Реалистические тенденции во французском кино тридцатых годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат искусствоведения Нусинова, Наталья Ильинична
- Специальность ВАК РФ17.00.03
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Нусинова, Наталья Ильинична
ВВЕДЕНИЕ .3
Глава I. Становление реализма во французском кино тридцатых годов 19
Глава П. Кино Народного Фронта 50
Глава Ш. "Поэтический реширм" 95
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК
Советская кинооператорская школа и ее роль в мировом кино1968 год, Голдовская, М. Е.
Проблемы морали в советском кино и опыт киномелодрамы1984 год, кандидат искусствоведения Дымшиц, Нина Александровна
Жанровые модели игрового биографического фильма (на материале кинематографа США 1930-х - 2010-х гг.)2018 год, кандидат наук Морозова Ирина Викторовна
Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов2004 год, кандидат искусствоведения Давиденко, Дмитрий Анатольевич
Реалии истории в художественной системе фильма: Основные типологические модели на материале мирового кинопроцесса2003 год, доктор искусствоведения Огнев, Константин Кириллович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реалистические тенденции во французском кино тридцатых годов»
Обострение идеологической борьбы на экране предопределяет необходимость многостороннего изучения культурно-исторических процессов, происходящих в кинематографе как искусстве, обладающем широким социальным резонансом. К одному из основных участков развернувшейся борьбы относится линия противостояния реалистической и антиреалистической тенденций в зарубежном кино. Это придает особую актуальность изучению истории становления реализма, борьбы за торжество реалистического метода в киноискусстве. Развитие демократических, реалистических форм французского кинематографа в обстановке засилия буржуазной коммерческой продукции в 30-ые годы лишний раз подтверждает справедливость ленинского учения о двух культурах: в "каждой национальной культуре есть хотя бы не развитые элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую" (8, е.120-121). Анализ реалистических тенденций во французском кино 30-х годов, складывающихся в понятие национальной киношколы, в их взаимосвязи с передовыми явлениями демократической культуры Франции, лишний раз свидетельствует о широте и многообразии реалистического метода. Рассмотрение французского кино данной эпохи как сущностно реалистического искусства приобретает особую актуальность также и потому, что в основной массе западных исследований это явление изучается вне связи с лежащим в его основе художественным методом. Пониманию кинопроцесса как простого накопления произведений на протяжении истории советское киноведение противопоставляет его системный анализ с точки зрения взаимодействия и противоборства различных художественных методов.
Развитие реализма в кино не может пониматься как реконструкция и воспроизведение многократно испытанных традиционных эталонов,оно предполагает постоянное обогащение данного художественного метода, опирающееся на социальный опыт и национальные традиции.С этой точки зрения изучение истории французского кинематографа 30-х годов может расширить наши представления о кинореализме в целом как эволюционирующей, открытой системе.
Современная теория реализма базируется на ленинской теории отражения (6), рассматривающей его как форму творческого, сознательного отображения в искусстве широкого круга явлений и проблем, подсказанных самой жизнью в ее конкретных проявлениях на каждом историческом этапе и в каждой данной стране. Однако в западной философии и искусствознании время от времени делаются попытки ревизионистского пересмотра теории отражения и распространения понятия "реализма" на модернистские художественные течения (Р.Гароди). С подобными концепциями всегда боролись и борются советские и прогрессивные зарубежные исследователи, защищая право художника на оригинальность самовыражения, но при этом выдвигая в качестве главного творческого принципа верность исторической правде, неразрывность социального и художественного кредо творца. Именно в 30-ые годы, когда реализм становится определяющим направлением развития демократического западного искусства, перед прогрессивными художниками Европы во всей остроте встает проблема определения границ реалистического метода. Так, например, Р.Роллан писал: "Как никто другой, я защищаю необходимость живой связи художника с конкретной реальностью, чтобы он не просто изучал ее, но жил ею в процессе творческого деяния. . Но новому, грядущему строю, воздвигаемому Революцией, не нужно и даже вредно ограничивать задачи искусства этой одной-единственной . надо сохранить в неприкосновенности область лиризма - поэтической сосредоточенности и внутреннего кипения". (135, с.44). Еще более четко и афористично выражает идею обусловленности многообразия реалистических форм изменчивостью самой жизни Б.Брехт: "Для реализма характерна не узость, а напротив, широта взглядов. Ведь сама действительность широка, многообразна, полна противоречий; сама история дает материал для литературы и она же отвергает его" (46, с.162).
Проблема отображения реальной действительности в кинематографе - не только один из важнейших вопросов киноведения на всех этапах его развития, но и арена идеологической борьбы. Острые дискуссии по этому поводу велись и во французской кинопечати с начала тридцатых годов. Представители коммунистической прессы, такие авторы как Л.Муссинак (355,357,358), прогрессивные писатели (А.Бар-бюс - 273, р.65) воспринимали эту проблему в ее непосредственной связи с общественно-историческими событиями в стране и призывали художников к объективному, без излишней романтизации, но и без натурализма отражению реальной ситуации, к использованию реалистического искусства в целях агитации масс. Однако, у них нашлось немало оппонентов. ж.Тедеско, например, трактовал приближение кинематографистов к жизненной правде как подмену искусства обезличенным слепком с действительности (427). Другие критики принципиально игнорировали факт наступления реалистической эры. Например, Р.Жанн в книге "Художественная эволюция кинематографа" представляет эволюцию кино как процесс изживания реализма. (Критику его позиции см.в книге В.Божовича "Творчество Жака Фейдера',' - 39, с.109).
Полемика на эту тему в трансформированной форме продолжается и поныне. Доказывая несостоятельность антиреалистических концепций, мы использовали в качестве методологических ориентиров основные теоретические положения трудов советских авторов по проблеме реализма в кино. Так, например, многие положения теории реализма подверглись некорректному критическому переосмыслению со стороны представителей леворадикального киноведения. Неосновательность подобных концепций была убедительно доказана советскими учеными В.Баскаковым, Л.Мельвиль, К.Разлоговым. Ведущие представители передовой киномысли Запада внесли большой вклад в дело утверждения реалистической сущности кинематографа. Особого внимания заслуживают в этом отношении работы А.Базена и З.Кракауэра. В сборнике статей, собранных под общим названием "Что такое кино" (29), так же как и в других своих исследованиях, А.Базен развивает теорию реализма как "онтологической сущности киноискусства". В книге "Природа фильма" (100) З.Кракауэр пишет о неразрывной связи кинематографа с действительностью, вытекающей непосредственно из самой фотографической природы кино (не случайно подзаголовок его книги -"Реабилитация физической реальности). Оба исследователя предлагают чересчур обобщенный подход к кинематографу, недоучитывая роли творческой личности, среды и социальной позиции художника в процессе создания каадого фильма. Несмотря на некоторые ошибки и заблуждения, которые, так же как и достоинства этих концепций, подробно проанализированы советскими киноведами И.Вайсфельдом и Р.Юреневым (29, с.3-38; 100, с.3-22), теории А.Базена и З.Кракауэра являются важным шагом на пути формирования взгляда на кино как на принципиально реалистическое искусство в передовом киноведении запада. Подобные попытки предпринимались и в последующие годы. Так, например, известный кинорежиссер и теоретик кино П.-П.Пазолини (367, р.167-297) считает, что кинематограф отображает язык самой действительности, мир как бы сообщается с человечеством через его посредство. Теория Пазолини, несмотря на наличие в ней элементов романтического лингвоцентризма, во многом выражает материалистический подход к искусству.
Проблема реализма в том или ином аспекте поднимается в трудах многих советских киноведов. Ей посвящены, в частности, книги и ряд статей И.Лисаковского (106-108), выпущенный силами ВНИИ Киноискусства Госкино СССР сборник научных трудов (147). Вопрос о методике отображения реальной действительности в кинодокументалистике подробно рассмотрен в вышедшей под редакцией С.Дробашенко книге "Правда кино и "киноправда" (125). Наличие многочисленных исследований на эту тему свидетельствует об актуальности проблемы реализма для современного искусствознания.
Становление и развитие прогрессивного реалистического кинематографа в 30-ые годы теснейшим образом связано с проблемой демократизма искусства, поиска в нем новой формы, адекватной истинно-народному содержанию. В.Баскаков отмечает: "Проблема народности искусства - одна из тех кардинальных проблем, находящихся как бы на стыке эстетики, искусствознания, политики, социальной теории, значение которых неуклонно повышается в процессе мирового культурно-исторического развития" (37, с.215). Важность изучения категории народности искусства в ее приложении к кино подчеркивается в трудах многих советских ученых, в частности, в статье О.Макарова (147, с.60-78).
В нашей работе мы пытались сконцентрировать свое внимание на конкретных, глубоко-национальных формах демократического искусства, которое складывается во французском кинематографе в предвоенный период. Как писал современник той эпохи Л.Арагон: "Социалистический реализм не тепличное растение, расцветающее в оранжерейном уюте, и французское искусство не может прийти к нему в 1937г., минуя путь реализма французского" (28, с.214). Освоение форм "французского реализма" шло в двух основных направлениях. С одной стороны, это было использование таких издавна существующих в народном искусстве жанров как комедия и мелодрама и насыщение их новым, социальным содержанием. С другой стороны, - создание радикально новаторских моделей демократического искусства, которые предложил, например, кинематограф Народного Фронта. Объективные особенности анализируемого материала обусловили специфику данного исследования, его проблематику и смысл.
Главная цель предлагаемой работы заключается в том, чтобы показать во всей сложности процесс формирования национальной реалистической киношколы, заложившей основы дальнейшего развития демократического киноматографа Франции. Не претендуя на исчерпывающее разрешение столь сложной и многоаспектной проблемы, мы ограничили предпринятое нами исследование следующими задачами:
1. Выделить основные этапы формирования реалистического кино Франции в 30-ые годы.
2. Охарактеризовать специфику каждой из сформировавшихся на данном этапе тенденций.
3. Выявить общие черты различных реалистических тенденций,определяющих лицо единого процесса эволюции французского кино 30-х годов (программные ленты Народного Фронта, "поэтический реализм") и в этой связи рассмотреть явления, характеризующие момент становления доминирующих тенденций, пограничные феномены (фильмы на рабочую тему), а также не вписывающиеся в узкие рамки школ и направлений выдающиеся шедевры своего времени.
4. Показать плодотворность достижений французской национальной предвоенной киношколы для развития реализма в передовом западном кинематографе в последующие годы.
5. Дать критический анализ современных зарубежных концепций развития реалистического кинематографа в предвоенной Франции.
Хотя многие частные аспекты, связанные с историей французского кино 30-х годов, неоднократно освещались в трудах советских и зарубежных киноведов, однако, ни в нашей стране, ни за рубежом до сих пор не было предпринято ни одного специального исследования, целиком посвященного проблеме становления реализма в кинематографе этого периода. Следует подчеркнуть, что такое исследование не было бы возможно без опоры на имеющие принципиальное значение теоретические труды классиков советского киноискусства: С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Л.Кулешова, Дз.Вертова, А.Довженко. В контексте предпринятого нами исследования изучение этих классических работ было особенно важно, учитывая огромное влияние советской киномысли и киноискусства на формирование реалистических тенденций во французском кино 30-ых годов.
В книгах и статьях ведущих советских киноведов, кинокритиков, теоретиков кино разработаны проблемы теоретико-методологических основ советского киноведения, проблемы реализма и народности искусства, актуальные вопросы идеологической борьбы как на современном киноэкране и в кинотеории, так и в историческом аспекте. В этом отношении принципиальное значение для нас имеют исследования В.Баскакова, й.Вайсфельда, С.Герасимова, Е.Громова, С.Дробашенко, А.Дубровина, В.Ждана, Г.Капралова, А.Караганова, С.Комарова, О.Макарова, Л.Мельвиль, В.Муриана, К.Разлогова, С.Фрейлиха, М.Шатерни-ковой, р.юренева, С.Юткевича и др.
Мы опирались также на выводы общего характера, содержащиеся в работах советских литературоведов и эстетиков, посвященных проблеме реализма: Т.Балашовой, И.Волкова, И.Дмитриева, В.Днепрова, Э.Леонтьевой, С.Петрова, Б.Сучкова, М.Храпченко и др.
В ряде конкретно-исторических исследований советских киноведов мы почерпнули для себя ценный фактический материал и основные критические ориентиры. Важные наблюдения по данной теме содержатся в трудах: Г.Авенариуса, В.Божовича, А.Брагинского,С.Гинзбурга, Г.Долматовской, В.Колодяжной, А.Сокольской, й.Соловьевой,
М.Черненко, В.Шитовой, Ю.Шера, Р.Юренева, С.Юткевича и др.
В диссертационной работе мы стремились развивать основные направления исследований советских авторов. В частности, это касается кардинальных для раскрытия нашей темы проблем реализма и народности в киноискусстве. Труды отечественных исследователей явились для нас важным ориентиром и в рассмотрении более частных вопросов, связанных непосредственно с проблематикой французского кино 30-ых годов.
Так, например, одно из главных теоретических положений статьи Р.Юренева "Марсель Карне" (154, с.292-331) о том, что французский "поэтический реализм" является, по сути дела, лишь частной формой проявления "критического реализма", было нами взято за основу при написании третьей главы диссертации и при определении "поэтического реализма" как кинематографического "цикла", ядром которого является творчество М.Карне.
Не менее принципиальным для нас было определение "поэтической атмосферы" как стилистического выражения художественного мира фильмов "поэтического реализма", предложенное С.Юткевичем (168, с.209). Положение о "поэтической атмосфере" как главном вкладе создателей лент "поэтического реализма" в развитие выразительных средств кинематографа определило наше изучение эстетики этих фильмов.
Работы Г.Авенариуса (22, 23, 24) об эволюции творческого пути Ж.Ренуара, пришедшего от авангардистского эксперимента к созданию политических лент Народного Фронта, наряду с появившимися в 30-ые годы на страницах советской печати статьями Г.Клайна (88), Н.Оттена (120), Й.Трауберга (151), Г.Фрадкина (153) и некоторыми другими, представляет собой одно из первых обращений к истории кино Народного Фронта в советском искусствознании. К сожалению, в последние годы эта важная тема незаслуженно забыта в нашей печати, а исследования пятидесятилетней давности не всегда соответствуют уровню современного киноведения.
В попытке создания первого комплексного исследования, посвященного типологии французского демократического киноискусства 30-ых годов, рассматривающего этот период с точки зрения становления и эволюции в нем реалистического метода, мы и видим новизну предпринятой нами диссертационной работы. С этой целью мы стремились подробно изучить всю доступную нам литературу по данному вопросу, в том числе и труды западных киноведов, опубликованные на французском, итальянском, английском и испанском языках. Не отказываясь от использования фактических данных, содержащихся в этих исследованиях, мы стремились критически подойти к ним и оценить с марксистских позиций концепции зарубежных ученых.
Среди работ общего характера, рассматривающих интересующую нас эпоху в становлении французской национальной киношколы, особое место занимают соответствующие тома в "Истории киноискусства" Е.Теплица (149) и "Французское кино" (1890-1962) Е.Садуля (408). Однако эти труды, не будучи посвященными специально изучению французского кинематографа предвоенного десятилетия, естественно, лишены того детального анализа отдельных явлений и проблем, связанных с искусством данной эпохи, которые, как нам кажется, заслуживают особого рассмотрения. То же можно сказать и в отношении прочих историй кино и киноэнциклопедий, появившихся на западе в последние годы (326, 393 и др.)»
В ряде изданий такого типа встречаются односторонние или неточные оценки некоторых явлений, с чем мы и полемизируем в тексте диссертационного исследования.
Появившаяся в 40-ые годы двухтомная монография итальянского ученого О.Компасси "Французское кино 30-ых годов" (258) является вульгарно-социологическим исследованием творчества отдельных кинематографистов. С точки зрения современного киноведения главным достоинством этой работы является помещенный в конце каждого тома аннотированный обзор кинопрессы 30-ых и 40-ых годов, в настоящий момент труднодоступной. Однако, исследование О.Компасси выигрывает в сравнении с недавно вышедшей в свет одноименной книгой его французского коллеги Р.Щира (249), одного из авторов добротного каталога французских полнометражных фильмов 30-х годов (239). Хотя щира привлекает к рассмотрению малоизвестные, проходные ленты, что дает широкое представление об общем состоянии кинопродукции Франции предвоенного десятилетия, в целом его книга носит чрезвычайно поверхностный, легковесный характер, и, несмотря на оригинальность материала, не проливает нового света на проблематику изучаемого автором периода. Особого внимания заслуживает докторская диссертация прогрессивной англо-американской исследовательницы Эл.Гр.Стребл - "Французское социальное кино 30-ых годов" (424). Выполненная на высоком киноведческом уровне, диссертация Стребл представляет собой обстоятельное и богато документированное освещение избранной автором темы. Однако, диссертант специально не фокусирует своего внимания на проблеме становления реализма в кинематографе 30-ых годов, не выделяет отдельных направлений в развитии этого искусства, что создает ощущение некоторой сумбурности исследования и оставляет практически вне поля зрения такие существенные достижения кинематографа эпохи, как, например, "поэтический реализм".
Среди статей и книг монографического характера, посвященных творчеству отдельных кинематографистов, заложивших основы французской кинематографии предвоенного десятилетия, особенно выделяется блок работ, посвященных творчеству Жана Ренуара, Рене Клера и Кана Виго. Особенно часто привлекает к себе внимание исследователей Ж.Ренуар. Разбору его фильмов посвящены сотни статей и десятки монографий. Главные из монографий о Ренуаре принадлежат таким авторам как А.Базен (202), Кл.Бейли (210), Л.Броди (220), Кл.Го-тер (300), А.Ж.Кольез (240), П.Лепроон (335), Ф.Пулль (373), А.Сесоонске (416) и др. Само собой разумеется, все эти работы написаны с разных идейно-эстетических позиций и на неодинаковом научном уровне. Поскольку наше диссертационное сочинение подчинено анализу проблемы эволюции реалистического метода во французском кино, мы привлекали исследования историко-биографического характера лишь в интересующем нас плане. Именно в этом ключе мы и рассматривали положения данных трудов, не останавливаясь на многочисленных деталях и биографических подробностях. В этой связи следует особенно отметить книги и статьи А.Базена, сочетающие в себе историческую фундированность, глубину киноведческого анализа с прогрессивностью гражданской позиции.
В зарубежном киноведении достаточно широко освещается проблематика кино Народного Фронта. В последние годы появилось значительное число подробных и обстоятельных исследований на эту тему. Среди них труды итальянских киноведов Р.Эскобара и В.Джаччи (280), Г.Фофи (286, 287); целый ряд работ Эл.Гр.Стребл (421-425); книги и статьи французских киноведов М.Мартена (III), Р.Питона (371, 372), Р.Предаля (374), П.Ури (364), ».Талона (426) и др. Специальные коллективные исследования были посвящены наиболее важным фильмам этой киношколы, таким, например, как "Жизнь принадлежит нам" (216, 327). Большинство перечисленных работ выполнено на высоком киноведческом уровне и дает объективную оценку социальных корней феноменов культуры. Однако, в некоторых исследованиях высназываются ошибочные, а порой и намеренно искажающие реальную картину точки зрения. Так, например, мы категорически не принимаем концепцию французского кийокритика ж.Талона (426, р.56), в соответствии с которой кино Народного Фронта вообще не существовало как целостное явление. Мы также не можем согласиться с мнением видного французского киноведа М.Мартена, считающего, что постоянные апелляции режиссеров Народного Фронта к шедеврам советского кинематографа, якобы, явились результатом не сознательной ориентации на его наследие, а лишь проявлением случайного сходства, возникшего в то время в кинематографиях двух стран (III, с.82). Ошибочность этой позиции вытекает из воспоминаний самих кинематографистов, и к тому же не согласуется с принципиальной позицией видных деятелей культуры эпохи Народного Фронта. В критике подобных необоснованных теорий мы видим одну из задач нашего диссертационного исследования.
Следует констатировать, что, несмотря на кажущуюся популярность общепринятого термина, специальных трудов по проблемам "поэтического реализма" практически не существует. Отдельные статьи так или иначе затрагивающие эту тему ("Полемический реализм - поэтический реализм" М.Капденака (232); "Шарль Спаак или французский реализм 30-45 гг." Ж.Селлье (415) и т.д.) не освещают явления в целом. В связи с этим, характеризуя это течение, мы использовали работы, посвященные разбору отдельных аспектов идейно-художественной структуры фильмов "поэтического реализма". Важное значение в этом смысле имели для нас труды по проблемам актерских масок, школы исполнительского мастерства, сложившейся в эти годы. Здесь следует особенно отметить статьи таких авторов, как: П.Кадар (230), Фр.Дюку (269), Ж.Витта-Монробер (239), Фр.Лакассен и Р.Беллур (326) и др. Ценный материал мы почерпнули также в статьях и монографиях обзорного характера, посвященных творчеству ведущих представителей этого "кинематографического цикла". Точные наблюдения, характеризующие художественную специфику "поэтического реализма", содержатся в очерках творчества М.Карне, написанных М.Антониони (182), Р.Шазалем (245), Б.Ж.Ландри (328) и др.; в книгах и статьях, освещающих работу в кино Ж.Превера - М.Манчини (345) Ж.Кеваля (379), Фр.Жевандана (306), А.Берженса (204), Ж.Гийо (312), в многочисленных исследованиях о Ж.Фейдере, Ж.Гремийоне, Ж.-Н.Дга-вивье и т.д. (см."Библиографию").
Отсутствие обобщающих трудов о "поэтическом реализме" лишь отчасти компенсируется наличием мемуаров кинематографистов - очевидцев и участников событий тех лет. Неоценимым источником информации в этой части исследования, как и на всем его протяжении,оказались для нас воспоминания ведущих режиссеров 30-ых годов - Ж.Ренуара (128-13I, 384-391), М.Карне (233-238), Р.Клера (89-94) и др. Опубликованные в последние годы в западной прессе интервью и вое- • поминания художников А.Траунера (251, 274), М.Дуи (208) и других (361) дают богатый материал к размышлению о роли декорации в изобразительном решении этих фильмов.
Пресса эпохи, журнальная и газетная полемика 30-ых годов широко привлекалась нами на всех этапах работы. Нами были просмотрены издания общественно-политического характера, выражающие позицию компартии Франции, - "Юманите", "Альманак уврие е пейзан", "Коммюн"; орган социалистической партии (СФИО) "Ле Попюлер"; лево-либеральные издания: "Ле Монд", "Ле Тан", "Регар"; журналы по вопросам культуры, выражающие позицию либеральной ("Эспри", "Ля ревю де де монд", "Ля ревю де Франс") и революционно-настроенной интеллигенции ("Спартакюс") и, наконец, специализированные киноиздания: "Пур ву", "Ля ревю де синема", "Сине-комедиа", а также некоторые другие газеты и журналы, представленные в библиотеках нашей страны лишь отдельными номерами. Нам представляется возможным выделить следующие основные направления развития журнальной и газетной полемики 30-ых годов по вопросам киноискусства: а) социальная роль кино, б) проблема создания национального искусства, в) проблема реализма в киноискусстве, г) проблемы формы, среди которых особое внимание уделяется вопросу использования звука в кинематографе и проблеме взаимоотношения кино и театра. Характеризуя состояние кинокритики 30-ых годов в целом, необходимо отметить тот факт, что, в отличие от предыдущего десятилетия, кинематограф рассматривается здесь в его непосредственной связи с общественно-политическими процессами в жизни страны, ставится в широкий социальный контекст. В то же время французская кинотеория 30-ых годов в значительной степени уступает киноведению 20-ых, что, вероятно, связано с тем, что проблема изучения киноэстетики в 30-ые годы отходит на второй план. Однако,значительный интерес в это время представляет оперативная критика, дающая живое и объективное представление о том, какой социальный резонанс имели рассматриваемые фильмы в момент своего выхода на экран.
Критическое осмысление с позиций марксистского искусствознания материалов зарубежной кинопрессы и киноведения дало нам возможность использовать содержащийся в этих работах богатый фактический материал и выделить концепции прогрессивных зарубежных ученых.
Исходя из фонда накопленных знаний по интересующему нас вопросу и в соответствии с основополагающими задачами исследования мы определили структуру предлагаемой работы. В композиционном отношении она состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе мы стремились рассмотреть процесс зарождения и становления реалистического кинематографа Франции в начале 30-ых годов. В центре нашего внимания творчество таких ведущих художников этого периода как Рене Клер, Жан Виго и Жан Ренуар. В борьбе с давлением цензуры и диктатом предюсеров, с засилием коммерческих штампов в обширной, но малосостоятельной с художественной точки зрения французской кинопродукции того времени эти режиссеры пытались создать новое искусство, живо откликающееся на актуальные проблемы действительности, сочетающее главные творческие открытия звуковой эры с выразительностью киноязыка, достигнутой кинематографом в предыдущем десятилетии. Общее стремление к реализму, отличающее столь непохожие друг на друга произведения трех разных художников, было подхвачено развитием французского кино 30-ых годов на его последующих этапах.
Вторая глава нашего диссертационного исследования посвящена анализу истории и проблематики кино Народного Фронта, в полной мере отразившего характерный для своей эпохи рост социальной активности и политического самосознания художников. В кинематографе Народного Фронта нами выделено два явления. Во-первых, мы рассматриваем его "ядро" - школу, сформировавшуюся в основном на базе киностудии "Сине-Либерте" и пытавшуюся радикально пересмотреть все существовавшие до сих пор традиции демократического искусства, принципы производства и проката, авторскую психологию режиссеров, степень участия зрителей в кинопроцессе и т.д. Кроме того, мы пытаемся проанализировать влияние, оказанное этим кинематографом на прогрессивное искусство своей эпохи. Вторая часть данной главы посвящена рассмотрению проблематики так называемого "рабочего фильма", также созданного под непосредственным влиянием идей Народного Фронта, но более традиционного по своей форме, стремящегося применить новые идейные принципы к культурному наследию прошлых лет. "Рабочее кино" сочетает в себе элементы двух основных реалистических тенденций французского кино 30-ых годов - киношколы Народного Фронта и "поэтического реализма" и становится весьма продуктивной моделью демократического искусства, в частности, оказавшей значительное влияние на формирование итальянского неореализма.
В третьей главе работы нами рассмотрены идейно-художественные особенности "поэтического реализма". Мы пытаемся показать место и статус этого явления в истории кино, определить его временные рамки, методологическую основу, эстетику, новаторство и взаимосвязь с современными ему тенденциями развития реалистического кинематографа. Далее мы даем отдельный анализ двух шедевров эпохи - фильмов Ренуара "Великая иллюзия" и "Правила игры", рассматривая их как картины, синтезирующие в своей ткани отдельные достижения разных реалистических течений тех лет.
В заключении подводится общий итог работы, суммируются выводы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК
Традиции изобразительной культуры армянского кино в творчестве кинооператора Сергея Исраеляна2009 год, кандидат искусствоведения Амбарцумян, Эдуард Давидович
Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половины XX века: на примере творчества В.М. Шукшина2009 год, кандидат философских наук Сагатчук, Светлана Петровна
Роль монтажа в формировании художественного времени фильма1984 год, кандидат искусствоведения Манько, Галина Кирилловна
Литература и развитие кинематографии республик Средней Азии1983 год, доктор филологических наук Акбаров, Хамидулла Ильясович
Экспериментальные тенденции в польском кино 1970-х годов. Гжегож Круликевич и другие2015 год, кандидат наук Вирен, Денис Георгиевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Нусинова, Наталья Ильинична, 1985 год
1. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с.5-110.
2. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.115-217.
3. Маркс К. Гражданская война во Франции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.17, с.317-370.
4. Энгельс Ф. Письмо к Маргарет Гаркнесс. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.35-37.
5. Ленин В.И. Уроки коммуны. Полн.собр.соч., т.16, с.451-454.
6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.7-384.
7. Ленин В.И. Памяти Коммуны. Полн.собр.соч., т.20,с.217-222.
8. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.- Полн.собр.соч., т.24, с.113-153.
9. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.346-356.
10. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39,с.64-84.
11. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 5-е изд. М.: Худ.лит., 1976. - 827 с.
12. Боевые помощники партии: Всесоюзное совещание работников кино. Москва, 18 мая 1984 г. М.: в/о Союзинформкино, 1984.- 107 с.
13. Искусство и идеологическая работа партии: Сб. М.: Мысль, 1976. - 351 с.
14. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды: Документы и материалы . М.: Политиздат, 1979. - 590 с.
15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982. - 223 с.
16. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
17. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, II марта 1985 г. М.: Политиздат, 1985. - 16 с.
18. Об идеологической работе КПСС: Сб.документов. М.: Политиздат, 1977. - 639 с.
19. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Сб.материалов. М.: Политиздат, 1981. - 190 с.
20. О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии.- В кн.: Об идеологической работе КПСС. Сб.документов. М.: Политиздат, 1977, с.521-526.
21. О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1984, 6-мая.
22. Авенариус Г. Жан Ренуар. М.: Госкиноиздат, 1938. - 70 е.,ил.
23. Авенариус Г. От "Авангарда" к "Народному Фронту". Творческий путь Жана Ренуара. Искусство кино, 1938, № 7, с.59-61; № 8,с.60-63.
24. Авенариус Г. Жан Ренуар. Советский киноэкран, 1939, № 4, с.6-7.
25. Андаева Р. Коммунистическая партия Франции в период борьбы за Народный Фронт (1934-36) и развитие элементов социалистической культуры: Ученые записки. Пермского университета. 1971, № 253, с.18-68.
26. Андреев 10. Движение реализма. Л.: Наука, 1978. - 208 с.- 168
27. Аносова Н. Литературное наследие Золя на экране. Искусство кино, 1959, № 12, с.149-156.
28. Арагон Л. Социалистический реализм и реализм французский. -- В кн.: Писатели Франции о литературе. М.: Прогресс, 1978,с.205-214.
29. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. - 383 с.
30. Балашова Т. Активность реализма: Литературно-художественные дискуссии на западе. М.: Искусство, 1982. - 205 с.
31. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего: Пер.с франц.Л.Завьяловой М.: Искусство, 1979. - 391 е., ил.
32. Баскаков В. Экран и время. М.: Искусство, 1974. - 232 с.
33. Баскаков В. Критика буржуазной массовой культуры и декадентских течений в кинематографии. В кн.: Экран и идеологическая борьба. М.: Искусство, 1976, с.21-52.
34. Баскаков В. Киноискусство социалистического реализма и фальсификации "советологов". Искусство кино, 1977, № II, с.38-52.
35. Баскаков В. Противоречивый экран: Духовный кризис буржуазного общества и кино. М.: Искусство, 1980. - 223 с.
36. Баскаков В. Массовость, народность. Искусство кино,1981, №3, с.60-69.
37. Баскаков В. В ритме времени: Кинематографический процесс сегодня. М.: Искусство, 1983. - 336 с.
38. Божович В. Творчество Жака фейдера. Искусство кино, 1958, №7, с.140-150.
39. Божович В. Творчество Жака Фейдера. М.: Наука, 1965. -122 с.
40. Божович В. Рене Клер классик французского кино. - Искусство кино, 1979, № 4, с. 150-175.
41. Божович В. Рене Клер классик французского кино. - М.: СК и БПСК СССР, 1981. - 71 с.
42. Божович В. Жан Габен. М.: ВБПК, 1982. - б.паг.
43. Божович В. Светлый мир Рене Клера. В кн.: Экран, 1980-1981. М.: Искусство, 1983, с.216-222.
44. Брагинский А. Марсель Карне. Искусство кино, 1956, № 6, с.108-113.
45. Брагинский А. Рене Клер. М.: Искусство, 1963. - 151 е.,ил.
46. Брехт Б.Широта и многообразие реалистического метода. В кн.: Бертольд Брехт. Театр. Т.5/1. М.: Искусство., 1965, с. 156-163.
47. Бунюэль Луис /Составитель Л.Дуларидзе. М.: Искусство, 1979.- 295 с., ил.(
48. Вайсфельд И. Крушение и созидание: Статьи о зарубежном киноискусстве. М.: Искусство, 1964. - 158 с.
49. Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. М.: Искусство,1966.- 320 с.
50. Виго Жан /Составитель А.Брагинский. М.: Искусство,1979.- 264 е., ил.о
51. Виллар К. У истоков единого фронта. В кн.: Французский ежегодник, 1976. М.: Наука, 1978, с.61-69.
52. Виноградов В. О литературной циклизации : По поводу "Невского проспекта" Гоголя и "Исповеди оппиофага" Де Квинси . В кн.: Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976, с.45-62.
53. Волков И. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. - 264 с.
54. Гальперина Е. Роллан Ромен. В кн.: Литературная энциклопедия. 1-е изд.,1935, т.9, с.757-773.
55. Герасимов С. Собр.соч.: В 3-х т. М.: Искусство, 1982-1984. т.1, 1982. - 446 с; т.П. 1983. - 414 е.; т.Ш. 1984. - 446 с.
56. Гзелль П. Народный театр и кино во Франции. Интернациональная литература, 1938, № 5, с.195-204.
57. Гинзбург Q. 0 коммерции, театре для бедных, драматурге Паньо-ле и кинопьесе "Мерлюс". Советское кино, 1935, № 10, с.49-52.
58. Гремийон 1. Быть глашатаем своего времени. Искусство кино, 1963, № 12, с.131-135.
59. Громов Е. Сложное и простоё: 0 некоторых философско-социоло-гических аспектах современного зарубежного кинематографа. В кн.: Вопросы киноискусства. М.: Наука, 1971, с.30-56.
60. Громов Е. Точки отсчета. Искусство кино, 1975, № 3, с.62-74.
61. Громов Е. Духовность экрана. М.: Искусство,1976. - 255 с.
62. Даммерт Л." Французский фильм и народный фронт. Интернациональная литература, Б 37, № Ю, с.215-218.
63. Дмитриев В. Реализм и художественная условность. М.: Сов. писатель, 1974. - 279 с.
64. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.: Сов.писатель, 1980. - 598 с.
65. Довженко А. Собр.соч.: В 4-х т. М.: Искусство, 1966-1969. т.1. 1966. - 356 е.; т.П. 1967. - 596 е.; т.Ш. 1968. - 772 е.; т.1У. 1969. - 544 с.
66. Долматовская Г. Франция рассказывает о себе. М.: БПСК» 1980. - 80 с.
67. Долматовская Г. Примечания к прошлому. Французское кино: отсчет от военных лет. М.: Искусство, 1983. - 287 с.
68. Дробашенко С- Экран и жизнь: 0 художественном образе в документальном фильме. М.: Искусство, 1962. - 240 с.
69. Дробашенко С. Феномен достоверности: Очерки теории документального фильма. М.: Наука, 1972. - 184 с.
70. Дубровин А. Жизнь кинообраз - жизнь: Из истории типизации. - М.: Искусство, 1980. - 319 с.
71. Егоров Ю. Народный Фронт во Франции: Внутриполитическая борьба во Франции в 1934-1938. Л.: ГПИ им.А.И.Герцена,1972. - 290с.
72. Егоров Ю. Народный Фронт во Франции, I934-I938: Автореф. дис. доктора исторических наук. Л.» 1973. - 37 с.
73. Егоров Ю. К вопросу о причинах распада Народного Фронта. -- В кн.: Ленинградский пединститут. ХХУШ герценовские чтения. Исторические науки. Научные доклады. Л.: ГПИ им.А.И.Герцена, 1975, с.85-89.
74. Егоров Ю. Историческое значение Народного Фронта во Франции. -В кн.: Международное коммунистическое и рабочее движение: История и современность. Т.1. .- Л.: ЛГУ, 1976, с.129-197.
75. Егоров Ю. Борьба Французского Народного Фронта против реакционной внешне.й политики Лаваля. В кн.: Проблемы истории классовой борьбы в странах Западной Европы и Америки и международных отношений в XIX-XX веках". Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1977, с.54-71.
76. Ждан В. Кино и условность. М.: Искусство, 1971. - III с.
77. Ждан В. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982. - 375 с.
78. Злочевский Г. Звуковое кино во Франции. Пролетарское кино, 1931, № 7, с.49-51.
79. История Франции: В 3-х т. Т.Ш. М.: Наука, 1973. - 599 с.80. "Кайе дю большевизм" о кино. Интернациональная литература, 1938, № II, с.248-249.
80. Калитина Н. Художественная критика во Франции. В кн.: Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып.1У. Л.: ЛГУ, 1978, с.150-161.
81. Капралов Г. С доминантой на общество. Искусство кино, 1976, Ш I, с.162-182; № 2, с.139-151.
82. Капралов Г. Человек и миф: Эволюция героя западного кино, 1965-1980. М.: Искусство, 1984, - 397 с.
83. Караганов А. Феномен политического фильма. Проблемы мира и социализма, 1977, №7, с.74-79.
84. Караганов А. Кризис политического кино? Иностр.лит., 1979, № 2, с.226-237.
85. Караганов А. Киноискусство в борьбе идей. 2-е изд. М.: Политиздат, 1982. - 239 е., ил.
86. Кармен Р. Но пассаран! /Годы и люди/. М.: Сов.Россия,1972.- 384 с.
87. Клайн Г. Фильм народного фронта. Искусство кино, 1936, № II, с.59-61.
88. Клер Р. Кино и государство. Советское кино, 1935, № 4, с.59-60.
89. Клер Р. "Последний миллиардер": Сценарий звукового фильма / /Запись Н.Оттена. Искусство кино, 1936, № 2, с.17-34.
90. Клер Р. Рене Клер противник звукового и цветного кино.- Искусство кино, 1936, № 2, с.55.
91. Клер Р. Размышления о киноискусстве. М.: Искусство, 1948.- 230 с.
92. Клер Р. Сценарии и комментарии /пер.с фр.А.Брагинского.- М.: Искусство, 1969. 335 е., ил.
93. Клер Р. Кино вчера, кино сегодня /Пер. с фр. Л.Завьяловой и Т.Ивановой. М.:Прогресс, 1981. - 360 е., ил.
94. Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино: В 2-х т. Т.П. М.: Искусство, 1970. - 431 е., ил.
95. Комаров С. История зарубежного кино. Немое кино. М.:ВГИК, 1965. - 416 с.
96. Коньо I. Народному Фронту 40 лет. В кн.: Французский ежегодник, 1976. М.: Наука, 1978, с.31-44.
97. Кравченко Е. Основные противоречия в Народном Фронте по вопросу внутренней и внешней политики. В кн.: Французский ежегодник, 1967. М.: Наука, 1968, с.160-168.
98. Кравченко Е. Народный Фронт во Франции, 1934-1938. М.: Наука, 1972. - 296 с.
99. Кракауэр 3. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. - 423 с.
100. Кулешов Л. Статьи и материалы. М.: Искусство, 1979.- 239 с.
101. Кунина М., Маркова В. Коммунисты Франции в борьбе за Народный Фронт. М.: Госполитиздат, 1961. - 208 с.
102. Леонтьева Э. Искусство и реальность: Критика некоторых буржуазных концепций художественной правды. Л.: Наука, 1972.- 237 с.
103. Лепроон П. Современные французские кинорежиссеры / пер.с фр. Л.Завьяловой и др. М.: Иностр.лит., i960. - 842 с.
104. Ле Шануа 1ан-Поль / Составитель А.Брагинский. М.: Искусство, 1972. - 271 с.
105. Лисаковский И. Псевдореализм: явление, сущность, практика.- Искусство кино, 1979, Ш 6, с.ПЗ-129.
106. Лисаковский И. Реализм: особенности и функции. Искусство кино, 1981, № 4, с.81-105.
107. Лисаковский И. Реализм как система: Проблемы творческого метода в киноискусстве. М.: Искусство, 1982. - 334 с.
108. Макаров 0. Искусство в современной идеологической борьбе.- М.: Искусство, 1975. 199 с.НО. Макасеев Б. В революционной Испании, 1936-1937. В кн.: Записки кинооператоров /редактор-составитель Н.Колин. М.: Госкино-издат, 1938. - 167 с.
109. I. Мартен М. Советское и французское кино. В кн.: Киноискусство нового мира. М.: Искусство, 1981. с.76-86.
110. Мельвиль Л. Кино и эстетика разрушения. М-.: Искусство, 1984. - 143 с.ИЗ. Мифы народов мира: В 2-х т. T.I. М.: Сов.энциклопедия, 1980. - 671 с.
111. Муриан В. Художественный мир фильма: Кинематографическая образность в свете ленинской теории отражения. М.: Искусство, 1984. - 288 с.
112. Муссинак Л. Избранное / пер.с фр. А.Брагинского и Н.Снытко.- М.: Искусство, 1981. 278 с.
113. На съемках "Марсельезы". Интернациональная литература, 1938, Ш I, с.213.
114. Новейшая история, I9I8-I939. М.: Высшая школа, 1974.- 640 с.
115. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе: 70-ые годы /Сб.научных трудов. М.: Наука, 1982. - 319 с.
116. Октябрь и мировое кино / Сб.научных трудов. М.: Искусство, 1969. - 395 с.
117. Оттен Н. Искусство политического памфлета. Искусство кино, 1936, № 2, с.35-36.
118. Оттен Л. Рене Клер. М.-Л.: Искусство, 1937. - 148 с.
119. Паньоль М. "Мерлюс": Отрывки из киносценария. Советское кино, 1935, № 10, с.40-48.
120. Петров С. Основные вопросы теории реализма: Критический реализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975. - 303 с.
121. Пискатор Э. Политический театр / Авторизованный перевод М.Зельдович. М.: Худож.лит., 1934. - 232 с.
122. Правда кино и "киноправда": По страницам зарубежной прессы: /Под редакцией С.В.Дробашенко. М.: Искусство, 1967. - 333 е., ил.
123. Пудовкин В. Собр.соч.: В 3-х т. М.: Искусство, 1974-1976. T.I. 1974. - 440 е.; т.П. 1975. - 479 е.; т.Ш. 1976. - 551 с.
124. Разлогов К. Искусство экрана: Проблемы выразительности. М.: Искусство, 1982. - 158 с.
125. Ренуар Ж. "На дне" Жана Ренуара. Искусство кино, 1937, № I, с.63-64.
126. Ренуар Ж. Жан Ренуар о проблеме исторического фильма. Искусство кино, 1939, № 4, с.60.
127. Ренуар Ж. Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарий: Сб.статей и переводов. М.: Искусство, 1972. - 255 с.
128. Ренуар Ж. Моя жизнь и мои фильмы. М.: Искусство, 1981.- 236 с.
129. Роллан Р. 14 июля Собр.соч.: В 14-ти т. T.I. - М.: Худож. лит., 1954, с.3-114.
130. Роллан Р. Народный театр. Собр.соч.: В 14-ти т. Т-Х1У -М.: Худож.лит., 1958, с.167-262.
131. Роллан Р. За интернационал духа. Собр.соч.: в 14-ти т. Т.Х1У. - М.: Худож.лит., 1958, с.423-432.
132. Роллан Р. Вы открываете новое тысячелетие. В кн.: Писатели Франции о литературе. М.: Прогресс, 1978, с.44-45.
133. Рубанова И. Фернандель. В кн.: Комики мирового экрана. М.: Искусство, 1966, с.157-169.
134. Садуль Ж. По поводу нескольких французских фильмов. Искусство кинб, 1937, № 2, с.59-61.
135. Садуль Ж. Новости искусства и литературы во Франции. Интернациональная литература, 1939, №2, с.204-206.
136. Садрь Ж. Под знаком Ж.Ренуара: Пути французского кино.- Интернациональная литература, 1939, № 12, с.216-220.
137. Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М.: Иностр.лит., 1957. - 462 с.
138. Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6-ти т. М.: Искусство, 1958-1982. T.I. 1958. - 612 е.; т.П. 1958. - 524 е.; т.Ш. 1961.- 628 е.; т.1У. I п/т. 1982. - 528 е.; т.1У. П п/т. 1982.557 е.; т.У1. 1963. 468 с.
139. Соболев Р. Запад: кино и молодежь. М.: Искусство, 1971.- 303 с., ил.
140. Соколов В. Печать Народного Фронта и прогрессивная французская литература. Л.: ЛГУ, 1967. - 200 с.
141. Сокольская А. Жан Габен. В кн.: Актеры зарубежного кино. Вып.1У. - Л.: Искусство, 1968, с.133-144.
142. Сокольская А. Марсель Карне. Л.: Искусство, 1970. - 215 с.
143. Соловьева И., Шитова В. Жан Габен. М.: Искусство,1967.- 188 с.
144. Социалистический реализм и современный кинематографический процесс. М.: Искусство, 1978. - 272 с.
145. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Сов.писатель, 1973. - 502 с.
146. Теплиц Е. История киноискусства: В 4-х т. М.: Прогресс, 1968-1974. T.I. 1968. - 336 е.; т.П. 1971. - 280 е.; т.Ш. 1973.- 271 е.; т.1У. 1974. - 314 с.
147. Торез М. Современная Франция и Народный Фронт.- М.: Гос. социально-экономическое издательство, 1937. 147 с.
148. Трауберг И. Фильм французского народа. Искусство кино, 1938, № 9, с.36-40.
149. Феррара Д. Новое итальянское кино. М.: Иностр.лит., 1959. - 258 с.
150. Фрадкин Г. "Марсельеза". Исторический журнал, 1939, N° 7, с.153-156.
151. Французское киноискусство: Сб.статей. /Ответственный редактор С.Юткевич. М.: Искусство, I960. - 496 е., ил.
152. Фрейлих С. Фильмы и годы: Развитие реализма в искусстве.- М.: Искусство, 1964. 370 с.
153. Храпченко М. Собр.соч.: В 4-х т. Т.Ш. М.: Худож.лит., 1981. - 431 с.
154. Цивьян Ю. Дмитрий Кирсанов или Поэтика паузы. Кино /Рига/, 1981, № 7, с.£8-29.
155. Черненко М. Фернандель. М.: Искусство, 1968. - 143 е.,ил.
156. Шатерникова М. От "Его Величества Американца" до мистера Смита. В кн.: Западное искусство. XX век. М.: Наука, 1978, с.333-354.
157. Шмаков Г. Заметки о французском романтическом фильме. В кн.: Вопросы истории и теории кино. Л.: ЛГИТМиК, 1973, с.259-291.
158. Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6-ти т. М.: Искусство, 1964-1971. T.I. 1964. - 696 е.; т.П. 1964. - 568 е.; т.Ш. 1964. - 675 е.; т.1У.1966. - 792 е.; т.У. 1968. - 600 е.; т.У1. 1971. - 559 с.
159. Юренев Р. Бессмертие детей райка. Советский экран, 1969, № 15, с.14-15.
160. Юренев Р. Идеологическая борьба в киноискусстве. В кн.: Экран и идеологическая борьба. М.: Искусство, 1976, с.52-75.
161. Юренев Р. Книга фильмов: Статьи и рецензии разных лет. М.: Искусство, 1981. - 338 е., ил.
162. Юткевич С. Встречи во Франции: Из дневника кинорежиссера.- Новый мир, 1946, № 2, с.264-288.
163. Юткевич С. Французские встречи. Искусство кино, 1955, № I, с.72-87; № 2, с.89-102.
164. Юткевич С. О киноискусстве: Избранное. М.: АН СССР,1962.- 363 л., ил.
165. Юткевич С. Франция кадр за кадром: 0 людях, фильмах, спектаклях, книгах. - М.: Искусство, 1970. - 335 е., .ил.
166. Юткевич С. Модели политического кино. В кн.: Проблемы современного кино. М.: Искусство, 1976, с.155-224.
167. Юткевич С. Модели политического кино. М.: Искусство,1978,-- 256 с., ил.
168. Ю.Ш. Раздумья Марселя Карне. Искусство кино, 19 58, № 5, с.155-157.
169. Ямпольский М. Седьмая муза Яака Превера. Советский экран, 1977, № 19, с.20-21.
170. Agel H. Jean Grémillon. P.: Seghers, 1969. - 188 p., ill.
171. Allombert G. Las pelioulas de Prévert. Filmoteca National de Espana, 1972-73, M 5, pp.5-16.175« Altman G. La censure contre le cinéma. Revue du cine'ma, 1930, M 17, pp.3-15î 1931, Ni 19, pp.37-42.
172. Altman G. Films de guerre ou films de paix? Monde,278.1932.
173. Altman G. Aux sources du cinéma. Monde, 5«S.1933»268.1933.
174. Amengual B. René Clair. P.î Seghers, 1963. - 222 p., ill.
175. Amengual B. Renoir réaliste, la co-naissance par la ressemblance. Positif, 1982, M 257/258, pp.28-35.
176. Andrew D. Sound in France: The Origins of a Native School. ïaie French Studies, 1980, M 60, pp.94-114.
177. Anthologie du cinéma. / Textes reunis et présentés par M.Lapierre. -P.: La Nouvelle édition, 1946. 362 p.
178. Antonioni M. Marcel Carné, parigino. In: Di Carlo C. Michelangelo A. Roma: Ed.di Bianco e nero, 1964, pp.341360.
179. Aragon L. Madrid passe à l'offensive. Regards, 5»11. 1936.
180. Araûda F. Luis Bunuel: a critical biography. Lnd.: Secher & Warburg, 1975. - 327 p.
181. Aristarco G. Le grandi illusioni di Renoir. Cinema nuovo, 1963, №163, pp.172-174.
182. Aristarco G. L'alba tragica dell'operaio nell1opera di Carné. Cinema nuovo, 1970, № 203, pp.54-56.
183. Armes H. Patterns of realism. South Brunswick, N.Y. î A.S, Karnes and Compagny; Lnd.: The Tantivy Press, 1971. - 226 p.
184. Armes R. Film and Reality. An historical survey. Harmondsworthî Penguin Books, 1974* 254 p.189* Arnault H. Les itères Prevert.- Revue du cinema, 1965, 189, PP.>5.
185. Auriol J.-G. "Le million" par R.Clair. Revue du cinema, 1931, № 23, PP.54-57.
186. Auriol J.-G. "La chienne" par J.Renoir. Revue du cinema, 1931, № 29, pp.32-34.
187. Avanguardia, realismo, populismo nel cinema francese degli anni trenta: Gatalogo critico. Modena: Commune di Modena, Ambasciata della republica francese, 1980. -102 p.
188. Aveline Cl. Le role intellectual du cinema. Deux exemples. Commune, 1938, N1 54, pp.758-762.
189. Aveline Cl. De Ciné-Liberté à la "Marseillaise. -Commune, 1938, N2 55, pp.891-895.
190. Bachy V. Jacques Feyder. Artisan du cinéma, 1885-1948. Lonvain: Librairie Universitaire, 1968. - 225 p.
191. Bade P. Femme fatale. Images of evil and fascinating women. Lnd.s Ash, 1979. - 128 p.
192. Baldizzone J. Oms M. Entretien avec R.Clair. Cahiers de la Cinematheque, 1982, NS 35-36, pp.209-217.
193. Bardèche M., Brasillach, R. Histoire du cinéma. P.: Denoël et ¿teele, 1943. - 416 p.
194. Barsacq L. A history of film design. U.Y. : New American Library, 1978. - 264 p.
195. Bataille G. De l'âge de pierre à Jacques Prévert. -Critique, 1946, NS 3-4, pp. 195-214.
196. Bauneau J. Hommage a Jean Gremillon. Cinéma, 1981,m 275, PP.8-71.
197. Bazin A. Jean Renoir. P.: Champ Libre, 1971. - 285 p.
198. La belle équipé. Humanité, 2.10.1936.
199. Bergens A. Prévert. P.ï Ed.Universitaires, 1969. -126 p.
200. Bernadet J.-C. El espiritu de Prévert. Pilmoteca liacio-nal de Espana, 1972-73, M 5, pp.3-5.
201. Bernard M. Le fantastique et le cinéma. Revue du cinéma, 1931, № 26, pp.60-64.
202. Bernard ï. Le film parlant, supplantera-t-il le théâtre?- Pour vous, 1930, K2 105, p.3.
203. Berthomé J.-P. Entretien avec Max Douy. Positif, 1981., N2 244/245, pp.2-12; M 246, pp.22-35.
204. Beylie Gl. La Marseillaise. Cinéma, 1968, № 122, pp.102105.
205. Beylie Cl. Jean Renoir. Pilms, 1924-1939. Biofilmographie.- P.: Terrain vague, 1969. 46 p.
206. Beylie 01. Le secret de maître Pagnole. Ecran, 1974, NS 26, pp.26-35
207. Beylie Cl. Jean Renoir. Le spectacle, la vie. P.ï Ed.du Cerf, 1975. - 144 p.
208. Bey lie Gl. Jean Renoir face au cinema parlant. Avant-scène. Cinema, 1980, № 251/252, pp.5-18, 35-82.
209. Beylie Gl., Gauteur Cl. Le grand cinema de Jean Senoir.- Ecran, 197^, Ni 31, PP.26-36.
210. Bizet E. Mais oui. Il faut une censure. Pour vous, 1939, Ni 550, p.2.
211. Bonitzer P., Comolli J.-Z., Narboni J., Oudart J.-P.1. vie est a nous", film militant. Cahiers du cine'ma,1970, Hî 218, pp.45-51.
212. Boon J.-P. Narrative voices in "A nous la liberté". -The French Review, 1982, v.LV, NI 4, pp.514-519.
213. Borde IL. La France des années 30, vue par son cinema. -Avant-scène, Cinema, 1976, № 173, pp.23-61.
214. Bourgeois ^. Rene" Clair. Geneve-Paris: Roulet, 1949. -102 p., ill.
215. Brandy L. Jean Renoir. The world of his films. : Doubleday & compagny, 1975- - 286 p.
216. Brooks 0.№. Jean Renoir's "The Rules of the game". -French Historical studies, 1971, N5 7, pp.264-283.
217. Brunelin A.-G. Histoire d'un "Drôle de drame". Cine'ma, 1961, NI 56, pp.90-97; të 57, pp.88-96.
218. Brunius J.-B. En marge du cinéma français. P.: Arcanes, 1954. - 189 p.
219. Brunius J.-B. Notes en marge de "le- Chigtone". Positif, 1975, të 173, pp. 12-14.
220. Buache F. Michel Simon, un acteur et ses personnages. -Lausanne« Ed.du Panorama, 1962. 185 p.
221. Bunuel L. Mon dernier soupir. P.: Robert Laffont, 1982.- 317 P.
222. Burch N. 'ïïana" ou les deux espaces. Cahiers dû cinéma", 1967, NÍ 188, pp.42-47.
223. Bussot M. P.Mac-Orlan nous parle de "La tradition de minuit". Pour vous, 1939, N2 561, p. 18.
224. Cachin M., Thorez M. Du front unique au front populaire: Deux discours au VII Congres mondial de l'international communiste. P.s Bureau d'éditions, 1935- - 55 p.
225. Cadars P. Séducteurs du cinéma français. P.: Ed.H.Vey-rier, 1982. - 221 p.
226. Caparros Lera J.M. Arte y politica en el cine de la república, 1931-1939. Barcelona: Ediciones Universidad, 1981.- 411 p.
227. Capdenac M. Le realisme polémiqué, le réalisme poétique.- Lettres françaises, 12-18.11.1969.233« Carné' M. Ou en est le cinema sovietique? Humanité, 14.4.1933.
228. Carné M. "Le Jour se lève": Découpage integral. Avant-scène. Cinéma, 1965, N2 53, pp.7-40.
229. Carne''M. La vie à belles dents. P.: Ed.J.-P.Ollivier, 1975. - 483 p.
230. Carné M. Comment est né "Le quai des brumes". Avant-scène. Cinéma, 1979, № 234, pp.4-7.237* Carne M. "Le quai des brumes": Découpage integral. -Avant-scène. Cinéma, 1979, M 234, pp.7-23, 55-72.
231. Carné M. Comment on realise un film parlant français. -Avant-scène. Cinéma, 1981, № 264, pp.109-112.
232. Catalogue des films français de long metrage Pilms sonores de fiction, 1929-1939. Bruxelles: Cinémathèque royale de Belgique, 1981, s.p.
233. Cauliez A.J. Jean Renoir. P.: Ed.Universitaires, 1962.- 189 p.
234. CerquaBt J. Film social. Humanité', 24.3.1933.
235. Charensol G. Renaissance du cinéma français. P.î Ed.du Sagittaire, 1946. - 222 p.
236. Charensol G., Régent R. 50 ans du cinéma avec René Clair.- P.: Ed.de la Table Ronde, 1975. 223 p.
237. Chavance L. Monde. Une enquête sur le cinéma sovietique: Revue des revues. Revue du cinéma, 1930, Ni 8, PP.75-76.
238. Chazal R. Marcel Carne. P.: Seghers, 1965. - 191 p.
239. Chevassu E. Hôtel du Nord. Revue du cinéma, 1967, N2 205, pp. 65-70.
240. Chevrie M. France des années 30. IAInternationale et la voix. Cahiers du cinéma, 1984, 1 358, pp.8-9.
241. Chirat R. Theatre et cinéma des années trente: l'acteuren mutation. Cinéma d'aujourd'hui, 1976, M 10, pp. 19-27.
242. Chirat R. Le cinéma français des années 30. P.: Ed.Cinq continents - Hatier, 1983. - 128 p.
243. Ciment M. Entretien avec J.Renoir. Positif, 1975, Jfi 173, pp.15-21.
244. Ciment M., Jordan I. Entretien avec A.Irauner. Positif, 1979, № 223, pp.5-19î № 224, pp.46-57.
245. Cinéma soviétique: Numéro spécial. Revue du cinéma, 1930, M 14. - 75 p.
246. Cinéma- 30. Cinéma, 1961, № 60, pp.33-51.
247. Clair R. "Entracte;' "A nous la liberté".- Avant-scène, Cinéma, 1968, № 86. 60 p.
248. Comolli J.-L. Des migrations exemplaires. Marseillaise. -Cahiers du cinéma, 1967, M 196, pp.24-27.
249. Comolli J.-L. Un corps en trop. Cahiers du cinéma, 1977, № 278, pp.5-17.
250. Comolli J.-L. En revoyant "Une partie de campagne". -Cahiers du cinéma, 1979, № 299, pp.39-40.
251. Compassi 0. Dieci anni di cinéma francese. Milano: Poligono società editrice, 1948-194-9, v.1, 1948. 261 p.; v.2. 1949. 337 p.
252. La coopérative Cine-Liberte est crée. Ciné^-comoedia, 14.7.1936.
253. Casulich C. La grande illusione. Padova: Ed.R.A.D.A.R., 1969. - 62 p.
254. Courtade P. Les malédictions du cinéma français: Une histoire du cinéma français parlant, 1928-1978. P.ï Ed.A. Moreau, 1978. - 410 p.
255. Dagneau G., Gueguen A. La Chienne. Revue du cinéma, 1977, Ni 319 bis, pp.30-35.
256. Le la Roche C. René" Clair. Lnd.: Verso, 1958. - 43 p.
257. Delahaye M., Narboni J. Entretien avec J.Renoir: La marche de lfidee. Cahiers du cinéma, 1967, NI 196, pp.13-22,66-68.
258. Deleuae G. Image-mouvement.- p.: Ed.de Minuit, 1983. -298 p.
259. Derain L. Décors et décorateurs dans le cinéma français. La revue du ¿inéma, 1931, Uï 27, pp. 18-25.
260. Deuxième cinécure de Créte.uil: les français et leur cinéma, 1930-39. Créteuil: Ed.E.Losfeld, 1973. - 85 p.
261. D'Hugues Ph. La fievre de Jean Vigo. Cahiers du cinéma, 1959, NI 101, pp.23-26.
262. Ducout F. Seductrioes du cinéma français, 1936-1956. -P.: Ed. H.Veyrier, 1978. 204 p.
263. Durgnat R. Jean Renoir. Berkeley & Los Angeles: University of California Press, 1974. - 430 p.
264. Duvivier Julien. / editée par Chirat R. Lyon: Serdoc, 1968. - 136, XX p. - (Premier Plan, № 50).
265. Ecrit sur l'art et manifestes des écrivains français: Anthologie. Moscou: -Bd.du Progress, 1981. - 688 p.
266. Enquête sur la valeur de propagande pacifiste des films de guerre. Revue du cine'ma, 1931, N2 22, pp.63-76.
267. Entretien avec Al.Trauner: Une forme d'illustration visuelle de l'espace: le décor. Culture et communication, 1979, № 19, pp.21-22.275« Entretien avec E.See, président de la comission de censure. Pour vous, 1933, p.32.
268. Entretien avec Jacques et Pierre Prevert/par H.Arnault et Ph.Haudiquet. Revue du cinéma, 1965, № 189, pp.6-17.
269. Entretien avec Jean Renoir / par M.Delahaye et J.-A.Eieschi.- Cahiers du cinéma, 1966, № 180, pp.36-77.
270. Entretien avec Jean Renoir. In: La politique des auteurs. P.: Ed.de l'Etoile, 1984, pp.11-50.
271. Epstein J. Ecrits sur le cinéma, 1921-53« / préfacé par H.Langlois. P.: Seghers. 1974-1975, t.1. 1974. 436 p.; t.2. 1975. 351 p.
272. Escobar R., Giacci V. Il cinéma del fronte popolare, Francia 1934-1937. Milano: Il Formichiere. - 240 p.
273. Esteve M. Jean Vigo. P.: Minard-Lettres modernes, 1966.- 95 p.
274. Pauré-itemié P. Philosophie du re'alisme. Revue du cinéma, 1948, Ш 18, pp.32-41.
275. Ferro M. Cinéma et histoire. P.s Denoel-Gonthier, 1977. - 165 p.
276. Peyder J. Jacques ïeyder ou le cinéma concret. Bruxelles: Comission nationale J.Peyder, 1949. - 99 p.285« Pofi G. Il teatro del Eronte Popolare. Giovane critica, 1962, № 74, pp.46-59.
277. Pofi G. 'Ъа vie est à nous" de Jean Renoir. Positif, 1970, m 113, pp.43-47.
278. Pofi G. The cinéma of the Popular iront in ïtanee, 19341938. Screen, 1972-73, v.13, N8 4, pp.5-57.
279. Pord Ch. Jacques Peyder. P.s Beghers, 1973. - 191 p.
280. La Erance des années trente vue par son cinéma. Toulouse: Ed.de la Cinémathèque de Toulouse et du musee des Augustins, 1975. - 60 p.
281. La Prancia nel 1936. Il cinéma e il Pronte populare. La speranza di una "nuova legalità" / materiali coordinati da Erancesco Bolzoni. Venezia: Ed. délia Biennale di Venezia, 1976. - 74 p.
282. G.A propos de "Chemin de la vie". Humanité, 23.9.1932.
283. G.A. Un courageux article de l'auteur d1"A nous la liberté". Monde, 23.7.1932.
284. Gaut P. L'Aventure Toni. Avant-scène. Cinéma, 1980,m 251/252, pp.19-21.
285. Gauteur Cl. Renoir par Renoir. Positif, 1973, № 152153, PP.70-75.
286. Grimault P., Kosma J., ïrauner Al. Témoignages. Revue du cinema, 1965, N1 189, pp.60-71.
287. La guerre d! Espagne au cinema. Gaiiiers de la cinematheque, 1977, tô 21. - 132 p.
288. Guillot G. Les Prévert: Choix de textes et propos. P.: Seghers, 1967. - 188 p.313* Hackett H. Jacques Prévert scriptwriter and poet. -Sight & Sound, 1946-1947, V.15, Kï 60, pp.137-139.
289. Haudiquet Ph. Prévert, la poesie et le cinéma. - Revue du cinéma, 1965, Kî 189, pp.39-49.
290. Hedges W. Classics revisited: reaching for the moon. -ELlm quarterly, 1959, v.12, № 4, pp.26-34.
291. Hommage a Jean Grémillon. Cinema, 1981, № 275, pp.8-70.
292. La honte du film parlant. Monde, 5.4.1930.
293. Humeau E. La querelle du réalisme. Esprit, 1937, № 52, pp.402-435.
294. Il y a 35 ans "La Marsceillaise".- Revue du cinéma, 1973, N! 268, pp. 1-78.
295. Jacob M. Théâtre et cinema.- Revue du cine'ma, 1930, N2 8, pp.70-72.
296. Jean cola s-Aude î1. Renoir au temps de la "Chienne". -Jeune cinéma, 1975, № 91, pp.22-25.322. "Le jour se lève" et la critique. Avant-scene. Cinéma, 1965, № 53, pp.41-43.
297. Kast P. Exercice d'un tragique quotidien: Notes sur l'oeuvre de Jean Grémillon. La Revue du cinéma, 1948, № 16, pp. 3-20.
298. Katz E. The Film Encyclopedia. N.ï.: Thomas X.Crowell, 1979. - 1266 p.
299. Kieffe R. Cinéma et censure. Monde, 5.12.1931.
300. Lacassin F., Bellour R. Gaston Modot ou l'âge d'or. -Cinéma, 1961, № 61, pp.77-139.327« Lagny M., Sorlin P. Deux historiens après un film: perplexes. Hors cadre, 1983, № 1, pp.50-69.
301. Landry B.G. Marcel Carné, sa vie, ses films. P.: Ed.J. Vautrain, 1952. - 196 p.
302. Leenhardt R. La Marseillaise. Esprit, 1938, № 66, p.957.
303. Lefévre R. Plaisir a Prévert(s). Revue du cinéma, 1965, M 189, pp.18-22.
304. Lefranc G. Histoire du Front populaire, 1934-1938. P.: Payot, 1965- - 501 p.
305. Leglise P. Histoire de la politique du cinéma français. Le cinéma de la troisième république. P.: P.Lherminier, 1970, t.I. - 325 p.
306. Lenne G. La Marseillaise et le Président. Relecture politique de deux films français. Revue du cinéma, 1981,359, pp.75-89.
307. Leprohon P. Claquante aus du cinéma français, 1895-1945. P.: Ed.du Cerf, 1954. - 190 p.
308. Leprohon P. Jean Renoir: Choix de textes. P.: Seghers, 1967. - 191 p.
309. Lherminier P. Jean Vigo. P.: Seghers, 1967. - 186 p. 337» Liausu J.P. M.Pagnol et la critique. - Cine-comOedia,261.1935.
310. Lods J. Souvenirs II Cinéma, 1974, № 189, pp.63-72.
311. Mitry J. Rene Clair. P.: Ed.Universitaires, 1960. -191 p.
312. MMorocco" de Joseph von Sternberg. Inî Le cinéma américain: analyse des films. / Sous la direction de R.Bellours. P.: Flammarion, 1980, t.1, pp.141-159.355» Moussinac L. Des groupements de spectateurs. Humanité, 25.5.1929.
313. Moussinac L. Films policiers. Humanité', 13.9.1931.357« Moussinac L. Cinéma. Almanach ouvrier et paysan, 1932, pp.169-173.358« Moussinac L. Cinéma. Almanach ouvrier et paysan, 1933, pp.128-131.359« Moussinac L. Adaptations. Humanité', 13.1.1933«
314. Moussinac L. "Toni", fi Ira de Jean Renoir. Monde, 8.3. 1935.
315. Nauray A.C. Les Décorateurs. Cinéma, 1964, № 90, pp.8499.362."Le navire des hommes perdus" par M.Tourneur. Revue du cinéma, 1930, «S. 7. PP.6l>-67.
316. Orsoni M. Il film-teatro di Marcel Pagnol. - Filmcritica, 1981, № 317-318, pp.426-431.
317. Oury P. De Ciné-Liberté" â la "Marseillaise". Espoirs et limites d'un cinéma libéré, 1936-1938« Mouvement Social, 1975, N8 91, PP. 153-177.
318. Paolella R. Contribute alla storia del neorealismo: Il realismo italiano e le influenze délia scuola francese. Bianco e nero, 1965, N8 12, pp.1-22
319. Pappas P. Jean Renoir's "The Crime of M.Lange". Cineaste, 1980, v.X, Ni 3, pp.28-31.
320. Pasolini P.-P. Snpirismo eretico. Milano: Garzanti, 1977. - 297 P.
321. Le P.G.P. et ses films: 1936, 19'45, 1968. Cinéthique, s.d., № 27/28, pp.121-128.
322. Perrin M. Arletty. P.: Calman-Levy, 1952. - 135 p.
323. Pinel V". Introduction au cine-club. Histoire, théorie, pratique du cine-club en France. - P.: Ed.Ouvrières, 1964. - 208 p.
324. Pithon R. Le Scandale Stavisky et la Censure de cinema: l'Affaire de la Banque Kemo, 1934.- In: Etudes de Lettres, Lausanne: Faculté de Lettres de l'Université', 1975, pp. 29-52.
325. Pithon R. La censure des films en France et la crise politique de 1934. Revue historique, 1977, v.CCLVIII,të 523, pp.105-130.
326. Poulie F. Renoir 1938 ou Jean Renoir pour rien? Enquete sur un cinéaste. P.: Ed.du Cerf, 1969. - 170 p.
327. Prédal R. La société française (1914-1945) a travers le cinéma. P.: Librairie Colin, 1972. - 347 p.
328. Prévert Jacques / publié par B.Chardère. Lyon: Serdo.c, 1960. - 144 p. (Premier Plan, № 14).
329. Prevert J. El cine según Jacques Prévert. Filmoteca nacional de España, 1972-3, HE 1, p.33.
330. Priacel S. La rue sans nom. Monde, 17.3.1934.
331. Quelques paroles sur certains spectacles. et la filmographie de Jacques Prévert. Cinéma, 1977, NE 222, pp. 1016.
332. Queval J. Jacques Prévert, écrivain de cinéma. Mercure de France, 1951, «2 1052, pp.674-689.
333. Racine N. L'Association des Ecrivains et Artistes Révolutionnaires (AEAR) ; La revue "Commune" et la lutte idéologique contre le fascisme, 1932-36. Mouvement sociale, 1966, M 54, pp.29-47.
334. Randall C. The minister of the interior is on the telephone. Cineaste, 1978, v.VIII, № 3, pp.2-11.
335. Renoir J. La grande illusion. P.: Seuil-Avant-Scène, 1971. - 143 p.
336. Renoir J. Ecrits, 1926-71. P.: Belfond, 1974. - 313 p.
337. Renoir J. La Chienne: De'coupage integral. Avant-scène. Cinema, 1975, NI 162, pp.7-30.
338. Renoir J. La Chienne. Positif, 1975, N° 173, pp.9-11.
339. Renoir J. Toni: Découpage integral et dialogue in extenso. Avant-scene. Cinema, 1980, № 251/^52, pp.21-102.
340. Renoir Jean / Textes reunis et présentes par Cl.Gauteur.- P.: Gallimard, 1981. 443 p.
341. Retour sur Jean Grémillon. Cinéma, 1981, № 276, pp.3459.
342. Rhode E. A history of the cinema from its origins to 1970. Harmondsworth: Penguin Books, 1978. - 674 p.
343. Rose F, Cinéma in Frances 1936. Sight & Sound, 1937, Hî 222, pp. 71-74.
344. Rotha P. The revival of naturalism. Close up, 1930, vol.VII, № 1, pp.21-32.
345. Roy J. Renoir, l'I.F.A.C.C. et nous. Cinema, 1978, Hi 234, pp. 34-46.
346. Rym J. A nous la liberté'. Monthly Film Bulletin, 1977, v.44, № 525» p.218.
347. Sadoul G. Liberté du cinema. Regards, 26.3.1936«
348. Sadoul G. La vie est a nous. Regards, 9.4.1936.
349. Sadoul G. Pour la liberté. Regards, 30.4.1936.
350. Sadoul G. La vie est xa nous. Regards, 4.6.1936.
351. Sadoul G. Le belle équipe. Regards, 24.9.1936.
352. Sadoul G. En marge de l'affaire Pathé^-Natan. Regards, 19.1.1939.
353. Sadoul G. Le cinema français, 1890-1962. P.î Flammarion, 1962. - 289 p.
354. Sadoul G. Dictionnaire des films. P.î Ed.du Seuil, 1965. - 279 p.
355. Sadoul G. Les films soviétique muets en France, 1920-1930.- Lettres françaises, 13.9-19.9.1967, 20.9-26.9.1967,279.-3.10.1967, 4.10-10.10.1967.
356. Sales Gomes P.E. Jean Vigo. P.: Ed.du Seuil, 1957. -276 p.
357. Sellier G. La production françaice d'avant-guerre: un cinéma artisanal sauvé par ses acteurs. Cinéma, 1983,Uî 290, pp.64-67.
358. Sellier G. L'Inquiétante étrangeté de Michel Simon. -Cinema, 1983, 1 295/296, pp.75-78.
359. Sellier G. Charles Vanel, un "non-séducteur" du cinéma français. Cinéma, 1983, № 298, pp.63-66.
360. Sellier G. Charles Spaak ou le realisme français des annexes 30-45. Cinema, 1983, № 299, pp.20-33.
361. Sessonske A. Jean Renoir: The French films, 1924-1939. -Lnd.: Harvard University press, 1980. 463 p.417» Simsolo N. A propos de J.Duvivier ou comment réussir une sequence. Revue du cinéma, 1981, 366, pp.99-104.
362. Smith J.M. Jean Vigo. Lnd.: November, 1972. - 144 p.
363. Spaak Charles / Un dossier établi par Cl.Gauteur et G.Sellier. Cinéma, 1983, 299, pp.20-33.
364. Stragliati R. Portraits de Jean Renoir. Positif, 1975, Je 173, pp.5-8.
365. Strebel El.Gr. Flashback sur Ciné-Liberte-Ecran, 1976, № 44, pp.3-4.
366. Strebel El.Gr. French social Cinema and the Popular Front. Journal of Contemporary History, 1977, v.12, № 3, pp. 499-519.
367. Strebel El.Gr. Renoir and the Popular Front. Sight and Sound, 1979-80, V.49, Hi 1, pp.36-41.
368. Strebel El.Gr. French social cinema of the nineteen thirties: a cinematografic expression of Popular Front consciousness: Princeton University dissertation. N.Y. : Arno Press, 1980. 292 p.
369. Strebel El.Gr. Political polarisation and French cinema, 1934-39. In: Propaganda, politics and film, 1918-45. Hong Kong: N.Prouay & D.W.Spring, 1982, pp.157-173.
370. Talon G. Regards critiques sur la production et la realisation des films au temps du Front Populaire. Cinema, 1975, № 194, pp.34-53.
371. Tedesco J. Le Film parlant. Revue de Paris, 1930, № 21, pp. 194-205.
372. Thorez M., Franchon B. Le communisme vit! Il vaincrai: Programme et tactique du parti communiste. P.: Bureau d'Editions, 1931. - 52 p.
373. Trois films "invisibles": "Nogent, Eldorado du dimanehe" de M.Carné; "La marche de la faim" de J.M.Daniel} "La Vie est a nous" de J.Renoir. 'kAvant-scéne. Cinéma, 1970,N8 99, pp.49-54.
374. Viazzi G. René" Clair. Milano: Poligono, 1946. - 182 p.
375. Viazzi G. Scritti di cinema, 1940-195S. Milano: Longa-nesi, 1979. - 412 p.
376. Vigo Jean / publie par B.Chardere. Lyon: Serdoc, 1961. - 105 p. (Premier Plan, NI 19).435« Viviani G. Pierre Chenal et la belle ouvrage. Positif, 1984, Ni 281-282, pp. 76-77»
377. Wahl L. Films de guerre français. Revue du cinéma, 1931, Ni 22, pp.21-25.
378. Watkins P., Zucher Ph., Sorlin P. Cinéma, histoire, socié^ te. Revue du cinéma, 1981, NI 357, pp. 101-116.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.