Репрессия как социальное явление: Философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гарипова, Галия Ризвановна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гарипова, Галия Ризвановна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА РЕПРЕССИИ КАК
СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ.
§1. Сущность и своеобразие репрессии как формы общественного насилия.
§2. Социальные процессы как факторы эскалации репрессивного давления.
§3. Структурная организация механизма репрессии, ее виды и формы.
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РЕПРЕССИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
§1. Функциональное поле репрессии.
§2. Роль нравственной и правовой культуры в противодействии идеологии насилия.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Теоретический анализ символических репрессий в современной политике2008 год, кандидат политических наук Зиноватный, Павел Сергеевич
Политическое насилие: природа, манифестирование и динамика в глобализирующемся мире2010 год, доктор политических наук Кузина, Светлана Ивановна
Насилие в контексте современной культуры2000 год, доктор философских наук Кугай, Александр Иванович
Управление и насилие: Социально-философский анализ2004 год, доктор философских наук Гелих, Олег Яковлевич
Культура противодействия злу в работе правоохранительных органов Российской Федерации: Социально-философский аспект2001 год, доктор философских наук Москалькова, Татьяна Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Репрессия как социальное явление: Философский анализ»
Актуальность исследования. Социокультурная история человечества, ее генезис и развитие неразрывно связаны с разнообразными проявлениями насилия, такими, как войны, религиозные гонения, геноцид, репрессии и т.п. С древнейших времен до современности насилие присутствует во всех сферах общественной жизни. От межличностных до межнациональных отношений - таков диапазон объективации его всевозможных форм. Колоссальными разрушительными последствиями, и материальными, и духовными, и человеческими, вписались в историю различные модификации репрессивного террора, в частности, фашизм в Германии и сталинизм в Советском Союзе, режим Пол Пота в Кампучии, маоизм в Китае и др.
Проблема репрессий как формы социального насилия является сегодня предметом исследовательских интересов многих научных направлений (этико-философского, культурологического, политологического, правоведческого и др.) и активно обсуждается в тесной взаимосвязи с проблемами насилия, ненасилия, культуры мира и реализации прав человека, тирании, тоталитаризма, авторитаризма и т.д. В современной литературе представлен широкий спектр методологических и частнонаучных подходов к осмыслению сущности этого явления. В подавляющем большинстве случаев репрессии рассматриваются в рамках внутренней политики государства, причем анализ данного социального феномена проводится зачастую через призму историко-политического развития известных тоталитарных государств, чему ярким примером могут служить работы, посвященные послеоктябрьской истории Советского Союза. Подобное сужение гносеологического ракурса оставляет за рамками исследования наиболее важные для современности социокультурные и духовно-нравственные аспекты проблемы репрессии.
С другой стороны, многие исследователи придерживаются мнения, что насилие и репрессия как одна из форм его объективации являются необходимыми средствами достижения политических цедей государства, в частности для поддержания правопорядка и обеспечения его безопасности, и что данные феномены неотделимы от исторического процесса и в целом рассматриваются ими как необходимый элемент государственного управления. Этот подход нашел отражение во многих современных дефинициях понятия "репрессия".
Как известно, насилие - многомерный социальный феномен с конкретными закономерностями его объективации в личном и общественном бытии, многообразием видов и форм его проявления. Исследование насилия, в частности репрессий как одной из его форм, является не только теоретической, но и практической проблемой, затрагивающей как интересы мирового сообщества в целом, так и судьбу каждого индивида в отдельности. Рубеж веков, эпоха обострения глобальных проблем современности, поставившие перед человеческой цивилизацией судьбоносный вопрос "быть или не быть?" актуализируют сегодня "категорический императив" отказа от насилия как принципа межкультурного, межгосударственного, межличностного общения в целях осмысления его социально-исторических и духовно-нравственных уроков во имя его предотвращения в будущем.
Особую актуальность проблема репрессии в отечественной литературе приобрела в связи с социально-политическими изменениями, произошедшими в российском обществе в конце XX века (перестройка, развал СССР, либерально-демократическое реформирование общества, рост социальной напряженности, межэтнических и внутригосударственных конфликтов и др.). Многие наши соотечественники, уставшие от многочисленных реформ, готовы отказаться от них и вернуться к жестким организационным мерам, к массовым репрессиям, чтобы восстановить в обществе "мир и порядок". На наш взгляд, теоретическое осмысление на основе философской методологии вопроса о природе, сущности, целях и последствиях репрессий в жизни общества и отдельного индивида позволит разобраться в сложившихся в массовом сознании "ложных идолах" и предложить конкретные пути гарантирования общества в будущем от репрессивных мер как средства разрешения возникающих социальных проблем.
Объект исследования: социальное насилие как феномен общественной жизни.
Предмет исследования: репрессия как форма социального насилия.
Степень разработанности проблемы.
В научной литературе (в философии, политологии, социологии, психологии, конфликтологии и т.д.), а также в публицистике, особенно в последние годы, появились многочисленные исследования, посвященные осмыслению проблемы насилия, его различных аспектов и форм.
Как известно, многомерность понятия "насилие", вызвавшего разносторонний исследовательский интерес особенно в зарубежной литературе, обусловила даже появление специфической научной отрасли "вайеленсологии" ("насилиеведения"), имеющей несколько направлений. Социологическое направление, представленное Ю.Гальтунгом, Х.Хондерихом, Х.Экштейном, связывает насилие и его формы с определенными процессами в обществе, порождающими острые социальные конфликты, которые разрешаются при помощи насилия. Психологическое направление рассматривает насилие и его различные модификации как проявление человеческой агрессии, объясняемой особенностями личности (К.Лоренц, Т.Холличер и др.). Т.Гурр, Дж. Девис, И.Фейерабенд и Р.Фейерабенд при рассмотрении источника и общественной роли социального насилия сочетают социологический и психологический подходы и, в частности, исследуют причинную связь между социальной депривацией и возникновением психологического процесса фрустрации - агрессии.
В отечественной обществоведческой науке до 80-х ,гг. XX века анализ сущности, своеобразия, роли и места различных форм насилия в общественной жизни преломлялись через призму приоритетности официальной марксистко-ленинской теории классовой борьбы (Г.Г.Водолазов, В.В. Денисов, Г.Н. Киреев, И.Г.Панталеев и др.).1
В последние годы возрос интерес к этическим аспектам темы насилия и ненасилия (А.Г.Апресян, А.А. Гусейнов, М.Г.Степанянц и др.). 2
Анализу конкретных форм насилия, их классификации посвящены работы современных авторов А.В.Дмитриева, И.Ю.Залысина, И.М. Липатова и др.3
Объективно-историческое осмысление отечественной истории в связи с радикальными изменениями в общественной жизни обусловило появление в последние годы научной и публицистической литературы, посвященной репрессиям, в частности работ А.В.Антонова-Овсеенко, А.Л.Бутенко, Д.А.Волкогонова, Л.А.Гордона, Э.В.Клопова, Р.А.Медведева, А.И.Солженицына, А.С.Ципко и' др.4 В последние годы составлены многочисленные справочники и мартирологи имен пострадавших в годы сталинских репрессий. м.: Водолазов Г.Г. Диалектика и революция (Методологические проблемы социальной революции). М., 1975; Денисов В.В. Социология насилия (критика современных буржуазных теорий). - М. 1975; Киреев Г.Н. Сущность социального насилия // Философские науки. 1986. № 1. С. 2+-34.; Панталеев Ц.Г. Роль политического насилия в истории общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1990 и др.
2См.: Апресян Р.Г. Постижение добра. - М., 1986; Гусейнов А.А. Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990. №5. С. 127-136; Степанянц М.Т. Ghandian vision of Nonviolent civilization // Journal of peace & and Ghandian studies? Delhi. Vol. 1, №3, April-june. 1996. Pp. 66-73 и др.
3 Дмитриев A.B., Залысин И.Ю. Насилие: социо-политический анализ. - М., 2000: Липатов И.М. Сущность и основные формы политического насилия в современных условиях (философско-социологический анализ): Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1989 и др.
А См.: Антонов-Овсеенко А.В. Театр Иосифа Сталина. - М., 2000; Бутенко А.Л. Откуда и куда мы идем: взгляд философа. - М. 1990; Волкогонов Д.А. Феномен Сталина // Литературная газета. 198". 9 декабря; Гордон Л. А. Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках того, что с нами случилось в 20-30-е гг. - М., 1989: Медведев Р. А. О соотношении цели и средств в социалистической революции // Вопросы философии. 1988. № 8; Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956: Опыт художественного исследования. - М., 1990; Ципко А.С. О зонах, закрытых для мысли И Наука и жизнь. 1988. №>11 и др.
В Республике Башкортостан анализом репрессий, систематизацией материалов и источников по проводимым в 30-е гг. репрессиям занимались Р.Г.Бикбаев, Р.А.Давлетшин, А.Б.Юнусова, Д.Х.Яндурин и др.1
В целом же обзор работ по этой проблеме свидетельствует о ее недостаточной разработанности, об односторонности и ограниченности либо описательными и эмпирическими констатациями, либо конкретными фактами в рамках познавательных задач той или иной научной дисциплины (политологии, истории и т.д.), что во многом объясняется тем, что репрессия как форма социального насилия в целом еще не являлась предметом философского, социально сущностного ее рассмотрения.
Отмечая большую научную ценность теоретического рассмотрения конкретно-исторических форм объективации репрессий, в частности, в нашем обществе и гуманистическое значение восстановления имен репрессированных, следует, на наш взгляд, подчеркнуть, что анализ сущности, причин возникновения и функциональных возможностей репрессии требует целостного ее осмысления на основе философской методологии как социального феномена, имеющего глубокие социокультурные основания, мировоззренческие и духовно-нравственные последствия для конкретного индивида и общества в целом.
Методология и источники работы. Теоретической и методологической основой исследования является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы структурно-функционального подхода и принцип историзма.
Автор опирается на труды зарубежных и отечественных исследователей в области социальной философии, культурологии, этики, политологии, правоведения, истории, психологии и др. Целенаправленное использование архивных и статистических источников и материалов по репрессивным делам,
1 Бикбаев Р.Г. Ликвидация кулачества как класса // Ватандаш. 1997. № 8; Давлетшин Р. Великий перелом или трагедия крестьянства Башкортостана.- Уфа. 1998; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа, 1999; Яндурин Д.Х. Национально-государственное строительство в автономиях Урало-Поволжья. - Уфа, 2000 и др. осуществленным в 30-е гг. в истории нашей страны, позволило иллюстрировать и аргументировать основные теоретические положения и выводы автора Важное место заняло изучение современной научно-гуманитарной и общественно-политической периодики, на страницах которой поднимаются и обсуждаются актуальные проблемы построения ненасильственного мира и общества, гуманизации общественных и межличностных отношений.
Цель данной работы: на основе философского анализа выявить сущность и специфику репрессии как социального явления и определить ее место и роль в жизни общества и личности.
С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
- на основе философской методологии выявить социальную сущность и своеобразие репрессии как формы общественного насилия, конкретные социальные процессы как факторы эскалации репрессивного давления, рассмотреть ее виды и формы;
- выяснить, что представляет собой структурная организация механизма репрессии, какие конституирующие элементы здесь являются наиболее специфическими и существенными;
- охарактеризовать функциональное поле репрессии и определить ее роль в личной и общественной жизни;
- рассмотреть социокультурные механизмы гарантирования * общества от репрессий и определить место и роль правовых и духовно-нравственных факторов в противодействии идеологии насилия.
Научная новизна диссертационного исследования:
- на основе философской методологии определен концептуальный образ репрессии как формы насилия, применяемого обществом в ' ходе антропосоциокультурогенеза для сохранения и развития существующих форм социальности в процессе своего противоречивого развития в целях удовлетворения главной потребности в самосохранении и выживании, особенно актуализирующейся в кризисные периоды, эпоху радикальных трансформаций и преобразований; обоснована философская сущность репрессии как имманентной составляющей процесса внутренне противоречивого становления общества, которое оберегает, обороняет самого себя как от всех деструктивных внутренних тенденций и вторжений, так и от асоциального и разрушительного поведения человека (члена общества), угрожающего стабильности его социальных устоев, путем их погашения и нейтрализации;
- определены конкретные социальные процессы как факторы эскалации репрессивного давления, структурная организация механизма репрессии, ее типология;
- обнаружены специфические социальные функции репрессий, направленные на общество (сохранения и упрочения существующего порядка; парализации социальной жизни группы (общества); разрушения системы коммуникации в обществе; усиления внеэкономического принуждения в трудовой иной деятельности; атомизации общества; дестабилизации общественной жизни и деморализации общества; разжигания религиозной нетерпимости; культивирования, этнической неприязни к представителям определенного этноса (функция провоцирования межнациональных конфликтов), и направленные на личность (идентификации личности с существующей системой; массовой индоктринации, веры в определенные идеи, лозунги, теории (социализма, национал-социализма, фашизма и т.д.); контроля ментальности, т.е. идентичности индивидуального сознания и официальной идеологии; формирования негативного образа Другого ("врага народа", "вредителя" и т.д.) и негативной установки по отношению к индивидам, становящимся объектами репрессии; разрушения психического здоровья объектов; закрепления в социальном опыте личности (группы, этноса) насильственных способов решения личных и общественных проблем;
- выявлены возможности нравственной и правовой культуры общества и личности в противодействии идеологии насилия.
Апробация работы. Результаты и основные положения диссертации докладывались на следующих конференциях: "Молодые ученые - новому тысячелетию" (Уфа, 2000), "Молодые ученые Волго-Уральского региона на рубеже веков" (Уфа, 2001), "Нормативные основы культуры" (Уфа, 2001), "Политические партии и движения: прошлое и настоящее" (Уфа, 2002), "Социальные факторы развития человеческого потенциала на региональном уровне" (Уфа, 2002), "Интеллигенция и демократия в жерновах власти" (Пермь, 2002).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этики, эстетики и культурологии факультета философии и социологии Башкирского государственного университета 7 декабря 2002 г.
Теоретическая и практическая значимость работы. Объективный концептуальный образ репрессии как социального феномена, неразрывно связанного с такими явлениями, как бытие общества, насилие, ненасилие, гуманизм, тоталитаризм и др., дает возможность по-новому взглянуть на многие социальные, духовные, политические, правовые процессы, происходящие в современном обществе. Положения и выводы исследования важны для выработки новых, отвечающих современным требованиям философских концептуальных положений о роли репрессии в культурной истории человечества, в жизнедеятельности личности и ее социальном поведении, в формировании активной жизненной позиции индивида, в гуманизации межличностных отношений.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, культурологии, социологии, этики, конфликтологии, в разработке ряда спецкурсов по проблемам взаимоотношений личности и общества, а также по вопросам отечественной истории и др.
11
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы (281 наименование). Объем диссертации составляет 144 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Советские политические репрессии в отношении несовершеннолетних: 1917 - 1953 гг.2003 год, кандидат исторических наук Шуткова, Елена Юрьевна
Проблема социального насилия как фактор исторического процесса2003 год, доктор философских наук Ибрагимов, Радий Назибович
Насилие и ненасилие в условиях деполяризации гендерных идеалов2004 год, кандидат философских наук Шалимова, Татьяна Георгиевна
Социально-философские основания толерантности2009 год, доктор философских наук Касьянова, Евгения Ивановна
Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе: Социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Бубнова, Ольга Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гарипова, Галия Ризвановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятое исследование репрессии как социального явления, анализ ее сущности как одной из форм общественного насилия, характерных черт и роли в жизни общества с позиций философского осмысления позволяет, на наш взгляд, сформулировать следующие выводы:
1. Исходя из существа произведенного анализа, основанной на философской методологии к анализу репрессии как формы социального насилия, мы определили репрессию как форму насилия, применяемую обществом (культурой, цивилизацией) для сохранения безопасности существующих общественных устоев, подвергающихся угрозе разрушения и распада в ходе его противоречивого развития. В наиболее гипертрофированных формах репрессии объективируются в тоталитарных обществах.
2. Репрессия как форма общественного насилия особенно актуализируется в периоды социальных катаклизмов (кризисов) и преобразований общественной жизни, не являющихся естественным продолжением предшествующего развития. В условиях насильственного упразднения прежних социальных и экономических отношений и искусственного внедрения новых для силовой поддержки нововведений, когда они не оправдываю-!- ожидаемых результатов, репрессия как инструмент насильственного давления выполняет роль обеспечения соответствия общественного образования тому идеалу или идеалам социального устройства, которое планируется построить на месте старого и обеспечивает недолговременный эффект стабильности в обществе. Альтернативой является путь постепенных социальных преобразований, органично сочетающих в себе начала консервативное и творческое, старое и новое, традиционалистское и креативное. Только подобное обновление существующих устоев, новаторство, предполагающее непрерывность развития, могут обеспечить устойчивость настоящего и надежное будущее общественного целого.
3. Проанализировав функциональные возможности репрессии, можно отметить, что в связи с отсутствием четких критериев разграничения конструктивного и деструктивного моментов и обобщенной оценки положительной или отрицательной роли репрессии в жизни общества, можно отметить, что в силу своей социальной природы данный феномен может выступать как носитель и созидательных, и разрушительных начал, быть определенным благом и злом для общества и для конкретной личности одновременно. С одной стороны, в определенных случаях, репрессия оказывает положительное влияние на общество, обеспечивая его устойчивость, стабильность, выживание в критические периоды его развития и непрерывность его становления. С другой стороны, репрессия, особенно в тоталитарных обществах, сопряжена с огромными материальными и духовными потерями, человеческими жертвами и т.д.
4. Высокий уровень нравственной и правовой культуры общества и личности -одно из условий предотвращения в обществе и жизни отдельного человека насилия. Нравственная и правовая культура общества и личности - это, с одной стороны, органическое сочетание моральности, свободы, правовой дисциплинированности и активной гражданской позиции должностных лиц и каждого индивида, ответственных за свое цивилизованное бытие в обществе. С другой стороны, высокий уровень нравственной и правовой культуры общества - это гарантия полноценной самореализации в нем "высшей ценности" - человека, безусловного соблюдения неотъемлемых прав личности, принципов равенства, свободы, справедливости, предотвращения^ сползания общества к тоталитаризму, гипертрофирующего принцип репрессивного давления на личность при решении собственных проблем.
125
Безусловно, предпринятое диссертационное исследование не претендует на всестороннее и полное освещение заявленной темы и не исчерпало всей ее сложности и многообразия. Ждет, на наш взгляд, более детализированного рассмотрения и расширения вопрос об общественных функциях репрессии. Не меньшего внимания заслуживает проблема выявления конкретных социальных механизмов гарантирования бытия личности от репрессии со стороны общества (мы ограничились анализом нравственных и правовых факторов), которая, как мы полагаем, может стать предметом самостоятельного (фундаментального) философского исследования.
Думается, что углубление анализа намеченных вопросов позволит обрисовать более целостную картину бытия репрессии в единстве всех ее моментов. Накопление теоретического материала по этой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в построении цивилизованного гражданского общества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гарипова, Галия Ризвановна, 2003 год
1. Абрамов Ю.В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия // Кентавр. 1994. №4. С. 157-162.
2. Андрусенко В.А. Социальный страх: (Опыт философского анализа).v
3. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991,- 168 с.
4. Антонов-Овсеенко А. Враги народа. М.: "Интеллект", 1996. - 338 с.
5. Антонов-Овсеенко А. Театр Иосифа Сталина. М.: Наука, 2000,- 416с.
6. Апресян Р.Г. Постижение добра. М.: Молодая гвардия, 1986,- 207 с.
7. Апресян Р.Г. Путчи нашего времени // Вопросы философии. 1995. N 5. С. 36-39.
8. Апресян Р.Г. Сила и насилие слова // Человек. 1997. № 5. С. 133-137.
9. Арендт А. Истоки тоталитаризма. М.: Центр-Ком, 1996.-672 с.
10. Аристотель: Соч. в 4-х т. Т.З. М.: Мысль, 1981,- 613 с.
11. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.4,- М.: Мысль, 1984.-830 с.
12. Арон Р. История и диалектика насилия: Анализ сартровской "Критики диалектического разума" / Пер. Г.А.Новичковой. М.: Изд-во "МСФ", 1993. -244 с.
13. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. М.:Текст, 1993.-303с.
14. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Игра по правилам (Политическая этика в гражданском обществе). М.Знание, 1991,- 63 с.
15. Баллестрем К.Г. Власть и мораль // Философские науки. 1991. № 8. С. 1 83-93.
16. Барулин B.C. Социальная философия. В 2 ч. Ч. I. М.: Изд-во МГУ, 1993 - 336 с.
17. Барулин B.C. Социальная философия. В 2 ч. Ч. II. М.: Изд-во МГУ, 1993.-240 с.
18. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. - 176 с.
19. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917-1918 гг.- СПб: РХГИ, 1998. -132 с.
20. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990 -224 с.
21. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175 с.
22. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Филос.общество СССР, 1990.-240 с.
23. Бестужев-Лада И.В. Трудное возвращение к правде // Неделя. 1988. №5. С 13-25.
24. Бикбаев Р.Г. Ликвидация кулачества как класса // Ватандаш. 1997. №8. С. 45-50.
25. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Междунар. пед. академия, 1994,- 106 с.
26. Бланки Л.О. Избранные произведения. М.:Изд-во АН СССР, 1952,- 395с.
27. Богопольская Л. Как научить доброте. Л.: Лениздат, 1984,- 62 с.
28. БСЭ. Т. 22. М.: Сов. Энциклопедия, 1975. - 640 с.
29. Буева Л.П. Несостоятельность аргументов в пользу насилия // Ненасилие: философия, этика, политика. Отв. ред. А-А.Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 60- 65.
30. Бургер Р. Революция, демократия и ценности // Вопросы экономики. 2001. №5. С. 54-77.
31. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. -Уфа: Изд-во БГУ, 1998 .- 148 с.
32. Валеев Д.Ж. История нравственного сознания башкирского народа. -Уфа.: Изд-во БГУ, 1984. 85 с.
33. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. -Уфа: Башк.кн.изд-во, 1989. 256 с.
34. Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. -Уфа.: Китап, 1993,- 160 с.
35. Валеев Д.Ж. Проблема происхождения права в свете принципа историзма // Принцип историзма в науке. Межвузовский сборник,- Уфа: Изд-во БГУ, 1985. С. 141-149.
36. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990,- 804 с.
37. Витюк В.В. Под чужими знаменами: лицемерие и обман "левого" терроризма. М.: Мысль, 1985. - 206 с.
38. Витюк В.В. Терроризм постперестроечной эпохи // Социс. 1993. №7. С. 42-50.
39. Витюк В.В., Эфиров С.А. "Левый" терроризм на Западе: история и современность. М.: Наука, 1987,- 315 с.
40. Власть и оппозиция: Рос. полит, процесс XX столетия. М.: РОССПЭН, 1995,- 400с.
41. Водолазов Г.Г. Диалектика и революция (Методологические проблемы социальной революции). М.: Изд-во МГУ, 1975. - 230 с.
42. Возвращенные имена. Кн1. Сб. статей, М: АПН,1989.-336с.
43. Возвращенные имена. Кн2. Сб. статей, М: АПН,1989.-336с.
44. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В.Сталина//Октябрь. 1988. №2. С. 112-153.
45. Волкогонов Д.А. Феномен Сталина // Литературная газета. 1987. 9 декабря.
46. Воля. Журнал узников тоталитарных систем. М.: ВозвращениеД995,-400с.
47. Вопленко Н.Н. Правовая культура в правовой системе России // Право и политика. 2001. № 6. С. 45-50.
48. Войны будущего и пути их предотвращения: материалы российской научно-практической конференции (25-26 ноября 1995г.) Уфа: ВЭГУ, 2000.-156 с.
49. Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию // Полис. 1992.№ 1-2. С. 96116.
50. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Сорос: Междунар. отношения, 1994.-397 с.
51. Галкин А.А. Геноцид! М.: Прогресс, 1985,- 192 с.
52. Галкин А.А. О фашизме — его сущности, корнях, признаках и формах проявления // Полис. 1995. № 2. С. 6-15.
53. Галтунг Д. Культурное насилие // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 8. М.: Центр конфликтологии, 1995. С. 34-55.
54. Ганди М. Моя жизнь. М.: Наука, 1969. - 612 с.
55. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 65-66.
56. Гегель Г.В. Сочинения в 12 т. Т.7,- М.: Гос. изд-во, 1934,- 380 с.
57. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. -М.:Мысль, 1977.471 с.
58. Геноцид и массовые репрессии: истребление по национальным и религиозным мотивам. М.: Литература, 1996. - 576 с.
59. Гидденс Э. Национальное государство и насилие. М.: Эдиториал Ур СС, 2001.-304 с.
60. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. Л.И.Василенко и В.Е.Ермолаевой; вводн. ст. Ю.А.Шрейдера. М.: Прогресс, 1940,- 495 с.
61. Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 2,- М.: Мысль, 1991,- 735 с.
62. Годы террора. Книга памяти жертв политических репрессий,- Пермь: "Здравствуй" ,1998.- 320с.
63. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1994.-256 с.
64. Гордон Л.А. , Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках того, что случилось с нами в 20-30 гг. М.: Политиздат.1989.-319с.
65. Госс Ж. Ключевые понятия гуманистической и христианской концепции ненасилия // Ненасилие: философия, этика, политика. М.:Наука, 1993. С. 19-27.
66. Грибакин А.В. Апология индивидуализма // Проблемы философской антропологии и философии культуры. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. С. 25-38.
67. ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. М: Норма,1998.-176с.
68. Гулин В.П. О мирной и немирной формах социалистической революции: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1964,- 21 с.
69. Гумплович Л. Основы социологии. СПб.: Издание О.Поповой,1899 -371 с.
70. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности,- М. Молодая гвардия, 1988,- 223 с.
71. Гусейнов А.А. Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 127-136.
72. Гусейнов А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 5-12.
73. Гусейнов А. Ненасилие — новая перспектива общества // Ненасилие: философия, этика, политика / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 54-59.
74. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. №6. С. 43-52.
75. Давлетшин Р.А. Великий перелом и трагедия крестьянства Башкортостана. Уфа: Китап, 1998. - 160 с.
76. Дадун Р. Фрейд. Пер. с фр. М.: Изд-во АО "Х.Г.С.", 1994. - 512 с.
77. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому. М.Книга, 1991. -574 с.
78. Дахин В. Распад социальной ткани тоталитарного общества // Свободная мысль. 1994. № 2-3. С. 103-112.
79. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М., 2002. - 234с.
80. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. № 5. С. 142-147.
81. Два взгляда из-за рубежа: Переводы. М.: Политиздат, 1990.-272с.
82. Деларю Ж. История гестапо. Пер. с фр. — Смоленск: фирма "Русич", 1993.478 с.
83. Денисов В.В. Социология насилия (критика современных буржуазных концепций). М.: Политиздат, 1975,- 214 с.
84. Денисов В.В. Проблема диалектического единства теории и практики в контексте современной эпохи // Социс. 2000. № 3. С. 44-52.
85. Джилас М. Лицо тоталитаризма У Пер. с сербо-хорватского. М.: Новости, 1992.-535с.
86. Джилас М. Новый класс. Насилие над духом. -М., 2001.
87. Динамика социальной дифференциации. М., 1990.
88. Дмитриев А.В. Конфликт на российском распутье // Социс. 1993. № 9. С. 3-17.
89. Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие. Социо-политический анализ. -М.: РОССПЭН, 2000,- 297 с.
90. Додельцев Р.Ф. Концепция культуры З.Фрейда: Из цикла "Зарубежная философия в прошлом и настоящем. М: Знание, 1989. - 60 с.
91. Доклады участников российско-германской конференции по проблемам насилия в посттоталитарных обществах // Вопросы философии. 1995. №5.С.3-47.
92. Дьюи Д. Цели и средства // Этическая мысль / Общ. ред. А.А.Гусейнова. М.: Республика, 1992. С. 245-250.
93. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991 .С. 48-59.
94. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-352 с.
95. Дюркгейм Э. Метод социологии. О разделении общественного труда. -М.: Наука., 1990,- 575 с.
96. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2ч. 4.1. Саранск:Изд-во Мордов. ун-та, 1996. -Ч. 1.-160с.
97. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 ч. Ч. 2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та 1997. - 220 с.
98. Желтухин А.И. Социологическая концепция конфликта // Социс. 1994. № 4. С. 140-144.
99. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним. М.: МККК., 1994,- 319 с.
100. Жупел Сталина // Комсомольская правда. 2002 г. 19 ноября.
101. Замковой В.И. Проблема насилия в доядерный и ядерный век // Социально-политические науки. 1990. № 7. С. 83-89.
102. Земсков В.Н. К вопросу о масштабах репрессий в СССР // Социс. 1995. №9. С. 115-127.
103. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социс. 1993. № 8. С. 12-21.
104. Ибрагимбейли Х.-М. Сказать правду о трагедии народов// Политическое образование. 1989. №4. С. 58-69.
105. Измозик B.C. Политический контроль в Советской России. 1918-1941 гг. Автореф.дисс. . канд. истор. наук. -М., 1995. 23 с.
106. Иконникова И.П., Угроватов А.В. Сталинское наступление на крестьянство // Вопросы истории КПСС. 1991. №1. С. 56-78.
107. Ильин И.А. Погребение набальзамированного толстовства // Вопросы философии. 1992. № 4. с. 84-107.
108. Ю1.Ингрэм Д.К. История рабства с древнейших до новых времен. СПб.: О. Попова, 1986,- 384 с.
109. Каган М.С. О структуре современного антропологического знания // Очерки социальной антропологии. СПб.: "Петрополис", 1995. - С. 3040.
110. Кальсхофен Ф. Ограничение методов и средств ведения войны. М.: МКК, 1994.-232 с.
111. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. -М.: Онега, 1994.-220 с.
112. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990,- 414 с.
113. Кант И. Основы метафизики нравственности / И.Кант. Соч. в 6 т. Т. 4. (1). М.: Мысль, 1988. - 472 с.
114. Кант И. Трактаты и письма. М: Наука, 1980. -709 с.
115. Кара-Мурза А.С. Манипуляция сознанием. М: Эксмо-Пр, 2001,- 832 с.
116. Кара-Мурза А.С. История Советского государства и права. М. Знание, 1990.
117. Карлейль Т. История французской революции.-М.:Мысль, 1991,- 575 с.
118. Кельвер М.С., Тарасов К.Е. Фрейдо-марксизм о человеке. М., 1989.
119. Кинг M.-JI. Паломничество к ненасилию // Этическая мысль / Общ. ред. А.Гусейнова. -М.: Республика, 1992. С. 168-181.
120. Киреев Г.Н. Сущность социального насилия // Философские науки. 1986. № 1. С. 24-34.
121. Китаев Н.И. Социальное насилие в современном классовом противоборстве. Минск: Изд-во БГУ, 1980.-136 с.
122. Коган JI.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
123. Пб.Кугай А.И. Насилие в контексте современной культуры. СПб.: Изд-во Рос. Нац. Библиотеки, 2000. - 176 с.
124. Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан. Т. 1. Уфа.: Китап, 1999,- 528 с.
125. Книга памяти / Сост. и вступ. ст. В.М. Кириллова. Екатеринбург: УИФ "Наука",1994.-335с.
126. Книга памяти жертв политических репрессий Новгородской обл. Т1.- Н-Новгород, 1993. 359с.
127. Книга памяти. / Сост Кириллов В.М. Екатеринбург: УПФ "Наука", 1994 -336с.
128. Ковалев A.M. Является ли классовая борьба движущей силой истории, революция ее локомотивом, а насилие повивальной бабкой? // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. 1992. № 5. С. 59-70.
129. Ковалев В.А. Распятие духа. М.: НОРМА, 1997.-288с.
130. Ковалев В.Э., Малышев В.В. За кулисами террора. М.: Юрид. литра, 1985. -240с.
131. Козлова О.Н. Развитие идеологий и социальные конфликты // Социс. 1993. №4. С. 25-29.
132. Колесова JI. Причины современных межэтнических и межконфессиональных конфликтов // Общественные науки и современность. 1992. №4. С. 117—121.
133. Колтыпина М.В. Ненасилие социально-политический механизм гражданского общества // Ценности гражданского общества и личность. - М.: Музей и общественный центр им. А.Д.Сахарова, 2001. С. 92-104.
134. Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социс. 1992. № 7. С. 62—72.
135. Кондаков И.В. Тоталитарная культура. // Культурология. XX век. Словарь. Спб: Университетская книга, 1997. - С.474-480.
136. Конквест Р. Большой террор:В 2-х книгах. Кн.1. Рига: Ракстниекс, 1991. кн1 -414с.
137. Конквест Р. Большой террор: В 2-х книгах. Кн. 2. Рига: Ракстниекс, 1991., кн2,- 429с.
138. Корф Г. Критика теории культуры Макса Вебера и Герберта Маркузе. -М.: Прогресс, 1975. 64 с.
139. Кравченко И.И. Власть и общество // Власть: очерки современной политической философии Запада. -М., 1989.
140. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. 1994. № 3—6. С. 76-84.
141. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. Группа Прогресс-Энциклопедия, 1994. - 574 с.
142. Кровавые следы. Возрождение СС. М.:ПрогрессД983.-256с.
143. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. - 496 с.
144. Крючков В., Ципко В., Гинзбург В. и др. Десять лет, которые потрясли. 1991-2001гг. М., 2001. - 267 с.
145. Кугай А.И. Природа политического насилия и его роль в современном мире: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1993.-22 с.
146. Кугай А.И. Насилие в контексте современной культуры.: Дисс. д.филос.наук. -М., 1989.
147. Культура мира: от утопии к реальности. Казань: Наука, 1999,- 219 с.
148. Кутырев В.А. Традиция и ничто// Философия и общество. 1998. №6. С. 170-190.
149. Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения // Социс. 1993. № 8. С. 32-36.
150. Лацис О.Р. Перелом: Опыт прочтения несекретных документов. М.: Политиздат, 1990. - 397 с.
151. Лацис О.Р. Тщательно спланированное самоубийство. М.: Моск. Шк. Полит. Исслед., 2001. - 210 с.
152. Лебон Г. Психология толпы // Психология господства и подчинения. -М.: Харвест, 1998. С. 330-405.
153. Ледяева О.М. Понятие власти // Власть многоликая / Отв. ред. А.Н.Уваров. М., 1992. С. 4-29.
154. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39.
155. Ленин В.И. Г.Е.Зиновьеву. 26.06.1918 г. // Полн. собр. соч. Т. 50. С. 106120.
156. Липатов И.М. Сущность и основные формы политического насилия в современных условиях (философско-социологический анализ): Автореф. дис. . канд. филос. наук. М, 1989,- 21с.
157. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. 1992. №3. С. 5-38.
158. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 39-53.
159. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991.-368 с.
160. Лукьянов А.В. Проблема духовного "Я" в философии И.Г.Фихте. Уфа: БашГУ. - 190 с.
161. Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность. Уфа: Б.и., 1993. - 107 с.
162. Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 39-52.
163. Макиавелли Н. Государь. М.: Наука, 1990,- 446 с.
164. Макиавелли Н. Избр.соч. М: Худ. литра, 1982. -344с.
165. Маркарян Э.С. Культура как способ деятельности // Вопросы философии. 1997. №2. С. 137-141.
166. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.-230 с.
167. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). -М.: Мысль, 1983. -284 с.
168. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17.
169. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7.
170. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-Book.1994.-340 с.
171. Маркузе Г. Эрос и цивилизация: философские исследования Фрейда. Пер. с англ. А.А.Юдина. Киев, 1995. - 352 с.
172. Массинг О. Господство // Полис. 1991.№6. С. 107-112.
173. Медведев Р.А Свита и семья Сталина. М.: Политиздат, 1991 .-416с.
174. Медведев Р.А. Здоровье и власть в России. Новый класс российского общества. А. Солженицын: три года в новой России // Пути России. М: РУССЛИТ,1997.-80с.
175. Медведев Р.А. Русская революция 1917г.: победа и поражение большевиков. М.: Права человека,1997.-128 с.
176. Медведев Р.А. О соотношении цели и средств в социалистической революции // Вопросы философии. 1988. № 8. С. 123-27.
177. Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М.:ПолитиздатД990-351с.
178. Межуев В.М. Культура и история: (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. М.: Политиздат, 1977.- 199 с.
179. Миллер В., Стумбина Э. Латышские революционные деятели, Рига: ЛГУ, 1958.-202 с.
180. Михайлов В. А. Принцип "воронки", или механизм развертывания межэтнического конфликта// Социс. 1993. № 5. С 51-63.
181. Монтескье Ш.-Л. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1955,- 800 с.
182. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Пер. с фр. М.: Изд-во "Центр психологии и психотерапии", 1996. - 478 с.
183. Мясникова Л.А. Проблема многомерности индивида: предельные основания индивидуального бытия// Проблемы философской антропологии и философии культуры. Екатеринбург: УрГЮА, 1999. С. 61-70.
184. Наказанный народ. Репрессии против советских немцев. М.: Звенья, 1999.-288с.
185. Немировская Л.З. Ницше: мораль "по ту сторону добра и зла". М.: Знание, 1991,- 64 с.
186. Ненасилие: Философия, этика, политика / Ред. А.А.Гусейнов. М.: Наука, 1993. -188 с.
187. Нечаев С. Катехизис революционера // Родина. 1990. №2. С. 82-83.
188. Овсянников А.А. Социология катастрофы: какую Россию мы носим в себе? //Социс. 2002. №11.
189. Овчинникова Г.В. Терроризм. Спб: Санкт-Петербургский ун-т Ген. Прокуратуры РФ., 1998. - 36 с.
190. Одесский М., Фельдман Д. Революция как идеологема? // Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 68-77.
191. Одесский М., Фельдман Д. Террор как идеологема // Общественные науки и современность. 1994. №6. С. 155-166.
192. Одесский М., Фельдман Д. Террор как идеологема // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 167-174.
193. Ожегов С.П., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.187.0йзерман Т.П. К.Маркс : эволюция социологической концепции насилия// Социс. 1994. № 5. С. 27—34.
194. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. Спб.: Книгоиздательство "Всемирное слово", 1991. -320с.
195. Освенцим без печей. Колыма. М.: Возвращение,!996.-160с.
196. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991. С. 309-350.
197. Оруэлл Дж. Эссе, статьи, рецензии. -М., 1992,- 268 с.
198. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Социология. -М.: Мысль, 1994.- 446 с.
199. Панталеев Ц.Г. Роль политического насилия в истории общества: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1990.-21 с.
200. Перерва В.В., Перерва Г.Ф. Социальное насилие и мораль. М.: Об-во Знание, 1983.-62 с.
201. Перестройка и нравственность (материалы "Круглого стола") // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 3-24.
202. Переходы от авторитарных режимов // Общественные науки и современность. 1992. № 5. С. 145—144.
203. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 4,- М.: Мысль, 1994. 527 с.
204. Платонов А. Котлован. М.: Худож. лит., 1987. - 190 с.
205. Платонов А. Чевенгур. М.: Высшая школа, 1991,- 654 с.
206. Плеханов Г.В. Сила и насилие // Плеханов Г.В. Соч. Т. 4. М.: ГиЗ, 1922. С. 249-257.
207. Попов В., Шмелев Н. На развилке дорог // Осмысливая культ Сталина. -М.: Прогресс, 1989. С. 284—326.
208. Попова С.М. Роль насилия во властном преобразовании системы социальной коммуникации. Екатеринбург. 1992.
209. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. М.: Культ, инициатива, 1992. - 525 с.
210. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979,- 232 с.
211. Проблема гуманизма и насилия в русской революционной традиции (материалы "Круглого стола") // Философские науки. 1991. № 2. С. 3-37.
212. Пульс реформ: Юристы и политологи размышляют: Сборник. М.: Прогресс, 1989.-370 с.
213. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. - 304 с.
214. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб.: "Петрополис", 1997. - 808 с.
215. Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу: в 2-х частях. Ч 1-2.-2-е изд., доп.- М.: ПросветД 991.- 269с.
216. Рубен А. Семинар-практикум по ненасилию // Философские науки. 1991. № 12. С. 29-33.
217. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.:Наука, 1969. -703с.
218. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 207228.
219. Сахаров А. Мир, прогресс, права человека. СПб.: Сов. писатель, 1990,128 с.
220. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.: Республика, 1993.-223с.
221. Скакунов Э. Российское общество: проблемы цивилизационного развития // Центральная Азия и культура мира. 1998. № 2. С. 112-125.
222. Скворцов JT.B. Общество и насилие // Октябрь. 1997.№11. С.149-164.
223. Скоробогацкий В.В. Россия на рубеже времен: новые пути и старые вехи. -Екатеринбург: Наука, 1997,- 304 с.
224. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. - 351 с.
225. Словарь по этике / Под ред. А.Гусейнова и И.Кона. М.: Политиздат, 1989,-447с.
226. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989,- 624 с.
227. Слово о молодежи. Под ред. В.А.Печенева. -М.: Политиздат, 1990,- 315 с.
228. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры). Новосибирск: АО "ОФСЕТ", 1996. - 184 с.
229. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 511 с.
230. Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС, 2000,- 240 с.
231. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956: Опыт худож. исслед.(в 3 т.) М.: Сов.писатель: Журн. "Новый мир", 1990. -432 с.
232. Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. T.l. -М.: Правда, 1989. 735 с.
233. Сорокин П.А. Горькая жатва Марса // Новое время. 1990. № 49. С. 40-43.
234. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Социс. 1993. № 12. С. 140-148.
235. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992,- 542 с.
236. Социально-философский словарь / Под ред. В.Е.Кемерова. Екатеринбург: УрГУ, 1997.-23 с.
237. Социальные конфликты в условиях переходного периода ("Круглый стол") // Социс. 1993. № 4. С. 15-24.
238. Степанянц М.Т. Философия ненасилия: уроки Ганди. М.: Знание, 1992. - 39 с.
239. Степин В. Философия ненасилия и будущее цивилизации // Коммунист. 1991. № 2. С. 59-68.
240. Судаков А.К. Кант: власть, мораль и насилие // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. М.: Институт философии, 1995. С. 43-102.
241. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм как категория политической социологии // Социс. 1994. № 1. С. 13-16.
242. Сумский В. Триумфы ненасилия и испытания свободой // Свободная мысль. 1993. №4. С. 51-61.
243. Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма. -М.: Политиздат, 1989. 512 с.
244. Титаренко А.И. О взаимоотношении морали и политики // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1994. № 6. С. 57-69.
245. Ткаченко В.И. Насилие, не опасное и опасное для жизни и здоровья, как уголовно-правовая категория // Государство и право. 1992. № 12. С. 7684.
246. Толстой JI.H. Не убий никого // Этическая мысль / Общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Республика. 1992. С. 154-167.
247. Тоталитаризм как исторический феномен / Под ред. А.А.Кара-Мурзы, А.Л.Воскресенского и др. -М.: Филос обво СССР,1989. -395с.
248. Тоталитаризм и тоталитарное сознание. Томск: Томск, обл. антифаш. комитет, 1996.-96с.
249. Тоталитаризм как исторический феномен. Сб.ст. Филос. о-во СССР, Всесоюз. ассоц. молодых философов. -М.:Филос. о-во СССР, 1989,- 395 с.
250. Трудный путь к правде. Уфа: Китап, 1997. - 272 с.
251. Фадеев Д.А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода // Полис. 1992. № 1- 2. С. 117-123.
252. Файзуллин Ф.С., Бикташев С.С. Социальная справедливость как принцип регулирования межнациональных отношений. Уфа: Тилем, 2002,- 162 с.
253. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат., 1981. -446 с.
254. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я" // Диалог. 1990. № 12. С. 104-112.
255. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Книга 2. М.: Изд-во "Московский рабочий" с совместным Советско-западногерманским предприятием "Вся Москва", 1990,- 176 с.
256. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М.: Прогресс, 1992. - 256 с.
257. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989,- 272 с.
258. Фромм Э. Душа человека. М. :Республика, 1992,- 430 с.
259. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс., 1986. - 238 с.
260. Фромм Э. Человек: кто это такой (или кто есть человек)? // Философия и жизнь. 1991. №12.
261. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. - 175 с.
262. Харфф Б., Гурр Т. Социальные подходы к анализу этнополитической мобилизации и конфликта // Социальные конфликты: экспертиза,прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 13: Региональная конфликтология. М., 1997. С. 15-35.
263. Хенкин С. Переходные периоды: слагаемые гражданского мира // Свободная мысль. 1994. № 12-18. С. 106-118.
264. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М. СПб.: Медиум, Ювента, 1997. - 312с.
265. Цаплин В.В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Социс. 1989.№4. С 177-178.
266. Шарп Д. Ненасильственная борьба: лучшее средство решения острых политических и этических конфликтов // Этическая мысль / Общ. ред. А.Гусейнова. М.: Республика, 1992 . С. 200-211.
267. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997,- 505 с.
268. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1982. -447 с.
269. Шпенглер О. Закат Европы: Пер. с нем. В 2-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1998. - 606с.
270. Штейгервальд Р. "Третий путь" Герберта Маркузе. М.: "Международные отношения", 1971.-341 с.
271. Энгельс Ф. Роль насилия в истории// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.21. С. 419-479.
272. Эрме Г. Авторитаризм // Политология вчера и сегодня: Вып. III. М., 1991. С. 181-212.
273. Этика ненасилия (материалы международной конференции) // Философские науки. 1990. № 11. С. 54-89.
274. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа.: Уфимский полиграфический комбинат, 1999.-352 с.
275. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М.: Наука., 1990.- 155 с.
276. Яковлев А.Н. Реализм земля перестройки. Избр. выступления и ст. -М.: Политиздат, 1990,- 543 с.144
277. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.Республика, 1994. - 527с.
278. Arendt Н. On Violence. L.: Allen Lane, 1970.
279. Newman W.M. Amerikan pluralism: A study of minority Groups and Social Theory/-N. Y., 1973.
280. Parsons T. The social System. Glencoe, 1951.
281. War and Christian Ethics / Ed. By A. Holmes. Grand Rapids, Michigan: Bakes book House, 1975.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.