Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств: На материале дошкольного обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гридчин, Олег Валерьевич

  • Гридчин, Олег Валерьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Орел
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 187
Гридчин, Олег Валерьевич. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств: На материале дошкольного обучения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Орел. 2001. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гридчин, Олег Валерьевич

Введение

Глава 1.Теоретические основы развития музыкальности детей.

1.1. Психолого-педагогические и искусствоведческие аспекты проблемы формирования музыкальности.

1.2. Музыкальность как интегративная характеристика личности дошкольника: ее структура и особенности развития.

1.3.Диагностика музыкальности дошкольников.

1.4. Модель развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств. 72 2.1. Состояние сформированное™ музыкальности детей в условиях традиционной системы воспитания дошкольников.

2.2. Реализация модели развития музыкальности детей.

2.3. Эффективность реализации модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств. 106 Заключение. 127 Список использованной литературы. 131 Приложения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств: На материале дошкольного обучения»

Актуальность исследований. Современный этап развития общества характеризуется не всегда позитивными условиями для формирования личности. Одним из негативных факторов является приоритет радио и телевидения в распространении массовой культуры, подменяющей истинные духовные ценности конъюнктурными притязаниями. В результате теряются ориентиры для разграничения оценки высокохудожественных явлений, произведений среднего уровня и низкопробных поделок. В то же время, испокон веков подлинно художественные творения возвышали не только художника и человека высокой культуры, но и людей, имеющих потребность в образовании, стремящихся к истинно прекрасному. Знакомство с истинными произведениями искусства нередко подталкивало людей к самодеятельному творчеству, что красноречиво говорит об изначально заложенном в человеке чувстве красоты и гармонии. Но природную тягу человека к творчеству необходимо развивать, иначе жизнь каждого из людей и общества в целом грозит стать серой и бесцветной, порождая бездеятельность и пассивность.

Обеднение духовной жизни человека приводит и к другим еще более уродливым социальным явлениям, таким как агрессивность, бесчувственность и чисто прагматическое отношение к действительности. Поэтому остро встает вопрос о необходимости дать человеку возможность прикоснуться к непреходящим ценностям, а что он впоследствии выберет - зависит уже от него самого. Вместе с тем, как доказывает педагогический опыт, начинать реализовывать эту цель воспитания необходимо как можно раньше, с дошкольного возраста.

Однако мало просто поставить детей перед фактом существования истинного искусства, мало воспитать в них художественный вкус и научить разбираться в культурном наследии человечества. Главное - это духовное обогащение личности через активизацию творческих задатков посредством искусства.

Воспитание, на наш взгляд, достигнет своей цели в том случае, если во главу угла будет поставлено развитие в ребенке целостного восприятия себя и мирт, ощущение единой гармонии человека и природы. Эти задачи предполагается реализовывать через образную систему разных видов искусств (музыка, живопись, хореография и прочее).

Следует подчеркнуть, что в отличие от взрослого человека, для которого музыка и движение могут существовать раздельно, психологии ребенка чужда подобная дискретность. Поэтому мы предполагаем, что задачи музыкального воспитания наиболее успешно могут быть решены при комплексном подходе.*

В повседневной жизни у ребенка основной формой познания мира, его освоения и отображения является игра. Это дает возможность предположить, что художественно-музыкальные способности детей будут лучше развиваться в условиях синтеза искусств, влияющего на их гармоничное развитие в целом.

В данном контексте важным является тот факт, что современное музыкальное воспитание дошкольников и их театрально-игровая деятельность существуют в некотором разрыве. Рассматривая эту проблему на примере утренников и тематических праздников, можно констатировать следующее. Зачастую, работникам детского сада из-за нехватки времени на подготовку таких мероприятий и недостатка методической оснащенности, приходится репетировать, доходя в прямом смысле слова до "дрессировки" детей. При этом многие навыки, в особенности творческие, приобретенные на музыкальных занятиях, не получают своего проявления на празднике. Ребенок с трудом запоминает, где ему нужно пройти, куда встать и что спеть.

В предлагаемой же методике упражнения, облекаемые в сказочно -сюжетную форму, выполняют не только воспитательно - формирующую роль, но и имеют основной целью гармоничное развитие ребенка. Применение данной методики ведет к тому, что открытые мероприятия становятся

Комплексная система обучения (от лат. complexus - связь, сочетание) - способ построения содержания обучения и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (напр.,области детских интересов и склонностей, знакомства с определенным кругом жизненных явлений, изучения родного края, выполнения практич. заданий).(110) средством выявления накопленного детьми в ходе обучения. Так, например, музыкально-пластические игры, упражнения на развитие звуковысотного слуха и чувства ритма становятся целыми сценками в будущих постановках.

Облекаемые в сказочно-сюжетную форму упражнения продолжают играть свою воспитательно - формирующую роль и в спектакле, имея основной целью гармоничное развитие ребенка.

Анализ условий, влияющих на гармоничное развитие личности ребенка в целом и его музыкальности в частности, позволил определить основное противоречие. Это противоречие между необходимостью развития музыкальности ребенка и плохо функционирующими на практике ранее разработанными средствами данного вида воспитания.

Музыкальность понимается нами как комплекс способностей, отвечаю -щих за успешное выполнение музыкальной деятельности (Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина и др.).

Цель исследования - разработать научно-педагогические и методические основы развития музыкальности детей средствами комплексного взаимодействия искусств.

Объект исследования - процесс художественного воспитания дошкольников.

Предмет исследования - развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств.

Гипотеза исследования строится на предположении, что развитие музыкальности дошкольников будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:

- организация процесса обучения на основе комплексного взаимодействия искусств, включающего музыку, театр и пластику;

- интеграция музыки, театра и пластики на основе игровой деятельности;

- развитие музыкальности как интегративной характеристики структуры личности средствами образной системы комплекса искусств;

- ориентация на высоко-художественные образцы музыкальной культуры при подборе материала для обеспечения процесса обучения.

Задачи исследования:

- йроанаЛизировать теоретические основы развития музыкальности детей как одного из направлений эстетического воспитания дошкольников;

- выявить основные компоненты структуры музыкальности как интегративной характеристики личности дошкольника;

- изучить возможности интеграции различных видов искусств в процессе развития музыкальности дошкольников с целью разработки модели экспериментальной работы;

- проверить эффективность реализации модели развития музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств опытно-экспериментальным путем.

Методологической основой исследования являются:

- философские труды о роли искусства в формировании личности (Пифагор, Боэций, И. Кант, Г. Гегель, А. Лосев, П. Флоренский и др.);

- выводы психологии о формировании творческих способностей в деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме восприятия искусства (Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин и др.);

- концепции о развитии творческих способностей у детей в процессе художественного воспитания в целом и музыкального в частности (Н.А. Ветлугина, А.И. Зимина, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, Э.П. Костина, О.П. Радынова, Н.И. Сац, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая и др.).

Для реализации поставленных задач избраны следующие методы исследования:

- анализ философской, психолого-педагогической, социально-педагогической и музыкально-педагогической литературы;

- обобщение собственного и передового педагогического опыта;

- методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ педагогических ситуаций, сравнительный анализ занятий и другие;

- проведение констатирующего эксперимента, предусматривающего выявление уровня музьпсальности детей;

- | проведение формирующего эксперимента, включающего разработку содержания и системы средств музыкального воспитания дошкольников на основе синтеза искусств.

Организация и этапы исследования.

Исследование осуществлялось с 1994 по 2000 г.г. в несколько этапов, в процессе которых проводилось целенаправленное изучение исследуемой темы с разработкой её основных компонентов и апробацией их на практике. Первый этап (1994-1996) носил поисково-эмпирический характер. В рамках этого периода изучалась литература по проблеме исследования, производился анализ данных, полученных в результате наблюдений, разрабатывалась модель будущей экспериментальной работы.

Второй этап - констатирующий эксперимент (1997-1998) включал в себя продолжение анализа теоретических основ исследуемой проблемы (философия, психология, педагогика), и состояние её освещённости в специальной литературе. Разрабатывался понятийный аппарат, гипотеза, цель, задачи, методы исследования. Проводились наблюдения, контрольные тесты детей и их родителей с целью выявления проблемы сформированности музыкальности детей как основного исходного условия для начала следующего этапа эксперимента.

Третий этап - формирующий эксперимент (1998-1999) ставил своей целью апробацию на практике и выявление результативности разработанной модели развития музыкальности детей средствами комплексного взаимодействия искусств (музыки, театра и пластики).

Четвертый, заключительный этап (2000) был посвящен обработке данных, полученных в ходе экспериментальной работы и оформлению ее результатов в диссертационное исследование.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается: - в развитии понятия «музыкальность» применительно к детям дошкольного возраста;

- в разработке теоретической модели развития музыкальности детей в усЛовиях комплексного взаимодействия искусств;

- В определении педагогических условий эффективного функционирования разработанной модели развития музыкальности детей на практике.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях комплексного взаимодействия искусств. Разработанная методика и нотно-песенный материал могут быть использованы и в работе по музыкальному воспитанию в младших классах общеобразовательной школы, в творческих объединениях и художественных кружках.

Достоверность результатов исследования. Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на фактическом материале, полученном в опытно-экспериментальной работе. Достоверность результатов и выводов подтверждается математической обработкой и качественным анализом полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из направлений художественного воспитания дошкольников является развитие их музыкальности. Музыкальность - это не только комплекс способностей, отвечающих за специфические виды деятельности, но и интегративная характеристика личности, участвующая в процессе ее гармонизации.

2. Основой модели развития музыкальности дошкольников должен являться комплекс дисциплин, объединяющий музыку, театр и пластику, т.к. музыкальное воспитание в данном виде более эффективно и способствует гармоничному развитию личности, затрагивая внутренний мир ребенка и внешние его проявления, основой которых является игра.

3. Эффективность методики развития музыкальности основывается на следующих компонентах: а) восприятие музыкального образа; б) его выявление и развитие на вербальном уровне; в) пластическое отображение образов; г) соединение накопленного образно-эмоционального опыта и соответствующих навыков в единую театрально — музыкальную форму.

4. Важнейшим условием, влияющим на эффективность развития музыкальности детей, является вариативность каждого из предложенных элементов системы процесса обучения, которые могут видоизменяться по форме и по содержанию (может изменяться очередность этих элементов: сюжет предлагается детям уже готовый, а они выбирают из прослушанных музыкальных отрывков, наиболее подходящий для его иллюстрации).

Таким образом, собственно музыкально-драматическая постановка является не самоцелью, а лишь частью процесса гармонизации личности, его логическим продолжением, то есть имеет обобщающий характер. Весь процесс музыкально-театрального воспитания в целом направлен на наиболее полное раскрытие индивидуальности ребенка как творческой личности, расширение сферы его образного мышления с основной целью — научить сознательно оперировать результатами впечатлений и приобретенными навыками в процессе самовыражения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась

- в педагогической практике автора в качестве педагога дополнительного образования в ДОУ № 23 «КАПЕЛЬКА» г. Орла в период с февраля 1994 г. по настоящее время;

- в лекциях по дисциплине «музыкальное воспитание дошкольников» для студентов факультета «Педагогика и психология дошкольного воспитания» ОГУ;

- в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах;

- в выступлениях на заседаниях кафедры музыки ОГУ;

- в публикациях по теме исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гридчин, Олег Валерьевич

Выводы по второй главе.

Проведенный эксперимент в целом можно считать состоявшимся. Модель экспериментальной работы по суТи своей является схемой этой работы, включая в себя методы и принципы педагогической деятельности по развитию музыкальности дошкольников средствами синтеза искусств. При разработке этой модели учитывалась специфика музыкального развития дошкольников, ее методы и приемы, а также интеграция этих методов с задачами театрально - пластического воспитания детей этого возраста. Главной целью при разработке модели эксперимента и при ее апробации на практике являлось развитие музыкальности, как части гармоничного развития личности ребенка. В процессе апробации на практике и разработанная модель эксперимента, и собственно методика развития музыкальности дошкольников претерпевали незначительные изменения. В особенности это коснулось методов по развитию тембрового слуха и игры на музыкальных инструментах, которые являются специфическими видами музыкальной деятельности. Но в ходе работы были найдены пути их интеграции с театральными дисциплинами.

Игра - основа творчества и всей жизнедеятельности ребенка. Потому игра и незыблемо вошла составной частью во всю педагогику. Основная же проблема дошкольного образования - проблема организации игры. Музыкально-театральные занятия по форме своей являются игрой, ставя целью не только развитие специальных способностей, но и гармоничное развитие личности ребенка средствами искусств.

По своей природе художественное творчество интегративно. Произведения искусства, являющиеся его продуктом, в свою очередь таковы и по способу их создания и по форме восприятия. И хотя знания, умения и навыки являются обязательным условием для свершения того или иного творческого акта, но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.

Музыкально-театральная форма является игровой и имеет целью развитие музыкальности личности, а также служит изменению ситуации, при которой современное музыкальное воспитание дошкольников не всегда имеет вид игры. Модель эксперимента сочетает в себе несколько уровней развития личности ребенка: развитие общих музыкальных способностей; образно-пластическое развитие, направленное на эмоциональное и психофизическое раскрепощение ребенка; творческое развитие личности ребенка.

Музыкально - театральное воспитание сочетает в себе существование ребенка в предлагаемых обстоятельствах (сюжет игры, сценарий сказки и т. д.) и пластическое отображение музыкальных образов, усиливающее образно-эмоциональную сферу, как важнейшее условие развития музыкальности личности.

Движение является средством развития художественных возможностей детей, основанном на понимании и переживании музыки. Итогом цикла комплексных музыкально-театральных занятий с детьми является музыкальная сказка. Однако она сама по себе не может и не должна становиться самоцелью. Процесс подготовки к показу этой сказки и является основным направлением и методом работы по развитию музыкальности детей средствами комплексного взаимодействия музыки, театра и пластики.

Спектакль же для детей является одной большой игрой, а для педагогов системой средств воспитания. Тогда развитие музыкальности у детей средствами музыкально-театральных занятий в условиях синтеза таких видов искусств, как театр, музыка и пластика, происходит естественно и отвечает игровой сути жизни.

Результаты, полученные в ходе обработки данных на выходе из эксперимента, весьма удовлетворительны и говорят об эффективности применяемой методики воспитания. К большому сожалению, за пределами таблиц остались факторы, неподдающиеся измерению. Это раскрытие творческой индивидуальности ребенка, его эмоциональная раскрепощенность и самое главное - чувство радости, рождающееся у детей на занятиях.

Заключение.

Исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме музыкальности и данные собственных генетических исследований позволили нам сделать выводы о том, что комплекс музыкальности представляет собой многоуровневую систему общих и частных музыкальных способностей, ответственных за развитие музыкальности. К общим относятся те, которые необходимы для формирования вышеназванной комплексной способности; к частным - помогающие решению этой задачи лишь в отдельных ее видах. Структура общих музыкальных способностей состоит из двух основных подструктур: а) эмоциональной отзывчивости на музыку - главного показателя музыкальности; б) познавательных музыкальных способностей -сенсорных, воображения и музыкальной памяти. К общим сенсорным музыкальным способностям могут быть отнесены музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический и гармонический) и чувство ритма; к общим интеллектуальным музыкальным способностям - музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальное воображение. Частным музыкальным способностям соответствуют абсолютный слух и различного рода исполнительские данные -сенсорные, моторные, сенсомоторные. Каждая музыкальная способность, в свою очередь, - системное образование, состоящее из компонентов различной сложности; она формируется от элементарных к все более сложным составляющим. Однако компоненты музыкальности развиваются не равномерно, но, являясь в своей целокупности интегративной характеристикой личности, лучше поддаются педагогическому воздействию средствами комплекса искусств (комплексную способность необходимо развивать комплексными методами).

Анализ теоретических источников вскрыл достаточно широкую разработанность в психологических исследованиях различных аспектов развития музыкальных способностей у дошкольников: деятельностного, поведенческого и личностного. Изучение педагогических исследований позволило определить важность и значимость игровой деятельности в жизни ребёнка. Однако обнаружилась недостаточная разработанность педагогических условий, при которых игра органично сочетается с музыкальным воспитанием и, как следствие того, - недостаточная эффективность последнего.

2. В ходе проведённого исследования были выявлены условия, влияющие на развитие музыкальности дошкольников (активно формирующие, социально-психологические и наследственные).

Активно-формирующими условиями музыкального развития детей на основе комплексного взаимодействия искусств являются:

- восприятие детьми высокохудожественных образцов музыкальной культуры;

- развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально -театральных занятий;

- воспитание творческой активности у детей посредством слияния музыкальных и пластических образов в целостное отношение к окружающему миру.

В качестве социально-психологических условий мы выделяем:

- индивидуальные и возрастные особенности личности ребенка;

- специфику отношений в детском коллективе и семье;

- психологический климат на занятиях;

- коллективный вид деятельности как основной в музыкально-театральном воспитании.

Под социально-средовыми условиями подразумевается совокупность взаимоотношений, сложившихся в детском коллективе, поддающихся изменению в процессе воспитания и служащих одновременно условиями обучения и его целью. Этой целью является гуманистическая направленность воспитания, носящая, как индивидуальный, так и групповой характер. Психолого-личностные факторы подразумевают учет индивидуальных и возрастных особенностей развития личности каждого отдельно взятого ребенка (индивидуальный подход), а также принятие во внимание различных видов психологических зажимов, уровня развития ббщих 'способностей (отставания или опережения сверстников) и индивидуально-личностных проявлений ребенка в детском коллективе (лидерство, теневая позиция).

Наследственность рассматривается нами как совокупность психологических и духовных потенциалов ребенка.

Был выявлен еще ряд факторов, влияющих на "чистоту" эксперимента, на его объективность. Таковыми являются: время проведения занятия (до обеда или после него, день недели), загруженность детей другими занятиями в течение дня, привычность обстановки (в каком зале, с каким из воспитателей проводится занятие) вплоть до того какое настроение в этот день у лидера группы.

3. Результаты эксперимента показали, что при комплексном подходе к музыкальному воспитанию активно развиваются все основные музыкальные • способности. Особенно характерно усиление эмоциональной отзывчивости на музыкальный материал, а также мелодический слух, чувство ритма и творческое мышление. Музыкальная память, как одна из базовых способностей, развивается лучше при сочетании музыкальных форм занятий (слушание, пение и т.д.) с театральными (воплощение услышанных музыкальных образов в пластические этюды, сценки, а затем и сказки). Развитие же творческого мышления воспринимается нами не только как часть процесса усиления развития музыкальности, но и как показатель роста творческой активности. А это, в свою очередь, - проявление процесса гармонизации личности, который и должен, по нашему мнению, ставиться во главу угла при разработке любых методик.

4. Исследование показало, что музыкальная деятельность, сочетаясь с театральной, проходит более успешно и, будучи подкреплённой чувством удовольствия и радости, создаёт положительно-эмоциональное настроение на занятии, являющееся основой для формирования интереса к вышеназванной деятельности.

5. Педагогический процесс, построенный на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (музыкальной, театральной и пластической), способствует более активному развитию музыкальности.

6. В исследовании обнаружена роль взаимодействующих искусств в воспитании ребёнка, как фактора стимулирующего его творческую активность, обеспечивающую, в свою очередь, развитие не только музыкальности, но и эстетических вкусов, оценок и т.д.

7. Одним из основных итогов проведенного исследования является подтверждение тезиса о высокой значимости комплекса искусств в педагогическом процессе и его влиянии на гармоничное развитие личности, основанном на движении от внешнего восприятия к внутреннему сопереживанию через эмоциональную активность, эмоциональную оценку и творческое проявление способностей ребёнка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гридчин, Олег Валерьевич, 2001 год

1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к Сверстникам // Вопр. психологии. 1980. - №5. - С. 6070.

2. Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. -М., 1969.-С. 176-212.

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.- 256 с.

4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 352 с.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -М., 1990.- 187 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 283 с.

7. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М.,1962. - 270 с.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- 260 с.

9. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М., 1989. - 147 с.

10. Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. -М., 1966.-С. 188-205.

11. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. - 178 с.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. - М., 1984.- 11 с.

13. Арчажникова Л.Г. Личностный подход к профессии учителя музыки // Методологические проблемы музыкальной педагогики: Материалымеждународной научно-практической конференции / Отв. ред. Э.Б.Абдуллин, Т.А Осипенкова. М., 1991. - С. 28-31.

14. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.; - Jl.; -965 с.

15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.- Л., 1971. Кн. 1; 1977. Кн. 2.

16. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образований. Л., 1973. - 134 с.

17. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. — 320 с.

18. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени // Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сборник статей / Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

19. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989. - 368 с.

20. Байер И.Воспитание детей в играх П Дошкольное воспитание. 1965. — № 12.-С. 3- 15.

21. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальные переживания в дошкольном возрасте. М.,1925. - 324 с.i '

22. Белобородова В.А. Музыкальное восприятие (К теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975. - 144 с.

23. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1992. - 187 с. 11

24. Блонский П.П. Избр. пед. соч. М., 1961. - 263 с.

25. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры // психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. - С. 254-269.

26. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М 1968.

27. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. - № 6.

28. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985. - 143 с. 29а. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебноепособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 208 с.

29. Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5-6 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 19 с.30а. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. - 186 с.

30. Брыкина JI.B. Содержание и методы проведения занятий по эстетическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. - № 5 - С. 49 -54;-№6-С. 5-11.

31. Быкова Н.А. Комплексное эстетическое воспитание дошкольников // Искусство в школе. 1995. - № 1 - С.56.

32. Валлон А. Психологическое развитие личности. М., 1967. — 183 с.

33. Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М., 1983.-286 с.

34. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.-223 с.

35. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958. - 240 с.

36. Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М., 1960.-275 с.

37. Выготский JI.C. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.-182 с.

38. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968. - 375 с.

39. Выготский JI.C. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.З.

40. Выготский JI.C. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6т.-М.,1983. Т.З.

41. Выготский JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Тексты. М., 1982. - 164 с.

42. Галкина JI.B., Бобылева С.Н. Нетрадиционные формы организации детей на занятиях: старшая группа // Дошкольное воспитание. -1991. № 2 - С.11.16. j I

43. Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.- М., 1978. 284 с.

44. Гейнрихс И.П. Музыкальная память // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1973. - С. 28 - 43.45а. Головинский Г.Л. О вариативности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. М.,1980. - С. 16-24.

45. Готсдинер А.Л. Формирование музыкально-слуховых представлений //Методы активизации эстетического воспитания в школе.- Л., 1968. С.23-38.

46. Готсдинер А.Л. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981. - 148 с.

47. Готсдинер А.Л. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания: Учебное пособие. Калинин, 1985. - 79 с.

48. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. - 190 с.

49. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969. 132 с.

50. Гросс К. Душевная жизнь детей. Спб., 1906. - 218 с.

51. Детский сад в Японии: опыт развития детей в группе. Перевод с японского Гришелевой Л.Д. М.: Прогресс, 1987. - 148 с.

52. Грюнелиус Э.П. Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста. Перевод с немецкого Тольской М.В. М.: Мир книги, 1992. - 264 с.•v

53. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репниной -М., 1987.-286 с.

54. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М., 1985.-254 с.

55. Житная И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов на дону, 1997.- 19 с.

56. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. - 238 с.

57. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 5-10.

58. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

59. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Зинченко В.П. Рузская А.Г. Восприятие и действие. М., 1967.

60. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М., 1978. - 248 с.

61. Зимина А.Н. Некоторые вопросы теории и методики музыкально-ритмического воспитания // Учен. зап. МГПИ им В.И. Ленина. М., 1964. Т. 145, вып. X.

62. Зимина А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1997. 24 с.

63. Зуйкова Е.Н. Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики России 19 20 вв.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 19 с.

64. Зинченко П.И. Проблемы психологии памяти. Харьков, 1969. - 283 с. 65а. Еремкин А.И. Система межпредметных связей в высшей школе. — Харьков: «Вища школа», 1984. - 152 с.

65. Еремкин А.И. Творчество основа инноватики в образовании // Инновации в образовании: теория и практика / материалы международной научно-практической конференции / под ред. А.И. Еремкина. - Белгород: БелГУ, 1998.-С. 16-22.

66. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1982. - 244 с.

67. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984. - 187 с.

68. Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и про многое другое. М., 1976—214 с.

69. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986. - 192 с.

70. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. Статьи и выступления разных лет. М.: Знание, 1984. - 64 с.

71. Караманенко Т.Н., Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детскихтмузыкальных инструментах. М., 1990. - 174 с.

72. Карой Е.Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольног возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. 20 с.

73. Квятковский Е.В. Через эмоции к высокой духовности: о художественном воспитании // Дошкольное воспитание. 1992. - №1 - С. 57 - 61.

74. Комиссарова JI.H. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет. М., 1980. - 134 с.

75. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1987.-264 с.

76. Корчаловская Н.В. Некоторые подходы к изучению развития музыкального восприятия в дошкольном мире // Новые исследования в психологии / АПН СССР. 1987. - № 1 - С. 58 - 60.

77. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7 лет. М., 1983. - 146 с.

78. Кузнецова А.Н. Эстетическое воспитание детей в детском саду и школе // Дошкольное воспитание. 1985. - № 7 - С. 17-18.

79. Кузьмин В.Е. Становление музыкальности одаренных дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 19 с.

80. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. М.: Л., 1939. - 118 с.

81. Леонтьев А.Н. Развитие психики в онтогенезе // Избр. психол. произв. В 2-х т. М., 1983. Т. I. - С. 280-385. - М., 1968. - С. 36-132.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 164 с.

83. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.-285 с.

84. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы дошкольной игры // Советская педагогика, 1944, № 2. С. 36.85а. Лифшиц И.Г. Уроки ритмики в детском саду // Дошкольное воспитание. -1990.-№ 5- С. 5-11;- 1991.-№ 11 С. 81-95.

85. Малая советская энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1976. Т. 6.

86. Матвеева Л.В. Комплексная методико-педагогическая подготовка учителя музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. 16 с

87. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки: О содержании понятия «адекватное восприятие музыки». М. 1980. -115 с.

88. Медушевский В.В. Духовные аспекты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей. Авторы: Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева,

89. В.В .Медушевский, В.А.Школяр. М., 1983. - С. 260-289.

90. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. — 143 с.

91. Мурычева Н.И. Развитие музыкально — сенсорных способностей детей раннего возраста: В помощб музыкальноиу руководителю детского сада. // Дошкольное воспитание. 1980. - №11. - С. 84 - 86.

92. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981. С.86.

93. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М., 1972. -273 с.

94. Назайкинский Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха. М., 1977. - 173 с.

95. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыко-знания // Восприятие музыки. М., 1980. - С.38.

96. Наурызбаева Р.Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение школа -ВУЗ»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. - 18 с.

97. Никитина Э.Н. Приобщение детей к прекрасному: подготовительная группа // Дошкольное воспитание. 1987. - № 5 - С. 17-18.

98. Новикова Л.И. Деятельность детского коллектива как фактор его развития // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника: Материалы научно-практической конференции. М.: ЦС ПО РСФСР, 1983. - 116 с.

99. Палавандишвили M.JI. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. М., 1972. - 164 с.

100. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Пособие для учащихся и студентов средних и высших музыкальных учебных заведений. М., 1994. -303 с.

101. Пиаже Ж. Логика и психология // Избранные психологические труды. -М., 1969.-С. 137-179.

102. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. М., 1987. - 218 с.

103. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. М.: Mill А, 1997. - 320 с.

104. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П.Усовой. М., 1966. - 237 с.

105. Радынова О.П. Слушаем музыку .- М., 1990. 186 с.

106. Радынова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми И Дошкольное воспитание. 1991. - № 1 - С. 105 - 110; - № 2 - С. 110 - 121.

107. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989. - 164 с.

108. Разумный В.А. Прекрасное во всем. М., 1988. - 214 с.

109. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Большая россиская энциклопедия, 1993. Т. 16. - С. 393 - 395.

110. Распопова Н.И. Особенности познавательных способностей у детей дошкольного возраста в различных условиях социализации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. 18 с.

111. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. - 186 с.

112. Рубан Т.Г. Развитие музыкальног восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств: Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1998. 20 с.

113. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. - 234 с.

114. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. - 217 с.

115. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. - 216 с.

116. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л., 1980. - 248 с.

117. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. М., 1988. С. 398.

118. Соколова И.Ю. Развитие индивидуальных способностей ребенка в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. 19 с.

119. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М., 1982. 115 с.

120. Станиславский. Работа актера над собой.- М.,1961. 376 с.

121. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. -М., 1976.-212 с.

122. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. - 254 с.

123. Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма // Генезис сенсорных способностей.- М., 1976. 248 с.

124. Тарасова К.В., Гребельник С.Г. К вопросу о психологической природе абсолютного слуха // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду: Сб. научных трудов. М., 1984. С. 38.

125. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М., 1988. 176 с.

126. Теплицкая И. Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста // Играи ее роль в развитии ребенка,- М., 1978. С. 111-116.

127. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Избр. труды: В 2'т.-М.Д985.-Т. 1.-385 с.

128. Торшилова Е.В. Эстетическая одаренность: что это?: к проблеме эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 1992. №2 - С. 57 - 60.

129. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. - 245 с.

130. Усова А.П. Игра и организация жизни детей.- М., 1962. 215 с.

131. Усова А.П.Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника.- М., 1966. С. 38-48.

132. Ушинскии КД. Соч.: В 3 т. Т. 1. - М., 1979. - 325 с.

133. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников.- М., 1961- 244 с.

134. Фокина Т.И. Развитие у детей восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальных занятиях // Дошкольное воспитание. 1987.- № 11 -С. 91- 93.

135. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидер. В.В.Ошиса.- М.: Изд. группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. 164 с.

136. Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. Петроград, 1920. - 264 с.

137. Хорошилова Т.Ю. Развиваем у детей чувство ритма. О музыкальных занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. 1991. - № 1 —1. С. 100 104.

138. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной.-М., 1974.-337 с.

139. Царькова Е.В., Сербина Е.Н. Музыкальное воспитание в детском саду. Новые подходы И Искусство в школе. 1992. № 2 С. - 17-19.

140. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1977. 20 с.

141. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М., 1988. Кн. 1.-382 с.

142. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий.- М., 1994. 373 с.

143. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса.- М.; JI., 1947. 264 с.

144. Шацкая В.Н. Музыка в детском саду.- М., 1923. 237 с.

145. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М., 1975.-244 с.

146. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. М., 1966. - 208 с.

147. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.-215 с.

148. Шмаков С.А., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сб. игр-коррекций. М., 1994. - 218 с.

149. ШоломовичС. М., Руденко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ.- Киев, 1985 364 с.

150. Экки Л.Ю. Театрально игровая деятельность дошкольников на музыкальных занятиях // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7 - С. 111-112.

151. Элъконин Д.Б. Экспериментальное исследование генетического развития музыкального восприятия // Музыкальное воспитание в современном мире.-М., 1973.-С. 78.

152. Элъконин Д.Б. Избран, психологические труды.- М., 1989. 129 с.

153. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978. 245 с.

154. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М., 1985.-276 с.

155. Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной дея-льности II Взаимоотношения детей в совместной деятель-сти и проблемы воспитания.-М., 1976. С. 41-59.

156. Hevner К. Experimental Studies of the Elements of Expression in Music// Amer. J. Psychol. 1936.48.

157. Karma K. The Ability to Structure Acoustic Material as a Measure of Musical Aptitude 5. Summary and Conclusions // Research Bulletin. 1980. N. 52.

158. Lewandowska K. Structure and Development of Musical Aptitude in Childhood/ZBulletin de Psychologie. 1976-1977. Vol. 30.161a. Maslow A.H. Motivation and Personaliti. N. Y., 1954. 328 p.

159. McDonald D. The Identification of Elementary School Children's Musical Concepts as a Function of Environment. Ohio State Univ., 1970.

160. McLeih J. Musikal Cognition // Music Edycation Research Paperers. 1968 № 2.

161. Michel P. The Optimum Development of Musical Abilities in the First Year of Life / psychology of Music. 1973. Vol. 1. N. 2.

162. Moog H. Specific Aspects of Musical Learning: A Contribution Towards a Specific.

163. Moorhead G. Pond D. Music of Young Children//Musical Notation. 1944. N 3.

164. Rife D.C., Snyder L. N. A Genetic Refutation of the Principles of Behavioristic Psychology // Hum. Biol. 1931. 3.

165. Romenek M. A Self-Instructional Program, for Musical Concept Development in Preschool Children//J. Res. Mus. Ed. 1974. Vol. 22.

166. Shuter Dyson R.,Gabriel C. The Psychology of Musical Ability. N. Y., 1981.

167. Taebel D. The Effect of Various Instructional Models on Children's Performance of Music Concept Tasks // J. Res. Mus. Ed. 1974. Vol. 22.

168. Tredgold A. Mental Deficiency (Amentia). L., 1922.

169. Viscott D. A Musical Idiot Savant. A Psychodynamic Study, 20 and Some Speculations on the Creative Process//Psychiatry, 1970, 33.

170. Wing H. Is Musical Aptitude Innate? Rev. Psychol. Music, 1963. 1.

171. Zenatti A. The Role of Perceptual-Discrimination Ability in Tests of Memory for Melody, Harmony and Rhythm//Music Perception. 1985. Vol. 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.