Рифма в лирике М.Ю. Лермонтова: основные стратегии описания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Хэ Фань
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат наук Хэ Фань
Содержание
Введение
Глава I. Историография рифмы в русской поэзии и в лирике М.Ю. Лермонтова
1.1 Изучение типологии русской рифмы
1.2 История академического изучения рифмы в русской поэзии и в лирике Лермонтова
1.2.1. История исследования рифмы в XVIII в. (1735-1800 гг.)
1.2.2. История исследования рифмы в русской поэзии и в лирике М.Ю. Лермонтова в XIX веке
1.2.3. История исследования рифмы в русской поэзии и в лирике М.Ю. Лермонтова в 1900-1950-х гг
1.2.4. История исследования рифмы в русской поэзии и в лирике М.Ю. Лермонтова в 1960- 1999 гг
1.2.5. История исследования рифмы в русской поэзии и в лирике М.Ю.
Лермонтова в XXI веке. Перспективы изучения
1.3. Неакадемические обращения к изучению рифмы в русской поэзии и в
лирике Лермонтова
Глава II. Рифмовая техника Лермонтова в контексте истории русской
рифмы: научное описание
Глава III. Изучение ритмико-мелодической функции рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова
3.1 Рифма и интонация в лирике Лермонтова
3.2 Ритмико-мелодическая функция рифмы на материале переноса интонации в
лирике Лермонтова
Глава IV. Изучение композиционной функции рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова
4.1 Рифма и метр в лирике Лермонтова
4.2 Рифма и строфика в лирике Лермонтова
Глава V. Изучение смысловой функции рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова
5.1 Семантические связи в "банальных" рифмах лирики Лермонтова
5.2 Смысловой аспект грамматических и деграмматических рифм в лирике М.Ю. Лермонтова
5.3 Смыслообразующая функция рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Сатира и инвектива в поэзии М.Ю. Лермонтова2004 год, кандидат филологических наук Анненкова, Наталья Александровна
Интонационная реминисценция в стихотворном тексте и модус художественности2005 год, кандидат филологических наук Игушева, Юлия Сергеевна
История русской октавы, XIX - начала XX вв.1998 год, кандидат филологических наук Жукова, Ирина Максимовна
Лирика Шах-Эмира Мурадова: художественный мир и поэтика2011 год, кандидат филологических наук Гашарова, Аида Руслановна
Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции2006 год, кандидат филологических наук Жукова, Елена Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рифма в лирике М.Ю. Лермонтова: основные стратегии описания»
Поэтическое наследие М.Ю. Лермонтова представляет большую
культурную ценность для всех стран мира и занимает особое место в истории
русской литературы. Большой интерес у исследователей творчества М.Ю.
Лермонтова всегда вызывала лирика поэта, отличавшаяся идейно-тематическим
многообразием. Наука о Лермонтове, как принято считать, берёт своё начало
ещё в 1840-е годы, с эстетико-исторической критики В.Г. Белинского на
стихотворения М.Ю. Лермонтова1. Поэзия М.Ю. Лермонтова изучалась
литературоведами и историками литературы, в основном, в ключе особенностей
поэтики и содержания его стихотворений; в связи с мотивно-идейным
единством всего творчества М.Ю. Лермонтова, включая прозу; рецепцией
русской и зарубежной литературы, а также влиянием на последующую поэзию,
т.е. определением места лирики М.Ю. Лермонтова в контексте русской и
мировой литературы. Вопрос о составляющих стиховой организации лирики
М.Ю. Лермонтова, их своеобразии и, что немаловажно, назначении, т.е.
функциональности, вызывал большой интерес у исследователей. Наиболее
близкими в методологическом отношении к теме данной диссертации являются
работы выдающегося советского и российского филолога-классика, историка
античной и русской литературы, стиховеда М.Л. Гаспарова, послужившие
методологической и теоретической базой для диссертации. Так, в данной работе,
кроме анализа истории изучения рифмы и её функций лирике М.Ю. Лермонтова,
используется метод контент-анализа, т.е. проводятся математические подсчеты
1 См.: Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова / Полное собрание сочинений в 13 т. Т.4. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. С. 371-377.
для определения частотности употребления того или иного вида рифмы в лирике поэта как на протяжении всего творчества, так и в определенный период; полученные результаты сопоставляются с данными по частотности использования других поэтических средств. Каждый из проведённых подсчетов мотивирован целью настоящего исследования и самой его темой, а также сопровождается пояснительным комментарием и служит одним из способов изучения функций рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова. В использовании метода контент-анализа проявилась преемственность по отношению к исследовательской деятельности М.Л. Гаспарова.
Данное исследование посвящено, главным образом, изучению истории исследования рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова в единстве её функций, среди которых мы выделяем три основные группы: ритмико-мелодические, имеющие отношение к понятиям ритмики и мелодики поэтической речи и наиболее отразившиеся в напевных стихотворениях М.Ю. Лермонтова; композиционные, проявляющиеся в способности рифмы оформлять композицию стихотворения, а также в наличии связи между рифмой (включая все разновидности её типов по разным классификациям) и другими компонентами, образующими композицию стихотворения, среди которых особое внимание мы уделяем рассмотрению связи рифмы с метром и строфикой; и смысловые (надо сказать, что на протяжении всего исследования понятия «семантика» и «смысл» четко разведены. Так, смысловая функция включает в себя не только семантическую, но и другие функции. Под «семантикой» мы понимаем непосредственно значение какого-либо текстового компонента, а под «смыслом» разумеем
несколько близких и взаимосвязанных явлений, таких как смыслообразование и интерпретация. Анализ этих функций позволяет осмыслить лирические произведения М.Ю. Лермонтова во всем их эстетическом и идейном совершенстве.
В науке лирическое наследие М.Ю. Лермонтова принято условно разделять на две группы в соответствии со временем их создания - это лирика раннего периода творчества (стихотворения, написанные с 1828 г. по 1832 г.) и лирика зрелого периода творчества (1837-1841 гг.). В данном диссертационном исследовании используется весь корпус стихотворений М.Ю. Лермонтова, в том числе написанные в 1836 году стихотворения «Молитва странника», «Еврейская мелодия» и «Умирающий гладиатор», однако вышеописанное разделение учитывается, поскольку лирические произведения раннего и зрелого периода тематически и художественно отличаются и должны рассматриваться не только в единстве всего творчества поэта, но как два особых периода (вопрос о большом перерыве в лирическом творчестве М.Ю. Лермонтова между 1832 и 1837 годами остается в лермонтоведении одним из самых актуальных и востребованных для изучения).
Определение и описание функций рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова -актуальная проблема в современном лермонтоведении, требующая системного подхода к изучению, основы которого были заложены такими советскими литературоведами, как М.Л. Гаспаров, В.М. Жирмунский, Б.П. Гончаров, но до сих пор должным образом не продолжены.
Актуальность диссертационного исследования состоит в потребности
изучения рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова на современном этапе лермонтоведения в единстве ритмико-мелодических, композиционных и смысловых функций на основе достигнутых результатов и новых наблюдений.
Научная новизна исследования состоит в систематизации опыта изучения и описания феномена рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова: периодизации, определении специфики этапов, обобщения результатов, перспектив изучения.
Предметом исследования в диссертации является проблема соотношения ритмико-мелодических, композиционных и смысловых функций рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова.
Объектом исследования являются научные и критические работы по рифме в русской поэзии и лирике М.Ю. Лермонтова, а также весь корпус лирических стихотворений поэта (1828-1841 гг.).
Цель исследования: изучить историю исследования рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова в единстве её ритмико-мелодических, композиционных и смысловых функций.
Задачи диссертационного исследования:
1) Изучить историю исследований о рифме в русской поэзии и в лирике М.Ю. Лермонтова;
2) Изучить современную типологию рифмы в русской поэзии;
3) Проанализировать этапы исследования рифмы в лирических стихотворениях М.Ю. Лермонтова с точки зрения сосредоточения на ритмико-мелодических, композиционных и смысловых функциях;
4) Представить описание связи рифмы и интонации в лирике М.Ю. Лермонтова;
5) Представить описание связи рифмы с метром и строфикой в лирике М.Ю. Лермонтова;
6) Представить описание смыслообразующей функции рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова;
7) Определить количественное соотношение видов рифмы и их сочетания с другими составляющими стиховой организации в лирике М.Ю. Лермонтова;
8) Разработать таблицы, иллюстрирующие количественное и процентное соотношение разных видов рифм в лирике М.Ю. Лермонтова.
Решение поставленных задач и достижение цели исследования осуществлялись благодаря применению следующих научных методов:
1) культурно-исторического, позволившего получить представление об истории изучения рифмы в русской поэзии и в лирике М.Ю. Лермонтова;
2) сравнительно-исторического, используемого для выявления эволюции взглядов поэтов и филологов на рифму как поэтический феномен, а также на необходимые условия существования рифмы;
3) метода композиционного анализа, позволившего выявить особенности фонетической, рифмовой и строфической композиции стихотворения;
4) метода контент-анализа, предполагающего количественную
(числовую и процентную) оценку использования различных типов рифм и
Положения, выносимые на защиту:
1) В истории изучения рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова выделяются 5 этапов: преимущественное внимание к учебно-методическому описанию (1840-1900 гг.), неакадемические обращения в эссеистском жанре (1900-нач.1920-х гг.), формальный подход к описанию рифмы (1920-1960 гг.), обращение к смысловому потенциалу рифмы (1960-1999 гг.), изучение рифмы в единстве ритмико-мелодической, композиционной, смысловой функций (2000-настоящее время).
2) Анализ истории изучения рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова в ритмико-мелодическом аспекте позволяет выделить два основных направления: описание связи рифмы и интонации (при этом учитывается весь комплекс выразительно-изобразительных (фонетических, синтаксических) средств, влияющих на ритм и мелодику стихотворений поэта) и изучение роли рифмы, являющейся одним из главных факторов частого переложения стихотворений Лермонтова на музыку, в создании интонационного рисунка стихотворений с переносами, составляющих значительную часть лирического наследия поэта.
3) Изучение рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова с точки зрения её композиционной функции сводится к двум основным вопросам: связь рифмы со стихотворным размером («Глупой красавице» (1830), «Песня» (1830-1831), «Парус» (1832), «Молитва» (1837), «Тучи» (1840)) и связь рифмы со строфической организацией (закономерность использования определенного вида рифмы, типа рифмовки и сочетания видов рифм в разных типах строфы).
4) В истории изучения смысловой функции рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова можно выделить три основных направления: изучение семантических связей в «банальных» рифмопарах, изучение смысловой нагруженности грамматических и деграмматических рифм, изучение смыслообразующей функции (способности рифмы выражать художественную идею).
5) В результате комплексного анализа исследований по рифме в русской поэзии и работ, посвященных изучению рифмы М.Ю. Лермонтова, а также контент-анализа всех типов рифм и рифмовок в лирике М.Ю. Лермонтова, было установлено, что система рифм поэта базируется на двух основных принципах: умелом сочетании традиционных рифмовых приёмов русской (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин) и западноевропейской поэзии (преимущественно Байрон); на творчестве и эксперименте М.Ю. Лермонтова в отношении использования новых сочетаний рифмовок и рифм, расширения норм для неточной рифмы.
6) В рифмовой структуре ранней (1828-1832) и поздней (1837-1841) лирики М.Ю. Лермонтова наблюдается резкая разница (например, преимущество в использовании рифмовки шестистиший по форме «4+2» в ранней и «2+4» в поздней лирике; предпочтение в создании грамматических рифм с окончанием «ой» в ранней лирике с помощью имен существительных, а в поздней - прилагательных; 11 стихотворений из 14 с «банальными» рифмами и 198 стихотворений из 271 с грамматическими и деграмматическими рифмами относятся к периоду 1828-1832 гг.).
7) Новаторство М.Ю. Лермонтова-поэта проявляется в освоении новых рифмовых приёмов (широкое использование дактилической рифмы и создание с данным видом рифмы сплошной рифмовки; расширение норм неточной рифмы (редукция заударных гласных); учащение применения усечения, замещения и перемещения для создания неточной рифмы; предпочтение создания в катренах сплошных мужских и женских рифм парным; применение новых сочетаний рифмы, рифмовки и размера в шестистишиях и восьмистишиях; рифмовка в «бородинской строфе» по формуле ааВсссВ, в которой рифма ВВ в 3 и 7 строках скрепляет строфу в единое композиционное целое и благодаря положению ударного гласного (мужская) интонационно выделяет 3 и 7 строки из ритмического рисунка строфы).
Теоретико-методологическую базу для данной диссертации составили труды крупнейших русских исследователей (литературоведов и критиков) о рифме в поэзии. Особое значение для данной работы имеют исследования таких ученых, как М.Л. Гаспаров, В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский, С.И. Кормилов, А.А. Илюшин, В.Е. Холшевников, Б.П. Гончаров, Д.С. Самойлов.
Теоретическая значимость диссертации заключается в системном описании истории изучения рифмы в русской поэзии и в лирике М.Ю. Лермонтова в единстве ритмико-мелодической, композиционной и смысловой функций, определении места Лермонтова-поэта в истории русской рифмы на основе анализа изученных работ.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности
дальнейшего изучения рифмы Лермонтова на основе подсчётов, сделанных в
ходе исследования. Таблицы, иллюстрирующие данные по подсчетам, могут послужить основой для углубленного анализа лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Данная диссертация ценна и тем, что по аналогии с ней возможно проведение исследований, связанных с изучением функций рифмы в творчестве других поэтов.
Исследование прошло апробацию на 5 научных конференциях:
1) III Международный методологический семинар «М.Ю. Лермонтов: проблемы творчества и эстетической жизни наследия» (Москва, МГОУ, 2018). Доклад: «К вопросу о сплошных мужских рифмах в юношеской лирике М.Ю. Лермонтова».
2) Международный научный молодёжный форум «Ломоносовские чтения-2018» (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018). Доклад: «Рифма юношеского периода Лермонтова (1828-1832): наследование и развитие».
3) XI Московские Лермонтовские чтения (Москва, библиотека №76 имени М.Ю. Лермонтова, 2019). Доклад: «Ритмико-мелодические функции рифмы в напевной лирике М.Ю. Лермонтова на материале параллелизма».
4) IV Международный методологический семинар «М.Ю. Лермонтов: проблемы творчества и эстетической жизни наследия» (Москва, МГОУ, 2019). Доклад: «Семантическая функция рифмы в ранней лирике М.Ю. Лермонтова».
5) II Форум молодых учёных Хэнаньского университета: подфорум института иностранных языков (Кайфэн, 2019). Доклад: «Смысловые функции рифмы в русской поэзии».
Результаты исследования отражены в опубликованных статьях в
рецензируемых изданиях, рекомендованных диссертационным советом МГУ имени М.В. Ломоносова:
1) Хэ Фанъ. Явление усечения конечного согласного «й» в приблизительных рифмах русской поэзии и лирики Лермонтова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. №2. С. 89-100.
2) Хэ Фанъ. Ритмико-мелодическая функция рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова (на материале параллелизма напевных стихотворений) // Litera. 2019. №3. С. 1-10.
3) Хэ Фанъ. Смысловая функция банальной рифмы "тень-день" в лирике М.Ю. Лермонтова (к вопросу о художественном своеобразии мотивно-образной системы стихотворения "Наполеон") // Казанская наука. Серия: Русская литература. 2019. №8. С. 17-23.
4) Хэ Фанъ. Явление замещения звонких и глухих согласных в русской поэзии (на примере точных рифм в ранней лирике М.Ю. Лермонтова (1828-1832)) // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2019. Т.29. Вып.5. С. 824-831.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Бурятская поэзия: Проблемы поэтики и стиля2004 год, доктор филологических наук Дугаржапова, Татьяна Максаровна
Интонация и стиль стихотворной речи: На материале поэзии XX века2005 год, кандидат филологических наук Суслова, Елена Викторовна
Немецкий сонет: эволюция жанра2008 год, доктор филологических наук Андреюшкина, Татьяна Николаевна
Новаторство М.-З. Аминова в области лакского стихосложения1999 год, кандидат филологических наук Аминова, Хазинат Магомедзагидовна
Фольклорные традиции в ранней лирике и в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова: Тарханский аспект2003 год, кандидат филологических наук Горланова, Нина Геннадьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Хэ Фань
Заключение
Лирическое наследие М.Ю. Лермонтова - уникальное явление в истории русской классической поэзии. В первую очередь, большой интерес представляет собой временной интервал между ранним, или юношеским (1828-1832), и поздним, или зрелым (1837-1841), периодами поэтического творчества поэта. Эта особенность неоднократно отмечалась исследователями жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, и, безусловно, должна учитываться при любом серьёзном изучении лирики поэта. В данной работе периоды поэтического творчества Лермонтова рассматривались также как два историко-литературных явления, составляющие тематическое и идейное единство.
Особый интерес в настоящее время представляет малоизученный вопрос о функции поэтических средств в поэзии. Данное исследование посвящено функциям рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова - их выявлению, описанию, систематизации, установлению связи с другими составляющими стихосложения.
Данное диссертационное исследование проводилось на стыке двух наук -стиховедения и лермонтоведения. Опорой в исследовании служили как авторитетные труды стиховедов, так и работы, посвященные изучению творчества М.Ю. Лермонтова.
Обобщая теоретическую часть данного диссертационного исследования, можно сказать, что исследователи русского стихосложения ХУШ - XXI вв. неоднократно делали попытки в определении функций рифмы, т.е. обращались к роли и назначению рифмы в поэзии.
Исследования по рифме в русской литературе берут начало со времени
появления силлабо-тонической системы стихосложения, для которой изначально рифма являлась необходимым условием.
Первые попытки в определении феномена рифмы предпринимались российскими учеными и поэтами XVIII века В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым, Г.Р. Державиным, А.Д.Кантемиром.
Наряду с этим, уже в XVIII веке наблюдается оформление норм рифмы и её классификации.
На протяжении всей истории русской силлабо-тонической системы стихосложения, её становления и развития, менялось представление о границах её различных типов: точной, приблизительной, неточной рифм, что напрямую зависело от изменений в произношении русского литературного языка и отчасти утверждалось благодаря поэзии, в том числе лирике М.Ю. Лермонтова (использование парных «г-к» и «г-х» в точных рифмах его стихотворений).
Изучение данной проблемы, даже если сузить её рамки до лирики одного автора, требует тщательного анализа всей поэзии как индивидуально-творческого феномена и отдельных лирических произведений как уникальных и единичных творческих явлений, вместе образующих ту или иную тенденцию в развитии стихосложения.
Итак, рифма в лирике М.Ю. Лермонтова обнаруживает связь с другими составляющими стиховой организации, находится в определённых отношениях со стиховыми приёмами. Анализируя эти связи и проведя подсчёт относительного и абсолютного количества тех или иных рифм в аспекте влияния на ритм, композицию и смысл стихотворения, можно утверждать, что
рифма имеет ритмико-мелодические, композиционные и смысловые функции. Ритмико-мелодические функции рифмы представляют собой ряд функций, заключающихся во взаимном влиянии рифмы и интонации, рифмы и метра, рифмы и строфики, рифмы и ритма, рифмы и синтаксического параллелизма, а также других синтаксических средств. Композиционные функции рифмы в лирике М.Ю. Лермонтова обусловлены, прежде всего, связью рифмы и строфики, тенденциями стихотворений с тем или иным видом строфики и количеством строф к определённому типу рифмовки и к определенному виду рифм. Семантическая функция рифмы, главным образом, заключается в возможности соотнесения рифмующихся слов со смыслом стихотворения, в семантической нагруженности рифмующихся слов в лирических стихотворениях М.Ю. Лермонтова, в обоснованном выборе поэтом определённых частей речи, определённого способа рифмовки и вида рифмы в зависимости от смыслового и идейного содержания поэтического произведения. Каждой функции посвящена отдельная глава, максимально полно раскрывающая сущность каждой функции, рассматривая все особенности поэзии М.Ю. Лермонтова. Большое место в диссертации занимают аналитические подсчёты, результаты которых представлены в виде таблиц с подробным литературоведческим комментарием.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хэ Фань, 2019 год
Список литературы
Источники:
1. Ахматова А.А. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5: Биографическая проза. Рецензии. Интервью. М.: Эллис Лак 2000, 2001. 800 с.
2. Белеет парус одинокий: Хоры, дуэты, романсы на стихи М.Ю. Лермонтова: Для детей сред. и ст. школ. возраста. М.: Музыка, 1984. 63 с.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. Т.4: Статьи и рецензии. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. 675 с.
4. Белинский В.Г. Сочинения В. Белинского. М.: Типография В. Грачева и Коми, 1860. 434 с.
5. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7 т. Т. 6: Статьи и рецензии 1893-1924: Из книги "Далекие и близкие". М.: Художественная литература, 1973. 656 с.
6. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7 т. Т. 7: Статьи о Пушкине. М.: Художественная литература, 1973. 528 с.
7. Вэнь И. Полное собрание сочинений Вэнь Идо в 12 т. Т. 2. Литературная критика. Ухань: Хубэйское народное издательство, 1993. 478 с. ( ,
Ш^Ш: ШХШХ, 1993, 478
Ж).
8. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 6 т. Т. 1. Стихотворения 1828-1831. М.;Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1954. 452 с.
9. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 6 т. Т. 2. Стихотворения 1832-1841. М.;Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1954. 386 с.
10. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т. Т. VII: Критика и
публицистика. М.; Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1951. 767 с.
Справочная литература:
11. Горяев Н.В. Сравнительный этимологический словарь русскаго языка Тифлис: Типография канц. главнонач. гр. ч. на Кавказе, 1896. 451 с.
12. Лермонтовская энциклопедия / под ред. Мануйлова В.А. М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1981. 784 с.
13. Литературный энциклопедический словарь / под. ред. Прохорова А.М. М.: «Советская Энциклопедия», 1987. 752 с.
14. М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь / под ред. И.А. Киселёвой. М.: «Индрик», 2014. 940 с.
15. Ожегов С.И. Толковый Словарь Русского Языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л. И. Скворцова. М.: Издательство АСТ. Мир и образование, 2017. 736 с.
Исследования:
16. Андреевский С.А. Литературные чтения: Баратынский. Достоевский. Гаршин. Некрасов. Лермонтов. Лев Толстой. СПб: тип. А.С. Суворина, 1891. 285 с.
17. Анненкова Е.И. Михаил Лермонтов и Константин Аксаков: природный мир и человеческое «Я» в ранней лирике // Лермонтовские чтения. СПб: «Лики России», 2015. С. 196-209.
18. Баргий А.В. Русская литература XIX-го - первой четверти XX-го в.в.:
пособие к лекциям / А. В. Багрий. Баку: Изд. Восточного фак. А.Г.У, 1926. 450 с.
19. Бернштейн С.И. Эстетические предпосылки теории декламации / Поэтика. Временник отдела словесных искусств ГИИИ. Вып.3. Л.: «ACADEMIA», 1927. 188 с.
20. Блок А.А. Александр Александрович Блок. Письма о поэзии [Электронный ресурс]/ А.А. Блок // Режим доступа: http://blok.lit-info.ru/blok/kritika/pisma-o-poezii.htm (Дата обращения: 17.03.2019).
21. Богомолов Н.А. Стихотворная речь: Пособие для учащихся ст. классов / Н. А. Богомолов. М.: Интерпракс, 1995. 261 с.
22. Бондаренко Г.В., Серебрякова И.В. История зарубежной литературы. Часть 1. От античности до просвещения. Учебник. М.: Военный Университет, 2017. 344 с.
23. Борев Ю.Б., Родионова Т.Я. Интонация как средство художественного общения // Контекст: литературно-теоретические исследования, 1982. С. 224244.
24. Брик О.М. Звуковые повторы (Анализ звуковой структуры стиха) // Поэтика. Петроград: 18-я государственная типография. 1919. С. 58-98.
25. Бронская Л.И. Формо- и смыслообразующие функции рифмы в стихотворении В. Ходасевича «С берлинской улицы» // Международная Интернет-конференция, посвященная 70-ти летию профессора О.И. Федотова: «Проблемы современной стихопоэтики: творчество, онтология, парадигма». Секция: художественная целостность и специфика поэтического текста. 24.09.2010. [Электронный ресурс]/ Л.И. Бронская // Режим доступа:
http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=1221 (Дата обращения: 24.06.2019).
26. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.: Издательство Московского университета, 1963. 306 с.
27. Брюсов В.Я. Основы стиховедения: Общее введение. Метрика и ритмика. М.: URSS, 2018. 138 с.
28. Ван Ч. Общие черты функций фонетических явлений в русской и китайской поэзиях // Русский язык в Китае, 2006. Т. 25, № 1. С. 41-43. ( Ï^M,
2006, % 15^, %ш %41-
43 Ж)
29. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Часть 2-3. Интонация. Композиция. М.: Издательство «МУЗЫКА», 1978. 366 с.
30. Векшин Г.В. Очерк фоностилистики текста: Звуковой повтор в перспективе смыслообразования. М.: МГУП, 2006. 461 с.
31. Векшин Г.В. Фоностилистика текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования. [Текст]: дис. д.ф.н: 10.02.01. М., 2006. 507 с.
32. Востоков А.Х. Опыт о русском стихосложении. СПб: Морская Типография, 1817. 167 с.
33. Галатенко Ю.Н. Смысловая роль интонации в поэзии и музыке // Искусство и образование, 2013, №5(85). С. 7-18.
34. Гаспаров М.Л. Вольный хорей и вольный ямб Маяковского // Вопросы языкознания, 1965, №3. С. 76-88.
35. Гаспаров М.Л. Ещё раз о соотношении стиха и литературного направления // Проблемы стиховедения. Ереван: ЕГУ, 1976. С. 87-93.
36. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 4: Лингвистика стиха. Анализы и интерпретации. М.: Языки славянской культуры, 2012. 720 с.
37. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М.: Фортуна ЭЛ, 2012. 416 с.
38. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. Санкт-Петербург: Пальмира, 2017. 351 с.
39. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. М.: Высшая школа, 1993. 272 с.
40. Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. М.: «Фортуна Лимитед», 2001. 286 с.
41. Гаспаров М.Л., Скулачева Т.В. Статьи о лингвистике стиха. М.: Языки славянской культуры, 2004. 288 с.
42. Гаспаров М.Л. Эволюция русской рифмы // Проблемы теории стиха. под ред. В.Е. Холшевникова. Л.: Наука, 1984. С. 3-36.
43. Гегель Г.В.Ф. Курс эстетики, или Наука изящного / Пер. Василий Модестов. Ч. 1-[3]. Кн. 2. Музыка, эпическая поэзия в 2-х отд. М.: Изданик книгопродавца В.Ф. Окорокова, 1860. 148 с.
44. Гик А.В. Состав и виды рифм М.Кузмина (на материале словаря рифм поэта) // Авторская лексикография и история слов. М.: Азбуковник, 2013. С. 302-308.
45. Го Т. Изучение русской поэтики. Кайфэн: Издательство хэнанского университета, 1999. 347 с. Ш: МШ^ШШ
1999, 347 Ж)
46. Голохвастов П.Д. Законы стиха русского народного и нашего литературного. СПб: Типография Добродеева, 1883. 78 с.
47. Голуб В.Я. Рифма и смысл стихотворения М. Ю. Лермонтова "На севере диком. " // Русский язык в школе, 2005, №3. С. 78-81.
48. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. М.: Значение, 1987. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Литература», 1987, №4) 62 с.
49. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М.: Издательство «Наука», 1973. 275 с.
50. Гончаров Б.П. К проблеме интонации в стиховедении // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.: МАИК "Наука/Интерпериодика" 1985. С. 29-48.
51. Гончаров Б.П. Рифма и ее смысловая выразительность // Изучение стихосложения в школе. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерство просвещения РСФСР, 1960. С. 59-95.
52. Горелик Л.Л. Рифма и смысл: "смысловой фактор" и лексико-грамматическое строение рифмы: (на материале фольклора и русской поэзии ХК-ХХ столетий). Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017. 163 с.
53. Горшкова Н.Д. Поэтический арсенал (материалы к элективному курсу "Стихосложение"): учебное пособие. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. 74 с.
54. Гроссман Л.П. Стиховедческая школа Лермонтова // Литературное наследство. Т.45-46. М.: АН СССР, 1948. С. 255-288.
55. Гу Ю. Исследование Лермонтова. Пекин: Издательство пекинского университета, 2014. 292 с. (ШШШ,
2014, 292 Ж)
56. Дядичев В.Н. Словарь рифм И.Ф.Анненского // Литературоведческий журнал, 2002, №16. С. 222-319.
57. Жинкин Н.П. Рифма и ее композиционная роль в поэме Лермонтова "Демон" (с приложением словаря рифм) / Збiрник на пошану акад. Д. I. Багалiевi. Харьков, 1927. С. 291-305.
58. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин; Пушкин и западные литературы. Л.: Наука, 1978. 423 с.
59. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. 438 с.
60. Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы: статьи, 1916-1926. Л.: «ACADEMIA», 1928. 356 с.
61. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. С. 433-536.
62. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. СПб: «Картонный домик», 1922. 103 с.
63. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория // Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. С. 235-430.
64. Жирмунский В.М. Мелодика стиха // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. С. 56-93.
65. Житецкий П.И. Теория поэзии. Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира Н.Т. Корчак-Новицкого, 1900. 292 с.
66. Жукова Е.И. Рифма и строфика поэзии В.С. Высоцкого и их выразительные функции. Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2006. 214 с.
67. Западов В.А. Державин и русская рифма XVIII в. // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII - началаXIX века. Л.: Наука, 1969. С. 54-91.
68. Иконников С.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов над стихотворением. Пенза: Кн. изд-во, 1962. 79 с.
69. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М.: Высшая школа, 2004. 241 с.
70. Калашников С.Б. Поэтическая интонация в лирике И. А. Бродского: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Волгоград, 2001. 23 с.
71. Кантемир А.Д. Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских // Русские писатели XVIII-XIX ст. Т. 2. СПб: Издание И. И. Глазунова, 1868. С. 407-428.
72. Капленко В.Н. Лингвистическая критика стихотворных текстов // Филологический класс, 2003, №10. С. 18-22.
73. Карпов А.С. Ритмическая организация стиха // Изучение стихосложения в школе. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1960. С. 21-58.
74. Киселёва И.А., Петрова Л.Е., Саломатина Л.С. Словарь рифм Ф.И.Тютчева // Литературоведческий журнал, 2004, №18. С. 183-263.
75. Киселёва И.А. Принцип и смысл обратной перспективы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» (1832) // Вестник МГОУ, Серия: Русская филология, 2016, №4. С. 120-126.
76. Киселёва И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система: Автореф. дис. ... док. филол. наук: 10.01.01. М., 2012. 44 с.
77. Классовский В.И. Поэзия в самой себе и в музыкальных своих. СПб; М.:
М.О. Вольф, 1872. 168 с.
78. Ковалев П.А. Поэтический дискурс Фета. Статья первая рифма: фоника, грамматика, семантика // А.А. Фет: Материалы и исследования, 2013, №2. С. 531.
79. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. М.: Издательство Московского университета, 2000. 128 с.
80. Кормилов С.И. Становление лермонтовской рифмы в поэмах 1828 года / О прозе. О поэзии. О слове. Псков: Псковский гос. ун-т, 2015. С. 91-97.
81. Коровяков Д.Д. Искусство выразительного чтения: Опыт систематич. излож. теорет. основ и приемов преподавания. СПб: тип. Деп. уделов, 1894. 160 с.
82. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1989. 207 с.
83. Леонтьева К.И. К вопросу об английской рифме (на примере творчества уистена Хью Одена) // LINGUA MOBILIS, 2011, №4(30). С. 7-17.
84. Леонтьева К.И. Проблемы передачи английской рифмы при переводе (на примере русских переводов поэзии УХ.Одена) // Лингвистический вестник. Международный сборник научных трудов, 2011. С. 85-100.
85. Ло Ш. От песни до поэзии - источник китайской поэзии и анализ ее раннего развития // Вестник пекинского технологического университета. Серия социальных наук, 2005, т. 7, №3. С. 35-44. ЙШШ--ФШШ^
2005, штт, шз
M: Ш 35-37, 44 Ю
86. Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Собрание разных сочинений в стихе и в прозе. Часть первая. СПб.: Тип. Шнора, 1803. 308
с.
87. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. 271 с.
88. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб: «Искусство-СПБ», 1996. 846 с.
89. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. СПб.: Азбука, 2018. 701 с.
90. Матяш С.А. О типологии функций стихотворных переносов (enjambements) в русской поэзии // Вестник оренбургского государственного университета, 2017, №6 (206). С. 42-48.
91. Матяш С.А. Переносы (enjambements) в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова// Вестник ОГУ, №11(61), 2006. С. 57-63.
92. Махов А.Е. Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: INTRADA, 2005. 223 с.
93. Маяковский В.В. Как делать стихи? М.: Советский писатель, 1952. 40 с.
94. Мешкова Е.М. Языковые средства создания романтической картины мира в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри": оригинал и английский перевод // Когнитивные исследования языка, 2018, №34. С. 822-826.
95. Можейко Н.С., Игнатенко А.П. Древнерусский язык. Минск: «Вышейшая школа», 1988. 254 с.
96. Москвин Г.В. Концепты «смерть», «сон», «любовь» в лирике М.Ю. Лермонтова// Лермонтовские чтения 2009, СПб: "Лики России", 2010. С. 90-98.
97. Москвин Г.В. Первый период творчества М.Ю. Лермонтова (ранняя лирика)
// Вестник Московского университета. Серия 9: Филология, 2014, №3. С. 107204
98. Москвин Г.В. Песня ангела в творчестве М.Ю. Лермонтова: откровение и таинство// Лермонтовские чтения 2013, СПб: "Лики России", 2014. С. 56-65.
99. Мукасеева В.А. Рифма М. Луконина в контексте поэзии военных лет // Вестник Башкирского университета. Раздел филология и искусствоведение, 2010, т.15, №4. С.1190-1194.
100. Надсон С.Я. Литературные очерки (1883-1886). СПб: О-во для пособия нуждающимся литераторам и ученым, 1887. 239 с.
101. Невзглядова Е.В. О стихе. СПб: Издательство журнал "Звезда", 2005. 272 с.
102. Нордау М. Вырождение (Entartung) / Пер. с нем. под ред. и с предисл. Р.И. Сементковского. СПб: Ф. Павленков, 1894. 544 с.
103. Огнев В.Ф. Книга про стихи. М.: Советский писатель, 1963. 479 с.
104. Останкович А.В. Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. 373 с.
105. Павлова В.И. Исследование стиха методами экспериментальной фонетики //Теория стиха. Л.: Издательство «наука», 1968. С. 211-217.
106. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв.. М.: Едиториал УРСС, 2002. 456 с.
107. Пейсахович М.А. Стиховая композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» // Вопросы русской литературы, Вып.2(5), Львов: Издательство Львовского университета, 1967. С. 97-103.
108. Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова:
150 лет со дня рождения, 1814-1964. Под ред. Фохт УР. М.: Наука, 1964. С. 417205
109. Пэрсглав М. Стихотворение Лермонтова глазами переводчика // Общество и человек, 2014, №1(7). С. 80-84.
110. Пискунова А.В. Приемы акцентирования в современной рекламе // Студенческий электронный журнал Стриж, 2015, №3. С. 39-43.
111. Поливанова Д.К. Части речи и их грамматические характеристики в дактилических клаузулах // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка, 2014, Т.73, №5. С. 29-35.
112. Прохватилова О.А. К вопросу о функциях интонации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание, 2003, Вып.3. С. 156-161.
113. Путилов Б.Н. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. Л.: «Художественная литература», 1984. 440 с.
114. Рождественский В.А. Страницы жизни. Из литературных воспоминаний. М.; Л.: Советский писатель, 1962. 382 с.
115. Розанов И.Н. Лермонтов в истории русского стиха // Литературное наследство. Т.43-44. М.: АН СССР, 1941. С. 425-468.
116. Романова Е.В. Рифма в индонезийской поэзии 20-х гг. XX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология, Востоковедение, Журналистика, 2008, Вып.1. С. 96-101.
117. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М.: «Художественная литература», 1982. 351 с.
118. Сакулин П.Н. Реформа русского правописания. Петрограф: Изд. Парус,
1918. 69 с.
119. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. 175 с.
120. Семёнов В.Б. Литературное направление: классицизм // Русский язык и литература для школьников, 2012, №1. С. 8-15.
121. Семёнов В.Б. Романтизм в русской литературе // Русский язык и литература для школьников, 2012, №2. С. 12-17.
122. Стоюнин В.Я. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. М.: тип. Т. Рис, 1872. 184 с.
123. Тимофеев К.А. Пособие при изучении истории русской словесности. СПб: Издание книгопродавца Д. В. Федорова, 1879. 304 с.
124. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987. 424 с.
125. Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики. М.; Л.: Государственное Издательство, 1929. 132 с.
126. Томашевский Б.В. Стих и язык: Филологические очерки. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. 470 с.
127. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1959. 535 с.
128. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М.: «ФЛИНТА», 2018. 336 с.
129. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к стихосложению российских стихов с определениями до сегонадлежащих званий // Избранные произведения.
М.; Л.: Советский писатель, 1963. С. 365-420.
130. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М.: Советский писатель, 1965. 301 с.
131. Фатеева Н.А. Слово о рифме: рифма как образ и как результат поэтической рефлексии // Корпусный анализ русского стиха. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградов РАН, 2014. С. 147-164.
132. Федоров А.В. Творчество Лермонтова и западные литературы // Литературное наследство. Т.43-44. М.: Издательство АН СССР, 1941. С. 129-226.
133. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2002. 360 с.
134. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 2: Строфика. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2002. 488 с.
135. Федотов О.И. Основы теории литературы. Стихосложение и литературный процесс. Часть 2: Стихосложение и литературный процесс. М.: ВЛАДОС, 2003. 252 с.
136. Федотов О.И. Рифма и стих (у истоков русской стиховой культуры) // Русская литература. 1984, №4. С. 60-69.
137. Федотов О.И. Сонет серебряного века: русский сонет конца XIX - начала XX вв.. М.: Правда, 1990. 767 с.
138. Федулова А.Н. Стихотворные произведения в свете художественной коммуникации. М.: 2014. 226 с.
139. Харлап М.Г. О понятиях «ритм» и «метр». // Русское стихосложение.
Традиции и проблемы развития. М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 1985. С. 11-28.
140. Холшевников В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л.: Издательство ленинградского университета, 1983. 447 с.
141. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 202 с.
142. Холшевников В.Е. Проблемы теории стиха. Ленинград: Издательство «Наука» ленинградское отделение, 1984. 255 с.
143. Хуан М. Рифма и смысл: изучение русской поэтической теории XX века. Пекин: Народное издательство, 2005. 252 с. (ЖЖ> ШШ^ШХ: 20 Ш^Ш^
тшттш, Ш: 2005, 252 ю
144. Цертелев Н.А. Опыт общих правил стихотворства. СПб: Типография Н. Греча, 1820. 75 с.
145. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации: Учебное пособие. М.: «ФЛИНТА», 2013. 520 с.
146. Черепанова А.В. Рифма и грамматический строй языка // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова, 2017, Т. 11. С. 279-289.
147. Чуковский К.И. Некрасов как художник. Петербург: Эпоха, 1922. 77 с.
148. Шевырев С.П. Стихотворения Лермонтова // Москвитянин, 1841, Ч.2, №.4. С. 525-540.
149. Шенгели Г.А. Техника Стиха. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. 312 с.
150. Шкловский В.Б. Техника писательского ремесла. М.; Л.: Молодая гвардия, 1927. 72 с.
151. Штокмар М.П. Рифма Маяковского. М.: Советский писатель, 1958. 145 с.
152. Эйгес И.Р. Музыка в жизни и творчестве Лермонтова // Литературное наследство. Т. 45-46. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1948. С. 497-540.
153. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. СПб.: Опояз, 1922. 200 с.
154. Ян Ю. К вопросу об изобразительно-выразительной функции пейзажа в стихотворениях М. Ю. Лермонтова // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология, 2018, Т.28, Вып.3. С. 323-327.
155. Gibbons R. On Rhyme // The American Poetry Review, 2006, Vol. 35, No. 6 (November/December 2006), pp. 63-69.
156. Harmon W. Rhyme in English Verse: History, Structures, Functions // Studies in Philology, 1987, Vol. 84, No. 4 (Autumn, 1987), pp. 365-393.
157. Jakobson R.O. Language in literature. London: The Belknap press of Harvard University Press, 1987. pp. 548.
158. Nemoianu V. Levels of study in the semantics of rhyme // Style, 1971, Vol. 5, No. 3 (Fall 1971), pp. 246-264.
159. Opera K.R. Grammatical rhymes in Polish poetry: A quantitative analysis // Literary and Linguistic Computing, 2015, Vol. 30, Issue 4, pp. 589-598.
160. Pervushin N.V. Lermontov's Poetic Apprenticeship // Slavic and East-European Studies, 1967, Vol. 12, No. 1 (Printemps/Spring 1967), pp. 25-43.
161. Thomas Shaw J. Large Rhyme Sets and Puskin's Poetry // The Slavic and East
European Journal, 1974, Vol. 18, No. 3 (Autumn, 1974), pp. 231-251.
162. Scherr B. Russian and English Versification: Similarities, differences, analysis // Style, 1980, Vol. 14, No. 4, (1980, Fall), pp. 353-378.
163. Tsur R. Masculine and feminine rhymes: Their structural effect // Style, 2013, Vol. 47, No.1, pp. 1-24.
164. Vernadsky N. Lermontov in Russian Music // The Slavonic and East European Review, 1943, Vol. 21, No. 56 (March 1943), pp. 6-30.
165. Zhirmunsky V., Hoffmann J. Introduction to rhyme: Its "History and Theory" // Chicago Review, 2013, Vol. 57, No. 3/4 (WINTER 2013), pp. 121-128.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.