Религиозный экстремизм в социокультурном пространстве современной Центральной Азии: концептуальный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Егимбаев Каирлы Капезович

  • Егимбаев Каирлы Капезович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 162
Егимбаев Каирлы Капезович. Религиозный экстремизм в социокультурном пространстве современной Центральной Азии: концептуальный анализ: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2015. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Егимбаев Каирлы Капезович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3-22

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

§ 1. Экстремизм как детерминант образа жизни и

ГЛАВА II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И СПЕКТР ФОРМООБРАЗОВАНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

§ 1. Мировоззренческие основания возрождения современного экстремизма в социокультурных и трансформационных условиях Центральной

Азии: противостояние традиционализма и фундаментализма

§ 2. Постсовременные движения религиозного

экстремизма в Центральной Азии

выбора деятельности: сущность, содержание и формы

§ 2. Специфические особенности исламского экстремизма и его воздействие на религиозные и социальные процессы современности

23-50

50-79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

143-146

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

147-162

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный экстремизм в социокультурном пространстве современной Центральной Азии: концептуальный анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Центрально-Азиатские республики бывшего СССР в течение более чем двадцати лет проходят уникальный, с исторической точки зрения, период трансформации и упрочения собственной государственности, формирования нового типа социально-экономических отношений. В этом процессе страны региона стараются обосновать свою новую идентичность и закрепить свой суверенитет, что сопровождается определенными действиями, объективно направленными на укрепление основ государства, на преобразование и обеспечение безопасности региона. По мнению президента Казахстана Н.А.Назарбаева, «наш регион, включая Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, - государства очень близкие. У нас общая история, единая культура, язык, религия единая. Все время в политике Казахстана присутствует доминанта - интегрировать этот регион. И самая главная наша задача - не допустить никаких конфликтных ситуаций, стать стабилизирующим государством».1

Безусловно, Н.А.Назарбаев прав, так как практические результаты глобализации, охватившей сегодня все человечество, заставляют переосмыслить такие традиционные для философии объяснительные теории и концепты, как всеобщая история, цивилизационная динамика, столкновение цивилизаций, толерантность, светскость и религиозность, радикализм и экстремизм, терроризм и др., что связано с поиском новых единиц анализа исторической реальности, адекватно отражающих глобальные процессы.

В рамках этих процессов «регион Центральной Азии находится в процессе формирования своей внутренней архитектуры и поиска своего места в общей глобальной архитектонике. Регион не до конца сформировался

1 Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. - Алма-Аты: Атамура, 2003. - С.180.

3

как геополитическое образование, отсюда и наличие здесь множества нерешенных проблем и противоречий».1

Эти геополитические реалии диктуют необходимость внимательнейшего отношения к «исламскому фактору», учета его при принятии и реализации решений по внутри- и внешнеполитическим вопросам стран региона. Сказанное тем более актуально, что Центральная Азия и другие бывшие республики Советского Союза, особенно за последнее десятилетие фактически стали объектом не только геостратегических экспансий мировых держав, но и интенсивной экспансии исламского экстремизма и радикализма.

Это связано, прежде всего, с тем, что на южных рубежах страны региона окружены так называемым «мусульманским поясом, представляющим, говоря языком геополитики, «исламскую дугу нестабильности». Это прежде всего Афганистан и Пакистан, на территории которых уже более тридцати лет идет братоубийственная война под лозунгом джихада. Более того, в самих странах Центральной Азии в последнее десятилетие, не считая гражданскую войну в Таджикистане, значительную активность проявляют общественно-политические силы и вооруженные группировки, активно использующие исламские лозунги. Они в своей совокупности и представляют современное радикальное движение в исследуемом регионе.

Новый виток активности исламистских радикальных движений на постсоветском пространстве, в том числе в странах Центральной Азии начался с военными действиями стран НАТО в Афганистане и Ираке (20012005 гг.),4 революцией под названием «арабской весны» и вооруженными

1 Назарбаев Н.А Критическое десятилетие. - С.181.

2 См.: Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ/Ответ. ред. АР. Малашенко. - Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2002. - С.3.

3 См.: Там же.

4 См.: Фридман Дж. Следующие 10 лет. 2011-2021. - М.: ИД «Коммерсанты». «ЭКСМО», 2011.

противостояниями в странах Ближнего и Среднего Востока, созданием Исламского государства Ирака и Леванта, событиями в Северной Африке и т.д. Все происходящее в значительной мере затронуло и интересы стран Центральной Азии. Ведь «современные тенденции нарастания внутренних локальных конфликтов, приведших к возрастанию региональных конфликтов на Среднем и Ближнем Востоке с участием в них вооруженных формирований западных стран, несмотря на активную борьбу против международного терроризма и международных радикальных организаций, повлияли и невольно стали одним из детонаторов активизации этих организаций как на современном этапе, так и в будущем. Ибо созданные прежде организации, входящие в перечень радикальных и террористических организаций, начали трансформироваться и приобретать различные формы и модификации с изменением и внедрением новых названий и целевых установок».1

Таким образом, начиная от Среднего Моря и вплоть до Гималаев,2 идет «глобальная война», здесь формировались зоны возрастающей многоуровневой нестабильности - социально-политической, этнополитической, военно-политической - с активной вовлеченностью в дестабилизационные процессы и акции радикальных исламских организаций, движений, группировок и режимов, вместе образующих радикальное

3

исламское движение.

Иными словами, указанные движения, еще более активизируя тенденции политизации и радикализации ислама, а также реисламизации мусульманских обществ, являются реальным и существенным фактором

1Рахмонов А. С. Влияние радикальных исламских организаций на безопасность Центральной Евразии: современные тенденции//Геополитическая динамика Центральной Евразии в начале XXI века: проблемы интеграции, безопасности, межцивилизационного взаимодействия. - Душанбе, 2013. - С.165.

См.: Фридман Дж. Следующие 10 лет. 2011-2021. - М.: ИД «Коммерсанты». «ЭКСМО», 2011.

3 См.: Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика. Автореф. дисс., ... д.ф.н. - Ростов н/Д., 2002. - С.3.

современной политической жизни, поскольку во многих странах, особенно Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, они превратились в серьезную оппозиционную силу. Наибольшую же опасность всех этих движений представляет их экстремистское крыло. Деятельность экстремистов стала одним из ключевых факторов, дестабилизирующих международную обстановку, тем более что в последние годы фиксируются устойчивые и целенаправленные тенденции по консолидации входящих в экстремистские движения организаций. «Исламский» экстремизм обладает мощным разрушающим потенциалом, направленным на экспансию наиболее реакционных положений своих идеологических доктрин и эскалацию политической практики насилия, на упразднение секуляризованных обществ. Он игнорирует нормы международного права, отрицает такие его ключевые положения, как государственный суверенитет, территориальная целостность, незыблемость границ, уважение прав граждан и запрещение применения силы для достижения политических и иных целей.1

Мы солидарны с И.П.Добаевым в том, что как появление радикальных исламских движений стало фактором, вызвавшим беспокойство как общества в целом, так и традиционных религий, существующих на территории современной Центральной Азии. Накал страстей, сопровождающий споры, ведущиеся вокруг этих религиозных движений, зачастую мешает объективно посмотреть на происходящие, выяснить, в какой мере их деятельность действительно может представлять собой угрозу, дестабилизирующую общество, и не являются ли опасения, вызванные появлением новых религиозных движений, преувеличением.

В силу всего вышеизложенного, объективное научное исследование взаимоотношений религиозных движений с традиционной исламской религией и с обществом в целом, анализ проблем, порожденных

1См.: Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика. -

С.3.

активизацией радикальных исламских течений, выявление причин, вызывающих обеспокоенность общественности и традиционных религий являются весьма важными актуальными научными задачами.

Актуальность диссертационного исследования заключается и в попытке обоснования философско-метафизического и философско-религиоведческого понимания религиозного экстремизма. Последний, по нашему мнению, необходимо рассматривать скорее с позиции философского, а не политического мышления.

Таким образом, изучение исламского экстремизма и его крайних проявлений в современных условиях Центральной Азии имеет не только научно-методологическое, но и большое практическое значение для понимания ситуации, складывающейся в регионе и соседних странах Юго-Восточной Азии, и адекватного реагирования на нее. Это обстоятельство также обусловливает актуальность проведенного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Тематика радикализма и экстремизма достаточно широко представлена в мировых дисциплинарных и междисциплинарных исследованиях различной направленности: философии, психологии, социологии, культурологии, юриспруденции, конфликтологии, политологии и др.

Многие аспекты религии и экстремизма, насилия и свободы, власти и нигилизма нашли свое отражение в истории западной философии, начиная с сократовской школы до настоящего времени. Ряд основополагающих идей по экстремизму и радикализму методологического и гносеологического характера проходит красной нитью в трудах Ж.Батая, М.Веббера, Г.Зиммеля, К.Камю, М.Мосса, К.Лоренца, Н.Лумана, Ф.Ницше, Э.Тоффлера, Э.Уилсона, М.Фуко, К.Ясперса и др.

Очевидно, что понимание религиозного экстремизма и радикализма невозможно без обращения к классической философии религии и

религиоведению. Темы генезиса и эволюции религиозного сознания, веротерпимости и свободомыслия затрагиваются в трудах Г.Спенсера, М.Веббера, Э.Дюркгейма, У.Робертсона Смита, Э.Тайлора, А.Швейцера и др. Большую роль в анализе социально-психологической природы религиозного экстремизма и радикальных религиозных движений, религиозных противоречий играют работы западноевропейских исследователей.1

В истории русской мысли религия, как самостоятельный предмет исследования, различные аспекты свободы и насилия, власти и нигилизма стали более или менее активно изучаться во второй половине XIX столетия в рамках конфессионального мировоззрения, а также на основе подходов,

1 См.: Anstey R. The Atlantic Slave Trade and British abolition, 1760-1810. Macmillan, 1975; Barth F., ed. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. Waveland Press, 1998; Breitman G. The Last Year of Malcolm X. Merit Publishers, 1979.; Chireau Y. P., Deutsch N. Black Zion: African American'religious encounters with Judaism. Oxford University Press, 2000; Clark K. B. Dark Ghetto. Dilemmas of Social Power. Wesleyan University Press, 1989; Cone J.H. For My People: Black Theology and the Black Church. Orbis Books, 1984; Coulmas F. Sociolinguistics: the study of speakers' choices. Cambridge University Press, 2005; Curtis E E. Black Muslim religion in the Nation of Islam, 1960-1975. UNC Press Books, 2006; Curtis E.E. Islam in Black America: identity, liberation, and difference in African-American Islamic thought. SUNY Press, 2002; Essien-Udom E. U. Black nationalism: a search for an identity in America. University of Chicago Press, 1995; Gomez M. A. Black Crescent: The Experience and Legacy of African Muslims in the Americas. Cambridge University Press, 2005; Gallay A. The Indian Slave Trade: The Rise of the English Empire in the American South 1670-1671. Yale University Press, 2002; Jackson S.A. Islam and the problem of Black suffering. Oxford University Press, 2009; Jacobs C. F., Kaslow A. J. The Spiritual Churches of New Orleans: Origins, Beliefs, and Rituals of an African-American Religion. University of Tennessee Press, 2001; Johnson S.A. Political Activities of Muslims in America// Haddad Y., ed. The Muslims of America. Oxford University Press, 1991; Knight, M. The Five Percenters: Islam, Hip Hop, and the Gods of New York. Oneworld Publications, 2007; Lincoln C. E. The Black Muslims in America. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1994; Lomax L. When the Word is Given. Greenwood Press, 1979; Philips A. The Fundamentals of Tawheed (Islamic Monotheism). Al-Hidaayah Publishing & Distribution, 2004; Schade J.P., ed. Black Hebrews// Encyclopedia of World Religions. Franklin Park, N.J.: Foreign Media Group, 2006; Sernett M., ed. African American religious history: a documentary witness. Duke University Press, 1999; Smith J. I. Islam in America. Columbia University Press, 2009; Stewart E.L. African American Music: An Introduction. Schirmer Books, 1998; TalantR.V. Voodoo in New Orleans. Pelican Publishing, 1983; Turner R. B. Islam in the African-American Experience. University of Indiana Press, 2003; Wakeel A. In The Name of Allah: A History of Clarence 13X and the Five Percenters. ATeam Publishing, 2007; Watson G.L. Social Structure and Social Movement: The Black Muslims in the U.S.A. and the Ras-Tafarians in Jamaica// The British Journal of Sociology 1973. Vol. 24, No. 2. Jun; Wilmore G.S. Black religion and Black radicalism: an interpretation of the religious history of African Americans. Orbis Books, 1998 h gp.

выработанных западноевропейской философией, социологией и культурологией. Заметим, что ни в рамках позитивистской традиции, ни в границах идеалистической традиции начала ХХ в. светская концепция религии, предполагающая ее понимание как феномена социальной жизни, все же не была сформулирована. С 20-х годов ХХ в. ведущим становится подход к религии как превращенной форме сознания. Разрабатывался он гносеологическом, культурологическом и социологическим аспектах. Происходит уточнение гносеологического смысла понятия сверхъестественного как предмета религиозной веры, обосновывается понимание того, что сверхъестественное не может истолковываться однозначно, что оно не может быть выражено логическими средствами и т.д.

Проблемы власти и революции, насилия и политической свободы, религии и свободы совести, выводящие исследователя на глубинные философские смыслы концепта религиозного экстремизма и радикализма, в том или ином контексте достаточно глубоко разрабатывались в трудах М.А.Бакунина, И.А.Ильина, Т.А.Кропоткина, П.Лаврова, В.И. Ленина, А.Ф .Лосьева, П.Сорокина и др.

Из числа современных российских авторов, занимающихся вопросами свободы совести, вероисповедания и другими в философском аспекте, необходимо назвать работы Т.А.Алексеева, Е.П.Блаватской, П.П.Гайденко, Н.С.Капустина, Ю.А.Кимилева, В.Кувакина, С.Н.Малявина, В.Полосина, Е.А.Торчинова1 и др.

1 См.: Алексеева Т. А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной идеологии (Тезисы) Текст.: Полис. Политические исследования. 1997. № З.С.16-22; Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии Текст. / Е.Блаватская. Адьяр; Мадрас, 1991. Т. I, II; Гайденко П.П. Природа религиозного мировосприятия Текст./П.Гайденко//Вопросы философии. 1995. №5; Капустин Н.С. Особенности эволюции религии Текст/Н.Капустин. -М.: Мысль, 1986; Кимелев Ю.А. Философия религии. Текст./Ю.Кимелев. M.: Nota Вепе,1998; Кувакин В. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) Текст; B.Кувакин. М.;СПб.: Алетейя, 1998; Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. Текст/С.Малявин. М.: Дрофа, 2003; Полосин В. Миф. Религия. Государство. Исследование политической мифологии. Изд. 2-е. Текст/В.Полосин. М.: Ладомир, 1999; Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные

Проблемы экстремистского поведения и религиозного сознания, научной философской рефлексии терроризма и насилия, тесно связанных с проблемой радикализма и экстремизма, освещены в работах А.И.Агрономова, К.Басиюш, Н.А.Грякалова, А.Г.Дучина, В.И.Красикова, Т.А.Лобсаново, М.П.Требина и др.

Связь проблем религиозного экстремизма и радикализма с «нетрадиционными религиями» или «новыми религиями» (деструктивными и тоталитарными культами) рассмотрена в трудах Е.Г.Балагушкина, И.Я.Кантерова, Л.Н.Митрохина, Н.А.Трофимчука, Б.З.Фаликова, С.Б.Филатова.1 Из конфессиональных авторов, изучающих новые религии и религиозные движения в России, можно назвать А.Л.Дворкина, проториерея А. Новопашина и др.

Из числа современных русских исследователей вопросам «исламского возрождения», взаимоотношения ислама и государства, идеологических

состояния и психотехника. Текст/Е.Торчинов. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997 и др.

!См.: Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). М., 1984;. Кантеров И. Я. Как нужно классифицировать религиозные организации. URL:http://www.rsnews.netyindex.phtml?show=pages&page= kanterov&lang=RU S; Он же. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006; Он же. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ //Религиоведение. 2001. №1; Он же. Утопия в духе «нью-эйдж»// Независимая; газета. 2008. 2 июля; Митрохин Л.И. Религии нового века». М., 1985; Трофимчук H.A. О роли религиозных миссий в геополитической экспансии Запада // НГ религия, 28. 05. 2001.93 .Уотс А. Бунтарский дзен. - URL:http://numen.ru/index.php?section=library&text=507&page=l; Фаликов Б. 3. Культы и культура: от Елены Блаватской до Рона Хаббарда. - М., 2007; Он же. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994; Он же. Новые религиозные движения христианского и нехристианского происхождения // Христианство и другие религии. - М., 2000. Филатов С.Б. Современная Россия и секты // Иностранная литература,1996. № 8; Он же. Лункин P.M. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность. -URL: http://www.archipelag.ru/authors/filatov/?library=2043; Он же. Щипков А.И. Нетрадиционная религиозность в посткоммунистической России // Истина и жизнь, 1997. 2 См.: Дворкин А. Л. 10 вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995; Он же. Пророки и боги мормонов. - М., 1999; Он же. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Н.Новгород, 2002; Он же. Смена парадигм. Новые религиозные движения и христианская цивилизация // Радонеж, 1996. № 25-28 (41) и др.

функций ислама серьезное внимание уделили И.Л.Алексеев, Б.Бабаджанов, Г.Р.Балтанова, С.В.Голунов, О.Ш.Мамаюсупов, И.Э.Мирсайитов.1

Вопросы исламского фундаментализма, радикализма и религиозного экстремизма достаточно широко исследованы в трудах Ю.И.Авдеева, Т.Аллисона, Ю.М.Антоняна, К.Н.Бурханова, Ю.С.Горбунова, А.И.Гушера, Г.Добаева, А.В.Дмитриева, С.В.Дьякова, С.М.Ермакова, К.В.Жаринова, Г.В.Жданова, О.В.Зотова, З.И.Ловина, А.В.Журавского, Ю.Иванича, А.Игнатенко, А.В.Коровникова, Р.Ланда, С.А.Ланцова, Н.Б.Лебедевой, А.В.Малашенко, Б.Миркасимова, Л.А.Моджаряна, Л.И.Медведо, И.Мирского, Э.А.Паина, В.Е.Петрищева, Л.Р.Полонской, В.Н.Пластуна, Р.Сюкияйнена, И.Ю. Залысина и др.

Психологические, религиоведческие, политико-правовые аспекты феномена радикализма и экстремизма раскрываются в работах Ю.М.Антоняна, А.Г.Арбатова, Г.И.Белокурова, О.А.Белькова, С.Галахова, М.И.Дзлиева, И.Ю.Киселева, В.Н.Кудрявцева, Д.В.Ольшанского, А. А. Устинова, В. А. Федорова.

Некоторые аспекты исламского фундаментализма и религиозного экстремизма, а также политизации и радикализации центрально-азиатского региона анализируются в трудах исследователей данного региона Ж.Абдуллаева, А.Дербисали, Ш.Ёвкочева, И.Звягельской, А.Косиченко, К.Маликова, К.Мирзахалилова, М.Нормухамедовой, Д.Мухетдинова.

1 См.: Алексеев И.И. Ислам в общественной жизни России. Дисс. к.и.н. -М., 2002; Бабаджанов Б. Среднеазиатское духовное управление мусульман: предыстория и последствия распада // Многомерные границы Центральной Азии. М., 2000; Бабаджанов Б. Религиозно-оппозиционные группы в Узбекистане//Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Душанбе, 2002; Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ Дисс.. д.ф.н. -М., 1994; Голунов С.В. Ислам в СНГ и в общественно-научной мысли Запада Дисс... к.и.н. - М 1998; Мамаюсупов О.Ш. Вопросы (проблемы) религии в переходный период. - Бишкек, 2003; Мирсайитов И.Э. Особенности формирования радикального ислама в Ферганской долине - Бишкек, 2004.

2 См.: Абдуллаев Ж. Проблемы безопасности в Центральной Азии и стратегии их решения//Сотрудничество США, НАТО и стран Центральной Азии по вопросам региональной безопасности. Сб.материалов круглого стола. - Алма-Аты, 2010.-С.117-123;

Проблемы современного терроризма, основные задачи безопасности и направления регионального сотрудничества в Центральной Азии, исламизма рассматриваются в трудах С.Акимовой, И.Аманжола, М.Ашимбаева, Г.Ахметджанова, Д.Вилковский, Б.Жусипова, У.Касенова, И.Комиссионов, А.Косиченко, С.Кушкумбаева, О.Молдалиева, Б.Нарбаева, А.Нысанбаева, Е.Сейлеханова, К.Сыроежкина, Ф.Толипова, Е.Тукумова, А.Шоманова и др.1

Большой вклад в разработку темы исследования внесли исследователи Таджикистана - Д.Назиров, М.Олимов, С.Олимова, Х.Холикназаров, А.А. Шамолов и др.

Секуляризм и ислам в современном государстве: что их объединяет?//Материалы международного «Круглого стола» (г.Алма-Аты, 20 ноября 2007 г.)/Отв. ред. Б.К.Султанов. - Алма-Аты: КИСИ при Президенте РК, 2008. - С.66-281.

1 См.: Акимбеков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алмааты: КИСИ, 1998; Он же. Ислам и проблемы безопасности Центральной Азии//Казахстан-Спектр. 2002. №3. - С.8-10; Аманжол И. Исламская святыня//Континент. 2002. № 5. - С.28-33; Ашимбаев М. и др. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. - Алмааты: Дайк-Пресс, 2002; Он же. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в Центральной Азии//Материалы международной конференции «Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии». - Алмааты, КИСИ, 2001. - С.7-11; Ахметджанов Г. Победить Афганистан можно, когда уничтожать весь его народ. Саясат// Policy. 2001. №9. - С.27-39; Вильковски Д. Арабо-исламские организации в современном Казахстане: внешнее влияние на исламское возрождение. - Астана; Алмааты: ИМЭП, 2014; Жусилов Б. Политика борьбы с религиозным терроризмом в Центрально-Азиатском регионе// Саясат - Policy. 2001. №9. - С.31-36; Касенов У. Безопасность Центральной Азии: глобальные, региональные и национальные проблемы. - Алмааты: Университет «Кайнар», 1998; Комиссина И., Куртов А. Наркотическая «заря» над Центральной Азией -новая угроза цивилизации//Центральная Азия и Кавказ. 2000, №5. - С.123; Косиченко А., Ашимбаев М. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. - Алмааты: Дайк-Пресс; Кушкумбаев С. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. - Алмааты: ТОО Казахстан, 2002; Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. - Бишкек: ФФЭ, 2001; Нарбаев Б. Афганистан и региональная безопасность. - Алмааты: Арыс, 2001; Нысанбаев А. Глобализация и устойчивое развитие Казахстана. - Алмааты, 2002; Сейлеханов Е. Современная геополитическая ситуация и проблемы развития Центрально-Азиатского региона//Апа1уйс. 2002, №4. - С.28-34; Сыроежкин К. Правда и ложь об исламском экстремизме//Континент. 2001. №19. - С.20-21; Толипов Ф. Испытание терроризмом и антитерроризмом//США - Канада. М., 2002, №3. - С.94-107; Тукумов Е., Гусева А. Возможные пути нейтрализации конфликтных зон в Центральной Азии и геополитическое будущее региона// «Болевые» точки Центральной Азии и пути их нейтрализации. -Алмааты, 2001. - С.71-79; Шамолов А. О некоторых основаниях распространения религиозно-политического экстремизма и терроризма//Апа1уйс. 2002. №3. - С.4-8.

См.: Назиров Д. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в Центральной Азии (социально-философский анализ).- Душанбе: Ирфон, 2003; Вопросы генезиса

Несмотря на внушительный объем работ по проблематике нашего исследования, ряд важнейших проблем, имеющих существенное значение для понимания радикализма и религиозного экстремизма, остается малоразработанным. В частности, это касается специфики взаимоотношений религиозных экстремистских движений с традиционной религией и с

религиозно-политического экстремизма и терроризма. Сборник статей. - Душанбе: Ирфон, 2006; Религиозно-политический экстремизм и терроризм в Центральной Азии. -Душанбе: Ирфон, 2007; Проблемы терроризма и религиозного экстремизма в условиях глобализации. В 2 томах. - Душанбе: Ирфон, 2009; Экстремизм и терроризм под прикрытием ислама. - Душанбе: НПИЦ, 2000; Угроза талибов: миф или реальность? // Пайеми донишгохи омузгори. - Душанбе: ДДОТ, 2000. - №7. - С.5-28; Исламское движение Узбекистана // Пайеми донишгохи омузгори. - Душанбе: ДДОТ, 2001. - №2. -С.78-90; Идейные истоки исламского экстремизма // Пайеми донишгохи омузгори. -Душанбе: ДДОТ, 2001. - №2. - С.91-107; Терроризм - угроза безопасности в Евразии // Перспективы региональной безопасности в рамках борьбы с международным терроризмом. Материалы международной научно-практической конференции. Душанбе, май, 2002. - Душанбе, 2003. - С.67-74; Политический ислам в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №4(28). - С.178-188; Идеология ваххабизма // Известия АН РТ. Серия: общественные науки. - Душанбе: Дониш, 2005. - №4. - С.1-7; Терроризм и религиозный экстремизм: основные понятия и сущность // Известия АН РТ. Серия: философия и правоведение. - Душанбе: Дониш, 2005. - №1-4. - С.110-120; Концепция ваххабизма // Известия АН РТ. Серия: общественные науки. - Душанбе: Дониш, 2006. - №1. - С.51-63; Мировоззренческое обоснование насилия религиозными экстремистами и террористами // Известия АН РТ. Серия: философия и правоведение. -Душанбе: Дониш, 2006. - №1-2. - С.68-74; Специфика и тенденция развития экстремизма в странах Центральной Азии // Известия АН РТ. Отделение общественных наук. -Душанбе: Дониш, 2006. - №4. - С.86-95; Информационный экстремизм и проблемы региональной безопасности в странах Центральной Азии // Известия АН РТ. Серия: философия и правоведение. - Душанбе: Дониш, 2007. - №1-2. - С.100-106; Современный терроризм религиозных экстремистов и проблемы противодействия // Известия АН РТ. Серия: философия и право. - Душанбе: Дониш, 2008. - №1. - С.22-33; Экстремизм и терроризм противоречат основам исламских канонов // Известия АН РТ. Серия: философия и право. - Душанбе: Дониш, 2008. - №4. - С.96-102; Религиозно-политический экстремизм в странах Центральной Азии // Вестник Таджикистана и современный мир (ЦСИ при Президенте РТ). - Душанбе, 2008. - №2(17). С.46-51; Терроризм в XXI веке // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). - Душанбе: «Сино», 2008. - №3(46). - С.108-116; Неоваххабизм как идеология политического экстремизма и терроризма //Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. Международный научно-аналитический журнал. - СПб, 2009. - №5. - С125-127. Олимов М., Олимова С. Влияние антитеррористической компании в Афганистане на соседние страны Центральной Азии//Центральная Азия и Кавказ. 2002. №4. - С.45-52; Они же. Политический ислам в современном Таджикистане//Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. - М., 2001; Шамолов А.А. Геополитические игры. -Душанбе: Дониш, 2015.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Егимбаев Каирлы Капезович, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной идеологии (Тезисы) Текст.: Полис. Политические исследования. 1997. № З.С. 16-22.

2. Алексеев И.Л. Ислам в общественной жизни России. Дис. к.и.н. -М., 2002.

3. Абдуллаев Ж. Проблемы безопасности в Центральной Азии и стратегии их решения//Сотрудничество США, НАТО и стран Центральной Азии по вопросам региональной безопасности. Сб.материалов круглого стола. -Алма-Аты, 2010.

4. Акимбеков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алма-Аты: КИСИ, 1998.

5. Акимбеков С. Ислам и проблемы безопасности Центральной Азии//Казахстан-Спектр. - Алма-Аты, 2002. №3. - С.8-10.

6. Аманжол И. Исламская святынь//Континент. - Алма-Аты, 2002. № 5. -С.28-33.

7. Ашимбаев М. и др. Современный терроризм: взгляд их Центральной Азии. - Алмааты: Дайк-Пресс, 2002.

8. Ашимбаев М. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в Центральной Азии//Материалы международной конференции «Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии». - Алма-Аты, КИСИ, 2001. - С.7-11.

9. Авцинова Г.Н. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации//Вестник Московского университета. Серия социально-политические исследования. - 1995. №№ 3-4.

10. Авцинова Г.И. Экстремизм политический: реалии и мифы//Мир современной науки. № 4.

11.Ахмед Ан-Наим А. На пути к исламской реформации. - М., 1999.

12.Антес П. Ислам в современном мире/Пер. с нем//Ислам в Евразии/Под

ред. М.В.Иордана. - М.: Прогресс - Традиция, 2001.

13.Абу Ханифа. Учитель и ученик//Рустам Батыр Абу Ханифа: жизнь и наследие.

14.Антонян Ю.М. Терроризм: Криминолог, и уголовно-правовое исслед. М.: Щит-М., 1998,- 305 с.

15.Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодёжь Запада). М., 1984.

16.Бабаджанов Б. Среднеазиатское духовное управление мусульман: предыстория и последствия распада//Многомерные границы Центральной Азии. М., 2000.

17.Бабаджанов Б. Религиозно-оппозиционные группы в Узбекистане // Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Душанбе, 2002.

18.Бабаджанов Б., Олкотт М. «Хизб ут-Тахрир» в Узбекистане: «ненасильственный метод борьбы» или подстрекательство к террору? // Государство и религия в странах с мусульманским населением. -Ташкент, 2004.

19.Бабаджанов Б. Среднеазиатское духовное управление мусульман: предыстория и последствия распада/Многомерные границы Центральной Азии/Под ред.М.Б.Олкотт и А.Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2000.

20.Бухараев Р. Об исламе и насилии//Звезда. - 2008, №11.

21.Беляев И. Ислам, религия и политика//Диалог. - 1990. №6. - С.96;

22.Бовал В. Ваххабизм - традиция лжи и насилия. http:// www.sufizm.ru/ lib/warning/muftyi/;http://hadziev.org/istoriya-islama/218-vahhabizm.html; http://mission-center.com/ru/traditional/394-islam/1014-sai-vahhabizm; http:// abna/ir/print.asp?lamg=4&ib=325368; http:www.pravda.ru/world/ asia/ middleeast/13-11-2012/1134478-aravia-0/.

23.Бояр-Созонович Т.С. Международный терроризм: Политико-правовые аспекты. Киев: Лыбидь, 1991,- 161 с.

24.Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 576 с.

25.Вильковски Д. Арабо-исламские организации в современном Казахстане: внешнее влияние на исламское возрождение. - Астана. Алмааты: ИМЭП, 2014.

26.Витюк В., Эфиров С. «Левый терроризм на Западе». История и современность. - М.: Наука, 1987.

27.Васнецова А.С. Ваххабизм в России: характеристика, взаимосвязь с терроризмом и экстремизмом, перспективы государственного регулирования//Журнал «Социодинамика». - 2013, №16//http://www.e -notabene.ru/pr/article_10185. Html.

28.Ваххабизм. Википедия. Эл.рес.: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%C2% EO% F5%F5%EO%E1%E8%E7%EC.

29.Ваххабизм: Разновидность фашизма //Http"//ugvrem.ucoz /com /news/urvalo_povolzhe/2013_05_30_68.

30.Вахитов P.P. Современный терроризм. Мифы и сущность.//Бельские просторы. №3.2003.

31.Гаджикович Р. Терроризм и пропаганда//Актуальные проблемы Европы. Проблема терроризма. - М., 1997.

32.Гриб Н.Н. Терроризм как инструмент перекройки мира в эпоху глобализации//Российский следователь. - 2003, №1.

33.Гуломов Т.М. Этнорелигиозные и этнокультурные процессы принятия ислама в Центральной Азии (философско-религиоведческий анализ). -Душанбе, 2014.

34.Голицын Ю.М. Спонсоры джихада. М.: Яуза, 2003. 480 с.

35.Гриб Н.Н. Терроризм как инструмент перекройки мира в эпоху глобализации // Российский следователь. 2003Л\Г?1 с. 21-24.

36.Гусев К.В. Рыцари террора. М.: Луч, 1992. 143 с.

37.Гусейнов А. А. Возможно ли моральное обоснование насилия? Вопросы

философии. 2004.№ 3.

38.Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Отв. ред. А.Р.Малашенко. - Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦВШ, 2002.

39.Добаев И.П. Исламский радикализм: Сущность, идеология, политическая практика. Автореф. дисс. д.ф.н. - Ростов-на-Дону, 2002.

40.Добаев И.П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения//Центральная Азия и Кавказ. - 2001. №2 (14).

41.Добаев И.П. Основные тенденции в развитии исламского движения на Северном Кавказе: конфликтологический анализ /Южнороссийское обозрение. Ростов н/Д. 2005. № 26.

42.Демидов И.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма//Государство и право. - 1992, № 4; Морозов И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики//Полис. - 1998. №3.

43.Джамаль Г. Россия и исламский фундаментализм//Русский архипелаг //www.arhipelag.ru.

44.Джемаль Г. Россия и исламский фундаментализм//Русский архипелаг/www.arhipelag.ru.

45. Джихад вселенского масштаба.// Столичные новости. 2002. №42.

46.Ельцов Д. За кого воюют чеченки.- Аргументы и факты. 2002 г., №44.142 53. Жаккар Р. Именем Усамы бен-Ладена. М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 382 с.

47.Жусилов Б. Политика борьбы с религиозным терроризмом в Центрально-Азиатском регионе// Саясат - Policy. - Алма-Аты, 2001. №9.

48.Жаккар Р. Именем Усома бен-Ладена. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002; Якубов О.А. По следам Бин Ладена: Террорист №1. Известный и неизвестный. -М.: Вече, 2001.

49.Замковой В.И., Ильчиков М.З. Терроризм глобальная проблема современности. М.: Фирма "Гардарика", 1996. - 73 с.

50.Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе//Центральная Азия и Кавказ. - 2000. №2(8).

51. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России//Научный отчет РИСИ/Под. общ. ред. Е.М.Кожокина. - М., 1995.

52.Исламизм: глобальная угроза?/Серия: Научные доклады. № 2, ноябрь 2000 г. - М.: Научно-исследовательский институт социальных систем. 2000.

53.История таджикской философии. Под обшей редакцией А.А.Шамолова. -Душанбе: Дониш, Т.3. 2014.

54.Исламский фундаментализм - Культура веры. Путеводитель сомневающихся //http://religiocivilis.ru/islami/297.-islamski -fundamentalism. Html.

55.Изляева Л.О. Терроризм как социально-политическое явление. Автореферат диссертации на соискание степени к.п.н. Уфа.: УГНТУ, 2004. 22с.

56.Йонсон Л. Политический ислам и конфликты в Евразии//Центральная Азия и Кавказ. - 1999, №4 (5).

57.Кантеров И.Я. Как нужно классифицировать религиозные организации.-URL:http:// www.rsnews.netyindex.phtml?show=pages&page= kanterov& lang=RU S.

58.Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006.

59.Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ //Религиоведение, 2001. №1.

60.Касенов У. Безопасность Центральной Азии: глобальные, региональные и национальные проблемы. - Алмааты: Университет «Кайнар», 1998.

61.Косиченко А., Ашимбаев М. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. - Алмааты: Дайк-Пресс.

62.Красиков В.И. Экстремизм: сущность и генезис//Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. - Курган, 2005.

63. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990.

64.Кураев А. Интервью. http:Kaz.gazeta.Kz/news/alemning-bolashaghy-euraziya-kengistinde-islamnyng-dandajj-turiornauyna-bajjlanysty-resejjlik-dhalym-dintanushy-news ID45498. html.

65.Кива А.В., Федоров В.А. Анатомия терроризма // Общественные науки и современность, 2003, №1, с.130-142.

66.Козлов В.Б. Терроризм как феномен социальной жизни современной России. М.: Моск. акад. МВД России, 2001. 28 с.

67.Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995.

68. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М.: Международные отношения. - 1991.

69. Лягов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - Ростов на Дону: Изд-во. РЮИ МВД РФ, 1999.

70.Левщиц В. Политическая ситуация в Таджикистане //Россия и мусульманский мир. - 1993, №1.

71.Лукоянов А.К. Игра в «ваххабизм»»//Ислам и политика. - С.99.

72. Литвинов Н.Д. Роль идеи в развитии антигосударственного терроризма. Воронеж.1999.-73 с.

73. Литвинов Н.Д. Террористические организации: формирование и деятельность. М.: Голос, 1999. 219 с.

74. Лунев В.В., Кудрявцев В.Н., Петрищев В.Е. Терроризм и организованная преступность в условиях глобализации мира // Борьба с терроризмом (темат. Сборник под ред. Кудрявцева В.Н.). М.: Наука, 2004 г., - с. 5-81.

75. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М.: Междунар. отношения, 1991.- 212 с.

76.Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и

Центральной Азии. - /Бишкек: ФФЭ, 2001.

77.Малашенко А.В. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ. Дис. д.и.н. - М., 1995.

78.Малашенко А.В. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение//Независимая газета. «НГ - Религии». 1977. 25 дек.

79.Мирский Г. Экстремизм, терроризм и внутренние конфликты в «третьем мире»//Мировая экономика и международные отношения. - 1988, №8.

80.Мухаметшин Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм. - М.: Научная книга, 1998.

81.Микульский Д. Исламский фундаментализм вчера и сегодня//Заря Востока. - 1992, №1. - С.117, 119.

82.Мухетдинов Дамир-хазрат. Вступительное слово//Батыр Р. Абу Ханифа: жизнь и наследие. - Нижний Новгород - Ярославль: ИД «Медина», Ч.1, 2007.

83.Максименко В.И. Фундаментализм и экстремизм в исламе // Ислам и исламизм. - М., 1999.

84.Мелентьева Н. Размышления о терроре// "Элементы".2000. №7. http://www.arcto.ru

85.Мирский Г. Экстремизм, терроризм и внутренние конфликты в «третьем мире»//Мировая экономика и междунар. отн.1988.,№8. С. 68.

86.Млечин Л.М. Кто взорвал Америку?: Империя террора: от "Красных бригад" до "Исламского джихада" М.: Центрполиграф, 2002. 491 с.

87. Моджорян Л.А.Терроризм: правда и вымысел. М.:Юрид. лит.,1986.200 с.

88.Морозов Г.И. Терроризм преступление против человечества: (Междунар. терроризм и междунар. отношения).- М., 2001.-161 с.145

89.Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие.-Алма-Аты: Атамура. 2003.

90.0лимов М., Олимова С. Влияние антитеррористической компании в

Афганистане на соседние страны Центральной Азии//Центральная Азия и Кавказ. - Швеция, 2002. №4. - С.45-52.

91.Олимов М., Олимова С. Политический ислам в современном Таджикистане//Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутры. -М., 2001.

92.Овчинникова Г.В. Терроризм. СПб.: С. - Петерб. юрид. ин-т Генер. прокуратуры РФ., 1998.- 35 с. г-

93.Остапенко П.И. Терроризм в современном мире. Краснодар: Краснод. юрид. ин-т МВД РФ. 2001.- 72 с.

94.Полосин В. Миф. Религия. Государство. Исследование политической мифологии. Изд. 2-е. Текст./В.Полосин М., Ладомир, 1999. - 440 с.

95.Полонская Л.Р. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития?//Азия и Африка сегодня. - 1994.№11.

96.Примаков Е. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. -М.: ИИК «Российская газета», 2009.

97.Полонская Л.Р. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития //Азия и Африка сегодня. - 1994. №11.

98.Пономарев В. Угроза «исламского экстремизма» в Узбекистане: мифы и реальность//vponomarev@mru-net.ru.

99.Перфильев Ю.Н. Террор. Бейрут жаркий октябрь,- М.: XXI в,- Согласие, 2000.201 с.

100. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме.- М.: УРСС, 2001.- 281 с.

101. Рахмонов А.С. Влияние радикальных исламских организаций на безопасность Центральной Евразии: современные тенденции//Геополитическая динамика Центральной Евразии в начале XXI века: проблемы интеграции, безопасности, межцивилизационнного взаимодействия. - Душанбе, 2013.

102. Римский А.В. Культурно-экзистенциональные трансформации религиозного экстремизма. Афтореф.дисс.канд.филос. наук.- Тула, 2012.

103. Римский А.В. Антиномии религиозного экстремизма// с - mail: rimsriy@bsu.edu.ru.

104. Россия и ваххабизм//Материалы круглого стола «Международное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом/Русская историческая библиотека //http://reshist.cpm/index.php/articles/1434-rossiya-i-vahhabizm.

105. Секуляризм и ислам в современного государстве: что их объединяет? Материалы международного «Круглого стола» (г.Алма-Аты, 20 ноября 2007 г.), Отв. Ред. Б.К.Султанов. - Алма-Аты: КИСИ при Президенте РК. 2008.

106. Сейлеханов Е. Современная геополитическая ситуация и проблемы развития Центрально-Азиатского региона//Аш^: с. - Алмааты, 2002, №4. - С.28-34.

107. Сыроежкин К. Правда и ложь об исламском экстремизме//Континент. - Алмааты, 2001. №19. - С.20-21.

108. Сиван Э. Радикальный ислам: причины и последствия террористического насилия/Interpnstionale РоШк,1997. №8.

109. Сиразетдинов Р.Ф. Мировоззренческие основания современного терроризма: Социально-философский анализ. Автореф. дисс.канд.филос.наук. - Уфа, 2005.

110. Сельцовский П. А. Разновидности и формы терроризма в современных условиях/Социально-гуманитарные знание. - №4, 2003.

111. Соловьев Э.Г. Трансформация террористических организаций в условиях глобализации. М., 2006.

112. Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах//Ближний Восток и современность. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - М., 1998.

113. Сагадеев А. «Исламский фундаментализм»: жизненный факт или пропагандистская фикцация?//Россия и мусульманский мир.-1993, № 1.

114. Силантьев Р.А. Россия ваххабитская. Эл.Рес: http:/www.gazetanv.ru/article/?id=833.

115. Сорб Вантала. Ваххабизм, как идеологическое оружие ЦРУ,

факты/Проза-ру /http:www.proza.ru/2004/07/04-54.

116. Станкович Г.В. Политический ислам: сущность, причины «возрождения»//Политика и Общество. - 2011, №3.

117. Содиков Ш. Кто стоит за экстремизмом в Узбекистане? - МГИМО -Университет//http://www.mgimo.ru/news/experts/document240477.phtml.

118. Санобар Шерматова. Так назывались ваххабиты//Чечня и Россия: общества и государства//http://ild.sakharov-center.ru/chr/chrus20_1.htm.

119. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма.- М.: ЩИТ-М, 2000.- 215 с.

120. Сельцовский П.А. Разновидности и формы терроризма в современных условиях.// Социально-гуманитарные знание. № 4.2003. С. 32.

121. Степанов О.А. Международные правовые аспекты противодействия высокотехнологичному терроризму//Современное право. №2,2003.с.19-22.

122. Суворов, Алексей Иванович. Политический терроризм в России в XIX-начале XX века и российское общество: Учеб. пособие.- М.: Юрид. ин-т МВД РФ, 1999,- 38 с.

123. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и борьба с терроризмом // Борьба с терроризмом (сборник статей)/Науч. Ред. В.Н. Кудрявцев; сост. Л. В. Брятова. М.: Наука, 2004. 81-92 с.

124. Толипов Ф. Испытание терроризмом и антитерроризмом//США -Канада. - М., 2002, №3. - С.94-107.

125. Тукумов Е., Гусева А. Возможные пути нейтрализации конфликтных зон в Центральной Азии и геополитическое будущее региона// «Болевое» точки Центральной Азии и пути их нейтрализации. - Алмааты, 2001. -С.71-79.

126. Тыссовский Ю. Исламский фундаментализм/ZModus Vivendi. - 1993, № 11.

127. Тимофеев. Ваххабизм в Казахстане// http:www. russian.kiev.ua/pril.php?d=11606332.

128. Терроризм: современные аспекты: Сб. науч. ст. // Редкол.: М. П. Киреев (отв. ред.) и др..- М.: Акад. упр. МВД России, 1999 102 с.

129. Томалинцев В.Н. Человек в XXI веке: Поиск на грани творчества и экстремизма. СПб.: Изд- во С. Петерб. ун-та, 2001. - 72 с.

130. Умнов А.Ю. Исламский фундаментализм на Среднем Востоке//Вести моск. ун-та. Сер.13. Востоковедение. - 1994. №3.

131. Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М.: Олма Пресс. 2002, - 416 с.

132. Фридман Дж. Следующие 10 лет. 2011-2021. - М.: ИД «Коммерсанты». «ЭКСМО», 2011.

133. Фаликов Б.З. Новые религиозные движения христианского и нехристианского происхождения // Христианство и другие религии. - М., 2000.

134. Филатов С.Б. Современная Россия и секты // Иностранная литература,1996. № 8.

135. Финкельштейн Э. Корни Исламского фундаментализма. // «Журнал»новый век» № 1. 2002/ http:// www. Languqages - stady. com/ harah / magazine 7. Html.

136. Федотова В.Г. Терроризм: от старого к новому .//Журнал Философские науки. № 2. 2003. С.7.

137. Чаликова В. Терроризм//50/ 50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989.-309 с.

138. Чернов В.М. Террористический элемент в нашей программе.//Партия социалистов- революционеров. Документы и материалы. В 3-х тт. Т.1.1900-1907 гг. М., 1996. 686 с.

139. Чурков Б.Г. Социально-философские аспекты современного терроризма: Автореф. дис. к.ф.н: 09.00.И/Моск. пед. гос. ун-т. М., 1993. -20 с.

140. Шамолов А. О некоторых основаниях распространения религиозно-политического экстремизма и терроризма//Anajytic. - Алмааты, 2002. №3.

- С.4-8.

141. Шамолов А.А. Геополитические игры. - Душанбе: Дониш, 2015.

142. Шамолов А.А. «Исламское государство» и причины вербовки молодежи из региона Центральной Азии//Материалы международной конференции «Ислам против религиозного экстремизма и терроризма». -Душанбе, 2015.

143. Шоманов А.Ж. О некоторых основаниях распространения религиозно-политического экстремизма и терроризма. // http://www. kisi.kz/Parts/NatSec/09-10-02Shomanov.html

144. Щипков А.И. Нетрадиционная религиозность в посткоммунистической России // Истина и жизнь, 1997.

145. Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины -«страшилки»//Центральная Азия и Кавказ. - 2000, №1(7).

146. Эфиров С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995.- №4. - С. 24.

147. Юнусова А. Ислам в контексте современных этнополитических процессов в России/Ислам в Евразии/Под ред. М.В.Иордана. - М: «Прогресс - Традиция», 2001.

148. Якубов О.А. По следам Бин Ладена: Террорист №1: извест. и неизвест. М.: Вече, 2001.-317 с.1. Иностранная литература:

Исследование на европейских языках

149. Anstey R. The Atlantic Slave Trade and British abolition, 1760-1810. Macmillan, 1975. 456 p.

150. Barth F., ed. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. Waveland Press, 1998. 153 p.

151. Burgat F.L. 'Islamisme an Maghreb: la voix du Sud (Tunisic, Algerie, Lidue, Maroc). Paris, 1988.

152. Burg at F.L' Islamism au Maghreb: La voix du Sud (Tunisie, Algarie,

Maroc). - Paris, 1988.

153. Breitman G. The Last Year of Malcolm X. Merit Publishers, 1979. 169 p.

154. Clutterbuck, Richard. Guerrillas and terrorists. London: Faber a. Faber, 1977. 125 c.

155. Clutterbuck, Richard. The Future of political violence: Destabilization, disorder a. terrorism. Basingstoke (Hants.); London: Macmillan, 1986.- 206 c.

156. Contemporary research on terrorism//Ed. by Paul Wilkinson a. Alasdair M. Stewart; In assoc, with George D. Smith et al. Aberdeen:-Univ. press, 1987. - 634 c.

157. Chireau Y. P., Deutsch N. Black Zion: African American'religious encounters with Judaism. Oxford University Press, 2000. 241 p.

158. Clark K. B. Dark Ghetto. Dilemmas of Social Power. Wesleyan University Press, 1989. 251 p.

159. Cone J.H. For My People: Black Theology and the Black Church. Orbis Books, 1984.-271 p.

160. Coulmas F. Sociolinguistics: the study of speakers' choices. Cambridge University Press, 2005. 263 p.

161. Curtis E.E. Black Muslim religion in the Nation of Islam, 1960-1975. UNC Press Books, 2006. 241 p.

162. Curtis E.E. Islam in Black America: identity, liberation, and difference in African-American Islamic thought. SUNY Press, 2002. 174 p.

163. Coleman P.T. Addressing Extremism/P.T. Coleman, A.Bartoli//http://www. T.c. Columbia. Edu/i/a/aocument/9386_WhiteePaper_2_Extremism_030809.pdg.

164. Esporsito J. The Islamic Threat: Myrh or realty? - N.Y.: Oxford Univ. Press., 1992.

165. Esporsito J. The Islamic Threat: Myrh or realty? - N.Y.: Oxford Univ. Press., 1992.

166. Essien-Udom E. U. Black nationalism: a search for an identity in America. University of Chicago Press, 1995. 384 p.

167. Etymologisches Worterbuch des Deutschen. A-G. Akademie-Verlag-Berlin, 1989. S.396.

168. Fretdworterbuch Verlag Enzyklopadie Leipzig, 1959. S.184.

169. Geifman, Anna. Revolutionary terrorism in Russia, 1894-1917. Princeton (N. J.): Princeton univ. press, Cop. 1993. - 376 c.

170. Gomez M. A. Black Crescent: The Experience and Legacy of African Muslims in the Americas. Cambridge University Press, 2005. 385 p.

171. Gallay A. The Indian Slave Trade: The Rise of the English Empire in the American South 1670-1671. Yale University Press, 2002. 444 p.

172. Neumann M. Whats Legt?Radical politics and the radical psyche. N.Y., 1988; Tpainer F.E. Reconstricting radical development theoru //Alternarives. Social tpans formation and humane governance. - 1989. Ocrober. - Vol. XIV. № 4 h gp.

173. International Crisis Ggroup: Central Asia: Islamist Mpbilization and Regional Security//ICG Asia Report. -Osh/Bruessels, 2001. №14.

174. International Crisis Ggroup; Central Asia: islamist Mobilization and Regional Securiy//ICG Asia Report. - Osh/Bruessels, 2001. №14.

175. Jackson S.A. Islam and the problem of Black suffering. Oxford University Press, 2009. 222 p.

176. Jacobs C. F., Kaslow A. J. The Spiritual Churches of New Orleans: Origins, Beliefs, and Rituals of an African-American Religion. University of Tennessee Press, 2001. 272 p.

177. Johnson S.A. Political Activities of Muslims in America// Haddad Y., ed. The Muslims of America. Oxford University Press, 1991. 249 p.

178. Knight, M. The Five Percenters: Islam, Hip Hop, and the Gods of New York. Oneworld Publications, 2007. 311 p.

179. Laqueur, Walter. The age of terrorism. London: Weidenfeld a. Nicolson, 1987- 385 c.

180. Lincoln C. E. The Black Muslims in America. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1994. 288 p.

181. Lomax L. When the Word is Given. Greenwood Press, 1979. 192 p.

182. Philips A. The Fundamentals of Tawheed (Islamic Monotheism). Al-Hidaayah Publishing & Distribution, 2004. 213 p.

183. Palazzi A.H. The islamists Have it Wrong/ 3^.pec.:http://www.megorum. org/14/the - islsmists_have_it_wrong.

184. Rapoport, David C. Inside terrorist organizations. New York: Columbia univ. press, 1988.- 259 c.

185. Rubenstein, Richard E. Alchemists of revolution: Terrorism in the mod. World. New York: Basic books, Cop.1987. - 272 c.

186. Radical Islam in Central Asia: Responding tp Hixb ut-Tahrir//ICG Asia Report. - Osh/Bruessels, 2002. № 58.

187. Roy O. Afghanistan, islam et modernity politidue - Paris: le Seuil, 1985.

188. Singh, Sudhir Kumar. Terrorism: A global phenomenon.- Delhi: Authorspress, 2000346 c.

189. Schade J.P., ed. Black Hebrews// Encyclopedia of World Religions. Franklin Park, N.J.: Foreign Media Group, 2006. 960 p.

190. Sernett M., ed. African American religious history: a documentary witness. Duke University Press, 1999. 595 p.

191. Smith J. I. Islam in America. Columbia University Press, 2009. 232 p.

192. Stewart E.L. African American Music: An Introduction. Schirmer Books, 1998. -380 p.

193. Shomanov. Html; Wilkinsom, Paul.Political terrorism. Now York: Toronto: Wiley, 1974.

194. Terrorism: Interdisciplinary perspectives//Ed., with an introd., by Yonah Alexander a. Seymour Maxwell Finger; With a forew. by Hans J. Morgenthau-New York: John Jay press, 1977,- 377 c.

195. The Terrorism reader: A hist, anthology // Ed. by Walter Laqueur. New

York etc.: New Amer.libr., 1978.- 291c.

196. TalantR.V. Voodoo in New Orleans. Pelican Publishing, 1983. 247 p.

197. Turner R. B. Islam in the African-American Experience. University of Indiana Press, 2003. 312 p.

198. The Merriam-Wedster [Dictionary, |N.Y. 1974. P.256.

199. Trainer F.E. Reconstructing radical development theory//Alternarives. Social transformation and humane governance. 1989,- October.-Vel. XIV. - №4.

200. Voll J.O/ "Fundamentalism in the Sunni Arab World: Egyrt and the Sndan, in M.E.Marty and R.S.Appledy, eds., Fundamentalism Observed. -Chicago:The University of Chicago Press, 1991.

201. Wilkinson, Paul. Political terrorism New York; Toronto:Wiley, 1974.-159 c.

202. Wilkinson, Paul. Terrorism and the liberal state. London; Basingstoke: Macmillan press, 1977. 257 c.

203. Wakeel A. In The Name of Allah: A History of Clarence 13X and the Five Percenters. A-Team Publishing, 2007. 390 p.

204. Watson G.L. Social Structure and Social Movement: The Black Muslims in the U.S.A. and the Ras-Tafarians in Jamaica// The British Journal of Sociology Vol. 24, No. 2. (Jun., 1973).

205. Wilmore G.S. Black religion and Black radicalism: an interpretation of the religious history of African Americans. Orbis Books, 1998. 328 p.

206. Worterbuch der Deutscen Gegenwartssprsche. Akademie-Verlag-Berlin, 1977. B2. S.1176.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.