Рекламный дизайн маркетинговых коммуникаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Русанова, Мария Михайловна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 238
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Русанова, Мария Михайловна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК
ОБЪЕКТ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1. Модель маркетинговой коммуникации
1.2. Задачи и процедуры дизайна маркетинговых 21 коммуникаций
1.3. История отрасли и эволюция языка рекламного 30 дизайна
1.4. Роль дизайна в построении ценности бренда 49 российских ЧБ
Выводы по материалу главы
ГЛАВА И. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ КЛИЕНТА
2.1. Портрет адресата рекламного послания как проблема 72 Дизайна
2.2. Эмоциональная мотивация как тема 77 маркетинговой коммуникации
Выводы по материалу главы
ГЛАВА III. ЯЗЫК РЕКЛАМНЫХ ОБРАЗОВ В ДИЗАЙНЕ
МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
3.1. Каналы маркетинговых коммуникаций
3.2. Принципы и методы проектирования рекламных 103 Посланий
3.3. Рекламные образы маркетинговых коммуникаций в 114 журналах и буклетах
Выводы по материалу главы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Принципы и методы проектирования рекламного образа промышленного изделия2010 год, кандидат искусствоведения Садов, Александр Константинович
Образно-художественные аспекты формирования визуального содержания в рекламной графике: на материале наружной рекламы Байкальского региона2011 год, кандидат искусствоведения Шолохов, Андрей Викторович
Дизайн рекламы: Стратегия проектного творчества2003 год, доктор искусствоведения Павловская, Елена Эммануиловна
Реклама в газете: Систем. дизайн, структура и композиция1997 год, кандидат филологических наук Волкова, Вера Витальевна
Организация рекламных коммуникаций в банковском предпринимательстве1997 год, кандидат экономических наук Шандыбин, Дмитрий Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рекламный дизайн маркетинговых коммуникаций»
Актуальность исследования и состояние изученности вопроса.
Исследуя дизайн - историю его становления, творчество персоналий, методы проектирования, — мы постоянно сталкиваемся с двумя диаметрально противоположными тенденциями.
С одной стороны, в дизайне всегда существовали и существуют выдающиеся мастера, для которых границы между различными жанрами и сферами дизайна, традиционно подразделяемого на промышленный, арт-дизайн, интерьер или городская среда, мебель или визуальные коммуникации, дизайн объектов транспорта или рекламный дизайн — не представляют никакой проблемы. Вся многогранная деятельность этих мастеров является неоспоримым свидетельством внутреннего единства и универсальности проектной методологии дизайна, выраженной в максималистской формуле В. Папанека: «Все люди - дизайнеры» [66, с. 33]. 1
В науке дизайна эта его ипостась, осмысленная как парадигма проектного творчества, интерпретирована и описана в фундаментальных трудах по теории проектной культуры (К.М. Кантор [43], Г.П. Щедровицкий [109], B.JI. Глазычев [27, 33], О.И. Генисаретский [25, 26], В.Ф. Сидоренко [79, 80, 81, 82], К.А. Кондратьева [46], Г.Г. Курьерова [48], В.Р. Аронов [4, 5, 94], Т. Мальдонадо, Б. Арчер, А. Бранцы и др.).
С другой стороны, очевидно, что специализация и дифференциация по объектам, сферам деятельности, жанрам, компетенциям, проектным методологиям и т.д., представляет собой не меньшую значимость и реальность конкретных практик дизайна, не сводимых к универсальному алгоритму. Достаточно сказать, что научный «мониторинг» и описание конкретных предметных областей и авторских моделей проектного творчества составляет значительно превосходящий по сравнению с фундаментальной теорией массив текстов — от авторских эссе известных мастеров дизайна (Дж. Нельсон [60], Дж. К. Джонс [37], В. Папанек [66], Г. Земпер [39] и др.) до типологических, отраслевых, научно-методологических исследований и разработок (включая подавляющее большинство кандидатских диссертаций, в которых название темы, как правило, связано с той или другой конкретной областью дизайна).
У каждого жанра свои задачи. Если фундаментальная теория ищет и открывает основополагающие парадигмы проектного творчества, стремясь осмыслить в них как целое разнородный и многоликий материал действительности (практики), то прикладная наука открывает и выводит на сцену именно этот разнородный, новый, «живой» материал, не всегда заботясь слишком строго о том, под какую парадигму его подвести, ибо связь этой практики с фундаментальной парадигмой далеко не очевидна. Соответственно, если для фундаментальной теории остается проблемой ее отношение к практике, то для прикладной науки остается проблемой ее парадигматическая основательность.
Тема и предмет данной работы относятся к тому направлению прикладных исследований, которые строятся на материалах практики рекламного дизайна маркетинговых коммуникаций [2, 105].
Это направление дизайна только начинает самоопределяться и вырабатывать свои понятийные модели и специальную терминологию [13, 16, 19, 24, 76, 86, 72] на пересечении нескольких областей знания и деятельности — графический дизайн, реклама, маркетинг, общая теория и методология дизайна. Исследование данного направления актуально для всех отраслей промышленности, рынка, бизнеса, - всюду, где используется рекламный дизайн маркетинговых коммуникаций.
Поскольку рекламный дизайн вырабатывает свою проектную методологию на самом разном материале и объектах проектирования, исследователь опирался при выборе диссертационной темы на собственный опыт и информацию, накопленные в процессе предшествующей профессиональной деятельности. Именно последним обстоятельством продиктован выбор материала и объекта исследования — работа дизайнеров по продвижению брендов Частных Банков (ЧБ) на рынке услуг своим клиентам. Можно сказать, что для дизайноведения это - неизвестный дизайн.
Одна из причин неизвестности данной ветви рекламного дизайна — закрытость деятельности, так называемых частных банков.
Надо отметить, что сам термин «частный банк» чаще всего и в профильных исследованиях, и в бизнесовой практике, остается непереводимым на русский язык и употребляется через прямую кальку, как Private Banking, но в академической практике принято его русифицировать, переводя как «частный банк», и соответственно называя отрасль — «частный банковский бизнес».
Итак, под термином «частный банк» в диссертационном исследовании подразумевается специализированное отделение коммерческого банка, которое оказывает услуги своим клиентам по сохранению, защите и приумножению крупного и особо крупного частного капитала. В данном контексте слово «частный» в названии «частный банк» обозначает статус клиента, как приватного, частного лица, а не статус банка в смысле принадлежности частному лицу, владельцу банка.
История частного банковского бизнеса насчитывает более трех столетий [58, 112, 113], обширный маркетинговый опыт которого находит своеобразное отражение в современных образцах рекламного дизайна. Образцы рекламы частных банков интересны своими художественными особенностями, выразительно интегрирующими различные культурные контексты и формы. Исследование этих примеров дает возможность проанализировать мастерство дизайнеров с позиций целесообразности и адекватности используемых художественно-выразительных средств маркетинговым задачам. В общем, в силу специфики отрасли, продвижение услуг которой базируется на построении долгосрочных доверительных отношений между банком и клиентом, представляется возможным изучать рекламный дизайн частных банков именно как модель для построения маркетинговых коммуникаций в других областях деятельности. Такой подход к рекламе и ее дизайну как к элементам маркетинговой коммуникации является актуальным и для практики рекламного дизайна, и для его теории.
Конкретика материалов данного исследования - история отрасли Private Banking, опыт бизнеса, графическое качество и семантическая насыщенность образцов западного и российского дизайна, стратегическая сфокусированность маркетинга на поддержании долгосрочной коммуникации с клиентом, соответственно знание своего клиента — вся эта анализируемая конкретика предельно документальна и представляет собой новый материал для теории дизайна.
Следует особо отметить, что конкретные аспекты исследования интересны не только для того, чтобы описать и проанализировать дизайн маркетинговых коммуникаций для обозначенной отрасли частного банковского бизнеса. А также, в контексте постановки темы они становятся отправными и показательными узлами для моделирования общих принципов дизайна маркетинговых коммуникаций.
Степень разработанности проблемы. Термины, используемые в диссертационном исследовании, — «дизайн», «маркетинговые коммуникации», «частный банк» и др. — демонстрируют призму исследовательского подхода к рекламному дизайну, процессы создания образцов которого рассматриваются в данной работе на примере отрасли частного банковского обслуживания.
Термин «маркетинговые коммуникации» относительно новый в ряду таких понятий как «реклама» и «брендинг». Он все чаще применяется в литературе и профессиональной среде практикующих дизайнеров и маркетологов. И это особенно стало заметно в живом, изменяющемся лексическом контексте профессиональных конференций, сайтов и периодических изданий. Использование термина «маркетинговые коммуникации» связано с еще одним витком спирального развития комплексного подхода к созданию рекламного послания, как интерфейсу коммуникации, механизм действия которой заключается в обещании дать больше, чем сам факт обладания предметом рекламы. (Например, в одном из рекламных предложений частного банка предлагается стать его «дорогим клиентом», чтобы обеспечить полную защиту своего капитала.)
Рассмотрению разнообразных моделей маркетинговых коммуникаций посвящена фундаментальная книга «Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль» Филиппа Котлера [47], теоретика и гуру маркетинга. В книге систематизированы разнообразные направления и методы маркетинга. Не останавливаясь только на научной фиксации известных тем, Ф. Котлер на протяжении 30 лет постоянно дополняет и расширяет список практических вопросов, которые актуальны для маркетинга, заявляя тем самым, что эта совершенно нетипичная и едва ли не каждодневно меняющаяся наука. Причина этого обусловлена природой желаний человека, стоящего в центре маркетинговой коммуникации [52, 73, 87,110,111].
О принципах прикладного маркетинга повествует, ставшая уже классикой в своем жанре, книга Чарльза Д. Шива и Александра Уотсона Хайэма «Курс MB А по маркетингу» [108]. О самом термине и проблематике сегодняшнего интегрированного подхода к маркетингу и его возможностях рассказывается в книге Дж. Барнетта и С. Мориарти «Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход» [8].
Подробнейшим образом понятие «маркетинговые коммуникации» раскрывается такими тематическими изданиями, как словарь «Современные маркетинговые коммуникации», книга «Управление маркетинговыми коммуникациями. Интегрированный подход». Эти издания написаны директором Института современных коммуникационных систем и технологий Международной Академии бизнеса и управления В.М. Шепелем [106].
Что касается информации об объекте исследования — частного банковского обслуживания, то здесь степень изученности вопроса определяется отсутствием упоминаний в научной литературе темы рекламного дизайна частных банков. А имеющиеся и используемые в исследовании материалы делятся на следующие группы источников информации: фундаментальные исследования отрасли, материалы профильных конференций (по дисциплинам дизайн, маркетинг, частный банковский бизнес); исследования, проводимые по заказу банков; источники в СМИ; рекламная деятельность самих частных банков.
Редкие, встречаемые только в сегментно-ориентированных изданиях, публикации непосредственно рекламы частных банков в виде журнальных «врезок» с очень скудным текстовым содержанием без редакторских или авторских комментариев, конечно, не могут составить необходимый и достаточный материал для научной реконструкции модели рекламного дизайна в данной сфере.
В связи с этим, в ходе работы было использовано базовое исследование международной отрасли ЧБ, проведенное в книге Дэвида Мода и Филиппа Молино «Private Banking. Элитное обслуживание частного капитала» [58]. Опыт и истории европейских частных банков были почерпнуты из издания Cassis Youssef «Capitals of Capital» [113]. А ситуация отрасли в России во многом описана благодаря материалам издания «Private Banking в России», созданного коллективом авторов: А.И. Гусевым, А.В. Куликовым, Д.В. Парамоновым, В. Бауэром [32].
Также значительный массив информации об интересующем нас предмете был собран из материалов отраслевых конференций 2006-2008 годов. Среди них: материалы конференции «Private Banking and Wealth Management Russia Conference», июнь 2008; материалы конференции «Private Banking and Wealth Management Russia Conference», июнь 2008; учебный курс «Private Banking», март 2007; материалы конференции «Управление частным капиталом в России», ноябрь 2006.
Подбор примеров рекламного дизайна осуществлен в основном через периодические и собственно банковские рекламные издания. Многие факты и проблемы, позволяющие выделить логику развития отрасли, и выявить их отражение в дизайне маркетинговых коммуникаций, приведены из статей отраслевой периодики, таких как: «Euromoney. Survey Private Banking», 2007; «Forbes», 2006-2009; «Harvard bisness review» Россия, 2006-2008; «One to one magazine», 2007-2009; «Spear's», 2008-2009; «Wealth Bulletin», 2008; «Wealth Management. Журнал для инвестора. Международный выпуск», июнь 2008; «Wealth Management», 2006-2008.
Важную роль в исследовании сыграла идея особенной по сравнению с другими финансовыми институтами ценности брендов для частных банков, изложенная в фундаментальной работе Oliver Wyman «The future of Private banking: A wealth of opportunity» за 2008 г. Фактологической базой для неоднозначного определения эффективности и популярности маркетинговых каналов послужили обзоры международной компании «Pricewaterhouse» за 2006—2007 г. Образцы классических стратегий и прогнозы развития маркетинговых коммуникаций были изучены на материалах «The international Private banking Study», изданного University of Zurich в 2007 году и «World wealth report. Capengemini» за 2008 год.
Вопросы, связанные с исследованием конъюнктуры рынка и изменением роли и функций ЧБ, а соответственно и особенностей реагирующего на изменения дизайна, сформулированы благодаря планомерным работам компании MKT (Московская Консалтинговая Группа) за период 2002-2004 год по темам: «Интервью. Уточнение позиционирования.
Никойл Private banking», «Private banking в российской прессе в 2003 году», «Отношение к банковским услугам представителей среднего класса», «Анализ конкурентов на рынке услуг Private banking».
Кроме того, прикладные исследования в других областях графического и рекламного дизайна составили существенную часть источников научной информации, на которую опирается данная работа (Е.В. Черневич [103], В. Черниевский [104], Е. Э. Павловская [63], О.И. Рожнова [75], Е.А. Лавреньтьева [49], И.Н. Стор [92], Э.М. Глинтерник [28, 29], В. В. Ученова [97] и др.).
Нельзя не сказать и о связи настоящего исследования с положениями фундаментальной науки, теории проектной культуры, семиотики, структурной поэтики.
Хотя, как было сказано выше, у прикладной и фундаментальной наук различные задачи, прикладная наука не может обойтись без фундаментальных познавательных моделей теории (Р. Барт [9], Э. Пановски [65], Ж. Делез [36], Ю.М. Лотман [54, 88], А.Ф. Лосев [53], Д. Лескин [51], И.А. Ильин [41] , Г.К. Вагнер [17], М.М. Бахтин [10], В .Я. Пропп [71], Б.А. Успенский [96], Дж. Сорос [90], В.Ф. Сидоренко [81]).
Таким образом, характеризуя состояние изученности вопроса, мы, прежде всего, должны констатировать крайний дефицит информации о дизайне маркетинговых коммуникаций частных банков, и в тоже время наличие первоклассных источников информации и образцов мышления по смежным полям для общей постановки вопроса.
Цель исследования ввести в науку дизайна новый материал, отражающий опыт рекламного дизайна в области маркетинговых коммуникаций частных банков, разработать модель функционирования рекламы в названном контексте и интерпретировать эту модель в терминах профессионального языка дизайнеров:
Для реализации данной цели в диссертации решаются следующие задачи исследования: собрать, инвентаризировать и классифицировать визуально-графический материал, отражающий проектное творчество дизайнеров в области маркетинговых коммуникаций ЧБ в границах 2000—2008 года; описать и исследовать функции рекламы в маркетинговых коммуникациях;
- разработать модель маркетинговой коммуникации как объекта рекламного дизайна;
- реконструировать принципы смыслообразования рекламного образа на материале авторского анализа дизайн-проектов.
Объект исследования — рекламный дизайн маркетинговых коммуникаций
ЧБ.
Предмет исследования — художественный язык построения образов и функции рекламного дизайна в маркетинговых коммуникациях.
Методы исследования. Предмет исследования конфигурируется на пересечении нескольких областей знания: маркетинг, теория рекламы, семиотика, теория проектной культуры, язык графического дизайна. При этом ведущую роль в построении и описании предмета знания играет метод моделирования. В диссертации строятся модели маркетинговых коммуникаций, семиотические модели рекламного образа услуг, модели позиционирования частных банков и клиентов в рекламе. Кроме того, в диссертации используются традиционные методы: классификации, отбора, анализа и экспертной оценки эмпирического материала.
Результаты и научная новизна исследования. Впервые проведено комплексное исследование рекламного дизайна ЧБ. В науке дизайна описан новый материал, отражающий и обобщающий опыт дизайн-проектирования рекламы в контексте маркетинговых коммуникаций ЧБ. Предложена модель позиционирования субъектов маркетинговой коммуникации, участвующих в создании рекламного образа услуги. Разработаны принципы классификации рекламы ЧБ. В профессиональный язык дизайна введены термины, понятия, модели, описывающие специфические, структурные и функциональные характеристики исследуемой области дизайна (частный банк, дизайн маркетинговых коммуникаций, типы позиционирования, модель маркетинговой коммуникации).
Границы исследования. В центре внимания соискателя - рекламный дизайн отрасли частного банковского бизнеса начала XXI века (2000—2009 год). Экскурсы за рамки этого предмета (в историю происхождения и становления частных банков, теорию маркетинга и методов работы рекламных агентств) носят характер вспомогательных средств для создания более полного представления о главном предмете исследования.
Научно-практическая значимость и достоверность результатов исследования. Основой и поводом для написания диссертационной работы послужил не только научно-исследовательский интерес к малоизученной новой сфере дизайнерской деятельности, но и личный опыт автора, накопленный при сотрудничестве с лидером частного банковского бизнеса современной России Уралсиб | Банк 121 Private banking в период с 2002 по 2009 год. Работая в статусе рекламного дизайнера и консультанта по дизайну маркетинговых коммуникаций, автор имел возможность эмпирическим путем ознакомиться с особенностями и сложностями зарождающейся новаторской профессии на российском дизайнерском рынке. Анализ, обобщение и систематизация накопленного материала из личной практики и доступной информации о мировой практике проектирования маркетинговых коммуникаций позволили создать исследовательскую базу, которая может представлять интерес для науки, использоваться в практике профессионалов, а также в образовании и становлении молодых специалистов.
Таким образом, проведенное исследование содержит новое знание, которое расширяет существующее представление о сфере рекламного дизайна. В теорию рекламного дизайна введены модельные средства, категории, визуальный и вербальный познавательно-аналитический материал, открывающие новое направление исследований. Ранее малоизвестный дизайн стал более известным.
Для практического дизайна предложена реконструкция и обобщение профессионального опыта дизайнеров и методов формообразования рекламы маркетинговых коммуникаций ЧБ.
На защиту выносятся следующие результаты исследования:
- модель функционирования дизайна рекламы в маркетинговых коммуникациях; реконструкция методов художественного моделирования рекламного I образа в дизайне маркетинговых коммуникаций
- принципы классификации рекламы маркетинговых коммуникаций
Апробация результатов исследования. Автором диссертационного исследования были разработаны и воплощены в разных форматах рекламные дизайн-проекты многоступенчатой системы позиционирования частного банка. Среди них: буклет, сайт, журнал он-лайн на сайте ЧБ, журнал принтовый, клиентские подарки в виде единого многолетнего проекта: документальный фильм и исторические монографии. Первая в серии монографий книга: «Защита капитала. Опыт бизнес-элиты конца XIX — начала XX века в России» [67] была посвящена актуальным способам защиты капитала на материале дореволюционной России. Вторая книга «Наемные управляющие. Опыт бизнес-элиты конца XIX — нач. XX века в России» [68] — своевременное издание о проблемах и парадоксах доверия владельцев бизнеса наемным менеджерам на примерах истории. Роль маркетингового дизайнера заключалась в разработке идеи, привлечении наиболее ярких авторов, рирайтеров, подборке иллюстративного ряда, контроле над полиграфическим исполнением.
По теме диссертации имеются 5 печатных работ в журналах, сборниках научных трудов и тезисах научных конференций. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры графического дизайна и рекламы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский Государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Диссертация содержит 141 страницу машинописного текста. Список литературы включает 113 наименований. Объем приложения составляет 96 иллюстраций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Рекламный графический дизайн упаковки изделий текстильной и легкой промышленности2011 год, кандидат искусствоведения Васин, Филипп Владимирович
Интеграция маркетинговых коммуникаций в деятельности рекламных фирм: на примере рекламного рынка Ростовской области2006 год, кандидат экономических наук Безпалова, Анна Григорьевна
Рисунок в графическом дизайне современной отечественной печатной рекламы2009 год, кандидат искусствоведения Гузенко, Павел Александрович
Этнокультурные основы в практике современной региональной дизайн-графики: На примере Северо-Запада России2005 год, кандидат искусствоведения Герасимов, Никита Сергеевич
Проектный образ человека в рекламной графике2011 год, кандидат искусствоведения Кошкин, Александр Леонидович
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Русанова, Мария Михайловна
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В работе впервые исследован малоизвестный материал практического дизайна специфической сферы маркетинговых коммуникаций частных банков. Выявленные принципы и методы проектирования образа рекламных посланий, анализ языка графического дизайна, истории его становления и развития являются отправными и показательными для моделирования задач дизайна маркетинговых коммуникаций многих других отраслей. В результате проведенного исследования представляется возможным изучать рекламный дизайн частных банков как научно обоснованную модель для построения маркетинговых коммуникаций в других областях деятельности.
Такой подход к рекламе и ее дизайну как к элементам маркетинговой коммуникации является актуальным как для практики рекламного дизайна, так и для его теории.
Диссертация является первым комплексным научным исследованием рекламного дизайна маркетинговых коммуникаций частных банков.
В работе проведен системный анализ семантики образцов западного и российского рекламного дизайна во взаимосвязи со способами моделирования позиций рекламодателя и клиента.
В результате исследования впервые:
1. В науку дизайна введен новый материал, отражающий опыт рекламного дизайна в области маркетинговых коммуникаций частных банков.
2. Разработана модель рекламного дизайна и этапы ее эволюции в контексте истории частных банков.
- 1323. Собран, инвентаризирован и классифицирован визуально-графический материал, отражающий проектное творчество дизайнеров в области маркетинговых коммуникаций ЧБ в период 2000-2008 года.
4. Исследованы функции рекламы в маркетинговых коммуникациях; в профессиональный язык дизайна введены термины, понятия, модели, описывающие специфические, структурные и функциональные характеристики исследуемой области дизайна.
5. Разработана классификация рекламных образов позиционирования ЧБ;
6. Реконструированы принципы смыслообразования рекламных образов на материале авторского анализа дизайн-проектов.
Анализ, обобщение и систематизация накопленного материала из личной практики и доступной информации о мировой практике проектирования маркетинговых коммуникаций позволили создать исследовательскую базу, которая может представлять интерес для науки, использоваться в практике профессионалов, а также в образовании.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Русанова, Мария Михайловна, 2009 год
1. Адаме С. Путеводитель по стилю Движение искусств и ремесел. —М.: Радуга, 1974.— 128 с.
2. Ааке Д. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга. — М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. — 380 с.
3. Абрамович М.Л. Бизнес по-еврейски. —Ростов н/Д.: Феликс, 2006. — 154 с.
4. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. —Ч. 1. — М.: Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика, 1992. —240 с.
5. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. — М.: Советский художник, 1987. — 232 с.
6. Архнейм P.M. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. —392 с.
7. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. — Л.: Гослитиздат, 1957. — 515 с.
8. Барнетт Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. — Спб.: Питер, 2001. — 864 с.
9. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989.616 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.424 с.
11. Беккер И. О чем умолчал «папа» Кийосаки? Не потеряй! — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 268 с.
12. Бидерман Г. Энциклопедия символов. — М.: Республика, 1996. — 335 с.
13. Блэк С. Что такое PR? — М.: Модино пресс, 1989. —240 с.
14. Бориовский Г.Б. Эстетика стандартов. — М.: Издательство стандартов, 1989. —192 с.
15. Буткевич JI.M. История орнамента. — М.: Владос, 2003. — 272 с.
16. Бэквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 224 с.
17. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. — М.: Наука, 1990. — 256 с.
18. Вестерна Е. Goldstream. — М.: Эксмо, 2009. —288 с.
19. Винсент J1. Легендарные бренды, в которые поверил весь мир. — М.: Фаир-пресс, 2004. —336 с.
20. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга. — М.: Ось-89, 2009. — 256 с.
21. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. —М.: Союз дизайнеров России, 2001. —452 с.
22. Ворошилов В .Я. Заметки театрального художника. — М.: Советская Россия, 1978.— 112 с.
23. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Лабиринт, 1997. — 416 с.
24. Гарфилд Б. Десять заповедей рекламы. — Спб.: Питер, 2006. — 256 с.
25. Генисаретский О.И. Воображение в творческом опыте личности // Научно-технический прогресс и творчество: Первая Всесоюзная техническая конференция. — М.: Знание, 1987. — 124 с.
26. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. — М.: ВНИИТЭ, 1987. — С. 39-46.-13527. Глазычев B.JI. Политическая экономия города. — М.: Дело, 2009. — 192 с.
27. Глинтерник Э.М. Начало российской рекламы // Наше наследие. — 2000. — № 6. — С. 222-234.
28. Глинтерник Э.М. Становление и развитие рекламной графики в России (торгово-промышленный плакат и товарный знак в конце XIX начале XX века): Автореф. дис. . канд. искуствоведения. — Спб., 1995. — 24 с.
29. Голан А. Миф и символ. — М.: Русслит, 1994. — 375 с.
30. Голицын Ю.П. Deutsche Bank: 125 лет в России. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 224 с.
31. Гусев А.И., Куликов А.В., Парамонов Д.В., Бауэр В.П. Private Banking в России. — М.: Финансист, 2003. —200 с.
32. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры: Лицо города. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 350 с.
33. Гэлбрейт Дж.К. Великий крах 1929 года. — Минск: Попурри, 2009. — С. 19.35. да Винчи Леонард. Сказки. Легенды. Притчи. — М.: Амврита-Русь, 2005.— 160 с.
34. Делез Ж. Кино. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 620 с.
35. Джонс Дж.К. Методы проектирования. — М.: Мир, 1986. — 326 с.
36. Ждан В.Н. Введение в эстетику фильма. — М.: Искусство, 1972. — 328 с.
37. Земпер Г. Практическая эстетика. — М.: Искусство, 1970. —320 с.
38. Зощенко М.М. Повесть о разуме. — М.: Советская Россия, 1976. — 112 с.
39. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Русская книга, 1993.
40. Каннинг М., Тучински М., Кэмпбелл С. Стратегию — в действие. — М.: Вершина, 2006. — 160 с.
41. Кантор К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955-1985. История и теория. —М.: АНИР, 1996.— 286 с.
42. Келин К. Швейцария. Инвестиционный путеводитель. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 796 с.
43. Кеннеди Г. Договориться можно обо всем! — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. —408 с.
44. Кондратьева К.А. Проблемы этнокультурной идентичности и современный дизайн // Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. — Вып. 58.-С. 26-40.
45. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. — СПб.: Питер, 1999. — 896 с.
46. Курьерова Г.Г. Экологическая ориентация в современной проектной культуре Западной Европы. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды // Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. — Вып. 52. — С. 85-100.
47. Лавреньтьева Е.А. Материал и фактура в коллаже // Историко-теоретические проблемы искусствознания. —М.: Наука, 2005. — С. 316-331.
48. Лепахин В.В. Икона и иконичность. —Спб.: Оптина пустынь, 2002. — 399 с.
49. Лескин Д. Метафизика слова и имени в русской религиозно-философской мысли. — Спб.: Издательство Олега Абышко, 2008. — 576 с.
50. Линдстром М. Чувство бренда. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брендов. — М.: Эксмо, 2006. —272 с.- 13753. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991.— 525 с.
51. Лотман Ю.М. Семиосфера. — Спб.: Искусство, 2004. — 704 с.
52. Майстер Д., Грин Ч., Галфорд Р. Советник, которому доверяют. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 260 с.
53. Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. — М.: Ассоциация строительных вузов, 2000. —200 с.
54. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. — Т. 2. — М.: Республика, 1995. —400 с.
55. Мод Д., Молино Ф. Private Banking. Элитное обслуживание частного капитала. — М.: Альпина паблишер, 2003. —338 с.
56. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований; Апрель Пресс, 2008. — 224 с.
57. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. — М.: Рипод Классик, 1997. — 208 с.
58. Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. —М.: Облиздат, 1991. — С. 91-103.
59. Отт Р. Создавая спрос. —М.: Филин, 1997. — 320 с.
60. Павловская Е.Э. О дизайнерском освоении городской придомовой среды. Дизайн городской среды. Типологические аспекты // Труды ВНИИТЭ: Сер. Техническая эстетика. —Вып. 44. — С. 42-53.
61. Палама Гр., свят. Триады в защиту священно-безмолвствующих. —М.: Наука, 2007.—432 с.
62. Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства. — Спб.: Аксиома, 1999. —228 с.
63. Папанек В. Дизайн для реального мира. — М.: Изд. Д. Аронов, 2008. — 416 с.
64. Петров Ю. Защита капитала в России. Опыт бизнес элиты XIX-XX веков. —М.: DP, 2006. — 180 с.
65. Петров Ю., Савинова Е. Наемные управляющие в России. Опыт бизнес элиты XIX-XX веков. —М.: DP, 2007. — 160 с.
66. Проненко JI.H. Каллиграфия для всех. — М.: Книга, 1990. —248 с.
67. Пропп В .Я. Сказка. Эпос. Песня. — М.: Лабиринт, 2001. —368 с.
68. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. — М.: Наука, 1988. —233 с.
69. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. — М.: Аспект Пресс, 2003. — С. 285
70. Расиел И. Метод Mckinsey. —М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 194 с.
71. Рождественский Г.Н. Треугольники. — М.: Слово, 2001. — 432 с.
72. Рожнова О.И. История журнального дизайна. —М.: Университетская книга, 2009. — 272 с.
73. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. — М.: Бином-КноРус, 1997.— 800 с.
74. Сандлер A.M. Мир и фильмы Андрея Тарковского. — М.: Искусство, 1990.— 398 с.
75. Сборник: Психология цвета. — М.: Рефл-бук, 1996. — 352 с.
76. Сидоренко В.Ф. Взаимосвязь проектной идеологии, методологии стратегии. (К вопросу о программе развития дизайна.) // Техническая эстетика. — 1989. —№ 58. — С. 9-26.
77. Сидоренко В.Ф. Рисунок для дизайнеров. Уроки классической традиции: Учебное пособие для вузов. —М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2006. —168 с.
78. Сидоренко В.Ф. Проблема формы в теории дизайна: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. — М.,1975. — 17 с.
79. Сидоренко В.Ф. Форма постижения мира // Творчество. — 1984. — № 4. — С. 26.
80. Словарь символов и знаков / Авт.-сост. В.В. Адамчик. —М.: ACT, 2006.—240 с.
81. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1990.—344 с.
82. Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.432 с.
83. Словарь современной экономической теории Макмиллана. — М.: Инфра-М, 1997. — 607 с.
84. Смит П.Р. Маркетинговые коммуникации. Комплексный подход. — М.: Знания-Пресс, 2003. — 796 с.
85. Современные зарубжные исследования. Семиотика и искусствометрия / Сост. и ред. Ю.М. Лотмана, В.М. Петрова. — М.: Мир, 1972. —252 с.
86. Сорокин У. Текучие активы. — М.: Артбук, 2006. — 192 с.
87. Сорос Дж. Алхимия финансов: Рынок как читать его мысли. — М.: ИНФРА-М, 1997.— 415 с.
88. Степанов А.В., Иванова Г. И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология.— М.: Стройиздат, 1993.— 295 с.
89. Стор И.Н. Смыслобразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов: Учебное пособие для вузов. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. —296 с.
90. Ткачев О. Visual бренд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 216 с.
91. Традиция в истории культуры: Сб. статей / Под ред. В.Р. Аронова. — М.: Наука, 1978.— 260 с.
92. Тэн И. Философия искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1995.160 с.
93. Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М.: Школа, 1995. — 360 с.
94. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. — М.: Юнити-Дана, 1999. —336 с.
95. Философия культуры / Под ред. М.С. Кагана. — СПб.: Лань, 1998. — 448 с.
96. Хейзинга И. Homo Ludens.Человек играющий. — М.:Айрис-пресс, 2003.— 496 с.
97. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М.: Крон-пресс, 1997.— 656 с.
98. Холл К.С., Линдлей Г. Теория личности. — М. : Эксмо-пресс, 199. — 592 с.
99. Чевертон П. Работа с VIP клиентами. — Днепропетровск: Баланс-клуб, 2004. — 360 с.
100. Черневич Е.В. Графический дизайн в России. — М.: Слово, 2007.— 124 с.
101. Черниевский В. Визуальная динамика и восприятие рекламы // Техническая эстетика. — 1970. — № 6. — С. 28-30.
102. Шарков Ф.И. Современные маркетинговые коммуникации: Реклама. Маркетинг: Словарь-справочник. — М.: Альфа-пресс, 2006. — 352 с.
103. Шепель В.М. Коммуникационный менеджмент.— М.: Гардарики, 2004. —352 с.
104. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. — М.: Наука, 1973.— 253 с.
105. Шив Ч.Д., Хайэм Ал. У. Курс МВА по маркетингу. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — 717 с.
106. Щедровицкий Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. —М.: Стройиздат, 1975. — С. 401-420.
107. Энджел Дж. Ф., Блэкуэлл Д., Миниард П. Поведение потребителей. — Спб.: Питер, 1999. —768 с.
108. Kiyosaki R.T. Rich Dad. Poor Dad. — Boston, 2005. — 205
109. Candaux J.-D. Pictet de Geneve vers la Russie et l'Ukraine. Geneve: MN, 2006. — 63 p.
110. Cassis Y. Capitals of Capital. — Geneve: Pictet & Cie, 2005 396 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.