Идейно-теоретические основы английской историографии античности эпохи Просвещения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, доктор наук Яснитский Николай Анатольевич
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 766
Оглавление диссертации доктор наук Яснитский Николай Анатольевич
Введение
Глава 1. Общественно-политические теории и политическое развитие Англии в XVIII веке
1.1. Особенности английского Просвещения: трактовки и аргументы
1.2. Политическая ситуация в Англии в XVIII веке
1.3. Философские и общественно-политические теории
1.3.1. Особенности философских и общественно политических теорий в Англии XVIII века и теория познания
1.3.2. Общественно-политические идеи французских просветителей
1.4. Экономический фактор в общественно-политических теориях Англии и Франции в XVIII в
1.4.1. Взгляды на общество и экономику в Англии в начале XVIII века
1.4.2. Экономика в общественно-политических теориях французских и английских просветителей в конце XVIII в
1.5. Формы правления в общественно-политических теориях английских просветителей и античная история
1.5.1. Взгляды на формы правления английских просветителей
1.5.2. История античности и политическая борьба в Англии в XVIII в
1.6. Особенности «философской истории» в Англии
Глава 2. Английские историки о возникновении и развитии античных государств
2.1. Английские историки о причинах обращения к истории античности
2.2. Оценки идейно-теоретических взглядов английских историков античности
2.3. Государство: возникновение и сущность в трудах английских историков античности
2.4. Трактовка реформ Ликурга в Спарте в трудах английских историков античности
2.5. Гиллис и Митфорд о политических реформах в Афинах до греко-персидских войн
2.6. Система управления в Афинах в ходе греко-персидских войн
Глава 3. Д. Гиллис и У Митфорд о ходе Пелопоннесской войны
3.1. Истоки и причины Пелопоннесской войны
3.2. Ход Пелопоннесской войны до Никиева мира
3.3. Начало второго периода Пелопоннесской войны
3.4. Сицилийская экспедиция
3.5. Продолжение Пелопоннесской войны и политическая борьба в Афинах
3.6. Окончание Пелопоннесской войны
Глава 4. Афины и Спарта после Пелопоннесской войны
4.1. Тридцать тиранов в Афинах
4.2. Свержение Тридцати тиранов в Афинах
4.3. Развал Пелопоннесского союза
4.4. Война Спартанской империи с Персией
Глава 5. Английские историки об упадке античных государств
5.1. Коринфская война
5.2. Беотянская война
5.3. Э. Монтегю. Д. Гиллис и У Митфорд об упадке Спарты
5.4. Трактовки причин упадка Римской империи
5.5. Особенности труда Э. Гиббона и основные проблемы упадка Римской империи
5.6. Политические и теоретические взгляды историков античности
Заключение
Список источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Историческая концепция Эдуарда Гиббона2009 год, кандидат исторических наук Камнев, Сергей Николаевич
Проблема падения Римской империи, Эдуард Гиббон2002 год, кандидат исторических наук Яснитский, Николай Анатольевич
Гендерный дискурс исторических и публицистических работ британских просветителей XVIII в.2014 год, кандидат наук Маргарян, Лусине Ервандовна
Общественно-политическая мысль английского Просвещения второй половины XVIII века2010 год, кандидат исторических наук Ильин, Дмитрий Валентинович
Падение Римской империи в исторической мысли Германии и Франции XIX - XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Волошин, Дмитрий Алексеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-теоретические основы английской историографии античности эпохи Просвещения»
Введение
Научное осмысление эпохи Просвещения было и остается важнейшим направлением развития исторической науки и историографии. Идейно-теоретические основы английской историографии античности эпохи Просвещения тесно связаны с консервативным (торийским) и либеральным (вигским) течениями среди просветителей, от характера взаимодействия которых, зависит определение места английского Просвещения в общем Просветительском движении.
Именно в Англии появляется консерватизм, суть которого, как известно, состоит в сохранении сложившегося традиционного общества, всего старого и надежного, проверенного опытом десятилетий и веков; сторонники консерватизма настаивали и сегодня настаивают на незыблемости освещенных опытом традиций, ибо, только опираясь на них, можно сохранить, по их мнению, стабильность и мир в обществе.
«Отцами либерализма» принято считать английских мыслителей Джона Локка, Джеймса Гаррингтона и Джона Мильтона, впервые заявивших о праве человека на собственность, о его правах на свободу, влиять на политику государства, избирать и быть избранным в государственные органы управления. Либеральная идеология и политическая практика остаются и сегодня притягательными для многих людей на планете.
Столетия существования либерализма породили жесткие дискуссии о его природе и сущности, о совместимости принципов демократической организации общества с принципом универсальности индивидуальных свобод, о том, не ведет ли отстаивание личных свобод к ослаблению социальных связей в обществе и наоборот, признание демократических принципов «универсальными», не приводит ли к уменьшению роли коллективных решений, потере значимости общих убеждений, традиций. Варианты решения этих проблем зачастую связываются с наследием
исторического опыта эпохи Просвещения. Одни исследователи считают, что «философия Просвещения» «раз и навсегда определила принципы автономии личности, прав человека и гражданина, демократии, ссылаясь на принципы разума. Другие - что она сбила нас с пути, потому, что посеяла иллюзорную веру в прогресс, расставила западню в виде абстрактного рационализма, породила соблазны тоталитаризма. «За» или «против» Просвещения: все якобы сводится к этому выбору»1.
Следует особо отметить, что рассуждения некоторых английских мыслителей эпохи Просвещения в парадигме «консерватизм - либерализм» строились на изучении античной истории. С сожалением приходится констатировать, что в отечественной и зарубежной историографии долгое время изучение английского «антиковедения» не выделялось из общей характеристики английской исторической мысли.
Восполняя этот пробел, необходимо, на наш взгляд, уделить должное внимание изучению идейно-теоретических основ английской историографии античности эпохи Просвещения. Как точно замечал английский государственный деятель первой половины XVIII в., историк, писатель и публицист Г. Болингброк: «Любовь к истории кажется неотделимой от человеческой природы, потому она неотделима от любви к самому себе. Именно эта первопричина влечет нас вперед и назад, в будущее и к прошлым векам»2. Иными словами, без анализа творчества отдельных исследователей с учетом многообразия воздействующих на них факторов невозможно представить полную картину исторического знания любой эпохи.
Таким образом, актуальность настоящей темы исследования обусловлена: во-первых, постоянной потребностью развития историографической науки и методологии, вообще, и исторических знаний
1 Zeev Sternhell. Les Anti-lumieres, du XVIII siecle a la guerre froide. Paris: Fayard, 2006. Цит. по: Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века.- СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2007. С. 6.
2 Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М.: Наука, 1978. С. 10.
об эпохе Просвещения, важнейшего времени в европейской истории, в частности; во-вторых, научным интересом в выявлении идейно-теоретических основ в трудах английских историков античности эпохи Просвещения; в-третьих, научной и политической значимостью изучения античных государств, отголоски деятельности которых можно обнаружить в сегодняшних консервативных и либеральных идейно-политических течениях; в-четвертых, политической и общественной потребностью научным инструментарием извлекать опыт из прошлой истории человечества. И, наконец, проблема поиска причин упадка как государств, так и империй является актуальной и в наше время, более того, причины упадка и разрушения Британской империи напрямую связываются с идеями историка античности Э. Гиббона в современной британской историографии3. Истоки некоторых идей зарубежных исследователей о причинах распада СССР, как империи, также можно найти в трудах английских историков античности эпохи Просвещения4.
Степень изученности проблемы
Характеристика зарубежных и отечественных обобщающих трудов по проблемам Просвещения в целом и, в частности, английского Просвещения дана в исследовании «Общественно-политическая мысль европейского Просвещения» под редакцией Н.М. Мещеряковой5. По мнению авторов, «результаты многочисленных зарубежных исследований чрезвычайно разрознены по содержанию; еще не создано обобщающих работ, которые в целом полновесно охватили бы интересующую нас наиболее обширную общественно-политическую проблематику просветительской идеологии.
3 Брендон П. Упадок и разрушение Британской империи 1781-1997. М.:АСТ: Астрель, 2011. С. 13, 16, 17.
4 Маслов Д.В., Лазарева Л.Н., Суханова Н.И. Причины распада СССР: вопросы методологии исследования. М. : РОССПЭН, 2022. - 399 с.
5 Общественно-политическая мысль европейского Просвещения/ Под ред. Н.М. Мещеряковой.- М.: Книжный дом «Университет», 2002. (Труды исторического ф-та МГУ/ Под ред. С.П. Карпова; Вып. 21. Исторические исследования). - 384 с.
Советская и постсоветская отечественная историография включает множество содержательных трудов специалистов, которые активно и успешно разрабатывают проблемы английской общественной мысли просветительской эпохи»6. Однако, авторы уделяли внимание исследованию либо отдельных идей (человек эпохи просвещения, гуманизм просветителей и т.д.), либо некоторых областей английской идеологии (философии, этических, экономических и др. теорий) в малой связи с Просвещением как целостным движением, либо изучали взгляды конкретных мыслителей, но также, как правило, вне рамок Просвещения. Исключение в этом плане составляет содержательная работа М.А. Барга, посвященная историческим взглядам Болингброка как просветителя. Из вышедших в последнее время работ следует назвать книгу Т.Л. Лабутиной, которая посвящена изучению важного аспекта - политической мысли английского Просвещения именно в целом как течения, правда, лишь за 1689-1714 гг.7.
Отмеченное Н.С. Мещеряковой отсутствие обобщающего труда, охватывающего общественно-политическую и идейно теоретическую проблематику просветительской мысли, вскоре было восполнено за рубежом. В 2003 году был переведен и опубликован в России сборник из 42 статей -«Исторический словарь. Мир Просвещения»8.
Этот сборник, по мнению составителей, как раз и является попыткой собрать и представить «специфические результаты, достигнутые различными историографическими школами (американской «интеллектуальной историей», французской «социальной историей», итальянской «историей идей» и другими течениями современной исторической мысли), а также
6 Общественно-политическая мысль европейского Просвещения. С. 28.
7 Лабутина Т.Л. Культура и власть в эпоху Просвещения. М.: Наука, 2005.- 458 а
8 Мир просвещения. Исторический словарь / Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша / Пер. С итал. Н.Ю. Плавинской под ред. С.Я. Карпа: Памятники исторической мысли, 2003. - 666 с.
ответить - пусть частично и преимущественно с исторической точки зрения -на классический вопрос, «что такое Просвещение?»9.
Как представляется, у авторов-составителей этого сборника (Винченцо Ферроне и Даниэль Рош) практически отсутствует внимание к сопоставлению предложенных трактовок с особенностями исторической мысли эпохи Просвещения. Но ведь именно эта сторона Просвещения как раз и позволяет сопоставить правомерность рассматриваемых трактовок с «реальным содержанием эпохи», так как исторические произведения XVIII века создавались именно для рассмотрения того, как подобные проблемы решались в прошлом.
Кроме того, оценку английского «антиковедения» в отечественной и зарубежной исторической науке долгое время не выделяли из общей характеристики английской исторической мысли, считая, что в их основе лежали одни и те же идеи. Сама же оценка английской исторической мысли тесно увязывалась и зависела от определения характера Просвещения.
В 80-х годах XX в. один из наиболее авторитетных специалистов в области истории Англии ХУП-ХУШ вв. М.А. Барг подчеркивал, что, по настоящему, проблема английского Просвещения еще не сформулирована. «Этот поразительный историографический факт есть следствие определенного подхода к истории, в соответствии с которым историческое явление следует изучать, прежде всего, на материале той страны, где оно получило наиболее полное, классическое выражение»10. Об этом же, в сущности, писал и английский исследователь Рой Портер, указывая, что при изучении Просвещения в целом, традиционная ориентация на изучение
9 Мир просвещения. С. 7.
10 Барг М.А. Болингброк и английское Просвещение // Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. С. 274.
французского Просвещения это изучение заблуждения»11. Причина этого, на наш взгляд, в существующих трактовках Просвещения.
Фундаментом первой трактовки английского Просвещения и, соответственно, английской исторической мысли является тезис о заимствовании и развитии в Англии идей французского Просвещения. В результате исследователи стремились представить английских историков этого периода, последователями Монтескье и «вольтеровской» школы. При этом большее внимание уделялось сходным чертам в подходе к истории, проявлявшимся в «философской истории». В итоге, сторонники единства Просвещения и единства исторической мысли английского и французского Просвещения крайне низко оценивали оригинальность представителей английской античной историографии XVIII века и значимость их трудов.
В зарубежной историографии при анализе трудов посвященных античной тематике, внимание уделялось лишь трудам наиболее крупных историков: Э. Гиббона и У. Митфорда, в результате, наследие таких историков как У. Мойл, Э. Монтегю, Д. Гиллис, не стало предметом специальных исследований, о них если и упоминали, то лишь как о произведениях недостойных серьезного изучения. Но и главный труд Эдуарда Гиббона «История Упадка и Разрушения Римской империи», с момента выхода первого тома в 1776 году, вызвал критические отзывы и оценки. Современники Гиббона критиковали его, как последователя Вольтера за антиклерикальную направленность его труда, считая, что у него главной причиной упадка и гибели Римской империи было распространение христианства12. И вплоть до нашего времени, наследие Э. Гиббона
11 Porter R. Preface //The Enlightenment in National Context. Edited by Roy Porter and Mikulas Teich. Cambridge University Press, 1981, РР.1-19. P. VII.
12 Watson R. Apology for Christianity, in: Series of Letters to Edw. Gibbon. Oxford, 1776- 295 p.; Chelsum J. Remarks on the Two Last Chapters of the first vol. of M-r Gibbon's History etc.: 2-e ed. Oxford, 1778 -243 p.; Apthorp E. Letters on the Prevalence of Christianity before its Civil Establishment, with Observations on M-r Gibbon' History, etc., 1778 - 391 р.; Whitaker
оценивается неоднозначно. Одни исследователи отрицают наличие ясно выраженных политических взглядов в труде Гиббона, полагая, что это способствовало большей объективности его суждений, другие убеждены в его приверженности идеям республики, некоторые считают его сторонником монархии, причем, в обоих случаях обоснованием служат цитаты из его Истории, хотя и из ее разных глав. Не меньше споров относительно его философско-исторических взглядов: от отрицания философской основы в Истории Гиббона, до мнения о том, что именно в философской основе своей Истории он превзошел таких выдающихся историков века Просвещения, как Вольтер и Монтескье. Нет единства и по главному вопросу, по поводу определения причин упадка Римской империи13.
«Историю Греции» Уильяма Митфорда редко оценивали положительно14. Чаще У. Митфорда критиковали за его неприятие демократического и республиканского типа правления в античную эпоху, за отрицание им афинской формы государственного управления как «прогрессивной», что считалось общепризнанным15.
J.W. Review of Mr. Gibbon's History of the Decline and Fall of the Roman Empire. London, 1791. - 264 р.
13 Angus-Butterworth L. M. Ten master Historians. M. A. F. S. A. Scot., 1961.- 216 pp. ; Low D. M. Edward Gibbon. London, 1937.- 384 pp. ; Morison J. C. Gibbon. English Men of letters.London, 1878.-184 pp.; Bond H. L. The literary Art of Edward Gibbon. Oxford, 1960.167 pp.; Black J. B. The Art of History. study of four great historians of the eighteenth century. Ann Arbor, Michigan, 1961.-. 188 p ; The transformations of Roman world: Gibbon's problem after two centuries. Berk-LosAng., 1966.- 323 pp.; Яснитский, Н.А. Эдуард Гиббон о причинах падения Римской империи [Текст]: монография / Н.А. Яснитский. - М.: Наш мир, 2023. - 316 с.
14 Alison, Archibald. History of Europe from the Fall of Napoleon in MDCCCXV to the Accession of Louis Napoleon in MDCCCLII. 9 vols. Edinburgh and London: Blackwood, 185259. - 680 р.; Brougham, Henry, "The History of Greece. By William Mitford, Esq. Vol. IV."The Edinburgh Review 12. 24 (July 1808): 478-517.; Jenkyns, Richard. The Victorians and Ancient Greece. Cambridge, MA: Harvard UP, 1980. - 386 р.
15 Grote, George. History of Greece. Cambridge University Press, 2010 - 652 р. ; Macaulay, Thomas B. Essays, Critical and Miscellaneous. New and rev. ed. Boston: Phillips, Sampson, 1856. - 744 р.; Peardon TP. Transition in English Historical Writing, 1760-1830. - N. Y.: Columbia Univ. Press, 1933. - 333 p. Gunn J. A. W. Beyond Liberty and Property: The Process of Self-Recognition in Eighteenth-Century Political Thought. McGill-Queen's University Press. Kingston. 1983. - 344 р.; Rawson E. The Spartan Tradition in European Thought. - Oxford:
В целом, если обобщить редкие упоминания и небольшое количество исследований, посвященных анализу наследии таких историков как Уолтер Мойл, Эдвард Монтегю, Джон Гиллис, Уильям Митфорд, то можно выделить следующие положения. Смысл политической концепции английских историков античности усматривали в поиске аргументов о необходимости равновесия властей в прошлом, при несоблюдении которого и происходил упадок государств. Зарубежные исследователи считали, что философско-исторические концепции английских историков XVIII в. основываются на убеждении в существовании повторяющихся причин исторических событий, которые являются постоянными, как неизменна и природа мотивов человеческого поведения. Английским историкам XVIII в. приписывалась убежденность в значимости моральных мотивов поведения, как отдельного человека, так и общества.
К существующим оценкам в зарубежной историографии наследия английских историков античности необходимо подходить критически и осторожно, поскольку оценки исследователями даются исходя из достаточно спорных методологических основ, на основе политических, либо религиозных взглядов, и зачастую в них преобладает избирательный, чаще иллюстративный подход.
В отечественной историографии, как и в зарубежной, вплоть до настоящего времени, в сущности, исходили из убеждения о единстве просветительских идей Англии и Франции, хотя и отмечалась меньшая революционность и компромиссный характер идей английских просветителей. Оценка наследия Э. Гиббона в отечественной историографии как антиклерикального труда, вплоть до середины XX века получала иную, положительную оценку, критику же вызывало стремление Гиббона найти средство предотвращения революций, как нового нашествия «варварства». К
Clarendon Press, 1969. - 390 p.; Roberts J.T. Athens on trial: the antidemocratic tradition in Western thought. - Princeton: Princeton Univ. Press, 1994. - 426 р.
другим недостаткам относили недооценку им положительной роли экономических факторов. Такой подход базировался не столько на собственно исследовании трудов Гиббона, сколько на анализе зарубежных исследователей, причем в советское время оценки менялись на прямо противоположные, как в отношении христианства, так и в отношении роли политических реформ.
Начиная с 70-х годов XX века и до настоящего времени, в работах, посвященных определению концепций и идей отдельных представителей английской историографии античности, стали отмечаться особенности, отличавшие их от представителей французского Просвещения16. В частности, труд Уильяма Митфорда стал предметом исследования Т.А. Сидоровой (Милашевской), анализу его идей были посвящены статьи А.М. Скворцова и Р.А. Кондрашука и Н.А. Яснитского17. Рассмотрение отдельных аспектов
16Яснитский Н.А. Проблема падения Римской империи. Эдуард Гиббон. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н. М., 2002.- 30 с.; Попов Б.С., Уколова В.И. Гибель империи и ее исследователь // Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи / пер с англ. В. Н. Неведомского. Сост. Попов Б.С., Уколова В.И. М.- СПб., 1994. С. 3-14; Попов Б.С. Эдуард Гиббон - историк, писатель и мыслитель эпохи Просвещения (1737-1794) // Новая и новейшая история. 1993. № 3. С. 177-195; Фролов Э.Д. Предисловие к новому русскому изданию «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона // Гиббон Эд. История упадка и разрушения Римской империи в 7-ми томах / отв. ред. Э.Д. Фролов, вступ. ст. К. Криста. СПб., 1997. Т. 1. С. 5-7; Мельникова И.А. Эдуард Гиббон и его приемы исторического исследования // Античный вестник. Сб. научных трудов. Вып. I. Омск, 1993. С. 77-83; Мельникова И.А. Жизнь и общественно-политические взгляды Э. Гиббона // Античный вестник. Сб. научных трудов. Вып. II. Омск, 1994. С. 77-78; Камнев С.Н. Историческая концепция Эдуарда Гиббона. Автореферат дис. канд. истор. наук. Омск, 2010.- 25 с.
17 Милашевская, Т.А. Уильям Митфорд и начало торийской историографии античности в Англии [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. ист. наук : (07.00.09). - Казань : [б. и.], 1979. - 20 с.; Скворцов А.М., Кондрашук Р.А. Античное наследие в политической и колониальной практике Британской империи: У.Митфорд как идеолог «нового империализма» //Челябинский гуманитарий. - 2014. - № 4. - С. 86-91; Яснитский Н.А. Уильям Митфорд о причинах Пелопонесской войны. //Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2019, Т. 161, кн. 2-3. С. 34-42; Яснитский Н.А. Митфорд об истоках противостояния Афин и Спарты.//Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2020, Т. 162, кн. 1. С. 158-164; Yasnitsky, N. Mitford on the formation of control systems in Athens and Sparta before the Peloponnesian war / N. Yasnitsky, N. Smolensky, I. Zhiryakov // E3S Web of Conferences : 8, Rostov on-Don, 19-30 августа 2020 года. - Rostovon-Don, 2020. P. 160-170.
наследия Уолтера Мойла, Эдварда Монтегю, Джона Гиллиса было предпринято лишь в статьях автора исследования, но не стало предметом специального обобщающего труда18.
Полагаем, что идейно теоретические основы английской исторической мысли нашли свое полное воплощение именно в историографии античности, поскольку именно в этой области исторической мысли получил отражение поиск аргументов в политической борьбе вигов и тори в ХУШ веке. Борьбе за принципы политического управления, за определение путей развития Англии на основе сопоставления с судьбами античных государств. Этот поиск и аргументы не похожи на социологические, и, в своей основе, зачастую, умозрительные построения большинства французских, и отчасти, шотландских просветителей, поскольку английская античная историография по-иному трактовала политические и экономические теории этого века. Анализ особенностей английской историографии античности внесет свой вклад в уточнение идейно-теоретической сущности английского Просвещения, и, возможно, повлияет на пересмотр идейно-теоретического наследия Просвещения в целом.
Объектом исследования являются взгляды английских историков XVIII века на системы государственного устройства и управления античных государств в разные периоды их существования.
Предметом исследования является комплекс работ в области античности английских историков эпохи Просвещения и генезис их идейно -теоретических концепций.
18 Яснитский Н.А. Теоретическая основа античной истории в работах Уолтера Мойла (1672-1721). Вестник РУДН, № 4, 2012. С.48-56; Яснитский Н.А. Э. Монтегю о причинах изменений в системе правления в Спарте. Вестник Томского государственного университета № 362, 2012; Теоретическая основа античной истории в трудах английских историков - просветителей. Эдвард Монтегю.Вестник МГПУ № 4, 2014. С. 71-83; Яснитский Н.А. Джон Гиллис о возникновении первых государств в Греции. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016, Т.158, кн.3. С. 817828.
Хронологические рамки работы охватывают период рубежа XVII-XVIII вв. и начала XIX в. - времени публикаций наиболее значимых работ английских ученых и мыслителей, связанных с античной проблематикой в русле идей Просвещения.
Цель диссертационного исследования - определить идейно-теоретические и политические трактовки английскими историками данного периода.основных событий античности Задачи диссертационной работы:
- систематизировать комплекс произведений английских историков античности;
- обобщить взгляды английских историков античности на значимость античной проблематики для современной им Англии (причины обращения к истории античности);
- выявить сходство и разность в подходах к рассмотрению проблем возникновения античных государств в трудах представителей «торийского» и «вигского» политического направления;
- определить, на основе анализа каких факторов рассматривались английскими историками античности реформы в античных государствах, изменения в политическом устройстве;
- показать особенности взглядов английских историков античности на причины установления «демократической» или «олигархической» систем управления в античных государствах;
- выявить как мнения английских историков античности о сущности «демократической» или «олигархической» систем, так и критерии их суждений;
- рассмотреть трактовки английскими историками античности причины наиболее крупных войн (греко-персидских войн, но особенно Пелопоннесской войны) как результат и последствия противоречий,
вызванных разными путями политического и экономического развития, определяемых «демократической» или «олигархической» системами;
- определить взгляды английских историков античности на причины упадка античных государств;
- выявить особенности взглядов английских историков античности на основные факторы определяющие развитие исторического процесса: природно-климатический фактор, факторы, определяющие действия, как отдельных людей, так и групп, объединенных общим профессиональным или имущественным положением, взаимосвязь социальных, национальных и политических интересов.
Источниковая база исследования
Источниковую базу исследования образуют два разных корпуса источников. Один - труды античных историков и мыслителей; -историографический, другой - включающий литературу всех жанров: монографии, статьи, тезисы, авторефераты, диссертации; документы и материалы научных конференций, круглых столов; рецензии на исторические исследования; мемуары историков.
Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма, объективности, системности. Принцип историзма позволяет анализировать взгляды английских историков античности в тесной связи с конкретно-историческими событиями, определяющими идейно-политическую атмосферу Великобритании ХУШ века.
Принцип объективности дает возможность представить и сравнить разнообразные точки зрения на конкретные события античной и современной английским историкам события самой Великобритании, как и взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на эти же события и проблемы.
Принцип системности позволяет связать взгляды английских историков античности с другими аспектами, влияющими на развитие
исторического процесса, определить значимость поднимаемых и анализируемых ими проблем.
Научная новизна диссертации состоит в самой постановке цели и задач исследования и определяется тем, что это, в сущности, первая в отечественной исторической науке работа посвященная определению особенностей идейно-теоретических основ изучения античности английскими историками эпохи Просвещения.
Научная новизна заключается в нескольких аспектах. Прежде всего, в постановке проблемы о необходимости определения взаимосвязи политической борьбы и идейно-теоретических основ трактовок событий античности в исторических трудах английских историков: общее и различное в трактовке английских историков торийского и вигского направления. Особенно это проявляется как в обосновании поиска пути развития Британии на основе опыта гибели античных государств, при выявлении ими факторов, определявших направленность и ход как внешнеполитических, так и внутренних изменений, так и при оценке «демократичности» афинской и спартанских систем управления на основе современных событий. Поскольку новизна заключается в уточнении идейно-теоретической сущности английского антиковедения, то представляется правомерным и рассмотрение английского Просвещения как особого направления в эпоху Просвещения.
Элементы научной новизны проявляются также в авторском переводе и, тем самым, во введении в научный оборот трудов Уолтера Мойла, Эдварда Монтегю, Уильяма Митфорда и частично, Джона Гиллиса.
Положения, выносимые на защиту: 1. В XVIII веке в Великобритании политическая ситуация характеризовалась острой борьбой между политическими группировками вигов и тори, вопреки существующим в современной историографии мнениям об атмосфере «политического компромисса», достигнутого этими группировками.
2. Исторические произведения, посвященные судьбам античных государств, являлись источником аргументов в политической борьбе за определение путей политического, и экономического развития Англии XVIII века.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Концепция кризиса III века в Римской Империи в творчестве М.И. Ростовцева2004 год, кандидат исторических наук Крих, Сергей Борисович
Система официальных идеологических ценностей в Риме при переходе от республики к империи1999 год, кандидат исторических наук Сергеев, Дмитрий Дмитриевич
Ранневизантийский историк Зосим и проблемы падения Западной Римской империи в англо-американской историографии2004 год, кандидат исторических наук Жуков, Константин Власович
Персидский фактор в политической жизни Греции в VI - IV вв. до н.э.2008 год, доктор исторических наук Рунг, Эдуард Валерьевич
Рецепция античности в исторической мысли XVIII века: опыт М.М. Щербатова2011 год, кандидат исторических наук Козлова, Мария Игоревна
Список литературы диссертационного исследования доктор наук Яснитский Николай Анатольевич, 2024 год
II. Литература
34. Аббаттиста Г. Время и пространство. // Мир просвещения. Исторический словарь / Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша / Пер. С итал. Н.Ю. Плавинской под ред. С.Я. Карпа. М., 2003. С. 158-171.
35. Айзенштат М.П. Великобритания нового времени: политическая история. М.: ИВИ РАН, 2002.- 99 с.
36. Апрыщенко В.Ю. Клановая система Горной Шотландии: традиции и модернизация. Ростов/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2006. - 320 с.
37. Апрыщенко В.Ю. Уния и модернизация: становление шотландской национальной идентичности в XVIII - первой половине XIX в. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 288 с.
38. Барг М.А. Эпоха и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987. -348 с.
39. Барлова Ю.Е. Дискуссии по вопросу о реформировании парламента в Англии, 1779-1785. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к.и.н., Ярославль, 1999. - 21 с.
40. Барлова Ю.Е. Идеи английского Просвещения в политической жизни второй половины XVIII века: к вопросу о природе британского реформизма // Ярославский педагогический вестник. 1998. № 1. С. 59-63.
41. Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997. - 640 с.
42. Брендон П. Упадок и разрушение Британской империи 1781-1997. -М.:АСТ: Астрель, 2011. - 957 с.
43. Бузескул В.П. Введение в историю Греции. Обзор источников и очерк разработки греческой истории в XIX и в начале XX в. / Вступ. ст. и общ. ред. проф. Э. Д. Фролова.— СПб.: Издательский дом «Коло», 2005. -672 с.
44. Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах. 2 изд., Т. 2. М.,«Мысль», 1978. - 592 с.
45. Вайнштейн О.Л. Историография средних веков. М.-Л., 1940. - 375 с.
46. Виндельбанд В. История и естествознание. Прелюдии. СПб., 1904. -399 с.
47. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. Т. 1: От Возрождения до Просвещения / Пер. с нем. Под ред. А. Введенского; Вступ. Статья О. Бойцовой. М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. - 640 с.
48. Высокий М.Ф. Тирания: к вопросу о терминологии // Власть, человек, общество в античном мире. М., 1997. С. 182-196.
49. Грин Дж.Р. Британия. История английского народа: В 2 т. Т. 2.-Мн.:МФЦП. -2007. - 680 с.
50. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). -М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. - 336 с.
51. Доброва Е.А. Английское Просвещение и борьба тори и вигов в 30-е годы ХУШ в. // Из истории Просвещения: экономика, политика, идеология. М., 1981. С. 3-41.
52. Доброва Е.А. Теория разделения властей в Англии эпохи Просвещения // Вопросы истории. 1981, № 4. С.73-76.
53. Забугин В. Юлий Помпоний Лэт. Критическое исследование. СПб., 1914, - 250 с.
54. Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение ХУШ века. СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2007. - 535 с.
55. Зверева Г.И. История Шотландии: Учебное пособие для вузов по спец. «История». - М.: Высш. шк., 1987. - 208 с.
56. Историография истории Нового времени стран Европы и Америки; под ред. И.П. Дементьева. - М., 1990. - 511 с.
57. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. Под ред. И.С. Галкина. М., 1967. Т. 1. - 598 с.
58. История Великобритании / Коллектив авторов под ред. Кеннета О. Моргана; Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2008.- 680 с.
59. История философии в 4-х т. / Под ред. М.А. Дынника, М.Т. Иовчука, Б.М. Кедрова, М.Б. Митина, О.В. Трахтенберга. М.: изд. Академии наук СССР, 1957.
60. Камнев С.Н. Историческая концепция Эдуарда Гиббона. Автореферат дис. канд. истор. наук. Омск, 2010. - 25 с.
61. Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // ВДИ, 1968, № 1. С. 17-35.
62. Карцев Е.А. Французская школа философии истории: антропологические основания европейской цивилизации // Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. Проф. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 2001. С. 189- 253.
63. Косминский Е.А. Вольтер. Статьи и материалы. М.-Л., 1948. - 499 с.
64. Косминский Е.А. Историография средних веков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. - 430 с.
65. Креленко Н.С. Пуританская революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв.: Ист. миф в контексте полит. борьбы Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. - 110 с.
66. Лабутина Т.Л. Идейно-политические воззрения вигов и тори в период реставрации // Проблемы Британской истории. М., 1978. С. 159-168.
67. Лабутина Т.Л. Идеология и политические партии Англии в период становления двухпартийной системы (обзор зарубежной литературы) // Англия XVII века: идеология, политика, культура. СПб., 1992. С. 83-93.
68. Лабутина Т.Л. Английское Просвещение как идейный источник энциклопедизма во Франции./ Философский век. Альманах. Вып. 27. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2004. — 421 с., С. 4453;
69. Лабутина Т.Л. Культура и власть в эпоху Просвещения. М.: Наука, 2005.458 с.
70. Лебедев Ю.Б. Шотландское Просвещение и его «моральная философия» // Эпоха великой французской революции: Проблемы истории и
историографии. Межвуз. сборник научных трудов. Чебоксары, 1989. С. 70-76.
71. Маринович Л.П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению: учебное пособие. М.: КДУ, 2007. 212 с.
72. Маслов Д.В., Лазарева Л.Н., Суханова Н.И. Причины распада СССР: вопросы методологии исследования. Москва : РОССПЭН, 2022. - 399 с.
73. Меланченко И.В. Афинская демократия: гос. устройство и политич. Режим клас. Афин в правовых, ист., соц. терминах. М.: Крафт+, 2007. -240 с.
74. Мельникова И.А. Эдуард Гиббон и его приемы исторического исследования // Античный вестник. Сб. науч. трудов. Вып. 1.Омск, 1993. С. 77- 83.
75. Мельникова И.А. Жизнь и общественно-политические взгляды Э. Гиббона // Античный вестник. Сб. научных трудов. Вып. II. Омск, 1994. С. 77-78.
76. Методология исторического познания и буржуазная наука. Изд. Казанского университета. 1977. - 176 с.
77. Микешин М.И. Социальная философия шотландского Просвещения. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. - 165 с.
78. Милашевская Т.А. Уильям Митфорд и начало торийской историографии античности в Англии [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. ист. наук : (07.00.09). Казань : [б. и.], 1979. - 20 с.
79. Мир просвещения. Исторический словарь/Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша; пер.с. итал. Н. Ю. Плавинской под ред. С.Я. Карпа; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории. - Москва: Памятники ист. мысли, 2003. - 666 с.
80. Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времен революции. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. - 536 с.
81. Немировский А.И. Историография античности, Воронеж, 1972.- 66 с.
82. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения / Под ред. Н.М. Мещеряковой. М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 384 с.
83. Пёльман Р. фон. Очерк греческой истории и источниковедения / Пер. с нем. А. С. Князькова, под ред. С.А. Жебелева. СПб.: Алетейя, 1999. -469 с.
84. Пельц Э. Литература и литераторы // «НЛО». 1999. № 40.
85. Перов Ю.В. Судьбы моральной философии // Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн. 1. Разум. Духовность. Традиции. СПб., 1991. С. 60-77.
86. Петти В. Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940. -324 с.
87. Печатнова Л.Г. История Спарты: Период архаики и классики / Л.Г. Печатнова. СПб.: Гуманит. Акад., 2002 (ГИПП Искусство России). -507 с.
88. Печатнова Л.Г. Кризис спартанского полиса (конец V- начало IV в. до н.э.). Учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. - 65 с.
89. Печатнова Л.Г. Первый этап реформ в эллинистической Спарте. МНЕМОН Исследования и публикации по истории античного мира. Под ред. проф. Э.Д. Фролова. Вып. 10. СПб., 2011. С. 19-79.
90. Печатнова Л.Г. Спартанский полис на рубеже V - IV вв. до н.э //Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. 1984. 203 с.
91. Пикалова Е.А. К вопросу о своеобразии английского Просвещения //«Вестник Санкт-Петербургского ун-та», серия «философия и социально-политические науки». СПб., 1999. С. 2-16.
92. Покок Дж. Г. А. Великобритания // Мир просвещения. Исторический словарь / Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша / Пер. С итал.
Н.Ю. Плавинской под ред. С. Я. Карпа; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории. - Москва : Памятники ист. мысли, 2003. С. 485-503.
93. Попов Б.С. Эдуард Гиббон - историк, писатель и мыслитель эпохи Просвещения (1737-1794) // Новая и новейшая история. 1993. № 3. С. 177-195.
94. Попов Б.С., Уколова В.И. Гибель империи и ее исследователь // Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи / пер с англ. В. Н. Неведомского. М., СПб., 1994. С. 3-14.
95. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. - 410 с.
96. Розанваллон П. Утопический капитализм. История рынка. М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 256 с.
97. Семенов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.: «Современные тетради». 2003. 776 с.
98. Скворцов А.М., Кондрашук Р.А. Античное наследие в политической и колониальной политике Британской империи: У. Митфорд как идеолог «Нового империализма» // Челябинский Гуманитарий. 2014. № 4 (29). С. 86-91.
99. Соколов А.Б. ХУШ век в Англии: споры историков // Вопросы всеобщей истории. Сб. науч. тр. РГПУ, 1997. С. 81-96.
100. Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э. (478-431 гг.) Отв. ред.М.М. Холод. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2008. - 291 с.
101. Суриков И.Е. Солнце Эллады. История афинской демократии. С-П., 2008. 260 с.
102. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла. (УШ—У вв. до н. э.) / Вступ. ст., науч. и лит. ред. Э. Д. Фролова. — СПб . : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. — 544 с.
103. Фролов Э.Д. Пелопоннесская война// История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989. Кн. 2. - 574 с.
104. Фролов Э.Д. Предисловие к новому русскому изданию «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона // Гиббон Эд. История упадка и разрушения Римской империи в 7-ми томах. СПб., 1997. Т. 1. С. 5-7.
105. Фролов Э.Д. Фукидид и тирания // Власть, человек, общество в античном мире. М., 1997. С. 19-28.
106. Хаммонд Н. История Древней Греции / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 703 с.
107. Хвостов М.М. История Греции: курс лекций. Изд. 3-е, испр. М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 336 с.
108. Яснитский Н.А. Джон Гиллис о возникновении первых государств в Греции. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016, Т.158, кн.3. С. 817-828.
109. Яснитский Н.А. Митфорд об истоках противостояния Афин и Спарты. // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2020, Т. 162, кн. 1. С. 158-164.
110. Яснитский Н.А. Проблема падения Римской империи. Эдуард Гиббон. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н. М., 2002. - 30 с.
111. Яснитский Н.А. Теоретическая основа античной истории в работах Уолтера Мойла (1672-1721) // Вестник РУДН, № 4, 2012. С.48-56.
112. Яснитский Н.А. Теоретическая основа античной истории в трудах английских историков - просветителей. Эдвард Монтегю // Вестник МГПУ № 4, 2014. С. 71-83.
113. Яснитский Н.А. Уильям Митфорд о причинах Пелопонесской войны //Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2019, Т. 161, кн. 2-3. С. 34-42.
114. Яснитский Н.А. Э. Монтегю о причинах изменений в системе правления в Спарте // Вестник Томского государственного университета. № 362, 2012. С. 123-127.
115. Яснитский Н.А. Эдуард Гиббон о причинах падения Римской империи. М.: Наш мир, 2023. - 316 с.
116. Adolphus J. History of England running from 1760 to 1783, 1802. - 648 р.
117. Alison A. History of Europe from the Fall of Napoleon in MDCCCXV to the Accession of Louis Napoleon in MDCCCLII. 9 vols. Edinburgh and London: Blackwood, 1852-59. - 680 р.
118. Angus-Butterworth L.M. Ten master Historians. M. A. F. S. A. Scot., 1961. 216 p.
119. Beard Ch. A. An Introduction to the English Historians. New York. 1908.
120. Black J. B. The Art of History. study of four great historians of the eighteenth century. Ann Arbor, Michigan, 1961. -188 p.
121. Boas G. In search of the age of reason// Aspects of the eighteenth century. Baltimore, 1967. - 346 p.
122. Bond H. L. The literary Art of Edward Gibbon. Oxford, 1960. - 167 p.
123. Brougham H. The History of Greece. By William Mitford, Esq. Vol. IV // The Edinburgh Review 12. 24 (July 1808). P. 478-517.
124. Buchanan J. M. and Gordon T. The Calculus of Consent. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1965.- 412 p.
125. Burlingame Anne Elizabeth. The Battle of the Books in Its Historical Setting. New York. 1969. 194 р.
126. Butterfield H. George III and the Historians. New York, 1959. - 304 р. Cato's Letters in the London, 1755, edition reprint, New York, 1969, 4 vols. in 2. - 266 p.
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
Chamers M. The crisis of the third century; Vryonis S. Hellas resurgent.// The transformation of the Roman world: Gibbon's problem after two centuries. pp. 30-58.
Christ K. Von Gibbon zu Rostovtzeff. Leben und Werk fuhrender
Althistoriker der Neuzeit. Darmstadt, 1972. - 384 p.
Christie Ian R. The End of North's Ministry. L., Macmillan, 1958. -428 p.
Clark J. Revolution and Rebellion.State and Society in England in the
Seventeenth and Eighteenth Centuries. Cambridge, 1986. - 182 p.
Croce B. Theory and history of historiography. L., 1921. - 317 p.
Davies J.K. Athenian citizenship - the descent group and the Alternatives //
CJ, 1977. pp. 73-81.;
Diskinson H.T. The Politics of the People in the Eighteenth Century Britain. L., 1995. - 360 p.
Fuglum P. Edward Gibbon: His View of Life and Conception of History.
Akademiskforlag. Oslo. 1953. - 221 p.
Gay P. The Enlightenment: In 2 vols. - L., 1966.
Grote G. History of Greece. Cambridge University Press, 2010.- 652p.
Gunn J. A. W. Beyond Liberty and Property: The Process of Self-
Recognition in Eighteenth-Century Political Thought. McGill-Queen's
University Press. Kingston. 1983. - 330 p.
Hallam. Constitutional History, V. II, L., 1827.- 828 p.
Harris R.W. England in the Eighteenth century.1689-1793.Balanced
Constitution and New Horizons. L., 1963. - 232 p.
Henshell N. The Myth of Absolutism.Chang and Continuity in Early Modern European Monarhy. L., 1992. - 256 p.
Holt E. Public and Domestic Life of George III. V.II, L., 1820, 725 p. Hughes T. S. History of England from the Accession of George III. 1836.556 p.
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
Jenkyns R. The Victorians and Ancient Greece. Cambridge, MA: Harvard UP, 1980. 386 p.
Ladner G. The impact of Christianity // The transformation of the Roman
world: Gibbon's problem after two centuries. pp. 59-91
Leidhold W. Introduction // Hutcheson Francis.An inquiry into the original
of our ideas of beauty and virtue, 2004, pp. IX-XIX.
Levine J. M. History and Literature in the Augustan Age.Cornell University
Press. Ithaca, NY. 1991. - 432 p.
Lord Mahon. History of England in the Eighteenth Century, 1840. Lossky A. Gibbon and the Enlightenment. // The transformation of the Roman World: Gibbons problem after Two Centuries. pp. 1-29. Low D. M. Edward Gibbon. London, 1937. - 384 p.
Lytton E. B. Athens: Its Rise and Fall // Athens: With Views of the Literature, Philosophy, and Social Life of the Athenian People. New York, 2004.
Macaulay Th. B. Essays, Critical and Miscellaneous. New and rev. ed. Boston: Phillips, Sampson, 1856. 744 p.
Morison J. C. Gibbon. English Men of letters.London, 1878.- 184 p. Namier L.B. The Structure of Politics at the Accession of George III. Macmillan,1929, 2 edition, 1957.
Ogose T. Morality, polity and economy in Francis Hutcheson // The Rise of Political Economy in the Scottish Enlightenment. - 2005. pp. 39-55. Owen John B. The Rise of the Pelhams. Methuen, 1957. - 357 p. Pares R. George III and the Politicians .Oxford University Press, 1953. Party Politics in the 18-th Century. A critical study of «namierism». L., 1955.
Peardon T.P. Transition in English Historical Writing, 1760-1830. N. Y.: Columbia Univ. Press, 1933. - 333 p.
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
Perry K. British Politics and the American Revolution. Houndmills, 1990. -176 p.
Pittock M. G. H. Historiography //The Cambridge Companion to theScottish Enlightenment, 2003.
Plumb J. The Growth of Political Stability in England 1675-1725. L.,Macmillan, 1967. - 206.
Pococ J. G. A. Clergy and Commerce. The Conservative Enlightenment in England // L'eta dei Lumi. Studi storici sul Settecento europeo in onore di Franco Ventury. Napoli, 1985. P. 523-652.
Pococ J. G. A. Virtue, Commerce and History. Essays on Political Thought and History, Chiefly in the Eighteenth Century. Cambridge, 1985. - 321 p. Pocock J. G. A. Barbarism and Religion: The Enlightenments of Edward Gibbon, 1737-1764. Vol. 1. Cambridge University Press. 1999. -339 p. Porter R. Preface // The Enlightenment in National Context. Edited by Roy Porter and Mikulas Teich. Cambridge University Press, 1981, pp.1-19. Rapple B. A. Ideology and History: William Mitford's History of Greece // Papers on Language & Literature. Volume: 37. Issue: 4. 2001. - 361 p. Rawson E. The Spartan Tradition in European Thought. Oxford: Clarendon Press, 1969. 390 p.
Roberts J. T. The Antidemocratic Tradition in Western Thought. Princeton University Press. 1994. - 405 p.
Roberts J.T. Athens on trial: the antidemocratic tradition in Western thought.
Princeton: Princeton Univ. Press, 1994. - 426 p.
Rule J. Albion's People. English Society 1714-1815. L.,1992. - 292 p.
Sealey R. Regionnalism in archaic Athens // Historia, 1960. Bd. X. 1960. P.
155-180.
Smyth W. Lectures on Modern History. Boston. 1849. -738 p.
Spek W.A. Stability and Strife.England. 1714-1760. Cambridge (Mass),
1977. - 311 p.
174. Sternhell Z. Les Anti-lumieres, du XVIII siecle a la guerre froide. Paris: Fayard, 2006. - 588 p.
175. Steuart James. An inquiry into the principles of political economy. L., 1767. T. I. - 639 p.
176. Swift J. A Discourse of the Contests and Dissentions between the Nobles and the Commons in Athens and Rome with the Consequences They Had upon Both Those States, ed. Frank H. Ellis, Oxford, 1967. - 567 p.
177. Tame Chris R. The Revolution of Reason: Peter Gay, The Enlightenment, and the ambiguities of classical liberalism. //Journal of Libertarian Studies,V. 1, No. 3, pp. 217-227. Perganon Press, 1977. Printed in Great Britain.
178. The Autobiographies of Edward Gibbon. Edited by John Murray. L., 1896.
179. The Eighteenth century town: A reader in English urban history,1688-1820 / Ed. By Borsey P. L., N.Y.: Longman, 1990. - 396 p.
180. The Enlightenment in national context. Ed. by R. Porter and M. Teich. Cambridge University Press, 1981.- 288 p.
181. The Rise of Political Economy in the Scottish Enlightenment. N. Y, 2003.240 p.
182. The transformations of Roman world: Gibbon's problem after two centuries. Berk-Los Ang., 1966. - 323 p.
183. Thompson J.W. A History of historical writing. Vol. II. N. Y, 1942.
184. Yasnitsky N. Mitford on the formation of control systems in Athens and Sparta before the Peloponnesian war / N. Yasnitsky, N. Smolensky, I. Zhiryakov // E3S Web of Conferences: 8, Rostovon-Don, 2020. P. 160-170.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.