Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Накохова, Рида Рашидовна
- Специальность ВАК РФ19.00.07
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Накохова, Рида Рашидовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 .ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.
1.1. Категориальная представленность проблемы ценностных ориентаций личности в современных исследованиях.
1.2. О месте ценностных ориентаций в психологической структуре личности.
• 1.3. Специфика развития ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.
ВЫВОДЫ.
ГЛАВА2 .ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ЭПОСА И МИФОЛОГИИ.
2.1. Личностноразвивающий потенциал мифов древней Греции и нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии.
2.2. Реализация опытно-экспериментальной программы "Личность контексте древних культур" в учебном процессе общеобразовательной школы.
2.3. Динамика ценностных ориентаций младших школьников как результат освоения народного эпоса и мифологии.
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Психология ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа: на материале исследования народов Карачаево-Черкесии2008 год, доктор психологических наук Накохова, Рида Рашидовна
Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника2005 год, кандидат педагогических наук Узденова, Зарема Кемаловна
Стимулы формирования социального поведения младших школьников на основе этнорегионального подхода2005 год, кандидат педагогических наук Тенчуринская, Елена Ивановна
Адыгская музыкальная культура как средство эстетического воспитания младших школьников2004 год, кандидат педагогических наук Пшимахова, Фатимат Шахамбиевна
Символика огня и меча в адыгском фольклоре: Национальное и общечеловеческое в мифе, эпосе и традиционной культуре2003 год, кандидат филологических наук Братов, Хасин Сагидович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии»
Гуманизация и гуманитаризация образования в современной социокультурной ситуации является приоритетной областью научного исследования. Это обусловлено тем, что инновационные процессы, происходящие в обществе, гуманистические тенденции его развития требуют и соответствующих изменений в системе образования, которые сделали бы возможной реализацию идеи развития личности в развивающемся мире. В этой связи особую значимость приобретает изучение психологических механизмов становления личности в различные периоды детства.
В связи с тем, что развитие личности осуществляется через освоение культурно-исторического опыта, особый интерес представляет проблема развития ее ценностных ориентаций. Внедрение идей гуманитаризации и гуманизации образования предполагает освоение духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования как одной из важнейших задач современной школы. Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностноразвивающей функции. Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов).
Младший школьный возраст достаточно сензитивен к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством. Данная способность обуславливается развитой эмоциональностью, доверчивостью, открытостью, непосредственностью, отзывчивостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли и потребностью в новых впечатлениях, высокой познавательной активностью и интересом ко всему окружающему миру. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе прогрессивных народных традиций, культуры, мифов и народного эпоса, которые обладают неограниченным потенциалом для развития и саморазвития личности через освоение духовного опыта своего народа, его культурных ценностей и духовного опыта рядом живущих народов, в единстве с освоением элементов общечеловеческой и национальной культур. Благодаря этому возникает возможность обогащения ребенка, развития гуманной, духовно богатой личности.
Недостаточная изученность развития ценностных ориентаций личности младшего школьника актуализируют проблему связи в сознании ребенка элементов различных культур, осваиваемых в процессе социализации. Это обусловило выбор темы исследования. Объектом исследования выступает развитие личности младшего школьника.
Предметом исследования является развитие ценностных ориентаций младшего школьника при освоении мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.
Цель исследования - выявить специфику развития ценностных ориентаций младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций личности.
2. Выявить специфику становления ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.
3. Изучить механизмы формирования ценностных ориентаций у младших школьников.
4. Выявить личностноразвивающий потенциал мифов и народного эпоса.
5. Разработать и апробировать экспериментальную программу "Личность в контексте древних культур", способствующую духовному развитию младших школьников.
6. Выявить динамику ценностных ориентаций младших школьников при освоении программы "Личность в контексте древних культур".
Гипотеза исследования: возможности развития ценностных ориента-ций личности младшего школьника средствами народного эпоса и мифологии связаны с пробуждением у младших школьников интереса к мифам и народному эпосу, с использованием механизмов социальной перцепции и идентификации младших школьников при изучении мифов Древней Греции и эпосов Карачаево-Черкесии, со стимулированием творческой активности младших школьников в учебном процессе, направленном на освоение духовной культуры народов Древней Греции и Карачаево-Черкесии.
Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития личности и систему задающих его детерминант: культурно-историческая теория JI.C. Выготского, раскрывающая механизмы присвоения культурно-исторического опыта и вхождения в историю и культуру; М.М. Бахтина, М.С. Кагана, В.Е. Кемерова, М.К. Ма-мардашвили, А.Н. Леонтьева, А.К. Уледова, В.Г. Федотова, С.Л. Франка, В.Д. Шадрикова, которые рассматривают ценностные ориентации личности как результат познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
При разработке концептуального замысла диссертации были также использованы труды А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, Б.С. Братуся, Ф.Е. Васи-люка, Э.Г. Дмитриева, В.В. Давыдова, В.Л. Зинченко, А.В. Петровского, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова, Т.А. Флоренской и других.
В качестве конкретных методологических принципов исследования выступили аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, в соответствии с которым эпос рассматривается как органическая составляющая общечеловеческой культуры; личностно-деятельностный подход, при котором участники образовательного подхода выступают его субъектами идеи гуманизации образования (установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений).
Теоретическая основа исследования базируется на психологической концепции человека как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности, разрабатываемой в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, K.JL Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.Б. Котовой, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Е.Н. Шиянова, а также на результатах исследований личности в этнопсихологии и этнопедагогике (А.Х. Акбашев, И.А. Арабов, Г. Бенедикт, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, А. Кардинер, В.Г. Крысько, М. Мид, Э.А. Саракуев, Н.С. Сансербаев, Л.К. Уледов и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
- осуществлен анализ теоретических исследований, раскрывающих психологический аспект проблемы ценностных ориентаций и их структурных компонентов;
- исследован характер изменений, происходящих в психологической структуре направленности личности в процессе освоения народного эпоса и мифологии;
- теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность формирования ценностных ориентаций средствами народного эпоса Карачаево-Черкесии и мифологии при помощи инновационных образовательных программ;
- выявлены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии у младших школьников в образовательном процессе;
- дана характеристика личностно-развивающегося потенциала героев нартского эпоса и мифологии, обуславливающей возможность личностного роста младших школьников;
- выявлена динамика ценностных ориентаций у младших школьников как результат освоения мифов Древней Греции и эпоса народов Карачаево-Черкесии.
Практическая значимость работы заключается в том, что автором разработана, проведена и внедрена в образовательный процесс программа опытно-экспериментальной работы, направленная на развитие ценностных ориентаций личности школьников средствами народного эпоса и мифологии и реализующая регионально-национальный компонент содержания образования. Разработан спецкурс для младших школьников "Личность в контексте древних культур", предполагающий освоение элементов народной культуры и способствующий развитию их ценностных ориентаций.
Методические рекомендации, учебные программы, разработанные и изданные по материалам исследований могут использоваться и используются в массовой практике, в системе подготовки учителей и повышения их квалификации, а также в работе общеобразовательных школ и других образовательно-воспитательный учреждений.
Положения выносимые на защиту:
1. Эпос народов Карачаево-Черкесии и мифы Древней Греции выполняют важнейшие функции в системе "личность-общество". Они обеспечивают процесс наследования, передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому. Фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, они "охраняют" культуру в целом, как и идеалы, способствуют транслированию духовности, субъективности личности, выступают специфическим средством познания мира и человека, содержат в себе ценно-стно-ориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальности.
2. Возможности нартского эпоса и мифологии в развитии ценностных ориентаций младших школьников определяются ее ценностноориентирован-ным и самореализационным потенциалами, которые обеспечивают гармоничное становление человеческой личности. Социализирующие и личност-норазвивающие потенциалы и функции эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции максимально полно обнаруживают себя в процессе активного усвоения младшими школьниками ценностей, норм, идеалов, образов, составляющих духовную суть этой сферы человеческого бытия.
3. Психологическими условиями развития ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии младших школьников являются: использование механизмов идентификации, обособления, рефлексивным принятием и освоением социальных ролей, механизмами интериоризации и экстериоризации и механизмом сдвига мотива на цель; реализация личностного подхода к обучаемому, его ориентации на общечеловеческие и национальные ценности; разработка и реализация инновационных программ, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся.
4, Реализация ценностно-ориентационных, идентификационных, лич-ностноразвивающих потенциалов нартского эпоса народов Карачаево-Черкесии и мифов Древней Греции может осуществляться при усвоении программы "Личность в контексте древних культур", которая с одной стороны, выступает каналом трансляции и развития духовного опыта, с другой - функционально соответствует потребностям индивидуального и социального развития личности, определяя институционные возможности и условия социализации и саморегуляции младшего школьника.
Этапы и организация исследования.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На 1 этапе (1994-1995 гг.) изучалась историографическая, философская, социологическая, психолого-педагогическая литература по проблеме ценностных ориентаций и ее становления в онтогенезе.
На 2 этапе (1995-1996 гг.) определялись методологические подходы, формировался концептуальный замысел, проводились пилотажные исследования в школах города Черкесска.
На 3 этапе (1996-1997 гг.) разрабатывалась, апробировалась экспериментальная программа "Личность - в контексте древних культур".
На 4 этапе (1997-1999 гг.) производился анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, оценивалась ее эффективность, обобщались полученные данные, разрабатывались методические рекомендации.
Достоверность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются аргументацией теоретических подходов и методологических позиций, основанных на идеях ведущих психологов, социологов, философов; применение комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; объемам и выборки объектов эксперимента и временем его применения; внедрением в образовательный процесс разработанных рекомендаций и их позитивным влияниям на формирование ценностных ориентаций, а также согласованностью всей совокупности теоретических положений и выводов как между собой, так и с данными экспериментальных исследований.
Экспериментальной базой исследования явились средняя школа № 17 г. Черкесска и ряд сельских школ Карачаево-Черкесской республики.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в школах города Черкесска и в ряде сельских школ Карачаево-Черкесской республики. Научно-методическая экспертиза образовательной программы "Личность в контексте древних культур" осуществлялась в лаборатории практической психологии Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования.
Основные идеи исследования и его результаты были обсуждены и положительно одобрены на Российской конференции с участием Санкт-Петербургского и Северо-Кавказского отделения академии акмеологических наук (г. Черкесск, 1995 г.); Межвузовской научной конференции (г. Карача-евск, 1996 г.); Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 1997 г.); Всероссийской научно-практической конференции (г. Пятигорск, 1997 г.); V годичном собрании Южного отделения РАО и XVII-x региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Пятигорск,
1998 г.); Межвузовской конференции (г. Карачаевск, 1998 г.); Международном Конгрессе (г. Пятигорск, 1998 г.); на учительских совещаниях, педсоветах, семинарах в Карачаево-Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования (г. Черкесск, 1995-1999 гг.); на заседании кафедры педагогики и психологии высшей школы СевероКавказского государственного технического университета (г. Ставрополь, 1995-1999 гг.); Всероссийской научно-практической конференции психологов (г. Пятигорск, 1999 г.); Всероссийской научно-практической конференции психологов (г. Черкесск, 1999 г.). Департамент образования Карачаево-Черкесской республики признал экспериментальную программу "Личность -в контексте древних культур" как новаторскую, творческую и рекомендовал к изданию для внедрения в массовую педагогическую практику.
Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе имеются 3 схемы и 12 таблиц. Список литературы включает 237 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Народная игра как средство формирования ценностных ориентаций личности ребенка младшего школьного возраста2010 год, кандидат педагогических наук Брюхова, Юлия Павловна
Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период: XIV - начало XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Дотдаев, Рашид Дагирович
Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе реализации национально-регионального компонента образования: На материале Карачаево-Черкесской республики2004 год, кандидат педагогических наук Реутская, Ирина Николаевна
Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде2004 год, кандидат педагогических наук Темирджанова, Мадина Акбузоуовна
Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев2005 год, кандидат педагогических наук Чомаева, Лариса Мурадиновна
Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Накохова, Рида Рашидовна
Выводы:
1. В соответствии с предметом исследования, которым является изучение особенностей ценностных ориентаций и ее развитие в младшем школьном возрасте разработана процедура экспериментального исследования, которая определяет специфику развития основных компонентов ценностных ориентаций младшего школьника в процессе освоения народного эпоса и мифов Древней Греции. Специальное исследование было посвящено изучению развивающего эффекта при помощи разработанной нами экспериментальной программы "Личность в контексте древних культур".
В связи с недостаточной разработанностью методического исследования ценностных ориентаций младшего школьника, разработка программы экспериментального исследования, а так же подбор методических приемов -особая область данного научного исследования.
2. В результате освоения программы "Личность в контексте древних культур" у учащихся младшего школьного возраста наблюдалось развитие таких компонентов ценностных ориентаций как когнитивного и эмотивного, проявляющихся в устойчивом интересе детей к героям и образам мифов Древней Греции и эпосов Карачаево-Черкесии, такого компонента, как креативность, проявляющегося в идентификации младшего школьника с героями.
Конативный компонент способствует развитию нового уровня самоотношения младшего школьника, обусловленного его ориентацией на героев мифологии Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии. Данное явление способствует формированию нового уровня сознания как осознания мироотношения, расширение своего социального статуса.
3. Через освоение психологических характеристик героев и образов, психологическую интерпретацию их поступков у младшего школьника формируется потребность в творческой самореализации, в осуществлении своих поступков по "закону красоты".
4. Таким образом, в исследовании показаны возможность развития ценностных ориентаций младшего школьника средствами народного эпоса Карачаево-Черкесии и мифологии Древней Греции при условии создания социальных обучающих программ, включающих в себя культурологический материал, а так же сформирование задачи психологического влияния героев эпоса и мифологии на духовную сферу младшего школьника.
•Л®
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования ценностных ориентаций младших школьников является на современном этапе развития начальной школы одной из интересных и значимых проблем. Общая сензитивность к воздействию, окружающих условий жизни, свойственная младшему школьному возрасту, содействует развитию этнических и общечеловеческих норм поведения, рефлексии, психических функций и ценностных ориентаций. Как показал анализ психологических исследований, в настоящее время вне поля зрения ученых остается проблема развития личности младшего школьника и его ценностных ориентаций.
Целью данного диссертационного исследования было выявить специфику развития ценностных ориентаций младших школьников в процессе образования. Анализ психологической литературы позволил заключить, что проблема ценностных ориентаций является стержневой в контексте исследования личности и механизмов становления личности.
В процессе исследования были получены следующие научные выводы:
Обобщив представления о ценностях и ценностных ориентациях, развиваемых в отечественной и зарубежной науках философами, социологами, психологами, нами было сформулировано понятие " ценностная ориентация " как психологическая категория. Под ценностными ориентациями подразумевается отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Ценностные ориентации являются структурными диспозиционными образованиями, в результате чего они достаточно самостоятельны и относительно устойчивы. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень. Они обнаруживаются в идеалах, целях, интересах и других проявлениях личности.
На основе содержательного анализа категорий ценностных ориентаций выделена структура данного психологического феномена по данной проблеме, а структурные элементы системы ценностной ориентации обобщены, углублены, структурированы, наполнены содержанием и доведены до технологического уровня. Они представлены следующими компонентами: Направленность личности как определенная организация ее мотивов.
- Когнитивный (расширение круга представлений детей, углубление их художественного восприятия через образы эпосов и мифов)
- Эмотивный (развитие интереса посредством идентификации с национальными героями эпоса).
- Конативный (формирование моделей поведения, основанных на принципах реализации национальных и общечеловеческих ценностей и способность к ценностному самоопределению).
- Креативный (формирование потребности в творческой самореализации).
Данная структура представляет ценностные ориентации личности, как целостное образование, характеризующее как отношение человека к миру культуры, так и процесс освоения данной сферы личностью.
Выделенные структурные компоненты ценностных ориентаций легли в основу теоретического анализа.
Важным содержанием ценностных ориентаций личности является система доминирующих мотивов личности, выражающим внутреннюю основу ее отношения к действий.
Процесс мышления представляет собой искание и открытие нового, и поэтому система обучения должна учитывать эту его сущностную характеристику.
Человек - это субъект культуры в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие, национальные, духовные и нравственные ценности, культуру, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивают человека образцами и средствами решения личностных задач. Следовательно, ценностные ориентации являются не только продуктом воздействия культурной среды, но и сама личность является носителем определенных оценочных отношений, которые определяются в виде определенных духовных потребностей и жизненных смыслов. (31,44).
В структуре ценностных ориентаций личности особый интерес представляет вопрос о связи духовных потребностей и идеалов. Субъективно переживаемая как "чувство непрерывной самотождественности", психосоциальная идентичность, по мнению Э.Эриксона, базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве "его многообразными социальными связями. (238).
Развитие системы ценностных ориентаций в процессе освоения культуры предполагает не только "присвоение" культурного опыта, но и формирование потребности действовать по законам красоты, создавать предметы культуры.
Эмотивный элемент ценностных ориентаций личности формирует отношение индивида к миру духовных ценностей в форме непосредственного переживания. Одновременно эмоции могут выполнять побуждающую Функцию, на что неоднократно указывал С.Л.Рубинштейн. (168).
Теоретический анализ проблемы развития ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте позволил определить те личностные особенности младшего школьника, которые способствуют освоению мира культуры, как важного фактора социализации: новая внутренняя позиция, открытость ребенка миру, ненасыщаемая потребность в познании, способность к эмоциональной идентификации со значимыми другими, способность к освоению образца, огромные резервы творческого развития.
Основными личностными новообразиями в младшем школьном возрасте является новый уровень самосознания, начало развития рефлексии, развитии нравственной сферы, социальные мотивы поведения, связанные с потребностью приносить другим людям пользу.
В исследовании определен тот личностно развивающий потенциал, которым обладают герои нартского эпоса и герои мифов Древней Греции. Выделенные психологические характеристики героев, а также описание их поступков явились средством персонализации в младшем школьном возрасте.
Сравнительный анализ психологических характеристик героев эпоса народов Карачаево-Черкесии с мифологическими героями Древней Греции позволил выявить этнопсихологическое своеобразие, которым обладают герои эпоса народов Карачаево-Черкесии. А также был составлен обобщенный психологический портрет героев эпоса и мифических героев и были определены основные личностные параметры и возможности их персонализации (запечатленности) в личности младшего школьника.
Реализуя цель развития ценностных ориентаций младшего школьника через освоение ими культуры Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии, составлена опытно-экспериментальная программа "Личность в контексте древних культур", включающая в себя культурологический материал из мифов древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии. Отбор содержания культурологического материала, а так же методы его освоения ориентированы на возрастные особенности младших школьников, а также на резервы их психологического развития. Содержание программы и способы ее освоения школьниками ориентированы на развитие основных компонентов ценностных ориентаций: когнитивной, эмотивной, конативной и ценностного самоопределения.
Программа "Личность в контексте древних культур" направлена на развитие младшего школьника как субъекта активной творческой деятельности, развитие креативности, как свойства личности.
Анализ результатов апробации курса показал его эффективность, позволив зафиксировать позитивные изменения в формировании ценностных ориентаций младших школьников средствами народного эпоса и мифологии.
Обобщение итогов проведенного исследования и анализ полученных результатов подтверждает гипотезу и предполагает, что развитие ценностных ориентаций средствами народного эпоса и мифологии у младших школьников связаны со следующими условиями:
- построением личностно-ориентированной дидактики, основанной на усвоении гуманистических ценностей, составляющих основу гуманитарной культуры (в т.ч. народного эпоса, былин, мифов) и пробуждающей к ним интереса у младших школьников;
- использованием личностноразвивающего, ценностно-ориентацион-ного и самореализационного потенциала народного эпоса и мифологии, что обеспечивает гармоничное становление личности ребенка;
- разработкой и реализацией инновационных программ, направленных на формирование ценностных ориентаций у учащихся средствами эпоса;
- пробуждением у младших школьников интереса к мифам и народному эпосу, использованием механизмов социальной перцепции и идентификации при изучении мифов Древней Греции и эпосов народов Карачаево-Черкесии;
- стимулированием творческой активности младших школьников на освоение духовной культуры народов Древней Греции и Карачаево-Черкесии;
- использованием механизмов идентификации, обособления, рефлексивного принятия и освоения социальных ролей, интериоризации и эксте-риоризации.
В то же время результаты исследования показали, что проблема формирования ценностных ориентаций младшего школьного возраста не ограничивается, так как ее решение предполагает исследование и в других звеньях общеобразовательной школы. Серьезной разработки требует задача формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте - в период «второго рождения личности». Научная разработка этих и ряда других вопросов будет способствовать решению данной проблемы, а следовательно, и дальнейшему повышению эффективности формирования ценностных ориентаций у учащихся средствами народного эпоса и мифологии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Накохова, Рида Рашидовна, 1999 год
1. Абазины: Историко-этногафический очерк. Черкесск, 1989. - 240с.
2. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъектом деятельности "Психология личности в социалистическом об ществе: Активность и развитие личности" Отв. ред. Б.Ф.Ломов, К.А. Абульханова. М.; 1989. - 110 -134с.
3. Аверинцев С.С. "Византия и Русь: два типа духовности" Новый мир. -1988.-№7.-210-220с.
4. Аверкия (Архимандрит) "Душевность и духовность". М.;1949. - 142с.5. "Адыгейский эпос. Нарты." Собрание сочинений в 7 томах. Майкоп. 1971. т. 7.- 203с.
5. Азаров Ю.П."Семейная педагогика. Педагокика любви и свободы". М. "Аргументы и Факты" 1993. 608с.
6. Акбашев А.Х."Отражение народной педагогики в литературе" (Краткий психолого-педагогический анализ).- Черкесск. 1994. 14с.
7. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.; 1981. - 64с.
8. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.; Знание, 1978.- 64с.
9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. Мысль, 1976,- 158с.
10. Асмолов А. Г. Личность, как предмет психологического исследования,- М.;1984.
11. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.;1977. 224с.
12. Ахмеджанов Э.Р.Психологические тесты. М.; 1996. 81с.
13. Баранов В.Е. Личностный фактор человеческих потребностей. /Факторы развития человеческой субъективности/ отв. ред. С.С. Батенин -Л., 1989,- 20-34с.
14. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре. /Культура, человек и картина мира. Отв. ред. А.И.Арнольдов, В.А.Кругликов.-М.; 1987.-90-135с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. /Сост. С.Г. Бочаров. -М.; 1986.-444с.
16. Бачихин В.А. Духовная культура личности /Философские очерки. -М.; 1986. 108с.
17. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.; 1993. 383с.
18. Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание -М.; 1986.-280с.
19. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.; 1981. - 64с.
20. Бессонов Б.Н. Духовность как коренная черта социализма. /Социально-политические науки. 1990.- №4.- 44-52с.
21. Боннар А. Греческая цивилизация. М.; 1992. - 266с.
22. Бодалев А.А. Психология о личности. М.; 1988. - 320с.
23. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.; Педагогика, 1972. - 44с.
24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности,-М.; В., 1995.-348с.
25. Брянцева В.В. Мифы Древней Греии и музыка. М., 1988.
26. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.; 1986. -64с.
27. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. М.; 1989. - 64с.
28. Брушлевский А.В. Психология мышление и кибернетика. -М.;1989. -188с.
29. Буякас Т.М., Зевин О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей- культурных символов- в индивидуальном сознании. /
30. Вопросы психологии. №5. 1997.
31. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. К., 1991. - 195с.
32. Вайнцвайг Н. Десять заповедей творческой личности. М.;1990. -192с.
33. Ван Гог В. Письма. / Пер. Мелковой П.В. Л., М.; 1966. - 602с.
34. Варнке Г. Социальные потребности: их формирование и удовлетворение. / Проблемы мира и социализма. 1973. №3. 20с.
35. Васадзе А. Проблема художественного чувства: Вопросы психологии художественного творчества. Т., 1978. - 174с.
36. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.; 1987. - 238-260с.
37. Вучков Ю. Искусство жить: Проблемы социально- психологических и нравственных ориентаций личности М. 1989. -286с.
38. Вуедт В. Миф и религия. СПб., 1913. - 44с.
39. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары. Чуваш, кн. изд-во. 1974. -376с.
40. Волков Г.Н. Педагогу великому имя народ: (об основах народной педагогики). /Нар. образование. 1989.№ 12. 62-67с.
41. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988. - 239с.
42. Вигасин А.А. История древнего мира.- М., 1989. 157с.
43. Виндельбанд В. Прелюдии СПб, 1904. - с.26
44. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., изд-во МГУ, 1976.
45. Выготский Л.С. Развитие психических функций. М., 1969.- 479с.
46. Выготский Л.С. Избранные психологические труды в 2 т.-М., 1986.-т.2.
47. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
48. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно- эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988. - 126с.
49. Гадагатль A.M. Героический эпос "Нарты и его генезис" Краснодар, 1967.
50. Гамзатов Р. "Горы" сборник стихов. М., 1982. - 180с.
51. Гегель Г.В. Соч.: в 10 т., Т.З. М., 1956. - 371с.
52. Ю.Б. Гиппенрейтер "Введение в общую психологию". М.: ЧеРО -1996.-292-320 с.
53. Григорьян Б.Т. Понятие о человеке в современной философии / О человеческом человеке. М., 1991.-358-383с.
54. Грибанов В.П. К психологической природе интереса, /проблема формирования духовных потребностей личности. Новосибирск. 1970. -216с.
55. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика Карачаево-Балкарского народа. -Нальчик. 1977.
56. Гуревич П.С. Философская концепция Эриха Фромма: Послесловие к книге Э.Фромма "Бегство от свободы".-М., 1990. 334с.
57. Давыдов В.В. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения. / Психолого педагогическое изучение личности школьника. -М., 1977,- 10-27с.
58. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика. 1986.-240с.
59. Давыдов В.В., Эльконин Д.В., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста.
60. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. - 180с.
61. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д, 1983. -56с.
62. Даниэль С.М. Искусство видеть искусство. Л., 1990. - 221с.
63. Дмитриева Э.Г. Основы духовности и нравственности. / Начальнаяшкола. 1994. №4. 47-50с.
64. Доля В.Е. Иллюзия духовности. Львов, 1985.- 224с.
65. Дригус М.Т. Характеристика эмоционального и мотивационного компонентов отношения младших школьников к учению./ Эмоциональная регуляция учебной деятельности. -М., 1988.-94-96с,
66. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер.фил.-1974.-№2.-44-48с.
67. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // ^^ Проблемы ценностей в философии М-л, 1966,- 26с.
68. Жирмунский В.М. Народный героический эпос.- Л., 1962,- 195с.
69. Душевная жизнь детей: Очерки по педагогической психологии /под ред. Лазурского А.Ф. и Нечаева А. М., 1910.- 283с.
70. Загоренко Н.И. Нравственные идеалы старшекласников и их формирование средств.- Худож.литер.-М., 1978.
71. Запесоцкий А.С. Проблемы социализации личности и потенциал отечественной гуманитарной культуры // Человек и общество: тенденция социальных изменений. Мат. междун. н-пр. конф. Санкт-Петербург.-1997.- 135с.
72. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1956. 61с.
73. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998.-№3.-104-114с.
74. Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. М., 1987.- №8.-43с.
75. Изард К. Эмоции человека. М: Изд-во МГУ, 1980.
76. Кабардинские легенды. Пятигорск. 1911.
77. Каган М.С. О духовном: опыт категориального анализа // Системный подход и гуманитарное знание.- Л., 1991 .-208-239с.
78. Каган М.С. О философском понимании ценности // Вестник Ленинградского универс. Серия 6, 1987, выпуск 3.-50с.
79. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М., 1974. -328с.
80. Каган М.С. Иванов В.Г. Прблема потребностей в эстетеике и этике. Ленинград., 1976.-172с.
81. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев A.M. Ногайцы. Черкесск, 1988.-232с.
82. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.-343с.
83. Кандинский В.В. О духовном в исскустве. Л., 1990. - 66с.
84. Каптерев П.Ф. Из итории души: Очерки по истории ума. Спб., 1890. - 255с.
85. Караева А.И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. М., Наука 1966. 319с.
86. Карев Н. Беседы о выработке миросозерцания. Спб., 1899.- 162с.
87. Квятковский Е.В. Пробуждать интерес к лучшим образам искусства. // Советская педагогика. 1989. - №2. - 61-64с.
88. Климов Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифология. М.: Политиздат, 1988. 286с.
89. Кикнадзе Д.А. Потребность поведения воспитания.- М., 1968. -146с.
90. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2т. Т.2. М., 1982.-576с.
91. Коменский Я.А. Мудрость старых чехов. 1964.
92. Коростелева А.А. Формирование духовных ценностей старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. - 16с.
93. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону. 1997.-480с.
94. Котова И.Б. Психология личности в России. Ростов-на-Дону. 1994.-269с.
95. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педа гогики. Ростов-на-Дону, 1994-29 с.
96. Краткий психологический словарь / Под общ. ред.
97. A.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. М., 1990.- 494с.
98. Краткая филосовская энциклопедия / Редкол.: Е.Ф. Губский, Г.В. Ко раблева, В.А. Лутченко. М, 1994.- 576с.
99. Крупннов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
100. Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968.- 945с.
101. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. / Вопросы психологии. 1990.- №3 144с.
102. Культура и развитие человека : Очерк философско -методологических проблем / Под ред. В.П.Иванова, В.П.Казловского, Е.К.Быстрицкого. Киев 1989.- 320с.
103. Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Дисс. на соиск. доктор юр. наук М., 1946.
104. Лазурский А.Ф. Классификация ценностей / Под ред. М.Я.Басова,
105. B.Н.Мясникова.- Госиздат, 1924.-290с.
106. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. И.П.Ф. -Воронеж, 1993.
107. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. - 115с.
108. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики . М., 1965.
109. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.- 277с.
110. Леонтьев Д.А. Личность : Человек в мире и мир в человеке. / Вопросы психологии. 1989. №3. 13с.
111. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М., 1983. - 192с.
112. Лихачев Б.Т. Теория гуманистического воспитания. М. : Педагогика 1974. 496с.
113. Лихачев Б.Т. Школа и церковь : новые отношения ? / Советская педагогика. 1991 - №6. - 33-36с.
114. Люблинская А.А. О воспитательных возможностях учебной деятельности младших школьников. // Вопросы психологии 1977.fi
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.