Рецепция античности как культурно-исторический дискурс в антиковедении второй половины XX - начала XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат наук Ашаева Анастасия Валерьевна

  • Ашаева Анастасия Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.09
  • Количество страниц 303
Ашаева Анастасия Валерьевна. Рецепция античности как культурно-исторический дискурс в антиковедении второй половины XX - начала XXI вв.: дис. кандидат наук: 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2018. 303 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ашаева Анастасия Валерьевна

Содержание

Введение

Глава I. Рецепция античности как историографическая проблема в современной гуманитаристике

§ 1. Практики рецепции античности в историографии второй половины XX-начала XXI вв

§ 2. Теоретико-методологические основы изучения рецепции античности в историографическом знании на рубеже XX-XXI вв

Глава II. Рецепция античности в конструировании

культурных идентичностей

§ 1. Колониальная/пост-колониальная рецепция античности

как форма репрезентации культуры

§ 2. Рецепция античного гендера и гендерная рецепция античности:

теории и практики

Глава III. Региональные модели рецепции

античного наследия: от присвоения до реновации

§ 1. «Советская» и «постсоветская» античность

в Восточной Европе

§ 2. «Чужая» древность и ее рецепция: представления

об античности в Северной Америке

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция античности как культурно-исторический дискурс в антиковедении второй половины XX - начала XXI вв.»

Введение

Актуальность исследования. Обращение к античному наследию на рубеже XX-XXI вв. уже стало неким авангардом в практиках мировой культуры. Сложно встретить в западноевропейской истории эпохи, периоды или общества, в культуре которых античное прошлое не осмысливалось бы в качестве основы современной цивилизации, а античное наследие не возводилось бы в статус непреходящих exempla, придающих обращающейся к наследию культуре ореол исторической респектабельности. Начало подобному восприятию было положено в самой античности1, однако научная рефлексия и формирование отдельного направления изучения, рассматривающего совокупность взаимодействия эпох и культур с античным наследием в контексте их социально-обусловленного значения, относится ко второй половине XX века. Это стало возможным благодаря ряду «демократических поворотов» в гуманитарном знании2 и появлению новой парадигмы культурной или социокультурной истории, позволяющей интерпретировать обращения к античному наследию, как результат исторических представлений, исторического сознания общества, символических практик и ценностных

1 Об отдельных эпизодах обращения писателей, поэтов, государственных деятелей античности к предшествующему их времени периоду см., например: Graziosi B. The Ancient Reception of Homer // A Companion to classical receptions. Oxford, 2008. P. 26-37; Thomas R. Virgil and the Augustan reception. Cambridge, 2004; Kaldellis А. Hellenism in Byzantium: The Transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition. Cambridge, 2007; Riley K. The reception and performance of Euripides Herakles: reasoning madness. Oxford, 2008. P. 14-91; Fromentin V., Gotteland S. Thucydides' Ancient Reputation // A Handbook to the Reception of Thucydides. Oxford, 2014. P. 13-25; Myers S. Ovid's Self-Reception in His Exile Poetry // A Handbook to the Reception of Ovid. Oxford, 2014 и т.д.

2 Речь идет о так называемых «культурных поворотах», которых характеризуют «переход» от предмета к категории анализа или «концептуальный» скачок, сопровождающий трансформацию изначально описательных понятий в оперативные, «т.е. в концепты меняющие действительность» (Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 29). На сегодняшний день число таких поворотов варьируется от 4 до 12, однако оказавшими наибольшее влияние на всю сферу гуманитарных наук Бахманн-Медик называет 7: интерпретативный, перформативный, рефлексивный/литературный, постколониальный, переводческий, пространственный и иконический повороты. (См. подробнее: Там же. С. 7-17). Подробнее о глобальных методологических изменениях в гуманитарных науках и в исторической науки в частности, появлении новых концептов исследования и методов источниковедческого анализа см.: Hewitson M. History and Causality. Palgrave Macmillan, 2014. P. 1-25. Об изменениях в исследованиях античности в 1960-1970-х и, в частности, о готовности задавать вопросы античности, которые, не были «античными вопросами», а есть вопросы современности см.: Osborne R. Changing Ancient Greek History // The new ways of history. Developments in Historiography. I.B.Tauris, 2010. Р. 38.

3

ориентаций . В западноевропейском и американском антиковедении такое взаимодействие античности и последующих эпох получило определение рецепции, а направление изучение, сформированное в рамках антиковедения в начале XXI века, соответственно, исследования рецепции античности.

Безусловно, попытки описать, интерпретировать и осмыслить феномен восприятия античного наследия последующими эпохами предпринимались неоднократно. Появление исследований, посвященных обращению и интерпретации античности, первоначально было связано с литературоведческими изысканиями и основывалось на принципах герменевтического и текстологического анализа текста. Такие исследования позже были обозначены понятиями эстетическая и прагматическая рецепция4, относящимися, преимущественно, к классической филологии, философии, истории и теории права5. Однако на рубеже ХХ-ХХ1 вв. представления о

"3

См. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Социальные теории и историографическая практика. М.: «Кругъ», 2011. С. 127.

4 Под понятие прагматической рецепции попадают интеллектуальные феномены, использующиеся последующими обществами напрямую для решения насущных социально-политических и социально-культурных проблем (например, рецепция в сфере политических институтов и права), а под эстетической рецепцией следует понимать наиболее распространенный в литературе перевод и интерпретацию произведений античных авторов, в искусствоведении - античные аллюзии, реминисценции, а также подражание, прямое заимствование и пр. (См. Чиглинцев Е.А. Рецепция античности в культуре конца XIX -начала XXI вв. Казань: Изд-во Казанского гос. университета, 2009. С. 8-13).

5 Подобная ситуация с небольшими оговорками существовала также в искусствоведении, правоведении, да и продолжает существовать довольно органично. В числе новейших работ по эстетической и прагматической рецепции античности можно назвать книгу французского антиковеда П. Видаль-Наке, в которой автор пытается размышлять о платоновском мифе об Атлантиде не в литературе, по его мнению, а в истории. Впрочем, первая глава книги «В начале был Платон» задает тон последующему повествованию, ведь «прежде чем понять, что сделали со словами Платона, надо понять, что именно он говорил». (Видаль-Наке П. Атлантида. Краткая история платоновского мифа. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 20). Далее, автор начинает искать и анализировать любое упоминание, отсылку или аллюзию к двум диалогам Платона «Критий» и «Тимей» в античности, позднем Возрождении, Просвещении, Х1Х веке. Или качественное исследование искусства Венеции периода Кватроченто, которое представлено Е. Яйленко. В книге «Венецианская античность» автор анализирует картины венецианских художников с точки зрения содержания античных сюжетов в них, которые, несомненно, стали результатом влияния подлинных экспонатов из антикварных собраний Кватроченто. К примеру, в двенадцати сохранившихся рисунках на античную тематику первого венецианского художника, обратившегося к античности, Якопо Беллини, несмотря на разность произведений, есть несомненная связь, проявляющаяся «в том, что каждое из них в определенной степени обнаруживает зависимость от какого-то классического первоисточника, одного или, гораздо чаще, нескольких произведений скульптуры или прикладного искусства». (Яйленко Е. Венецианская античность. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 28). Также к работам, где в центре внимания оказывается прагматическая

4

«классической традиции», как о передаче и распространении культуры античности через века, обычно выраженные в воздействии античных авторов, деятелей искусства и мыслителей на современные интеллектуальные течения и индивидуальные работы и подразумевающие, что античное наследие - есть наследие «мертвое» и неизменное6, уступают свое место новым представлениям, в которых античность меняется всё время, от поколения к

7

поколению, от ученого к ученому .

В историографическом поле исследований рецепции акторами оказываются не только исследователи рецепции античности, но и представители художественной, образовательной, социально-политической и иных сфер общественного бытия, непосредственно обращающихся к античному наследию с творческой, дидактической, идеологической целями. Так, дискурс рецепции античности, зафиксированный в исследованиях, включает в себя различные сферы рецепции античности от театра и кино до постмодернистского искусства и комиксов, географические ареалы - от ЮАР и Карибского бассейна до США и Европы и темпоральные характеристики - от античности до наших дней. Особенно продуктивно это становится во второй половине XX и начале XXI вв., когда в предметное поле исторических исследований попадает непрофессиональное знание, социальные и массовые

рецепция, относится, например, книга А. Глухова, посвященная изучению восприятия Платоновской метафизики и политической теории, в «нелюбви» к которой объединились два разных направления в философии XX века - европейское (континентальное) и англоамериканское (аналитическое). Результат преодоления платоновского наследия политической теории и философско-политических категорий, которые возникли в философии прошлого столетия, как отрицание и критика платоновских понятий о справедливости и свободе, стал предметом исследования автора, предлагающего «заговорить на языке мысли, которой не чужды ни свобода, ни справедливость, [и которая - А.А.]связана с новым прочтением текстов Платона, свободным от догматизма предшествующего столетия» (Глухов А. Перехлест волны. Политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма. М.: НИУ ВШЭ, 2014 С. 11). Образец эстетической рецепции представляет статья Т. Димитриу и Т. Полларда, в которой исследователи анализируют прямое «влияние некоторых греческих авторов» на развитие драматического искусства в Англии XVI века, как, например, влияние Плутарха на Шекспира, Лукиана на Кристофера Марлоу, Бена Джонсона и Томаса Деккера и Шекспировского «Тимона Афинского» и т.д. (См. Demetriou T., Pollard T. Homer and Greek tragedy in early modern England's theatres: an introduction // Classical receptions journal. Vol. 9, Iss. 1, 2017. P. 3-4); см. также: The Legacy of Ancient Rome in the Russian Silver Age. N.-Y., 2007; Геташвили Н. Во что превратится Венера... Образы античности в искусстве ХХ века. М., 2016 и т.д.

6 См. HardwickL. Reception studies // Greece and Rome. New surveys in the classics. №33. Oxford, 2003. P. 2.

n

См. Porter J. I. Reception Studies: Future Prospects // A Companion to classical reception. Oxford, 2008. Р. 470-471.

представления об античности, адаптированное историческое знание и

О

историческое сознание общества в целом .

Исследование культурно-исторического дискурса рецепции античности в антиковедении дает возможность представить влияние теоретико-методологических подходов современного гуманитарного знания на изучение античности, изменение предмета исследований в антиковедении начала ХХ1 века, расширение источниковедческой базы и самого понятия греко-римской античности с одной стороны. С другой стороны, дискурс рецепции античности в историографии позволяет определить основополагающие социокультурные факторы и типологию формирования образов античности и знания об античности в каждом конкретном случае обращения к ней, картелирующихся как с академическим знанием, так и с массовыми представлениями. Это, в свою очередь, говорит о восприятии и адаптации античного наследия, а шире и исторического наследия как неотъемлемого элемента различных культурных практик.

Объект исследования: рецепция античности в историографии второй половины XX - начала XXI вв.

Под понятием историографии в данном контексте подразумевается вся совокупность как научных представлений об античности или научного/академического знания, так и представлений, существующих в массовом/публичном историческом сознании и культурных практиках.

Предмет исследования: эпистемологические и социокультурные практики концепта рецепции в современном знании об античности

Цель и задачи исследования. Цель работы: представить рецепцию античности как историографическую и культурно-историческую проблему второй половины XX - XXI вв. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть структуру исследований рецепции в рамках антиковедения, формы организации и репрезентации знания о рецепции, основные направления изучения рецепции античности, существующие в историографии дискуссии и перспективные тенденции изучения;

2. Представить теоретические основы исследования рецепции античности, сложившиеся в историографии рубежа ХХ-ХХ1 вв. и

См. Чиглинцев Е.А. Рецепция античности в культуре конца XIX - начала XXI вв. С.

методологические подходы для выработки репрезентативных моделей рецепции;

3. Критически осмыслить варианты рецепции античности, ставшие результатом колониального восприятия прошлого в культуре, а также постколониальной критики прошлого в историографии и общественной мысли;

4. Выявить специфику гендерного подхода к рецепции античности при формировании гендерных идентичностей в научной литературе и в современной культуре;

5. Охарактеризовать цели и способы рецепции античного наследия в контексте общественно-политического положения США начала ХХ1 в.;

6. Определить детерминанты Центрально-восточноевропейской ситуации обращения к античности в историографии и культуре стран Центрально-Восточной Европы (в частности, Польши и Болгарии).

Географические и хронологические рамки исследования. География исследования включает в себя несколько регионов, выделенных на основе существующих исследовательских центров и проблемной ситуации, ставшей предметом детального историографического анализа. Помимо Европы, как Западной, так и Центрально-Восточной, (Великобритания, Франция, Германия, Польша, Болгария, Венгрия,), исследуются материалы США, стран Карибского бассейна, Стран Африки. Хронологические рамки работы определяются предметом исследования. Нижняя граница может быть обозначена второй половиной ХХ века, когда в гуманитарном знании происходит перелом, связанный с появлением новых концепций и методологических подходов к предмету исследований, меняющий представление об истории и историческом знании. Знаменательным для исследований рецепции можно считать 1967 год, когда Г.Р. Яусс впервые обозначил проблему рецепции в гуманитарных науках. Не менее важной датой для антиковедения также считается 1993 год, когда филолог-классик Бристольского университета Ч. Мартиндейл впервые адаптировал литературоведческую теорию Яусса к исследованию античных источников. Верхняя граница оказывается подвижной, так как ограничена лишь интенсивностью исследований и развития историографического знания о рецепции античности, потому захватывает также 2017 год.

Источниковедческая база исследования. К источникам первого порядка необходимо отнести историографические источники, позволяющие исследовать культурно-исторический дискурс рецепции античности в

антиковедении. Они, в свою очередь, разделены на группы по исследовательским проблемам:

1. Научно-исследовательские сочинения историков, филологов, культурологов, философов, искусствоведов, отражающие теоретические знания по вопросам рецепции античности, обращения к античности в разных социокультурных условиях и их преломления, позволяющие увидеть, как происходит моделирование рецепции античности и описание дискурса, лежащего в основе каждой такой модели. К этой группе относятся источники, развивающие общую теорию рецепции античности, адаптированную к условиям изучения феномена обращения к античному наследию в каждом конкретном случае. Теория рецепции впервые была разработана Г.Р. Яуссом и В. Изером, привлечена к изучению восприятия античности Ч. Мартиндейлом. Важным теоретико-методологическим исследованием рецепции античности, как социокультурного явления, позволяющего рассматривать любое обращение к античности как социокультурную практику, стала работа Е.А. Чиглинцева. Попытки адаптации и трансформации теории рецепции к задачам антиковедения предприняты в работах Э. Гринвуд, В. Зайко, Дж. Партера, Л. Хэрдвик, в которых теория рецепции античности конвергируется с теориями пост-колониальной критики, гендерным подходом к истории, возможными вариантами интерпретации античного наследия в массовой культуре, образовании и концепциях гуманитарного познания. Для исследования региона Восточной Европы основополагающими стали работы Е. Аксера и Варшавского центра изучения рецепции античности. Обобщающая работа М. Маламуд о рецепции античности в США предоставила теоретические обоснования для выделения этого региона, как обладающего собственной, отличной от европейской, традицией обращения к античности.

2. Историографические работы, связанные с анализом конкретных «кейсов» восприятия античности в различных регионах и культурах, демонстрирующие, как античность может быть адаптирована к социокультурным условиям современной Европы, США, стран Африки, Азии, Карибского бассейна и Латинской Америки, содержащие основополагающий материал для моделирования, определяющий дискурс античности в каждой модели рецепции и отражающий взаимодействие античности и современности, как в академическом знании, так и в социокультурных представлениях. Это работы представителей США, которые на протяжении времени формировали

традицию рассмотрения рецепции античности в Америке в контексте общественно-политических настроений; исследователей из Восточной Европы, работы которых позволяют говорить о специфике осмысления античного наследия в этой части Европы; историков и филологов, работающих с постколониальным и гендерным материалом, транслирующим представления об античности. К числу таких работ принадлежат также исследования собственно античности с позиций новейших методологических подходов, позволяющие увидеть, как трансформируется знание об античности, и расширяются границы исследований греко-римского мира.

3. Не менее важной группой становятся источники социокультурной рецепции античности, которые включают в себя субъективные исторические представления об античности и авторскую оценку исторических фактов, явлений, событий и личностей, позволяющие проверить методологические подходы, лежащие в основе моделей рецепции. Данные источники, в свою очередь, можно разделить на следующие группы:

А) Художественные произведения - (эпос, романы, художественные биографии, поэзия), - авторы которых обращаются к античности, как к сюжетообразующему компоненту в своем творчестве. Важным источником по рецепции античности сквозь призму пост-колониального опыта становится наследие Нобелевского лауреата по литературе за 1992 год - Дерека Уолкотта. Среди анализируемых произведений - эпос-роман «Омерос» (1990), радиопьеса «Одиссей» (1993), четыре сборника стихов. Для изучения представлений о гендере в античности и форм реализации гендерно-феминистских идей современной культуры посредством рецепции античных образов были привлечены художественные романы современных западноевропейских писательниц о женщинах античности, такие как «Пенелопиада» М. Этвуд; «Елена Троянская» М. Джордж; «Похищение Афины» К. Эссекс; «Клеопатра» К. Эссекс; «Дочь Клеопатры» М. Моран и др. К этой же группе источников относится произведение польского писателя-диссидента Збигнева Херберта «Лабиринт над морем» (2000), в полной мере отражающее роль и место, которое занимала античность в творчестве польской интеллигенции. Произведение это в социалистический период было отнесено к разряду диссидентских, в немалой степени, из-за трансляции представлений об античном наследии и подвергалось цензуре. Исторические представления, свойственные Восточноевропейскому региону, содержит также ряд

поэтических и прозаических произведений болгарских поэтов и творческих деятелей (Н. Гигов, Ю. Сапунджиев и др.), где отдельные античные образы (Спартак, Орфей) и общая репрезентация античной территории современной Болгарии (как место проживания античных племен фракийцев) демонстрируют вариант «краеведческой античности», которая активно конструировалась и идеологизировалась в социалистический период Болгарии, как собственная (социалистическая) античная традиция, не зависящая от греко-римской (западной).

Б) Публицистические источники составляют многочисленные статьи, эссе и заметки колумнистов в американских, английских и израильских СМИ (газеты «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост», «Хаффингтон пост», «Гардиан», «Израиль сегодня», журнал «Форбс», а также ряд американских новостных и информационно-аналитических интернет-порталов), в которых локализуется имперский дискурс США, включающий в себя античные образы и символы в контексте «изобретенной» американской традиции рецепции античности, как собственной, американской (мифологически-героической) истории, давшей начало современной репрезентации и само-репрезентации США в качестве «идеальной» республики/империи. Возникшая в национальной историографии традиция, в настоящее время существует в СМИ, что показывает не только уровень восприятия и коннотации образов античности в США, но и подтверждает гипотезу о том, что рецепция античного наследия непосредственно обосновывается актуальными общественно-политическими и социокультурными проблемами американского общества.

В) Научно-популярные работы представлены в диссертационном исследовании творчеством кенийского писателя, сторонника афро-центристской теории исторического развития Нгуги Ва Тхионго (сборник эссе «Что-то разорванное и новое: Африканское Возрождение» (2009)) и теоретическими эссе конголезского философа и писателя Валентина Мудимбе (книга «Изобретение Африки» (1988), статья «В доме Ливии: Размышление» (2012), в которой Мудимбе пересматривает значение и восприятие некоторых ключевых образов античной философии с позиций афро-центристской и постколониальной критики). Обращение к данным работам призвано продемонстрировать, как проблема рецепции античности оказывается в центре возникших под непосредственным влиянием пост-колониальной критики теорий афро-центристской интерпретации колониального прошлого, где статус

античности, как европейского наследия, оспаривается с позиций афро-центристского мировоззрения, согласно которому греко-римская цивилизация явилась непосредственной эманацией африканской, посредством Древнего Египта взаимодействовавшей со Средиземноморским миром. В этой же группе источников социокультурной рецепции античности оказывается ряд известных изданий, посвященных «имперской» истории США и анализу античных описаний и репрезентации Римской империи, которые, по мнению авторов, также характеризуют современное положение США (В. Смил, К. Мерфи, Н. Фергюсон и др.).

Г) Автобиографические издания как источники исторических представлений об античности передают еще один вариант осмысления античного наследия с точки зрения отдельных личностей, обращающихся к античности с целью самовыражения и самоидентификации с определенной культурной традицией. Известная автобиография Нельсона Манделы (1994) содержит отсылки к личному опыту автора, который посредством роли в античной драме выражает свои взгляды на политику апартеида, отождествляя себя с античным героем и акцентируя внимания читателя на различиях толкования античных образов в европейской и африканской культурных традициях. Необычной также выглядит автобиография польского писателя и журналиста Р. Капущинского. Его «Путешествия с Геродотом» представляет собой описания творческого становления автора и его жизни в период многочисленных журналистских командировок в разные части света, в основном, по странам Востока и Африки. Идея Капущинского - посредством отождествления себя с греческим писателем 5 в. до н.э. дать понять читателю, что Восток и Запад не такие уж и разные, а особая восточная культура и специфика каждого отдельного региона также необычны и не менее разнообразны и богаты, чем европейская культура и европейское историческое наследие. Немаловажно, что родина писателя - Польша находилась в неком культурном пограничье между Востоком и Западом и это нельзя не заметить в автобиографической работе писателя. Автобиографический сборник эссе и размышлений, также посвященный творческому пути представляет еще один польский писатель Я. Бохенский. Его известная античная трилогия о Юлии Цезаре, Овидии и Тиберии способствовала полу-диссидентскому статусу писателя в годы социалистического господства. Размышляя над историей создания, а также посылах, вложенных в каждое из этих произведений,

Бохенский передает взгляды целого поколения на античность и её статус диссидентского наследия. В американской модели рецепции подтверждением существования изобретенной традиции обращения к античности становятся мемуары политиков и общественных деятелей (У. Лафибер, Р. Никсон, Р. Рейган и др.).

Д) Наконец, группа источников, к которой относятся речи и интервью. Информативным источником представлений об античности, господствующих в пост-колониальном мире стала речь Нельсона Манделы, произнесенная им перед правительством Африканского союза в 1994 году. Сравнение Африки и Карфагена, некогда разрушенного римлянами, стало главным лейтмотивом речи, ярко выражающей пост-колониальную интерпретацию античного наследия, как наследия «белых». Интересным выглядит и замечание В. Шойинка в интервью, в котором он размышляет о зарождение формы древнегреческой трагедии в африканской культуре и заимствованиях древних греков из африканской культурной традиции. В этой группе источников оказывается и нобелевская речь Дерека Уолкотта, произнесенная им при получении премии. В этой речи Уолкотт постулирует идею о постколониальной традиции обращения к античности с целью конструирования культурной памяти и исторического сознания пост-колониальных обществ.

Историография исследования состоит из нескольких групп, каждая из которых позволяет охаратеризовать исследовательское поле диссертации и ее теоретико-методологические основания.

1) Группа, включающая в себя опорные теоретические работы по теории гуманитарного знания и исторической науки в частности, где особое внимание уделено современным методологическим подходам, тенденциям изучения, господствующим в зарубежной и отечественной историографии, осмыслению многочисленных теоретических «поворотов» и междисциплинарности, оказавших влияние на исторические науки. Среди подобных работ можно выделить исследования Д. Бахманн-Медик9 и П. Берка10, в которых представлена актуальная картина культурно-исторических исследований на середину второго десятилетия XXI вв. Сюда же можно отнести работы по

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ашаева Анастасия Валерьевна, 2018 год

II. Литература

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: Кучково поле, 2016. - 416 с.

2. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / А. Ассман. -М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 232 с.

3. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 368 с.

4. Ашаева А.В. Гендерные и колониальные практики рецепции античности в историографии / А.В. Ашаева // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2015. - Т. 157 (3). - С. 98-105.

5. Ашаева А.В., Чиглинцев Е.А. Рецепция античности как метаморфоза «пограничья» в польском интеллектуальном контексте второй половины ХХ - начала XXI в. / А.В. Ашаева, Е.А. Чиглинцев // Учен. зап. Казан. унта. Сер. Гуманит. Науки. - 2016. - Т. 158 (3). - С. 862-873.

6. Ашаева А.В., Чиглинцев Е.А. Рецепция античности: актуальные исследовательские тенденции в современном зарубежном антиковедении (опыт историографического обзора) / А.В. Ашаева, Е.А. Чиглинцев // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - Т. 154 (3). - С. 162171.

7. Барт Р. Смерть автора / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Рипол Классик, 1994. - С. 384-391.

8. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / Д. Бахман-Медик. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. -504 с.

9. Бахтин М.М. Проблема текста. Опыт философского анализа / М.М. Бахтин // Вопросы литературы. - 1976. - № 10. - С. 122-151.

10.Берк П. Что такое культуральная история? / П. Берк. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. - 240 с.

11.Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М. Бахтина) / В.С. Библер // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1989. -С. 21-59.

12.Брагинская Н.В. Как изживали классику и как она выживала (Размышления над книгой «Античные авторы и коммунизм») / Н.В. Брагинская // Новое литературное обозрение. - 2014. - №5. - С. 324-342.

13.Вардиман Э. Женщина в древнем мире / Э. Вардиман. - М.:Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 335 с.

14.Вахштайн В.С. «Неудобная» классика: творческое наследие Ирвинга Гофмана / В.С. Вахштайн // Классика и классики в социальном и гуманитарном знании. М.: Новое литературное обозрение, 2009. - С. 64101.

15.Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик / В.В. Волков, О.В. Хархордин. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - 298 с.

16.Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Л. Вульф. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 560 с.

17.Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

18.Гуссе Г. Знаменитые куртизанки древних веков (Аспазия, Клеопатра и Феодора) / Г. Гуссе. - СПб., 1891. - 140 с.

19.Давидсон А. Филатова И. Исторические пласты афроцентризма / А. Давидсон, И. Филатова // Pax Africana: континент и диаспора в поисках себя. М.: Изд. дом ВШЭ, 2009. - С. 6-40.

20. Дейк Т. Ван Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Т. Ван Дейк. - М.: Либроком, 2013. - 344 с.

21.Жигунин В.Д. Древность и современность. Человечество на пути к синтезу / В.Д. Жигунин. - Казань: Новое знание, 2000. - 233 с.

22. Исмагилова Р.Н. Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе / Р.Н. Исмагилова. - М.: «Восточная литература» РАН, 1996. -335 с.

23.Канфора Л. Демократия. История одной идеологии / Л Канфора. М.: Александрия, 2012. - 502 с.

24.Костина А.Н. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А.Н. Костина. - М.: Либроком, 2016. - 352 с.

25.Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII-V вв. до н.э / Н.А Кривошта // Женщина в античном мире. М.: Наука, 1995. - C. 63-74.

26.Махлаюк А.В. "Архетипичная империя" в контексте современного империализма / А.В. Махлаюк // Вестник древней истории. - 2013. - №1. - С. 222-231.

27.Миллер А. Историческая политика в Восточной Европе начала XXI века / А. Миллер // Историческая политика в XXI веке. М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 7-32.

28.Мюнклер Г. Империи. Логика господства над миром. От Древнего Рима до США / Г. Мюнклер. - М.: Кучково поле, 2015. - 400 с.

29.Мягков Г.П. Научное сообщество в исторической науке: опыт русской исторической школы / Г.П. Мягков. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2000. - 298 с.

30.Мягков Г.П., Бурганова Л.А. Образ научного сообщества: эволюция методологических репрезентаций / Г.П. Мягков, Л.А. Бурганова // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 2. - С. 139-146.

31.Поселягин Н.В. Антропологический поворот в российских гуманитарных науках / Н.В. Поселягин // М.: Новое литературное обозрение. - 2012. -№113. - С. 27-36.

32.Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / Н. Пьеге-Гро. -М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 240 с.

33.Репина Л.П. Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания / Л.П. Репина, В.В Зверева, М.Ю Парамонова - М.: Дрофа, 2006. -288 с.

34.Репина Л.П. Идея культурного синтеза и «эскиз картины всемирной истории» В.Д. Жигунина / Л.П. Репина // Историк в историческом и историографическом времени: Материалы Международного форума, посвященного 100-летию со дня рождения профессора А.С. Шофмана. -С. 45-49.

35.Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Социальные теории и историографическая практика / Л.П. Репина. - М.: «Кругъ», 2011. - 560 с.

36. Савельева И.М., Полетаев А.В. Классическое наследие / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2010. - 336 с.

37. Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом или Знают ли американцы историю / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. -М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 456 с.

38.Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. - СПб: Алетейя, 2007. - 523 с.

39.Саид Э. Культура и империализм / Э. Саид. - СПб: «Владимир Даль», 2012. - 736 с.

40. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э. Саид. - СПб: Русский мир, 2006. - 640 с.

41.Семиосфера. СПб: «Искусство - СПБ», 2010. - 704 с.

42.Скиннер К. Свобода до либерализма / К. Скиннер. - СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. - 120 с.

43.Согрин В.В. США в XX-XXI вв. Либерализм. Демократия. Империя / В.В. Согрин. - М.: Новый мир, 2015. - 592 с.

44.Спивак Г.Ч. Могут ли угнетенные говорить? / Г.Ч. Спивак // Введение в гендерные исследования. Часть II. Хрестоматия. СПб: ХЦГИ, 2001. - С. 649-670.

45.Теории и истории империи. Словарь. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. - 728 с.

46.Тоштендаль Р. Профессиональные историки и историографическая революция 1960-х-1990х / Р. Тоштендаль // Профессия - историк. М.: Аквилон, 2017. - С. 7-24.

47.Траба Р. Польские споры об истории в XXI веке / Р Траба // Историческая политика в XXI веке. М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 77-87.

48.Требст Ш. "Какой такой ковер?" Культура памяти в посткоммунистических обществах Восточной Европы / Ш. Требст // Ab Imperio. - 2004. - №4. - С. 41-77.

49. Фролов Э.Д. Русская наука об античности. Историографические очерки / Э.Д. Фролов. - СПб.: Гуманитарная академия, 2009. - 616 с.

50.Фрэн И. Клеопатра или Неподражаемая / И. Фрэн. - М.: Молодая Гвардия, 2004. - 479 с.

51. Фуко М. Археология знания / М. Фуко. - СПб.: Гуманитарная академия, 2012. - 416 с.

52.Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс. - М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.

53.Хардт М., Негри А. Империя / М.Хардт, А. Негри. - М.: Праксис, 2004. -440 с.

54.Хаттон П. История как искусство памяти / П. Хаттон. - СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2003. - 423 с.

55.Чиглинцев Е.А. «Омерос»=Гомер? История и эпос в творчестве Дерека Уолкотта / Е.А. Чиглинцев // Ученые записки Казанского университета. -2013. - Т. 155 (3/1). - С. 272-279.

56. Чиглинцев Е.А. Фракиец Спартак - всеобщий символ борьбы за свободу / Е.А. Чиглинцев // Трети международен конгрес по болгаристика, 23-26 май 2013 г. Секция «История и археология«. Подсекция «Археология и стара история«. Първо издание. София, 2014. - С. 36-44.

57.Юнусова М.Г. О проблеме соотношения культурно-исторического диалога и рецепции / М.Г. Юнусова // Историк в историческом и историографическом времени: Материалы Международного форума, посвященного 100-летию со дня рождения профессора А.С. Шофмана; Казань, 13-15 ноября 2013 г. Казань: Изд-во Яз, 2013. - С. 183-187.

58.Юнусова М.Г. Судьба античного художественного наследия в европейской культуре XIX - начала XX вв. / М.Г. Юнусова // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 5 (3). - С. 192-197.

59.50 concepts in gender studies. London: Sage Publications Ltd, 2004. - 210 р.

60.A Companion to Greek Literature. Oxford, 2015. - 576 р.

61.Acheraiou A. Questioning Hybridity, Postcolonialism and Globalization / A. Acheraiou. - N.-Y.: Palgrave Macmillan, 2011. - 232 р.

62.Acheraiou A. Rethinking postcolonialism: colonialist discourse in modern literatures and the legacy of classical writers / A. Acherai'ou. - N.-Y.: Palgrave Macmillan, 2008. - 264 р.

63.Amoko A. Postcolonialism in the Wake of the Nairobi Revolution / A Amoko.

- N.-Y.: Palgrave Macmillan, 2010. - 204 p.

64.Ancient Myths in the Making of Culture. Frankfurt am Main, Berlin: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2014. - 361 p.

65.Bacevich A. American Empire: The Realities and Consequences of U.S. Diplomacy / A. Bacevich. -Harvard: Harvard University Press, 2012. - 312 р.

66.Bacevich A. The Imperial Tense: Prospects and Problems of American Empire / A. Bacevich. - Chicago: Ivan R. Dee, 2003. - 288 р.

67.Beyond transition? Memory and identity narratives in eastern and central Europe. Lund: Centre of European Studies at Lund University, 2015. - 212 р.

68.Bhabha H. The Location of Culture / H. Bhabhaю - London: Routledge, 1994.

- 440 р.

69. Boehmer E. Colonial and Postcolonial Literature Migrant Metaphors / E Boehmer. - Oxford: Oxford University Press, 2005. - 368 p.

70.Brody D. Visualizing American empire: orientalism and imperialism in the Philippines / D. Brody. - Chicago: The University of Chicago Pres, 2010. -224 p.

71.Central European History and the European Union. London: Palgrave Macmillan, 2007. - 258 p.

72.Churchill W. Never Give In! The Best of Winston Churchill's Speeches / W. Churchill N.-Y.: Hachette Books, 2004. - 558 p.

73.Davies N. Heart of Europe. The Past in Poland's Present / N. Davies. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 520 p.

74.De-Stalinising Eastern Europe. The Rehabilitation of Stalin's Victims after 1953. London: Palgrave Macmillan, 2015. - 277 p.

75.Durbach E. Sophocles In South Africa: Athol Fugard's «The Island» / E. Durbach // Comparative Drama. - 1984. - Vol. 18 (3). - P. 252-264.

76.Eco U. The Role of the Reader: Explorations in the Semiotics of Texts / U. Eco. - Bloomington: Indiana University Press, 1979. - 273 p.

77.Fanon F. Black Skin, White Masks / F. Fanon. - London: Pluto Press, 1986. 224 p.

78.Fiut A. In the Shadow of Empires: Postcolonialism in Central and Eastern Europe - Why Not? / A. Fiut // Teksty Drugie. - 2014. - №1. - P. 34-40.

79.Groot de J. Consuming History Historians and heritage in contemporary popular culture / de J. Groot. - London, N.-Y.: Routledge, 2008. - 304 p.

80.Hall E. Inventing the barbarian: Greek self-definition through tragedy / E. Hall. - Oxford: Oxford University Press, 1989. - 296 p.

81.Hobsbawm E. Introduction: Inventing Tradition / E. Hobsbawm // The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. - P. 114.

82.Hose M. Post-Colonial Theory and Greek Literature in Rome / M Hose // Greek, Roman, and Byzantine Studies. - 1999. - № 40. - P. 318-321.

83.Hutcheson J. U.S. National Identity, Political Elites, and a Patriotic Press Following September 11 / J. Hutcheson // Political Communication. - 2004. -№21. - P. 27-50.

84.Jeyifo B. Wole Soyinka. Politics, Poetics and Postcolonialism / B. Jeyifo. -Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 360 p.

85.Maier Ch. Among Empires: American Ascendancy and Its Predecessors / Ch. Maier. - Harvard: Harvard University Press, 2007. - 384 p.

86.Memory and Theory in Eastern Europe. London: Palgrave Macmillan, 2013. -279 p.

87.Nugent W. Habits of Empire: A History of American Expansionism / W. Nugent. - N.-Y.:Vintage Books, 2009. - 432 p.

88. Perry C.A., Rice R.E. Network influences on involvement in the hybrid problem area of developmental dyslexia / C.A. Perry, R.E. Rice // Science Communication. - 1991. - Vol. 21(1). - P. 38-74.

89.Price de Soll D.J. Little science, big science ... and beyond / de Soll D.J Price.

- New York: Columbia University Press, 1986. - 301 p.

90.Price de Soll D.J. Some remarks on elitism in information and the invisible college phenomenon in science / de Soll D.J Price // Journal of the American Society for Information Science. - 1971. - Vol. 22. - P. 74-74.

91.Reiland R. Africana critical theory: reconstructing the black radical tradition, from W.E.B. Du Bois and C.L.R. James to Frantz Fanon and Amilcar Cabral / R. Reiland. - Lanham: Lexington books, 2009. - 452 p.

92.Roller D.W. The world of Juba II and Cleopatra Selene. Royal scholarship on Romes African frontier / Roller D.W. - London, N.-Y: Routledge, 2003. - 352 p.

93.Shaw B.D. Who Are You? Africa and Africans / B.D. Shaw // A Companion to ethnicity in the ancient Mediterranean. Oxford: Wiley-Blackwell, 2014. - P. 527-540.

94.Snead J. European pedigrees / African contagions: nationality, narrative, and communality in Tutuola, Achebe, and Reed / J. Snead // Nation and Narration. London: Routledge, 1990. - P. 231-249. 95. Storey J. Cultural Theory and Popular Culture. An Introduction / J. Storey. -

Oxford: Oxford University Press, 2007. - 296 p. 96.Stuurman S. Herodotus and Sima Qian: History and the Anthropological Turn in Ancient Greece and Han China / S. Stuurman // Journal of World History. 2008. - Vol. 19 (1). - P. 1-40.

97.The Idea of Europe from Antiquity to the European Union. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 392 p.

98.Veeser H. The new historicism / H. Veeser. - London, N.-Y.: Routledge, 1989.

- 336 p.

99.Wagner C. The new invisible college: science for development / C. Wagner -Washington: Brookings Institution Press, 2008. - 157 p.

100. Zuccala A. Modeling the Invisible College / A. Zuccala [Электронный ресурс: режим открытого доступа]. Режим открытого доступа: http://individual.utoronto.ca/azuccala web/InvisibleCollege.pdf

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.