Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В.В. Розанов и З. Фрейд тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Сурова, Альбина Борисовна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 135
Оглавление диссертации кандидат наук Сурова, Альбина Борисовна
Содержание
Введение
Глава 1.
Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола в историко-философском контексте
§ 1. Метафизическое осмысление проблемы пола: краткий
историко-философский обзор
§2. Особенности рецепции проблемы пола в русской философии
конца XIX — начала XX столетия
§3. Метафизика пола в творчестве В.В. Розанова
§4. Генезис и основное содержание психоаналитической
концепции
§5. К вопросу о возможности сопоставления учений В. Розанова и 3. Фрейда
Глава 2.
Сравнительный анализ религиозно-философской и
психоаналитической интерпретаций проблемы пола:
В. Розанов и 3. Фрейд
§1. Метафизический и психологический подходы к проблеме полового
влечения в творчестве В. Розанова и 3. Фрейда:
понятия «пол» и «либидо»
§2. Проблема сексуальной свободы и человеческого
совершенствования в концепциях 3. Фрейда и В. Розанова
§3. Религиозные искания В. Розанова и научная парадигма
3. Фрейда
§ 4. «Мужское» и «женское» в концепциях 3. Фрейда и В. Розанова:
«фаллоцентризм» и «самочность»
§5. В. Розанов и 3. Фрейд: тема смерти и бессмертия
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Формирование философии человека в творчестве В.В. Розанова2012 год, кандидат наук Свирская, Елена Владимировна
В. В. Розанов - литературный критик: Проблематика, жанровое своеобразие, стиль2002 год, кандидат филологических наук Егоров, Павел Анатольевич
Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова2005 год, кандидат филологических наук Голубкова, Анна Анатольевна
Литературно-критический метод В.В. Розанова: Истоки. Эволюция. Своеобразие2003 год, кандидат филологических наук Ермолаева, Ирина Александровна
Политическая мысль В.В. Розанова: специфика и проблемы исследования2012 год, кандидат наук Сорокопудова, Ольга Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В.В. Розанов и З. Фрейд»
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования
Существуют вопросы, которые ставит перед собою всякий ищущий полноты знания о самом себе человек. И их осмысление в той или иной творческой сфере становится неотъемлемой частью практически любого культурного сообщества. К числу этих «вечных» для истории мировой культуры вопросов относится и проблема пола.
Если вести речь о культурном развитии российской и западноевропейской цивилизаций вплоть до конца XIX столетия, нельзя не обратить внимания на факт неоспоримого лидерства художественной мысли, значительно опережающей в аспекте освещения указанной проблемы и философскую, и богословскую, и научную мысль. Философия же в данный хронологический период находилась лишь на стадии «нащупывания» этой темы и осторожной попытки введения ее в дискурс. И только в конце XIX — начале XX столетий проблема пола инкорпорируется в философский контекст, становясь приоритетной темой в творчестве ряда мыслителей. Так, начали формироваться русская религиозно-философская и классическая психоаналитическая традиции осмысления проблемы пола — основные и наиболее значимые в данный период интерпретации, и с точки зрения их концептуального обоснования, и с точки зрения их влияния на социокультурный контекст эпохи.
Развитие русской религиозной философии пола связано с именами многих известнейших мыслителей, и среди них выделяется имя Василия Васильевича Розанова (1856-1919) — талантливейшего русского автора, «необыкновенного художника слова» (H.A. Бердяев), создателя уникальной философии пола. Уникальной, но, к сожалению, ни при жизни
мыслителя, ни даже после его смерти так и не получившей должного историко-философского и общекультурного признания.
Не имеется в виду, что творчество Розанова не было замечено его современниками, — как раз наоборот. Большое количество текстов, посвященных в том числе розановской концепции пола (в основном это рецензии и статьи), были написаны в России еще при жизни философа известными мыслителями, литературными критиками и публицистами — H.A. Бердяевым1, A.C. Волжским2, Э.Ф. Голлербахом3, Н.Г. Дроздовым4,
С (L «7
A.A. Измайловым , Д.С. Мережковским , Н.К. Михайловским , В.П. Свенцицким8, Ж.-Б. Севераком9, А.Ф. Селивачевым10, B.C. Соловьевым11,
12 13
М.М. Тареевым , Д.В. Философовым и другими авторами. Интерес к личности и творчеству Розанова не угас и после его смерти: публиковались дневниковые записи и мемуары о Розанове14, продолжали выходить в свет статьи о нем15.
Большинство современников воспринимали философствование Розанова крайне настороженно, как вызов существующим моральным
1 См.: Бердяев Н.А. Христос и мир. Ответ В.В. Розанову//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. II. СПб., 1995; Бердяев Н. А. О «вечно бабьем» В русской душе//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. II. СПб., 1995.
2 См.: Волжский. Мистический пантеизм Розанова//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995.
3 См.: Голлербах Э.Ф. В. Розанов. Жизнь и творчество. Пгд., 1918.
4 См.: Дроздов Н. Около полового вопроса//В. В. Розанов: pro et contra. Кн. II. СПб., 1995.
5 См.: Измайлов А.А. Вифлеем или Голгофа (В.В. Розанов и «неудавшееся христианство»)//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. II. СПб., 1995.
6 См.: Мережковский Д.С. Новый Вавилон//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995; Мережковский Д.С. Розанов//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995.
7 См.: Михайловский Н.К. О г. Розанове, его великих открытиях, его маханальности и философической порнографии//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995.
8 См.: Свенцицкий В.П. Христианство и «половой вопрос». По поводу книги В. Розанова «Люди лунного света»//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. II. СПб., 1995.
9 См.: Северак Ж.-Б. Антихристианство г. Розанова//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. И. СПб., 1995.
10 См.: Селивачев А. Психология юдофильства//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. II. СПб., 1995.
11 См.: Соловьев B.C. По поводу статьи г. Розанова «Мысли о браке»//Гражданин, 1900, №2.
12 См.: Тареев М.М. В.В. Розанов//В. В. Розанов: pro et contra. Кн. II. СПб., 1995.
13 См.: Философов Д.В. Рец.: В. В. Розанов, «Около церковных стен», тт. I и II, СПб., 1905-1906//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. II. СПб., 1995.
14 Среди авторов — 3. Гиппиус, Э. Голлербах, Д. Лутохин, Д. Мережковский, M. Пришвин, А. Ремизов, А. Цветаева, П. Флоренский и др.
15 В 20-х годах о Розанове писали Э. Голлербах, П. Губер, Д. Лоуренс, Л. Троцкий, В. Ховин, В. Шкловский и др.
устоям и историко-философским традициям. Отчасти так и было. Многие рецензии на розановские работы отличались суровостью. Не обошлось и без почитателей литературного таланта мыслителя, с удовольствием критикующих его философские идеи. В целом, конечно, философию Розанова не понимали и не принимали.
К причинам непростой судьбы розановского учения можно отнести следующие: это, во-первых, стилистические особенности философствования мыслителя (в связи с чем его не только упрекали в бессистемности и непоследовательности, но и порой отказывались признавать в нем философа, считая писателем, публицистом и литературным критиком); во-вторых, новаторский характер его взглядов, революционный в отношении наличествовавших в ту эпоху социокультурных клише, и к тому же нескрываемая претензия на их трансформацию; в-третьих — отсутствие учеников и прямых продолжателей его философии; наконец, в-четвертых, — шлейф политических событий в России начала XX столетия и вызванные ими впоследствии идеологические преграды: оформившийся в конце 20-х — начале 30-х «догматический» марксизм на долгие годы вытеснил и философию Розанова, и философствование как таковое.
Судьба другого реформаторского учения, современного розановскому — фрейдизма, оказалась значительно более удачливой. Не избежало оно, впрочем, и отсутствия научного к себе интереса, непризнания, даже насмешки — о чем его основатель 3. Фрейд писал в одной из своих работ, посвященной истории психоаналитического движения16. Тем не менее, несмотря на все сложности и перипетии, связанные с восприятием психоаналитических идей и их культурной адаптацией, в итоге грянул психоаналитический «взрыв». Кстати сказать, фрейдизм был необычайно
16 См.: Фрейд 3. Очерк истории психоанализа//Фрейд 3. Толкование сновидений: Сб. произведений. М., 2000.
популярен и в России — приблизительно с 1909 года и до начала 30-х годов17, пока опять-таки в силу политических обстоятельств его не постигла печальная участь всех учений, в той или иной мере альтернативных марксизму. Однако психоаналитическая концепция смогла достаточно прочно обосноваться в культурной жизни Европы и оказать огромное влияние на философскую мысль. Критика и пересмотр основных положений фрейдизма в рамках многочисленных психоаналитических направлений (А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм, К. Хорни, В. Штекель, К. Юнг и др.), его философское осмысление (Л. Бинсвангер, Ж. Лакан, Ж.-П. Сартр и др.) и в дальнейшем концептуальное преодоление (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Фуко) явились следствием и вместе с тем неоспоримым подтверждением психоаналитического «переворота» в европейском культурном сознании.
Между розановской и фрейдистской концепциями, судьбы которых столь непохожи, много общего, и основная точка пересечения — акцент на сексуальности человека. Когда-то, много лет назад, это заметили известные русские интеллектуалы: М. Гершензон, Л. Троцкий и другие. Такое, например, высказывание в адрес Розанова, как «русский Фрейд», в начале XX столетия в России употреблялось часто. Однако сходство в воззрениях этих мыслителей было лишь подмечено, но не выведено на уровень аналитического рассмотрения. А в дальнейшем, приблизительно с начала 30-х и до конца 80-х, такого произойти просто не могло — почти все отечественные историко-философские исследования сосредоточились главным образом на сочинениях предшественников марксизма, а психоанализ и религиозная философия фактически пребывали в
17 Достаточно сказать, что в России к середине 20-х годов XX века основные работы Фрейда уже были переведены и публикованы, а его идеи обрели почитателей не только среди русских психотерапевтов (Н. Осипов. В. Лихницкий, Н. Вырубов и др.), но и среди творческой интеллигенции (Б. Быховский, П. Блонский, В. Волошинов, Л. Выготский, А. Лурия и др.). Психоаналитические идеи также были замечены и осмыслены русскими религиозными философами (Н. Бердяев, Б. Вышеславцев, С. Франк и др.).
1 Я
забвении . Зарубежные исследования розановского творчества появлялись, что, несомненно, свидетельствовало о возрастающей известности Розанова на Западе. К сожалению, авторы этих в большинстве своем литературоведческих трудов не пытались определить место розановской философии пола в истории русской религиозной мысли — складывалась тенденция восприятия феномена Розанова как «последнего русского писателя» (Д. Лоуренс).
В России лишь в последние десятилетия, с появлением возможности публикаций, прочтения и тщательного изучения текстов блистательного русского философа и выдающегося австрийского мыслителя, эксплицировался и исследовательский интерес к их творчеству, в том числе историко-философский. В связи с этим актуальность и необходимость диссертационного исследования более чем очевидны. Творчество одного из интереснейших русских мыслителей периода конца XIX — начала XX века может быть не просто изучено, оно может быть рассмотрено и понято в контексте других воззрений на проблему пола, в том числе иных традиций осмысления данной проблемы. Посредством сопоставления могут быть выявлены и обоснованы концептуальные достоинства и перспективность розановского учения.
Данная диссертация призвана не только восполнить пробел в истории отечественной философии, но и обогатить мировоззренческий потенциал
18 Разумеется, говоря о забвении, мы имеем в виду культурную ситуацию, сложившуюся в России, но не забываем о феномене «русской эмиграции». В связи с этим необходимо уточнить, что в период 30-х — 80-х годов XX столетия к творчеству Розанова обращались русские интеллектуалы, эмигрировавшие из России. Среди текстов, посвященных творчеству этого мыслителя, — небольшие статьи, изданные русскими философами Г.П. Федотовым (1930), Л. Шестовым (1930), Г.В. Флоровским (1937), В.В. Зеньковским (1948-1950), В.Н. Ильиным (1964), а также исследовательские труды по русской религиозной философии, и по творчеству Розанова в частности, написанные Ю.П. Иваском (1956, 1981), Н.М. Зерновым (1963), Б. Шлецером (1964), А. Штаммлером (1975), Ю. Каганом (1980), А.Д. Синявским (1982).
Что касается отечественных исследований фрейдизма, проведенных в данный период, можно упомянуть труды К.И. Соболь (1969), В.М. Лейбина (1977).
русской мысли, способствуя признанию и утверждению розановской философии пола в национальном философском и культурном сознании.
Степень разработанности проблемы
Обращаясь к вопросу научной разработанности темы исследования, следует в первую очередь подчеркнуть, что сопоставительного анализа религиозно-философской и психоаналитической интерпретаций проблемы пола, представленных концепциями русского философа В. В. Розанова и австрийского мыслителя 3. Фрейда, в историко-философских исследованиях ранее не проводилось. Поэтому говорить о степени изученности данной темы можно лишь, отмечая исследования по отдельно взятым направлениям.
В последние годы в России появляются работы, посвященные русской философии пола и любви конца XIX - начала XX века. К их числу принадлежат диссертации A.M. Косарева19, O.P. Птициной20, А.Н. Филькина21, Ю.Ю. Черного22, Т.В. Сыдеевой?3, А.Ю. Лихачевой24, A.B. Абрамовой25, Н.Х. Орловой26, Е.С. Турутиной27. В них исследуются разные традиции осмысления феномена половой любви на примерах творчества Бердяева, Соловьева, Вышеславцева и других представителей русской философии, в том числе в контексте компаративистики.
19 См.: Косарев A.M. Проблема Эроса в русской философии (Соловьев, Бердяев, Розанов): дис. ... канд. филос. наук. М., 1998.
20 См.: Птицина O.P. Эрос в русской философии конца XIX - начала XX века: дис. ... канд. филос. наук. М., 1999.
21 См.: Филькин А.Н. Метафизика пола в русской философии конца XIX — начала XX века: дис. ... канд. филос. наук. Ярославль, 1999.
22 См.: Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н. А. Бердяева: дис. ... канд. филос. наук. М., 1998.
ъ См.: Сыдеева Т.В. Тендерные начала в русской философской мысли конца XIX - первой половины XX вв.: B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, В.В. Розанов: дис. ... канд. филос. наук. М., 2006.
24 См.: Лихачева А.Ю. Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии: дис. ... канд. филос. наук. Воронеж, 2002.
25 См.: Абрамова A.B. Этика сублимации Б.П. Вышеславцева: дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2007.
26 См.: Орлова Н.Х. Эволюция христианских воззрений на пол и брак в европейской культурной традиции: дис. ... д-ра филос. наук. СПб, 2006.
Также следует отметить работы O.A. Богатовой28, A.C. Курбатовой29, В.К. Пишун в соавторстве с C.B. Пишун30, И.Н. Петраковой31, В.В.
32
Лысенко , посвященные всестороннему рассмотрению розановской концепции пола. Наиболее существенным вкладом в дело изучения религиозно-философского творчества можно считать труды таких отечественных исследователей (в том числе и русских эмигрантов), как Ю.П. Иваск33, Э.Ф. Голлербах34, А.Н. Николюкин35, С.Н. Носов36, А.Д.
37 38 39
Синявский , В.Г. Сукач и В.А. Фатеев . Поднимаются в этих работах и вопросы, представляющие интерес с точки зрения темы данной диссертации. Не проводя методологического анализа концепций Розанова и Фрейда, русские исследователи (А. Николюкин, С. Носов, В. Фатеев) отмечают параллелизм в творчестве мыслителей, обнаруживают и описывают концептуальные пересечения и различия в их размышлениях. Так, В. Фатеев замечает: «По той огромной роли, которую он отводит полу, Розанов явно близок Фрейду. Розанов, как и Фрейд, но совершенно независимо от него, улавливает глубокую таинственную связь пола с различными сферами деятельности человека — связь, которая
27 См.: Турутина Е.С. Тендерная деконструкция смыслов любви в контексте отечественного философско-культурологического дискурса: дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2004.
28 См.: Богатова O.A. "Метафизика пола" и "этика любви" В.В. Розанова в контексте русской нравственной философии. Саранск, 1995; Богатова О. А. Проблема пола и семьи в творчестве Розанова. Саранск, 1994.
29 См.: Курбатова A.C. В.В. Розанов и православные мыслители о браке и семье: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2000.
j0 См.: Пишун В.К., Пишун C.B. «Религия жизни» В. Розанова. Владивосток, 1994.
31 См.: Петракова И.Н. Проблема пола в философии В. В. Розанова: дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2008.
32 См.: Лысенко В.В. Философско-религиозное учение В.В. Розанова о браке и семье: дис. ... канд. филос. наук. Владивосток, 2009.
" См.: Иваск Ю.П. Вступ. ст. в кн.: Розанов В.В. Избранное. Нью-Йорк, 1956//Волга, 1991, №5.
34 См.: Голлербах Э. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. М., 1991.
j5 См.: Николюкин А.Н. Василий Васильевич Розанов — писатель нетрадиционного мышления. М., 1990;
Николюкин А.Н. Голгофа Василия Розанова. М., 1998; Николюкин А. Н. Розанов. M., 2001.
36 См.: Носов С.Н. В.В. Розанов. Эстетика свободы. СПб., 1993.
л См.: Синявский А.Д. «Опавшие листья» Василия Васильевича Розанова. М., 1999.
38 См.: Сукач В.Г. Жизнь В. В. Розанова «как она есть»//Москва, 1991, №10, 11; 1992. №1-4, 7-8; Сукач В.
Г. Материалы к библиографии В.В. Розанова/Юе visu, 1993., №3; Сукач В.Г. Загадка личности
Розанова//Розанов В. В. О себе и жизни своей. М., 1990.
j9 См.: Фатеев В.А. В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991.
игнорировалась на протяжении всей европейской цивилизации»40. Другой исследователь творчества Розанова А. Николюкин, сравнивая учения Розанова и Фрейда, раскрывает смысл оригинальной идеи русского философа: «В отличие от фрейдизма, сводящего интеллектуальную деятельность к функции пола, к сублимации половой энергии, Розанов видел истоки жизни в поле»41.
Нельзя не упомянуть и некоторые имена зарубежных исследователей, обращавшихся к творчеству Розанова, — Дж. Биллингтона42, А. Кроуна43, Дж. Дарвина44, Д. Лоуренса45, Р. Поджоли46, Д. Патнема47, О. Матич48. Наиболее обстоятельной является работа американского исследователя Р. Поджоли «Розанов». Раскрывая широту учения русского мыслителя, Поджоли весьма уместно вспоминает и имя основателя психоанализа. Говоря о русском и австрийском мыслителях, исследователь шел по пути конспективного сопоставления двух концепций сексуальности. Собственно, углубленное изучение этой темы и не составляло его авторской задачи — взгляд исследователя был нацелен прежде всего на творчество русского вольнодумца.
Зарубежные же исследования, посвященные истории и теории классического психоанализа, обращенные к концепции сексуальности, ее основным понятиям, в том числе «либидо», и к вопросу периодизации фрейдовского учения, в последние полвека множились, словно грибы после обильного дождя. Переведенных на русский язык не в пример
40 Фатеев В. А. В. В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991. С. 274.
41 Николюкин А. Н. Голгофа Василия Розанова. М., 1998. С. 407.
42 См.: Billington J. The Icon and the Axe. New York, 1967.
4j См.: Crone A. Rozanov and the End of Literature: Polyphony and the Dissolution of Genre in Solitaria and Fallen Leaves. Wurzburg, 1978; Crone A. Nietschean, All Too Nietschean Rozanov's Antichristian Critique//Nietsche in Russia. Princeton University Press, 1986.
44 См.: Larvin J. Sex and Eros//Larvin J. Aspects of Modernizm. From Wilde to Pirandello. London, 1936.
45 См.: Lawrence D. Selected Literary Criticism. London, 1955.
46 См.: Poggioly R. Rozanov. N. Y., 1962.
47 См.: Putnam G. Vasily V. Rozanov: Sex, Marriage and Christianity//Canadian Slavic Review, 1971. Vol. 3.
48 См.: Матич О. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siècle в России. M., 2008.
меньше. Из авторов, чьи тексты до сих пор не опубликованы в России, следует упомянуть С. Дреноса49, Ф. Салловэй30, Р. Стилла31, Д. Стэффорд-Кларка32, Р. Файна53. Переведены и опубликованы в России тексты Э. Гловера34, Э. Джонса33 и Ф. Виттельса56.
В России исследованиями в области психоаналитической философии занимались В.М. Лейбин57, A.M. Руткевич58, К.И. Соболь59, Н.Э. Гончарова60, В.Э Степанов61, Е.А. Горяченко62, Г.В. Бритвин63, Я.С. Бороненкова64. В работах К.И. Соболь и В.М. Лейбина проводится глубокий методологический анализ философии фрейдизма, причем В. Лейбин рассматривал и фрейдовскую теорию сексуальности. Проблема же рецепции основных психоаналитических идей в русской культуре и их влияния на отечественную культуру была освещена в диссертационном исследовании М.Н. Тутаевой65, работах В.М. Лейбина66 и А.Ф. Эткинда67. В.М. Лейбин пошел по весьма радикальному пути: в одном из трудов он
49 См.: Draenos S. Freud's Odyssey. Psychoanalysis and the End of Metaphysics. New Haven and London, 1982.
50 См.: Sulloway F. Freud, Biologist of the Mind: Beyond the Psychoanalytic Legend. London, 1979.
51 См.: Steel R. Freud and Jung. Conflict of Interpretation. London, 1982.
52 См.: Stafford-Clark D. What Freud really said. N. Y., 1965.
53 См.: Fine R. A history of psychoanalysis. N. Y., 1979.
54 См.: Гловер Э. Фрейд или Юнг. СПб., 1999.
53 См.: Джонс Э. Жизнь и творения 3. Фрейда. M., 1997.
56 См.: Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. Л., 1991.
57 См.: Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. M., 1977; Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
58 См.: Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985.
59 См.: Соболь К.И. Философские принципы психоаналитической теории 3. Фрейда. Горький, 1969.
60 См.: Гончарова Н.Э. Образ человека в философии 3. Фрейда: дис. ... канд. филос. наук. М., 2001.
61 См.: Степанов В.Э. Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля: дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2004.
62 См.: Горяченко Е.А. Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа: дис. ... канд. филос. наук. Владивосток, 2011.
6j См.: Бритвин Г.В. Динамика представлений о символе в психоаналитической традиции: дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2011.
64 См.: Бороненкова Я.С. Генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии: дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2010.
65 См.: Тутаева М. H. Рецепция идей 3. Фрейда в российском культурном сознании 1920-х годов: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2001.
66 См.: Лейбин В.М. Фрейд и Россия. М., 1997; Лейбин В.М. Эдипов комплекс и российская ментальность. М.. 1997.
67 См.: Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993.
предпринял смелую творческую попытку выявить «русские корни» фрейдистской концепции68. Примером всестороннего изучения темы русской психоаналитической традиции служит работа А.Ф. Эткинда «Эрос невозможного. История психоанализа в России». Исследователь не обходит стороной и явление концептуальных совпадений в творчестве русского философа и основателя психоанализа. «Одна из основных его идей, параллельная мысли Фрейда, — пишет исследователь о Розанове, — состояла в радикальном расширении понятия "пол" <...> и сведении многих остальных областей жизни к "полу" в этом его всеохватывающем значении»69. Впрочем, как и предшественники, А. Эткинд ограничивается небольшой сравнительной характеристикой.
Таким образом, анализируя степень разработанности темы данной диссертации, приходится признать, что на сегодняшний день, несмотря на все имеющиеся предпосылки для всестороннего изучения, тема эта остается практически не исследованной. Работы, включающие в себя систематическое рассмотрение и сопоставительный анализ психоаналитической и религиозно-философской концепций пола на примерах творчества Розанова и Фрейда, все еще отсутствуют.
Объектом исследования данной диссертационной работы является история русской философии и классического психоанализа периода конца XIX — начала XX столетий.
Предметом исследования выступает религиозно-философская концепция пола В.В. Розанова и психоаналитическая концепция пола 3. Фрейда, рассматриваемые как в историко-философском контексте, так и в контексте компаративистики.
68 См.: Лейбин В.М. Русскость Фрейда. М., 1994.
69 Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993. С. 51.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы осуществить сравнительный анализ двух интерпретаций проблемы пола: религиозно-философской, представленной творчеством русского философа В.В. Розанова, и психоаналитической, выразившейся в учении австрийского мыслителя 3. Фрейда; проследить влияние философских концепций на становление фрейдизма; определить место розановского учения в контексте русской религиозной философии конца XIX — начала XX столетий и его значение для развития философии пола в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение основных задач:
— определение историко-философских предпосылок концептуализации проблемы пола в период конца XIX — начала XX веков;
— обращение к историко-философскому контексту и рассмотрение специфики религиозно-философской и психоаналитической интерпретаций проблемы пола;
— выявление особенностей философствования В. Розанова, позволяющих считать его представителем религиозно-философского подхода к указанной проблеме, и определение места его идей в традиции русской метафизики пола;
— проведение сравнительного анализа религиозно-философской и психоаналитической интерпретаций проблемы пола на примере творчества В. Розанова и 3. Фрейда;
— систематизация и анализ основных идей, составляющих концепции пола В. Розанова и 3. Фрейда;
— выявление и исследование сходств и различий, характерных для розановского и фрейдовского учений, и осмысление причин их концептуальных совпадений и расхождений.
Научная новизна данной диссертации заключается, прежде всего, в проведении сопоставления религиозно-философского и
психоаналитического способов интерпретации проблемы пола. Впервые было предпринято специальное научное исследование концепций пола В.Розанова и 3. Фрейда в контексте компаративистики и в историко-философском контексте.
Это позволило нам рассмотреть розановскую философию пола как внутренне связанную и целостную религиозно-философскую концепцию, обрисовать контуры ее «погруженности» в метафизическую традицию, раскрыв вместе с тем ее своеобразие и новаторский характер. В диссертации также выявлено сходство розановского и фрейдовского учений в аспекте «пробуждения к жизни» ими понятия сексуальности — основы их концепций, проанализированы и впервые детально сопоставлены их основные, сопряженные с этим понятием, идеи.
Научно-практическая значимость исследования
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование позволяет глубже и яснее осмыслить творчество одного из интереснейших русских мыслителей периода конца XIX — начала XX столетий, тем самым способствуя дальнейшим историко-философским изысканиям в области русской философии, как в отношении концепции пола В. Розанова и сфер ее пересечения с концепцией Фрейда, так и в отношении русской метафизической традиции осмысления проблемы пола в целом.
Практическая значимость данной диссертации заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в
лекционных курсах по истории отечественной философии, а также при подготовке спецкурсов и семинаров по проблемам религиозных и психоаналитических идей в России.
Методология исследования
Методологическую основу диссертации, имеющую комплексный характер, составляют методы историко-философского анализа, предполагающие реконструкцию и систематизацию основных концептов В. Розанова и 3. Фрейда, их сравнительное рассмотрение и последующую интерпретацию. Прежде всего это методы дескрипции и исторической реконструкции, принцип историзма в рассмотрении событий, метод контекстного анализа источников, метод анализа философских понятий, направленного на установление их смысла и логической связи между ними, а также метод сравнительного анализа, с использованием проведения параллелей и аналогий, применяемый с целью выявления сходств и различий.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философско-религиозное учение В.В. Розанова о браке и семье2009 год, кандидат философских наук Лысенко, Виталина Владимировна
Философия культуры В.В. Розанова2008 год, кандидат философских наук Горина, Ирина Владимировна
Творческий феномен В.В. Розанова и "новое религиозное сознание"2008 год, доктор филологических наук Сарычев, Ярослав Владимирович
Парадигма философии пола и семьи В.В. Розанова в контексте современных духовно-нравственных и религиозных отношений России2011 год, кандидат философских наук Юрданова, Марина Эдуардовна
Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа2011 год, кандидат философских наук Горяченко, Екатерина Андреевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сурова, Альбина Борисовна, 2014 год
Библиография
1. Абрамова, A.B. Этика сублимации Б.П. Вышеславцева : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05 / Абрамова Анастасия Владимировна. — Тула, 2007.— 138 с.
2. Августин Блаженный. О Граде Божием. В 22 книгах, в 4 т. — М. : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 (Репринт издания 1905-1910 гг.).
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М. : Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
4. Антология российского психоанализа: В 2 т. / Под ред. В. И. Овчаренко, В. М. Лейбина. — М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
5. Бахтин, М. М. Фрейдизм: Критический очерк. —N. У. : Chalidze, 1983. — 280 с.
6. Белый, А. Начало века. — М. : Гослитиздат, 1990. — 687 с.
7. Бердяев, Н. А. Духовный кризис интеллигенции. — СПб. : Тип. т-ва «Общественная польза», 1910. — 304 с.
8. Бердяев, Н. А. Из этюдов о Я. Бёме // Путь. — Париж, 1930. — №21.
9. Бердяев, Н. А. Новое религиозное сознание и общественность / Составление и комментарии В. В. Сапова. — М. : Канон+, 1999. — 464 с.
10. Бердяев, Н. А. О назначении человека. — М. : Республика, 1993. — 383 с.
11. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : Избр. тр. / Н. А. Бердяев. — М. : МПСИ, 1999. — 310 с.
12. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т.1 — М.: Искусство, Лига, 1994. — 542 с.
13.Бердяев, Н. А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. — М. : Прометей, 1989. — с. 17-51.
14. Бердяев Н. A.: Pro et contra. Кн.1 / Сост., вступ. ст. и прим: А. А. Ермичев. — СПб.: РХГИ, 1994. — 573 с.
15. Бёме, Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. — СПб. : Азбука, 2000. —412 с.
16. Бёме, Я. Истинная психология, или Сорок вопросов о душе. — СПб. : Оранта-пресс, Алетейя, 1999. — 319 с.
17. Бессознательное: Сб. ст. Т.1 / Сост. Ю. В. Макогоненко. — Новочеркасск: САГУНА, 1994.
18. Бинсвангер, Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. — М. : КСП; СПб. : Ювента, 1999. — 300 с.
19. Бовуар, С. Второй пол. — М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. — 832 с.
20. Богатова, О. А. «Метафизика пола» и «этика любви» В. В. Розанова в контексте русской нравственной философии. / О. А. Богатова. — Саранск , 1995. — 22 с. — Деп. в ИНИОН РАН 19.07.95, № 50623.
21. Богатова, О. А. Проблема пола и семьи в творчестве Розанова. / О. А. Богатова. — Саранск, 1994. — 21 е.— Деп. в ИНИОН РАН 17.06.94, № 49378.
22. Бороненкова, Я. С. Генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Бороненкова Янина Станиславовна. — Москва, 2010. — 125 с.
23. Бритвин, Г.В. Динамика представлений о символе в психоаналитической традиции : Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Бритвин Герман Владимирович. — Москва, 2011. — 165 с.
24. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М. : Республика, 1994. — 415 с.
25. Быховский, Б. Метапсихология Фрейда. — Минск, 1926. — 40 с.
26. В. В. Розанов: Pro et contra (Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей): в 2 т. — СПб. : Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1995. — Кн. 1-2.
27. Василий Великий. Творения. Ч. 1. — М. : Издат. отдел Московского Патриархата, 1991. — 408 с.
28. Василий Великий. Правила богоугодной жизни. — М., Рига : Благовест, 1995. — 176 с.
29. Введенский, А. И. Религиозное «обновление» наших дней. Вып. 2. — М. : Университетская типография, 1904.
30. Вейнингер, О. Пол и характер. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 608 с.
31. Виттельс, Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. — Л. : Эго, 1991. — 197 с.
32. Вундт, В. Основания физиологической психологии / Пер. В. Кандинского. Вып. 1-2. — М., 1880-1881. — 155 с.
33. Вундт, В. Очерк психологии / Под ред., с предисл. и примеч. Н. Я. Грота. — М. : Тип.-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1897. — 388 с.
34. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса. — М. : Республика, 1994. —368 с.
35. Гартман, Э. фон. Современная психология. — М. : Издательство Ефимова, 1902.
36. Гартман, Э. фон. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного / Пер. с нем. A.A. Козлова. В 2 т. — М., 2010.
37. Гевлок, Э. Мужчина и женщина. Этюд о вторичных половых признаках у человека. — СПб. : Общественная польза, 1898. — 312 с.
38. Гловер, Э. Фрейд или Юнг. — СПб. : Академический проект, 1999. — 206.
39. Голлербах, Э. В. В. Розанов. Жизнь и творчество / Э. Голлербах. — М. : МП «Квазар», 1991.
40. Гончарова, Н. Э. Образ человека в философии 3. Фрейда: дис. ... канд. фил ос. наук: 09.00.13 / Гончарова Наталья Эдуардовна. — Москва, 2001. — 110 с.
41. Горфункель, А. X. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. — М. : Высшая школа, 1980. — 368 с.
42. Горяченко, Е. А. Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14 / Горяченко Екатерина Андреевна. — Владивосток, 2011. — 173 с.
43. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т. — Мн. : Харвест, М. : ACT, 2000.
44. Гроф, С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / Станислав Гроф; пер. с англ. А. Андрианова, J1. Земской, Е. Смирновой под общ. ред. А. Дегтярева. — М. : ACT : Изд-во Института трансперсональной психологии : Изд-во К. Кравчука, 2005. —497 с.
45. Гроф, С., Хэлифакс, Д. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Д. Хэлифакс; пер. с англ. А. Неклесса. — М. : ACT : Изд-во Института трансперсональной психологии : Изд-во К. Кравчука, 2003. — 239 с.
46. Дарвин, Ч. Р. Собрание сочинений: В 4 т. / Пер. В. Ковалевского; перераб. М. А. Мензбиром и К. А. Тимирязевым. — СПб . : Изд. О. Н. Поповой, 1900-1901.—т. 2.
47. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина, науч. ред. В. Кузнецов — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 670 с.
48. Делез, Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирский. — М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая кн., 1998. — 445 с.
49. Делез, Ж. Ницше. / Пер. с фр., послесл. и коммент. С. Л. Фокина. — СПб. : Аксиома : Кольна, 1997. — 186 с.
50. Делез, Ж. Ницше и философия / Пер. с фр. О. Хомы под ред. Б. Скуратова — М.: Ас1 Маг§тет, 2003. — 392 с.
51. Деррида, Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Пер. с франц. Г. А. Михалкович. — Минск: Современный литератор, 1999. —832 с.
52. Джонс, Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. — М. : Наука, 1997. — 448 с.
53. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. — М. : Танаис, 1995. — 638 с.
54. Зарубежный психоанализ. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Лейбина. — СПб. : Питер, 2001. — 512 с.
55. Зеньковский, В. В. История русской философии: в 2 т. — Л. : Эго, 1991.
56. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин. — М.: Республика, 1994. — 384 с.
57. Иванов, Вяч. Родное и вселенское / Сост. В.М. Толмачева. — М. : Республика, 1994. —428 с.
58. Иванов, Е. П. Рец. на кн.: Розанов В. В. Семейный вопрос в России // Новый путь. — 1904. — №7.
59. Иваск, Ю. П. Вступ. ст. в кн.: Розанов В. В. Избранное. Нью-Йорк, 1956 //Волга. — 1991.—№5.
60. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М. : Интрада, 1996. — 256 с.
61. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М. : Интрада, 1998. — 186 с.
62. Каган, Ю. О В. В. Розанове // Ковчег: Альм. евр. культуры. Иерусалим: Табрум, 1980. — С. 344-359.
63.Кацис, Л. Б. Г. Столпнер об еврействе // Исследования по истории русской мысли. — М., 1999.
64. Косарев, А. М. Проблема Эроса в русской философии (Соловьев, Бердяев, Розанов): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Косарев Алексей Михайлович. —Москва, 1998. — 173 с.
65. Крафт-Эбинг, Р. Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства. — М.: Республика, 1996. — 437 с.
66. Курбатова, А. С. В. В. Розанов и православные мыслители о браке и семье: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.06 / Курбатова Алла Сергеевна. — Нижний Новгород, 2000. — 172 с.
67. Курганов, Е., Мондри, Г. Розанов и евреи. — Спб. : Академический проект, 2000. — 272 с.
68. Лакан, Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954) / Пер. с фр. / Перевод М. Титовой, А Черноглазова. — М. : Гнозис, Логос, 1998. —432 с.
69. Лакан, Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-1955) / Перевод А. Черноглазова. — М. : Гнозис, Логос, 1999.— 520 с.
70. Левен, В. Г. Якоб Беме и его учение // Вестник истории мировой культуры. — 1958. — №5.
71. Лейбин, В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М. : Политиздат, 1977. — 246 с.
72. Лейбин, В. М. Русскость Фрейда. — М. : Виктори, 1994. — 80 с.
73.Лейбин, В. М. Фрейд и Россия. — М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
— 528.
74. Лейбин, В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.
— М. : Политиздат, 1990. — 397 с.
75. Лейбин, В. М. Эдипов комплекс и российская ментальность. — М., 1997. —60 с.
76. Лейбин, В. М. Эдипов комплекс: инцест и отцеубийство : учебно-методическое пособие / В. М. Лейбин. — М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 2000. — 432 с.
77. Липпс, Т. Руководство к психологии / Перевод с немецкого М. А. Лихарева. — СПб. : О. Н. Поповой, 1907. — 394 с.
78. Лихачева, А. Ю. Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии: дис. ... канд. филос. наук: 09.00. 11 / Лихачева Алина Юрьевна. — Воронеж, 2002. — 155 с.
79. Лосев, А. Ф. Вл. Соловьев. — М. : Мысль, 1983. — 208 с.
80. Лосев, А. Ф. Вл. Соловьев и его время / Послесл. А. Тахо-Годи. — М. : Прогресс, 1990. — 720 с.
81. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. —М. : Искусство, 1992-1994.
82. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. — М.: Центр «СЭИ», 1991. — 288 с.
83. Лосский, Н. О. Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии // Путь, Париж. — 1926. — №2-3.
84. Лосский, Н. О. История русской философии. — М. : Прогресс, 1994. — 438 с.
85. Лысенко, В. В. Философско-религиозное учение В. В. Розанова о браке и семье: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Лысенко Виталина Владимировна. —Владивосток, 2009. — 170 с.
86. Максим Исповедник. Творения. Кн.1 / Пер. Л.И. Сидорова. — М. : Мартис, 1993. —354 с.
87. Мантегацца, П. Экстазы человека. — М. : Издание Ф.И. Анского, 1890.
— 456 с.
88. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация : Философское исследование учения Фрейда : пер. с англ. / Г. Маркузе. — Киев : Гос. б-ка Украины для юношества, 1995 . — 352 с.
89. Матич, О. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siècle в России / Авторизованный пер. с английского Елены Островской.
— М: Новое литературное обозрение, 2008. — 400 с.
90. Мережковский, Д. С. Собрание сочинений: в 4 т. — М. : Правда, 1990.
91.Миллетт, К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. — 1994. —№9. С. 147-172.
92.Молль, А. Половое чувство / Пер. д-ра Б. Е. Шехтера. — СПб., 1911.
93. Ницше, Ф. Воля к власти / Под ред. Г. Рачинского и Я. Бермана. — М.: ТОО «Транспорт», 1995. — 302 с.
94. Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. — М. : Мысль, 1990. — т. 1,2.
95. Николюкин, А. Н. Василий Васильевич Розанов — писатель нетрадиционного мышления / А.Н. Николюкин. — М. : Знание, 1990. — с. 64
96. Николюкин, А. Н. Голгофа Василия Розанова. — М. : Русский путь, 1998. —504 с.
97. Николюкин, А. Н. Розанов / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. — М. : Молодая гвардия, 2001. — 512 с.
98. Носов, С. Н. В. В. Розанов. Эстетика свободы / Сергей Николаевич Носов. — СПб. : Logos; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. — 208 с.
99. Отечественный психоанализ. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. — СПб. : Питер, 2001. — 512 с.
100. Ориген. О началах. — Самара: РА, 1993. — 320 с.
101. Орлова, Н. X. Эволюция христианских воззрений на пол и брак в европейской культурной традиции: дис. д-ра филос. наук: 09.00.13 / Орлова Надежда Хаджимерзановна. — СПб, 2006. — 403 с.
102. Переписка В. В. Розанова и М. О. Гершензона, 1908-1918 / Вступительная статья, публикация и комментарии В. Проскуриной // Новый мир. — 1991. — №3.
103. Петракова, И. Н. Проблема пола в философии В.В. Розанова: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Петракова Ирина Николаевна. — Тула, 2008. — 145 с.
104. Письма В. В. Розанова к Э. Ф. Голлербаху. Берлин : Изд-во Гутнова, 1922.
105. Пишун, В. К. «Религия жизни» В. Розанова / В. К. Пишун, С. В. Пишун. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. — 208 с.
106. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. — М. : Мысль, 1993. — т. 2.
107. Плотин. Сочинения. — СПб. : Алетейя, 1995. — 672 с.
108. Плутарх. Сочинения / Пер. с древнегреч. М. Ботвинника и И. Перельмутера. — М. : Художественная литература, 1983. — 707 с.
109. Птицина, О. В. Эрос в русской философии конца XIX - начала XX века: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Птицина Ольга Вячеславовна. — Москва, 1999. — 161 с.
110. Райх, В. Функция оргазма. — СПб. : Университетская книга, М. : ACT, 1997, —302 с.
111. Раннехристианские апологеты II-IV веков: Переводы и исследования.— М. : Ладомир, 2000. — 189 с.
112. Ремизов, А. М. В розовом блеске. — Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1952. —419 с.
113. Ремизов, А. М. Кукха. Розановы письма. — СПб. : Наука, 2011. — 640 с.
114. Розанов, В. В. Люди лунного света: метафизика христианства. — М. : Дружба народов, 1990. — 304 с.
115. Розанов, В. В. Несовместимые контрасты жития. — М. : Искусство, 1990, —605 с.
116. Розанов, В. В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. — СПб. : Наука,
1994.— 544 с.
117. Розанов, В. В. О себе и жизни своей. — М. : Московский рабочий, 1990, —880 с.
118. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т.1. Среди художников / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1994 . — 493 с.
119. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 2. Мимолетное / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1994 . — 543 с.
120. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 3. В темных религиозных лучах / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М.: Республика, 1994 . — 476 с.
121. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 4. О писательстве и писателях / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика,
1995, —734 с.
122. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 5. Около церковных стен / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1995.
— 558 с.
123. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 6. В мире неясного и нерешенного / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1995. — 462 с.
124. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 7. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. —М. : Республика, 1996. — 702 с.
125. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 8. Когда начальство ушло... / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1997. —671 с.
126. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 9. Сахарна / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1998. — 462 с.
127. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 10. Во дворе язычников / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 1999.
— 463 с.
128. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. И. Последние листья / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2000. — 382 с.
129. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 12. Апокалипсис нашего времени / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2000. — 429 с.
130. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 13. Литературные изгнанники (Н. Н. Страхов. К. Н. Леонтьев) / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2001. — 477 с.
131. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 14. Возрождающийся Египет / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2002. — 526 с.
132. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 15. Русская государственность и общество: Статьи 1906-1907 гг. / Сост и подг. текста А. Н. Николюкина, В. Н. Дядичева, П. П. Апрышко; коммент. В.Н. Дядичева. - М.: Республика, 2003. - 527 с.
133. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 16. Около народной души: Статьи 1906-1908 гг. / Сост и подг. текста А. Н. Николюкина, В. Н. Дядичева, П. П. Апрышко. Послесл. и коммент. В. В. Аверьянова. - М.: Республика, 2003. - 447 с.
134. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 18. Семейный вопрос в России/ В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика, 2004. — 829 с.
135. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 26. Религия и культура: Статьи и очерки 1902-1903 гг. / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М. : Республика; СПб. : Росток, 2008. — 894 с.
136. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 27. Юдаизм: Статьи и очерки 1898-1901 гг. / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — М.: Республика; СПб. : Росток, 2009. — 845 с.
137. В. В. Розанов. Собрание сочинений. Том 29. Литературные изгнанники. Книга вторая / В. В. Розанов; под общ. ред. А. Н. Николюкина. Сост. А. Н. Николюкина; коммент. А. Н. Николюкина, С. М. Половинкина, В. А. Фатеева. — М.: Республика; СПб. : Росток, 2010, —957 с.
138. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Т. 30. Листва: Уединенное. Опавшие листья. Указатели / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. Сост.
А.Н. Николюкина; коммент А.Н. Николюкина, В.Г. Сукача. - М.: Республика; СПб.: Росток, 2010.-591 с.
139. Розанов, В. В. Сочинения: в 2 т. / В. В. Розанов ; сост., подготовка текста и примеч. Е. В. Барабанова. —М. : Правда, 1990.
140. Розанова, Т. В. Воспоминания об отце В. В. Розанове и всей семье // Рус. Литература. — 1989. — №3-4.
141. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М. : Наука, 1995. —624 с.
142. Русский Эрос, или Философия любви в России. — М. : Прогресс, 1991. —448 с.
143. Руткевич, А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: курс лекций. — М. : Форум, 1997. — 344 с.
144. Руткевич, А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. —М. : Политиздат, 1985. — 175 с.
145. С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения / Научная редакция А. П. Козырева; сост. М. А. Васильева, А. П. Козырев. — М.: Русский путь, 2003. — 524 с.
146. Сведенборг, Э. Супружеская любовь. — М. : ACT : Астрель, 2002. — 543 с.
147. Сербиненко, В. Вл. С. Соловьев. — М. : НИМП, 2000. — 240 с.
148. Сербиненко, В. В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций.—М.:РОУ, 1996, — 112 с.
149. Синявский, А. «Опавшие листья» Василия Васильевича Розанова. — М. : Захаров, 1999. — 320 с.
150. Соболь, К. И. Философские принципы психоаналитической теории 3. Фрейда. Учебно-метод. пособие. —Горький, 1969.
151. Соловьев, В. С. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Сочинения. Т. 2. — М. : Наука, 2000. — 395 с.
152. Соловьев, В. С. Сочинения в 2 т. — М. : Мысль, 1990. — т. 1-2.
153. Соловьев, В. С. По поводу статьи г. Розанова «Мысли о браке» // Гражданин. — 1900. — №2.
154. Спасовский, M. М. В. В. Розанов в последние годы своей жизни. Среди неопубликованных писем и рукописей. — Нью-Йорк : Всеславянское издательство, 1968. — 172 с.
155. Степанов, В. Э. Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Степанов Виктор Эдуардович. — Екатеринбург, 2004. — 176 с.
156. Сукач, В. Г. Загадка личности Розанова // Розанов В. В. О себе и жизни своей. —М. : Московский рабочий, 1990.
157. Сукач, В. Г. Жизнь В. В. Розанова «как она есть» // Москва. — 1991. — №10, 11. — 1992. —№1-4, 7-8.
158. Сукач, В. Г. Материалы к библиографии В. В. Розанова // De visu. — 1993. —№3.
159. Сыдеева, Т. В. Тендерные начала в русской философской мысли конца XIX — первой половины XX вв. (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов): дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Сыдеева Туяна Викторовна. — Москва, 2006. — 159 с.
160. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. — СПб. : Мифрил, 1994. — 346 с.
161. Таргум: Еврейское наследие в контексте мировой культуры: ежеквартальное издание Отделения иудаики Академии мировых цивилизаций / Гл. ред. Михаил А. Шнейдер. Иерусалим, — М., 19901991, —Вып. 1,2.
162. Тибетская книга мертвых / Пер. с англ. О. Т. Тумановой. — 2-е изд., испр. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 384 с.
163. Торчинов, Е. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — 4-е изд. — СПб. : Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005. — 544 с.
164. Турутина, Е.С. Тендерная деконструкция смыслов любви в контексте отечественного философско-культурологического дискурса: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Турутина Елена Сергеевна. — Томск, 2004. — 216с.
165. Тутаева, М. Н. Рецепция идей 3. Фрейда в российском культурном сознании 1920-х годов: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Тутаева Марина Николаевна. — Саранск, 2001. — 181 с.
166. Фатеев, В. А. В. В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. — Л. : Художественная литература, 1991. — 368 с.
167. Фейербах, Л. Сочинения: В 2 т., — М. : Наука, 1995. — т. 1-2.
168. Феминизм: Восток, Запад, Россия. — М. : Наука : Восточная литература, 1993. — 243 с.
169. Ференци, Ш. Теория и практика психоанализа. — М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000. — 320 с.
170. Фигуры Танатоса. Символы смерти в культуре. Философский альманах. — СПб. : СПбГУ, 1991. — 213 с.
171. Филькин, А. Н. Метафизика пола в русской философии конца XIX — начала XX века: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Филькин Андрей Николаевич. —Ярославль, 1999. — 120 с.
172. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины. В 2 т. — М. : Правда, 1990, —т. 1,2.
173. Форель, А. Половой вопрос. — СПб. : Вестник знания (В. Битнера), 1909. — 168 с.
174. Франциск Ассизский. Сочинения / Редакция перевода, вступительная статья и комментарии В. JI. Задворного. — М. : Издательство Францисканцев — братьев меньших конвентуальных, 1995. — 180 с.
175. Франк, С. JI. Психоанализ как миросозерцание // Путь. — 1930. — №25.
176. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции 1-15/3. Фрейд. — СПб. : Алетейя, 2000. — 279 с.
177. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции 16-35 / 3. Фрей д. — СПб, 2000. — 499 с.
178. Фрейд, 3, Брейер, Й. Собрание сочинений в 26 томах. Т.1. Исследования истерии. — М. : Восточно-Европейский Институт психоанализа, 2005. — 464 с.
179. Фрейд, 3. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин. — М.: Республика, 1994.
180. Фрейд, 3. Мы и смерть // Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). — СПб.: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1994.
181. Фрейд, 3. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин. — М.: Республика, 1994.
182. Фрейд, 3. Неудовлетворенность культурой // Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. — СПб, 1998.
183. Фрейд, 3. Очерк истории психоанализа // Фрейд 3. Толкование сновидений: Сб. произведений / Пер. с нем. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
184. Фрейд, 3., Осипов, H. Переписка 1921-1929. — Ижевск : ERGO, 2011.
— 240 с.
185. Фрейд, 3. Психоанализ и теория сексуальности / 3. Фрейд. — СПб. : Алетейя, 1998. —218 с.
186. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. —М. : Просвещение, 1989.
— 448 с.
187. Фрейд, 3. Работы о мазохизме // Захер-Мазох JI. фон. Венера в мехах. — M., 1992.
188. Фрейд, 3. Толкование сновидений / Вступ. ст. и примеч. Б. Г. Херсонского. — Киев: Здоров'я, 1998. — 496 с.
189. Фрейд, 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. — СПб. : Алетейя, 1997. — 222 с.
190. Фрейд, 3. Моисей и монотеизм // Основные принципы психоанализа.— М., Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1998.
191. Фромм, Э. Душа человека / Пер. с англ. — М. : Республика, 1992. — 348 с.
192. Фромм, Э. Кризис психоанализа: Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. — СПб. : Академический проект, 2000. — 215 с.
193. Фромм, Э. Миссия 3. Фрейда. Анализ его личности и влияния. — М. : Весь мир, 1996.— 144 с.
194. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. — М. : Республика, 1993. —414 с.
195. Фромм, Э. Фрейд / Пер. с англ. — М. : Весь мир, 2002. — 143 с.
196. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. — М., Касталь, 1996.
— 448 с.
197. Фуко, М. История сексуальности - III: Забота о себе /Пер. Т. Н. Титовой и О. И. Хомы под ред А. Б. Мокроусова. — Киев, М.: Дух и литера; Грунт; Рефл-бук, 1998. — 288 с.
198. Фуко, М. Ницше, генеалогия, история // Ницше и современная западная мысль. Сб. статей / Под ред. В. Каплуна. — СПб, М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. — 592 с.
199. Ховин, В. В. В. Розанов и Владимир Маяковский // Маяковский В. Люблю: Поэмы, стихотворения, проза. — СПб. : Азбука-классика, 2002.
200. Хорни, К. Новые пути в психоанализе // Хорни К. Собр. соч. в 3 тт, Т. 2.—М. : Смысл, 1997.
201. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. / Под ред. С. С. Аверинцева. — М. : Большая российская энциклопедия, 1993-1995.
202. Цвейг, С. Врачевание и психика. — М. : Политиздат, 1992. — 334 с.
203. Черный, Ю. Ю. Философия пола и любви Н. А. Бердяева: дис. канд. филос. наук: 09.00.03 / Черный Юрий Юрьевич. —Москва, 1998. — 132 с.
204. Шкловский, В. Б. Розанов. — Пгд. : Полярная звезда, 1922. — 110 с.
205. Шопенгауэр, А. Метафизика половой любви // Шопенгауэр А. Избранные произведения. — М. : Просвещение, 1993. — 480 с.
206. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. — М. : Московский клуб, 1992.— 395 с.
207. Шпильрейн, С. Н. Деструкция как причина становления // Антология российского психоанализа: В 2 т. / Под ред. В. И. Овчаренко, В. М. Лейбина. — М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. С. 119-145.
208. Штаммлер, А. В. В. Розанов // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. статей / Под ред. Н. П. Полторацкого. — Питтсбург, 1975, —414 с.
209. Штекель, В. Исходы психоаналитического лечения // Зарубежный психоанализ. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Лейбина. — СПб. : Питер, 2001.
210. Эллис, Г. Этюды половой психологии. — СПб., 1909.
211. Эткинд, А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века / А. М. Эткинд. — М.: ИЦ-Гарант, 1996. — 413 с.
212. Эткинд, А. Эрос невозможного. История психоанализа в России / А.М. Эткинд. — СПб.: Медуза, 1993. — 463 с.
213. Эткинд, А. Хлыст (Секта, литература, революция). — М. : Новое литературное обозрение, 1998. — 688 с.
214. Юнг, К. Архетип и символ / Пер. В. В. Зеленского. — М.: Ренессанс, 1991, —304 с.
215. Юнг, К. Либидо, его метаморфозы и символы / К. Г. Юнг. — СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. — 415 с.
216. Юнг, К. Критика психоанализа / К. Г. Юнг. — СПб. : Академический проект, 2000.— 303 с.
217. Юнг, К. Структура психики и процесс индивидуации / К. Г. Юнг. — М. : Наука, 1996.—267 с.
218. Billington, J. The Icón and the Axe: An Interpetative History of Russian Culture. — New York, 1967. — 504 p.
219. Crone, A. Rozanov and the End of Literature: Polyphony and the Dissolution of Genre in Solitaria and Fallen Leaves. — Wurzburg, 1978.
220. Crone, A. Nietschean. All Too Nietschean Rozanov's Antichristian Critique // Nietsche in Russia. — Princeton University Press, 1986. — p. 95112.
221. Draenos, S. Freud's Odyssey. Psychoanalysis and the End of Metaphysics. — New Haven and London: Yale University Press, 1982. — 177 p.
222. Gellner, E. The Psychoanalytic Movement or the Cunning of the Reason. — London: Paladin, 1985.
223. Fine, R. A history of psychoanalysis. — N. Y. : Columbia University Press, 1979.— 237 p.
224. Larvin, J. Sex and Eros // Larvin J. Aspects of Modernizm. From Wilde to Pirandello. — London, 1936.—p. 141-152.
225. Lawrence, D. Selected Literary Criticism. — London: Chatto and Windus, 1955.
226. Poggioli, R. Rozanov. — N. Y. : Hillary house publ, 1962. — 104 p.
227. Putnam, G. Vasily V. Rozanov: Sex, Marriage and Christianity // Canadian Slavic Review. — 1971. — Vol. 3.
228. Spielrein, S. Die Destruktion als Ursache des Werdens // « Jahrbuch fur psychanalytische und psychopatologische Forschungen. — 1912. — №4. — S. 465-503.
229. Steel, R. Freud and Jung. Conflict of Interpretation. — London: Routledge & Kegan Paul, 1982.
230. Stafford-Clark, D. What Freud really said. — N. Y. : Schocken Books, 1965.
231. Sulloway, F. Freud, Biologist of the Mind: Beyond the Psychoanalytic Legend. — London: Burnett Books, 1979. — 612 p.
232. The Complete Letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess. — Cambridge (Mass.) and London : Harvard University Press, 1985.
233. The Freud/Jung's Letters. The Correspondence Between Sigmund Freud and G.G. Jung. — Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1988.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.