается точной датой - 20 мая 1959 г. Точная дата - 10 августа 1862 г. открывает и роман "Дым". Такая хронологическая точность позволяет определить тургеневского поэтику как культурно-историческую. Отсюда следует пристальное внимание к культурно-историческим реалиям, богато разработанный культурно-исторический фон.

6. Объектом художественного исследования Тургенева-романиста были и типы людей прошлого, и культура прошлого как фактор их формирования. Воспроизведение исторического прошлого не сводится к передаче колорита времени как декоративного фона для развития сюжета. Старина "входит" в современность на правах активного участника событий. И.С.Тургенев (в отличие от Л.Н.Толстого, который представлял в русской литературе "руссоистское направление" и для которого был важен "естественный человек") принадлежал к "гердеровскому направлению" в

175 подходе к воссозданию облика исторического прошлого. Пейзаж, окружающий человека, бытовое пространство становятся выразителями "духа времени". Пасторальные Фимушка и Фомушка из "Нови", трагические старики Базаровы из "Отцов и детей" продолжают жить своим временем во времени другом, в тишине их старинных домиков застыл и хранится ХУШв.

7. Большое значение в романах И.С.Тургенева имеет чередование фабульных и внефабульных элементов. Внефабульные элементы служат раскрытию характера исторического времени, его социальной сущности, являются одним из основных средств расширения эпического начала тургеневского романа, а также его хронотопического диапазона.

8. Отличительной чертой романов И.С.Тургенева является ярко выраженное лирическое начало. Субъективность лирики исходит из ее погруженности в "мгновение", в переживание любого явления прошлого или будущего как актуального момента настоящего, иными словами, лирика говорит о прошлом и будущем, насколько оно волнует в настоящем. Тургенев-романист обладает исключительной способностью "вписать" в вечно движущуюся "ленту" времени летящее мгновение и быстро меняющиеся лики современников.

9. Тургеневу-романисту в высшей степени присуще внимание к красоте преходящего, к тому, что подлежит исчезновению. Поэтому "хронотоп воспоминаний" - один из центральных в тургеневском романе. Исчезнувшее прошлое как бы взывает к воображению, жаждет воплощения. В эпилоге романа "Дворянское гнездо" образ сада с липовыми аллеями - свидетелями любви Лизы и Лаврецкого, садовая скамейка, которая "почернеет и искривится", - яркий пример тургеневского "хронотопа воспоминаний". Сам автор при этом остается в настоящем, "своем" именно в силу остроты восприятия времени. И.С.Тургенев никогда не разрушает исторической дистанции, воспроизводя прошлое обостренно-эмоционально как "иное".

176

10. Значительную роль в романах И.С.Тургенева играет природное время. Основное действие в них происходит летом, что, однако, не приводит к однообразию и монотонности: так, например, действие "Дворянского гнезда" погружено в атмосферу теплой, светлой летней ночи, в "Отцах и детях", напротив, преобладает пейзаж сухого, жаркого летнего дня. Особенно любил И.С.Тургенев весну, переходящую в лето, что соответствует поворотным моментам в судьбах тургеневских героев. Пушкинское восприятие осенней природы для И.С.Тургенева недоступно. Чувство красоты и гармонии мира писатель обретает лишь в цветущей весенней и летней природе.

11. Для романистики И.С.Тургенева характерна концентрическая, кольцевая система художественного пространства, когда от главы к главе расширяется круг изображения и в поле зрения читателя включаются все новые картины: сначала изображение широкой панорамы - неба, полей, дороги, деревни, усадьбы; затем - "малого пространства" (исключение -роман "Новь").

12. Функции пейзажа в романах И.С.Тургенева многообразны. Пейзаж выступает как

- обозначение места и времени действия;

- элемент сюжетной мотивировки;

- средство раскрытия психологии героев;

- отражение философской проблематики;

- форма выражения авторского "я";

- символическое предвосхищение будущих событий;

- выражение национальной самобытности Тургенева-романиста.

13. Характерным признаком тургеневского пейзажа является принцип объединения стихий - земной и воздушной - в единое изобразительное целое, которое точно передает впечатление "разомкнутости" пространства. Это пространство с уходящим вдаль горизонтом, томительное своей

177 широтой, ощущением безбрежности, объединяет в себе "предметную точность с тональностью, то есть с музыкальной функцией в общей структуре

378 повествования

14. Посредством пейзажных картин и образов рождается особая тургеневская поэтика - максимально объективная, но вместе с тем и глубоко лирическая, поскольку все - и вне автора, и в нем. Своеобразие тургеневского пейзажа прежде всего в том, что описательное начало не только не приглушает, но усиливает его лиризм. Лирическое звучание эпического материала осуществляется с помощью сопряжения конкретно-исторического и общечеловеческого начал, авторских отступлений, пересечения тем, мотивов романа, ритмической организации пространственно-временного континуума. Две стихии тургеневского дарования - живописно-пластическая и философско-аналитическая - на всем протяжении творческого пути писателя все более обогащали друг друга и сформировали тот самобытный тургеневский стиль, который наполняет пейзажные образы предметной конкретностью и в то же время глубиной мысли.

15. В этой связи особый интерес представляет начальный пейзаж, отличающийся ярко выраженной полифункциональностью. Полифункциональность начального пейзажа определяет его значимость в сюжетном развитии тургеневских романов, выступая как опора разнообразных экспрессивно-символических лейтмотивов, как средство формирования контекста с предметной (объектной) доминантой, что помогает выявить идею и тему произведения.

Начальное положение пейзажа обнаруживает две особенности, а) Во-первых, сразу бросается в глаза большая смысловая емкость начального пейзажа, способного прямо или косвенно выражать самые различные смыслы и настроения, и как следствие - содержательная и стили

378 Пумпянский JI.B. Тургенев и Запад // И.С.Тургенев. Материалы и исследования. -Орел. 1940 - С.92. стическая целесообразность постановки пейзажа в начальную позицию. Эта особая эстетическая позиция пейзажа (которую литературоведы называют сильной позицией текста) содержательна.

Ь) Во-вторых, начальный пейзаж указывает не только место и время действия (хотя точная хронология играет в романах И.С.Тургенева значительную роль). Он характеризуется особым соотношением предметности и эмоционально-экспрессивного начала, что сразу позволяет читателю почувствовать соотношение эпического и лирического в тургеневском романе. Начальный пейзаж, который уже в силу своего положения находится в позиции дополнительной маркированности, способен задавать пространственную доминанту, определяющую эмоциональную атмосферу произведения. В начальном пейзаже тургеневского романа часто берут свои истоки экспрессивно-изобразительные лейтмотивы, распространяющиеся на весь последующий контекст или, напротив, представляющие собой смысловую антитезу дальнейшему развитию сюжета.

16. Отсутствие природного пространства носит знаковый характер, является показателем светского, "салонного", бездуховного существования. Подобное пространство в романах И.С.Тургенева никогда не бывает избыточным, никогда не замедляет течения художественного времени. Оно служит лишь выразительной характеристикой мира, который "омертвляет" человека. Примеры такого пространства - "мирок" Варвары Павловны Лаврецкой ("Дворянское гнездо"); интерьер гостиной в одном из "первых зданий Петербурга" ("Дым").

17. Но бытовое пространство в романистике И.С.Тургенева может подчиняться и иным задачам. Тургенев-художник обладал тем живым ощущением конкретно-исторической содержательности времени, которое можно назвать способностью исторического переживания. Время проявляет себя в предметах быта, которые, отражая эпоху, становятся активными участниками сюжетного действия. Планировка сада и дома, беседка в саду,

179 портрет на стене - все является предметом пристального внимания Тургенева-романиста. Семантика пространства зависит от восприятия героев: так, беседка в имении Кирсановых (роман "Отцы и дети") предстает дважды - в сентиметально-дворянском флере, в духе традиций Карамзина, и в ее природном значении, как видит ее главный герой романа.

18. Городское пространство в романистике И.С.Тургенева занимает довольно скромное место. Не создал И.С.Тургенев поэтического образа Петербурга. Общий облик Москвы писатель также не принимал, он даже не соглашался с традиционным эпитетом - "белокаменная" ("Мы беседовали с Луниным, осторожно выступая по неровно сложенным кирпичным тротуарам белокаменной Москвы, той самой Москвы, в которой нет ни од

379 ного камня, и которая вовсе не бела" ). Москва является в образах отдельных ее уголков: описание дома Стаховых "возле Пречистинки" ("Накануне"); крошечного, низенького дома "с саженным гербом на крыше", где жили Коробьины ("Дворянское гнездо"); "одноэтажного деревянного домика", "около Собачьей площадки", в котором ютится многочисленное семейство обедневших князей Осининых ( "Дым"). Более поэтичны и полны жизни зарисовки московских пригородов - Кунцево и Царицыно - в романе "Накануне". В последнем романе И.С.Тургенева "Новь" выделяется изображение русского губернского города. Художественно-емкая точность деталей создает реалистически-достоверную картину пореформенной России, позволяет уловить связь отдельного со всеобщим, почувствовать остроту тех общественных проблем и конфликтов, которыми жили современники писателя.

19. В структуре тургеневского пространства значительную роль играют отдельные предметные образы. При этом любая деталь - природная, бытовая - не существует изолированно, а является частью целого. Художественный мир И.С.Тургенева не мозаичен, не дробится на части. Эстетическое целое создает впечатление объемности и многообразия окружающего пространства и неповторимости каждого явления, связанного со всеобщим. Так рождается полисемантический подтекст, в котором одна реальность выявляет себя через другую. Абстрактно-метафизический план имеет конкретное художественное выражение, философские размышления насыщаются эмоциональным началом, что делает образную палитру тургеневского романа исключительно насыщенной и разнообразной.

20. Особую роль в романах И.С.Тургенева играет концепт пути. Его отличают предельная смысловая емкость, суггестивность, символическая многозначность. Путь - рубеж не только пространства, но и времени, точнее - это само время, вливающееся в пространство. Концепт пути непосредственно связан с мотивом быстротечности и неустойчивости человеческого существования, с мотивами неизвестности, дали, с хронотопом "романтического побега".

21. Важное место в художественной системе тургеневского романа занимает концепт "малой родины" - дома, приюта, гнезда - пространства, где индивидуум чувствует себя органической частью целого. Отчужденность от родного гнезда - мотив, который постоянно варьируется в романистике И.С.Тургенева, - порождает чувство беззащитности перед судьбой, природой, обществом. В "Накануне" Елена Стахова размышляет об "успокоительном сознании прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства"380. В "Отцах и детях" сам автор говорит о спасительном возвращении человека в "тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым."38!.

22. Самостоятельный хронотоп, тесно связанный с образами дома, гнезда, приюта, - хронотоп усадьбы. Этот природно-культурный кондоминиум - не просто фон для развития действия, а сама суть художествен

379 Тургенев И.С. ПСС в 30-ти т. - М., 1982. - Т.9. - С.235-236.

380 Тургенев И.С. ПССвЗО-тит- М., 1981.-Т.6.- С.290. ного мира И.С.Тургенева, нечто имманентно присущее ему. При всех негативных сторонах и явлениях, встречавшихся в его истории, "дворянское гнездо" выступает формообразующим началом, которое на протяжении веков сохраняло род и поддерживало семейные традиции. Как показывает И.С.Тургенев, "дворянские гнезда" были хранителями национальной русской культуры и несли на себе печать ее глубокого своеобразия.

23. Важную роль в романах И.С.Тургенева играет пространство, которое условно можно назвать "пространством влюбленных". Уже в античной литературе природный ландшафт - сад, лес, морской берег - традиционно связан с темой любви. "Пространство влюбленных" в значительной степени организует и архитектонику тургеневского романа. Художественная палитра И.С.Тургенева, соединившая природу и любовь в одно неразрывное целое, - значительный вклад в сокровищницу классических традиций русской и мировой культуры.

24. Пространственная символика тургеневского романа играет значительную роль в изображении психологически* феноменов: вспомним сон Елены накануне смерти Инсарова, когда повозка, в которой она покидала Москву, трансформируется в образ той же повозки, но уже летящей в бездну; или сон Базарова в ночь перед дуэлью, в котором его тревога перед тайнами жизни олицетворяется в образе леса, этот же образ возникает в его сознании и перед смертью.

25. На разных этапах творчества Тургенева-романиста меняется степень детализации в изображении природного и бытового пространства. Анализируя ранние и поздние пейзажи И.С.Тургенева, можно проследить, как он шел от точной фиксации мельчайших подробностей к открытию верного решения целого, к гармонии масс. Подробная предметная изобразительность сменяется лаконичным описанием, в котором главную роль играет передача цветовых оттенков. В этом И.С.Тургенев близок исканиям

381 Тургенев И.С. ПСС в 30-ти т. - М., 1981.-Т.7.- С.184. своих современников - импрессионистов.

26. Большой интерес представляют функции художественного пространства как формы непрямого авторского высказывания "поверх" сюжетного действия, иными словами, его полемические, дискуссионные, реплицирующие функции. Приемы организации художественного пространства выступают как пути, по которым субъективная оценка автора проникает в образ и становится его эстетической составляющей.

27. Человек у И.С.Тургенева всегда является носителем определенного типа культуры. А культура, в свою очередь, также неразрывно связана с категориями пространства и времени, которые оказывают определяющее воздействие на все ее формы. Культурно-историческая ассоциативность тургеневского мышления дает возможность сопрягать современность с прошлым, осуществляя связь времен и пространств, что со всей очевидностью показывает своеобразие его подхода к проблеме изображения пространства и времени и определяет его место в русской литературной традиции.

28. Пространство и время в романах И.С.Тургенева - фактор, формирующий жизненные цели героев, определяющий их характеры, душевные наклонности, мировоззрение. Пространственно-временной континуум в романистике И.С.Тургенева играет важную роль как форма выражения нравственного начала человеческой личности. Поэтому рассматривать художественное значение пространственно-временных образов в романах И.С.Тургенева, с одной стороны, и проблему взаимодействия прекрасного и нравственного в эстетике И.С.Тургенева, с другой, можно только в их взаимообусловленности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Логутова, Надежда Васильевна, 2002 год

1. И.С.Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах (ПСС в 30-ти т). Сочинения в двенадцати томах. - М., 1978-1986.

2. И.С.Тургеиев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах (ПСС в 30-ти т.). Письма в восемнадцати томах. М., 1982-1994.1.. Литературоведение, литературная критика, теоретические работы

3. Александров В.А. "Я преклоняюсь перед ним.": Я. Бойесен о И.С. Тургеневе // Лит. обозрение. М., 1993. - N 11/12. - С. 23-30.

4. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1960. - 686 с.

5. Арсентьева Н.Н. И.С.Тургенев в современной испанской критике // И.С.Тургенев и современность. М., 1997. - С. 4-10

6. Арсеньева Н.Н. Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева. 5-8 окт. 1993 г., Орел // De visu. М, 1994. - N 3/4. - С. 134

7. Аскерова Ж.И. И.С.Тургенев об исторической судьбе России в полемике 60-х годов с А. И. Герценом // Очерки по истории русской философии. М., 1992. - С. 160-169.

8. Аскерова Ж.И. Тургенев как мыслитель : Автореф. дис. . канд. фи-лос. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. Дис.совет (К.053.05.64) по фи-лос. наукам. М., 1996. - 30 с.

9. Аскерова Ж.И. Философия любви И.С.Тургенева / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 1992. Рукопись деп. в ИНИОН РАН N 47203 от 26.10.92.-20 с.

10. Аюпов С.М. Проблемы поэтики Тургенева-романиста. Уфа, 1998. -163 с.

11. Аюпов С.М. Тургенев-романист и русская литературная традиция -Сыктывкар, 1996. 200 с.

12. Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы XVIII-XIX вв : Очерки. Метод, рекомендации учителю. Сыктывкар, 1994. - 50 с.

13. Аюпова С.Б.; Аюпов С.М. Диалог культур в творческом сознании И.С. Тургенева // Материалы научных трудов Филологического фа13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.