Религиозно-философская антропология А.С. Хомякова в контексте российской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Лопин, Роман Анатольевич

  • Лопин, Роман Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Белгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 142
Лопин, Роман Анатольевич. Религиозно-философская антропология А.С. Хомякова в контексте российской культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2006. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лопин, Роман Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Предпосылки формирования религиозно-философской антропологии А.С. Хомякова.

1.1. Характеристика религиозно-культурного типа личности А.С.Хомякова

1.2. Теоретические предпосылки становления взглядов А.С.Хомякова

Глава II. Специфика философско-антропологической концепции

А.С. Хомякова и его понимание человека.

2.1. Специфика философско-антропологической концепции А.С.Хомякова.

2.2. Человек в религиозно-философском наследии

А.С. Хомякова

Глава III. Религиозно-философские идеи А.С. Хомякова в контексте культуры России

3.1. Влияние философско-антропологических идей А.С. Хомякова на развитие русской философско-религиозной мысли России.

3.2. Значение антропологических идей А.С. Хомякова для современной философской культуры России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-философская антропология А.С. Хомякова в контексте российской культуры»

Актуальность темы исследования. В начале XXI века в общественной мысли ставится задача осмысления исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями, для создания нового мировоззрения в период отрицания всяких ценностей. Проблема русского самосознания по историческим причинам неразрывна с христианским мировоззрением. Философия славянофилов, как и русское мировоззрение, основанное на знании об окружающем мире, о человеке и его предназначении, сформирована традиционной для России религией. Как факт генетической преемственности славянофильства от святоотеческой традиции русской православной церкви оно является в своём основании антропологичным и имеет отличительные особенности в понимании этих проблем у других народов. Само существование славянофильства в истории русского сознания раскрывает ее как органическую составляющую самосознания русского народа.

Значение философского наследия русского мыслителя, основоположника и идеолога «славянофильства» А.С. Хомякова заключается в раскрытии человека через понимание, которое на протяжении многих столетий лежало в основе формирования русского сознания и русской культуры, обусловленного принятием Бога как Творца. Оно основано на религиозно-антропологических представлениях о человеке, отличных от идей, продиктованных научной методологией материализма.

Наследие А.С. Хомякова, отражая традиционность такого подхода, его своеобразное отношение к общеевропейскому сознанию, основывается на сохранившейся чистоте и целостности духовного опыта восточного христианства. Это даёт возможность понять место и значение человека в религиозно-философском контексте его философии, своей неразрывностью с религиозной традицией повлиявшей на мировоззрение не только своих современников, но и мировосприятие последующих поколений русской философской мысли.

А.С. Хомяков являлся представителем традиционного религиозно-философского направления в отечественном «любомудрии». Его философско-религиозные концепции включали в себя вопросы антропологии. В них он выразил такие важнейшие понятия, принадлежащие христианскому антропологизму, как понятие взаимоотношения человека и «Церкви», соборности, что говорит о феноменологии автора и его значимости в развитии отечественной антропологической мысли.

Современное изучение проблемы антропологии в русской мысли предполагает рассмотрение религиозного влияния на её развитие, формирующее особенность отечественной ментальное™. Религиозное основание проблемы человека, с точки зрения А.С. Хомякова, - единственно верное направление в решении этой проблемы, форма, дающая самосознанию человека определение его высших сил и целей.

Степень разработанности проблемы. Обращение к проблеме человека в русской философии было обусловлено тем, что в основе её лежала религиозная концепция человека и его главное предназначение или «преображение» на пути к Богу, к своему существованию в вечности, заложенному религиозным учением православной церкви с момента формирования русской культуры.

Литература, посвящённая творчеству А.С. Хомякова, имеет для исследователей отечественной мысли большую ценность, но связана не с объективным исследованием философского мировоззрения славянофилов, а, скорее, отражает проблему «реакции» славянофильства на проявление «западничества» в русской общественной мысли и решения социально-политических проблем в общественной жизни, тем самым исключая основополагающий в философии славянофилов христианский опыт разума, христианский опыт мысли.

Г.В. Флоровский подчёркивал односторонний подход в изучении русской мысли с «точки зрения эволюции общественного самосознания», не раскрывающий полную картину русской философской школы, концепцией которой является «идея цельного знания»1. Первым проявлением её он видит в философском опыте И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, вслед за Н.А. Бердяевым отдавая лидерство в создании русской религиозной философии А.С. Хомякову, олицетворявшему в своём религиозном синтезе проникновение в идею познания Истины.

Вопросы антропологии, гносеологии в творчестве русских мыслителей, имевших в себе религиозное начало, формирующее их сознание, практически не становились объектом специального исследования. С этой позиции религиозно-антропологические взгляды А.С. Хомякова остаются недостаточно изученными, так как в истории философии его труды рассматривались преимущественно как социально-политическое противостояние «чужеродности».

Тема социально-политической борьбы славянофилов, заложенная Г.В. Плехановым в концепции «интеллектуальной народности», получила большое распространение и нашла отражение в трудах отечественных исследователей (Т.И. Благова, М.А. Широкова, И.И. Евлампиев, К.В. Фараджев, Е.А. Дудзинская, В.В. Познанский)2. На сегодняшний день «политико-аксиологический» подход является «общепринятым».

В современный период постсоциалистического мышления в анализе традиций отечественной мысли интерес представляют исследования авторов, раскрывающие облик А.С. Хомякова как зарождение и развитие национального самосознания, его значение в русской философской культуре. Так, в работах В.А. Кошелева раскрывается биографический портрет

1 Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли/ Г В Флоровский // Из прошлого русской мысли. -М ,1998 -С. 7-8.

2 См Благова Т.И Родоначальники славянофильства, А С Хомяков и И В Киреевский - М Выс. шк, 1995. - 352 с. Широкова М А. Теоретические источники политической философии славянофильства //

Известия АГУ.№4(26), 2002. - С. 91-96 Евлампиев И И. История русской философии. - М : Выс. шк, 2002. - 584 с. Фараджев К В Русская религиозная философия - М , 2002 - 208 с. Дудзинская Е А. Славянофилы в общественной борьбе. - М: Мысль, 1963 - 271 с Познанский ВВ. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века - М • «Мысль», 1975 - 223 с 5

А.С. Хомякова, В.И. Холодный подвергает анализу феномен лидера славянофильства, его концепции соборности в истории развития философской мысли. Исследования Н.П. Ильина открывают искусственность в схеме истории русской философии, отражают в её основе концепцию христианской философии1.

Концепция христианского разума легла в основу работ JI.E. Шапошникова, подвергающих анализу богословские споры вокруг философско-религиозного наследия А.С. Хомякова; А.И. Осипов в своих исследованиях отдает личности А.С. Хомякова три четверти лидерства в религиозном начале славянофильского движения2. Религиозная основа идей славянофильства и А.С. Хомякова нашла отражение в работах А.Ф. Замалеева, В.И. Керимова, С.С. Хоружего, о. Е. Шестуна, о. Томаша Шпидлика . Вопрос антропологии А.С. Хомякова фрагментарно нашёл отражение в работах JT.A. и А.В. Коневых, М.И. Дробжева4.

Из вышеприведенных работ следует, что религиозно-философская антропология А.С. Хомякова не имеет систематического рассмотрения, а

1 См Кошелев В А Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях - М, 2000 - 487 с. Холодный В И АС Хомяков и современность1 зарождение и перспективы соборной феноменологии - М Академический Проэкт, 2004. - 528 с Ильин Н П Трагедия русской философии Ч 1. От личины к лицу. Введение в принципы историко-философского понимания -СПб. Первая линия, 2003. - 216 с

См. Шапошников J] Е Очерки русской историософии XIX-XX вв - Нижний Новгород-Нижегородский гуманитарный центр 2002. - 241 с Шапошников JI Е. А С Хомяков и русское православное богословие/ Л Е. Шапошников // Бердяев Н А Алексей Степанович Хомяков / Вступит, ст, послесловие, приложение и комент Л Е Шапошникова - М Высш шк 2005 - С 207-238 Шапошников Л Е. Глашатай новаторского традиционализма / Л Е Шапошников // Бердяев Н А Алексей Степанович Хомяков / Вступит ст., послесловие, приложение и комент. Л Е Шапошникова - М Высш шк. 2005 - С. 5-32 Шапошников Л Е Своеобразие отечественной, западноевропейской и русской духовных традиций // Отечественная философия: русская, российская, всемирная Материалы V Российского симпозиума историков русской философии - Н Новгород Нижегородский гуманитарный центр, 1998 - С. 18-21 Шапошников Л Е. Жизненный и творческий путь А С. Хомякова / Л Е Шапошников // Хомяков А С. Избранные статьи и письма / Общ ред, сост, подгот. текста, комент. Л Е. Шапошников, О В. Парилов, И А. Треушникова - М : ОАО «Издательский дом «Городец»», 2004 - С.5-34. и д Осипов А И. Богословские воззрения славянофилов//Журнал Московской Патриархии. 1994 №6-С 75-84.

См Замалеев АФ. Идеи и направления отечественного любомудрия Лекции, Статьи, Критика -СПб: Летний сад, 2003. - 212 с Керимов В И Историософия А С Хомякова - М ' Знание, 1989. - 64 с Хоружий С С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии №5. 1991 - С. 26-57. Шестун Евгений прот. Православная педагогика - М/ «Про-Пресс», 2001 - 560 с. Шпидлик, о Томаш Русская идея иное видение человека / Пер с франц В К Зелинского и HH Костомаровой-СПб «Издательство Олега Абышко», 2006.-464 с.

4 См Конева Л А , Конева А В Антропологические идеи в русской религиозной философии -М,1995. Дробжев МИ Проблема человека в русской религиозной философии XIX - первой половины XX века - Тамбов. Изд-во ТГУ им Г Р. Державина, 2000 - 320 с также в его религиозно-антропологической концепции не раскрыты принципы христианской антропологии, что определило направление диссертационного исследования.

Объектом исследования является религиозно-философская антропология А.С. Хомякова.

Предметом исследования выступает становление религиозно-философской антропологии А.С. Хомякова, её функционирование в контексте русской культуры.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы - реконструировать религиозную философско-антропологическую концепцию А.С. Хомякова и раскрыть её значимость для русской культуры.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

- проследить предпосылки формирования личности А.С. Хомякова, его ценностно-мировоззренческой ориентации;

- реконструировать концептуальную модель человека в философском наследии А.С. Хомякова;

- раскрыть влияние религиозно-антропологических идей А.С. Хомякова на русскую социально-гуманитарную мысль.

Теоретико-методологические основы исследования. В диссертационной работе использовались как традиционные философские методы, так и общенаучные принципы и методы, позволившие рассмотреть творчество А.С. Хомякова с междисциплинарных и философско-антропологических позиций.

Традиционными общефилософскими методами выступают диалектический, сохраняющий принцип объективности, всесторонности, историзма; метод герменевтический, позволяющий анализировать и интерпретировать содержание текстов, их понимание.

Методологической основой являются: культурологический подход, раскрывающий проблему человека в социально-историческом развитии философии; историко-философский, выявляющий логические модели познания в истории антропологической мысли; богословский, включающий в себя сравнительное и догматическое богословие в определении антропологической идеи А.С. Хомякова; биографический метод, согласно которому биография способствует лучшему пониманию концепций, выдвигаемых автором; метод интегральной истории русской философии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- прослежены предпосылки формирования личности А.С. Хомякова, его ценностно-мировоззренческой ориентации, основанной на личных религиозных переживаниях, догматах святоотеческой традиции и на немецкой классической философии;

- реконструирована концептуальная модель человека в философии А.С. Хомякова, характеризующаяся рационализацией, усовершенствованием догмата о человеке как венце творения;

- раскрыто влияние философско-антропологических идей А.С. Хомякова на русскую культуру, а также их проявление в социально-гуманистической мысли.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В личности А.С. Хомякова как специфического религиозного типа, в его ценностных ориентациях нашли отражение как личные религиозные переживания и мироощущение, так и влияние православных святоотеческих традиций, исторической школы и немецкой классической философии. Созданный на этой основе своеобразный рефлексивный синтез раскрывает две характерные черты его антропологии: догматику святоотеческой традиции и рационалистическую реконструкцию смысловой структуры священных текстов. Взаимодействие этих довольно разнородных тенденций определило характер развития антропологии А.С. Хомякова и постижения личностного бытия через соборное приобщение к Богу, где соборность, как добровольное единение людей в Боге, имела органический характер.

2. Религиозно-философская концепция человека у А.С. Хомякова состоит в том, что, во-первых, она базируется на догматической антропологии представителей святоотеческой традиции и имеет особенности в выражении понятий любви, свободы, совести, добра, зла и т.д.; во-вторых, содержит постановку вопроса социально-психологического отличия человека в католико-протестантском и православном мире, что определило его понимание культур в истории человечества; в-третьих, получает вид социально-нравственной антропологии, направленной к русскому мессианству, где общность русского народа выражается в духовном единстве. Суть религиозно-антропологической концепции А.С. Хомякова, сформировавшейся в контексте русской православной культуры, заключается в развитии её мировоззренческих традиций и рационализации догмата о человеке как венце творения.

3. В философии А.С. Хомякова содержится идея о влиянии религий на формирование самосознания народов и национальных психологических типов, что существенным образом отличает русскую культуру в мировоззренческом аспекте от других культур. Концепция соборности А.С. Хомякова основана на примате высшего Идеала, что раскрывает суть национального и наднационального единения. Антропология А.С. Хомякова ставит вопрос о сохранении в лоне русской культуры посредством русской философской мысли христианского самосознания, ставшего в исторической перспективе основой национального самосознания. Антропология А.С. Хомякова находит продолжение в таких направлениях русской философии, как народничество, почвенничество, софизм и т.д., содержащих критику рационализма.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Диссертационное исследование имеет теоретический характер, его выводы и положения намечают перспективы дальнейшего исследования и философско-культурного осмысления антропологических идей А.С. Хомякова, их взаимоотношения с вопросами культуры, философии, богословия и других дисциплин, что позволит расширить и углубить теоретическое представление о проблемах отечественного ментального понимания проблемы человека.

Систематизированный и обобщенный в диссертации материал, а также сделанные в ней выводы могут быть использованы в исследованиях проблем русской философии, богословия, истории русской культуры в целом, в преподавании таких дисциплин, как культурология, социология культуры, русская религиозная философия.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на следующих научно-теоретических и научно-практических конференциях: Международной научной конференции «Современная социально-философская культура: проблема рационального и внерационального» (г. Белгород, 17-18 мая 2002 г.); Международной научно-практической конференции «Славянский мир и православие глазами молодых» (г. Белгород, 2002 г.); Всероссийской научной конференции «Творческое наследие Н.Н. Страхова и современная социально-гуманитарная мысль» (г. Белгород, 31 октября - 1 ноября 2003 г.); региональной научной конференции «Культурно-цивилизационные особенности развития современного российского общества» (г. Белгород, 21-22 мая 2004 г.); Международной научной конференции «Диагностика и прогнозирование социальных процессов» (г. Белгород, 21-22 апреля 2005 г.); Всероссийской научной конференции «Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (г.Белгород, 21-24 мая 2006 г.). Основные результаты исследования отражены в девяти публикациях общим объёмом 5,2 п.л. (в том числе статья в журнале из списка ВАК).

Материалы и теоретические положения диссертационного исследования использовались в течение последних лет при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «Ценности православной культуры», «Художественное творчество в системе духовной культуры» в Белгородском государственном институте культуры.

Диссертационная работа обсуждалась на кафедре философии БелГУ и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Лопин, Роман Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении исследовательской работы перед автором стоит задача систематизации основных выводов, полученных в результате анализа материала, а также осознания принципиальной незавершённости начатого направления в исследовании. Диссертационное исследование, в своём жанре ставящее задачу обнаружения и актуализации проблемы рассматриваемой в ней темы, даёт возможность дальнейшего развития представленного в нём теоретического материала. Теоретический материал, собранный в нём, акцентируя субъективный подход автора к исследуемой теме, вносит новизну в научно-историческое исследование рассматриваемого вопроса.

Диссертационное исследование, посвящённое А.С. Хомякову, есть попытка раскрыть традиционность восприятия в сознании русского человека, где человек стоит выше «биологического существа», развиваемого секулярным мышлением.

Центральной темой исследовательской работы является антропологическая концепция в наследии А.С. Хомякова. В работе подвержены анализу основные факторы формирования такой концепции, её развитие в литературной, публицистической, философско-богословской деятельности А.С. Хомякова, влияние его трудов на дальнейшее развитие такой концепции в отечественной философской мысли, актуальность концептуальных воззрений на проблему человека основоположника славянофильского направления в русской философии для сегодняшнего мировоззрения.

Научно-теоретические исследования творчества А.С. Хомякова по сегодняшний день не акцентировали внимание на антропологической концепции, проходящей красной нитью через всё его творчество. То малое освещение проблемы человека, встречающееся в анализе его трудов, в том числе с позиции исследования развития антропологических взглядов в отечественной мысли, не дают полного понимания этой темы. В них отсутствует основополагающая для всего его творчества религиозная идея человека, идея, сформированная в его сознании антропологичностью христианского учения, нашедшая прямое отражение в концептуальных построениях его богословия, философии, литературных произведений, что определило тему исследования, представленного в теоретическом материале.

В философской мысли существует разный подход для решения антропологической теории, каждый из них основывается на определенном мировоззрении. Их классификация сводится к трём основным направлениям: натуралистическому, трансцендентальному, религиозному. Религиозное основание проблемы человека, с точки зрения А.С. Хомякова, - единственно верное направление в решении этой проблемы, форма, дающая самосознанию человека определение его высших сил и целей.

Антропологическая концепция А.С. Хомякова имеет определенную форму мировоззрения, основанного на православном учении, традиционном для русской культуры, и сводится к трём положениям:

1. Человек является не частью «космического порядка», частью мира как биологическая субстанция, а творением Божиим. Человек в своём общении со своим Творцом способен подняться к своему надмирному естеству. В своём стремлении к обожению он способен в «соборном» единении обрести Истинное познание, что гораздо выше развития «голого» человеческого разума.

2. История человеческого бытия на земле рассматривается не как прогресс или эволюционное развитие, а как проблема пути человека к своему Творцу. В процессе такого пути человек сопряжён с постоянным решением вопроса присутствия в нём и в окружающем мире добра и зла. Добро с такой точки зрения есть истинное познание и свобода, познающаяся через Богооткровение. Зло -греховность человека, воплощающаяся в оторванном от Богооткровения человеческом разуме.

3. Человек в надмирном своём естестве имеет составное отличие. Кроме биологическо-телесного своего состава он имеет в своём богоподобии состав духовный, определяющий его бессмертность. На основе развития или угасания духовного естества человека ставится вопрос двух направлений в развитии человечества: а) его обожения как духовного возрастания; б) его смертности как духовной деградации, что определило понимание культур в истории человечества, их отличия.

Положения, получившие развитие в философии А.С. Хомякова, сумели отразить проблематику различного мировосприятия русского самосознания и западного человека, воспитанного на отличной от отечественной духовной культуре, проблему заимствования как способа «чужеродного» мышления для решения собственных проблем. Его философия показала что: а) самосознание народов формируется на их религиях или отсутствии таковых; б) религиозное отличие через формирование культур сформировало и разный психологический тип человека; в) русский человек существенным образом отличается в своём мировосприятии от других народов; г) в своей религиозности он наиболее сохранил начало добра в своём самосознании, что подчёркивает значимость существования его мировоззрения как пути к Истине.

Философско-антропологическая концепция, выдвигаемая в творчестве А.С. Хомякова, называемая «реакцией», есть отражение национального самосознания, сформированного на основе православного христианства, моральные нормы которого коренным образом отличались от «чужеродного» проникновения новых этических форм. Мораль, присущая русской культуре, сформировала особый духовный тип человеческой личности, и в случае отхода от её норм она деградировала, разрушалась, не создавая взамен ничего нового. Разрушение национального естества русской культуры, человека - причина существования философских концепций А.С. Хомякова.

Важность трудов А.С. Хомякова для сегодняшнего дня продиктована осознанием современными мыслителями разрушения отечественного самосознания. Исторический опыт отказа от собственного мировоззрения показал его губительность, ввергшую наше общество в системное разрушение как разрушение самостоятельной культуры. Проблема человека с позиции секулярного развития мировой истории в последнее время всё больше олицетворяет не прогресс, а деградацию в омертвлении всякого духовного начала, всякой морали. И здесь сегодняшняя попытка духовного возрождения нашего общества на своём религиозном культурообразующем начале вселяет надежду на её благополучное завершение. В сохранении русской религиозной традиции заложен вопрос сохранения христианской цивилизации в целом, человека как духовно-морального естества. И в этом наследие выдающегося русского богослова и философа А.С. Хомякова способно помочь в раскрытии и сохранении психологического портрета человека христианской цивилизации.

Диссертационное исследование, посвящённое А.С. Хомякову, есть попытка раскрыть традиционность восприятия в сознании русского человека, где человек стоит выше «биологического существа», развиваемого секулярным мышлением. В современный период, когда христианское мировоззрение стоит перед вызовом воинствующего секуляризма, разделяющего понятия религиозных и «общечеловеческих» ценностей, исследование наследия А.С. Хомякова дает возможность рассмотрения традиционного самосознания человека в отечественной культуре. Определяет направление дальнейшего изучения феномена славянофильства и в частности А.С. Хомякова в философской мысли в контексте российской культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лопин, Роман Анатольевич, 2006 год

1. Авдеев Д.А. Духовная сущность психических расстройств (размышления православного врача). М.: Русский Хронограф, 1998.-63 с.

2. Аксаков К.С. О русском воззрении / К.С. Аксаков // Россия древняя и вечная. Сборник. Иркутск: Восточно-сибирское книжное издательство, 1992.-С. 9-19.

3. Аксаков К.С. Ещё несколько слов о русском воззрении. / К.С. Аксаков // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / сост. Е.А Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004. -С. 145-153.

4. Аксакова B.C. Дневник: 1854 1855 гг. - М.: ОАО «Люкс», 2004. -400 с.

5. Анкета Вестника в связи с 200-летием со дня рождения А.С.Хомякова // Вестник Р.Х.Д. № 188. -С. 107-117.

6. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Человек. Киев: «Пролог», 2005. - 302 с.

7. Антонов Е.А. Антропоцентризм Николая Страхова. / Е.А. Антонов // Человек. 2005. - №4. - С.71-78.

8. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород: ОНиРИО БЮИ МВД России, 2000. - 193 с.

9. Аронсон М. и Рейсер.С. Литературные кружки и салоны. СПб., 2000. - 400 с.

10. Архимандрит Георгий. Обожение как смысл человеческой жизни. -Изд. Владимирской епархии, 2002. 32 с.11 .Балашов Д., Дериглазов Р. Беседы о судьбах России. / Д. Балашов // Слово.-1991-№11.-С. 107-16.

11. Балуев Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь: «Булат», 2001.-414 с.

12. З.Бердяев Н.А. Хомяков как философ. / Н.А. Бердяев // Опыты философские, социальные и литературные (1900 1906 гг.). / Сост.В.В. Сапова-М., 2002.-С. 217-223.

13. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. / Вступит, ст., послесловие, приложение и комент. JI.E. Шапошникова. М.: Высш шк. 2005.-239 с.

14. Бердяев Н.А. Хомяков и свящ. Флоренский. / Н.А. Бердяев // П.А. Флоренский: pro et contra./ Сост. вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.,2004. - С.378-387.

15. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев (Очерк из истории русской религиозной мысли). / Н.А. Бердяев // Н. Бердяев о русской философии./ Слет., вст. ст. и прим. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова.- Ч. I. Свердловск: Изд. Урал, ун-та, 1991. - С. 149-287.

16. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре. / Н.А. Бердяев // Слово. 1990.-№1.- С. 57-:61.

17. Бердяев Н.А. Мировоззрение Достоевского. / Н.А. Бердяев // Н. Бердяев о русской философии./ Слет., вст. ст. и прим. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. Ч. I. - Свердловск: Изд. Урал, унта, 1991.-С. 26-149.

18. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства, А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. -М.: Выс. шк., 1995.-352 с.

19. Болховитинова Г.Ю. Из истории славянофильства: В.Ф. Одоевский- А.С. Хомяков Ю.Ф. Самарин. / Г.Ю. Болховитинова // Судьба наследия русской философской мысли на рубеже XXI века: Сб. научных ст. / Сост.И.А. Бирин. - М„ 2001.- С. 114-123.

20. Быков В.П. Тихие приюты. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1993. -405 с.

21. Введенский А.И. Судьбы философии в России. / А.И. Введенский // Очерки истории русской философии. / Сост.Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал, ун, 1991. - С. 26-65.

22. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении Святителя Тихона Задонского. М., 2004. - 48 с.

23. Виттакер Р. Последний русский романтик: Аполлон Григорьев (1822-1864 гг.)./ Перевод с анг. М.А. Шерешевской. СПб., 2000. -560 с.

24. Владимир (Сабодан) митр. Богословие о церкви в XIX веке: А.С. Хомяков. //Роман-журнал XXI век. 2006. - №1 (85) - С. 14-18.

25. Воробьёв Владимир прот. Религиозное образование основа нравственного воспитания молодёжи. / В. Воробьёв // Религиозное воспитание в высшей школе. - М., 2006. - С. 9-17.

26. Галактионов А.А. Органическая теория как методология социальной концепции Н.Я. Данилевского в книге «Россия и Европа». /

27. A.А. Галактионов // Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. СПб.: «ГЛАГОЛЪ», 1995.- С. V-XX.

28. Герцен А.И. Былое и думы. Части 4-5 / Коммен. Г.Г. Елизаветиной. -М.: Правда, 1983.-656 с.

29. Глуздов В.А, Загрекова Л.В. Духовность как фактор образования. /

30. B.А. Глуздов // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 14.-СПб., 2003.-С. 7-19.

31. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. / Н.В. Гоголь // Собрание сочинений: В 9 т. Т. 6. М.: «Русская книга», 1994.-С. 7-325.

32. Гревцова Е.С. Философия культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева (сравнительный анализ). М.: Изд-во РУДН, 2002. - 121 с.

33. Григорий Дьяченко прот. Полный церковно-славянский словарь. -М.: Изд-во отдел Московской Патриархии, 1993. 1120 с.

34. Гулыга А.В. Русская идея как постсовременная проблема. / А.В. Гулыга // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / сост. Е.А Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004. -С. 5-25.

35. Давыденков О., иер. Догматическое богословие. М., 1997

36. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: «ГЛАГОЛЪ», 1995. -552 с.

37. Диметриос Констанлос. Человек: маска или лицо? / Констанлос Д. // Миссионерское обозрение. 2005,- №7. - С. 26-31.

38. Достоевский Ф. М. Идиот. М.: Правда, 1981. - 640 с.

39. Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX первой половины XX века. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 320 с.

40. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М.: Мысль, 1963.-271 с.

41. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII XX веках. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. - 1056 с.

42. Евлампиев. И.И. История русской философии. М.: Выс. шк., 2002. -584 с.

43. Жевахов Н.Д. Природа русской души. Русские проблемы духа. / Н.Д. Жевахов // Воспоминания. М.: «Родина», 1993. - Т. I. -С. 196-200.

44. Жевахов Н.Д. Лжец, возвещающий правду / Н.Д. Жевахов // Неизвестный Нилус. / Сост. Р. Багдасаров, С. Фомин. М.: Православный паломник, 1995. - Т.Н. - С. 244-274.

45. Зорин К.В. Гены и семь смертных грехов. М: Русский хронограф, 2006.-288 с.

46. Ианнуирий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла. / Ианнуирий (Ивлиев) // Православное учение о человеке. М., 2004. - С. 18-23.

47. Игнатий Брянчанинов (святитель). Аскетические опыты. В 2-х т. Т. II.-Минск, 2001.-496 с.

48. Ильин И.А. Россия в русской поэзии. / И.А. Ильин // Одинокий художник./ Сост., В.И. Белов. М., 1993. - С. 196-216.

49. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 8. М: «МЕДИУМ», 1998.

50. Ильин Н.П. Трагедия русской философии. Ч. 1. От личины к лицу. Введение в принципы историко-философского понимания. СПб: Первая линия, 2003. - 216 с.

51. Ильин Н.П. Трагедия русской философии. / Н.П. Ильин // Русское самосознание. 1998. - №4. - С. 6-33.

52. Ильин Н.П. Трагедия русской философии. / Н.П. Ильин // Русское самосознание. 1998. - №5. - С.5-47.

53. Иоанн (Снычев) митр. Самодержавие Духа. СПб: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994. - 352 с.

54. Историческое и литературное наследие А.С. Хомякова и современная Россия. Материалы международной науч. конференции 11-14 мая 2001 г.-Смоленск. 2001.

55. Иустин (Попович) прп. Достоевский о Европе и славянстве. СПб: Адмиралтейство, 1998. - 270 с.

56. Капустин Н.С. Соборность как судьба России. А.С. Хомяков. / Н.С. Капустин // Русские мыслители. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2003.-С.- 157-165.

57. Карпи Г. Были ли славянофилы либералами? / Г. Карпи // Вопросы истории. -2002.-№9.-С. 112-119.

58. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993. -352 с.

59. Катасонов В.Н. Первые Хомяковские чтения. / В.Н. Катасонов // Журнал Московской Патриархии. 1994. - №6. - С. 84-86.

60. Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова. М.: Знание, 1989. -64 с.

61. Киприан (Керн) архим. Патрология Киев: Изд-во им свт. Льва, папы Римского, 2003. - 304 с.

62. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову. / И.В. Киреевский // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / сост. Е.А Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004. - С. 130-142.

63. Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М: Правило веры, 2002. -661 с.

64. Кефели И.Ф. Славянофилы и западники. Русская идея. / И.Ф. Кефели // Основы теории и истории культуры. / Под ред. К.Ф. Кефели. СПб., 1996. - С. 485-493.

65. Козьма Прутков. Обнять необъятное: Избранные произведения. М: «Детская литература», 2002. - 182 с.

66. Конева JI.A., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. М.,1995.

67. Константин (Горянов) епископ. Религиозно-философская антропология Виктора Несмелова. / Константин (Горянов) // Православное учение о человеке. М., 2004. - С. 303-323.

68. Колягин Н. Последний романтик: К 175-летию А. Григорьева. / Н. Колягин // Русское самосознание. 1998. - №4. - С. 90-110.

69. Королева Л.Г. Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры: Автореферат диссертации на соискание учёной степени д. филос. н./ Л.Г. Королева. Белгород, 2006. - 53 с.

70. Королева Л.Г. Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры. Диссертация на соискание учёной степени д. филос. н./ Л.Г. Королева. Курск, 2006. - 270 с.

71. Корольков А.А. Русская духовная философия СПб., 1998. - 540 с.

72. Кошелев А.И., Герцен А.И. Кружки западников и славянофилов. / А.И. Кошелев // Литературные салоны и кружки: Первая половина XIX века./ Под ред. Н.Л. Бродского. М., 2001. - С.271-278.

73. Кошелев В.А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. М., 2000. - 487 с.

74. Красников Н.П. Православная этика: Прошлое и настоящее. М: Изд-во полит, лит, 1981. - 96 с.

75. Кузьминых А.Р. Русская философия в контексте европейской мысли. / А.Р. Кузьминых // Геополитика славянства. III Крымские

76. Международные Чтения Н.Я. Данилевского. Ялта, 1998. -С. 33-40.

77. Кураев А. Разлом цивилизаций: во времени или в пространстве. / А. Кураев // Миссионерское обозрение. -2003. №9. - С. 15-18.

78. Кураев А. Церковь в мире людей. М: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. - 544 с.

79. Литература Древней Руси: Библиогр. словарь. / Сост.Л.В. Соколова. М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

80. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. / Сост. В. Кочетков, М.: Русская книга, 1992. - 544 с.

81. Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. М.: «Аграф», 2000. - 336 с.

82. Леонтьев К.Н. Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни. М.: «Талан», 1997. - 93 с.

83. Лосев А.Ф. Русская философия. / А.Ф. Лосев // Очерки истории русской философии. / Сост. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. -Свердловск: Изд-во УР. ун., 1991. С. 67-94.

84. Лосский Н.О. История русской философии. Гл. XIV. Отец Павел Флоренский / Н.О. Лосский. // П.А. Флоренский: pro et contra. / Сост. вступ. ст.,примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.,2004. -С. 400-418.

85. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. -559 с. (Б-ка философа).

86. Маслин М.А. «Три измерения» русской философии. / М.А. Маслин // Отечественная философия: русская, российская, всемирная: Материалы V Российского симпозиума историков русской философии. Н. Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 1998.-С. 10-13.

87. Мень А.В. Культура и духовное восхождение. М.: Искусство, 1992.-495 с.

88. Монахиня Иулиания (Соколова М.Н.). Церковь тело Христово. / М.Н. Соколова // Труд иконописца. - Бровары, 2005. - С. 116-123.

89. Небольсин А.Р. Метафизика прекрасного. Введение в экологию культуры. М: «ПАЛОМНИКЪ», 2003. - 224 с.

90. Невлева И.М. История русской философии: Учебное пособие. -Харьков, 2003.-408 с.

91. Несмелов В.И. Наука о человеке. СПб: Изд-во Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, 2000. - 832 с.

92. Огородникова Л.П. Красота мера всех вещей (русские философы о красоте). / Л.П. Огородникова // Судьба наследия русской философской мысли на рубеже XXI века: Сб. научных статей. / Сост.И.А. Бирич. М., - 2001. - С. 80-83.

93. Осипов А.И. Богословские воззрения славянофилов. / А.И. Осипов // Журнал Московской Патриархии. 1994. - №6 -С. 75-84.

94. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. - 432 с.

95. Павлов А.Т. Исследование философии русских революционных демократов в СССР (1917-1987).- М.: Изд. МГУ, 1989. 176 с.

96. Победоносцев К.П. Аксаковы. / К.П. Победоносцев // Великая ложь нашего времени. М., 2004. - С. 271-283.

97. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. М.: «Мысль», 1975. - 223 с.

98. Проблемы изучения истории русской философии и культуры. Материалы круглого стола. // Вопросы философии. 1988. - № 9 -С. 92-160.

99. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. / Э.Л. Радлов // Очерки истории русской философии. / Сост.Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Ур. ун, 1991. - С. 99-214.

100. Розанов В.В. Собрание сочинений. Около церковных стен./ Под. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1995. - 558 с.

101. Розанов В.В. П.А. Флоренский об А.С. Хомякове. / В.В. Розанов // П.А. Флоренский: pro et contra. / Сост. вступ. ст.,примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.,2004. - С.365-377.

102. Розанов В.В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники: Н.Н. Страхов. К.Н. Леонтьнв. / Под. ред. А.Н. Николюкина. -М.: Республика, 2001. 477 с.

103. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. М., Синодальная типография, 1913. -368 с.

104. Самарин Ю.Ф. Предисловие к отрывку из записок А.С. Хомякова о всемирной истории. / Ю.Ф. Самарин // Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время. М.: Изд-во Эксмо, 2003. - С. 333-337.

105. Самарин Ю.Ф. Предисловие к первому изданию. / Самарин Ю.Ф. // Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб: «Наука», 1995-С. 5-35.

106. Сапронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: «Церковь и культура», 2000. - 396 с.

107. Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. М., 2003. - 992 с.

108. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. М: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.-201 с.

109. Словарь философских терминов. / Ред. В.Г. Кузнецова. -М.:ИНФРА-М, 2005.-73 I.e.

110. Смирнов М.А. Русская философия и христианский мир. / М.А. Смирнов // Русский мир. 2004., январь-февраль-март. -С.268-282.

111. Смолин М.Б. Энциклопедия имперской традиции русской мысли. М.: Имперская традиция, - 2005. - 448 с.

112. Степун Ф.А. Чаемая Россия. / Сост. А.А. Ермичева. СПб., 1999. -480 с.

113. Страхов Н.Н. Воспоминание о Ф.М. Достоевском. / Н.Н. Страхов // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. М.: Худ. лит., 1990. Т. I.-С. 375-532.

114. Страхов Н.Н. Жизнь и труды Н.Я. Данилевского. / Н.Н. Страхов // Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. СПб., 1995. - С. XXI-XXXIV.

115. Струве Н.А. Флоренский и Хомяков. / Н.А. Струве // Православие и культура.- М.: Русский путь. 2000. С.278-284.

116. Сувчинский П.П. Инобытие русской религиозности. / П.П. Сувчинский // Евразийский временник. Кн. 3. Берлин, 1923.С. 83.

117. Тарасов Б.Н. Чаадаев. М.: Мол. гвардия, 1990. - 575 с.

118. Толстой Л.Н. Анна Каренина. -М., 1991.-Т. 2.-416 с.

119. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм. / Е.Н. Трубецкой // Смысл жизни./ Сост. А.П. Полякова, П.П. Апрышко. М., 1994. - С. - 333-352.

120. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Е.Н. Трубецкой // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв.: Антология. - М: Культура, 1993. - С. 195-219.

121. Ш.Фараджев К.В. Русская религиозная философия. М., 2002. -208 с.

122. Федотова И.А. Оценка дореволюционным богословием религиозных взглядов А.С. Хомякова. / И.А. Федотова // Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии. М.: ЭкоПресс, 2001. -С.217-221.

123. Феодор (A.M. Бухарев) архим. О духовных потребностях жизни. -М.: Столица, 1991.-320 с.

124. Флоренский П.А. Иконостас / П.А. Флоренский. // Соч. в 4-х т. -М., 1994 Т.2.

125. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли/ / Г.В. Флоровский. // Из прошлого русской мысли. М.,1998. - С. 7-27.

126. Флоровский Г.В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов. / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. -М.,1998.-С. 31-51.

127. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс: «Вильнюс», 1991. - 600 с.

128. Фудель С.И. Об о. Павле Флоренском (1882-1943). / С.И. Фудель // П.А. Флоренский: pro et contra. / Сост. вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.,2004. - С. 49-140.

129. Холодный В.И. А.С. Хомяков и современность: зарождение и перспективы соборной феноменологии. М.: Академический Проэкт, 2004. - 528 с.

130. Хомяков А.С. Работы по историософии. С. В 2х т. М: «МЕДИУМ», 1994. Т. I. - 478 с.

131. Хомяков А.С. Работы по богословию. С. В 2х т. М: «МЕДИУМ», 1994. Т. 2. - 478 с.

132. Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб: «Наука», 1995 -480 с.

133. Хомяков А.С. Светлое воскресение: Сказочная повесть. М.: «Лепта-пресс», 2004. - 62 с.

134. Хомяков А.С. Избранные статьи и письма. / Общ. ред., сост., подгот. текста, комент. Л.Е. Шапошников, О.В. Парилов, И.А. Треушникова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2004.-480 с.

135. Хомяков А.С. Политические письма 1848 года> / А.С. Хомяков // Вопросы философии. 1991.-№3-С. 109-131.

136. Хомяков А.С. Аристотель и всемирная выставка. / А.С. Хомяков // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства, А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. -М.: Выс. шк., 1995.-С. 183-196.

137. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, «Белорусская грамота», 1997. - 208 с.

138. Хомяков Д.А. Собор, соборность, приход и пастырь. Саратов, 1996.-32 с.

139. Хомяковский сборник. Томск: Изд. «Водолей», 1998. - Т. I. -352 с.

140. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия. / С.С. Хоружий // Вопросы философии. -1991.-№5-С. 26-57.

141. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб. 1994.

142. Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека. / С.С. Хоружий // Православное учение о человеке. М., 2004. - С. 154-168.

143. Хромов J1. Религиозно-информационная теория познания. / Л. Хромов // Русское самосознание. 1998. - №5 - С. 75-92.

144. Ципин Владислав прот. Курс церковного права. Клин: Христианская жизнь, 2004. - 703 с.

145. Чаадаев П.Я. Философские письма. // Тарасов Б.Н. Чаадаев. М.: Мол. гвардия, 1990. - С. 444-553.

146. Час молитвы: Библейские мотивы в русской поэзии. М: «ФОЛИО», 2001.-432 с.

147. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. / Редкол.: И.Т. Флоров и др.; Сост. П.С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. -464 с.

148. Человек и христианское мировоззрение. Международный симпозиум. // Божественное откровение и современная наука. Альманах. Вып. I. М. 2001. - С. 253.

149. Шапошников Л.Е.Очерки русской историософии XIX-XX вв. -Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2002. -241 с.

150. Шапошников Л.Е. А.С. Хомяков и русское православное богословие / Л.Е. Шапошников. // Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. / Вступит, ст., послесловие, приложение и комент. Л.Е. Шапошникова. М.: Высш шк. 2005. - С. 207-238.

151. Шапошников JI.E. Глашатай новаторского традиционализма. / JI.E. Шапошников. // Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. / Вступит. ст., послесловие, приложение и комент. JI.E. Шапошникова. М.: Высш шк. 2005. - С. 5-32.

152. Шапошников JI.E. Н.А. Бердяев и А.С. Хомяков. / JI.E. Шапошников. // Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. / Вступит, ст., послесловие, приложение и комент. Л.Е. Шапошникова. М.: Высш шк. 2005. - С. 193-206.

153. Шестун Евгений прот. Православная педагогика. М.: «Про-Пресс», 2001.-560 с.

154. Широкова М.А. Теоретические источники политической философии славянофильства. // Известия АГУ. №4(26), 2002. -С. 91-96.

155. Шохин В.К. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, как реформатор преподавания философии: некоторые размышления. / В.К. Шохин // Вопросы философии. -2000.-№9. -С.93-101.

156. Шпидлик, о. Томаш. Русская идея: иное видение человека. / Пер. с франц. В.К. Зелинского и Н.Н. Костомаровой. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. - 464 с.

157. Щукин В.Г. «Семейная разладица» или непримиримая распря? Западничество и славянофильство в культурологической перспективе. / В.Г. Щукин // Вопросы философии. 2003. - №5 -С. 103-123.

158. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. - 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.