Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Герасимова, Антонина Анатольевна

  • Герасимова, Антонина Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 185
Герасимова, Антонина Анатольевна. Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Магнитогорск. 2007. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Герасимова, Антонина Анатольевна

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

1.1. Состояние проблемы развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства.

1.2. Средства народной педагогики как предмет педагогического анализа

1.3. Моделирование процесса развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики. вывода ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

2.1. Цель, задачи и содержание экспериментального исследования процесса развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

2.2. Методика реализации модели развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

2.3. Анализ и оценка результатов экспериментального исследования процесса развития' творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.'.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики»

Актуальность темы исследования. Развитие творческого мышления развивающейся личности является как для мировой, так и для современной отечественной педагогики одной из непреходящих задач. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин социального, экономического, общественного и общечеловеческого характера. Так, сегодня происходит изменение парадигмы общественного развития с ориентацией на культуру и общечеловеческие ценности и, как следствие, изменение парадигмы образования на всех ступенях обучения человека. В связи с этим повышается самоценность личности, постепенно формируется новый взгляд на духовность и ее духовную культуру, происходит интенсивная «информатизация» всех сфер жизни общества. Как результат меняется социальный заказ на специалиста высшей квалификации, обладающего не только фундаментальными профессиональными знаниями, но и творческой мобильностью в сочетании с устойчивой адаптивностью к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

В числе причин, вызывающих необходимость постоянного обновления содержания образования и коррекции педагогических задач, можно также назвать творческую сущность самого человека, которая определяет творческую направленность его деятельности в самых разных сферах жизни. Именно поэтому в педагогической науке большое внимание уделяется изучению психических процессов, связанных с такой творческой деятельностью. Одним из таких процессов является творческое мышление личности, развитие которого целенаправленно или стихийно происходит на протяжении всей жизни человека.

Проблема развития мышления личности, и в том числе развития творческого мышления, поднималась в науке разными специалистами: философами, психологами, педагогами, физиологами и др. Мышление как психический процесс, присущий сугубо человеку, изучалось, прежде всего, философами и психологами. Так, в общем плане мышление человека исследовали К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Э. Боно, А. В. Брушлинский, JI. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко,

A. Н. Кочергин, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров, Д. Б. Эльконин и др.

Психологический механизм мышления как мыслительного процесса исследовали: В. С. Библер, который рассматривал мышление как творчество в логике мысленного диалога; А. В. Брушлинский, исследовавший связь таких процессов, как мышление, учение, воображение на уровне субъекта;

B. П. Зинченко, разрабатывавший проблему мышления в связи с образованием, сознанием и культурой личности; А. Н. Кочергин, изучавший возможности моделирования мышления и др.

Широко исследуются разные виды мышления: визуальное, техническое, педагогическое, эмоциональное, системное, диалектическое, теоретическое и пр. (Р. Арнхейм, М. Вертгеймер, В. Д. Глезер, Г. Г. Гранатов, В. П. Зинченко, И. И. Казимирская, И. Ю. Медакова, Т. В. Кудрявцева, Г. Майер, 3. А. Решетова, Е. М. Шувалова и др.). Во многих работах вопросы мышления затрагиваются в связи с творчеством, с творческим потенциалом, творческой активностью личности, с формированием ее творческих качеств (О. С. Базылев, В. Г. Богин, Т. Г. Браже, Р. А. Гильман, С. Давлатиюев, Н. А. Каюмова, Т.Е.Климова, М. В. Колосова, В. Н. Макашова, Л. Н. Нестерова, В. Ф. Овчинников, Н. Д. Ря-ховских, Н. М. Сокольникова, А. К. Уразова, В. П. Ушачев, Е. Л. Яковлева и др.).

Изучение различных видов мышления в педагогическом аспекте представлено в ряде практико-ориентированных исследований. Так, Л. К. Веретникова, М. В. Колосова Ю. И. Мишуковская, Л. Н. Нестерова, Н. М. Сокольникова и др. рассматривают процесс творческого формирования личности на начальном этапе ее становления, Н. М. Пручкина раскрывает формирование творческого мышления учащихся в условиях инновационного образования, И. Ю. Медакова исследует творческое системное мышление учащихся технических лицеев, Т. В. Гон-чарова представляет педагогические условия развития у студентов художественно-графического факультета интереса к декоративно-композиционной деятельности, М. И. Зиновкин разрабатывает теоретические основы формирования творческого технического мышления студентов, взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя исследует В. Г. Рындак. В ряде исследований разрабатываются подходы к решению творческих задач как средству развития творческой, познавательной, деятельностной активности личности (А. Ю. Акмалов, Я. А. Пономарев и др.).

Для нас представляют интерес исследования, в которых в качестве средства творческого развития личности исследуется изобразительная художественно-творческая деятельность, декоративно-прикладное искусство (и в том числе народное). Это исследования С. И. Ботовой, О. В. Вандышевой, Е. Н. Губанова, Р. А. Гильман, Н. Д. Куланиной, И. В. Лапчинской, М. В. Соколова, П. Э. Хри-пунова, Т." Я. Шпикаловой и др.

Анализ литературы по проблеме творческого мышления показал, что разные исследователи подходят к данному вопросу с разных сторон и изучают творческое мышление в разных аспектах. В большом количестве исследований прикладного характера разрабатываются различные способы формирования творческого мышления у учащихся разных возрастных категорий и разными средствами (в том числе и народными). Однако подходы к формированию творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики представлены в исследованиях недостаточно.

Изучение психолого-педагогической, философской, специальной и методической литературы, анализ процесса и результатов профессиональной подготовки студентов на факультетах художественно-творческой направленности, а также опыт собственной педагогической деятельности привели нас к выводу о том, что достаточно большим потенциалом в развитии творческого мышления студентов как будущих специалистов в области изобразительного искусства и дизайна обладает народная педагогика, и, прежде всего такие ее отрасли, как многообразные народные ремесла, достаточно активно используемые в настоящее время в разных сферах жизни современного человека. Именно это положение позволяет нам утверждать необходимость педагогической разработки проблемы развития творческого мышления студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) и факультетов изобразительного искусства и дизайна (ФИИД) в условиях современной высшей школы средствами народной педагогики.

Таким образом, существуют противоречия между:

- системой подготовки специалистов, ориентированной на накопление суммы знаний и умений, и изменением парадигмы образования с ориентацией на повышение самооценки и творческой удовлетворенности личности;

- возрастающей потребностью общества в творчески мыслящих художниках-педагогах и недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы их подготовки в вузах, ориентированной на развитие творческого мышления.

Необходимость разрешения указанных противоречий обусловили тему исследования «Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики».

В соответствии с темой проблема исследования определяется необходимостью обеспечения высокого уровня развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства посредством реализации модели развития творческого мышления, включающей комплекс педагогических условий.

Цель исследования - определение, разработка, теоретическое обоснование и экспериментальное исследование модели развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства.

Предмет исследования - процесс развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

Проблема, цель, объект и предмет исследования позволили нам выдвинуть гипотезу, согласно которой развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики будет более эффективным, если:

- будет внедрена модель развития творческого мышления студентов средствами народной педагогики, основными компонентами которой являются цель, закономерности, принципы, содержание и комплекс следующих педагогических условий: а) специально организованная художественно-творческая среда, основанная на принципах развития творческого мышления студентов средствами народной педагогики; б) овладение студентами разными видами народного художественного творчества посредством решения художественно-творческих задач по традиционной методике народных мастеров декоративно-прикладного искусства; в) использование воспитательных и развивающих средств народной педагогики; . г) включение студентов в рефлексивную оценку процесса и результатов своей художественно-творческой деятельности.

Для проверки гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи:

1) на основе анализа оценить степень разработанности проблемы развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства в педагогической теории и практике;

2) выделить компоненты модели развития творческого мышления студентов средствами народной педагогики и установить их взаимосвязи;'

3) выявить педагогические возможности народной педагогики как средства развития творческого мышления студентов художественно-графических и факультетов изобразительного искусства и дизайна;

4) разработать компоненты, критерии и показатели оценки эффективности развития творческого мышления;

5) определить и экспериментально апробировать эффективность модели, способствующей развитию творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики;

6) разработать методические рекомендации по развитию у будущих учителей изобразительного искусства творческого мышления средствами народной педагогики.

Методологическую основу исследования составляют:

1)на философском уровне - подходы: системный (Э.В.Ильенков, Э. Г. Юдин), деятельностный (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, П. В. Алексеев и др.), а также идеи о человеке как субъекте культуры и творчества (Н. А. Бердяев, В. С. Библер, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. Н. Лук, А. Г. Спиркин, А. Д. Урсул и др.);

2) на общенаучном уровне - положения теории психологического развития личности' (К. А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров и др.);

3) на конкретно научном уровне - педагогические основы целенаправленного формирования творческой личности (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Т. Е. Климова, В. А. Сластенин, В. П. Ушачев, И. С. Якиманская и др.);

4) на методическом уровне - основы методики преподавания декоративно-прикладного и народного искусства (Г. Н. Волков, Р. А. Гильман, В. В. Корешков, В. С. Кузин, Т. Я. Шпикалова и др.).

Исследование осуществлялось в три этапа (с 1995 по 2007 год).

На первом этапе - ориентационно-целеустановочном (1995-1998 гг.) - на основе анализа философской, психолого-педагогической и специальной научной и научно-методической литературы изучалось в теоретическом и практическом аспектах состояние проблемы развития творческого мышления личности и в том числе студентов вузов. Это позволило сформулировать проблему исследования, поставить его цель, выдвинуть рабочую гипотезу; конкретизировать задачи и наметить пути их решения с учетом специфики профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, а также разработать модель, показатели, критерии уровня развития их творческого мышления. На данном этапе осуществлялся поиск наиболее эффективных путей развития творческого мышления студентов средствами народной педагогики. Ведущими методами на данном этапе являлись теоретический анализ, изучение творческих работ студентов, наблюдение, моделирование, методы опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование).

На втором этапе - организационно-методическом (1998-2002 гг.) - проводились констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление наличного уровня творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства на основе разработанных на первом этапе исследования критериев, и формирующий, суть которого заключалась в реализации разработанных педагогических условий развития у студентов творческого мышления средствами народной педагогики. Достижение результатов исследования на данном этапе обеспечивалось такими методами, как эксперимент (констатирующий и формирующий), наблюдение, обобщение, изучение продуктов творческой деятельности студентов, систематизация получаемых в ходе экспериментальной работы данных.

На третьем этапе - результативно-аналитическом (2003-2007 гг.) - одновременно с продолжением формирующего эксперимента делались выводы, анализировались результаты исследования, осуществлялось осмысление, обобщение, систематизация полученных данных и описание опытно-экспериментальной работы. В связи с этим широко использовались методы статистической обработки данных экспериментальной работы, ранжирование, а также систематизация, теоретическое обобщение полученных результатов и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) разработана модель развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики, основными компонентами которой являются: цель, закономерности, принципы, содержание и педагогические условия;

2) разработаны и теоретически обоснованы критерии и показатели эффективности развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики, что дает возможность, с одной стороны, отслеживать динамику развития их творческого мышления, а с другой стороны, целенаправленно этим процессом управлять.

Теоретическая значимость исследования состоит:

1)в уточнении признаков понятия «развитие творческого мышления» будущих учителей изобразительного искусства;

2) в логическом обосновании педагогических условий на основе модели развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики, что позволяет реализовывать эти условия в профессиональной подготовке студентов специальностей художественно-творческой направленности;

3)в уточнении особенностей процесса развития творческого мышления у будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1) разработаны образовательные программы развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики;

2) разработана методика и методические рекомендации развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается анализом научной психолого-педагогической литературы по проблеме'развития творческого мышления студентов; соответствием методик теоретического и экспериментального исследования целям и задачам исследования, возможностью воспроизведения результатов исследования при наличии определенных в исследовании условий, репрезентативностью полученных экспериментальных количественных и качественных результатов, подтверждающих достоверность выдвинутой в исследовании гипотезы.

На защиту выносятся:

1. Модель развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики.

2. Методика повышения эффективности развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики, основу которой составляет комплекс программ и заданий по декоративно-прикладному искусству с использованием фольклора (художественное плетение из бересты и лозы, художественное эмалирование, орнамент, ювелирное искусство,, ковка).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством: публикаций в печати (1995-2007 гг.), отчетов на заседаниях кафедр декоративно-прикладного искусства и художественного металла и керамики; выступлений на научно-практических конференциях разных уровней преподавателей Магнитогорского государственного университета по итогам научно-исследовательской работы (1996-2007); на региональной конференции «Концепция и перспективы развития народного творчества на современном этапе в регионе» (Курган, 2002); на всероссийской конференции «Этнохудожественная образовательная система в России» (Магнитогорск, 1998); на межвузовской конференции «Мир детям через культуру» (Магнитогорск, 1999); а также показа творческих работ на выставках в музеях, выставочных залах и картинных галереях гг. Магнитогорска, Челябинска, Кургана и реализации идей исследования в работе с учащимися школ г. Магнитогорска.

Структурно диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 250 источников, приложение, иллюстрировано рисунками и таблицами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Герасимова, Антонина Анатольевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Ведущим методом организации опытно-экспериментальной работы в нашем исследовании выступает метод естественного эксперимента, который позволил нам проверить гипотезу исследования в естественных условиях обучения студентов на факультете изобразительного искусства и дизайна на основе сравнения результатов экспериментальной и контрольной групп. Преимущество данного метода состоит в том, что он дает возможность оперативно включать результаты экспериментальной работы в реальный процесс обучения студентов на факультете изобразительного искусства и дизайна, оперативно проверять и корректировать полученные результаты, проводить занятия в полном соответствии со всеми нормативными документами и при этом одновременно внедрять разработанные нами педагогические условия в образовательный процесс.

В качестве критериев развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства определили когнитивный критерий показателями которого являются: теоретические знания в области народных художественных промыслов, практические умения по изготовлению изделий народных традиций, практические умения студентов по изготовлению изделий народного декоративно-прикладного искусства на основе народных традиций, интерес к народному декоративно-прикладному искусству, умение использовать в изготовлении изделий народного декоративно-прикладного искусства емкие в информационном отношении символы; деятельностный критерий показателями которого являются: умение соединять отдельные элементы из разных областей жизнедеятельности человека и облекать их в художественные формы, умение цельно воспринимать информацию и объекты действительности и воспроизводить их из памяти, умение переносить полученные знания из теории в практику, выходя за рамки привычных установок, умение доведения процесса создания изделия декоративно-прикладного искусства до конца; критерий активности мышления, показателями которого являются: умение эмоционально настраиваться на процесс создания изделий декоративно-прикладного искусства, умение начинать свою деятельность с целеполагания, умение самостоятельного поиска дополнительной информации в процессе проектирования и изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.

В качестве предметной основы развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства в нашем исследовании выступает преподавание народных художественных промыслов, изучение народных традиций, фольклора, которые мы рассматриваем как одно из воспитательно-развивающих средств народной педагогики.

Реализация модели развития творческого мышления студентов осуществлялась на основе ряда разработанных программ, среди которых орнамент, кузнечное дело, художественное эмалирование, а также программы по «Художественному плетению из природных материалов (бересты и лозы)», «Художественной обработке бересты», которые составляют своеобразную техническую основу для всех других программ (для студентов - будущих учителей изобразительного искусства).

Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы показали, что овладение студентами народными ремеслами стимулирует у них интерес к более глубокому изучению декоративно-прикладного искусства, вызывает потребность в самостоятельных исследованиях в этой области и побуждает их к поиску новых композиционных решений. Целенаправленность обучения студентов как будущих учителей изобразительного искусства, развитие их творческого мышления в процессе изготовления изделий народных промыслов дает возможность сформировать у них умение неординарно подходить к анализу и решению творческих задач в области художественно-творческой деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства.

Анализ и сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов позволяют сделать вывод об эффективности разработанной нами модели развития творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики и педагогических условий в рамках модели, в качестве которых выступают: специально организованная художественно-творческая среда, основанная на принципах развития творческого мышления средствами народной педагогики; овладение разными видами народного художественного творчества посредством решения художественно-творческих задач по традиционной методике народных мастеров декоративно-прикладного искусства; использование воспитательных и развивающих средств народной педагогики; включение студентов в рефлексивную оценку процесса и результатов своей -художественно-творческой деятельности.

В заключение проведенного исследования нами сформулированы следующие выводы.

1. Проведенный теоретический анализ подтвердил актуальность и недостаточный уровень разработанности в педагогической теории проблемы развития творческого мышления студентов художественно-графического и факультета изобразительного искусства и дизайна средствами народной педагогики. Это обусловлено, с одной стороны, изменением парадигмы общественного развития с ориентацией на культуру и общечеловеческие ценности, а с другой стороны, изменением парадигмы образования на всех ступенях обучения человека с ориентацией на повышение самоценности личности, основанием для этого является творческая сущность человека.

2. В результате исследования подтверждена выдвинутая нами гипотеза: реализация разработанной модели обеспечит переход студентов на более высокий уровень развития творческого мышления при соблюдении следующих педагогических условий: специально организованная художественно-творческая среда; овладение студентами в процессе профессиональной подготовки на теоретическом и практическом уровнях разнообразными видами народного художественного творчества, актуальными на современном этапе развития отечественной культуры, посредством решения усложняющихся художественно-творческих задач; использование в процессе решения студентами усложняющихся художественно-творческих задач комплекса воспитательных и развивающих средств народной педагогики, нацеленных на формирование у студентов положительно-эмоционального отношения к народному творчеству и народной педагогике; включение студентов в рефлексивную оценку процесса и результатов своей художественно-творческой деятельности с учетом их индивидуальных особенностей. В модели обозначена цель и следующие задачи: формирование мотивационного, ориентационного и рефлексивного компонентов, развитие деятельностного компонента.

Модель основа на принципах: культуросообразности, природосообразно-сти, в основу которых положена тесная связь с приобретаемым социокультурным опытом и подход к человеку как к части природы, воспитание у него, уважения, поклонения, любви и бережного отношения к ней; опоры на народные традиции, в основу которых положено создание своеобразной национально ориентированной педагогической среды (фольклорные средства и применение метода передачи опыта «из рук в руки», ярмарки, обряды, народные праздники); усложняющихся творческих задач, опирающихся на самооценку студентами достижений, проявляющихся на разных этапах процесса развития их творческого мышления, констатацию фактов разрешимости или неразрешимости возникающих творческих проблем, проектирование способов решения творческих задач, самоанализ студентами способов и целостного процесса своей художественно-творческой деятельности, самостоятельность определения студентами перспектив своего творческого развития; учета индивидуальных особенностей творческого мышления студентов, опирающийся на исходный и помогающий выстроить вектор перехода на следующий уровень развития творческого мышления; переноса технологических приемов с одного вида деятельности на другой, в основу которого положен перенос приобретенных знаний и умений из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, способствующий закреплению технологий и привнесению творческого начала за счет использования новых приемов.

3. Определены факторы, которые влияют на развитие творческого мышления при решении художественно-творческих задач будущими учителями изобразительного искусства: выделены структурные компоненты: мотивацион-ный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный; разработаны в контексте исследования критерии оценки: устойчивый интерес, активность, знание основ народной культуры, знание народного декоративно-прикладного искусства, художественно-композиционные умения и навыки, умения использовать традиционные приемы при создании творческих работ, адекватность самооценки результатов деятельности, художественная образность народных средств воспитания, обеспечивает не только воспитание, но также и художественно-творческое развитие студентов; важным воспитательно-развивающим средством народной педагогики можно считать использование в народном художественном творчестве естественных качеств материала, позволяющих мастеру рационально конструировать и украшать изделия.

5. В ходе эксперимента разработано методическое сопровождение курсов «Художественная обработка бересты», «Художественное плетение из природных материалов (бересты и лозы)», «Орнамент», «Художественное эмалирование», которые включают программы с методическими рекомендациями, последовательность выполнения творческих заданий и наглядные учебные материалы. Раскрыты возможности учебно-творческого комплекса, построенного на принципах народной педагогики, который направлен на развитие творческого мышления студентов. Основным компонентом становятся творческие задания и задачи, решение которых помогает студентам перейти на более высокий уровень развития творческого мышления. Данный процесс включает в себя пять стадий: а) столкновение с неожиданной, еще не сформулированной художественной задачей, которая вызывает недоумение, так как не соответствует обычному представлению; б) формирование образа решения данной художественной задачи, то есть создание художественного замысла; в) пробы решений, то есть воплощение художественного замысла в эскизах и этюдах с целью выбора наиболее адекватного образу способа изображения; г) фаза открытия, внезапного усмотрения решения, озарения, то есть возникновения в сознании субъекта ясного, детального представления образа, которая связана с решением многочисленных и разнообразных вторичных задач (создание многократных вариантов эскизов одного и того же образа), без которых реализация идеи невозможна; д) фаза проверки, в ходе которой полученный результат проверяется на соответствие замыслу, мысленному образу. Каждой стадии присущи свои характеристики: на первой стадии выделяются противоречия, обнаруживаются контрасты; на второй осуществляется формулировка главного противоречия; на третьей и четвертой стадиях - поиск образов, принятие решения, а на пятой - доделка, коррекция, завершение работы.

6. Результатом функционирования разработанной модели выступает переход студентов в учебной деятельности от низкого на более высокий уровень развития творческого мышления. Средства народной педагогики выступают доминирующими в этом процессе, к которым относятся слово, игра, обряд, ритуал, а также средства выразительности художественного народного искусства. В них органически соединены, слиты воедино многовековой опыт народа, народная педагогическая мысль и эмпирически добытые народные педагогические знания (практика). Народная воспитательная практика, характеризующаяся тем, что воспитание и развитие личности растущего человека в народной среде происходит в рамках какой-либо определенной непосредственной совместной с мастером-ремесленником деятельности. При этом особое значение приобретают, традиции и художественная образность народных средств воспитания, в число которых входит фольклор и как одна из его сфер художественное народное творчество, в произведениях которого естественные качества материала своеобразно воплощаются в художественных предметах. Выставки студенческих работ свидетельствуют о высоком уровне самореализации студентов в своей творческой деятельности в области народного декоративно-прикладного искусства.

7. Опытным путем подтверждена гипотеза исследования, выявляющая закономерную взаимосвязь усложняющихся художественно-творческих задач, использующих воспитательные и развивающие средства народной педагогики и уровня развития их творческого мышления. Особое значение для развития творческого мышления имеет искусство, которое играет значительную роль в активности мышления и выступает для него пусковым импульсом, своеобразным стимулятором творческой активности индивида. Это положение в полной мере относится и к народному (в частности декоративно-прикладному) искусству, которое мы рассматриваем как одно из средств народной педагогики.

Данная диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы, показывая необходимость ее дальнейшей разработки в условиях дистанционного образования при активном использовании новых информационных технологий, интеграции художественно-творческих дисциплин, включенных в содержание профессиональной образовательной программы подготовки художников-педагогов. Однако, мы полагаем, что данное исследование поможет преподавателям народного ДЛИ и педагогам высших учебных заведений в развитии творческого мышления студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Герасимова, Антонина Анатольевна, 2007 год

1. Абульханова-Славская, К. А. Личностные типы мышления. Когнитивная психология / К. А. Абульханова-Славская // Материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука, 1986. - С. 98-130.

2. Акмалов, А. Ю. Творческие задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся на предметах гуманитарного цикла : автореф. дис. канд. пед. наук / А. Ю. Акмалов Челябинск : ЧелГУ, 1995. - 20 с.

3. Александрова, А. А. Техническое творчество студентов как- средство повышения качества их профессиональной подготовки : дис. . канд. пед. наук / А. А. Александрова Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2006. - 140 с.

4. Алексеев, Н. Б. О психологических методах изучения творчества / Н. Б. Алексеев, Э. Г. Юдин // Проблемы научного творчества в современной психологии.-М.: Наука. 1971.-С. 151-203.

5. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика : учеб. пособие для вузов /П. В. Алексеев, А. В. Панин. -М.: Высш. шк., 1991.-383 с.

6. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева и др.. М.: Педагогика, 1980. - Т. I. -230 с.-Т. 2.-287 с.

7. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс / В. И. Андреев. Казань : Изд-во Казанского университета, 1996. -565 с.

8. Арнхейм, Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм // Психология мышления : хрестоматия по общей психологии / под ред. : Ю. П. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 97-107.

9. Арсеньев, Н. С. О духовной и культурной традиции русской семьи / Н. С. Арсеньев // Север. 1992. - № 3. - С. 129-144.

10. Артемьева, Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т. И. Артемьева // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 67-87.

11. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И.Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. -368 с.

12. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса / Бабанский Ю. К. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.

13. Бабунова, Е. С. Семейная народная педагогика средство гуманизации воспитания детей дошкольного возраста / Е. С. Бабунова // Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения: межвуз. сб. науч. тр. -Магнитогорск, 1995.-С. 146-155.

14. Базылев, О. С. Педагогические условия самореализации художественно-творческого потенциала студентов : дис. . канд. пед. наук / О. С. Базылев. -Магнитогорск , 2005. 207 с.

15. Балашова, С. С. Из истории обращения к фольклору в педагогике / С. С. Балашова; сост. Т. В. Челышева // Спутник учителя музыки. М.: Молодая гвардия, 1993.-С. 154-174.

16. Батурина, Г. И. Народная педагогика совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина // Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. - М., 2003.-С. 79-113.

17. Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников : дис. . д-ра пёд. наук / В. А. Беликов : Магнитогорск, 1995. - 350 с.

18. Беляев, В. И. Традиции народности в педагогике С.Т.Шацкого / В. И. Беляев // Педагогика. 1994. - № 5. - С. 70-74.

19. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. / Н. А. Бердяев М.: Искусство, 1994. - Т. 1. - 542 с.

20. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.

21. Библер, В. С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

22. Блинов, Г. П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения / Г. П. Блинов. М.: Наука, 1989. - С, 10.

23. Богин, В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М., 1993. - С. 153-176.

24. Богоявленская, Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. - № 5. - Т. 16. - С. 49-58.

25. Болбас, В. С. О понятиях и терминах этнопедагогики /В. С. Болбас // Педагогика. 2001. - № 1. - С. 41-45.

26. Боно, Э. Развитие мышления /Э. Боно. Минск: Попури, 1997.125 с.

27. Борисова, Е. Мудрость народной педагогики : о традициях воспитания детей в русской крестьянской семье / Е. Борисова // Народное образование. -1998. -№9-10.-С. 74-76.

28. Ботова, С. И. Искусство орнамента в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук / С. И. Ботова.- М., 1995. 19 с.

29. Браже, Т. Г. Развитие творческого потенциала учителя / Т. Г. Браже // Советская педагогика. 1989. - № 8. - С. 89-94.

30. Бромлей, Ю. В. Этносоциальные процессы : теория, история, современность 1Ю. В. Бромлей. -М.: Наука, 1987. 333 с.

31. Брудный, В. И. Обряды вчера и сегодня / В. И. Брудный. М. :Наука,1968

32. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. М.: НПО «Модж», 1996. - 214 с.

33. Вадченко, Н. Л. Развитие творческого воображения /Н. Л. Вадченко, Н. В. Хаткина. М.: Просвещение, 1987. - 118 с.

34. Ванганди, А. Б. 108 путей к блестящей идее. Как развить творческий потенциал / А. Б. Ванганди. Минск : Попури, 1996. - 219 с.

35. Вандышева, О. В. Развитие творческой самореализации студента в декоративно-прикладной деятельности : дис. .канд. пед. наук /О.В.Вандышева. -Магнитогорск, 2005. -165 с.

36. Ванцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Ванцвайг. -М.: Прогресс, 1990.-187 с.

37. Василенко, В. М. Народное искусство / В. М Василенко. М.: Советский художник, 1974. - 295 с.

38. Васильцова, 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики /3. П. Васильцова. -М., 1992. 137 с.

39. Вахтомин, Н. К. Практика мышление - знание : к проблеме творческого мышления / Н. К. Вахтомин. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

40. Веккер, JI. М. Психологические процессы : в 2 т. Т. 2. Мышление и интеллект / JI. М. Веккер. J1. :ЛГУ, 1976. - 342 с.

41. Веретникова, JI. К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьника : дис. д-ра пед. наук. Казань, 1997. -340 с.

42. Вертгеймер, М. Психология продуктивного мышления / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

43. Вершинин, В. Воспитание в патриархальной семье. Мудрость предков / В. Вершинин // Народное образование. 2001. -№ 4. - С. 201-206.

44. Виноградов, Г. С. Народная педагогика / Г. С. Виноградов // Сибирская живая старина. Иркутск, 1926. - Вып. 5.-76 с.

45. Волков,Г.Н. Этнопедагогика /Г.Н.Волков; под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары, 1974. - 376 с.

46. Волков, И. П. Учим творчеству : опыт работы учителя труда и рисования шк. № 2 г. Реутова Моск. обл. / И. П. Волков. М. : Педагогика, 1982. -86 с.

47. Воробей, Ю. Диалектика художественного творчества / Ю. Воробей. -М. : Изд-во МГУ, 1984. 175 с.

48. Вудвортс, Р. Этапы творческого мышления / Р. Вудвортс // Психология мышления: хрестоматия по общей психологии; под ред. Ю. П. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 255257.

49. Вуджек, Т. Как создать идею / Т. Вуджек. СПб. ; М.; Харьков; Минск, 1997.-387 с.

50. Вульфов, Б. 3. Педагогика рефлексии. Взгляды на профессиональную подготовку учителя / Б. 3. Вульфов, В. Н., Харькин М. : Изд-во «Магистр», 1998.- 112 с.

51. Выготский, JI. С. Мышление и речь: проблемы общей психологии / JI. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т. 2 : Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - С. 5-361.

52. Выготский, JI. С. Психология искусства / JI. С. Выготский; предисл.

53. A. Н. Леонтьева; коммент. JI. С. Выготского, В. В. Иванова; общ. ред.

54. B. В. Иванова. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

55. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Кн. дом «Университет» ; Высш. шк., 2002. - 330 с.

56. Гальперин, П. Я. К вопросу о формировании творческого мышления / П. Я. Гальперин // Школьный психолог. 1999. - № 8. - с. 9.

57. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учеб. пособие для студ. вузов / П. Я. Гальперин. М.: Кн. дом «Университет»; Высш. шк., 2002. - 400 с.

58. Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик // Вопросы психологии. №5 - 1982. - С. 80-84. 35*

59. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта : сб. переводов с нем. и англ./ Дж. Гилфорд // Психология мышления; под ред. и вступит, сл. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. - С. 433-456.

60. Гильман, Р. А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования : дис . д-ра пед. наук / Р. А. Гильман. Магнитогорск, 2001. - 318 с.

61. Глезер, В. Д. Зрение и мышление / В. Д. Глезер. JI.: Наука, 1985.244 с.

62. Годфруа, Ж. Что такое психология? : в 2 т / Ж. Годфруа М.: Мир, 1992.-Т. 1.С. 496.

63. Гончарова, Т. В. Педагогические условия развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета : дис. .канд. пед. наук / Т. В. Гончарова Магнитогорск, 2003. -165 с.

64. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977.- 136 с.

65. Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления) / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск : МаГУ, 2000. -194 с.

66. Громов, Е. С. Художественное творчество. М. : Политиздат, 1970.262 с.

67. Громыко, М. М. Духовная культура русского крестьянства : очерки русской культуры XVIII века / М. М. Громыко; под ред. Б. А. Рыбакова. М.: МГУ, 1990. - Ч. IV - С. 299-356.

68. Губанова, Е. Н. От чистого истока: Реализация идей народной педагогики в развитии творческой активности будущего учителя / Е. Н. Губанова, И. В. Максименко // Начальная школа. 1996. - № 6. - С. 68-69.

69. Гурова, JI .JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности / Л. Л. Гурова //Вопросы-психологии.-1991.-№ 6.-С. 24-26.

70. Гурьянова, М. П. Сельская семья и общество / М. П. Гурьянова // Педагогика 1995. № 3. - С. 14.

71. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора. / В. Е. Гусев Л.: Наука Ленингр. отд., 1967.-319 с.

72. Гусев, Ю. А. Познание и творчество. Логико-гносеологические проблемы художественного творчества / Ю. А. Гусев Минск : Изд-во «Университетское», 1987.-253 с.

73. Давлатиюев, С. Формирование творческой личности будущего учителя : автореф, дис. канд. пед. наук / С. Давлатиюев. Вильнюс., 1991. - 17 с.

74. Давыденко, Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой : дис. . .д-ра пед. наук / Т. М. Давыденко. М., 1996. - 406 с.

75. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.

76. Данилов, А. А. Воспитательный потенциал народного искусства / А. А. Данилов // Советская педагогика. 1989. - № 3. - С. 33-37.

77. Данилов, Н. А. Этнопедагогика: программа для пед. ин-та / Н. А. Данилов. Шуя: Шуйский гос. пед. ин-т, 1995. - С. 240-260.

78. Джемс, У. Мышление / У. Джемс // Психология мышления : хрестоматия по общей психологии / под ред. : Ю. П. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- С. 11-20.

79. Дункер, К Психология продуктивного (творческого) мышления / К. Дункер; под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. - 630 с.

80. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи; пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. - 2004.

81. Забылин, М. Русский народ : его обычаи, образы, предания, суеверия и поэзия / М. Забылин. М., 1992. - 186 с.

82. Зак, А. 3. Как определить уровень мышления школьника / А. 3. Зак. -М.: Просвещение, 1982.-96 с.

83. Зиновкин, М. И. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и интеллектуальных умений студентов / М. И. Зиновкин. М.: МГУ, 1987. - 83 с.

84. Зинченко, В. П. Образование. Мышление. Культура / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление : сб. ст. / под ред. А. В. Петровского М., 1989.- 168 с.

85. Зуева, Т.В. Русский фольклор: слов.-справ.: кн. для учителя / Т. В. Зуева. М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

86. Измайлов, А. Э, Народная педагогика : педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.

87. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.

88. Ингекамп, К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. / К. Ингекамп-М.: Педагогика, 1991. 240 с.

89. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Политическая литература, 1974. - 328 с.

90. Казимирская, И. И. Мышление учителя и пути его формирования / И. И. Казимирская. Минск : РИС МГПИ, 1992. - 145 с.

91. Калашников, М. Ф. Философский аспект формирования творческого мышления студентов / М. Ф. Калашников // Учить студентов мыслить творчески : сб. ст. Пермь : Пермский гос. пед. ин-т, 1971. - С. 12-25.

92. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучения / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. - 200 с.

93. Каплан, Н. И. Народные художественные промыслы : учеб. пособ. для сред, проф.-техн. учеб. завед. / Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. М.: Высш. школа, 1980.- 176 с.

94. Каргин, А. С. Фольклор и кризис общества / А. С. Каргин, Н. А. Хренов. М.: Гос. респуб. центр русского фольклора> 1993. - 164 с.

95. Каюмова, Н. А. Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности : дис. канд. пед. наук / Н. А. Каюмова. Магнитогорск, 2003. - 198 с.

96. Кирнос, Д. И. Индивидуальность и творческое мышление / Д. И. Кирнос. М.: Лит. ин-т им. М. Горького, 1992. - 72 с.

97. Климова, Т. Е. Основные компоненты творческого потенциала личности / Т. Е. Климова // Наука Вуз - Школа : сб. науч. тр. молодых исследователей. - Магнитогорск, 1999. - Вып. 5. - С. 41-46.

98. Коваленко, В. А. Организация творческого мышления / В. А. Коваленко // Вопросы философии. 2002. - № 8. - С. 78-88.

99. Козырева, Ю. А. Лекции по педагогике и психологии творчества / Ю. А. Козырева. Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1994. - 339 с.

100. Комарова, Г. А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке / Г. А. Комарова // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.

101. Кон, И. С. Этнография детства / И. С. Кон. М., 1980. - 192 с.

102. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. -720 с.

103. Константинова, С.С. История декоративно-прикладного искусства : конспект лекций / С. С. Константинова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. - 192 с.

104. Колосова, М. В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства : дис. . канд. пед. наук / М. В. Колосова. М., 1994. -272 с.103." Кочергин, А. Н. Моделирование мышления / А. Н. Кочергин. М.: Политиздат, 1969.-234 с.

105. Кравчук, П. Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования : дис. канд. филос. наук / П.Ф.Кравчук. -Курск, 1992.-385 с.

106. Краевский, В. В. Моделирование в педагогическом процессе / В. В. Краевский. -М.: Просвещение, 1988. 120 с.

107. Краснобаев, Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века: кн. для учителя / Б. И. Краснобаев. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 319 с.

108. Краткий тест творческого мышления / под ред. Е. И. Щеблановой. -М. :Интор, 1995.-48 с.

109. Кузин, В. С. Вопросы изобразительного творчества / В. С. Кузин. -М.: Просвещение, 1971. 144 с.

110. Кукушкин, В. С. Этнопедагогика : учеб. пособие / В. С. Кукушкин. М.: Изд-во Московского псих.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во ЕЛО «МОДЭК», 2002.-304 с.

111. Куланина, Н. Д. Развитие творческой индивидуальности будущих учителей технологии и предпринимательства в декоративно-прикладной деятельности : дис. . канд. пед. наук /Н. Д. Куланина. Магнитогорск, 2003. -180 с.

112. Курлянова, Н. В. Содержательно-технологическое обеспечение процесса развития творческого мышления студентов : дис. .канд. пед. наук / Н. В. Курлянова. Магнитогорск , 2005. - 173 с.

113. Кушнир, А. Природосообразность и народная педагогика / А. Кушнир // Народное образование. 1990. - № 1-2. - С. 86-90.

114. Латышина, Д. И. История педагогики : воспитание и образование в России (XIX начало XX века): учеб. пособ. для вузов / Д. И. Латышина. - М.: Форум-Инфра, 1998. - 584 с.

115. Лебеденко, А. Радость воспитательная сила в народной педагогике/А. Лебеденко //Народное образование. - 2004. - № 2. - С. 178-183.

116. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1978. - 304 с.

117. Лилов, А. Природа художественного творчества : пер. с болг. / А. Лилов. -М.: Просвещение, 1981.-479 с.

118. Макарцева, Н. Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры / Н. Н. Макарцева // Педагогика. 1998. - № 1. - С. 81-86.

119. Макашова, В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования : дис. .канд. пед. наук / В. Н. Макашова. -Магнитогорск; 2005. 190 с.

120. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-34.

121. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. - 168 с.

122. Махмутов, М. И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М., 1975.-368 с.

123. Медакова, И. Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. Ю. Медакова. М., 1995. -19 с.

124. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческих способностей / А. А. Мелик-Пашаев. М. : Педагогика, 1987. - 215 с.

125. Моляко, В. А. Психологические проблемы творческой деятельности /В. А. Моляко.-Киев, 1990.-16 с.

126. Мнацаканян, М. О. Нации и национализм : социология и психология национальной жизни : учеб. пособие для вузов / М. О. Мнацаканян. М.: ЮНИТЕ-ДАНА, 2004 - 368 с.

127. Мусийчук, М. В. Управление творческим мышлением и воображением : метод, разработка / М. В. Мусийчук. Магнитогорск, 1992. - 35 с.

128. Мясищев, В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева; вступ. ст. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

129. Народная педагогика наставница жизни / сост. В. И. Жернов. -Магнитогорск : МаГУ 2000. - 50 с.

130. Народная педагогика : в 4 т. Педагогическая энциклопедия / под ред. И. А. Каирова и др.. М.: Сов энциклопедия, 1966. - Т. 3 - С. 35.

131. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. -М., 1983.-375 с.

132. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

133. Нестерова, Л. Н. Стимулирование творческой активности учащихся в процессе обучения : автореф. дис. .канд. пед. наук / Л. Н. Нестерова. М., 1968.-27 с.

134. Ниренберг, Д. Искусство творческого мышления : пер. с англ. / Д. Ниренберг. Минск : Попурри, 1996. - 236 с.

135. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск : Изд-во В. М. Скакун, 1998. - 896 с.

136. Овсянников,Ю.М. Картины русского быта: стили, нравы, этика / Ю. М. Овсянников. М.: АСТ-ПРЕСС; ГАЛАРТ, 2001.-351 с.

137. Овчинников, В. Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда : автореф. дис. . д-ра филос. наук/В. Ф. Овчинников. -М., 1982.-31 с.

138. Ожегов, С. И., Толковый словарь русского языка /С.И.Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: «Азъ», 1995. - 907 с.

139. Орехов, А. Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач : дис. . канд. психол. наук / А. Н. Орехов. М., 1985. - 240 с.

140. Орлова, А. П. Народная педагогика и подготовка учителя / А. П. Орлова // Советская педагогика. 1981. - № 11. - С. 116-120.

141. Основы художественного ремесла: пособие для учителей : в 2 ч. / под ред. В. А. Барадулина. М., 1987. - 255 с.

142. Основы этнопедагогики: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Е. С. Бабунова. Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2004. - 54 с.

143. Павлов,Ю.К. Студент и творческое мышление /Ю.К.Павлов // Учить студентов мыслить творчески : сб. ст. Пермь : Пермский гос. пед. инт, 1971.-С. 3-11.

144. Панкеев, И. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа / И. Панкеев. М.: Яуза, 1997. - 254 с.

145. Панкратьев И. Фольклор: общение и приобщение /И.Панкратьев // Искусство в школе. 1994. - № 3. - С. 26-29.

146. ПаньшинаТ. В. Формирующаяся личность и народная педагогика /Т. В. Панынина //Народная педагогика и современные проблемы воспитания : матер, всесоюз. науч.-практ. конф. Чебоксары, 1991. - С. 105.

147. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж.Пиаже. СПб.: СОЮЗ, 1997.-256 с.

148. Плотинский, Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов : учеб. пособие для высш. учеб. завед / Ю. М. Плотинский. -М.: Логос, 1998. -280 с.

149. Плотникова, Н. А. Развитие пространственного воображения методом интеграции декоративно-прикладного искусства и оригами / Н. А. Плотникова // Образование в современной школе. 2004. - № 8. -С. 5-15.

150. Плотникова, Е. Б. Реализация идей народной педагогики в в образовании студентов-валеологов : дис. . канд. пед. наук. / Е. Б. Плотникова. -Оренбург, 2000. 171 с.

151. Пойя, Дж. Как решать задачу / Дж. Пойя; под ред. Ю. М. Гайдука. -М.: Учпедгиз, 1959. 207 с.

152. Пономарев, Я. А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задач / Я. А. Пономарев. -М, 1976.- 138 с.

153. Пономарев,Я.А. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная / Я. А. Пономарев. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. -221 с.

154. Праздников, Г. А. Процесс художественного творчества. Л.: Знание, 1977.-39 с.

155. Пручкина, Н. М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся: дис. . канд. пед. наук / Н. М. Пручкина. Магнитогорск; 1998.-181 с.

156. Психологический словарь /под ред. : В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С. 205-207.

157. Психология процессов художественного творчества /отв. ред. : Б. С. Мейлах и Н. А. Хренов. Л.: Наука, 1980. - 284 с.

158. Пушкин, В. Н. Эвристика наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. - М.: Политиздат, 1967. - 272 с.

159. Решетова, 3. А. Структура ориентировочной деятельности и её особенности при формировании теоретического мышления / 3. А. Решетова //Вестник Московского ун-та; серия 14. Психология. Изд-во инс-та психологии РАН. - 1998. — № 2.

160. Рубинштейн, С. JI. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, Ин-т философии, 1958. - 147 с.

161. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2004.-712 с.

162. Рындак, В. Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: дис. .д-ра пед. наук / В. Г. Рындак. Челябинск, 1996. - 375 с.

163. Рындак,В.Г. Личность. Творчество. Развитие: учеб. пособие по педагогике творчества /В. Г. Рындак, А. В. Московина. М.: Пед. вестник, 2001.-291 с.

164. Рындак,В.Г. Творчество: краткий педагогический словарь / / В. Г. Рындак. Оренбург, 2001. - 106 с.

165. Ряховских, Н. Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя : дис. . канд. пед. наук / Н. Д. Ряховских. Оренбург, 1998. - 201 с.

166. Савенкова, JI. Г. Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств / Л.Г.Савенкова. М., 1995. -76 с.

167. Сайгушев, Н. Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя : дис. . д-ра пед. наук / Н. Я. Сайгушев. Магнитогорск, 2002. - 408 с.

168. Сайгушев, Н. Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя / Н. Я. Сайгушев. СПб., 2001. - 148 с.

169. Салимова, К. Педагогика народов мира: история и современность / К. Салимова, Н. Додде. М.: Пед. об-во России, 2001. - 576 с.

170. Семенюк, Е. В. Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков: дис. .канд. пед. наук /Е. В. Семенюк. Магнитогорск, 2004. -195 с.

171. Славская, К. А. Мысль в действии / К. А. Славская. М.: Политиздат, 1968.-101 с.

172. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.

173. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., пере-раб. и доп. - Минск : Харвест, 2001. - 976 с.

174. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. А. Смирнов. -М.: Педагогика, 1987. -Т. 1. 172 с.

175. Современные тенденции преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования: сб. тез. и докл. / отв. ред. М. С. Соколова. Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2004. - 261 с.

176. Соколов, М. В. Профессиональная направленность будущих учителей на занятиях по декоративно-прикладному искусству: теория и практика формирования : монография / М. В. Соколов. М.: Прометей, 2002. - 214 с.

177. Соколов, Э. В. Значение теории «социального характера» и коллективного бессознательного для понимания массовых социальных процессов / Э. В. Соколов // Стиль и традиция в развитии культуры. Л.: 1989. - С. 38-51.

178. Сокольникова, Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания : автореф. дис.д-рапед. наук / Н. М. Сокольникова. М., 1997. - 43 с.

179. Соловьев,В.Я. Тихий голос русской игрушки /В.Я.Соловьев // Народное творчество. 1996. - № 1. - С. 14.

180. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. М.: Гарда-рики, 2000.-816 с.

181. Стельмахович, М. И. Семейная этнопедагогика заслон бездуховности / М. И. Стельмахович //Советская педагогика. - 1989. - №7. -С. 116-119.

182. Стефаненко, Т. Этнопсихология : учебник для высших учеб. завед. / Т. Стефаненко. М.: Ин-т психологии РАН, 1999. - 340 с.

183. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов- М.: Педагогика, 1985. Т. I. - -329 с. - Т. 2. - 359 с.

184. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1984.-470 с.

185. Управление творческим мышлением и воображением : метод, разработка / М. В. Мусийчук. Магнитогорск, 1992. - 35 с.

186. Уразова, А. К. Педагогическое управление как фактор развития творческого потенциала подростка : дис. канд. пед. наук / А. К. Уразова. -Оренбург, 1998. 273 с.

187. Урсул, А. Д. Природа информации: философский очерк / А. Д. Урсул. М.: Политиздат, 1968. - 288 с.

188. Усова, А. В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий : автореф. дис. . д-ра пед наук / А. В. Усова. Челябинск, 1969 - 42 с.

189. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учебник для проф. учеб, заведений / П. И. Уткин, Н. С. Королева. М.: Высш. шк., 1992. -159 с.

190. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд.* перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

191. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. -576 с.

192. Формирование творческого мышления в процессе преподавания философии / под ред. В. И. Шишкиной. М.: Высш. шк., 1983. - 272 с.

193. Ханбиков, Я. И. К определению содержания понятия «народная педагогика» / Я. И. Ханбиков // Доклады Акад. пед. наук РСФСР. 1962. - № 2. -С. 53-56.

194. Христова E.J1. Народная педагогика: историографические и теоретико-методические проблемы автореф. дис. .канд. пед. наук IIЕ. J1. Христова. -М., 1988.- 18 с.

195. Христова, Е. J1. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагоги-ки / Е. JI. Христова // Советская педагогика. 1989. - № 7. - С. 103-106.

196. ЦаллаговаЗ. Педагогическая культура в пословицах и поговорках / 3. Цаллагова // Педагогика. 2000. - № 10. - С. 48-53.

197. Цукерман, В. С. Народная культура как социальное явление / В. С. Цукерман. Свердловск, 1984. - 234 с.

198. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность российского образования / В. К. Шаповалов. М.: Изд-во Моск. гос. пед. ун-та, 1997. - 36 с.

199. Шарден, П. Т. Феномен человека / П. Т. де Шарден. М.: Наука, 1987.-240 с.

200. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения : в 4 т. Т. 2. К вопросу о педагогике деревни / С. Т. Шацкий; под ред И. А. Капрова и др. М.: Просвещение, 1964. - С. 266-271.

201. Шашуков, Н. JI. Народная педагогика: Фольклор от самой колыбели / Н. JI. Шашуков // Литература в школе. 1994. - № 4. - С. 70-72. •

202. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе : теоретическое обоснование системы обучения и воспитания : дис. д-ра пед. наук / Т. Я. Шпикалова. М., 1988. - 346 с.

203. Штофф, В. А. Моделирование и философия /В. А. Штофф. М., 1989.-274 с.

204. Шувалова, Е. М. Дидактические условия формирования профессионального мышления у студентов педагогического вуза с учетом специфики факультета :,дис. .канд. пед. наук. / Е. М. Шувалова. Казань, 1995. - 255 с.

205. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. - С. 3-200.

206. Щукин, М. Р. Психологические основы творческого мышления / М. Р. Щукин // Учить студентов мыслить творчески : сб. ст. Пермь : Пермский гос. пед. ин-т, 1971. - С. 26-41.

207. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. - 219 с.

208. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин. -М.: Тривола, 1994. 168 с.

209. Этнография / под ред. : Ю. В. Бромлея, Г. Е. Маркова. М.: Высшая школа, 1982. - 348 с.

210. Этнохудожественная образовательная система в России: теория и практика: мат. всерос. науч.-практ. конф. Магнитогорск : Изд-во МГПИ, 1998. -128 с.

211. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г Юдин. М.: Наука, 1978. - 391 с.

212. Юсов, Б. П. Три уровня художественного воображения: три мира жизни, три мира художественного творчества // Культура, искусство, образование : проблемы, перспективы развития / Б. П. Юсов. Смоленск: СГИИ, 1999. -264 с.

213. Ядов, В. А. Социологические исследования: методология, программа, методы / В. А. Ядов; отв. ред. В. Н. Иванов. М.: Наука, 1987. - 245 с.

214. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская //Вопросы психологии. 1996. - № 2. - С. 28-37.

215. Якобсон, П. М. Психология творчества / П. М. Якобсон. М., 1971. -41с.238." Яковлева, Е. JI. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. - 224 с.

216. Ярошевский, М. Г. Психология творчества и творчество в психологии / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. 1985. - № 6. - С. 14-26.

217. Ячменева, В. В. Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников : дис. канд. пед. наук / В. В. Ячменева. Магнитогорск, 2001. - 178 с.

218. Csikszentmihalyi, М. The dynamics of intrinsic motivation; a study of adolescents / M. Csikszentmihalyi // Ames C., Ames R. (Eds.) Research on motivation in education. V. 3. -N. Y.: Academic Press, 1989. - P. 45-71.

219. Guilford, / J. Guilford. Personality. - N. Y., 1959. - 234 p.243 . Gulford, J.P. Measurement of Creativity / J. P. Gulford. In Exploration in Creativity.-1967.-№ 1.-P. 281-284.

220. Keelly, G. A. The psychology of personal constructs / G. AJ Keelly. -N. Y.: Norton & company. 1955. V. I.: Atheory of personality. - p. 556.

221. Krech, D., Crutchfield, R. S., Ballachey, E. L. Individual in Society? / D. Krech, R. S. Crutchfield, E. L. Ballachey. -N.Y.: Ballachey, 1963. 253 p.

222. Kron, F. W. Grundwissen Padagogik / F. W. Kron. Munchen-Basel, 1991.- 168 s.

223. Maslow, A. H. Motivation and Personality / A. H. Maslow. N. Y., 1954.-200 p.

224. Sternberg, R. General intellectual ability / R. Sternberg // II Human abilities by R. Sternberg. 1985. P. 5-31.

225. Wollach, M.A. A new look at of creativity and factor affecting its growth / M. A. Wollach, N. A. Kogan. // Deadalus : creativity and learning. 1965. - № 33. -P. 348-369.

226. Pickard, E. Yoward a theory of creative potential / E. Pickard // The journal of creative behavior. 1990. - Vol. 24. - № 1. - P. 1-9.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.