Развитие нигерийского романа, 70-90-е гг. ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.06, кандидат филологических наук Коптелова, Анна Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.06
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Коптелова, Анна Владимировна
ВведениеЗ
Глава 1. Ранний этап развития нигерийского романа
Глава 2. Тенденции развития нигерийского романа 70-х годов
Глава 3. Новый этап развития нигерийского романа: 8 090-е годы104 Заключение151 Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Азии и Африки», 10.01.06 шифр ВАК
Сиприан Эквенси и процесс формирования нигерийской англоязычной прозы2000 год, кандидат филологических наук Ильина, Надежда Юрьевна
Становление и развитие романа в литературах Восточной Африки2004 год, доктор филологических наук Громов, Михаил Дмитриевич
Система косвенного управления в Нигерии: теория и практика2006 год, кандидат исторических наук Суряпин, Сергей Юрьевич
Кенийский роман 1980-х - 1990-х гг.2001 год, кандидат филологических наук Ринканья, Алина Николаевна
Внешняя политика Нигерии в контексте проблем безопасности в западноафриканском регионе (1960 - 2000 гг.)2004 год, кандидат исторических наук Овока, Бабатола Оладжиде
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие нигерийского романа, 70-90-е гг. ХХ века»
Эта диссертация является первым в отечественном и зарубежном литературоведении исследованием, в котором история романа Нигерии рассматривается с его становления (4 0-50-е гг. XX века) до наших дней, с преимущественным вниманием к тенденциям 70-90-х годов, когда нигерийский роман достигает зрелости как в содержательном, так и в художественном аспектах.
Научный интерес изучения эволюции романа Нигерии, крупнейшей из стран Тропической Африки, определяется, в частности тем, что нигерийская литература, по крайней мере, до 80-х годов занимала лидирующее положения среди африканских литератур, создаваемых на английском языке, и имена ее крупных писателей, таких как Ч.Ачебе или В.Шойинка - первый лауреат Нобелевской премии (1986) по литературе из стран Тропической Африки, - знает каждый образованный африканец. Но еще существеннее то обстоятельство, что многие творческие принципы, разработанные в нигерийской литературе, а также ее проблемно-тематические установки были восприняты писателями других англоязычных стран Тропической Африки и способствовали формированию литературной традиции также и в этих странах. Лишь в последние полтора десятилетия на ведущие позиции в англоязычном регионе выдвигаются литературы Восточной Африки -в первую очередь литература Кении, а затем и Зимбабве, что связано с более благоприятной в настоящее время социокультурной ситуацией в этих странах, чем в Нигерии, где уже длительное время господствует тоталитарный режим.
Таким образом, углубленное исследование развития нигерийского романа помогает лучше осмыслить особенности современного литературного процесса всего англоязычного региона Тропической Африки.
Целью диссертации является, во-первых, воссоздание общей картины идейной и эстетической эволюции нигерийского романа от его истоков до наших дней и, во-вторых, обстоятельное исследование новейших тенденций его развития (70-90-е гг. XX в.), которые по существу еще не были предметом специального рассмотрения.
Комплексный подход к развитию романа Нигерии дал возможность поставить ряд конкретных задач работы: это, во-первых, выявить на основе изучения идейно-тематической эволюции нигерийской романистики. роль творчества англоязычных нигерийских писателей в социальной жизни страны и в частности в развитии общественного сознания; во-вторых, рассмотреть особенности формирования и развития ведущих эстетических принципов нигерийской прозы, ярче всего высвечиваемых именно в истории романа как жанра масштабного и многопланового, открывающего простор творческому поиску; в-третьих, определить своеобразие нигерийской литературы в ряду других англоязычных литератур Тропической Африки.
Методологической базой диссертации являются теоретические разработки отечественной литературоведческой науки и накопленный ею опыт системного и сравнительного исследования современных африканских и восточных литератур. Исходными методологическими установками для исследователя литератур
Африки следует считать положение о единстве мировой культуры, проявляющемся в повторяемости основных этапов историко-культурного и литературного развития у народов с разными культурными и художественными традициями, и положение о связи литературного процесса с историческим, с эволюцией социальных отношений и общественного сознания. Последнее положение особенно важно для исследования современных африканских литератур, создаваемых в условиях активно модернизирующегося общества.
Практическая значимость работы определяется прежде всего тем, что диссертация восполняет заметный пробел в существующих представлениях о новейшем этапе развития англоязычных литератур Тропической Африки, поэтому ее данные найдут применение как в теоретических исследованиях, посвященных эволюции романа в литературах Африки, так и в работах историко-литературного характера, при создании учебников и учебных пособий для высшей школы и справочных работ.
Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций и были изложены в докладах на представительных научных конференциях: на VI и VII Всероссийских конференциях африканистов (Институт Африки РАН, 1994 и 1997)/на конференциях ИМЛИ РАН «Литературы Азии и Африки в 90-е годы XX века. Основные тенденции и явления» (1995), «Литературы Азии и Африки. Современный этап развития» (1997); на выездной сессии Научного совета РАН по проблемам Африки в Санкт-Петербургском университете (Ольдероггиевские чтения, 1998) и др.
Эволюция нигерийского романа рассматривается в диссертации в контексте крупных исторических сдвигов XX века на африканском континенте, страны которого вступают в 60-е годы в эру самостоятельного развития и разносторонней модернизации, причем развитие и модернизация в странах Африки оказались осложненными многими ошибками африканских правительств, а также неподготовленностью к коренным жизненным переменам значительной части населения этих стран. В самой Нигерии к экономическим трудностям добавились трагические испытания гражданской войны 1967-70 гг., представлявшей собой широкомасштабный и исключительный по напряженности и жестокости межэтнический конфликт, поставивший Нигерию на грань государственного распада. В числе других политико-экономических факторов, оказавших непосредственное воздействие на современную нигерийскую ситуацию и в частности на культуру следует отметить также кратковременный нефтяной бум 70-х годов, закончившийся в начале 80-х падением цен на нефть на мировом рынке, что усилило общественную стагнацию в Нигерии. В специфических условиях сегодняшней Нигерии, имеющих, впрочем, много общего с социально-политическими условиями других африканских стран, ее англоязычная литература и в первую очередь роман (литературный жанр, позволяющий наиболее полно отобразить противоречивую социальную реальность Африки наших дней) выступает как фактор социокультурной интеграции полиэтнического населения страны (где проживает не менее двухсот этнических групп), тогда как литературы на отдельных местных языках (йоруба, ибо и т.д.) ив том числе наиболее развитая из них литература на языке хауса, существующая на мусульманском севере Нигерии (до XX столетия на базе арабской графики, ныне на латинице) и насчитывающая не менее двухсот ле развития, имеют более узкую сферу распространения.
Иными словами, литература на английском языке (языке бывшей метрополии, претерпевающем в Африке определенные изменения под воздействием местного языкового субстрата) , выполняет функции общенигерийской. Это подчеркивают крупнейшие писатели Нигерии, представители разных этнических групп - например Чинуа Ачебе, особо выделевший роль тех литераторов, «которые пишут для всей нации, и чья аудитория шире, чем племя или кдан. Эти писатели, - заявил Ачебе, - пишут на английском языке». Нигерийская действительность подтвердила справедливость этого высказывания, относящегося к началу 60-х годов: англоязычная литература Нигерии, и прежде всего роман активно пропагандирует необходимость единства страны, объективно препятствуя укреплению сепаратистских тенденций, что стало особенно заметно после событий гражданской войны 1967-1970 гг.
Характерно, что подавляющее большинство крупных англоязычных писателей Нигерии, в частности писатели, принадлежащие к народу ибо, населяющему Восточный штат, где во время гражданской войны образовалась и просуществовала несколько лет республика Биафра (Ч.Ачебе, С.Эквенси, Дж.Мунони и др.), не поддержали раскол страны по этническому признаку, в их творчестве осужден кошмар братоубийственной бойни.
Англоязычная литература Нигерии уже с конца 50-х - начала ч
60-х гг. и особенно после провозглашения независимости страны (1960) привлекает внимание западных исследователей, пытавшихся не только изучать ее формирование, но и непосредственно на него воздействовать: двое их этих исследователей - Янхейнц Ян и Уилли Бейер (ФРГ) основали в 1957 г. при Ибаданском университете (в котором учились многие видные писатели Нигерии) литературный журнал «Черный Орфей», стимулировавший развитие англоязычной поэзии.
Нигерийская романистика, чье интенсивное развитие началось в 60-е годы, попадает в поле зрения западных литературоведов с середины 60-х годов: так, в книге Джудит Глисон «Вот она Африка. Романы западноафриканских авторов на английском и французском языке» (Gleason J. This Africa. Novels by West Africans in English and French. Evanston, 1965), дается характеристика творческой манеры Сиприана Эквенси; с конца 60-х годов выходят книги Г.Д.Киллэма о Чинуа Ачебе - «Романы Чинуа Ачебе» (Kiliara. G.D. Novels of Chinua Achebe. New York,1969) и «Творчество Чинуа Ачебе» (Killam G.D. The Writings of Chinua Achebe. L.1977). К числу наиболее значительных работ западных ученых, посвященных нигерийскому, и в целом англоязычному роману Тропической Африки, относятся книги Маргарет Лоуренс «Барабаны и пушки. Нигерийские драматурги и романисты, 19521966» (Lawrence М. Long Drums and Cannons. L.,1968), Юстаса Палмера «Введение в историю африканского романа» (Palmer Е. An introduction to the African Novel, L.,1972) и Чарльза Ларсона «Возникновение африканской литературы» (Larson Ch. The emergence of African fiction. Bloomington,1972), куда включена большая глава о нигерийском ярмарочном (простонародном) романе.
Количество западных критических работ о литературе и в частности о романе Нигерии уменьшается в 80-90-е годы, когда внимание исследователей привлекает в первую очередь бурно развивающийся англоязычный роман восточноафриканских стран и в первую очередь Кении; зато в эти годы значительно увеличивается число работ о нигерийском романе, принадлежащих африканским и прежде всего нигерийским исследователям.
Говоря о работах западных авторов, касающихся творчества нигерийских романистов, можно отметить такую характерную особенность, как практически почти полное отсутствие работ, посвященных развитию романа: исследователи либо занимаются собственно одним крупным писателем - чаще всего это Ачебе, Эквенси, В.Шойинка - либо пишут об англоязычной романистике Тропической Африки в целом, что не дает возможности выявить особенности развития и своеобразие отдельных африканских литератур и в конечном счете мешает посижению их региональной специфики.
И напротив, нигерийское литературоведение и критика неизменно обнаруживают интерес именно к эволюции романа в Нигерии, к особенностям литературного процесса страны, в чем убеждают, например, работы О.Тайво «Введение в историю западноафриканской литературы» (Taiwo О. An Introduction to West African Literature. L., 1967) и «Культура и нигерийский роман» (Culture and the Nigerian Novel. L.,1976); Э. Обиечины «Ярмарочная литература Оничи» ( Obiechina Е. Onitsha Market Literature. L., 1972) и «Культура, традиции и общество в западноафриканском романе» ( Culture, tradition and society in
West African Novel. Cambridge,1975) , А.Иреле «Африканский опыт в литературе и идеологии» (Irele A. The African Experience in Literature and Ideology. L.,1991). В этих исследованиях акцентируется связь нигерийского романа с культурными традициями и современной жизнью нигерийского общества и опровергается предположение некоторых западных исследователей о «неаутентичности» нигерийской литературы на английском языке в противоположность литературам на африканских языках.
Представление о характере расхождений между западными и африканскими исследователями в подходе к изучению современных африканских литератур и в частности африканского романа дает статья нигерийского литературоведа Э.С. Нвезеха в известном парижском научном журнале «Ревю де литтератюр компаре», полемизирующая с мнением известного бельгийского компаративиста Альбера Жерара, который в ряде своих работ принижает роль литературы на английском языке, отрицая ее общенациональный характер: А.Жерар считает Нигерию конгломератом не связанных между собой «национальных» литератур (т.е. литератур отдельных этнических групп страны, которые Э.С. Нвезех считает «провинциальными»). Африканский исследователь критикует также весьма распространенную на Западе тенденцию рассматривать англоязычные литературы Африки как единую африканскую литературу на английском языке; он считает решающим при определении границ на литературной карте Африки не языковой фактор, а особенности историко-социального развития африканских территорий. Позиции А.Жерара, который считает африканский роман заимствованной у Запада и неорганичной для африканцев формой, Э.С.Нвезех противопоставяет взгляды такого видного французского компаративиста как Рене Этьембль, который утверждал, что роман является универсальной литературной формой, «правомерной» и для западных, и для восточных литератур: (Nwezeh Е.С. Littérature africaine et littérature comparée In: Revue de littérature comparée. 1985,№ 1).
Другой в своем роде типичной чертой критиков Нигерии как и стран Тропической Африки в целом представляется их интерес к роману прежде всего в аспекте его социального звучания, «ангажированности», широты охвата и глубины анализа насущных общественных проблем. Показательно в этом плане содержательное, богатое фактическим материалом исследование нигерийца Майа-Пиерса Адевале «Танцующая маска» (1992) (Maja-Pearce Adewale. А Mask Dancing. L., 1992),где анализируются особенности нигерийского романа 80-х годов на материале творчества Бена Окри, Ифеомы Окойе,Коле Омотосо и Фестуса Йайи, представителей младшего поколения нигерийских романистов, в чьем творчестве критик усматривает воздействие негативных социальных явлений 80-х гг.: экономического кризиса, связанного с окончанием «нефтяного бума» (способствовавшего подъему нигерийской экономики в 70-е гг.); свертывания демократических свобод; сползания страны к диктатуре. Майа-Пиерс, не довольствуясь анализом социальных воззрений исследуемых романистов, прямо упрекает их и в их лице всю нигерийскую интеллигенцию в несостоятельности за то, что она не разглядела симптомы кризиса, поставившего Нигерию после тридцати лет независимого развития на грань национальной катастрофы. Подобная направленность исследований африканских литературоведов и критиков свидетельствует о смешении задач литературы и публицистики в освободившихся от колониальной зависимости африканских странах, чьи образованные слои ожидают от писателей прежде всего гражданского служения.
Первой значительной работой в отечественном литературоведении, рассматривающей формирование жанра романа в Нигерии, является монография В.Н.Вавилова «Проза Нигерии» (1973), в которой прослеживаются главные тенденции становления нигерийского романа (50-60-е гг. XX в) . Оценивая творчество таких романистов, как Чинуа Ачебе, Оби Игбуна, Флора Нвапа, Элечи Амади, Джон Мунони, В.Н.Вавилов приходит к выводу, что уже в ранних произведениях эти писатели обращаются к общественной проблематике, и нигерийский роман в целом демонстрирует все более глубокое реалистическое освоение социальной жизни. «Нигерийская литература, роман в особенности, - пишет В.Н.Вавилов, - отражает всю сложность современного этапа развития нигерийского общества, его главные тенденции» /41, с.150/*. Вместе с тем В.Н.Вавилов отмечает в нигерийском романе на раннем этапе его развития «тенденцию натуралистической описательности» /41, с.92/, во многом обусловленную стремлением определенной .части нигерийских литераторов представить в истинном свете традиционное африканское общество, нередко получавшее совершенно ложную оценку у авторов «колониальных романов», причем установка на верность факту была заимствована нигерийской критикой у Э.Золя.
Особенности становления жанра романа в европоязычных литературах Тропической Африки (в том числе в литературе Нигерии), где роман появляется под воздействием зарубежного, Здесь и далее первая цифра в косых скобках обозначает номер источника в списке литературы, вторая - цитируемую страницу. главным образом западного опыта в связи с радикальными изменениями в жизни и общественном сознании африканских народов, были рассмотрены в монографии И.Д.Никифоровой «Африканский роман. Генезис и проблемы типологии» (1977). В работе доказывается закономерность появления и быстрого развития в африканских литературах именно романа (с появления которого начинается собственно литературная традиция ряда африканских стран) как жанра, способного адекватно отобразить масштабы и сущность современных социальных преобразований на африканском континенте, для чего оказались непригодными традиционные формы словесного искусства африканских народов (фольклор; у отдельных исламизированных народов - литература средневекового типа). В работе подчеркивается, что важнейшей предпосылкой появления жанра романа в литературах Африки было определившееся уже в колониальную эпоху крушение корпоративной идеологии традиционного африканского общества, обусловленное включением африканских стран в мировую систему товарно-денежных и информационных связей и в частности внедрением в колониальной Африке западной образовательной системы, которая благоприятствовала успехам индивидуального сознания, способного осмыслить африканскую ситуация во всеоружии современных знаний о мире. Соответственно основным содержанием формирующегося африканского романа оказывается конфликт личности, воплощающей прогрессивное «сознание., с различными обнаруживающими свою несостоятельность формами социальной организации» /56, с.175) -с колониальным режимом, с архаичной традиционной общиной, с современным бюрократическим устройством независимых африканских государств, где торжествует культ материальных благ, дух коррупции и протекционизма. Эта характерная черта африканской романистики иллюстрируется в монографии И.Д.Никифоровой на примере творчества видных африканских писателей, в том числе нигерийцев Ч.Ачебе и Дж.Мунони и др.
В 1988г. появляется монография В.Н.Вавилова «Англоязычная проза Тропической Африки», в которой произведения нигерийских романистов С.Эквенси, Ч.Ачебе, О.Нзекву, Ф.Йайи, И.Окпево и некоторых других рассматриваются в общей панораме эволюции художественных принципов романистов как Западной, так и Восточной Тропической Африки от начального этапа бытописательства кзрелому социальному роману. Целью монографии является исследование становления индивидуального авторского творчества у ранее бесписьменных народов и развития «современного художественного сознания в эпических жанрах Литератур Тропической Африки» /47, с.15/, вершинным из которых автор считает роман. В книге анализируется процесс жанрообразования. Возникновение направлений, выявляются стилевые характеристики крупных африканских писателей. «Развитие африканского романа показывает, - пишет В.Н.Вавилов, что именно в органическом взаимодействии, а точнее в противоборстве. двух начал - патриархально-общинного и личностного - и рождается в африканском романе сложная структура во всех ее жанровых разновидностях.» /47,с.144/.
Написанные В.Н.Вавиловым главы о литературе Нигерии, в которых центральное место уделено роману, вошли в обобщающие труды «Современные литературы Африки. Северная и Западная Африка» (1973), Взаимосвязи литератур африканских литератур и литератур мира» (1975), «Развитие литературы в независимых странах Африки» (1980) . Во всех этих работах развитие нигерийского романа представлено как процесс, сочетающий идейные и эстетические завоевания, все боле глубокое постижение противоречивой африканской действительности и одновременно овладение все новыми средствами художественной выразительности.
Среди работ отечественных исследователей, посвященных творчеству отдельных нигерийских писателей, следует отметить книги В.А.Бейлиса «Воле Шойинка» (1977) и М.Л.Вольпе «Чинуа Ачебе» (1984), вышедшие в серии «Писатели и мыслители стран Востока». Монография В.А.Бейлиса охватывает все творчество Шойинки, выступавшего не только как романист, но в первую очередь как драматург и поэт; особое внимание исследователь уделяет связи его произведений .с фольклором и мифологией его родного народа йоруба. Книга М.Л.Вольпе- посвящена преимущественно романистике Ачебе, достоинства которой исследователь видит в глубоком анализе тех противоречий, которые разрывают нигерийское общество в колониальный и особенно в послеколониальный период. «В романах Ч. Ачебе, пишет он, - нет ни одного образа честного политического деятеля, зато вымышленный им мир густо населен чиновниками, презревшими совесть» /49, с.143/. Подобная ситуация порождена утратой нравственных ориентиров в эпоху активной модернизации африканского общества, связанной с резкой ломкой представлений и стереотипов социального поведения в сознании рядового африканца.
История англоязычного романа Нигерии рассматривается в диссертации по периодам, которым посвящены соответствующие главы. Основанием для периодизации нигерийской романистики являются существенные качественные изменения, определяющиеся в процессе ее эволюции под воздействием как быстро меняющейся социально-политической обстановки в стране, так и факторов культурных и эстетических, и прежде всего успехов нигерийских романистов в освоении мирового художественного и духовного опыта и применении его достижений для более глубокого идейно-художественного осмысления нигерийской и общеафриканской ситуации и одновременно разработки новых перспективных путей в современном искусстве.
В первой главе диссертации, «Ранний этап развития нигерийского романа», рассматриваются предпосылки появления, процесс формирования и первые заметные достижения романа Нигерии; этот этап приходится на конец колониальной эпохи и первые годы эпохи независимости, до начала гражданской войны 1967-1970 гг.
В главе характеризуется влиятельная в это время бытописательекая тенденция, представители которой рисуют своеобразный традиционный быт народов, входящих ныне в Нигерийскую федерацию. В диссертации подчеркивается, что разработка подобной тематики, отвлеченной от насущных проблем современной жищзни, оказывается тупиковым путем в нигерийской литературе. Более перспективен социально-бытовой роман воспитательной направленности, в котором ощутимы просветительские намерения авторов, стремящихся дать читателю примеры правильного и неправильного поведения в новой городской жизни. Это та линия становления романа, которая успешно развивается и укрепляется вплоть до наших дней, и от которой ведет свое начало набирающая силу тенденция критического реализма, представленная уже на раннем этапе эволюции нигерийского романа, прежде всего, творчеством Чинуа Ачебе.
Во второй главе диссертации, «Тенденции развития нигерийского романа 7 0-х гг.», посвященной эпохе расцвета нигерийской романистики, отмечено углубление именно этой реалистической тенденции, проявляющееся, в частности, в психологической разработке характеров персонажей, утрачивающих просветительскую одномерность. Значительное внимание уделено в этой главе романам о гражданской войне, выявляющим широкий спектр художественных решений при заметной близости идейных позиций авторов, осуждающих разжигание межэтнических противоречий, показывающих губительное воздействие на общество и личность кровавого хаоса военных лет.
Третья глава диссертации - «Новый этап развития нигерийского романа: 80-90-е годы» посвящена наименее изученному этапу развития нигерийского романа, который выдвигает новые заметные имена (Фестус Иайи, Коло Омотосо, Ифеома Окойе, Бен Окри и др.). Это, прежде всего, писатели, разоблачающие социальные пороки современной Нигерии, резкую классовую поляризацию, всевластие обеспеченных коррумпированных верхов и растущие нищету и отчаяние масс, нравственную деградацию и бездуховность нигерийского социума; в отдельных случаях эти авторы выдвигают экстремистские лозунги последовательного насилия в отношении классового врага (как Ф.Иайи с романом «Насилие»).
Во второй половине 80-х, и особенно в 90-е гг. в Нигерии приостанавливается то, что можно назвать литературной жизнью: свободная творческая полемика, развитие школ и направлений. Причина этого - усилившийся социально-политический гнет, ведущий к разоблачению творческой интеллигенции Нигерии, часть которой оказывается в эмиграции. Именно в этой среде в 90-е гг. в контактах с некоторыми течениями современной мировой литературы формируется такое новое явление, пограничное между литературой и философией, как роман «духовного поиска», представленный, прежде всего, творчеством Бена Окри, завоевавшего широкую международную известность.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Азии и Африки», 10.01.06 шифр ВАК
Становление и развитие научно-образовательного комплекса в Нигерии: 1960-2007 гг.2009 год, кандидат исторических наук Кананыхина, Ксения Сергеевна
Характер отражения исторического прошлого в творчестве писателей стран Африки англоязычного региона (Гана, Нигерия, Кения)1985 год, кандидат филологических наук Туева, Елена Борисовна
Особенности политического процесса и внешняя политика Нигерии в условиях глобализации2008 год, кандидат политических наук Аньяоха Самуэль Чикеренва
Современная политическая культура нигерийского общества: социально-философский анализ2000 год, кандидат философских наук Ония Ене Чинеду
Вооруженный конфликт в Либерии и роль Нигерии в его разрешении, 1989-1997 гг.1998 год, кандидат политических наук Изериб Самсон Акакпати
Заключение диссертации по теме «Литература народов Азии и Африки», Коптелова, Анна Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ исторического пути нигерийского романа показывает, что его эволюция находится под воздействием как общерегиональных историко-социальных и культурных факторов, характерных для всех стран Тропической Африки, так и факторов локальных, определяемых конкретными условиями современной Нигерии.
Влияние общерегиональных факторов сказывается уже на ранней стадии развития нигерийского романа: к ним относится в числе других движение в защиту африканской культуры, развернувшееся в странах Тропической Африки в 30-50-е гг., само существование которой у завоеванных африканских народов отрицалось колониальной доктриной как британского, так и французского колониализма, хотя эти две доктрины, как известно, коренным образом в ряде других вопросов - например, управления колониями («косвенного», при посредничестве традиционных вождей в колониях Великобритании, «прямого», подразумевающего ломку традиционных властных структур, во французских колониях). Задача культурной реабилитации африканского прошлого порождает бытописательское направление в англо- и франкоязычных африканских литературах.
Примечательно, что в литературах на языках Тропической Африки (хауса, суахили), не предназначенных на экспорт, обращающихся только к африканскому читателю, бытописательекая тенденция фактически не представлена; зато в них, так же, как и в литературах на европейских языках, ярко проявляется другая общерегиональная литературная теденция - разработка темы «столкновения укладов», то есть последствий проникновения на африканский континент промышленно развитого Запада с его социальными нормами и его системой ценностей, радикально отличающихся от ценностей традиционной африканской общины. Тема «столкновения укладов» широко разрабатывается литературой просветительской направленности, помогающей читателю лучше ориентироваться в противоречивой современной действительности африканских стран, не отвергать с порога все новое, но и не забывать полезные, сохраняющие жизнеспособность отечественные традиции (на этой почве просветительские тенденции соединяются в произведениях некоторых африканских авторов с бытописательскими, как это происходит, например, в раннем романе О.Игбуны «Ветер против полигамии», 1964).
В период независимого развития стран Тропической Африки выделяется еще один общерегиональный фактор социально-психологического характера, непосредственно воздействующий на развитие литературы: это разочарование широких слоев общества в результатах национально-освободительной борьбы, которая не принесла африканским массам ожидаемых свободы и процветания. Все более очевидной становится классовая поляризация общества, связанная со все большим обнищанием масс и приведшая к возникновению привилегированной социальной группы крупной буржуазии и верхушечного слоя управленческого аппарата. На этом социальном фоне неизбежно процветает коррупция, бюрократизм и иные пороки нового общества, сопровождаемые девальвацией нравственных ценностей. Под влиянием этих факторов углубляется критико-реалистическая тенденция в развитии нигерийского романа, как и романистики других стран Тропической Африки. Магистральной темой, которая разрабатывается нигерийскими романистами в разных аспектах, становится разоблачение социальной несправедливости. Ряд писателей разрабатывает ее реалистически, изображая бесчестные махинации власть имущих, их кричащее благополучие, контрастирующее с нищетой и отчаянием народа: эта тенденция особенно отчетливо выражена в литературе конца 70-х - начала 90-х годов в творчестве Фестуса Йайи, Соналы Олуменсе, Ифеомы Окойе; другие авторы разрабатывают туже проблематику средствами социальной сатиры: Ч.Ачебе в романе «Человек из народа» (1966), Дж.Мунони («Танцор, приносящий удачу», 1974), Н.Нванкво («Мой мерседес больше», 1975).
Одной из основных тем общерегионального характера, появившихся в романистике Тропической Африки в период независимого развития, является тема пагубности межэтнических противоречий, утвердившаяся в литературе как следствие драматического опыта самостоятельного существования многих молодых африканских государств. Однако в Нигерии эта тема приобретает особую остроту и исследуется с наибольшей глубиной проникновения в социальную реальность в силу такого специфически нигерийского фактора, как трагические события гражданской войны 1967-1970 гг. Антивоенная романистика Нигерии, образовавшая самостоятельное проблемно-тематическое направление в развитии нигерийской литературы, существует в двух разновидностях, «массового» и «элитарного» романа, общим для которых является осуждение братоубийственной бойни, призыв к единству страны. К литературе, создаваемой крупными писателями для широкого читателя, можно отнести романы о войне
Переживи мир» (1976) и «Мы разделены» (1980) С.Эквенси, «Никогда больше» (1975) Ф.Нвапы, «Заход солнца на рассвете» Ч.Ике. В то же время в романе «Последний долг» (1976) И.Окпево эта тематика разрабатывается на уровне высокохудожественного социального романа, в котором поднимается тема личной ответственности человека в сложной социально-политической обстановке военных лет, когда повышается давление на индивидуума со стороны противоборствующих сил.
В «романах о войне» выявляется одна тема, которую можно назвать специфически нигерийской, - тема нравственного здоровья общества и индивидуума. Она разрабатывается писателями не только со знаком минус, в разоблачительном аспекте, доминирующем, например, в романе Эквенси «Переживи мир», где изображено крушение нормальных связей между людьми - отношений любви, дружбы, верности, взаимной поддержки, которые приносятся в жертву «выживанию плоти» (а подобный аспект этой темы можно встретить у многих африканских писателей, не только нигерийских, - например, у крупнейшего писателя Ганы Айи Квеи Армы в романах «Прекрасные еще не родились», 1968, и «Осколки», 1971), но и в позитивном плане, когда автор (как Окпево в «Последнем долге») показывает людей, в самое тяжелое время всеобщего озверения не забывающих о долге человечности. В романе Окпево выделяется специфический мотив «милости к падшим», слабым, побежденным, которую воплощают его герои, нередко рискуя при этом карьерой (как майор федеральной армии Али Идрис, не допускающий сведения счетов с представителями поднявшего мятеж и побежденного народа симба) или даже жизнью как скррмный предприниматель Ошевире, вырывающий из рук озверевшей толпы мальчика симба).
Тут уместно вспомнить, что, например, крупнейший кенийский романист Нгуги Ва ТхионгО, описывая Кению эпохи кровопролитной партизанской войны мау мау в романах «Не плачь, дитя» (1964) и «Пшеничное зерно» (1967), изображает роль интеллигенции в эти годы совершенно иначе, чем Окпево, подчеркивая слабость, нерешительность, а то и прямое предательство своих образованных героев, в лучшем случае поднимающихся до публичного покаяния перед народом, как Муго в «Пшеничном зерне», из страха за свою жизнь выдавший колонизаторам вождя повстанцев Кихику.
Именно необходимость воспитания в народе достоинства и самоуважения, потерянных в годы крутой общественной ломки (о чем Чинуа Ачебе писал, как о величайшем несчастье для народа), объясняется, по-видимому, разработкой в нигерийском романе образа рядового человека, честно делающего свое дело среди окружающих взяточников, мошенников, преступников - это тот же Ошевире у Исидоре Окпево, бухгалтер Чиго из романа Ифеомы Окойе «Безухие» (1984), мелкий предприниматель Джери в романе Джона Мунони «Торговец из Обанге» (1971) . Совершенно несхожие между собой писатели будто намеренно задаются целью показать, что герои новой Африки - это не только жулики и проходимцы. Всех троих упомянутых здесь положительных героев отличает, помимо прочего, чувство личного достоинства (это обстоятельство неоднократно подчеркивается такими крупными писателями, как Мунони и Окпево), причем эти персонажи лишены какой-либо просветительской нормативности, одномерности; с мелким розничным торговцем Джери, как уже отмечалось исследователями, в нигерийскую литературу входит тема «маленького человека» -«маленького», но не ничтожного.
Подобный высокий нравственный потенциал нигерийской литературы, определяемый, безусловно, высоким уровнем развития личностного сознания в нигерийском обществе, представляет отличительную черту нигерийской романистики, указывая на особое место творчества крупных писателей Нигерии в истории англоязычного романа Тропической Африки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Коптелова, Анна Владимировна, 1998 год
1. Исследования по истории, социологии, культуре, искусству
2. Бютнер Tea. История Африки с древнейших времен (пер.с нем.), М.: Наука, 1981.
3. Влахова A.C. Нигерия: От авторитарной к плюралистической модели политической системы,- Тропическая Африка: от авторитаризма к политическому плюрализму. М.: Наука, 1996.
4. Дэвидсон Бэзил. Африканцы. Введение в теорию культуры.- М.: Наука, 1975.
5. Ерасов Б.С. Тропическая Африка: Идеология и проблемы культуры. М.: Наука, 1972.
6. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.- М.: Наука, 1982.
7. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М.: Наука, 1990.
8. Катагощина И.Т. Интеллектуальная элита в'странах Тропической Африки. М.: Наука, 1971.
9. Мириманов В.Б. Становление современного искусства в странах Тропической Африки, Развитие жанров в современных литературах Африки. - М.: Наука, 1983.
10. Мириманов В.Б. Искусство Трпической африки. Типология.
11. Систематика. Эволюция. М.: Искусство, 1986.
12. Мирский Г.И. Армия и политика в странах Азии и Африки. -М.: Наука, 1970.
13. Новейшая история Африки. М.: Наука, 1968.
14. Потехина Г.И. Колониальные режимы и культура, Народы Азии и Африки. 1968, №4.
15. Шаревская Б.И. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М.: Наука, 1964.1.. Общие работы по литературе, фольклору, эстетике
16. Бахтин М.М. Проблемы эстетики Достоевского.- М.: Художественная литература, 1972.
17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Художественная литература, 1975.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М. : Искусство, 197 9.
19. Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы.- М.: Наука, 1964.
20. Грифцов Б.А. Теория романа.- М., 1927.
21. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы (пер. со словацкого).- М.: Прогресс, 1979.
22. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М., 1973.
23. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания.- М.: Наследие, 1994.
24. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.
25. Конрад Н.И. Запад и Востиок.- М. : Наука, 1972.
26. Котляр Е.С. Эпос народов Африки южнее Сахары.- М. : Наука, 1985.
27. Критический реализм XX века и модернизм.- М.: Наука, 1967.
28. Кутейщикова В.Н., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман.- М.: Художественная литература, 1976.
29. Литература стран Африки. Сборник первый, М.: Наука, 1964.
30. Литература стран Африки. Сборник второй, М.: Наука, 1966.
31. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М.: Искусство, 1970.
32. Львов Н.И. Современный театр Тропической Африки.- М.: Наука, 1977.
33. Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе// Вопросы философии, 1971, № 4.
34. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.- М. : Наука, 1976.
35. Методика анализа литературного процеса.- М.: Наука, 1989.
36. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман.- М.: Наука, 1976.
37. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа.- М.: Наука, 1976.
38. Проблемы периодизации истории литератур народов Востока.-М.: Наука, 1968.
39. Проблемы Просвещения в мировой литературе.- М. : Наука, 1970.
40. Стенник Ю.В. Система жанров в историко-литературном процессе: Историко-литературный процесс.- Л., 1974.
41. Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественное произведение и личность.- М.: Наука, 1975.
42. I. Исследования по литературам Африки
43. Бейлис. Воле Шойинка.- М.: Наука, 1977.
44. Вавилов В.Н. Проза Нигерии.- М.: Наука, 1973.
45. Вавилов В.Н. Литература Нигерии (Литература на английском языке). Современные литературы Африки. Северная и Западная Африка. - М.: Наука, 1973
46. Формирование нигерийской литературы. Взаимосвязи африканских литератур и литератур мира.- М.: Наука, 1975.
47. Вавилов В.Н. Литература Ганы и Нигерии в 70-е годы. -Развитие литературы в независимых странах Африки (60-70-е годы XX века). М.: Наука,1980.
48. Вавилов В.Н. Становление прозаических жанров в англоязычных литературах Африки. М.: Наука, 1983.
49. Вавилов В.Н. Нигерийская литература книжных базаров. -Массовая литература в странах Азии и Африки. М.: Наука, 1985.
50. Вавилов В.Н. Англоязычная проза Тропической Африки. М.: Наука, 1988.
51. Вознесенская Ю.А., Эльвова В.А. Писатели Нигерии, 19601977. Библиографический справочник. М.: Наука, 1979.
52. Вольпе М.Л. Чинуа Ачебе. М. : Наука, 1984.
53. Гальперина Е.Л. Литературные проблемы в странах Африки. -Современная литература за рубежом. Сб.1. М. : Художественная литература, 1962.
54. Гальперина Е.Л. Под знаком Огуна. Современная литература за рубежом. Сб. 3. - М.: Художественная литература, 1971.
55. Ганкин Л.Б., Туева Е.Б. Черная Африка. История в художественной литературе. М.: Наука, 1992.
56. Ляховская Н.Д. Два этапа развития камерунской литературы (опыт сравнительно-типологической характеристики).54
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.