Религиозная ментальность в культуре западноевропейского романтизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Литвинова, Татьяна Викторовна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 144
Оглавление диссертации кандидат философских наук Литвинова, Татьяна Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
РЕЛИГИОЗНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ РОМАНТИЗМА.
§ 1. Структура, содержание и принципы понимания романтической религиозной ментальности.
§ 2. Мировоззренческий и моральный аспекты религиозной ментальности романтизма: единство и противоречия.
ГЛАВА II. РЕЛИГИОЗНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И РОМАНТИЧЕСКАЯ
КАРТИНА МИРА.
§ 1. Представления о Боге в культуре романтизма.
§ 2. Пространство романтического мира и самоопределение в нём. человека. Время романтического мира.
ГЛАВА III. РЕЛИГИОЗНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМА СМЫСЛА
ЖИЗНИ В РОМАНТИЗМЕ.
§ 1. Романтический вариант решения проблемы свободы воли, божественного предопределения и ответственности.
§ 2. Сотворение романтической судьбы как вызов Богу.
§ 3. Смерть и связанное с ней поведение в контексте романтической культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Духовный облик Америки в литературе США первой половины XIX века2009 год, кандидат филологических наук Седова, Наталья Александровна
Библейско-евангельская традиция в эстетике и поэзии русского романтизма2001 год, доктор филологических наук Осанкина, Валентина Алексеевна
Философско-мистические аспекты йенского романтизма в творчестве Даниила Андреева2004 год, кандидат философских наук Чиндин, Игорь Викторович
Русско-немецкие литературные связи в отечественной романтической прозе 30-х гг. ХIХ в.2002 год, доктор филологических наук Ильченко, Наталья Михайловна
Понятие жизни в философии немецкого романтизма2006 год, кандидат философских наук Архангельская, Россияна Вячеславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная ментальность в культуре западноевропейского романтизма»
Актуальность темы исследования
Исследование романтизма вообще и религиозной ментальности этого движения, в частности, актуально и сейчас, в начале XXI века для стран, культура которых сформировалась на базе христианских традиций. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, значительное число не только неверующих, но и верующих людей в наши дни склонны сомневаться как в отдельных догматах христианства, так и в необходимости обрядов. С другой стороны, сильна обеспокоенность людей в связи с падением духовности, которую часто связывают с индустриализацией общества* идеологией обыденного прагматизма и тенденцией нивелирования ценностей. Критическая настроенность ума, сомнение всегда отличало европейскую мысль и в этом смысле, казалось бы, нет ничего нового в скептическом способе мышления последних столетий. Однако специфика заключается в том, что не рациональная настроенность, а эмоциональное состояние, питая скепсис, является результатом особой сопряженности сознания и бытия и стимулирует озабоченность в компенсации утраченного «бытийного» основания существования человека в мире. В решении этой проблемы не могут помочь рациональные установки, как и характер озабоченности — вопрос не для ratio. В эпоху Романтизма озабоченность была воспринята с позиции потребности в смысле, а не в истине. В поисках ответа, не находя его вовне, европейское сознание обращается к глубинам души, всматривается в религию, а исследователи философии культуры и религии - углубляются в вопросы преемственности традиций, содержания и смысла религиозных представлений и ориентации.
За последние двести лет христианство в его основных направлениях догматики и культа не умерло и не обновилось. Если проблема существует в течение столь длительного времени, то она заслуживает пристального внимания. Кризис современной духовности связан не только и не столько с кризисом христианства и даже не с кризисом религиозного сознания, хотя вопрос об этом не маловажен. Сущность современного кризиса глубже и шире. Исследование и описание общих религиозных представлений эпохи Романтизма, когда скептическое настроение стало основным тоном общественного сознания, позволит понять не только истоки и акценты душевных колебаний нашего времени, но и формы реагирования личности на крушение ожиданий и ценностей.
Вопрос о преемственности традиций в этом контексте едва ли не главный. Воздействие романтической идеологии испытали все культуры европей-ско-христианского типа, включая Россию. В содержании ментальности современного россиянина прослеживается романтическое наследие. Чтобы лучше понять романтическое наследие в духовной жизни современности, следует рассмотреть романтизм в тех странах, где он получил наибольшее развитие. Это Франция (страна, оказывавшая сильнейшее политическое и культурное влияние на весь европейско-христианский мир), Великобритания (страна промышленно развитая и сравнительно мало пострадавшая от наполеоновских войн) и Германия (раздробленная, политически и экономически слабая). Такое разнообразие политических и экономических условий позволяет выделить в романтизме общие черты, абстрагируясь от характеристик, привнесенных в него конкретной ситуацией в той или иной стране. Игнорируя частные подробности проявлений религиозности (например, представления об исто-рико-религиозной миссии народа в позднем немецком романтизме), можно выделить то, что характерно для романтической культуры в целом и стало фундаментом современной европейской ментальности.
Религиозный элемент ментальности не только выражает чаяния и устремления народов, влияет на культуру, но и фундирует глубины духа, является своеобразным «архэ» душевных интенций. Романтизм это ярко продемонстрировал. Социальные явления имеют психологическую подоплеку, в частности, именно в этом смысле. Целесообразно различать понятия религиозности как свойства личности или группы, которое проявляется в любви к сверхъестественному, потребности иметь религиозную веру или повышенном интересе к религиозным вопросам, и религии как системы представлений и предписанных действий, традиционных для определенной конфессии. Это различие нередко подчеркивали сами романтики: например, в йенском кружке говорили о религиозности (Religiosität) как об «истинной религии», то есть о религиозной ментальности.
Ментальность представляет собой общественное явление, но отдельный человек является ее носителем. Важно принимать во внимание историко-культурное значение отдельной личности и отдельной человеческой судьбы. Труды романтиков выразили этот феномен: менталитет отдельной личности не только вырастает из духа эпохи, но, будучи доведен до общезначимого уровня, придает ментальности специфический тон, который содержательно наполняет культуру и пролонгирует интенции духа.
Следует особо отметить длительный перерыв в исследовании религиозного аспекта романтической культуры в отечественной философии. В последние десятилетия XX века романтизм рассматривался преимущественно в его светском аспекте. Одной из характерных черт гуманитарного знания этого периода было выделение в культурном наследии признаков «прогрессивного» и «реакционного». Каждый романтик отчасти «бунтарь» (это понималось как «прогрессивное»), а отчасти религиозный мистик (это «реакционное»). Игнорирование одного из этих аспектов или идеологически-тенденциозное отношение к ним не позволяет надеяться на адекватное понимание смысла романтизма. Взгляд на культуру романтизма в начале XXI века в аспекте ее религиозной ментальности без вольных или невольных штампов советского периода, безусловно, необходим.
Степень научной разработанности темы.
Историко-культурный феномен романтизма осмысливался с начала своего существования (конец XVIII - начало XIX вв.) современниками. Освещался он преимущественно в рамках литературоведения и лишь отчасти - в философии. Об этом свидетельствуют литературные манифесты1 представителей романтического движения. Для данного исследования особенно важны отраженные в литературных манифестах взгляды романтиков на христианство в целом (В.Гюго, Ж. де Сталь, Ф.Шатобриан)2 и на мистико-религиозное умонастроение в романтическом творчестве, в частности (Л.Уланд, Ш.Нодье)1. Интересны и программные произведения романтиков: ортодоксального католика Ф. Шатобриана4, представителя мистико-религиозных взглядов Новалиса5, а также многочисленные труды романтиков по эстетике6. Все эти работы могут служить источниками для изучения романтической религиозности, как и материалы издававшихся романтиками журналов, из которых наиболее известен йенский «Атенеум»7. (В «Атенеуме» сотрудничали А.Шлегель, Ф.Шлегель, Новалис, Ф.Шлейермахер.) Особо отметим книгу Г.Гейне «Романтическая школа»8, которая представляет романтизм как куль
1 Литературные манифесты западноевропейских романтиков (под. ред. A.C. Дмитриева). - М., 1980. Гюго В. Из предисловия к драме «Кромвель». // Литературные манифесты западноевропейских романтиков (под. ред. A.C. Дмитриева). - М., 1980. С. 447 - 459; Сталь А.Л. Ж. О Германии. Там же. - С. 383 - 391; Шатобриан Ф. Из «Гения христианства». Там же. - С. 392 - 393. Нодье Ш. О фантастическом в литературе // Литературные манифесты западноевропейских романтиков (под. ред. A.C. Дмитриева). - М., 1980. С. 407412.
4 Шатобриан Ф.Р. Замогильные записки. - М., 1995.
Новалис. Генрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. - СПб., 1995. Эстетика раннего французского романтизма. - М., 1982. Вакенродер Г. Фантазии об искусстве. - М., 1977. Кольридж С.Т. Избранные труды. - М., 1987.
7 Athenäum (Auswahl. Herausgegeben von Gerda Heinrich) - Leipzig, 1984.
Heine H. Die romantische Schule. - Leipzig, 1985. турное явление; при этом большое внимание уделяется религиозным исканиям и мистицизму романтиков. Опыт освещения романтиками их собственной религиозности дал первый толчок для ее философского анализа.
В науке конца XIX в. появился фундаментальный труд датского ученого, историка литературы Г.Брандеса «Литература XIX века в ее главнейших течениях», отдельные книги которого посвящены романтизму в Англии, Франции и Германии1. Немецкий философ и историк литературы конца XIX л в. Р.Гайм исследовал философские поиски немецких романтиков, включая рассмотрение ими религиозно-мировоззренческих проблем. В западноевропейских трудах по истории философии романтизм принято выделять как веху в ее развитии. В работах Б. Рассела, Р. Тарнаса, Д.Реале и Д. Антисери дается общая картина романтического мировоззрения, в котором прослеживаются религиозные элементы, а также отмечается нетрадиционный характер романтической религиозности3.
Из российских авторов, внесших вклад в изучение особенностей мышления романтиков, можно упомянуть H.A. Котляревского, и Ф. де Ла Барта (конец XIX - начало XX в)4. В их трудах романтическая религиозность получает критическую оценку с позиций рационализма и литературного реализма.
1 Брандес Г. Литература XIX в. в ее главнейших течениях. Английская литература. Натурализм в Англии. Озерная школа. Байрон и его группа. — СПб., 1898. Брандес Г. Собр. Соч. в 12 т. Т. III. Литература эмигрантов; Т. IV. Реакция во Франции. Романтическая школа в Германии. Т. VII. Романтическая школа во Франции. - Киев, 1902. Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. - М. 1891. 1 Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998. Тарнас Р. История западного мышления. - М., 1995. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — В 4-х т. Том 4. От романтизма до наших дней.-СПб., 1997.
1 Котляревский Н. Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века. -СПб., 1898. Ла Барт Ф. де Литературное движение на Западе в первой трети XIX столетия. - М. 1914. Ла Барт Ф. де Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции. - Киев, 1905.
Из отечественных авторов начала XX века необходимо назвать классика литературоведения В.М. Жирмунского1. Он исследует биографии и творчество ряда крупных немецких романтиков и видит в их мировоззренческом развитии тенденцию перехода от пантеизма и нестрогой морали к католицизму и аскетизму.
В научной литературе советского периода различные проблемы романтизма разрабатывались многими авторами - Н.В.Аникиным, П.П. Гайденко,
A. Дейчем, А.С.Дмитриевым, А.А.Елистратовой, А.Ф.Лосевым,
B.А.Мильчиной и др. Однако религиозный аспект романтической культуры освещался мало. В 80-90 гг. XX века написаны монографии, посвященные иронии как внутреннему механизму оформления скептического умонастроения романтиков и символу, комбинирующему работу воображения (Л.А.Мирская, В.О.Пигулевский). В них религиозная менгальность романтиков рассматривается как следствие общего скептического и мечтательного тона эпохи. Существуют также исследования, в которых анализируется романтическое мифотворчество, а мифологический универсум романтиков описан как результат смешения разных, в том числе религиозных идей (Л.А.Мирская, М.А.Лифшиц). Появились также публикации, посвященные интересу романтиков к сверхъестественному и происхождению этого интереса (С.Львов, Н.А.Соловьева и др.) . Среди работ, важных для данной темы, следует отметить статью Д.Л.Чавчанадзе о присутствии в романтической литературе христианских женских архетипов: положительного (Богородица) и отрицательного (воплощение греха), а также книгу Ф.П.Федорова, уделяющего внимание религиозно-мистическому аспекту в представлениях романти
1 Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб., 1996. Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. - Пг, 1919.
Львов О. Немецкий романтизм и его истолкователи // Вопросы литературы, -№2. - 1981. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. - М., 1988. ков о пространстве и времени1.
К настоящему времени благодаря усилиям всех названных исследователей романтизм как явление культуры получил в философии глубокую и всестороннюю оценку. Определена специфика романтического сознания, сущность романтической иронии, символа, мифотворчества. Вместе с тем, феномен религиозной ментальности романтиков до сих пор не получил детального освещения в отечественной философской литературе. Как автора, уделившего значительное внимание религиозности романтиков, можно назвать Н.Я.Берковского2, ученика В.М. Жирмунского. Правда, он рассматривал религиозность как явление, внутренне не свойственное романтизму и навязанное ему извне Ф. Шлейермахером. Пантеизм в системе взглядов романтиков не рассматривается как элемент религиозности. В данном диссертационном исследовании для понимания различных граней религиозной ментальности романтиков полезными оказались труды М. Элиаде, С.С.Аверинцева, А.Я.Гуревича, Н.С. Капустина, O.A. Богдановой, В.Г. Тахтамышева, а эстетические воззрения осмыслены с помощью работ К.Э.Гилберта, Г.Куна, А.Ф.Лосева, В.В.Бычкова.
Объект и предмет исследования.
Объектом данного исследования является ментальность представителей романтической культуры во Франции, Германии и Англии. Предметом -религиозный компонент ментальности романтического периода.
Цель исследования - с позиций философии культуры проанализировать религиозно-мировоззренческие элементы ментальности эпохи Романтизма и их влияние на творчество, поведение и судьбы индивидов. Для достиже Чавчанадзе Д.Л. Средневековый архетип в произведениях немецких романтиков (образ женщины). // Вестник Московского Ун-та, серия 9, Филология, №2. - 1992. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига, 1988. г Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - СПб. 2001. ния цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать особенности культуры романтизма, характер менталь-ности эпохи.
- Определить роль религиозного мировоззрения в эпоху романтизма. Раскрыть содержание понятия «религиозная ментальность».
- Определить специфику религиозной ментальности эпохи романтизма, раскрыть содержание понятия «романтическая религиозная ментальность».
- Выявить в литературном творчестве романтиков элементы религиозной ментальности, показать их содержательные особенности.
- Изложить содержательные особенности представлений о Боге в мировоззрении романтизма.
- Показать влияние творчества романтиков, в частности, каждого из элементов религиозной ментальности на поведенческие паттерны.
- Выявить характеристики религиозной ментальности романтиков, сохранившиеся в структуре мировоззрения современного представителя культуры европейско-христианского типа.
Методология исследования Исследование ведется в рамках философии культуры с опорой на смежные для данной темы области знания - психологию, литературоведение, историю и религиоведение. В основе исследования компаративистский анализ и герменевтический метод. Специфика применения метода - соблюдение герменевтического принципа эмпатического понимания В. Дильтея и правила «герменевтического круга» Ф. Шлейермахера. Последнее особенно органично для понимания романтизма, ведь именно романтикам гуманитарное знание обязано возникновением как философии культуры (А.Мюллер), так и философской герменевтики (Ф. Шлейермахер). Под ментальностью в данной работе понимается существующий в конкретной историко-культурной общности стиль мировоззрения, сочетающий в себе сознательный и бессознательный, рациональный и эмоциональный элементы. Подробному описанию методологических принципов исследования посвящен 2-й параграф первой главы.
Научная новизна исследования определяется постановкой и формулировкой проблемы и теми результатами, которые получены в процессе решения поставленных задач:
1. Выявлены особенности культуры романтизма, повлиявшие на характер верований эпохи.
2. Определена роль религиозного мировоззрения в культуре романтизма. Подробно раскрыто содержание понятия «религиозная ментальность».
3. Определена специфика религиозной ментальности романтизма. Раскрыто содержание понятия «романтическая религиозная ментальность».
4. На основе анализа литературного творчества романтиков выявлены характерные для религиозной ментальности элементы и осмыслено содержание как представлений о хронотопе, смерти, историческом процессе и судьбе человека.
5. Сделан анализ особенностей понимания Бога в мировоззрении романтиков.
6. На основе метода герменевтики раскрыт смысл религиозной ментальности романтиков и специфики ее проявления в особенностях поведения личности и характере художественного творчества.
7. Показана историческая преемственность между особенностями романтической религиозной ментальности и особенностями ментальности представителей современной европейской культуры.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Культура эпохи романтизма формируется на волне антипросветительского движения, недовольства результатами Великой Французской революции и буржуазной цивилизацией. Умонастроение эпохи - радикальное сомнение в возможностях разума решить смысложизненные проблемы. Жизненная позиция романтика - неприятие мира. Отсюда такие особенности мышления эпохи, как скепсис и мечтательность, ставшие почвой ментальности особого рода.
Культура романтизма неотделима от религиозного мировоззрения. Поведение и творчество представителей эпохи позволяет говорить о значительном доминировании религиозности, или религиозной ментальности. Как особенность мировоззрения личности или группы религиозная ментальность - это любовь к сверхъестественному, потребность верить и интерес к религиозным проблемам.
Скептически настроенное мировоззрение романтизма обрело двусмысленное отношение к вере: с одной стороны, тоска по христианскому идеалу, с другой, - сомнение в прежнем Боге. Романтический синтез привел к становлению особой религиозной ментальности, в которой представления разных религий, вера , в сверхъестественное, мистико-религиозная интуиция и просто ожидание чудесного соединялись на основе эмоционального тона. Религиозная ментальность эпохи объединяет в себе противоречивые, конкурирующие друг с другом представления, прежде всего теистические (на которые опиралось ортодоксальное христианство), деистические (представленные в наследии эпохи Просвещения) и пантеистические (сохранившиеся как наследие христианской мистики и еретических учений). Романтическая религиозная ментальность — это любовь к сверхъестественному, вера, не имеющая четкой конфессиональной принадлежности и содержащая в себе всегда некую долю сомнения.
В структуре романтической ментальности такие элементы мировоззрения как теологический хронотоп и христианские нормы морали перестают задавать нравственные ориентиры; человек вынужден искать их сам. Этому способствует порожденный эпохой культ личностной уникальности и произвола в построении универсума духа, интериоризации ценностей мировой культуры.
В романтизме происходит обезличение традиционного христианского Бога. Деизм в структуре религиозной ментальности лишает Бога черт заботливого отца и нередко способствует отождествлению Бога с заданным им мировым законом (или судьбой), а пантеизм «растворяет» его в природе. Сюда же добавляются представления различных мифологий, сказок, обыденные суеверия. В итоге понимание Бога в романтизме становится расплывчатым.
6. Религиозная ментальность, включающая в себя конкурирующие представления, определяет соответствующие этим представлениям поведенческие установки. Конкуренции противоречащих друг другу религиозных представлений соответствует противостояние поведенческих паттернов, которые обусловливают внутренний конфликт у носителей религиозного менталитета. Отсюда проистекает разлад личности с действительностью. Романтик не имеет ни единого, данного «свыше» представления о смысле жизни, ни однозначных критериев праведной жизни.
7. Складывается преемственность между рядом характеристик романтической религиозной ментальности и особенностями менталитета представителя современной европейско-христианской культуры, такими, как представления о «брошенности» человека Богом на произвол судьбы и необходимости брать судьбу в свои руки; о ценности личности, распоряжающейся собственной судьбой; о вине и ответственности личности, верящей (вопреки здравому смыслу) в утраченного Бога.
Теоретическая и практическая ценность данной работы состоит в том, что в ней на материале отдельно взятой историко-культурной эпохи подробно раскрывается религиозный аспект менталитета. Работа может быть использована:
- для исследований в области философии культуры, психологии и социологии религии, как в качестве материала для исследования, так и в плане методологии;
- в исследовании историко-культурной обусловленности элементов ментальности современных представителей культур, прошедших в своем развитии эпоху романтизма;
- в лекционных курсах, спецкурсах и семинарах по социальной философии, культурологии, истории западноевропейской литературы.
Апробация исследования Данное исследование прошло апробацию на VIII годичном научном собрании Северо-Кавказского социального института (Ставрополь, апрель 2001), на научно-практической конференции Ставропольского государственного университета (Ставрополь, апрель 2002), а также в рамках семинара по герменевтике Пятигорского государственного лингвистического университета (Пятигорск, ноябрь 2002). Материалы диссертации использовались в преподавании курсов «История и культура стран изучаемых языков (Великобритания, Германия)», «История литературы зарубежных стран» на факультете иностранных языков Северо-Кавказского социального института.
По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 1,4 п.л. Структура диссертации. Диссертация состоит из трех глав, содержащих семь параграфов, введения, заключения и библиографического списка литературы, включающего 193 наименования. Общий объем работы - 144 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Формирование толерантности в религии и художественной культуре западноевропейского Просвещения и Романтизма: XVIII - нач. XIX вв.2006 год, кандидат культурологии Аскерова, Людмила Викторовна
Проблемы искусства в духовных исканиях Н. В. Гоголя1999 год, кандидат филологических наук Янчевская, Анжелика Юрьевна
Метафизика бессмертия в русской романтической лирике2007 год, доктор филологических наук Косяков, Геннадий Викторович
Романтические типы русской литературы как отражение типов художественного сознания: На материале комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"2001 год, кандидат филологических наук Баженов, Андрей Михайлович
Библейские темы и мотивы в позднем творчестве Байрона2003 год, кандидат филологических наук Михайленко, Елена Николаевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Литвинова, Татьяна Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, мы видим следующее:
- Религиозная ситуация в конце XVIII - начале XIX в. в. характеризуется брожением, неопределенностью и неоднородностью взглядов. Религиозная менталыюсть этого периода включает в себя противоречащие друг другу элементы, которые не могут быть, даже условно, объединены в стройную систему. Эта ментальность аморфна, она не представляет собой нечто более или менее четко оформленное.
- Несовместимые элементы ментальности конкурируют, борясь друг с другом «за выживание». Основными из этих элементов можно считать следующие:
Представления о Боге:
1. Теистический Бог: Бог-личность, творец и хранитель мира, отец и судья.
2. Бог пантеистов. Все существующее есть Бог (или - все существующее есть проявление Бога - так называемый трансцендентный пантеизм).
3. Деистический Бог как творец, не вмешивающийся в дела этого мира после того, как раз навсегда задал мировой закон. Бог легко отождествляется в этом случае с самим этим законом или судьбой (роком)
Этические представления:
1. Свод христианских моральных заповедей (теистическая религия предполагает, что они от Бога). Христианская традиция обусловливает у людей эпохи романтизма острое ощущение греха.
2. Пантеистическое нравственное безразличие. Если все есть Бог, то все - благо. Считается, что для подлинно религиозного человека (то есть для последовательного пантеиста) греха нет.
3. Обреченность деиста. Мировой закон, как считали романтики, непостижим. Деизм отказывает человеку в свободе воли и личных заслугах, так как все в мире обусловлено высшей необходимостью. Это представление стесняет человека; романтик бунтует и решается на борьбу с судьбой (безразличным к человеку божеством). Романтик эксцентричен, потому что в каждом чудачестве ему видится момент экзистенциальной свободы.
- Теистическая религия давала своим приверженцам Бога любящего (или, по крайней мере, не безразличного к человеку) и четко структурировала мир, в котором верующий хорошо ориентировался. Ортодоксальный христианин как бы обладал «картой» этого мира с обозначением маршрутов: он знал (но крайней мере, в рамках религиозного учения), как этот сложный мир устроен, и к какой цели этот мир движется, и куда идет он сам. Он знал, какая деятельность угодна Богу, и знал, что желательно избегать греха.
- К концу XVIII в. вера в христианские догматы была уже в значительной мере подорваны наукой. В свою очередь, политические события конца XVIII в. - начала XIX в. (Великая Французская революция, наполеоновские войны) подорвали у человека доверие к миру и чувство безопасности и ускорили развитие религиозно-мировоззренческого кризиса. Наряду с христианскими становятся популярными деистические и пантеистические идеи, которые запутывают человека, делая зачастую неразличимыми грех и добродетель. Назначение человека и человеческой истории также становится неясным. С одной стороны, по-христиански предполагается «развязка», то есть подведение окончательного итога существования человечества, поскольку романтик придерживается теистической концепции векторного времени. Тем не менее, романтик по-деистически убежден в том, что смысл истории не может быть известен людям.
- Пространство теряет четкую структуру, в результате чего творческая мысль может строить догадки о множественности миров. Наряду с христианским представлением о векторном времени возникает древнее представление о времени круговом: все повторяется. Таким образом, человеку больше не дают> определенности ни пространство, структурированное догмами (мир земной, рай, ад), ни время, ведущее человека к концу света и Страшному Суду.
- Соответствующие догмам религии христианские пространство и время были существенными опорами религиозной морали: пространство указывает место для грешных и праведных, время дает предвидение суда. В эпоху романтизма ценность следования моральным нормам перестает подтверждаться представлениями о загробной жизни
- Романтик остро ощущает «убывание» религиозной веры и прилагает усилия для ее сохранения. Чтобы сохранить кажущуюся гибнущей религию, романтик старается спасти веру в сверхъестественное вообще: он защищает и утверждает «суеверия», стремится иметь личный мистический опыт, пытается оформить (по-новому) пространство, «населив» его фантастическим существами.
- Происходит обезличивание Бога: либо отождествление его с мировым законом (неизвестной судьбой), либо «растворение» его в природе. Потеряв активного Бога, который был заинтересован д их судьбах, люди поневоле становятся активными сами, пытаясь повлиять на свою и чужую жизнь. Так как христианская мораль, как составная часть теистической религии, также поколеблена, активный деятель не имеет четких моральных ориентиров и идет на риск. Без этих ориентиров человек склонен колебаться между высокой оценкой своих действий (это действия спасителя людей) и преувеличенным сознанием своей греховности (уподобление дьяволу), которому соответствует убеждение в том, что наказание бунтаря неизбежно (дьявол низвергается в ад). Это происходит в силу того, что обезличивание христианского Бога вызывает другое яркое проявление теистической традиции - становятся популярными наиболее «лич-ностно оформленные» христианские персонажи: Христос и дьявол.
- Обезличенный Бог заставляет человека самого быть личностью в высшей степени, стремиться помочь себе и другим. Но политические события, свидетелем которых стал романтик, научили его не доверять человеческой природе со скрытым в ней потенциалом разрушителя. Получается парадоксальная ситуация: безличность Бога заставляет человека брать на себя максимальную ответственность и максимально проявлять свой потенциал, который опасен. То есть человек уподобляется теистическому Богу (или Богочеловеку), принимая его обязанности, и таким образом проявляет свою опасную, дьявольскую природу.
- Противоречивый менталитет людей переходной историко-культурной эпохи обусловливает непоследовательность, непрактичность и невезение как массовые явления. .Отсутствие более или менее четко оформленного менталитета становится основой неблагополучной жизни.
- Хотя возникновение экзистенциальных проблем современного представителя европейской культуры нельзя полностью объяснить религиозным кризисом конца XVIII - начала XIX в.в., но религиозный кризис в значительной мере способствовал возникновению этих проблем. «Наивную» религиозность былых времен не вернуть, и едва ли стоит о ней жалеть. Духовная жизнь не стоит на месте. В наше время допросвещенческий тип религиозности не был бы уместен. Но стоит увидеть, насколько важным было то, что мы там, у истоков наших экзистенциальных проблем, потеряли. Для людей конца XVIII - начала XIX в.в. эта потеря была болезненной и ощущалась как утрата чего-то ценного и невосполнимого. Возможно, в наше время целесообразно оценить влияние этой потери на людей (в той мере, в которой оно еще прослеживается), оценить значимость этой потери и принять ее. Следует отметить также большую работу, проделанную романтиками, которая способствовала тому, что их потомки стали привыкать жить с этой потерей. Представляется, что самый тяжелый груз экзистенциальных проблем несло именно это поколение.
Такие вопросы, как семантичность романтического жеста (поведенческого акта) и степень его осознанности и неосознанности как проявление осознаваемого и неосознаваемого в структуре ментальности еще далеко не исчерпаны (это не входило в задачи исследования) и требуют дальнейшего рассмотрения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Литвинова, Татьяна Викторовна, 2004 год
1. Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992.-335 с.
2. Алексеев М.П. Чарльз Роберт Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. М.: Наука, 1983.- 700 с.
3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1975. - 528 с.
4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992.- 528 с.
5. Байрон Дж. Г. Избранное М.: Правда, 1986.- 464 с.
6. Балашов Н.И. Алоизиюс Бертран и рождение стихотворения в прозе // Бертран А. Гаепар из тьмы. М.: Наука, 1981.- 351 с.
7. Батай Ж: Теория религии. Литература и Зло. Мн.: Современный литератор, 2000. - 352 с.
8. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон-Пресс, 1995.-512 с.
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 809 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1988. — 445 с.
11. Башляр Г. Психоанализ огня. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.176 с.
12. Бёме Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении. СПб.: Азбука, 2000. -411с.
13. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука, 2001. - 512 с.
14. Берковский Н.Я. Лекции и статьи по зарубежной литературе. СПб.: Азбука - классика, 2002. - 480 с.
15. Бертран А. . Гаспар из тьмы (Фантазии в манере Рембрандта и Калло).- М.: Наука, 1981.-351 с.
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завет. Канонические. М.: Издание Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, 1968.-325+292 с.
17. Бицилли П.М: Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995.-XXVIII +244 с.
18. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб.: Мифрил, 1996. -XIV-С. 256.
19. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986.- 254 с.
20. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. -712 с.
21. Бонавентура Ночные бдения. — М.: Наука, 1990. — 254 с.
22. Богданова O.A., Бойко М.И., Васечко В.Ю. и др. Культурология: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: М-во образования РФ, Ростовский государственный экономический ун-т, Ин-т информатизации и управления, Центр заочно-дистанционного обучения, 2000. — 112с.
23. Брандес Г. Английская литература. Натурализм в Англии. Озерная школа. Байрон и его группа. СПб., 1898.- 340 с.
24. Брандес Г. Литература эмигрантов. // Собр. соч. в 12-и томах. Т. III.- Киев: издание Б. К. Фукса, 1902,- 172 с.
25. Брандес Г. Реакция во Франции. // Собр. соч. в 12-и томах. T.IV. — Киев: издание Б.К. Фукса, 1902.- 227 с.
26. Брандес Г. Романтическая школа в Германии. // Собр. соч. в 12-и томах. Т. IV Киев: издание Б. К.Фукса, 1902. С. 284.
27. Брандес Г. Романтическая школа во Франции.// Собр. соч. в 12-и томах. Т. VII. Киев: издание Б. К. Фукса, 1902.- 166 с.
28. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVIII в.в. Т. 1. структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. - 622 с.
29. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVIII в.в. Т. 3. Время мира. М.: Прогресс, 1992. 679 с.
30. Бродель Ф. Что такое Франция? — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994. -405 с.
31. Вакенродер В.Г. Несколько слов о всеобщности, терпимости и человеколюбии в искусстве. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 639 с.
32. Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. М.: Искусство, 1977.- 263 с.
33. Введение в культурологию (под ред. Е.В. Попова). М.: Владос, 1996. - 336 с.
34. Виньи А. де Размышления о правде в искусстве // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1960.- 639 с.
35. Виньи А. де Сен-Мар, или заговор во времена Людовика ХШ.- Мн.: Мас-тацкая Л1таратура, 1989.- 383 с.
36. Всемирная история: Европа под влиянием Франции. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.- 560 с.
37. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.- 367 с.
38. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. №704 с.
39. Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. -М.: Типография В.Ф. Рихтер, 1891.- 774+Х1 с.
40. Гауф В. Собрание сказок. М.: Алгоритм, 1998. 464 с.
41. Гейне Г. Из предисловия к «Романсеро» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 639 с.
42. Гейне Г. Стихи. М.: Художественная литература, 1994.- 350 с.
43. Гельдерлин Ф. Сочинения. М.: Художественная литература, 1969.-543 с.
44. Генисаретский О., Зильберман Д. О возможности философии (переписка). -М.: Путь, 2001.-352 с.
45. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.: Ин-т практической психологии, 1996.-114 с.
46. Готье Т. Клуб любителей гашиша // Бодлер Ш. и др. Искусственный рай. -М.: Аграф, 1997.- 416 с.
47. Гофман Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 1967.- 773 с.
48. Гофман Э.Т.А. Песочный человек. СПб.: Издательский дом «Кристалл», 2000.-912 с.
49. Гросскурт Ф. Байрон. Падший ангел. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-512 с.
50. Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 2. Средневековый мир. М. - СПб.: Университетская книга, 1999. — 560 с.
51. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.328 с.
52. Гуревич А.Я. Культура средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.-366 с.
53. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука. // Вопросы философии. 1990.-№4.
54. Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1996. — 288 с.
55. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 1979.- 511с.
56. Гюго В. Из предисловия к драме «Кромвель» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. — М.: Изд-во МГУ, 1980. 639 с.
57. Дейч А. Судьбы поэтов. Гельдерлин, Клейст, Гейне. М.: Художественная литература, 1974,- 574 с.
58. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984.- 183 с.
59. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1992.-418 с.
60. Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1904.- 375 с.
61. Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 576 с.
62. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности. // Вопросы философии.- 1990-№3.
63. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.- 703 с.
64. Дмитриев A.C. Генрих Гейне (критико-биографический очерк).- М.: Учпедгиз, 1957.- 111 с.
65. Добреньков В.И. Модернизация идеи Бога в современной религии. М.: Знание, 1978.- 64 с.
66. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск: Полиграмма, 1994.- 316 с.
67. Елистратова A.A. Наследие английского романтизма и современность. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1960. 5Q5 с.
68. Жан Поль. Мертвый Христос говорит с вершины мироздания о том, что Бога нет // Логос. 1995. - № 6.
69. Жан Поль Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981.- 448 с.
70. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Аксиома, Новатор, 1996.- XL +232 с.
71. Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. Пг, 1919.
72. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.- 432 с.
73. История ментальностей. М., 1993. - 208 с.
74. История немецкой литературы / Гуляев H.A., Шибанов И.П., Буняев B.C. -М.: Высшая шкала, 1975.- 526 с.
75. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
76. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М.: Мысль, 1984. - 222с.
77. Ките Дж. Стихотворения. Поэмы. М.: Рипол Классик, 1998.- 416 с. 63.
78. Клейст Г. фон Обручение на Сан-Доминго (Принц Фридрих Гомбургский. Новеллы).- СПб.: Азбука, 2000.- 442 с.
79. Клейст Г. фон. Пьесы.- М.: Искусство, 1962.- 638 с.
80. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.- 439 с.
81. Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.- 485 с.
82. Кольридж С.Т. Избранные труды. М.: Искусство, 1987.- 350 с.
83. Комната с гобеленами. М.: Правда, 1991.- 560 с.
84. Комната с призраком: английская демоническая повесть. Нижний Новгород: Деком; М.: Има-Пресс, 1993.- 415 с.
85. Констан Б Адольф. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.- 158 с.
86. Котляревский Н. Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века. -СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1898.- 360 с.
87. Кураев А. Пантеизм и монотеизм // Вопросы философии. 1996 - № 6.
88. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб.: Алетейя, 2000. - 442 с.
89. Ла Барт Ф. де Литературное движение на Западе в первой трети XIX столетия. М.: Типография т-ва Кушнарев и К, 1914. - 245 с.
90. Ла Барт Ф.де Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции. Киев: типография ун-та. Св. Владимира, 1905,- 495 с.
91. Ламартин А. де Иоанна д 'Арк. СПб.: Издание A.C. Суворина, 1889.- 103 с.
92. Лебедев Л.Л. Будет ли рай на земле? // Наука и религия. 1991. - № 12.
93. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - 440 с.
94. Литературные манифесты западноевропейских романтиков (под. ред. A.C. Дмитриева). М.: Изд-во МГУ, 1980. - 639 с.
95. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев: Наукова думка, 1986.-248 с.
96. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995.-400 с.
97. Львов О. Немецкий романтизм и его истолкователи. // Вопросы литературы.- 1981 № 2.
98. Маркова Л.А. Теология в эпоху постмодернизма. // Вопросы философии. -1999.- №2.
99. Маслоу А.Г. «Дальние пределы человеческой психики, СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
100. Меннингер К. Война с самим собой. М.: Эксмо-пресс, 2000. - 478 с.
101. Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. М.: Наука, 1983.- 700 с.
102. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: Агентство «Фаир», 1998.- 352 с.
103. Мильчина В.А. О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях (с.5-32). В кн.: Нодье Ш. Читайте старые книги. М.: Книга, 1989. В 2-х книгах. Кн. I.
104. Мирская Л.А. Современная мифология и проблема души. Ростов н/Д, 1999.-252 с.
105. Мирская Л.А. Эрос и соблазн. Ростов н/Д: Ирбис, 1997.- 169 с.
106. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.-560 с.
107. Мюссе А. де Избранное. Поэзия. Исповедь сына века. Новеллы. М.: Тер-ра, 1997.-480 с.
108. Нерваль Ж. де Жак Казот. // Иностранная литература. 2000. - № 4.
109. Нерваль Ж. де Легенда о царице Утра и Сулаймане, повелителе духов. -М.: Энигма, 1996.-224 с.
110. Нестик Т.А. Историко-культурные предпосылки времени в христианской патристике II IV веков. Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 2001. - 28 с.
111. Новалис Генрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. -СПб.: Евразия, 1995.- 239 с.
112. Новалис Фрагменты. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 639 с.
113. Нодье Ш. О фантастическом в литературе. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 639 с.
114. Нодье Ш. Читайте старые книги. М.: Книга, 1989. В 2-х книгах. Кн. 1 -310 с.; Кн. 2 -319 с.115.116.117.118.119.120,121.122,123,124,125,126127128129
115. Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. -Ростов н/Д: Фолиант, 2002. 418 с.
116. Проблема метода и жанра в зарубежной литературе. Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИ, 1979,- 195 с.
117. Психология масс (сост. Райгородский Д.Я.).- Самара: Бахрах М, 2001.592 с.
118. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 1998.- 992 с. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — В 4-х т. Том 4. От романтизма до наших дней. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис» 1997.- 880 с.
119. Революционный невроз. М.: Ин-т психологии РАН, изд-во КСП +, 1998.576 с.
120. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Academia - центр. Медиум, - 1995.- 412 с.
121. Романтические фантазии ( в 2-х томах).- Ставрополь: Югрос, 1993. Т. 1 -624 е.; Т. 2 349 с.
122. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.-705 с. Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. -СПб.: Союз, 1998.-560 с.
123. Сенанкур Э. де. Оберман. М.: Изд-во художественной литературы, 1963.370 с.
124. Скотт В. Квентин Дорвард.- СПб.: Лениздат, 1993.- 461 с. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М.: Изд-во МГУ, 1988.-232 с.
125. Тик Л. Белокурий Экберт. // Сорок одна повесть лучших иностранных писателей в 12-и частях. Часть XI М.: Типография Н. Стефанова, 1836. — 251 с.
126. Уланд Л. О романтическом // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980.- 639 с.
127. Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья Германские земли II/ III середины XI в.: СПб.: Алетейя, 2001. -506 с.
128. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время.- Рига: Зинатне, 1988. 450 с.
129. Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965.- 414 с. Филатова 0. Социология религии. Конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.- 64 с.
130. Франк С.Л. Личность и мировоззрение Ф.Д. Шлейермахера // Шлейер-махер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. СПб.: Алетейя, 1994.- 334 с.
131. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
132. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1999. - 576 с.
133. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925). // Вопросы философии. 1995. - № 11.
134. Хализев В.Е. Теория литературы М.: Высшая школа, 1999. 398 с.
135. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996.-656 с.
136. Хоруженко K.M. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 640 с.
137. Цвейг. Борьба с демоном: Гельдерлин. Клейст. Ницще. М.: Республика, 1992.-304 с.
138. Чавчанадзе Д.Л. Средневековый архетип в произведениях немецких романтиков (образ женщины). // Вестник Московского Ун-та, серия 9, Филология. 1992 - № 2.
139. Человек и его мир как загадка философии, психологии, науки. Сб. науч. р. Ростов н/Д: Гефест, 1999. - 152 с.
140. Шатобриан Ф.Р. Замогильные записки. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995.- 736 с.
141. Шелли П.Б. Избранные произведения. Стихотворения, Драмы. Философские этюды. М.: Рипол Классик, 1993. - 800 с.
142. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. М.: Искусство, 1983. Т.1 -479 е.; Т.2-448 с.
143. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. СПб. Алетейя, 1994.- 334 с.
144. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994;-560 с.
145. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.-656 с.
146. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991.-XVII + 192 с.
147. Эолова арфа . Антология баллады. М.: Высшая школа, 1989.- 671 с.
148. Эстетика раннего французского романтизма. М.: Искусство, 1982. -480 с.
149. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1994.- 415 с.
150. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. - 320 с.
151. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
152. An Anthology of English and American Verse. M.: Progress, 1972 - 719 p.
153. Athenäum (Auswahl. Herausgegeben von Gerda Heinrich) Leipzig: Philipp Reclam jun., 1984. - 539 St.
154. Brentano C. Romanzen vom Rosenkranz. Gedichte Raduga, 1985. - 576 St.
155. Byron G.G. Selections. Progress, 1979. - 520p.
156. Coleridge S.T. Verse and Prose. Progress, 1981. 456p.
157. Duby G. Histoire des mentalités. // L' Histoire et ses methodes (sous la direction de Charles Samaran) Paris: Gallimard, 1961. - p. 931 - 966.
158. Hauff W. Märchen. M.: Verlag Fremdsprachige Literatur, 1956. - 366 St.
159. Heidegger M. Sein und Zeit. 17 Auflage Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1993.-XIII+ 445St.
160. Heine H. Die Gedichte. Weimar: Volksverlag, 1960. 846 St.
161. Heine H. Die romantische Schule. Leipzig: Reclam, 1985. - 185 St.
162. Hoffmann E. T.A. Auswahl. M.: Raduga, 1983. - 552 St.
163. Hoffmann E. T.A. Die Elixiere des Teufels. Berlin, 1993.- 344 St.
164. Hoffmann E. T.A. Märchen. Leipzig: Philipp Reclam jun., 1983. - 473 St.
165. Hoffmann E.T.A Meister Floh. Leipzig: Griefenverlag zu Rudolstadt, 1980. -212 St.
166. Hölderlin F. Hymns and Fragments. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1984.
167. Hölderlin F. Hyperion. Der Tod Empedokles. Leipzig: Philipp Reclam jun., 1970.-294 St.
168. Hugo V. Poésies. Theatre. Moscou: Radouga, 1986. - 608 p.
169. Keats J. Selected Poetry.-NY Dell Publishing Co, Inc., 1971.- 161 p.
170. Lewis M.G. The Monk. Oxford. -NY: Oxford University Press, 1985.
171. Nodier Ch. Contes. Radouga, 1985. - 608 p.
172. Ricoeur P. Hermeneutik und Strukturalismus. // Der Konflikt der Interpretationen München: Kösel - Verlag, 1973.
173. Shelley P. B. Poetry and Prose. M.: Foreign Languages Publishing House, 1959.-459 p.
174. Schlegel F. Lucinde. Schleirmacher F. Vertraute Briefe über Schlegel's Lucinde. Leipzig: Philipp Reclam jun., 1970.-279 St.
175. Schleirmacher F. Hermeneutik und Kritik. Hrsg. N. Manfred Frank. 6 Auflage. -Frankfurt am Main Suhrkamp, 1995. 467 St.
176. Treble H.A., Vallins G. H. Realms of Gold (An Illustrated Survey of English Literature). London and Glasgo: Collins Clear Type Press, 1951. - 318 p.
177. Wuff D. M. Psychology of Religion. Classic and Contemporary Views. -N.Y., 1991.-640 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.